Древняя греция игпзс. История государства и права зарубежных стран. Шпаргалка (Ю. Н. Марочкина)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Образовательный портал - все для студента юриста. Древняя греция игпзс


ИГПЗС конспект - Стр 2

В городах было самоуправление, во главе — совет старейшин.

Вооруженные силы:

В период Цинь проведена реформа — введена воинская повинность, в армию брали мужчин от 23 до 56 лет. Они проходили годичную подготовку, затем несли гарнизонную службу в течение года, после этого 1 месяц каждого года несли службу в ополчении по месту жительства. Постепенно формируется постоянная армия, которая расквартировывалась в провинциях.

Судебная система:

Существовало специальное судебное ведомство. Его возглавлял высший чиновник тинвей. Судебные дела рассматривались судьями, подчиненными тинвею в провинциях и уездах. Также судебные функции выполняли чиновники — в волостях и городах. Низшим судом была уездная администрация. Если дело в уезде не рассматривалось, его направляли губернатору, если и там дело решить нее могли — отправляли тинвею. Высшая судебная инстанция — император.

Источники права:

Как правило сборники законов готовились императорами в соответствующий период правления династии. Их достаточно много.

Право собственности:

В Древнем Китае шла борьба двух тенденций: тенденция доминирования государственной собственности на землю и доминирования частной собственности на землю. Особенно остро эта борьба проявилась в 3 период в результате реформ Шан-Яна. Свободная продажа купли-продажи земли привела к тому, большая часть крестьян разорилась и стала безземельной. Соответственно, усилилась эксплуатация крестьян в частных владениях, что приводило к восстаниям крестьян. Этот процесс постоянно обострялся. Правители попытались решить этот конфликт путем ограничивания частного крупного землевладения. Так, Лю Бан, основатель династии Хань, освободил часть крестьянских хозяйств от высоких налогов, а позднее император Уди в 119 г. до н.э. ограничил земельные владения крупных собственников и количество рабов и крестьян, работавших в их владениях. Максимальный земельный надел — 138 га, остальное — государству, а потом распределялось между безземельными крестьянами. В 9 г. до н.э. император Ван Ман запретил куплю-продажу земли, она стала государственной, ее стали выделять за службу. Т.о. победила тенденция доминирования государственной собственности на землю.

Договорно-обязательственное право:

Договоры купли-продажи, займа, дарения, найма, аренды земли (очень распространен), личного найма людей и др.

Семейное и наследственное право:

Семья носила ярко выраженный патриархальный характер. Отношения строились на основе идей Конфуция, а именно: семья — первичная ячейка общества, которая функционирует согласно естественным законам. Отсюда — правитель - «отец» народа, который должен о нем заботиться — патерналистское государство.

Брак заключался главами семей жениха и невесты или самим женихом и главой семьи невесты. Были закреплены пределы вступления в брак для мужчин и женщин. Для мужчин — 16-30 лет, для женщин — 14-20 лет. Это пределы терпения богов, гнева предков на своего потомка.

Уголовное право:

Понятие преступления связывалось с проявлением человеком преступной воли, направленной против государства или общества (по Конфуцию). Наказание должно было соответствовать интенсивности проявления преступной воли. Поэтому выделялись организаторы, исполнители и соучастники, организаторы наказывались сильнее.

Известно около 500 видов преступлений, среди которых государственные, религиозные, против личности, против имущества (кражи, грабеж, угон скота, отказ от уплаты налогов, пьянство — вплоть до смертной казни), воинские преступления (неявка к сроку на службу, трусость в бою, дезертирство), против чести и достоинства, против семьи и др.

При Му Ване (период Чжоу): выделено 5 наказаний — клеймо на лицо тушью, отрезание носа - за 1000 видов нарушений, отрезание рук или ног — за 500 видов нарушений, отрезание головы — за 200 видов наказаний.

Конфуций говорил, что жестокие наказания не нужны, они не сокращают преступность, а нужны традиции не нарушать закон.

Не наказывались дети, старики, беременные женщины.

Судебный процесс по аналогии с Индией: уголовный процесс не отделен от гражданского, дело возбуждалось по инициативе потерпевшего или родственников, процесс носил состязательный характер, доказательства — письменные документы и показания свидетелей. Имел место божий суд, пытки.

Древняя Греция.

  1. Афинское государство и право.

  2. Особенности государственного строя в Спарте.

Говоря о государстве и праве Греции, нужно иметь в виду, что на ее территории в 1 тысячелетии до образования империи Александра Македонского сформировались несколько десятков городов-государств, которые назывались полисы. Среди полисов наиболее значимые и развитые были Афины и Спарта.

Территории Древней Греции — п-ов Пелопоннес, побережья Черного, Средиземного и Эгейского морей. Население: племена, называвшие себя эллинами, греками их называли римляне.

Афины возникли в конце 2 - 1 тысячелетии до н.э. на Пелопонесском полуострове на территории Аттики. Эту территорию населяли 4 племени.

Афины являются классическим примером разложения родоплеменной общины и появления частной собственности на землю, а также образования рабовладельческого государства. Правители – базилевсы, выборные.

Начальным этапом образования Афинского государства считают реформы, проведенные базилевсом Тесеем. Именно он объединил 4 племени, этот процесс называется синойкизм. Становление государства завершилось в VII–VIIIвв. Население было разделено на 3 сословия: эвпатриды (высшие, благородные, старейшины, вожди), геоморы (крестьяне), демиурги (ремесленники). Были также метеки (иностранцы, из других племен)

Позже править стали архонты вместо базилевсов.

Ареопаг — орган управления государством.

Реформы Солона.

Став во главе государства, осуществил следующие реформы:

  • долговая (было ликвидировано долговое рабство, задолженность бедняком ростовщикам ликвидирована, афиняне, попавшие в рабство за долги — освобождены, проданные в рабство в другие страны — выкуплены)

  • земельная (был определен максимальный размер земельных владений, излишки распределялись между безземельными и малоземельными крестьянами, т. е. остановлен процесс обезземеливания крестьян)

  • цензовая (ликвидированы наследственные привилегии знати, все население стало делиться не по принадлежности к роду, а по имущественному признаку; выделено 4 разряда граждан, к 1 относились граждане, получавшие со своей земли свыше 500 медимнов (примерно 50 литров) зерна, ко 2 — 500-300 медимнов, к 3 — 300-200 медимнов, к 4 — меньше 200. Исходя из этого граждане наделялись политическими правами: 1 разряд — занимали должности архонтов и другие государственные должности, 1, 2, 3 разряда — ниже стоящие должности, 4 разряд мог участвовать только в Народном собрании. Однако его роль существенно возрастала)

  • судебная (создание специального судебного органа, в который могли выбираться все граждане, под названием Гелиэя)

  • государственно-административная (создание органа Совет 400, собирался из представителей первых 3 разрядов, по 100 человек из каждого племени)

Дело Солона продолжил Клисфен. В его деятельности выделено 3 направления:

  • административно-территориальная реформа (в результате нее вся территория Афинского государства разделена на 10 частей — фил, каждая фила состояла из тритий (городской, сельскохозяйственной и прибрежной), тритии делились на демы)

  • государственно-административная реформа (вместо Совета 400 создан Совет 500; от десяти фил по 50 представителей)

  • введение процедуры остракизма (в деятельности Народного собрания стала практиковаться особая процедура заслушивания должностных лиц и определения голосованием опасных среди них для государства; если большинством признавался опасным — подвергался наказанию, либо изгнанию и др.)

Народное собрание было ведущим органом государственной власти. Кроме того создан еще один орган — Коллегия 10 стратегов. Как правило, были военачальниками, позднее стали оттеснять архонтов и стали должностными лицами.

Реформы Клисфена нанеси окончательный удар по родовой аристократии и привели Афины к утверждению рабовладельческого государства в форме демократической республики.

Основные органы власти сформировались к Vв. до н.э. - в период расцвета государства. Это Народное собрание, Совет 500 и Гелиэя.

Народное собрание

Верховный орган власти. Имели право и были обязаны участвовать все свободные мужчины, достигшие 20 лет. Повестки дня: продовольственные вопросы и др. Полномочия: принимало законы по различным вопросам, избирало должностных лиц и проверяло их деятельность (процедура остракизма), решало вопросы войны и мира, и др.

Участвовали все кроме иностранцев и женщин, мужчин не достигших 20 лет. Не участвовавшие в Народном собрании по каким-либо причинам назывались идиотами.

Совет 500

В основном исполнительный орган. Члены совета избирались по жребию на 1 год из граждан, достигших 30 лет. Полномочия: осуществление дипломатических отношений, управление финансами, сбор налогов, контроль пополнения арсеналов и складов, строительства флота, регулирование торговли, контроль деятельности должностных лиц. Важной функцией было обсуждение законопроектов, поступавших на рассмотрение в Народное собрание. Для ведения дел внутри совета создано 10 коллегий по различным направлениям деятельности.

Гелиэя

Судебный орган. Входило 6000 граждан, 600 представителей из каждой филы, выбирались по жребию на 1 год из граждан, достигших 30 лет. В составе было 10 коллегий по 500 судей (+100 запасных). Для того, чтобы предотвратить давление на судей, никто не знал, какую из коллегий призовут на рассмотрение дела. Утверждала законопроекты, принятые Народным собранием, была первой инстанцией и высшим апелляционным судом.

В Афинах существовала система должностных лиц, выбираемых ежегодно по жребию или голосованием после обсуждения каждой кандидатуры. Их было около 700. Всего население — около 30000 человек, рабов — 50000-100000.

Автократор — главнокомандующий.

Судебная система:

Высший суд — гелиэя. Кроме этого коллегия 11 (рассмотрение краж и разбоев), тритейский суд (имущественный), Коллегия 40. Судебные функции выполнял сохранившийся ареопаг (как правило, убийства).

Вооруженные силы:

Формировались на основе всеобщего ополчения свободных граждан в возрасте от 18 до 50 лет. Возраст призыва определялся Народным собранием. Во время войны каждая фила должна была выставить отряд тяжело вооруженных и легко вооруженных воинов. В мирное время все мужчины от 18 до 25 лет должны были пройти военное обучение. В IVв. до н.э. появляется наемная армия — признак начала упадка государства. Полицейские функции выполняли рабы (от слова полис - «городовой»).

По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивавшей защиту своих интересов и повиновение массы рабов.

По форме правления — рабовладельческая демократическая республика.

Право Афинского государства.

Представляло собой наиболее развитую систему права в Древней Греции. Источниками права являлись правовые обычаи, законодательная деятельность верховных органов власти (писаные законы), а также законодательная деятельность отдельных граждан (как правило, правителей). Среди них Законы Драконта и Законодательство Солона.

Право собственности:

Доминировала частная форма собственности, поэтому право частной собственности достаточно развито, но абсолютного права частных собственников не было.

Договоры купли-продажи, аренды, займа, найма. В Афинах возник вид договора займа под залог — ипотека. Договор товарищества. У ростовщиков ограничен процент — до 20%.

Семейно-брачные отношения:

Заключение брака считалось одной из обязанностей афинян, например, на ряд должностей могли претендовать только женатые мужчины. Брак заключался посредством договора между женихом и главой семейства невесты. Жена находилась под властью мужа и отца. Развод для мужчин свободен, для женщин нет. Многоженство запрещалось. Приданое. Положение женщин было принижено. Исключение — гетеры.

Уголовное право:

Преступления: государственные (государственная измена – смертная казнь, посягательство на государственный строй, в том числе на демократический и аристократический строй — казнь или преступник мог выбрать себе смерть или совершить самоубийство; например, Сократ выбрал яд), против личности (убийство — казнь), против семейного уклада (прелюбодеяние — казнь, сводничество, изнасилование — штраф), против собственности, религиозные (оскорбление богов, кражи из храма — смертная казнь). За обман народа штраф, конфискация имущества. Взяточничество каралось штрафом или казнью, могли лишить политических прав («бесчестие»)

Судебный процесс:

Дело возбуждалось по инициативе полноправного гражданина (т. е. кроме детей, метеков, рабов). Два вида судебного процесса — dike(дике) (по заявлению потерпевшего или его представителя), второй —graphe(грахе) — по заявлению любого гражданина. По первому процессу заявитель заинтересован в исходе дела, как правило в получении материальной выгоды, во втором же случае истец ничего не получит. В первом случае истец может прекратить дело в любой момент и обязан заплатить судебную пошлину, во втором истец обязан завершить дело и не платит пошлину.

Особенности государственного строя Спарты

Государство возникло в IXв. до н.э. из ряда поселений на территории под названием Лаконика (долина реки Эврот). В последующем государство развивалось за счет завоеваний соседних территорий. Завоеванные народы трудились на землях спартиат в качестве рабов или зависимых людей. Они делились на илотов (по сути рабов, но их нельзя было свободно покупать и продавать) и периэков (зависимых, занимались преимущественно ремеслом в неплодородных горных районах). Спартиатов было 9-10 тысяч, илотов и периэков было намного больше.

Земля принадлежала государству, семьи имели свой надел, но не работали на нем — спартиаты занимались с детства военным делом, а землю обрабатывали илоты. Дети фактически были государственными. Во время обучения военному делу, спартиаты могли нападать на поселения илотов и убивать их.

Организация спартанцев имела черты родового строя и аристократического государства.

Государственный строй:

Рабовладельческое государство, по форме правления — аристократическая республика.

Органы власти:

  • Эфорат (представлял собой коллегию из 5 человек, которые избирались народным собранием; функции — контроль над Герусией и должностными лицами, в том числе и над царями, судебные функции; также управлял илотами и периэками)

  • Герусия (совет старейшин, состоял из 30 членов — опытных воинов и аристократов не младше 60 лет; сдерживала власть царей и ограничивала демократические устремления народного собрания)

  • Народное собрание

  • 2 царя (архотеги) (2 династии – АгиадыиЕврипонтиды, поскольку 2 племени — дорийское и ахейское, функции военачальников, жрецов и судей; подчинялись Эфорату и Герусии)

Право Спарты:

Господствовали законы Ликурга. По законам запрещалось иметь роскошь, золото, драгоценности, денег много носить было нельзя, воспитывалось презрение к дорогим металлам. Дворцов не было, лишь удобные жилища. Образ жизни — аскетичный. После победы спартиат в Пелопонесской войне и разграбления Афин берет свой отсчет упадок Спартанского государства, воины стали превращаться в привыкших к роскоши и комфорту изнеженных людей.

Государство и право Древнего Рима.

  1. Возникновение и развитие государства

  2. Особенности римского права.

Государство возникло в 1 тысячелетии до н.э. в долине реки Тибр в центре Апеннинского полуострова. Эту территорию населяли племена — латиняне, этруски и сабины.

Выделяют периоды:

  1. Царский (753 г. до н.э. (год основания Рима) — 509 г. до н.э.)

  2. Республика (509 — 27 гг. до н.э.)

  3. Империя (27 г. до н.э. - 476 г. н.э.)

- Принципат (от лат. «главный») (27 г. до н.э. - 284 г. н.э.)

- Доминат (от лат. «господствующий») (284 — 476 гг. н.э.)

Разделилась в 395 г. на Западную и Восточную Империи, Восточная Империя просуществовала до 1453 г.

Октавиан Август — первый император (принципат).

Диоклетиан — первый император (доминат).

Государственный строй:

Царский период.

Во главе цари — рексы. Царь был главнокомандующим, главным жрецом, верховным судьей. Выбирался Народным собранием, состоявшим из полноправных мужчин. Народное собрание собиралось по куриям (100 пеших воинов), имевшим по 1 голосу в народном собрании. Собрание избирало царя, подтверждало или опровергало решение Сената.

Сенат состоял из старейшин 300 родов 3 племен. Совещательный орган, но пользовался большим влиянием и весом.

Важное значение имели реформы рекса Сервия Туллия. Провел имущественную дифференциацию населения (594 г.). В зависимости от размера земли население поделено на 5 разрядов: 1 разряд — размер земли свыше 20 югеров (1 югер — 0,5 га), 5 разряд — от 5 югер. Все разряды были разделены на центурии. Центуриев 1 разряда было 80; 2, 3, 4 — по 20, 5 — 30, кроме того были самые богатые — всадники — 18 центурий. Также были центурии музыкантов, неимущих и ремесленники. Всего 193 центурии. Самых богатых было 98 центурий, большинство.

Все население делилось на патрициев (представители 3 племен) и плебеев (иностранцы). Они боролись между собой. Все должностные лица были из патрициев, плебеи были лишены политических прав. Они, тем не менее, стремились к власти, и в итоге им это удалось в качестве народных трибун. Получили равные права с патрициями.

Административно-территориальная реформа: разделил территорию на 4 городских округа и 17 сельских.

Республика.

Верховным органом власти стал Сенат и система должностных лиц — магистратур. Также было Народное собрание. По форме правления — аристократическая республика.

Среди должностных лиц: консулы (высшие) — 2, командовали войсками, имели право приговаривать к смертной казни; преторы — замещали консулов и руководили судебной властью и судопроизводством; цензоры — распределяли граждан по территориальным округам и центуриям, а также составляли списки сенаторов; квесторы — ведали финансами; эдилы — наблюдали за общественным порядком, устраивали государственные праздники, зрелища, гладиаторские бои; диктаторы — выбирались в экстренных ситуациях.

Цензоры выбирались на 5 лет, диктаторы на полгода, остальные на 1 год.

Основу армии составляли легионы, состоявшие из центуриев, управлялись военными трибунами. Были элитные легионы преторианцев.

Причины перехода к Империи:

К началу нашей эры начинается упадок Римского государства. Поток рабов ослабевает, рабовладельцы стали к ним более бережно относиться. Они стали использовать новые формы владения рабов: колонат (выделение рабу земли, жилой постройки и орудий труда; раб мог иметь семью и оставлять часть урожая себе) и пекулий (выделение рабу мастерской, мог оставлять себе и продавать часть произведенной продукции). Т.е. Стали формироваться зачатки феодальных отношений.

Братья Гракхи — проведение реформ: продажа зерна гражданам Рима по ценам, установленным Народным собранием, а не по рыночным; аграрный закон, ограничивающий размер земельного участка.

В период Принципата еще существовали республиканские органы Сенат и Народное собрание. Но постепенно императоры стали сосредотачивать в своих руках все ветви власти. Народное собрание перестало собираться, а Сенат превратился в мэрию, занимавшуюся организацией зрелищ.

При императоре появляется совет, вместе они осуществляют правление.

337 г. - император Константин провозгласил христианство государственной религией.

395 г. – разделение империи на Западную и Восточную.

476 г. - падение Западной Империи под ударом германских племен.

Мнение выдающихся юристов (Павел, Гай и др.) приравнивалось к закону, их мнение выслушивалось на суде во время слушания дела.

Особенности Римского права — самостоятельно.

Законы 12 таблиц, Кодекс Юстиниана, Конституция Гая, Эклога

04.04.

Феодальное государство и право франков и Франции.

  1. Общая характеристика феодального государства и права в Западной Европе

  2. Государство и право франков

  3. Сеньориальная монархия во Франции

  4. Сословно-представительная монархия во Франции

  5. Абсолютная монархия во Франции

  6. Феодальное право Франции

В результате закономерного исторического процесса на смену рабовладельческого типа государства и права приходит феодальный. В отличие от рабовладельческого, где основными создателями материальных благ являлись рабы, находившиеся в полной собственности рабовладельцев, при феодализме главной производительной силой были феодально-зависимые крестьяне. Они не являлись собственниками земли, но владели орудиями труда, жилыми домами, сельскохозяйственными постройками. Это создавало большую заинтересованность крестьян в результатах своего труда, чем у рабов. Это делает феодальный строй более прогрессивным по сравнению с рабовладельческим.

Экономической формой реализации феодальной собственности являлась феодальная рента, выражавшаяся в 3 формах:

  • отработочная (барщина)

  • натуральная (натуральный оброк)

  • денежная (денежный оброк)

Исторически феодализм возникал 2 путями:

  1. В результате разложения рабовладельческого строя и зарождения в его недрах феодальных отношений.

  2. В результате разложения родоплеменных отношений (первобытно-общинного строя) и возникновения в их недрах и рабовладельческих, и феодальных укладов с победой феодализма (большинство перешли по этому пути).

При всем многообразии путей возникновения феодализма, содержание этого процесса сводилось к следующему:

  • разложение родоплеменных отношений и общественной собственности, выделение из них частной собственности (в основном на землю), которая переходит как правило к светской и духовной власти, возникает класс феодалов

  • свободные крестьяне-общинники и несвободные земледельцы, оставшиеся от рабовладельческого общества (колоны), превращаются в класс феодально-зависимых крестьян, лишенных прав собственности на землю.

Типичной формой феодального государства являлась монархия, но в ряде городов были республиканские формы, например, на территории нашего государства, в Новгороде, Пскове (Вече), за рубежом — в Венеции, Генуе, Флоренции (на обломках Западной Римской Империи).

По своей сущности феодальное государство являлось политической организацией класса феодалов, через которую они осуществляли свою диктатуру.

Феодальное право по своей сути представляло собой возведенную в закон волю и интересы феодалов. Оно юридически оформляло и урегулировало монопольное право собственности феодалов на землю и неполную собственность на зависимых крестьян.

Феодальное право — это право привилегий, которое закрепляло неравенство сословий. Оно наделяло правами членов общества в соответствии с тем местом, которое они занимали в феодальной иерархии. Крестьяне были вне этой иерархии, соответственно для каждого сословия был свой суд, для крестьян — суд господина.

Не было деления на отрасли права. Оно делилось на:

  • ленное (регулировало отношение между самими феодалами)

  • церковное (между священнослужителями, а также отношения, касающиеся мирян, по поводу соблюдения религиозных догм)

  • городское (регулировало отношения свободных горожан)

  • домениальное (от слова «домен» - владение) (регулировало права феодалов в своих владениях)

Характерными чертами права являлись партикуляризм и казуистичность. Т.е. право не распространялось на все население и всю территорию, а в каждом владении действовали свои законы (кроме Англии!), отсутствовали общие термины.

Общая характеристика (Шекспир, «Ричард III»): Кулак нам совесть, и закон наш — меч!

Периоды феодального государства и права в Западной Европе:

  1. Раннефеодальное (V-IXвв)

  2. Период феодальной раздробленности (кроме Англии) (X-XIIIвв)

  3. Централизованные государства в форме сословно-представительных монархий (XIII-XVвв)

  4. Феодальные государства в форме абсолютных монархий (XVI-XVIIIвв)

Государство и право Франков

В результате успешных войн в Галлии к Vвеку возникло королевство на территории от среднего течения Рейна до Пиренейскиих гор. Основатель и первый король — Хлодвиг, военный вождь германских племен.

История государства Франков делится на 2 периода:

843 г. - внуки Карла Великого подписали в Вердене договор о разделе территории на 3 части: Восточно-Франкское (Германия), Западно-Франкское (Франция), Средне-Франкское (Люксембург, Лотарингия, Эльзас, переходили много раз разным государствам) государства.

Общественный строй:

Первоначально — свободные франки-общинники, во главе стояла служилая знать (дружинники, окружение Хлодвига), также были оставшиеся после Римской Империи колоны (их назвали литы, полусвободные).

Во главе государства — король, при нем действовал совет и система должностных лиц. В число наиболее важных входили майордом (2 лицо после короля, главный помощник и советник короля, руководил всеми остальными должностными лицами; часто оставляли эту должность вакантной, т. к. Карл Мартелл, будучи майордомом, прервал целую династию и основал новую), пфальцграф (возглавлял дворцовый суд), тезаурарий (ведал казной), маршал (командовал сначала конницей, затем всем войском), архикапеллан (высшее духовное лицо, сейчас капелланы — военные священники в армии США)

Местное управление:

Вся территория делилась на округа, округом управлял граф — должностное лицо. Первые графы назначались королем. Позже несколько графств стали объединяться в герцогства, должностное лицо — герцог. Со временем эти должности стали передаваться по наследству и стали почетными титулами. Затем появляются бароны, виконты и шевалье.

Графства делились на сотни, первоначально во главе сотен стояли выборные лица, позднее их стали возглавлять чиновники. Низшей административно-территориальной единицей была сельская община.

Судебная система:

Высшая судебная власть принадлежала монарху, он осуществлял ее совместно с представителями знати, которые входили в королевский совет. Они рассматривали наиболее важные и сложные случаи. Подавляющая часть дел рассматривалась в судах сотен, по созыву графа собирался совет, который выбирал судей (рахинбургов) и председателя суда (тунгина).

Вооруженные силы:

Первоначально была королевская дружина, все свободные франки были воинами, в случае войны собиралось ополчение. Ежегодно король собирал военные смотры народного ополчения, они назывались Мартовские поля (в марте). Потом основной вооруженной силой стали феодалы-рыцари. Герцог (граф) был обязан привести с собой дружину, собранную с сотен. Основная ударная сила — конница.

В конечном итоге государство Франков стало колыбелью средневековых феодальных государств Западной Европы.

studfiles.net

История государства и права зарубежных стран. Шпаргалка (Ю. Н. Марочкина)

10 ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ КАК ГОСУДАРСТВА. ВНУТРЕННЯЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (АНТИЧНЫЙ ПОЛИС)

После разложения первобытно—общинного строя в истории Древней Греции наступил так называемый полисный этап – время формирования и расцвета полисов, городов—государств. На смену первобытно—общинным пришли рабовладельческие отношения классического типа.

Полисный этап принято делить на три периода:

1) гомеровский период;

2) архаический период;

3) классический период.

Основную роль в истории Древней Греции играли два полиса – Афины и Спарта.

Гомеровский период характеризуется господством родоплеменных отношений. Земля представляет собой собственность племени, общинники имеют лишь право пользоваться ей.

В этот период существует военная демократия, во главе общества стоит родоплеменной вождь – басилевс. Он выполняет функции верховного начальника, верховного судьи и верховного жреца. Первоначально демократия была выборной, затем стала наследственной. На постоянной основе действовал совет старейшин (булэ). Значительную роль играли народные собрания.

Архаический период ознаменован созданием Афин, где свободное население было разделено на:

1) евпатридов – родовую аристократию, вла—дельцов крупных земельных участков;

2) геоморов – земледельцев, мелких земельных собственников, постепенно попадавших в долговую зависимость от евпатридов;

3) демиургов (ремесленников). Вместе с геоморами они составляли демос.

Также существовал слой населения, который был лишен политических прав, но оставался лично свободным – метеки. Сохранялось старое деление на филы, фратрии и роды. Управлялись Афины 9 ежегодно избиравшимися из среды аристократов архонтами и ареопагом – советом старейшин. В силу нарастающего социального неравенства усиливалась борьба между населением за права, передел земли, аннулирование долгов и отмену рабства. В классическом периоде наступает расцвет древнегреческого государства. В результате победы в войне с персами греческие полисы объединились в Делосский союз. Скоро в этом политическом образовании обозначилось главенство Афин, которое принесло этому полису право называться морской державой.

На базе развитого ремесла, торговли и мореплавания, в обстановке острой внутриполитической борьбы утвердился наиболее прогрессивный для того времени строй античной рабовладельческой демократии. Законодательная власть принадлежала Народному собранию, исполнительная – Совету пятисот и магистрам, судопроизводство осуществлялось в суде присяжных (гелиэе), выбираемых из граждан по жребию. За исполнение государственных обязанностей по избранию выплачивалось вознаграждение из казны. Увеличивающиеся расходы покрывались за счет налога, который выплачивали союзные города.

kartaslov.ru

ИГПЗС. Содержание.

 

Государства Древнего Востока.

Древний Вавилон

Виды договоров по законам Хаммурапи.

Виды преступлений и наказаний по  законам Хаммурапи.

Источники права государств Древней Месопотамии.

Правовое положение населения Древневавилонского Царства.

Система Законов Хаммурапи.

Собственность на землю в Древнем Вавилоне.

 

Древний Египет

Виды договоров в праве Древнего Египта.

Виды земельной собственности.

Виды преступлений и наказаний в Древнем Египте.

Источники права Древнего Египта.

 

Древний Китай

Виды договоров в Древнем Китае.

Виды преступлений и наказаний в Древнем Китае.

Категории населения Древнего Китая.

Периодизации истории Древнекитайского Государства.

 

Древняя Индия.

Варновая система Древней Индии.

Виды договоров по Законам Ману.

Источники права Древней Индии.

Преступления по законам Ману.

Система высших органов власти в Древней Индии.

 

Сводные таблицы Древний мир.

Виды договоров в государствах Древнего Востока.

Виды наказаний в государствах Древнего Востока.

Виды преступлений в государствах Древнего Востока.

Периодизация истории  государств Древнего Востока.

 

Государства Античности.

Древний Рим.

Государственные должности в Древнем Риме.

Государственный строй Древнего Рима в период республики.

Государственный строй Рима в царский период.

Источники рабства в Древнем Риме.

Источники Римского Права.

Народные собрания в Древнем Риме периода республики.

Организация римской общины в догосударственный период.

Периодизация истории Древнего Рима.

Периодизация истории Древнего Рима в период империи.

Правовое положение населения Древнего Рима в период республики.

Правовое положение населения Древнего Рима в царский период.

Преступления и наказания по Римскому праву.

Реформы Диоклетиана.

Реформы Константина.

Реформы Сервия Туллия.

Система законов XII таблиц.

Судебный процесс в Древнем Риме.

 

Древняя Греция.

Виды преступлений и наказаний известные в Древней Греции.

Категории граждан Афинского полиса по реформе Солона.

Органы управления Афинским полисом.

Органы управления Спартанским полисом.

Периодизация истории Древней Греции.

Правовое положение населения Спарты.

Правововое положение населения Афинского Полиса.

Реформы Ликурга.

Реформы Солона и Клисфена.

Реформы Эфиальта и Перикла.

 

Англия в Средние века.

Виды договоров известные в средневековой Англии.

Виды исков средневекового английского права.

Виды преступлений известные английскому средневековому праву.

Источники права средневековой Англии.

Реформы Генриха II.

Центральные органы власти Англии периода абсолютной монархии.

 

Франция с Средние века.

Источники права средневековой Франции.

Органы власти Франции периода абсолютной монархии.

Органы власти Франции в период сословно-представительной монархии.

Органы управления Франции периода сословно-представительной монархии.

Правовое положение населения в средневековой Франции.

Реформы Людовика IX.

Система вассалитета в средневековой Франции.

Состав Генеральных штатов.

Судебная система периода абсолютной монархии.

 

Средневековая Германия.

Источники права Средневековой Германии.

 

Франкское государство.

Виды договоров по Салической правде.

Доказательства в судебном процессе по Салической правде.

Источники права Франков.

Органы управления королевства Франков.

Периодизация истории франкского государства.

Преступления и наказания по Салической правде.

Социальные группы франкского государства.

Этапы развития монархии в Средневековой Европе.

 

Английская буржуазная революция.

Английская буржуазная революция.

 

 

 

 

Исторические даты - Англия

Исторические даты - Арабский халифат

Исторические даты - Византия

Исторические даты - Германия

Исторические даты - Древняя Греция

Исторические даты - Древний Рим

Исторические даты - Древняя Месопотамия

Исторические даты - Индия

Исторические даты - Китай

Исторические даты - США

Исторические даты - Франция

Историческая дата - Япония

 

allstatepravo.ru

Право Древней Греции - Ответы к экзамену по истории государства и права зарубежных стран

Любые студенческие работы ДОРОГО, КАЧЕСТВЕННО

100 руб. бонус за первый заказ. Всего 3 вопроса:

Узнать стоимость работы

1. Право Древней Греции будет рассмотрено на примере Афин, имевших наиболее развитую правовую систему.

Источником права в Афинах первоначально был обычай, а в 621 г. до н. э. появилось писаное право - Законы Драконта, запись действующих норм права.

2. Афинскому праву известно деление имущества на движимое (земля, рабы, скот) и недвижимое (деньги, драгоценности).

Среди вещных прав выделяются собственность и владение.Частная собственность считалась производной от государственной. Представление о правах собственника еще не сложилось.

3. Обязательственные отношения могли возникать как из письменного,  договора, так и из устного - деликта.

Афинское право регламентировало различные виды договоров,  в том числе:

- договор купли-продажи;

-    договор найма;

-    договор ссуды;

-    договор подряда;

-    договор займа;

-    договор хранения вещей;

-    договор товарищества;

-    договор поручения;

-    комиссионный договор.

Основанием договора служило всякое соглашение любого содержания.

Договоры обычно заключались в письменном виде. Обязательств из деликтов возникали в случае причинения имуществу любого вреда.

Средствами обеспечения договорных обязательств служили:

-    задаток;

-    залог;

-    поручительство.

4. В Афинах брак представлял собой договор, заключаемый главой ceмьи. Вступление в брак считалось обязательным, хотя безбрачие не влекло наказаний. Женщина в семье занимала подчиненное положение, поэтому развод, свободный для мужа, был затруднен для жены. Власть отца над детьми первоначально была очень широкой, но с течением времени сузилась.

Афинское право знало наследование по закону и по завещанию. При наследовании по закону существовали наследники первой очереди - сыновья. При отсутствии сыновей наследство умершего отца могли получить дочери. Если не было прямых наследников, то наследовали боковые родственники. Внебрачные дети наследниками отца не являлись;

Наследование по завещанию признавалось, если завещатель находился в

здравом уме и не подвергался физическому или психическому насилию, а также если он не имел законных детей мужского пола. Не имели права завещать несовершеннолетние, женщины, приемный сын.

5. Виды преступлений, известные афинскому праву:

-    государственные преступления;

-    преступления против семьи;

-    преступления против личности;

-    преступления против собственности.                  

Проводилось различие между умышленными и неосторожными преступлениями, между подстрекателем и исполнителем преступления. Было известно понятие самообороны.

Целью наказания являлось причинение страданий преступнику. К видам наказаний относятся:

-    смертная казнь;

-    продажа в рабство;

-    штраф;

-    конфискация имущества;

-    бесчестье, то есть лишение гражданских прав.

Наказание для рабов и свободных было различным.

6. Судебный процесс начинался после получения должностным лицом жалобы, которую могли подать только полноправные афинские граждане. Жалобу за женщину и несовершеннолетнего приносил глава семьи, за метэка - его простат, за раба - его господин. Затем должностное лицо, получившее жалобу, производило предварительное расследование. Если со стороны обвиняемого или ответчика не поступало письменных возражений против рассмотрения дела по существу, судьи переходили к рассмотрению дела. Все необходимые доказательства по делу представлялись сторонами. По окончании предварительного расследования происходило судебное заседание, на котором решение принималось тайным голосованием. Судебные решения и приговоры могли быть обжалованы в гелиэе. Решения гелиэи были безапелляционными.

students-library.com

Государство и право Древней Греции — История государства и права зарубежных стран

  1.  Основные стадии становления и развития полисной системы в Древней Греции. Реформы Тесея. Реформы Солона. Реформы Клисфена.
  2.  Государственный и обществеееый строй древнегреческих государств.

Правовая система Древней Греции.

История Древней Греции восходит к I тысячелетию до н.э. В это время происходит разложение первобытного строя и возникновение классового общества.

Развитие   производительных   сил,   социально-экономическая дифференциация и образование классов привели к возникновению в Древней Греции (VIII-VI вв. до н.э.) античных городов-государств (или полисов). Античные полисы, состоящие из самого города и прилегающего сельского округа, по существу, представляли собой общину. В истории Древней Греции наиболее важную роль сыграли два полиса: Афины и Спарта.

Афинское государство возникло на территории Аттики. Собственно образование государства народная традиция связывает с именем греческого героя Тезея, проведшего ряд реформ. В результате чего афинское общество было разложено на три социальных группы: родовую знать - эвпатридов, имевших монополию на занятие государственных должностей; простых земледельцев (геоморов) и ремесленников (демиургов). Кроме того, значительную часть населения составляли метеки - выходцы из других общин, лично свободные, но ограниченные в своих политических и экономических правах.

Высшая власть принадлежала ареопагу, заменившему совет старейшин и архонтам, осуществляющим непосредственное управление, административную, судебную и военную власть.

Дальнейшее развитие Афинского государства тесно связано с борьбой широких народных масс – демоса, с господством родовой аристократии, долговым рабством и другими формами закабаления. Решающими этапами в становлении новых общественных отношений в Афинах стали реформы, проведенные архонтами Соленом и Клисфеном.

Основным содержанием реформ Солона (начало VI в. до н.э.) была отмена долгового рабства (сисахия), а также изменение политической структуры общества. В соответствии с новой структурой афинское общество было разделено на 4 категории, исходя из имущественного положения граждан: пентакосиамедимны (пятисотники), всадники, зевгиты и феты. Представители первой категории могли занимать любую должность, зевгиты и всадники не могли лишь избираться в архонты, феты обладали правом только избирать должностных лиц, но не могли быть избраны.

С реформами Клисфена связана дальнейшая демократизация афинского политического строя. Было изменено административное деление, в основу которого был положен исключительно территориальный принцип. Три округа подразделялись на 10 территориальных фил по три триттии каждая. Были образованы новые государственные органы "совет пятисот" и коллегия стратегов.

В результате всех этих изменений в Афинах сложилось рабовладельческое государство в форме демократической республики.

Государственный аппарат Афинской демократии состоял из следующих органов власти: народного собрания, галиэи, совета пятисот, коллегии стратегов и коллегии архонтов.

Народное собрание являлось законодательным органом афинской республики. Право участия в народном собрании имели все полноправные афинские граждане (мужчины), не моложе 20 лет, независимо от рода занятий и имущественного положения.

К компетенции народного собрания относились вопросы законодательства, внутренней политики и международных отношений, войны и мира, выборы важнейших должностных лиц и контроль за их деятельностью.

Совет пятисот (булэ) представлял собой постоянно действующий исполнительный орган власти. Он избирался путем жребия открытого голосования из числа полноправных граждан, достигших 30 лет по 50-ти представителей от каждой из 10 фил. Срок полномочий членов совета - 1 год.

Компетенция Совета была довольно обширна. Члены Совета собирали народные собрания, готовили заключения по рассматриваемым на этих собраниях вопросам. Совет имел право привлекать к суду должностных лиц, заслушивал их отчеты, в том числе и архонтов. Под руководством и наблюдением действовал весь финансовый и административный аппарат Афин.

Коллегия десяти стратегов осуществляла руководство вооруженными силами афинского государства. Стратеги выбирались открытым голосованием из числа наиболее богатых и влиятельных граждан. И хотя по закону все 10 стратегов имели равные права и обязанности, существовала традиция, что один из стратегов занимал должность не только в коллегии стратегов, но и в государстве.

Коллегия архонтов рассматривала религиозные и семейные дела, а также дела, связанные с вопросами нравственности. Коллегия включала 9 архонтов и секретаря. Под руководством коллегии архонтов действовал высший судебный орган гелиэя. Она разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан и все государственные дела.

Спартанское государство

Спартанское государство возникло в IХ веке до н.э. Спарта была примером рабовладельческой аристократии. Народное собрание (апелла) решающей роли в политической жизни страны не играло. Созывалось оно не чаще одного раза в месяц, участвовали в собрании спартиаты, достигшие 30-летнего возраста и сохранившие свои наделы. При чрезвычайных обстоятельствах созывались чрезвычайные собрания, в которых принимали участие представители наиболее знатных и влиятельных фамилий.

К ведению народного собрания относилось избрание должностных лиц, принятие решения в случае возникновения спора о престолонаследии, кому из царей идти в поход в случае войны. Народное собрание участвовало в законодательстве, решало вопросы войны и мира, союза с другими государствами. Все решения собрания находились под контролем герусии.

Во главе государства стояли два царя, которые выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную власть. Однако фактическое руководство государством принадлежало эфорам, в руки которых постепенно переходили полномочия, принадлежавшие царям.

Эфоры занимали исключительное положение в государстве. Своим возвышением эфоры обязаны знати, опасавшейся усиления царской власти. Эфоров было пять, их ежегодно избирали на народном собрании из числа всех граждан. Они составляли единую коллегию и выносили свои решения по большинству голосов. Эфоры созывали и руководили деятельностью герусии и народного собрания. В их руках почти целиком находились внешние сношения, внутреннее управление страной. Они осуществляли строгий надзор за нравами и за соблюдением дисциплины, контролировали деятельность всех должностных лиц и ежегодно проверяли их отчеты. В руках эфоров находилась гражданская юрисдикция. В своей деятельности эфоры давали отчет только своим преемникам.

Герусия (совет старейшин) сохранилась от родоплеменной организации. Она состояла из 28 виднейших представителей спартиатов, кроме того, в состав герусии входили 2 царя. Члены герусии (герунты) избирались народным собранием пожизненно и были безответственны. Герусия обсуждала предварительно дела, которые должны были рассматриваться в народном собрании. Это было судебное учреждение. Герусия рассматривала уголовные дела, в том числе о государственных преступлениях. Она являлась судебной инстанцией для процессов против царей. С усилением власти эфоров значение герусии неуклонно падало.

Для общественного строя Спарты характерно длительное сохранение пережитков первобытного строя и военная организация общества.

Политическими правами пользовались лишь спартиаты. Все они были обеспечены земельными наделами, которые передавались им вместе с обрабатывавшими землю илотами. Первоначально наделы были одинаковы, но со временем социальное неравенство стало проявляться, хотя все спартанские граждане именовались "равными". Из их числа исключались спартриаты, которые не могли делать взносы для организации общественных трапез; они переходили в разряд "гипомейенов" - опустившихся.

Периэки - были лично свободными, политическими правами не пользовались, но в других отношениях были правоспособны. Могли приобретать собственность и совершать сделки. Несли воинскую повинность. Со стороны государства над периэками был установлен надзор, осуществляемый специальными должностными лицами.

Илоты - представители побежденных племен, превращенные в государственных рабов. Своей земли они нс имели, работали на участке, предоставленном спартиату государством. Однако илоты имели свое хозяйство и свои орудия производства. От урожая, полученного с земли, около 50% илоты платили господину в виде оброка. Илоты несли также военную службу. Свое господство над илотами спартиаты поддерживали методами жестокого террора. Илоты могли быть отпущены на волю государством.

Право Древней Греции. Наиболее развитую правовую систему в Древней Греции имели Афины. Древнейшим источником права в Афинах был обычай. В 621 г. до н.э. появляется писаное право в виде Законов Драконта. Это была запись обычаев, произведенная архонтом Драконтом под давлением демоса.

В начале VI в. до н.э. в Афинах большая законодательная работа была проведена Солоном. В V-VI вв. до н.э. законы становятся главным источником права.

Имущественные отношения. Афинское право не знает четкого различия между вещами. Однако правовой статус недвижимости имел свои особенности. Было известно также деление имущества на видимое и невидимое. К первому относились земля, рабы, скот, ко второму - деньги, драгоценности. Среди вещных прав известны были владение и собственность. Частная собственность не достигла высокого уровня развития, она считалась производной от государственной. Представления о широких правах собственника еще не сложилось.

Обязательственные отношения возникали либо из договора, либо из деликта. Основанием договора служило всякое соглашение любого содержания. Договоры заключались чаще всего в письменной форме, хотя никакой обязательной формы не существовало. Формализм был присущ афинскому праву на первоначальных стадиях его развития. До реформы Солона неисполнение договорных обязательств влекло за собой личную ответственность должника. После реформы в качестве средств обеспечения договорных обязательств сохраняются задаток, залог и поручительство. Афинскому праву были известны различные виды договоров: купли-продажи, найма, ссуды, подряда, займа, хранения вещей, товарищества, поручения, комиссионный договор.

Обязательства из деликтов возникают в случае причинения имуществу

любого вреда.

Семейное и наследственное право. Вступление в брак в Афинах считалось обязательным. Однако безбрачие не влекло наказаний. Брак представлял собой договор, заключаемый с главой семьи. Развод для мужчин был свободным, для женщины это было сложно. Женщина занимала в семье подчиненное положение. Родительская власть, первоначально очень широкая, с течением времена ослабляется.

Наследование осуществлялось по закону и по завещанию. Наследниками по закону в первую очередь являлись сыновья, дочери могли получить наследство лишь при отсутствии сыновей. Внебрачные дети наследниками отца не являлись. При отсутствии прямых наследников наследовали боковые родственники. Наследование по завещанию начинается с Солона. Для действенности завещания необходимо было, чтобы завещатель находился в здравом уме и не подвергался физическому или психическому насилию. Завещать мог лишь тот, у кого не было законных детей мужского пола. Не могли завещать несовершеннолетние, женщины, приемный сын.

Уголовное право. Афинскому праву были известны следующие виды преступлений: государственные, против семьи, против личности, против собственности. Различались умышленные и неосторожные преступления (в частности, убийства), известно было понятие самообороны, проводилось различие между подстрекателем и исполнителем преступления.

Среди наказаний следует отметить смертную казнь, продажу в рабство, штраф, конфискацию, бесчестье (атимию). Наказание для рабов и свободных было различным. Указанные выше Законы Драконта в области уголовного права отличались особой жесткостью. Цель наказания заключалась в причинении страдания преступнику.

Судебный процесс. Начинать судебные дела могли только полноправные афинские граждане. За женщину и несовершеннолетнего действовал глава семьи, за метека - его простат, за раба - его господин.

Должностное лицо, получившее жалобу, производило предварительное расследование. При этом обвиняемый или ответчик имел право предоставить свои письменные возражения против рассмотрения дела по существу. Если такие возражения представлены не были, судьи переходили к расследованию дела по существу. Стороны представляли все необходимые доказательства по делу. По окончании предварительного расследования назначался день судебного заседания. Решение принималось тайным голосованием. На судебные решения и приговоры допускалась апелляция к гелиэе. Решения гелиэи были окончательными и обжалованию не подлежали.

ifreestore.net


Смотрите также