Древняя греция физкультура. Физическая культура в Древней Греции.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Физическая культура в Древней Греции. Древняя греция физкультура


Физическая культура Древней Греции

Обновлено 26.03.2012 07:52 26.03.2012 07:28

Страница 1 из 5

Прыгун в длинуВ Древней Греции физическая культура рабовладельческого общества достигла своего наибольшего развития. Ее расцвет приходится на период VI—V вв. до н. э. Поэтому особенности физической культуры рабовладельческой формации целесообразно рассматривать на примере древнегреческих государств-полисов, таких, как, например, Спарта, Афины.

Для понимания сущности феномена древнегреческой физической культуры необходимо отметить характерные и принципиально важные черты ее развития в этом регионе мира.

Древнегреческая культура, особенно в период V—IV вв. до н. э., представляла идеал человека как сочетание телесной и физической красоты с духовным и интеллектуальным содержанием. Первая критика прозвучала в связи с излишним одобрением победителей атлетических агон (состязаний). Ксенофан, философ VI в. до н. э., доказывал, что мудрость и осмотрительность, приносящие пользу всему городу-государству, должны цениться больше, нежели атлетическая сила и быстрота, поскольку они приносят славу лишь отдельному индивиду. Этот процесс борьбы между ценностями культуры тела и культуры духа начался в Древней Греции очень рано. Его происхождение греки связывают с периодом появления гомеровских поэм «Илиада» и «Одиссея» (XI — IX вв. до н.э.). Поскольку Гомер считался самым авторитетным знатоком Древней Греции, в его произведениях искали культурные нормы и модели для людей, занимающих любое общественное положение. Примером в этом плане, разумеется, был образ Ахилла — одного из храбрейших древнегреческих героев-воинов.

акробатическое упражнение с быком

Сложное и опасное акробатическое упражнение с быком. Настенная роспись в Кносе (2-е тысячелетие до н.э.)

Из «Илиады» мы узнаем, что воспитание Ахилла не сводилось к физической подготовке, которая была необходима ему в сражениях, а включало в себя также музыку и ораторское мастерство, потому что, как говорит в «Илиаде» Феникс, учитель Ахилла, тот имел мужество не только говорить, но и действовать, знал ораторское искусство, выражающее духовную и интеллектуальную культуру, и в совершенстве владел всеми видами военного искусства, которое составляет вершину физической культуры. У Ахилла было два учителя: Хирон, который обучал его охоте, верховой езде, метанию копья, а также игре на лире, хирургии и медицине, и Феникс, который учил его красноречию, чтобы он мог быть хорошим оратором на заседаниях совета, и искусству военной стратегии. Такое всестороннее воспитание Ахилла выступало как универсальная модель на протяжении всего античного периода.

История древнегреческой культуры по существу является историей одного макросоревнования, воплощением которого, с одной стороны, выступает агон — соревнование, связанные с культом тела, а с другой — соревнование в интеллектуальной и духовной культуре. Платон, например, разделял всю культуру на две составляющие: гимнастику, которая включала в себя всю область физической культуры тела, и музыку — область духовной и интеллектуальной культуры. Постулат Платона — искать гармонию и синтез этих двух составляющих культуры человека.

В Древней Греции элемент соревнования не ограничивается лишь сферой культуры физической. Он присутствовал также в сфере духовной и интеллектуальной культуры. Дух агона проникал всюду, пронизывая наиболее важные, основные и доминирующие сферы деятельности человеческого общества: духовную, интеллектуальную, художественную и даже простую крестьянскую и ремесленническую.

Помимо атлетических соревнований у древних греков были также Панэллинские игры, посвященные поэзии, пению, музыке и театру. Например, Пифийские игры под покровительством бога Аполлона, проходившие до 582 г. до н. э., посвящались вначале исключительно его музам (позднее они включили в себя и атлетические состязания).

У Немейских и Истмийских игр, проводившихся под покровительством бога Посейдона, было две официальные программы: атлетическая и музыкальная, которые объединяли духовную и физическую культуру.

Олимпия была местом проведения атлетических состязаний, во время которых выступали поэты, писатели и философы. Некоторые древние ученые философы, например Сократ, сожалели о том, что организаторы Олимпийских игр решили присуждать высокие награды на Играх атлетам за достижения, связанные с их физическими результатами, но не награждали поэтов, мыслителей и философов, концепции и труды которых, по словам Сократа, могли принести не только личную славу, но и пользу другим людям, жителям других городов-полисов. Впоследствии же, как известно, и состязания в интеллектуальной сфере стали приносить лавры олимпийцев на агонах в Олимпии. Так что и Эсхил, и Софокл, и Еврипид были для древних греков олимпийцами, разумеется, в интеллектуальной сфере.

Однако нельзя идеализировать ни эллинскую гармонию, ни древнегреческую атлетику. В известном смысле гармония между духом и телом доминировала в Древней Греции до V в. до н. э., а затем начал проявляться и все более углубляться разрыв между ними. Трагедии Еврипида уже полны насмешек над атлетами. Аристофан (древнегреческий поэт-комедиограф) говорит о том, что молодые люди перестали посещать палестры, а более интересуются философией.

Ксенофан (древнегреческий поэт и философ) с возмущением замечает, что люди восхищаются «...быстротой ног и силой кулаков...». Сама атлетическая мораль с самого начала проведения агон была полна издержек. Хитрые уловки, направленные на достижение победы, по-видимому, по-настоящему не осуждались общественным мнением и, более того, широко практиковались. А в таких состязаниях, как кулачный бой, борьба, панкратион, было очень много откровенной жестокости. Известно, что поединки в них продолжались до победного конца, а в панкратионе все приемы единоборства были дозволены и спортсмены подчас заканчивали схватки с тяжелыми увечьями. Эти негативные стороны древнегреческой атлетики сопровождали ее с момента возникновения.

Когда же она приобрела признаки профессионализма, они стали проявляться повсеместно. К этому следует добавить, что древнегреческие агоны проходили на фоне многочисленных войн и распрей между полисами. Для античных греков война была нормальным состоянием, мир же — исключением. Это постоянное состояние войны определило приоритетную направленность физической подготовки — большинство состязаний было направлено на демонстрацию военно-физических умений, победа в которых достигалась всеми возможными способами, часто в ущерб гуманным принципам. Таким образом, идеализировать древнегреческую физическую культуру было бы неправомерно.

< Предыдущая Следующая >
 

www.fizkulturaisport.ru

Физическая культура Древней Греции.

ТОП 10:

Древнегреческая физическая культура стала складываться в условиях распада родового строя и образования классового общества в крито- микенский ( III-II тыс.до н.э ) и гомеровский ( XII- IX вв. до н.э ) периоды своего наивысшего развития физическая культура достигла в VIII-IV в.в. до н.э. в период наибольшего расцвета рабовладельческих отношений. Разделение труда и рост торговли с одной стороны, закабаление свободных членов общины и усиление общественных отношений, присутствовало так и в культурной жизни Греции.

Древняя Греция не была единым государством, а являлась собой союз полисов – городов – государств. В зависимости от экономического, политического и культурного развития, военной организации строились и системы воспитания, в том числе и системы физического воспитания. Наиболее типичными в этом отношении были Спарта и Афины. Спарта была консервативным полисом с замкнутым натуральным хозяйством. Здесь жили около 10 тысяч рабовладельцев ( спартанцев ) 30 тысяч ремесленников и землевладельцев,200 тысяч рабов ( илотов ). Спартанцы, ведя многочисленные войны и управляя рабами, опирались исключительно на военную силу и создали суровую систему воспитания.

С момента рождения ребенка его жизнь становилась под контроль государства. Всех новорожденных, имевших недостатки, умертвляли. До 7 лет дети оставались в семье, где их готовили к суровой жизни, приучали не боятся темноты не плакать, не быть разборчивыми к пищи, закаливали. Затем их обучали в специально созданных государственных учреждениях. С 7 до 14 мальчики под руководством наставников педагогов получали там общую физическую подготовку, приучали переносить холод, голод, жажду и выносить боль. Для них ежегодно устраивали соревнования (метание копья и диска, в беге и борьбе, прыжках), а также военные игры и охота диких зверей, где проверялась их физическая подготовленность и моральная стойкость. В 20 лет молодые спартанцы снова подвергались испытаниям, после чего переводились в разряд эфебов, а затем воинов, участвовали в военных походах и продолжали заниматься военно–физическими упражнениями. В результате спартанцы вырастали стойкими войнами, не имевшими права признавать себя побежденными, а атлеты Спарты участвуют во многих Олимпийских и других играх часто выходили победителями. Так же строго воспитывались и спартанские девушки, которым наравне со сверстниками юношами занимались физическими упражнениями и участвовали в соревнованиях. Иначе строилась система воспитания в Афинах, которым нужны были не только хорошо физически подготовленные воины, но и образованные граждане. Афиняне считали, что гармоническое развитие человека должно состоять из умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Но такое воспитание было доступно только полноправным гражданам Афин. До 7 летнего возраста афинские дети воспитывались в семье, получали физическое развитие с помощью различных подвижных игр. С 7 до 14 -16 лет дети посещали частные школы. Грамматические, где обучались грамоте, мусические – обучались музыке, пению, и гимнастические – палестры, где занимались разнообразными физическими упражнениями. С 14-16 лет до 18 юноши продолжали обучение в гимназиях, где проходили более серьезную школу физического воспитания и изучали политику, философию, литературу. Завершающей ступенью воспитания была эфебия – своеобразная государственная военная организация, где в течение 2 лет с 18-20 юноши занимались целенаправленно военно – физической подготовкой. В дальнейшем афиняне сами заботились о поддержании физической подготовленности, посещая для этого палестры и гимназии, участвуя в соревнованиях. Афинские девочки получали домашнее воспитание.

Примерно так же строились воспитания в других греческих полисах и везде главной целью физического воспитания была подготовка воина. Процесс физического воспитания греки называли гимнастикой. Она подразделялась на три раздела: палестрику, орхестрику и игры.

В палестрику входили разнообразные упражнения, обеспечивающие всестороннюю физическую подготовку. Основу палестрики составляло пятиборье – пентатлон, состоящий из бега на одну стадию (около 200 м), прыжке в длину, метания диска и копья, борьбы. Кроме пентатлона в палестрику входили бег на 2 стадии, на длинные дистанции, бег в вооружении с факелами. Палестрика включала панкратион, соединявший элементы кулачного боя и борьбы с применением болевых приемов, фехтование, стрельбу из лука, верховую езду, езду на колесницах и плавание.

В орхестрику входили различные ритуальные упражнения и танцы для развития пластики и грации, формирования осанки, красивых форм тела, красивых телодвижений, что должно было отличать свободнорожденного грека от раба.

Игры, в основном подвижные, использовались главным образом при занятиях с детьми, хотя в них охотно играли и взрослые. Были игры с мячом, палкой, обручем, перетягивания, игры с преодолением сопротивления партнера, удерживанием равновесия, качели.

С юных лет эллины познавали вкус победы в соревнованиях. Одной из задач физического воспитания было привитие навыков борьбы, состязания в силе, ловкости, быстроты, выносливости. Этот подход лежал в основе стройной системы соревнований, которую древние греки называли агонистикой.

Агонистика распадалась на агоны ( состязания, турниры, праздники ) и мусические соревнования ( в области музыки, танцев, поэзии).

Соревнования – агоны, проводились ежегодно во всех греческих полисах. Они были непременной частью любого праздника и всегда проводились в присутствии зрителей. Некоторые из агонов переросли местное значение и приобрели общегреческий статус.

Древние греки были язычниками и посвящали агоны своим любимым богам. Так, в честь бога морей Посейдона, устраивались Истмийские игры, в честь покровителей искусств Аполлона – Пифийские, богине Афине–Палладе посвящались Панафинейские игры. Но самым важным были соревнования в честь главного бога - Зевса Олимпийского. Они проводились в местечке Олимпия, у подножия горы Кронос, в долине реки Алфей. Там размещался храм Зевса со знаменитой его статуей, исполненной скульптором Фидием ( одно из чудес света), святилище его жены Геры, многочисленные алтари и сокровищницы, в которых хранились пожертвования олимпийским богам. Вокруг храма располагался целый комплекс спортивных сооружений, палестра, гимнасия, стадион, ипподром, бани, гостиница и другие вспомогательные строения.

В Олимпии раз в 4 года собирались лучшие атлеты из всех греческих полисов, чтобы участвовать в агонах, посвященных Зевсу. По четырехлетним циклам – Олимпиадам греки даже вели летоисчисления. Первая официальная запись об Олимпийских играх относится к 776 г. до н.э.

Участниками соревнований могли быть только свободнорожденные греки. Рабы, варвары, которыми греки называли всех иноземцев, а также женщины к играм не допускались. Каждый атлет должен был задолго до игры начать тренировки, а за месяц до открытия прибыть в Олимпию совершенствовать свое мастерство. Руководили их подготовкой элланодики – судьи. Они проверяли атлетов, отбирали наиболее достойных и комплектовали группы участников. Программа соревнований на протяжении многовековой истории игр неоднократно менялась, на первых Олимпиадах атлеты состязались только в беге, позже появились другие упражнения.

В период наибольшего расцвета игр основу программы составлял пентатлон. Первое упражнение выполняли все участники, но потом проигравшие выбывали из дальнейших соревнований. Финальным видом был поединок борцов, один из которых и становился победителем. Победитель награждался священной оливковой ветвью. Его ждали большие почести в самой Олимпии и в его родном полисе. В честь трехкратных победителей в Олимпии устанавливались статуи.

История Олимпийских игр насчитывает 1170 лет. За это время было проведено 290 игр (последние в 393 г.) и не было случая срыва или отмены соревнований.

Это говорит об огромном общественном значении игр. Они были не просто культовым обрядом, хотя и посвящались языческому божеству. Они являлись смотром, демонстрацией превосходства военной и аристократической знати греческих полисов в области физической подготовки. На весь период игр объявлялся священный мир и прекращали все войны. На игры съезжались лучшие представители эллинов, во время игр заключались политические союзы, торговые сделки, демонстрировались достижения культуры.

Но уже с 5 в до н.э. в Греции начали проявляться первые признаки кризиса рабовладельческой системы, упадка культуры. С появлением профессиональной армии постепенно теряла практическую значимость созданная греками система физического воспитания, утратили смысл смотры физической подготовленности воинов – атлетов и Олимпийские игры. В период упадка в числе участников игр появились чужеземцы. Атлеты – профессионалы. Изменился и порядок определения победителей: вместо многоборья, в котором отпала необходимость, победитель стал определяться в каждом отдельном виде программы. Постепенно ослабела связь игр с культом языческих богов. Распространение христианства ускорила гибель Олимпийских игр. В 394 г. византийский император Феодосий 1 под давлением духовенства запретил игры и они канули в вечность на полторы тысячи лет.

В Древней Греции делались попытки обоснования физического воспитания. В трудах древних философов и ученых Платона, Аристотеля, Демократа и других было немало суждений и мыслей о физическом воспитании и занятиях физическими упражнениями.

Платон (427-347 гг.до н.э)- философ, олимпийский чемпион, афинский аристократ, двигая теорию гармоничного развития господствующего класса (рабовладельцев) придерживался спартанской системы воспитания, считал необходимым дополнить ее умственным образованием. По его системе дети дошкольного возраста должны заниматься играми на открытом воздухе, т.е. в этом возрасте следует обращать внимание на закаливание организма. С 12 до 16 лет они должны посещать школу гимнастики- палестру, а в последующие 2 года проходить военно – гимнастическую подготовку в эфебии.

Аристотель (384-322 гг.до н.э)- ученый и философ, воспитатель Александра Македонского, ученик Платона. По Аристотелю – трем составляющим души (растительной, нравственной, разумной) соответствуют три стороны воспитания: физическое, нравственное, умственное. Физическое предшествует остальным. В своем трактате «Политика» он указывал, что мальчиков должны прежде всего отдавать в руки учителей гимнастики, которые приведут в надлежащее состояние их организм. Аристотель, в отличие от Платона, отрицал спартанскую систему воспитания за суровость и тяжелые упражнения, был против атлетического направления воспитания, считал, что это мешает естественному росту детей.

Философ-материалист Демокрит (460-370 гг.до н.э) считал, что телесные упражнения имеют большее значение для формирования человека, чем его природные данные.

Древнегреческий врач Гиппократ (460-377 гг.до н.э) считал, что занятия физическими упражнениями важны для укрепления здоровья и как профилактика от различных болезней. Сократ (469-399 гг.до н.э) указывал на то, что крепкое здоровье гарантирует от многих невзгод.

 



infopedia.su

Физическая культура в Древней Греции.

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 12Следующая ⇒

ФК рабовладельческого общества наивысшего своего развития достигла в Древней Греции. Ее расцвет приходится на VI-V вв. до н.э. Поэтому особенности ФК рабовладельческой формации целесообразно рассматривать на примере древнегреческих государств-полисов, таких, как, например, Спарта и Афины.

Древнегреческая культура, особенно в период V-IV вв. до н.э., представляла идеал человека как сочетание телесной и физической красоты с духовным и интеллектуальным содержанием. По существу, это была история одного макросоревнования, воплощением которого, с одной стороны выступал агон – соревнование, связанное с культом тела, а с другой – соревнование в интеллектуальной и духовной культуре. Гармония между духом и телом доминировала в Древней Греции до V в. до н.э., а затем начал проявляться и все более углубляться разрыв между ними. Негативные стороны древнегреческой атлетики (жестокость, уловки) сопровождали ее с момента возникновения. Когда же она приобрела признаки профессионализма, они стали проявляться повсеместно. К тому же древнегреческие агоны проходили на фоне многочисленных войн и распрей между полисами. Для античных греков война была нормальным состоянием, мир же – исключением. Это постоянное состояние войны определило приоритетную направленность физической подготовки – большинство состязаний было направлено на демонстрацию военно-физических умений, победа в которых достигалась всеми возможными способами.

ФК Спарты достигла наиболее высокого значения к VI в. до н.э. Около 9 тыс. спартанцев, 30 тыс. илотов (полусвободных граждан) и почти 200 тыс. рабов населяли этот полис. Такое соотношение классов способствовало существованию Спарты по образцу военного лагеря. Спартанцы (правящий класс) занимались исключительно военным делом, получая военно-физическую подготовку с раннего детства.

Спартанец-отец обязан был показывать новорожденного ребенка совету старейшин, который оставлял его живым, если тот, по их мнению, был абсолютно здоровым (обычай, вероятно, возникший в первобытной общине).

До семилетнего возраста физическое воспитание осуществлялось в семье, где основное внимание уделялось закаливанию.

После 7 лет детей отбирали у родителей и воспитывали в специальных общественных домах, где, разбив их на группы, с ними занимались государственные воспитатели из наиболее заслуженных вольных граждан. Главное место в воспитании занимала физическая подготовка. Воспитание было суровым: мальчики получали скудную пищу, ходили босиком и, как правило, без верхней одежды. В ходе выполнения упражнений допускались удары ногами, укусы, царапанье. В детской среде иногда намерено провоцировались раздоры и драки. Воинственность и грубая сила в общине равных Спарты оценивались как наивысшее достижение человека, что являлось пережитком военной демократии, характерной для переходного периода от родового общества к классовому. Каждый год завершался состязаниями в беге, прыжках, метаниях копья и диска, различными обрядовыми танцами. При этом использовались различные мистификации. Например, состязания устраивались перед открытыми могилами героев прошлого. Перед посвящением в подростки, в 15-летнем возрасте был обычай криптий (сокрытие), когда группы численностью 30-40 человек под руководством своего воспитателя проходили своеобразные учения в районе мятежных деревень илотов. В ходе этих ночных налетов, жертв уводили и убивали в неизвестном месте.

По истечении испытательного срока (года) 15-летние подростки попадали в группу эйренов. Здесь в основе обучения были строевые занятия и овладение оружием. Базу физической подготовки составлял пентатлон (пятиборье) и кулачный бой. Кулачный бой, а также приемы рукопашной схватки составляли «спартанскую гимнастику». Даже танец служил подготовке воина: по ходу ритмических движений требовалось имитировать поединок с противником, метание копья, манипулировать щитом, чтобы увернуться от камней, которые бросали во время танца воспитатели или другие взрослые.

Достигшие 20-летнего возраста спартанцы снова подвергались испытаниям, а после них переводились в группу эфебов. Систематическое военное обучение продолжалось до 30 лет.

До 20 лет девушек обучали подобно юношам. Считалось, что укрепление тела способствует рождению здоровых детей. Когда мужчины уходили в военные походы, обеспечение порядка становилось обязанностью отрядов женщин.

Т.о., идеалом спартанского воспитания был выносливый и мужественный воин.

В V-IV вв. Афины были центром всей греческой жизни. В отличие от Спарты здесь была рабовладельческая демократия. Из 400 тыс. жителей, 150 тыс. были свободными гражданами. «Демос» Аттики имел право выбора форм воспитания и обучения своих детей. Афинская система отличалась от спартанской тем, что сочетала умственное, нравственно-эстетическое и физическое воспитание.

В городе-полисе Афины сохранился обычай умерщвления слабых младенцев, но при согласии отца. Афиняне обучали бесплатно тех детей, чьи родители погибли на войне, защищая Родину.

В Афинах имелась целая система различных школ: мусические – где мальчиков 7-15 лет обучали чтению, письму, счету, музыке и пению; палестры (от слова «пале» – борьба) – где мальчики 12-16 лет овладевали бегом, борьбой, прыжками, метаниями копья и диска, гимнастическими упражнениями, плаванием. Палестры имели открытые площадки, беговые дорожки, гимнастические залы, бассейны. Занятия в мусической школе и палестре проходили параллельно. Названные типы школ были частными. Мальчики жили дома с родителями.

Юноши наиболее знатных родителей, достигшие 16-летнего возраста, имели возможность продолжить образование в государственных школах – гимназиях, где значительную часть времени отводилось ФУ, а остальное – беседам с философами, выдающимися государственными деятелями, посещению театров, различных собраний, судов.

Военно-физическое воспитание свободнорожденных юношей после 18 лет завершалось в эфебии своеобразной трехлетней военной службой, когда юноши жили в лагерях, овладевая искусством военного дела. Девочки не получали такого ФВ, как в Спарте, а обучались в основном умению вести домашнее хозяйство.

Т.о., идеалом афинского общества был гармонично развитый в физическом и умственном отношении человек, восприимчивый к прекрасному и обладающий красноречием.

Необходимость самообороны полисов и удержания в повиновении подвластных слоев населения были главными причинами создания античной гимнастики. В Греции сам процесс ФВ назывался гимнастикой. Она включала в себя три части (раздела): игры, палестрику и орхестрику.

Игры для детей 1-7 лет проводились под наблюдением родителей или воспитателей. Это были упражнения с мячом, обручем (сферистика), с элементами бега, метание копья и диска и другие ФУ, развивающие ловкость. Игры афиняне считали одним из способов достижения взаимопонимания, установления торговых отношений.

В палестрику входили: пентатлон (бег на 1 стадий, прыжки в длину, метание копья, метание диска, борьба), кулачный бой, плавание, верховая езда, рукопашный бой, стрельба из лука, панкратион (соединение борьбы с кулачным боем) езда на колеснице и др.

Бег включал в себя различные его разновидности: бег на 1 стадий (стадий не имел определенной длины, т.к. отмерялся судьями ступнями – 600 ступней) – около 190 м, бег на 2 стадия, бег на несколько стадий, бег на 24 стадия (самая длинная дистанция), бег с оружием, бег с факелами.

Прыжки выполнялись через рвы и другие препятствия с альтерами в руках, которые символизировали оружие. Прыжок представлял собой 5-кратный многоскок с двух ног.

Метание копья и диска имело прямую связь с военным делом. Метание копья производилось в цель, а диска – на дальность. Метание выполнялось в вертикальной плоскости полета диска, т.к. этот способ движения был полностью заимствован из военного дела, где диск был боевым снарядом.

Борьба была распространена в двух вариантах: в первом победа присуждалась тому, кто, устояв на ногах, трижды бросал соперника на землю, во втором борьба проходила в различных положениях до тех пор, пока один из соперников оказывался на спине.

Орхестрика сформировалась из ритуальных танцев. К ней относились игры с мячом для развития ловкости, акробатические упражнения, обрядовые, театральные и боевые танцы. Эти движения использовались при совершении культовых обрядов и во время публичных зрелищ, они применялись как вводные и дополнительные к основным при занятиях палестрикой. Афиняне считали игры способом установления торговых отношений.

Наиболее важную роль в становлении древнегреческой агонистики (системы подготовки к агонам, или, как их сейчас называют, к играм) сыграли испытания, связанные с обрядом посвящения молодежи, магические ритуалы. Состязания (особенно первоначально) посвящались богам и были важной частью религиозных обрядов, а не играми с их чисто состязательными (спортивными) целями. С IX в. до н.э. игры начинают превращаться в демонстрацию боевых (военно-физических) качеств рабовладельцев, т.е. становятся более атлетическими по содержанию. Кроме самых известных и значительных – Олимпийских игр проводились также и другие: Немейские, Истмийские, Панафинейские, Пифийские – всего около 40, по названию мест, где они проводились.

Первые документальные сведения об Олимпийских играх древности относятся к 776 г. до н.э. Состязательная часть праздника состояла из бега на 1 стадий. Победителем стал повар из Элиды Корэб. В дальнейшем имя победителя на один стадий присваивалось последующему четырехлетию – олимпиаде. Постепенно программа Олимпийских игр расширялась за счет бега на 2 стадия (14 игры в 724 г. до н.э.), борьбы и пентатлона (18 игры в 708 г. до н.э.), кулачного боя (23 игры в 688 г. до н.э.), скачки на колеснице (25 игры в 680 г. до н.э.), панкратиона (33 игры в 648 г. до н.э.), бега атлетов в полном вооружении (520 г. до н.э.). С 37 игр (632 г. до н.э.) в олимпийском празднике начинают участвовать и юноши моложе 20 лет. Состязания заметно освобождаются от религиозного влияния. Продолжительность Игр увеличивается до 4-5 дней.

С VIII-II вв. до н.э. в Олимпийских играх могли участвовать только свободнорожденные греки-мужчины. Каждый из участников должен был готовиться в течение 10-ти месяцев дома и одного – в Олимпии.

В VIII-V вв. до н.э. около 40 городов-полисов участвовали в Олимпийских играх. Представители юга Европы, севера Африки, Ближнего Востока и Кавказа становились участниками этих соревнований. Олимпийские игры выполняли большую прогрессивную роль. Во время игр Олимпия превращалась в центр экономической, политической и культурной жизни Греции и ближайших регионов. Игры способствовали объединению разрозненных полисов, служили делу установления мира. Агоны превращались в красочную демонстрацию физических и духовных возможностей человека, красоты его тела. На олимпийских празднествах поэты читали стихи и гимны, сложенные в честь игр, ораторы прославляли их в своих речах. С 84-х игр частью программы олимпийских состязаний стал конкурс искусств. На играх выступали Геродот, Сократ, Демосфен, Лукиан, Пифагор.

С IV в. до н.э. с появлением наемной армии институт эфебии приходит в упадок. Ведение войны стало делом профессионалов-наемников. Состоятельные слои населения стали избегать тренировок, связанных с большими физическими нагрузками. Популярность среди молодежи начали завоевывать облегченные формы занятий ФК, музыка, танцы, песни и др. Агоны стали заметно утрачивать свою основную функцию – демонстрации рабовладельцами военно-физических умений. Среди участников агон стали появляться иностранцы, вольноотпущенные, разорившиеся рабовладельцы, для которых выступления на состязаниях становятся профессией. Игры начали превращаться в чисто зрелищное мероприятие, а вместо почетного венка победителю стали вручать крупные денежные суммы.

Появление христианской религии, выступавшей противником языческой веры, потеря греческим государством самостоятельности в 146г. до н.э. окончательно привели к прекращению проведения древнегреческих Олимпийских игр. В 394 г. н.э. римский император Феодосий I издал эдикт о запрещении Олимпийских игр.

В целом, методы воздействия на физические возможности человека в Древней Греции достигли для того времени высокого уровня. Так, различались типы телосложения, пригодные для того или иного вида палестрики, имелись разработанные методики развития физических качеств (поднятие груза при различных положениях туловища, бег в воде на различной глубине, применение упражнений с отягощениями и др.), разучивание упражнений целостным и расчлененным методами. Процесс физической подготовки включал в себя большие периоды (по сегодняшней терминологии – макроциклы) – 4 года и малые (микроциклы) – 4 дня. В первый день проводились подготовительные занятия, во второй нагрузка возрастала, в третий – снижалась, в четвертый выполнялась «поддерживающая» физическая нагрузка.

mykonspekts.ru

Физическая культура в Древней Греции

РУБРИКА: ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

РУБРИКА: ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Де Джусти К.Д. Компьютерные технологии в учебном процессе // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. 2017. 06 (июнь). АРТ 179-эл. 0,1 п.л. - URL: http: //akademnova.ru/page/875550

Подробнее

РУБРИКА: ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

РУБРИКА: ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ Котельникова О.В., Антипина А.А. Особенности участия адвоката в уголовном процессе // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. 2017. 11 (ноябрь). АРТ 459-эл. 0,2 п.л.

Подробнее

РУБРИКА: ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

РУБРИКА: ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ Котельникова О.В. К вопросу о праве человека на благоприятную окружающую среду // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. 2017. 11 (ноябрь). АРТ 446-эл. 0,2 п.л. -

Подробнее

РУБРИКА: ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

РУБРИКА: ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ Попов Г.А. Местное самоуправление и общественное мнение в России // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. 2017. 06 (июнь). АРТ 219-эл. 0,2 п.л. - URL: http: //akademnova.ru/page/875550

Подробнее

РУБРИКА: ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

РУБРИКА: ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ Жаксымбаев Р.С. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. 2018. 01 (январь). АРТ 69-эл. 0,2

Подробнее

РУБРИКА: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

РУБРИКА: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО Белякина О.А. Управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. 2017. 06 (июнь). АРТ 141-эл. 0,1 п.л.

Подробнее

РУБРИКА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

РУБРИКА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ Тараруева А.А. Проблемы социализации студентов высших учебных учреждений // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. 2017. 06 (июнь). АРТ 312-эл. 0,2 п.л. - URL: http:

Подробнее

РУБРИКА: ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

РУБРИКА: ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Иванова Н.А. Формирование мотивации при обучении математике с помощью информационных технологий // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. 2017. 06 (июнь). АРТ 208-эл.

Подробнее

РУБРИКА: ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

РУБРИКА: ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ Фомова Е.С. Особенности профессионального самоопределения студентов-психологов // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. 2017. 06 (июнь). АРТ 166-эл. 0,1 п.л. - URL:

Подробнее

РУБРИКА: ПОЛИТОЛОГИЯ

РУБРИКА: ПОЛИТОЛОГИЯ Иванова М.В. Социальное партнерство органов государственной власти Российской Федерации и институтов гражданского общества // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник.

Подробнее

РУБРИКА: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

РУБРИКА: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Ярухина Ю.А. Занятость и безработица современной молодежи // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. 2017. 12 (декабрь). АРТ 514-эл. 0,2 п.л. - URL: http: //akademnova.ru/page/875550

Подробнее

РУБРИКА: МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

РУБРИКА: МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ Бокарева Е.А. Лечебная физическая культура // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. 2016. 11 (декабрь). АРТ 124-эл. 0,1 п.л. - URL: http: //akademnova.ru/page/875550

Подробнее

г. Челябинск, Российская Федерация е-mail:

г. Челябинск, Российская Федерация е-mail: Рудова А.В. Формирование профессиональных компетенций студентов СПО в рамках производственного обучения // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. 2017. 06 (июнь).

Подробнее

РУБРИКА: ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

РУБРИКА: ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ Морозова Ю.В. Особенности адаптации студентов первых курсов вуза // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. 2017. 12 (декабрь). АРТ 555-эл. 0,1 п.л. - URL: http: //akademnova.ru/page/875550

Подробнее

РУБРИКА: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

РУБРИКА: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Кондратьева К.В. Стеклотарная промышленность России: проблемы, тенденции, перспективы // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. 2017. 04 (апрель). АРТ 63-эл. 0,1 п.л.

Подробнее

РУБРИКА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

РУБРИКА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ Волкова Е.С. Возможность укрепления семьи через традиции спортивного воспитания (на примере г. Архангельска) // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. 2017. 07 (июль).

Подробнее

РУБРИКА: ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

РУБРИКА: ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ Босякова А.А. Исправительные работы как вид административного взыскания // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. 2017. 05 (май). АРТ 136-эл. 0,2 п.л. - URL: http:

Подробнее

РУБРИКА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

РУБРИКА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ Тараруева А.А. Формирование конвенциональных отношений в студенческом коллективе // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. 2017. 06 (июнь). АРТ 314-эл. 0,2 п.л. -

Подробнее

РУБРИКА: ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

РУБРИКА: ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ Козявкина А.С. Изучение эффективности внедрения новых технологий в образовательный процесс // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. 2018. 4 (апрель). АРТ 165-эл.

Подробнее

РУБРИКА: ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

РУБРИКА: ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ Пустобаев Д.С. Административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации как мера административно-правового принуждения // Академия педагогических идей «Новация».

Подробнее

РУБРИКА: МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

РУБРИКА: МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ Дорофеев Д.В. Роль спорта в профилактики варикозного расширения вен // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. 2018. 01 (январь). АРТ 57-эл. 0,2 п.л. - URL: http: //akademnova.ru/page/875550

Подробнее

РУБРИКА: ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

РУБРИКА: ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Каратеева Д.В. Роль компьютерных технологий в учебном процессе // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. 2017. 06 (июнь). АРТ 270-эл. 0,1 п.л. - URL: http: //akademnova.ru/page/875550

Подробнее

РУБРИКА: ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

РУБРИКА: ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ Фомова Е.С. Факторы, влияющие на выбор профессии у оптанта // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. 2017. 06 (июнь). АРТ 171-эл. 0,2 п.л. - URL: http: //akademnova.ru/page/875550

Подробнее

РУБРИКА: КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РУБРИКА: КУЛЬТУРОЛОГИЯ Магафурова Л.С. Экология и культура // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. 2017. 08 (август). АРТ 364-эл. 0,1 п.л. - URL: http: //akademnova.ru/page/875550 УДК

Подробнее

РУБРИКА: БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

РУБРИКА: БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ Романов В.В., Химушкин С.А. Биологические ритмы человека и их влияние на физическую деятельность // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. 2017. 07 (июль). АРТ 352-эл.

Подробнее

РУБРИКА: ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

РУБРИКА: ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ Волкова Е.С. Социально-психологический механизм популяризации здорового образа жизни // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. 2017. 07 (июль). АРТ 341-эл. 0,2 п.л.

Подробнее

РУБРИКА: ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

РУБРИКА: ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ Немцова Е.С. Особенности применения Кодекса административного судопроизводства в Российской Федерации // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. 2017. 05 (май). АРТ

Подробнее

РУБРИКА: ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

РУБРИКА: ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ Волкова Н.С. Судебный порядок обжалования постановлений, действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов // Академия педагогических идей «Новация». 2017. 06 (июнь). АРТ 64-эл. 0,1 п. л.

Подробнее

РУБРИКА: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

РУБРИКА: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Карпович Ю.Ю. Анализ развития бизнеса в сфере производства сыров // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. 2017. 05 (май). АРТ 99-эл. 0,1 п.л. - URL: http: //akademnova.ru/page/875550

Подробнее

РУБРИКА: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

РУБРИКА: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ Рахимов А.С. Ориентализация русской армии в XIV XV вв. // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. 2018. 01 (январь). АРТ 07-эл. 0,1 п.л. - URL: http: //akademnova.ru/page/875550

Подробнее

РУБРИКА: ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

РУБРИКА: ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ Александрова М.А. Полоролевое воспитание старших дошкольников средствами фольклора // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. 2017. 09 (сентябрь). АРТ 391-эл. 0,1 п.л.

Подробнее

РУБРИКА: ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

РУБРИКА: ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ Золотухина А.И. Исследование ценностных установок младших школьников на основе их представлений о дружбе // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. 2017. 08 (август).

Подробнее

РУБРИКА: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

РУБРИКА: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Абдуллина Р.Б. Проблемы государственной поддержки малого бизнеса // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. 2017. 05 (май). АРТ 86-эл. 0,2 п.л. - URL: http: //akademnova.ru/page/875550

Подробнее

РУБРИКА: ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

РУБРИКА: ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ Дмитриева А.С. Концепция саморазвития, как главный рычаг становления личности // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. 2017. 06 (июнь). АРТ 257-эл. 0,1 п.л. - URL:

Подробнее

РУБРИКА: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

РУБРИКА: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Киреева О.А. Динамика валового регионального продукта Республики Мордовия // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. 2018. 01 (январь). АРТ 41-эл. 0,2 п.л. - URL: http:

Подробнее

РУБРИКА: ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

РУБРИКА: ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ Беляева М.Д., Баронина А.А. Особенности системы начального образования в Англии // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. 2017. 10 (октябрь). АРТ 416-эл. 0,1 п.л.

Подробнее

РУБРИКА: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

РУБРИКА: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Рошка О.В. Обоснование выбора инвестиций по уровню риска // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. 2017. 12 (декабрь). АРТ 477- эл. 0,1 п.л. - URL: http: //akademnova.ru/page/875550

Подробнее

РУБРИКА: ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

РУБРИКА: ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ Косинов М.В. Некоторые аспекты формирования здорового образа жизни подрастающего поколения // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. 2017. 07 (июль). АРТ 332-эл. 0,2

Подробнее

РУБРИКА: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

РУБРИКА: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Осипова М.В. Динамика развития малого бизнеса в России // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. 2017. 12 (декабрь). АРТ 504-эл. 0,2 п.л. - URL: http: //akademnova.ru/page/875550

Подробнее

РУБРИКА: ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

РУБРИКА: ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ Салтыкова В.В. Социально-педагогические условия поликультурного воспитания младших школьников // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. 2017. 09 (сентябрь). АРТ 392-эл.

Подробнее

РУБРИКА: ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

РУБРИКА: ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ Краснова Н.Н.Нелинейные тексты и их коммуникативная функция // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. 2018. 01 (январь). АРТ 30-эл. 0,2 п.л. - URL: http: //akademnova.ru/page/875550

Подробнее

docplayer.ru

Физическая культура в Древней Греции

Основная часть населения Древней Греции, состоявшая из рабов,

не имевших никаких человеческих прав, была лишена возможности заниматься физической культурой. Физическая культура приобрела классовый характер.

В VIII – IV в до н.э. Греция предоставляет собой ряд небольших рабовладельческих государств, основное население которых составляли рабы. И в это время физическая культура достигает своего расцвета. Система воспитания, созданная рабовладельцами, в основном служила средством военной подготовки. Наиболее характерными в этом отношении были пути формирования системы физического воспитания в Спарте и Афинах.

Спарта – город-государство (полис), образовавшийся в IX веке до н.э. Спарта имела натуральное хозяйство, внешней торговли почти не вела.

В социально-экономическом укладе жизни государства еще имелись признаки общинно-родовых отношений. Спартиаты, как государственный класс, опасаясь постоянных восстаний рабов и ведя многочисленные войны, создали суровую систему военно-физической подготовки. До сих пор широко известен термин «спартанское воспитание». Судьбу новорожденного ребенка определяли старейшины: болезненных и слабых детей убивали. Здоровые дети до 7 лет воспитывались дома. С 7 до 17 лет, живя в школах, которые больше напоминали казармы, дети занимались в основном физическими упражнениями. С 17 до 21 года юноши продолжали свою физическую и военную подготовку в специальных отрядах (так называемые отряды эфебов). Затем их зачисляли в разряд воинов, и они были обязаны нести военную службу до самой старости. Воспитателями детей являлись старшие спартиаты. На умственное воспитание молодых спартиатов обращали незначительное внимание. Много времени отводилось пляскам и пению хоровых песен. В Спарте физическое воспитание распространялось и на девушек.

В воспитании юношей большое место занимали упражнения в метании диска и копья, борьбе и кулачном бое, в беге и прыжках, охота на диких зверей и военные игры, развивающие мужество и находчивость.

Благодаря хорошо поставленному физическому воспитанию и совершенной военной организации спартиаты создали сильную армию гоплитов (тяжеловооруженная пехота), которая считалась лучшей в Греции и долгое время была непобедимой. Спартанские атлеты участвовали во многих олимпийских играх и нередко выходили победителями.

В V веке до нашей эры одним из крупнейших полисов Древней Греции стали Афины – типичный образец античной рабовладельческой республики с резко выраженным классовым расслоение общества. В Афинах были широко развиты внешняя торговля, мореплавание, ремесла. Каждый рабовладелец имел право и возможность принимать участие в общественной жизни. Поэтому афиняне не ограничились только военно-физической подготовкой молодежи, а стремились дать ей разностороннее воспитание.

В афинской системе впервые была сделана попытка соединить воспитание умственное, физическое, нравственное и эстетическое.

До семилетнего возраста афинский ребенок воспитывался дома,

под наблюдением специально приставленного раба или рабыни. С 7 до 16 лет молодой афинянин посещал государственную или частную мусическую и гимнастическую школу.*

В гимнастической школе, которую мальчики начинали посещать в 13 лет, осуществлялось физическое воспитание. Дети в течение двух-трех лет занимались бегом, прыжками, борьбой, плаванием, метанием копья и диска. По достижении 16-летнего возраста дети наиболее обеспеченных родителей поступали в так называемые гимнасии, где наряду с занятиями физическими упражнениями они изучали философию, политику, литературу.

С 18 лет молодежь мужского пола зачисляли в отряды эфебов для прохождения двухгодичной военной службы. Первый год они проводили в казармах, где изучали военное дело и занимались физической подготовкой. В течение второго года эфебы несли охрану границ своего государства.

В целом физическое воспитание в Афинах также имело военную направленность, хотя и не так резко выраженную, как в Спарте.

Таковы основные особенности физического воспитания в Спарте и Афинах.

В целом система физического воспитания, сложившаяся в период расцвета греческого античного общества, называлась гимнастикой. Она состояла из трех разделов:

I раздел – палестрика (от слов «пале» – борьба). Основным содержанием ее был греческий пентатлон – пять видов физических упражнений: бег, прыжки, метание копья и диска, борьба. В палестрику входили также панкратион (соединение борьбы с кулачным боем), плавание, кулачный бой, верховая езда, стрельба из лука, езда на колеснице, игры в мяч.

II раздел – орхестика – состоял в основном из танцевальных упражнений, выполнявшихся под музыку.

III раздел – игры с палкой, колесом, с клюшкой и шаром и другие детские подвижные игры.

У древних греков различались два метода использования и применения физических упражнений: гимнастика, или общее физическое развитие, и агонистика – специальная тренировка к выступлениям в состязаниях, которые устраивались по самым различным поводам (праздник, погребение героев, торжество по поводу победы и т.п.).

Постепенно эти состязания приобрели определенную периодичность и организованность. Наиболее крупными состязаниями, на которых греки демонстрировали свою военно-физическую подготовку, были Олимпийские игры. Первые известные олимпийские игры состоялись в 776 году до н.э. Местом проведения игр была Олимпия, расположенная в северо-западной части Пелопонесского полуострова, в долине реки Алфей, у подножия горы Кронос. В Олимпии, кроме храмов, имелись гимнасия, стадион и ипподром.

В период с VIII по II век до нашей эры в играх могли участвовать только свободнорожденные и наиболее имущие греки. Рабы и люди не греческого происхождения, «варвары», как их называли греки, а также женщины к играм не допускались. Каждый участник должен был в течение 10 месяцев готовиться дома, а перед играми он вместе со своим учителем проходил тридцатидневную подготовку в Олимпии. Это могли позволить себе только наиболее состоятельные рабовладельцы, располагавшие достаточным количеством свободного времени.

В общественной жизни рабовладельческой Греции периода расцвета (VI – IV вв. до н.э.) олимпийские празднества играли очень большую роль. Во время проведения игр Олимпия превращалась в центр экономической, политической и культурной жизни Греции. Олимпийские игры в этот период способствовали объединению разрозненного греческого населения. За месяц до игр по всей территории Греции объявлялось священное перемирие, прекращались всякие распри между полисами и никто не имел права с оружием в руках вступать на землю Олимпии. На олимпийские праздники собиралось до 50 тысяч зрителей. Их посещали знаменитые философы, служители культа. В силу этого олимпийские игры имели большое значение для культурного развития и эстетического воспитания греков.

Олимпийские праздники проводились одни раз в четыре года. Перерывы между играми назывались олимпиадами: по ним греки некоторое время вели летоисчисление. Греческий историк Тимей ввел

в основу хронологический счет времени по олимпиадам. Промежуток между двумя олимпийскими играми, состоящий из 1417 дней, считался олимпийским годом, и отсюда пошло название олимпиада.

Программа олимпийских игр вначале состоящая только из бега на одну греческую стадию (192,27 м), впоследствии расширилась за счет состязаний в пентатлоне, беге с оружием (меч и щит), в борьбе, кулачном бое и панкратионе, в состязаниях колесниц и верховой езде. С 37-й Олимпиады (632 г. до н.э.) в играх стали принимать участие и дети. Олимпийские игры проводились чрезвычайно торжественно. Победители олимпийских игр (олимпионики) пользовались большим почетом и уважением. Высшей наградой на играх была ветвь оливкового дерева и венок из лаврового листа. Статуи победителя олимпийских игр, именовавшегося «олимпионик», устанавливалась в том городе, откуда он был родом, изображения чемпиона чеканили на монетах, в его честь слагались гимны. Наиболее прославленными героями древних олимпийских состязаний были Леонидас с острова Родос – 12 раз побеждавший в беге, Гермоген из Ксапара – 8 побед, Астинос из Кротона – 7 побед.

Играми руководили «элланодики», одновременно выполнявшие роль тренеров и судей. Атлетам запрещалось применять нечестные приемы в борьбе, наносить увечья, вступать в сговор с соперниками.

В Олимпии выступали такие прославленные деятели культуры, как историк Геродот, философ Сократ, оратор Демосфен, математик Пифагор. Игры Древней Греции организовал Геракл.

Одним из «семи чудес света» называли статую Зевса – «бога богов», властелина природы, – созданную афинским скульптором Фидием, которая была установлена в Олимпии в Храме Зевса. Изготовленная из драгоценных пород дерева, слоновой кости, золота, бриллиантов, величественная статуя производила неотразимое впечатление. В V веке н.э. по приказу византийского императора Феодосия II статую Зевса перевезли в Константинополь, где она при пожаре дворца сгорела.

Знаменитый греческий философ и математик Пифагор побеждал в олимпийских состязаниях кулачных боев.

В виде исключения разрешено было присутствовать на играх жрице богини земли и плодородия Деметры. Однако в той же Олимпии, также раз в 4 года, устраивались празднества в честь богини Геры, сестры и жены Зевса, покровительницы брака. В программу этих состязаний входили состязания девушек в беге.

В III веке до н.э. начавшийся кризис рабовладельческой системы приводит к разложению античной культуры. Физическая культура в Греции вступает в полосу упадка. Появление христианской религии, проповедующей аскетизм и боровшейся против физического воспитания, повлекло за собой прекращение олимпийских праздников. В 394 г.н.э. древнегреческие игры были запрещены. Феодосий I усмотрел в них языческий обряд. Античные игры проводились на протяжении более чем 1100 лет.

 



infopedia.su

Физическая культура Древней Греции.

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 20Следующая ⇒

Древнегреческая физическая культура стала складываться в условиях распада родового строя и образования классового общества в крито- микенский ( III-II тыс.до н.э ) и гомеровский ( XII- IX вв. до н.э ) периоды своего наивысшего развития физическая культура достигла в VIII-IV в.в. до н.э. в период наибольшего расцвета рабовладельческих отношений. Разделение труда и рост торговли с одной стороны, закабаление свободных членов общины и усиление общественных отношений, присутствовало так и в культурной жизни Греции.

Древняя Греция не была единым государством, а являлась собой союз полисов – городов – государств. В зависимости от экономического, политического и культурного развития, военной организации строились и системы воспитания, в том числе и системы физического воспитания. Наиболее типичными в этом отношении были Спарта и Афины. Спарта была консервативным полисом с замкнутым натуральным хозяйством. Здесь жили около 10 тысяч рабовладельцев ( спартанцев ) 30 тысяч ремесленников и землевладельцев,200 тысяч рабов ( илотов ). Спартанцы, ведя многочисленные войны и управляя рабами, опирались исключительно на военную силу и создали суровую систему воспитания.

С момента рождения ребенка его жизнь становилась под контроль государства. Всех новорожденных, имевших недостатки, умертвляли. До 7 лет дети оставались в семье, где их готовили к суровой жизни, приучали не боятся темноты не плакать, не быть разборчивыми к пищи, закаливали. Затем их обучали в специально созданных государственных учреждениях. С 7 до 14 мальчики под руководством наставников педагогов получали там общую физическую подготовку, приучали переносить холод, голод, жажду и выносить боль. Для них ежегодно устраивали соревнования (метание копья и диска, в беге и борьбе, прыжках), а также военные игры и охота диких зверей, где проверялась их физическая подготовленность и моральная стойкость. В 20 лет молодые спартанцы снова подвергались испытаниям, после чего переводились в разряд эфебов, а затем воинов, участвовали в военных походах и продолжали заниматься военно–физическими упражнениями. В результате спартанцы вырастали стойкими войнами, не имевшими права признавать себя побежденными, а атлеты Спарты участвуют во многих Олимпийских и других играх часто выходили победителями. Так же строго воспитывались и спартанские девушки, которым наравне со сверстниками юношами занимались физическими упражнениями и участвовали в соревнованиях. Иначе строилась система воспитания в Афинах, которым нужны были не только хорошо физически подготовленные воины, но и образованные граждане. Афиняне считали, что гармоническое развитие человека должно состоять из умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Но такое воспитание было доступно только полноправным гражданам Афин. До 7 летнего возраста афинские дети воспитывались в семье, получали физическое развитие с помощью различных подвижных игр. С 7 до 14 -16 лет дети посещали частные школы. Грамматические, где обучались грамоте, мусические – обучались музыке, пению, и гимнастические – палестры, где занимались разнообразными физическими упражнениями. С 14-16 лет до 18 юноши продолжали обучение в гимназиях, где проходили более серьезную школу физического воспитания и изучали политику, философию, литературу. Завершающей ступенью воспитания была эфебия – своеобразная государственная военная организация, где в течение 2 лет с 18-20 юноши занимались целенаправленно военно – физической подготовкой. В дальнейшем афиняне сами заботились о поддержании физической подготовленности, посещая для этого палестры и гимназии, участвуя в соревнованиях. Афинские девочки получали домашнее воспитание.

Примерно так же строились воспитания в других греческих полисах и везде главной целью физического воспитания была подготовка воина. Процесс физического воспитания греки называли гимнастикой. Она подразделялась на три раздела: палестрику, орхестрику и игры.

В палестрику входили разнообразные упражнения, обеспечивающие всестороннюю физическую подготовку. Основу палестрики составляло пятиборье – пентатлон, состоящий из бега на одну стадию (около 200 м), прыжке в длину, метания диска и копья, борьбы. Кроме пентатлона в палестрику входили бег на 2 стадии, на длинные дистанции, бег в вооружении с факелами. Палестрика включала панкратион, соединявший элементы кулачного боя и борьбы с применением болевых приемов, фехтование, стрельбу из лука, верховую езду, езду на колесницах и плавание.

В орхестрику входили различные ритуальные упражнения и танцы для развития пластики и грации, формирования осанки, красивых форм тела, красивых телодвижений, что должно было отличать свободнорожденного грека от раба.

Игры, в основном подвижные, использовались главным образом при занятиях с детьми, хотя в них охотно играли и взрослые. Были игры с мячом, палкой, обручем, перетягивания, игры с преодолением сопротивления партнера, удерживанием равновесия, качели.

С юных лет эллины познавали вкус победы в соревнованиях. Одной из задач физического воспитания было привитие навыков борьбы, состязания в силе, ловкости, быстроты, выносливости. Этот подход лежал в основе стройной системы соревнований, которую древние греки называли агонистикой.

Агонистика распадалась на агоны ( состязания, турниры, праздники ) и мусические соревнования ( в области музыки, танцев, поэзии).

Соревнования – агоны, проводились ежегодно во всех греческих полисах. Они были непременной частью любого праздника и всегда проводились в присутствии зрителей. Некоторые из агонов переросли местное значение и приобрели общегреческий статус.

Древние греки были язычниками и посвящали агоны своим любимым богам. Так, в честь бога морей Посейдона, устраивались Истмийские игры, в честь покровителей искусств Аполлона – Пифийские, богине Афине–Палладе посвящались Панафинейские игры. Но самым важным были соревнования в честь главного бога - Зевса Олимпийского. Они проводились в местечке Олимпия, у подножия горы Кронос, в долине реки Алфей. Там размещался храм Зевса со знаменитой его статуей, исполненной скульптором Фидием ( одно из чудес света), святилище его жены Геры, многочисленные алтари и сокровищницы, в которых хранились пожертвования олимпийским богам. Вокруг храма располагался целый комплекс спортивных сооружений, палестра, гимнасия, стадион, ипподром, бани, гостиница и другие вспомогательные строения.

В Олимпии раз в 4 года собирались лучшие атлеты из всех греческих полисов, чтобы участвовать в агонах, посвященных Зевсу. По четырехлетним циклам – Олимпиадам греки даже вели летоисчисления. Первая официальная запись об Олимпийских играх относится к 776 г. до н.э.

Участниками соревнований могли быть только свободнорожденные греки. Рабы, варвары, которыми греки называли всех иноземцев, а также женщины к играм не допускались. Каждый атлет должен был задолго до игры начать тренировки, а за месяц до открытия прибыть в Олимпию совершенствовать свое мастерство. Руководили их подготовкой элланодики – судьи. Они проверяли атлетов, отбирали наиболее достойных и комплектовали группы участников. Программа соревнований на протяжении многовековой истории игр неоднократно менялась, на первых Олимпиадах атлеты состязались только в беге, позже появились другие упражнения.

В период наибольшего расцвета игр основу программы составлял пентатлон. Первое упражнение выполняли все участники, но потом проигравшие выбывали из дальнейших соревнований. Финальным видом был поединок борцов, один из которых и становился победителем. Победитель награждался священной оливковой ветвью. Его ждали большие почести в самой Олимпии и в его родном полисе. В честь трехкратных победителей в Олимпии устанавливались статуи.

История Олимпийских игр насчитывает 1170 лет. За это время было проведено 290 игр (последние в 393 г.) и не было случая срыва или отмены соревнований.

Это говорит об огромном общественном значении игр. Они были не просто культовым обрядом, хотя и посвящались языческому божеству. Они являлись смотром, демонстрацией превосходства военной и аристократической знати греческих полисов в области физической подготовки. На весь период игр объявлялся священный мир и прекращали все войны. На игры съезжались лучшие представители эллинов, во время игр заключались политические союзы, торговые сделки, демонстрировались достижения культуры.

Но уже с 5 в до н.э. в Греции начали проявляться первые признаки кризиса рабовладельческой системы, упадка культуры. С появлением профессиональной армии постепенно теряла практическую значимость созданная греками система физического воспитания, утратили смысл смотры физической подготовленности воинов – атлетов и Олимпийские игры. В период упадка в числе участников игр появились чужеземцы. Атлеты – профессионалы. Изменился и порядок определения победителей: вместо многоборья, в котором отпала необходимость, победитель стал определяться в каждом отдельном виде программы. Постепенно ослабела связь игр с культом языческих богов. Распространение христианства ускорила гибель Олимпийских игр. В 394 г. византийский император Феодосий 1 под давлением духовенства запретил игры и они канули в вечность на полторы тысячи лет.

В Древней Греции делались попытки обоснования физического воспитания. В трудах древних философов и ученых Платона, Аристотеля, Демократа и других было немало суждений и мыслей о физическом воспитании и занятиях физическими упражнениями.

Платон (427-347 гг.до н.э)- философ, олимпийский чемпион, афинский аристократ, двигая теорию гармоничного развития господствующего класса (рабовладельцев) придерживался спартанской системы воспитания, считал необходимым дополнить ее умственным образованием. По его системе дети дошкольного возраста должны заниматься играми на открытом воздухе, т.е. в этом возрасте следует обращать внимание на закаливание организма. С 12 до 16 лет они должны посещать школу гимнастики- палестру, а в последующие 2 года проходить военно – гимнастическую подготовку в эфебии.

Аристотель (384-322 гг.до н.э)- ученый и философ, воспитатель Александра Македонского, ученик Платона. По Аристотелю – трем составляющим души (растительной, нравственной, разумной) соответствуют три стороны воспитания: физическое, нравственное, умственное. Физическое предшествует остальным. В своем трактате «Политика» он указывал, что мальчиков должны прежде всего отдавать в руки учителей гимнастики, которые приведут в надлежащее состояние их организм. Аристотель, в отличие от Платона, отрицал спартанскую систему воспитания за суровость и тяжелые упражнения, был против атлетического направления воспитания, считал, что это мешает естественному росту детей.

Философ-материалист Демокрит (460-370 гг.до н.э) считал, что телесные упражнения имеют большее значение для формирования человека, чем его природные данные.

Древнегреческий врач Гиппократ (460-377 гг.до н.э) считал, что занятия физическими упражнениями важны для укрепления здоровья и как профилактика от различных болезней. Сократ (469-399 гг.до н.э) указывал на то, что крепкое здоровье гарантирует от многих невзгод.

 

Читайте также:

lektsia.com