Древняя греция эллинизм. ГРЕЦИЯ. ИСТОРИЯ. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Эллинистическая Греция. Древняя греция эллинизм


ГРЕЦИЯ. ИСТОРИЯ. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД - это... Что такое ГРЕЦИЯ. ИСТОРИЯ. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД?

 ГРЕЦИЯ. ИСТОРИЯ. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД Эллинистический период. Гегемония в Греции перешла к Александру, которому удалось привести мятежные греческие группировки к повиновению. Александр штурмом и разрушил Фивы, обратив их жителей в рабство, дав прочим греческим государствам ясно понять, что Македония остается их повелителем. Он возглавил объединенное греко-македонское войско и реализовал планы своего отца, начав поход в Персию. В 334 до н.э. с войском в 35 тыс. человек (из них 7700 греков) он переправился через Геллеспонт и в сражении на реке Граник опрокинул передовую персидскую армию. Затем Александр приступил к освобождению греческих городов Малой Азии, хотя многие здешние греки отнюдь не симпатизировали ему, а отдавали предпочтение персам. В 333 до н.э. Александр сошелся с войском царя Дария близ Исса в Киликии и одержал блестящую победу. Сам Дарий спасся бегством, однако его семья попала в плен. На следующий год Александр овладел побережьем Сирии и Финикии, для чего ему пришлось вести длительную осаду и штурмовать Тир и Газу, поскольку он не хотел оставлять за спиной ни одного порта, куда мог бы заходить враждебный персидский флот. Затем он вторгся в Египет, сдавшийся ему без сопротивления. Здесь Александр основал Александрию, которой было суждено на протяжении веков оставаться важнейшим городом всего греческого мира. Египетское жречество приветствовало завоевателя; Александр посетил знаменитый храм бога Амона, где оракул обратился к нему как к сыну Амона (титул фараона). Двинувшись далее на восток, через Евфрат и Тигр, Александр снова сошелся с огромной персидской армией Дария и в сражении при Гавгамелах в 331 до н.э. одержал еще одну победу. Он овладел Вавилоном, Сузами, Персеполем и Экбатаной. После гибели Дария в 330 до н.э. Александр объявил себя его преемником. Желая устранить отчуждение между Востоком и Западом, он стал одеваться в восточное платье и вести себя подобно восточным монархам. Александр поощрял браки своих воинов и туземных женщин, сам он женился на бактрийской принцессе Роксане, а впоследствии взял в жены дочь Дария Статиру. Его попытка привлечь персидских юношей на службу в македонскую армию натолкнулась на сопротивление македонян. В результате индийского похода (327-325 до н.э.) к империи Александра была присоединена обширная территория, включая Пенджаб. Александр умер в Вавилоне в 323 до н.э., не дожив до 33 лет. Главная его заслуга в глазах греков - создание гигантской империи, которая снесла все преграды на пути распространения греческой торговли и культуры. Он основал по всему Востоку более 70 городов, ставших очагами греческой культуры, и вся Азия к западу от Евфрата была эллинизирована. После смерти Александра его империю разделили между собой его военачальники. После продолжавшихся несколько десятилетий войн окончательно определились три могущественных эллинистических царства: Македония (здесь правил Антигон Одноглазый и его преемники), Египет (здесь правила династия Птолемеев) и государство Селевкидов, охватывавшее Малую Азию и Сирию. Несколько позже видную роль в Малой Азии стал играть Пергам, где правила династия Атталидов. В самой Греции возродились два прежних союза: Этолийский (ок. 290 до н.э.) и Ахейский (280 до н.э.), которые пытались отстоять независимость городов-государств от Македонии. В конце концов в 189 до н.э. Этолийский союз покорился Риму, а Ахейский римляне разгромили и распустили в 146 до н.э. Эллинистический период ознаменовался расцветом науки, литературы и искусства. Особенно велика роль Пергама и Александрии. Центром развития философской мысли оставались Афины, оформившиеся здесь учения стоиков и эпикурейцев приобрели многих последователей среди греков, а затем и римлян. При Птолемее II Филадельфе в Александрии была создана громадная библиотека, насчитывавшая свыше 500 тыс. свитков. В Египет стекались ученые и литераторы со всех концов греческого мира. Среди выдающихся ученых Александрии были математик Эвклид, астроном Эратосфен, точно вычисливший длину окружности Земли, и Аристарх Самосский, предположивший, что Земля вращается вокруг Солнца. Из критиков, занимавшихся разбором произведений греческих авторов прошлого, наиболее известны Зенодот, Аристофан Византийский и Аристарх Самофракийский. В поэзии возникли новые формы: эпиграмма, элегия, короткий эпос и пастораль. Выдающимися поэтами этого времени были Каллимах, создавший ряд гимнов и элегий, и Феокрит, запечатлевший в своих пасторалях жизнь пастухов Сицилии. В Афинах продолжали сочинять и ставить комедии, здесь жил самый известный автор новой комедии Менандр. Его комедии были утрачены, но находки, сделанные в Египте в конце 19 в., а также в начале 20 в., позволили почти полностью восстановить несколько пьес. Ко 2 в. до н.э. в эллинистическом мире все громче стал заявлять о себе Рим. Еще в начале 3 в. до н.э. эпирский царь Пирр вторгся в Италию, чтобы поддержать жителей Тарента в их борьбе с римлянами, а в 215 до н.э. македонский царь Филипп V заключил соглашение с Ганнибалом, который вел с Римом 2-ю Пуническую войну. Римляне помешали Филиппу переправиться в Италию, отправив через Адриатическое море небольшой флот и заручившись поддержкой Этолийского союза и Пергама в Малой Азии, На сдерживание Филиппа были брошены римские войска. Этот конфликт, известный как 1-я Македонская война, завершился в 205 до н.э. 2-я Македонская война (200-197 до н.э.) закончилась решительным поражением Филиппа при Киноскефалах. На этот раз Рим разрешил Филиппу продолжать править Македонией, но настоял на освобождении из-под его власти всех греческих полисов. В период 192-189 до н.э. ситуация изменилась: этолийцы объявили войну Риму, а Филипп его поддержал. Продолжавшиеся конфликты в Греции и Македонии привели к 3-й (171-168 до н.э.) и 4-й (149-148 до н.э.) Македонским войнам. Рим окончательно сокрушил Македонию, и в 146 до н.э. там была создана одноименная провинция. Кроме того, после поднятого Ахейским союзом антиримского восстания римляне в 146 до н.э. разрушили Коринф и передали всю Грецию в ведение проконсула, правившего Македонией. Все союзы городов были распущены.Римский период (после 146 до н.э.). Включив Грецию и Македонию в состав своей империи, Рим постепенно овладел значительной частью территории, завоеванной Александром на Ближнем Востоке. Пергамский царь Аттал III, который умер в 133 до н.э., завещал свое царство Риму, и вскоре эта область превратилась в римскую провинцию Азия. Династия Селевкидов пресеклась в 83 до н.э., и когда в 64-63 до н.э. римский полководец Помпей Великий превратил Сирию в римскую провинцию, границы Римской державы на востоке продвинулись до Евфрата. После поражения флота Антония и Клеопатры в битве у мыса Акций в Эпире (31 до н.э.) Египет, последнее из крупных эллинистических царств, превратился в римскую провинцию (30 до н.э.). Входившие в состав Римской империи греческие города, прежде всего Афины, стремились сохранять славные традиции прошлого. Римские завоеватели с уважением относились к великим культурным достижениям греков и старались их поддерживать. Философские школы Афин продолжали благоденствовать, пока император Юстиниан не закрыл их в 529. Александрия оставалась центром науки и изящной словесности, во времена Римской империи отсюда вышло много видных философов-неоплатоников. Греческие философы, ученые и писатели обосновывались в Италии, а Грецию посещало все большее число римлян, чтобы ознакомиться с памятниками культуры либо завершить образование. Во 2 в. н.э. император Адриан украсил Афины новыми памятниками и расширил город. В 330 н.э. император Константин Великий перенес свою резиденцию в Византий, переименованный по этому случаю в Константинополь, и сделал христианство официальной религией римского государства. Новая религия встретила сильное сопротивление среди части образованных кругов и во многих сельских местностях. Политеизм сохранялся в отдельных областях греческого мира вплоть до 600 н.э. Наиболее организованной силой христианство сделалось на Ближнем Востоке, а Константинополь как резиденция императора стал главным оплотом христианской церкви. Латинский язык оставался официальным языком Римской империи, но на Востоке больше пользовались греческим. В Константинопольском университете, основанном в 425, обучение шло на латинском и греческом языках. После кончины римского императора Феодосия I Великого в 395 империя разделилась на две части - Западную, которой правил его сын Гонорий, и Восточную со столицей в Константинополе, которая отошла к другому его сыну - Аркадию. После падения Западной Римской империи в 476, когда германский военачальник Одоакр сместил последнего римского императора Ромула Августула и стал правителем Италии, Восточная Римская империя продолжала существовать как греческое государство Византийская империя, пока в 1453 турки не овладели Константинополем.Средневековая Греция. Византийская империя была одним из самых значительных государств Средневековья. На протяжении своей 1100-летней истории эта империя сохраняла культурное наследие античного мира, усваивала многие достижения Ближнего Востока и вместе с тем вносила в мировую культуру свой собственный уникальный вклад. Современная культура большей части Восточной Европы и России берет начало в этой грекоязычной империи с центром на Босфоре. По иронии судьбы, регион современной Греции оставался в Византии "задворками империи". Некоторое время знаменитые школы в таких городах, как Афины, еще привлекали учащихся, но постепенно средоточием духовной жизни империи стал Константинополь. Ученые и художники покидали Грецию, и многие произведения искусства были перевезены в Константинополь, чтобы украсить столицу. В 6 в. в этническом составе населения Балканского полуострова происходили крупные перемены. Гибель значительной части населения империи вследствие эпидемий в середине 6 в. облегчила проникновение славян и аваров из-за Дуная во все уголки Балканского полуострова, кроме крупных городов. В этот период переселений, начавшийся в последние десятилетия 6 в., греки и другие балканские народы искали убежища в городах или бежали в горы и леса, так что исконно греческие районы Балкан, включая Пелопоннес (в Средние века его называли Морея), в значительной мере славянизировались.Эллинизм и православие. Благодаря сокращению территории Византийская империя стала более однородной - греческой - по этническому составу. Греки переселялись в районы, перешедшие под власть Византии, славян насильственно выселяли с Балкан в Малую Азию, а армян - из Малой Азии на Балканы. В этих обстоятельствах возрос интерес государства к Аттике и Пелопоннесу, который оставался в значительной степени эллинским, или языческим. В 7 в. начался процесс примирения между эллинизмом и православием (или восточным христианством), что привело к преобразованию последнего в греческое православие, отличное как от восточных церквей (например, армянской и коптской), так и от латинской, или западной, церкви Рима. Важную роль в формировании греческого православия сыграл политический и церковный кризис, разразившийся в связи с иконоборческим движением, которое сотрясало империю в 8 и 9 вв. В императорском эдикте от 726 содержалось повеление уничтожить иконы, т.е. широко почитаемые в народе изображения Иисуса, девы Марии и святых. Во главе сопротивления иконоборческому эдикту встали прежде всего монахи из монастырей, расположенных в европейской части империи, особенно в современной Греции. Народное возмущение попытками удалить иконы из церквей в 727 привело к восстанию на Эгейском море. Суровость преследований, которым подвергались защитники икон, менялась по мере изменения имперской политики. В 814 в Византийской империи разразилась новая волна иконоборчества, вызвавшая второе массовое восстание в 823. Православная церковь справляет торжественное восстановление иконопочитания в 843 как Торжество Православия в первое воскресенье Великого поста. Это событие стало важным символом разделения восточной православной и католической церквей. Восточная церковь вышла из кризиса и с еще большей энергией начала распространять свою веру среди сербов и болгар на Балканах, а также западных и восточных славян, включая население древней Руси. В 9 и 10 вв. многие славянские князья были обращены в христианство. Византийское государство оправилось от жестоких внутренних распрей и, сохраняя контроль над Малой Азией, стало расширяться в северном направлении на Балканском полуострове.От фемного управления к системе проний. Набеги славян и арабов в 7 в. привели к последовательному отказу от разделения военной и гражданской власти и переходу к фемной организации управления. Обе ветви власти - военная и гражданская - концентрировались в руках военных наместников (стратигов). В числе учрежденных фем, т.е. военно-административных округов, были Эллада и Фракия, созданные для защиты греков, обитавших в материковой Греции, от славян и болгар. Количеств фем и их границы в разные периоды менялись. Воины (стратиоты) получали неотчуждаемые земельные наделы в фемах, а взамен они и их потомки обязывались служить в армии. Многие негреки, особенно славяне и армяне в пограничных фемах, поступали на военную службу, чтобы получить землю, и тем самым вовлекались в процесс эллинизации. Такая система подрывала авторитет местной аристократии и усиливала власть центрального правительства и чиновничества. Экономическая жизнь греческих фем отражала общее положение дел в империи. Византия извлекала выгоду из монопольной торговли с Западной Европой, а также из продукции местной промышленности, например производства шелка в Коринфе и Фивах. Однако в 11 в. столичные чиновники, провинциальная земельная аристократия и такие религиозные общины, как крупный монастырский центр на Афоне, начали усиливать свою мощь и влияние, подрывая тем самым фемную систему. Стратиотов стали облагать налогами, с другой стороны, они получали освобождение от военной службы за уплату определенной суммы, что делало власти все более зависимыми от наемников. На смену фемной системе приходила система проний. Прония - это передача частным лицам прав на управление определенной территорией и иными потенциальными источниками дохода. Передачу осуществляло испытывавшее хроническую нехватку средств правительство, а получавшее пронию лицо обязывалось взамен уплачивать определенную сумму деньгами или выполнять те или иные военные или гражданские функции. Ослабление военной организации империи и обострение конфликта между крестьянами и крупными землевладельцами сыграли решающую роль перед лицом новой опасности для Византии - турок-сельджуков. Овладев в 1055 арабским Багдадом, сельджуки нахлынули на азиатскую часть Византийской империи, где к ним примкнули многие стратиоты. Византийская армия потерпела сокрушительное поражение в Армении в 1071, и турки-сельджуки захватили всю Малую Азию, за исключением ее западного побережья, где большинство населения составляли греки. Нашествие сельджуков совпало по времени с установлением (при поддержке пап) власти норманнов над византийскими областями южной Италии. Позиция, занятая папами, была связана с углублением противоречий между Константинополем и Римом. Византийской империи пришлось также столкнуться с восстаниями славян в Македонии, Болгарии и Сербии.Упадок Византии. При династии Комнинов (1081-1185) Византия вернула часть ранее утраченных территорий, однако это произошло лишь ценой осуществления политики, в конечном счете ослабившей империю. Чтобы одолеть норманнов, которые начали проникать в Эпир, Алексей I Комнин заручился поддержкой венецианского флота. Взамен ему пришлось предоставить привилегии венецианским купцам, которые взяли под свой контроль торговые маршруты империи. Такие же привилегии были впоследствии предоставлены Генуе и Пизе. Положение усугубилось тем, что норманны из южной Италии захватили остров Корфу и часть Пелопоннеса. В середине 12 в. отряды норманнов с Сицилии совершили налеты на центры греческого производства шелка и перевели часть производства в свою державу, положив конец византийской шелковой монополии, а также разграбили крупный центр Салоники. С ослаблением могущества Византии территория нынешней Греции стала ареной борьбы разных сил, среди которых были купцы из Венеции, Генуи и Пизы, норманнские и французские рыцари, испанские наемники из Каталонской компании, которую один из Палеологов пригласил для борьбы с турками, и другие солдаты, в том числе выходцы из Сербии и Болгарии. В 1202 венецианцы склонили участников 4-го крестового похода к тому, чтобы помочь им захватить византийские владения на восточном побережье Адриатического моря, а затем напасть на Константинополь. В 1204 город был взят крестоносцами и венецианцами и разграблен. Здесь была основана Латинская империя во главе с императором Балдуином I, графом Фландрским.Греки и латиняне. Латинская империя оказалась слабой и просуществовала недолго (лишь 57 лет), но ее возникновение привело к дроблению византийских владений, сохранявшемуся до самого османского завоевания в 15 в. Большая часть материковой Греции распалась на феодальные княжества, где правили представители Бургундской и других французских династий, а главные порты вместе с Критом и другими греческими островами перешли под власть Венеции. То, что не удержали латиняне, попало в руки небольших греческих государств, самым значительным среди которых была Никейская империя на северо-западе Малой Азии, где правила династия Ласкаридов. На юго-восточном побережье Черного моря находилась Трапезундская империя, которая просуществовала до 1461. В северо-западной Греции и Албании возник Эпирский деспотат, который усилился в первой половине 13 в., а затем имел ограниченный суверенитет, находясь под опекой Никейской империи или же соседней Сербии. В 1259 Михаил VIII Палеолог, который царствовал в Никее, воспользовался разногласиями между западными рыцарями и нанес им сокрушительное поражение в битве при Пелагонии. После этого ему удалось овладеть несколькими опорными пунктами в Морее, в том числе Мистрой. В 1261 он без какого-либо сопротивления овладел Константинополем, и Латинская империя перестала существовать. Однако завершение правления латинян в Константинополе не означало конца латинского правления в Греции. Помимо островов Эгейского моря, пребывавших под властью Венеции (некоторые из них вошли в герцогство Архипелага, или герцогство Наксос), самыми значительными из латинских государств, созданных после 1204, были Фессалоникийское королевство, Ахейское княжество и герцогство Афинское. Фессалоникийское королевство попало под власть Эпира в 1224, а в 1246 было завоевано Никейской империей. Эгейские острова оставались под властью Венеции до 1566. Значительную роль играли Ахейское княжество и герцогство Афинское, которые в лучшую свою пору в 13 в. были процветающими центрами влияния французской культуры и нравов. После того как в 1277 правившая в Ахейском княжестве династия Виллардуэнов пресеклась, власть над ним перешла к Анжуйской династии, которой принадлежали также Неаполь и Сицилия. На протяжении последующих лет Карл I Анжуйский, завоеватель и король Неаполя и Сицилии, предпринимал честолюбивые попытки создать на базе Мореи большую империю на Востоке. Однако восстание в Сицилии в 1282 (т.н. Сицилийская вечерня) сорвало его планы. После этого Ахейским княжеством управляли анжуйские чиновники. В конце 14 в. большая его часть была присоединена к греческому государству со столицей в Мистре (т.н. Морейскому деспотату, учрежденному в 1262), фактически являвшемуся частью Византийской империи. Это был последний оплот византийской цивилизации. В 1460 Мистра была также захвачена турками-османами. Герцогство Афинское просуществовало под властью западных ("франкских") герцогов до 1311, когда наемная каталонская пехота восстала против нанявшего ее герцога Вальтера де Бриенна и узурпировала власть. Происходившие из северо-восточной Испании наемники Каталонской компании когда-то служили византийскому императору, после чего наводили ужас на Грецию. Теперь они женились на вдовах своих побежденных врагов и признали верховную власть арагонских королей Сицилии. Были введены каталонский язык и созданы каталонские органы управления. Однако свирепость этих искателей приключений постепенно смягчалась под влиянием греческой цивилизации. В 1379 их еще ослабили набеги очередной шайки наемников, на этот раз выходцев из Наварры, и в 1388 каталонцы были вынуждены уступить афинский Акрополь флорентийскому правителю Коринфа.Восстановленная Византия. Обосновавшаяся в Константинополе в 1261 династия Палеологов не располагала экономическими ресурсами для создания сильной центральной власти и была вынуждена расширять провинциальные и муниципальные привилегии и автономии. Кроме того, Византия признала власть Венеции над многими островами и подтвердила привилегии генуэзских и венецианских купцов. Упадок могущества Византийской империи имел место на фоне возрождения литературы, искусства и религии. Превратности службы императорам заставляли многих греков покидать столицу и переезжать в провинцию. Здесь, в новой обстановке, удалившиеся от столичной суеты греческие ученые стремились опереться на традиции античной Греции и тем самым укрепляли преемственность между древним эллинизмом и современностью. Блестящий двор Морейского деспотата в Мистре превратился в колыбель эллинизма. В 15 в. Мистра стала центром неоплатонической философской школы Гемистия Плифона, апостола эллинского Возрождения. Здесь возник оплот греческого гуманизма и рационализма, отсюда распространяются новые представления об искусстве - выразительном, вычурном и мистическом. Окончательный упадок Византии сопровождался усилением турок-османов, которые основали Османскую империю на бывших территориях Византийского государства. В 1331 они завоевали Никею, в 1354 - Ангору (Анкару) и Галлиполи, в 1362 - Адрианополь. Турки нанесли поражения сербским войскам, размещенным в Македонии, Эпире и Фессалии, а также разгромили саму Сербию (1363, 1371 и 1389), захватили большую часть Македонии и покорили всю Болгарию (1396). В 1430 турецкие войска заняли Янину и Салоники; наконец, когда в 1453 пал Константинополь, Византийская империя прекратила свое существование. Афинское герцогство было покорено в 1458, Сербия - в 1459, Мистра - в 1461. После продолжительной борьбы турки овладели Албанией. Несмотря на турецкую экспансию, некоторые части Греции оставались под властью западноевропейцев. Генуя владела Хиосом в 1304-1566, Венеция - Ионическими островами в 1204-1797, Кипром в 1489-1571, Критом в 1204-1669, а также Кикладами. Рыцарям-иоаннитам в 1308-1522 принадлежал Додеканес. Хотя на этих островах греки зачастую страдали от экономической эксплуатации и религиозных преследований гораздо сильнее, чем их собратья в областях, захваченных турками, когда Османская империя в 16-17 вв. стала мало-помалу распространять свою власть на греческие острова, местная аристократия приняла в борьбе против турок сторону своих правителей. Военные действия между турками-османами и Венецией не затихали на протяжении большей части второй половины 17 в. и продолжались вплоть до 1718. Крит был захвачен турками в 1669, но в 1685-1687 венецианцы заняли Пелопоннес, а в конце столетия приобрели над ним суверенитет (по Карловицкому миру 1699). Однако народные волнения в период венецианского правления помогли туркам отвоевать Пелопоннес в 1715.

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

  • ГРЕЦИЯ. ИСТОРИЯ
  • ГРЕЦИЯ. ИСТОРИЯ. ОСМАНСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ

Смотреть что такое "ГРЕЦИЯ. ИСТОРИЯ. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД" в других словарях:

  • ГРЕЦИЯ. ИСТОРИЯ — Крито микенская культура. Территория материковой Греции и острова были обитаемы задолго до 4000 лет до н.э., здесь обнаружены стоянки и орудия, относящиеся к среднему и верхнему палеолиту. К началу II тысячелетия до н.э. культура эгейского… …   Энциклопедия Кольера

  • Греция (Древняя) — Греция Древняя, Эллада (греч. Hellás), общее название территории древнегреческих государств, занимавших Ю. Балканского полуострова, острова Эгейского моря, побережье Фракии, западную береговую полосу Малой Азии и распространивших своё влияние в… …   Большая советская энциклопедия

  • История Османского Египта — История Египта Доисторический Египет Древний Египет* Персидский период* Эллинистический период* Римский период* Византийский период* Египет в составе Арабского халифата Египет от распада Халифата до Османской империи Турецкий период Египет в… …   Википедия

  • Греция —         Древняя, Эллада (греч. Hellas), общее название территории древнегреческих городов государств, занимавших в II I вв. до н. э. юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря, побережье Фракии, западный берег Малой Азии. Собственно… …   Художественная энциклопедия

  • история психологии — Первые научные представления о психике возникли в древнем мире (Индия, Китай, Египет, Вавилон, Греция, Грузия) в недрах философии в противовес религиозному догмату о душе как особой сущности, внешним и случайным образом связанной с телом.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Греция — I Греция         Древняя, Эллада (греч. Hellás), общее название территории древнегреческих государств, занимавших Ю. Балканского полуострова, острова Эгейского моря, побережье Фракии, западную береговую полосу Малой Азии и распространивших своё… …   Большая советская энциклопедия

  • История Древней Греции — Парфенон История Греции Доисторическая Греция (до XXX в. до н. э.) …   Википедия

  • Греция — (Greece) Географическое положение Греции, население Греческой Республики Государственный устрой и экономика Греции, внутренняя и внешняя торговля Греции, культура Греции, история Греческой республики Содержание Содержание География Рельеф… …   Энциклопедия инвестора

  • История Греции — Доисторическая Греция (до XXX в. до н. э.) …   Википедия

  • История современной Греции — …   Википедия

Книги

  • История западного мышления, Тарнас Ричард. Эта книга - сжатая история западного мировоззрения от древних греков до постмодернистов. Эволюция западной мысли обладает динамикой, объемностью и красотой, присущими разве только эпической… Подробнее  Купить за 580 руб

dic.academic.ru

Эллинизм – кратко - Русская историческая библиотека

Пелопоннесская война, продолжавшаяся с небольшими интервалами двадцать семь лет, закончилась поражением Афин. В 404 г. до н. э. воины аристократической Спарты вошли в Афины. Спартанский полководец Лизандр приказал под звуки флейт срыть городские стены, являвшиеся символом мощи и независимости Афин.

Сразу же по окончании войны в Афинах было установлено олигархическое правление, но уже в 403 г. до н. э. в стране были восстановлены демократические порядки. Однако война выявила глубокий внутренний кризис Афин. Имущественное расслоение, усилившееся в результате войны, ослабило демократию, опиравшуюся на мелких и средних собственников.

Социальный кризис коснулся и других греческих полисов; он привел к междоусобным войнам, к обострению классовой и политической борьбы внутри полисов, и это облегчило захват Греции Македонией; после битвы при Херонее (338 г. до н. э.) Греция вступила в новую эпоху своей истории.

Александр Македонский продолжал завоевания своего отца Филиппа и создал колоссальную империю, в которую вошла значительная часть Азии, Египет и часть Европы. Поклонник эллинской (греческой) культуры, Александр усиленно распространял ее во время своих походов в страны Востока. Поэтому эпоху македонского владычества в этих странах, т. е. эпоху распространения эллинской культуры, принято называть эпохой эллинизма («эллинизация» Востока), а культуру этой эпохи – эллинистической. Концом этой эпохи условно считают 31-й год до н. э. (в этом году римским полководцем Октавианом была побеждена египетская царица Клеопатра – и последнее эллинистическое царство попало под власть римлян).

Александр Македонский

Александр Македонский - основоположник эллинизма

 

Термин «эллинизм», предложенный немецким историком И. Г. Дройзеном, издавшим в 1836–1843 г. два тома «Истории эллинизма», не совсем точно отражает сущность нового периода в истории античного общества, так как это было время проникновения не только греческой культуры на Восток, но и восточной в Грецию, что не могло не оказать влияния на дальнейшее развитие всех форм греческой идеологии.

Обрисуем кратко основные черты эллинизма. После смерти Александра (323 г. до н. э.) его огромная держава была поделена между его полководцами. Египет получил Птолемей, Сирию – Селевк, Македонией и Грецией стал править Антипатр. Так создались эллинистические монархии преемников Александра (диадохов).

Эта эпоха была временем наивысшего внешнего расцвета Греции и других государств эллинистического мира.

 

 

Преемники Александра считали покровительство искусству главной задачей монарха. Они ждали от архитекторов и скульпторов создания грандиозных произведений, подобных произведениям восточного искусства.

В период эллинизма происходит интенсивное градостроительство. Храмовая архитектура не стоит, как прежде, на первом плане: в эллинистических городах сооружаются дворцы, рынки, здания совета, театры с колоннадами, частные дома с удобствами. Возникают новые улицы, гавани. Художественными центрами эллинистического мира становятся не Афины, не Аргос и не Коринф, а Родос, Делос, Александрия, Пергам, Помпея, Милет. Для искусства эллинистической эпохи характерна мегаломания. Известно, что Александр Македонский заказал для сожжения на погребальном костре своего друга 1000 позолоченных деревянных колоссальных статуй. Сотни колоссов были воздвигнуты на острове Родос. Наряду с творениями Лисиппа, Праксителя, Скопаса, продолжавших воплощать в своих статуях физический и духовный идеал человека, до нас дошли многие произведения скульптуры неизвестных эллинистических мастеров, в которых наблюдается тенденция к натурализму («Спящий сатир», «Повешенный Марсий» и др.). Возникает портретная скульптура.

Высокого технического совершенства в период эллинизма достигает искусство мозаики и настенной живописи. Примерами могут служить мозаичное изображение Диониса на Делосе и более поздняя помпейская живопись, представляющая сцены из трагедий Еврипида «Медея», «Ифигения в Тавриде» и др.

В архитектуре эллинистической эпохи наблюдается нарушение строгого стиля, в результате чего возникает эклектика.

Если искусство классической Греции преследовало в основном культовые цели, то эллинистическое искусство – цели декоративные.

В период эллинизма народ был устранен монархами от участия в государственных делах, и это привело к коренным изменениям в области идеологии, и в частности в литературе. Рост индивидуализма, ослабление гражданских чувств вызвали измельчание проблематики литературы. Разрыв между гражданином и обществом становится все ощутимее. Человек эпохи эллинизма почувствовал себя одиноким и беспомощным, он потерялся в открывшемся перед ним огромном мире, он был исключен из общественной жизни новых обширных государственных образований. Ему оставалась сфера личной жизни, свой замкнутый мирок.

Предметом изображения в эллинистической литературе впервые становится отдельный человек с его частной жизнью, с маленькими семейными радостями и огорчениями. Политическая тематика сводится к воспеванию монарха и его приближенных.

Существенные изменения в греческой идеологии отразились и на философских течениях эпохи эллинизма. Хотя Академия Платона и Ликей Аристотеля продолжают существовать в Афинах, они оттесняются несколькими новыми философскими системами, возникшими на рубеже IV и III вв. до н. э. Две из них получили впоследствии широкое распространение и дальнейшее развитие в Риме – эпикурейцы и стоики: философия Эпикура, последователя Демокрита, и учение основателя стоической школы, Зенона из Кития.

Эпикур (341–270 гг. до н. э.), создавший свою философскую систему на основе атомистической теории Демокрита, использовал ее как средство борьбы со страхом смерти. Этот крупный философ эллинистической эпохи ставил перед собой цель освободить людей от того, что мешает счастью, понимаемому им как безмятежность, внутренняя независимость и душевное спокойствие. Мудрец, стремящийся сохранить это состояние души, должен отказаться от верований толпы, от честолюбия и от погони за богатством. Он может в случае необходимости принимать участие в государственных делах, но лучше обходиться без этого и проводить жизнь в кругу друзей.

Эпикур требовал от человека господства над своими желаниями; удовольствие, к которому стремится человек – свобода от страданий – достигается добродетелью, отказом от предрассудков и ограничением желаний.

Второе главное направление философии эпохи эллинизма – стоическое, возникшее почти одновременно с эпикурейством, призывало к «свободе от аффектов», к добродетели, создающей «блаженного» мудреца, родиной которого является весь мир. Стоики, в отличие от эпикурейцев, верили в оракулы и гадания и были пантеистами (т. е. обоготворяли природу), поэтому проповедовали жизнь сообразно природе. Основой человеческого существования стоики объявили исполнение нравственного долга; все жизненные невзгоды не имеют значения, в том числе и смерть.

Основателем стоической философии был Зенон (335–263 гг. до н. э.), беседовавший со своими учениками в στοά ποίκΐλη («пестрой стое») – афинском портике, давшем название этой философской школе.

С проповедью преодоления страстей и потребностей в эллинистическое время продолжали выступать киники, как и раньше отвергавшие все социальные устои общества: рабство, собственность, брак, традиционную религию и требовавшие равенства всех людей независимо от пола и происхождения. Они призывали к отказу от цивилизации, к опрощению; проповедовали возврат к природе, к естественной жизни. Ярчайший представитель этой школы Диоген Синопский (род. ок. 404 г. до н. э.) называл себя гражданином мира (космополитом). Диоген ничего не писал; его философия заключалась в его образе жизни: он ел самую грубую пищу, ходил в рубище, ночевал в портике или в пифосе – огромном глиняном сосуде, демонстративно отказываясь от элементарных удобств. Умер Диоген в глубокой старости на одной из улиц Коринфа. Эллинистические ученые приписывают ему множество остроумных высказываний, часто язвительных. Очевидно, этой язвительности и своему непритязательному образу жизни Диоген обязан прозвищем κυνικός; («собачий»), давшим название всему философскому направлению, а Платон называл его «сумасшедшим Сократом».

Менее популярной была в период эллинизма философия скептиков, объявлявшая всякую истину относительной и всякое познание недостоверным. Борясь с суевериями стоиков, скептики в то же время, подобно им и эпикурейцам, проповедовали «безмятежность» и «свободу от аффектов».

Все эти философские системы характерны для эпохи эллинизма тем, что в них отсутствует местный патриотизм и содержится забота о счастье индивида, более или менее свободного от обязанностей перед государством.

Уже Ксенофан Колофонский, софисты и Еврипид поселили в умах своих соотечественников сомнения в отношении традиционной религии. Посеянное ими семя скептицизма принесло плоды в эпоху эллинизма, когда религия становится делом личной совести. Богиня Тихе, олицетворяющая слепой случай, почиталась теперь многими как единственное божество. Рационалисты III и II вв. до н. э. делают попытки извлечь из мифологии реальный смысл: в лице олимпийцев они видят исторических деятелей (Евгемер). Стоики толковали богов аллегорически: Гера олицетворяла для них воздух, Гефест, опирающийся на посох, – земной огонь, для поддержания которого нужно дерево; борьба Аполлона с Пифоном означала победу света над мраком и т. п. В Грецию проникают восточные культы богов: культ фригийской матери богов Кибелы, египетской богини-матери Исиды; иноземные культы сливаются с местными. Этот религиозный синкретизм был естествен в условиях политеизма и характерен для эллинистической эпохи.

Контакт эллинистических государств со странами Востока, знакомство с естественными науками Египта, Вавилона и других стран привели к расцвету наук в III в. до н. э., как точных (Эвклид, Архимед и др.), так и гуманитарных. В III в. до н. э. возникает филология как наука. Филологам эпохи эллинизма принадлежит заслуга издания выверенных текстов греческих писателей и поэтов, составление антологий (выдержек из произведений древних авторов) и собраний избранных произведений. Особое внимание уделялось изучению Гомера. Такие ученые, как Зенодот, Аристарх, Аристофан Византийский и др., тщательно изучали гомеровский текст, издавали и комментировали его. Они же и разделили каждую из гомеровских поэм на 24 книги по числу букв греческого алфавита.

План Александрии

План Александрии в эпоху эллинизма

 

Крупнейшим научным центром становится в эпоху эллинизма египетский город Александрия. В III в. до н. э. там был основан «Музей» («Храм муз»), где работали ученые и поэты, нередко соединявшиеся в одном лице. Там же, в Александрии, была создана библиотека, в которой уже в III в. до н. э., по свидетельству древних, хранилось около полумиллиона книг (свитков). Библиотека погибла от пожара при захвате Цезарем Александрии в I в. до н. э. В какой-то степени потеря была восполнена переводом в Александрию библиотеки Пергамского царства.

Веком расцвета эллинистической литературы был III в. до н. э. Большое влияние на эту литературу имели написанные в конце IV в. до н. э. «Характеры» Феофраста, ученика Аристотеля. В этом произведении изображались типы людей, отличающиеся определенным сочетанием черт (льстец, скряга, болтун, пьяница, бессовестный, суеверный, зазнайка и т. п.). В русле «Характеров» развивалась так называемая новая (или «новая аттическая») комедия, которую иногда так и называют – «комедия характеров».

 

rushist.com

Эллинистическая Греция - это... Что такое Эллинистическая Греция?

Македонский период

Известие о смерти Александра послужило сигналом к повсеместным смутам, к распрям его полководцев и преемников и к распаду державы, наскоро составленной и недостроенной. Вместе с тем со всей очевидностью и немедленно обнаружилась эфемерность объединения многоразличных частей Александровой монархии; эфемерными оказались весьма многие из городов и поселений, основанных завоевателем с целью закрепления за собой приобретенных войной далеких земель. Чувствовался и недостаток заветов, которые перешли от Александра к его преемникам и вид определенных задач или политических приемов. В 323 г. смерть Александра вызвала так называемую Ламийскую войну, кончившуюся битвой при Кранноне, что в Фессалии (322), и поведшую за собой изменение афинской конституции в смысле олигархическом и помещение македонского гарнизона в Афинах. Беспощадностью и насилием сопровождалось победоносное шествие Антипатра и в других частях гос-ва. По смерти Антипатра, Греция становится предметом раздора и войн нескольких честолюбцев и переходит от одного из них к другому. В 306 г. наместники Антигона, Димитрий, Селевк, Птолемей, Кассандр, Лисимах присваивают себе царский титул, а в 301 г. царство Антигона разделяется между Селевком и Лисимахом. В том же году шла в Греции ожесточенная борьба сначала между Кассандром и Димитрием Полиоркетом, затем между Деметрием Полиоркетом и целой коалицией царей. Когда Деметрий был изгнан из Македонии и бежал в Азию, сын его Антигон Гонат сумел удержать за собой пелопонесские владения отца (287 г. до н.э.). К 279 г. относится геройское отражение галльских полчищ союзными греческими войсками, причем больше других отличились этоляне. Года через два после этого Антигон воцарился в Македонии, начав собой династию македонских царей до Персея, последнего царя Македонии, включительно.

Поход Александра Македонского в Азию

Кроме Македонии, в зависимости от которой находилась обыкновенно Г., из завоеваний Александра возникли царства Сирийское, Селевкидов, Египетское, Лагидов; в свою очередь, из обширных земель Сирии выделились нынешние царства: Пергамское, Вифинское, Парфянское и др. В земли, завоеванные Александром, массами устремлялись греки из Г. и древних колоний и привносили язык, искусство, изучение наук и развитие литературы, открытие общественных учреждений. Афины, Спарта, Коринф, Фивы остались далеко позади новых центров греческой образованности: Антиохии, Пергама, Александрии, Сиракуз и др. Все, что было ценного и долговременного в области наук или политического развития, стало принято относить к эллинскому гению. Теперь всё это применяется к новым условиям жизни новыми жителями, находящимися вдали от родных мест и родного общества. Космополитизм сделался отличительной чертой произведений греческого ума. В это же время начал формироваться преимущественно на чужбине тот тип грека (Graeculus), попрошайки и паразита, мастера на все руки, который увековечен сатирой Ювенала. И, все-таки, невзирая на истощение и деморализацию, вследствие отбытия населения в далекие страны, несмотря на необходимость приспособления к требованиям деспотов и богачей, старые гражданские добродетели продолжали жить среди греков, которые оказались менее затронуты новым порядком вещей. III и II века до Р. Х. ознаменовались в истории Г. образованием нескольких союзов на началах федеративных; обширнейшими стали союзы: ахейский в Пелопоннесе и этолийский в средней Г. Главная задача союзов состояла в освобождении греческих городов от македонских гарнизонов или тиранов и в обеспечении их от посягательств македонских царей на будущее время. Союзы существовали и раньше, в глубокой древности, но ранее они ограничивались небольшими территориями, на которых обитали племена. Теперь, ввиду многолетней непрерывной опасности, начала равноправного союза получили широкое применение и выработанную в значительной мере организацию. Союзные власти в обеих федерациях ведали только общесоюзные дела, не вторгаясь во внутренние отношения отдельных союзных общин. Гегемона или главенствующего общины в этих союзах не было; граждане союзных общин были в то же время гражданами союза, что и выражалось в наименованиях ахеян или этолян для граждан всех союзных общин без различия; самый союз назывался народом (ethnos). Обе федерации имели историка в мегалопольце Полибии; но в то время как федерация ахейская была родной для историка и казалась ему осуществлением политики, способной спасти Г., этолийская федерация, враждовавшая обыкновенно с ахейской, представлялась Полибию беспорядочным скопищем хищников, живущих грабежом и нападениями. На самом деле разница между союзами в организации была очень невелика и проистекала из различной степени гражданственности большинства общин, входивших в состав как одного, так и другого союза; превосходство в этом отношении было, бесспорно, на стороне ахейской федерации. Союзная власть последней располагала большей силой и авторитетностью, чем соответствующие органы этолийского союза, в среде которого начальники отдельных племен предпринимали походы или совершали набеги на чужие земли и без ведома союзных властей. Верховным учреждением, как у ахеян, так и у этолян было союзное собрание граждан. В союзах существовали ограниченные по составу советы или постоянные комитеты, ведущие дела союза. Высшим представителем исполнительной власти был союзный военачальник. Вопросы войны или мира, договоров и союзов, приема иностранных послов и т. п. подлежали ведению союзных властей. Силы двух союзов были разъединены соперничеством и войной и через то ослаблены. Вне союзов оставалась значительная часть Г., бок о бок с ахейским союзом существовала Спарта, цари которой, Агис IV и Клеомен III, поставили себе задачей воскресить былую славу своего государства, вдохнуть в спартанцев былые доблести, освободить Г. от македонян и утвердить спартанскую гегемонию. В этом продолжавшемся разъединении греков и есть разгадка успехов македонских царей и, затем, римских легионов.

Ахейский союз установлен был усилиями Марга из Кирены около 280 г. до Р. Х., состоял сначала из 4 городов (Дима, Патры, Фары, Тритея), вскоре обнял все города древней Ахайи, а лет 30 спустя распространился за пределы этой области присоединением Сикиона (251). Виновником расширения союза был Арат, 16 или 17 раз избиравшийся в союзные стратеги и в течение 30 лет определявший союзную политику ахеян. С течением времени в союз вошли Коринф, Мегара, Епидавр, Гермиона и др. Война с Клеоменом (228—221) заставила Арата искать поддержки той самой чужеземной силы, освобождение от которой провозглашалось целью объединительного движения жителей острова Пелопоннесс. Ахейцы заключили союз с Антигоном Досоном (223), который и явился на острове Пелопоннес устроителем эллинистических дел. Сражение при Селласии (221), лишившее Клеомена царской власти, а Спарту — всех её завоеваний, утвердило главенство македонских царей над Грецией.

При наследнике Антигона, Филиппе V, вспыхнула Союзническая война между Ахейским союзом, которому помогал Филипп, и этолийцами. В 217 г. война кончилась миром, ввиду «надвигающегося с запада облака», то есть серьёзной опасности, угрожавшей со стороны Италии одинаково как грекам, так и македонянам. Первое знакомство римлян с Грецией относится к 224 г. до н. э., когда они пошли войною на иллирийских пиратов, и греки взирали на них как на своих спасителей. Уже тогда римляне утвердились на острове Керкире и на иллирийском побережье.

Поводом к ближайшему вмешательству в дела Греции послужил для римского сената союз Филиппа V с Ганнибалом, в 215 г. Ещё не кончилась вторая Пуническая война, а римляне открыли военные действия против Филиппа на берегу Иллирия (214). В 211 г. римляне заключили союз с этолянами против македонян; к этому союзу примкнули элейцы, мессеняне, лакедемоняне, царь Пергама Аттал, владыки Фракии и Иллирии; Филиппа поддерживали союзы ахейский, акарнанский и эпирский. В 205 г. воюющие стороны примирились; ещё раньше этоляне заключили сепаратный мир с Филиппом. К этому же времени относится блестящая победа ахеян, с Филопеменом во главе, над спартанцами и тираном их Набидом (207).

Расширение Рима

Только по окончании войны с Карфагеном (202) римляне возобновили свое наступление на греко-македонский Восток, под видом войны с Филиппом, которая кончилась полным поражением последнего при Киноскефалах в Фессалии (197). Полибий яркими красками обрисовал неумеренные восторги, с какими греки выслушали заявление римского герольда на истмийском празднестве в Коринфе, что по условиям мира, заключенного с Филиппом, освобождаются все греческие государства, находившиеся в зависимости от Македонии (196). Этоляне остались очень недовольны условиями мира; прочие греки скоро убедились, что они только переменили одного господина на другого дело дошло до новой войны этолян с римлянами, причем в союзе с этолянами был царь Сирии, Антиох III. В 191 г. при Фермопилах Антиох был разбит римлянами, а года через два после того и этоляне должны были покориться Риму. Этолийский союз перестал существовать (189). Как прежде этоляне досадовали на римлян и возбуждали греков к войне с ними, так теперь недовольны были Римом и Филипп, и ахеяне, державшие сторону римлян в войне их с Антиохом и этолянами. Приблизительно к этому времени относится расширение ахейского союза, руководимого Филопеменом, на весь Пелопоннес. Спарта, Эллада, Мессении были присоединены к союзу (191—190). Но как в Спарте, так и в Мессении существовали сильные партии, стоявшие за выделение этих областей из союза. Недовольные обращались с жалобами в Рим, который не отказывался от роли посредника, судьи и устроителя Пелопоннеса; при его содействии Мессения отложилась было от ахеян (183). Возвращение Мессении в союз стоило жизни Филопемена, а с его смертью усилились внутренние смуты, умножились и поводы к вмешательству римлян в дела союза. Политическая борьба осложнялась социально-экономическою. В союзе боролись две партии: одна, не объявляя открытой войны Риму, старалась сохранить за союзом возможную меру независимости в действиях; другая настаивала на признании главенства Рима над союзом. Наиболее видными представителями обеих партий были Аристен и Калликрат, соответственно.

Конец греческой независимости

Между тем у римлян началась (171) третья война против Македонии, от Филиппа перешедшей к сыну его Персею. В 168 г. война кончилась истреблением македонской армии при Пидне. Македония объявлена была свободной и разделена на 4 республики, зависимые от Рима. В душе сочувствуя Персею и желая ему победы над более опасным врагом, греки, и в частности ахейский союз, точно соблюдали нейтралитет. Но такое поведение не удовлетворяло более сената. В 167 г. 1000 ахеян без всякой вины отвезены были в Рим, по подозрению в измене; в числе пленников находился и историк Полибий. 17 лет томились греки в неволе, пока уцелевшим из них дозволено было наконец возвратиться на родину. Возвращение пленных усилило раздоры в союзе. В 149 г. македоняне, предводительствуемые самозванным царем, выдававшим себя за сына Персея, восстали против римлян, но были побеждены, и Македония обращена в римскую провинцию (148). Скоро после этого возмущение Спарты против союзных властей повело к решительному вмешательству сената в союзные отношения; по его требованию, Спарта, Коринф, Аргос, Гераклея и Орхомен были отторгнуты от союза (147). Война союза против Спарты была принята в Риме за вызов, и два поражения, нанесенные союзным войскам в Локриде Эпикнемидской Метеллом и близ Коринфа, у деревни Левкопетры, Муммием, положили конец независимому существованию Г. (146). Ко времени Августа она обращена была в римскую провинцию, под именем Ахаии.

Есть более полная статья

dal.academic.ru


Смотрите также