Архитектура и Проектирование | Справочник. Древняя архитектура месопотамии


Архитектура стран Двуречья и Месопотамии. Всеобщая история архитектуры

Месопотамией (т. е. Междуречьем) в широком смысле слова называют равнину в долине рек Евфрата и Тигра. К ней относится и Ассирия — область, расположенная в средней части долины Тигра, по обеим сторонам реки. Тигр и Евфрат образуют как бы огромную восьмерку, и часто только ее северную часть называют Месопотамией. В настоящей работе мы будем употреблять название Месопотамия только в этом узком смысле слова, а южную часть равнины, ниже максимального сближения обеих рек, будем называть Двуречьем, как это сейчас принято в специальной литературе.

Двуречье представляет собой наносную, образованную отложениями рек низменность (в древности Тигр и Евфрат не сливались и достигали Персидского залива значительно севернее нынешнего общего устья). Культура Двуречья складывалась и развивалась не только между Евфратом и Тигром, но и по обе стороны Евфрата. Древнейшие известные нам жители страны называли ее Шумером. После того как северная часть Двуречья была заселена семитическими племенами (в течение первой половины III тысячелетия до н. э.), Шумером стала называться только южная часть Двуречья, а северная — Аккадом (по названию важного города, возникшего здесь около 2400 г. до н. э.).

Карта стран Двуречья и Месопотамии
Карта стран Двуречья и Месопотамии

В течение IV тысячелетия до н. э. (археологические периоды культуры Убайд и ранних слоев культуры Урука) племенам шумерийцев удалось справиться с катастрофическими разливами рек, осушить заболоченную почву каналами и использовать воды Евфрата для регулярного орошения. Почва низменности оказалась необыкновенно плодородной, и вскоре хлеба стало производиться больше, чем это было нужно для одного лишь пропитания земледельцев. На рубеже IV и III тысячелетий до н. э. (археологические периоды культур Джемдет-Наср и раннединастической) завершается разделение труда между сельским хозяйством и ремеслом; начинает применяться труд рабов. Власть в общине переходит к родовой знати, возглавляющей также организацию орошения земель. Из земель общины выделяются храмовые земли. Храмы становятся хозяйственными и политическими центрами государства.

Первые государства Двуречья представляли собой небольшие объединения общин; наряду с жрецом-правителем ими управляли советы старейшин и народные собрания. В результате продолжавшейся столетиями борьбы за власть между отдельными правителями около 2400 г. все Двуречье было объединено под властью царей города Аккада. Местная родовая аристократия была подавлена, храмовые земли превращены в царские, на место родовой знати пришла царская служилая знать, царская власть стала самодержавной. Эту служилую знать составляли преимущественно семиты-аккадцы, жившие в районе столицы царства, на севере Двуречья.

Государство Аккада погибло в XXIII в. до н. э. Около 2100 г. до н. э. создается новое, более мощное государство того же типа — царство Шумера и Аккада, обычно называемое, по правящей династии, царством III династии г. Ура. Это было время расцвета царской бюрократии. Царскохрамовые хозяйства, обрабатываемые огромными полчищами жестоко эксплуатируемых рабов, занимают большую часть страны, общественная жизнь свободного населения — общинников замирает. Закладываются основы официальной религиозной идеологии, сохранившиеся затем в течение почти двух тысячелетий. Просуществовав около ста лет, царство III династии г. Ура пало около 2000 г. до н. э. под ударами соседних племен, поддержанных частью местного населения. К этому времени произошло полное этническое слияние шумерийцев и аккадцев, и аккадский язык стал языком, общим для всего Двуречья.

На развалинах государства III династии Ура возникает несколько царств, но к XVIII в. до н. э. власть над страной переходит к царям Вавилона. Наиболее известен из правителей новой, I Вавилонской династии — царь-законодатель Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.). Цари уже не ведут собственного грандиозного хозяйства, а раздают царские земли чиновникам, воинам и издольщикам. В стране развиваются мелкие и средние частные хозяйства. Мелкие хозяйства не могут обеспечить себя всем необходимым сами, и поэтому развиваются внутренняя торговля и кредит, а с ними и ростовщичество. Ростовщичество, падение плодородия из-за засоления орошаемых земель и длительное господство завоевателей касситов (1746—1171 гг. до н. э.) приводят к упадку Вавилонии. Одновременно начинается расцвет Ассирии.

Города Ассирии, за исключением самого древнего ее центра — Ашшура, расположены у предгорий Загра, на востоке долины Тигра, и легко доступны нападениям горных племен. Поэтому ассирийцы уделяли большое внимание обороне городов и военному делу. Через города Ассирии или вблизи от них проходили почти все важнейшие торговые пути Передней Азии, и ассирийские правители рано подчинили их своему контролю. Государство обороняющееся постепенно превращается в государство захватническое.

И действительно, возникнув как маленький и политически зависимый от других народов город-государство Ашшур (III — начало II тысячелетия до н.э.), Ассирия в XIV—XIII вв. до н. э. становится одной из могущественнейших древневосточных держав, а в IX—VIII вв. до н. э. подчиняет себе всю Переднюю Азию.

Новый подъем Вавилонии наступает только в конце VII — начале VI в. до н. э., после разрушения великой Ассирийской державы. Вавилон становится гегемоном нового объединения, и этот последний период в истории Двуречья называется Нововавилонским (в отличие от Старовавилонского — первого периода возвышения Вавилона). Нововавилонское, или Халдейское, царство распространялось от гор Ирана до границ Египта. Господство принадлежало торгово-жреческой верхушке самоуправляющихся торговых городов. В 539—538 гг. до н. э. Вавилония была завоевана Персидской державой.

Глава «Архитектура стран Двуречья и Месопотамии» книги «Всеобщая история архитектуры. Том I. Архитектура Древнего мира». Авторы: В.К. Афанасьева, И.М. Дьяконов; под редакцией О.Х. Халпахчьна (отв. ред.), Е.Д Квитницкой, В.В. Павлова, А.М. Прибытковой. Москва, Стройиздат, 1970

totalarch.ru

Архитектура

 

Месопотамия – «Страна между реками», или «Междуречье», по-другому Двуречье. Так называли территорию между реками Тигром и Ефратом древние греки. Основателями месопотамской культуры являлись шумеры, народ, проживавший на юге Персидского залива. Созданная ими архитектура, скульптура, искусство оказали влияние на более поздние культуры.

С появлением рабовладельческих городов-государств проявляется их соперничество в строительстве. Появляются храмы и дворцы, объединённые в монументальные комплексы.

В конце III начале II тысячелетия до н.э. на месте Месопотамии возникает Вавилонское царство, которое завоевавшие его сирийцы превращают в Ассирийскую империю. Это время ознаменовано расцветом архитектуры Двуречья. Строятся укреплённые города, дворцы, культовые сооружения – зиккураты. 

Зиккураты 

Строения пирамидальной формы, построенные из высушенного на солнце кирпича, походили на знаменитую Вавилонскую башню. Зиккурат – центральное здание храмового комплекса. Строился он чётко в соответствии со сторонами света. В нём отсутствовали внутренние помещения. На вершину зиккурата, где находилось божественное святилище, вели рампы. Ступени окрашивали в разные цвета: чем выше, тем ярче. 

Зиккурат Месопотамии

Дворцы 

В царских резиденциях ассирийских владык строились великолепные дворцы со сложной внутренней структурой. Самое известное сооружение - дворец Сарагона II в городе Хорсабад. Он был построен на возвышенном укреплённом месте и играл роль защитного сооружения. Крепость высотой в 20 метров перемежалась многочисленными каналами. Само здание дворца было одноэтажным с большим количеством помещений, сгруппированных вокруг внутренних дворов. Дворец делился на 2 части: царские палаты и женские помещения. Отдельно значились постройки для службы и храм правителя. Узкие комнаты, похожие на коридоры, разделялись толстыми стенами. Парадные помещения были почти квадратными с балочными перекрытиями. 

Висячие сады СемирамидыКирпичом, покрытым глазурью, облицовывались стены. Каменные барельефы с изображением царя в сражениях и на охоте украшали богатые апартаменты. Интерьер щедро расцвечивался ярким текстилем. На входе во дворец стояли львы и крылатые быки. 

Ассирийские цари заимствовали многие элементы культуры Месопотамии. Но в отличие от месопотамских сооружений их дворцы в большей степени поражали размерами и роскошью, чем изысканностью архитектуры. 

Вавиланская башня

После гибели Ассирийской империи на её территории появляется Нововавилонская империя. Царь Навуходоносор II полностью отстраивает самый крупный город древнего мира Вавилон. В нём появляются знаменитые до наших дней «висячие сады Семирамиды», грандиозное сооружение – Вавилонская башня. По легенде именно она стала причиной Божьего наказания людей смешением языков.

Наверняка, прямо сейчас вы ищете достойного исполнителя для своей работы. В таком случае очень хорошо, что вы читаете эти строки, потому что Вы можете сделать диплом на заказ на author24.ru.

mithology.ru

Архитектура стран Двуречья и Месопотамии. Всеобщая история архитектуры | Архитектура Древнего мира

Глава «Архитектура стран Двуречья и Месопотамии» книги «Всеобщая история архитектуры. Том I. Архитектура Древнего мира». Авторы: В.К. Афанасьева, И.М. Дьяконов; под редакцией О.Х. Халпахчьна (отв. ред.), Е.Д Квитницкой, В.В. Павлова, А.М. Прибытковой. Москва, Стройиздат, 1970

Месопотамией (т. е. Междуречьем) в широком смысле слова называют равнину в долине рек Евфрата и Тигра. К ней относится и Ассирия — область, расположенная в средней части долины Тигра, по обеим сторонам реки. Тигр и Евфрат образуют как бы огромную восьмерку, и часто только ее северную часть называют Месопотамией. В настоящей работе мы будем употреблять название Месопотамия только в этом узком смысле слова, а южную часть равнины, ниже максимального сближения обеих рек, будем называть Двуречьем, как это сейчас принято в специальной литературе.

Двуречье представляет собой наносную, образованную отложениями рек низменность (в древности Тигр и Евфрат не сливались и достигали Персидского залива значительно севернее нынешнего общего устья). Культура Двуречья складывалась и развивалась не только между Евфратом и Тигром, но и по обе стороны Евфрата. Древнейшие известные нам жители страны называли ее Шумером. После того как северная часть Двуречья была заселена семитическими племенами (в течение первой половины III тысячелетия до н. э.), Шумером стала называться только южная часть Двуречья, а северная — Аккадом (по названию важного города, возникшего здесь около 2400 г. до н. э.).

Карта стран Двуречья и Месопотамии
Карта стран Двуречья и Месопотамии

В течение IV тысячелетия до н. э. (археологические периоды культуры Убайд и ранних слоев культуры Урука) племенам шумерийцев удалось справиться с катастрофическими разливами рек, осушить заболоченную почву каналами и использовать воды Евфрата для регулярного орошения. Почва низменности оказалась необыкновенно плодородной, и вскоре хлеба стало производиться больше, чем это было нужно для одного лишь пропитания земледельцев. На рубеже IV и III тысячелетий до н. э. (археологические периоды культур Джемдет-Наср и раннединастической) завершается разделение труда между сельским хозяйством и ремеслом; начинает применяться труд рабов. Власть в общине переходит к родовой знати, возглавляющей также организацию орошения земель. Из земель общины выделяются храмовые земли. Храмы становятся хозяйственными и политическими центрами государства.

Первые государства Двуречья представляли собой небольшие объединения общин; наряду с жрецом-правителем ими управляли советы старейшин и народные собрания. В результате продолжавшейся столетиями борьбы за власть между отдельными правителями около 2400 г. все Двуречье было объединено под властью царей города Аккада. Местная родовая аристократия была подавлена, храмовые земли превращены в царские, на место родовой знати пришла царская служилая знать, царская власть стала самодержавной. Эту служилую знать составляли преимущественно семиты-аккадцы, жившие в районе столицы царства, на севере Двуречья.

Государство Аккада погибло в XXIII в. до н. э. Около 2100 г. до н. э. создается новое, более мощное государство того же типа — царство Шумера и Аккада, обычно называемое, по правящей династии, царством III династии г. Ура. Это было время расцвета царской бюрократии. Царскохрамовые хозяйства, обрабатываемые огромными полчищами жестоко эксплуатируемых рабов, занимают большую часть страны, общественная жизнь свободного населения — общинников замирает. Закладываются основы официальной религиозной идеологии, сохранившиеся затем в течение почти двух тысячелетий. Просуществовав около ста лет, царство III династии г. Ура пало около 2000 г. до н. э. под ударами соседних племен, поддержанных частью местного населения. К этому времени произошло полное этническое слияние шумерийцев и аккадцев, и аккадский язык стал языком, общим для всего Двуречья.

На развалинах государства III династии Ура возникает несколько царств, но к XVIII в. до н. э. власть над страной переходит к царям Вавилона. Наиболее известен из правителей новой, I Вавилонской династии — царь-законодатель Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.). Цари уже не ведут собственного грандиозного хозяйства, а раздают царские земли чиновникам, воинам и издольщикам. В стране развиваются мелкие и средние частные хозяйства. Мелкие хозяйства не могут обеспечить себя всем необходимым сами, и поэтому развиваются внутренняя торговля и кредит, а с ними и ростовщичество. Ростовщичество, падение плодородия из-за засоления орошаемых земель и длительное господство завоевателей касситов (1746—1171 гг. до н. э.) приводят к упадку Вавилонии. Одновременно начинается расцвет Ассирии.

Города Ассирии, за исключением самого древнего ее центра — Ашшура, расположены у предгорий Загра, на востоке долины Тигра, и легко доступны нападениям горных племен. Поэтому ассирийцы уделяли большое внимание обороне городов и военному делу. Через города Ассирии или вблизи от них проходили почти все важнейшие торговые пути Передней Азии, и ассирийские правители рано подчинили их своему контролю. Государство обороняющееся постепенно превращается в государство захватническое.

И действительно, возникнув как маленький и политически зависимый от других народов город-государство Ашшур (III — начало II тысячелетия до н.э.), Ассирия в XIV—XIII вв. до н. э. становится одной из могущественнейших древневосточных держав, а в IX—VIII вв. до н. э. подчиняет себе всю Переднюю Азию.

Новый подъем Вавилонии наступает только в конце VII — начале VI в. до н. э., после разрушения великой Ассирийской державы. Вавилон становится гегемоном нового объединения, и этот последний период в истории Двуречья называется Нововавилонским (в отличие от Старовавилонского — первого периода возвышения Вавилона). Нововавилонское, или Халдейское, царство распространялось от гор Ирана до границ Египта. Господство принадлежало торгово-жреческой верхушке самоуправляющихся торговых городов. В 539—538 гг. до н. э. Вавилония была завоевана Персидской державой.

archaic.totalarch.com

26. Архитектура и пластика Египта и Месопотамии 3 тыс.

Развитие египетской архитектуры и изобразительного искусства определялось состоянием

религиозных идей и характером религиозного культа. Главной задачей египетских мастеров стала реализация беспредельного могущества многочисленных богов, в том числе божественного фараона, которая воплащалось зримо и бесхитростно в в монументальных сооружений гробниц и храмов, в грандиозных статуях, излучавших неземное величие и всесокрушающу мощь.

Архитектура и пластика.Пирамиды.

- Египет - страна пирамид .Они повествуют об обществе настолько четко организованном, что стало возможным соору­дить эти гигантские искусственные холмы всего лишь за время жизни царствующей особы. В глазах фараонов и их подданных пирамиды имели важное практическое значение. Фараон считался боже­ственным существом, держателем высшей власти, и по окончании своей миссии на земле он должен был вернуться к богам, среди которых пре­бывал до рождения. По-видимому, предполагалось, что возносящиеся к небесам пирамиды помогут ему совершить это восхождение. В любом случае они должны были предохранить священные останки от повреждения.

Ведь египтяне верили, что тело нужно сохранить для продолжения жизни души в потустороннем мире. Для египтян сохранности тела было недостаточно. Если создать неруши­мое подобие властителя, то можно быть вдвойне уверенным в его вечном существовании. И по царскому повелению скульпторы высекали голову фараона из твердого гранита. Ее помещали в гробницу, где она, оставаясь никому не видимой, заступала место царя и сохраняла жизнь его души в образе и через образ. Одно из египетских слов, обозначающих скульп­тора, буквально переводится как «тот, кто сохраняет жизнь». Вначале такой заупокойный культ совершался только по отношению к фараону, но со временем высшие придворные сановники стали строить себе меньшие гробницы, располагавшиеся правильными рядами вокруг царской усыпальницы; и постепенно все уважающие себя особы были вынуждены заблаговременно позаботиться о своей посмертной жизни. В дорогостоящих сооружениях покоились мумии и каменные подобия, здесь обитала душа, принимая пожертвования пищей и питьем.

Пирамиды 3 тыс.:

В начале 3 тыс. фараонов хорошнили в гробницах, сделанных из кирпича-сырьца.

- Пирамида Джосера (ок. 2800г). Пирамида похожа на гигантскую лестницу, по которой фараон после смерти должен был подняться на небо. Ее называют самой первой из пирамид. На тот момент было самым большим сооружением. Ее строил архитектор Имхотеп, он использовал вместо сырьца камень.

- Пирамида Снофру. Он сделал первую гладкую пирамиду.

- Пирамида Хеопса (2551-2528гг). Фараон Хеопс сам составил план и чертежи своей будущей пирамиды. Геродот написал о строительстве пирамиды: «Хеопс вверг страну в пучину бедствий… Он заставил всех египтян работать на него…».

- Пирамида Кефрена

- Пирамида Микерина

Скульптура и рельеф. Создавались свободностоящая статуя и рельеф. Они рассматривались как дополнение к храмам, дворцам, усыпальницам и не имели самостоятельного значения. В круглой скульптуре египтяне разрабатывали образы царствующих фараонов и вельмож. Особенности египетской религии, представлявшей своих богов в виде животныхв виде человека с головой соответствующего животного, не давали мастеру полностью реализовать свои творческие возможности. В сер 3 тыс уже сложился канон изображения фараона: сидящий на троне в позе бесстрастного спокойствия и недосягаемого величия. Мастер подчеркивал его огромную физическую силу и размеры.

Получило большое развитие и искусство рельефа. Художнику нужно было передать все неизменные свойства объекта с предельно возможной ясностью и полнотой. Каждый элемент должен быть представлен в наиболее характерном ракурсе. Формы головы лучше всего видны в профиль, так они и показаны. Но глаз мы всегда мысленно видим анфас. Соответст­венно профиль лица дополняется изображе­нием глаза анфас. Верхняя часть тела, плечи и грудь, наиболее полно воспринимаются с фронтальной позиции, поскольку так видны сочленения рук с корпусом. Но кисти рук и ступни хорошо обрисовываются только при виде сбоку. Все это объясняет, почему фигуры людей в египетском искусстве выглядят такими странно плоскими и словно искривленными. Кроме того, египетским художникам было затруднительно предста­вить обе ступни так, как они видны с одной позиции. Они предпочитали четкий контур, очерчивающий большой палец и подъем стопы. Так что обе ступни изображались с одной, внут­ренней стороны, словно у человека, как на этом рельефе, две левых ноги. Это был метод, позволявший запе­чатлеть все, что в фигуре человека представлялось существенным.

Архитектура и пластика Древней Месопотамии 3 тыс.

Искусство в целом.

У шумеров, как и у других народов догреческой древности, понятие "искусство" не возникло по причине строгой функциональности любого изделия. Все произведения шумерской архитектуры, скульптуры и глиптики имели три основные функции - культовую, прагматическую и мемориальную. Культовая функция включала участие изделия в храмовом или царском ритуале, его знаковую соотнесенность с миром мертвых предков и бессмертных богов.

Прагматическая функция позволяла изделию (например, печати) участвовать в текущей социальной жизни, показывая высокий общественный статус его обладателя. Мемориальная функция - обращение изделия к потомству с призывом вечно помнить своих предков, приносить им загробные жертвы, произносить их имена и чтить их деяния. Таким образом, любое произведение шумерского искусства призвано функционировать во всех известных обществу пространствах и временах, осуществляя знаковое сообщение между ними. Собственно же эстетическая функция искусства в то время еще не выделилась, и известная из текстов эстетическая терминология никоим образом не связана с пониманием красоты как таковой.

Архитектура, градостроительство.

Древняя Месопотамия была страной городов, т.е. больших территориальных конгломератов, окруженных, как правило, крепостной стеной и распланированных на жилые или общественные кварталы системой городских улиц. Довольно примитивные на первых порах городские постройки к сер. 1 тыс. до н.э. превратились в благоустроенные центры жизнедеятельности десятков и сотен тысяч людей разных национальностей и разного соц. положения. Одним из самых благоустроенных городов можно по праву считать Вавилон. По последнему слову тогдашней строительной техники здесь были построены: комплекс роскошных царских дворцов со знаменитыми «висячими садами»; величественный храмовый квартал Эсагила с самым высоким зданием, так называемой Вавилонской башней Библии – 91-метровым сооружением Этеменанки; величественное сооружение в честь главного божества Вавилонии – бога-творца Мардука. Город был обнесен двойной кирпичной стеной с многочисленными башнями. Система специальных каналов в случае военной осады могла затопить всю округу и похоронить осаждавших врагов. Несколько обширных площадей, многочисленные складские помещения, портовые сооружения, офисы для ведения различных деловых операций обеспечили активную торговую деловых операций обеспечивали активную торговую деятельность. Городскую застроку прорезали несколько прямых улиц, удобных для движения людей и транспорта. Особенно красиво была оформлена широкая «дорога процессий» длиной свыше 5 км, мощеная плитами из белого и розового камня. Наряду с массовой и беспорядочной застройкой в Вавилоне были построены двухэтажные коттеджи, снабженные канализацией, водопроводом и др. бытовыми удобствами.

Большая часть построек, включая крепостные сооружения, возводилась, как правило, из сырцового кирпича, хотя строители знали и применяли обожженный кирпич. Рыхлость и непрочность материала компенсировалась монументальностью постройки: толщина крепостных стен, например, достигала в некоторых местах 10 м, а стены относительно скромных особняков имели двухметровую толщину. При строительстве различных зданий вавилонские зодчие использовали прямоугольные конструкции, однако знали и изредка применяли арку, арочные и купольные перекрытия, довольно часто использовали столбы (террасы, например), но колонны применяли мало.

В области строительства и архитектуры шумеры известны, главным образом, как активные храмостроители. Надо сказать, что в шумерском языке "дом" и "храм" называются одинаково, и для шумерского архитектора "построить храм" звучало так же, как "построить дом". Бог-хозяин города нуждался в жилище, соответствовавшем представлению людей о его неиссякающем могуществе, большой семье, воинской и трудовой доблести и богатстве. Поэтому строился большой храм на высокой платформе (в какой-то мере это могло защищать от разрушений, причиняемых наводнениями), к которой с двух сторон вели лестницы или пандусы. В ранней архитектуре святилище храма было сдвинуто к краю платформы и имело открытый внутренний дворик. В глубине святилища находилась статуя божества, которому посвящался храм. Из текстов известно, что сакральным центром храма был престол бога (бара), который нужно было ремонтировать и всячески оберегать от разрушения. К сожалению, сами престолы не сохранились.

До начала III тыс. до н.э. доступ во все части храма был свободным, но позднее в святилище и во дворик перестали впускать непосвященных. Вполне возможно, что храмы расписывались изнутри, но во влажном климате Двуречья росписи не могли долго сохраняться. Кроме того, в Месопотамии основными строительными материалами были глина и формованный из нее сырцовый кирпич (с примесью тростника и соломы), а век сырцовой постройки недолог - поэтому от самых древних шумерских храмов до наших дней дошли лишь развалины, по которым мы пытаемся реконструировать устройство и убранство храма.

К концу III тыс. до н.э. в Двуречье засвидетельствован еще один тип храма - зиккурат, храм на нескольких платформах. Причина его возникновения доподлинно неизвестна, но можно предположить, что здесь сыграла свою роль привязанность шумеров к священному месту, следствием которой было постоянное обновление недолговечных сырцовых храмов. Обновленный храм должен был возводиться на месте старого с сохранением прежнего престола, так что новая платформа возвышалась над старой, и в течение жизни храма такое обновление повторялось множество раз, в результате чего число храмовых платформ увеличивалось до семи. Есть, однако, как будто еще одна причина для строительства высоких многоплатформных храмов - это астральная ориентация шумерского интеллекта, любовь шумера к верхнему миру как носителю свойств высшего и неизменного порядка. Количество платформ (не более семи) могло символизировать число известных шумерам небес - от первого неба Инанны до седьмого неба Ану. Лучшим примером зиккурата является храм царя III династии Ура Ур-Намму, прекрасно сохранившийся до наших дней. Огромный холм его до сих пор возвышается на 20 м. Верхние, сравнительно невысокие ярусы опираются на громадную усеченную пирамиду высотой около 15 м. Плоские ниши расчленяли наклонные поверхности и смягчали впечатление массивности здания. Процессии, двигались по широким и длинным сходящимся лестницам.

Сплошные сырцовые террасы имели разные цвета: низ - черный (обмазка битумом), средний ярус - красный (облицовка обожженным кирпичом) и верхний - выбеленный. В более позднее время, когда стали строить семиэтажные зиккураты, вводились желтые и голубые ("лазуритовые") цвета.

Из шумерских текстов, посвященных строительству и освящению храмов, мы узнаем о существовании внутри храма покоев бога, богини, их детей и их слуг, о "бассейне Абзу", в котором хранится освященная вода, о дворике для принесения жертв, о строго продуманном декоре ворот храма, которые сторожат изображения львиноголового орла, змей и страшных драконообразных чудовищ. Увы, за редким исключением, ничего из этого нельзя посмотреть.

Жилье для людей строилось не столь тщательно и продуманно. Застройка производилась стихийно, между домами были не мощеные камнем кривые и узкие переулки и тупики. Дома в основном были прямоугольными по плану, без окон, освещались сквозь дверные проемы. Обязателен был внутренний дворик. Снаружи дом окружался глинобитной стеной. Во многих зданиях была канализация. Поселение обычно обносилось снаружи крепостной стеной, достигавшей значительной толщины. Первым по преданию поселением, обнесенном стеной (т.е. собственно "городом"), был древний Урук, получивший в аккадском эпосе постоянный эпитет "Урук огражденный".

Скульптура.

Особенностью месопотамской пластики было преобладание малых форм и популярность рельефных изображений. Небольшие фигурки из белого камня, изображавшие людей и дом. Животных, обычно помещались в культовых нишах храма. Фигурки животных удивительно точны, людей же, напротив, абстрактны.

Шумерская скульптура начинается для нас со статуэток из Джемдет-Насра - изображений странных существ с фаллообразными головами и большими глазами, чем-то похожих на земноводных. Назначение этих статуэток до сих пор неизвестно, и самая распространенная из гипотез - их связь с культом плодородия и воспроизводства. Кроме того, можно вспомнить маленькие скульптурные фигурки животных этого же времени, очень выразительные и точно воспроизводящие натуру. Гораздо характернее для раннего шумерского искусства глубокий рельеф, почти горельеф. Из произведений этого рода самым ранним является, пожалуй, голова Инанны Урукской.

Голова эта размером была немного меньше человеческой, плоско срезана сзади и имела отверстия для крепления на стену. Вполне возможно, что фигура богини была изображена на плоскости внутри храма, а голова выступала в направлении молящегося, создавая эффект устрашения, вызванный выходом богини из своего изображения в мир людей. Рассматривая голову Инанны, мы видим крупный нос, тонкий длинный рот, маленький подбородок и большие глазницы, в которых некогда помещались инкрустированные огромные глаза - символ всевидения, проницательности и мудрости. Мягкой, едва уловимой моделировкой подчеркнуты носогубные линии, придающие всему облику богини выражение надменное и несколько мрачное.

Свой подлинный расцвет скульптура переживает только после Аккадской династии. От времени правления другого лагашского правителя Гудеа (ум. ок. 2123 г.), правившего через три столетия после Эанатума, дошло множество монументальных статуй этого правителя, выполненных из диорита. Статуи эти иногда достигают размеров человеческого роста. На них изображен человек в круглой шапочке, сидящий со сложенными в молитвенной позе руками. На коленях он держит план какого-то сооружения, а внизу и по бокам статуи идет клинописный текст. Из надписей на статуях мы узнаем, что Гудеа обновляет главный городской храм по заданию лагашского бога Нингирсу, и что статуи эти ставятся в храмах Шумера в месте поминовения усопших предков - за свои деяния Гудеа достоин вечного загробного кормления и поминовения.

Можно выделить два типа статуй правителя: одни статуи более приземистые, с несколько укороченными пропорциями, другие - более стройные и изящные. Некоторые искусствоведы полагают, что различие типов связано с различием ремесленных технологий у шумеров и аккадцев. По их мнению, аккадцы более умело обрабатывают камень, более точно воспроизводят пропорции тела - шумеры же стремятся к стилизации и условности из-за неумения хорошо работать по привозному камню и точно передавать натуру.

Признавая разницу между типами статуй, вряд ли можно согласиться с приведенными выше доводами. Шумерское изображение стилизовано и условно по самой своей функции - статуя ставится в храме для того, чтобы молиться за поставившего ее человека, для того же предназначена и стела. Нет фигуры как таковой - есть действие фигуры: молитвенное преклонение. Нет лица как такового - есть выражение: большие уши - символ неустанного внимания к советам старших, большие глаза - символ пристального созерцания невидимых тайн. Магических требований сходства скульптурных изображений с оригиналом не было - передача внутреннего содержания была важнее передачи формы, и форма разрабатывалась лишь в той мере, в какой отвечала этой внутренней задаче ("думай о смысле, а слова придут сами"). Аккадское же искусство с самого начала посвящено разработке формы и в соответствии с формальными требованиями способно исполнить на камне и глине любой заемный сюжет. Именно этим и можно объяснить разницу между "шумерским" и "аккадским" типами статуй Гудеа.

Рельеф.

Шумерский рельеф середины III тыс. до н.э. представлял собой небольшого размера доску - палетку или плакетку из мягкого камня, сооруженную в честь какого-либо торжественного события: победы над врагом, закладки храма. Иногда такой рельеф сопровождался надписью. Для него, как и в ранний шумерский период, характерно горизонтальное членение плоскости, порегистровый рассказ-повествование, выделение центральных фигур правителей или должностных лиц, причем размер их зависит от степени общественного значения персонажа.

Типичным примером такого рельефа является стела царя города Лагаша Эанатума (XXV в. до н.э.), сооруженная в честь победы над враждебной Уммой. Одну сторону стелы занимает крупное изображение бога Нингирсу, который держит в руках сеть с барахтающимися в ней маленькими фигурками пленных врагов. На другой стороне - четырехрегистровый рассказ о походе Эанатума. Сцена начинается с печального события - оплакивания погибших. Два последующих регистра изображают царя в главе легковооруженного, а затем - тяжеловооруженного войска (возможно, это связано с порядком действия войсковых родов в битве). Верхняя сцена (хуже всего сохранившаяся) - коршуны над опустелым полем битвы, растаскивающие трупы врагов. Все фигуры рельефа подчинены плоскости и, возможно, выполнены по единому трафарету: одинаковые треугольники лиц, горизонтальные ряды копий, сжимаемых в кулаках. По наблюдению В.К.Афанасьевой, кулаков гораздо больше, чем лиц - этим приемом достигается впечатление многочисленности войска.

К шедеврам ранних рельефов принадлежит стела с изображением похода Нарам-Суэна. Во главе цепочки воинов царь Аккада карабкается по черным кручам, его фигура дана в большем размере, чем др. воинов, над его головой сияют Солнце и Луна, его покровители. Художественно точно передана благочестивая поза царя Хаммурапи в рельефе, выбитом на вершине базальтового столба с его законами.

Дополнение. Роспись, керамика.

Самое раннее шумерское искусство начинается с росписи керамических изделий. Уже на примере керамики из Урука и Суз (Элам), дошедшей от конца 4 тыс. до н.э; можно увидеть основные черты переднеазиатского искусства, для которого характерен геометризм, строго выдержанная орнаментальность, ритмическая организация произведения и тонкое чувство формы. Иногда на сосудах изображаются ритмичные орнаменты, в некоторых же случаях мы видим стилизованные изображения козлов, собак, птиц, даже алтаря в святилище. Вся керамика этого времени расписана красным, черным, коричневым и фиолетовым узором по светлому фону. Синего цвета еще нет (он появится только в Финикии II тыс. до н.э; когда научатся получать краску индиго из морских водорослей), известен лишь цвет камня лазурита. Зеленый в чистом виде тоже не был получен - шумерский язык знает "желто-зеленый" (салатный), цвет молодой весенней травы.

Что означают изображения ранней керамики ? Прежде всего, желание человека овладеть образом внешнего мира, подчинить его себе и приноровить к своей земной цели. Человек хочет вместить в себя, как бы "въесть" посредством памяти и навыка то, чем он не является и что не является им. Отображая, древний художник не допускает и мысли о механическом отражении объекта - напротив, он сразу включает его в мир собственных эмоций и раздумий по поводу жизни. Это не просто овладение и учет - это практически сразу системный учет, помещение внутрь "нашего" представления о мире. Объект - будь то козел, птица или собака - будет симметрично и ритмично размещен на сосуде, ему будет указано место в порядке расположения вещей и линий. При этом собственная личность объекта, за исключением фактуры и пластики, никогда не принимается во внимание.

Переход от орнаментальной росписи сосудов к керамическому рельефу совершается в начале III тыс. до н.э. в произведении, известном под названием "Алебастровый сосуд Инанны из Урука".Здесь мы видим первую попытку перейти от ритмичного и бессистемного расположения предметов к некоему прообразу рассказа. Сосуд разделен поперечными полосами на три регистра, и "рассказ", изображенный на нем, нужно читать по регистрам снизу вверх. В самом нижнем регистре - как бы обозначение места действия: река, изображенная условными волнистыми линиями, и чередующихся колосьев, листьев и пальм. Следующий ряд - шествие домашних животных (длинношерстных баранов и овец) и затем ряд обнаженных мужских фигур с сосудами, чашами, блюдами, наполненными фруктами. Верхний регистр изображает заключительную фазу шествия - дары сложены перед алтарем, рядом с ними символы богини Инанны, жрица в роли Инанны, в длинном одеянии встречающая процессию, и фигура направляющегося к ней жреца в одежде с длинным шлейфом, который поддерживает следующий за ним человек в короткой юбочке.

Следующим по значению и развитию видом шумерского искусства была глиптика, т.е. резьба на печатях цилиндрической формы. Форма цилиндра, просверленного насквозь, изобретена в Южном Двуречье. К началу III тыс. до н.э. она становится распространенной, и резчики, совершенствуя свое искусство, размещают на малой плоскости печати довольно сложные композиции. Уже на первых шумерских печатях мы видим, помимо традиционных геометрических орнаментов, попытку рассказа об окружающей жизни, будь то избиение группы связанных обнаженных людей (возможно, пленных), или постройка храма, или изображение пастуха перед священным стадом богини. Кроме сцен повседневной жизни, встречаются изображения луны, звезд, солярные розетки и даже двухуровневые печати, в верхнем уровне которых помещены символы астральных божеств, а в нижнем - фигурки животных.

Позднее возникают сюжеты, имеющие отношение к ритуалу и мифологии. Прежде всего, это "фриз сражающихся" - композиция, изображающая сцену битвы двух героев с неким чудовищем. Один из героев имеет человеческий облик, черты другого представляют собой смесь черт животного и дикого человека. Вполне возможно, что перед нами одна из иллюстраций к эпическим песням о подвигах Гильгамеша и его слуги Энкиду. Широко известно также изображение некоего божества, сидящего на троне в ладье. Круг интерпретаций этого сюжета довольно широк - Бог Эа творит суд над Зуот гипотезы путешествия лунного бога по небосводу до гипотезы традиционного для шумерских богов ритуального путешествия к отцу. Большой загадкой для исследователей до сих пор остается образ бородатого длинноволосого великана, держащего в руках сосуд, из которого извергаются два водных потока. Именно это изображение впоследствии трансформировалось в образ созвездия Водолея. В глиптическом сюжете мастер избегал случайных поз, поворотов и жестов, но передавал наиболее полную, общую характеристику образа. Такой наиболее полной характеристикой человеческой фигуры оказался трехчетвертной или полный поворот плеч, профильное изображение ног и лица, изображение глаз анфас. При таком видении речной ландшафт вполне логично изображался волнистыми линиями, птица - в профиль, но с двумя крыльями, животные - также в профиль, но с какими-то деталями фаса (глаз, рога). Цилиндрические печати древнего Двуречья способны о многом рассказать не только искусствоведу, но и историку общества. На многих из них, помимо изображений, есть надписи, состоящие из трех-четырех строк, в которых сообщается о принадлежности печати определенному лицу (названо имя), являющемуся "рабом" такого-то бога (следует имя бога). Цилиндрическая печать с именем владельца прикладывалась к любому правовому или административному документу, выполняя функцию личной подписи и свидетельствуя о высоком социальном статусе владельца. Люди бедные и нечиновные ограничивались приложением бахромчатого края своей одежды или оттиском своего ногтя.

studfiles.net

Обзор архитектуры Месопотамии и Ассирии | Архитектура и Проектирование

В архитектуре Передней Азии мы различаем три периода. Первый период — время небольших теократических монархий (до середины третьего тысячелетия до н. э.). Второй — эпоха Вавилона, большой абсолютной монархии (с 2150 до приблизительно 1000 г. до н. э.). Третий — период преобладания Ассирии, огромного военно-аристократического государства (1000 — 600 гг. до н. э.) и время нововавилонской империи, в которой, по-видимому, при наличии организованной военной аристократии, сильны были городские торговые слои (600— 538 гг. до н. э.). Каждый из указанных периодов представляет собой лишь последующую фазу предшествующего. На юге и в центре страны с древнейших времен выступают все и впоследствии встречающиеся строительные материалы — кирпич-сырец, кирпич обожженный и дерево, а на севере — в Ассирии — к ним присоединяется еще камень. Еще в четвертом тысячелетии практикуется, как нам доказывает надпись царя Урнины, привоз материала (камень и, главным образом, дерево) из далеких местностей. Этот привоз наблюдается и впоследствии, когда он начинает принимать поистине грандиозные размеры (постройки ассирийских дворцов и Нового Вавилона).

По-видимому, первые месопотамские жилища была сделаны из тростника и камыша, что мы до сих пор находим у арабских племен юга страны. Расположение строений внутри ограды в современных арабских домах в Месопотамии близко к тому, которое наблюдается в жилищах древнейших слоев. Надо иметь в виду, что прошлое Месопотамии нам далеко не одинаково хорошо известно: есть древние периоды, о которых сведения у нас более обширны, нежели о сравнительно молодых эпохах. Это объясняется, главным образом, случайным характером археологических работ в Месопотамии, а кроме того, специфическими условиями местности, где легко происходит заболачивание или где, в результате размывов, с естественными пластами лёсса слеживаются сырцовые массивы.

Характер и система построения здания во все периоды переднеазиатской архитектуры остаются одни и те же, и все зависит лишь от тех изменений, которые происходят в социальной жизни. Для древнейшего периода уже характерно применение платформ, играющих роль фундамента здания. Уже налицо основные формы культовых строений — храм в таком виде, как мы его встречали впоследствии, и примыкающий к нему зиккурат— башнеобразное сооружение, предназначенное, как некоторые предполагают, для культовых астрологических наблюдений. Вернее, однако, что зиккурат являлся тем местом, куда божество «нисходило» на землю в данном городе. Дворец сперва имеет скромные размеры, но постепенно начинает разрастаться. В древности царь является одновременно и первосвященником, что проявляется и впоследствии в отдельных культовых актах и религиозных церемониях. Земля страны считается землей бога, наместником которого является царь. Поэтому урожай и доходы с земли, идущие в пользу бога, тем самым принадлежат царю, складываются в амбары при храме и дворце и лишь оттуда распределяются дальше. Для правильного учета дохода казны содержался большой штат писцов и счетоводов, жилища которых размещались около храмов и дворцов. Не удивительно, что самое древнее из найденных до сих пор сооружений Месопотамии — почти наверное хозяйственного назначения: амбар, обнаруженный в Телло, древнем Лагаше-Ширпурле, центре небольшой теократической монархии. Дворец представляет собой комбинацию многочисленных покоев вокруг внутренних дворцов, тогда как снаружи здания почти не имели оконных отверстий. Как убранство, так и размеры храмов и дворцов в первый период скромны. Храмы в плане были прямоугольны и разделялись внутри на несколько помещений. В главном помещении, где находился алтарь божеству, на низких стойках размещались вотивные статуи, изображавшие принесших их жертвователей в молитвенных позах. Судя по памятникам, найденным недавно в Уре (современный Мохейер), убранство и утварь во дворцах и храмах были драгоценными и художественными. Уже в первый период обнаруживаются все особенности стиля архитектурных памятников Передней Азии: склонность к геометризации форм и господство плоскости стены и вытекающая отсюда иключительная монументальность.

Создателями месопотамской культуры являются шумерийцы, народность, этническая принадлежность которой до сего времени не выяснена. Но уже к первой четверти третьего тысячелетия их начинают вытеснять семиты, жители области Аккад, лежавшей немного к северу от Шумера, располагавшегося по берегу залива. Фактическое уничтожение шумерийцев не ведет за собой вымирания шумерийского языка, который остается культовым и официальным языком Месопотамии и впоследствии.

Во второй период — эпоху Вавилона — вавилонскому государству удается объединить под своей властью значительные территории. Вавилон становится центром страны. К этому времени оформляется тот вид древневосточной деспотии, который с некоторыми видоизменениями мы будем наблюдать в дальнейшем в Передней Азии. Идея всемирной монархии, осуществление которой не удавалось многим смельчакам в предшествующий период, получает полное воплощение. Личность монарха является недосягаемой, царь становится выше культа, ему воздаются божеские почести. Отсюда в области зодчества — крепость и дворец, доминирующие над храмом,— полная противоположность тому, что мы наблюдали в Египте. Город растет, а вместе с его ростом и ростом всего государства увеличиваются размеры храмов и дворцов, увеличивается роскошь их отделки. Недавно в Уре раскопан целый квартал этого периода. Рядовые дома в большинстве случаев двухэтажные, более чем близки современным ближневосточным домам с внутренним двором, во внутрь которого на охватывающие его балконы выходят двери. Стены на улицу в первом этаже глухие, а во втором имеют малое количество окон. Во всех домах — хорошо устроенные стоки. В том же Уре найден храм этого периода, посвященный лунному божеству, храм, носящий название Э-дуб-лаль-мах. Архитектурные формы здания так же геометричны, как и в прошлый период. Двери имеют арочные входы. Очевидно, полусферический купол покрывает центральную часть. Стены здания профилированы многогранными углублениями, имеющими вид призм, обращенных одним из острых углов внутрь массива стены. Для этого периода многое остается неясным,—слишком мал и отрывочен имеющийся материал. Неоднократные нашествия и многочисленные войны приводят к регрессивным формам во всем, в частности и в области истории искусства. Так, это особенно ощущается в отношении периода касситов, в результате нашествия которых страна много веков находилась под властью касситских династий.

В третий период архитектура Передней Азии достигает своего полного развития и блеска. Фактически это единственная хорошо нам известная эпоха, но все-таки и этот материал порой слишком случаен. Ассирия — это огромная военно-аристократическая империя, где искусство обслуживает небольшую классовую верхушку. Как в период Ассирии, так и во время недолго просуществовавшего Нововавилонского государства для архитектуры типичен культ количественного, грандиозность форм, стремящихся, с одной стороны, подавить личность приходящего — подданного, с другой стороны — возвеличить личность живущего — монарха. Плоскость огромных стен украшается рельефами и росписями, сюжетами которым служат эпизоды из жизни деспотов или культовые сцены аллегорического содержания. Декорация делается из глазурных изразцов, из металлических аппликаций, из стекловидной массы. Сильно развиваются орнаментальные мотивы. Широкого применения достигает так называемый геральдический стиль — симметричное расположение двух или четырех фигур по сторонам центральной оси. Всеми способами стремятся достигнуть максимальной пышности. Дворцы Вавилона, Ниневии и Ассура — целые небольшие селения.

То же можно сказать, примерно, и о храмах, занимающих порою целые кварталы. В Ассирии храмы имели, по-видимому, свои поместья, а тем самым и большое хозяйство. Слава Вавилона как города необычайной роскоши связывается именно с этим периодом, когда жизнь высших слоев общества была проникнута большой утонченностью.

В короткий нововавилонский период роскошь дворцовых построек достигает, пожалуй, еще большего размаха. Тематически в убранстве помещений в это время намечается некоторый возврат к более сдержанным формам, некоторая большая строгость, в противовес живописности поздней Ассирии. Стилистически архитектура Месопотамии и Ассирии принадлежит к тому же кругу искусств, что и архитектура Древнего Египта. Их объединяет одинаковая монументальность, простота и геометричность форм. В нововавилонскую эпоху наблюдается то же стремление к грандиозному, колоссальному. Если в Египте культовый момент доминирует над всеми другими проявлениями государства, как такового, и в архитектуре храм занимает первое место, то в Передней Азии дворцу и крепости отведена главная роль, а культовый момент отходит на второй план. Интересно отметить, что принципу ярко выраженной в египетских строениях симметрии и всей тектонической тенденции отвечает в Месопотамии почти полная ассиметрия. Египетский храм построен весь по горизонтали, и пространство его должно восприниматься как последовательно и постепенно развертывающееся перед зрителем. Месопотамский храм не предполагает, что посетитель должен ожидать в нем конечной цели в вытянутых одно за другим помещениях, в анфиладе. Помещения кажутся словно прилепленными, в зависимости от надобности, одно к другому.

Вместо горизонтали, которую мы наблюдаем в Египте, в Передней Азии одна из частей храмового комплекса резко выделяется подчеркнутой вертикалью своей оси — зиккурат.

Архитектура Месопотамии и Ассирии — характерная архитектура древневосточной деспотии.

А. С. Стрелков

arx.novosibdom.ru

Архитектура Междуречья

Ziggurat Choga-ZembilТакже, как и в Раннем царстве Египта, главным материалом для строительства в Месопотамии был кирпич-сырец, создававшийся из глины, песка и соломы. Самыми заметными произведениями архитектуры Месопотамии являются монументальные здания и дворцы: религиозные (зиккураты) и светские. Самые ранние из храмов учёные относят ещё к 4-3 тысячелетиям до нашей эры. Это были зиккураты, что в переводе значит «святая гора». В плане эти сооружения были квадратными, похожими на ступенчатые египетские пирамиды. Каждый уровень (очередную ступень) соединяли лестницы, а по краю стены направлялся пандус, ведущий к храму. Основными цветами, служившими для покраски стен были чёрный (использовался асфальт), белый (известь), красный (кирпич). Особым конструктивным приёмом монументального зодчества Древнего Междуречья было использование искусственно возведённых платформ, что может объясняться стремлением изолировать здания от сырости почвы, которая часто подвергалась увлажнению разливами рек. Вторым обоснованием использования подобных платформ является, по-видимому, стремление сделать здание достаточно обозримым с разных сторон.

Другой особенностью, также покоившейся на довольно древней традиции, являлась ломаная линия стены, которую образовывали выступы. Если делались оконные проёмы, то размещались они в верхней части стены, приобретая вид узких щелей.  Освещение здания могло осуществляться как через дверной проем, так и через отверстие верхнего света на кровле. Форма перекрытий в основном имела прямой, уже, скорее всего, могли возводить своды.

Археологи обнаружили на юге Шумера здания жилых домов, имевшие открытые дворы, которые были окружены крытыми сооружениями, что было подобием атриума. такая планировка, отвечая климатическим особенностям региона, обосновала специфику монументальных построек южного Двуречья. В северной части Шумера археологами найдены дома, имевшие вместо открытого двора центральное помещение с перекрытием.

Народы, проживающие в долине Тигра и Евфрата, воздвигали храмы со ступенчатыми башнями, называемыми зиккуратами. В Междуречье не придавали столь великого значения, как в Египте, погребальным сооружениям,Ziggurat of Ur так как население не находило связи между бессмертием и сохранностью тела умершего.

Месопотамия была богата глиной, зато камень и дерево нужно было везти  издалека. В этой связи основным строительным материалом служил кирпич.

Дворцы царей, особенно это относилось к дворцам ассирийских владык, обладали сложной внутренней структурой. Так, резиденция Саргона II в Хорсабаде была создана на укреплённом основании, являясь в сочетании со стенами города, бастионом. Укрепление 20-метровой высоты было пронизано каналами с перекрытиями в виде сводов. По каналам сточные воды удалялись вон из города. Дворец же был в один этаж высотой, обладая множеством помещений, завязанных на внутренние дворы. Часть дворца составляли апартаменты властителя, а другую – помещения для женщин.

Для возведения зикккурата служил высушенный на солнце кирпич, обладавшей пирамидальной формой (как, впрочем, и само сооружение). Зиккурат не имел внутренних помещений в отличие от пирамид Египта, но был строго ориентирован по сторонам света, являясь доминантой храмового комплекса. Через семь ступеней зиккурата на его вершину, где находилось святилище божества, вели рампы. Ступени были разноцветными, и яркость света окраски возрастала с каждой ступенью.

Документальный фильм «Дары Предков. Месопотамия»Часть 1Часть 2Часть 3Часть 4

Дополнительно можно изучить:

archstory.ru


Смотрите также