Древний врач философ. Вклад античных врачей в развитие науки (стр. 1 из 2)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

«Гиппократ - древнегреческий врач и философ». Древний врач философ


V 1: Медицина Античного мира

I:

S: Верховный врач олимпийских богов, бог искусства в древнегреческой мифологии:

-: Асклепий

+: Аполлон

-: Эскулап

-: Махаон

I:

S: Бог- покровитель медицины в Древней Греции:

+: Асклепий

-: Феб

-: Эскулап

-: Махаон

I:

S: Бог- покровитель медицины в Древнем Риме:

-: Асклепий

-: Феб

+: Эскулап

-: Махаон

I:

S: Дочь древнегреческого бога медицины Асклепия, богиня здоровья:

-: Панакея

+: Гигиея

-: Эпиона

-: Исида

I:

S: Дочь древнегреческого бога медицины Асклепия, покровительница лекарственного врачевания:

-: Гигиея

+: Панакея

-: Оигле

-: Исида

I:

S: Древнегреческий герой Троянской войны, сын бога медицины Асклепия, прославившийся врачеванием внутренних болезней:

-: Махаон

+: Подалирий

-: Гиппократ

-: Эскулап

I:

S: Древнегреческий герой Троянской войны, сын Асклепия, ставший знаменитым военным хирургом:

-: Подалирий

-: Гиппократ

+: Махаон

-: Эскулап

I:

S: Асклепийон:

-: сообщество древнегреческих врачей

-: пантеон греческих богов

+: храм в честь бога медицины Асклепия

-: древнегреческая светская лечебница

I:

S: Древнегреческий памятник медицинской литературы III в. до н. э., в котором собраны работы нескольких поколений и включающий в себя труды о месте и роли медицины, призвании врача, причинах болезней и их лечении:

-: энциклопедия Цельса «Искусства»

+: «Гиппократов сборник»

-: «Илиада» и «Одиссея» Гомера

-: «О враче» Гиппократа

I:

S: Выражение «маска Гиппократа» означает:

-: медицинская маска

-: лицо хирурга

-: противовирусная маска

+: лицо умирающего больного

I:

S: Древнегреческий врач, философ, который исследовал строение мозга, ввел понятие «двенадцатиперстная кишка», заложив основы описательной анатомии:

-: Гален

+: Герофил

-: Диоскорид

-: Гиппократ

I:

S: Древнегреческий врач-философ, который учил научному подходу в медицине, создал учение о биологической целесообразности, а также ввел термин «аорта»:

-: Гиппократ

-: Демокрит

+: Аристотель

-: Платон

I:

S: Древнегреческий врач, основоположник деонтологии, медицинской географии, прогностики, а также обосновавший индивидуальный подход к больному:

-: Гален

-: Эрасистрат

+: Гиппократ

-: Герофил

I:

S: Работы Гиппократа о врачебной этике - все перечисленные, кроме:

-: «Клятва»

+: «Прогностика»

-: «О враче»

-: «О благочестивом поведении»

I:

S: Этиологическое учение Гиппократа о существовании в человеческом организме четырех «жизненных соков», нарушение равновесия между которыми вызывает болезни:

- пневматическое

- солидарное

+ гуморальное

- вирусное

I:

S: Этиологическое учение античных врачей, по которому основа болезни заключается в изменениях плотностей частей тела, зависящих от формы атомов и их взаимного расположения:

-: гуморальное

-: пневматическое

+: солидарное

-: вирусное

I:

S: Древнегреческий врач-философ, которого до сих пор называют «отцом медицины» ###

+: Гиппократ

+: Гиппократ

+: Гип##крат

I:

S: Соотнесите тип темперамента и «жизненный сок», который, по определению Гиппократа, преобладает в нем:

L1: холерик

L2: сангвиник

L3: флегматик

L4: меланхолик

R1: желтая желчь

R2: кровь

R3: слизь

R4: черная желчь

I:

S: Ятрополит:

-: политический лидер Древней Греции

+: преподаватель медицины в древнегреческой медицинской школе

-: странствующий врач-ремесленник в Древней Греции

-: главный врач древнегреческого города-полиса

I:

S: Странствующий врач-ремесленник Древней Греции:

+: периодевт

-: терапевт

-: ятрополит

-: архиатр

I:

S: Выражение «шапка Гиппократа» означает:

-: головной убор Гиппократа

+: вид повязки головы, предложенный Гиппократом

-: медицинский колпак

-: колпак хирурга

I:

S: Древнегреческий врач-философ и математик, практиковавший лечение «успокоительно действующей музыкой» и магическими стихами:

-: Фалес

+: Пифагор

-: Герофил

-: Аристотель

I:

S: Выражение «скамья Гиппократа» означает:

+: скамья, используемая Гиппократом при лечении переломов

-: медицинская кушетка времен Гиппократа

-: кресло-каталка для инвалидов

-: современная медицинская кушетка

I:

Q: Последовательность жизни и деятельности античных врачей:

1 : Гиппократ

2 : Аристотель

3 : Гален

4 : Цельс

I:

S: Древнеримский врач, система взглядов которого, наряду с ошибками, господствовала в медицине средневековой Европы тысячу лет после его смерти:

-: Гиппократ

-: Цельс

+: Гален

-: Парацельс

I:

Q: Последовательность появления медицинских трудов, написанных античными врачами:

1 : «Афоризмы» Гиппократа

2 : «Гиппократов сборник»

3 : «О назначении частей человеческого тела» Галена

4 : «Искусства» Цельса

I:

S: Соотнесите имя античного врача и вклад в медицину:

L1: Гиппократ

L2: Гален

L3: Герофил

L4: Пифагор

R1: заложил основы деонтологии

R2: проводил вивисекцию

R3: вел определение «двенадцатиперстная кишка»

R4: лечил успокоительной музыкой

I:

S: Оплачиваемая должность главного врача в Древнем Риме:

-: ятрополит

+: архиатр

-: периодевт

-: тарихевт

I:

S: Автор труда по анатомии «О назначении частей человеческого тела»:

-: Гиппократ

+: Гален

-: Цельс

-: Асклепиад

I:

S: Знаменитая медицинская школа Древней Греции, прославленная Гиппократом:

-: Кротонская;

+: Косская

-: Книдская

-: Александрийская

I:

S: Ффоризм: «Врачами твердо установлено, что без нерва нет ни одной части тела, ни одного движения, называемого произвольным, и ни одного чувства» принадлежит:

-: Гиппократу

+: Галену

-: Асклепиаду

-: Герофилу

I:

S: Афоризм: «Лечит болезни врач, но излечивает природа» принадлежит:

-: Аристотелю

+: Гиппократу

-: Галену

-: Цельсу

I:

S: Афоризм: «Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно…» принадлежит:

-: Платону

-: Аристотелю

+: Гиппократу

-: Цельсу

I:

S: Афоризм: «Врач – философ; ведь нет большой разницы между мудростью и медициной» принадлежит:

+: Гиппократу

-: Аристотелю

-: Цельсу

-: Галену

I:

S: Первый экспериментальный метод, использованный Галеном для изучения функций головного и спинного мозга:

-: трепанация

-: каутеризация

-: скарификация

+: вивисекция

I:

S: Главный принцип диагностики и лечения Гиппократа, который не потерял своей актуальности и в настоящее время:

-: «не навреди»

-: принцип профилактики

-: противоположное лечится противоположным

+: принцип индивидуального подхода

I:

S: Главный морально-этический принцип, заложенный в Клятве Гиппократа ###

+: не навреди

+: н#н#вр#ди

+: ни навреди

+: не вреди

+: н##вр#ди

I:

S: Название природных лекарственных средств на основе многокомпонентного состава, способ приготовления которых предложил великий древнеримский врач:

-: Авиценновы рецепты

-: травники

-: панацея

+: Галеновы препараты

I:

S: Завершите афоризм Гиппократа: «Лечить надо не болезнь, а: ###

+: больного

+: б#л#но#о

+: человека

+: ч#л#века

I:

S: Соотнесите древнегреческие афоризмы и принципы медицины, заложенные в них :

L1: «Лечить надо не болезнь, а человека»

L2: «Не навреди!»

L3: «Болезнь легче предупредить, чем лечить»

L4: «Противоположное лечится противоположным»

R1: принцип индивидуального подхода

R2: морально-этический принцип врача

R3: принцип профилактики

R4: принцип лечения школы Гиппократа

studfiles.net

Вклад античных врачей в развитие науки

Орловский Государственный Университет

Факультет педагогики и психологии

Кафедра общей и возрастной психологии

Доклад по теме:

Вклад античных врачей в развитие науки

Выполнила:

Студентка 48-а группы

Аблова Ирина.

Проверила:

Савенкова И.А.

Орёл-2008

Эпоха античности подарила человечеству множество великих людей, повлиявших на развитие мировой культуры и науки. Отдельное место среди них занимают античные врачи, которые своей деятельностью внесли весомый вклад в развитие философии, в понимание окружающего мира и сущность самого человека.

Одним из первых известных истории врачей-философов был Алкмеон из Кротона. Точные даты его жизни неизвестны, предположительно он жил в конце VI - начале V века до н.э. Своё учение Алкмеон сосредоточил на человеке, его теле. Он изучал эмбриологию, физиологию, исследовал ощущения, изучал психологию. Алкмеон первым понял, что умственная деятельность сосредоточена в головном мозге. Он установил, что из полушарий мозга «идут к глазным впадинам две узкие дорожки». Таким образом, им были открыты нервы, идущие к органам чувств. Алкмеон положил начало изучению познавательной способности. Он открыл зависимость между ощущением и мозгом, полагая, что «мозг доставляет ощущения слуха, зрения и других чувств, из них складываются представления (мнения) и память, а из достигших непоколебимой прочности представлений рождается знание». Алкмеон первым стал уделять внимание вопросу о патогенезе болезней. Он считал, что местом возникновения болезней являются головной и спинной мозг и кровь. Этот философ предложил диалектический подход к изучению человека. Организм он представлял как единство противоположностей. Алкмеон одним из первых высказал мысль о смешении всех стихий, в результате чего возникает гармония.

Гиппократ (ок.460—ок.377 до н.э.) жил в эпоху расцвета древнегреческой культуры. Он был одним из тех, кто положил начало научному подходу к изучению многих заболеваний. Гиппократ привёл в систему медицинские знания той эпохи и поднял искусство врачевания на большую высоту [3]. В философии он придерживался линии Демокрита и выступал как представитель материализма в медицине [2]. Он полагал, что тело состоит из твёрдых и жидких частей, а главную роль в жизнедеятельности организма играют четыре жидкости: слизь (вырабатывается в мозгу), кровь (вырабатывается в сердце), желтая желчь (из печени), черная желчь (из селезенки). Организм человека он понимал как постоянно изменяющееся состояние, зависящее от соотношения этих четырёх жидкостей. При нарушении пропорции их гармоничного сочетания возникает болезнь. В этих идеях усматриваются зачатки знаний о физиологии организма.

Заслугой Гиппократа является его взгляд на организм как на сложную систему органов, находящихся в определённом взаимоотношении, выполняющих определённые функции [3].

Наибольшую известность получило учение о темпераментах. Гиппократ считал, что различия в соотношении жидкостей в организме у разных людей объясняют и различия в нравах, а преобладание одного из них определяет темперамент человека. В соответствии с этим все люди делились им на 4 типа: сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов [2].

Одним из важных наблюдений Гиппократа было установление зависимости между состояниями организма и внешними условиями. До него никто не обращал внимания на то, что внешняя среда своими неблагоприятными воздействиями может быть причиной развития заболеваний.

Гиппократ преодолел предрассудки своего времени. Он утверждал, что все болезни появляются от естественных причин, тогда как до него они понимались как наказание, посланное свыше [3]. Изучая болезни, он определил стадии их развития. Гиппократ заложил основу античной хирургии, разработал способы применения повязок, лечения переломов и вывихов, ран и т.д.

Этот выдающийся врач ввёл понятие медицинской этики, выдвинул четыре принципа лечения [1]:

1) приносить пользу и не вредить;

2) противоположное лечить противоположным;

3) помогать природе;

4) щадить больного.

Гиппократ обращал внимание на индивидуальный подход, считая, что нужно лечить больного, а не болезнь [3]. Можно отметить, что эта идея популярна и в наше время. Гиппократ советовал определять интенсивность лечения, исходя из степени воздействия факторов внешней среды на организм больного [1]. Кроме того, он указывал на необходимость проведения предупредительных мер в целях сохранения здоровья. Применение гигиенических мер стало важным вкладом в развитие медицины.

Гиппократу удалось преодолеть идеалистическое восприятие окружающего мира, тем самым открывая перед последующими поколениями широкие возможности для научного подхода к изучению человека.

Стоит отметить влияние, которое оказало на развитие науки практическая деятельность врача Диокла из Кариста (IV век до н.э.). Он первым стал изучать анатомию подлинно научным способом, вскрывая животных, описал предназначение отдельных органов в общем процессе жизнедеятельности. Диокл впервые начал изучать лечебные свойства растений. Большое значение для медицины имело следующее наблюдение врача. Изучая лихорадочное состояние, он первым высказал мысль о том, что оно само по себе является не болезнью, а её проявлением [3].

Античная медицина получила особенно интенсивное развитие в Александрии. Некоторое время там было разрешено вскрытие трупов «безродных» людей. Это способствовала важным открытиям, связанным с именами двух александрийских ученых-врачей — Герофила и Эразистрата [2].

Герофил (родился около 330 г. до н.э. – дата смерти неизвестна) – древнегреческий врач и философ. Первым начал вскрывать трупы людей, им описана анатомия многих органов. Герофил придерживался позиции Платона и пытался доказать правоту его учения о «трёх душах», регулирующих все функции организма. Он искал эти души в тех органах, куда поместил их Платон – в сердце, мозге и печени. Им были установлены три стадии работы сердца, объяснены причины пульсации артерий [3]. Он же дал описание устройства глаза, описал его оболочки, хрусталик [2].

Герофил работал вместе с другим талантливейшим врачом – Эразистратом, выходцем из Книдской школы. Их взгляды во многом совпадали, а разногласия случались из-за несовпадения их позиций. У Эразистрата была твёрдая позиция материализма. Им впервые были описаны: мягкие и твёрдые оболочки головного мозга, извилистое строение его поверхности [3]. Он связал богатство извилин мозговых полушарий у человека с его умственным превосходством над животными [2].

Главный результат его исследований – обнаружение нескольких нервных стволов, исходящих из мозга. Эразистрат определил, что одни из них выполняют функцию чувствительности, другие – функцию движения. Это знание позволило ему сделать вывод о том, что мозг является тем органом, который даёт импульсы, команды к движению тела.

Изучая строение сердца, Эразистрат установил наличие заслонок, а это, в свою очередь, навело его на мысль о том, что где-то существует соединение между артериями и венами.

Этим врачом было установлено, что сердце находится в состоянии движения. Он обнаружил постоянные сокращения желудка.

Эразистрат скорректировал учение Гиппократа о четырёх жидкостях, описав их функции более реалистично. Кровь, по его мнению, выполняла функцию переноски пищи в организме; в движение она приводится сердцем. Желчь он считал таким же выделением организма, как, например, пот, т.е. бесполезным веществом.

Герофил и Эразистрат определили, что воздух, идущий из лёгких в сердце, образует жизненные духи, которые разносятся артериями по всему организму. Они установили разницу между сухожилиями и связками, описали функцию крови как разносчика кислорода [3].

Все эти анатомо-физиологические сведения периода эллинизма объединил и дополнил римский врач и естествоиспытатель Гален (II в. до н. э.), автор сводного сочинения по медицине, анатомии и физиологии, которое было настольной книгой врачей вплоть до XVII века [2]. Помимо медицины, он занимался философией и логикой.

Гален рассматривал болезнь как особое состояние, при котором происходит нарушение правильного смешения основных элементов и жидкостей организма. Это ведёт к нарушению функций различных органов. Все эти отклонения могут быть источником определённой симптоматики, и смысл диагностики заключается в распознавании её [3]. Гален развил учение Гиппократа о темпераментах. Он выделял четыре начала всех вещей и четыре сока как строительный материал организма животных и человека. От комбинаций соков и начал зависят психические свойства и даже пол человека. Всего он выделял 13 темпераментов, из которых лишь один нормальный, а 12 — некоторое отклонение от нормы [2].

При лечении Гален использовал диеты и лекарственные средства. Применяя лекарственные средства, исходил из разработанного им принципа противоположностей. Например, высокую температуру он предлагал лечить холодом.

Гален критиковал Аристотеля, отвергая его идею о том, что мозг служит для охлаждения крови. Гален говорил, что мозг – седалище интеллекта и чувств [3].

Галену принадлежат открытия, связанные с выяснением строения и функций головного и спинного мозга. Предприняв серию опытов с перерезкой нервов, снабжающих различные мускулы, Гален пришел к выводу: «...врачами точно установлено, что без нерва нет ни одной части тела, ни одного» движения, называемого произвольным, и ни единого чувства». Также экспериментально Гален установил функции спинного мозга. При поперечной перерезке спинного мозга уничтожалась произвольная подвижность и чувствительность всех частей тела, лежащих ниже перерезки, при этом паралич наступал от нарушения передних корешков, потеря чувствительности — задних. Таким образом, Гален различал по функции передние и задние корешки спинного мозга [2]. Гален создал собственное учение о пневме, в котором намечаются догадки о кровеносной и нервной системах человека.

mirznanii.com

«Гиппократ - древнегреческий врач и философ»

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Воронежская Государственная Медицинская Академия им.Н.Н Бурденко Федерального агенства по здравоохранению и социальному развитию,,

Кафедра организации здравоохранения и общественного здоровья

Тема:

Выполнила:

Студентка 1 курса 3 группы

фармацевтического факультета

Арустамян.Ш.А

Проверила:

Воронеж-2012

Содержание

Введение

1. История жизни и философия Гиппократа

2. Книги и манифесты древнегреческого врача

3. История клятвы Гиппократа

Заключение

литература

Введение

Имя «Гиппократ»…Думаю, даже каждый дворовый мальчишка скажет, что этот человек - великий врач древности. Однако это не исчерпывающий ответ. Гиппократ прежде всего человек, который создал своё, принципиально новое направление в медицине, величайший целитель древности, лечивший людей сердцем., автор многочисленный медицинских сочинений и конечно же создатель всеми известной Клятвы Гиппократа. Его заслуга перед человечеством огромна. И в своём докладе я ставлю цель познакомить вас с ‘’творческой’’ деятельностью этого выдающегося человека и доказать, что несмотря на то, что он жил не одно тысячелетие назад, мы всё же по праву можем причислить его плеяде ярких медицинских деятелей мирового масштаба.

1. История жизни и философия Гиппократа

История полупрофессионального и профессионального врачевания насчитывает несколько тысячелетий. Некоторые сведения о достижениях медицины древнейших цивилизаций и распознавании и лечении болезней можно почерпнуть из вавилонских клинописных записей и из древнеиндийских вед, из египетских папирусов и китайских иероглифических рукописей.

В первую очередь вавилоно-ассирийской и египетской культуре многим обязана древнегреческая медицина, достигшая в древности наиболее высокой степени самостоятельности как область профессионального знания, обладающая известной естественнонаучной глубиной. В сочинениях древнегреческих врачей содержится свод знаний, накопленных древней медициной. Наиболее ранними из дошедших до нас источников являются рукописи Книдской школы и несколько фрагментов медицинских текстов древнегреческого врача Алкмеона Кротонского (VI в. до н.э.), который под влиянием идей Пифагора ввел в античную медицину представление о здоровье как гармонии сил влажного и сухого, горячего и холодного, горького и сладкого. В результате наблюдений и хирургических операций он пришел к мысли о том, что мозг есть орган души. Это было заявлено в противовес господствовавшим в то время представлениям, что центральным «органом» духовной жизни является сердце. Он также установил, что из мозговых полушарий «идут к глазным впадинам две узкие дорожки...». Полагая, что ощущение возникает благодаря особому строению периферических чувствующих аппаратов, Алкмеон вместе с тем утверждал, что имеется прямая связь между органами чувств и мозгом. Другой древнегреческий врач Праксагор (ок. IV в. до н.э.), последователь Диокла, открыл различие между венами и артериями (термин «артерии» приписывается ему). Он считал, что вены содержат чистую кровь, а артерии — чистый воздух; указывал, что артерии обладают свойством пульсации; различал 11 «соков» человеческого тела, в изменении и нарушении движения которых видел причину возникновения патологических процессов.

Свыше 100 медицинских сочинений собрано в так называемом «Гип-пократовом сборнике». Они приписываются по традиции величайшему врачу древности Гиппократу. В «Гиппократов сборник» вошли сочинения не только Гиппократа и его учеников, но и врачей, представлявших иные направления древнегреческой медицины. С «Гиппократова сборника» фактически начинается история европейской медицины и медицинской терминологии.

Наследство Гиппократа настолько велико, что известный издатель его сочинений потратил на составление и печатание его трудов 40 лет и все свое немалое состояние, исчисляемое в 50 тыс. лир. То же самое, хотя и в меньшем размере, сделал историк медицины земский врач Ковнер, оставивший три тома истории медицины, в которой более 400 страниц посвящено Гиппократу.

Древнегреческого врача Гиппократа называют «отцом медицины», реформатором античной медицины. Гиппократ родился в 460 году до н.э. в городке Меропис, на острове Кос. Он относится к восходящему к Асклепию роду Подалирия, на протяжении восемнадцати поколений занимавшемуся медициной. Отец Гипократа — врач Гераклид, мать — акушерка Фенарета. Гиппократ является, таким образом, представителем народной медицины, переросшей в профессиональную. Первым воспитателем Гиппократа и учителем в области медицины был его отец.

Начинал свою деятельность Гиппократ при храме. Еще будучи двадцатилетним юношей, он уже пользовался славой превосходного врача. Именно в этом возрасте Гиппократ получил посвящение в жрецы, что было необходимо тогда для врача, и выехал в Египет для пополнения знаний и усовершенствования в искусстве врачевания. Через несколько лет вернулся на родной остров, долгие годы занимался там врачебной практикой и основал свою медицинскую школу, называемую Косской.

Когда в столице Греции возникла эпидемия, Гиппократ был вызван в Афины и некоторое время жил там и учился медицине у Геродина. За то, что он спас жителей Афин от эпидемии чумы, используя свои знания о путях распространения инфекции, его избрали почетным гражданином Афин и увенчали золотым венком. Попутно он вылечил своего друга — Демокрита из Абдер, создавшего атомистическую теорию, модель мира, воплотившую в себе принцип причинности. Демокриту медицина обязана термином «этиология» (от греч. аК1а — причина и ...логия), учение о причинах болезней.

Важно отметить, что Гиппократ и «гиппократики» учили, что распознавание болезней и лечение больных должны быть основаны не на умозрительных натурфилософских спекуляциях, а на строгом наблюдении и изучении больных, на обобщении и накоплении практического опыта. Отсюда «гиппократики» выдвигали основной принцип: лечить не болезнь, а больного; все назначения врача, касающиеся лечения, режима больных, должны быть строго индивидуализированы. На этом основании считается, что Гиппократ и его последователи явились основоположниками клинической медицины.

Разработка принципов и правил диагностики и лечения, по Гиппократу, должна быть основана также на изучении «природы тела». У Гиппократа и «гиппократиков» нет еще строгого подразделения анатомии и физиологии, которые обобщались ими в общем разделе, обозначаемом термином «природа тела». Главным источником анатомических и физиологических знаний у них служили вскрытия животных, так как анатомирование человеческого тела в то время было строго запрещено. Поэтому конкретные анатомические познания Гиппократа были сравнительно скудны и нередко ошибочны.

Учение о причинности в медицине является самой древней частью медицинской науки. В III веке до н.э. в древнекитайском каноне медицины «Ней-цзин» различали 6 внешних (холод, зной, ветер, сырость, сухость, огонь) и 7 внутренних (радость, гнев, страх, горе, тоска, любовь, желание) причин болезни. Гиппократ также различал внешние (ветры, погода и др.) и внутренние (слизь, желчь) причины болезней.

Школа Гиппократа рассматривала жизнь как изменяющийся процесс. Среди ее объяснительных принципов мы встречаем воздух в роли силы, которая поддерживает неразрывную связь организма с миром, приносит извне разум, а в мозгу выполняет психические функции. Единое материальное начало в качестве основы органической жизни отвергалось. Если бы человек был единым, то он никогда бы не болел. А если бы болел, то исцеляющее средство должно было бы быть единым. Но такового не существует.

Гиппократ — один из основоположников научного подхода к болезням человека и их лечению. В трактате «О священной болезни» (тогЬих касес — священная болезнь, так древние греки называли эпилепсию) доказывал, что все болезни вызываются естественными причинами. В сочинении Гиппократа «О воздухе, водах и местностях» приводится идея о влиянии географических условий и климата на особенности организма, свойства характера жителей и даже на общественный строй. Гиппократ писал: «Болезни происходят частью от образа жизни, частью от воздуха, который мы вводим в себя и которым мы живем». И это писалось, когда эллины дышали кристально чистым воздухом. Гиппократ был сторонником пребывания больных на свежем воздухе, купанья, массажа и занятий гимнастикой; придавал большое значение лечебной диете. Гиппократ направлял легочных больных к вулкану Везувию, где они вдыхали сернистые испарения и получали облегчение.

По мнению Гиппократа, изложенному в сочинении «О древней медицине», жизнь зависит от взаимодействия четырех стихий: воздуха, воды, огня и земли, которые соответствуют четырем состояниям: холодному, теплому, сухому и влажному. Для поддержания жизнедеятельности организму необходимо врожденное тепло тела, воздух, поступающий снаружи, и соки, получаемые с пищей. Всем этим управляет мощная жизненная сила, которую Гиппократ называл Природой.

С именем Гиппократа соединяют учение о четырех темпераментах, которое, однако, в «Гиппократовом сборнике» не изложено. Лишь в книге «О священной болезни» различаются в зависимости от «Порчи» мозга желчные люди и флегматики. И все же традиция относить понятие о темпераменте к Гиппократу имеет основание, ибо сам принцип объяснения соответствовал Гиппократову учению. Таким образом, возникло деление на четыре темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический.

Связанные с учением о темпераментах понятия «холерик», «флегматик», «меланхолик», «сангвиник» продолжают жить и всовременном языке, что было бы невозможно, если бы они не «подкреплялись» ре-та — Галена. За конкретными (психологической и физиологической) оболочками этого учения просматриваются некоторые общие принципы, используемые современными исследователями. Первый выражен в идее о том, что несколько исходных телесных признаков образуют, сочетаясь, основные типы индивидуальных различий между людьми.

Древнюю теорию темпераментов отличала еще одна особенность. За основные элементы организма принимались жидкости («соки»). Эту точку зрения принято называть гуморальной (от греч. — «жидкость»). В этом плане ей созвучно учение о зависимости темперамента от желез внутренней секреции, от «химизма» тела (а не только от его устройства или свойств нервной системы).

Подобно многим врачам древности, Гиппократ занимался практической медициной. Он утверждал, что широко применявшиеся в его время заклинания и заговоры, молитвы и жертвы, приносимые богам, недостаточны для определения и лечения болезней. Рекомендуя тщательное обследование пациента, он указал на необходимость обращать внимание на его положение во время сна, частоту пульса и температуру тела. Он придавал большое значение месту, где больной чувствовал боли, и их силе, появлению лихорадочной дрожи.

По мнению Гиппократа, хороший врач должен определить состояние пациента уже по одному его внешнему виду. Заострившийся нос, впалые щеки, слипшиеся губы и землистый цвет лица свидетельствуют о близкой смерти больного. Еще и теперь такая картина называется «Гиппократовым лицом». При осмотре лица Гиппократ обращает внимание на губы: синеватые, обвислые и холодные губы предвещают смерть, на то же самое указывают пальцы рук и ног, если они холодные. Красный и сухой язык есть признак тифа, когда язык в начале болезни точечный, а затем переходит в красноватый и багровый, то жди беды. Если язык покрывается черноватым налетом, то это указывает на кризис, наступающий на 14 день.

Пальпация, выслушивание и выстукивание как методы исследования были известны и использовались Гиппократом. Он прощупывал селезенку и печень, определял изменения, происходящие в течение суток. Его интересовало, не выходят ли они за свои границы, т.е. не увеличились ли они в размерах; каковы их ткани на ощупь — жесткие, твердые и т.п.

Лечил Гиппократ пациентов целебными травами, которых знал свыше двухсот; возражал против применения сразу многих лекарств и провозглашал повсеместно принцип — (не навреди). «Отец медицины» рекомендовал чемерицу в качестве рвотного средства, он же описал конвульсии, наступающие в случае ее передозировки. Авл Корнелий Цельс использовал это растение в лечении душевнобольных.

Гиппократ умер в Лариссе в 377 году до н.э. на 83 году жизни. После смерти афиняне воздвигли ему железную статую с надписью: «Гиппократу, нашему спасителю и благодетелю». Долгое время его могила была местом паломничества. Легенда гласит, что водившиеся там дикие пчелы давали мед, обладавший целительными свойствами. Платон сравнивал его с Фидием, Аристотелем, называл его великим, а Гален — божественным.

«Любовь к нашей науке нераздельна с любовью к человечеству», — говорил Гиппократ. Выдающимся памятником гуманизма и исходным пунктом развития профессиональной врачебной этики является клятва Гиппократа.

studfiles.net