Древний вавилон наука. Знания в древнем мире (Вавилон, Египет, Китай)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Астрономические расчеты Древнего Вавилона. Древний вавилон наука


Содержание

Введение . . . . .. . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . 3

      1. Законы царя Хаммурапи . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . 8

Инженерные науки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

Вавилонские стены и Храм Мардука . . . . . . . . . . 10

      1. Висячие сады Семирамиды . . . . . . . . . . . . . . 13

Ещё одно чудо Вавилона - Вавилонская башня. . . . . . . 15

Естественные и точные научные знания в Вавилоне . . . . . . . 16

Науки о сельском хозяйстве . . . . . . . . . . . . . . . . 19

        1. Филологические науки . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

    1. Использованная литература . . . . . . . . . . . . . . . . 22

    1. Введение

С Армянского нагорья берут начало реки Тигр и Евфрат. В их междуречье (по гречески – в Месопотамии; это междуречье также называется Двуречьем) около 5000 лет до н.э. поселились люди - шумеры. В эпосе упоминается их родина, которую они считали родиной всех людей – страна высоких гор. Что заставило их покинуть горы – неизвестно.

Период истории Месопотамии У-Ш тысячелетий до н.э. называется Шумеро-аккадским. К концу Ш тысячелетия до н.э. единое шумеро-аккадское государственное образование разделилось на ряд мелких государств.

В первой половине II тысячелетия до н. э. Произошло новое объединение почти всей долины Двуречья вокруг города ВАВИЛОНА ( так называемое “Старо-Вавилонское царство” в отличие от “Ново-Вавилонского царства”, сложившегося тысячелетием позже). Символ “Старо-Вавилонского царства” – Хаммурапи, а “Ново-Вавилонского царства” – Навуходоносор.

Экономическая необходимость, в том числе необходимость ведения единого оросительного хозяйства в масштабе всей долины Двуречья, определяла и необходимость политического объединения страны. В течение примерно 2 тысяч лет, начиная с этого времени, город Вавилон оставался важнейшим экономическим и культурным центром не только Двуречья, но и всего древнего мира. Этим и объясняется, что позже все древнее Двуречье часто называли Вавилонией.

Вряд ли есть в мире другой древний город, который бы на протяжении веков пленял фантазию людей так же сильно, как Вавилон («Врата бога»). Он притягивает людей своими величием, неповторимостью, загадочностью и неизведанностью. Этот древний город располагался на реке Тигр, примерно в 90 км от современного Багдада. Климат был очень благоприятен для земледелия, поэтому край уже в древности был густозаселенным. Получению высоких урожаев, способных прокормить многочисленно население, способствовало поливное земледелие. Для поливного земледелия имелись благоприятные условия рельефа, позволяющие отводить от Тигра и Евфрата Оросительные каналы и подавать воду на поля.

Активным стимулом строительства укрепленных городов выступало соседство с кочевыми племенами. Города и сельские поселения со всей их обрабатываемой площадью занимали сравнительно узкую территорию месопотамской аллювиальной равнины, к которой с обеих сторон примыкали пастушеские угодья, населенные подвижными западносемитскими племенами овцеводов-амореев, разделявшимися на множество родственных, но независимых и нередко враждовавших между собой групп. Ежегодно в определенный сезон скотоводы вторгались прямо в зоны оседлого обитания или па границы этих зон. В зависимости от того, где они пасли свой скот другую половину года, они появлялись здесь либо летом, когда в степях выгорала трава и пересыхали источники, либо зимой, когда в горах не было корма для скота и его негде, было укрыть от холодных ветров.

Вообще каждое племя имело свою автономную территорию, но границы этих территорий были весьма расплывчаты. Оседлые жители считали скотоводов варварами, те, в свою очередь, презирали спокойную оседлую жизнь, но и те н другие были необходимы друг другу и связаны между собой множеством разнообразных экономических, социальных и политических факторов. Важную роль в экономической жизни играл обмен продуктов овцеводства на продукты земледелия; вероятно, через пастушеские племена в Месопотамию проникали и некоторые иноземные товары.

Неоседлое скотоводство оказывало значительное влияние на социальное развитие общества Месопотамии, Одним из постоянных факторов являлся постепенный переход части скотоводческих племен к оседлости. Самые богатые предпочитали оседлость, когда размеры их стад превышали возможности пастбищной зоны, и становились землевладельцами, военачальниками, пополняли, собой городскую элиту. Самые бедные оседали на землю, когда потери скота уменьшали их стада ниже минимума, необходимого, чтобы прокормить семью, и поступали на службу в государственное пли храмовое хозяйство, получая за свой труд земельный надел или натуральное довольствие и пополняя собой, число беднейшего и наиболее зависимого населения. Все это усиливало социальное расслоение населения Месопотамии.

Влияние скотоводческих племен на политическую жизнь Месопотамии было еще более значительным. На протяжении всей истории Месопотамии ежегодные мирные миграции скотоводов легко превращались в агрессивные, стоило только немного ослабеть власти централизованного государства; этот процесс происходил и в рассматриваемый нами период.

К 1800 г. до н. э. Месопотамия превратилась в грандиозный цветущий, заботливо ухоженный сад с множеством укрепленных городов в которых население укрывалось при нашествиях. Так как старые города с трудом приспосабливались к хозяйственной независимости, то новые способы ведения хозяйства способствовали укреплению торговых центров, таких, как Вавилон. Первые правители небольшого царства Вавилона вели осторожную политику, заключая союзы с сильными соседними государствами. Так, первая пятёрка Вавилонских царей смогла значительно расширить свои владения, но он ещё не достиг уровня союзников.

Положение меняется, когда к власти приходит шестой царь Вавилона – Хаммурапи, который был одним из величайших политиков древности. Он управлял Вавилоном с 1792 по 1750 г. до н.э. Взойдя на трон небольшого царства, расположенного в среднем течении Евфрата, Хаммурапи закончил свои дни повелителем огромного по тогдашним меркам государства, включавшего в себя основную часть Двуречья. Уже тогда, 4 тысячи лет назад для жизни больших масс людей была необходима координация их деятельности, а для этого не обойтись без того, что в наше время именуется наукой.

Уровень науки определяется природными условиями района и теми проблемами и задачами, которые необходимо решать людям в повседневной жизни для стабильного существования. При этом «царствующие» не могли себе позволить существование народных масс на таком низком уровне, что эти массы переставали быть основой и опорой государства и власти. Государства, где власти не находили разумного для своего времени компромисса с народными массами, не могли противостоять внешней угрозе и завоевывались другими государствами.

В этом отношении Месопотамия – один из мировых центров древних государств, бесконечно воюющих друг с другом. Отсюда главные запросы к Вавилонской науке со стороны властей:

1. Обеспечение роскошной жизни царствующих;

2. Обеспечение достаточного пропитания основной массы народа, т.к. богатство и могущество властителей определялось численностью подвластного населения;

3. Стойкость в борьбе с завоевателями.

Система наук Вавилона продуктивно работала на решение указанных задач. Это доказывается поражающим воображение списком достижений этих наук. От шумеров и вавилонян унаследованы основные и для современной цивилизации изобретения::

гончарный круг

колесо

обоженный кирпич

архитектура

литье металлов

металлический лемех

система орошения

лунный календарь

часовой круг

деление круга на 360°

письменность

система администрирования

право

архивное дело

математика

десятеричная система счисления

астрология

литература

школьная система обучения

Каждого из этих достижений достаточно для возвышения любого народа. Впечатляет, например, что разница во времени между простым глиняным горшком и табличкой с записями страховых операций составляет какие-то полторы тысячи лет?

studfiles.net

Вавилон | Наука | FANDOM powered by Wikia

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%BD

Файл:Walls of Babylon 1 RB.JPG

Вавило́н был столицей Вавилонии в Междуречье (сегодня Ирак, 110 км к югу от Багдада). Слово «Вавилон» происходит от семитского «bab-Illu», означающего «Врата Бога».

    Вавилон как символ Править

    Вавилон (апокалиптический) — столица Вавилонской монархии — своим грозным величием, блеском своего культурного богатства и глубиной нравственного упадка произвела на воображение человечества, и особенно на иудеев, такое неизгладимое впечатление, что имя её сделалось вообще синонимом всякого большого безнравственного города.

    У позднейших писателей, а именно христианских, название «Вавилон» нередко употребляется в таком таинственном смысле, который и доселе составляет предмет спора для толкователей и исследователей. Так, много рассуждений возбуждало одно место в 1 Послании апостола Петра, где он говорит, что «приветствует избранную церковь в Вавилоне». Крайне трудно определить, что именно здесь разумеется под Вавилоном, и весьма многие, особенно латинские писатели, утверждают, что под этим именем ап. Пётр разумеет Рим, на чём даже основываются известные притязания римских пап как преемников ап. Петра.

    Но особенно замечательный пример таинственного употребления имени Вавилона находится в Апокалипсисе, или Откровении ап. Иоанна (с конца XVI гл. по XVIII). Там под именем Вавилон изображается «город великий», играющий огромную роль в жизни народов. Такое изображение уже нисколько не соответствует месопотамскому Вавилону, давно потерявшему к тому времени своё мировое значение, и потому исследователи не без основания понимают под этим названием великую столицу Римской империи, Рим, в истории западных народов занимавший такое же положение, какое раньше в истории Востока занимала столица Навуходоносора.

    В растафарианстве Вавилон — символизирует прагматичную западную цивилизацию, построенную белыми (потомками пуритан) людьми.

    Памятники истории Править

    См. также по истории ВавилонаПравить

    Вавилонские цари

    Вавилоно-ассирийская культура

    ar:بابل (مدينة)

    bg:Вавилон bs:Babilon ca:Babilim cs:Babylon cu:Вавѵлѡнъ da:Babylon de:Babylon en:Babylon eo:Babilono es:Babilonia (ciudad) et:Paabel fa:تمدن بابل fi:Babylon fj:Na Matanitu ki Papiloni fr:Babylone gl:Babilonia he:בבל hr:Babilon hu:Babilon io:Babilono it:Babilonia ja:バビロン ka:ბაბილონი la:Babylon lv:Babilona mk:Вавилон nl:Babylon no:Babylon pl:Babilon pt:Babilônia ro:Babilon simple:Babylon sm:Le Malo o Papelonia sr:Вавилон sv:Babylon ta:பாபேல் uk:Вавилон ur:بابل zh:巴比伦

    • Страница 0 - краткая статья
    • Страница 1 - энциклопедическая статья
    • Разное - на страницах: 2 , 3 , 4 , 5
    • Прошу вносить вашу информацию в «Вавилон 1», чтобы сохранить ее

    ru.science.wikia.com

    Астрономические расчеты Древнего Вавилона

    Астрономические явления были очень важны для вавилонян. Кудурру (межевой камень) короля Мелишипака Первого (1186-1172 до н. э.). Царь представляет свою дочь богине Нанайе. Полумесяц олицетворяет бога Сина, солнце - Шамаша, а звезда богиню Иштар.

    Астрономические явления были очень важны для вавилонян. Кудурру (межевой камень) короля Мелишипака Первого (1186-1172 до н. э.). Царь представляет свою дочь богине Нанайе. Полумесяц олицетворяет бога Сина, солнце — Шамаша, а звезда богиню Иштар.

    В своих наблюдениях за движением солнца, Луны и планет по небосклону древние вавилонские астрономы использовали обычную арифметику для предсказания будущего положения небесных объектов. Такие предположения выдвигались учеными и раньше. Однако теперь появились новые данные, которые дают им право считать, что астрономы древнего Вавилона, жившие и работавшие за несколько веков до нашей эры, использовали также довольно сложные статистические методы, которые предвосхитили развитие методов и приемов вычислений. Ранее ученые историки считали, что подобные методы появились впервые в Европе в 14-м веке, как минимум, 1400 лет спустя.

    Матью Оссендрийвер из университета Гумбольдта в Берлине, специальность которого можно охарактеризовать одним словом — «астроархеолог», основывает свои выводы на исследовании глиняных табличек возрастом примерно 350 — 50 гг. до нашей эры. Каждый год в течение последних 14 лет, Оссендрийвер совершал недельное паломничество в Британский музей, где содержится обширная коллекция глиняных табличек с вавилонской клинописью. Во время этих поездок он пытался решить головоломку, поставленную двумя табличками с какими-то астрономическими расчетами. Помимо этого они также содержали инструкции для построения трапециевидной фигуры, казалось, не связанной ни с чем астрономическим.

    Глиняная клинописная табличка. Текст говорит о том, что вавилоняне использовали довольно сложные вычисления для наблюдения за движением небесных тел, в частности, Юпитера

    Глиняная клинописная табличка. Текст говорит о том, что вавилоняне использовали довольно сложные вычисления для наблюдения за движением небесных тел, в частности, Юпитера.

    Для решения этой головоломки астрофизик решил на время стать историком, изучив две другие глиняные таблички, также содержавшие инструкции по построению трапеции. В них, как он считал, описывается что-то, имеющее отношение к Юпитеру. Как известно, эта небесное тело была очень почитаемо среди вавилонян, которые ассоциировали его со своим главным богом Мардуком, покровителем Вавилона.

    Мардук, главный Бог, покровитель Вавилона, отождествлялся с Юпитером, поэтому древние астрономы составляли карту движения планеты по небу с большой аккуратностью

    Мардук, главный Бог, покровитель Вавилона, отождествлялся с Юпитером, поэтому древние астрономы составляли карту движения планеты по небу с большой аккуратностью

    В конце 2014 года, Оссендрийвера посетил специалист в области ассириологии Герман Хангер из Венского университета, показав ему сделанные несколько десятилетий назад фотографии еще не каталогизированных вавилонских клинописных табличек из Британского музея, которые описывали некие астрономические вычисления. Несколько месяцев спустя, сидя в одиночестве в своем кабинете, Оссендрийвер внимательно просматривал фотографии. Снимки были довольно размытыми, а надписи скошенными, что усложняло их прочтение, но ему удалось понять, что цифры были идентичны тем, что он уже встречал в описании построения трапеции. Сравнив фотографии с фрагментами других вавилонских текстов, он обнаружил, что расчеты описывают движение Юпитера по небосклону.

    Изучив другие подобные таблички в Британском музее, Оссендрийвер выяснил, что расчеты трапеций являются инструментом для вычислений ежедневных перемещений Юпитера относительно эклиптики – пути, который проделывает солнце относительно звезд. Вычисления, записанные на табличках, охватывают шестидесятидневный период. Начало этого периода совпадает с днем, когда планета — гигант впервые появляется в ночном небе перед рассветом.

    Юпитер - Мардук

    Юпитер — Мардук

    В течение этого интервала времени движение Юпитера кажется очень медленным. Эта кажущаяся медлительность обусловлена сложным сочетанием собственной орбиты Земли вокруг Солнца с орбитой Юпитера. График зависимости кажущейся скорости Юпитера от времени имеет нисходящий характер, так что площадь под кривой образует трапецию. Площадь трапеции, в свою очередь, говорит о расстоянии, на которое планета сместилась вдоль линии эклиптики в течение 60 дней. Вычисление с целью определения числового значения площади под кривой является базовой математической операцией, известной под названием интеграла между двумя точками. То, что это знали древние жители Вавилона, было для Оссендрийвера, по его же словам, настоящей находкой.

    Однако, несмотря на приподнятое настроение от открытия, Оссендрийвер не был готов к публикации своих выводов, так как вторая часть расчета трапеции оставалась неясной. Покопавшись еще в других подобных, чисто математических вавилонских текстах, написанных в 1800 — 1600 гг. до н. э., он понял, что древние астрономы пошли еще дальше. Чтобы вычислить время, за которое Юпитер переместился бы на половину расстояния на своем пути вдоль эклиптики, они разделили шестидесятидневную трапецию на две поменьше одинаковой площади. Вертикальная линия, разделяющая две трапеции, обозначавшие половину расстояния, указывала не на тридцатидневную отметку, а чуть меньше из-за различной формы фигур.

    Расстояние, пройденное Юпитером за 60 дней, 10º45', вычисляется как площадь трапеции, верхний левый угол которой является скоростью Юпитера в первый день наблюдения, а правый верхний угол - скоростью на 60-й день. Во второй части расчета, трапеция делится на две поменьше с одинаковой площадью

    Расстояние, пройденное Юпитером за 60 дней, 10º45′, вычисляется как площадь трапеции, верхний левый угол которой является скоростью Юпитера в первый день наблюдения, а правый верхний угол — скоростью на 60-й день. Во второй части расчета, трапеция делится на две поменьше с одинаковой площадью

    На основании своих исследований, Оссендрийвер сделал вывод о том, что древние вавилоняне разработали «абстрактные математические и геометрические представления о связи между движением, координатами и временем, которые так распространены среди современных физиков и математиков».Напомним, в Европе такие понятия впервые были рассмотрены в работах о движении тел аж в 14-ом веке. Поэтому, с полной уверенностью можно сказать, что их присутствие в вавилонских текстах свидетельствует о революционном остроумии неизвестных ученых Месопотамии, создававших математическую астрономию древнего Вавилона.

    Когда клинопись канула в Лету примерно около 100 г. н. э., вавилонская (как и шумерская, аккадская, да и не только) астрономия была, как считают ученые, практически забыта. Вопросы были оставлены до повторного рассмотрения европейскими философами и математиками времен конца средневековья. Как впрочем, и сотни других вопросов, ответы на которые уже были ясны древним ученым. Воистину, история идет по кругу!

    www.brain-food.ru

    Древний мир. Страны и племена. Вавилония. Идеология и культура Вавилона. Развитие науки.

    Идеология и культура Вавилона Развитие науки

    Математика, которая решала в Вавилонии ряд практических задач, существенных для измерения полей, создания построек и ирригационных сооружений и т. п., оказалась более свободной от влияния религиозных представлений и смогла достигнуть в храмовых школах Вавилонии наибольших успехов. В одном вопросе вавилонская математическая наука стояла даже несколько выше позднейшей древнегреческой, а именно в вопросе написания всех мыслимых чисел минимальным количеством цифровых знаков. В вавилонской математике, как и в современной, был осуществлён принцип, согласно которому одна и та же цифра имеет различную числовую значимость в зависимости от места, занимаемого ею в числовом контексте (позиционная система). Однако в Вавилонии, наследнице культуры Шумера, числовая система покоилась не на десятичной основе, а на шестидесятеричной. Вавилонская числовая система продолжает жить и в наше время в делении часа на 60 минут, минуты на 60 секунд, а также в делении окружности на 360 градусов.

    Вавилонские писцы решали планиметрические задачи, используя свойства прямоугольных треугольников, сформулированные впоследствии и виде так называемой пифагоровой теоремы, а в стереометрии решали такую сложную задачу, как измерение объёма усечённой пирамиды. Доказано, что вавилонские математики являлись основоположниками алгебры, поскольку они решали в некоторых случаях уравнения с тремя неизвестными. Они могли также в ряде случаев извлекать не только квадратные, но и кубические корни. В определении числа ПИ, т. е. отношения окружности к диаметру, вавилоняне пользовались лишь грубым приближением, определив ПИ числом “три”. В решении данного вопроса вавилонская математика стоит ниже египетской, которой удалось достигнуть более точного приближения (3,16).

    Вследствие потребностей высокоразвитого ирригационного земледелия наряду с математикой в Вавилонии больших успехов достигла и астрономия. Основы звездной карты в той мере, в какой она может быть установлена без применения телескопа, были созданы в Вавилонии и, вероятно, через хеттское общество переданы европейским странам Средиземноморья. В своём дальнейшем развитии вавилонская астрономия оказала значительное влияние на греческую науку. Но вавилонская астрономия не смогла оторваться от тех религиозных воззрений, которые подчиняли себе изучение в то время любого конкретного явления окружающего мира. Вавилонская астрономия была тесно связана с астрологией, и между ними трудно провести чёткое разграничение.

    Медицина и химия были переплетены с магией. Тщательно разработанные колдовские действия сопутствовали, например, изготовлению плавильной печи, установке её и работе на ней. Наши сведения о вавилонской химии, к сожалению, ещё ограниченны вследствие трудности понимания соответствующих клинописных текстов, часто намеренно, в магических целях, затемнявшихся древними писцами.

    Зоология, ботаника и минералогия нашли своё выражение в одних лишь длинных списках названий животных, растений и камней. Впрочем, эти списки могут быть отнесены скорее к филологическим справочникам, которыми были столь богаты писцовые школы Вавилонии, обращавшие большое внимание на изучение языка, его словарного состава и грамматики.

    Интерес к проблемам языка в значительной мере был обусловлен тем, что у вавилонских жрецов вымерший к тому времени шумерский язык продолжал играть роль священного языка. Кроме того, без знания шумерского языка нельзя было правильно применять для аккадского языка письменность, сложившуюся первоначально на основе шумерского языка. Поэтому вавилонские писцы были поставлены в необходимость изучать наряду со своим, аккадским языком ещё и второй, чуждый им язык. Это изучение заставляло их более сознательно относиться и к своему родному языку. Наряду со словарным составом вавилоняне стали впервые изучать и грамматику.

    Меньшие достижения, нежели языкознание, имеет вавилонская историография. Несколько хроник свидетельствуют лишь о зачатках исторических знаний.

    Среди памятников вавилонской литературы до нас дошли произведения, в которых можно найти зачатки философской мысли. Некоторые произведения такого рода стоят под непосредственным влиянием традиционной религиозной идеологии. Проповедь беспрекословной покорности перед волей всесильных богов, внушение людям обязанности работать на богов и царей и оправдание духовного рабства — такова мысль подобных произведений. Например, так называемая “Поэма о невинном страдальце” ставит вопрос о причинах человеческих страданий и отвечает, что постичь эти причины невозможно, ибо “кто постигнет замысел богов на небесах?”.

    О наличии в вавилонском обществе течения, знаменующего собой некоторый отход от традиционного религиозного мировоззрения, свидетельствует замечательный литературный памятник, известный под названием “Диалога между господином и рабом”. В этом произведении господин, разговаривая со своим рабом, высказывает одно за другим различные пожелания, а раб одобряет каждое из этих желаний своего хозяина. Когда же последний отказывается от своего желания, то раб и тут соглашается с ним, приводя при этом веские аргументы и в пользу отказа. Тем самым доказывалась тщетность всех чаяний и помышлений господина: его надежды на милость паря, надежды найти забвение в пиршестве или в любви к женщине, надежды на спасение при помощи магии, молитвы или жертвы. Бесцельно следовать обычным предписаниям добродетели, ибо смерть всех уравнивает, как утверждает раб, обращаясь к своему господину: “Подымись на холмы разрушенных городов, пройдись по развалинам древности и посмотри на черепа людей, живших давно и недавно: кто из них был злым и кто из них был добрым?”. Диалог закапчивается утверждением, что господин, пожелавший убить своего раба, переживёт его всего лишь на “три дня”.

    Автор этого замечательного по силе языка и мысли произведения нашёл в себе мужество подвергнуть сомнению традиционное мировоззрение, но не создал, однако, взамен его ничего нового.

    Источник: "Всемирная история" Том 1. под ред. Ю.П. Францева, Государственное издательство политической литературы, 1953.

    ancient.gerodot.ru

    Знания в древнем мире (Вавилон, Египет, Китай)

    От ранних цивилизаций, возникших на берегах Тигра, Евфрата и Нила (Вавилон, Ассирия, Египет), не осталось никаких свидетельств о достижениях в области физических знаний, за исключением знания овеществленного в архитектурных сооружениях и бытовых изделиях. Возводя различного рода сооружения, изготавливая предметы быта и оружие, люди использовали определенные результаты многочисленных физических наблюдений, технических опытов, их обобщений. Можно сказать, что существовали определенные эмпирические физические знания, но не было системы физических знаний.

    Физические представления в Древнем Китае появились на основе различных форм технической деятельности, в процессе которых вырабатывались разнообразные технологические рецепты. Естественно, что, прежде всего, развивались механические знания. Так, китайцы имели представления о силе (то, что заставляет двигаться), противодействии (то, что останавливает движение), рычаге, блоке, сравнении весов (сопоставлении с эталоном). В области оптики китайцы имели представление об образовании обратного изображения в «camera obscura». Уже в VI веке до н. э. они знали явления магнетизма - притяжения железа магнитом, на основе чего был создан компас. В области акустики им были известны законы гармонии, явления резонанса. Но это были еще эмпирические представления, не имевшие теоретического объяснения.

    В Древней Индии основу натурфилософских представлений составляло учение о пяти элементах - земле, воде, огне, воздухе и эфире. Существовала также догадка об атомном строении вещества. Были разработаны своеобразные представления о таких свойствах материи, как тяжесть, текучесть, вязкость, упругость, о движении и вызывающих его причинах. К VI в. до н. э. физические представления обнаруживают тенденцию перехода в своеобразные теоретические построения (в оптике, акустике). Главным фактором эволюции науки, как системы знаний, которые необходимо было сохранять, накапливать и передавать, явилось изобретение письменности. Пиктографическое (рисуночное) письмо шумеров появилось около 3200 лет до нашей эры. Около 3000 лет до нашей эры в Египте возникла система письменности, которую называют иероглифической. В ней для обозначения букв, звуков и слов используют символы. Около 2800 до нашей эры соседи шумеров вавилоняне, ассирийцы и персы преобразовали пиктографическое письмо в клинопись. И, наконец, около 1300 лет до нашей эры в Сирии был создан первый алфавит. Он состоял из 32 букв, каждая из которых соответствовала отдельному звуку. Древние греки заимствовали эту систему, и она стала предшественницей латинского алфавита.

    В древнем мире недостаточность знаний приводила к обожествлению сил природы, и люди, изучающие их, становились одновременно жрецами богов. Египетские жрецы - астрономы считали небо огромными часами и по расположению луны и звезд узнавали время разлива Нила и сроки празднования тех или иных праздников. Первый календарь, состоящий из 365 дней, ввел египетский жрец по имени Имхотеп.

    Шумеры (около 4000-3200 лет до н. э.) изобрели десятичную систему счета и были искусными математиками и астрономами.

    Вавилоняне (1900 - 600 лет до н. э.) умели предсказывать движения планет и звезд, пользуясь таблицами с описаниями перемещений планет, составленных на основе многолетних наблюдений. Они хотели уточнить календарь и предсказать будущее. Вавилоняне давали созвездиям имена своих богов. Эти знания легли в основу древнегреческой астрологии.

    Общепринято мнение, что первоистоки современной науки - из древнегреческой культуры, чему способствуют ссылки основоположников современной науки Н. Коперника, И. Кеплера, Г. Галилея на работы мыслителей Древней Греции. Древние греки, пытаясь глубоко понять и изучить окружающий мир, ставили много вопросов, проделывали различные вычисления, наблюдали и классифицировали окружающий мир. Они впервые поняли необходимость естественнонаучного, а не божественного, объяснения причин и следствий наблюдаемых явлений и предметов. Но самым главным достижением древних греков было не отрицание божественного происхождения мира, а создание учения об атомном строении веществ и первых академий и лицеев как учебных заведений. Идеи атомистики оказали существенное влияние на творчество Бойля, Ньютона, Ломоносова, Дальтона, Авогадро, Лавуазье, Менделеева и других выдающихся естествоиспытателей. Благодаря их усилиям, на базе идей атомистического учения, еще до экспериментального подтверждения существования атомов, была разработана физико-химическая теория строения вещества. На ее основе в XIX в. были достигнуты поразительные успехи в области химии.

    Идеи греков стали известны Европе через арабов. Все нынешние произведения древних греков мы знаем в переводах с арабского на латынь. Арабские ученые сохранили и передали средневековой Европе идеи античности. Арабское средневековье не только впитало знания и философию древних греков, но и имело значительные научные достижения. В арабском мире, особенно в эпоху между 900 и 1200 гг., процветали науки и искусства. Арабские мыслители создали алгебру. У них даже поэты были вначале математиками и уже потом поэтами. Развитие крупных городов послужило источником развития медицины. Произведение Абу Али ибн Сины (Авиценны), выходца с территории нынешнего Узбекистана, "Канон медицины" практически до 17 века был каноном для всех врачей.

    Арабские мыслители подарили науке не только методологические установки, но и множество терминов - аль хебри - алгебра, аль хемия - алхимия, аль хогол – алкоголь и др. В науке, как правило, многие явления обозначаются латинскими и греческими словами, и эти слова воспринимаются как термины. Они и являются терминами. Но арабские ученые создали именно сами термины, которые уже потом были переведены на латынь. Каждая наука имеет свой язык, выраженный совокупностью понятий и терминов. Многие слова греческого языка наряду с латынью используются в виде научных терминов. Однако сами термины были изобретены арабами.

    

    biofile.ru


    Смотрите также