Древний рим земледелие. 2.2.3. Экономическая мысль Древнего Рима
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Экология СПРАВОЧНИК. Древний рим земледелие


Курс: История древнего мира - Древний Рим в царскую эпоху

Страница 38 из 43

Древний Рим в царскую эпоху

Италия расположена на Апеннинском полуострове в центре Средиземного моря. Её береговая линия развита значительно меньше, чем в Греции, и рядом с материком нет усеянного островами моря, поэтому мореплавание не получило здесь такого развития, как в Греции, зато Италия обширнее и удобнее для земледелия и скотоводства.

Древние греки, удивлённые богатой растительностью Апеннинского полуострова и обилием скота, назвали южную часть полуострова «страной телят» - Италией. В дальнейшем это название распространилось на весь полуостров.

Лингвистические, археологические, антропологические и исторические исследования свидетельствуют, что италийцы родственны эллинам, более того, доказывают, что они происходят из одного и того же племени, впоследствии разделившегося на две основные ветви.

В начале I тыс. до н. э. Италию постепенно заселяли этруски на севере, греки - на юге, финикийцы - на острове Сицилия.

Между этими народами происходили частые войны, следствием которых было появление множества обездоленных людей из разрушенных городов. Эти беженцы селились вблизи крепостей и подчинялись местным властям. Так в 753 г. до н. э. возник Рим (лат. Roma), бывший до этого небольшой крепостью, жители которого, как потомки его отцов-основателей, назывались патрициями. Переселенцы же и их потомки стали называться плебеями. Они платили налог, служили в армии, но не имели земли.

Земля и земледелие в Риме и Италии с самого начала играли определяющую роль. Италийцы поселились на полуострове уже земледельцами, и основное звено общины составляли хозяева земельных участков. Когда с течением времени прямые потомки первых жителей Рима утратили большую часть земли, первоначально им принадлежавшей, римский царь Сервий Туллий (578-534 до н. э.) своей реформой всех жителей Рима поделил на осёдлых хозяев и пролетариев (от лат. proles - «потомство»), возложив на первых все общинные повинности и дав им полные права. Пролетарии же были настолько бедны, что не могли служить в армии, и единственным их достоянием было воспроизведение потомства.

История Рима показывает, что сила государства и отдельных лиц - в их владении землей. Именно этим и объясняются в первую очередь величие и сила Рима. Первоначально земля находилась в общинном владении родов, частная собственность состояла в скоте, но уже к VI в. до н. э. земля становится частной собственностью. Римляне выращивали полбу (разновидность пшеницы) и занимались виноделием. В VIII-VII вв. до н. э. в Риме уже существовали ремесла: так, во времена царя Нумы Помпилия (ок. 715 - ок. 672 гг. до н. э.) в Риме существовали восемь цехов ремесленников. Их положение было почетно, но стало ухудшаться с реформы предпоследнего римского царя Сервия Туллия, по которой полноправными были только земледельцы.

Торговля в первом периоде римской истории ограничивалась пределами Италии и осуществлялась на ярмарках, главной из которых была ярмарка у горы Соракт. Основными предметами обмена издревле были быки, бараны, медь. Раскопки археологов свидетельствуют, что в этих ярмарках участвовали купцы других стран. Рим с самого начала занимал исключительное положение, потому что был средоточием деятельной земледельческой общины и оживлённым торговым пунктом.

Государственное устройство первого периода римской истории воспроизводило семейные отношения: во главе государства стоял пожизненно избиравшийся царь, наделённый всеми признаками отца в семье. Единственным ограничением его власти было то, что он мог лишь применять законы, а не изменять их.

Граждане в Древнем Риме были равноправны между собой, не существовало никаких сословных различий, не граждане (чужеземцы, рабы) были бесправны.

Для получения согласия народа на войну и изменение закона царь не реже двух раз в год созывал народное собрание всех граждан. Родоначальники 300 родов, основавших Римское государство (300 человек) и называвшихся поэтому «отцами», составляли сенат.

madrace.ru

Почва в римской агрикультуре

Греческая агрономия была преемницей древневосточной, точно так же сельскохозяйственные знания римлян развивались под влиянием знаний эллинов. Так же обстояло дело с географическими представлениями и восприятием почвы как силы, кормящей человечество. Римлянам в сравнении с греками был больше свойствен практицизм, прагматическая оценка явлений природы. Но было бы неверно утверждать, что у них мы ничего не найдем, кроме советов, что делать с той или иной почвой, чтобы получить от нее больший доход. Конечно, такой аспект преобладал, но яркие мысли Колумеллы о судьбах почвы или поэтические строки Лукреция о том, что земля, как и все, находится в вечном движении, заставляют нас воспринимать римский период в истории науки о почве не как подражательный, а как совершенно самобытный. Такой взгляд присущ ряду историков науки (Бурский, 1937; Olson, 1943; Strzemski, 1947).[ ...]

В античном Риме проблемы агрономии, включая вопросы технологии и организации сельского хозяйства, лучшего использования почвы, были злободневны. Именно здесь они переплетались с главнейшими особенностями и противоречиями рабовладельческого способа производства. Аграрный вопрос как вопрос классовой борьбы (патриции — плебеи, латифундисты — рабы), встал в Риме с наибольшей остротой. По словам К. Маркса, «не надо обладать особенно глубокими познаниями, например, по истории Римской республики, чтобы знать, что секрет ее истории заключается в истории земельной собственности» °. Это положение сохранилось и тогда, когда Рим превратился в империю.[ ...]

Природа Италии разнообразна: морские побережья, горы, предгорные плато, заболоченные низины, долины небольших рек — многократно повторялись на Апеннинском полуострове и создавали сложную мозаику почвенного покрова. При «богатом разнообразии почвенных разностей» для римского агронома возникала необходимость решения вопроса, «что какая земля любит» (Бурский, 1937, с. 14—15). Хороших земель было не так много, и рано возникла нужда осваивать каменистые почвы горных склонов, осушать болота в долинах Тибра, Арно и других рек. По преимуществу гористый, а в античное время и лесистый характер ландшафта ограничивал во многих районах полеводство, но благоприятствовал развитию плодоводства (в первую очередь возделыванию оливы) и виноградарства. А эти культуры, как установили еще греки, предъявляли к почвам особые требования, зависевшие от местных условий и от сорта растения.[ ...]

Марк Порций Катон Старший (234—149 гг. до н. э.) —государственный деятель, крупный землевладелец, писатель, основоположник латинской литературной прозы, с поручениями Сената бывавший в Сардинии, Испании, Северной Африке, непримиримый враг Карфагена, заканчивавший каждую свою речь в сенате фразой: «И все же, я полагаю, Карфаген должен быть разрушен». Катон — автор многих произведений, не дошедших до нас, но его трактат «О земледелии» (De agri cultura — от лат. agri — поле, cultura — возделываю), появившийся впервые около 160 г. до и. э., полностью сохранился. Обобщив опыт целых поколений мелких свободных земледельцев, Катон адресует свое сочинение усилившимся в это время земельным аристократам и как бы выполняет их социальный заказ.[ ...]

Почва — земля находится в центре внимания Катона. Она в разных местах, иногда в одном имении, очень неодинаковая. Поэтому прежде всего надо в каждом случае знать, «что какая земля любит». Нужно уметь создавать условия для наилучшего развития растений. Эти условия двоякого рода: первые — тщательная вспашка, «двоение», «борьба с пестротой поля»; вторые— унавоживание и применение сидерации, т. е. выращивание и запашка в почву люпина, вики, бобов. Тут мы видим определенный прогресс по сравнению со временем Феофраста, который только упоминал о применении навоза и предполагал, что бобовые улучшают почву.[ ...]

Интересен совет Катона человеку, желающему купить имение. Как выбрать лучшее? «Климат должен быть хорошим и небурным, почва хорошей и сильной собственной силой». Это характерный для первого римского агронома штрих. Он знает приемы улучшения почвы, но еще больше ценит ее «собственную силу». Язык его сочинения простой, несколько риторический, он не столько советует, сколько поучает. Есть элемент догматизма: земледелие у него не имеет четкой региональной направленности. Он ярый адепт агрикультуры: сравнивая разные профессии, говорит: «Из земледельцев выходят самые мужественные люди и самые дельные воины; доход земледельца самый чистый, самый верный и меньше всего возбуждает зависти» (Катон и др., 1937, с. 89). А земледелие у Катона — это действительно «делание земли».[ ...]

Катон и другие римские агрономы считали нормальными колебания урожайности в зависимости от погоды. Варрон подчеркивает, что урожаи должны быть устойчивыми. Конечно, это только призыв, но призыв важный. Это реакция на три засухи — 57, 49, 38 гг. до н. э., вызвавших в Риме сильные неурожаи (Бурский, 1937). Варрон говорит и о том, как смягчить колебания урожаев. Ключ в дифференциации агротехники в зависимости от климата и еще больше почвы, которая в имении и «определяет, считается ли оно плохим или хорошим ...Что можно на ней посеять и что растет...: не все хорошо пойдет на одном и том же участке. Одни пригоден для лоз, другой для хлебов, каждый для чего-нибудь...».[ ...]

Вернуться к оглавлению

ru-ecology.info

2.2.3. Экономическая мысль Древнего Рима

Базилевич. История экономических учений (2005)

Человек - малая, но дом ее - свит.ВарронУченость есть сладкий плод горького кореня.КатонЭкономическая мысль античности получила дальнейшего развития и завершение в Древнем Риме. В древнеримских законах, аграрных проектах, произведениях государственных деятелей и ученых появлялись ускоренное развитие рабовладения на основе широкой экспансии Рима и создание огромной империи. Особенности хозяйственной жизни Древнего Рима нашли отражение в натурализации и аграризация экономики, обусловив специфику древнеримской экономической мысли (рис. 2.7). Центральное место среди социально-экономических проблем последней заняли вопросы организации и ведения рабовладельческого хозяйства в сельскохозяйственных имениях, взаимоотношений миме крупными и мелкими землевладельцами относительно распределения земельных ресурсов, а также проблемы взаимоотношений рабов и рабовласникив.Социально-экономические проблемы становления античного полиса и формирования рабовладельческих отношений в V-II вв. до н.э. отразились в реформах Сервия Туллия, которые предусматривали разделение населения на 6 разрядов по имущественным статусом, в принятии "Законов XII таблиц" (451 - 50 pp. до н.э.), которые закрепили право частной собственности и правовой статус свободных граждан и рабов и т.д. . Во II-I вв. до н.э. произошло перерождение римского полиса, связано с разорением мелких земельных собственников и становлением крупных рабовладельческих хозяйств на основе концентрации крупной собственности, рост числа рабов в результате победоносных военных походов. Поэтому проблемы рациональной организации рабовладельческих хозяйств, проведения аграрных реформ на основе разработки аграрных законопроектов приобрели особую остроту и актуальности.Развитие рабовладения в этот период сопровождался ростом масштабов крупного землевладения, разорением мелких и средних крестьянских хозяйств, увеличением числа люмпенов, лишенных работы и жилья. На защиту интересов обнищавших мелких землевладельцев были направлены аграрные реформы народных трибунов братьев Гракхов - Тиберия (162-133 pp. До н.э.) и Гая (153-121 pp. До н.э.). Они предусматривали ограничение крупного землевладения, наделение землей обнищавших мелких производителей с целью восстановление землевладения и недопущения пролетаризации большинства населення.Одна из страниц экономической истории Древнего Рима связана с аграрными реформами народных трибунов братьев Гракхов - Тиберия (162-133 pp. До н.э.) и Гая (153-121 pp. До н.э.), которые пытались внедрить демократические земельные реформы и приостановить разорение селян.Тиберий Гракх, избранный народным трибуном, в 133 г. до н.э. добился утверждения народным собранием законопроекта, согласно которому общий земельный фонд римской семьи ограничивался одной тысячей югеров (около 250 га) поля. Все излишки Братья Грачи возвращались государству для роздачимелким производителям в наследственное пользование в размере 30 югеров (около 7,5 га). Воплощение законопроекта в жизнь вызвало жестокий сопротивление крупных землевладельцев. Они организовали мятеж. В 133 г. до н.э. Тиберия Гракха было убито несмотря на священную неприкосновенность трибуна. Вместе с ним погибли около 300 его прихильникив.Младший брат Тиберия - Гай, который был избран народным трибуном в 123 г. до н.э., продолжил реализацию аграрных реформ своего брата. Он возобновил деятельность земельной комиссии, которая наделила земельными участками около 75 тысяч обнищавших семей. С целью смягчения аграрных противоречий Гай Гракх проводил политику создания новых колоний на государственных землях в Италии и Северной Африке (в Карфагене). Он организовал продажу в Риме дешевого хлеба из государственных хранилищ, предложил законопроект о предоставлении всем жителям Италии прав римского гражданства. Выступая перед народом, Гай первым среди римских политических ораторов стоял лицом к народу, а не в сенат. Разъяренная знать организовала схватку, в которой погибло около трех тысяч человек. Признав свое поражение, Гай Гракх приказал рабу убить себя. В результате победы противников реформы все прогрессивные начинания братьев Гракхов со временем были сведены на нет. В трактате "Земледелие", написанном крупным землевладельцем, писателем и политическим деятелем Древнего Рима Марк Катон (Катоном цензоров Марка Порция, Катоном Старшим, 234-149 pp. До н.э.), нашли яркое отражение экономические проблемы рабовладельческих хозяйств в период расширения производственной деятельности крупных землевладельцев. Трактат включает 162 главы и напоминает страницы записной книжки хозяина рабовладельческого поместья. В произведении обобщается опыт натурального рабовладельческого хозяйства Древнего Рима и содержатся практические рекомендации по повышению его дохидности.В этой работе Катон: определял земледелие наиболее достойным, почетным и благородным занятием, идеализировал натуральное хозяйство, направленное на удовлетворение собственных потребностей. По мнению мыслителя, с земледельцев "выходят самые преданные граждане и стойкие солдаты. И доход этот самый чистый, самый верный и вовсе не вызывает зависти". Одновременно он предполагал частичную рыночную ориентацию рабовладельческих поместий: сбыт части избыточной продукции и покупку только самого необходимого, того, что не производилось собственными силами. Давая советы по повышению доходности рабовладельческого хозяйства, мыслитель исходил из принципа: "Хозяину любо продавать, а не покупать"; определяющую роль в деле организации образцового хозяйства отводил владельцу имения, который должен хорошо знать календарь сельскохозяйственных работ, необходимые агротехнические средства, строго регламентировать производство и сбыт продукции; причислял рабов к орудиям труда, выступал за жестокую дисциплину, отмечая, что рабы должны быть "всегда в работе". Контроль за работой рабов, по мнению мыслителя, должен основываться на распределении между ними конкретных объемов работы (уроков). Наблюдать за выполнением этих задач был раб-надзиратель, который должен был "обеспечить порядок, соблюдать праздников; чужого в руки не брать; свое оберегать тщательно ... Рабам не должно быть плохо: они не должны мерзнуть и голодать ... должны быть всегда в работе: так их легче удержать от дурного и кражи "; считал целесообразным сеять между рабами вражду, разжигать между ними конфликты и ссоры с целью предотвращения неповиновения и сговора между ними. Он советовал жестоко обращаться с рабами, "изнурять их трудом, яростно наказывать за малейшую провинность, относиться к ним гораздо хуже, чем в рабочих животных. Так, в праздничные дни, отмечается в трактате, быки должны отдыхать, а рабы - работать. Больных быков , по мнению Катона, нужно лечить, а старых и больных рабов - продавать, освобождаясь от них, как от ненужного "старого воза". Дальнейшее развитие экономическая мысль Древнего Рима получила в трудах Марка Теренция Варрона (116-27 pp. до н . н.э.) и Луция Юния Модерат Колумеллы (I в. н.э.). Трактат "О сельском хозяйстве" выдающегося римского ученого, агронома и историка Марка Теренция Варрона отразил рационализацию и интенсификацию сельскохозяйственного производства, дальнейшую эволюцию и углубление противоречий рабовладельческого господарства.В своем произведении Варрон выразил серьезную тревогу за судьбу крупных рабовладельческих латифундий, сетуя на землевладельцев, проживающих в городах, устранившись от непосредственного хозяйствования и переложив все заботы на управляющих. Автор искал пути укрепления экономики рабовладельческих поместий, обосновывая необходимость интенсивной агрокультуры, рационального сочетания земледелия с животноводством, совершенствование методов эксплуатации рабив.Выступая по натурально-хозяйственной ориентацию латифундий, Варрон учитывал рост товарности сельскохозяйственного производства и влияние рыночной ситуации на доходность хозяйства: "Поместья, - говорится в трактате, - рядом с которыми есть места, куда удобно вывозить и продавать изделия своего хозяйства и откуда выгодно ввозить то, что нужно для собственного хозяйства, уже только по этой причине является тут ". Доходность рабовладельческого хозяйства мыслитель связывал также с качеством земли и агрокультурой. Особое значение он придавал усилению эксплуатации рабов, которых причислял к одному из видов сельскохозяйственных знарядь.Однако в противоположность Катона, под влиянием восстания Спартака Варрон выступал за гибкие методы принуждения рабов к труду. По его мнению, материальное и моральное поощрение рабов способствовать созданию условий, при которых в последних будет "охота к работе". В трактате говорится, что рабы лучше работают, если "хозяин щедро наделяет их пищей, не скупится на одежду, позволяет отдохнуть и дает некоторые льготы, например, позволяет в имении выпасать свою скотину и т.д." 3. Вместе с тем он понимал ограниченные возможности подневольного труда рабов и считал целесообразным применение труда наемных работников, особенно в "нездоровой" местности или при выполнении крупномасштабных робит.Экономические проблемы Древнего Рима в период кризиса рабовладельческого поместья и развития колонату нашли отражение в произведениях Луция Юния колумеллы, автора 12 книг "О сельском хозяйстве". Предлагая рациональные методы хозяйствования, Колумелла, как и его | предшественники, стремился восстановить сельское хозяйство. Он подчеркивал, что упадок рабовладельческих латифундий обусловлен не столько снижением плодородия земель, сколько недостатками хозяйствования , нежеланием И землевладельцев "лично хозяйничать ... в имениях ". Колумелла первым в античной экономической мысли поставил вопрос и об интенсификации развития рабовладельческих хозяйств на основе и проведения агротехнических мероприятий и реорганизации труда рабов. Он писал] о том, что" огромное поле, которое плохо обрабатывается, принесет меньший доход, И чем маленькая, но тщательно обработанный участок ". Понимая ограниченные возможности рабовладения, Колумелла указывал на И то, что земля обрабатывается" хуже рабами "и затем отдается" на откуп И палачу ". Для повышения производительности рабского труда он советовал покупать опытных и квалифицированных рабов, вводить разделение труда между рабами, поощрять соревнование между рабами, используя матери-1 альные и моральные стимулы. Вместе мыслитель признавал труд колонов более продуктивной, считая целесообразным переход к колонату и привлечения к возделыванию земель сельских жителив.С осуждением рабства и крупного землевладения выступил современник И Колумеллы Гай Плиний Старший (123-79 pp. до н.э.). В своей энциклопедическом труде "Естественная история", изложенной в 37 книгах, он отмечал, что расширение производства за счет наращивания объемов землевладения и 1 рабского труда приводит к росту расходов по надзору и управлению, которые 1 поглощают создаваемый дохид.В противоположность Катона Плиний выступал против чрезмерной интенсификации сельскохозяйственного производства, подчеркивая необходимость натурально-хозяйственной ориентации рабовладельческих поместий. В вопросе повышения эффективности сельскохозяйственного труда он призвал землевладельцев к умеренности и максимального сокращения расходов, пропагандируя использование новых и дешевых орудий праци.Вместе Плиний осуждал рабовладение. По его мнению, "Латифундии погубили Италию". Следовательно мыслитель рекомендовал переходить от крупных сельскохозяйственных имений, основанные на рабском труде, к колонату, основанном на мелком землевладении и труда свободных колонов. Экономические и социальные проблемы кризиса рабовладения нашли отражение в трудах выдающегося политического деятеля, адвоката, знаменитого оратора Древнего Рима Марка Туллия Цицерона (106-43 pp. до н.э.). Как сторонник частной собственности, крупного землевладения, колониальной эксплуатации Цицерон одобрительно относился к трудам Аристотеля и Ксенофонта, поддерживая натурально-хозяйственной концепции своих предшественников. Сочувственно относясь к земледелию, он презирал торговлю и все виды ремесленной праци.Центральное место в экономических взглядах Цицерона занимала идея " справедливости ", в основе которой лежит признание неприкосновенности собственности, неравномерности распределения и мирного сосуществования различных по имущественному и социальному статусу состояний. Следовательно Цицерон выступал против реформирования аграрных отношений и осуждал списания долгов. Он оправдывал захватнические войны и захвата знатью государственных и мелких крестьянских земель. Вместе мыслитель остро критиковал паразитический образ жизни римской знати, выступая за "справедливое" отношение к рабам. Он советовал обращаться с ними "как с батраками: требовать от них работы, предоставляя все необходимое". Кризисные явления в рабовладельческом строе Древнего Рима I-II ст. н.э. ярко отразились в учении стоиков, основанном на идее духовной свободы и равенства всех людей. В отличие от предшественников, стоики не пренебрегали физический труд в пределах удовлетворения необходимых потребностей. Вместе они презрительно относились к ростовщичества и торговли, считая стремление к обогащения несовместимым с моральной доброчиннистю.Так, в трудах выдающегося римского философа, политического деятеля, писателя Луция Анней Сенека (около 4 г. до н.э. - 65 г. н.э.) говорится: "Они рабы. Но они люди. Они рабы. Но они соседи по дому. Они рабы. Нет, они товарищи по рабству, как только подумаешь о том, что судьбы разрешено одинаково много против вас обоих ". Осуждая рабство с морально-этических позиций, Сенека советовал обращаться с невольниками так," как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой ". Учение стоиков предшествовало раннему христианству, повлияв на экономические идеи этой религиозной доктрини.Обострение социальных противоречий и усиления социально-экономического кризиса в Римской империи в I в. н.э. нашло свое отражение в возникновении и распространении христианства. Новая религиозная идеология сформировалась на основе культуры Древнего Востока и философских течений античности.Раннее христианство как религия обездоленных, бесправных и угнетенных корне изменило представление о хозяйственной деятельности, провозгласив любой труд необходимым и святым справою.Социальное неравенство, углубление пропасти между богатыми и бедными рассматривались в раннем христианстве как "корень всего зла", исходя из того, что богатым нет места в Царстве Божьем. Экономические взгляды христианства базируются на концепции равенства всех людей перед Богом, справедливости, социальной, а не индивидуальной оценки труда. "Какою мерою мерите, - говорится в Евангелии от Марка, Матфея и Луки, - такой будет отмерено и вам ". С идеей равенства связанные принципы всеобщей обязанности трудиться и распределения по труду:" Каждый получит вознаграждение за труд свою "," Если кто-то не хочет работать, пусть и не ест ". Раннехристианская экономическая мысль остро осуждала ростовщичество, взыскание процентов за ссуду:" Давайте взаймы, не ожидая ничего ", - говорится в Евангелии от Луки.Однако противоречивый характер христианского учения и стремление превратить его в господствующую религию способствовали появлению и развитию консервативных тенденций. Со временем усилились признания и оправдания рабства, существующих порядков, провозглашалась необходимость покорности и терпиння.Христианство оказало существенное влияние на дальнейшее развитие экономической мысли. Многочисленные экономические концепции поздней античности, средневековья и нового времени развивались в рамках христианского мировоззрения, апеллируя к христианским нормам морали и права.

econbooks.ru


Смотрите также