Древний рим рабовладение. Последствия римских завоеваний, особенности рабовладения в Риме
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

16. Государственный строй Рима периода Республики. Древний рим рабовладение


Рабство в Древнем Риме, кратко о источниках (история, 5 класс)

На рубеже III тысячелетия до н. э. Рим превращается в мощную рабовладельческую державу. Экономика государства процветала за счёт производительной силы в виде рабов, таким образом, рабство в Древнем Риме было обыденным явлением в повседневной жизни.

Источники рабства

Рабы в Древнем Риме были лишены собственных имён, прозвища, даваемые им, говорили об их национальности, либо стране, откуда они были вывезены. Раб был неодушевлённым предметом, вещью которую можно было продать или купить. Основными источниками рабства в Древнем Риме были:

  • Плен. Ведение Римом непрерывных завоевательных войн давало гигантский поток рабов на невольничьи рынки Римского государства.
  • Морской разбой или пиратство. Пираты активно торговали живым товаром, начиная с середины I века до н. э.
  • Рабство за невыплаченный долг. Кредитор мог обратить в раба человека, который не мог с ним расплатиться.
  • Наследственное рабство. Ребёнок рабыни мог быть только рабом.
  • Осуждённые за убийство и другие тяжкие преступления.

Невольничий рынок в Древнем Риме

Рис. 1. Невольничий рынок в Древнем Риме.

Cистематизация рабовладельческого строя в Древнем Риме

Уже в самом начале своего основания, Римский город-государство был наводнён рабами. В I веке до н. э. у хозяина не было безграничного права распоряжаться жизнью раба как угодно, да и само слово “раб” имело размытое значение. Во II-I вв. до н. э. рабов, в основном, покупали на рынке, так как это было куда выгоднее, чем самому воспитывать его. В дальнейшем отношение меняется: хозяин старался, чтобы рабы создавали свои семьи. Ведь ребёнок, родившийся рабом, с детства учился быть послушным и приобретал навыки в определённом деле.

В I веке до н. э. римская система рабовладельческого строя была ограничена сводом законов: хозяин должен был заботиться о своём рабе, вовремя его кормить, обеспечивать крышей над головой. Хозяин не имел права наносить телесные увечья своим рабам, а тем более убивать их.

Классификация рабов в Древнем Риме

Не каждый раб был бывшим военнопленным или сыном рабыни, были люди, которые добровольно отдавали себя в рабство, не имея возможности себя прокормить. Им прокалывали уши раскалённым шилом и продевали туда верёвку.

Римские рабы несут своего хозяина

Рис. 2. Римские рабы несут своего хозяина.

  • В крупных имениях за рабов отвечали надсмотрщики – декурии. Под их началом служили мастеровые, которые присматривали за рабами и вели учёт в хозяйстве.
  • Рабы выполняли самые разные функции, всё зависело от их умений и навыков. Хозяин сам мог научить раба какому-либо искусству, например, игре на музыкальном инструменте, либо какой-нибудь профессии, например, ремеслу брадобрея или кулинара.
  • Кроме частных рабов, отличали общественных рабов, принадлежащих городу или военной части. Они занимались строительством водопроводов или возведением укреплений для римских легионеров.
  • Исключительными правами наделялись личные рабы императора в эпоху Римской Империи. Император мог назначить своего личного раба на любую высокую должность.

Рабство в эпоху Римской Респулики

Описывая кратко изменившуюся жизнь рабов в пору Ранней Римской Республики, можно сказать, что именно в этот период рабство в Древнем Риме достигло небывалого размаха.

  • С ростом войн Римской Республики с соседними странами увеличивается и поток военнопленных, которых сразу продавали в рабство.
  • Самые сильные, смелые и беспощадные к врагу военнопленные отдавались в гладиаторские школы, где из них делали бойцов на потеху публике.
  • Особым спросом пользовались пленные, обладающие какой-либо профессией или талантом. Из них в дальнейшем получались кожевники, ремесленники и т. д.
  • В результате военных побед Рима в ряде войн происходит небывалый приток рабов из стран Средиземноморья, Африки, Сирии и Галлии. Всё это не могло не сказаться на отношении хозяев к своим рабам в Древнем Риме. Теперь хозяин мог забить своего раба по своей прихоти или, если раб заболевал, выбросить его на улицу, как бесполезную вещь.

Хозяин бьёт своего раба плетью в Древнем Риме

Рис. 3. Хозяин бьёт своего раба плетью в Древнем Риме.

Постепенному разложению рабовладельческого строя способствовали во многом восстания рабов, самым крупным из которых было восстание Спартака в 74 году до н. э., а также начавшееся превращение Римской Республики в Империю.

Рабство в эпоху Римской Империи

В эпоху Императорского Рима меняется характер рабовладельческого строя. Рабский труд породил множество мелких частных хозяйств на земле-латифундий. На них активно трудились рабы.

  • Свободные крестьянские хозяйства разорялись не выдержав конкуренции со стороны латифундий: продукция, выпускаемая рабами с латифундий, продавалась по более низким ценам, не уступая при этом в качестве товара. Свободные крестьяне разорялись, пополняя ряды нищих, либо ряды рабов, отданных в рабство за долги.
  • В период Поздней Римской Империи военные победы римлян сменяются поражениями. Главный источник по наполнению невольничьих рынков начал иссякать. Нехватка невольников сказалась на развитии ремёсел, сельском хозяйстве, да и экономике Рима в целом.
  • Римские крупные землевладельцы вынуждены были отпускать своих рабов на волю, а своё хозяйство дробить на мелкие участки, чтобы избежать разорения и прикреплять к ним свободных рабов-колоннов. Колонны расплачивались за свои участки частью урожая, либо отрабатывая на участке бывшего хозяина.
  • Появление сврободных рабов-колоннов явилось предвестником появления феодальных отношений и крепостных крестьян.
  • Разложению рабовладельческого строя во многом способствовало обострение классовой борьбы. Зачастую к восстанию рабов присоединялись разорившиеся ремесленники и городской обнищавший плебс. Удары по рабовладельческому строю изнутри чередовались с ударами варваров по Римской Империи снаружи, что способствовало гибели государственной системы.

В IV веке до н. э. римляне издали закон, который запрещал обращать в рабов своих сограждан. Согласно этому же закону, любая свободная женщин вступившая в отношения с рабом, соответственно, становилась рабыней.

Что мы узнали?

Из статьи на тему “Рабство в Древнем Риме” мы узнали о расцвете рабовладения в Древнем Риме и эпохе его разложения как социального и экономического строя. Рабство Древнего Рима является пережитком тёмных далёких и противоречивых времён Античного Мира. Материал статьи может быть использован для создания доклада или сообщения на уроке истории (5 класс).

Тест по теме

obrazovaka.ru

Последствия римских завоеваний, особенности рабовладения в Риме

Завоеванные римлянами за пределами Италии области были объявлены провинциями (первой была Сицилия). Провинция по-латински - "побежденная страна". Сенат назначал наместников для управления провинциями. Наместники безнаказанно грабили их. Оправдывала себя римская поговорка: "провинция - это добыча римского народа". В провинциях - лучшие земли, рудники, каменоломни, соляные промыслы, изделия из драгоценных металлов, произведения искусства - римляне забирали себе. Они обкладывали уцелевшее после войны население тяжелыми налогами, а неплательщиков продавали в рабство. В Италии скопились большие богатства, награбленные в провинциях, и множество рабов.

Особенности рабовладения в Риме. 1. Ни в одной другой древней стране не было такого количества рабов. Главным источником рабства была война, продажа пленных.

2. Нигде рабы не стоили так дешево, как в Риме во времена завоевательных войн. Любой раб был вещью, которой хозяин дорожил или не дорожил, мог распорядиться как пожелает; занятых в сельском хозяйстве рабов римляне называли "говорящими орудиями труда".

3. Нигде в древнем мире не было столь широкого использования труда рабов в земледелии. Владельцы имений больше всего выращивали оливок и винограда (хлеба сеяли мало, дешевое зерно привозили в Италию из провинций). В каждом имении трудилось по 15-20 рабов - многие были из средиземноморских стран, где производство оливкового масла и вина являлось привычным занятием. Дело свое эти рабы знали, но принудить их к тяжелому труду можно было лишь суровыми наказаниями; особо строптивых держали в оковах.

4. Рабовладение было распространено во всех слоях римского общества. Не иметь ни одного раба считалось признаком крайней нищеты. Даже у бедняка были слуги. Дом же богача был ими переполнен.

5. В городах Италии и провинциях строили сооружения для гладиаторских игр - амфитеатры. Гладиаторами называли рабов, обученных в специальных "школах" умению владеть оружием. Они должны были сражаться на потеху публике. Гладиаторские бои римляне предпочитали всем остальным зрелищам.

 

www.examen.ru

16. Государственный строй Рима периода Республики.

Политическая история Древнего Рима делится на два самых крупных периода:

1) республику;

2) империю.

Римская республика просуществовала около пяти столетий, с VI до I в. до н. э. Центральными органами республики были следующие органы.

1. Сенат – высшее правительственное и административное учреждение. Формально он не имел законодательных прав. По любому вопросу сенат выносил свое суждение, мнение. Юридически его решения не являлись обязательными для магистратов и народных собраний. На практике он имел огромный авторитет. Он мог объявить чрезвычайное положение в стране. Класс рабовладельцев видел в нем наиболее важное учреждение государства, призванное охранять их интересы.

2. Народные собрания – считались законодательными органами. Они были трех видов:

1) собрания по центуриям – решали вопрос о войне и мире, избирали высших магистратов, принимали или отклоняли законы, даровали гражданство, являлись высшей апелляционной инстанцией для приговоренных к смертной казни;

2) собрания по территориальным трибам — здесь преобладало влияние плебеев. Такие собрания назывались плебейскими сходками. Со временем роль этих собраний возросла, особенно в области законодательства, так как их решения не нуждались в утверждении сенатом. Плебейские сходки решали вопросы о допуске на высшие должности магистратов из числа плебеев. Позднее эти собрания стали издавать законы, обязательные для всех граждан;

3) куриатные комиции – при родовом строе они играли важную роль, но после возникновения государства ее утратили. Они решали вопросы брачно-семейных отношений, наследства, совершения религиозных обрядов.

3. Магистраты. Повседневная исполнительно-распорядительная власть находилась в руках магистратов. Распоряжения магистратов считались обязательными для всех граждан. Они могли наложить вето на решения коллег. Должности магистрата были выборными, срочными и безвозмездными. К магистратам относились цензоры, избиравшиеся на 5 лет. Они составляли списки граждан по имущественному цензу, на основании которых производилось налоговое обложение.

Высшие должности занимались представителями узкого круга знатных фамилий. Им же принадлежали крупные земельные угодья.

17. Эволюция рабства в Древнем Риме.«Патриархальное рабство» ранней республики

В начале исторической жизни Древнего Рима, рабов было немного. Положение раба регулировалось в то время не правом — он вовсе был исключён из состава гражданского общества, а нравами и обычаями и было вообще сносным. Рабы — преимущественно военнопленные. Господин лично знал своих рабов, вместе с ними обрабатывал свою землю, да и внутри дома его занятия ничем не отличались от занятий рабов; последние до известной степени почитались членами семьи. У них была своя собственная семья; им дозволялось сберегать для себя имущество, которое впоследствии могло служить для них средством выкупа на свободу.«Расцвет» рабстваНастоящий «расцвет» рабства произошёл в период грандиозных римских завоеваний поздней республики (II—I вв. до н. э.) и первого столетия Римской империи (конец I в. до н. э. — середина I в. н. э.), когда рабами в подавляющем большинстве были взятые в плен жители завоеванных стран и территорий.

Наиболее распространенным было обращение в рабство за долги или неуплату налогов, и эта практика приобрела массовый характер.

Таким образом, римляне в указанный период превратились в «нацию господ», которую обслуживала целая армия рабов — преимущественно иностранцев, обращенных в рабство в ходе римского завоевания Европы и Средиземноморья. И эта армия пополнялась посредством новых грабежей и произвола на покоренных территориях.

Исчезновение массового рабства

В последующие столетия, когда уменьшился приток военнопленных, а жители покоренных территорий все более по своему статусу приближались к гражданам Рима [17], число рабов начало быстро сокращаться.Повсеместно в данный период обработка земли велась свободными арендаторами — колонами. Советские историки утверждали, в стремлении доказать марксистский тезис о существовании «рабовладельческого строя» в античности, что колонат был одной из разновидностей рабовладельческих отношений. Однако все колоны были формально свободными, их зависимость от латифундистов имела совсем иной характер, чем зависимость раба от своего хозяина. В любом случае колоны не были рабами, а были свободными гражданами, и на них ни в коей мере не распространялись римские законы о рабах, которыми были четко установлены юридический статус раба, права рабовладельца и т. д.

Введение крепостного праваПереход к крепостничеству начался уже во II—III вв., когда появился новый вид рабов — casati. Владельцы поместий наделяли такого раба участком земли, причём он, живя вдали от господ более или менее самостоятельной жизнью, пользовался большими правами, чем когда бы то ни было раньше: он мог вступать в брак, ему предоставлена была фактически гораздо большая свобода распоряжаться продуктами своего труда; у него было, в сущности, собственное хозяйство. Фактически по своему положению рабы-casati были уже не столько рабами, сколько крепостными крестьянами.

Окончательно история рабства в античности завершилась с официальным введением в Римской империи крепостного права или некой его разновидности. Законами и указами Диоклетиана и императоров IV века практически все граждане центральных и западных провинций Римской империи были прикреплены либо к определенному участку земли, либо к своему месту жительства, а также к определенной профессии, которая передавалась по наследству: сын кузнеца теперь мог стать только кузнецом, а сын торговца — только торговцем. Кроме того, и жениться теперь сын кузнеца мог только на дочери кузнеца, а сын крестьянина — только на дочери крестьянина, причем из своей деревни или местности. Фактически это означало введение крепостного права для всех или большинства жителей Римской империи, за исключением высших государственных чиновников и богатых собственников земли и недвижимости.

studfiles.net

1.4. Истинные масштабы рабства в Древнем Риме

1.4. Истинные масштабы рабства в Древнем Риме

С легкой руки классиков марксизма у нас Древний Рим ассоциируется исключительно с рабовладением. В сознании среднестатистического россиянина Древний Рим — общество, в котором есть лишь рабовладельцы и рабы. По многочисленным фильмам создается представление о том, что у каждого рабовладельца должно быть как минимум десяток-другой рабов. Следовательно, в римском обществе рабов должно быть не менее 90%.

Однако такая картина далека от реальности. Были, конечно, богатые патриции, у которых на полях, в ремесленных мастерских и по дому работали сотни и тысячи рабов. Но таких богатых патрициев в Древнем Риме было всего несколько сотен.

В то же время далеко не все свободные римские граждане вообще имели рабов. Среди свободных римлян кроме патрициев были еще плебеи, последних было гораздо больше. Многие плебеи часто обходились вообще без рабов. Плебеи, как правило, зарабатывали свой хлеб трудом и потом. На полях, в ремесленных мастерских или в торговой лавке. В лучшем случае имея в качестве помощников одного-двух рабов, которые были скорее членами семьи плебея, чем бесправными холопами.

В раннем Риме имело место в основном патриархальное рабство — в отличие от рабства «классического», которое появилось в эпоху поздней республики. Кстати, существует массовое заблуждение, что во многих странах того времени существовало «классическое» рабство, т.е. такое же, как в Древнем Риме. Как отмечают исследователи, в странах Древнего Востока рабы имели право на семью и личное хозяйство, дети их становились свободными. Рабы становились членами семьи, а хозяин нес ответственность за их здоровье и жизнь.

«Классическое» лее рабство — феномен почти исключительно античного мира, прежде всего римского. Такая форма рабства появилась в период так называемого «расцвета» рабства в Италии. Этот период начался примерно со II в. до н.э. и охватил два-три века. То есть он закончился, по мнению некоторых историков, в конце I в. до н.э.; по мнению других историков — в конце I в. н.э. (т.е., так или иначе, конец «расцвета» рабства примерно совпадал с временем земной жизни Иисуса Христа). В это время происходили наиболее успешные внешние завоевания и присоединение к Риму новых провинций.

По мнению историка М. Финли, в период «расцвета» рабства в Италии было около 2 млн. рабов. По оценке другого историка — 77. Бранта, число рабов в это время находилось в диапазоне 2-3 млн. человек. Учитывая, что свободных граждан в Италии в это время проживало 4-5 млн. человек, получается, что отношение числа рабов к числу свободных граждан определялось как 1: 2,5 или 1: 2[47].

Следует иметь в виду три дополнительных обстоятельства.

Во-первых, в другие периоды римской истории абсолютное и относительное количество рабов в метрополии было существенно меньше того рекордного уровня, который был достигнут в указанный период «расцвета рабства». Так, в середине V в. до н.э., по данным Дионисия Галикарнасского, при общей численности населения Рима с прилегающими территориями в 440 тыс. человек количество рабов вместе с вольноотпущенниками составляло не более 50 тысяч. В это время у римлян, которые привыкли все делать собственными руками и у которых еще не было неуемной жажды богатства, не было и особой потребности в рабской рабочей силе. В случае захвата пленных римляне обычно их убивали или, в крайнем случае, продавали. Если римские воины и брали с собой домой рабов, то это выглядело некоей «экзотикой». Такие «трофейные» рабы использовались в домашнем хозяйстве, нередко они становились по статусу чуть ли не членами семьи римлянина, обзаводились имуществом, создавали собственные семьи. В товарном производстве рабы тогда почти не использовались, да и само товарное производство существовало в зачаточной форме. То есть рабство имело незначительные масштабы и носило исключительно патриархальный характер.

Как отмечает известный историк древнего Рима С. Николс, уже в конце I в. до н.э. и еще более явно в I в. н.э. в Древнем Риме стали сокращаться масштабы рабства. Потенциал провинций Римской империи как источников поставки «свежих» рабов был близок к исчерпанию. Военно-экономический потенциал Римской империи, столь необходимый для «освоения» новых территорий и новых источников рабов, был также близок к своему полному исчерпанию.

Во II-III вв. н.э. рабы стали составлять небольшой процент численности населения Италии. Рабы стали дорогими, их стали использовать только как домашнюю прислугу у богатых римлян. Далее и вплоть до конца существования Римской империи в 476 г. н.э. рабов было крайне мало, а подавляющую часть населения стали составлять колоны. Советская историческая наука утверждала, что колонат представлял собой одну из форм рабовладельческих отношений. Однако многие зарубежные и отечественные историки, среди которых следует выделить Эдуарда Мейера и М.И. Ростовцева, считали, что колонат представлял уже разновидность крепостной зависимости.

Во-вторых, следует иметь в виду, что рабовладение было распространено преимущественно в метрополии — Италии. Может быть, по уровню развития рабства с Италией были сопоставимы Сицилия и некоторые области Испании. Остальные территории, входящие в состав Римской империи, в гораздо меньших масштабах использовали рабский труд. Таков был вывод русского историка М.И. Ростовцева. В начале имперского периода римской истории (конец I в. до н.э. — середина I в. н.э.) численность населения Римской империи, по разным оценкам, составляла от 50 до 70 млн. человек. Оценки доли рабов в этом населении варьируются от 4 до 8 процентов.

В-третьих, согласно многим оценкам, из общей численности рабов, имевшихся в Италии в период «расцвета» рабства, примерно половина была задействована в качестве «домашних рабов» и в хозяйствах, обеспечивающих собственное потребление хозяев-рабовладельцев. Таким образом, даже в эпоху «расцвета» рабства в Римском государстве патриархальное рабство не исчезло, а лишь дополнилось «классическим». То есть в хозяйствах, ориентированных на рынок, на получение денег, было задействовано около 1 млн. (максимум — 1,5 млн.) рабов. Это составляло примерно 20—25% общей численности населения Италии.

Таким образом, «классическое» рабство в римском обществе было важной, но не единственной формой общественно-экономических отношений. Определение Древнего Рима как типичной рабовладельческой общественно-экономической формации (марксистский подход) является большой натяжкой. На ранних этапах развития Римского государства рабство имело преимущественно натурально-патриархальную форму и играло подчиненную роль в хозяйстве. В период так называемого «расцвета» римского рабства оно дополнилось «классической» формой (использование рабского труда в товарном производстве). В поздний период исторического развития римского государства рабство было заменено колонатом — разновидностью крепостничества.

«Классическому» рабству можно дать еще название «капиталистическое» рабство (использование рабского труда для получения рабовладельцем денежного капитала). Как показал исторический опыт Древнего Рима, «капиталистическое» рабство не могло существовать на больших пространствах (оно ограничивалось в основном Италией) и очень длительное время (даже в Италии оно просуществовало два — максимум три века).

Мы видим, что «капиталистическое» рабство в Древнем Риме имело весьма ограниченный потенциал развития. Это была модель типично экстенсивного хозяйственного развития. После того, как приток «свежих» рабов в метрополию стал сокращаться, все более явно стали проступать разрушительные свойства указанной модели хозяйства.

Не менее ограниченный потенциал своего развития продемонстрировал также капитализм нового времени. Однако в отличие от древнего «капиталистического» рабства современный капитализм пытался и пытается компенсировать свою несостоятельность вовлечением в рабство гораздо больших масс населения. Если в те времена ресурсы дешевой, почти бесплатной рабочей силы черпались из провинций Римской империи (общая численность их населения — 30-40, максимум 50 млн. человек), то сегодня Запад черпает такие ресурсы из всех уголков мира (миллиарды рабочих рук). А это означает, что потенциал разрушения у современного капитализма может оказаться несравненно более мощным, чем у «капиталистического» рабовладения Древнего Рима[48].

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Рабство в Древнем Риме

Вопросы занятия

 

·        Труд рабов в имении землевладельца

·        Рабы в доме богатых римлян

·        Гладиаторы на арене амфитеатра

 

Прежде чем начать новую тему, давайте вернемся немного назад. Вспомните, что сказал вождь Бренн римлянам, когда те увидели, как галлы хитрят при взвешивании золота? «Горе побежденным». И это означало только одно – воля победителя закон для завоеванных им земель и народов.

Римляне хорошо усвоили этот урок. В покоренных странах они вели себя так же, как когда-то галлы захватившие Рим. Для Римской республики война стала главным источником богатств. Но не только золото и серебро соседей привлекало римлян. Покоряя ту или иную страну, римские полководцы обращали в рабство десятки тысяч военнопленных и мирных жителей. После того как завоеванные земли становились римским провинциями, наместники облагали местных жителей тяжелыми налогами. Это делалось специально. Тех, у кого не было чем платить, превращали в рабов. Именно рабы, которых можно было продать или заставить бесплатно работать стали главной военной добычей. Рабство превратилось в неотъемлемую часть жизни Древнего Рима. Об этом и поговорим.

Труд рабов в имении землевладельца.

Одним из мерил богатства в Древнем Риме было количество земли, которым владел человек. У состоятельных римлян было одно, а порой и несколько имений – обширных земельных владений – в разных частях Италии.

В имениях в основном выращивали оливки и виноград. Хлеба сеяли мало, так как дешевое зерно для жителей Италии привозили из Сицилии и других провинций. Но для того, чтобы имение приносило доход, в нем должен был кто-то работать. Дешевле всего обходились рабы. Их было много, и стоили они недорого. Обычно в каждом имении трудилось 15 – 20 рабов.  

Хозяин земли редко посещал свои владения. Обычно он жил в Риме и приезжал только чтобы проверить, все ли в порядке, и отдохнуть от суетливой городской жизни. Всеми работами в имении руководил назначенный господином раб-управляющий. Он следил за тем, чтобы в любую пору рабы трудились от зари до зари. В теплую погоду – на поле, в виноградниках и оливковых рощах. Зимой – в доме. Невольники чинили орудия труда, плели корзины, вили веревки.

«Раб должен трудиться или спать», – говорили римляне. «Раб – это вещь, которая должна приносить пользу хозяину».

По этому поводу римский ученый Варро́н писал следующее: «Теперь я буду говорить о том, какими орудиями труда обрабатываются поля. Их три вида: «мычащие» – быки; «немые» – плуги, повозки, лопаты; «говорящие» – рабы».

Рабы в доме богатых римлян.

На содержание рабов землевладелец старался тратить как можно меньше. Пища невольников была простой и грубой. Одежда состояла из рубахи, которую выдавали раз в год. Короткого плаща и сандалий на деревянной подошве, которые выдавались раз в два года.

Жили рабы в крохотных комнатах, в которых не было даже очага. Римляне считали, что раб каждый день должен уставать до такой степени, чтобы не думать ни о чем кроме сна, поэтому главной «мебелью» в такой комнате была кровать из досок. Но часто не было и ее.

Раб был полезен хозяину только до тех пор, пока был молод и здоров. От больных и старых невольников римляне старались избавиться. Для этого даже предназначался остров на Тибре. На него свозили «ненужных» рабов и оставляли без всякого ухода и пищи.

Рабу было все равно, как уродится хлеб, виноград или оливки. Сколько денег получит хозяин за овец, которых пас раб. Сможет ли господин продать то, что вырастили рабы. Римский ученый Колуме́лла писал: «Рабы приносят полям величайший вред. Они плохо пасут скот, дурно пашут землю. Они не заботятся о том, чтобы семена дали богатый урожай». И это не удивительно. Ведь за свой труд раб ничего не получал.

Поэтому хозяева принуждали невольников к работе суровыми наказаниями. За малейшую провинность рабов били и секли. Самых непокорных отправляли в каменоломни. А если оставляли в имении – заковывали в кандалы.

Престиж и богатство граждан Древнего Рима определялись по количеству принадлежащих им рабов. Не иметь ни одного раба считалось признаком крайней нищеты. Даже у бедных жителей Рима часто было 1–2 раба. Что уж говорить о богачах. Их дома были переполнены невольниками. Одни убирали комнаты. Другие помогали господину одеваться, брили и причесывали его. Третьи были заняты на кухне. Актеры и музыканты развлекали хозяина и его гостей во время обеда. У хозяйки дома также было огромное количество рабынь-служанок. Современные ученые насчитал 146 функций, выполнявшихся рабами в доме богатого римлянина. Среди вполне обыденных «должностей» повара, официанта или уборщика, были такие экзотические, как хранитель мебели, привратник, заменявший сторожевого пса и сидевший на цепи, купальщик и многие другие.

Среди обитателей богатого дома было немало образованных рабов.   Чаще всего ими были греки. За здоровьем хозяина следил раб-врач. Его книгами ведал раб-библиотекарь. Раб-секретарь писал под диктовку господина письма.

Даже детей знатных римлян учили рабы. Например, в Рим из Греции пришел обычай заводить специального раба-воспитателя для юных граждан. Такой раб всюду следовал за своим маленьким господином, следил за его безопасностью, обучал грамоте. Назывался такой воспитатель педагог.

Образованные рабы стоили очень дорого. Например, один знатный римлянин заплатил за греков, знавших поэмы Гомера «Илиаду» и «Одиссею», огромную сумму денег. За нее можно было купить не одно имение. Но сделано это было только ради того, чтобы хвастаться перед другими богачами.

Домашним рабам жилось гораздо легче, чем рабам в имениях. Но любой раб был бесправен. Он считался вещью, которой хозяин мог распорядиться, как пожелает.

Гладиаторы на арене амфитеатра.

Самых сильных и ловких рабов отдавали в особые школы. Там их обучали владеть оружием. Таких рабов назвали гладиа́торами. Они должны были сражаться друг с другом на потеху публике.

В самом Риме и в провинциях строили амфитеа́тры – специальные сооружения для гладиаторских боев. В дни представлений амфитеатр всегда был полон. Богачи и бедняки ожидали боев, как праздника.

На арене можно было увидеть множество «видов» гладиаторов. Все они выглядели по-разному. Имели собственное название и особое оружие. Например, «фраки́ец» был вооружен коротким римским мечом и легионерским щитом. Его правую руку защищал особый доспех. Голову – большой шлем с полями.

«Галл» вооружался копьем, шлемом и небольшим щитом.

Толпа всячески подбадривала гладиаторов, ожидая кровавого представления. Случалось, что раненый боец не мог дальше сражаться. Тогда он бросал оружие и поднимал левую руку, прося пощады у толпы. Если зрители считали, что гладиатор доблестно сражался и заслуживает жизни, они поднимали кверху большой палец. Тогда раненого лечили, а после снова выпускали на арену. Если же нет – опущенный вниз палец означал смерть. Несчастного добивал его противник. Гладиаторские бои были любимым зрелищем римлян.

А теперь давайте повторим, все то, что мы сегодня узнали.

·        Главным источником рабов в Древнем Риме были войны.

·        Рабство являлось неотъемлемой частью римской жизни.

·        Труд рабов в имении римского землевладельца был самым тяжелым.

·        Рабам в доме богатых римлян жилось лучше, чем в имении, но все равно они оставались вещью, с которой хозяин мог поступить как угодно.

·        Самые сильные и ловкие рабы становились гладиаторами. Они сражались в амфитеатрах на потеху римской публики.

videouroki.net

Глава 4 РАБСТВО. Древний Рим. Быт, религия, культура

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ РАБСТВА

Весь образ и качество жизни в Древнем Риме были приведены в упадок его зависимостью от рабского труда. Не было ничего необычного в том, что во всех средиземноморских странах использовали людей, словно они были животные или орудия труда, но ни один народ за всю историю человечества не владел столь большим числом рабов или не полагался так сильно на рабский труд, как римляне.

До III века до н. э. только очень богатые имели большое количество рабов. Мелкий римский земледелец управлялся со своим участком земли от двух до пяти акров либо с помощью своего семейства, либо, в лучшем случае, одного-двух рабов. Они, по всей вероятности, также были уроженцами Италии, народа, очень похожего на тот, к которому принадлежали сам земледелец и его жена. Рабы помогали по хозяйству и по дому, живя одной семьей. Связи в Риме между рабами и членами семьи на самом деле могли быть даже ближе, поскольку многих допускали в жизнь семьи и к богослужению, а также участию в религиозных празднествах, особенно сатурналиях, древнем празднике, который приходился на середину декабря. Ни один народ, у которого были подобные церемонии, не мог совсем забыть обычное человеколюбие, которое связывало его с рабами.

Пока Рим расширял свои территории и усиливал могущество за счет соседних с Италией народов, большинство рабов было италийцами. Но во II – I веках до н. э. произошла первая разительная перемена в традиционной практике, когда в результате многочисленных военных походов римской армии в Испанию, Грецию, Македонию, Малую Азию, а позднее, при Юлии Цезаре, в Галлию и Британию полчища иностранных рабов потекли в Рим. Остров Делос стал оптовым рынком рабов из Азии: там за один только день тысячи рабов могли переходить из рук в руки, чтобы переправить как скот в Рим, где их, мужчин, женщин и детей, выставляли обнаженными на рынках рабов и продавали один за другим тому, кто предложит самую высокую цену. Как только их привозили в Рим, им сразу же белили ступни мелом, а на шею вешали табличку, перечисляющую все их достоинства и недостатки, поскольку рыночные надзиратели, эдилы, возлагали на продавца ответственность за любое ложное заявление об их товарах, будь то люди или что-либо другое. Самые отборные рабы, по всей видимости частным образом, предназначались богатым покупателям.

Пленение во время войны было основным источником рабов во времена республики и в начале эпохи империи; зачастую это было одной из причин войны. В древние времена военачальники гордились тем, что приносили такие щедрые дивиденды в общественную казну. В последний век республики такие устаревшие понятия перестали быть предметом гордости; Сулла, Помпей и Цезарь безмерно разбогатели после своих удачных военных походов, сочтя большую часть того, что их войска захватили в качестве военных трофеев, особенно рабов, своей частной собственностью. К тому же многие становились рабами в результате пиратства, краж детей даже на улицах Рима, не говоря уже о разбоях на дорогах. Дети, чья мать была рабыней, в свою очередь тоже становились рабами, собственностью господина их матери. По мере того как на закате империи покорение чужих земель прекращалось, дети рабов становились живым источником появления новых рабов.

Рис. 29. Продажа чужестранного раба

Некоторых свободнорожденных детей, брошенных родителями, брали другие люди и растили как рабов, хотя считалось незаконным обращать в рабство детей свободнорожденных римлян. Однако вызволить из рабства тех, кого превратили в рабов, было очень непросто. Определенно, после II века до н. э. число рабов в Риме сильно увеличилось, но сколько их было, неизвестно. Огромное количество рабов отправлялось на работы в деревню, где с ними жестоко обращались. Вероятно, сами римляне не знали, сколько их было. Не исключено, что за последние пять столетий римской истории один раб приходился на каждых двух-трех римских граждан; рабы, по-видимому, составляли 400 000 на население в один миллион. Если всех рабов разделить поровну на количество семей, то на каждую пришлось бы по крайней мере по два раба: любой, даже другой раб, мог их купить.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

religion.wikireading.ru

Рабство в древнем Риме • ru.knowledgr.com

Рабство в древнем Риме играло важную роль в обществе и экономике. Помимо ручного труда, рабы выполнили много внутренних услуг и могли бы быть наняты на высококвалифицированных рабочих местах и профессиях. Учителя, бухгалтеры и врачи часто были рабами. Греческие рабы в особенности могли бы быть высокообразованными. Рабы низкой квалификации или осужденные рабству как наказание, работали над фермами в шахтах, и на заводах. Их условия жизни были зверскими, и их короткие жизни.

Рабов считали собственностью в соответствии с Римским правом и не имели никакой юридической индивидуальности. В отличие от римских граждан, они могли быть подвергнуты телесному наказанию, сексуальная эксплуатация (проститутки часто были рабынями), пытка и быстрая казнь. Свидетельство раба не могло быть принято в суде, действующем по нормам общего права, если раб не подвергся пыткам — практика, основанная на вере, что рабы, имеющие возможность быть посвященными в дела их владельцев, будут слишком добродетельно лояльны, чтобы показать разрушительные доказательства, если не принуждено. В течение долгого времени, однако, рабы получили увеличенную правовую защиту, включая право подать жалобы против их владельцев. Отношения изменились частично из-за влияния среди образованной элиты стоиков, чьи эгалитарные взгляды человечества распространились на рабов.

Римские рабы могли держать собственность, которую, несмотря на то, что она принадлежала их владельцам, им разрешили использовать, как будто это было их собственное. Квалифицированным или образованным рабам разрешили заработать их собственные деньги и могли бы надеяться спасти достаточно, чтобы купить их свободу. Такие рабы часто освобождались условиями завещания их владельца, или для предоставленных услуг. Известным примером раба высокого статуса был Новичок, секретарь Цицерона. Новичок был освобожден перед смертью его владельца и был достаточно успешен, чтобы удалиться на его собственной усадьбе, где он умер в возрасте 99 лет.

Рим отличался от греческих городов-государств в разрешении освобожденным рабам стать гражданами. После освобождения, мужчина-раб, который принадлежал римскому гражданину, которым обладают не только пассивная свобода от собственности, но и активная политическая свобода (libertas), включая право голосовать. Раб, который приобрел libertas, был таким образом libertus («освобожденный человек», женский liberta) относительно его бывшего владельца, который тогда стал его покровителем (patronus). Как социальный класс, освобожденные рабы были распутником, хотя более поздние писатели использовали термины libertus и libertinus попеременно. Libertini не были наделены правом занять правительственный пост или государственное духовенство, и при этом они не могли достигнуть законного сенаторского разряда. Во время ранней Империи, однако, вольноотпущенники заняли ключевые позиции в правительственной бюрократии, так так, чтобы Хэдриан ограничил их участие закона. Любые будущие дети вольноотпущенника родились бы свободные с полными правами на гражданство.

Vernae (исключительный verna) были рабами, родившимися в домашнем хозяйстве (семейство) или на семейной ферме или сельскохозяйственном состоянии (вилла). Было более сильное социальное обязательство заботиться о vernae, эпитафии которого иногда определяют их как таковой, и время от времени они были бы детьми свободных мужчин домашнего хозяйства. Общее латинское слово для раба было servus.

Основной источник рабов был римским военным расширением во время республики. Использование бывших солдат как рабы привело, возможно, неизбежно к серии в массе вооруженных восстаний, Рабских войн, последняя из которых была во главе со Спартаком. Во время Мира Романа ранней Римской империи (1-й – 2-й век CE), акцент был сделан поддержанию стабильности, и отсутствие новых территориальных завоеваний высушило эту линию поставки торговли людьми. Чтобы поддержать порабощенную рабочую силу, увеличился, юридические ограничения на освобождение рабов были помещены в место. Сбежавшие рабы были бы выслежены и возвращены (часто для вознаграждения).

Происхождение

В его Institutiones (161 BCE), римский юрист Гэйус написал что:

Греческий историк BCE 1-го века Дионисий Хэликарнэссуса указывает, что римское учреждение рабства начало с легендарного основателя Ромулуса, дающего римским отцам право продать их собственных детей в рабство, и продолжало расти с расширением римского государства. Рабская собственность была самой широко распространенной всюду по римскому населению от Второй Пунической войны (218–201 BCE) к 4-му веку CE. Греческий географ Стрэбо (1-й век CE) делает запись, как огромная работорговля следовала из краха империи Селеукид (100–63 BCE).

У

этих Двенадцати Таблиц, самого старого свода законов Рима, есть краткие ссылки на рабство, указывая, что учреждение было давним. В трехстороннем подразделении закона юристом Ульпианом (2-й век CE), рабство было аспектом ius gentium, обычное международное право, проводимое вместе среди всех народов (мужская уборная). «Международное право» не было ни естественным правом, которое существовало в природе и управляло животными, а также людьми, ни гражданским правом, которое было совокупностью правовых норм, определенной для люди. Все люди рождаются свободные (liberi) под естественным правом, но рабство, как считалось, было практикой, характерной для всех стран, у которых могли бы тогда быть определенные гражданские законы, имеющие отношение к рабам. В древней войне победитель имел право под ius gentium поработить побежденное население; однако, если урегулирование было достигнуто через дипломатические переговоры или формальную сдачу, люди были обычаем, чтобы быть сэкономленным насилием и порабощением. ius gentium не был сводом законов и любой силой, это зависело от «аргументированного соответствия стандартам международного поведения».

Рабство и война

В течение римского периода много рабов для римского рынка были приобретены через войну. Много пленников были или возвращены как военная добыча или проданы торговцам, и древние источники цитируют где угодно от сотен до десятков тысяч таких рабов, захваченных во время каждой войны. Эти войны включали каждую главную войну завоевания от Монархического периода до Имперского периода, а также Социальные и войны Samnite. Заключенные, взятые или взятые обратно после трех римских Рабских войн (135-132, 104-100, и 73-71 BCE, соответственно) также, способствовали рабской поставке. В то время как война во время республики предоставила крупнейшим числам для пленников, война продолжала производить рабов для Рима в течение имперского периода.

У

пиратства есть долгая история добавления к работорговле, и период римской республики не отличался. Пиратство было особенно богатым Киликией, где пираты действовали безнаказанно из многих цитаделей. Помпи приписали эффективное уничтожение пиратства из Средиземноморья в 67 до н.э. Хотя крупномасштабное пиратство обуздали при Помпи и управляли под Римской империей, это осталось устойчивым учреждением, и похищение через пиратство продолжало способствовать римской рабской поставке. Огастин оплакивал широкую практику масштаба похищения в Северной Африке в начале пятого века CE.

Торговля и экономика

Во время периода римского имперского расширения увеличение богатства среди римской элиты и существенного роста рабства преобразовало экономику. Хотя экономика зависела от рабства, Рим не был самой зависимой от раба культурой в истории. Среди Спартанцев, например, рабский класс рабов превзошел численностью свободное на приблизительно семь одному, согласно Геродоту.

Тилос в восточном Средиземноморье был сделан франко-порт в 166 BCE и стал одним из главных мест встречи рынка для рабов. Множества рабов, которые нашли их путь к Италии, были куплены богатыми нуждающимися землевладельцами больших количеств рабов, чтобы трудиться в их поместьях. Историк Кит Хопкинс отметил, что это были инвестиции в землю и сельскохозяйственное производство, которое произвело большое богатство в Италии и полагало, что военные завоевания Рима и последующее введение обширного богатства и рабов в Италию имели эффекты, сопоставимые с широко распространенными и быстрыми технологическими инновациями.

Август наложил 2-процентный налог на продажу рабов, которые, как оценивают, произвели годовые доходы приблизительно 5 миллионов sesterces — число, которое указывает приблизительно на 250 000 продаж. Налог был увеличен до 4 процентов 43 CE. Рабские рынки, кажется, существовали в каждом городе Империи, но за пределами Рима крупнейшим центром был Эфес.

Демография

Оценки для распространенности рабства в Римской империи варьируются. Оценки процента населения Италии, кто был рабами, колеблются от 30 до 40 процентов в 1-м веке до н.э, вверх двух - трех миллионов рабов в Италии к концу 1-го века BCE, приблизительно 35% 40% населения Италии. Для Империи в целом, рабское население было оценено в только под пять миллионов, представляя 10 - 15% общей численности населения. Приблизительно 49% всех рабов принадлежали элите, которая составила меньше чем 1,5% населения Империи. Приблизительно половина всех рабов работала в сельской местности, остатке в городах и городах.

Римское рабство не было основано на гонке. Рабы были привлечены со всех концов Европы и Средиземноморья, включая кельтов, немцев, Thracians, греков, карфагенян и небольшую группу эфиопов в римском Египте. К 1-му веку BCE обычай устранил порабощение римских граждан и итальянцев, живущих в Галлии Cisalpina, но ранее много южных и центральных итальянцев были порабощены после поражения. Рабы в Италии были главным образом местными итальянцами.

Аукционы и продажи

Новые рабы были прежде всего приобретены оптом дилеры, которые следовали за римскими армиями. Много людей, которые купили рабов, хотели сильных рабов, главным образом мужчин. Детские рабы стоят меньше, чем взрослые, хотя другие источники заявляют свою цену как выше. Юлий Цезарь однажды продал все население завоеванной области в Галлии, не менее чем 53 000 человек, рабским дилерам на месте.

В империи рабы были проданы на публичных торгах или иногда в магазинах, или частной продажей в случае более ценных рабов. За рабом, имеющим дело, наблюдали римские финансовые чиновники, названные квесторами.

Иногда рабы стояли при вращении стендов, и вокруг каждого раба для продажи повесил тип мемориальной доски, описывающей его или ее происхождение, здоровье, характер, интеллект, образование и другую информацию, подходящую для покупателей. Цены менялись в зависимости от возраста и качества с самыми ценными рабами привлекательные цены, эквивалентные тысячам сегодняшних долларов. Поскольку римляне хотели знать точно, что они покупали, рабы были представлены голые. Дилер был обязан забирать раба в течение шести месяцев, если у раба были дефекты, которые не были явными при продаже или компенсируют утрату покупателя. Рабы, которые будут проданы без гарантии, были заставлены носить кепку на аукционе.

Долговое рабство

Nexum был контрактом долговой кабалы в ранней римской республике. В пределах римской правовой системы это была форма mancipatio. Хотя условия контракта изменились бы, по существу свободный человек обещал себя как раб связи (связь) как гарантия для ссуды. Он мог бы также передать своего сына как имущественный залог. Хотя поручитель мог ожидать сталкиваться с оскорблением и некоторым злоупотреблением, как юридический гражданин он, как предполагалось, был освобожден от телесного наказания. Nexum был отменен Лексом Поетелией Пэпирией в 326 BCE, частично чтобы предотвратить злоупотребления к физической целостности граждан, которые попали в долговую кабалу.

Римские историки осветили отмену nexum с традиционной историей, которая изменилась по ее подробным сведениям; в основном связь, кто был красивым, но прямым молодым человеком, перенесла сексуальное домогательство держателем долга. В одной версии молодежь вошла в долг, чтобы заплатить за похороны его отца; в других он был передан его отцом. Во всех версиях он представлен как модель достоинства. Исторический или нет, назидательная история выдвинула на первый план несовместимости подчинения одного свободного гражданина к чьему-либо использованию, и юридический ответ был нацелен на установление права гражданина на свободу (libertas), в отличие от раба или социального изгоя (infamis).

Цицерон считал отмену nexum прежде всего политическим маневром, чтобы успокоить простых людей (плебеи): закон был принят во время Конфликта Заказов, когда плебеи изо всех сил пытались установить свои права относительно наследственных привилегий патрициев. Хотя nexum был отменен как способ обеспечить ссуду, долговая кабала могла бы все еще закончиться после того, как должник не выполнил своих обязательств.

Типы работы

Рабы работали в широком диапазоне занятий, которые могут быть примерно разделены на пять категорий: домашнее хозяйство или прислуга; империал или общественность; городские ремесла и услуги; сельское хозяйство; и горная промышленность.

Эпитафии делают запись по крайней мере 55 различных рабочих мест, которые домашний раб мог бы иметь, включая парикмахера, дворецкого, повара, парикмахера, служанку (служанка), влажная медсестра или детский дежурный, учитель, секретарь, швея, бухгалтер и врач. Крупное элитное домашнее хозяйство (domus в городе или вилла в сельской местности) могло бы быть поддержано штатом сотен. Условия жизни рабов были свойственны domus (семейство Урбана), в то время как низший по сравнению с теми из свободных людей, с которыми они жили, иногда превосходили ту из многой свободной городской бедноты в Риме. Домашние рабы, вероятно, наслаждались самым высоким уровнем жизни среди римских рабов, рядом с принадлежащими государству рабами, которые не подвергались прихотям единственного владельца. Имперские рабы были приложенными к домашнему хозяйству императора, семейство Caesaris.

На городских рабочих местах занятия рабов включали fullers, граверов, сапожников, пекарей, водителей мула и проституток. Рабы фермы (семейство rustica), вероятно, жили в более здоровых условиях. Римские сельскохозяйственные писатели ожидают, что трудовые ресурсы фермы будут главным образом рабами, которыми управляет vilicus, кто часто был самим рабом.

Рабы, нумерующие в десятках тысяч, были осуждены работать в шахтах или карьерах, где условия были общеизвестно зверскими. Damnati в metallum («осужденные шахте») были преступниками, которые потеряли их свободу как граждане (libertas), утратили их собственность (хорошую) к государству, и стали servi poenae, рабы как юридический штраф. Их статус в соответствии с законом отличался от того из других рабов; они не могли купить свою свободу, быть проданы или быть освобождены. Они, как ожидали, будут жить и умирать в шахтах. Имперские рабы и вольноотпущенники (семейство Caesaris) работали в администрировании и управлении шахты.

В Последней республике приблизительно половина гладиаторов, которые боролись на римских аренах, была рабами, хотя самыми квалифицированными часто были свободные волонтеры. Успешные гладиаторы иногда вознаграждались свободой. Однако, гладиаторы, будучи обученным воины и имея доступ к оружию, были потенциально самыми опасными рабами. В более раннее время много гладиаторов были солдатами взятый пленник во время войны. Спартак, кто привел большое рабское восстание 73-71 BCE, был мятежным гладиатором.

Servus publicus

servus publicus был рабом, принадлежавшим не частным лицом, а римлянами. Общественные рабы работали в храмах и других общественных зданиях и в Риме и в муниципалитетах. Большинство выполненных общих, основных задач как слуги Колледжа Понтификов, судей и других чиновников. Некоторые хорошо квалифицированные общественные рабы сделали квалифицированную офисную работу, такую как бухгалтерский учет и секретарские услуги. Им разрешили заработать деньги для их личного использования.

Поскольку у них была возможность доказать их заслугу, они могли приобрести репутацию и влиять и иногда считались имеющими право на освобождение. Во время республики общественный раб мог быть освобожден декларацией судьи с предшествующим разрешением Сената; в Имперскую эру свободу предоставил бы император. Муниципальные общественные рабы могли быть освобождены муниципальным советом.

Лечение и правовой статус

Есть сообщения о злоупотреблении рабами римлянами, но есть мало информации, чтобы указать, насколько широко распространенный такое жестокое обращение было. Кэто Старший был зарегистрирован как удаление его старых или больных рабов из его дома. Сенека придерживался взгляда, что раб, которого рассматривали хорошо, выполнит лучшую работу, чем плохо рассматриваемый раб.

Хотя в общих освобожденных рабах мог стать гражданами, с правом голосовать, если бы они были мужчиной, категоризированные как dediticii перенесли постоянное лишение звания адвоката от гражданства. dediticii были, главным образом, рабами, владельцы которых чувствовали себя вынужденными наказать их за серьезное плохое поведение, размещая их в цепи, выпуская под брендом их, мучая их, чтобы признаться в преступлении, заключая в тюрьму их или посылая им непреднамеренно в gladiatorial школу (ludus), или осуждая их бороться с гладиатором или дикими животными (их последующий статус был, очевидно, беспокойством только тем, кто выжил). Dediticii были расценены как угроза обществу, независимо от того, были ли наказания их владельца оправданы, и если они прибыли в пределах ста миль Рима, они подвергались reenslavement.

Распятие на кресте было смертной казнью, отмеренной определенно рабам, предателям и бандитам. Маркус Красс, как предполагалось, завершил свою победу над Спартаком во время Третьей Рабской войны, мучая 6,000 из рабских мятежников вдоль Пути Appian.

Несколько императоров начали предоставлять больше прав рабам, поскольку империя выросла. Клавдий объявил, что, если раб был оставлен его владельцем, он стал свободным. Nero предоставил рабам право жаловаться против их владельцев в суде. И при Антонинусе Пии, владельца, который убил раба без правого дела, можно было судить за убийство. Правовая защита рабов продолжала расти, поскольку империя расширилась. Это стало распространено всюду по середине к концу 2-го века CE, чтобы позволить рабам жаловаться на жестокое обращение или несправедливое обращение их владельцами.

Согласно Марселю Моссу, в римские времена персона постепенно становилась «синонимичной с истинным характером человека», но «раб был исключен из него. servus не привычка personam ('раб не имеет никакой персоны'). У него нет индивидуальности. Он не владеет телом; у него нет предков, никакого имени, никакой фамилии, собственные отрицательные результаты».

Восстания и беглецы

Моисей Финли заметил, «беглые рабы - почти навязчивая идея в источниках». Рим запретил предоставление крова беглых рабов, и профессиональные рабы-ловцы были наняты, чтобы выследить беглецов. Рекламные объявления были опубликованы с точными описаниями сбежавших рабов и предложены вознаграждения. Если поймано, беглецы могли бы быть наказаны, будучи хлеставшимся, горели с железом или убили. Те, кто жил, клеймились на лбу с письмами ДУХОТА для fugitivus. Иногда рабам приковывали металлический воротник вокруг шеи. Один такой воротник сохранен в Риме и государствах на латыни, «Я убежал. Поймайте меня. Если Вы заберете меня моему владельцу Зонинусу, то Вы будете вознаграждены».

Была постоянная опасность рабского восстания, которое несколько раз серьезно угрожало республике. Греческий историк BCE 1-го века Дайодорус Сикулус написал, что рабы иногда объединялись, чтобы подготовить восстание. Он вел хронику трех главных рабских восстаний: в 135–132 до н.э (Первая Рабская война), в 104-100 BCE (Вторая Рабская война), и в 73-71 BCE (Третья Рабская война).

Рабство в философии и религии

Классическая римская религия

Религиозный праздник, наиболее классно празднуемый рабами в Риме, был

Сатурналии, декабрьский фестиваль смены ролей за это время рабы наслаждались богатым банкетом, азартной игрой, свободой слова и другими формами лицензии, не обычно доступной им. Чтобы отметить их временную свободу, они носили pilleus, кепку свободы, также, как и свободные граждане, которые обычно шли о без шапки. Некоторые древние источники предполагают, что владелец и раб обедали вместе, в то время как другие указывают, что рабы пировали сначала, или что владельцы фактически подали еду. Практика, возможно, варьировалась в течение долгого времени. Macrobius (5-й век CE) описывает случай таким образом:

Лицензия Saturnalian, также разрешенная рабов, чтобы обладать отговоркой непочтительности для их владельцев, и, освободила их от наказания. Относящийся к эпохе Августа поэт Гораций называет их свободу слова «свободой в декабре» (libertas Decembri). В двух наборах сатиры во время Сатурналий Гораций изображает раба как предложение острой критики его владельцу. Но все знали, что выравнивание социальной иерархии было временным и имело пределы; никаким социальным нормам в конечном счете не угрожали, потому что праздник закончится.

Отпуск других рабов (servorum умирает Фест) проводился 13 августа в честь Сервиуса Тулиуса, легендарного шестого короля Рима, который был ребенком рабской женщины. Как Сатурналии, праздник включил смену ролей: медсестра домашнего хозяйства вымыла головы своих рабов, а также ее собственный.

Храм Feronia в Террацине в Лацио был местом специальных церемоний, имеющих отношение к освобождению. Богиня была отождествлена с Либяртасом, персонификацией свободы, и была опекунской богиней вольноотпущенников (DEA libertorum). Камень в ее храме был надписан, «позволяют рабам получения сесть так, чтобы они могли встать свободные».

Рабыни и религия

В Matralia женский фестиваль держался 11 июня в связи с богиней Мейтер Мэтутой, свободные женщины церемониально бьют рабскую девочку и вели ее от сообщества. Рабским женщинам иначе запретили участие.

Рабских женщин чтили в Празднестве Ancillarum 7 июля. Праздник объяснен как празднование услуги, предоставленной Риму группой ancillae (рабыни или «служанки») во время войны с Fidenates в последние 400 с BCE. Ослабленный галльским мешком Рима в 390, римляне затем потерпели язвительное поражение Fidenates, который потребовал, чтобы они передали своих жен и девственных дочерей как заложники, чтобы обеспечить мир. Служанка, названная или Philotis или Tutula, придумала план обмануть врага: ancillae надел бы одежду свободных женщин, провел бы одну ночь во вражеском лагере и послал бы сигнал римлянам в самое выгодное время, чтобы начать контратаку. Хотя историчность основного рассказа может быть сомнительной, это указывает, что римляне думали, что у них уже было значительное рабское население перед Пуническими войнами.

Таинственные культы

Тайны Mithraic были открыты для рабов и вольноотпущенников, и на некоторых культовых местах больше всего, или все исполненные по обету предложения сделаны рабами, иногда ради благосостояния их владельцев. Культ Mithras, который оценил подчинение власти и продвижение через иерархию, был в гармонии со структурой римского общества, и таким образом участие рабов не представило угрозы общественному строю.

Стоическая философия

Стоики учили, что все мужчины были проявлениями того же самого универсального духа, и таким образом по своей природе равняются. Стоицизм также считал, что внешние обстоятельства (такой как порабощаемый) действительно не препятствовали человеку от осуществления стоического идеала внутреннего самообладания: было сказано, что один из более важных римских стоиков, Эпиктетуса, потратил его юность как раб.

Раннее христианство

И стоики и некоторые первые христиане выступили против жестокости по отношению к рабам, а не самого рабства. Защитники этих основных положений рассмотрели их как способы жить в пределах человеческих обществ, как они были, вместо того, чтобы свергнуть укрепленные учреждения. В равной оплате труда Нового завета и справедливом отношении к рабам был предписан рабовладельцам, и рабам советовали повиноваться их земным владельцам и законно получить свободу, если это возможно.

Христианские лидеры Сертена старшего (такие как Григорий Нисский и Иоанн Златоуст) призвали к хорошему лечению рабов и осудили рабство, в то время как другие поддержали его. Христианство дало рабам равное место в пределах религии, позволив им участвовать в литургии. Согласно традиции, Папа Римский Климент I (называют c. 92–99), Папа Римский Пий I (158–167) и Папа Римский Калликстус I (c. 217–222), были бывшие рабы.

Рабство в литературе

Хотя древние авторы редко обсуждали рабство с точки зрения нравов, потому что их общество не рассматривало рабство как моральную дилемму, которую мы делаем сегодня, они включали рабов и обращение с рабами в работах, чтобы пролить свет на другие темы — историю, экономику, характер человека — или развлечь и развлечь. Тексты упоминая рабов включают истории, личные письма, драмы и сатиру, включая Банкет Петрониуса Trimalchio, в котором одноименный вольноотпущенник утверждает, что «Рабы также - мужчины. Молоко, которое они выпили, все равно, даже если злая судьба угнетала их». Много литературных работ, возможно, служили, чтобы помочь образованным римским рабовладельцам провести приемлемость в отношениях «главный-подчиненный» с точки зрения поведения и наказания рабов. Чтобы достигнуть этой навигации приемлемости, работы часто сосредотачиваются на крайних случаях, таких как распятие на кресте сотен рабов для убийства их владельца. Мы должны стараться признать эти случаи исключительными и все же признать, что основные проблемы, должно быть, коснулись авторов и зрителей. Исследуя литературные источники, которые упоминают, древнее рабство может показать и контекст для и современные взгляды учреждения. Следующие примеры обеспечивают выборку различных жанров и изображений.

Плутарх

Плутарх упомянул рабство в своей биографической истории, чтобы осудить мужские знаки. В его Жизни Кэто Старший Плутарх показал контрастирующие взгляды рабов. Он написал, что Кэто, известный его строгостью, перепродаст своих старых слуг, потому что «никакие бесполезные слуги не питались в его доме», но что он сам полагает, что «это отмечает сверхтвердый характер для человека, чтобы вынуть работу из его слуг как из грубых животных». В то время как мнение Плутарха, конечно, кажется более благородным, читая далее каждый находит, что Плутарх не продал бы волов из-за старости также, таким образом, он все еще обсудил рабов с точки зрения вьючных животных, а не человечества.

Цицерон

Продуктивный автор письма, Цицерон даже написал письма одному из его административных рабов, некого Маркуса Тулиуса Тиро. Даже при том, что сам Цицерон отметил, что только написал Тиро «ради придерживания [его] установленной практики», он иногда показывал уход за собой и беспокойство о его рабе. Действительно, просто факт, что у Тиро было достаточно образования и свободы выразить его мнения в письмах его владельцу, исключительный и только позволенный через его уникальные обстоятельства. Во-первых, как административный раб, Тиро наслаждался бы лучшими условиями жизни и условиями труда, чем большинство рабов, работающих в областях, шахтах или исправительно-трудовых лагерях. Кроме того, Цицерон был исключительным владельцем, даже беря образование Тиро в его собственные руки. В то время как эти письма предлагают дружеские отношения, и связь между владельцем и рабом, каждое письмо все еще содержит прямую команду, предполагая, что Цицерон обдуманно использовал дружеские отношения, чтобы гарантировать работу и лояльность от Тиро.

Римская комедия

В римской комедии servi или рабах составляют большинство знаков запаса, и обычно попадают в две основных категории. Есть лояльные рабы. Эти рабы часто помогают своему владельцу в их плане добиться или получить любителя (самый популярный ведущий заговор элемент в римской комедии). Они часто тусклы, робки, и взволнованные по поводу того, какие наказания могут случиться с ними. Второй, и более многочисленный, тип раба - раб обманщика. Эти рабы часто используют неудачную ситуацию своих владельцев, чтобы создать «перевернутый» мир, в котором они - владельцы, и их владельцы подвластны им. Владелец будет часто просить у раба пользу, и раб только соответствует, как только владелец прояснил, что раб главный, умоляя его и называя его лордом, иногда даже богом. Эти рабы находятся под угрозой многочисленных наказаний за свое предательство, но всегда избегают выполнения этих угроз через их остроумие.

Эмансипация

Освобождение раба назвали manumissio, который буквально означает «посылать из руки». Освобождение от раба было общественной церемонией, выполненной перед своего рода должностным лицом, обычно судьей. Владелец тронул раба головы со штатом, и он был свободен пойти. Более простые методы иногда использовались, обычно с владельцем, объявляющим свободу раба перед друзьями и семьей, или просто простым приглашением откидываться с семьей на ужине.

Чувствовавшая кепка звонила, Pileus дали прежнему рабу как символ освобождения.

Рабы были освобождены по ряду причин; для особенно благодеяния к владельцу раба, или из дружбы или уважения. Иногда, раб, у которого было достаточно денег, мог купить свою свободу и свободу такого же раба, часто супруга. Однако у немногих рабов было достаточно денег, чтобы сделать так, и многим рабам не разрешили держать деньги. Рабы были также освобождены через завещательное освобождение согласно предоставлению в завещании владельца в его смерти. Август ограничил такие освобождения самое большее ста рабами и меньше в небольшом домашнем хозяйстве.

Уже образованные или опытные рабы были освобождены чаще всего. В конечном счете практика так стала распространена, что Август установил декретом, что никакой римский раб не мог быть освобожден перед возрастом 30.

Вольноотпущенники

Освобожденный раб был libertus своего бывшего владельца, который стал его покровителем (patronus). У двух были взаимные обязательства друг перед другом в пределах традиционной сети патронажа. Условия его освобождения могли бы определить услуги бывший должный libertus. Вольноотпущенник мог «общаться через Интернет» с другими покровителями также.

Как социальный класс, бывшие рабы были распутником. Мужчины могли голосовать и участвовать в политике с некоторыми ограничениями. Они не могли баллотироваться на должность, ни быть допущены в сенаторский класс. Дети бывших рабов наслаждались полными привилегиями римского гражданства без ограничений. Латинский поэт Гораций был сыном вольноотпущенника и чиновника в армии Маркуса Джуниуса Брутуса.

Некоторые вольноотпущенники стали очень влиятельными. У многих вольноотпущенников были важные роли в римском правительстве. Вольноотпущенники Императорских семей часто были главными функционерами в Имперской администрации. Некоторые поднялись до положений большого влияния, таких как Нарсиссус, бывший раб императора Клавдия.

Другие вольноотпущенники стали богатыми. Братья, которые владели Домом Vettii, одним из самых больших и самых великолепных зданий в Помпеях, как думают, были вольноотпущенниками. Вольноотпущенник проектировал амфитеатр в Помпеях.

На

вольноотпущенника, который стал богатым и влиятельным, могла бы все еще смотреть свысока традиционная аристократия как вульгарный нувориш. Trimalchio, характер в Satyricon, является карикатурой такого вольноотпущенника.

См. также

  • Рабство в древней Греции
  • Рабство в старине
  • История рабства

ru.knowledgr.com


Смотрите также