Древний рим проект. Сообщение по окружающему миру на тему : " Древний Рим" , выполнила ученица 4-Г класса МБОУ"СОШ№24" г. Симферополя Дудник Анжелика
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Проект по истории Древнего мира на тему " Рабство в Древнем Риме". Древний рим проект


Проектная работа по истории Древнего Рима

Слайд 1

Древний Рим Презентация Маринина Ильи 5 класс

Слайд 2

Военное дело у римлян

Слайд 3

Как и любое другое государство, Рим хотел увеличить размер своих земель и приумножить богатство… И эта цель не всегда достигалась мирным путём…

Слайд 4

Римские завоевания Рим

Слайд 5

Римские завоевания ВРЕМЯ С кем воевали римляне Что было присоединено Последствия VI-IV вв. до н.э. этруски, италийские племена (самниты, латины и др.), греки из колоний на территории Италии Апеннинский полуостров (Италия) Рим включается в борьбу за господство в Средиземноморье III – II вв. до н.э. Карфаген, Македония, Греция, Сирия север Африки, Испания, Греция, Македония, Малая Азия, юг Галлии Рим стал крупнейшей державой Средиземноморья I в. до н.э. кельты Галлии, Понтийское и Египетское царства, германцы Галлия, Египет, Сирия, Фракия, берега Рейна Влияние Рима распрост- ранилось на все разви- тые районы Европы и Ближний Восток I – II вв. н.э. парфяне, даки, кельты Британии, германцы и др. «варвары» земли к югу от Дуная, Иудея, Дакия, Брита-ния, Армения Рим перешел к обороне своих границ по Рейну, Дунаю и Евфрату. Империя «объелась»

Слайд 6

Римское государства часто враждовали. Каждый свободный гражданин был солдатом и с детских лет обучался воинскому искусству. Армии состояли из пехотинцев-гоплитов, возглавляемых стратегами (полководцами). Войска выходили на поле боя плотными частями - фалангами.

Слайд 7

ОРГАНИЗАЦИЯ АРМИИ В эпоху ранней республики любой римлянин в возрасте от 17 до 46 лет, владеющей собственностью, мог быть призван в армию. Срок службы был 20-25 лет. Поступая на службу новобранец давал клятву верности. Каждый день воины тренировались в плавании, беге, прыжках, метании дротика и фехтовании. Трижды в месяц войско совершало марш-броски на 30 км. Воины шли в быстром темпе со скоростью 6-8 км / час. Легионеры учились строить и разбирать военный лагерь. Провинившихся подвергали телесным наказаниям. Легиону за неповиновение уменьшали рацион питания. Децимация – казнь по жребию каждого 10-ого воина.

Слайд 8

ОРГАНИЗАЦИЯ АРМИИ Богатые граждане могли приобретать коней, и поэтому они служили в кавалерии. Римляне из низших слоев сражались в пешем строю, объединенные в отряды и вооруженные мечами, копьями, кинжалами и щитами. Беднейшие граждане сражались в самом начале и конце битвы. Их оружие – камни и с / х инвентарь.

Слайд 9

Структура римского войска V-II веков до н.э.

Слайд 10

Вооружение и снаряжение Шлем, щит и меч ( гладиус ) римского воина Фигура римского воина Походное снаряжение: кирка, лопата, котелок, свёрнутая палатка, сума с сухим пайком, фляга

Слайд 11

ВООРУЖЕНИЕ РИМЛЯН БАШМАКИ КАЛЦЕИ ПАНЦИРЬ ЭТРУССКИЙ ШЛЕМ СЕВЕРОИТАЛ. ШЛЕМ ЩИТ КЛЕПИУС КИНЖАЛЫ МЕЧИ КОПЬЯ ДОСПЕХИ ГОРНЫХ ИТАЛИЙЦЕВ

Слайд 12

Римская пехота делилась на несколько частей. Основой войска был легион, состоявший обычно из пяти тысяч солдат. Легион делился на 10 когорт, примерно по 500 человек в каждой, а когорта состояла из шести центурий . В центурии было от 80 до 100 легионеров, которыми командовал центурион . Римский легион Вооружение римского легионера состояло из оружия для ближнего боя - пугио (кинжала) и гладиуса (короткого меча). Одно время легионеров вооружали копьями, но позже это оружие было заменено на пилум (дротик). Брошенный умелой рукой, пилум мог пробить крепкий щит. Во время осады легионеры использовали баллисты и катапульты - осадные машины, с помощью которых метали камни, стрелы, бревна и т. п.

Слайд 13

Римский военный лагерь Римские легионеры строили лагеря по стандартному плану в форме четырехугольника. Лагерь состоял из штаб-квартиры, конюшен и казарм, в которых за каждой центурией закреплялось определенное место. Лагерь был огорожен высокой стеной со сторожевыми вышками и крепкими воротами. У легионеров были походные лагеря, которые можно было поставить на привале, а затем быстро собрать.

Слайд 14

Войско в походе Обычно во время похода войско находилось в пути по 7 часов в день, проходя до 30 км. Солдаты были вынуждены тащить все свое имущество и оружие на себе. Впереди шли разведчики, обязанные обследовать местность, собирать сведения о неприятеле, выбрать место для лагеря. Затем шел передовой отряд (авангард), состоявший из конницы и легкой пехоты; за ним двигались главные силы войска. Они шли одной колонной, за каждым легионом следовал принадлежавший ему обоз, и легковооруженные войска составляли арьергард. Если неприятель был близко, главные силы войска двигались в боевом порядке, причем весь обоз следовал сзади и часть войска служила прикрытием (арьергардом). При отступлении обоз посылался вперед с отрядом войска, а остальные шли за ними.

Слайд 15

Тактика. Искусство полководца Гай Юлий Цезарь Руководству войском на поле боя римляне уделяли очень важное значение. Не случайно талантливые военачальники (Сулла, Цезарь, Веспасиан, Траян и др.) добивались высшей власти в Риме, становясь диктаторами и императорами.

Слайд 16

Легион в бою В период Республики легион строился для боя в три линии по манипул ам . Каждая манипула строилась в форме квадрата, с равными промежутками между соседями по линии. Перед строем легиона шли лучники, пращники, метатели дротиков. В первую линии строя шли гастаты , во второй – принципы , в третьей – триарии . На флангах располагалась конница. Легион быстро сближался с врагом, осыпая его копьями. Исход боя обычно решала рукопашная схватка. С I в. до н.э. легион стал строиться по более крупным когортам , становившимся в три линии в шахматном порядке.

Слайд 17

Штурм и осада крепостей Крепость брали: внезапным приступом прямо с дороги , старались под прикрытием щитов выломать ворота. В случае невозможности приступа начинали осаду укрепленного пункта: окружив его со всех сторон войском. Если это место было слишком укреплено и в изобилии снабжено провиантом , то брали его приступом с помощью осадных сооружений и стенобитных машин. Приступ (штурм) Легионная баллиста Осадная башня Таран

Слайд 18

Римский флот Таран «Ворон» (абордажный мостик) Рулевое весло Боевая башня Римский боевой корабль (бирема) конца II в. до н.э.)

Слайд 19

Корабли Римлян Чтобы сделать свои корабли более быстрыми, римляне использовали и парус, и весла. На некоторых судах было несколько гребных рядов. Для того чтобы корабль шел с максимальной скоростью, гребцов располагали так, чтобы они могли грести одновременно. Корабль с двумя рядами весел назывался бирема, с тремя - трирема.

Слайд 20

КВИНКВЕРЕМА (ПЕНТЕРА) – боевой корабль карфагенян и римлян Во время первой Пунической войны возникла необходимость быстрого строительства военного флота. Римляне нашли брошенное карфагенянами военное судно и за 60 дней построили 100 точных его копий. Вскоре их флот насчитывал уже свыше 200 судов.

Слайд 21

Тактика боя Экипаж – 300 гребцов; на палубе располагалось 120 воинов; Скорость корабля – 19 км / час; Перекидной мостик – корвус (ворон) перекидывался на вражеский корабль; Некоторые корабли имели подводные тараны;

Слайд 22

Словарь Легион – крупное подразделение римской армии (от 4,5 до 7 тысяч человек). Легионер – воин легиона. Центурия – отряд из ста (с I в. до н.э. – 80) легионеров Центурион – младший офицер римской армии, командир центурии или манипулы Манипула – отряд, включающий в себя 2-3 центурии. До I в. до н.э. римское войско строилось в 3 ряда по манипулам Когорта – с I в. до н.э. основное подразделение легиона из 6 (реже 10) центурий. Командовал когортой военный трибун Баллиста – метательное орудие в виде на большого горизонтального лука, усиленного парой вертикальных скрученных жгутов. Метала стрелы, камни, металлические шары. Использовалась на судах и при осаде крепостей.

Слайд 23

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

nsportal.ru

Проект по истории Древнего мира на тему " Рабство в Древнем Риме"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6

hello_html_47a9655e.gif

по истории

на тему:

hello_html_3b46b878.gif

Выполнила: ученица 5 класса

Лутай Анастасия

Учитель: Чеботарева Л.А.

2013 год

Содержание

Введение ………………………………………………….…3

  1. Истоки рабства………………………………………….…4

  2. Торговля людьми в Древнем Риме…………………….....4

  3. Иерархия рабов………………………………………….....5

  4. Кто мог стать рабом в Древнем Риме…………………....6

  5. Труд рабов в сельском хозяйстве………………………....7

  6. Труд рабов в доме рабовладельца……………………..….9

  7. Гладиаторы………………………………………………..10

  8. Права рабов………………………………………………..11

Заключение………………………………………………….12

Литература и интернет - источники……………………....13

Введение

Цель проектной работы: познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме.

Задачи проектной работы: 

  • формирование представления о важнейших особенностях рабовладения в Риме.

  • Развить умения работать с историческими источниками, текстом учебника, давать характеристику событиям и участникам.

  • Развить интерес к истории.

Актуальность выбранной темы проявляется в том, что Рим на протяжении всей своей истории прошел развитие от Царства до Империи, в котором проявляются черты развития почти всех европейских стран и исследование темы работы дает наиболее полную картину сложности духовных процессов и явлении происходивших в развитии человечества.

Актуальность проблем, связанных с государственным устройством Древнего Рима сегодня повышается, а рассматриваемая тема, систематизация знаний и представлений о разнообразных проявлениях развития человечества в определенной степени поможет сориентироваться в современной духовной жизни, ее состоянии и тенденциях развития.

1.Истоки рабства

 

Рабство как абсолютное управление волей и свободой людей появилось более 5000 лет тому назад. Его источником служили межплеменные войны и захват чужих территорий. Первые рабы в массе своей были женщины и дети. Мужчин как правило убивали.

Пhello_html_fc4ec04.jpgри этом рабовладелец использовал силу страха и принуждение. В античном мире это явление переросло от спонтанного проявления силы в систему, защищенную кодексом и законами общества. Так возник рабовладельческий строй.

Древний Рим создал, пожалуй, самую изощренную и невиданную по масштабам систему управления подневольными людьми.

 

2.Торговля людьми в Древнем Риме

 

Вhello_html_2798de56.jpg отличие от патриархального рабства, дешевая и полностью управляемая рабочая сила в Древнем Риме явилась закономерным результатом демократизации сословий плебеев и должников. Плебеи получили права, земельные участки и экономическую самостоятельность, а образовавшийся вакуум рабочей силы пришлось восполнять извне. Как вы знаете, первые завоевательные миссии римлян имели целью расширение территорий. Однако войны II – I вв. до н. э. уже являлись по существу способом колонизации прежде всего рабочей силы.

Слово раб (лат. servus) стало второй монетой Рима, а порабощенные - капиталом, которым нужно было разумно распорядиться. Однако учитывая, что в Древнем Риме все делалось с размахом и приобретало лавинообразный эффект, легко понять, что индустрия "производства" рабов позволила патрициям приступить к реализации грандиозных проектов, которые требовали все большего количества человеческих ресурсов, что в свою очередь стимулировало новые потоки рабов и т. д. 

3. Иерархия рабов

 

Подневольные труженики, занятые в сельском хозяйстве, каменоломнях и строительстве грандиозных сооружений, как правило считались самой низшей частью в классе рабов. С другой стороны, рабы в городских семьях обладали бòльшим статусом и ценностью в глазах римлян. Некоторые из них (латинское название этих рабов - dominus) имели даже право владения собственностью. Так называемые vicarius, или "заслуженные" рабы, могли иметь в свою очередь рабов (которых называли ordinarius), но фактически не были собственниками последних, а лишь получали права управления оными. Рабам, за редкими исключениями, запрещалось вступать в брачный союз.

 

4. Кто мог стать рабом в Древнем Риме?

В первую очередь - военнопленные и/или члены их семей.

Нередко - должники, не оплатившие долг в установленный срок.

Законопреступники, осужденные за свои деяния.

Жертвы кораблекрушений, по иронии судьбы спасенные для продажи.

Жертвы пиратских нападений.

Дети, не признанные или проданные родителями за долги.

Беженцы, ставшие жертвами нападений варваров.

Иммигранты, гонимые голодом и невзгодами.

Дети рабов, которые не имели прав свободных граждан по закону.

 

 hello_html_m4de46d9f.jpg

hello_html_63f1cd89.jpg

5. Труд рабов в сельском хозяйстве.

Труд рабов применялся в различных областях жизни римского общества: в сельском хозяйстве, в имении римских землевладельцев, на рудниках и каменоломнях, в домах богатых и знатных римлян, часть рабов становилась гладиаторами.

Марк Порций Катон. Земледелие. Марк Порций Катон (234—149 гг. до н.э.) — видный государственный деятель, оратор и историк. В трактате “Земледелие” он дал описание виллы, типичной для центральной Италии.

Еhello_html_508b2770.jpgсли стояла дождливая погода, то вот работы, которые можно делать и в ливень: мыть долии (сосуды для вина) и осмаливать их, прибирать усадьбу, переносить хлеб, выносить навоз наружу, устраивать навозную кучу, очищать зерно, починять веревки, плести новые; рабам надлежало в это же время заняться починкой своих одеял и плащей. Содержание рабов

Паек рабам. Тем, кто работает в поле: зимой — по 4 модия (8,75 л) пшеницы, в летом — по 4,5.

Вино рабам. По окончании сбора винограда пусть они три месяца пьют ополоски, на четвертый месяц они получают по гемине (0,274 л) на день.

Пhello_html_27e63a99.jpgриварок рабам. Заготовь впрок как можно больше палых маслин. Потом заготовь зрелых — таких, откуда можно получить совсем мало масла. Береги их, чтобы они тянулись как можно дольше. Когда маслины будут : съедены, давай рыбный рассол и уксус. Масла давай на месяц каждому по секстарию (0,547 л), модия соли хватит каждому на год.

Одежда рабам. Туника (рубашка нательная) весом в 3,5 фунта и плащ через год. Всякий раз, когда будешь давать тунику или плащ, возьми сначала старую одежду на лоскутные одеяла. Хорошие деревянные башмаки следует давать через год...

6. Труд рабов в доме рабовладельца.

hello_html_62a59fc1.jpg

Привратники, камердинеры, подавальщики блюд и вин, носильщики и скороходы заполняли огромный дом. Над каждым десятком рабов был поставлен старший, который в свою очередь подчинялся прокуратору. Рабы были на кухне, в бане, на конюшне и в пекарне, снабжавшей дом хлебом. При доме были своя сапожная, портняжная, столярная и другие мастерские. Все они тоже обслуживались рабами. Когда хозяин или хозяйка выходили из дому, их сопровождала целая свита красивых и здоровых рабов — слуг. Во время пиров хозяев и гостей также развлекали рабы: танцоры, музыканты и акробаты. Многочисленность домашних слуг должна была свидетельствовать о богатстве. Знатные римляне любили выставлять своё богатство напоказ.

 Выполняя тяжёлые работы, они никогда не знали отдыха; даже по праздничным дням. 

7. Гладиаторы

hello_html_5a5b42d0.jpg

В Древнем Риме сильных и ловких рабов помещали в особые школы, где обучали владеть оружием. Таких рабов называли гладиаторами. Они должны были сражаться друг с другом на потеху римской публике. В самом Риме и во всех римских городах, провинциях строили амфитеатры – специальные сооружения для гладиаторских боев. На аренах амфитеатров умирали тысячи рабов.

Сhello_html_6803f66c.jpgамый большой амфитеатр был выстроен в Риме в первом веке до н.э.. Он назывался Колизеем и вмещал более 50 тыс. зрителей. В дни представления амфитеатр всегда полон. В первых рядах сидят сенаторы, дамы. Верхние ряды заняты простыми гражданами.

  1. Права рабов

 hello_html_6b5e91c2.jpg

Провинившиеся рабы могли быть проданы школам гладиаторов. Это была суровая степень наказания для рабов-мужчин. Закон запрещал рабовладельцу скармливать неугодного раба хищникам без решения суда. Городские рабы, в отличие от деревенских, имели право посещать таверны, цирки и общественные бани. Однако они должны были носить на шее табличку с указанием владельца и фразы "Арестуйте меня, если убегу, или верните меня в добрый дом моего хозяина". Рабы не имели права исповедовать публично свою религию.

Раб мог получить желанную свободу многими способами, но не все они несли ему свободу в настоящем смысле слова. Простейший пример - раб больной или достигший преклонного по римским меркам возраста, который стал обузой для владельца.

Дарование свободы как акт доброй воли рабовладельца в разные времена осуществлялось по разным законам. Раб мог также выкупить свободу за определенные деньги и предложить свою рабочую силу на бирже труда на базе полученного аттестата. Как ни странно, факт приглашения раба на трапезу, выраженный письменно или устно, означал, что хозяин считает его свободным и равным в правах.

 

Заключение

 

Рабы Рима стали частью его истории. Их количество и этнический потенциал стали одной из причин восхода и упадка великой империи. Вряд ли будет справедливо измерять аршином современности события далекого прошлого. Рабство как явление живо сейчас и будет жить в самых скрытых и уродливых формах долгие десятилетия. Несомненно одно - Рим стал ярчайшим примером эксплуатации человека в примитивных условиях  античного мира, вписав тем самым яркую и запоминающуюся страницу в историю человеческой цивилизации.

 

infourok.ru

Учебный проект Древний Рим.Загадки цивилизации — Iteach

Материал из ИнтеВики — обучающей площадкой для проведения тренингов программы Intel

Автор проекта

Смирнова Ольга Валерьевна

Предмет, класс

История, 5 класс

Краткая аннотация проекта

В проекте на основе исторических источников, литературы, иллюстративного материала учащимися 5 класса исследуются процесс зарождения римской цивилизации, возникновение республики, диктатуры, империи, изучаются достижения культуры Древнего Рима, возникновение христианства и прослеживается, какое влияние оказали древние римляне на развитие мировой истории и культуры. В ходе проекта учащиеся формируют понимание того, как прошлое переплетается с современностью, продолжая существовать во времени

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Как прошлое переплетается с современностью?

Проблемные вопросы учебной темы

Где правда и вымысел в римской истории? Какое влияние оказала Римская цивилизация на дальнейшее развитие человечества? Как возникновение Христианства отразилось на истории Римского государства? Чем отличалась политическая жизнь Рима от политической жизни других государств?

Учебные вопросы

Какова история возникновения Рима? Как местоположение и природные особенности Италии повлияли на занятия населения Италии? Каких богов почитали жители Рима? Что такое республика, диктатура, империя? Как Цезарь захватил власть ? Каков характер власти Октавиана Августа? Какова история возникновения христианства? Каковы моральные нормы Нагорной проповеди? Каково отношение римских властей к христианам? Каково архитектурное наследие римской империи? «Хлеба и зрелищ»-что это за необычное требование?

План проведения проекта

Подготовительная работа Ещё до начала работы над проектом учитель привлекает на свою сторону родителей, проводит родительское собрание, чтобы обеспечить возможную помощь родителей, объяснить им смысл проведения учебного проекта. готовит все необходимые ресурсы. По определенным с помощью учителя детьми темам, дети разбиваются на четыре группы (историки, богословы, искусствоведы, политики) Чтобы задать направление исследований, учитель предлагает ученикам критерии оценивания исследований учащихся (оценки презентации, публикации, вики-статьи). Перед началом исследования учитель организует учебное занятие, на котором ученики обучаются навыкам работы с социальными сервисами (ВикиВики, Гугл, Скрибд), выполняя ряд практических заданий (1 урок). Исследования школьников(2 недели) Учащиеся самостоятельно пытаются ответить на учебные вопросы своей темы. При этом они должны проанализировать исторические источники, найти исторические факты, отвечающие на вопросы исследования, подобрать иллюстративный материал.Поиск информации занимает 2 недели. В поддержку развития навыков 21-го века учитель обеспечивает группы ресурсами, необходимыми для самооценки и отслеживания продвижения работы групп по этапам исследования, предлагает дидактические задания по теме проекта. Также учитель может предложить учащимся ссылки Интернет-ресурсы проекта на сервисе хранения закладок. Обработка информации Проводится совместное обсуждение, обработка информации, составление разных видов работ. Так как класс-творческий, энергичный, мыслящий, то надо дать возможность детям максимально обработать информацию . Оформление результатов работ Учащиеся 5 класса могут еще недостаточно уверенно владеть современными технологиями, поэтому потребуется 2 недели на оформление. Защита проекта (2 ч) Каждая группа выступает с устной презентацией результатов, демонстрируя свои работы в форме презентации, буклета, вики-статьи, политического диспута на форуме, экскурсии по виртуальному музею

Визитная карточка проекта

Визитная карточка проекта Смирновой О.В.

Публикация учителя

Буклет Смирновой О.В..jpg Буклет Смирновой О.В.1.jpg

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

Стартовая презентация учителя

Пример продукта проектной деятельности учащихся

Результаты исследования учащихся в проекте Древний рим .Загадки цивилизации

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

Самоанализ работы в группе

Самооценка

Итоговое оценивание вики-статьи

Таблица оценивания

Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности

Лист достижений

Анкета для участников

Полезные ресурсы

Проекты с аналогичной тематикой

Учебный проект Греки во времени и пространстве

Учебный проект Рим от Муция Сцеволы до Юлия Цезаря

Другие документы

Блог для рефлексии в курсе

wiki.iteach.ru

" Древний Рим" , выполнила ученица 4-Г класса МБОУ"СОШ№24" г. Симферополя Дудник Анжелика

СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ:

«ДРЕВНИЙ РИМ»

подготовила ученица 4 «Г»

класса СОШ № 24

Дудник Анжелика Геннадиевна

г. Симферополь

ОСНОВАНИЕ РИМА

В одном из римских музеев стоит бронзовое изображение волчицы.Учёные говорят, что этой волчице скоро будет две с половиной тысячи лет. В те далёкие времена она стояла на площади древнего Рима и напоминала каждому римлянину о легенде, связанной с основанием его родного города.Рим к этому времени уже стал столицей обширного и могущественного государства, большим, многолюдным и красивым городом. В самых отдалённых уголках Европы, Азии, Африки чувствовалось влияние Рима или, по крайней мере, люди слыхали о нём. Жители Рима гордились тем, что они римские граждане.Римляне хотели понять, как появился их город. Они ничего не знали о его возникновении. Даже тогда, более двух тысяч лет тому назад, история возникновения города Рима затерялась в глубине веков.В наше время, когда уже давно нет ни древнего Рима, ни огромной Римской империи, мы знаем о возникновении города Рима больше, чем сами древние римляне. У нас есть данные современной исторической науки. На помощь ей пришла археология. На протяжении столетий много раскопок велось на территории нынешнего города Рима. Эти раскопки помогли нам понять, как возник и начал развиваться этот город.Мы знаем теперь, что город Рим возник не сразу. Он складывался на протяжении длительного времени. Город зародился на высоких, удобных для обороны холмах, на берегу судоходной реки Тибра, неподалёку от её впадения в море. Это было удобное и безопасное место. Удобное потому, что река и близость моря помогали развитию торговли и связывали город со странами Востока и Грецией. В то же время и морские разбойники (пираты) не могли неожиданно нападать на город.

Раскопки учёных-археологов показали, что первые поселения появились на Палатинском холме около 1000 г. до н. э. Позднее заселяются холмы Авентинский, Капитолийский и другие. Эти поселения постепенно разрастались, сближались друг с другом и, наконец, слились в одно. Когда это произошло, точно установить нельзя. Учёные предполагают, что это было в VIII в. до н. э.Так, в результате длительного исторического развития возник древний город Рим.Интерес к своему прошлому появился у римлян, как и у других народов, тогда, когда они достигли довольно высокой ступени культурного развития. Но настоящей истории своего города римляне не знали. Подлинное знание им заменила легенда. Она возникла с целью объяснить появление города Рима и происхождение его названия. В этой легенде вымысел переплетается с воспоминаниями об отдалённых достоверных исторических событиях.Вот какую легенду мог рассказать каждый римский школьник о волчице и о двух маленьких мальчиках...Когда погибла древняя Троя [1], некоторым защитникам города удалось спастись. Во главе их стоял Энёй. Корабли беглецов долго носились по морским волнам. Наконец ветер пригнал их к берегу. Беглецы увидали широкую реку, впадавшую в море.

Берега реки были покрыты лесами, рощами, кустарником. Солнце освещало плодородную равнину, ясное голубое небо отражалось в водах реки и небольших озёр. Измученные беглецы высадились на берег и решили поселиться здесь. Это был берег Италии, а область называлась Лацием. Сын троянца Энея основал в Лации город и назвал его Альба-Лонга.Прошло много десятилетий. В городе Альба-Лонге правил потомок Энея — Нумитор. Младший брат его — Амулий был коварный и жестокий человек. Амулий ненавидел своего брата — Нумитора. Амулий сам хотел стать правителем. Чтобы достичь этой цели, он не останавливался ни перед чем.В конце концов ему удалось свергнуть Нумитора и сесть на его место. Своего старшего дряхлого и слабого брата Амулий не боялся и оставил его в живых. Он только боялся мести потомков — детей и внуков свергнутого брата. Чтобы уберечь себя от этой опасности, жестокий Амулий приказал убить сына Нумитора, а его дочь Рею Сильвию заставил сделаться жрицей богини Весты [2] — весталкой. Вскоре у Реи Сильвии родились два мальчика-близнеца. Их отцом, как рассказывает легенда, был бог войны Марс.Когда Амулий узнал об этом, он разгневался и испугался. Он боялся, что близнецы — внуки свергнутого им Нумитора — вырастут и будут мстить ему за деда. Амулий приказал казнить Рею Сильвию, а детей её бросить в Тибр.Раб положил детей в корзину и понёс к реке. В это время Тибр разлился и вода ещё продолжала прибывать. Огромные волны с белыми гребнями ходили по реке. Раб побоялся войти в воду. Он поставил корзину на берег, у самой воды, и ушёл. Раб думал:вода поднимется выше, подхватит корзину с близнецами, унесёт их, и они утонут. Вода действительно поднялась, но корзины с детьми не унесла. Она зацепилась за ветви растущего на берегу дерева.Вскоре половодье кончилось. Вода спала, а близнеца выпали из корзины на землю и стали кричать. Этот крик услыхала волчица, пришедшая к реке напиться. Волчица подошла к детям, ласково облизала их и напоила своим молоком.Затем близнецов увидел царский пастух, подобрал их и воспитал. Одного из близнецов он назвал Ромулом, а другого Ремом. Братья занимались гимнастикой, охотились, стали ловкими И сильными воинами. Постепенно они заслужили всеобщее расположение и приобрели широкую известность. К ним стекались пастухи, бродяги и даже беглые рабы. Каждый из братьев составил Себе небольшой отряд. В одной из стычек с пастухами Нумитора Рем попал в плен. Его привели к Нумитору. Тот был поражён мужественным видом юноши и заинтересовался его происхождением. На вопросы Нумитора Рем отвечал:«Раньше мы, близнецы, считали себя сыновьями царского пастуха, но теперь, когда решается вопрос о нашей жизни и смерти, я могу сообщить тебе нечто очень важное. Наше рождение окутано тайной. Невероятные вещи слышал я о нашем воспитании и раннем детстве: нас выкормили звери и птицы, на съедение которым нас бросили, — волчица давала нам своё молоко, дятлы носили нам пищу, когда мы лежали на берегу большой реки».Нумитор стал догадываться, что перед ним его внук, один из детей Реи Сильвии. Скоро его догадка превратилась в уверенность. Пастух, воспитывавший близнецов, узнав, что Рем попал в плен к Нумитору, раскрыл Ромулу тайну их рождения. Ромул поспешил на помощь брату. Он двинулся со своим отрядом к Альба-Лонге. По пути к нему стали сбегаться многие жители города, ненавидевшие жестокого, коварного Амулия. В Альба-Лонге вспыхнуло восстание, во главе которого стали Ромул и Рем. Восставшие убили Амулия. Братья вернули власть своему деду Нумитору. Сами они не пожелали остаться в Альба-Лонге. Вместе с многими собравшимися вокруг них людьми братья решили основать новый город. Они выбрали для нового города то место, где когда-то были выброшены Тибром, — Палатинский холм.Однако вскоре между братьями произошла ссора. Спор возник из-за того, чьим именем назвать новый город, где начать его строить и кому из них править в нём. Они условились выяснить волю богов гаданием по полёту птиц и сели отдельно друг от друга, ожидая благоприятного предзнаменования. Рем первым увидел шесть пролетавших коршунов. Но через несколько мгновений мимо Ромула, при блеске молнии и грохоте грома, пролетело двенадцать коршунов. Братья заспорили. Рем утверждал, что раз к нему первому явились вещие птицы, то преимущество остаётся за ним. Ромул же доказывал, что царём должен быть он: ведь он увидел этих птиц вдвое больше.Спор разгорелся с новой силой. Когда Ромул начал копать ров, которым он хотел окружить стену будущего города. Рем, насмехаясь, перескочил через ров и насыпь. Разгневанный Ромул убил брата и над его трупом воскликнул: «Так будет со всяким, кто осмелится переступить стены моего города!»Затем Ромул приступил к обряду основания города. Он запряг быка и корову в плуг и, погоняя их, провёл глубокую борозду — границу города. Здесь должна была быть воздвигнута городская стена. На месте предполагаемых ворот Ромул приподнимал плуг, поэтому борозда имела перерывы. После этого обряда вся стена считалась священной. Город был назван именем своего основателя, а Ромул стал его первым правителем — рексом...Такова древняя легенда, рассказывающая об основании города Рима.Позднее римские учёные уверяли, что они смогли точно высчитать и определить дату основания города Рима. Это событие, по их словам, произошло 21 апреля 753 г. до н. э. Древние римляне ежегодно праздновали этот день.Мы знаем, что Рим получил своё название не от Ромула, а сама легенда была выдумана, чтобы объяснить возникновение и название города. В этом предании отразились также воспоминания о достоверных, но отдалённых исторических событиях, например, о приблизительном времени возникновения Рима, о связи первых римских поселенцев с городом Альба-Лонгой.Город Альба-Лонга существовал в действительности. Его жители обычно сжигали трупы своих умерших. Раскопки показали, что Такой же обычай существовал и у первых поселенцев Палатинского холма. На этом основании учёные считают, что в то время на месте будущего Рима поселились выходцы из Альба-Лонги. По легенде Ромул основал город на Палатинском холме, то есть именно там, где в действительности появились первые поселенцы. Так, в вымышленном, легендарном рассказе проступают следы подлинных событий римской старины. Сам рассказ об основании Рима — легенда, а Ромул и Рем — мифические личности.Таким же легендарным является рассказ и о дальнейшей жизни, деятельности и смерти Ромула после основания Рима.По преданию, Ромул, основав город, стал рексом. Он окружил себя телохранителями — ликторами. Они ходили с пучками Прутьев, в которые была воткнута секира. Такие пучки назывались фасции. Ими наказывали тех, кто провинился перед правителем.Население Рима было ещё немногочисленно. Чтобы увеличить население города, Ромул охотно принимал к себе беглецов и изгнанников из других городов.Римляне были воинственны. Они часто совершали набеги, из которых возвращались с добычей и пленными. Город рос. Однако в нём было мало женщин. Тогда Ромул направил посольства к соседним племенам с просьбой разрешить их девушкам выходить замуж за римлян. Все соседние племена отказались от этого. Они отвечали, что не хотят иметь никаких дел с беглецами и разбойниками.Ромул решил прибегнуть к хитрости. Он объявил этим племенам, что вскоре в Риме будут происходить празднества. К торжествам делались роскошные приготовления. Предстоящее зрелище привлекло массу людей. Особенно много пришло из соседнего племени — сабинян. Они явились со своими жёнами и детьми. Вскоре начались игры, и, когда внимание присутствующих было отвлечено, Ромул подал заранее условленный знак. По этому :знаку римские юноши бросились в толпу гостей. Каждый из римлян схватил на руки девушку-сабинянку и унёс её в свой дом. Оскорблённые сабиняне удалились с праздника, поклявшись отомстить вероломным римлянам. Между сабинянами и римлянами завязалась ожесточённая борьба.Через некоторое время большое войско сабинян, под предводительством их рекса Тита Тация, подступило к Риму. В узкой долине, расположенной между двумя холмами, произошло решительное сражение. Падали под ударами мечей и стрел убитые и раненые. Вдруг обе сражающиеся стороны услыхали громкие крики и плач женщин. Битва приостановилась — и глазам воинов предстало необычайное зрелище. С воплями и рыданиями, прижимая к себе грудных детей, с распущенными волосами сбегали с холмов похищенные некогда сабинянки. Они бросились в ряды воинов, умоляя своих отцов и мужей прекратить побоище и не делать их сиротами или вдовами. Слезы и мольбы женщин тронули сердца воинов, и они прекратили кровопролитие. Оба предводителя — Ромул и Тит Таций — выступили на середину и заключили мир. Отныне оба племени объединялись под совместным управлением правителя сабинян и правителя римлян. Некоторое время Ромул и Тит Таций (до смерти последнего) правили вместе...Так легенда о похищении сабинянок отразила слияние на территории древнего Рима различных племён. Конечно, это не произошло так быстро, как рассказывает предание, а продолжалось длительное время. Раскопки показали, что наряду с поселенцами на Палатинском холме, сжигавшими, как мы уже знаем, умерших, поселенцы на соседних холмах хоронили мертвецов иначе — зарывали трупы в землю. Многие учёные полагают, что это и были сабиняне, о которых говорят старые римские предания.Таковы легенды, связанные с основанием Рима. Вот почему в одном из римских музеев стоит бронзовое изображение волчицы.

infourok.ru

Искусство Древнего Рима - Курсовой проект

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Характерные признаки древнеримского искусства

1.1. Исторические корни римской культуры

1.2. Римский стиль живописи

Глава 2. Основные направления и разновидность древнеримской живописи

2.1. Фаюмские портреты.

2.2. Монументальная живопись

2.3. Живопись этрусков

2.4. Живопись эпохи республики

2.5. Живопись времени принципата Августа

2.6. Искусство времени Юлиев Клавдиев и Флавиев

Заключение

Библиография

Введение

 

Искусство Древнего Рима с его оригинальными и совершенными памятниками живописи, архитектуры и скульптуры принадлежит к высшим достижениям мировой культуры. Римское изобразительное искусство, подобно искусству греков, составляет неотъемлемую часть художественной системы античности. Границы Римского государства и сферы его влияния были обширны. В орбиту художественных влияний Рима включалось множество разнообразных народов и племён, обладавших своими, подчас сильными художественными традициями. Римское искусство, развиваясь в рамках античной рабовладельческой эпохи, вместе с тем сильно от него отличалось. Становление и формирование культуры римлян происходило в иных исторических условиях. Познание мира римлянами приобретало новые формы. Художественное осмысление жизни римлянами несло на себе печать аналитического отношения. Их искусство воспринимается как более прозаическое в отличие от греческого. Яркой особенностью искусства Рима является его теснейшая связь с жизнью. В художественных памятниках находили отражения многие исторические события. Перемена в общественном строе смена республики империей, смена династий правителей Рима непосредственно влияли на изменения в живописных, скульптурных и архитектурных формах. Именно по этому порой не трудно по стилистическим признакам определить время создания того или иного произведения.

Целью нашей работы является познать каково оно художественное искусство Римской Республики. Для этого рассмотрим живопись Древнего Рима.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- изучить литературу по этому вопросу;

- познакомиться с репродукциями;

- выявить характерные признаки древнеримской живописи.

Множество источников помогут нам в этой задаче. Так прежде всего “История искусств” под редакцией А. Воротникова, О. Горшковоза, О. Еркина. Также “История культуры Древнего Рима и Греции” перевод с польского В. К. Ронина.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и литературы.

Глава 1. Характерные признаки древнеримского искусства

1.1. Исторические корни римской культуры

К концу VI в. до н.э. Рим, история которого началась с небольшой родовой общины на Тибре, стал аристократической республикой. Республиканский период явился временем становления римской культуры.

В IV-III вв. до н. э. Рим сумел подчинить себе весь Апеннинский полуостров, в III-II вв. римляне разбили Карфаген, завоевали Грецию и все Восточное Средиземноморье. Завоеватели и солдаты, римляне создали мощное военно-административное государство, ввели твердую упорядоченность в свой быт, напоминавший быт казармы. Постоянный приток рабов из пленных давал дешевую рабочую силу. Римская республика патрициев и плебеев превратилась очень скоро в могущественную рабовладельческую державу древнего мира. Но на протяжении всей истории существования Римскую республику сотрясали восстания рабов, гражданские войны, борьба за власть, что и привело к падению республики и возникновению империи.

Римляне, как греки и этруски, были язычниками. Но их религия, а отсюда и художественная фантазия была прозаичнее греческой, их мировосприятие - более практичным и трезвым. От этрусков они заимствовали многие религиозные представления и обычаи, более суровые, чем греческие, а также некоторые основы строительной техники. Уже в эпоху республики римляне создали свой прекрасный театр, острую комедию, мемуарную литературу, строгие исторические сочинения, выработали кодекс законов (римское право явилось основой всей европейской юриспруденции). После завоевания Римом Греции началось более тесное знакомство с греческим искусством, которое римляне почитали за образец.

Во II в. до н. э. греческий язык стал обычным в высшем обществе. Произведения греческого искусства, прекрасные греческие статуи заполнили общественные здания Рима, жилые дома, загородные виллы. Тогда и появилось помимо подлинников много копий с прославленных греческих произведений Мирона, Фидия, Поликлета, Праксителя, Скопаса, Лисиппа. Но поэтического вдохновения греческого искусства, самого отношения к художнику как избраннику богов, наделивших его талантом, в Риме не было никогда. Римское искусство всегда было более утилитарным.

Утилитарность мышления римлян сказалась и в архитектуре. Вслед за этрусками римляне построили прежде всего прекрасные дороги. По древнейшей из них, Аппиевой (ее строительство в IVв. до н. э. начал Аппий Клавдий), римские легионеры шли на завоевание государств Средиземноморья.

С конца I в. до н.э. с угасанием эллинистических государств ведущее значение в античном мире приобретает римское искусство. Впитав в себя многое из достижений культуры и искусства Греции, оно воплотило их в художественной практике колоссальной римской державы. В основе римской художественной культуры лежат точность и историзм мышления, далекие от возвышенной поэтики мифотворчества греков.

www.studsell.com

Учебный проект Цивилизация Древнего Рима — Rtwiki.iteach.ru

Автор проекта

Григорьева Зоя Александровна

Тема проекта

Цивилизация Древнего Рима

Класс, предмет

5 класс, история Древнего Мира

Краткая аннотация проекта

История Древнего Мира 5 класс.

ОПВ «Что могут изменить войны?».

В проекте на основе исторических источников, литературы, карт, иллюстративного материала учащимися 5 класса исследуются процесс зарождения римской цивилизации, формирование римской армии, причины, ход, последствия и значение римских завоеваний Средиземноморья, изучаются достижения военных походов Древнего Рима и прослеживается, какое влияние оказали войны древних римлян на развитие римской цивилизации. В ходе проекта учащиеся формируют понимание того, как цивилизация Древнего Рима расширяла свое пространство ,как развивалось государство . В ходе учебного проекта учащиеся должны знать этапы развития Древнего Рима, знать важные даты , понятия и факты .

Учебный проект рассчитан на 7 учебных часов. В работе участвуют все учащиеся класса.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Что могут изменить войны?

Проблемные вопросы

1.Благодаря чему римлянам удалось так быстро подчинить огромную страну своему городу?

2.Что принесли завоевания римлянам- победителям радость или горе?

3.Римская империя – это монархия или республика?

Учебные вопросы

Вопрос этрускам

1.Когда была установлена республика в Риме?

2.Кого называли в Риме патрициями и плебеями?

3.Причины изгнания из Рима последнего царя?

4.Особенности устройства римской республике при первом консуле ?

5. В чем отличия римской армии от греческой?

Вопрос италийцам

6.Сколько лет прошло между нашествием на Рим галлов и высадкой войск Пирра в Италии ?

7.Какие черты характера римлян проявились в период борьбы с Карфагеном?

8. Каковы причины победы римлян в 1-ой и 2-ой Пунической войне?

9.Какие цели преследовали римляне в войне с Македонией?

10.Почему Риму удалось овладеть Восточным Средиземноморьем?

Вопрос латинам

11.Какие проблемы возникли перед государством в результате его завоеваний?

12.Почему сенат не разрешил Тиберию Гракху предлагать земельный закон в народном собрании?

13.Какое значение для дальнейшей истории Рима имело появление новой армии?

14.В чем причины поражения восстания Спартака?

15.Какое значение для захвата власти Цезарем имела война в Галлии?

Визитная карточка проекта

визитка

Публикация учителя

Григорьева 1.jpg Григорьева 2.jpg

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

Посмотреть презентацию

Пример продукта проектной деятельности учащихся

Исследование Благодаря чему римлянам удалось так быстро подчинить огромную страну своему городу?

Исследование Что принесли завоевания римлянам- победителям радость или горе?

Исследование Римская империя – это монархия или республика?

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

итоговая рефлексия

Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности

Полезные ресурсы

Печатные источники:

  • Смирнов С.Г. Задачник по истории древнего мира. – М., 1994.
  • Данилов Д.Д., Сизова Е.В. Всеобщая история. Древний мир. Учебник для 5-го класса. - М.: Баласс, 2006.
  • Волобуев О.В., Шестаков А.В. История древнего мира в художественно-исторических образах. Хрестоматия. – М. 1978.

Адреса сайтов:

rtwiki.iteach.ru


Смотрите также