Древний рим план. Тематический план возникновение государства в Древнем Риме. Римская республика
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

ДРЕВНИЙ РИМ Возникновение Римского государства ПЛАН УРОКА. Древний рим план


Тематический план возникновение государства в Древнем Риме. Римская республика

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО РИМАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

  1. Возникновение государства в Древнем Риме.
  2. Римская республика.
  3. Падение республики и переход к империи.
  4. Римская империя.
  5. Право Древнего Рима.

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ МОДУЛЯСложившись как государство-город, Древний Рим за почти тысячелетие своего существования превратился в громадную мировую державу, распространившую свое господство на страны Средиземного моря, Балканского полуострова, Западной Европы.

История государства в Древнем Риме делится на три основных периода:

  1. Период возникновения государства («период царей») – 753 – 509 гг. до н.э. В этот период (правило шесть царей) происходит разложение родоплеменных отношений и появляются зачатки государства.
  2. Период республики – 509 – 27 гг. до н.э. Это период расцвета рабовладельческих отношений.
  3. Период империи – 27 г. до н.э. – 476 г. н.э. Он подразделяется на два этапа – принципат и доминат.
На последнем этапе Римское государство было разделено на Западную и Восточную империю. Западная Римская империя в 476 г. н.э. была разгромлена германскими племенами, а Восточная (Византия) просуществовала еще почти тысячу лет.
  1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА В ДРЕВНЕМ РИМЕ

Время основания г. Рима, которое историческая традиция относит к 753 г. до н.э., характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у р. Тибр. Объединение трех племен (латин, сабин и этрусков) привело к образованию в Риме общины. Члены старейших римских родов назывались патрициями.

Благоприятные для скотоводства и земледелия климатические условия, выгодное с точки зрения обмена и торговли географическое положение привлекали в Рим пришлое население из соседних племен. Однако ограниченность земельного фонда в этих условиях поставило под угрозу само благосостояние общины. Естественным результатом, позволявшим хотя бы временно разрешить возникшее противоречие, было превращение общины в замкнутую организацию, не допускавшую в свой состав новых родов или лиц и защищавшую права только своих членов. Оказавшееся вне римской родовой общины пришлое население получило название плебса. Плебеи оставались свободными, но были ограничены в имущественных и личных правах.

Внутренняя организация римской общины была типичной для военной демократии. Во главе общины стоял выборный вождь рекс (царь). Он избирался специальным уполномоченным народным собранием и после обряда инаугурации получал полный царский империум, т.е. высшие властные полномочия в римской империи. Царь командовал войсками, осуществлял руководство повседневным управлением в общине и считался посредником между богами и римским народом.

Органом управления был Совет старейшин, или сенат. Он являлся высшей властью между народными собраниями. Должность сенатора была пожизненной.

В народное собрание входили все взрослые мужчины, способные нести воинскую службу. Оно обладало правом, как уже отмечалось, выбираемого им царя высшей властью. Собрание также утверждало все принимаемые законы.

В организации римской общины привлекает внимание ее стройность. В общину ходило 300 родов, которые объединялись в 30 курий. Последние в свою очередь входили в три трибы. Каждая курия в народном собрании была представлена только воинами (100 пеших и 10 конных) и имела один голос.

Военизированный характер римской родовой общины позволял ей какое-то время поддерживать замкнутый характер. Однако со временем в связи с ростом численности плебса и постепенной его имущественной дифференциацией беднеющая часть плебса становилась все более опасной силой для римской общины.

Положение осложнялось и тем, что римляне были вынуждены привлекать плебеев к участию в военных походах. Плебеи начали борьбу за уравнение в правах с членами ослабленной внутренними противоречиями римской родовой общины.

Они боролись прежде всего за право участвовать: а) в разделе общинного земельного фонда и б) в управлении общими делами. Борьба закончилась победой плебеев, разрушивших замкнутую римскую родовую организацию и расчистивших тем самым путь к образованию государства.

Историческая традиция связывает закрепление победы плебеев и возникновение государства в Древнем Риме с реформами Сервия Туллия, относимыми к VI в. до н.э.

Реформы рекса Сервия Туллия положили в основу общественной организации Рима имущественный и территориальный принципы.

Все свободное население Рима было разделено на шесть имущественных разрядов. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек.

Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии – сотни. Общее число центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий. Наиболее важным в этой части реформ было то, что центурии стали не только военной, но и политической единицей.

Вторая часть реформ – деление свободного населения по территориальному принципу – усилили процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытной организации. В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранилось старое название племен – трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней и подчинявшиеся ее старосте.

Реформы Сервия Туллия завершили процесс ломки основ родового строя, заменив его новым социально-политическим устройством, основанным на территориальном делении и имущественных различиях. Военная демократия уступила место публичной власти. Реформы Сервия Туллия допустили плебеев к участию в народных собраниях.

Оценивая реформы Сервия Туллия, Ф.Энгельс писал, что плебеи благодаря им стали частью римского народа, а позже окончательно были уравнены в правах с патрициями. После осуществления реформ Сервия Туллия, еще до изгнания последнего царя, до провозглашения республики, был разрушен древний общественный строй римлян, который покоился на кровных узах, а вместо него было создано новое государственное устройство, основанное на территориальном делении населения и имущественных различиях.

И после реформ Сервия Туллия борьба плебеев за уравнение в правах с патрициями продолжалась еще долго. В V в. до н.э. плебеи добились успеха в ограничении произвола должностных лиц, которые по-прежнему были патрициями. В этих целях в 494 г. до н.э. была учреждена должность плебейского трибуна.

Плебейские трибуны, избиравшиеся плебеями в количестве до 10 человек, не имели управленческой власти, но обладали правом veto.

Важным достижением плебеев явилось издание в 451 – 450 гг. до н.э. Законов XII таблиц, которые почти полностью уравняли плебеев с патрициями в гражданских правах.

Завершением борьбы плебеев за равноправие считается принятие в 287 г. до н.э. закона Гортензия, по которому решения плебейских собраний по трибам получили такую же силу закона, как и решения центуриатных собраний.

  1. РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Правовое положение населения

В 509 г. до н.э. в Риме после изгнания последнего (седьмого) рекса Тарквиния Гордого установилась аристократическая республика. Функции царя перешли к высшему должностному лицу – консулу и сенату.

Основным социальным делением в Риме было деление на свободных и рабов. Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы: имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев) и мелких производителей (земледельцев и ремесленников), составлявших большинство общества. К последним примыкала городская беднота.

Правовое положение личности в Риме характеризовалось тремя статусами – свободы, гражданства и семьи. Только лицо, обладавшее всеми этими статусами, имело полную правоспособность. Полноправный гражданин имел право участвовать в народном собрании, занимать государственные должности, вступать в римский брак и участвовать в имущественных правоотношениях.

По статусу свободы все население делилось на свободных и рабов. Полноправным мог быть только свободный.

Рабы в период республики превращаются в основной угнетенный и эксплуатируемый класс. Главным источником рабства был военный плен.

По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граждан и иностранцев (перегринов). Полную правоспособность могли иметь только свободнорожденные римские граждане. К гражданам относились также вольноотпущенники, но они оставались клиентами бывших хозяев и были ограничены в правах.

По мере имущественной дифференциации в среде рабовладельцев возникают привилегированные сословия нобилей и всадников. Нобили составляли высшее сословие. Сюда входили самые знатные патрицианские и богатые плебейские роды. Сословие всадников образовалось из торгово-финансовой знати и землевладельцев средней руки.

Перегрины также относились к категории свободных, однако они не имели прав римских граждан. К ним относились свободные жители провинций – стран, находившихся вне Италии и завоеванных Римом, а также свободные граждане иностранных государств. Статус семьи означал, что полной политической и имущественной правоспособностью пользовались только главы римских семей – домовладыки. Остальные члены семьи считались находившимися под его властью. Последний был лицом «собственного права», члены же его семьи назывались лицами «чужого права» – права домовладыки.

Государственный строй Рима в период республики был достаточно прост. В отличие от рабовладельческой демократии в Афинах Римская республика была аристократической, обеспечивающей привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев, что отразилось на полномочиях и взаимоотношениях государственных органов. Ими являлись народные собрания, сенат и магистратура. Хотя народные собрания считались органами власти римского народа и были олицетворением свойственной полису демократии, но фактически управляли государством сенат и магистраты.

В Римской республике существовали и различались три вида народных собраний – центуриатные, трибутные и куриатные.

Главную роль играли центуриатные собрания. Они состояли из представителей аристократических и богатых кругов рабовладельцев. В их компетенцию входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензуров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

Трибутные собрания делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Плебейские собрания, кроме того, избирали плебейского трибуна, а с III в до н.э. получили право принятия законов, что привело к росту их значения в политической жизни Рима.

Куриатные собрания были древнейшей формой народных собраний. Их роль постепенно ослабевала. После реформ Серия Туллия они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и, в конце концов, были заменены собранием 30 представителей курий – ликторов.

Народные собрания в Риме созывались по усмотрению должностного лица – магистрата, который мог прервать собрание и перенести его на другой день. Он же председательствовал в нем и объявлял вопросы, подлежащие решению. Участники собрания не могли изменять внесенные предложения. Голосование по ним было открытым и только в конце республиканского периода было введено тайное голосование.

Важнейшую роль в государственном механизме Римской республики играл сенат. Сенаторы (вначале их было 300, по числу патрицианских родов, а в I. до н.э. число сенаторов было увеличено сначала до 600, а затем до 900) не избирались. Специальные должностные лица – цензоры, распределявшие граждан по центуриям и трибам, раз в пять лет составляли списки сенаторов и богатых семей, уже занимавших, как правило, высшие государственные должности.

Формально сенат был совещательным органом и его постановления назывались сенатус-консульты. Но компетенция сената в действительности была обширной. Он контролировал законодательную деятельность центуриатных и плебейских собраний, утверждал их решения, предварительно рассматривал (и отвергал) законопроекты, контролировал должностных лиц. В его распоряжении находилась казна государства. Он же занимался и внешнеполитическими вопросами. В чрезвычайных ситуациях сенат мог принять решение об установлении диктатуры. Его полномочия возвышались не только над консульскими, но и над полномочиями диктатора.

Магистратурами в Риме именовались государственные должности. Магистраты (должностные лица) избирались центуриатными или трибутными собраниями на один год. Это правило не распространялось на диктаторов, срок полномочий которых не мог превышать шести месяцев. Вышестоящий магистрат мог отменить решение низшего. Власть магистрата подразделялась на высшую (imperium) и общую (potestas).

Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстраординарные (чрезвычайные). К ординарным магистратурам относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др.

Консулы (в Риме их избиралось два) были высшими магистратами и возглавляли всю систему магистратур. Преторы появились в середине IV в. до н.э. в качестве помощников консулов. Вначале избирался один претор, затем два, один из которых рассматривал дела римских граждан (городской претор), другой – дела с участием иностранцев (претор перегринов). Постепенно число преторов увеличилось до восьми.

Два цензора избирались раз в пять лет для составления списков римских граждан, распределения их по трибам и разрядам и для составления списка сенаторов. Кроме того, к их компетенции относились наблюдения за нравственностью и издание соответствующих эдиктов (указов).

Квесторы, бывшие сначала помощниками консулов без специальной компетенции, со времени стали ведать (под контролем сената) финансовыми расходами и расследованием некоторых уголовных дел.

Эдилы наблюдали за общественным порядком в городе, торговлей на рынке, организовывали праздненства и зрелища.

Особое место среди магистратов занимали плебейские трибуны. Их право veto играло большую роль в период завершения борьбы плебеев за равноправие. Затем по мере увеличения роли сената, активность плебейских трибунов пошла на убыль, а попытка Гая Гракха во II в. до н.э. усилить ее окончилась крахом.

Экстраординарные магистратуры создавались только в чрезвычайных обстоятельствах – тяжелая война, серьезные внутренние беспорядки. Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью.

Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. Однако в период кризиса республики это правило было нарушено и появились даже пожизненные диктаторы (диктатура Суллы).

Армия. Военная организация Рима сыграла очень большую роль в его истории. Первоначально не было постоянной армии. Все граждане от 18 до 60 лет, обладавшие имущественным цензом, были обязаны участвовать в военных действиях.

Затем в армии появились добровольцы (с 405 г. до н.э.), которым стали платить жалованье. Постепенно армия превратилась в постоянную организацию, что вызвало недовольство крестьянства. Оно во время войн отвлекалось от своих хозяйств, в результате чего они приходили в упадок.

Назрела необходимость реорганизации армии. Она была проведена Марием в 107 г. до н.э.

Военная реформа Мария, сохранив воинскую повинность римских граждан, допустила набор добровольцев, получавших вооружение и жалование от государства. Кроме того, легионерам полагалась часть военной добычи, а с I в. до н.э. ветераны могли получать земли в Африке, Галии и Италии. Реформа существенно изменила социальный состав армии – большую ее часть составляли выходцы из малоимущих и неимущих слоев населения, чье недовольство собственным положением и существующими порядками нарастало. При Сулле армия впервые в римской истории выступила против существующей власти и свергла ее. Впервые римская армия взяла Рим и впервые вошла в него, хотя по древней традиции ношение оружия и появление войска в городе запрещалось.

  1. ПАДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ И ПЕРЕХОД К ИМПЕРИИ

Успешная завоевательная политика, превратившая Средиземное море во внутреннее море Римского государства, подчинившая ему Западную Европу до Рейна, поставила перед Римом новые сложные военные и политические проблемы подавления завоеванных народов, обеспечения управления ими.

Рим вступил в период кризиса, который коснулся прежде всего существовавших политических учреждений – устаревшей полисной формы государственного устройства, аристократического политического режима правления нобилей, республиканской формы правления, создававшей лишь видимость власти «римского народа». Возникла объективная потребность их перестройки, приспособления к новым историческим условиям.

При завоевании Италии в V – IV вв. до н.э. Рим стремился прежде всего к конфискации земель, так как это, по существу, относилось к экономическим условиям самой общины Рима – земледельческой, нуждавшейся с ростом населения в расширении земельных владений.

Однако войны во II – I вв. до н.э. привели к резкому увеличению рабов в Риме. Значительная их часть эксплуатировалась в крупных земледельческих латифундиях с крайне тяжелыми условиями труда, существования и жестоким террористическим режимом. Это привело к мощным восстаниям рабов. Особенно большой размах имели восстания в Сицилии во II в до н.э. и под руководством Спартака в 74 – 70 гг. до н.э. Они поставили под угрозу само существование Римского государства.

Параллельно с восстаниями рабов и вслед за ними вспыхивают гражданские и союзнические войны, вызванные борьбой за власть между группировками господствующего класса, противоречиями между ним и мелкими производителями, а также значительно возросшей массой люмпен – пролетариев, которые получали незначительную материальную помощь от государства. Рост числа люмпенов становился убедительным свидетельством общей деградации свободных.

Экономическое и политическое засилие нобилей вызвало во II в. до н.э. широкое движение протеста неимущего населения, возглавляемое братьями Тиберием и Гаем Гракхами. Гракхи стремились: а) ограничить крупное землевладение знати и б) за счет этого создать земельный фонд для наделения землей мелких землевладельцев, а также в) ослабить власть оплата знати – сената и г) восстановить потерявшую былое значение власть народного собрания и народного трибуна.

Став трибуном, Тиберий Гракх сумел через народное собрание провести в 133 году до н.э. Аграрный закон, который ограничил максимальный размер земли, получаемый от государства. За счет изымаемых излишков создавался земельный фонд, который распределялся между безземельными и малоземельными гражданами. Эти участки становились неотчуждаемыми, что должно было способствовать предотвращению обезземеливания крестьян. Несмотря на убийство Тиберия Гракха, его реформа начала осуществляться.

Его брат Гай Гракх, избранный трибуном, продолжил реформы. Он провел законы, которые ослабляли политическое влияние знати. Среди них – введение тайного голосования в сенате, право народного трибуна избираться на следующий срок. В 123 – 122 гг. до н.э. провел законы о создании в провинциях колоний римских граждан с наделением их землей и о продаже зерна из государственных складов по очень низким ценам. Последний закон ограничил право сената распоряжаться государственными расходами. Финансирование продажи зерна переходило к народному собранию, в связи с чем роль народного собрания значительно возросла.

Была проведена и военная реформа. В соответствии с ней отменялась военная обязанность для граждан, достигших 46-летнего возврата, воины стали получать жалованье и вооружение от государства и могли обжаловать приговор о смертной казни в народном собрании, было ограничено число обязательных для римских граждан военных походов. В пользу всадников был изменен порядок откупа налогов с провинцией.

Однако провал законопроекта о предоставлении прав римских граждан свободным жителям Италии, которые считались союзниками Рима, вызвал серьезное недовольство союзников. В этих условиях Гай Гракх вынужден был сложить с себя полномочия трибуна и в 122 г. до н.э. был убит. Обострившееся политическое положение привело к союзническим войнам, которые значительно осложнили положение Рима.

В результате Союзнической войны 91 – 88 гг. до н.э. жителям Италии удалось уравняться в правах с римскими гражданами. Но это не ослабило политическое напряжение в Риме.

Крайнее обострение политической ситуации в Риме, вызванное восстанием рабов, недовольством землевладельцев, чьи хозяйства приходят в упадок, союзнические и гражданские войны потребовали усиления центральной государственной власти. Наиболее важная попытка была предпринята в период диктатуры Суллы (83- 79 гг. до н.э.). Опираясь на верные ему легионы, Сулла заставил сенат назначить его диктатором на неопределенное время. Он приказал составить списки своих противников, которые подлежали смерти, а их имущество конфискации. Сулла увеличил число сенаторов, упразднил должность цензора, пополнил сенат своими сторонниками и расширил его компетенцию. Он ограничил власть трибуна (его предложения должны были предварительно обсуждаться сенатом) и компетенцию народного собрания, из ведения которого были изъяты судебные полномочия и контроль за финансами. Контроль за финансами был возвращен сенату.

Установление пожизненной диктатуры вызвало стремление господствующего класса выйти из кризисной ситуации путем установления сильной единоличной власти. Оно же показало, что попытки приспособить старую государственную форму к новым историческим условиям обречены на неудачу (реформы Суллы были отменены Помпеем и Крассом).

Необходимость выйти из острого политического кризиса, вызванного крайним обострением классовой борьбы, неприспособленность старой государственной формы к новым историческим условиям и переход к наемной армии были основными причинами падения полисно-республиканского строя в Риме и установления военно-диктаторского режима.

Через короткий промежуток времени после диктатуры Суллы власть захватывает первый триумвират (Помпей, Красс, Цезарь). После него устанавливается диктатура Цезаря, получившего в 45 г. до н.э. титул императора. Затем образуется второй триумвират (Антоний, Лепид, Октавиан) с неограниченными полномочиями «для устроения государства». После распада триумвирата и победы над Антонием Октавиан получает звание императора и пожизненные права народного трибуна, а в 27 г. до н.э. – полномочия на управление государством и почетный титул Августа (Божественного). Эта дата и считается началом нового периода истории Римского государства – периода империи.

  1. РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ

Установление военно-диктаторского режима, завершившее период гражданских войн, стабилизировало ситуацию в Риме, позволило преодолеть острый политический кризис. Рабовладельческий строй достиг кульминации в своем развитии. Закрепились социальные изменения, происходившие в последние века существования республики, возникли новые классовые и социальные противоречия.

Развилась социальная и сословная дифференциация свободных. Произошли изменения и в положении рабов. Рабский труд как основа производства требовал постоянного притока новой рабской силы. Однако эпоха успешных завоевательных войн ушла в прошлое, и военный плен, бывший ранее основным источником пополнения численности рабов, перестал быть таковым.

В период империи сохранилась прослойка свободных мелких производителей в городе и сельской местности, увеличилось число земледельцев из воинов – ветеранов, получивших земельные наделы. Однако положение этих слоев населения становилось все более неустойчивым и привело во II – III вв. н.э. к распространению самопродажи в рабство и особенно колоната. Колоны превратились в людей, зависимых от землевладельцев, и были навечно прикреплены к земле.

p.120-bal.ru

ДРЕВНИЙ РИМ Возникновение Римского государства ПЛАН УРОКА

ДРЕВНИЙ РИМ. Возникновение Римского государства ДРЕВНИЙ РИМ. Возникновение Римского государства

ПЛАН УРОКА: 1. Основание Рима. 2. Царский период Римской истории. 3. Римская республика. 4. ПЛАН УРОКА: 1. Основание Рима. 2. Царский период Римской истории. 3. Римская республика. 4. Патриции и плебеи.

1. Образование Рима. Легенду об основании Рима большинство современных историков считают вымыслом. ? Внимательно 1. Образование Рима. Легенду об основании Рима большинство современных историков считают вымыслом. ? Внимательно прочтите текст легенды (с. 142) и ответьте на вопрос: Какой смысл могли вкладывать в нее древние жители города?

1. Основание Рима. Виминал Квиринал Капитолий Эсквилин Палатин Авентин Целий Легендарной датой основания Рима 1. Основание Рима. Виминал Квиринал Капитолий Эсквилин Палатин Авентин Целий Легендарной датой основания Рима является 753 год до Р. Х. Однако поселения на месте Рима существовали задолго до этой даты. На левом берегу Тибра на возвышенных холмах существовали поселения, объединившиеся впоследствии в один город.

1. Основание Рима. Древнейшие римляне жили в примитивных домах из ивовых прутьев обмазанных глиной. 1. Основание Рима. Древнейшие римляне жили в примитивных домах из ивовых прутьев обмазанных глиной. Рядом находились сад и огород, а за пределами города - поля и пастбища. В результате постоянных войн с соседними городами римляне расширяли подвластную территорию.

1. Основание Рима. Римляне занимались земледелием и выращивали: пшеницу, ячмень, виноград, лен. В Риме 1. Основание Рима. Римляне занимались земледелием и выращивали: пшеницу, ячмень, виноград, лен. В Риме развивалось животноводство, римляне разводили коров и свиней, коней и ослов.

1. Основание Рима. Жители Рима были искусными ремесленниками: кузнецами, ткачами, гончарами. Огромного размаха достигло 1. Основание Рима. Жители Рима были искусными ремесленниками: кузнецами, ткачами, гончарами. Огромного размаха достигло хлебопечение- по всей Латинии были разбросаны мельницы и хлебные печи. Несколько древнейших мельниц сохранились до сих пор в рабочем состоянии.

2. Царский период римской истории (753 -509 гг. до Р. Х. ) Римом правило 2. Царский период римской истории (753 -509 гг. до Р. Х. ) Римом правило семь царей: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Ромул Нума Помпилий Тулл Гостилий Анк Марций Тарквиний Древний Сервий Тулий Таквиний Гордый

Царский период римской истории. Рим с высоты птичьего полета В период правления царей Рим Царский период римской истории. Рим с высоты птичьего полета В период правления царей Рим превратился в настоящий город. В городе появилась рыночная площадь – форум. На самом обрывистом холме, Капитолии, возвели крепость, в которой находились главные храмы. Для защиты от врагов город окружили крепкими стенами.

3. Римская республика: 2 консула l l 1. Объявлял войну и заключал мир; 2. 3. Римская республика: 2 консула l l 1. Объявлял войну и заключал мир; 2. Руководил повседневной политикой государства; В 509 г. до Р. Х. произошло изгнание из Рима последнего царя. В Риме установился республиканский строй – т. е. государством управляли избираемые на свои посты чиновники.

3. Римская республика: Высший орган, состоял из мужчин РОД Совет старейшин родов В случае, 3. Римская республика: Высший орган, состоял из мужчин РОД Совет старейшин родов В случае, когда государству угрожала чрезвычайная опасность, сенат и консулы назначали на полгода диктатора, наделявшегося на этот период неограниченной властью.

4. Патриции и плебеи. Потомки древних жителей Рима Плебеи Переселенцы из других областей Италии 4. Патриции и плебеи. Потомки древних жителей Рима Плебеи Переселенцы из других областей Италии 2 народных трибуна К 287 г. до Р. Х. плебеи получили равные права с патрициями.

present5.com

урок ДРЕВНИЙ РИМ.docx - План урока по курсу Всемирная ...

4охватило стремление к приобретению богатства, долгом чести и совести считалосьаккуратно вести свои денежные дела и увеличивать, а не проживать полученноенаследство. В результате Пунических войн и других военных походов римская общиназначительно расширила свои земельные владения, следствием чего явились новые формыэкономической деятельности. Многие завоеванные и конфискованные земли былималоплодородными и, как для правительства, так и для колонистов­крестьян, могли статьслишком дорогим удовольствием. По этой причине правящий класс открыл просторчастному предпринимательству: желающим предоставили возможность разрабатыватьпустующую землю с условием ежегодно вносить в казну десятину с посева, одну пятуючасть с посадок и сбор с числа голов скота, выгонявшегося на пастбища. Следствием этогопроцесса были такие явления, как рост крупного землевладения, рост числа безземельных,составивших армию батраков, и появление такого крупного социального и экономическогофактора, как рабовладение: привозные рабы как результат завоеваний.Основным типом рабовладельческого хозяйства стали виллы (площадью 25­100 га),где работало несколько десятков рабов. Их хозяйство было многоотраслевым,интенсивным. Виллы размещались вблизи городов, куда сбывали часть своего урожая.Вилла как форма организации хозяйства имела преимущества по сравнению с мелкимкрестьянским хозяйством – здесь применялась кооперация труда, труд был лучшеорганизован, использовались разнообразные орудия и применялись передовыеагрономические методы.Во II в. до н.э. в Риме возникли латифундии – крупные, главным образомскотоводческие, хозяйства римской знати, основанные на рабском труде. Владельцаминовой государственной земли стали в основном римские нобили, к пользованию казеннойземлей был допущен и второй имущественный разряд – всадники, люди чисто городских иторговых профессий, теснившиеся на торгах для получения аренды. В аренду сдавалисьсолеварни, леса, дегтярные предприятия. Вместе с тем шел процесс скупки мелкихвладений и превращения их в большие фермы с целостной экономической организацией.Появляются агрономические трактаты, римляне переводят карфагенских авторов,пользуясь их сельскохозяйственными уроками. С этого времени становится известнымсочинение римского политического деятеля Катона (II в. до н.э.) «Об агрокультуре»,которое известный историк XX в. Р. Виппер оценил следующим образом: «В немотражается эта новая для Италии жажда земли, не крестьянская, не лично­трудовая, апомещичья, предпринимательская, отражается взгляд капиталиста, который уже строит наземельном хозяйстве сложный бюджет».Хотя к концу II в. до н.э. Рим и превратился в великую мировую державу, онклонился к упадку, поскольку с развитием крупного землевладения, использовавшимколоссально развитый невольничий труд, в корне был разрушен фактор, на которыйиздавна опиралось государство: хозяйство мелких землевладельцев. Во всех отрасляхдеятельности применялся труд рабов, которые занимались ремеслами, руководилибольшими предприятиями своих господ, учили детей, управляли банковскими операциями.Количество их было огромно, а положение крайне тяжелым. С начала II в. до н.э. в Италиинепрерывно происходят восстания рабов: 134­132 гг. до н.э. – восстание в Сицилии, былоказнено свыше 20000 человек, 73­71 гг. до н.э. – восстание под руководством Спартака,было казнено более 6000 человек.Однако угроза государству была не в бунтах рабов, а в падении класса мелкихсобственников, развивавшегося параллельно с усилением рабства. Римское правительствовсегда поддерживало мелкое землевладение путем раздачи неимущим вновь приобретеннойземли, однако, после Пунических войн этот процесс замедлился и число полноправныхримских граждан уменьшилось.

znanio.ru

План урока 5 класс - тема "Древнейший Рим"

  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  1. Зарождение Древнейшего Рима в мифах и легендах

Повествование:

История Древнего Рима насчитывает почти двенадцать столетий. Именно с древних легенд и начинается его история. – Как вы понимаете, что означает слово легенда? - Имеет ли легенда что-то общее со сказками или историями? - Знаете ли вы какие-нибудь легенды?

Объяснение:

Легенда – фантастический рассказ, предание о каком-либо событии или лице.

Рассказ:

Знаете ли вы о том, что существуют легенды о Древнем Риме. Многие древнеримские легенды связывали основание Рима с Троянской войной. Одна из них гласит, что сын богини Афродиты Эней уцелел при разрушении Трои. Он бежал и после долгих странствований прибыл к берегам Лация, где правил тогда Латин. Он дружески принял Энея и выдал за: него замуж свою дочь. Один из потомков Энея, царь Нумитор, был свергнут своим братом Амулием, который принудил его дочь Рею Сильвию стать весталкой.

Объяснение:

Весталки - жрицы богини Весты, покровительницы домашнего очага. Они избирались из молодых девушек и должны были прослужить богине тридцать лет: первое десятилетие они обучались служению, второе — служили, третье — обучали молодых весталок.

- А как называли в Древней Греции покровительницу домашнего очага?

Введение новой даты:

Основание же Рима можно также считать с 753 г. до н.э, когда его основал будучи первым царём – Ромул. Однако и здесь есть своя легенда.

Рассказ (сюжетное повествование)с опорой на картины:

Ромул и его брат Рем были сыновья — великого бога Марса его жены Реи Сильвии. После рождения Амулий приказал бросить близнецов в в Тибр. Но рабы, которым это было поручено, оставили корзину с близнецами на мелком месте, так как из-за разлива реки им трудно было подойти к глубокой воде. На плач близнецов прибежала волчица, которая ежедневно приходила и кормила их своим молоком. Но у волчицы были собственные дети, и случалось, что у нее оставалось очень мало молока. Тогда прилетал дятел, птица Марса, и бросал мальчикам фрукты и лесные ягоды. Затем воспитателем детей стал пастух – Фаустул. Близнецам дали имена Ромула и Рема. В конце концов, братья узнали о своем происхождении, убили Амулия, восстановили в правах своего деда, а сами стремились основать новый город и для этого выбрали то прекрасное место, где их нашел Фаустул. Они засели ночью на дежурство на двух холмах: Ромул - на Капитолийском, Рем - на Авентинском.

Работа с учебником:

А) Самостоятельное чтение текста учебника

Б) Беседа по прочитанному:

- Как Ромул основал город?

- Какие были главные требования царя Ромула?

Повествование:

Так, Ромул стал первым римским царем, и город получил название от его имени: Рим, но по-латыни Roma.

- Что вам запомнилось больше всего из легенды?

Обобщение, вывод: Итак, Древний Рим был основан братьями Ромулом и Ремом, на том месте, где они были когда-то найдены. При основании города братья поссорились, и Ромул убил Рема. А потом основал город, который назвал Римом (по-латински «Рома»), и стал его первым правителем. Легенда гласит, что это было в 753 году до н.э.

2. Географическое расположение города

Образное повествование с показом по карте:

Наиболее ранние поселения на месте будущего Рима были на холмах с отвесными склонами, стоявшими посреди болотистой равнины недалеко от берега, поэтому его и называют Город на семи холмах. Так из этих поселений на Палатинском, Капитолийском и др. холмах возник Рим. Первым из холмов был заселен Палатин, с трех сторон обрывающийся отвесными скалами и поэтому защищенный от нападений. Здесь племена латинов в VIII веке до н.э. основали город Рим.

Вначале город состоял из отдельных поселков. Затем эти поселки объединились в настоящий город. Долины между холмами стали застраиваться домами, лавками, мастерскими.

- Почему город Рим называют «Городом на семи холмах»?

- Кто из вас запомнил, на каком холме Ромулом был заложен город?

- Как город был защищён от внешних нападений?

Образное описание с показом по карте:

Одной из главных причин быстрого роста и возвышения Рима было его исключительно выгодное местоположение.

Рим расположен в центре Апеннинского полуострова, на левом берегу р. Тибр. Небольшие корабли могли подниматься вверх по Тибру и разгружаться на пристани в самом центре Рима.

Такое удобное расположение реки служило для доставки различного продовольствия из внутренних областей, и также для разгрузки морских грузов.

- В какое море впадает река Тибр?

- Какие моря омывают территорию Аппенинского п-ва?

Повествование

На территории п-ва было 4 области с пастбищами и плодородными землями, пригодные для хлебопашества, виноградорства, садоводства.

Работа по карте:

Давайте их найдём на карте: 1) Кампания, 2) Лаций, 3) Этрувия, 4) о. Сицилия (Этна).

Контрольная беседа:

- В какой из этих областей расположен г. Рим?

- Назовите по одному городу из каждой области?

Обобщение, вывод: Город Рим располагался на Аппенинском полуострове. Вокруг Палатинского холма стали постепенно объединяться поселения, которые располагались на соседних холмах. Поэтому Рим часто называют «Городом на семи холмах».

3. Установление общих правил и порядка в городе.

Образное повествование:

Первоначальное государственное устройство Рима носило черты родового строя. После распада первобытной общины ее место заняла соседская община, состоящая из больших семей (по-латински – «фамилии»). Во главе семьи стоял отец (патер), а члены семьи назывались патрициями (что означает – имеющие отцов).

Объяснение:

Патриции, потомки самых знатных родов, были привилегированной частью населения.

- Как вы понимаете слово «привилегированный»?

Повествование:

Постепенно патриции становятся господствующим классом, владеющим земельными наделами и рабами, тогда как плебеи превращаются в средних землевладельцев и ремесленников.

- Как вы думаете, почему именно они принимали участие в управлении?

Другая группа населения, которая происходила из покоренных племен завоеванных территорий, называлась плебеями. Объяснение:

Плебеи – переселенцы из завоёванных Римом латинских поселений.

Повествование:

Они занимались земледелием и ремеслами, не имели права на надел земли из общинного поля, не имели права голоса в народном собрании, находились в полной зависимости от патрициев. Во главе общины стоял Царь. Царь избирался пожизненно римским народом. Власть царя была ограничена как сенатом, так и народными собраниями

Объяснение:

Царь – военачальник, верховный судья и высший жрец, имеющий высшую власть.

Сенат – совет старейшин. Он состоял из трехсот человек.

Народное собрание – совет, состоящий из мужчин-патрициев, имеющих высшую власть.

Рассказ:

Для разрешения важнейших вопросов созывалось Народное собрание («комиции», что означает «сходки»). Народное собрание состояло из мужчин-воинов. В них участвовали только патриции.

- Как вы думаете, почему только патриции участвовали в Народном собрании?

Рассказ:

После Ромула в Риме правили шесть древних царей. Этими царями были Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Приск, Сервий Туллий и Тарквиний Гордый.

Обобщение, вывод: Такая форма правления просуществовала до 510 года до н.э. Последний этрусский царь Тарквиний Гордый жестоко относился к своим подданным, поэтому народ его ненавидел. В Риме началось восстание, закончившееся свержением тирана и провозглашением республики.

videouroki.net

План - конспект урока истории "Древнейший Рим" 5 класс

Тема: Древнейший Рим 

Класс: 5

Учитель: Серышева Светлана Николаевна

Цели урока – изучить местоположение и природные условия Италии, историю возникновения Рима;Планируемые результаты: учащиеся имеют возможность научиться: описывать природные условия страны; составлять рассказ; правильно показывать по карте изучаемые объекты.Личностные УУД: - воспитание духовно – нравственного чувства и готовности совершать позитивные поступки; 

Познавательные УУД:  - умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы на основе прочитанного;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;Коммуникативные УУД:  - развивать умение слушать и понимать других, высказывать свое мнение и аргументировать свой ответ; - оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные УУД: - умение проговаривать последовательность действий на уроке; - умение подводить итоги своей деятельности на уроке; - умение оценивать свои учебные действия;  

Тип урока: открытие новых знаний.

 Формы работы: проблемно – диалоговая, индивидуальная, работа с учебником, картой, раздаточным материалом

Оборудование: Учебник А.А.Вигасина История Древнего мира, раздаточный материал

Ход урока

1Организационный момент

2 Определение темы, постановка проблемных вопросов

Древняя Греция изучена, а вот история государства Рим не изучалась.

Сегодня мы будем изучать Древний Рим

- Что бы вы хотели узнать о Древнем Риме?

Определяем вопросы, на которые будем отвечать на уроке:

- Где расположен Рим?

- Какие были природные условия для жизни?

-Как был основан город Рим?

Запись числа и темы урока

3.Работа по теме урока

Самостоятельная работа с учебником и картой стр.214

Прочитайте и ответьте

- В какой стране возник город Рим?

- На каком полуострове находится Италия?(показ)

-На что похож Апеннинский полуостров? - Какие моря его омывают ? - Какие горы тянутся вдоль Апеннин. п-ва?

Прочитайте какие природные условия были в Риме, вспомните природные условия Древней Греции и ответьте на вопрос:

- Где природные условия более благоприятны для жизни: в Греции или в Риме? Почему? 

Природные условия Рима более благоприятны для жизни: теплый климат, плодородные почвы, много пастбищ, выпадает много дождей.

-Какие племена населяли Апеннинский полуостров?

Мы узнали где расположен город Рим и какими были природные условия для жизни.

Самостоятельная работа с учебником (чтение легенды)

Существует легенда об основании Рима.

Вопросы:

- как был основан город Рим?

- Кто основал Рим?

Ромул – основатель Рима Запись в тетрадь

- когда был основан город Рим?

753г до н. э.- основание города Рима. Запись в тетрадь

Легенда об основании Рима это красивая сказка, на самом деле историки доказали, что город возник на левом берегу Тибра из нескольких сельских поселений, которые были расположены на холмах. Для жителей Италии число 7 считается счастливым, поэтому город основан на семи холмах.

-Как называли жителей Рима?

Римляне – жители Рима. Запись в тетрадь

Самостоятельная работа с учебником

В городе проживали горожане.

– Из кого состояло население Рима?

Читать стр.218, заполнить схему на доске Запись в тетрадь

Римляне

патриции плебеи

Кто они?

патриции – потомки основателей Рима

плебеи - переселенцы из других областей

- Чем занимались римляне? (читать стр.217 устно)

Информационная пауза

На завтрак римляне ели то, что осталось от вчерашнего обеда. Обед считался главным приемом пищи, поэтому за обеденный стол садились только после посещения бани, поэтому баню посещали каждый день. Ножами и вилками римляне не пользовались, ели руками, изредка пользовались ложками. Вместо того, чтобы убирать со стола пустые блюда, обычно уносили весь стол целиком, а на его место приносили новый чистый стол.

4. Закрепление.

Задание 1. Назови слова, правильно расставляя ударение.

Италия, римляне, Ромул, латины, патриции, плебеи

Задание 2. Найдите ошибку в тексте. Работа с сигнальными карточками.

На Апеннинском полуострове располагалась Древняя Греция. В 735 году до н.э. был основан город Рим. Плодородных земель в Риме не было, поэтому жители не занимались земледелием и садоводством. Основателем города Рима был Рем. Жителей Рима называли ромулы.

Рефлексия:

-Что узнали нового?

-Что вас удивило?

-Как оцениваете свою работу?

Итог. Домашнее задание: чтение пар. 44, составление кроссворда (7 слов) по теме

kopilkaurokov.ru


Смотрите также