Древний рим орнамент. РИМСКИЙ ОРНАМЕНТ
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древний рим орнамент


Рельефы с орнаментом из старых римских церквей - 2

ornament_i_stiluchiteljПродолжаю показывать фрагменты алтарных преград с рельефным орнаментом из Рима. Начало здесь http://ornament-i-stil.livejournal.com/308945.htmlСегодня это орнаменты из кругов с различными мотивами в центре.

1. "Мировое древо" с крестами, листьями и цветами  на ветках.

2. Плетенка из кругов, заполненных крестами, листьями, цветами и др. мотивами

3. То же, что 2, но в более динамичном варианте

 4. Вьющийся стебель с птицами, клюющими виноград.  5. Вьющийся стебель с мотивами, напоминающими свастику.Первые 2 картинки композиционно похожа на группу 1 - "Мировое древо".

ornament-i-stil.livejournal.com

Каково «жилось» покойникам во времена Древнего Рима. Часть II.

«Так как Мамурра чувствовал себя очень плохо, то об этом известили его сына Марка, не замедлившего явиться. Его голос немного оживил больного, который сделал усилие, чтобы снять с себя кольца и передать их сыну, – этой передачей по римскому обычаю указывался будущий наследник. Такое усилие истощило Мамурру, и он снова впал в беспамятство. Марк едва успел прильнуть к губам старика и получить от него последний вздох. Когда он вполне убедился в его смерти, то закрыл ему глаза».

4

Мамурра ждет обряд погребения, и к нему мы еще вернемся. А пока продолжим экскурсию по Анталийскому археологическому музею и зайдем в зал римских саркофагов, которые датируются вторым веком нашей эры. Никогда бы не подумала, что однажды заинтересуюсь этим мрачным действом. Муж, периодически заглядывая в монитор, говорит: «Ты все еще про похороны читаешь?!», еще бы, это оказалось достаточно интересным, особенно если речь идет о полюбившихся мне древних римлянах. В этой публикации я постараюсь собрать воедино то, что удалось найти по данной тематике на просторах интернета и на полках домашней библиотеки.

8

Итак, если буквально переводить sarkophбgos с греческого, то это пожиратель мяса; первоначальное название породы известняка, который уничтожал трупы (впитывал в себя останки, ужас, конечно). Проверка данного факта дала скудные результаты, якобы троадский известняк, просто способствовал гниению, а вовсе не «пожирал мясо». Именно из этой породы первоначально изготавливались гробницы, затем уже стали использовать порфир, мрамор, базальт, терракоту. Особенно терракотовые очень красивые, в таком бы и сам полежал, только недолго…

Римский обряд погребения интересен тем, что нашел в себе отражение множества чувств, понятий, убеждений, а также заимствований, как у этрусков, так и у греков, создав весьма стройный конгломерат обрядовых действий, часть из которых вошла и в христианские похороны.

17

В Древнем Риме, как и в Греции к погребению относились очень серьезно, эта обязанность ложилась не только на родственников усопшего. Путник, встретивший не погребенное тело, обязан был устроить символические похороны, трижды осыпав тело землей. Обязательное требование предать тело земле, было основано на вере, что душа не погребенного не может попасть в загробный мир, и не зная покоя, скитается по земле.

Сам обряд на протяжении всей древнеримской истории претерпевал значительные изменения, от этрусков и греков было перенято сожжение, которое сменилось захоронениями в каменных саркофагах. Их помещали в пещерах, высеченных в скалах, или зарывали в могилу, в подземелье родового мавзолея, в поместьях или в саду городского дома. Подтверждением того, что римляне крайне серьезно относились к похоронам, может считаться отдельный свод законов (Таблица X), регламентирующий весь процесс.

15

Но вернемся к нашему усопшему…

Возле него уже собрались родственники, его обмыли и забальзамировали. В течение нескольких дней он покоился на роскошном ложе в атриуме, где его охранял слуга. Двери в доме были занавешены темной материей, а на небольшом алтаре курилась лампадка с благовониями.

Вот с улицы уже доносится клич глашатого, который приглашает на похороны: "Высокопочтенный Мамурра скончался. Кому угодно прийти на похороны, то уже время. Мамурра выносят из дому".

10

Похоронная процессия двигалась в строго определенном порядке. Вдоль всей колонны шагали факельщики с факелами елового дерева и с восковыми свечами; во главе шествовали музыканты; после музыкантов шли плакальщицы, в их задачу входило обливаться слезами, громко вопить, рвать на себе волосы. За плакальщицами шли танцоры и мимы, которые устраивали представление. Ну не цирк? Вообще нам, наверное, сложно понять это стремление древних римлян всё превращать в театр, фарс. За шутами следовала самая торжественная и серьезная часть всей процессии: предки умершего встречали члена своей семьи, сходящего в их подземную обитель. Дело в том, что когда покойник находится в доме, с его лица делают восковую маску, все маски умерших членов семьи хранятся и передаются из поколения в поколение. В день погребения очередного домочадца, копии масок надевали на себя люди, облачались в официальную одежду того лица, чья маска была надета, садились на колесницы или шли пешком.

9

Носилки с ложем несли ближайшие родственники умершего. За носилками шли родственники покойного в траурной черной одежде без всяких украшений и знаков своего ранга, мужчины, поникшие, с покрытой головой, женщины с распущенными волосами и обнаженной грудью, рабы, получившие по завещанию свободу и надевшие в знак освобождения войлочный колпак. Вся процессия двигалась к месту погребения, которое находилось за городскими стенами. Перед захоронением произносились хвалебные речи, в которых говорили о заслугах усопшего, о его славных делах. После тело поместили в саркофаг, и на этом погребальная церемония завершилась.

6

После похорон девять дней считались трауром, в течении этого времени родственники умершего ходили в темных одеждах. На девятый день на могилу приносили жертву: яйца, чечевица, соль, грибы, бобы. Дома устраивали поминальный обед, за который садились уже не в траурной одежде. Умершего не забывали, память о нем свято соблюдалась в семье. Его обязательно поминали в день рождения и смерти, в праздник поминовения всех умерших. На могиле совершали возлияния водой, вином, молоком, оливковым маслом, медом, клали венки, цветы, шерстяные повязки, поливали могилу кровью принесенных в жертву, обязательно черных животных.

12

Множество нюансов учитывалось при погребении. Если Вы, например, оказались, не приведи случай, конечно, из бедных древнеримских покойников, то похороны были лишены всякой парадной пышности и происходили обычно в ночное время. Вас выносили бы ближайшие родственники, бренное тело положили в ящик. Несколько свечей и факелов слабо подсветили бы погребальное шествие, Вас, умиротворенно лежащего, не веселил бы ни хор, ни шуты. Есть еще страшнее вариант, если Вы дешевый раб, всё, лежать вам теперь до скончания века в страшном колодце, куда трупы сбрасывали "навалом". Кстати, детям до трех лет тоже не оказывали никаких почестей и хоронили ночью.

14

На гробницах часто делали поминальные надписи, которые называются эпитафии, некоторые из них звучат следующим образом:

"добродетельная жена, скончавшаяся раньше времени, назначенного судьбой, убитая рукой жестокого мужа"

5

"Секундий Октав сначала избежал было опасности, но потом он все-таки пал жертвой пламени, с которым вздумал бороться. Он погиб, раздавленный упавшей стеной, и его товарищи были более огорчены его несчастной кончиной, чем потерей своего имущества"

"Чудное дитя, которого несправедливая судьба не дала, а только показала и преждевременно похитила! Оно было дорого всем своей детской прелестью, а также сыновней нежностью. В течение короткой своей жизни он подавал надежды на славное будущее и оставил своих родителей в вечной скорби"

3

"человек почтенный, без малейшего пятна прожил 70 лет 5 месяцев и 10 дней"

"родившись во вторник, он поступил в войско во вторник, во вторник же получил отставку и, наконец, умер во вторник".

2

Отдельное внимание стоит уделить украшению саркофагов. Саркофаги имели вид ящика со сходящимися под прямым углом стенками, которые декорировались, как правило, вырезанными из камня мифологическими сценами или эпизодами из жизни усопшего.

16

11

Крышка имела горизонтальную или наклонную поверхность, и выполнялась в форме ложа триклиния, на котором возлежала статуя покойного. На одной из стенок саркофага вырезалась декоративная дверь, символизирующая вход в загробный мир, это чтоб у покойника не возникало вопросов с определением верного направления.

13

Конечно, масса вопросов об обряде погребения остались неохваченными, но моей целью и не было разобраться во всех тонкостях, материала с лихвой хватило бы на диссертацию, да и к тому же осмотр зала саркофагов тоже подходит к концу и нам нужно поспешить к выходу. Знакомясь с древним миром, интересно наблюдать какие из вещей, традиций, обычаев крепко вошли в нашу жизнь, а что безвозвратно ушло в века. Но чем больше я узнаю о Древней Греции и Риме, тем больше убеждаюсь в том, что современная цивилизация целиком и полностью обязана своим существованием Античности, и дело касается не только временной преемственности...

Фотографии публикации подготовил дорогой ren_ar

1

На сегодняшний день о Древнем Риме подготовлены и выпущены следующие публикации:

Анталия. Археологический музей. Часть I.К древним римлянам. Сиде. Турция.

ornament-i-stil.livejournal.com

РИМСКИЙ ОРНАМЕНТ | Бесплатные курсовые, рефераты и дипломные работы

Римский орнамент развивался под сильным влиянием греческого. Римляне в период империи широко заимствовали образцы этрусского и греческого искусства. Искусство этрусков (VII — IV вв. до н.э.), предшественников римлян, поэтапно испытывало на себе влияние различных культур. Вначале это был ориентализируюший период (между 700 и 625 гг. до н.э.), затем архаическая эпоха (между 575 и 475 гг. до н.э. ), связанная с влиянием ионийской, а затем аттической культуры. В IV в. до н.э. в этрусском искусстве устанавливается классический стиль. С III в. до н.э. искусство этруссков постепенно … растворяется в римском. Эти влияния в первую очередь нашли отражение в орнаментике этруссков.Среди орнаментальных мотивов, украшающих произведения прикладного искусства этрусков, можно встретить изображения животных, пальметок, грифонов и крылатых львов, сцены из греческой мифологии и др.Художественные изделия из бронзы, как правило, украшались гравированным декором, иногда рельефом. В ряде видов декоративного искусства этруски проявляли склонность к графическому орнаменту.В узоре тканей этрусками использовались россыпи горошин и крестиков. Некоторые платья и плащи украшались вышитым бордюром с узором из кругов с точкой посередине или полосой иного цвета, чем сама ткань. Последний тип декора перешел в костюм римлян.Важное отличие римской декорировки – большая усложненность и обогащенность в формах и материалах. Римляне отдавали предпочтение коринфскому и композитному архитектурным ордерам и их главному мотиву – аканту. Применяя различные орнаментальные мотивы, такие как листья дуба, кедровые шишки, виноград, пальма, плющ, вьюн, колос, мак (любимые и в греческом искусстве), они создавали самые разнообразные комбинации, меняя системы построения, вплетая в композиции дополнительные и многообразные детали. Пышные гирлянды из цветов и плодов, фигуры людей, головы животных сочетались с военной эмблематикой, воспевающей славу римских походов.Мотивами для украшения потолков служили мифологические сюжеты и орнаментальные изображения. Орнамент ряда предметов из мрамора (подсвечники, вазы) отличается чрезмерной пышностью и перегруженностью деталями. К наиболее распространенным декоративным мотивам, украшающим эти изделия, относятся пышные гирлянды, крылатые амуры и грифоны.Для украшения произведений глиптики, высоко ценимых римлянами, чаще всего использовались мифологические сюжеты, портреты, жанровые сцены и искусно исполненые изображения животных.

 

Мозаики – одно из выдающихся достижений изобразительного искусства античного Рима. Различаются два вида: настенная и напольная с геометрическим узором и фигуративной композицией – «эмблемой» в центре.Настенные мозаики с мифологическими сюжетами чаще всего изображали Венеру, Орфея или подвиги Геракла, а также воспроизводили сцены повседневной жизни. На ряде мозаик можно увидеть пейзажи, календарь сельскохозяйственных работ, а также чисто декоративные мотивы: многоцветные волны, цветы лотоса, свастики, витой шнур, треугольники и т.п.В керамике римляне в основном использовали рельефный декор, иногда отлитый в форме или же выполненный отдельно и присоединеный к сосуду. Цветовая гамма керамических изделий имела диапазон от оранжевого до темно-красного.В украшении предмета из серебра и бронзы преобладали сюжеты из мифологии и легенд, вакхические мотивы, анималистические и растительные узоры, завиток и другие элементы античного орнамента.Цветовая гамма в орнаментальной композиции осуществлялась по следующему принципу: палевые, голубые и красные орнаментальные изображения на черном фоне, палевые и голубые – на красном.Итерьеры многих римских домов оформлялись росписями и фресками. Обычно выделяют четыре стиля римских (или помпейских) росписей, а в некоторых из них преобладают орнаментальные мотивы. Первый – инкрустационный – строился на подражании средствами живописи мраморной облицовке из красноватых, зеленоватых и белых блоков. Этот стиль существовал в течении II в. до н.э. и до 80-х гг. до н.э. В 80-х гг. до н.э. его сменил другой стиль – перспективный, смысл которого – иллюзорными средствами создавать систему членения стен, где основные поля заполнялись большими картинами с изображением портиков, монументов, храмов, пейзажных видов. Общая колористическая гамма росписей определялась терракотово-красными тонами. Он просуществовал до 20-х гг. до н.э.Во втором десятилетии I в. до н.э. второй стиль сменяется третьим – канделяберным. Вместо живописных декораций, позволяюших иллюзорно раздвинуть и «проломить» действительную поверхность стены, пришли росписи, которые украшали стену, не нарушая ее плоскости. Декоративные композиции третьего стиля состоят из многочисленных ажурных сооружений типа трельяжей и беседок, из небольших картинок в рамках, помещенных на гладкую однотонную плоскость, расчлененную тонкими обвитыми гирляндами колоннами, так называемыми «канделябрами», или орнаментальными полосами. Разнообразна палитра данного стиля. Цоколь расписывается черным или лиловым цветом. На этом фоне хорошо выделяются излюбленные в третьем стиле мелкие кустики, цветы и сидяшие между ними птицы. Средние широкие панно раскрашены ярко-голубой, красной, желтой охрой, светло-зеленой или черной краской.С третьей четверти I в. до н.э. до 79 г. н.э. существовал четвертый стиль – перспективно- орнаментальный, отличающийся усложненностью живописных композиций, пышностью украшений, совмещением различных планов и перспективных точек зрения. Четвертый стиль соединил в себе богатство орнаментальных украшений третьего и архитектурные построения второго.Архитектура и искусство Древней Греции и Древнего Рима послужили прочным основанием для последующего развития мировой архитектуры. В опосредованном виде воздействие Рима передалось через Византию на Восток. В Европе же в средние века его наследие было предано забвению, но через тысячелетия вновь обратило на себя всеобщее внимание и во многом определило новый расцвет европейской архитектуры и искусства.

ОРНАМЕНТ СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА(Китай, Япония, Индия)

В странах Древнего Востока, где была невозможна идея какого-либо даже ограниченного равноправия, где идеал героя, будучи связанным с представлениями о сверхъестественном могуществе и загадочной силе, имел наименее гуманистический смысл, искусство (и прежде всего декоративно-прикладное) развивалось своеобразно. Это выразилось в символизме, широком использовании мифологических сюжетов, изобилии в орнаментике сказочных фантастических животных и птиц.Орнаментальное искусствоКитая оказало большое влияние на искусство многих народов. Важную роль в китайском искусстве играют ритуалы и символы, а также устойчивость традиций прошлого (соблюдение канона). У истоков искусства стоят космологические символы: небо, земля, солнце, стороны света, созвездия. За ними проявляются природные символы.Символы, украшающие произведения искусства, способствуют усилению их декоративной выразительности. Например, дракон – символ плодоносного дождя, птица Феникс – символ красоты и высшего блаженства Знаки зодиака, возможно заимствованные у вавилонян, отличаются от европейских тем, что все изображают животных. Очень распространены мотивы грома и облаков, приносящих дождь; облака изображаются настолько своеобразно, что это позволяет распозновать китайское влияние в искусстве других стран.

 

Геометрический орнамент развивался мало. Из форм линейного орнамента чаще других встречается меандр. На фарфоравых вазах он образует ленту, окаймляющую верхний и нижний выступы.Флора – источник сюжетов на протяжении тысячелетий. С приходом буддизма получил широкое распространение лотос; популярны были и другие цветы, поскольку каждый месяц года символически связывался с определенным цветком. Так, хризантема – символы осени, дикая слива – зимы, пион- весны, лотос лета. Отдельные иероглифы или слова используются в качестве декоративных мотивов в самых разнообразных видах искусства. Эти знаки выражают пожелания счастья и удачи, а поскольку каллиграфия была в глазах китайцев первым из искусств, они имели самое различное начертание. Например, иероглиф «шоу» (долголетие) мог изображаться сотней различных способов, но для декоративных целей отдавалось предпочтение определенному.В Китае в отличие от Европы, где декоративное искусство называют «малым», оно ценится наравне с теми видами искусства, которые принято считать главными. Основные характерные черты китайского декоративного искусства – это любовь к цвету и красивым материалам, развитое чувство ритма, тенденция к динамизму и стилизации, преобладание темы природы над темой человека, тщательность исполнения.Наиболее примечательной среди декоративных мотивов Китая является маска тао-те (что означает «прожорливый») – звериная маска, устрашающего вида, с рогами, круглыми выпуклыми глазами и грозными клыками, скорее всего символизирующими звериную мощь, способность разорвать любого врага. Тао-те считали защитником от злых духов, отчего мотив чаще других встречается во всех видах прикладного искусства. Существует несколько разновидностей тао-те, которые близки к облику реальных животных – буйвола, барана, тигра. Иногда тао-те состоит как бы из двух профильных изображений драконов, повернутых друг к другу и сильно деформированных. Этот мотив будет украшать бронзовые и керамические изделия Китая с начала царства Шан (XVI в. до н.э.) вплоть до утративших всякий стиль поделок нашего времени.Другим распространенным мотивом, имевшим широкое применение в последующие века, является зигзагообразный узор «лэй вэнь», символизирующий молнию. К этому мотиву близки круглые спирали, символизирующие движение небесных тел. Существуют и другие виды орнамента: круг, меандр, Т-, Л-, Е-образные знаки, переплетенные между собой и заполняющие фон.Позже, с XII по IX в. до н.э., наряду с интенсивным использованием мотива тао-те появляется новый: сильно стилизованное изображение длинохвостой птицы с высоким хохолком, получившее в дальнейшем большое распространение.В эпоху «Воюющих царств» (XI-III вв. до н.э.) появляется еще один вид орнамента: переплетающиеся драконы, выполненные в легком рельефе. Они расположены горизонтальными полосами. К числу мотивов данной эпохи принадлежат также сцены охоты, войн, игры на музыкальных инструментах с большим количеством фигурок людей и животных, изображенных в динамичных позах. Декоративные узоры этого времени – гибкие, волнообразные, извивающиеся и напоминают прихотливость орнамента рококо.Вся природа (реальная и фантастическая), трактованная орнаментально, получила свое воплощение в произведениях декоративно-прикладного искусства Китая. Драконы, священные лошади, фантастические птицы, приносящие радость и счастье, — все это, ограничено сочетаясь с почти реалистическим изображением цветов, условными завитками волн и облаков, плоскостной трактовкой пейзажа, создавало неповторимое своеобразие так называемого «китайского» стиля.За четыре тысячелетия до наших дней в Китае были канонизированы основные цвета (красный, белый, желтый, синий и зеленый), установлена их символика. Каждая сторона света обозначалась своим цветом: восток – голубой, юг – красный, запад – белый, север — черный. И комбинации этих цветов были тоже строго канонизированы (белый – голубой, красный — черный и т.д.)Декоративное искусство Японии сложилось под сильным влиянием Китая и отчасти Индии. Орнамента в строгом понимании этого слова у японцев нет. В декоре произведений японского искусства преобладают природные мотивы. Геометрических узоров сравнительно немного. Цветы, травы, ветви деревьев, бабочки, птицы, драконы и сказочные чудовища, змеи и насекомые – вот основные сюжеты в росписи фарфора, лаков, тканей, бесконечно варьируемые, преображаемые фантазией художника.Однако в такой орнаментации есть черты, существенно отличающие ее от изделий других народов. Различие это заключается преимущественно в особенностях композиции, в расположении декора на поверхности произведения ДПИ. Для японского стиля типичны умышленная асимметрия в декоре, чувство красоты, материала, дар художественного синтеза, повторение мотивов и отсутствие перспективы в изображении, имеющие целью подчеркнуть роль поверхности. Все это ошеломило запад, когда в XIX в. он познакомился с японским искусством, и произвело переворот в представлениях художников, способствовав возникновению «ар нуво», или, иными словами, «стиля модерн».Принцип асимметрии, непринужденно свободное соотношение декора и формы – основные качества национальной традиции Японии. Не соподчинение узора и формы, а, наоборот, их контрастное сопоставление отличает изделия японских мастеров.В этих произведениях всегда присутствует строгая логика и целесообразность, гармония, основанная на равновесии цветовых сочетаний, на точном соотношении пустого и заполненного декором пространства. Эта сложная, многогранная связь узора, формы и материала характерна для орнаментации всех видов декоративного искусства Японии.Индия оказала влияние на орнаментальное творчество народов Востока и сама находилась под влиянием Персии. Геометрический орнамент не занимает в Индии такого места, как в других странах Востока. В эпоху Гуптов развивается декоративный стиль, получивший впоследствии широкое распространение. Основные декоративные мотивы этой эпохи: геометрические, где ромбы и круги чередуются рядами и обрамлены листвой; растительные – лотос, гирлянды, ветвевидный орнамент, ирис, мотивы водяных чудовищ-макара или полулюдей-полуптиц-киннаров, переплетающихся с цветочными элементами. Все орнаментальные мотивы разнообразны, с преобладанием округлых извилистых сплетающихся линий.Особенностью индусского орнамента считается любовь к почти натуралистическим композициям и перегруженность деталями. Изображения животных, птиц, цветов очень близки к природе и обнаруживают хорошее знание их форм. Индусский орнамент носит ярко выраженный ковровый характер. В нем все поле орнаментальной площади тесно заполнено различными орнаментальными мотивами.Декоративным монументальным росписям Индии свойственна тяга к красочности. Среди сюжетов встречаются изображения торжественных шествий и церемоний, бытовые сцены. Орнамент потолков содержит преимущественно натуралистические мотивы птиц и цветов. Главный объект декора — человек, предметы и растения играют второстепенную роль.Индийской керамике присущ геометрический или анималистический (рыбы, зебу) орнамент, мотивы которого располагаются фризами на тулове сосуда.Среди декоративных мотивов (в мебели, на тронах эпохи Гуптов) встречаются слоны, крокодилы, бараны, олени и другие животные, символизирующие землю, воду и воздух.В узорах индийских тканей цветочный орнамент трактуется подобно персидскому, только краски определеннее и резче. Стилизованная пальма и кипарис – наиболее распространенные орнаментальные мотивы, украшающие кашмирские шали. Лотосы, окруженные листьями, цветы граната, гвоздика, тюльпаны даются в радостных и гармоничных тонах. Композиция кашмирских шалей строится в основном на контрастах – светлый рисунок на темном фоне, и наоборот. Например, широко распространен прием окружения рисунка на темном фоне светлой каймой, как бы широким светлым контуром. Для рисунка на светлом фоне кайма делается темной.В узорах индийских тканей XVII и XVIII вв. отчетливо прослеживаются следы иранского влияния: растительный орнамент с преобладанием кипарисовой веточки. В индусских вышивках мотивы заимствовались у природы (цветы и птицы) или из мифологии и легенд. Орнамент сари, как правило, был геометрический (квадраты, ромбы, зигзаги), но иногда встречаются сари, орнаментированные птицами.

refac.ru


Смотрите также