Древний рим клиент. Древний Рим. Реформы Сервия Туллия (стр. 1 из 2)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Кого в древнем Риме называли клиентом ? Древний рим клиент


Клиенты. История Рима

В непосредственную связь с патрициями нужно поставить клиентов. Клиентов ранней эпохи, по-видимому, нужно принципиально отличать от плебеев, хотя традиция не вполне единодушна в этом вопросе. Слово «clientes» означает людей послушных, зависимых. От кого они зависели? От глав отдельных патрицианских родов или семейств, которые называ­лись их патронами, т. е. покровителями, защитниками. Сама связь между патроном и клиентом называлась клиентелой или патронатом. Юридичес­ки она основывалась на принципе взаимных услуг, хотя фактически обе стороны находились далеко не в одинаковом положении. Клиент получал от патрона землю, скот, пользовался его защитой на суде и т. п. За это он обязан был служить в военном отряде патрона, в некоторых случаях ока­зывать ему помощь деньгами, выполнять в пользу патрона различные ра­боты и проч. Клиент входил в род патрона в качестве младшего члена, принимал участие в родовом культе и в собраниях по куриям.

Клиенты первоначально образовались из экономически и социально слабых людей: из иностранцев, вольноотпущенников, сыновей, вышедших из-под власти отца (эмансипированных) и таким путем потерявших защи­ту, незаконнорожденных детей и т. п. элементов. Позднее институт клиентелы выродился: клиентами обычно становились только вольноотпущен­ники и паразитирующая беднота. Но в царский и раннереспубликанский периоды это была сильная группа, служившая главной социальной опо­рой патрициев. Ее значение подчеркивается даже в «Законах XII таблиц», одна из статей которых (VIII, 21) гласит: «Patronus si clienti fraudem fecerit, sacer esto» («Патрон, обманувший своего клиента, да будет проклят»).

Важнейшим источником о патронатских отношениях в Риме эпохи ца­рей является пассаж во второй книге «Римской древней истории» Дио­нисия Галикарнасского: «Ромул же украсил дело и благопристойным наименованием, назвав защиту бедных и низших патронатом, предназ­начив обеим сторонам честные деяния и таким образом установив свя­зи между ними человеколюбивые и гражданственные. И были тогда определены Ромулом надолго оставшиеся у римлян, касающиеся пат­роната следующие обычаи: патрициям надлежало разъяснять своим кл

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Общественный строй Древнего Рима

Патриции

Древнейшая римская патрицианская община и была такой своеобразной крупной соседской общиной, образовавшейся в результате слияния нескольких более мелких общин. По преданию, у патрицианских семей в частной наследственной собственности находилось только по 2 югера (0,5 га) земли. Вероятно, это был только приусадебный участок (двор, сад, огород). Остальная масса земли (пахотные земли, пастбища, луга, леса) являлись общинной собственностью.

Каждая семья получала на правах владения определенный участок пахотной земли. Время от времени, по видимому, проводился передел земли. Что же касается так называемых угодий, то они находились в совместном владении всех семей патрицианской общины. В дальнейшем частная собственность распространяется и на те общинной земли, которые находились во временном владении. Законодательный памятник середины V в. до н.э., законы XII таблиц, знают только мелкую частную собственность на землю. Однако общинная собственность в качестве государственной земли продолжал оставаться основным земельным фондом, пополнившимся за счет завоеваний, и был, как увидим ниже, главным источником образования крупной земельной частной собственности.

Систему управления римской патрицианской общиной Ф. Энгельс называет военной демократией, сравнивая ее с общественным строем «героической эпохи» в Греции. «Римский народ», то есть патриции, собирался по куриям для решения важнейших вопросов: выборов Рекса, объявления войны, суда по тяжелым преступлениям. Курнатные собрания занимались также вопросами семейного права. Каждая курия решала вопрос отдельно и обладала одним голосом. Общее собрание выносилось простым большинством курий. По куриям, как указывалось выше, совершались религиозные обряды и справлялись праздники.

Вторым органом патрицианской общины был совет старейших, или сенат. Первоначально он, действительно, состоял из родовых старейшин. Впоследствии членов сената, по-видимому, стал назначать Рекс. Согласно традиции, сенаторов сначала было 100, а затем число их возросло до 300. Сенат утверждал решения куриатных собраний, принимал участие в избраниирекса, находился при нем в качестве авторитетного совещательного органа. В период между смертью старого Рекса и избранием нового сенаторы поочередно осуществляли исполнительную власть. Во главе общины стоял Рекс. Он избирался пожизненно куриатным народным собранием и сенатом. Рекс являлся военачальником, то есть командовал народным ополчением патрициев (легионом), представлял общину перед богами, то есть был верховным жрецом, и осуществлял некоторые судебные функции.

Клиенты

Особой группой населения древнейшего Рима были клиенты. Слово «клиент» означает человека зависимого, «послушного». В клиенты попадали люди, которые не имели гражданских прав: иностранцы, переселившиеся на постоянное жительство в Рим, отпущенные на свободу, незаконнорожденные дети, сыновья, вышедшие из-под власти отца и т.д. Так как в Риме все эти люди были бесправными, то есть беззащитными, то они принуждены были искать покровительства кого-нибудь из влиятельных граждан. Так возникли отношения патроната, или клиентелы.

Лицо, оказавшее покровительство, называлось «патроном», тот, кто искал покровительства – «клиентом». Клиент получал через патрона землю, получал от него скот, пользовался защитой патрона в суде. Клиент входил в род патрона, принимал участие в родовом культе и в куриатных собраниях. За это клиент обязан был служить в военном отряде патрона, выполнять в пользу патрона определенные работы, в некоторых случаях помогать ему деньгами, голосовать в куриях так, как уважает патрон, оказывать ему уважение и т.п.

Отношение патрона были ранней формой эксплуатации экономически и социально слабых элементов римской общины элементами более сильными. В ранний период римской истории клиенты являлись большой группой, тесно примыкающей к патрициату и служившей его главной социальной опорой.

Плебеи

От клиентов принципиально отличались плебеи, хотя часть плебеев была клиентами патронов. Основным отличием являлось то, что плебеи клиенты входили в патрицианскую общину, хотя и на правах зависимых членов; тогда как плебеи не клиенты стояли вне общины. Считают, что слово «плебей» общего корня с латинским словом полный и означает «массу», «множество», но эта этимология спорна.

В древнейший период плебеи не входили в родовую организацию патрициев и не имели своей собственной единой родовой организации. Это означало, что плебеи были бесправны. Они были лично свободны, могли приобретать собственность, заниматься торговлей. Но плебеи не принимали участия в народных, то есть куриатных собраниях, не были представлены в сенате и не служили в легионе. Браки между плебеями и патрициями считались незаконными. В источниках есть даже указания на некоторую религиозную обособленность плебеев и патрициев.

Так как плебеи стояли вне патрицианской общины, то они не имели доступа к общинной земле. У них были мелкие участки земли, которыми они владели на правах частой собственности.

Борьба плебеев с патрициями. Реформа Сервия Туллия

По мере роста Рима число плебеев увеличивалось гораздо быстрее, чем число патрициев. И социальная дифференциация плебса шла быстрее. Общинная собственность на землю тормозила у патрициев экономическое расслоение, тогда как частная земельная собственность у плебеев, занятие торговлей и ремеслами привели, с одной стороны, к выделению богатой плебейской верхушки, а с другой – к экономической деградации широкий плебейских масс. На этой почве, по – видимому, уже в начале VI в. до н.э. началась борьба плебеев с патрициями. Плебейская беднота добивалась увеличения земельных наделов и смягчения свирепого долгового права, отказавшего должника целиком во власть кредитора. Плебеи в целом боролись против своего бесправного положения вне рамок общины, за допущение в куриатных собрания, против унизительного запрещения браков с патрициями.

Традиция рассказывает, что шестой Рекс, Сервий Туллий, провел важную реформу: вместо трех родовых триб было введено деление на территориальные трибы, которые стали административными единицами формирующего Римского государства. Был установлен имущественный ценз, согласно которому все население Рима – и патриции, и плебеи – было разделено на пять имущественных разрядов. Принадлежность к тому или иному разряду определяла военные обязанности гражданина: службу в тяжелой или легкой пехоте, в коннице, место в строю. Бедняки («пролетарии» по римской терминологии) к военной службе не допускались.

Хотя детали реформы Сервия Туллия спорны, однако мы должны признать историческую достоверность факта крупной реформы или ряда реформ, начало которых падает на VI в. до н.э.



biofile.ru

Кого в древнем Риме называли клиентом ?

Кого в древнем Риме называли клиентом ?

Члены римских родов являлись квиритами – полноправными гражданами (патрициями). Особую категорию составляли клиенты – люди, зависимые от отдельных квиритов и находящиеся под их покровительством. Возможно, клиентами становились обедневшие квириты, вынужденные искать защиты у своих родичей или у членов других родов. Клиент имел право быть приглашенным к столу патрона (нередко это было единственной возможностью отведать горячей пищи, ибо в римских квартирах кухни отсутствовали и готовить было негде) или получать от него съестное в корзинке, которая именовалась sportula – позднее так стали называть ежедневно выплачиваемую клиентам сумму в 25 ассов. Однако, если патрон был болен, или сказался таковым, то клиенты ничего не получали. В день рождения патрона или в какой-либо знаменательный день клиенты могли рассчитывать на довольно значительные подарки. Приглашение к столу часто превращалось для клиента в источник унижения: угощение могло подаваться неодинаковое, в недостаточном количестве, так что из-за блюд приходилось чуть ли не драться. Зато клиент имел право унести с собой в принесенной из дому салфетке все, что ему удалось схватить из того, что осталось на обеденном столе, так что в удачный день клиент мог не только насытиться сам, но и принести гостинцев семье. Уважаемым клиентам изредка угощение могло присылаться на дом самим патроном.

Зависимых от патрициев лиц называли клиентами, а самих покровителей (патрициев) именовали патронами. Клиентами обычно становились отпущенные на волю рабы, остававшиеся жить в семье бывшего хозяина (и затем патрона) , которого вольноотпущенник продолжал почитать, следуя за ним на войну и помогая в мирное время. Патрон защищал клиента вне этого семейного общежития, прежде всего, в суде. Такие зависимые отношения поддерживались обычаями и религией.

Обедневших родственников.

вольноотпущенников

Войдите, чтобы написать ответ

countries.ques.ru

Древний Рим. Реформы Сервия Туллия

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу «Государство и право»

Оглавление

1. Родоплеменная организация

2. Социальное положение населения Древнего Рима

3. Реформы Сервия Туллия

Список использованных источников

1. Родоплеменная организация

По мнению многих современных историков, в Риме накануне его перехода к цивилизации и государственности господствовал родовой (гентильный) строй. При этом, как считает Покровский, уже в древнейшую эпоху его истории мы не находим в нем чистого родового строя, то есть строя, в котором роды были бы суверенны, независимы от какой бы то ни было высшей организации[1] . Уже на пороге своей истории Рим является общиной.

Римлянами считались лишь те, кто входил в родовые (гентильные) подразделения, включавшие в себя три трибы, 30 курий (по 10 в каждой трибе) и 300 родов (по 10 в каждой курии).

Самым важным из этих подразделений были курии, включавшие в себя только мужчин. Они имели собственных руководителей курионов, свои религиозные культы и места для собраний. По куриям голосовало народное собрание куриатные комиции (каждая курия имела один голос), созывалось народное ополчение, велись списки граждан.

В курии входили экзогамные роды, члены которых вели свое происхождение от общего предка и, кроме личного имени (например, Гай, Луций или Публий), носили общее родовое имя (например, Юлий, Марций или Корнелий). Со временем роды могли разделяться на отдельные ветви, которые обозначались третьим именем, так называемым родовым прозвищем (например, Цезарь, Сципион или Катон). Римский род состоял не из кровных родственников, как при классическом родовом строе, а из отдельных семей фамилий, поэтому на самом деле представлял собой скорее клан, чем род в строгом смысле этого слова.

Менее всего родовых следов было в области политических отношений. Напротив, в других отношениях значение рода было еще велико, прежде всего, род сохранял все свое значение как союз религиозный: члены рода были связаны единством религиозного культа. В связи с этим осуществлялся моральный контроль рода над своими сочленами: род следил за чистотой нравов, мог издавать относящиеся сюда постановления, налагать на провинившихся сочленов те или другие наказания вплоть до полного отлучения и т.д.

Сородичи должны были помогать друг другу в беде, они могли иметь общее имущество и наследовать друг другу при отсутствии прямых наследников.

Во главе римской общины стояли правители, называвшиеся царями, но непохожие на монархов более поздних эпох. Римский царь являлся верховным жрецом, главным судьей и командующим армии. Символами его обширной власти, которая называлась империй, были почетная стража из телохранителей (ликторов), носивших предназначавшиеся для порки пучки прутьев с воткнутыми в них секирами (фаски), царский трон из золота и слоновой кости, который назывался курульным креслом, а также возвышение (трибунал), откуда царь, сидя на троне, отдавал приказы и вершил суд.

Однако значительные решения царь мог принимать лишь в соответствии с обычаем и мнением членов совета старейшин (сената), куда входили 300 самых влиятельных и заслуженных римлян, называвшихся отцами. Причем наиболее важные решения должны были, видимо, получать санкцию народного собрания (куриатных комиций).

Царская власть не передавалась по наследству. После смерти очередного царя его преемника назначали сенаторы, а затем утверждали полноправные члены римской общины путем голосования в куриатных комициях, а также сами боги, чью волю, римляне узнавали с помощью птицегаданий (ауспиций).

2. Социальное положение населения Древнего Рима

В Риме этого времени наряду с рядовыми общинниками, которых называли плебеями или плебсом (буквально те, кого много), были богатые и влиятельные аристократы-патриции (буквально отцовские), считавшие себя потомками первых римских сенаторов.

Плебеи, не принадлежа ни к одному из патрицианских семейств, являлись, тем не менее, юридически самостоятельными, хотя и неполноправными. Они признавались самостоятельными членами гражданского общества, и в области гражданских прав (по имуществу) равнялись патрицию; при этом, правда, браки между патрициями и плебеями признаются незаконными. Частые жалобы плебеев на то, что долговые обязательства патрициям гнетут их, показывают, что между патрициями и плебеями могли существовать юридические отношения и что плебеи могли самостоятельно, в своем лице, искать и отвечать на суде. Это последнее различие в особенности существенно.

Являясь в области частных гражданских отношений правоспособными, плебеи не имели никаких прав в области отношений политических. Находясь вне патрицианской родовой организации, они не участвовали в народных собраниях и потому оставались чуждыми политической жизни общины.

Институт клиентелы играл в римском обществе очень важную роль на протяжении всей его истории. В раннем Риме клиентами становились люди, оказавшиеся по тем или иным причинам вне своей семьи, рода и общины. Это могли быть чужеземцы, переселившиеся в Рим, рабы, отпущенные на свободу, подвластные домочадцы, освобожденные домовладыкой из-под отеческой власти (эмансипированные), то есть изгнанные из семьи. Для того чтобы выжить, им не оставалось ничего другого, как найти себе влиятельного и богатого покровителя и заступника, который мог бы заменить им отца и домовладыку. В Риме такой покровитель назывался патроном (от pater отец). Он вводил клиента в свой род, давал ему свое имя, предоставлял ему надел земли и защиту в случае необходимости. В ответ клиент был обязан стать таким же послушным и покорным по отношению к патрону, как сын по отношению к отцу. Он выполнял все поручения патрона, делал ему подарки и приношения, сопровождал его в случае необходимости в путешествия и на войну.

Отношения патроната-клиентелы были наследственными и основывались на понятии верность (fides). Нарушение обязательств, связывающих патрона и клиента, рассматривалось как посягательство на основы миропорядка. По старинному римскому обычаю, со временем получившему силу закона, патрон, предавший своего клиента, подвергался проклятию и посвящался подземным богам, то есть фактически объявлялся вне закона.

Земельные участки, которыми патриции наделяли своих клиентов, как правило, относились к особому земельному фонду, принадлежавшему всей римской общине и называвшемуся, поэтому общественное поле (ager publicus). Рим в царский период вел успешные войны с соседями, постоянно расширяя свои владения. Отвоеванная у врагов земля обычно включалась в состав общественного поля.

Пользуясь своим положением в общине, патриции захватывали крупные наделы на общественном поле и владели ими на правах наследственной аренды. Такая практика называлась в Риме оккупацией земли. Институт оккупации усиливал экономическое и политическое могущество римской патрицианской знати. Ее главным оплотом был сенат, состоявший в основном из представителей самых влиятельных патрицианских семей.

Плебеи, лишенные возможности пользоваться наделами на общественном поле, в массе своей страдали от малоземелья. В засушливые годы, чтобы не погибнуть от голода, им приходилось залезать в долги к богатым патрициям на самых кабальных условиях. Те, кто не мог вовремя расплатиться с долгами, теряли не только имущество, но и свободу. В качестве бесправных кабальных работников они трудились в хозяйстве кредиторов и, если не были в состоянии своим трудом выплатить долг с процентами, то могли быть проданы в рабство к чужеземцам. Правда, и среди плебеев со временем появляются зажиточные активные люди, способные бороться за свои права.

3. Реформы Сервия Туллия

Как было указано выше, древнеримский общественный и государственный строй был всецело рассчитан на коренных, изначальных жителей общины, опирался на их родовую организацию. Позднейшие переселенцы, плебеи, стоя вне патрицианских родовых связей, стояли и вне политической жизни.

Такое положение дел могло не возбуждать внимания лишь в те времена, когда подавляющим элементом населения были патриции, а класс пришельцев-плебеев был немногочислен. Когда же этот последний класс значительно разросся и пустил прочные корни в Риме, его изолированное положение делалось все более и более общественной аномалией. С одной стороны, сами патриции мало-помалу привыкают смотреть на плебеев как на постоянную составную часть римского населения; с другой стороны, плебеи, для которых интересы их новой отчизны, Рима, делаются все более и более небезразличными, начинают обнаруживать стремление к участию в общинных делах.

Существует предание, что уже Тарквиний Приск имел мысль составить из плебеев новую (четвертую) трибу на равных правах с прежними, но его попытка разбилась о сопротивление жрецов[2] . Пришлось остановиться на компромиссе: из среды плебеев были выбраны некоторые фамилии и включены под именем gentes minores в состав прежних трех триб. Насколько достоверно это предание, трудно сказать. Gentes minores действительно существовали впоследствии среди патрицианских родов, но таково ли их происхождение, как говорит римское предание, неизвестно. Как бы то ни было, если даже реформа Тарквиния Приска – подлинная историческая правда и если она действительно имела в виду плебеев, – она не изменила основных принципов государственного строя, а только пополнила старые организации новыми лицами.

Гораздо более серьезное и принципиальное значение имела реформа, приписываемая Сервию Туллию. Пусть и автор, и время ее сомнительны, но общие основы ее, дошедшие до времен, более достоверных, неизменными, более или менее ясны.

Было бы, конечно, неправильно думать, что эта реформа была задумана и проведена как реформа политическая, прежде всего, как это представляли себе позднейшие римляне. Наиболее важной практически и наиболее вразумительной для патрициев стороной отмеченной выше общественной аномалии было то обстоятельство, что одни патриции несли на себе всю имущественную и личную тяготу воинской повинности. Целый значительный класс населения оставался в этом последнем отношении совершенно неиспользованным. Вследствие этого возникало полное несоответствие между действительным населением Рима и количеством выставляемого им войска. А между тем потребности обороны и растущие завоевательные стремления Рима требуют все большего и большего напряжения всех его личных сил. Представлялось поэтому желательным, прежде всего как-нибудь привлечь всю массу плебеев к участию (личному и имущественному) в несении воинской повинности. И действительно, вся так называемая реформа Сервия Туллия есть по основной идее своей реформа воинская и податная.

mirznanii.com

Преобразование клиентелы в Риме. Фюстель де Куланж. Древний город. Религия, законы, институты Греции и Рима. Книги по истории онлайн. Электронная библиотека

Долгий период римской истории тоже был заполнен борьбой между клиентами и патронами. Правда, Тит Ливий ничего не сообщает об этой борьбе, поскольку не имел привычки внимательно отслеживать изменения в различных институтах; кроме того, летописи жрецов и подобные им документы, откуда черпали сведения древние историки, а уже от них Тит Ливий, возможно, ничего не сообщали об этой внутренней борьбе.

Но, по крайней мере, точно известно, что в Риме в самом начале были клиенты; у нас есть абсолютно достоверное свидетельство той зависимости, в которой патроны держали своих клиентов. Если спустя несколько столетий мы попробуем отыскать этих клиентов, то уже не найдем их. Название еще существует, но самой клиентелы уже нет. Совсем не похожи на древних клиентов плебеи времен Цицерона, которые называли себя клиентами богатых людей только для того, чтобы иметь право на sportula – подарки, или, точнее, подачки от них.

Намного больше напоминают древних клиентов вольноотпущенники. В период поздней республики, как и в ранний период истории Рима, человек, освобожденный от рабства, не становился сразу свободным и гражданином; он оставался в подчинении у господина. Раньше его называли клиентом, теперь стали называть вольноотпущенником; изменилось только название. Что касается господина, то не изменилось даже название; как прежде его называли патроном, так и продолжали называть. Вольноотпущенник, как некогда клиент, по-прежнему связан с семьей; он носит ее имя, как носил его клиент. Он зависит от своего патрона; он обязан выказывать ему не только признательность, но и верно служить. Патрон имеет право вершить суд над вольноотпущенником, как раньше над клиентом; за неблагодарность, приравненную к преступлению, он может снова обратить его в рабство. Так что вольноотпущенник очень напоминает древнего клиента. Между ними единственная разница: клиентела была наследственной, от отца к сыну, а зависимость вольноотпущенника заканчивалась во втором, самое большее, в третьем поколении. Клиентела еще не исчезла; она захватывает человека в тот момент, когда он освобождается от рабства, но только клиентела уже не является наследственной. Уже одно это являлось значительной переменой, но мы не можем сказать, когда это произошло.

Мы можем легко найти улучшения, постепенно происходившие в положении клиента, и этапы на пути к обретению им права собственности. Сначала глава рода выделял клиенту участок земли для обработки. Затем клиент становился временным владельцем участка при условии, что он принимает участие во всех расходах своего бывшего господина. Суровость древнего закона, обязывающего клиента платить выкуп за патрона, помогать деньгами при наделении дочери патрона приданым, при расходах на общественные потребности, оплачивать наложенные на патрона судом штрафы, доказывает, что в те времена, когда был издан этот закон, клиент уже был временным владельцем земельного участка. Затем клиент делает следующий шаг: после его смерти его сын имел право вступить во владение землей; если у клиента не было сына, то после смерти клиента земля возвращалась патрону. Затем следующий шаг: клиент, не имеющий сына, получает право составить духовное завещание. Но тут нет однозначного решения. В отдельных случаях патрон забирает себе половину имущества, иногда воля завещателя выполняется полностью. В любом случае завещание имеет силу. Таким образом, клиент если еще не может назвать себя собственником, но, по крайней мере, обладает правом довольно широко, насколько возможно, пользоваться собственностью.

Но это еще не полное освобождение. Нет никаких свидетельств, дающих возможность установить эпоху, когда клиенты окончательно отделились от семей патрициев. В «Истории» Тита Ливия есть место (книга II, 16), в котором говорится, если понимать его буквально, что в ранние годы республики клиенты были гражданами. Весьма вероятно, что они уже были гражданами во времена царя Сервия Туллия; возможно, они даже голосовали в куриальных комициях с раннего периода истории Рима. Однако из этого вовсе не следует, что они были абсолютно свободными людьми, так как возможно, что патриции нашли выгодным для себя дать клиентам политические права, но отказав им в гражданских правах.

В Риме, похоже, не было переворота, который сразу освободил клиентов, как это было в Афинах. Все происходило крайне медленно и незаметно и не нашло никакого отражения в официальных законах. Клиентела постепенно ослабила хватку, и клиент незаметно отделился от патрона.

Царь Сервий Туллий провел реформу в пользу клиентов: он изменил устройство войска. До Сервия войско делилось на трибы, курии и роды; это было патрицианское войско, в котором каждый родоначальник командовал своими клиентами.

Сервий разделил войско на центурии; все население Рима на классы, или разряды, по имущественному цензу; теперь каждый занимал место согласно своему разряду. В результате клиент уже не сражался бок о бок с патроном; патрон перестал быть для клиента военачальником, и клиент стал привыкать к независимости.

Это изменение привело к изменению структуры комиций. Раньше собрание делилось на курии и роды, и клиент голосовал, если он вообще голосовал, под надзором своего господина. Теперь в комициях, как и в войске, было деление на центурии, и клиент уже не находился в одной центурии с патроном. Правда, древний закон приказывал, чтобы он голосовал точно так же, как его патрон, но разве можно было проверить, за что он голосовал?

Решение отделить клиента от патрона в самые важные минуты жизни, во время боя или когда шло голосование – это был серьезный шаг, значительно ослабивший власть патрона, а то, что осталось от его власти, постоянно оспаривалось. Как только клиент почувствовал вкус свободы, он захотел полностью насладиться ею. Он стремился отделиться от рода и присоединиться к плебеям, которые были свободными людьми. Сколько ему представлялось случаев! При царях он был уверен, что найдет в их лице помощников, поскольку у них не было иной цели, как ослабить роды. Во времена республики он нашел покровительство у плебеев и трибунов. Тогда очень многие клиенты получили свободу, и роды не смогли их вернуть. В 472 году до н. э. было еще очень много клиентов, поскольку плебеи жаловались, что их голоса в центуриатных комициях дают возможность чаше весов склоняться в пользу патрициев. «Волерон… предложил народу закон о том, чтобы плебейские должностные лица избирались в собраниях по трибам. В безобидном на первый взгляд предложении речь шла о предмете отнюдь не малозначительном; но о том, чтобы отобрать у патрициев возможность через посредство своих клиентов добиваться избирать угодных себе трибунов»[155].

Примерно в то же время, когда плебеи отказались вступать в ряды войска, патриции были в состоянии сформировать войско из своих клиентов. Однако похоже, что клиентов было недостаточно для возделывания патрицианских земель, и патрициям приходилось заимствовать рабочую силу из плебейской среды. Вполне возможно, что создание института трибунов, обеспечив клиентам защиту от бывших патронов и упрочив положение плебеев, ускорило процесс освобождения клиентов. В 372 году уже не было никаких клиентов, и Манлий мог сказать плебеям: «Сколько было вас, клиентов, вокруг одного патрона, столько же будет теперь против одного врага»[156].

С тех пор мы больше не встречаем в истории Рима древних клиентов, людей, наследственно связанных с родом. Древняя клиентела уступила место клиентеле нового типа, добровольной, практически фиктивной связи, которая уже не влекла за собой тех обязательств, что были раньше. Мы уже не находим в Риме трех классов – патрициев, клиентов и плебеев. Остались только два; клиенты слились с плебеями.

Ветвью, выделившейся из рода Клавдиев, были Марцеллы. Они носили имя Клавдии, но поскольку не были патрициями, то могли входить в состав рода только в качестве клиентов. Они очень рано получили свободу и обогатились; нам неизвестно, как им удалось сначала добиться высоких плебейских должностей, а затем занять высокие должности в городе. В течение нескольких веков род Клавдиев, похоже, не вспоминал об имеющихся у них древних правах на эту ветвь. Но во времена Цицерона Клавдии неожиданно вспомнили о них. Вольноотпущенник или клиент Марцеллов умер, оставив собственность, которая, согласно закону, должна была вернуться к патрону. Патриции Клавдии утверждали, что Марцеллы, сами клиенты, не могли иметь своих клиентов, а их вольноотпущенники и их собственность должны перейти главе патрицианского рода, тому единственному, кто имеет права на патронат. Это заявление вызвало удивление общественности и привело в замешательство юристов; даже Цицерон считал вопрос очень непростым. Четыре века назад такой вопрос не вызвал бы никакого удивления, и Клавдии выиграли бы процесс. Но во времена Цицерона законы, на которые они ссылались, выдвигая требования, были настолько древними, что о них успели забыть, и суд, не колеблясь, вынес решение в пользу Марцеллов. Древней клиентелы больше не существовало.

historylib.org

Древний Рим

Около 350 года до нашей эры в Риме было 46.602 многоквартирных дома (до 8 этажей), именуемых инсулами. Инсулы начали строиться приблизительно во время Пунических войн - в III веке до нашей эры. Хорошие инсулы строились из туфа или кирпича, а экономический вариант - из кирпича-сырца, густо смешанного с соломой и тростником (такие нередко обваливались именно поэтому их высота была ограничена законодательно - 18 м). В хороший инсулах для богатых в подземном этаже были уборные, водяное отопление, окна из слюды и стекла, на первом этаже - лавки, ну а в инсулах похуже - туалет на дворе, жаровня вроде буржуйки в квартире и никаких стёкол - плотные ставни, которые в холодное время были всегда закрыты. Как вы понимаете воздух зимой в дешёвых инсулах был не из приятных, поэтому на жаровне иногда сжигали немного хлеба дабы аппетитный запах перебил вонь.

Квартплата в обычной инсуле была около 2000 сестерциев в год, а в хороших 5000 и выше. Для сравнения - хороший раб продавался за 2500-6500 сестерциев, рабыня - 2500, легионер получал около 3,5 сестерциев в день. Грубо говоря, покупательная способность римлянина из плебса равнялась покупательной способности жителя Конго в 2000 году, поэтому в одной квартире жило 2-3 семьи.

О бетоне

Часто встречаются упоминания о бездушных современных конструкциях из бетона, но многие удивятся, узнав, что бетон - совсем не современный строительный материал, а один из старейших. Он интенсивно использовался ещё в Древнем Риме, например, многие восхищающие нас акведуки и купольные конструкции были отлиты именно из бетона. Знаменитые термы Каракаллы - бетонные. А ещё в Древнем Риме были и свои “микрорайоны” - массовая бетонная застройка с многоквартирными домами для народа победнее…

Dies nefasti или древнеримская отмазка

Римляне были очень суеверными. В их календаре были официальные счастливые дни - dies fasti и несчастливые - dies nefasti. Во время dies nefasti не заседал сенат, не заключались сделки, а сделав прегрешение любой римлянин мог отнести это на счёт dies nefasti: “Dies nefasti. Что я мог сделать?” Даже римские императоры были маниакально суеверными - нижеупомянутый Август параноически следил за тем, чтобы никогда не встал с левой ноги и не надел левую сандалию первой - в обязанности его слуги было предупредить хозяина если он случайно намеревался это сделать…

Почему погибла древнеримская демократия

К I веку до нашей эры внутреннее положение Древнего Рима изменилось - исчезла старая римская элита и заменилась новой, возникло огромное число деклассированных люмпен-пролетариев и наоборот свободные крестьяне почти исчезли - дешёвая рабская сила разорила их и вытеснила в города, где они стали люмпенами. Число сенаторов быстро увеличивалось - к 44 году до нашей эры их было уже более тысячи и в Сенате возникло множество группировок без преобладания какой-либо и в итоге Сенат стал терять контроль над страной. Первый шаг к единоличной диктатуре сделал ещё Луций Корнелий Сулла, который стал править в 82 году до нашей эры и Гай Юлий Цезарь, но как оказалось этого было мало. Когда в 27 году до нашей эры Октавиан стал императором Августом, это было величайшим благом для Древнего Рима. Хотя Август формально восхвалял Сенат, значение Сената при нём было уменьшено до минимума и Август мог проводить свои реформы почти без сопротивления, а Древний Рим снова вошёл в полосу процветания… Интересен и способ коим Август пришёл к единоличной власти - он смиренно попросил Сенат дать ему в управление мятежные регионы республики, а Сенат будет управлять тучными и благополучными регионами. Сенат с радостью согласился - Августу дали управлять убогими окраинами вроде Испании или Галии, но вся соль была в том, что именно там располагалась армия и так Август получил в руки почти всю армию…

Римский стройбат

В старые времена Древнего Рима римские консулы созывали всех римских граждан, владеющих землёй, в возрасте от 17 до 46 лет на Капитолий и выбирали из них самых сильных - для службы в армии. Эти люди не служили в армии постоянно, а призывались лишь в случае необходимости. В 107 году до нашей эры всё изменилось - консул Гай Марий понял, что Рим нуждается в постоянной армии. Он изменил правила призыва и теперь стали служить люди без земли, вооружаемые за счёт государства. Солдаты призывались на срок от 16 до 20 лет. В военное время они воевали, а в мирное занимались строительством дорог, мостов и акведуков - настоящий стройбат. Кто такие клиенты

Утро римского патриция было светлым и радостным - стоило ему проснуться и позавтракать, в зале его виллы его ожидали так называемые “клиенты” - плебеи, которые жили у него на содержании, обычно за 6 сестерцией в день. Впереди стояли любимые клиенты, взади - клиенты низшего ранга, которых любимые клиенты старались не замечать. Клиенты при виде патрона принимались всячески восхвалять его, говорить комплименты и так далее. Клиенты сопровождали патрона в термы, изображая заинтересованных слушателей, во время заседаний сената они хлопали в ладоши, восхваляя мудрость патриция. Их обязанностью было так же ходить по Риму и восхвалять своего покровителя.

Теперь фраза “Клиент всегда прав” открывается в новом свете

Животные как палачи

Вы наверное помните истории, как ранних христиан бросали к львам на растерзание. Этот вид казни не был применяем исключительно к христианам, а к преступникам вообще (коими в те времена считали христиан). Одновременно это не было и римским изобретением - египтяне бросали преступников крокодилам, в Шумере затравливали собаками, в Персии леопарды рвали на куски осуждённых и так далее. Рим был уникален тем, что превратил эти казни в зрелище. Римляне позаимствовали эти казни с востока уже во II веке до нашей эры (то есть до существования христианства) и сделали из всего настоящее шоу - преступников разрывали в амфитеатрах, созывалась публика, продавались лакомства дабы публика могла их вкушать, наблюдая за мучениями убиваемых и так далее. Почтенной публике заранее объявлялось будет ли преступник сожран львами, разорван медведями, затоптан слонами или забодан быками. Эта казнь применялась к дезертирам, волхвам, отравителям, фальшивомонетчикам, бунтовщикам, похитителям детей и отцеубийцам. Любопытно, что данная казнь применялась в христианской Византии вплоть до 681 года.

Варвары или древнеримская братва

В представлении многих людей падение Римской империи это вторжение варваров, поражение римской армии с последующим смещением последнего императора - Ромула Августа. В действительности к тому времени римская армия состояла преимущественно из варваров - гуннов, вестготов, вандалов. Например, знаменитый римский генерал Флавий Стилихон, фактический правитель Рима в 395-408, был вандалом. Варвар Одоакр, сместивший последнего римского императора, был римским солдатом - телохранителем императора. Забавно, что после падения империи, варвары вроде Теодориха вовсе не грабили римских патрициев. Они понимали, что не в состоянии управлять их имениями, чтобы это приносили им деньги. Варвары оставили им поля и имения и просто потребовали треть дохода для себя - “за охрану”. “Охрана” была вполне в духе пост-советских рэкетиров - простое выдаивание денег. В течение V-VI веков аппетиты варваров росли и имущество обедневших патрициев просто перетекло им в карман, патриции стали никем… Забавно, что после гибели Римской империи кто только не называл себя её преемником. Даже Османская империя!

Кулинарные странности римлян

Забавная штука - древние римляне так и не научились есть множество продуктов. Так масло они использовали как лекарственное средство, а молоко - как косметическое средство.

Принимая гостей, знатные римляне стремились щегольнуть и выставить самые немыслимые блюда. Так, например, Петроний пишет о хозяине, который желая удивить гостей, выставил на стол жареную соню, обвалянную в мёде с маком и печёную свинью, в которой были зашиты живые дрозды. Когда свинью разрезали, дрозды разлетелись.

В ряде европейских языков мышевидный грызун соня-полчок (Glis glis) до сих пор называется “соня съедобная” (например, в английском). Это странное название имеет корни в истории Древнего Рима. Поначалу сонь поедали в период голода, но потом обычай прижился и их поглощали даже патриции - в таких интересных комбинациях как “соня, фаршированная орехами” или “соня, сваренная в мёде”. Более того! Традиция поедать сонь осталась! Их до сих пор едят в Словении, где “навадни полх” считается деликатесом. Ещё интересная деталь о соне - немцы, например, никак не могут определиться с ней. В некоторых частях Германии соня считается хорошим зверьком, приносящим удачу, в других наоборот символом зла. Вот и поди разберись! В России соня-полчок живёт главным образом на юге.

Одним из знаменитых соусов был garum. Что такое гарум? Гарум получали следующим путём. В глиняный горшок клали рыбные внутренности, добавляли оливковое масло, уксус, соль, а затем оставляли на солнце в течение 2-3 месяцев, периодически помешивая. Затем получившуюся смесь отфильтровывали.

Интересно о соли

Название соли послужило основой для многих слов. Так например, римским солдатам выдавали разрешение на покупку соли, которое называлось salarium argentum. От этого слова произошло английское слово “заработная плата” - “salary” и французское “солдат”. Кроме того, привычка римлян солить зелень, привела к образованию слова “салат”. Соль применялась не только для соления пищи. Археологи, копая неподалёку от соляных месторождений на краю Сахары, нашли под толщей песка древние дома, сложенные из огромных кристаллов соли. Из-за отсутствия дождей дома простояли века.

thebester.ru


Смотрите также