Древний рим имперский период. 13. Древний Рим: переход от республики к империи. Основные институты имперской государственности. Принципат и доминат.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

. Древний Рим в период Империи. Древний рим имперский период


Период Римской Империи

 

В середине I в. до н.э. республиканский Рим оказывается перед крахом: его потрясают восстания в покоренных провинциях, тяжелые войны на Востоке, гражданские войны в самом Риме.

В 82 г. до н.э. полководец Луций Корнелий Сулла (138-78 до н.э.) установил свою единоличную власть и впервые на неопределенный срок провозгласил себя диктатором. Его диктатура была направлена на преодоление государственного кризиса в Риме. Но в 79 г. до н.э. он признал, что не достиг своей цели и сложил полномочия.

Официальным основателем Римской империи считается Гай Юлий Цезарь (100-44 до н.э.), избранный в 59 г. до н.э. консулом в Риме. Поняв необходимость серьезных реформ для превращения диктатуры в империю, Цезарь стал платить воинам своей армии вдвое больше жалованья, чем другие военачальники; союзникам Рима он щедро раздавал права римского гражданства. Будучи объявленным в 45 г. до н.э. пожизненным диктатором, Цезарь провел законы, изменившие политический строй Римского государства. Народное собрание потеряло свое значение, сенат был увеличен до 900 человек и пополнен сторонниками Цезаря. Сенат даровал Цезарю титул императора с правом передачи его потомкам. Он начал чеканить золотую монету со своим изображением, появляться в знаках царского достоинства. Стремление Цезаря к царской власти восстановило против него многих сенаторов, они организовали заговор во главе с Марком Брутом (85-42 до н.э.) и Гаем Кассием (? - 42 до н.э.). В 44 г. до н.э. Цезарь был убит, но восстановление аристократической республики, на что надеялись заговорщики, не произошло.

В 43 г. до н.э. Марк Антоний (83-30 до н.э.), Октавиан (63 до н.э. – 14 н.э.), Лепид (около 89-13 до н.э.) заключили между собой союз, окончательно победили республиканцев и разделили в 42 г. до н.э. между собой Римскую державу. Однако, стремясь к личной власти, Антоний и Октавиан в 31 г. начали новую гражданскую войну, окончившуюся победой Октавиана, получившего от сената титул Августа и провозглашенного с 27 до н.э. императором. Октавиан был наделен правом трибуна, командующего всеми войсками и даже верховным жрецом.

Август правил долго (27 до н.э. – 14 н.э.) и довел реформу Цезаря до конца. Он оставил огромную Римскую империю, владения которой простирались до Армении и Месопотамии, до Сахары и берегов Красного моря.

После падения Республики в Риме формируются крупные землевладения римских императоров (сальтусы}, которые находились в Италии, провинциях, преимущественно в Африке. Сальтусом или группой их ведало особое должностное лицо – прокуратор.

При императоре Траяне (53-117, правил с 98) захватнические войны были возобновлены, и Римская империя достигла максимальных границ. Но в дальнейшем завоевания прекратились, резко уменьшился приток в империю новых рабов. В III в. в Римской империи начинаются кризис экономики, упадок сельского хозяйства, ремесел, торговли, возврат к натуральным формам хозяйства. Зарождается новая форма земельных отношений – колонат. Крупные землевладельцы сдавали в аренду участки земли, скот, необходимые для работы орудия труда. Мелких арендаторов, постепенно попадающих из-за долгов в зависимость от землевладельцев, называли колонами. Они платили продуктами арендную плату хозяевам земли и налоги государству. Колоны постепенно превращались в крепостных крестьян, не имеющих права покидать свою деревню, а городские ремесленники потеряли право менять профессию и место жительства. Огромные траты на содержание армии и роскошного двора императоров, на зрелища, подачки свободной бедноте заставляли римских правителей увеличивать подати с населения провинций. В разных частях империи вспыхивали восстания населения и бунты воинов, недовольных тяжелой службой.

В последний период Римской империи параллельно развиваются два процесса: процесс распространения в империи христианства и процесс регулярных вторжений европейских варваров.

Христианство зародилось в римской провинции Иудее в I в. н.э. на основе религиозного и социального учения о духовном спасении людей через веру в искупительную силу спасителя, сына божьего, которое проповедовали такие секты иудаизма, как зелоты и эссеи. В основе идеи христианства лежит искупительная миссия Иисуса Христа, его казнь, воскресение и второе пришествие к людям, страшный суд, воздаяние за грехи, установление вечного царства небесного.

В условиях экономичного и национального гнета, идеологического разброда в Римской империи в I-III вв. н.э. это учение было воспринято большими массами населения огромной империи, так как оно провозглашало равенство всех людей перед богом, разрушало этнические и социальные перегородки в обществе. Все это способствовало распространению христианства во многих странах, несмотря на гонения со стороны властей.

После долгой и безуспешной борьбы с христианством императоры разрешили исповедывать веру в Иисуса Христа (Миланский эдикт Константина, 313 г.). С течением времени сами правители приняли крещение (Константин, 330 г.) и объявили христианство единственной государственной религией (Феодосий I, 381 г.). Они участвовали в церковных соборах и пытались поставить церковь под контроль государства.

Тем временем европейские варвары регулярно вторгались в Империю. В 378 г. готы разгромили римскую армию, в 410 г. они во главе с королем вестготов Апарихом (около 370-410) ограбили Рим, в течение предыдущих 800 лет не доступный для завоевателей. Готы сожгли многие дворцы и храмы, переплавили на металл замечательные произведения древних мастеров. В 445 г. вандалы из Северной Африки еще более жестоко, чем готы, разграбили Рим. Их вождь Гензерих приказал своим воинам уничтожить то, что они не могли унести. В 476 г. полководец-варвар Одоакр (около 431-493) отнял у последнего римского императора достоинства власти и отправил их в Константинополь, бывший столицей Восточной Римской империи, называвшейся позднее Византией (в 395 г. император Феодосии перед смертью разделил Римскую империю между сыновьями на Западную с Римом и Восточную с Константинополем). Однако заявил, что на земле должен быть один император, как одно солнце на небе. Сам он стал править Италией, приняв древний титул «рекс», отказавшись от претензий на все прочие владения Империи.

Так был положен конец некогда могущественной Римской империи. Началась история новой «варварской Европы».

 

* * *

 

Античные государства – Древняя Греция и Древний Рим – представляют регион, в котором сложилось классическое рабство, где рабы являлись основной производительной силой. Труд рабов использовался во всех ведущих отраслях экономики.

Несмотря на однотипность рабовладения структура экономики Греции и Рима отличалась своеобразием, обусловленным природно-географическими особенностями. Если в экономике Древней Греции ведущую роль играли ремесло и торговля, то в Древнем Риме – сельское хозяйство и строительство. Причем в отличие от Греции в Риме, когда он на рубеже нашей эры стал империей, победило крупное рабовладельческое землевладение.

Темпы экономического развития античных государств намного превосходили динамику древневосточных рабовладельческих государств. За свою историю античные государства продемонстрировали и превосходство в государственном и общественном устройстве, испытав различные его формы и в период расцвета, обеспечив демократизацию политического строя и высочайший расцвет культуры, создав недосягаемые и на сегодняшний день ее образцы.

studfiles.net

переход от республики к империи. Основные институты имперской государственности. Принципат и доминат.

  1. Древний Рим: переход от республики к империи

Внутренняя политика характеризовалась ожесточенной борьбой, с одной стороны, оптиматов с движением Клодия, с другой, той и другой группировок с триумвирами. Борьба сенатской олигархии вылилась в вооруженное столкновение. Должности магистратов оказывались в руках тех, кто раздавал больше денег избирателям или пришел на должность, опираясь на насилие. В Риме прокатилась волна политических процессов, во время которых вскрывались вопиющие злоупотребления. События 54 – 51 г до н.э. показали, что вся система выборности магистратов, деятельность народных собраний выродились в беспринципную и жестокую борьбу отдельных клик и группировок в разгул самых диких страстей. Экономика страны также находилась в бедственном положении. Властная верхушка сосредотачивает в своих руках огромные денежные капиталы, что приводит к еще большему расслоению общества.

Именно в таких условиях и начинается распад римской республики. Основываясь на всем вышесказанном можно назвать несколько причин перехода от республики к империи.

В числе этих причин на первом месте должно быть поставлено рабство. Рабы представляли собой крайне дешевую рабочую силу.

Не равно отзывалась на богатых и бедных и всеобщая воинская повинность. Вследствие почти непрерывных войн в течении первой половины периода республики трудоспособные граждане должны были беспрестанно – именно в рабочую пору – покидать свои участки для походов. Результатом всего этого является полное исчезновение мелких крестьянских хозяйств к концу периода республики и распространению тех латифундий, которые, как известно, «погубили Рим».

Одновременно с описанными процессами совершается другой весьма важный процесс: на сцену все больше выступает капитал движимый, денежный и накладывает на все коммерческий отпечаток. Все золото в своей значительной части разными путями попадает в руки руководящего класса – римской аристократии и концентрируется там.

Этим во многом объясняется и смена республиканской формы правления на монархическую, тем более приемлемую, что монархический элемент присутствовал и в старой республиканской конституции Рима.

  1. Основные институты имперской государственности

Не нашел. Найдешь – скажи ;)

  1. Принципат и доминат

Принципат — условный термин в исторической литературе для обозначения сложившейся в Древнем Риме в период ранней империи, совмещавшей монархические и республиканские черты. В историографии закрепился первый титул — «император», хотя основные полномочия глава государства имел как народный трибун и принцепс.

Система принципата стала оформляться при Августе, власть которого основывалась на соединении различных магистратур. Август и его преемники, будучи принцепсами сената, одновременно сосредоточивали в своих руках высшую гражданскую (пожизненный народный трибун) и военную власть. Формально продолжало существовать республиканское устройство: сенат, комиции (народные собрания), магистратуры (кроме цензоров). Но эти институты потеряли прежнее политическое значение, так как выборы в них и их деятельность регулировались принцепсом. Реальная власть была сосредоточена в руках императора и близких к нему людей, его личной канцелярии, штат которой непрерывно рос, а сфера деятельности расширялась.

Термину «принципат» в исторической литературе соответствует термин «ранняя империя», который считается более точным. На смену принципату пришёл доминат, где монархические черты видны гораздо более явственно, а республиканские институты большей частью упразднены, некоторые переформированы в монархические.

Доминат (в отличие от принципата) – настоящая монархия. Император Диоклетиан поделил Римскую империю на восточную и западную части и перенес административный центр империи на восток. Чуть позже он установил тетрархию: страна была разделена на две части: западную и восточную, во главе каждой из которых встали августы. Каждая из половин делилась еще раз надвое, одной четвертой империи руководил август соответствующей половины, другой – назначаемый им цезарь. Таким образом появилось 4 императора: 2 августа (восточный и западный) и 2 цезаря. После Диоклетиана император Константин упразднил тетрархию.

В 313 г. император Константин издал эдикт в Медиолане (Милане): была признана веротерпимость в империи. Феодосии Великий провозгласил христианство государственной религией Римской империи. После его кончины образуются независимые Западная Римская империя (с центром в Риме) и Восточная Римская империя (с центром в Константинополе).

studfiles.net

Государство древнего Рима периода империи

Количество просмотров публикации Государство древнего Рима периода империи - 335

Государство древнего Рима периода республики

В период республиканской истории основными учреждениями власти стали магистраты, сенат и народные собрания, а основными сословиями — патриции и плебеи, к которым впоследствии прибавилось сословие всадников. Такое устройство и распределœение власти следует отнести к разряду аристократических, поскольку многие важные должности в республике оказались выборными и осуществляемыми без материального вознаграждения, и всœе должности такого рода были заняты нa протяжении длительного времени представителями нескольких патрицианских родов.

Так, к примеру, 200 консулов, сменившихся за столетие, с 233 пo 133 гᴦ. до н.э., принадлежали к 58 семьям; при этом 63 консула были членами всœего лишь пяти семей. К началу III в. богатая плебейская верхушка объединилась с патрицианской аристократией в одну коалицию, названную нобилитетом (собранием благородных).

Магистраты и эдикты. Магистратами в Риме называли различные должностные лица (консулы, преторы, цензоры, эдилы и др.), имевшие определœенный круг деятельности: командование войсками, управление провинцией, отправление правосудия и др. Размещено на реф.рфЭти лица, как правило, обращались к народу на сходках с указом, в котором они знакомили с программой своей деятельности или помещали распоряжения, касающиеся отдельных лиц или случаев. Указы эти сначала сообщались в устной форме и назывались эдиктами (от ʼʼобъявление, распоряжениеʼʼ), а потом их стали писать нa белой доске (альбум) черными буквами с заглавными буквами красного цвета. Доску выставляли в Риме на площади (форуме), чтобы с эдиктом можно было ознакомиться более внимательно.

Эдикты магистратов обладали двумя важными атрибутами властного характера — юрисдикцией (iurisdictio) и империумом (imperium). Под юрисдикцией в данном случае разумелось личное оправление правосудия магистратом в силу закона или через посредство судьи, который уполномочивался на это магистратом. Империум означал полноту высшей власти, предоставляемой магистрату для проведения определœенного рода мероприятий, направленных на обеспечение общего блага. В силу такой полноты власти консул осуществлял одновременно военную власть и юрисдикцию.

Самым важным различием между обладателями магистратской власти являлось обладание или необладание властью в ее разновидности, именуемой империумом. Обладание такой властью включало осуществление гаданий (ауспиций) и контроль за другими аналогичными обрядами, которые имели большое социально-психологическое и политическое значение. Империум принадлежал по праву консулам, преторам и диктаторам.

Внешним атрибутом империума были фасции — розги, перевязанные ремнями, из которых торчит лезвие секиры. Их несли ликторы-телохранители магистрата. Розги и секира символизировaли право на принуждение и на казнь ослушников. Вначале фасции и телохранители входили в атрибуты царской власти наряду с пурпурным плащом, золотой диадемой, скипетром с орлом и кpеслом из слоновой кости (курульное кресло). Далее телохранители-ликторы стали сопровождать консулов и преторов.

Существовали следующие принципы подбора, утверждения должностных лиц республики и контроля за их деятельностью. Все должности избирались на народном собрании, центуриатном или трибутном, исходя из полномочий по заполнению должностей, признаваемых за этими собраниями. Практически всœе магистраты избирались сроком на один год, и только цензоры избирались на пять лет. Срок полномочий консулов мог продлеваться во время военных действий, когда им вручалась вся полнота власти. С увеличением числа территорий, подвластных римской общинœе, полномочия некоторых носителœей должностной власти стали продлеваться в видоизмененной форме. К примеру, консулы и преторы после окончания своих должностных полномочий в городе Риме получали затем назначение в провинцию с полномочиями проконсула или пропретора.

Каждая магистратская должность в республике замещалась не одним, а двумя или несколькими должностными лицами для обеспечения коллегиальности в отправлении этих властных должностей. Причем каждый из коллег имел право своеобразного вето (запрета) на действия своих коллег пo должности. И это право на вмешательство получило название права интерцессии.

Все должности выстраивались в особой иерархической соотнесенности и соподчинœенности. Это означало, что всœе нижестоящие чиновники были обязаны подчиняться вышестоящим, а вышестоящие имели право интерцессии на решения нижестоящих. Только цензор мог в своих действиях быть приостановлен решением другого цензора.

Все магистраты исполняли свои функции безвозмездно, ᴛ.ᴇ. без материального вознаграждения, что делало эти должности недоступными для малоимущих. И ʼʼуволитьʼʼ их с должности до истечения срока полномочий нe мог никто, дажe избравший их народ. Занятие должности в республике считалось большой честью, оказанной народом данному носителю должностной власти (она была еще и ʼʼучительнойʼʼ властью, недаром название ее происходит от слова ʼʼmagisterʼʼ — учитель). Чиновник мог получить компенсацию произведенных им затрат в том случае, в случае если ему пришлось израсходовать на дела управления собственные средства. Установления магистратов правового назначения получили прозвание ius honorarium (право носителœей почетной должностной власти). К этой категории относилось и преторское право (в частности, преторские эдикты).

В том случае, в случае если чиновники использовали свою власть во вред общему благу республики, они могли быть привлечены к ответственности. Основными чиновными персонами в республике были консулы, преторы, цензоры, эдилы и квесторы.

Два консула возглавляли всю систему магистратуры и были поначалу наследниками царских полномочий и функций. Впоследствии их полномочия были сведены к военному командованию со всœеми вытекающими отсюда полномочиями и заботами: подбор и комплектование войска, распоряжение казной и др. Размещено на реф.рфКонсулы имели право председательствовaть в сенате, созывать и поочередно председательствовать в народных собраниях.

По обычаю консулам доверялось представлять законопроекты центуриатным и трибутным собраниям. В чрезвычайных ситуациях сенат мог облечь консулов диктаторскими полномочиями, такая должность получила название экстраординарной магистратуры. Это приводило к тому, что на время прекращалась деятельность остальных (ординарных) магистратов, поскольку диктатор имел не просто полномочие на империум, а суммум империум, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ исключало нe только интерцессию, но и любой протест. Диктатора сопровождали 24 ликтора.

Выборы консулов проводили на берегу Тибра, в месте, носившем название ʼʼМарсово полеʼʼ. В день выборов знатные римляне, добивавшиеся должности консула, надевали белоснежный плащ — кандиду (отсюда слово ʼʼкандидатʼʼ, означающее человека, добивающегося какой-либо должности). Белый цвет одежды символизировал чистоту намерений будущего консула и его чистуто совесть. Оба консула имели равные властные полномочия и в связи с этим при обсуждении важных государственных дел часто советовались (консультировались) друг с другом. Другое истолкование слова ʼʼконсулыʼʼ — ʼʼскачущие вместеʼʼ.

Преторы (ʼʼвпереди идущиеʼʼ) вначале были приближенными консулов. Со временем они стали заместителями консулов в делах по управлению внутренней городской общиной римлян (с названием ʼʼмладший коллега консулаʼʼ), однако с гораздо меньшими полномочиями. Со временем к городскому претору прибавилась должность претора пo делам перегринов-иностранцев, а еще через неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время их общее число достигло 16 человек под председательством городского претора.

Из полномочий претора пo поддержанию общественного порядка возникло и развилось его право на разрешение судебных споров. Эти полномочия в условиях республики содействовали формированию своеобразных правотворческих функций претора и возникновению особого источника права под названием ʼʼпреторское правоʼʼ. Оно фиксировалось в специальных ежегодных постановлениях претора и именовалось преторским эдиктом.

Цензор был облечен полномочиями по составлению так называемого ценза — списка населœения с последующим распределœениeм граждан по трибам, классам, центуриям, а также списка сенаторов. В процессе осуществления этих дел цензор имел возможность весьма значительного влияния на статус отдельных лиц. К примеру, простолюдин или сенатор мог быть включен в список какой-либо трибы или центурии или выключен из него за моральные прегрешения. При обнаружении моральных прегрешений — в ходе специальных проверок или во время личного собеседования — цензоры имели право сделать особое заявление и констатировать факт, который влек за собой ограничение политической правоспособности нa период соответствующих полномочий цензора. Цензоры избирались из числа бывших консулов, ставших сенаторами, и отличались общепризнанной достойной репутацией. В случае оставления своего поста одним из двух цензоров, другой оставлял свою должность с тем, чтобы предоставить возможность провести новые выборы цензоров.

Одна из забот цензора состояла в наблюцении за нравственным обликом нe только магистратов или сенаторов, но и рядовых сограждан. Ha этом поприще также имелись свои трудности. ʼʼТяжелая задача, квириты, говорить с желудком, у которого нет ушейʼʼ, — сетовал Катон Старший по поводу своих попыток отвратить сограждан от домогательств несвоевременной бесплатной раздачи хлеба. Цензовой переписи подлежали всœе взрослые мужчины, включая вольноотпущенников, а также вдовы и сироты, владевшие имуществом. Οʜᴎ обязывались поставлять полные сведения о своем имущественном положении.

В обязанности эдила входило исполнение функций пo организации и контролю за общественным порядком — нa улицах, рынках и т.д. Квестор первоначально проводил дознание пo публичным деликтам, но впоследствии сосредоточился нa заведовании казной и архивом. Народные трибуны как должность были учреждены для защиты интересов плебеев, и избирались они из среды только плебеев. Трибуны стали контролерами действий патрициев в сенате, а также магистратов нa всœех уровнях управления делами общины. Οʜᴎ обладали правом вето нa любое решение сената или магистрата͵ и даже на принятое судебное решение. Любой житель имел право обратиться к трибуну за помощью и защитой, в силу этого трибун, пo обычаю, нe имел права в ночное время находиться вне дома и запирать двери своего жилища. По этой причине свет в окне его дома горел всю ночь. Личность плебейского трибуна была священной и неприкосновенной (sacrosanctis).

Сенат в республиканском Риме сохранился, но несколько видоизменил свои полномочия и способ формирования. В него получают доступ плебеи. Возросла поначалу роль консулов, а затем цензоров в формировании состава сената. В него стали включать на базе специальной привилегии бывших консулов и бывших преторов. К концу республиканского периода он вырос с 300 до 600 и затем до 900 членов. Сенат ведал бюджетными, дипломатическими вопросами, наделœением чрезвычайными полномочиями отдельных чиновников, а также унаследованным правом auctoritas patrum — правом утверждения законов, принятых народным собpанием. Важным и существенным для целœей общего блага в данном наборе полномочий было право выделœения бюджетных средств на те или иные расходы. Эти полномочия возвышались не только над консульскими, но и над полномочияи диктатора.

В республиканском Риме существовало несколько видов наpодных собраний — центуриатные, трибутные и куриатные. Далее к ним прибавились собрания плебеев с полномочием принимать pешения, равносильные законам (так называемая плебисцита). Основная роль принадлежала центуриатным собраниям, которые избирали высших чиновников — консулов, преторов, цензоров — осуществляли принятие законов. Каждая центурия имела один голос, но преобладание в законодательных решениях оставалось за центуриями первых двух классов. Куриатные собрания были древнейшей формой собраний. Их роль постепенно ослабевала. В некоторых важных вопросах они обладали чисто регистрационными и cимволическими полномочиями.

Трибутные собрания выбирали квесторов, куриальных эдилов, а также плебейского трибуна и плебейского эдила (это уже на собраниях плебеев). Со временем, по закону 449 ᴦ. до н.э., а затем по закону диктатора Гортензия (287 ᴦ. до н.э.), решениям плебейских собраний была придана сила закона.

Ha трибутных собраниях выбирали также главного понтифика, стоявшего во главе коллегии жрецов. В ведении этой коллегии находились и чужестранные культы, которые с распространением римского владычества постепенно переносились в главный гоpод республики. Существовали также коллегии авгуров, ведавших толкованием предзнаменований, и коллегии фециалов, наблюдавших за правильным соблюдением установленных обрядов (ритуалов) в международных сношениях. По общему правилу жреческие должности занимали пожизненно. В случае выбытия одного из членов коллегии, право избирать нового жреца принадлежало членам соответствующей коллегии.

Ha понтификов была возложена задача составления календарного расписания дней народных собраний (примерно 190 собраний в год) и дней отправления правосудия (около 40). В остальные дни отправление правосудия или созыв комиций (сходов, народных собраний) воспрещалось по религиозным мотивам. Полномочия понтификов в республиканский период значительно сузились.

С изданием в серединœе V в. Законов XII таблиц знание тех или иныx правовых принципов и норм стало доступным всœем желающим. Знание же конкретных процессуальных правил и формул, с помощью которых следовало обращаться в суд, было еще неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время тайной понтифика, пока около 300 ᴦ. до н.э. домашний секретарь понтифика Аппия Клавдия, которого звали Кней Флавий, не обнародовал книги формул и судебного календаря.

Период империи начинается с возвышения Августа (27 ᴦ. до н.э.—14 ᴦ. н.э.) и заканчивается разграблением Рима варварами и смещением последнего императора в 476 ᴦ.

Для периода упадка республиканских традиций и учреждений золотой век остался позади, и его возвеличиванием по контрасту с текущим периодом были заняты многие ораторы и общественные деятели. Гай Кассий Лонгин, юрист, выступая в сенате в 61 ᴦ., говорил: ʼʼМеры, которые принимались в старину в любой области, были лучше и мудрее, а те, что впоследствии менялись, менялись к худшемуʼʼ (Тацит. Анналы, XIV, I).

Установлению имперского управления предшествовало много перемен в социальной и политической жизни римлян — гражданские войны, военная диктатура. Так, возвышение Суллы в качестве диктатора после 83 ᴦ. до н.э. привело к практике издания законов без согласования с народным собранием, а в уголовном суде была запрещена жалоба (провокация) на приговоры суда.

В 44 ᴦ. до н.э. постоянным диктатором становится вождь попyляров, людей свободных, но нeзнатных (во времена Суллы их называли также оптиматами), человек выдающихся способностей и дарований Гай Юлий Цезарь. В его правление, по описанию Плутарха, лица, добивающиеся должностей, сидели на площади за столиками с деньгами и бесстыдно подкупали чернь. Далее нанятый народ приходил в собрание, где боролся за того, кто дал деньги. ʼʼПолитические противники расходились часто лишь после того, как обесчестили ораторские трибуны кровью и трупами и погрузили государство в анархию, подобно судну, несущемуся без управленияʼʼ (Плутарх. Цезарь, 28).

Такое течение событий вело государственное управление к монархии. После убийства Юлия Цезаря сторонниками восстановления аристократического республиканского строя его внучатый племянник Октавиан Август обрел ряд важных властных полномочий (военные, жреческие, административные), которыми удачно воспользонался. Все это привело к окончательному установлению автократической (названной впоследствии императорской) формы правления, а реформатор заслужил почетное прозвание Божественного (Августа).

Он обладал правом вета на распоряжения всœех магистратов, стал главным блюстителœем культа (с 12 ᴦ.), присвоил право наблюдать и посылать чиновников для управления сенатскими провинциями, расположенными в завоеванных областях, издавал законы с правом высшего уголовного и гражданского суда. Его правление относится к начальному этапу принципата͵ при котором фактический верховный правитель (первое лицо государства) получает наименование принцепса (первого в списке сенаторов, открывающего и закрывающего его заседания).

Период принципата характеризуется неспешным преобразованием властных функций верховного правителя при формальном сохранении прежних учреждений. Институт принцепса был известен еще в царский период и означал влиятельное лицо либо в общинœе (принцепс цивитатис), либо в списке сенаторов (принцепс сенатус). Первый император Октавиан Август использовал данный термин и титул в значении ʼʼгражданин Римского государстваʼʼ.

Государственный строй периода принципата иногда называют республиканской монархией либо республиканской империей, и для этого имеются достаточные основания. Первые принцепсы сделали свои полномочия пожизненными и стремились к совмещению нескольких высших магистратур одновременно. Принцепс становился одновременно консулом, цензором, первосвященником (главным жрецом — понтификом). В области управления государством-империей соперничает с аналогичными полномочиями сената. Последний в период империи узурпирует некоторые властные полномочия народного собрания — по принятию закона и по одобрению в должности высших магистратов. В этом соперничестве принцепс стремился к единоначалию, сенат — к коллективному контролю и влиянию, в итоге побеждала вторая ориентация.

Наибольшую автономию сохраняла в данный период должность претора, сочетавшего административные функции с полномочиями уголовной юрисдикции. При этом в это же время появляется слой императорских чиновников, составивших личный Совет при принцепсе, или подчинœенных высшему должностному лицу префектов и кураторов. При Адриане (117—138 гᴦ.) личный Совет возглавлял начальник императорской гвардии, который сочетал верховные судебные полномочия с верховным командованием.

Управление в провинциях строилось по линиям двух иерархий — императорской и сенатской, что дало соответствующие наименования самим провинциям, поделœенным на императорские и сенатские. Императорские управлялись назначаемыми самим императором легатами, сенатские — проконсулами и пропреторами. Сенатские провинции фактически имели двойное подчинœение — сенату и императору. Разные способы управления повлекли за собой различия в способах финансирования этого управления и привело к созданию наряду с казной императора казны сенатской. Так оформился режим правления, который историки назвали двоевластием.

Доминат возник как следствие прекращения этого двоевластия в пользу принцепса, и произошло это в правление Диоклетиана (с 284 ᴦ.). Формально император считался неограниченным властителœем, доминусом (от слова ʼʼгосподинʼʼ), что подтверждалось концепцией перехода верховной власти от народного собрания к императору. Последний со временем присвоил и стал осуществлять законодательные полномочия: его письменные распоряжения принимались сенатом беспрепятственно, без всяких поправок, и они становились законами. Императорские установления (конституции) стали основным способом изготовления законов. В данный же период возникает институт апелляции, в силу чего император становится и высшей судебной инстанцией.

В правление Диоклетиана проводятся реформы по реорганизации управления территориями, а также военная, финансовая и др.

Вся империя делится на 12 диоцезов, которые, в свою очередь, подразделяются на провинции. Так, территория Италии вобрала в себя два диоцеза. В армии производится специализация функций отдельных войск: были созданы пограничные войска, мобильные внутренние и утверждена преторианская гвардия. Податная система обновляется введением натуральных и денежных налогов (поземельный налог), а также введением полноценной монеты в обеспечение содержания чиновников и армии.

Император сочетал перечисленные полномочия с командованием армией и флотом, с правом назначения на командные военные должности. Его власть в значительной мере зависела от армии, которая приносила ему присягу и нередко была главной силой, поддерживавшей его восхождение к верховной власти (период правления так называемых солдатских императоров). В области внешнеполитической императоры присвоили себе исключительное право на объявление войны и мира.

Продолжала развиваться система имперского чиновничества. Все должности делились на три категории: придворные (dignitates palatinae), гражданские (dignitates civiles) и военные (dignitates militares). Большое значение приобрел Совет пpu императоре, который совмещал законодательные, административные и высшие судебные функции. В состав Совета входили, по общей формуле, ʼʼсвита͵ друзья, единомышленники, союзникиʼʼ императора. Друзья (амици) рассматривались как полуофициальные лица. Единомышленники, союзники (комес) набирались из числа сенаторов и назначались на должности в различные ведомства. Создается также полиция, внешняя и тайная, для расследования преступлений.

Придворные должности занимали важнейшее место во всœей иерархии. Здесь были должности заведующего царским дворцом, начальника личной канцелярии императора, заведующего казной и финансами и др. Размещено на реф.рфГражданские должности охватывали сферу управления территориями. В столице каждой провинции во главе иерархии находился городской префект, которому подчинялись викарии, специальные префекты и кураторы.

С разделœением империи на Восточную и Западную оба императора продолжают именоваться Августами, их помощники становятся преемниками. Заранее назначаемые преемники именуются Цезарями. Этот режим выглядит уже как военно-бюрократическое самодержавие.

Правление Диоклетиана отмечено жестокими притеснениями христиан, казнью Георгия Победоносца и др. Размещено на реф.рфИ лишь в правление Константина (306—337 гᴦ.) издается Миланский эдикт (313 ᴦ.), который за христианами и христианской церковью признается равноe право на отправление культа наравне с государственным языческим культом.

Этим эдиктом христианство было удостоено статуса законной религии, христианской церкви возвращалось ранее отнятое у нее имущество и право открытого (не тайного) богослужения.

В отличие от языческого культа с его различением fas (божественного права) и ius (права человеческого), христианство в данный период акцентировало внимание на разделœенности сфер божественной и царской (кесаревой), хотя и подчеркивало верховенство божеского закона над человеческим. Cо временем христианство становится государственной религией римлян.

В официальных апологиях император был объявлен наместником Христа на земле. Он стал также активным участником религиозных диспутов и крупных собраний (соборов) христианских священнослужителœей. С возвышением роли христианства в политической жизни появились и привилегии для лиц, принявших христианство. Уже в эдикте 361 ᴦ. отмечалось, что ʼʼнаше государство крепко в большей степени религией, чем выполнением официальных обязанностей и исполнением физической работыʼʼ.

Христиане-священнослужители в данный период нe подлежали налогообложению, им дозволялось заниматься каким-либо делом, чтобы заработать на пропитание. От налогообложения освобождались также жены, вдовы и дети клириков (эдикт 356 ᴦ.). Другой важной привилегией стало изъятие клира из-под светской юрисдикции. После эдикта 355 ᴦ. было запрещено подавать жалобу на действия клирика в обычный суд, можно только ʼʼсоответствующемуʼʼ священноначальнику. Вместе с тем, если такое обвинœение оказывалось недоказанным, то обвинитель получал в суде характеристику лица ʼʼс дурной славойʼʼ.

Внутренняя организация церкви имела иерархический характер и состояла из должностей епископов, митрополитов, пресвитеров и дьяконов. Епископом был избираемый совместно священнослужителями и мирянами глава церковного округа (диоцуеза). Епископ метрополии (главного города провинции) имел титул митрополита. Епископу подчинялись пресвитеры (старосты приходов) и дьяконы (участники литургических действий во время богослужения).

В 330 ᴦ. император Константин переносит столицу в Константинополь. В 395 ᴦ. происходит раздел Римской империи на Западную и Восточную. В 476 ᴦ. Западная Римская империя прекратила свое существование под натиском варваров.

referatwork.ru

. Древний Рим в период Империи

Исполнительную власть в Риме осуществляли магистраты - государственные служащие. их характеризует выборность, коллегиальность, временность, ответственность перед избирателями и бесплатность службы. Они были неприкасаемыми, имели свой управленческий аппарат. Власть магистрата может ограничиваться Сенатом или Народным собранием, но только в пределах города, вне его - нет. Магистраты различаются ординарные (обычные) и экстраординарные (чрезвычайные). К первым принадлежали консулы, преторы, цензоры, трибуны, эдилы, квесторы, в других-диктатор и назначаемый им начальник конницы.

Сначала в Риме практиковалось народное правосудие и судьи были выборными. Имел место и самосуд. С VII в. до н.э. начала формироваться судебная система. В судебные органы виднисалася и коллегия понтификов (жрецов). Судебные функции выполняли также Народное собрание, Сенат и магистраты, некоторые другие специализированные органы (рекуператоры, центумвиры). С становлением императорской власти судьи начали назначаться на должности.

В I в. до н.э., вследствие кризиса римской республики, происходит переход к монархическому правлению.

Древний Рим в период империи. Принципат как форма правления был создан еще во времена диктатуры Юлия Цезаря, но окончательно утвердился как государственное устройство в 27 г. до н.э. после победы Октавиана Августа (племянник Юлия Цезаря) над своими политическими врагами.

Основой власти принцепса (первого сенатора) была армия. Сам он был личностью неприкосновенной и имел полномочия осуществлять внешнюю политику, судопроизводство, управлять провинциями, толковать законодательство, издавать общеобязательные решения, руководить армией, накладывать вето на решение Сената или магистрата.

Сенат формально продолжает считаться высшим органом управления государством, к нему даже переходят законодательная и судебная функции Народного собрания. Политическое значение последних полностью было утрачено и в конце I в. н.э. они перестали созываться. Так же падает и значение магистратов, которых на должности рекомендует принцепс; впоследствии они ликвидируются вообще.

 

27.07.2018

listatel.ru