Древний рим храмы. Старейший храм Древнего Рима раскрывает свои тайны
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Церкви Рима: 10 самых интересных. Древний рим храмы


Церкви Рима: 10 самых интересных

Как известно, церквей в Риме больше, чем в любом городе мира - их количество здесь превышает девять сотен! Посмотреть их все вряд ли удастся, но можно начать знакомство с ними, посетив  самые удивительные.

1. Собор святого Петра (San Pietro), piazza San Pietro

Да, эта базилика есть во всех путеводителях, сюда вас приведет каждый гид, и чтобы попасть внутрь придется выстоять длиннющую очередь из туристов на улице. И все-таки наш перечень самых удивительных церквей Рима мы не могли начать с другого храма. Крупнейшая христианская церковь в Риме, главное сооружение Ватикана, центр притяжения миллионов католиков и миллионов же туристов и любителей искусства и истории со всего мира. Собор создавался веками, и когда вы войдете внутрь - вы увидите, почему потребовалось столько времени. От красоты и величия сооружения захватывает дух! Когда устанете, поднимитесь на купол, чтобы насладиться видом с обзорной площадки - весь город как на ладони! Приятный бонус - с высоты можно разглядеть примыкающие к стенам базилики сады Ватикана.

Самые интересные экскурсии в Ватикан http://rome-with-love.ru/sekrety-vatikana

2. Пантеон (Pantheon), Piazza della Rotonda

В эпоху древнего Рима это был храм языческих римских божеств, а в VII веке он стал христианской базиликой. Уникальность архитектуры сооружения в том, что оно вписывается в идеальную сферу - и в самом деле, диаметр и высота купола соответствуют друг другу. Еще одна любопытная деталь - это отверстие в центре купола. Именно там, где обычно купол смыкается, обеспечивая устойчивость конструкции, здесь - круглая дыра... По легенде именно через нее из храма вылетали языческие боги. В это нам остается либо верить, либо нет. А вот достоверность другой легенды каждый турист вполне может проверить лично. Она гласит, что во время дождя через отверстие в куполе в храм, как это ни парадоксально, не попадает ни капли дождя. Если вы окажетесь рядом с площадью Rotonda в дождливый день, загляните в Пантеон, чтобы увидеть, есть ли характерная лужа на полу в центре.

 

3, 4. Церкви-близнецы Санта Мария ди Монтесано и Санта Мария деи Мираколи (Santa Maria di Montesano e Santa Maria dei Miracoli), Piazza del Popolo

Похожих церквей в мире найдется немало. Но церкви-близнецы, которые еще и стоят одна рядом с другой - такое вы увидите только в Риме. Приходите на пьяцца дель Пополо, встаньте в центре площади, лицом к виа дель Корсо - и можете начинать играть в игру "найди 10 отличий". Как и настоящие близнецы, эти базилики не совершенно одинаковы, но разглядеть, чем же они непохожи, потребует от вас времени и внимания. Внутри каждой из двух церквей вас ждет немало интересного. Например, в главном алтаре Санта Мария деи Мираколи находится чудотворная икона Девы Марии (в честь нее и названа церковь, от ит. miracolo - чудо).

 

5. Базилика Святой Евпраксии (Santa Prassede), via de Santa Prassede, 9/a

Нечастый пример византийской церкви в Риме, расположенная недалеко от Санта Мария Маджоре - базилика Святой Евпраксии - удивляет своей великолепной мозаикой на золотом фоне. В этой церкви, которая русским туристам покажется особенно "родной" - из-за более привычного для православных церквей декора, особого внимания заслуживает капелла святого Зенона. За ее исключительную красоту, последнюю называют "райским садом". Именно здесь хранится одно из орудий Страстей Христовых - столб, к которому Спаситель был привязан во время бичевания.

6. Санта Мария сопра Минерва (Santa Maria sopra Minerva), piazza della Minerva

В городе, где царствует барокко, не так-то просто отыскать хотя бы один пример готической архитектуры. Тем приятнее набрести во время римских прогулок на церковь Санта Мария сопра Минерва. Сводчатый синий потолок с золотыми звездами — это, увы, реставрация (XIX век). Зато боковые капеллы бережно хранят сплошные подлинники, да в таких количествах, что хватит на небольшой музей. «Воскресший Христос» Микеланджело, фрески Перуджино и скульптуры Бернини - далеко не полный перечень шедевров, которые здесь можно увидеть. В монастыре, пристроенном к этой церкви, когда-то заседал трибунал святой инквизиции, так что еретиков, которых заставляли публично отрекаться от своих убеждений, приводили именно в Санта Мария сопра Минерва.

7. Церковь Милосердного Бога отца (Dio Padre Misericordioso),  Largo Terzo Millenio

Если уж говорить об удивительных церквях Рима, то не упомянуть об этой - просто невозможно. Творение известного архитектора Ричарда Майера увидеть не так-то просто - храм находится довольно далеко от исторического центра города, в одном из периферийных районов, который называется Тор Тре Тесте. Те же, кто найдет время и силы, чтобы до нее добраться, будут вознаграждены - железобетонная постройка так мало похожа на церковь в традиционном понимании, что Рим - последнее место, где ожидаешь увидеть сооружение подобного рода. Храм построен в 1996-2003 гг.  из специального цемента, который содержит диоксид титана. Благодаря ему стены самоочищаются и всегда остаются белыми, а еще чистится от загрязнений и воздух внутри здания.

8. Мавзолей Святой Констанции (Mausoleo di Santa Costanza), via Nomentana, 349

Одна из древнейших церквей города, редкий пример христианского сооружения, которое на плане совершенно круглое. Это сокровищница, хранящая в своих стенах самые ранние образцы христианского искусства и архитектуры в Риме. Круглое здание диаметром 29 метров, построенное для упокоения дочерей Константина Великого, Елены и Констанции, в начале IV в. Впоследствии Констанция была причислена к лику святых и мавзолей стал базиликой ее имени, а теперь является одним из главных памятников слияния стиля древнехристианских базилик с римским сводчатым стилем. Саркофаги, которые находятся в церкви - всего лишь копии. Оригиналы были вывезены, саркофаг Елены - в музеи Ватикана, а Констанции - в базилику Святого Петра.

9.  Санта Мария ин Космедин (Santa Maria in Cosmedin), piazza della Bocca della Verita'

Ежедневно толпы туристов всех национальностей устремляются сюда и даже стоят в длинной очереди, чтобы увидеть... вовсе не эту церковь. Зевак со всего мира притягивает странный артефакт IV века до н.э. - мраморный диск, установленный сбоку от входа в базилику. Знаменитые Уста истины (Bocca della Verita') - не что иное, как крышка древнего канализационного люка, украшенная рельефной маской с открытым ртом. Оставьте желающих сфотографироваться на фоне этой "реликвии", вложив руку в рот языческого божества, стоять в очереди, и войдите внутрь. Церковь стоит здесь со второго века до нашей эры, когда на этом месте был римский храм. Потом его перестроили под свои нужды христиане. Большинство украшений интерьера относится к XII веку, а находящаяся под землей крипта была сооружена в VIII веке. Здесь сохранились окна из кусочков слюды, фреска с древом жизни и главное - мозаика 8 века, спрятанная позади сувенирной лавки. Сюрприз для романтиков - именно в этой базилике находится ниша с главой покровителя всех влюбленных, святого Валентина.

10.  Капелла Капуцинов (Cappella dei Cappuccini), via Vittorio Veneto, 27

Слабонервным лучше обойти эту достопримечательность стороной. Те же, у кого любопытство перевешивает страх, могут отправиться в церковь Санта Мария дела Кончецьоне, расположенную недалеко от Палаццо Барберини и фонтана Тритона. Именно под этим зданием находится вход в Капеллу Капуцинов, все убранство которой сделано... из человеческих костей. Арки из черепов, скелеты, облаченные в коричневые плащи с остроконечными капюшонами, рамы для картин, пилястры, светильники, узоры на стенах - все это кости монахов, принадлежавших к ордену капуцинов и умерших между 1528 и 1870 годами. О бренности всего сущего вам "расскажут" шесть помещений капеллы, где таким странным образом "покоятся" около четырех тысяч монахов.

Популярные экскурсии "Христианский Рим" http://rome-with-love.ru/romacristiana

Похожие материалы

rome-with-love.ru

Храмы Рима эпохи Республики | История архитектуры

Храмы были основным типом общественных сооружений в эпоху республики, особенно в V—II вв. до н.э.

Первоначально религия италиков, поклонявшихся безликим божествам природы, не требовала изображения божеств и храмов. Богам посвящались алтари в лесу, у источников и т.п. Место культа Весты — одной из главных богинь, хранительницы домашнего очага — было простым круглым навесом над неугасимым огнем.

Постепенно под влиянием этрусков и греков религиозные представления римлян изменились. Появились статуарные изображения богов; для их сохранения понадобились храмы. Из плеяды многочисленных духов и божеств, олицетворявших различные проявления сил природы и моральные понятия (согласие, мир, добродетель и т. п.), выделилась группа верховных богов — Юпитер, Юнона, Минерва, Марс, Венера и Веста, близких по своим функциям к основным богам греческого пантеона. Но в отличие от греческой римская религия была холодно формальной, отражающей дух трезвого (практицизма латинян. Вследствие тесной связи религии с государственной властью культовым церемониям, гаданиям и обрядам придавалось большое значение в жизни государства.

В V—IV вв. до н.э. в Риме и других городах Лация было выстроено множество этрусско-италийских простилей: храмов на высоком подии (до 5 м высотой) с глубоким передним портиком, примерно равным по размерам целле, с широко расставленными деревянными колоннами и обильным терракотовым рельефным декором фронтонов. Другой разновидностью был храм италийского типа, имевший боковые портики, замкнутые продолженной задней стеной целлы.

Самым значительным из них был храм Юпитера Капитолийского в Риме, известный по остаткам его оснований и по описаниям историка эпохи Августа Дионисия Галикарнасского. Этот храм италийского типа имел три целлы (средняя больших размеров) и был посвящен триаде богов — Юпитеру, Юноне и Минерве.

Его осевая композиция подчеркивалась наличием лестницы только со стороны главного фасада, глубиной переднего портика (три ряда по шесть колонн) и вытянутостью в плане пропорций целл. Этот приземистый храм, по-видимому, с деревянными антаблементами и с широко расставленными коринфскими колоннами на массивном подии (размером 56,85x61,6 м) возвышался на Капитолийском холме и господствовал над городом. Как показывают сохранившиеся части подия, он был сложен из квадров туфа без применения раствора. Храм украшали полихромные терракотовые детали и квадрига на фронтоне работы знаменитого этрусского мастера Вулки из Вей. В 296 г. до н.э. терракотовая квадрига была заменена бронзовой копией. Храм неоднократно перестраивался с сохранением первоначального плана. Последняя его реконструкция относится к 80-м гг. до н.э.

К концу VI в. до н.э. в Риме появились трехцелловый храм Дианы на Авентине и храмы Фортуны и Матер Матуты на Бычьем рынке. Наряду с преобладающим этрусским воздействием на начинавшую складываться римскую архитектуру имело место и некоторое греческое влияние. Известно, что храм Дианы на Авентине украшали греческие мастера.

На протяжении последующих столетий воздействие архитектуры эллинизма на римское культовое зодчество все более усиливалось. Шел процесс постепенного усвоения приемов и форм греческого зодчества и преобразования их в соответствии с местными италийскими традициями и потребностями римского общественного уклада. Сначала этот процесс носил характер механического сочетания разнородных элементов. Выработанные греческой архитектурой формы сопоставлялись без понимания логики их взаимосвязи и накладывались на италийскую основу здания. Своеобразными иллюстрациями этого являются храмы Южной Италии (от многочисленных храмов Рима этого периода сохранилось очень немногое). Так называемый храм Мира в Пестуме (III—II вв. до н.э.) представлял собой четырехколонный простиль, своеобразно трактованные коринфские колонны которого несли антаблемент с дорическим фризом (рис. 20). Такое же смешение частей различных ордеров было и в храме Аполлона в Помпеях (рис. 21), где дорический фриз сопоставлялся с ионическими колоннами.

Архитектура Древнего Рима. Пестум. Храм Мира. III—II вв. до н.э. Архитектура Древнего Рима. Помпеи. Храм Аполлона. I в. до н.э. Общий вид
20. Пестум. Храм Мира. III—II вв. до н.э. 21. Помпеи. Храм Аполлона. I в. до н.э. Общий вид

О типах некоторых храмов Рима, об освоении римскими мастерами периптера как в его прямоугольном, так и в круглом виде и особенно о принципах композиции храмовых ансамблей республиканского периода дают представление немногие сохранившиеся остатки на Бычьем и Овощном рынках и на Ларго Арджентина. Все эти храмы разных форм, размеров и высоты обычно располагались параллельно и очень близко друг от друга в виде компактной группы.

На Бычьем рынке два ориентированных на юг храма располагались на подии и имели, видимо, одну заднюю стену. Они восходили к IV—III вв. до н.э., но были перестроены позже. Остатки трех храмов на Овощном рынке также дошли в поздней перестройке, возможно, сохраняющей архаические формы первоначальных сооружений (рис. 22). Храмы стоят на подиях и обращены главными фасадами на восток. Один из них — северный — италийского типа с ионическими колоннами. Два других представляют собой пример приспособления периптера к этрусско-италийской схеме простиля с глубоким передним портиком. Сравнительно небольшой (20X11 м по стилобату) южный храм был дорического ордера с колоннами из травертина и невысоким подием, украшенным строгими профилями архаического типа. Средний — ионический храм на подии (24X15 м по стилобату) 16x6,5 м внутри целлы) имел стены из туфа, мраморные каннелированные колонны и мраморный фриз. Карнизы на главном фасаде травертиновые. На менее доступных обозрению боковых фасадах они выполнены из пеперина.

Архитектура Древнего Рима. Рим. Овощной рынок (форум Голиториум). Комплекс храмов IV—I вв. до н.э. План Архитектура Древнего Рима. Рим. Ларго Арджентина. Храмы IV—I вв. до н.э. Современный вид круглого храма
22. Рим. Овощной рынок (форум Голиториум). Комплекс храмов IV—I вв. до н.э. План 23. Рим. Ларго Арджентина. Храмы IV—I вв. до н.э. Современный вид круглого храма, план комплекса
Архитектура Древнего Рима. Рим. Ларго Арджентина. Храмы IV—I вв. до н.э. План комплекса

Комплекс на Ларго Арджентина состоит из четырех храмов, расставленных несколько свободнее и также ориентированных на восток (рис. 23). Названия их неизвестны, поэтому они обозначаются буквами. Самый древний из них храм С (IV в. до н.э.) — италийского типа на очень высоком подии. Храм А в IV в. до н.э. был, видимо, дистилем в антах, в III в. он был преобразован в простиль с четырехколонным портиком, а в 80-х годах I в. до н.э. получил форму периптера с шестью колоннами на фасаде. Самый интересный — храм В (II в. до н.э.) — круглый периптер на подии с лестницей только перед входом. Он является одним из существенных звеньев в формировании круглого италийского храма, постепенно развившегося сначала из деревянного, а затем каменного ограждения вокруг очага со священным огнем Весты. На сложение архитектурного образа храма несомненно повлияли также формы греческого толоса. Но постановка здания на подий, имеющий доступ только со стороны входа, свидетельствует об италийской основе храма с его строго осевой ориентацией. В I в. до н.э. храмы Ларго Арджентина были включены в ансамбль театра Помпея, а позже закрыты общим портиком и бережно охранялись как реликвия прошлого.

Архитектура Древнего Рима. Рим. Храм Вейова на Капитолии. 196—192 гг. до н.э. Реконструкция

24. Рим. Храм Вейова на Капитолии. 196—192 гг. до н.э. Реконструкция

25. Кора (соврем. Кори). Храм Геркулеса. План, общий вид

Архитектура Древнего Рима. Кора (соврем. Кори). Храм Геркулеса. План Архитектура Древнего Рима. Кора (соврем. Кори). Храм Геркулеса. Общий вид

Поиски и разработка типов римского культового здания продолжались и во II в. до н.э. В 196—192 гг. до н.э. был построен необычный по композиции храм Вейова на Капитолии, реставрированный в I в. до н.э. (рис. 24). Его оригинальность заключалась в поперечной по отношению к портику входа постановке целлы (ее размер 14X18 м). Храм был обращен главным фасадом к Капитолийскому подъему. От эпохи республики дошел только один храм этого типа.

Наряду с новыми архитектурными решениями продолжали существовать традиционные типы храмов. Таков построенный около 100 г. до н. э. дорический храм Геркулеса в Коре, стоящий на субструкциях на крутой горе (рис. 25) и представляющий собой простиль с равными по объему портиком и целлой. Ордер и здесь употреблен без ясного понимания его конструктивной сущности, а детали выполнены без необходимого мастерства.

Происходивший на протяжении IV—I вв. процесс приспособления периптера к местным композиционным схемам — этрусскому простилю и храму италийского типа — в основном закончился лишь к концу II — началу I в. до н.э., когда римские зодчие сумели найти органическое сочетание этих форм. В результате возник новый тип храма — псевдопериптер, наиболее полно отвечавший италийскому вкусу к фронтальным осевым композициям. Являясь синтезом форм, псевдопериптер может быть определен и как простиль с полуколоннами вокруг целлы и как италийский храм, интерколумнии боковых портиков которого заполнены раздвинутыми стенами целлы. В псевдопериптере с его единственным глубоким портиком достигнуто максимальное выделение главного фасада храма, поднятого на высокий подий и доступного только с одной стороны. Полуколонны и свободно стоящие колонны единым мотивом ордера объединяют и уравновешивают две разнородные части храма — замкнутую целлу и сквозной портик, придавая зданию необходимую целостность.

Наиболее ранним считается псевдопериптер в Тибуре, поставленный на субструкции у обрыва высокой скалы. Боковые части его портика с заполненными кладкой интерколумниями и слегка выступающими из их плоскости колоннами придают храму особое своеобразие.

Ему аналогичен более зрелый по композиции храм Д на Ларго Арджентина, выстроенный около 100 г. до н.э. на фундаментах более древнего здания. Оба храма сравнительно невелики.

Архитектура Древнего Рима. Террачина. Храм Юпитера. 1-я половина I в. до н.э. Реконструкция Архитектура Древнего Рима. Террачина. Храм Юпитера. 1-я половина I в. до н.э. Субструкции
26. Террачина. Храм Юпитера. 1-я половина I в. до н.э. Реконструкция. Субструкции

Псевдопериптер больших размеров появился в первой половине I в. до н.э. в Таррацине (совр. Террачине), (рис. 26). Опираясь на отчасти вырубленную в скале, отчасти искусственную террасу, храм Юпитера (34x20 м) был вознесен над морем на 200 м. Ориентированный строго по странам света, он стоял под углом 45° к сторонам занимаемой им площадки — необычное явление в римском зодчестве. От ансамбля сохранились великолепные сводчатые субструкции, облицованные инцертом.

К середине I в. до н. э. псевдопериптер стал ведущим типом культового здания, по образцу которого не только строились новые, но и переделывались старые храмы. Так, даже круглый храм В на Ларго Арджентина был преобразован в псевдопериптер с четырехколонным портиком, вследствие чего его осевая направленность выявилась гораздо острее.

Архитектура Древнего Рима. Рим. Храмы Весты и Фортуны Вирилис на Бычьем рынке, середина I в. до н.э. Архитектура Древнего Рима. Рим. Бычий рынок. Храм Фортуны Вирилис. 42—38 гг. до н. э. Современный вид
Рим. Храмы Весты и Фортуны Вирилис на Бычьем рынке, середина I в. до н.э. 27. Рим. Бычий рынок. Храм Фортуны Вирилис. 42—38 гг. до н. э. Современный вид, реконструкция фасада, план
Архитектура Древнего Рима. Рим. Бычий рынок. Храм Фортуны Вирилис. 42—38 гг. до н. э. Реконструкция фасада Архитектура Древнего Рима. Рим. Бычий рынок. Храм Фортуны Вирилис. 42—38 гг. до н. э. План

Вполне развитым псевдопериптером является так называемый храм Фортуны Вирилис (возможно, бога Портунуса), построенный между 42 и 38 гг. до н.э. на Бычьем рынке в Риме (рис. 27). Это единственный храм республики, дошедший почти в полной сохранности. Он был выстроен из туфа с применением травертина (углы целлы, колонны, подий) и оштукатурен. Здание четко разграничено на три равные части — портик и две ячейки целлы. Четырехколонный ионический портик своими пропорциями подобен квадрату. По сравнению с предшествующими храмами венчающие части здания утяжелены и обильно украшены декоративной резьбой. Скульптурный фриз образован гирляндами, чередующимися с канделябрами и человеческими фигурами.

Развитие круглого периптера в начале I в. до н.э. продолжилось в храме Сибиллы в Тибуре (рис. 28), стоящем рядом с псевдапериптером. Его опирающийся на субструкции небольшой объем, окруженный стройной колоннадой, завершает крутой обрыв, четко выделяясь на фоне гористого пейзажа. Форма перекрытия храма неизвестна. Его пропорции несколько вытянуты в расчете на восприятие храма издалека снизу, в ракурсе. Характерное италийское стремление сохранить одностороннюю направленность и в круглом здании ясно здесь выразилась.. Главную ось храма отмечают не только ступени перед входом и суженный кверху дверной проем, но и приближенные к нему и акцентирующие его окна тех же очертаний. Выполненный в бетоне, облицованный травертином и оштукатуренный храм с его изящными колоннами итало-коринфского ордера, легким фризом из гирлянд и букраниев и кассетированным перекрытием круглого портика являлся гармоничным архитектурным организмом, неотъемлемым от окружающей природной среды.

Построенный в самом конце республики круглый периптер на Бычьем рынке в Риме, известный как храм Весты (рис. 29), по типу довольно близко повторял храм Сибиллы в Тибуре. Однако этот в основе своей италийский храм был выполнен не в туфе и травертине, но сложен из орфостатов паросского мрамора в греческой технике кладки и имел прекрасные коринфские колонны классического типа, сложившегося под воздействием греческих образцов. Несколько позже вокруг подия появились ступени, как в греческих храмах.

И храм Весты, и храм Фортуны Вирилис, (выстроенные в переходный период между двумя историческими эпохами, естественно, содержат разнородные черты. Как и большинство сооружений республики, они сравнительно невелики по размерам, а храм Фортуны еще очень прост по использованным материалам. Но достигнутая в них монументальность и совершенство исполнения архитектурных форм, насыщенность декором и применение в храме Весты в качестве основного строительного материала дорогого привозного мрамора говорят уже о новых явлениях, назревающих в римском зодчестве. Архитектура храма Весты обнаруживает также усилившееся тяготение к формам и типу центрических сооружений эллинизма.

Глава «Храмы» подраздела «Архитектура Римской республики» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова. Автор: М.Б. Михайлова (Москва, Стройиздат, 1973)

totalarch.ru

Храмы Рима - на карте, путеводитель и фотографии с названием и описанием популярных

Храм Святой Екатерины

Храм Святой Екатерины в Риме (фото)

Рекомендовать место

3

История строительства в Риме русского православного храма датируется еще XIX веком, когда настоятель русской посольской церкви архимандрит Климент сумел убедить высшее церковное руководство в необходимости данной кампании. Сбор средств был поддержан уже при императоре Николае II.

Революционные события остудили пыл, казалось, что строительство храма не суждено осуществить. Но Святейший Патриарх всея Руси Алексий II вновь обратился к властям. Уже в 2001 году на Рождество, в праздник Светлой Пасхи и в день памяти Св. великомученицы Екатерины на месте будущего храма проводились службы. Вскоре был торжественно освящен первый камень, а потом наступил черед и куполов. С октября 2006 года в храме совершаются регулярные богослужения.

Рим, Италия

Храм Сатурна

Храм Сатурна в Риме (фото)

Рекомендовать место

5

Древние римляне вообще очень часто воздвигали всевозможные сооружения в честь богов, которые в знак признательности защищали город от войн и прочих бедствий. Поэтому неудивительно, что после такой важной победы городские власти решили отдать дань уважения Сатурну, дабы он и впредь хранил Рим от катаклизмов.

От храма, построенного в форме псевдопериптера, отходили два подиума, отделенные друг от друга лестницей, при этом их украшали впечатляющих габаритов колонны в ионическом стиле. Внутри Храма некогда хранилась городская казна вместе с сопутствующими бумагами о прибылях и убытках. Также здесь находилась статуя бога земледелия и садоводства Сатурна, которую во время праздничных процессий торжественно проносили по улицам Рима. Например, 17 декабря возле Храма устраивали масштабный праздник Сатурналий. К сожалению, за время своего существования Tempio di Saturno пережил несколько пожаров, и даже не смотря на реставрационные работы, до нашего времени сохранился лишь подиум с колоннадой.

Tempio di Saturno, Roman Forums, Roma, Lazio, Италия

Храм Весты

Храм Весты в Риме (фото)

Рекомендовать место

5

Храм Весты в Риме издревле был одним из наиболее важных и почитаемых сооружений города. Храм был построен в честь богини Весты - покровительницы домашнего очага. Внутри храма постоянно горел огонь, олицетворявший бессмертие Рима и считавшийся священным для каждого жителя города.

Поддерживали священное пламя шесть жриц-весталок, происходивших из очень знатных семей. Юные жрицы жили в отдельном доме рядом с храмом и вели аскетический образ жизни, сохраняя обет безбрачия в течение тридцати лет. После окончания срока служения Храму весталки становились одними из богатейших жительниц Рима и могли обзаводиться семьей. Ежегодно римляне приходили к Храму 9 июля, чтобы попросить благословения и защиты для Рима и своих домашних очагов у богини Весты.

Округлое здание Храма Весты выполнено в форме толоса. Его окружает двадцать колонн, верхняя часть которых успела потемнеть от пламени священного огня. В 394 году император Феодосий повелел закрыть Храм, после чего он изрядно обветшал, однако все же сохранился и до наших дней.

Via in Miranda, 5, 00186 Roma, Италия

Пантеон (Храм всех богов)

Пантеон (Храм всех богов) в Риме (фото)

Рекомендовать место

6

Пантеон, он же "Храм Всех Богов" - одно из главных достопримечательностей Рима и всей античной культуры. Надпись на фронтоне гласит: “М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT”, что в переводе звучит как: “Марк Агриппа, избранный консулом в третий раз, воздвиг это”. Главным достоинством Пантеона является его огромный купол, выполненный из монолитного бетона. В центре купола находится круглое, обрамлённое бронзой, отверстие. Через него в период полдня в храм проникает наибольшее количество света, который не рассекается, а остаётся в форме гигантского солнечного луча. Создаётся впечатление, что свет осязаем, и что сами Боги снисходят с Олимпа, дабы осветить это величественное здание.

С 609 года Пантеон был превращен в христианский храм Санта Мария ад Мартирес - от части именно поэтому храм так хорошо сохранился до наших дней.

Piazza della Rotonda, 63, 00186 Roma, Италия

www.openarium.ru

Храмы и базилики Древнего Рима | Архитектура Древнего Рима | Огюст Шуази

Главы «Храмы» и «Базилики» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.

ПАМЯТНИКИ ГРАЖДАНСКОЙ И РЕЛИГИОЗНОЙ АРХИТЕКТУРЫ АНТИЧНОГО РИМА

В настоящей главе мы рассмотрим памятники дохристианской эпохи, а также и те, которых не коснулось влияние христианства. Они распадаются на две группы:

а) Памятники, связанные с этрусской традицией или греческим влиянием: храмы, базилики, частные сооружения.б) Памятники, в которых выявляется организаторский и политический гений Рима без всяких чуждых влияний, т. е. сооружения, являющиеся символом владычества над миром и распространения римских нравов: термы, акведуки, амфитеатры, дороги и оборонительные сооружения.

Мы собираемся подробно остановиться на памятниках, являющихся собственным достоянием римлян; в остальном же мы ограничимся только выявлением тех новых деталей, на которые Рим наложил свой отпечаток.

 

ХРАМЫ

Первобытная религии римлян была заимствована от этрусков, как и вся совокупность римских государственных учреждений. Наиболее древним типом римского храма является тот, который описан Витрувием под названием Тосканского (рисунок 335). Ордер этого храма происходит от дорийского и переносит нас в эпоху, когда антаблементом служил только архитрав, увенчанный выступающей кровлей. Что касается плана, то он отличается всеми особенностями расположения греческого архаического храма. Пронаос имеет двойной ряд колонн, причем сходство еще усугубляется тем, что украшения из терракоты играют здесь такую же роль, как и в примитивном дорийском стиле. Целла обычно разделена на несколько частей. К этому типу принадлежит храм Юпитера Капитолийского, описание которого нам оставил Дионисий Галикарнасский.

Остальные римские храмы являются только немного видоизмененными греческими храмами. В консульскую эпоху для украшения храмов допускались три ордера: дорийский, как например в храме Благочестия, ионийский — в храме Фортуны Вирилис и коринфский, который употреблялся греками, по-видимому, только внутри храмов и который становится в Риме в эпоху империи почти обязательным ордером для фасадов. Приводить примеры коринфских храмов значило бы перечислить все сооружения этого рода, построенные от времен Тиберия до эпохи Диоклетиана.

Римские здания отличаются от современных им греческих, во-первых, глубиной портика перед целлой, во-вторых — вертикальным основанием с широким перроном спереди. Греки окружали площадку своих храмов рядом ступеней; вертикальное основание является у них исключением; в римской архитектуре оно становится правилом.

Храмы Древнего Рима. Тосканский храм
Рис. 335
Храмы Древнего Рима. Римский храм в Галлии
Рис. 336

На рисунке 336 эта двойная особенность пояснена примером римского храма в Галлии: мы видим тут и глубину портика, и высокий цоколь колоннады. Греки придавали иногда своим храмам круглую форму; эта форма становится частой у римлян. Она встречается не только в Тиволи, но и в других храмах Рима: например в храме Весты и еще одном храме, открытом на развалинах форума; ее же мы находим и в Пуццолах. Самый большой храм Рима — Пантеон (рисунок 313) — имеет круглую целлу, покрытую куполом более 43 м диаметром.

Ротонда Пантеона долго считалась созданием Агриппы. Открытия Шедан позволяют теперь датировать каждую отдельную его часть: круглая целла — не древнее эпохи Антонинов, а Пантеон во времена Агриппы представлял собой десятиколонное здание. Число колонн портика было сокращено до восьми, когда его переделали во фронтон ротонды, перед которой он стоит и до сих пор.

Примечание: Круглая целла Пантеона была сооружена в 110—125 гг.

Независимо от данных, полученных при исследовании фундамента сооружения, об этом изменении свидетельствует одна существенная подробность: отлогий карниз, задуманный для фронтона с менее покатым уклоном, был переделан, модильоны, имевшие отвесную боковую поверхность, получили легкий наклон. Приведенная подробность достаточно подтверждает, даже за неимением других доказательств, факт изменения плана.

Круглая целла в Тиволи была сводчатой и освещалась окнами, что является почти единственным примером такого рода конструкции. Храм Венеры и Ромы представляет собой один из немногих храмов с удлиненной целлой, в котором применен свод.

 

БАЗИЛИКИ

Базилика, послужившая впоследствии образцом христианского храма, являлась у римлян чисто гражданским зданием. Идее древней базилики среди современных зданий, быть может, наиболее соответствует «биржа». Это — помещение, предназначенное для судопроизводства, деловых и политических собраний. Пока господствовали древнеримские нравы, обходились без таких базилик; заседания на форуме происходили под открытом небом.

Первая базилика относится к 180 г. до н. э., причем замечательно, что это нововведение, преследующее цели комфорта, связано с именем сурового Катона. Общее расположение базилики заимствовано из Греции.

Витрувий описал традиционное, по-видимому, расположение базилики в главе, посвященной этому виду сооружений. В графическом изображении она, по-видимому, соответствовала деталям А и С (рисунок 337).

Базилика имеет три вида нефа — один центральный и два боковых. Боковые нефы — двухэтажные. Над всем зданием проходят деревянные стропила. Общая ширина должна быть в пределах от трети до половины длины. Если же последнее невозможно, то Витрувий советует придавать зданию указанную пропорцию добавлением на обоих концах «халкидиков», или поперечных нефов С и, С".

Витрувий предписывает делить ширину базилики при вычерчивании плана на пять частей, из которых три должны приходиться на средний неф, а две остальных — на боковые. Высота колонн нижнего яруса равняется ширине боковых нефов. Колонны второго яруса на одну четверть ниже колонн первого. Между двумя ярусами проходит стилобат (plateum), высота которого на одну четверть ниже колонн второго яруса. Его назначение — отделить галереи второго этажа, являющиеся только местами для прогулок, от нижнего этажа, служащего для деловых целей. Витрувий не говорит ни слова ни о расположении лестниц, ведущих на галереи, ни о способе освещения большого нефа.

Описав самый тип базилики, Витрувий приводит в виде примера базилику в Фано, строителем которой был он сам и которая включала (деталь В рисунка 337), кроме главного зала и галереи, пристройку, служившую одновременно и трибуналом и храмом Августа.

Сопоставим разрез базилики в Фано В с разрезом типа А: ширина одинаково разделена между нефом и портиками, план портиков один и тот же, от нормального типа отклоняется только высота в свету. Зато декоративные детали нисколько не соответствуют сакраментальной формуле и свидетельствуют о духе независимой оригинальности, делающей честь архитектору.

Архитектура Древнего Рима. Базилика
Рис. 337
Архитектура Древнего Рима. Базилика
Рис. 338

Витрувий пользуется вместо двух ярусов, поставленных один над другим, только одним ярусом колонн, высота которых охватывает оба этажа галерей. Эти колонны усилены прилегающими к ним пилястрами, служащими опорами для полов. Вместо классического антаблемента Витрувий допускает архитрав, составленный из нескольких рядов сдвоенных балок. Над ними проходит ряд кубиков, выступающих перпендикулярно к плоскости колонны и образующих глухие части ажурного фриза. Все это венчается вместо карниза рядом связанных вместе балок. Стропила кровли не обшивались снизу. Кровля поперечного нефа, по всей вероятности, не врезывалась в кровлю среднего, но возвышалась над ней, и здание имело вид, указанный на рисунке 338. Описанная базилика находилась в очень незначительном городке; наиболее же известной является базилика Ульпия, построенная архитектором Аполлодором на одном из концов форума Траяна. Мы видим здесь пять нефов: средний окружен по всему периметру двойным поясом второстепенных галерей; на каждом конце имеется полукружие, диаметр которого равен ширине трех нефов. Эти полукружия были, вероятно, перекрыты сводами, а остальная часть — бронзовыми стропилами. Стволы колонн — гранитные монолиты, опирающиеся на цоколи из белого мрамора.

На старом форуме возвышалось несколько базилик, из которых одну приписывали Юлию Цезарю; ее план выяснен не вполне. До нас дошла почти нетронутая помпейская базилика: за пределами Италии довольно хорошо сохранились базилики в Трире и Пергаме.

В некоторых городах Сирии имелись преторианские судилища в виде сводчатых базилик (Мусмийэ, Санамен). Упомянем, наконец, о сводчатой базилике Константина (рисунок 312), которую мы приводили в качестве примера обширного зала, сложенного бутовой кладкой на растворе.

antique.totalarch.com

Старейший храм Древнего Рима раскрывает свои тайны — Naked Science

Старейший храм Древнего Рима раскрывает свои тайны

Античный храм в Риме, датируемый 6 веком до н.э., находится под руинами церкви Сант'Омобоно, вблизи прежнего русла реки Тибр. Местоположение святилища предполагает, что оно служило также чем-то вроде места заключения сделок для торговцев из дальних стран, например, из Ливана или Египта.

 

Археолог Альберт Аммерман считает, что религиозное значение этого места как бы дополнительно освящало закрепление договоров. Вряд ли кто-то осмелился нарушить условия сделки, заключенной перед зорким оком древнего божества.

 

Основание сооружения находится ниже уровня воды, что значительно затруднило раскопки археологов из Рима и Мичиганского университета. В течение всего прошлого лета, специалисты неустанно работали над «mission impossible».

 

Ребята рыли котлован на глубине примерно 4 метра ниже уровня воды. Несмотря на то, что теоретически ты уверен, что защитное покрытие все выдержит, какая-то животная часть в твоем мозгу хочет лишь одного ? побыстрее выбраться из этой чертовой дыры.

 

? Альберт Аммерман, археолог

 

 

Старейший храм Древнего Рима раскрывает свои тайны Старейший храм Древнего Рима раскрывает свои тайны

Археологам удалось добраться до основания древнейшего римского храма

©Facebook/Sant'Ombono Project

 

В конце концов, ученым удалось добраться до основания храма и изучить его в течение трех дней, затем котлован пришлось снова залить водой. Тем не менее, за эти несколько дней на месте раскопок, археологи сумели добыть много уникальных сведений из периода первоначальной застройки Рима до середины первого тысячелетия до н.э.

 

Хотя храм на территории бывшей церкви Сант'Омобоно был открыт во время строительных работ в 1937 году, провести обширные раскопки до прошлого года не удавалось из-за ряда проблем, связанных с логистикой. Археологи надеются этим летом продолжить свою работу по изучению древнего святилища. 

 

naked-science.ru


Смотрите также