Древний рим александрия. В Александрии разрушили руины театра Рима
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Александрия – жемчужина Средиземноморья. Древний рим александрия


Клеопатра. Близость Александрии и Рима

Клеопатра

Клеопатра

На севере Египта, на побережье расположен город Александрия, второй по величине и значимости мегаполис современного Египта. Землетрясение, произошедшее здесь 1600 лет назад, скрыло под водой древнеегипетские сфинксы и греческие статуи.

 

69 — 30 гг. до н. э., к моменту рождения Клеопатры Египтом правили греки, жестко обложив экономику финансовым бременем. Столица была перенесена на побережье Средиземного моря, в Александрию. Отец Клеопатры был потомком военачальника, служившего у Александра Македонского.

 

Знать говорила при дворе только на греческом языке. Официально не сохранилось источников, кто и зачем занимался образованием Клеопатры. Но его эффект был поразителен — она знала математику, химию, основы законодательства 8 стран и владела 9 языками, включая египетский. Клеопатра не была красива. Сохранившиеся монеты, сделанные во время её царствования, передают обычный женский лик с необычно волевым характером. Привлекательной её сделали ум и манеры.

 

Когда Клеопатре исполнилось 18 лет, флейта, на которой любил играть отец, замолкла. Девушка неожиданно получила власть. Её предупреждали, всегда стоять в стороне от государственных дел. Все, тщетно. Приняв несколько губительных для политического статуса Египта решений, Клеопатра поссорила Римский Сенат со всей знатью в Александрии. И, незамедлительно была выдворена из страны. Молодой и сильной женщине нужно было вернуть власть, для этого ей был нужен сильный мужчина.

 

После успешной военной кампании против галлов, разрозненных воинственных племен Центральной и Северной Европы, Юлий Цезарь стал известным полководцем Рима. Клеопатра сама организовала их встречу, предложила взять Египет и её в жёны. Когда Цезарь встретил Клеопатру, ему было 54, ей — 20. От брака он отказался, но трон обещал вернуть.

 

Через неделю его корабли стояли у берегов столицы Египта. Известная Александрийская библиотека сгорела из-за восьми месяцев его осады. При поддержке царя из Пергамо, Цезарь смог одержать победу, а Клеопатра получила свой трон. Следующий месяц они провели в путешествии по Нилу на корабле длиной больше 100 м. Их сопровождало 400 лодок военного эскорта.

 

Набережная сегодняшней Александрии украшена сфинксами, поднятыми со дна после землетрясения. Рядом раскопан небольшой греческий акрополь и древнеегипетская колоннада. Вместе они выглядят очень уютно. Говорят, от смешения рас рождаются красивые дети.

flygid.ru

В Александрии разрушили руины театра Рима

Министерство древностей Египта принято решение о сносе руин театра Древнего Рима в Александрии. Археологические раскопки на месте прекращены в связи с угрозой обрушения современных зданий.

Оперный театр Рима Аль-Абд в районе Шизар обнаружен в египетской Александрии в 2013 году. Постройка восходит к эллинистическому и римскому периоду с 30 по 323 г. до н.э. Руины достопримечательности Александрии находятся в жилом районе в нескольких метрах от побережья Средиземного моря.

 Руины театра Рима Эль-Абд до разрушения.
Руины театра Рима Эль-Абд до разрушения.

Еще новости: Экскурсия из Хургады в Александрию: отзыв туриста

Общественное движение «Наследие Египта» разместило в Facebook фотографии исторического объекта до и после разрушения. В министерство древностей было направлено прошение о недопущении передачи земли подрядчику, планирующему возведение дома на участке. Несмотря на ценность для литературы, театр древнего Рима был снесен.

Руины театра Рима Эль-Абд до разрушения.Руины театра Рима Эль-Абд до разрушения.

Мустафа Рушди, директор отдела древностей в Александрии, пояснил, что театр был снесен после многочисленных жалоб жителей ближайших домов. Дома оказались под угрозой обрушения из-за раскопок.

«Согласно технического отчета, глубинные раскопки поставили под угрозу разрушения окружающие здания. Министерство выдало предписание о прекращении археологических изысканий на месте»,  — опубликована информация в газете El-Yom El-Sabaa.

Один из жителей, Мустафа Хусейн, написал жалобу властям после того, как заметил трещины на соседнем здании.

Еще новости: Жители Александрии борются за сохранение исторических памятников.

Археологам удалось восстановить ряд артефактов с места, прежде чем театр был разрушен.

«Мы перевезли несколько ценных предметов на хранение в музей.   Сильно поврежденные экспонаты был оставлены», — пояснил Мухаммед Мустафа, руководитель Министерства древностей.

Группа Facebook ОД «Наследие Египта»

Разрушение театра Рима в АлександрииРазрушение театра Рима в Александрии

Новости археологии

Египет, 2015

drevniy-egipet.ru

Римский амфитеатр в Александрии - Достопримечательности

Римский амфитеатр, римский театр, двойной театр, древний амфитеатр, александрийский амфитеатр фото

Римский амфитеатр или римский театр, который расположен в центральном районе Александрии в Ком эль-Дикка, является одним из символов города. Амфитеатр, означающий «двойной театр», который представляет собой грандиозное и впечатляющее сооружение в форме половины круга, находится под открытым небом и мог вместить до 800 человек одновременно. Занавеса здесь нет, а есть каменная платформа, где и выступали приезжие артисты, жонглеры или шуты.

Римский амфитеатр, римский театр, двойной театр, древний амфитеатр, александрийский амфитеатр фото

Амфитеатр в Александрии возведен во 2-м веке нашей эры в римскую эпоху. Древний памятник архитектуры, который является единственным известным римским театров в Египте, достаточно хорошо сохранился до наших дней. Построенный в традиционном греческом стиле, он состоит из 13 террас, с плоской платформой в центре на самом низком уровне. Скамейки здесь вырезаны из белого или серого мрамора, за исключением первого ряда, который сооружен из красного гранита. На каждом из них еще можно увидеть римские цифры, высеченные в каждом ряду.

Римский амфитеатр, римский театр, двойной театр, древний амфитеатр, александрийский амфитеатр фото

Самая старая часть театра состоит примерно из 16 или 17 рядов с сидениями, где помещались около 700-800 человек. Со временем театр был расширен, здесь появились эксклюзивные сидения на самом высоком уровне для высших эшелонов общества.

Римский амфитеатр, римский театр, двойной театр, древний амфитеатр, александрийский амфитеатр фото

Амфитеатр был обнаружен в 1967 году во время раскопок, когда начались подготовительные работы для строительства современного здания на этом месте.

Римский амфитеатр, римский театр, двойной театр, древний амфитеатр, александрийский амфитеатр фото

К северу от театра находятся римские бани, которые были построены в 3-м веке до н.э. На этом месте есть и другие интересные артефакты, такие как жилищные помещения, цистерны для воды, портик, лекционные залы и небольшое поселение, центром которого является Вилла птиц. В нем сохранилась очень красивая мозаика с геометрическими фигурами, животными и птицами, пантерами и розами. Первоначально вилла представляла собой дом, который относится к 1-ому или 2-ому веку нашей эры, но во время пожара были уничтожены стены и крыша.

Римский амфитеатр, римский театр, двойной театр, древний амфитеатр, александрийский амфитеатр фото

Возле театра находится небольшая выставка фараонов и объектов греко-римской эпохи, которые были найдены под водой в близлежащем порту.

Римский амфитеатр, римский театр, двойной театр, древний амфитеатр, александрийский амфитеатр фото

Часы работы театра с 8 утра до 5 часов вечера, в месяц рамадан – с 9 утра до 4 вечера. Стоимость помещения равна 15 EGP.

Римский амфитеатр, римский театр, двойной театр, древний амфитеатр, александрийский амфитеатр фото

Как добраться:

Римский амфитеатр находится Шариат Юсеф, на улице Midan аль-Gamhouriya. Он граничит с улицами Horrya на севере, Nabi Daniel на западе, Abdel Moneim на юге и Saphia Zaghloul с восточной стороны.

www.earth-tour.ru

Александрия — Циклопедия

31.2, 29.91666731°12′00″ с. ш. 29°55′00″ в. д. / 31.2° с. ш. 29.916667° в. д. (G) (O) (Я)

Александрия

Александрия (Египет)
Red pog.png
Население 3 917 084 чел. (2007)
Телефонный код +20 03
Александрия. Центр знаний.
Александрийский маяк.

Александри́я (араб. الإسكندرية — al-’Iskandariya, масри اسكندريه — Eskendereyya, др.-греч. Ἀλεξάνδρεια) — крупный город и порт на севере Египта[1].

[править] Общие сведения

Александрия расположена в дельте Нила, и является главным морским портом, простирающимся на 32 км вдоль побережья Средиземного моря.

Население составляет 4 388 219 человек (по данным на 2010 года), что делает город вторым по величине в Египте.

Город был основан в 332 г. до н. э. македонский царём Александром Великим. Александрия была построена по плану двух греческих архитекторов — Динократа из Родоса и Сострата из Книда.

После смерти Александра Македонского в 323 г. до н. э. один из его командиров, Птолемей I Сотер, получил в управление Египет и сделал город столицей своего царства. При Птолемеях были построены Александрийский музей, Александрийская библиотека и Александрийский маяк.

В 30 г. до н. э. город захватил римский полководец Октавиан. Город вошёл в состав Римской империи.

В 395 году, после смерти Феодосия I, Римская империя была разделена между его сыновьями Аркадием и Гонорием на западную и восточную части, а Египет отошёл Византии.

В 615 году персидский царь Хосров II Парвиз после долгой осады хитростью взял Александрию с помощью флота. Лишь в 629 году византийцы смогли вернуть себе власть над Египтом.

В ноябре 641 года после 14-месячной осады византийцы сдали Александрию арабам, которые позволили 40 тысячам евреям остаться в городе (христиане либо бежали, либо были истреблены).

Городом и Египтом владели Фатимиды (с весны 969 года), Айюбиды, Мамлюки и т. д., пока в 1517 году Египет не захватил османский султан Селим I.

В июне 1798 года французская армия под командованием Наполеона Бонапарта высадилась в районе Александрии и вскоре захватила город.

С 1914 по 1922 год Египет находился под протекторатом Великобритании.

[править] Евреи в Александрии

Как утверждает Иосиф Флавий, евреи стали селиться в Александрии с времени основания города Александром Македонским[2]. Слова Иосифа Флавия о древнем поселении евреев в городе доказывает например находка надгробных еврейских — на арамейском и греческом языках — надписей в старом некрополе Александрийского гарнизона.

2 из 5 кварталов Александрии были населены евреями[3], а синагоги существовали во всех частях города[4]. Еврейское население при Птолемеях оценивается в 100−200 тысяч человек.

Александрийские евреи занимались ремеслами и торговлей. Некоторые были очень богаты (ростовщики, купцы и сборщики налогов), но основная масса состояла из ремесленников.

Квартал евреев находился на берегу моря, по соседству с царским дворцом[5].

По свидетельству Страбона евреи составляли автономную общину, возглавлявшуюся вначале наиболее почётными личностями из её среды, затем — этнархами, а начиная со времён Августа, советом из 71 старейшины. Среди общинных учреждений следует упомянуть бет-дин (суд) и архион (то есть ведомство для составления документов).

В эпоху Птолемеев отношения между евреями и правительством были обычно хорошими. Только дважды, в 145 г. до н. э. и 88 г. до н. э., произошли незначительные стычки, очевидно, политического характера. Многие евреи даже приобрели александрийское гражданство.

Иосиф сообщает: «Александр отвел им места для жительства, и они получили одинаковые права с македонянами (греками)… и до сих пор их племя сохраняет имя македонян»[6]. В другом месте он заявляет: «Александр даровал им те же права, как и грекам. Эту привилегию они сохранили и при преемниках Александра, которые позволили им называться македонянами. Даже тогда, когда римляне завладели Египтом, ни Цезарь, ни его преемники не допустили, чтобы права, дарованные Александром евреям, были сокращены»[7]. Декрет, которым Август закрепил права евреев, в особенности гражданские права александрийских евреев, был вырезан на медной доске, которая существовала ещё при Иосифе[8]. Филон Александрийский также подчёркивает, что евреи пользовались одинаковыми гражданскими правами с александрийцами (то есть александрийскими гражданами), а не с египтянами[9].

В начале римского владычества положение евреев ухудшилось. Римляне пытались проводить различие между греками — гражданами, которые пользовались всеми правами, и египтянами, которые облагались подушным налогом и рассматривались как подданные.

Евреи стали энергично добиваться гражданских прав. Однако за это время антисемитизм широко укоренился. Александрийцы яростно противились вступлению евреев в ряды граждан.

В 38 году в царствование императора Калигулы вспыхнули антиеврейские беспорядки, отчасти вследствие позиции, занятой римским губернатором. Многие евреи были убиты, их руководители — подвергнуты публичному бичеванию, синагоги осквернены и закрыты; всем евреям было предписано проживать лишь в одном из кварталов Александрии (в Дельте).

Во время преследований, происходивших при Калигуле, Флакк, префект Александрии, издал эдикт, в котором он называет евреев «чужестранцами и поселенцами»[10].

После смерти Калигулы (41 год) евреи вооружились и напали на греков. Но бунт был подавлен римлянами.

Император Клавдий, преемник Калигулы, возвратил александрийским евреям их религиозные и национальные права, но запретил им добиваться расширения гражданских прав.

В 66 году наместников Египта стал обратившийся в язычество еврей Тиберий Юлий Александр.

В том же 66 году началась Первая Иудейская война. Александрийские евреи также восстали против Рима. Их восстание было подавлено, и 50 тысяч евреев были убиты.

В 115 году, когда началась Вторая Иудейская война, в Александрии вспыхнуло новое восстание, которое вскоре переросло в мятеж, продолжавшийся два года и охвативший почти всю еврейскую диаспору в Римской империи. В результате этого еврейство Александрии опять пострадало; была сожжена главная синагога, ухудшилось экономическое положение, и число евреев в городе стало падать.

К началу византийского периода еврейское население Александрии вновь возросло, но тогда начались преследования со стороны христианской церкви. В 414 году при патриархе Кирилле евреи были изгнаны из города, но спустя некоторое время вернулись.

8 ноября 641 года, когда арабы захватили Александрию, они позволили 40 тысячам александрийских евреям остаться в городе на условии платы джизьи (налогов). О других этнических группах завоеватель города Амр ибн аль-Ас не говорит, из его слов можно сделать вывод, что в городе захваченном арабами были только евреи[11]. Это можно трактовать по разному. Возможно, арабы истребили христиан при штурме, либо христиане сами бежали от арабов. Но возможно что сами евреи изгнали христиан из города.

При арабах в Средние века, местные евреи участвовали в международной торговле, одним из центров которой продолжала быть Александрия, и некоторые из них занимали государственные должности (особенно, при Фатимидах).

Под властью султанов-мамлюков (1250−1517) число евреев, как и вообще население Александрии, продолжало падать. Много сефардов — изгнанников из Испании, включая купцов, учёных и раввинов, поселилось там в 14−15 вв. В 1602 году чума заставила большинство евреев бежать из города.

После резни, устроенной Хмельницким в 1648−1649 годах, в Александрии поселилось некоторое число евреев с Украины. В 1700 году евреи-рыбаки из Розетты (Рашид) переселились в Александрию, образовав еврейский квартал у морского побережья; во второй половине 18 в. в нём осели новые небольшие группы рыбаков; этот еврейский квартал был уничтожен землетрясением. К концу 18 в. еврейская община была незначительной. Она сильно пострадала во время французской оккупации. Наполеон I наложил тяжёлый штраф на евреев и приказал уничтожить древнюю синагогу.

Новый период расцвета начался в первой половине 19 в. Еврейская община была реорганизована; были основаны школы, больницы и разнообразные общества. Позже, благодаря иммиграции из Италии, особенно из Ливорно, высшие слои еврейской общины приобщились к итальянской культуре.

Во время Первой Мировой войны многие палестинские евреи, которые не были османскими подданными, были изгнаны в Александрию. Их руководители решили откликнуться на призыв Владимира Жаботинского и Иосефа Трумпельдора о создании еврейских батальонов для того, чтобы сражаться в рядах Антанты. Отряд погонщиков мулов, состоявший из еврейских солдат и принимавший участие в военных действиях на турецком фронте, был также сформирован в Александрии.

В 1937 году в Александрии жили 24 690 евреев, а в 1947 году — 21 128, включая 243 караима. Больше половины еврейского самодеятельного населения занималось торговлей, в том числе экспортно-импортными операциями в крупных масштабах. Евреям принадлежало несколько основных банков в городе. Среди александрийских евреев насчитывался большой процент представителей свободных профессий и почти 20% ремесленников.

В 1948 году, когда началась Война Израиля за независимость, некоторые евреи были интернированы, но большинство из них было освобождено до 1950 года. В 1951 году в синагогу была брошена бомба.

После прихода Г. А. Насера к власти в 1954 году, многие евреи были арестованы по обвинению в сионизме, коммунизме и валютной контрабанде.

После Синайской кампании (1956 год) тысячи евреев были изгнаны из города, остальные покинули Александрию добровольно. Многие, особенно те, кто имел французское гражданство, эмигрировали во Францию. В 1960 году в Александрии оставалось ещё 2 760 евреев. После Шестидневной войны (1967 год) около 350 евреев, включая главного раввина Нафуси, были интернированы. Некоторые из них были освобождены до конца 1967 года.

В начале 2002 года в городе жили лишь несколько евреев пожилого возраста и несколько караимов[12][13].

  1. ↑ Alexandria // Английская Википедия
  2. ↑ Иосиф, «Против Апиона», II, 4; «Древн.», XIX, 5, § 2
  3. ↑ Филон, In Flaccum, § 8
  4. ↑ Филон, De legatione ad Gaium, § 20
  5. ↑ «Против Апиона», II, 4
  6. ↑ «Прот. Апиона», II, 4, § 35
  7. ↑ «Иуд. войн.», II, 18, § 7
  8. ↑ «Прот. Апион.», II, 4; «Древн.», ХIV, 10, § 1
  9. ↑ In Flaccum, § 10
  10. ↑ In Flaccum, § 8
  11. ↑ ‘Абд ар-Рахман ибн ‘Абд ал-Хакам. Завоевание Египта, ал-Магриба и ал-Андалуса. М. Наука. 1985 г.
  12. ↑ Александрия // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона
  13. ↑ Александрия // Электронная еврейская энциклопедия

cyclowiki.org

Александрия – жемчужина Средиземноморья - Египет

Город Александрия, город Александра Македонского, жемчужина Средиземноморья, современный город Египта, город-легенда фото

Древний сфинкс против трущоб и красивых мечетей. Берег и зеленые парки. Пронзительный шум на улицах и мертвая тишина в катакомбах. Все это относится к Александрии, «жемчужине Средиземноморья», в котором переплелись друг с другом самые древние культуры – египетская, греческая и римская. Второй по величине город Египта по праву считается важным промышленным центром и культурной столицей Египта.

Александрия - город-легенда, ворота в мир на земле для фараонов. Согласно надписи древних историков, она была основана Александром Македонским в 331 году до н.э., и в свое время являлась столицей греко-римского Египта.

Город Александрия, город Александра Македонского, жемчужина Средиземноморья, современный город Египта, город-легенда фото

 

Александрия была построена по эллинистической модели, для которой характерным является перпендикулярное размещение улиц, которые образовывают сетку. Она разделена на 6 административных округов, которые, в свою очередь, делятся на районы.

Город Александрия, город Александра Македонского, жемчужина Средиземноморья, современный город Египта, город-легенда фото

Особенно стоит отметить одну из старейших частей города, который соединяет материк с маленьким островом Фарос. Самая старая часть Александрии расположена на перешейке и включает такие районы как Anfushi, Al-Jumruk (или «палаты долг") и Рас-эль-Тин (в переводе «верхушка инжир»).

Город Александрия, город Александра Македонского, жемчужина Средиземноморья, современный город Египта, город-легенда фото

Сам город разделен на несколько частей – восточную и европейскую. В восточной стоит заглянуть на рынок, который укажет на глубокую связь с Африкой, с ее ароматами и звуками. Каждый посетитель Александрии будет удивлен культурным богатством города, где можно услышать много различных африканских языков одновременно, увидеть достаточно большое количество африканских традиций.

Город Александрия, город Александра Македонского, жемчужина Средиземноморья, современный город Египта, город-легенда фото

Знакомство с Александрией можно начать именно с гавани. На месте, где когда-то находился известный Александрийский маяк, сегодня занимает форт Quit Bay. Следует признать, что камни этого маяка были использованы для создания форта. Направляясь на юг от него можно прийти к потрясающей мечети Абу аль-Аббаса, а на западе посмотреть гробницы Anfushi. Следуя к материку, в районе Сук находится еще одна древняя мечеть Terbana.

Город Александрия, город Александра Македонского, жемчужина Средиземноморья, современный город Египта, город-легенда фото

Недалеко от гавани есть еще один прекрасный исторический памятник Caesareum – великолепный храм, построенный Клеопатрой для своего возлюбленного Антония. Рядом находится известный Cecil Hotel, построенный в 1930 году, где останавливались многие известные личности, в том числе Уинстон Черчилль и Смерсет Моэм.

Город Александрия, город Александра Македонского, жемчужина Средиземноморья, современный город Египта, город-легенда фото

Один из наиболее важных памятников Александрии находится на холме Монтаза. Это дворец, построенный в стиле турецко-итальянской архитектуры. Раньше он был летней резиденцией королевской семьи, а в настоящее время является музеем. Дворец Монтаза построен в окружении одних из самых красивых садов города, который действительно стоит посмотреть.

Город Александрия, город Александра Македонского, жемчужина Средиземноморья, современный город Египта, город-легенда фото

В центре современной Александрии находится Художественный греко-римский музей, который насчитывает более 40 тысяч предметов.

В районе el-Nebi Daniel находится Eliahu Hanabi Synagague – единственная действующая синагога в Александрии и дом с собранными сокровищами из других семи синагог города

Город Александрия, город Александра Македонского, жемчужина Средиземноморья, современный город Египта, город-легенда фото

Другими, не менее интересными достопримечательностями Александрии является величественная мечеть Attarine, столп Помпея, дворец Рас-эль-Тин, а также президентский дворец в районе Maamoura, римский амфитеатр Nem Al-Dekka, древние катакомбы Kom Al-Shuqafa на кладбище Al-Szalby.

Город Александрия, город Александра Македонского, жемчужина Средиземноморья, современный город Египта, город-легенда фото

Александрия – это город, который не только гордится своей богатой историей, но и инвестирует в свое будущее. Лучшим примером этого является открытие в 2002 году Новой Александрийской библиотеки, построенной на месте древней библиотеки, которая считается величайшим собрание древних книг в мире.

Советы туристам:

Александрия – это замечательный город, полный очарования, сюрпризов и удивительных мест, которые никого не оставят равнодушным. Прогуливаясь по улицам, можно на себе почувствовать дыхание истории. Вместе с тем, это достаточно современный город. Устав от осмотра исторических достопримечательностей, можно прогуляться по живописной набережной длиной в 25 км и покупаться в лучах африканского заката. Также в городе проходит несколько праздников и фестивалей. Александрия – город многих возможностей. Поэтому обязательно нужно найти несколько дней, чтобы изучить этот край с такой интересной и длинной историей.

www.earth-tour.ru

АЛЕКСАНДРИЯ (Египет) - это... Что такое АЛЕКСАНДРИЯ (Египет)?

АЛЕКСАНДРИ́Я (Alexandria, араб. al-Iskandariyah), город на севере Египта (см. ЕГИПЕТ) и порт на Средиземном море, в 225 км к северо-западу от Каира (см. КАИР), в западной части дельты Нила (см. НИЛ (река)). Второй крупнейший город Египта. Население 3,977 млн человек (2004). Крупный транспортный, торгово-промышленный центр Египта. Главный морской порт. Предприятия нефтеперерабатывающей, химической, цементной, текстильной, машиностроительной промышленности. Разнообразные ремесла. Университет. Греко-римский музей (основан в 1891, 40 тыс. экспонатов), музей изобразительных искусств, музей королевских драгоценностей (собранных Мухаммедом Али (см. МУХАММЕД АЛИ (паша)) и его наследниками), гидробиологический музей (50 аквариумов, скелет 17-метрового кита) и др. музеи. Национальная библиотека. Ведутся работы по восстановлению Александрийской библиотеки (см. АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ БИБЛИОТЕКА). Исторический очерк Александрия была основана Александром Македонским (см. АЛЕКСАНДР Македонский) в 332—331 гг. до н. э. на побережье Средиземного моря на месте деревни Ракода, на косе, между Средиземным морем и озером Мареотис (Мариут). Благодаря торговле, которой чрезвычайно благоприятствовало выгодное месторасположение города, Александрия быстро росла и возвышалась. Во времена Птолемеев (см. ПТОЛЕМЕИ) (305—30 гг. до н. э.) стала столицей Египта и центром эллинистической (см. ЭЛЛИНИЗМ) культуры, средоточием знаменитых ученых и писателей целой эпохи (александрийской) и оживленным торговым центром древнего мира. Здесь находился один из главнейших центров науки и культуры древности Александрийский мусейон (см. АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ МУСЕЙОН) (нач. 3 в. до н. э. — 272—273 гг. н. э.) и Александрийская библиотека (см. АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ БИБЛИОТЕКА) (около 500 тыс. свитков, среди которых — рукописи Эсхила (см. ЭСХИЛ), Софокла (см. СОФОКЛ), Еврипида (см. ЕВРИПИД) и др., сгорела во времена Цезаря (см. ЦЕЗАРЬ Гай Юлий)), созданная по инициативе философа и государственного деятеля Деметрия Фалерского (см. ДЕМЕТРИЙ Фалерский). Здесь писали свои труды Страбон (см. СТРАБОН), Евклид (см. ЕВКЛИД) и др. ученые и философы. В составе Римской империи (см. ДРЕВНИЙ РИМ) (с 30 до н. э.) и Византии (см. ВИЗАНТИЯ) (с конца 4 в. н. э.) Александрия продолжала оставаться крупным культурно-экономическим центром. В 1 в. н. э. Александрия с населением около 1 млн. человек была вторым по величине (после Рима (см. ДРЕВНИЙ РИМ)) городом Римской империи. Один из главных центров раннего христианства (см. ХРИСТИАНСТВО), позже центр христианского богословия и место пребывания патриарха (см. ПАТРИАРХ (высшее церковное звание)). Именно из Александрии в 1 в. н. э. началась христианизация Египта, но одновременно и гонения на христиан при императоре Диоклетиане (см. ДИОКЛЕТИАН), который в 295 н. э. повелел разрушить город. С этого времени начался упадок Александрии, который ускорился с возвышением Константинополя (см. КОНСТАНТИНОПОЛЬ). В средние века Александрия остается главным торговым городом Византийской империи, однако 14-месячная осада и последующее ее взятие арабами под предводительством Амру в декабре 641 нанесли сокрушительный удар по ее торговым связям, оставив за Александрией только торговлю с Индией (см. ИНДИЯ), которая велась по традиционному пути через Красное море. После основания Каира (см. КАИР) в 969 упадок Александрии усиливается, а с открытием морского пути вокруг мыса Доброй Надежды (см. ДОБРОЙ НАДЕЖДЫ МЫС) от Александрии отошла и торговля с Индией. Во время турецкого завоевания Египта в 1517 Александрия была сильно разрушена, и в 1777 насчитывала не более 6 тыс. жителей. В 1798 была взята Наполеоном Бонапартом (см. НАПОЛЕОН I Бонапарт). Возрождение Александрии относится к началу 19 в. При Мухаммеде Али (см. МУХАММЕД АЛИ (паша)) здесь была сооружена новая верфь и канал Махмудие (1820). В 1856 город был соединен железной дорогой с Каиром. Во время англо-египетской войны (см. АНГЛО-ЕГИПЕТСКАЯ ВОЙНА) в 1882 городом овладел Ораби-паша (см. ОРАБИ-ПАША) (Араби-паша). 11 июля 1882 Александрия подверглась варварской бомбардировке с британских кораблей, 15 июля десант овладел городом. Александрия была превращена в колониальный порт, откуда вывозился египетский хлопок. В городе были сосредоточены иностранные банки, компании, агентства. Порт использовался как стоянка английских военных судов. В первой половине 20 в. Александрия стала одним из центров национально-освободительного движения в Египте. В 1920-х гг. в Александрии жил известный русский художник Иван Билибин (см. БИЛИБИН Иван Яковлевич). Архитектура, планировка, достопримечательности Александрия была основана Александром Македонским, строилась по плану его архитектора Дейнократа. Древний город (5,5 км x 1,7 км) был окружен мощной крепостной стеной. Александрия сообщалась с островом Фарос (ныне часть материка) дамбой с протяженным молом Септастадион (греч. «семь стадий»). Имела две гавани — Большую, или Новую, на северо-востоке и Старую, или гавань Эйносто, на юго-западе. В 280 до н. э. на восточной оконечности острова Фарос на скале в черте Алексанрии был построен знаменитый Фаросский (см. ФАРОССКИЙ МАЯК) (или Александрийский) маяк (архитектор Сострат Книдский), одно из «Семи чудес света (см. СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА)». Маяк представлял собой трехъярусную башню высотой ок. 120 м. По преданию, первый его уровень был сложен из известняковых плит, второй был облицован мраморными плитами, а верхний имел округлую форму. Маяк венчала бронзовая статуя бога морей Посейдона (см. ПОСЕЙДОН) высотой 7 м. Свет маяка многократно усиливался особой системой металлических зеркал. Топливо для огня на вершину маяка поднимали на навьюченных ослах по пологой винтообразной лестнице. В 1326 Александрийский маяк рухнул во время сильного землетрясения. На руинах маяка в 15 в. султан Ашраф возвел крепость с круглыми сторожевыми башнями, частично сохранившуюся до наших дней. На противоположном берегу гавани во 2 в. до н. э. были построены скальные гробницы Анфуши. Окраска стен этого подземного комплекса имитирует мрамор, алебастр и дерево. На южной окраине города на ныне обмелевшем озере Мареотис находилась торговая гавань, называемая Болотной. На юго-западе, в устье Нильского канала, проходящего вдоль южной городской стены, была обустроена гавань Киботос. Большинство общественных зданий древней Александрии были обращены к Большой гавани и находились в восточной и самой богатой части города — Брухии, или Брухейон. Здесь были построены дворцы Птолемеев, окруженные парками и садами. Вне городской стены лежал некрополь (см. НЕКРОПОЛЬ (могильник)). Одна из интереснейших достопримечательностей Александрии — т. н. Колонна Помпея, названная так крестоносцами (см. КРЕСТОНОСЦЫ), воздвигшими ее на месте предполагаемой могилы Гнея Помпея (см. ПОМПЕЙ Гней). 27-метровая колонна из красного асуанского гранита — единственный сохранившийся элемент разрушенного в 391 н. э. знаменитого храма Серапеум (3 в. до н. э.), посвященном египетскому божеству Серапису (см. СЕРАПИС). Рядом с этой колонной сохранилось огромное изваяние жука-скарабея, выполненное из красного гранита. В районе Рушди прекрасно сохранились четыре гробницы эпохи Птолемеев (конец 2 в. до н. э.). В 1901 в Эль-Андоуши напротив входа во дворец Рас эль-Тин историками были открыты еще пять могил эпохи Птоломеев (3 в. до н. э.). Гробницы Ком эль-Шукафа (1 — 2 вв. н. э.) были случайно открыты в 1900. Они состоят из 3 ярусов, вырубленных в скалах на глубине около 30 м. Сохранившийся верхний ярус — ниже уровня моря. В оформлении этого крупнейшего в Египте римского подземного захоронения соединены элементы египетского, греческого и римского стилей. Здесь можно встретить разные виды захоронений, в том числе гробницы-колодцы в скальных коридорах. В местечке Ком эль-Декка раскопан римский амфитеатр на 800 мест, с галереями и мозаикой. Он имеет 12 мраморных террас, образующих полукруг, и считается единственным сооружением такого типа в Египте. В современной Александрии сохранилась старая историческая часть с ее узкими улочками времен Османской империи и домами с резными деревянными фонариками над окнами. На площади Ат-Тахрир (площадь Свободы) с конной статуей Мухаммеда Али (вторая половина 19 в., французский скульптор А. Жакмар) находится церковь Св. Марка, здания биржи и министерства юстиции. Центр города — площадь Саада Заглула (см. ЗАГЛУЛ Саад), когда-то на ее месте находился Цезариум, строительство которого было начато Клеопатрой (см. КЛЕОПАТРА (царица)), на территории которого возвышались два великолепных обелиска (см. ОБЕЛИСК) (один из них, «Игла Клеопатры», сейчас украшает набережную в Лондоне (см. ЛОНДОН (Великобритания))). В городе множество мечетей. Самая большая в Александрии мечеть Абу эль-Аббаса (18 в., перестроена в 1944) построена на месте не сохранившейся мечети над усыпальницей мусульманского святого Абу эль-Аббаса эль-Мурси (1219—1287). Мастерски выполнены орнаменты четырех куполов и минарета высотой 73 м, декор фасадов и резной минбар (кафедра, с которой читаются пятничные проповеди). Дворец Эль-Монтаза (начало 20 в.), состоящий из нескольких зданий, с парком площадью 15 га — бывшая летняя резиденция королевской семьи. Дворцы (ныне музеи): Рас-эт-Тин (начало 19 в.), Фатима эль-Захраа (19 в.). Вблизи от Александрии Абукир (см. АБУКИР).

dic.academic.ru

 

Глава 3 ИСТОРИЯ НЕСКОЛЬКИХ РИМОВ: ПЕРВЫЙ ДРЕВНИЙ РИМ, ВТОРОЙ НОВЫЙ РИМ И ТРИ ТРЕТЬИХ РИМА (РЕКОНСТРУКЦИЯ)

Краткая схема представлена на рис.5e1.

1. ПЕРВЫЙ РИМ СЕГОДНЯ НАЗЫВАЕТСЯ АЛЕКСАНДРИЕЙ

В IX-X веках Первый Рим - это, вероятно, столица Древнего Египта, современная Александрия. Египет называли МИЦ-РИМОМ.

2. ПЕРЕНОС СТОЛИЦЫ В НОВЫЙ РИМ

В X или в XI веке - перенос столицы империи из Египта на Босфор. Здесь основывается НОВЫЙ РИМ, или Второй Рим. Отсюда - название Византии как Bis-Antik - Второй Древний (Рим). Этот же город называли Иерусалимом, Троей, Константинополем, потом Стамбулом.

3. НОВЫЙ РИМ - СТОЛИЦА ВИЗАНТИИ

Новый Рим в XI-XIII веках - столица СИЛЬНОЙ Византийской империи. Следует отметить великолепное стратегическое положение города и его мощные военные укрепления.

4. ОСЛАБЛЕНИЕ ВИЗАНТИИ. НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ

В конце XIII - начале XIV веков Византия слабеет, Новый Рим, то есть Второй Рим, утрачивает роль имперского центра. Усилившиеся фемы-провинции начинают спор за наследство разваливающейся империи. Формируются три новых центра.

5. ПЕРВЫЙ ЦЕНТР, ПРАВОСЛАВНЫЙ - ДРЕВНЯЯ РУСЬ

Первый центр - Орда-Русь, где примерно в 1380 году, - вероятно, на месте Куликовской битвы, - закладывается новая столица - Москва, получившая впоследствии название Третий Рим. Русь-Орда рассматривает себя как наследницу гибнущей Византии, а также удерживает в качестве своей государственной религии православие. То есть ортодоксальную форму изначального иисусовского христианства. Москва - как Третий Рим становится мировым центром православия.

6. ВТОРОЙ ЦЕНТР, КАТОЛИЧЕСКИЙ - ИТАЛИЯ

Второй центр - Италия, где примерно в то же время, около 1380 года закладывается новая столица Италии - итальянский Рим. Он предназначен стать центром католицизма - отделившейся ветви изначального христианства. Любопытно, что согласно скалигеровской истории, Константин Великий перенес свою столицу из Рима в Новый Рим около 330 года н. э., то есть, вероятно, около 1380 года н.э. (по новой хронологии). Ведь при сдвиге вверх на 1053 года, скалигеровская дата 330 год н. э. как раз и превращается в 1380 год н. э. [5e1]. Напомним, что сдвиг на 1053 года - это один из основных хронологических сдвигов [5e1], обнаруженных нами. Однако, сегодня считается, будто Константин перенес столицу из итальянского Рима в Новый Рим на Босфоре. По-видимому, это не так, и император Константин XIV века, напротив, переносит столицу из Босфорского Рима, то есть Нового Рима, - в итальянский Рим. Это событие XIV века н.э. вероятно и отразилось в истории также как бегство античного троянца Энея из разрушенной Трои в Италию, где его потомки основывают Рим. Якобы, в VIII веке ДО н. э. Вероятно, Эней - это анжуйский король - Карл Анжуйский [5e1].

7. ПЕРЕЕЗД В ИТАЛЬЯНСКИЙ РИМ КАТОЛИЧЕСКИХ ПАП ИЗ ФРАНЦУЗСКОГО АВИНЬОНА-ВАВИЛОНА

В основанный в конце XIV века итальянский Рим переезжают католические папы, которые до этого, вероятно, находились (около 70 лет) в Авиньоне, во Франции. Их пребывание в Авиньоне, - примерно с 1305 до 1376 года, - Библия затем назовет Вавилонским пленением. И верно оценит его длительность в 70 лет. Поэтому эта часть Библии написана не ранее XIV века н. э. Если Москву естественно считать православным Третьим Римом, то итальянский Рим можно назвать католическим Третьим Римом. Затем итальянскому Риму была искусственно приделана длинная древняя история, являющаяся, в действительности, византийской историей X-XIII веков новой эры.

8. ТРЕТИЙ ЦЕНТР, МУСУЛЬМАНСКИЙ - СТАМБУЛ

Третий центр - Азиатская Турция со своей формой христианства, которое вскоре трансформируется в ислам-мусульманство. Турки-Атаманы продолжают попытки взять Константинополь.

9. ШТУРМ И ВЗЯТИЕ НОВОГО РИМА

В 1453 году Новый Рим = Второй Рим, то есть Константинополь наконец взят штурмом турками-отоманами (атаманами) и становится Стамбулом - столицей Отоманской = Атаманской империи. Стамбул превращается в центр ислама = мусульманства. Это и есть третий Третий Рим, мусульманский. Лишь в нашем веке столица Турции была перенесена в Анкару.

10. РАЗДЕЛ НАСЛЕДСТВА ВИЗАНТИИ МЕЖДУ ЗАПАДОМ, ВОСТОКОМ И АЗИЕЙ

Так было разделено религиозное и политическое наследство матери-Византии между: ЗАПАДОМ, с католическим Третьим Римом в Италии в качестве нового религиозного центра, ВОСТОКОМ, с православным Третьим Римом - Москвой в качестве нового религиозного центра, и АЗИЕЙ, с мусульманским Третьим Римом - Стамбулом в качестве религиозного центра. В данном случае - старого, изначального. Таким образом, в конце XIV века три новые религии, образовавшиеся из когда-то единого христианства XI века, поделили сферы влияния и создали свои религиозные центры. В конце XIV века эти религии еще достаточно близки и окончательный раскол между ними приходится лишь на XV-XVI века.

11. КУДА СОСЛАЛИ ИЗ НОВОГО РИМА ЕГО ПРЕЖНЕЕ НАЗВАНИЕ ИЕРУСАЛИМ

Современный город Иерусалим был назван Иерусалимом и отождествлен с евангельским Иерусалимом не так уж давно и, по-видимому, с понятной целью. Вероятно, после окончательного падения Византии и захвата турками-отоманами = атаманами Константинополя, основные церковные силы православия, католицизма, мусульманства и иудаизма не смогли сойтись друг с другом в решении сохранить прежнее название ИЕРУСАЛИМ за Новым Римом - Константинополем - Стамбулом. Слишком много сталкивалось тут политических, исторических и религиозных противоречий. После раскола христианства в XV веке, ни одна из возникших ветвей-религий никак не могла согласиться оставить прежний святой Иерусалим = Константинополь = Трою в руках какой-то одной из сестер в качестве ее религиозного центра. В конце концов, чтобы никому не было обидно, негласно договорились лишить Новый Рим одного из его наиболее знаменитых древних имен - Иерусалим, и присвоили его небольшому селению Эль-Кудс на территории современной Палестины. Причем название Палестина тоже было перенесено сюда сравнительно недавно. Так появился современный Иерусалим. Произошло это, вероятно, постепенно, в XV-XVII веках. Когда ученые мужи объявили, наконец, и жителям Эль-Кудса, что их небольшое селение и есть тот самый великий Иерусалим, где страдал Иисус, местные жители, вероятно, удивились. Но возражать естественно не стали. Мы уже видели такие примеры - современная Монголия. Став центром идеологического притяжения, Эль-Кудс быстро превратился в центр религиозного поклонения, куда были перенесены, - на бумаге, - все соответствующие евангельские и библейские события.

12. КУДА СОСЛАЛИ ИЗ НОВОГО РИМА ДРУГОЕ ЕГО ЗНАМЕНИТОЕ НАЗВАНИЕ - ТРОЯ

Громкое средневековое имя Троя тоже было отнято у Константинополя = Нового Рима и объявлено античным. Отождествление Трои с Иерусалимом и с Константинополем подробно обсуждалось в [5e1]-[5e5]. Впрочем, это название уехало совсем недалеко. Современная история считает, что гомеровская Троя расположена в общем-то рядом с Константинополем. А именно - на восточном берегу Турции около южного входа в пролив Дарданеллы. Рядом с городком Kum Burun. См. современную карту. *{ Между прочим, проливы Босфор и Дарданеллы в определенном смысле похожи. Оба - длинные узкие проливы, соединяющие небольшое Мраморное море соответственно с Черным и Средиземным морями. В средние века оба эти пролива иногда называли совершенно одинаково: Рукав Святого Георгия. См. обсуждение в [5e5] и ниже. Любопытно, что как Константинополь находится на ЮЖНОМ КОНЦЕ Босфора, так и фиктивная скалигеровско-шлимановская Троя тоже оказалась на ЮЖНОМ КОНЦЕ Дарданелл. Почему так получилось? Вот возможная реконструкция событий. В средние века скалигеровцы начали искать легендарную Трою. Источники указывали ее положение где-то около Константинополя или даже прямо указывали на Константинополь. Но поскольку отождествить Трою с Константинополем средневековые скалигеровские ученые уже никак не могли, - история уже искажена, - у них оставался лишь один выход - немножко сместить Трою в сторону от Константинополя. Вот ее и поместили где-то около ЮЖНОГО КОНЦА Дарнаделл, так как документы, вероятно, прямо говорили о ее положении у ЮЖНОГО КОНЦА Рукава Святого Георгия. }* Сюда затем и отправился Шлиман в XIX веке, воодушевленный идеей найти гомеровскую Трою. Начав раскопки, вскоре обнаружил некое городище. Каковые, впрочем, в тех местах встречаются на каждом шагу. Обрадованно объявил его легендарной Троей. Впрочем, никаких серьезных объективных доказательств Шлиман так и не привел. А от него их почему-то не очень требовали. Приходиться признать, что все эти труды были, по-видимому, напрасны. Достаточно было указать на древний город Стамбул-Константинополь, ранее называвшийся ТРОЕЙ.

 

nhistory.narod.ru