Древний рельеф египет. Рельефы и росписи в гробницах фараонов Древнего Царства (Египет) (стр. 2 из 3)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Архитектура и тип рельефа храмовых комплексов Древнего Египта. Древний рельеф египет


Египетский рельеф

Egypt ReliefКак возник рельеф? Наиболее распространенная теория выводит его из рисунка, из контурной линии, врезанной в поверхность стены. Такой вывод напрашивается при изучении памятников Древнего Египта. Действительно, древнейшие изображения иероглифов технически подобны контурному рисунку, гравированному на поверхности стены.

Следующая ступень развития — когда внутренняя сторона контура начинает закругляться и появляется первый зародыш моделировки. Именно так возникает своеобразный вид рельефа, известный только в Древнем Египте, — так называемый углубленный рельеф (en creux). Его особенность заключается в том, что, хотя он может быть выпуклым, он все-таки остается контурным, существует не перед стеной, а на стене или даже, еще правильней, в стене (следует отметить, что в углубленном рельефе не фигура бросает тень на фон, а фон — на фигуру рельефа).

Однако параллельно в египетском рельефе происходит и другой процесс развития — наряду с углубленным рельефом вырабатывается и техника выпуклого рельефа (причем опять-таки одновременно и в изобразительном искусстве, и в письменности): слой камня вокруг контура фигуры снимается, и фигура начинает выделяться на фоне стены в виде плоского силуэта. В дальнейшем развитии снимаемый слой становится все глубже, а фигура все более выпуклой; тогда перед скульптором возникает новая проблема — снятие нескольких слоев или нескольких планов, иначе говоря, проблема третьего измерения.

Relief EgyptВместе с тем в течение всей своей тысячелетней истории египетский рельеф сохраняет примитивную форму, связанную с традициями контурного рисунка. Даже перейдя на выпуклый рельеф, египетские скульпторы придерживаются очень плоской моделировки (чаще всего высота египетского рельефа не превышает двух миллиметров).

Другая особенность египетского рельефа заключается в том, что он не имеет рамы, у него нет точных границ, определенного места на стене. В Ассирии рельеф чаще всего помещается в нижней части стены, в Греции — обычно наверху (метопы, фриз). Египетский же рельеф может находиться всюду, украшать стену рядами (один над другим), двигаться в сторону и вниз, со стены переходить на колонну и опоясывать ее снизу доверху.

Egypt ReliefRelief Temple of Hathor

Заказать и купить рельеф из мрамора просто - достаточно зайти в раздел нашей галереи – "Рельеф", выбрать понравившийся образец, определиться с цветом мрамора и размером, а затем позвонить по телефону; воспользоваться формой обратной связи или написать письмо по электронной почте. Наши специалисты также всегда готовы оказать вам помощь.

Все по-настоящему ценное - ценно во все времена! (с) Stone2art Group

 

www.stone2art.ru

Архитектура и тип рельефа храмовых комплексов Древнего Египта

Храмы Древнего Египта

Храмы Древнего Египта, построенные в часть богов, располагались вдоль побережья Нила. Перед залами сооружались большие ворота (пилоны), сделанные из двух огромных каменных блоков, верхняя часть которых сужалась. Вдоль дорог, которые вели к храму, стояли сфинксы – статуи с телом льва и головой человека или барана. Во дворах устанавливали большое количество колонн, форма которых напоминала папирус. XVI – XIV веках до нашей эры были построены большие храмы Луксора и Карнака. Сейчас особенно популярен храм в Абу-Симбеле, сделанный в скале.

Стены построек и колонны египтяне украшали рельефами и росписями, на которых, как правило, был изображен человек. Фигуры людей на изображениях были показаны таким образом, чтобы их можно было видеть с разных сторон: стопы и голова показаны сбоку, глаза и плечи – спереди. Как правило, на рельефах и росписях были изображены события из жизни знатных вельмож, фараонов, иногда художник показывал сцены труда. Считается, что художник часто показывал желаемые события, так как древние египтяне верили в то, что изображаемое может стать действительным.

Скульптуры, создаваемые египтянами, не знали аналогов по красоте. Особой гордостью мастеров являются изваяния из окрашенного дерева или шлифованного камня. Фараонов обычно изображали в одной и той же позе: стоящий человек, руки которого вытянуты вдоль туловища, а левая нога выступает вперед. Хотя изображения идеализированы, портреты точно отображали индивидуальные черты человека. Простые люди показываются в движении, в них больше жизни, чем в величественных статуях фараонов.

Храм Хефрена - огромное сооружение, построенное из больших гранитных блоков. Здесь нет украшений, внешний облик храма достаточно прост. Это массивное сооружение сохранилось до нашего времени, недалеко от него располагается сфинкс с лицом фараона.

Более поздние архитектурные постройки уже богаты украшениями. Нижнему храму фараона Сахура придают изящество колоны, форма которых похожа на ствол финиковой пальмы. Стены храма украшены барельефами, где изображена победа фараона над азиатами и ливийцами. Заупокойный храм, расположенный при пирамиде, поражает своим громадным размером, он в несколько раз больше аналогичных построек. Стены сделаны из различных материалов (известняка, базальта, алебастра), которые различаются цветовой гаммой, что подчеркивает красоту раскрашенных рельефов.

Отличительной особенностью данного сооружения является дренажная система, состоящая из медных труб длиною около 320 м. Трубопровод шел под полом, он использовался для устранения отходов от ритуально-культовых обрядов. Для слива дождевой воды здесь также были специальные устройства.

До настоящего времени сохранились далеко не все постройки Древнего Египта, но даже по тем фрагментам, которые остались, можно судить о великом таланте мастеров, возводивших стены храмов. Архитекторы того периода в совершенстве владели техникой обработки различных материалов, включая твердые каменные породы. Даже в последующие эпохи мастера старались работать с более мягким материалом и строили из блоков меньшего размера.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Рельефы и росписи в гробницах фараонов Древнего Царства (Египет)

^1 Эммануил Светлов. Магизм и единобожие. Брюссель. 1971. с. 99.

^2 Эммануил Светлов. Ук. Соч. с. 99.

были следовать в гроб за своим господином или будучи убитыми еще на земле, или живыми втрансе от одурманивающих снадобий, умирая почти сразу от недостатка кислорода.Египет в этом отношении предстает страной с наиболее гуманными с нашей точки зрения законами, здесь не бывало по таким случаям человеческих жертв, но эта же самая роль отводилась изображениям людей, их статуям, располагавшимся внутри гробницы. Кроме того, на внутренних стенах гробницы должны были быть изображены славные деяния фараона и многое другое, то, на чем мы остановимся подробнее, то, что можно условно назвать изображениями "культового назначения". "Искусство здесь столь тесно связано с религией, обоготворявшей силы природы и земную власть, что трудно понять его образную структуру, не имея хотя бы общего представления о религиозно-обрядовых обычаях египтян"^1.

«Ка».

Мумии фараонов служили вполне определенной цели. Мумия или скульптура умершего должны были быть максимально портретными и анатомически реальными потому, что по египетской религиозной традиции после смерти двойник человека "ка" (нечто вроде "духа тела") возвращается к человеку,

опознает его в набальзамированной мумии или статуе и вновь вселяется в него, оживляя для другой - вечной жизни. Недаром даже до наших времен сохранен египетский текст церемонии "открытия уст" статуи, служивший для ее оживления. Этим можно объяснить столь высокое развитие портретной скульптуры в Древнем Египте. Рельефам и росписям художники тоже придавали портретное сходство. Яркое тому подтверждение - сходство рельефов, изображающих Хемиуна в его мастаба, и его скульптурного изображения; близость рельефного профиля царского вельможи Нефера с чертами лица его так называемой «резервной головы».

^1 Н.А. Дмитриева. Искусство Древнего Мира. М.1986. с. 29

Строгая фиксированность жестов и поз, в которых изображался умерший были продиктованы торжественностью и ответственностью, возлагавшимися на изображаемое. Умерший должен был быть представлен со всеми возможными величием и достоинством, подготовленным к церемониям великих богов.

В портретах прекрасно разработаны индивидуальные черты, но выражение лиц остается всегда бесстрастным, отвлеченным. Мастер тех времен не ставил своей целью отображение мимолетных переживаний - ведь он изображал человека, идущего в вечность и освобожденного от всего временного. Во всем великолепии мы можем наблюдать эту тенденцию в искусстве Древнего царства.

Скульптура.

Статуи почти всегда раскрашивались, но раскраска эта на наш взгляд была достаточно условной и скорее напоминала тонирование. Сходство подчеркивается еще и архитектоничностью строения самих статуй, составлявших неделимое органическое целое с архитектурными сооружениями, которым они принадлежали. Здесь приходит на память сравнение со скульптурой Античной Греции классического периода, но там назначение скульптуры было совершенно иным. Монументальной целостности Египта там пришла на смену одухотворенная гармония человеческого тела.

Скульптуры Древнего царства обычно сохраняют основные формы каменной глыбы, из которой они были вытесаны. Во многих случаях скульптор даже подчеркивал этот генезис тем, что оставлял фигуру недоотделенной от каменного массива, выполнявшего в этом случае роль фона.

Рельефы и росписи.

Это позволяет сделать вывод о том, что раскрашенный рельеф, из которого потом развивалась древнеегипетская живопись, произошел от скульптуры. Медленно но верно он даже начинает теснить скульптуру, потому что ко времени пятой - шестой династий фараоны теряют часть своего былого могущества и былого богатства, их гробницы становятся меньше по размерам.. В это время акцент переносится на внутреннюю декорацию помещений, больше уделяется места и значения для росписей и рельефов. Ослабляется власть фараона и некоторыми привилегиями ему приходится делиться с собственными сановниками, являющимися уже почти соправителями. Они добиваются признания своих заслуг и прав на то, чтобы их "дома вечности" были построены и расписаны подобно гробницам фараонов и теми же мастерами. В их захоронениях начинают использоваться почти те же схемы и сюжеты, что и в гробницах их повелителей. Но в то же время нам известно, что дистанция все же соблюдалась, так как читая надписи в гробницах вельмож мы постоянно встречаемся с обращениями к фараону, звучащими как «Господин мой», или подобными им.

Сам по себе египетский рельеф - явление уникальное, само по себе требующее отдельного углубленного изучения. Египтяне всегда глубоко чувствовали возможности материалов и техник, в которых работали. они ставили себе задачей не создание иллюзии чего-либо, но изображения и изображали не вещь или человека в какой-то момент времени, а идею, субстанцию человека, вещи, животного. Эти изображения не были рассчитаны на зрителя - человека. Известно, что во многие помещения гробниц, украшенные непревзойденными росписями и рельефами, доступ был строго ограничен, а иногда и запрещен. Таким образом это искусство должно было скорее напоминать "увековечивание формы", а не творческий акт и не желание украсить "вечное жилище" фараона. "Искусство искало немногих, но непреложных изобразительных формул. Оно действительно выработало язык, отвечающий идее постоянства - язык экономного графического знака, строгой и ясной линии, четкого контура, компактных, предельно обобщенных объемов. Даже когда изображалось самое простое , самое обыденное - пастух доит корову, или служанка подает ожерелье своей госпоже, или идет стадо гусей, - эти бесхитростные мотивы выглядят не столько изображением мимолетного действия, сколько чеканной формулой этого действия, установленной на века"^1. Нам известно три типа египетского рельефа: выпуклый, углубленный, и с углубленными контурами. Использовались они иногда порознь, иногда комплексно, но всегда это очень высокое художественное мастерство, заставляющее дышать живыми изображениями поверхность камня, не теряющего в то же время своих видимых природных свойств и фактуры. Рельеф сам не плоский, но ориентирован на плоскость, в этом и состоит оригинальность и своеобразие этого рода изобразительного искусства. С одной стороны он обладает всеми преимуществами объемного скульптурного изображения, а с другой для него вполне естественны и живописная раскраска и абсолютная слитность со стеной, с каменным массивом.

В эпоху Древнего царства искусство рельефа переживает небывалый подъем. Рельефы на деревянных панелях из гробницы зодчего Хесира в Саккара иллюстрируют это как нельзя более лучше. Мастер в совершенстве владеет техникой, не утрачивая торжественной монументальности, целостности изображения, он создает образ, пленяющий живостью и непосредственностью, «образ энергичного, волевого, умного человека»^2.

Коме того, египетские художники никогда не забывали о необходимости целостности, органичности всего(!) ансамбля, и всегда одно искусство как бы

вырастало из другого. Рельеф обычно раскрашивался и надписывался иероглифами. Это был трех синтез искусств - архитектоника организующая пространство не только стены, но и перед стеной, скульптурная моделировка объема, и живопись в расцвечении цветами реального мира.

^1 Н.А. Дмитриева. Ук. Соч. с. 34.

^ 2 История искусства зарубежных стран /// Первобытное общество, Древний Восток, Античность. Под ред. М.А. Доброклонского. М. 1980.

Рельеф Древнего царства был более развит, чем настенная живопись. Материальность выступающих или заглубленных контуров раскрашенного рельефа была понятнее и реальнее для египтян, чем чисто плоскостная живопись.

Британская Энциклопедия сообщает, что «техника рельефа включала в себя три этапа: рисунок краской на подготовленной плоскости, выборка рельефа и окончательная раскраска. В росписях использовались минеральные краски: охра красная, охра желтая, зеленая - тертый малахит, синяя - лазурит, и черная - сажа. Содержание росписей и рельефов в захоронениях Древнего царства строго говоря можно разделить на два типа: во-первых - прославляющие фараона, описывающие его великие деяния, совершенные им в земной жизни, его подданных, а также более редкие росписи, посвященные таинственной будущей жизни, "жизни вечной и вечному блаженству"^1». Сюжеты росписей довольно типичны, всюду присутствует хозяин гробницы в различных ипостасях: на празднике жизни - на пиру, в наблюдении за ходом сельскохозяйственных или ремесленных работ в поместье или государстве, на охоте или на рыбной ловле, в наблюдении процессии слуг, приносящих дары.

Композиции рельефов и росписей и всего помещения всегда задумывались как нечто целое, и создававший их человек находил нужное решение поставленной

задаче. Монументальность, свойственная всем видам искусства в Египте, в рельефах и росписях тесно сплетена с декоративностью. Является типичным использование фризообразной композиции, в основе своей подразумевающей аналогию ковра. С дальнего расстояния такая стена смотрится пестрой красочной

плоскостью. Характерный пример - росписи весьма известной гробницы вельможи Ти (сер. III тыс. до н.э.). При чуть более близком рассмотрении "ковер" распадается на огромное количество отдельных эпизодов, сплавленных общим ритмом и пространственными законами - гробница Хнумхотепа. Здесь уже

^ 1 Encyclopedia Britannica. Www.ebig.com file///C:/EB/_12htm#first_hit

трудно говорить о застылости и тому подобных вещах. Живость и непосредственность в изображениях людей и их занятий выше всякой критики. Возможно эти качества жанровых сцен в сопоставлении с преопределенной фиксированностью и торжественной представительностью парадных портретов можно объяснить разницей в том, какую сакральную функцию выполняли различные изображения: представляли перед богами самого Фараона, или же рассказывали о быте его подданных. В последнем случае важно было живо и реалистично отобразить функции персонажей, что бы они и дальше столь живо служили господину. Мы не должны также удивляться многочисленным изображениям животных в гробницах. Многие животные в Древнем Египте обожествлялись и их изображения являлись изображениями богов.

mirznanii.com


Смотрите также