Древний новгород рассказ. Всемирная история — это всемирный суд
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Каталог :: История. Древний новгород рассказ


История Великого Новгорода: Главные вопросы

«Господин Великий Новгород» играл ключевую роль в геополитике Древней Руси. Наше первое окно в Европу, город с народным управлением, оберегавший свою независимость до того, пока не был усмирён Иваном Грозным.

Журнал: История «Русская Семёрка» №6, август 2016 годаРубрика: ГлавноеТекст: Русская Семёрка

Когда был создан?

Основание НовгородаОфициальной датой появления Новгорода считается 859 год. Эта дата была предложена советским историком Михаилом Тихомировым на научной конференции накануне 1959 года, что позволило отметить 1100-летие Великого Новгорода.Эта дата основывается на Никоновской летописи, где указано, что в этом году умер Гостомысл, однако там не говорится о том, что в этом году основан Новгород.По археологическим данным известно о том, что земли Приильменья были заселены ещё в V веке. Исконным населением новгородской земли были финно-угры, о чём свидетельствуют топонимы. В VI веке на эти земли пришли племена славян-кривичей, в VIII веке — словене.Русские летописи не проясняют вопрос. Скорее наоборот. По «Повести временных лет» Новгород существовал уже ко времени прихода Рюрика в 862 году и был основан ильменскими словенами. По Ипатьевской: «Словене же седоша около озера Илмера и прозвашася своим именем и сделаша город и нарекоша Новгород».Проблема с датировкой времени возникновения города в том, что практически любое обновление поселения у Ильменя могло приниматься за зарождение «нового города».По дендрохронологическим данным, самые ранние новгородские мостовые датируются 930-ми годами. Культурный слой IX — начала X в. здесь пока не был обнаружен.В зарубежных источниках самое раннее упоминание Новгорода (Немогард, Νεμογαρδάς) содержится в сочинении 949 года византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении империей». По предположению Т.Н. Джаксон и Е.А. Рыдзевской, Новгород в скандинавских сагах называется Хольмгардом (Holmgård, Holmgarðr) — столицей Гардарики.

Была ли измена?

Переломным моментом истории Новгорода является новгородский поход Ивана Грозного в 1570 году, когда московский царь провёл карательную операцию, подозревая новгородцев в сговоре с литовским князем Сигизмундом.Был ли заговор? Современные историки, пытающиеся ответить на этот вопрос, сталкиваются с проблемой дефицита достоверных сведений. Главными источниками погрома являются очень сомнительная «Повесть о разгроме Великого Новгорода», созданная в годы шведской оккупации города (1611-1617 гг.), мемуары некоего Альберта Шлихтинга, уверявшего, что он служил опричником, и авантюриста Генриха Штадена, автора «Московских воспоминаний», которые он написал в Голландии. Он также уверял, что был опричником.Ни о Штадене, ни о Шлихтинге в России никаких документов не сохранилось.В принципе измена была более чем вероятной. Новгородской торговле была не выгодна политика Грозного, стремившегося пробиться к Балтике. Кроме того, они были недовольны англофильством московского князя, предоставившего Англии хорошие преференции. Англия открыла новый торговый путь Холмогоры-Вологда-Москва. Логичным решением было вступление Новгорода в Люблинскую унию, созданную в 1569 году путём объединения Литвы и Польши.Основанием для похода стала грамота с подтверждением сговора, подписанная архиепископом Пименом и знатными новгородцами. Многие историки сомневаются в подлинности подписей, но доказать, что они были сфальсифицированы, никто так и не смог.

Была ли в Новгороде демократия?

Сегодня, когда говорят о примерах демократического устройства, любят вспоминать Новгородскую республику. Действительно, после изгнания в 1136 году князя Всеволода Мстиславовича в Новгороде стало править народное вече. Формально в нём могли участвовать все свободные взрослые мужчины, но по факту на вечевой площади не помещалось больше 300-500 человек.Вече выбирало новгородского епископа, посадника, тысячника, по желанию приглашало и изгоняло князя. Идея была благая. Возможно, изначально вече и имело общенародный характер, но во времена расцвета Новгородской республики существовало 30-40 наиболее знатных родов, которые лоббировали решения вече и заставляли горожан голосовать в своих интересах. Они получили название «300 золотых поясов».В их ряды невозможно было попасть со стороны, «золотые пояса» ревностно охраняли свой статус и благополучие, и не только при помощи народного собрания.Так как вече собиралось нерегулярно, был необходим постоянный орган управления. Им стал олигархический по своей сути (то есть состоящий из тех же богатейших горожан) Совет Господ, число членов которого доходило до 50. Совет формально не имел своего голоса на вече, но именно новгородские аристократы выносили решения, а голосование на вече лишь придавало им законности в глазах граждан.

Был ли ганзейским городом?

Новгород был одним из главных партнёров Ганзейского союза. Через него вывозились товары со всей русской земли: мёд и воск, смола и кожа, зерно и меха. На рубеже XI и XII веков в Новгороде основывают свою факторию голландские купцы. Она получает название «Готский двор». На острове Готланд в свою очередь находилась фактория новгородских купцов с православной церковью, руины которой сохранились и по сей день.Во второй половине XII века немецкие купцы основали в Новгороде Петерсхоф — Подворье святого Петра. С образованием Ганзейского союза все торговые фактории объединились под общим управлением. Они представляли собой «государства в государстве». Фактории имели своё, независимое от города управление, новгородские власти не вмешивались в дела иностранных купцов. Каждая фактория была окружена частоколом и тыном. Они не имели постоянного населения, «немцы» (чужестранцы) приезжали туда два раза в год — зимой и летом. Приезжали — и привозили на Русь цветные металлы, дорогие ткани, французские вина, голландскую сельдь.Новгородские купцы не отставали от своих западных партнёров. Для защиты своих интересов они основали Купеческие сотни — объединения купцов, торговавших одним и тем же товаром.Со своими иноземными коллегами новгородские купцы заключали торговые договоры, наиболее важным пунктом которых было предоставление «чистого пути», то есть безопасной дороги по Балтике и Новгородской земле.Одним из доказательств того, что Новгород был ганзейским городом, могут служить недавно изученные торговые документы на нижненемецком языке. По словам историка Екатерины Сквайрс, в XIV веке нижненемецкий язык Ганзы уже функционировал в качестве международного языка торговли и дипломатии на территории всей Северной Европы, от Новгорода и Пскова до Англии и Шотлании, в том числе включая Скандинавию и Прибалтику. Сохранились документы на нём и в Новгороде.

Куда исчезли новгородские кланы?

Противоборство боярских родов, упорное, ожесточённое, вплоть до столкновений и кровопролития, — неотъемлемая часть истории Великого Новгорода. Гюрятиничи против Завидичей, Микульчичи против Иванковичей, Захарьиничи против Якуньичей, Михалчичи против Нездиничей и так далее — борьба продолжалась в течение шести веков, до разгрома Новгорода Иваном Грозным.Куда потом подевались эти кланы? Часть из них была уничтожена в ходе расправ, однако многие со временем превратились в дворянские. Так, род дворян Авиновых ведёт свою родословную от новгородских бояр. Они состояли в партии Марфы Борецкой, активно участвовали в консолидации с Литвой, и, как следствие, два брата Авиновых, посадники Захарий и Кузьма, были убиты разъярённой толпой. После присоединения Новгорода к Москве и особенно после разгрома новгородцев Иваном Грозным переселились в Рязанскую губернию.

Загадка герба

Современный герб города фактически повторяет герб Великого Новгорода, утверждённый в 1781 году Указом императрицы Екатерины II, но создан он был ещё раньше. В основу новгородского герба легла печать новгородского наместника, изготовленная в 1565 году по приказу Ивана Грозного.Но на печати, которая была призвана скрепить грамоту о перемирии Новгорода со шведским королём, был только один медведь. Второе животное так и не было идентифицировано: одни считают, что это собака, другие — рысь. Центральное же место на эмблеме занимала вечевая степень (трибуна для выступления, например, посадника) в виде трёхъярусного здания с арочными проёмами. На степень положен посох. Под степенью можно разглядеть двух рыб. По кругу надпись: «Печать наместника Великого Новгорода».Существует много трактовок этой символики. Как правило, учёные сходятся в том, что вечевая степень символизирует старую республиканскую форму управления, а посох — символ власти царского наместника, который как бы отменяет вече.

Сложнее с животными и рыбами

В новгородских печатях домосковского периода встречаются пять изображений: Спас Вседержитель, пеший воин с копьём (вероятно, Андрей Первозванный), всадник, сидящая птица и так называемый «лют зверь», которого обычно ассоциируют со львом. Ни рыб, ни собак, ни медведей там нет.Надо сказать, что в независимом Новгороде не было культа медведя. Как, впрочем, и собаки. Зато в «символизме» Ивана Грозного эти животные занимали особое место. Травля собаками и медведями являлась одной из самых излюбленных форм экзекуции у московского государя. Так, согласно русской книжной традиции, знатоком которой являлся Иван Васильевич, считалось, что медведь мог напасть на человека и съесть его лишь с позволения Бога. В наказание за совершённый грех.Поэтому косолапого на Руси использовали как своего рода «незаинтересованного» судью: не тронет — безгрешен, порвёт — виновен.С собаками была похожая история. На Руси, как и во многих других традициях, они считались инфернальными животными, проводниками бесов. В народе считалось, что погибший от зубов собаки обречён на вечные загробные страдания. Неслучайно «псовая» символика активно использовалась опричниками.Появление этих довольно неоднозначных символов на печати Великого Новгорода в 1565 году можно рассматривать либо как проявление своеобразного чувства юмора Ивана Грозного, либо как облечённую в символы угрозу.Угрозу, которую Иван IV воплотил в жизнь спустя пять лет после утверждения печати — во время похода на Великий Новгород в 1570 году. Тогда новгородцев травили и медведями, и собаками, жгли на огне, топили в реке. Не исключено, что последнюю экзекуцию символизировали на печати, «дарованной» Грозным Новгороду, две рыбы. Которых, по неясным причинам, при Екатерине Великой стало четыре…

Почему поделён на пять концов?

Древний Новгород раскинулся на обоих берегах реки Волхов. На правом берегу находилась Софийская сторона, названная в честь белокаменного храма Святой Софии, а на левом — Торговая, получившая имя от «торга» — рыночной площади и торговых рядов.Софийская сторона делилась на три района — конца, кроме того, там размещался Новгородский кремль. Торговая сторона состояла из двух «концов».Таким образом, «господин Великий Новгород» слагался из пяти концов. Каждый из них в прошлом был самостоятельным поселением.Когда концы слились в единый город (получивший название Новый), они сохранили относительную самостоятельность. Жители каждого ходили в свою церковь, составляли отдельный отряд народного ополчения и решали наиболее важные вопросы на своём вече.Новгородские концы назывались Загородский, Неревский, Людин, Славенский и Плотницкий. Все земли Новгородской республики также делились на пять частей — пятин. Вдоль озера Нево (Ладожского озера) раскинулась Водская пятина, до Белого моря протянулась Обонежская, Бежицкая — до реки Мсты, Деревская — до Ловати и Шелонская — от Ловати до Луги. Происхождение необычного пятинного деления до конца не ясно. Сведения о нём не сохранились в летописях. Историк и краевед Константин Алексеевич Неволин считал, что пятинное деление происходит от деления Новгорода на пять концов и появилось задолго до присоединения Новгородской республики к территории Древнерусского государства.

Знаете ли вы что…

Великий Новгород — один из древнейших городов России. Само название «Новгород» даёт понять, что перед новым существовал ещё и старый город.Считается, что средневековый город сложился на месте более ранних селений у истока Волхова из озера Ильмень, где люди жили со времён неолита за 3 тысячи лет до нашей эры. Согласно «Повести временных лет» (Лаврентьевский список), город-предшественник Новгорода существовал уже к моменту призвания на княжение Рюрика в 862 году.Старым городом, по некоторым данным, считают городище, расположенное в 2 км к югу от современного Великого Новгорода. По данным археологических раскопок, поселение датируется с VIII-IX веков. Городище получило название Рюриково в XIX веке на основании прочтения «Повести временных лет».Самые ранние деревянные мостовые в Великом Новгороде археологи при помощи метода дендрохронологии датируют X веком.Именно об истории этого города в следующем году телеканал «365 дней ТВ» создаст новый документальный фильм. Герман Трегубенко, главный редактор исторического телеканала «365 дней ТВ».

  • < Назад
  • Вперёд >

bagira.guru

Реферат История История Новгорода

Международный университет Факультет менеджмента 5 курс Особенности средневекового Новгорода Выполнил: Хан О. К. Москва 2000 ВВЕДЕНИЕ. 3 Источники истории древнего Новгорода. 4 Начало Новгородской истории. 7 ЭКОНОМИКА ДРЕВНЕГО НОВГОРОДА. 14 Управление древнего Новгорода. 18 ДУХОВНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ. 20 Список литературы. 23 В северо-западной части России, неподалеку от того места, где река Волхов вытекает из озера Ильмень, более одиннадцати веков стоит Новгород - ныне центр Новгородской области. Он был свидетелем многих важнейших событий русской истории. С Новгородом связан процесс образования Древнерусского государства, становления и развития русской экономики и русской культуре. Новгород - один из наиболее значительных центров просвещения и крупнейший европейский художественный центр. На протяжении столетий он был надежной крепостью на северных и западных границах Руси. История Новгорода уходит своими корнями в далекое прошлое. Исконным населением новгородской земли были финно-угорские племена, оставившие память о себе в названиях многочисленных рек и озер. В VI веке в новгородскую землю пришли немногочисленные племена славян-кривичей, а в VIII веке в процессе славянского заселения Восточно-европейской равнины сюда пришло племя словен. Экономическая жизнь и политическое взаимодействие племен оказались связанными с мощным международным Балтийско-Волжским торговым путем, проходившим по Волхову, Ильменю и Мете. Борьба с господствовавшими в международной торговле скандинавскими купцами- воинами способствовала ускорению процесса складывания государственных отношений. К середине IX века у истоков Волхова сформировался центр политического общения племен, живших на многочисленных реках, впадающих в озеро Ильмень, сложилась система их военного взаимодействия. Сбор и выплата варягам дани заложили основу государственного налогообложения. В 862 г. для исполнения судебных и правоохранительных функций вождями племен был приглашен скандинавский князь с дружиной, положивший начало княжеской династии Рюриковичей, более семи с половиной веков управлявшей всеми русскими землями. Новгород - родина российских республиканских и демократических традиций. Шесть веков до 1478 г. в городе существовал парламент из членов аристократических семей, несколько десятков раз за это время вече принимало общенародный характер. Сегодня журналисты любят проводить аналогию между новгородским вече и современной Государственной думой. В 1478 г. в Грановитой (Владычной) палате Кремля бояре присягнули на верность великому московскому князю: с независимостью Новгороду пришлось распрощаться навсегда. Объединение Новгородской республики с Московским княжеством знаменовало собой создание единого русского государства со столицей в Москве. В данной работе будет рассмотрена история древнего Новгорода и ее влияние на политический и социальный уклад этого древнерусского города. Прежде чем приступить к непосредственному рассмотрению истории древнего Новгорода нужно оговорить те источники , которые дают нам сведения о прошлом новгородской земли. Основную часть сведений историки черпают из летописей. Летописи - историко- литературные произведения, в которых события излагаются погодно ,или, как говорили в Древней Руси "по летам". Летописание возникло на Руси вскоре после принятия христианства (Х1 - м столетии ). Первым центром летописания был ,по - видимому Киев ( Киево - Печорская лавра).Чуть позднее начали составлять летописи в Новгороде. Интересно заметить, что сведения о Новгороде можно найти в любой летописи, где бы она ни была написана, однако более важны летописи, написанные непосредственно в Новгороде. Древнейшие летописи (Х1-Х111 вв.) дошли до нас в списках Х1V-XV вв. Наиболее древний из всех списков русских летописей - так называемый Синоидальный список Новгородской Первой летописи. К сожалению, большая часть Синоидального списка утеряна, и повествование ведётся с 1015 года. События, изложенные в летописи систематически доводятся до 1333 года, и ,к счастью, в более поздних списках этой летописи находятся упоминания о событиях , произошедших в Новгороде до 1015 года. Наряду с Первой Новгородской летописью до нас дошли более поздние списки летописных сводов: Вторая, Четвёртая ,Пятая Новгородские летописи, летопись Авраамки, Уваровская летопись, а также Софийская первая летопись. Не прекращалась работа над летописями и в XV11 веке. В этот период были созданы новые большие своды ( Третья Новгородская, так называемые Погодинская и Забелинская летописи). Десятки сохранившихся летописных списков свидетельствуют, что, пожалуй ни один русский город (за исключением, пожалуй, Москвы) не имел такой богатой летописной традиции, как Новгород. И это не случайно: бурная политическая жизнь, высокий уровень культуры, интерес новгородцев к прошлому способствовали созданию многочисленных летописей . По разного рода древним завещаниям можно судить о размерах владений тех или иных купцов, князей или бояр. Отсюда же можно узнать о порядке наследования, денежных, дарственных и обменных операциях. Государственные же акты дают представление о политике новгородских правителей. Среди них большой интерес представляют договорные грамоты Новгорода с князьями, самые ранние из которых датируются второй половиной Х111 века. В них перечисляются права и обязанности новгородского князя, приглашенного на престол. Существовали также и международные грамоты, в которых засвидетельствовано отношение Новгорода со своими западными соседями - Ливонским орденом, Литвой, Швецией, Норвегией. Как правило, это мирные договоры, заключавшиеся после окончания войны. Сохранилось также несколько десятков грамот, в которых регулировались различные спорные вопросы новгородцев с их главным торговым партнёром - Ганзой, союзом северогерманских городов. Существенное значение имеет Судная новгородская грамота, не дошедшая до нас в своём полном виде. Говоря современным языком, это был уголовный, процессуальный и гражданский кодексы республиканского Новгорода, который служил для судопроизводства. Основным источником по истории землевладения и сельского хозяйства Новгородской земли во второй половине XV века выступали Писцовые книги. По объёму информации о важнейших сторонах хозяйства новгородской земли эти книги превосходят все остальные источники, вместе взятые. В них подробно разбирались принадлежность земли кому-либо, территориальное деление частных угодий и проч. В последние десятилетия на первый план выходят источники археологические. Вот уже полвека с лишним ведутся широкие археологические работы над культурным слоем Новгорода , который представляет из себя явление уникальное . В некоторых местах он достигает глубины 7-8 метров. Учитывая, что каждый год этот слой поднимался примерно на 1 сантиметр, можно сделать выводы о возрасте сохранившихся построек и предметов. Многолетние раскопки открыли неизвестный ранее исследователям мир средневековых вещественных памятников. Глазам археологов предстали целые кварталы средневекового Новгорода: усадьбы с жилыми и хозяйственными постройками, улицы, остатки лавок торга. Были найдены десятки тысяч древних предметов - орудия ремесленного и сельскохозяйственного труда, оружие, ювелирные изделия, монеты и печати, детские игрушки, шахматы, керамика, всевозможные деревянные и металлические изделия, которыми новгородцы пользовались в быту. Многообразие берестяных посланий, написанных крестьянами, ремесленниками, торговцами позволяет сделать выводы об уровне грамотности среди населения Новгородской земли .Берестяные грамоты позволили проникнуть в ранее недоступный исследователям мир повседневных забот рядового новгородца . Новгород - один из древнейших городов России, расположенный на ее Северо- западе у истоков реки Волхов и озера Ильмень. Его история неразрывно связана со всеми важнейшими этапами жизни русского государства. Дважды в середине IX века и в конце XV века он стоял у колыбели русской и российской государственности. Новгород - родина российских демократических и республиканских традиций, важный духовный оплот православной Руси. Самые ранние страницы новгородской истории во многом остаются неясны. Основной загадкой много лет является происхождение города. Древнейшие упоминание о Новгороде, как о уже существующем, содержаться в летописи под 859 годом. В те времена, по видимому, летописцы не делали ещё погодных записей (они появились с Х - Х1 века), а записывали те устные легенды и сказания, которые были широко известны народу. Переняв Византийскую традицию погодной записи, летописец должен был записать историю до начала погодной записи, прикидывая даты самостоятельно. Естественно, таким записям нельзя полностью доверять. Таким образом, нельзя безоговорочно доверять датировке определённых событий 1Х - Х века, которую даёт нам летопись. Город в древней Руси - укреплённое поселение окруженное стенами. Такими городами были Старая Ладога и Старая Русса. Но "старыми" они стали после появления Новой Ладоги и Новой Руссы. К тому же древнейшие поселения в Старой Руссе датированы Х1 веком ,когда Новгород был уже довольно крупным городом. Первоначально летопись называет Новгородом поселение на левом берегу Волхва (На территории современного кремля). Лишь позднее это название распространилось на все поселения, расположенные по обеим сторонам реки. На территории древнего Новгорода существовали три разноэтничных поселения окружённые стенами. Позднее они объединились и их жители построили общую крепость ,получившую название Новгород по отношению к трём старым городам. В первые века своего существования Новгород был очень небольшим и сплошь деревянным городом. Новгород расположился на холмистой местности по обеим сторонам реки, что было уникальным случаем для своего времени (практически все города средневековья стояли на высоком холме на одном из берегов реки ) . Исконным населением новгородской земли были финно-угорские племена, оставившие память о себе в названиях многочисленных рек и озер. В VI веке в новгородскую землю пришли немногочисленные племена славян-кривичей, а в VIII веке в процессе славянского заселения Восточно-европейской равнины сюда пришло племя словен. Первые жители строили свои дома по берегам, но не у самой воды а подалее из за частых наводнений. Улицы шли перпендикулярно Волхову. Позднее они были соединены так называемыми "пробойными" улицами, шедшими параллельно реке. На левом берегу реки высились стены первого новгородского детинца, который был намного меньше современного новгородского кремля и занимал его северо-западную часть. На противоположном берегу был княжеский двор и усадьбы Словенского посёлка. Летописные сведения о Новгороде Х-Х1 веков очень скупы, но они представляют большую ценность. В летописи под 882 годом говорится о походе князя Олега из Новгорода на Киев, в результате которого были объединены два крупных восточнославянских племени: ильменских славян и полян, откуда началась история великого Древнерусского государства. В летописи под 912 годом содержится сведение о том, что Новгород платил скандинавам (Варягам) 300 гривен в год "мира деля " то есть во имя поддержания мира с этим небезопасным народом . В 947 году княгиня Ольга установила порядок сбора дани с новгородской земли. Кроме того, сведения о раннем Новгороде можно найти не только в русских летописях, но и в Византийских. Так Византийский император Константин V11 в десятом веке писал о руссах, приплывающих из Новгорода в Константинополь на своих ладьях. Также Новгород фигурирует под названием Холмоград в скандинавских сагах. Самые ранние саги о Новгороде появились со времён княжения в нём Владимира Святославича. Экономическая жизнь и политическое взаимодействие племен оказались связанными с мощным международным Балтийско-Волжским торговым путем, проходившим по Волхову, Ильменю и Мете. Борьба с господствовавшими в международной торговле скандинавскими купцами- воинами способствовала ускорению процесса складывания государственных отношений. К середине IX века у истоков Волхова сформировался центр политического общения племен, живших на многочисленных реках, впадающих в озеро Ильмень, сложилась система их военного взаимодействия. Сбор и выплата варягам дани заложили основу государственного налогообложения. В 862 г. для исполнения судебных и правоохранительных функций вождями племен был приглашен скандинавский князь с дружиной, положивший начало княжеской династии Рюриковичей, более семи с половиной веков управлявшей всеми русскими землями. В начале X столетия новгородские племена словен и кривичей вместе с князем Игорем и скандинавскими дружинами начали поход на юг для обеспечения равноправной торговли с Византией. Были завоеваны Смоленск и Киев, на границе опасного Дикого поля - степей, был заложен опорный пункт для дальнейшего движения на Константинополь. Походы Игоря и его воеводы Олега позволили достигнуть поставленной цели - проложить торговый путь "из варяг в греки" Последствием стало объединение восточнославянских племен и формирование древнерусского государства со столицей в Киеве Первые киевские князья стали полноправными хозяевами южнорусских земель и продолжали нести службу в Новгородской земле. Сложившуюся традицию нарушил князь Святослав Игоревич, сосредоточивший свои политические интересы на низовьях Дуная. В середине X в. отсутствие полноценной государственной власти в Новгородской земле ускорило переселение вождей племен в политический центр у истоков Волхова, началось формирование Новгорода как города. В 970 г. новгородцы обратились к Святославу с требованием дать им князя, угрожая, в противном случае, найти его в другой земле. Компромиссом стало направление в Новгород сына Святослава и рабыни Владимира. После смерти отца Владимир был изгнан из Новгорода, но в 980 г. он вернулся со скандинавским отрядом и завоевал город. После утверждения Владимира на киевском престоле положение Новгорода в Киевской Руси перестало отличаться от других земель. Это позволило княжеской власти без особого труда утвердить в Новгороде христианство в качестве официальной государственной религии. В конце X в. здесь была построена тринадцатиглавая деревянная Церковь св. Софии Премудрости Божией. В необычном многоглавии храма возможно нашло отражение традиционное мировоззрение новгородцев, связанное с господствующими у них дохристианскими языческими культами. Новгородская София побудила князя Ярослава Мудрого построить в 1037 г. тринадцатиглавый каменный Софийский собор в Киеве. С Новгородом связана жизнь и деятельность одного из выдающихся деятелей русского средневековья - Ярослава Мудрого. Руками новгородцев он дважды был посажен на великокняжеский престол в Киеве. В течение десяти лет Новгород был местопребыванием великого князя, фактической столицей русских земель, принадлежавших Ярославу. В 1136 г. новгородцы вместе с псковичами и ладожанами на вече изгнали князя Всеволода Мстиславича и объявили о своей "Вольности в князьях". Это привлекло к Новгороду внимание многих русских князей, стремившихся занять великокняжеский стол, и на пути к нему получить поддержку Новгорода. Каждый претендент старался завести своих сторонников в городе. Формировались партии, ожесточенно враждовавшие между собой. Широкое развитие получило народное вече на Ярославовом дворище с участием всех жителей города, вечевые собрания в городских концах. В 1136 г. новгородцы вместе с псковичами и ладожанами на вече изгнали князя Всеволода Мстиславича и объявили о своей "Вольности в князьях". Это привлекло к Новгороду внимание многих русских князей, стремившихся занять великокняжеский стол, и на пути к нему получить поддержку Новгорода. Каждый претендент старался завести своих сторонников в городе. Формировались партии, ожесточенно враждовавшие между собой. Широкое развитие получило народное вече на Ярославовом дворище с участием всех жителей города, вечевые собрания в городских концах. Разрушить новую традицию попытался великий владимирский князь Андрей Боголюбский. В 1169 году он объединил дружины южнорусских князей и бросил их на уничтожение Новгорода. Город не имел профессиональной армии, укреплений и не успел собрать ополчение. Силы нападавших и защитников города оказались очень неравны. Тем не менее армия Андрея была не только разгромлена, но и взята в плен. Новгородцы связывали эту победу с помощью и заступничеством чудотворной иконы Божией Матери "Знамение", почитающейся с тех пор в качестве национальной реликвии русского народа. В середине ХIII в. обрушившееся на Русь татаро-монгольское нашествие во многом коснулось и Новгорода. Поход Орды на Новгород в 1238 г. закончился неудачей для завоевателей. Героизм и мужество защитников нового Торга, оказавшегося на пути Орды, задержали татарскую конницу почти на месяц. Начавшаяся весенняя распутица заставила захватчиков повернуть назад. Тем не менее, по воле великого князя Александра Невского Новгород в полной мере разделил экономическое бремя, возложенное Ордой на Русь. Огромная и достаточно плотно заселенная новгородская земля выплачивала большую часть причитавшегося с Руси "татарского выхода", снижая тем самым угрозу новых разрушительных набегов на южнорусские земли. Избежавший разрушения город сыграл важную роль в защите северо-западных рубежей Руси от шведской и немецкой крепостной агрессии. В 1240 г. новгородское ополчение разгромило шведскую военную экспедицию при слиянии рек Невы и Ижоры, а в 1242 г. новгородцы вместе с владимирской дружиной разгромили на льду Чудского озера объединенные силы Ливонского и Тевтонского крестоносных орденов. Рыцарской армии был нанесен самый большой урон за всю историю средневековых войн. Одержанная победа была закреплена разгромом Ливонского ордена а Ракворской битве в 1268 году. Усилия новгородцев и псковичей разрушили планы католической Европы по духовному закабалению Руси, ослабленной ордынским нашествием, позволили сохранить православие как основу народного духа. На протяжении столетий Новгород собрал вокруг себя огромные территории. Перед лицом все громче звучавших объединенных тенденций со стороны Москвы, Твери, Великого княжества русско-литовского новгородская аристократия пыталась сохранить и обеспечить независимость новгородского государства. Новгород успешно боролся с армиями Михаила Тверского и Дмитрия Донского, в период братоубийственной междоусобной войны в начале XV века принял у себя и укрыл ее организатора и вдохновителя Дмитрия Юрьевича Шемяку. Борьба двух тенденций особенно обострилась в ее родине XV столетия, когда Новгород в нарушение ранее подписанного соглашения с Москвой, призвал на княжение великого князя Казимира, государя католической Литвы. Москва в 1471 году ответила на новгородское "предательство" военным походом, выявившим глубокий раскол внутри самого новгородского общества. Архиепископский поляк отказался сражаться против великого князя Московского, а "переветник" Упадыш заклепал пушки железом, чем вывел из строя всю новгородскую артиллерию. Убедившись в нежелании большинства жителей Новгородской земли защищать интересы узкого круга новгородской аристократии, великий государь московский Иван III совершил в 1478 г. поход на Новгород "миром". Город сопротивления не оказал, правящие круги просили лишь гарантировать им безопасность, сохранить имущество и земельные владения. Присоединение Новгорода к Москве положило начало единому российскому государству, открыло новую страницу русской истории. Строительство Петербурга в начале 18 века и перенос столицы империи на берега Невы привели к утрате и крепостного значения древнего города - он сохранил лишь роль важного духовного центра русского православия. Средневековое новгородское общество было аграрным. Подавляющее большинство населения занималось сельским хозяйством. Город был тесно связан с сельской округой. Земельные богатства в XIV-XV веках составляли основу могущества правящей верхушки - боярства . Богатые боярские семьи и некоторые монастыри имели в своём владении сотни сёл с зависимыми крестьянами . Однако по своему составу сёла были очень небольшие (даже в конце XV века 90% сёл имели всего 1-4 двора). Сельские поселения объединялись в административно - хозяйственные единицы, называвшиеся погостами и являющиеся одновременно церковными приходами. Погостами назывались также главные поселения погостов- земель. В погосте-селе обычно было 10-15 дворов, церковь, имелся староста, происходил суд. Сюда же съезжались люди с окрестных деревень для торга. Нередко на таком погосте жили господа, а также "непашенные люди". В XIV-XV веках возникают сельские торгово-ремесленные поселения, называемые рядками. Обычно они располагались на берегах рек и имели по несколько десятков дворов. До XIII века сельское хозяйство развивалось очень низкими темпами. Оказывали влияние внешние факторы: неурожайность, эпидемии, падёж скота. Крестьяне приграничных земель постоянно страдали от мелких иноземных грабительских набегов. В XIII веке устаревшую подсечно-огневую систему земледелия, заставлявшую крестьян постоянно искать новые леса для создания плодородных почв, а значит и постоянно кочевать, стала заменять новая трехпольная система, дающая большую эффективност . Появилась также двузубая соха с палицей, повышающая эффективность обработки почвы. Основной зерновой культурой была рожь. Половина всех посевов была выделена под рожь (единственную озимую культуру). А трёхполье предполагало иметь одно поле с озимой культурой. Выращивались также гречиха, лён, ячмень, просо, овёс, пшеница. Было распространено огородничество. Выращивали лук, чеснок, капусту, репу. Существовали хмельщики - производители сырья для одного из самых употребляемых в средневековом Новгороде напитков - пива. В реках и озёрах Новгородской земли в изобилии водились рыбы, причём как "чёрные" (карповые, щуковые, окунёвые и т.д.) так и "красные" (осетровые, лососёвые). Естественно, рыба в больших количествах вылавливалась новгородцами. Ловили и раков , которых тоже тогда было немало . Новгородцы не знали сахара, поэтому ценен был мёд и воск. В связи с этим было очень распространено бортничество - промысел мёда . Специально пчёл не разводили, мёд брали у диких дупловых пчёл. Очень распространена была охота и животноводство. Охотничьи угодья не раз упоминались в грамотах о купле-продаже. Леса Новгорода изобиловали многими видами зверя, особо ценились пушные звери. Новгород был крупнейшим экспортёром мехов в Европу, поставлялись белка, куница, соболь и другой мех. В писцовых книгах упомянуты около 30 промыслов , которыми новгородцы занимались вдобавок к своим земледельческим работам. К примеру, в писцовой книге упоминается выплавка железа. К концу 15 века в Новгороде насчитывалось около 215 домниц, которые обслуживали 503 домника. За год на каждой такой домнице выплавлялось примерно 1,5 тонны металла. Обрабатывался металл кузнецами, которых насчитывалось 131 человек. Другим промыслом, имевшим наряду с выплавкой железа немаловажное значение для экономики Новгорода, было солеварение. Им занимались многие крестьяне Деревской и Шелонской пятин ,а также поморья. Владельцы соляных варниц нанимали сезонных рабочих - копачей. Интересным промыслом был и жемчужный. В летописях московских и всяческих других можно найти описание новгородского жемчуга.. Хотя сельское хозяйство новгородских земель было в основном натуральным, крестьяне всё же нуждались в продукции некоторых высококвалифицированных ремесленников, давая тем самым стимул для развития ремёсел. Таким образом, в средневековом Новгороде были распространены многие профессии ремесленников от кузнеца до ювелира. Многие из них были очень узкие как, например, щитник, гвоздичник, котельник и другие. Железоделательное производство выпускало ножи , топоры ,серпы ,другие орудия сельского хозяйства а также оружие. В XV веке новгородская промышленность стала выпускать огнестрельное оружие. Причём нередко оружие, делавшееся богатому заказчику, нередко обильно украшалось драгоценными камнями и металлами. Особо узкой, и крайне сложной считалась профессия замочника: висячие замки состояли порой из 30-40 мелких деталей. Большой ассортимент изделий изготавливался мастерами-деревообделочниками. В культурном слое Новгорода были найдены многие музыкальные инструменты, изготавливаемые такими мастерами: гусли, дудки, свистки и т. д. Также широко распространены были гончарное, ткацкое, кожевенно-обувное ремёсла. До появления Санкт-Петербурга именно Новгород являлся «окном» в Европу. Новгород был составной частью торгового пути "из варяг в греки", то есть из стран Скандинавии в Византию. Одновременно Новгород стоял на пути из государств Древнего Востока на Русь и страны балтийского побережья. Начало торговли Новгорода со странами западной Европы относится на период X-XI веков. Торг находился на правом берегу Волхов , напротив детинца, с которым его соединял Великий мост. Лавки, которых было около 1800, делились на ряды. Название ряда соответствовало продаваемой на нём продукции. В XII веке оживились отношения новгородцев с островом Готланд, расположенном в центре балтийского моря и являющимся в XI- XIII веках центром балтийской торговли. Вывозили из Новгорода, в основном, меха. Ещё одним широко вывозимым товаром был воск. Своего воска в Западной Европе не хватало, поэтому новгородские бортники вполне могли не только обеспечивать воском свой регион, но и продавать его за рубеж. Воск продавали кругами весом около 160 кг. каждый. Торговали и кожаной обувью, которой славился в то время Новгород. Ввозили ткани - в основном дорогое сукно. Новгородское ткачество полностью удовлетворяло повседневные потребности новгородцев в одежде, но для праздничных случаев предпочитали ткани подороже. О размерах ввоза говорят такие факты :в 1410 году у Немецких купцов в Новгороде было около 80000 метров , и причём всё было продано в этот год. Немаловажным являлся ввоз цветных металлов, которых не было в болотистых новгородских землях. Медь, олово, свинец и другие металлы, привезённые с запада, позволяли новгородцам удовлетворять свои в них нужды. Из продовольствия ввозили соль, сельдь, пряности, а в неурожайные годы и хлеб. Торговля была опасным делом , поэтому купцы объединялись в гильдии, где они платили свои налоги , но зато были под защитой данной организации. Итак, древний Новгород вёл оживлённую торговлю. Из источников 19-20 века можно понять, что торговля была основой экономики города. Однако это не так. Ввозили в Новгород предметы роскоши и, только отчасти, сырьё для ремесленников. Экспорт же предоставлял возможности для покупки товаров. Современные историки, не отрицая важности торговли, с полной очевидностью выяснили, что основой хозяйства Новгородской земли было сельскохозяйственное производство наряду с развитым ремеслом. В древнем Новгороде , в отличие от всех других русских земель была другая форма государства - республика. При Ярославе Мудром возобновило свою деятельность Новгородское государственное вече, новгородская аристократия - потомки родоплеменных вождей - получили особые судебные права и налоговые льготы, была создана древнейшая редакция Русской Правды. Важным этапом в формировании республиканских традиций стало обретение новгородской аристократией самоуправления. С конца в. новгородцы начинают избирать себе посадников, а затем и тысяцких, участие которых в политической жизни государства постепенно расширяется. До столетия Новгород был практически не отличим от других русских земель. В XIII же веке уже налицо были республиканские порядки. В 1130 году Новгородские князья были полновластны и распоряжались землёй как хотели. В 1148 году они уже были вынуждены просить разрешение на земельные пожалования монастырю "у Новагорода", то есть у веча . Переворотом, которое так круто изменило ситуацию между этими двумя датами, учёные с уверенностью считают восстание 1136 года. Во время восстания новгородцы арестовали князя Всеволода Мстиславовича с женой детьми и тёщей и содержали их под стражей семь недель на епископском дворе в детинце, а потом изгнали из города. В результате переворота 1136 года победили республиканские порядки. Вече превратилось в верховный государственный орган, появились выборные посадники, а лишённых государственной власти князей стали приглашать в Новгород лишь на роль наёмного военачальника. Им было запрещено владеть землёй на территории новгородских волостей. Они даже не имели права селиться в городе и обязаны были жить на Городище. Таким образом, в Новгороде утвердился республиканский строй, который практически в неизменном виде просуществовал почти три с половиной столетия вплоть до присоединения Новгорода к Москве . В XII- XIII вв. на Руси одновременно правили несколько сильных князей. Новгородцы заключали союз с каким-либо из них и принимали к себе родственника то смоленского, то черниговского, то владимиро-суздальского князя. Недовольные тем или иным князем горожане изгоняли его, как нередко говорилось в летописи "Указывали ему путь", что было осуществлением на деле "Вольности в князьях". Смена князей на Новгородском престоле происходила довольно часто. За 2 столетия (1095-1304) князья менялись 58 раз, иные продерживаясь всего несколько месяцев. Ослабление великокняжеской власти приводило к постепенному усилению роли посадников и расширению их функций. Они не только контролировали действия князей, но и становились главными магистратами республики, сосредоточившими в своих руках всю полноту исполнительной власти. Следует отметить, что в отдельные периоды власть князей усиливалась, и чаще всего это происходило во времена военной опасности. Так, например, в середине XIII века, когда с запада Новгороду угрожали немецкие рыцари- крестоносцы и шведы, а с юга татары. В годы княжения Александра Невского новгородцы были вынуждены мириться со своеволием князя, сильной рукой и осмотрительной политикой охранявшим новгородскую землю. Когда Александр Невский покинул Новгород, чтобы занять великокняжеский престол, новгородцы признавали его власть, вернувшись к древней традиции признавать господином Новгорода великого князя , как было во времена Киевской Руси. Таким образом, до падения новгородской самостоятельности в 1478 году новгородским князем считался тот, кто получал от татарских ханов особый документ- ярлык на великое княжение. При этом новгородцы добились от князей признание своих вольностей: князья не вмешивались во внутренние дела республики, ограничивались причитающимся им сбором налогов и только изредка приезжали в Новгород, оставляя там своих посадников. Православная вера была идеологической и морально-нравственной основой жизни средневекового общества Новгорода. Принятие христианства постепенно превратило Новгород в мощный духовный центр Руси. Заслуги новгородских владык в защите и развитии православия были отмечены в середине XII столетия возведением их в сан архиепископов и сделали новгородскую владычную кафедру наиболее важной в русской православной церкви - другие русские епархии управлялись епископами. В 1156 году новгородцы впервые избрали своим духовным пастырем Аркадия и с тех пор после смерти или отречения от кафедры очередного архиепископа на вече происходили выборы владык. Архиепископы имели высокий авторитет - не раз они предотвращали кровопролитные столкновения, благословляя противников и уговаривая стороны не проливать кровь своих сограждан. Благословение владыки было обязательным реквизитом всех договоров Новгорода с русскими князьями и иностранными государствами. Мощь церкви подкреплялась огромными материальными благами, которые , в основном , состояли из земельных угодий, доходов от них, пожертвований частных лиц и других доходов. К ним ,в частности, относились доходы от владычьего суда, который разбирал преступления против морали и нравственности. Любое преступление против церкви искупалось только большим денежным штрафом, шедшим в пользу архиепископа. Кроме того было обязательным скрепление разных поземельных актов печатью владычного наместника, за что, естественно, собиралась пошлина в три белки. Богатейшая казна новгородских владык, именовавшаяся софийской, не раз использовалась для общегосударственных нужд - строительство первых каменных стен Новгородского Кремля, укрепления Торговой стороны, возведение церквей, выплату контрибуции, выкуп взятых в плен новгородцев и т.д. Для древних новгородцев вера в Бога была близким и важным делом, не случайно именно в Новгороде, впервые на Руси в середине XIV века появилось еретическое движение стригольников, просуществовавшее около ста лет. Стригольники, подобно последующему движению Боголюбцев, боролось за чистоту веры. Новгородское искусство эпохи политической самостоятельности занимает выдающееся место в истории русской культуры. Ранние новгородские храмы во многом напоминают одновременные им киевские постройки, однако уже тогда начали появляться специфические новгородские черты. Во второй половине XII века новгородские зодчие создают новый тип храма. Заказчиками строительства выступают уже, как правило, не князья, а бояре. Самые значительные достижения Новгородского зодчества - церкви Фёдора Стратилата на Ручью (1360-1361 гг.), Спаса Преображения на Ильине (1374 год), Петра и Павла в Кожевниках (1407 год). В отличие от ранних памятников новгородской церкви второй половины XIV века, более поздние церкви отличались богатым убранством, а внутри расписывались фресками. Следует отметить, что и новгородская живопись весьма самобытна - яркая покраска, сильная, смелая, с мазками, положенными уверенной рукой. Пример тому - яркие, сочные цвета иконы "Никола", написанной в 1294 году Алексой Петровым; иконы "Битва новгородцев с суздальцами", созданной в XV веке неизвестным художником. 1. С. Ф. Платонов «Полный курс лекций по русской истории» 2. Макарий, Митрополит Московский и Коломенский «История Русской церкви» 3. Ключевский «Курс русской истории»

works.tarefer.ru

Древний Новгород: путешествие - Издательство "Пешком в историю"

Летом путешествуйте с детьми по России: можно в выходные, можно в воображении! Место назначения – Новгород Великий, XII век, Новгородская республика. Правительство меняется почти каждый год, под Софийским колоколом мужчины решают серьезные вопросы, а женщины пекут колобки и обожают бижутерию) Подробнее читайте в нашей познавательной серии «Древний Новгород» [http://www.peshkombooks.ru/novgorodskaya_respublika Несколько интересностей о Древнем Новгороде: 😏 Особый статус города – республика – появился благодаря упрямому нраву новгородцев. Они сами выгоняли или смещали неприятных им князей. В XII веке в вольном Новгороде за 40 лет сменилось 28 князей.💧 В Древнем Новгороде мостовые начали строить на сто лет раньше, чем в европейских столицах, - в XI веке там уже были сухие опрятные улицы, а Лондон и Париж еще были покрыты грязью.🐟 Традиционное и любимое новгородцами блюдо – пшенная каша с палтусом. В сказках эту рыбу называли «владычица морская белозёр-палтус рыба».👘 Все горожане носили рубахи, мужчины – до колена, женщина – до пола. Рукава женской рубахи были длиннее, чем руки. Они собирались в складки у запястья, скреплялись браслетами и служили вместо карманов. Отсюда и сказка про Василису Премудрую, которая в рукава клала косточки и выливала остатки напитка, а потом оттуда появлялось озеро с лебедями.🔔 На знаменитое вече мужчины города собирались на Софийской площади. В XVI веке Иван Грозный лишил Новгород свободы и независимости, залив город кровью. По легенде, во время резни над городом пролетал голубь. Присев отдохнуть на крест Софийского собора, он взглянул вниз — и окаменел от ужаса, увидев, что творится. Посетить Софийскую площадь и увидеть крест с голубем вы можете и сегодня.Великий Новгород - один из древнейших русских городов, где все помнит времена былой славы. Хотите представить его тем - свободным, со множеством белокаменных церквей и деревянных домиков, привольно раскинувшимся на берегах полноводной реки, под звон колоколов Святой Софии? Заказывайте и читайте наши книги:⭐ Энциклопедия «Мы живем в Древнем Новгороде» - увлекательный, богато иллюстрированный рассказ о жизни Новгородской республики XII века, с передачей атмосферы города, обычаев, традиций и повседневной жизни горожан. Для ребят с фантазией от 7 лет.http://www.peshkombooks.ru/buy_present/all/132.html⭐ «Полевой журнал археолога» - сборник оригинальных и веселых задач по истории Новгородской республики (7-12 лет). Ребята проведут раскопки по всем правилам археологии – и откроют новую для себя эпоху. http://www.peshkombooks.ru/buy_present/all/36.html⭐ «Тимка и Тинка в Древнем Новгороде» - сборник задач, лабиринтов, наклеек для самых маленьких (от 3 до 6 лет)http://www.peshkombooks.ru/buy_present/all/35.html⭐ «Разоблачение Черного пса» - приключенческая, остросюжетная и при этом историческая сказка: мышата Тимка и Тинка волшебством оказываются в Древнем Новгороде и помогают расследовать загадочные исчезновения детей. Благодаря увлекательному сюжету и воссозданию исторических деталей ребенок может почувствовать эпоху изнутри. 7+. http://www.peshkombooks.ru/buy_present/all/33.html⭐ «Жили-были в Древнем Новгороде» - история через игру! Настольная карточная игра для детей от 5 лет.http://www.peshkombooks.ru/buy_present/all/92.html

peshkombooks.livejournal.com

История возникновения Новгорода Великого - Города - Каталог статей

История возникновения Новгорода Великого

Существует несколько легенд о возникновении Новгорода Великого.

Более тысячи лет тому назад на берегу Волхова среди дубовых рощ возник Великий Новгород, краса и слава русской вольницы. Его построили древние славяне, которые жили общинным строем, сообща обрабатывали землю, охотились, ловили рыбу, занимались промыслами и торговлей. Скандинавские сказы рассказывают, что поначалу где-то в истоках Волхова, ближе к Ильмень-озеру, на островном холме был построен укрепленный городок и возле него – Великий Словенск. Словене выбирали на вече своих старейшин, которые справедливо и мудро правили ими по законам вечевой республики. Один из таких старейшин, Гостомысл, жил в первой половине IХ века, и были у него три дочери. На средней из них как будто бы был женат конунг Рюрик, из рода Шёлдунг, правивший в г.Хедебю (Дания). В то время шведы («варяги») напали на Новгород и завоевали его, но новгородцы восстали и изгнали шведов «за море» (859год). Гостомысл умер вскоре после того (861 год) и завещал Новгородским словенам на княжение пригласить для защиты от шведов Рюрика. Так они и сделали. 8 сентября 862 года конунг Рюрик прибыл в Новгород на 160 кораблях и установил свое владычество как князь Новгородский. С тех пор начались «исторические времена».

Свободолюбивые новгородцы восстали во главе с богатырем Бисопегом и Вадимом Храбрым, либо женатым на одной из дочерей Гостомысла либо бывшим сыном одной из них. Но князь Рюрик жестоко подавил восстание и наказал мятежников. В 879 году он умер и престолунаследовал двухлетний его сын Ингварь от второй жены – норвежки Ефанды ( первая жена – Умила – давно умерла), а регентом при нем стал брат Ефанды – Хельг из Халоголанда, а по-русски – князь Олег Вещий. Последний вскоре оставил Новгород и пошел войной на Киев. Завоевав его в 882 году, он основал Древнерусское Киевское государство, в котором Новгородская вечевая боярско-купеческая республика занимала независимое положение: она приглашала к себе князей из южной и северо-восточной руси в качестве наместников, подчиненных Новгородскому вечу. Новгородская республика просуществовала 600 лет, отстаивая свою свободу от притязаний великокняжеской власти Владимира и Москвы, пока не была покорена в 1478 году великим князем Иваном Ш.

Это было замечательное «государство в государстве», или Республика Святой Софии Премудрости Божией, во главе с архиепископом Новгородским, с вечем, посадниками, тысяцкими, кончанскими старостами, архимандритами крупнейших монастырей. Все они составляли «Совет господ», или «300 знатных кушаков», которые правили богатейшим государством, простиравшимся от Новгородского(Финского) залива Балтики до Рифейских гор (Урала). Корабли древних новгородцев ходили на Новую Землю и Шпицберген, в Норвегию, Швецию, Данию, Германию, Польшу. «Господин Великий Новгород» входил в знаменитый Ганзейский торговый союз.

Костомаров Н.И., известный историк и этнограф XIX века, приводит такую версию:

Два брата Словен и Рус вместе со своими приближенными пошли искать «новое отечество». Двигаясь на север, они дошли до озера, которое называлось Мойско. Из озера вытекала река Мутная. Гадание предсказало пришельцам, что им следует остаться на жительство здесь. У истоков реки они основали город, названный ими Словенск, и поселились в нем. В честь дочери Словена озеро было переименовано в Илмерь, а реку по имени сына Словена Волхова назвали Волхов. Именем младшего сына Словена была названа река Волховец.

Долго жили они здесь, распространив свои владения до Ледовитого океана. Затем их постигла беда - моровая язва. Жители разбежались. Опустел и Словенск.

Прошли годы. Услышали славяне про землю предков своих, лежащую в запустении, и отправились туда. Снова заселили они берега озера, поставили новый город, но не на прежнем месте, а на новом, выше старого, и назвали его Новгород. Такова легенда.

Троицкий раскоп

Походы хана Батыя на Русь

Псков

Этническая история волго-уральских татар

Избрание на царство Михаила Романова

istoriya-ru.ucoz.ru