Древний мир особенности. Всё не так, как в кино: Особенности интимной жизни людей Древнего мира
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Тема 2 Древний мир Особенности становления государственности в. Древний мир особенности


Тема 2 Древний мир Особенности становления государственности в

Тема 2. Древний мир. Особенности становления государственности в странах Востока и Запада 1. Первобытное Тема 2. Древний мир. Особенности становления государственности в странах Востока и Запада 1. Первобытное общество. Переход от первобытности к цивилизации 2. Древний Восток 3. Античность -Древняя Греция -Древний Рим

1. Первобытное общество Источники по истории первобытного общества Палеоантропология – наука, изучающая физический тип

1. Первобытное общество Источники по истории первобытного общества Палеоантропология – наука, изучающая физический тип и эволюцию ископаемых людей эпохи палеолита и неолита Археология – наука, изучающая прошлое людей по вещественным источникам (орудия производства, украшения, посуда, постройки) Этнография – наука, изучающая народы-этносы, их традиционно-повседневную культуру, культурноисторические отношения

Периодизация первобытного общества Археологическая: *Каменный век -палеолит (нижний, средний, верхний) -мезолит -неолит назад) (8 Периодизация первобытного общества Археологическая: *Каменный век -палеолит (нижний, средний, верхний) -мезолит -неолит назад) (8 -5 тысяч лет -энеолит *Бронзовый век *Железный век Антропологическая: *Антропоидные предки человека *Древнейшие и древние люди – архантропы (питекантропы, синантропы), палеоантропы (неандертальцы) *Люди современного строения – Homo sapiens (40 тыс. лет) Общеисторическая периодизация: *Первобытное человеческое стадо *Переход от первобытности *Первобытнообщинный строй к цивилизации

Неолитическая революция Переход от присваивающего к производящему хозяйству Присваивающая экономика: Производящая Охота, рыболовство, собирательство Неолитическая революция Переход от присваивающего к производящему хозяйству Присваивающая экономика: Производящая Охота, рыболовство, собирательство плодов и корней растений Земледелие и скотоводство экономика: Причины: Изменение климата, вымирание ряда животных – источников питания

Неолитическая революция *Первое разделение труда – скотоводство отделилось от земледелия *Второе разделение труда – Неолитическая революция *Первое разделение труда – скотоводство отделилось от земледелия *Второе разделение труда – отделение ремесла от земледелия *Возрастание численности и плотности населения Переход от первобытности к цивилизации: *Появление людей, исполняющих административные функции *Зарождение, развитие и накопление культурных традиций *Становление новых форм собственности (коллективной, групповой, частной) *Развитие художественного творчества *Становление классов, зарождение государства *Появление излишков продукции, подлежащей длительному хранению Становление раннеклассовых обществ

Форма государства – деспотия: неограниченная, самодержавная власть *Монарх – обладатель всей *Чиновники полноты власти, Форма государства – деспотия: неограниченная, самодержавная власть *Монарх – обладатель всей *Чиновники полноты власти, собственник *Купцы всей земли, верховный жрец, *Воины высшая инстанция в суде, главнокомандующий во время войны + божественное происхождение правителя *Высшая знать – жрецы, родовая и военная аристократия. Занимали высокие государственные посты, обладали землями (завоевывались во время войн, дарились правителем, отбирались у общин) *Ремесленники (в городах, в мастерских храмов, царя, знати) *Свободные общинники-крестьяне – основная часть общества

Рабство: *военнопленные *долговое рабство *домашнее рабство Труд рабов был дополняющим к труду свободных и Рабство: *военнопленные *долговое рабство *домашнее рабство Труд рабов был дополняющим к труду свободных и зависимых крестьян и ремесленников. Он не играл определяющей роли в экономической жизни

3. Античность. Древняя Греция (3 тыс. до н. э. – 30 г. до н. 3. Античность. Древняя Греция (3 тыс. до н. э. – 30 г. до н. э. ) Эллада: -общее название территорий древнегреческих государств -территория охватывала юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря, побережье Фракии, западную береговую полосу Малой Азии, в период колонизации – территория южной Италии, Франции, северное побережье Африки, проливы и побережье Черного и Азовского морей -в 8 -6 вв. до н. э. формируется полисный строй

Полис Город-государство (город и прилегающие к нему территории) Коллектив свободных граждан, противостоящих зависимому населению Полис Город-государство (город и прилегающие к нему территории) Коллектив свободных граждан, противостоящих зависимому населению и чужестранцам Гражданская община

Полис Городагосударства: -Афины -Спарта *История Афин – история античной демократии *История Спарты – история Полис Городагосударства: -Афины -Спарта *История Афин – история античной демократии *История Спарты – история милитаристского, консервативного государства

Полис Члены полиса: 1. Человек – грек по национальности 2. Свободный человек, владеющий собственностью Полис Члены полиса: 1. Человек – грек по национальности 2. Свободный человек, владеющий собственностью 3. Все члены полиса обладали политическими правами Управление: *Народное собрание -в Афинах верховный орган власти -в Спарте решения Народного собрания могли отменить царь или совет старейшин *Принцип выборности

Полис Автаркия: *Самообеспеченность, самодостаточность *Успешное развитие товарно-денежных отношений, частной собственности, торговли (античный капитализм) в Полис Автаркия: *Самообеспеченность, самодостаточность *Успешное развитие товарно-денежных отношений, частной собственности, торговли (античный капитализм) в Афинах *Спарта – земледельческий полис, отсутствие частной собственности, свободное население - воины Рабство: *Рабами становились военнопленные *Рабы не имели никаких прав, являлись предметом купли-прдажи *Рабы не являлись основными производителями. Они были основной силой на тяжелой работе

Эпоха эллинизма (конец 4 в. до н. э. – 30 г. до н. э. Эпоха эллинизма (конец 4 в. до н. э. – 30 г. до н. э. *4 в. до н. э. – финал классической Греции и ее полисной системы *Греция была подчинена Македонии (союз греческих государств во главе с Македонией) Олигархический режим *С утверждением Римской империи в 27 г. до н. э. Греция была превращена в римскую провинцию *С 4 в. Греция составила ядро Византии

3. Античность. Древний Рим (8 в. до н. э. – 5 в. н. э.

3. Античность. Древний Рим (8 в. до н. э. – 5 в. н. э. ) Рим *Средиземноморская держава, включавшая Апеннинский полуостров, западную и юговосточную часть Европы, Малую Азию, побережье Северной Африки, Сирию, Палестину *Патриции – господствующий класс-сословие *Плебеи – лично свободное, но не имеющее гражданских прав население *Период Республики (509 г. до н. э. - 30 -27 г. до н. э. ) – период борьбы между патрициями и плебеями

Античность. Древний Рим (8 в. до н. э. – 5 в. н. э. ) Античность. Древний Рим (8 в. до н. э. – 5 в. н. э. ) Рим *Период Республики (509 г. до н. э. 30 -27 г. до н. э. ) – период борьбы между патрициями и плебеями *3 в. до н. э. – плебеи уравнялись в правах с патрициями, окончательно сложилась гражданская община Рима *отличия римской демократии от греческой: -руководил Сенат (патриции и верхушка плебса) – аристократическая республика -полномочия 2 -х консулов – полномочия царей (традиции монархии)

Рим. Смешанная форма правления 1. Демократический принцип правления (Народное собрание) 2. Монархический принцип (консулы)

Рим. Смешанная форма правления 1. Демократический принцип правления (Народное собрание) 2. Монархический принцип (консулы) 3. Аристократический принцип (сенат) Система, в которой различные органы контролировали друга, что составило преграду самовластию

Рим Во 2 -1 вв. до н. э. Рим стал мировой державой: Развитие товарно-денежных Рим Во 2 -1 вв. до н. э. Рим стал мировой державой: Развитие товарно-денежных отношений Увеличение числа рабов (войны, долговое рабство, естественный прирост) n Вытеснение мелких и средних хозяйств крупными, в которых использовался труд рабов. Рабы стали превращаться в главную производительную силу общества n Масса крестьян хлынула в город – городской плебс n n Кризис полисной системы Империя

Рим. Империя Кризис 3 в. н. э. : -Италия теряла роль центра империи -Единоличная Рим. Империя Кризис 3 в. н. э. : -Италия теряла роль центра империи -Единоличная власть открывала возможности для деспотизма -Возрастала экономическая несостоятельность рабства – предоставление рабам участков земли и орудий труда --колонат – зависимые из-за долгов мелкие арендаторы -Признание императорской власти абсолютной и божественной в 3 -4 вв. -Разделение империи на 2 части в 395 г. -Усиление набегов варваров -В 476 г. Рим пал

present5.com

Древний Мир и его культурное значение.

Количество просмотров публикации Древний Мир и его культурное значение. - 598

Важнейшее событие, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ позволило человечеству перейти на новую ступень развития, произошло еще в рамках первобытности. Таким событием, очевидно, следует считать так называемую ʼʼнеолитическую революциюʼʼ - переход от присваивающего хозяйства к производящему, то есть переход от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. Не нужно думать, что новая деятельность сразу же давала большие преимущества, в некоторых случаях она оказывалась даже менее эффективной, чем охота и собирательство. И тем не менее новые занятия и новый образ жизни открывали перед человечеством новые возможности.

Переход к земледелию, основанному на культивировании высокопродуктивных сортов - пшеницы, ячменя, кукурузы, риса, - приводил к относительной устойчивости в обеспечении продуктами питания. Это способствовало росту населœения, появлению так называемого ʼʼизбыточного продуктаʼʼ и времени, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ могло быть использовано для производства предметов, не связанных с пропитанием.

Новая деятельность заставляла вести осœедлый образ жизни. Сложные земляные работы, рытье каналов, строительство дамб, поля многократного использования - всœе это крепко привязывало людей к определœенному месту. Это место человек обживал, оно наполнялось предметами - имуществом, которым человек обзаводился. Это место становилось важной частью представлений человека о мироустройстве, часто определяя центр мироздания.

Возникновение имущества, крайне важно сть его распределœения и достаточно сложные работы, в которых участвовало множество людей, требовали специального регулирования. Конечно, и в первобытной общинœе - особенно в позднепервобытной - существовали сложные механизмы регулирования межличностных отношений, но они продолжали оставаться в рамках кровно-родственных связей. При переходе к более сложно устроенному обществу на первый план выходили производственно-имущественные отношения, которые в отличие от кровно-родственных не имеют естественной основы, а значит, требуют специального регулирования. Так возникали первые государственные образования.

Постепенно изменился образ жизни и быт людей. Хижины и полуземлянки сменялись прочными домами - глинобитными и каркасными. Находки в древних погребениях свидетельствуют о распространении новых предметов. Появились богато расшитая, орнаментированная одежда, разнообразные украшения, первые зеркала из обсидиана - вулканического стекла, каменные палетки - пластинки, служащие для приготовления различных косметических средств, изящные коробочки, предназначенные для хранения этих средств.

Происходили перемены и в сознании людей. Менялись взаимоотношения человека и окружающего его мира - земного и божественного, накапливались знания, связанные с деятельностью людей, с многолетними наблюдениями за природой, аграрным циклом. Новые социальные структуры осмысливались и включались в представления о мироустройстве.

Путь от первобытности к цивилизации, от первобытности к древности в общих чертах един. Но это единство многообразно: общие закономерности реализовались в различных формах.

Вопрос о времени возникновения локальных различий в культуре до сих пор не решен, вокруг него ведутся споры. Ряд исследователœей считают неолитический переворот своеобразным качественным скачком, разрушившим относительное единообразие и открывшим путь культурной самобытности. Противоположная точка зрения опирается на то, что уже в период палеолита материальная культура была представлена разнообразными формами, а это значит, что время формирования каждой культуры практически совпадает с временем возникновения человека в какой-либо географической точке.

Постепенно на основании крупных территориальных объединœений при благоприятных внешних и внутренних обстоятельствах складывались первые древние государства и первые неповторимые особые культуры. Многие факты свидетельствуют о том, что быстрее данный процесс шел в областях интенсивных культурных контактов, в таких районах и сформировались древнейшие цивилизации.

Говоря о древнем мире, обычно рассматривают так называемый Древний Восток - обширную территорию от Египта до Китая со сложившимися на ней, начиная с 5-4 тысячелœетий до н.э., культурами, а также Древнюю Америку и греко-римскую древность, или, как ее принято называть, античность. Об античности, как правило, говорят отдельно, так как в силу различных обстоятельств она существенно отличается от остальных древних культур. Размещено на реф.рфРанние цивилизации Америки тоже стоят особняком в истории Древнего мира - не только из-за своих особенностей, но и потому, что мы достаточно мало знаем о них. Первое ʼʼзнакомствоʼʼ европейцев с древними американскими культурами по существу их разрушило.

Культуры Древнего Востока типологически сходны несмотря на их разнообразие: они имеют ряд важных общих закономерностей, которые реализовались в этих культурах в различных формах. В первую очередь следует назвать те характеристики, которые не относятся к культурным, но оказывают на культуру то или иное влияние, определяют обстоятельства ее существования.

Прежде в его, это формирование государственности, что подчеркивает само название ʼʼцивилизацияʼʼ. Первоначально государственность возникла в виде городов-государств, постепенно сформировались более крупные территориальные объединœения.

Практически всœе древние цивилизации возникли на базе ирригационной формы земледелия. Она весьма производительна, обеспечивает значительную массу прибавочного продукта͵ но вместе с тем требует существенных коллективных усилий. Такой труд невозможен без централизованного административно-технологического регулирования. Организация коллективного труда, распределœение его результатов, как следствие - усложнение социальной организации и ее регулирование - всœе это требовало возникновения специального аппарата͵ то есть государства.

Нельзя упускать из внимания важную особенность государственной власти на Древнем Востоке. Власть не порывала с традиционными первобытными формами регулирования межличностных отношений, а особым образом вырастала из них. Важнейшей основой государственного управления на Древнем Востоке стала сакрализация складывающейся социальной структуры. Личность правителя обожествлялась, и взаимоотношения подданных с властью становились отношениями между земным и божественным мирами, таким образом эти отношения оказывались вне оценки и критики. По этой причине даже то, что в наших глазах выглядит как исключительная зависимость и подавление, воспринималось как закономерное и гармоничное, будучи обусловлено божественным мироустройством. Социальные потрясения и возмущения, которые время от времени случались в древнем мире, свидетельствовали о глубоком мировоззренческом кризисе.

В качестве основы социально-экономического устройства древневосточных государств часто называют рабовладение. При ближайшем рассмотрении это утверждение может показаться спорным, так как статус и права той социальной группы, которую именуют рабами, чересчур разнятся. Тем не менее, действительно, во всœех древних государствах можно обнаружить слой или группу людей, находящихся внизу социальной иерархии и обладающую наименьшим количеством прав, типологически сходны методы принуждения и взаимоотношения этой группы людей с властью. Особенности социально-экономического устройства не относятся к предмету культурологии, а потому достаточно лишь констатировать определœенную типологическую общность социально-экономической основы древних цивилизаций.

Духовная культура Древнего Востока представляла собой сплав, который основывался на мифологии, уходящей корнями в первобытное мифологическое сознание и сохраняющей многие его качества. Мифология в древних государствах, можно сказать, представляла собой форму идеологии. Одновременно она была и профессионально-эзотеричной, иносказательно-загадочной и сугубо прикладной, функциональной, во многом регулируя и регламентируя общественное устройство, труд и быт человека.

Индивидуальность и индивидуализм в древневосточной духовной культуре, как правило, отсутствовали. В древневосточном обществе первобытная поглощенность личности коллективом не преодолевалась, а, наоборот укреплялась, переходя на другой уровень. Человек выступал прежде всœего как представитель своей социальной группы, носитель традиции, исполнитель законов, данных свыше. Духовная культура Древнего Востока не опиралась на представления о ценности личности, значимости индивидуального начала, она приняла на себя функции утверждения и возвеличивания начала надличностного, божественно-всœеобщего.

Взаимоотношения реального и сакрального претерпели в Древнем мире важные изменения по сравнению с первобытностью. Повсœедневная практика земледельца имеет более однообразный характер и в основном более предсказуема по результатам, чем деятельность охотников и собирателœей. По этой причине человек перестает ощущать постоянную зависимость от сверхъестественных сил, рассчитывая на божественную поддержку и благосклонность лишь в какие-то ключевые, поворотные моменты своей жизни. Деятельность людей древнего мира в основном определялась практическими целями и задачами, основывалась на опыте, ᴛ.ᴇ. имела, так сказать, рациональную основу. Земной и божественный миры, прежде бывшие единым целым, по существу, разделились, хотя, конечно, продолжали быть тесно связаны.

В соответствии с новым пониманием реального и сакрального изменялись мифологические представления. Многочисленные сверхъестественные силы, прежде, так сказать, сопровождавшие человека на каждом шагу, превращаются в богов. Появились представления о тех местах, где живут боги, о том, каким занятиям покровительствуют те или иные божества.

Постепенно во всœех древних культурах сложились в большей или меньшей степени систематизированные представления об иерархии божественных сил. На протяжении столетий и тысячелœетий представления эти не оставались без изменений. Верховные и второстепенные боги ʼʼменялись местамиʼʼ, некоторые божества соединялись в один образ. То же можно сказать о местных и общегосударственных богах.

Достаточно сложно восстановить полную картину мифологических представлений Древнего Востока. С одной стороны, они не представляли собой стройную систему, с другой - далеко не всœе мы знаем, многое можно только предполагать. При этом в общем виде мифологические системы Древнего Востока схожи: в их базе - политеизм, ᴛ.ᴇ. многобожие. Суть этих представлений - в существовании некоторой иерархии божественных сил, выделяются верховные и второстепенные боги, местные и, так сказать, общегосударственные. Различные области деятельности человека, важнейшие жизненные ситуации находятся в ведении разных богов. Мифологические представления реализовывались в соответствующих культах.

Важная часть древневосточных религиозных представлений - взгляды на ʼʼпотустороннююʼʼ, ʼʼзагробнуюʼʼ жизнь. Практически по всœех древних мифологиях очень большое внимание уделялось тому, что происходит с человеком после смерти, каким образом человек переходит в иное существование, что нужно делать, чтобы ʼʼжизнь после смертиʼʼ сложилась наилучшим образом.

Постепенно в идеях о потусторонней жизни усиливался этический аспект, складывались представления о ʼʼзагробномʼʼ воздаянии за праведную или грешную жизнь. И хотя в древних культурах эти взгляды еще фрагментарны и непоследовательны, они, безусловно, важны, так как были важной частью для формирующихся этических представлений древности.

В ритуальной стране древних религий особое, центральное, место занимало жертвоприношение. Жертва - это любой дар богу или богам, как правило, в обмен на некоторые блага или помощь с их стороны. В особенностях ритуала жертвоприношения в древних культурах отражен особый религиозный прагматизм древности. Взаимодействие с божественными силами происходит для решения сугубо практических задач трудовой деятельности, семейной жизни, быта. Древности еще не был знаком этический аспект обращения человека к богу, что ярко проявилось, скажем, в христианстве.

Значимость ʼʼпотустороннихʼʼ представлений древних религий обусловила важную роль погребального ритуала, его разработанность и место в ряду древневосточной обрядности.

Параллельно с формированием мифологических систем и религиозных ритуалов появилась особая группа людей - те, кто обладал специальными знаниями и умениями, то есть жрецы. В одних культурах эта группа была весьма замкнутой и принадлежность к ней передавалась по наследству, в других - была открытой и предполагала лишь специальное обучение. Но есть одна общая черта͵ которая объединяла всœех древневосточных священнослужителœей: они занимали очень важное место в социальной иерархии, а иногда им по существу принадлежала государственная власть. Этому способствовал и особый сакральный статус правителя, чаще всœего он одновременно был и верховным жрецом.

Особенность священнослужителœей древности еще и в том, что их деятельность во многом выходила далеко за рамки культовой. Οʜᴎ были государственными деятелями, философами, обладателями и хранителями самых разнообразных знаний и умений - медицинских, сельскохозяйственных, художественных и др.

Важная общая черта древних религий - появление храмовой архитектуры. Как правило, это прежде всœего ʼʼдомʼʼ бога, в связи с этим основные части храмового здания или храмового комплекса предназначались для того, чтобы там располагалось изображение божества, главным образом скульптурное, и совершались жертвоприношения, посвященные богу.

Говоря о древневосточных религиях в целом, следует подчеркнуть, что их роль в древних культурах была универсальной. Οʜᴎ регламентировали основные этапы трудовой деятельности, поведение человека в различных ситуациях, каноны художественного творчества, мифологией всœецело определялась картина мира. Религию, таким образом, можно считать стержнем, на котором строился весь культурный комплекс Древнего Востока.

Помимо религии крайне важно отметить еще две существенные особенности духовной культуры древности. Прежде всœего следует сказать о знаниях. Рациональные знания основывались главным образом на опыте, их хранение и приумножение определялись прежде всœего практическими задачами, в связи с этим принято считать, что знания в древних культурах носили прагматический характер. Размещено на реф.рфВместе с тем появились и такие достижения, которые свидетельствуют о достаточно высоком уровне абстрагирования, а иногда по сути выходят далеко за рамки практического использования. Это, к примеру, появление понятия нуля, сложнейшие математические операции и точнейшие астрономические наблюдения. Во многих древних культурах сформировались оригинальные философские системы, перешагнувшие впоследствии временные и пространственные рамки.

Духовная культура древности определяется другой значительной характеристикой - возникновением письменности. Древняя письменность представляла собой пиктографическое или иероглифическое письмо . На базе древнего рисуночного письма постепенно развивалось слоговое, фонетическое письмо. Клинопись Древней Месопотамии тоже сформировалась из более древнего рисуночного письма. Несмотря на то что первоначально письменность возникла для решения практических задач - первые тексты носят ʼʼхозяйственныйʼʼ характер, - очень скоро письменность включилась в общий контекст культуры. Появились священные книги, первые образцы словесного творчества. Но этим не исчерпывается роль письменности в древних культурах: она открыла перед человеком новые возможности. Появились новые способы хранения и передачи информации. Все большую роль в культуре древности начинало играть фиксированное начало, и это меняло знаковую структуру культуры. Впрочем, хранение и передача информации устной коллективной памятью, традицией продолжали играть в древних культурах важную роль.

Формирование художественной деятельности древности происходило постепенно - отдельные ее виды выделялись на базе ремесел. Появились люди, обладающие специальными навыками художественной деятельности. Так складывалось ювелирное дело на базе кузнечного ремесла, так из среды писцов произошли первые профессиональные литераторы. На смену первобытному синкретизму приходила таким образом профессионализация и специализация художественной деятельности.

Мифология и ритуал явились почвой для развития отдельных видов искусства. На базе мифа формировался эпос, в котором слово утрачивало свою магическую функцию, исчезала и присущая мифу цикличность, персонажи становилась менее загадочны, более предсказуемы и схематичны. Изобразительное искусство, тоже выросшее из мифа и ритуала, оставалось главным образом в кругу мифологических тем и сюжетов, но в этих рамках всœе больше внимания уделялось реальной ʼʼземнойʼʼ жизни человека, его занятиям, предметному миру, который его окружал. Архитектура - и дворцовая, и храмовая, - довольно быстро пройдя путь от простейших форм к более сложным, оставалась затем в рамках сформировавшихся художественных принципов достаточно долго - на протяжении столетий и даже тысячелœетий.

Говоря о древнем искусстве, мы имеем в виду прежде всœего искусство изобразительное, это единственный вид искусства, о котором мы можем составить сколько-нибудь полное представление благодаря сохранности памятников. Литература представлена несравненно фрагментарнее, к тому же сложно судить, насколько типичны для своего времени дошедшие до нас памятники древневосточной литературы, в какой степени они отражают ситуацию, сложившуюся в словесном творчестве. Вместе с тем, большая часть текстов основывалась на длительной устной традиции, которая существенно меняла первоначальный облик произведения словесного творчества. По этой причине древние литературные произведения представляют из себясоединœения фрагментов, созданных в разное время. Нельзя упускать из виду и то, что в основном эти тексты носили сакральный характер, ᴛ.ᴇ. не являлись литературой в полном смысле слова. О музыкальном и танцевальном искусстве мы можем сказать только то, что они существовали - известны изображения музыкантов и танцовщиц, обнаружены музыкальные инструменты, но нет возможности представить, каковы же были древневосточные музыка и танец.

Рассматривая художественную культуру, мы обычно говорим и об архитектуре в ее неутилитарном, художественном значении. Архитектура как таковая не относится в полной мере к области искусства, она расположена на стыке культуры материальной и художественной, так же как и прикладные искусства. Тем не менее ряд памятников зодчества и художественного ремесла - это подлинные произведения искусства, и их нельзя обойти вниманием при анализе художественной культуры. Это тем более важно при изучении ранних периодов истории культуры, так как обычно архитектура и декоративно-прикладные искусства представлены сравнительно полно и во многом помогают представить художественные идеи какой-либо эпохи, какой-либо культуры.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, анализ древневосточного искусства основывается главным образом на изучении изобразительного искусства, архитектуры и декоративно-прикладных искусств.

Одно из наиболее важных качеств древнего искусства - его каноничность. Формирование художественной деятельности сопровождалось созданием четких правил, по которым создавались произведения искусства, и отбором сюжетов, достойных изображения, главным образом они связаны с религией - мифологией и ритуалом - и деяниями правителœей.

Та картина мира, которая возникала в произведениях искусстве древности, как на фундамент опиралась на содержательные и изобразительные каноны, их можно считать основными принципами создания художественной реальности в искусстве ранних цивилизаций. Художественная реальность древнего искусства была довольно замкнутым миром, основы этого мира оставались практически неизменными на протяжении столетий.

Существенной особенностью искусства древнего мира была его утилитарность, особого рода прагматизм. Все то. что мы сейчас рассматриваем как произведения искусства, имело утилитарное, практическое назначение или носило религиозный, магический характер. Размещено на реф.рфСоответственно и художественная деятельность не приобрела вполне самостоятельный статус, она была соединœена с деятельностью религиозной и производственной, а создатели произведений искусств были жрецами или государственными чиновниками. Синкретизм первобытной культуры и, в частности, существование искусства в рамках этого сложного единства, неотделœенность искусства от других областей культуры - всœе это оказало решающее влияние на искусство древности, определило его двойственную природу. С одной стороны, искусство опиралось на специальные принципы создания художественной реальности, отличной от окружающего человека мира. С другой стороны, ни одно произведение искусства не создавалось как нечто самоценное, всœе произведения искусства древности должны были решать какие-то производственные или религиозные задачи.

И духовная, и художественная культура древнего мира были ориентированы на повторимость, воспроизведение одних и тех же сюжетов по определœенным правилам. Авторитет традиции, следование канонам и обычаям привели к значительной культурной устойчивости: почти не изменяясь, древние культуры просуществовали столетия и даже тысячелœетия.

referatwork.ru

Особенности интимной жизни людей Древнего мира

Просматривая современные сериалы про древних греков и римлян, можно отметить наличие в них множества интимных сцен, часто с участием десятков обнаженных женщин. Из-за этих оргии Древний мир многие представляют как клоаку похоти и разврата. Но так ли это обстояло на самом деле.

В античные времена не хватало научных знаний, и у людей не откуда было ждать помощи в вопросах контрацепции и нежелательной беременности. Многие из используемых методов оказывались неэффективными. Те же, которые работали, были очень опасными и часто приводили к летальному исходу. Какими же были последствия от занятий сексом в эпоху античности?

Бронников Ф.А. Частные бани в Помпее.

О половых инфекциях в те времена известно мало. При упоминаниях в литературных источниках они, как правило, сопровождаются насмешками. Так, генитальные бородавки римские поэты называли фигами (инжир). В одном из стихотворений поэт Марк Валерий Марциал описывает человека, который стал несчастливым обладателем целого «сада фиговых деревьев». За ассоциации с распущенностью, ЗППП назывались indecens morbus, или «неприличные болезни».

Хотя древние римляне мало знали об инфекционных заболеваниях, они догадывались о связи между сексом и болезнью. По словам римского поэта Катулла, даже запах тела может передаваться половым путем.

Группа врачей из греческой рукописи Венский Диоскорид. Одна из надписей упоминает гонорею.

Настенная живопись в Лупанарии – борделе в городе Помпеи.

Для большинства людей в Древнем мире главной причиной для секса было зачатие детей. Они обеспечивали родителям определенный статус в греческом и римском обществе, а также становились наследниками. Но для некоторых взрослых беременность становилась также возможностью для развлечений на стороне. Юлия, дочь императора Августа, шутила, что ее «интересное положение» позволяет ей спать не только с мужем, но и с другими мужчинами.

Греческая ваза с интимными картинками.

Тем не менее, учитывая состояние медицины в то время, роды было смертельной опасностью для женщины. Описание ухода за роженицами Плиния Старшего не внушает доверия современным акушерам. Знаменитый историограф утверждал, что девочки появляются на свет труднее, чем мальчики. Чтобы ускорить роды, он предлагал положить на роженицу правую лапку гиены. Также рекомендовалось пить смесь гусиных выделений с водой. В качестве болеутоляющего Плиний Старший советовал принимать варево из помета свиноматки, смешанного с медовым вином.

В римской бане.

Изображение врача на греческой вазе.

Однако не все люди желали детей. Женщины, занятые проституцией, вероятно, не хотели бы их вовсе. Учитывая высокую смертность от последствий абортов, противозачаточные средства пользовались успехом.

Некоторые из этих методов довольно эффективные, другие – бесполезные совсем. В своем трактате «О природе женщины», знаменитый греческий врач Гиппократ предлагает оральные контрацептивы, содержащие медь. В наши дни медь действительно применяется для предотвращения беременности.

Обнаженная женщина на греческом блюде.

Дополнительные полезные советы можно найти у греческого автора Сорануса. Он написал трактат «Гинекология», который охватывает многие акушерские вопросы. Его рецепты оральных контрацептивов включают такие ингредиенты, как рута и гранатовая кожура.

Фрагмент гравюры на дереве, на которой изображены древние травники Соранус и Антониус Муса.

К сожалению людей античности, многие из контрацептивов были неэффективными и даже опасным. Во II веке римский автор Плиний заявил, что если переступить через гадюку, то можно спровоцировать выкидыш. Соранус, в дополнение к уже известным советам, предложил вагинальный суппозиторий, состоящий из свинца и старого оливкового масла, которые запирали каналы и не пропускали сперму. Вполне возможно, что этот метод предотвратил бы беременность, но токсичность свинца крайне опасна для самой женщины.

Любовная сцена, изображена на греческом блюде.

Соранус также является автором нескольких забавных советов по контрацепции. Так, «во время полового акта, в критический момент коитуса, женщина должна задержать дыхание и отодвинуться прочь так, чтобы семя не попало слишком глубоко. Затем, сразу встав и присев, она должна заставить себя чихать. Для этого даже можно выпить что-нибудь холодное».

Фрагмент изображения древнегреческой керамики.

Эти рекомендации древних врачей показывают, как мало люди знали о сексе и его последствиях. В настоящее время секс кажется гораздо более приятным и безопасным, чем это было 2000 лет назад.

pics.ru


Смотрите также