Древний мир древний восток. Лекция: История Древнего мира: предмет изучения. Древний Восток и Античность.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древний восток и античный мир. Древний мир древний восток


Древний восток и античный мир

§ 1. ДРЕВНИЙ ВОСТОК И АНТИЧНЫЙ МИР

Начало преобразования человеком природы. Первыми занятиями человека, выделившегося из животного мира, были охота и собирательство. Миллионы лет люди пользовались только тем, что давала им окружающая среда. При этом каждый шаг по расширению освоенной человеком территории требовал каждодневных усилий многих поколений. Любой такой шаг — изготовление и совершенствование орудий труда, овладение огнем, изобретение лука и стрел, начало строительства жилищ, изобретение лодки — позволял нашим древним предкам решительно двигаться по пути освоения мира природы.

Важнейшим этапом в развитии человеческого общества явилось возникновение земледелия и скотоводства. Первые земледельцы появились около 10 тыс. лет назад в плодороднейших областях Ближнего Востока. Сначала люди выращивали пшеницу и ячмень. Небольшое, регулярно орошаемое поле обеспечивало большую часть потребностей людей в пище. Одомашнивание диких животных дало человеку возможность производить молоко и мясо. У тех племен, которые освоили земледелие и скотоводство, охота и собирательство стали подсобным занятием. Качественные перемены в хозяйственной жизни позволили людям достичь относительного достатка.

Теперь человек не только присваивал то, что давала ему природа, но и производил необходимую пищу и вещи (шерстяную и кожаную одежду, керамическую посуду). При этом люди постепенно изменяли природную среду, создавая новую, рукотворную. Она включала пашни и пастбища, зернохранилища и загоны для скота. Переход от присей-икающего хозяйства к производящему осуществился в VIII—VII тыс. до новой эры, в эпоху неолита, и получил название неолитической революции. В этот период человек расселился по всему земному шару.

Ранние цивилизации. Занятие земледелием повлекло за собой переход к оседлому образу жизни. Возникла необходимость в новых, более сложных формах организации общества. Вождю племени теперь нужно было больше знаний и умений, чтобы организовать коллективный труд своих соплеменников.

Развитие производства, рост производительности труда вели к появлению излишков продуктов. Одни племена занимались преимущественно земледелием, другие — скотоводством, третьи — охотой. Благодаря этому появились населенные пункты, ставшие центрами обмена и торговли между племенами. Ими становились, как правило, поселения земледельцев. Многолюдный земледельческий поселок, окруженный оградои, со временем превращался в город. Самые первые города появились на Ближнем Востоке и в Малой Азии.

Изменения в жизни людей, связанные с переходом к производящему хозяйству, ускорили культурное развитие общества. Различные виды хозяйственных занятий, свойственные племенам земледельцев, скотоводов, охотников и собирателей, формировали в них отличные друг от друга культуры. Таким образом, постепенно складывались предпосылки возникновения ранних цивилизаций. Их нередко называют «речными», так как они возникли в долинах великих рек Африки и Азии. В У-1У тыс. до н.э. очаги цивилизации появились на берегах Тигра и Евфрата (здесь впоследствии существовали несколько сменявших друг друга цивилизаций — шумеро-аккадская, ассирийская, вавилонская) и в долине реки Нил. Несколько позднее — в III—II тыс. до н.э. — в долине реки Инд зародилась индийская, а во II тыс. до н.э. — китайская (в долине реки Хуанхэ) цивилизация.

В речных долинах развивалось ирригационное земледелие. Река не только позволяла орошать посевы, но и повышала плодородие почвы. Ил, остающийся на полях после разлива реки, служил питательным веществом для роста растений. В долине Нила почва после разлива становилась настолько мягкой, что не требовала никакой обработки. Земледельцы просто бросали зерно в илистый грунт, а затем пускали скот, который втаптывал семена в эту плодородную почву. Даже без особых затрат труда земля давала хороший урожай. Государство на Востоке. Создание и использование системы ирригационных сооружений, регулирование потока воды, подаваемой на поля, строительство оборонительных укреплений требовали коллективных усилий многих людей. Один вождь не мог справиться с организацией подобных работ, ему нужен был аппарат управления и многочисленные помощники: стражники, учетчики, писцы и т.д. Из этих людей формировались правящие группы, объединенные общим интересом. На содержание аппарата управления тратилась часть общественного достояния, созданного трудом массы общинников. По мере того как этот аппарат отделялся от общества, возникали ранние государства. Города-государства Ур, Урук, Лагаш и др., возникшие в Междуречье, представляли собой укрепленные центры земледельческой территории.

История древневосточных обществ — это история создания, существования, а затем и распада централизованных монархий. В долине Нила в конце IV тыс. до н. э. фараон Мина объединил все области Египта. Земли южного Междуречья в XXVII веке до н. э. подчинил своей власти правитель Аккада Саргон Древний. В Китае единое централизованное государство было создано в конце III в. до н.э. императором Цинь Шихуанди.

Постепенно на Востоке сложилась особая форма государства — деспотия, где власть и собственность были неразделимы. Правитель, обладавший абсолютной властью, являлся и верховным собственником всей земли. Права правителя на все подвластные ему земли закреплялись законами, религиозными традициями и обычаями. В древневосточных государствах практически не существовало частной, собственности. Знатному человеку по наследству передавалась государственная должность с соответствующими, закрепленными за ней правами и привилегиями (включая и получение продуктов с определенных земель).

В условиях деспотии происходило обожествление правителя. Египетский фараон считался воплощением одного из главных богов, а китайского императора титуловали не иначе как Сын Неба, признавая за ним божественное происхождение.

В древневосточных деспотиях формировался централизованный аппарат управления, который контролировал всю жизнь страны. Законы и традиции определяли место каждого социального слоя (и человека, к нему относящегося) внутри своеобразной социальной пирамиды. На вершине этой пирамиды находился правитель. Степень близости к нему определяла положение, обязанности, права и привилегии чиновников. Основная масса населения доступа к власти не имела.

Наследием древневосточных обществ, ставшим частью современной цивилизации, являются двенадцатиричная система счета (60 минут, 180 градусов, 24 часа), многие гениальные изобретения (колесо, гончарный круг, монета, шахматы, бумага, компас). В странах Древнего Востока начали строить глинобитные дома, здесь появились величайшие архитектурные сооружения (пирамиды, зиккурат и т.п.), литературные памятники (многие из них были использованы при создании Библии).

Возникновение античной цивилизации. Античная цивилизация сформировалась в Средиземноморье. Первоначально в Греции и Италии возникли государства (Крит, Микены и другие), схожие с древнейшими царствами Востока. Имена легендарных правителей крито-микенской Греции, считавшихся потомками богов, известны нам из древнегреческих мифов — Минос, Агамемнон, Одиссей. В конце II тыс. до н.э. крито-микенская цивилизация была разрушена вторгшимися на Балканский полуостров племенами греков-дорийцев.

Новые государства, возникшие на территории Греции в VIII-VII вв. до н.э., были полисами — городами-государствами. Позднее происходило становление полисов в Италии. Важную роль в экономической жизни античного полиса играли ремесленники и торговцы. Здесь, в отличие от стран Востока, власть не была сконцентрирована только в руках землевладельческой знати. А значит, не было условий для возникновения деспотии. Верховная власть в полисе принадлежала народному собранию, в котором могли участвовать все полноправные граждане. Собрание принимало законы, избирало правителей, заключало мир или объявляло войну. Хотя решающее слово в большинстве полисов принадлежало родовой знати, простые граждане также могли влиять на принятие важнейших государственных решений.

Земля полиса делилась на общественную и частную, принадлежавшую отдельным гражданам. Ими являлись мужчины — полноправные собственники: крестьяне, владевшие землей; ремесленники, имевшие мастерскую; мореходы, располагавшие кораблями и товарами. Полис защищал интересы своих граждан, но и за ними были закреплены определенные обязанности. Первейшей из них было участие в войнах, которые вел полис. Для граждан государство не было стоящей над обществом силой, защищавшей интересы лишь небольшой группы людей — царя и его вельмож. Поэтому главной ценностью для жителя полиса являлось благополучие не только семьи, но и родного города.

Аристократия и демократия в античных полисах.

Александр Македонский. Античная скульптура

В античном полисе более богатые и знатные граждане должны были нести и большие затраты. Они уплачивали в казну крупные суммы, снаряжали за свой счет боевые корабли, являлись на войну в более дорогом и тяжелом вооружении. Большие обязанности давали гражданину и большие возможности в управлении государством. Знатные люди избирались военачальниками, судьями, занимали другие важнейшие должности. Подобная аристократическая форма правления существовала в большинстве полисов античного мира. Однако везде — в большей или меньшей степени — власть землевладельческой аристократии оспаривалась представителями демоса — торговцами и ремесленниками.

В Афинах благодаря деятельности Солона, Перикла и других политиков, защищавших интересы демоса, строй постепенно изменялся в сторону демократии. Важную роль в становлении афинской демократии сыграл успех греков в борьбе с Персидской державой. Победы в греко-персидских войнах (500-449 гг. до н. э.) не только свидетельствовали о превосходстве свободных граждан греческих городов-государств над мощной восточной деспотией, они также укрепляли демократические элементы полиса.

В середине V в. до н. э. в Афинах сложился государственный строй, для которого были характерны такие черты, как власть граждан, осуществляемая через народное собрание, выборность должностных лиц, оплата их деятельности.

Эллинизм: государство и общество. Постоянная борьба за первенство между двумя важнейшими полисами — демократическими Афинами и аристократической Спартой — в конце концов ослабила Грецию и сделала возможным ее подчинение северному соседу — Македонии. Объединение экономических ресурсов и воинских сил полисов Греции и Македонии позволило великому завоевателю Александру Македонскому присоединить к своему царству обширные владения разгромленного им Персидского государства. Держава Македонского распалась сразу же после его смерти (323 г. до н.э.), дав начало почти двухвековому существованию эллинистических государств.

Во главе эллинистических государств стали полководцы Александра, объявившие себя царями. Они опирались на армию, состоявшую из македонян и греков, на чиновников, многие из которых были не эллинами, а выходцами из среды покоренных народов. Представители эллинской правящей элиты оказались «встроенными» в систему отношений власти и собственности, которая издавна существовала на Востоке. Через одно-два поколения они мало чем отличались от восточных вельмож. Города эллинистического Востока превращались в центры греческой культуры. Местное население постепенно заимствовало язык, обычаи и культуру греков. В свою очередь, греки, оказавшиеся на Востоке, перенимали его достижения. Возник син тез культур и цивилизаций Древнего Востока и Древней Греции. Римский мир Средиземноморья. В полисах Италии безраздельно господствовала землевладельческая аристократия. Одному из них — Риму, возникшему, по преданию, в 753 году до н.э. — суждено было стать господином Средиземноморья. Первые два с половиной века своей истории Рим управлялся царями. Установившееся после падения царской власти республиканское правление соединило в себе черты монархической (единоначалие консулов), аристократической (власть сената) и демократической (народное собрание) форм правления. Длительная борьба между патрициями и плебеями закончилась установлением гражданского равноправия. В результате все римские граждане несли обязанности и пользовались правами. Храбрость, дисциплинированность и организованность воинов, таланты военачальников позволили Риму сначала стать владыкой Италии, а затем и всего Средиземноморья.

В огромном Римском государстве рабский труд являлся основой экономики. Труд свободных собственников — крестьян и ремесленников — утратил ведущую роль в жизни римского полиса. Об этом свидетельствовали острые социально-политические конфликты и граж данские войны, полыхавшие в Римском государстве.

Для управления завоеванными странами была необходима сильная централизованная власть. С многочисленными проблемами гигантской державы мог справиться только единоличный правитель. С конца I в. до н. э. мир Средиземноморья управлялся императорами — пожизненными военными диктаторами, обладавшими всей полнотой административной и судебной власти.

Покорив многие народы, римляне познакомили их со своим образом жизни. Жители подчиненных Римом стран, прежде всего горожане, были романизированы. Вне зависимости от того, к какому народу они принадлежали, они одевались как римляне, говорили на латинском языке. В начале III в. жители провинций получили права римского гражданства. Теперь все свободные жители империи стали гражданами государства. Римские законы защищали права и собственность гражданина независимо от того, где он родился и какое положение в обществе занимал.

В эпоху наибольшего расширения Римской империи ее население составляло 27 млн. человек. Провинции государства, расположенного в трех частях света, были соединены друг с другом великолепными дорогами. Единство империи поддерживали и купцы, доставлявшие свои товары в самые удаленные ее уголки.

e.120-bal.ru

Trojden | Древний Восток и античный мир: Клоков В. А.

ВВЕДЕНИЕ

Дорогие старшеклассники!

У вас в руках учебник по всемирной истории, в котором отражены основные этапы, процессы, события как истории нашего Отечества, так и зарубежных стран. Этим он отличается от тех учебников, которыми вы пользовались в предшествующих классах. Но такое объединение не носит формального характера. Оно позволяет более целостно представить основные тенденции мирового общественного развития, начиная с древнейших времен до конца XIX в., осмыслить тот путь, которым шло человечество от первых государств — так называемых восточных деспотий, возникших тысячелетия назад в долинах великих рек, до первых правовых государств современного типа, от общества, в котором рабство считалось нормальным явлением, до возникновения гражданского общества Нового времени с его признанием демократии и прав личности как высших цивилизационных ценностей. При таком подходе, естественно, главное внимание уделяется развитию европейского региона, определившего в ходе истории вектор прогресса не только экономического, но и политического.

Еще одним основанием для избранного в учебнике подхода к всемирной истории являются как географическое положение нашей страны, так и ее исторические взаимосвязи и ориентации. С этой точки зрения Россия в первую очередь входила в круг европейских государств, хотя в немалой степени в отдельные периоды своей истории геополитически зависела и от экспансии восточных держав (Хазарии, Золотой Орды, Османской империи). В то же время учебник нацеливает на осмысление экономических, политических и цивилизационных особенностей России в сравнении и с Западом, и с Востоком. Знание прошлого своей Родины особенно необходимо каждому гражданину Российской Федерации, и поэтому материал по отечественной истории занимает столь большое место в учебнике. Таким образом, сравнительно-историческая направленность учебника имеет две точки отсчета: Россию и мировой исторический процесс.

В отличие от прежних учебников, в этом исторический материал дается более обобщенно. Возвращение к ранее изученному не требует повторного подробного описания знакомых событий, например Ледового побоища или Полтавской битвы. Подобные события лишь упоминаются, зато на первый план выступает анализ исторических ситуаций и причинно-следственных связей. Вновь вводимые в учебный курс факты призваны расширить ваш кругозор, но в значительной своей части в учебнике использован знакомый вам материал, который чаще всего предстает в преобразованном, то есть включенном в новые логические связи, виде.

Готовясь к уроку, внимательно изучите текст параграфа, познакомьтесь с имеющимися документами и иллюстрациями, найдите географические названия на карте. Только в этом случае можно считать, что вы знаете учебный материал. Уделите особое внимание выявлению причинно-следственных связей, а также работе со словарем, содержащим исторические понятия (в тексте они выделены курсивом). Знакомство с учебником научит вас осмысливать и анализировать события прошлого, подбирать ключ к объяснению многих современных проблем.

Труд ремесленников. Рисунок в древнеегипетской гробнице

Начало преобразования человеком природы. Первыми занятиями человека, выделившегося из животного мира, были охота и собирательство. Миллионы лет люди пользовались только тем, что давала им окружающая среда. При этом каждый шаг по расширению освоенной человеком территории требовал каждодневных усилий многих поколений. Любой такой шаг — изготовление и совершенствование орудий труда, овладение огнем, изобретение лука и стрел, начало строительства жилищ, изобретение лодки — позволял нашим древним предкам решительно двигаться по пути освоения мира природы.

Важнейшим этапом в развитии человеческого общества явилось возникновение земледелия и скотоводства. Первые земледельцы появились около 10 тыс. лет назад в плодороднейших областях Ближнего Востока. Сначала люди выращивали пшеницу и ячмень. Небольшое, регулярно орошаемое поле обеспечивало большую часть потребностей людей в пище. Одомашнивание диких животных дало человеку возможность получать молоко и мясо. У племен, которые освоили земледелие и скотоводство, охота и собирательство стали подсобным занятием. Качественные перемены в хозяйственной жизни позволили людям достичь относительного достатка.

Наскальные рисунки из пещеры Ласко во Франции. XV-X тыс. до н. э.

Теперь человек не только присваивал то, что давала ему природа, но и производил необходимую пищу и вещи (шерстяную и кожаную одежду, керамическую посуду). При этом люди постепенно изменяли природную среду, создавая новую, рукотворную. Она включала пашни и пастбища, зернохранилища и загоны для скота. Переход от присваивающего хозяйства к производящему осуществился в VIII—VII тыс. до н. э., в эпоху неолита, и получил название неолитической революции. В этот период человек расселился по всему земному шару.

Ранние цивилизации. Занятие земледелием повлекло за собой переход к оседлому образу жизни. Возникла необходимость в новых, более сложных формах организации общества. Вождю племени теперь требовалось больше знаний и умений, чтобы организовать коллективный труд своих соплеменников.

Развитие производства, рост производительности труда вели к появлению излишков продуктов. Одни племена занимались преимущественно земледелием, другие — скотоводством, третьи — охотой. Благодаря этому появились населенные пункты, ставшие центрами обмена и торговли между племенами. Ими становились, как правило, поселения земледельцев. Многолюдный земледельческий поселок, окруженный оградой, со временем превращался в город. Самые первые города появились на Ближнем Востоке и в Малой Азии.

Изменения в жизни людей, связанные с переходом к производящему хозяйству, ускорили культурное развитие общества. Различные виды хозяйственных занятий, свойственные племенам земледельцев, скотоводов, охотников и собирателей, формировали отличные друг от друга культуры. Таким образом, постепенно складывались предпосылки возникновения ранних цивилизаций. Их нередко называют «речными», так как они возникли в долинах великих рек Африки и Азии. В V—IV тыс. до н. э. очаги цивилизации появились на берегах Тигра и Евфрата (здесь впоследствии существовали несколько сменявших друг друга цивилизаций — шумеро-аккадская, ассирийская, вавилонская) и в долине реки Нил. Несколько позднее — в III—II тыс. до н. э. — в долине реки Инд зародилась индийская, а во II тыс. до н. э. — китайская (в долине реки Хуанхэ) цивилизация.

В речных долинах развивалось ирригационное земледелие. Река не только позволяла орошать посевы, но и повышала плодородие почвы. Ил, остающийся на полях после разлива реки, служил питательным веществом для роста растений. В долине Нила почва после разлива становилась настолько мягкой, что не требовала никакой обработки. Земледельцы просто бросали зерно в илистый грунт, а затем пускали скот, который втаптывал семена в эту плодородную почву. Даже без особого труда земля давала хороший урожай.

Государство на Востоке. Создание и использование системы ирригационных сооружений, регулирование потока воды, подаваемой на поля, строительство оборонительных укреплений требовали коллективных усилий многих людей. Один вождь не мог справиться с организацией подобных работ, ему нужен был аппарат управления и многочисленные помощники: стражники, учетчики, писцы и т. д. Из этих людей формировались правящие группы, объединенные общим интересом. На содержание аппарата управления тратилась часть общественного достояния, созданного трудом массы общинников. По мере того как этот аппарат отделялся от общества, возникали ранние государства. Города-государства Ур, Урук, Лагаш и др., возникшие в Междуречье, представляли собой укрепленные центры земледельческой территории.

История древневосточных обществ — это история создания, существования, а затем и распада централизованных монархий. В долине Нила в конце IV тыс. до н. э. фараон Мина объединил все области Египта. Земли южного Междуречья в XXVII в. до н. э. подчинил своей власти правитель Аккада Саргон Древний. В Китае единое централизованное государство было создано в конце III в. до н. э. императором Цинь Шихуанди.

Постепенно на Востоке сложилась особая форма государства — деспотия, где власть и собственность были неразделимы. Правитель, обладавший абсолютной властью, являлся и верховным собственником всей земли. Права правителя на все подвластные ему земли закреплялись законами, религиозными традициями и обычаями. В древневосточных государствах практически не существовало частной собственности. Знатному человеку по наследству передавалась государственная должность с соответствующими закрепленными за ней правами и привилегиями (включая и получение продуктов с определенных земель).

В условиях деспотии происходило обожествление правителя. Египетский фараон считался воплощением одного из главных богов, а китайского императора титуловали не иначе как Сын Неба, признавая за ним божественное происхождение.

В древневосточных деспотиях формировался централизованный аппарат управления, который контролировал всю жизнь страны. Законы и традиции определяли место каждого социального слоя (и человека, к нему относящегося) внутри своеобразной социальной пирамиды. На вершине этой пирамиды находился правитель. Степень близости к нему определяла положение, обязанности, права и привилегии чиновников. Основная масса населения доступа к власти не имела.

Наследием древневосточных обществ, ставшим частью современной цивилизации, являются двенадцатиричная система счета (60 минут, 180 градусов, 24 часа), многие гениальные изобретения (колесо, гончарный круг, монета, шахматы, бумага, компас). В странах Древнего Востока начали строить глинобитные дома, здесь появились величайшие архитектурные сооружения (пирамида, зиккурат и т. п.), литературные памятники (многие из них были использованы при создании Библии).

Возникновение античной цивилизации. Античная цивилизация сформировалась в Средиземноморье. Первоначально в Греции и Италии возникли государства (Крит, Микены и др.), схожие с древнейшими царствами Востока. Имена легендарных правителей крито-микенской Греции, считавшихся потомками богов, известны нам из древнегреческих мифов — Минос, Агамемнон, Одиссей. В конце II тыс. до н. э. крито-микенская цивилизация была разрушена вторгшимися на Балканский полуостров племенами греков-дорийцев.

Храм Парфенон в Афинах. V в. до н. э.

Новые государства, возникшие на территории Греции в VIII— VII вв. до н. э., были полисами — городами-государствами. Позднее произошло становление полисов в Италии. Важную роль в экономической жизни античного полиса играли ремесленники и торговцы. Здесь, в отличие от стран Востока, власть не была сконцентрирована только в руках землевладельческой знати. А значит, не было условий для возникновения деспотии. Верховная власть в полисе принадлежала народному собранию, в котором могли участвовать все полноправные граждане. Собрание принимало законы, избирало правителей, заключало мир или объявляло войну. Хотя решающее слово в большинстве полисов принадлежало родовой знати, простые граждане также могли влиять на принятие важнейших государственных решений.

Земля полиса делилась на общественную и частную, принадлежавшую отдельным гражданам. Ими являлись мужчины — полноправные собственники: крестьяне, владевшие землей; ремесленники, имевшие мастерскую; мореходы, располагавшие кораблями и товарами. Полис защищал интересы своих граждан, но и за ними были закреплены определенные обязанности. Первейшей из них было участие в войнах, которые вел полис. Для граждан государство не было стоящей над обществом силой, защищавшей интересы лишь небольшой группы людей — царя и его вельмож. Поэтому главной ценностью для жителя полиса являлось благополучие не только семьи, но и родного города.

Александр Македонский. Античная скульптура

Аристократия и демократия в античных полисах. В античном полисе более богатые и знатные граждане должны были нести и большие затраты. Они уплачивали в казну крупные суммы, снаряжали за свой счет боевые корабли, являлись на войну в более дорогом и тяжелом вооружении. Большие обязанности давали гражданину и большие возможности в управлении государством. Знатных людей избирали военачальниками, судьями, они назначались на другие важнейшие должности. Подобная аристократическая форма правления сущест

trojden.com

Древний Восток и античный мир

Просмотр содержимого документа «Древний Восток и античный мир»

Древний Восток и античный мир

Древний Восток и античный мир

Цели урока: Дать сравнительные характеристики присваивающему и производящим хозяйствам Раскрыть сущность и последствия неолитической революции VIII – VII тыс. до н.э. Выявить факторы, определившие места возникновения ранних цивилизаций и причины образования древнейших государств на Востоке Проанализировать особенности полисной системы государств (в Греции и Италии) Охарактеризовать историческую эпоху эллинизма Провести сравнительный анализ взаимоотношения человека и государства в восточных деспотиях и полисах Греко-римского мира.

Цели урока:

  • Дать сравнительные характеристики присваивающему и производящим хозяйствам
  • Раскрыть сущность и последствия неолитической революции VIII – VII тыс. до н.э.
  • Выявить факторы, определившие места возникновения ранних цивилизаций и причины образования древнейших государств на Востоке
  • Проанализировать особенности полисной системы государств (в Греции и Италии)
  • Охарактеризовать историческую эпоху эллинизма
  • Провести сравнительный анализ взаимоотношения человека и государства в восточных деспотиях и полисах Греко-римского мира.
Присваивающее хозяйство Производящее хозяйство Неолитическая революция Ирригационное земледелие Монархия Централизованное государство Деспотия Частная собственность Привилегии Полис Демократия эллинизм
  • Присваивающее хозяйство
  • Производящее хозяйство
  • Неолитическая революция
  • Ирригационное земледелие
  • Монархия
  • Централизованное государство
  • Деспотия
  • Частная собственность
  • Привилегии
  • Полис
  • Демократия
  • эллинизм
Даты: VIII-VII тыс. до н.э. – неолитическая революция V-II тыс. до н.э. – зарождение ранних цивилизаций 753 г. до н.э. основание Рима (согласно легенде)

Даты:

VIII-VII тыс. до н.э. – неолитическая революция

V-II тыс. до н.э. – зарождение ранних цивилизаций

753 г. до н.э. основание Рима (согласно легенде)

 Около 4 миллионов лет назад от человекообразных обезьян в Африке произошли гоминиды, которые ходили только на двух ногах. Хождение на двух ногах способствовало координации движений рук и глаз и развитию головного мозга. Так возникла человеческая триба Hominini. К ее старейшим представителям, очевидно, относится род Australopithecus. Около 1 млн. лет назад люди овладели мощной силой природы - огнем. Приблизительно 40 тыс. лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени. Ученые называет его
  • Около 4 миллионов лет назад от человекообразных обезьян в Африке произошли гоминиды, которые ходили только на двух ногах.

Хождение на двух ногах способствовало координации движений рук и глаз и развитию головного мозга. Так возникла человеческая триба Hominini. К ее старейшим представителям, очевидно, относится род Australopithecus.

  • Около 1 млн. лет назад люди овладели мощной силой природы - огнем.
  • Приблизительно 40 тыс. лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени. Ученые называет его "человеком разумным".
Первобытно-общинный строй 3 – 5 млн. лет назад – IV тыс. до н. э. Каменный век Бронзовый век Железный век

Первобытно-общинный строй

3 – 5 млн. лет назад – IV тыс. до н. э.

Каменный

век

Бронзовый

век

Железный

век

Начало истории цивилизаций учёные связывают с неолитической революцией. Почему изменения в жизни человечества в этот период характеризуется как «революция»? Почему неолитическая революция привела к возникновению ранних цивилизаций? Постройте логическую цепочку (причинно-следственные связи), отразив переход к земледелию и скотоводству и возникновение первых древнейших цивилизаций. Почему первые древнейшие цивилизации учёные называют «речными»? Какие причины привели к возникновению государств на Востоке?(дайте определение понятию «государство» и выделите из текста учебника основные признаки государства). Сравните государство на Востоке и античной цивилизации. Какие главные их отличия вы бы отметили? Сопоставьте взаимоотношения государства и человека в древневосточных обществах и полисах греко-римского мира.
  • Начало истории цивилизаций учёные связывают с неолитической революцией. Почему изменения в жизни человечества в этот период характеризуется как «революция»?
  • Почему неолитическая революция привела к возникновению ранних цивилизаций? Постройте логическую цепочку (причинно-следственные связи), отразив переход к земледелию и скотоводству и возникновение первых древнейших цивилизаций.
  • Почему первые древнейшие цивилизации учёные называют «речными»?
  • Какие причины привели к возникновению государств на Востоке?(дайте определение понятию «государство» и выделите из текста учебника основные признаки государства).
  • Сравните государство на Востоке и античной цивилизации. Какие главные их отличия вы бы отметили?
  • Сопоставьте взаимоотношения государства и человека в древневосточных обществах и полисах греко-римского мира.
С помощью археологических раскопок было установлено, что первым животным, которое сопровождало человека, была собака, вторым – коза, а третьим домашним животным стала кошка. Какое из указанных животных было приручено для присваивающего хозяйства, а какое – для производящего? Как вы думаете, с чем связано приручение кошки?

С помощью археологических раскопок было установлено, что первым

животным, которое сопровождало человека, была собака, вторым –

коза, а третьим домашним животным стала кошка. Какое из указанных

животных было приручено для присваивающего хозяйства, а какое – для

производящего? Как вы думаете, с чем связано приручение кошки?

Присваивающее и производящее хозяйство Присваивающее хозяйство Производящее хозяйство Неолитическая революция VIII-VII тыс. до н.э. Основные занятия людей Основные занятия людей Взаимосвязь с природой Взаимосвязь с природой

Присваивающее и производящее хозяйство

Присваивающее

хозяйство

Производящее

хозяйство

Неолитическая

революция

VIII-VII тыс. до н.э.

Основные занятия

людей

Основные занятия

людей

Взаимосвязь с

природой

Взаимосвязь с

природой

 Одна из древнейших мировых цивилизаций зародилась в Северо-Восточной Африке, в долине Нила. Древние Египтяне именовали свою страну «Та Кемет», что означает «Чёрная земля». Какая природная особенность способствовала появлению этой древнейшей цивилизации?

Одна из древнейших мировых цивилизаций зародилась в Северо-Восточной Африке, в долине Нила. Древние Египтяне именовали свою страну «Та Кемет», что означает «Чёрная земля». Какая природная особенность способствовала появлению этой древнейшей цивилизации?

Цивилизации Древнего Востока и античная цивилизация Цивилизация Востока Античная цивилизация Форма правления Форма правления Кто является собственником земли? Кто является собственником земли? власть власть Права и обязанности Права и обязанности

Цивилизации Древнего Востока и античная цивилизация

Цивилизация Востока

Античная цивилизация

Форма правления

Форма правления

Кто является

собственником

земли?

Кто является

собственником

земли?

власть

власть

Права и обязанности

Права и обязанности

ЭЛЛИНИЗМ – ЭТО…

ЭЛЛИНИЗМ – ЭТО…

Итак, основные выводы:

Итак, основные выводы:

multiurok.ru

Лекция - История Древнего мира: предмет изучения. Древний Восток и Античность.

Древним Востоком мы называем совокупность стран, которые в древности были расположены на восток и юго-восток от греко-римского мира. Термин этот является приблизительным и условным. Грань между Востоком и античным миром не была постоянной. С одной стороны, восточные народы проникали иногда довольно далеко на запад. Так, например, финикияне, отправляясь из Восточного Средиземноморья, колонизовали на рубеже II и I тыс. до н. э. значительную часть Северной Африки и островов Западного Средиземноморья и основали в IX в. до н. э. Карфагенское государство, которое в дальнейшем расширило свою территорию до берегов Атлантического океана.

С другой стороны, греки колонизовали значительную часть побережья Малой Азии и остров Кипр, и такие важные центры, как Милет, Трапезунд и г. Саламин (на Кипре), мы будем характеризовать не в разделе Древнего Востока, а в разделе Древней Греции.

В дальнейшем в результате походов Александра Македонского сфера греческого влияния распространилась далеко на Восток, вплоть до берегов Инда. Образовавшиеся в Азии и Африке эллинистические государства невозможно изучать в отрыве от Греции. Еще позже значительные восточные территории вошли как составная часть в пределы Римской державы.

Таким образом, древневосточный и античный миры частично перекрывали друг друга, и их географическое размежевание приходится проводить для каждой эпохи по-разному.

Говоря о Востоке, мы подразумеваем страны и народы южной Азии и отчасти Северной Африки, которые были связаны (особенно на более поздних этапах) с Европой, а также Индию и Китай, которые вступили в соприкосновение с Западом гораздо позже и в древности в значительной мере развивались самостоятельно. Влияние греко-римского мира было здесь слабым и случайным.

Место Востока во всемирной истории ни в коем случае нельзя недооценивать. Именно на Востоке впервые произошло разложение первобытнообщинного строя и появились частная собственность и государственная власть. На Востоке же возникли древнейшие системы письменности.

Античный мир испытал значительное влияние Востока, хотя в дальнейшем (в силу неравномерности развития) во многих отношениях обогнал его. Поэтому не следует удивляться тому, что при изучении всемирной истории мы от первобытного общества непосредственно переходим к истории Древнего Востока.

Античность (лат. Anti quus- старинный, древний)- на рубеже 1-2 тыс до н.э. Меняется общение между государственным и частнообщинным сектором сектором в эжкономике, он главный ( в 1 тыс до н.э.- земля, обрабатываемая, принадлежащая в качестве частной собственности, отдельным гражданином, входящая в состав государства, т. е. Частным владельцем земли мог быть только свободный общинник. Но были и неполноправные люди- не имеющие права на землю. Свободные, полноправные граждане земли имели полноту политической власти- равноправные участники общинного самоуправления ( каждый имел право выбирать, избираться)- такой устрой значит, что была демократияасть демоса-свободные равноправные общинники- это греческий вариант, а в Риме была республика.

Но сохранился не только частно-общинный сектор, но и государственный. Государственная собственность на часть земли- если появлялись новые общинники, то им давали землю из резервного государственного фонда- ager publicus- общественные поля.

www.ronl.ru