Древний мир афины. РАСЦВЕТ АФИН В СЕРЕДИНЕ V ВЕКА ДО Н. Э.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

древние афины история 5 класс. Древний мир афины


Древние Афины. 100 великих городов мира [litres]

Древние Афины

Акрополь

Олива – священное для греков дерево, дерево жизни. Без него невозможно представить греческие долины, зажатые между горами и морем, да и сами каменистые склоны гор, где оливковые рощи чередуются с виноградниками. Оливы взбираются почти к самым вершинам, они господствуют и на равнинах, своей сочной зеленью скрашивая желтоватую почву. Они тесным кольцом окружают деревни и выстраиваются вдоль городских улиц. Непритязательные и жизнелюбивые, оливы уходят своими корнями не только в каменистую почву Греции, но и в причудливый мир ее мифов и легенд.

Местом рождения священного дерева считается Акрополь – холм, вокруг которого и раскинулась греческая столица. Города античного мира обычно появлялись возле высокой скалы, на ней же возводилась и цитадель (акрополь), чтобы жителям было где укрыться при нападении врагов.

Начало Афин теряется во временах баснословных. Первый царь Аттики Кекроп, прибывший в страну в 1825 году до нашей эры, построил на Акрополе крепость с царским дворцом. При Кекропе состоялся и известный спор между богом Посейдоном и богиней Афиной за обладание Аттикой. Олимпийские боги во главе с Зевсом выступали судьями в этом споре, когда Афина и Посейдон принесли свои дары городу. Ударом трезубца рассек Посейдон скалу, и из камня ударил соленый источник. Глубоко вонзила в землю свое копье Афина, и на этом месте выросла олива. Все боги поддержали Посейдона, а богини и царь Кекроп – Афину. По другому преданию, Посейдон произвел лошадь, но и она была признана для жителей Аттики менее полезной, чем оливковое дерево. Разгневанный проигрышем бог послал на равнину вокруг города огромные волны, от которых можно было укрыться только на Акрополе. За жителей заступился громовержец Зевс, да и сами горожане умилостивили Посейдона, пообещав воздвигнуть в его честь храм на мысе Сунийон, что впоследствии и сделали.

Первоначально весь город и состоял только из крепости, только потом вокруг Акрополя стали селиться люди, стекавшиеся сюда со всей Греции как в безопасное от нашествий кочевых племен место. Постепенно здесь образовались группы домов, которые затем были объединены вместе с крепостью в единый город. Предание, которому следовали и греческие историки, указывает, что произошло это в 1350 году до нашей эры, и приписывает объединение города народному герою Фезею. Афины лежали тогда в небольшой долине, окруженной цепью скалистых холмов.

Превращать Акрополь из крепости в святилище первым стал властитель-тиран Писистрат. Но он был умным человеком: придя к власти, он приказал приводить к себе во дворец всех бездельников и спрашивал их, почему они не работают. Если выяснялось, что это бедняк, у которого нет вола или семян, чтобы вспахать и засеять поле, то Писистрат давал ему все. Он считал, что безделье таит в себе угрозу заговора против его власти. Стремясь обеспечить население Афин работой, Писистрат развернул в городе большое строительство. При нем на месте царского дворца Кекропа был возведен Гекатомпедон, посвященный богине Афине. Греки так высоко почитали свою покровительницу, что отпустили на волю всех рабов, участвовавших в строительстве этого храма.

Центром Афин была Агора – рыночная площадь, где размещались не только торговые лавки; это было сердце общественной жизни Афин, здесь располагались залы для народных, военных и судебных собраний, храмы, алтари и театры. Во времена Писистрата на Агоре были воздвигнуты храмы Аполлона и Зевса Агорая, девятиструйный фонтан Эннеакрунос и алтарь Двенадцати богов, который служил прибежищем для странников.

Строительство храма Зевса Олимпийского, начатое при Писистрате, затем по многим причинам (военным, экономическим, политическим) было приостановлено. По преданию, место это с древних времен было центром, где поклонялись Зевсу Олимпийскому и Земле. Первый храм здесь был устроен еще Девкалионом – греческим Ноем, впоследствии здесь указывали гробницу Девкалиона и трещину, в которую стекала вода после потопа. Каждый год, в февральское новолуние, жители Афин бросали туда пшеничную муку, смешанную с медом, как приношение усопшим.

Храм Зевса Олимпийского начал строиться в дорическом ордере, но ни Писистрат, ни его сыновья не успели закончить его. Заготовленные для храма строительные материалы в V веке до нашей эры стали использовать для возведения городской стены. Возобновили строительство храма (уже в коринфском ордене) при сирийском царе Антиохе IV Эпифане в 175 году до нашей эры. Тогда были построены святилище и колоннада, но из-за смерти царя и на этот раз возведение храма не было завершено. Разрушение недостроенного храма было начато римским завоевателем Суллой, который в 86 году до нашей эры захватил и разграбил Афины. Он вывез[12] несколько колонн в Рим, где они украсили Капитолий. Лишь при императоре Адриане было закончено строительство этого храма – одного из самых больших сооружений античной Греции, по размерам своим равнявшегося футбольному полю.

В открытом святилище храма возвышалась колоссальная статуя Зевса, выполненная из золота и слоновой кости. Позади храма стояли четыре статуи императора Адриана, кроме того, много статуй императора стояло в ограде храма. Во время землетрясения 1852 года одна из колонн храма Зевса Олимпийского рухнула, и сейчас она лежит, распавшись на составляющие ее барабаны. К настоящему времени от 104 колонн, которые были самыми большими в Европе, осталось только пятнадцать.

Ученые предполагают, что Писистратом (или при Писистратах) был заложен и знаменитый Парфенон, впоследствии разрушенный персами. Во времена Перикла этот храм отстроили заново на основании вдвое больше прежнего. Парфенон воздвигли в 447–432 годах до нашей эры архитекторы Иктин и Калликрат. С четырех сторон его окружали стройные колоннады, а между их беломраморными стволами виднелись просветы голубого неба. Весь пронизанный светом, Парфенон кажется легким и воздушным. На его белых колоннах нет ярких рисунков, какие встречаются в египетских храмах. Только продольные желобки (каннелюры) покрывают их сверху донизу, отчего храм кажется выше и еще стройнее.

В скульптурном оформлении Парфенона участвовали самые известные греческие мастера, а художественным вдохновителем был Фидий – один из величайших скульпторов всех времен. Ему принадлежат общая композиция и разработка всего скульптурного декора, часть которого он выполнил сам. А в глубине храма, окруженная с трех сторон двухъярусными колоннами, горделиво высилась знаменитая статуя девы Афины, созданная прославленным Фидием. Ее одежда, шлем и щит были сделаны из чистого золота, а лицо и руки сияли белизной слоновой кости. Творение Фидия было настолько совершенно, что правители Афин и иноземные властители не решались возводить на Акрополе другие сооружения, чтобы не нарушать общей гармонии. Парфенон и сегодня поражает удивительным совершенством своих линий и пропорций: он похож на корабль, плывущий через тысячелетия, и можно до бесконечности смотреть на его пронизанную светом и воздухом колоннаду.

На Акрополе находился и храмовый ансамбль Эрехтейон с прославленным на весь мир портиком кариатид: на южной стороне храма, у края стены, шесть высеченных из мрамора девушек поддерживали перекрытие. Фигуры портика – это, по сути, опоры, заменяющие столб или колонну, но они прекрасно передают легкость и гибкость девичьих фигур. Турки, захватившие в свое время Афины и не допускавшие по своим исламским законам изображений человека, уничтожать кариатид, однако, не стали. Они ограничились лишь тем, что стесали лица девушек.

Единственным входом на Акрополь являются знаменитые Пропилеи – монументальные ворота с колоннами в дорическом стиле и широкой лестницей. По преданию, однако, есть и тайный вход на Акрополь – подземный. Он начинается в одном из старых гротов, и 2500 лет назад по нему уполз из Акрополя священный уж, когда армия персидского царя Ксеркса напала на Грецию.

В античной Греции Пропилеями (буквальный перевод – «стоящие перед воротами») называли торжественно оформленный вход на площадь, в святилище или крепость. Пропилеи афинского Акрополя, сооруженные архитектором Мнесиклом в 437–432 годах до нашей эры, считаются самым совершенным, самым оригинальным и в то же время самым типичным сооружением подобного рода архитектуры. В древности в обыденной речи Пропилеи называли «Дворцом Фемистокла», позднее – «Арсеналом Ликурга». После завоевания Афин турками в Пропилеях действительно был устроен арсенал с пороховым погребом.

На высоком пьедестале бастиона, некогда охранявшего вход на Акрополь, высится небольшой изящный храм богини победы Ники Аптерос, украшенный невысокими барельефами с изображениями на темы греко-персидских войн. Внутри храма была установлена позолоченная статуя богини, которая так понравилась грекам, что они простодушно упросили скульптора не делать ей крыльев, чтобы она не могла покинуть прекрасные Афины. Победа непостоянна и перелетает от одного противника к другому, поэтому афиняне и изобразили ее бескрылой, чтобы богиня не покинула город, одержавший великую победу над персами.

После Пропилей афиняне выходили на главную площадь Акрополя, где их встречала 9-метровая статуя Афины Промахос (Воительницы), также созданная скульптором Фидием. Она была отлита из трофейного персидского оружия, захваченного в битве при Марафоне. Пьедестал был высоким, и позолоченный наконечник копья богини, сверкавший на солнце и видимый далеко с моря, служил своеобразным маяком для мореплавателей.

Когда в 395 году Византийская империя отделилась от римской, Греция оказалась в ее составе, и до 1453 года Афины входили в состав Византии. Великие храмы Парфенон, Эрехтейон и другие были превращены в христианские церкви. Вначале это нравилось и даже помогало афинянам, новообращенным христианам, так как позволяло им совершать новые религиозные ритуалы в привычной и знакомой обстановке. Но к Х веку сильно уменьшившееся население города стало неуютно чувствовать себя в огромных величественных постройках прошлых времен, да и христианская религия требовала другого художественно-эстетического оформления храмов. Поэтому в Афинах стали строить значительно меньшие по размерам христианские церкви, к тому же совершенно другие по художественным принципам. Самая старая церковь византийского стиля в Афинах – это церковь Святого Никодима, построенная на развалинах римских терм.

В Афинах постоянно чувствуется и близость Востока, хотя трудно сказать сразу, что именно придает городу восточный колорит. Может быть, это мулы и ослики, запряженные в повозки, какие встречаются на улицах Стамбула, Багдада и Каира? Или сохранившиеся кое-где минареты мечетей – немые свидетели былого владычества Великой Порты? А может быть, наряд гвардейцев, стоящих на страже у королевской резиденции – ярко-красные фески, юбочки выше колен и войлочные туфли с загнутыми вверх носами? И конечно, это древнейшая часть современных Афин – район Плака, восходящий еще ко временам турецкого господства. Этот район сохранили в том виде, в каком он существовал до 1833 года: узкие, не похожие друг на друга улочки с небольшими домами старой архитектуры; лестницы, соединяющие улицы, церквушки… А над ними возвышаются величавые серые скалы Акрополя, увенчанные мощной крепостной стеной и поросшие редкими деревьями.

За небольшими домиками расположились римская Агора и так называемая Башня ветров, которую в I веке до нашей эры подарил Афинам богатый сирийский торговец Андроник. Башня ветров – это восьмигранное сооружение высотой чуть больше 12 метров, грани его строго ориентированы по сторонам света. На скульптурном фризе Башни изображены ветры, дующие каждый со своей стороны.

Башня была построена из белого мрамора, а наверху ее стоял медный Притон с жезлом в руках: поворачиваясь по направлению ветра, он показывал жезлом на одну из восьми сторон Башни, где в барельефах было изображено восемь ветров. Например, Борей (северный ветер) изображался старцем в теплой одежде и полусапожках: в руках он держит раковину, которая служит ему вместо трубы. Зефир (западный весенний ветер) предстает босоногим юношей, который из полы своей развевающейся мантии рассыпает цветы… Под барельефами, изображающими ветры, на каждой стороне Башни помещены солнечные часы, которые показывают не только время суток, но также оба поворота солнца и равноденствие. А чтобы можно было узнать время в пасмурную погоду, внутри Башни помещена клепсидра – водяные часы.

Во времена турецкой оккупации почему-то считалось, что в Башне ветров похоронен философ Сократ. Где умер Сократ и где точно находится гробница древнегреческого мыслителя – у древних писателей прочитать об этом нельзя. Однако в народе сохранилось предание, указывающее на одну из пещер, которая состоит из трех камер – частью естественных, частью специально вырезанных в скале. Одна из крайних камер имеет еще особое внутреннее отделение – наподобие низкого круглого каземата с отверстием вверху, которое закрывается каменной плитой…

Нельзя в одной статье рассказать обо всех достопримечательностях Афин, ибо каждый камень здесь дышит историей, каждый сантиметр земли древнего города, на которую невозможно вступать без трепета, священен… Недаром греки говорили: «Если ты не видел Афин, то ты – мул; а если видел и не был восхищен, то ты – пень!»

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

РАСЦВЕТ АФИН В СЕРЕДИНЕ V ВЕКА ДО Н. Э.

1.Богатство и могущество Афин. (Карта № 5.)

Основные выгоды от победы Греции над Персией достались Афинам.

Афинский порт Пирёй стал главным центром торговли в Восточном Средиземноморье.  В Афинах был и самый большой в Греции рынок рабов.

1 Средиземноморье - страны, расположенные на берегах Средиземного моря,

Афинский порт Пирей в V веке до н. э.Цветная иллюстрация IX. Афинский порт Пирей в V веке до н. э. Слева - рабы грузят на корабль изготовленные в Афинах сосуды. Рыбаки выгружают из лодки свежую рыбу. В центре - стоящие у причала корабли, с которых рабы сносят мешки с хлебом. Справа - рынок; около него скованные цепью рабы, привезённые в Афины для продажи. За рынком верфь для постройки и ремонта судов; видны носы строящихся и ремонтируемых кораблей. Вдали одна из Длинных стен, защищавших дорогу от Пирея до Афин. 

 

Рабов в Афинах стало больше, чем свободных. У небогатых граждан было по два-три раба. У богачей были десятки, а иногда и больше сотни рабов.

Труд рабов на рудниках, на соляных промыслах, принадлежавших Афинскому государству, приносил большие доходы афинской казне.

Афинский морской союз сохранился и после окончания войны греков с Персией. В него входило около 200 греческих городов-государств. Афиняне господствовали над своими союзниками.

В середине V века до н. э. Афины были самым богатым и одним из самых могущественных городов-государств всей Греции. Афинян называли «хозяевами моря».

 

 

2. Какие выгоды получали афинские граждане.

Рост числа рабов в Аттике и господство Афин над союзниками были выгодны не только богатым афинянам, но и всем афинским гражданам.

Из афинской казны стали выдавать вознаграждение за заседания в суде и за другую службу государству. Благодаря этому и феты могли занимать государственные должности. Немало афинян жили на это вознаграждение. Недаром в одном шуточном произведении V века до н. э. говорилось:

  • Ах, отец мой, если б судьи
  • Не сидели на собранье,
  • Где бы добыл ты нам на завтрак,
  • Нам на ужин?

В праздники фетам выдавали небольшие деньги на посещение театра. Бывали и бесплатные раздачи зерна афинским гражданам.

В Афинах строились великолепные здания. На это расходовались деньги из афинской казны и из казны морского союза. На строительстве получали хороший заработок плотники, каменотёсы, бронзовых и золотых дел мастера и другие ремесленники, а также возчики и моряки, доставлявшие материалы к месту постройки.

Пользоваться всеми этими выгодами граждане могли только благодаря сильному Афинскому государству. Оно поддерживало их власть над рабами и заставляло союзников выплачивать взносы. Поэтому все граждане, весь афинский демос были заинтересованы в укреплении Афинского рабовладельческого государства.

 

3. Народное собрание в Афинах.

В V веке до н. э. все афинские граждане участвовали в народном собрании, избирали должностных лиц и могли быть избраны сами.

Народное собрание в Афинах созывалось 3-4 раза в месяц. Присутствовало на собрании обычно несколько тысяч человек. Решения принимались большинством голосов.

Народное собрание в Афинах

Цветная иллюстрация X. Народное собрание в Афинах. Народное собрание изображено во время голосования. Голосовали в Афинах или путём поднятия рук, или путём опускания в урны белых и чёрных камешков. Стоящие на возвышении люди подсчитывают голоса. Со ступенек сходит оратор, только что закончивший свою речь. В центре, на переднем плане, - группа аристократов; они не голосуют за предложение, поддерживаемое большинством демоса (народа). Справа - стражник с бичом. По указанию должностного лица он прогоняет с собрания человека, не имеющего прав гражданина. Вдали возвышается над равниной афинский акрополь.

 

Собрание принимало законы, объявляло войну, заключало мир, распоряжалось казной Афин и морского союза.

Народное собрание обычно не жалело средств на укрепление военных сил Афинского государства. У Афин был сильнейший в Греции военный флот и значительное войско. Кроме войска, у Афинского государства были стражники и полицейские.

На высшие должности народное собрание избирало тех людей, которые защищали интересы большинства граждан и укрепляли рабовладельческое государство.

 

4. Перикл во главе управления Афинами.

Наибольшего могущества Афины достигли в то время, когда во главе управления Афинским государством стоял Перикл.Перикл во главе управления Афинами

Он происходил из знатного рода и владел крупным имением, в котором работали десятки принадлежавших ему рабов.

Перикл был образованным и талантливым человеком. Даже в Афинах, где было много хороших ораторов, Перикл славился своим красноречием. Держался он спокойно и величаво, но когда произносил гневную речь, греки говорили, что Перикл подобен Зевсу, мечущему во врагов громы и молнии.

В 443 году до н. э.народное собрание избрало Перикла первым стратегом.

1 Оратор - человек, произносящий речь.

Перикл стремился объединить под властью Афин всю Грецию. Если кто-либо из союзников не хотел подчиняться Афинам и платить взносы в союзную казну, то афинское войско и флот заставляли его покориться. Часто Перикл предводительствовал в этих походах и сурово расправлялся с непокорными союзниками.

Во время правления Перикла строительство в Афинах велось в необычайно больших размерах.

Так как Перикл действовал в интересах большинства демоса, народное собрание в течение 15 лет, вплоть до его смерти, избирало его на должность первого стратега.

 

5. Афинская рабовладельческая демократия. 

Управление в Афинах греки называли демократией, что значило «власть демоса». Нигде в древнем мире не участвовало в управлении государством так много людей, как в Афинах.

Однако афинскими гражданами были далеко не все жители Афин. В число граждан допускались только мужчины, у которых и отец, и мать были свободными афинянами. Женщины, а также уроженцы других городов, хотя бы они жили в Афинах десятки лет, не могли даже присутствовать на народных собраниях.

Состоять в числе граждан было не только почётно, но и очень выгодно. Чтобы не допустить уменьшения своих доходов, получаемых из казны, граждане зорко следили, как бы в их число не попали посторонние люди.

Афинский демос был заинтересован в укреплении рабовладельческого строя и усилении рабовладельческого государства. Демократия в Афинах была властью рабовладельцев, она была рабовладельческой демократией. Главной её задачей было удерживать господство афинских граждан над рабами и власть над союзниками.

  • < РАБСТВО В ГРЕЦИИ В V ВЕКЕ ДО Н. Э.
  • -> БЫТ СВОБОДНЫХ ГРЕКОВ. ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ. >

hist-world.com

древние афины история 5 класс

Онлайн учебник по истории для 5 класса

      

§ 29. Древние Афины

Природные условия Аттики. Аттикой называют область, расположенную на востоке Средней Греции. Это небольшой полуостров, омываемый водами Эгейского моря. Берега его изрезаны множеством бухт, очень удобных для мореплавания. Большую часть Аттики занимают невысокие горы. Почвы здесь каменистые и пригодных под посевы земель очень мало. Полноводных рек нет, лишь пересыхающие летом ручьи и небольшие речушки. В засушливые годы посевы земледельцев часто страдали из-за недостатка влаги.

Горы Аттики богаты полезными ископаемыми. Здесь издревле добывали железо, свинец и превосходный мрамор. На полуострове находились и богатейшие в Греции залежи серебра, а также большие запасы глины, используемой в гончарном деле. В центре полуострова, среди широкой равнины, расположился главный город Аттики — Афины. Он и дал название сложившемуся здесь государству.

Рис. Древние Афины

Вот что говорилось в легенде о происхождении названия Афин. Поспорили как-то богиня Афина и бог Посейдон, кому из них быть покровителем величайшего в Греции города. Чтобы решить свой спор, они договорились, что покровителем будет тот, кто сделает его жителям лучший подарок. Он же даст городу и своё имя. Ударил Посейдон трезубцем по скале Акрополя, и потекла из того места вода. Обрадовались было люди, но вода эта оказалась солёной, как море. Тогда Афина воткнула в землю своё копьё, и превратилось оно в оливковое дерево. Попробовали люди его плоды и решили, что этот дар бесценен. Город был назван в честь Афины, которая стала его покровительницей.

Рис. Жертвоприношение в честь богов. Древнегреческий рисунок

Основные занятия населения. Одним из важнейших занятий жителей Аттики было земледелие. В долинах рек и на плоскогорьях они выращивали ячмень, пшеницу, бобы, на склонах гор — виноград и оливковые деревья.

Виноград в основном использовался для изготовления домашнего вина. Оливковое масло шло в пищу и применялось для освещения жилищ. Его употребляли и вместо мыла, которого тогда не знали. Масло входило в состав многих лекарств. Им же греки умащивали тело перед физическими упражнениями. Оливки наряду с хлебом и рыбой были основной пищей людей. Их ели сушёными, солёными и вымоченными в уксусе. На склонах лесистых гор паслись стада коров, овец, коз. Из их молока получали сыр, который тоже был одним из важнейших продуктов питания местных жителей.

Своего хлеба в Аттике выращивали мало, и его всегда не хватало. Зерно приходилось покупать у соседей или ввозить из-за моря. Там его обменивали на вино, оливковое масло, изделия ремесленников. Больше всего ценились изделия афинских гончаров. Вышедшие из-под их рук расписные вазы, тарелки, кубки, амфоры охотно раскупались повсюду. Ценилось и изготовленное в Аттике вино. Греки пили вино, чтобы утолить жажду, разбавляя его при этом на две трети родниковой водой. Необходимость ввозить зерно в Аттику способствовала тому, что её жители с древних времён занимались торговлей и мореплаванием. Занимались они также и рыболовством, чему весьма способствовало наличие удобных бухт, которыми изобилуют берега Аттики. Это обстоятельство облегчало им и занятия мореплаванием.

Государственное устройство Древних Афин. Как и в других полисах, высшим органом власти в Афинах было Народное собрание. Но со временем оно стало терять своё значение. Высшая власть оказалась в руках особого совета, куда входили только аристократы. Обычно он собирался на холме, посвященном богу войны Аресу, отсюда произошло и его название — ареопаг. Этот совет принимал законы, разбирал споры афинян, судил их. Ареопаг избирал высших должностных лиц государства. В Афинах их называли архонтами. Среди них были верховный жрец, судьи, командующий афинским войском.

Рис. Амфора из Аттики

Жили в Афинах по законам, которые в конце VII века до н. э. были установлены архонтом Драконтом. Эти законы за все, даже самые незначительные, преступления предусматривали жестокие наказания. Чаще всего — смертную казнь. Она полагалась даже за кражу овощей с огорода. Афиняне говорили про драконтовские законы, что они написаны не чернилами, а кровью.

Положение афинских земледельцев. Самые плодородные земли в Аттике были со временем захвачены знатью. Аристократам принадлежали обширные поля, виноградники, оливковые рощи. Наделы же простых людей были небольшими. Урожая с них едва хватало, чтобы свести концы с концами. Когда посевы земледельцев страдали от засухи, многие из них брали зерно в долг у богатых соседей. За каждый взятый мешок приходилось возвращать через год уже намного больше. Владелец зерна ставил на земле должника долговой камень. На нём было высечено, сколько и когда вернуть. Если земледелец не мог расплатиться вовремя, его землю отбирали в счёт долга. Правда, он мог продолжать работу на ней, но теперь должен был отдавать новому владельцу значительную часть урожая. Приходилось залезать в новые долги. Если же земледелец снова не мог с ними расплатиться, он продавал семью или самого себя в рабство. Хозяин мог продать раба или заставить его работать в своём хозяйстве. В отличие от Спарты, рабов здесь было намного меньше, и они весьма высоко ценились. К тому же законы Афин запрещали их убивать.

Рис. Древнегреческое бронзовое зеркало

Со временем всё больше афинских граждан теряли и землю, и свободу. Но пожаловаться им было некому. Законы Драконта охраняли в основном интересы богатых людей. К тому же и судьи, разбиравшие споры, избирались из числа аристократов. Простой народ, который в Афинах назывался демосом, был недоволен своим бесправным положением.

Подведём итоги

Первоначально верховная власть в Афинском государстве принадлежала Народному собранию. Но со временем руководить государством стали аристократы.

Амфора — керамический сосуд для хранения масла и вина.

Конец VII века до н. э. Введение в Афинах законов Драконта.

Вопросы и задания

  1. Сравните природные условия Аттики и Лаконики. Как они повлияли на занятия жителей этих областей?
  2. Расскажите, как управлялось Афинское государство.
  3. Почему афинские земледельцы теряли землю и становились рабами?
  4. Сравните государственное устройство и положение различных слоев населения в Спарте и Афинах. Что между ними общего, в чём различия?

drevnyayaistoriya.ru

Древние Афины. Надежда Ионина. 100 великих городов мира. Книги по истории онлайн. Электронная библиотека

Акрополь

Олива – священное для греков дерево, дерево жизни. Без него невозможно представить греческие долины, зажатые между горами и морем, да и сами каменистые склоны гор, где оливковые рощи чередуются с виноградниками. Оливы взбираются почти к самым вершинам, они господствуют и на равнинах, своей сочной зеленью скрашивая желтоватую почву. Они тесным кольцом окружают деревни и выстраиваются вдоль городских улиц. Непритязательные и жизнелюбивые, оливы уходят своими корнями не только в каменистую почву Греции, но и в причудливый мир ее мифов и легенд.

Местом рождения священного дерева считается Акрополь – холм, вокруг которого и раскинулась греческая столица. Города античного мира обычно появлялись возле высокой скалы, на ней же возводилась и цитадель (акрополь), чтобы жителям было где укрыться при нападении врагов.

Начало Афин теряется во временах баснословных. Первый царь Аттики Кекроп, прибывший в страну в 1825 году до нашей эры, построил на Акрополе крепость с царским дворцом. При Кекропе состоялся и известный спор между богом Посейдоном и богиней Афиной за обладание Аттикой. Олимпийские боги во главе с Зевсом выступали судьями в этом споре, когда Афина и Посейдон принесли свои дары городу. Ударом трезубца рассек Посейдон скалу, и из камня ударил соленый источник. Глубоко вонзила в землю свое копье Афина, и на этом месте выросла олива. Все боги поддержали Посейдона, а богини и царь Кекроп – Афину. По другому преданию, Посейдон произвел лошадь, но и она была признана для жителей Аттики менее полезной, чем оливковое дерево. Разгневанный проигрышем бог послал на равнину вокруг города огромные волны, от которых можно было укрыться только на Акрополе. За жителей заступился громовержец Зевс, да и сами горожане умилостивили Посейдона, пообещав воздвигнуть в его честь храм на мысе Сунийон, что впоследствии и сделали.

Первоначально весь город и состоял только из крепости, только потом вокруг Акрополя стали селиться люди, стекавшиеся сюда со всей Греции как в безопасное от нашествий кочевых племен место. Постепенно здесь образовались группы домов, которые затем были объединены вместе с крепостью в единый город. Предание, которому следовали и греческие историки, указывает, что произошло это в 1350 году до нашей эры, и приписывает объединение города народному герою Фезею. Афины лежали тогда в небольшой долине, окруженной цепью скалистых холмов.

Превращать Акрополь из крепости в святилище первым стал властитель-тиран Писистрат. Но он был умным человеком: придя к власти, он приказал приводить к себе во дворец всех бездельников и спрашивал их, почему они не работают. Если выяснялось, что это бедняк, у которого нет вола или семян, чтобы вспахать и засеять поле, то Писистрат давал ему все. Он считал, что безделье таит в себе угрозу заговора против его власти. Стремясь обеспечить население Афин работой, Писистрат развернул в городе большое строительство. При нем на месте царского дворца Кекропа был возведен Гекатомпедон, посвященный богине Афине. Греки так высоко почитали свою покровительницу, что отпустили на волю всех рабов, участвовавших в строительстве этого храма.

Центром Афин была Агора – рыночная площадь, где размещались не только торговые лавки; это было сердце общественной жизни Афин, здесь располагались залы для народных, военных и судебных собраний, храмы, алтари и театры. Во времена Писистрата на Агоре были воздвигнуты храмы Аполлона и Зевса Агорая, девятиструйный фонтан Эннеакрунос и алтарь Двенадцати богов, который служил прибежищем для странников.

Строительство храма Зевса Олимпийского, начатое при Писистрате, затем по многим причинам (военным, экономическим, политическим) было приостановлено. По преданию, место это с древних времен было центром, где поклонялись Зевсу Олимпийскому и Земле. Первый храм здесь был устроен еще Девкалионом – греческим Ноем, впоследствии здесь указывали гробницу Девкалиона и трещину, в которую стекала вода после потопа. Каждый год, в февральское новолуние, жители Афин бросали туда пшеничную муку, смешанную с медом, как приношение усопшим.

Храм Зевса Олимпийского начал строиться в дорическом ордере, но ни Писистрат, ни его сыновья не успели закончить его. Заготовленные для храма строительные материалы в V веке до нашей эры стали использовать для возведения городской стены. Возобновили строительство храма (уже в коринфском ордене) при сирийском царе Антиохе IV Эпифане в 175 году до нашей эры. Тогда были построены святилище и колоннада, но из-за смерти царя и на этот раз возведение храма не было завершено. Разрушение недостроенного храма было начато римским завоевателем Суллой, который в 86 году до нашей эры захватил и разграбил Афины. Он вывез[12] несколько колонн в Рим, где они украсили Капитолий. Лишь при императоре Адриане было закончено строительство этого храма – одного из самых больших сооружений античной Греции, по размерам своим равнявшегося футбольному полю.

В открытом святилище храма возвышалась колоссальная статуя Зевса, выполненная из золота и слоновой кости. Позади храма стояли четыре статуи императора Адриана, кроме того, много статуй императора стояло в ограде храма. Во время землетрясения 1852 года одна из колонн храма Зевса Олимпийского рухнула, и сейчас она лежит, распавшись на составляющие ее барабаны. К настоящему времени от 104 колонн, которые были самыми большими в Европе, осталось только пятнадцать.

Ученые предполагают, что Писистратом (или при Писистратах) был заложен и знаменитый Парфенон, впоследствии разрушенный персами. Во времена Перикла этот храм отстроили заново на основании вдвое больше прежнего. Парфенон воздвигли в 447–432 годах до нашей эры архитекторы Иктин и Калликрат. С четырех сторон его окружали стройные колоннады, а между их беломраморными стволами виднелись просветы голубого неба. Весь пронизанный светом, Парфенон кажется легким и воздушным. На его белых колоннах нет ярких рисунков, какие встречаются в египетских храмах. Только продольные желобки (каннелюры) покрывают их сверху донизу, отчего храм кажется выше и еще стройнее.

В скульптурном оформлении Парфенона участвовали самые известные греческие мастера, а художественным вдохновителем был Фидий – один из величайших скульпторов всех времен. Ему принадлежат общая композиция и разработка всего скульптурного декора, часть которого он выполнил сам. А в глубине храма, окруженная с трех сторон двухъярусными колоннами, горделиво высилась знаменитая статуя девы Афины, созданная прославленным Фидием. Ее одежда, шлем и щит были сделаны из чистого золота, а лицо и руки сияли белизной слоновой кости. Творение Фидия было настолько совершенно, что правители Афин и иноземные властители не решались возводить на Акрополе другие сооружения, чтобы не нарушать общей гармонии. Парфенон и сегодня поражает удивительным совершенством своих линий и пропорций: он похож на корабль, плывущий через тысячелетия, и можно до бесконечности смотреть на его пронизанную светом и воздухом колоннаду.

На Акрополе находился и храмовый ансамбль Эрехтейон с прославленным на весь мир портиком кариатид: на южной стороне храма, у края стены, шесть высеченных из мрамора девушек поддерживали перекрытие. Фигуры портика – это, по сути, опоры, заменяющие столб или колонну, но они прекрасно передают легкость и гибкость девичьих фигур. Турки, захватившие в свое время Афины и не допускавшие по своим исламским законам изображений человека, уничтожать кариатид, однако, не стали. Они ограничились лишь тем, что стесали лица девушек.

Единственным входом на Акрополь являются знаменитые Пропилеи – монументальные ворота с колоннами в дорическом стиле и широкой лестницей. По преданию, однако, есть и тайный вход на Акрополь – подземный. Он начинается в одном из старых гротов, и 2500 лет назад по нему уполз из Акрополя священный уж, когда армия персидского царя Ксеркса напала на Грецию.

В античной Греции Пропилеями (буквальный перевод – «стоящие перед воротами») называли торжественно оформленный вход на площадь, в святилище или крепость. Пропилеи афинского Акрополя, сооруженные архитектором Мнесиклом в 437–432 годах до нашей эры, считаются самым совершенным, самым оригинальным и в то же время самым типичным сооружением подобного рода архитектуры. В древности в обыденной речи Пропилеи называли «Дворцом Фемистокла», позднее – «Арсеналом Ликурга». После завоевания Афин турками в Пропилеях действительно был устроен арсенал с пороховым погребом.

На высоком пьедестале бастиона, некогда охранявшего вход на Акрополь, высится небольшой изящный храм богини победы Ники Аптерос, украшенный невысокими барельефами с изображениями на темы греко-персидских войн. Внутри храма была установлена позолоченная статуя богини, которая так понравилась грекам, что они простодушно упросили скульптора не делать ей крыльев, чтобы она не могла покинуть прекрасные Афины. Победа непостоянна и перелетает от одного противника к другому, поэтому афиняне и изобразили ее бескрылой, чтобы богиня не покинула город, одержавший великую победу над персами.

После Пропилей афиняне выходили на главную площадь Акрополя, где их встречала 9-метровая статуя Афины Промахос (Воительницы), также созданная скульптором Фидием. Она была отлита из трофейного персидского оружия, захваченного в битве при Марафоне. Пьедестал был высоким, и позолоченный наконечник копья богини, сверкавший на солнце и видимый далеко с моря, служил своеобразным маяком для мореплавателей.

Когда в 395 году Византийская империя отделилась от римской, Греция оказалась в ее составе, и до 1453 года Афины входили в состав Византии. Великие храмы Парфенон, Эрехтейон и другие были превращены в христианские церкви. Вначале это нравилось и даже помогало афинянам, новообращенным христианам, так как позволяло им совершать новые религиозные ритуалы в привычной и знакомой обстановке. Но к Х веку сильно уменьшившееся население города стало неуютно чувствовать себя в огромных величественных постройках прошлых времен, да и христианская религия требовала другого художественно-эстетического оформления храмов. Поэтому в Афинах стали строить значительно меньшие по размерам христианские церкви, к тому же совершенно другие по художественным принципам. Самая старая церковь византийского стиля в Афинах – это церковь Святого Никодима, построенная на развалинах римских терм.

В Афинах постоянно чувствуется и близость Востока, хотя трудно сказать сразу, что именно придает городу восточный колорит. Может быть, это мулы и ослики, запряженные в повозки, какие встречаются на улицах Стамбула, Багдада и Каира? Или сохранившиеся кое-где минареты мечетей – немые свидетели былого владычества Великой Порты? А может быть, наряд гвардейцев, стоящих на страже у королевской резиденции – ярко-красные фески, юбочки выше колен и войлочные туфли с загнутыми вверх носами? И конечно, это древнейшая часть современных Афин – район Плака, восходящий еще ко временам турецкого господства. Этот район сохранили в том виде, в каком он существовал до 1833 года: узкие, не похожие друг на друга улочки с небольшими домами старой архитектуры; лестницы, соединяющие улицы, церквушки… А над ними возвышаются величавые серые скалы Акрополя, увенчанные мощной крепостной стеной и поросшие редкими деревьями.

За небольшими домиками расположились римская Агора и так называемая Башня ветров, которую в I веке до нашей эры подарил Афинам богатый сирийский торговец Андроник. Башня ветров – это восьмигранное сооружение высотой чуть больше 12 метров, грани его строго ориентированы по сторонам света. На скульптурном фризе Башни изображены ветры, дующие каждый со своей стороны.

Башня была построена из белого мрамора, а наверху ее стоял медный Притон с жезлом в руках: поворачиваясь по направлению ветра, он показывал жезлом на одну из восьми сторон Башни, где в барельефах было изображено восемь ветров. Например, Борей (северный ветер) изображался старцем в теплой одежде и полусапожках: в руках он держит раковину, которая служит ему вместо трубы. Зефир (западный весенний ветер) предстает босоногим юношей, который из полы своей развевающейся мантии рассыпает цветы… Под барельефами, изображающими ветры, на каждой стороне Башни помещены солнечные часы, которые показывают не только время суток, но также оба поворота солнца и равноденствие. А чтобы можно было узнать время в пасмурную погоду, внутри Башни помещена клепсидра – водяные часы.

Во времена турецкой оккупации почему-то считалось, что в Башне ветров похоронен философ Сократ. Где умер Сократ и где точно находится гробница древнегреческого мыслителя – у древних писателей прочитать об этом нельзя. Однако в народе сохранилось предание, указывающее на одну из пещер, которая состоит из трех камер – частью естественных, частью специально вырезанных в скале. Одна из крайних камер имеет еще особое внутреннее отделение – наподобие низкого круглого каземата с отверстием вверху, которое закрывается каменной плитой…

Нельзя в одной статье рассказать обо всех достопримечательностях Афин, ибо каждый камень здесь дышит историей, каждый сантиметр земли древнего города, на которую невозможно вступать без трепета, священен… Недаром греки говорили: «Если ты не видел Афин, то ты – мул; а если видел и не был восхищен, то ты – пень!»

historylib.org


Смотрите также