Древний китай завоевания. § 9. Индия и Китай в древности
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Средневековый Китай. Древний китай завоевания


§ 9. Индия и Китай в древности

Древнейшие цивилизации долины реки Инд.

Первые поселения земледельцев» и скотоводов в Индии возникли в IV тысячелетии до н.э. в долине реки Инд. Ко второй половине III тысячелетия до н.э. здесь складывается цивилизация (Харапская цивилизация). Древнейшие индийские города поражают своими размерами. В некоторых из них проживало по 100 тыс. человек. Очевидно, эти города были центрами государств, типа египетских номов. Здания имели дна или три этажа. Из ломов грязная вода по кирпичным каналам отводилась из города. Помимо пшеницы в долине Инда выращивали ячмень, горох, дыни, а затем и хлопок.

Жители городов изобрели письменность, но расшифровать ее пока не удалось. Большинство ученых связывает эту цивилизацию с дравидами. Некоторые исследователи считают, что дравиды по­явились в Индии уже после строительства городов, которые были основаны неизвестными народами, может быть, родственными шумерам.

Упадок древнейшей цивилизации Индии начался примерно через 600 лет после ее возникновения. В начале II тысячелетия до н.э. гибнут первые юрода. Последние из них исчезли после 1500 г. до н.э. Причина гибели цивилизации неизвестна. Одни ученые предполагают, что постепенно ухудшался климат, другие — что Инд изменил свое течение и перестал орошать поля горожан, третьи — что на города стали наступать джунгли.

«Арийское завоевание».

Во 2 тысячелетии до н.э. часть племен ариев пришла в Иран, другая (индоариев) — двинулась в Индию. Раньше считали, что именно арии уничтожили Харапскую циви­лизацию. Теперь доказало, что первые города погибли за 500 лет до прихода ариев. Тем не менее, арии вели жестокие войны с драви­дами, истребляли и порабощали их. Об этих войнах рассказывает­ся в священных книгах ариев — Ведах — сборниках гимнов в честь богов. Со временем шло слияние ариев с местными народами. За­воеватели переняли у них приемы земледелия, а те стали говорить

на языке ариев.

Варны и касты.

После прихода ариев на севере Индии образо­вались многочисленные государства во главе с вождями ариев — раджами. Особенностью общества ариев было его деление на варны, но основным занятиям и обязанностям — жрецы (брахманы), воины и правители (кшатрии) и скотоводы (вайшии). После прихода в Индию перегородки между "варкам" стали непроходимыми. Чле­ны третьей варны помимо скотоводства начали заниматься земле­делием и ремеслом. Появилась и четвертая, низшая варна шудр — слуг. В нее входили местные жители, признавшие власть ариев.

Позже жители Индии разделились на еще более мелкие груп­пы по роду занятий. Эти группы называли кастами, они существовали наряду с варнами. Были касты кузнецов, ткачей, рыбаков, торговцев и т.д. Некоторые люди занимали такое низкое положение, что не входили ни в какие касты (уборщики трупов и V нечистот, палачи). Они жили за пределами селений, чтобы не осквернять остальных жителей.

Позднее права и обязанности каждой варны были записаны в Ману. Ману — прародитель всех людей, установивший порядки на земле. Законы Ману не являлись законами о наказаниях за преступления, подобно законам Хаммурапи. Это сборник, Устанавливающий правила повеления. В законах определялись вза­имоотношения членов различных варн. На первом месте стояли брахманы. Однако на деле кшатрии часто бывали гораздо могуще­ственнее брахманов. Встречались и богачи среди ремесленников или земледельцев, и даже в варне шудр. Напротив, со временем появилось немало обедневших брахманов, ведущих нищенский образ жизни.

Индийское общество.

В долине Ганга росли ячмень, пшеница, и хлопок. Здесь впервые научились выращивать сахарный тростник. Всюду славились индийские хлопчатобумажные ткани. Громадную роль в жизни Индии играла община. Индийцам приходилось выполнять многие работы совместно: расчищать поля от тропических деревьев, строить оросительные сооружения, бороться с хищниками и т.д. Поля, каналы, плотины оставались в •совместном владении всей общины. Часто индийцы работали всей "общиной.

Индийские государства.

В середине I тысячелетия до н.э. запад­ные области Северной Индии были завоеваны персидским царем Дарием I. В Индии усилились попытки создать сильное государство. После долгой борьбы правитель государства Магадха захватил некоторые соседние царства. Так в Индии возникла первая Держава. Развитие хозяйства в большом государстве значительно ускорилось. В IV в. до н. э. в результате переворота к власти к Магадеки пришел кшатрий Чандрагупта, основавший государство и династию Маурьев.

Наивысшего расцвета государство Маурьев достигло при внуке основателя новой династии царе Ашоке (268 — 231 гг., до н.э.). Ему удалось завоевать почти всю Индию, за исключением крайнего эга. Ашока известен не только как завоеватель, но и как мудрый справедливый правитель. Были снижены подати, отменены слиш­ком суровые законы, приняты меры против злоупотреблений долж­ностных лип. Открывались больницы и приюты для бедных. После смерти Ашоки началось ослабление державы Маурьев и ее рас­пад, который ускорило нападение соседей. В I в. н.э. в области, где соприкасаются Индия, Афганистан и Центральная Азия, возникла Кушанская держава. Ее правителям удалось покорить значительную часть Северной Индии. Позже индийцам удалось освободиться от их власти. К началу IV в. н.э. в Индии существовало множество мелких государств, которые за­тем вновь были объединены под властью государства Магалхи.

Зарождение древнекитайской цивилизации.

Древнекитайская цивилизация возникла в среднем течении реки Хуанхэ. Вначале предки китайцев населяли лишь долину этой реки. Позже они за­селили долину реки Янцзы, где в древности проживали предки современных вьетнамцев, а затем и более южные земли.

Почва в долине Хуанхэ и ее притоков была очень мягкая и плодородная, но река часто меняла свое течение, уничтожала поля и смывала целые поселения вместе с жителями. Строитель­ство дамб, плотин и каналов было необходимо не только для развития земледелия — от этого зависела возможность жизни в тех местах.

Государства Шан и Чжоу.

В середине II тысячелетия до н.э. в долине Хуанхэ проживало племя шан, которое одними из первых освоило земледелие. Шан объединило несколько племен в союз. Этот союз превратился в государство Шан (Инь) во главе с царем (ваном). Государство Шан вело ожесточенные войны с соседями. Главной их целью был захват пленных для жертвоприношений. Археологи находят захоронения с десятками тысяч обезглавлен­ных людей.

Постепенно у соседних племен также начинают возникать за­чатки государства. Особенно сильное сопротивление государству Шан оказывало племя чжоу. Его правитель объединил другие пле­мена для борьбы с кровавым государством Шан. Шан было унич­тожено. В новом государстве Чжоу были прекращены человеческие жертвоприношения. Однако многие полезные достижения шанцев в Чжоу сохранились. Ваны Чжоу стали называть свою страну Поднебесной или Серединным царством. В начале VIII л. до н. э. Чжоу пришло в упадок. Наместники областей объявили себя ванами. лишь формально признавая верховную власть правителя Чжоу (пе­риод «множества царств»).

Объединение Китая.

В конце V в. до н. э. ваны семи царств объ­явили себя «сыновьями неба» и правителями Поднебесной. Нача­лась ожесточенная борьба между ними (период «воюющих царств»). В конце концов, усилилось государство Пат, на западе Китая. В 230 — 221 гг. до н.э. его правитель разгромил шесть государств и завершил объединение страны. Он принял имя Цинь Шихуанди — первый император Цинь.

Территория государства Цинь занимала уже не только долину Хуанхэ, но и долину Янцзы, шло завоевание южных земель, в правление Цинь Шихуанди были увеличены подати с населения малейшее преступление в рабство обращали не только преступника, но и всю его семью. Рабы трудились в хозяйствах правителя и на государственных работах.

На севере обитали племена кочевников сюнну, совершавшие

опустошительные набеги на Китай. Синь Шихуанди начал строить Великую стену для защиты от них. Великая Китайская стена стала одним из грандиозных сооружений в мире. Она протянулась на 4 тыс. км. Но полной защиты от кочевников стена не обеспечила.

Государство Хань.

Восстание народа началось почти сразу после смерти жестокого Цинь Шихуанди в 210 г. до н.э. В 207г. до н.э. (войско под командованием старосты крестьянской общины Лю Бана захватило столицу государства. Правители Цинь были унич­тожены. Возникла новая единая держава во главе с потомками Лю Бана — государство Хань.

Многие законы были смягчены, а подати снижены. Первый (период существования государства Хань стал временем расцвета (хозяйства и культуры Древнего Китая. Осваивались новые земли, (строились дамбы и каналы, росли города, торговля. Возник Великий шелковый путь, связавший Китай с далекими странами на (западе. Одной из главных задач государства оставалась борьба с племенами сюнну. Продолжалось завоевание южных земель.

Войны вели к увеличению налогов и ужесточению законов. Росла (непокорность знати. Вспыхивали восстания бедноты (восстание («краснобровых». «желтых повязок») и выступления знати. В конце (концов Ханьское государство погибло, в III в. н.э. в Китае возникли три новых царства.

Общество и управление в Древнем Китае.

Основным занятием китайцев было земледелие. Одним из главных растений стал рис. Было освоено шелководство. В Китае выращивали чай. Вначале он считался лекарством, а затем получил широкое распространение как продукт питания.

Семья считалась в государствах Чжоуи Хань основой общества. Семейные интересы преобладали над личными. Сыновья были обязаны продолжить отцовский род, а часто и отцовское занятие. В семье почитали предков.

В древних китайских государства существовал сложный и довольно совершенный порядок управления. Основы его были зало­жены во время преобразований, осуществленных мыслителем Шан Янши в государстве Цинь во времена «сражающихся царств». Выли (ограничены права знати, введено 12 рангов знатности. Шан Ян открыл любому человеку путь к высшим постам. Чиновники полностью подчинялись правителю. Для усиления власти вана Шан Ян боролся с почитанием родителей. Он объявил: чиновник, почитающий родителей, изменяет своему государю.

В государстве Хань но многом сохранился порядок управления, I созданный Шан Яном, но наказания за почтительность к родите­лям были отменены. Правители стремились, чтобы чиновники относились к ним как к споим отцам, а жители страны так же относились к чиновникам.

studfiles.net

Средневековый Китай. — Iteach

Материал из ИнтеВики — обучающей площадкой для проведения тренингов программы Intel

Общая навигация: Виртуальный урок истории, Виртуальный Урок Истории. Всеобщая история Раздел1. История Древнего мира. 5 класс., Раздел 2. История средних веков. 6 класс., Раздел 3. История нового времени. 7 класс.

Глава № 11. Народы Азии, Америки, Африки в Средние века.

  1. Средневековый Китай.
  2. Индия. Государства и культура.
  3. Государства и культура доколумбовой Америки.
  4. Африка в средние века.

Империя Тан.

Император династии Тан.PNG
Император династии Тан.

В начале VII века в Китае утвердилась династия Тан, управлявшая страной около 300 лет. Единое государство возглавлял император с неограниченной властью: он считался «Сыном Неба». В его распоряжении была большая армия и много чиновников.

Империя Тан стремилась подчинить себе соседей. В зависимость от Китая на время попали Корея и Вьетнам, китайская армия овладела Великим шелковым путем вплоть до Средней Азии. После поражения от арабов в середине VIII века Китай потерял над ним полный контроль. Но торговля по этому пути с Ираном, Средней Азией и Византией продолжалась.

Китай вел и морскую торговлю со странами, расположенными по берегам Индийского океана. В приморских городах в Китае свои постоянные поселения создавали арабы и персы. Для облегчения перевозок внутри страны был сооружен Великий канал длиной 1700 км. Он соединил могучие реки Янцзы и Хуанхэ, связал их с юго-восточным морским побережьем, а позже его протянули далеко на север. Канал использовали и для орошения полей.

Великий канал 2.PNG Великий канал 1.PNG
Великий канал. Фотография. Великий канал. Карта.

Сначала земля в Китае считалась собственностью императора. Крестьяне получали от государства небольшие наделы. Они платили налоги в казну, работали на строительстве дворцов, крепостей и храмов. Позднее военачальники и чиновники начали присваивать земли с живущими на них крестьянами и облагали их тяжелыми оброками. Возникали имения с сотнями крестьянских дворов. Многие крестьяне бежали из родных деревень в горы и леса, где собирались в большие отряды.

В 874 году на северо-востоке Китая началось восстание. Крестьянские отряды объединились в большую армию во главе с торговцем солью, смелым и решительным Хуан Чао. Армия крестьян прошла страну с севера на юг и взяла штурмом большой торговый порт Гуанчжоу (Кантон), где произошли кровавые стычки повстанцев с жившими в порту иностранцами.

Восстание Хуан Чао.PNG
Восстание Хуан Чао.

Отсюда повстанцы направились к столице Китая — городу Чанъань. Их армия достигла 500 тысяч человек. При ее приближении императорские войска разбежались, а император со своим двором покинул столицу.

Вступив в Чанъань, восставшие объявили Хуан Чао императором. Он отменил тяжелые налоги и приказал выдавать бедноте хлеб из императорских амбаров. Повстанцы перебили знатных людей и высших чиновников, а их богатства и ценные вещи поделили между бедняками.

Императору удалось собрать войско, и оно осадило Чанъань. В городе начался голод, и повстанцам пришлось уйти из столицы. Власти призвали себе на помощь жестоких кочевников с севера; в народе их прозвали «черными воронами».

Лишь в 884 году повстанцы потерпели поражение. Они были рассеяны, а их вождь покончил с собой. Но и после этого еще долгие годы крестьяне продолжали партизанскую войну в различных частях империи, отстаивая свои права на землю.

Основатель династии Сун, Чжао Куанъин.PNG
Чжао Куанъин - основатель династии Сун.

В течение полувека в стране не прекращались междоусобицы. Ослабленная восстаниями и воинами, династия Тан была свергнута На севере Китая сменилось пять династий: это время было названо «Период пяти династий и десяти царств». В 960 году в Китае утвердилась династия Сун. Ее правление прошло в борьбе с соседями и народными восстаниями.

В начале XIII века на северной границе Китая появились племена монголов. Монголы сначала жили на территории нынешней Монголии Они были кочевниками-скотоводами, занимались охотой и рыбной ловлей. Монголы делились на племена и роды. Среди родичей возвысились знатные. Во главе племени стоял хан — военный вождь, передававший власть по наследству в своей семье.

В 1206 году съезд представителей монгольских племен выбрал правителем всех монголов Чингисхана. Он был искусным полководцем и в своем окружении нашел немало талантливых военачальников.

Чингисхан1.PNG
Чингисхан.

Чингисхан создал большое, дисциплинированное войско, в основном конное, которое направил в далекие завоевательные походы. Войско было четко организовано: оно делилось на подразделения в 10 тысяч во¬инов («тьма» — во главе с «темником»), каждое из которых делилось на тысячи (с «тысяцкими»), сотни (с «сотниками») и десятки. Такое деление, в известном смысле напоминавшее римскую армию, делало войско монголов хорошо управляемым и мобильным (подвижным).

Арабский историк писал о завоеваниях монголов: «Не было от сотворения мира катастрофы, более ужасной для человечества, и не будет ничего подобного до скончания веков». И в самом деле, вторгаясь в страны с древней культурой, монгольские всадники вытаптывали возделанные поля, грабили и разрушали города. Всех, кто оказывал сопротивление, истребляли, массы людей, прежде всего ремесленников, превращали в рабов. Детей, особенно мальчиков, монголы брали в свои семьи, чтобы вырастить их в своих традициях и восполнить число вои¬нов, которых им нужно было очень много.

В 1211 году войско Чингисхана обрушилось на Северный Китай. В течение четырех лет оно овладело частью империи Цзинь вместе со столицей Пекином. Монголы переняли у китайцев осадные орудия, научились брать штурмом крепости. В следующие годы Чингисхан и его полководцы совершили поход на запад: были завоеваны Средняя Азия, Поволжье, Северный Кавказ и часть Закавказья, часть Ирана.

Завоевание Китая монголами.PNG
Завоевание Китая монголами.

На всех завоеванных территориях Чингисхан принуждал боеспособных мужчин вступать в свою армию, которая становилась многочисленной и многоязычной. Но командирами были только монголы, и из них же состояли самые боевые и преданные хану отряды. После смерти Чингисхана монголы завоевали Восточную Европу и двинулись на запад, но, уже истощив свои силы и встретив упорное сопротивление, отступили.

Завоевание Китая монголы продолжали еще около 70 лет. Они заняли столицу империи Сун и с конца XIII века Китай стал основной частью Монгольского государства со столицей в Пекине. Монгольская знать захватила в Китае много земель. Постепенно великие ханы перенимали китайские порядки и допускали к управлению образованных китайцев.

В середине XIII века Монгольская держава распалась на четыре государства — улусы. В них правили потомки Чингисхана — Чингисиды. Они перестали признавать власть великого хана.

Освобождение Китая от власти монголов.

Восстание красных повязок.PNG
Восстание "Красных повязок".

В середине XIV века в Китае поднялось восстание против монголов. Оно было названо по отличительному знаку повстанцев восстанием Красных повязок . Борьбу начали крестьяне, к ним присоединились горожане. Началась освободительная война, которая продолжалась около 20 лет.

Повстанцы совершили поход на север и заняли Пекин. Последний монгольский император с остатками войска бежал в северные степи. В 1368 году Китай добился независимости.

После освобождения от власти монголов в Китае наступил хозяйственный подъем. Заново были отстроены разрушенные города. Земли, отнятые у монгольской знати, поделили на участки и передали в пользование крестьянам. Все, кто возделывал заброшенные земли, на три года освобождались от повинностей.

Китай славился производством шелка. Из шелка шили одежду и паруса, делали зонты и струны музыкальных инструментов. На шелке вышивали сцены из сказок, картины родной природы.

Китайский фарфор.PNG Китайские иероглифы.PNG Китайские куклы хийна из фарфора и шелка.PNG
Китайский фарфор. Китайские иероглифы. Кукла хийна (фарфор, шелк).

Китайцы научились изготовлять фарфор из смеси особых сортов глины. Китайские мастера говорили, что фарфоровая посуда должна быть «блестящая, как зеркало, тонкая, как бумага, звонкая, как гонг, гладкая и сияющая, как озеро в солнечный день». Производство фарфора требовало большого опыта, знаний и мастерства, оно, как и производство шелка, хранилось в строгом секрете. Много изделий из фарфора вывозил Китай в далекие страны: Византию, Багдадский халифат, европейские государства, где они очень высоко ценились.

Замечательные произведения мастера изготовляли из бронзы, слоновой кости, ценных пород камня и дерева. Вазы и шкатулки покрывали резьбой, лаком, рисунками, перламутром.

Китайцы научились печатать книги раньше европейцев: мастера изготовляли их, вырезая текст на деревянных досках, причем каждый новый текст приходилось вырезать на новой доске.

В XI веке был изобретен разборный шрифт, состоявший из отдельных иероглифов. Но это изобретение не нашло тогда широкого применения в Китае и вообще в странах Дальнего Востока, так как для печатания книг требовались тысячи иероглифов.

В VIII веке в столице Китая стала выходить ежедневная газета «Столичный вестник». В ней помещали указы императора и сообщения о важнейших событиях. Газету размножали с вырезанного на досках текста.

В Китае был изобретен порох. Сначала его применяли для фейерверков, а затем и в военном деле. Порохом начиняли зажигательные снаряды. В XIII веке были изобретены ружья в виде бамбуковых трубок, а в XIV веке — металлические пушки, которые заряжались каменными и железными ядрами.

Китайские моряки раньше других начали применять в мореплавании компас, изобретенный еще в древности. Из Китая компас вывезли на запад арабы, а от них его заимствовали европейцы.

Для управления огромной страной нужно было много грамотных людей. Только сдавшие сложные экзамены могли стать чиновниками и войти в особое сословие служилых дворян. Чиновников готовили в городах в специальных школах.

Средневековый Китай продвинулся дальше европейцев в ряде отраслей науки. Астрономы измерили длину градуса меридиана. Задолго до европейцев они открыли пятна на Солнце, а в XIII веке создали календарь, в котором длительность года расходилась с истинной величиной лишь на 27 секунд. Китайцы представляли вселенную в виде яйца, где Земля напоминает желток, а небо — вращающуюся вокруг него скорлупу; к небу прикреплены Солнце, Луна и звезды. Астрономы знали причины солнечных и лунных затмений, умели их предсказывать.

Врачи хорошо знали лечебные свойства растений. Издавна они применяли корень женьшеня для лечения от переутомления и дряхлости. Большим достижением китайской медицины были прививки от оспы. Для лечения многих болезней применяли иглоукалывание и прижигание.

Китайцы тщательно изучали историю своей страны. Они говорили: «Не забывай прошлого, оно учитель будущего». Во времена правления каждого императора собирали и хранили его указы и другие документы, чтобы в будущем облегчить труд историков. Ученые составляли подробную, многотомную историю правления прежней династии.

Китайские путешественники побывали в Средней Азии, Индии и Индонезии, описали жизнь и обычаи многих народов.

Китайцы хотели овладеть морским путем вдоль южных берегов Азии. В начале XV века император снарядил 7 экспедиций во главе с опытным мореплавателем Чжэн Хэ. Китайский флот в составе 50—60 кораблей с 30 тысячами моряков, воинов и купцов посетил Зондские и Молуккские острова, Индию, Иран, юг Аравии. Во время одного из плаваний корабли доб¬рались до восточного берега Африки. Были составлены подробные карты морского побережья Юго-Восточной и Южной Азии.

VIII—IX века были «золотым веком» китайской поэзии: в это время творили около 2 тысяч поэтов. В XIV веке расцвело искусство исторического романа. Особой известностью и любовью пользовались романы «Троецарствие» и «Речные заводи». Их читают и в наше время.

Китайские постройки были тесно связаны с окружающим ландшафтом. Архитекторы строили пагоды — буддийские храмы в виде высоких многоэтажных башен из дерева, камня, бронзы и железа, украшенных искусной резьбой. Загнутые вверх края крыш создавали впечатление легкости и устремленности ввысь, они как бы воспроизводили силуэты окрестных холмов и деревьев.

После освобождения Китая от власти монголов был полностью перестроен Пекин. В центре квадратной территории был возведен Храм Неба. Это здание, имеющее в плане круг - знак Солнца или неба, с синими остроконечными крышами в форме конусов, напоминает о непрерывном движении природных стихий. В пагодах помещали статуи и рельефы — изображения божества. Образы Будды, его учеников и последователей отличаются ясностью и чистотой, они представляют красоту человека-мудреца в его величии и спокойствии.

В средневековом Китае главным видом искусства была живопись. Художники получали образование в специальных школах, а в столице была открыта академия живописи. Здесь часто устраивали выставки картин лучших художников.

Живописцы писали картины красками или тушью на длинных шелковых или бумажных свитках. Они изображали пейзажи — виды природы, которые китайцы называли «горы и воды». В танское время природу представляли сказочным миром, красочным, праздничным и светлым. Потрясения, пережитые страной в сунское время, внесли в пейзажи щемящую грусть, воспевание тишины и покоя. Природа предстает как единственное надежное прибежище человека в мире войн, мятежей и бедствий.

Пейзаж всегда был тесно связан с человеком, выражал его чувства; через состояние природы передавалось и настроение мастера. Кроме пейзажей, художники писали также плоды, нежные цветы и листья, зверей и птиц. Такие картины назывались «цветы и птицы». В картинах большую роль играли красиво выписанные и расположенные иероглифы.

Китайский храм.PNG Китай Цветы и птицы.PNG Живопись Китая.PNG Собака будды охраняет вход в храм.PNG
Буддиский храм в Китае. Вышивка шелком. Живопись Китая. Собака Будды, охраняющая вход в храм.

В Средние века культура Китая была очень высокой. Она оказала большое влияние на культуру Кореи, Индокитая, Японии.

Предыдущий урок - Научные открытия и изобретения.

Следующий урок - Индия. Государства и культура.

wiki.iteach.ru

Китай в III веке

Китайское общество в III в.

Феодальные отношения в Китае развивались на основе кризиса рабовладельческого общества империи Хань и разложения первобытного строя соседних с ней племен на Севере. В древности Ханьская держава занимала обширную территорию, простиравшуюся от Великой стены, проходившей северо-восточнее нынешней, до побережья Южно-Китайского моря. Наиболее передовые экономические районы находились в долинах рек Хуанхэ, Хуайхэ, Янцзы, а также на территории современных провинций Сычуань и Шаньдун. Более 50 млн. жителей империи расселялись крайне неравномерно. Наиболее людные районы окружали древние столицы Чанъань (Сиань) и Лоян.

Китай стал крупной земледельческой страной. Полеводство в значительной степени основывалось на искусственном орошении. В бассейне р. Вэй, в междуречье Хуанхэ и Янцзы древние китайцы (ханьцы) вырыли большие каналы и создали разветвленную сеть мелких канав. Полив, тщательное возделывание почвы, внедрение грядковой культуры и удобрений — все это давало возможность собирать высокие урожаи зерновых, бобовых и овощей. Кроме того, с глубокой древности здесь выращивали шелкопряда и изготовляли искусные шелковые ткани. В сельском хозяйстве и в ремесле шире стали применять железо, постепенно заменившее бронзу. Немалых успехов достигло производство керамики, строительное дело, изготовление оружия и различных предметов роскоши. В Китае писали тушью и кистью на шёлковых свитках, была изобретена и бумага. Китайский шелк, железо, изделия из лака и бамбука высоко ценились на рынках далеких стран. Торговля и денежное обращение достигли значительного уровня.

Кризис рабовладельческого общества, жесточайшее подавление народного восстания 184 г), подготовленного даосской сектой «Желтых повязок», привели к гибели населения, запустению страны и разрыву торговых связей. Крушение империи Хань нанесло решительный удар устоям рабовладельческого общества? Складывались элементы новых, феодального типа, отношении, зародившиеся в недрах старого, переживавшего длительный кризис общества. Но события, потрясавшие Китай в.III—VI вв., сдерживали их развитие. Кроме того, рабство как социальная категория не было окончательно уничтожено и осталось в средневековом обществе, что отрицательно сказалось на экономическом и культурном развитии страны.

Падение империи значительно ослабило позиции господствующего класса. И хотя многолетнее массовое народное движение было подавлено, восстановить прежние формы управления оказалось невозможно. Начальники правительственных войск и самостоятельных отрядов вступили в длительную междоусобную борьбу. В 189 г. пала столица Лоян. Внутренние войны завершились разделом бывшей империи между тремя полководцами. Начался период Троецарствия.

На севере страны в столичных районах властителем стал Цао Цао, один из руководителей подавления восстания «Желтых повязок». Он создал царство Вэй и вел успешные войны с кочевниками на севере. На юго-востоке сложилось государство У со столицей в районе современного Нанкина, а на западе — царство Шу в Сычуани. О войнах между тремя царствами сохранилось много преданий, которые позже легли в основу знаменитого эпоса «Троецарствие», написанного в XIV в. Ло Гуаньчжуном.

В 265 г. вэйский военачальник-Сыма Янь сверг одного из потомков Цао Цао и основал династию Цзинь. Войны трех царств закончились завоеванием северянами государства Шу, а в 280 г. и государства У. В стране утвердилась власть цзиньского императора Сыма Яня.

Кризис рабовладельческого общества, кровавое подавление народных восстаний и внутренние войны разорили хозяйство Китая и обезлюдили страну. Подавляя выступления, каратели прибегали к поголовному истреблению. За столетие численность податных сократилась с 50—56 до 16—17 млн. Земледельцы покидали свои деревни. Рабы бежали от своих господ. Войны привели в упадок ирригационную систему. Источники свидетельствуют о частых наводнениях и других стихийных бедствиях, а также о голоде, поражавшем целые области. Общественное производство резко сократилось в связи с уменьшением обрабатываемой земельной площади и запустением сел. Города были разграблены или сожжены, торговая деятельность почти прекратилась. В деревне хозяйничали так называемые сильные дома — крупные хозяйственные и социальные объединения, ядро которых составлял клан его предводителя — крупного землевладельца.

Воинам своих отрядов, а также домашней страже главы «сильных домов» предоставляли небольшие участки земли. Бездомных, разоренных и пришлых, называемых в источниках «гостями», они также сажали на землю, превращая их в лично-зависимых, связанных с хозяином земли рентными отношениями кабального должничества. Казна все более лишалась доходов.

«Сильные дома» захватили огромные пространства земли. Возвышение крупных землевладельцев грозило новым расчленением страны.

В 280 г. Сыма Янь издал указ об аграрной системе. Согласно ей каждый трудоспособный мог получить надел при условии выполнения в пользу казны определенных повинностей. Основной трудовой, единицей_считались податные (дин) —мужчины или женщины в возрасте от 16 до 50 лет, имеющие право на полный надел. Урожай с части земли шел возделывателю, а с другой — казне. Податные в возрасте 13—15 и 61—65 лет пользовались наделом лишь в половинном размере. Дети и старики землей не наделялись и не платили податей. Взрослый податной за пользование наделом должен был отдавать казне 2/5 собранного урожая. С каждого двора, если главой был мужчина, полагалось взимать ежегодно три штуки шелковой, ткани и три весовые меры шелковой ваты. Если же двор возглавляли женщина, подросток или престарелый, то налог сокращался вполовину. Податные должны были отрабатывать на казенных работах до30 дней в год. В отдаленных и пограничных районах норма налогов уменьшилась. Эти более льготные условия должны были обеспечить переход трудового люда под покровительство государства и стимулировать подъем заброшенных земель.

Не известно, насколько широко указ 280 г. был проведен в жизнь. Однако система, декларированная Сыма Янем, послужила основой аграрных мероприятий в последующие века. Стремясь привлечь на службу людей зажиточных и образованных, цзиньский правитель обещал чиновникам в качестве вознаграждения наделы земли, их размеры зависели от ранга изанимаемой должности. Поля этих наделов обрабатывали государственные податные, лично-зависимые держатели, полурабы и рабы. Власти добивались ограничения численности частнозависимых землевладельцев, во владениях чиновников высших рангов могло быть не более 50 дворов, освобожденных от казенных повинностей. Реформа не затронула интересов верхнего слоя господствующего класса, сохранявшего свои владения, но создала для них серьезную угрозу оттока рабочей силы. Таким образом, процесс феодализации в Китае протекал в условиях сосуществования и противоборства двух форм феодальной земельной собственности: государственной и частной, представленной в основном «сильными домами».

Столкновение сторонников расширения государственной собственности на землю и глав крупных владений привело в конце III в. к вооруженным конфликтам между ними. В то же время стремления чиновников закрепить за собой полученные на кормление земли, возложить на пахарей тяжелые повинности и усилить их личную зависимость вызвали народные возмущения. Особенно массовым было движение в Сы-чуани и Шаньси, Тысячные отряды повстанцев нападали на усадьбы сильных домов, чиновников, вторгались в городские поселения. Со смертью Сыма Яня в 289 г. началась борьба за престол, в ходе ее от грабежей и пожаров гибли старинные столичные города. В междоусобицу втягивались отряды кочевников сяньбийцев и ухуаней, а также гуннских конников. Китайские войска перестали охранять окраины и тем самым открыли путь кочевникам для вторжения в страну.

Нашествие кочевников

В III—VI вв. в Восточной Азии к северу от Китая шел процесс великого переселения народов, достигший затем в Европе границ Римской империи. Он начался с переселения южных гуннов (нань сюнну), сяньбийцев, ди, цянов, цзе и других племен, которые с севера постепенно перемещались на Среднекитайскую равнину — колыбель этнической общности древних китайцев. Здесь возникали и гибли, сменяя друг друга, так называемые варварские государства.

С распадом гуннского союза на севере южные группы остались жить на территории северных районов Шаньси и Внутренней Монголии. Главным занятием их было скотоводство. Разложение первобытнообщинного строя привело к образованию классов. Представители верхушки пяти гуннских племен избирали верховного правителя — шаньюя, который постепенно превращался в царька с наследственной властью. Шаньюи были издавна связаны с императорской фамилией, получали в жены китайских принцесс. Их старшие сыновья воспитывались при ханьском дворе часто на положении почетных заложников. В ставках шаньюев и аристократов скопились значительные ценности, полученные в результате эксплуатации рядовых членов племен, продажи рабов в империю. Китайские чиновники и купцы жили при дворе шаньюя и глав пяти аймаков, вели выгодную торговлю, вывозили рабов и скот. Отряды гуннов не раз выступали на помощь императорам или брали на себя охрану границ. Связи с аристократами, интриги китайских дипломатов и подкупы давали двору сына Неба возможность держать гуннов в повиновении и вести с ними неэквивалентную торговлю. С ослаблением империи гуннов шаньюи стали претендовать на китайский престол и активно вмешиваться в междоусобицы. Войска Цзиньской империи оказались совершенно бессильны против мощной гуннской конницы, занявшей центральные провинции. В 311 г. пал Лоян, а в 316-м Чанъань. Вслед за гуннами пришли в движение многочисленные племена, кочевавшие вдоль сухопутных рубежей китайской империи. У некоторых из этих племен господствовал родовой строй, они не знали наследственной власти, а вождей выбирали, значительными правами пользовались женщины. У других племен уже выделилась аристократия и существовало рабство в его первоначальной форме. Племенная верхушка, связанная с китайскими чиновниками и купцами, была проводником политического и экономического влияния Срединной империи, служила опорой политики порабощения, осуществляемой Китаем в отношении соседей. В свою очередь кочевая знать использовала связи с империей для собственного обогащения и ограбления соплеменников.

Наиболее крупное объединение составляли племена сяньби, кочевавшие на северо-востоке и занимавшиеся охотой и скотоводством. Их вожди и знать завязали торговлю с китайскими купцами, посылали ко двору дань и заложников, выпрашивали титулы и ценные подарки, обещая прекратить набеги. Китайские послы пытались использовать сяньбийцев против гуннов. В III в. сяньбийские племена делились на несколько крупных союзов. Наиболее многочисленными из них были союз муюнов, владевших Южной Маньчжурией, и союз племен тоба, кочевавших во Внутренней Монголии и Ордосе. Племена муюнов заняли Хэбэй и вели против гуннов длительные войны на суше и на море. При поддержке, китайцев они создали царство Янь.

К богатствам Срединной империи потянулись и обитатели западных краев: племена тибетской группы заняли земли Ганьсу, Шэньси и Нинся. Их знать утвердила царскую власть и создала государство Цинь. Северо-западные племена обладали большой военной силой. Завоевательные устремления привели их в столкновение с муюнами, а затем и с китайцами. Огромное войско, возглавленное Фу Цзянем, правителем Цинь, выступило в поход, преодолев большие пространства, горные хребты и реки. Через Хэнань войско Цинь двинулось на юго-восток, на-правляя удар против китайцев, еще удерживавших прибрежные районы Янцзы. В 383 г. у р. Фэйшуй, в бассейне р. Хуайхэ они пришли в столкновение с малочисленным войском противника. Полководцы южного царства, применив хитрость в стиле древнего классического военного искусства Китая, нанесли полчищам Фу Цзяня жестокое поражение. Кочевники в панике бежали. Царство Цинь распалось.

Государства, созданные завоевателями на Севере Китая, отличались неустойчивостью и легко распадались. Войны сопровождались истреблением и угоном в рабство коренного населения. Северный Китай, древнейший очаг китайской культуры с экономически наиболее развитыми и густонаселенными территориями, превратился в арену почти 100-летней войны.

Лишь новое грандиозное нашествие прекратило эти беспрерывные военные столкновения и походы. Покорителями всего Северного Китая стали западные сяньбийские племена тоба. В конце IV в. их вождь Тоба Гуй был провозглашен императором. Организуя государственный аппарат, он использовал китайский опыт. Сломив сопротивление мелких государств и племенных союзов, тобийцы вторглись в 367 г. в Китай. На завоеванной территории создавались новые органы власти по китайскому образцу. Внук Тоба Гуя в Северном Китае установил правление династии, известной под названием Северных Вэй.

Южные и северные государства

Вторжение кочевников в Северный Китай открыло новую эпоху, названную в традиционной историографии периодом Южных и Северных династий. В III—VI вв. противостояние Севера и Юга, которого не знал древний Китай, стало важнейшей чертой этого времени. Разрушения, причиненные кочевниками, междоусобные войны, поборы, голод, эпидемии, обрушившиеся на Север, вызвали значительный отток населения.

На южных землях, обильных природными богатствами, с благоприятным климатом, сравнительно редкое население состояло из местных коренных племен и китайцев. Беженцы занимали плодородные долины, теснили местных жителей, захватывали их поля. Пришельцы с Севера расширяли запашку, создавали оросительные сооружения, принесли опыт обработки пашен, накопленный веками.

В то же время на Юге разгорелась ожесточенная борьба представителей господствующего класса за землю, за закрепление крестьян. Государственная организация была столь слаба, что не могла отстоять свои притязания на верховную собственность на землю. Фонд государственных земель оставался очень скудным. Крупные землевладельцы принимали под покровительство беглых, не создавая централизованного - хозяйства. Поля крупных землевладельцев обрабатывали зависимые от них держатели (дянькэ), прикрепленные к земле. Тяжелые условия труда и жизни, своеволие господ, опасность порабощения, угроза наказаний, а иногда и смерти заставляли земледельцев искать спасения в бегстве, переходах под покровительство новых хозяев. В середине V в. южное правительство безуспешно пыталось расширить фонды казенных земель.

Вскоре после падения Лояна в 317 г. придворные, собравшиеся в г. Цзянъе (район Нанкина), провозгласили одного из отпрысков дома Сыма императором. Официальные хроники считают 317—419 гг. временем царствования династии Восточная Цзинь. Политически и здесь доминировала северная аристократия, захватившая львиную долю клю-чевых постов при дворе. Но власть императора была весьма слаба. Земли в долине р. Янцзы и у побережья принадлежали крупным владельцам — южанам. Все это привело к длительной и напряженной борьбе внутри господствующего класса. В IV в. противоречия между местными и пришельцами с Севера часто выливались в мятежи. При дворах Восточной Цзинь плелись тайные заговоры, власть захватывали влиятельные сановники.

В конце IV — начале V в. вооруженные восстания крестьян, членов секты «Пять доу риса», а также рост противоречий внутри господствующего класса привели к падению власти Восточная Цзинь. После этого сменились еще четыре династии. Власть императоров не простиралась за пределы столичного района. Часто происходили дворцовые перевороты и убийства. Правящие круги Юга считали Янцзы надежной защитой от конников и не пытались возвратить китайскую территорию. Походы на Север предпринимали отдельные полководцы, но они не получали поддержки двора и аристократов.

Последние попытки отвоевать Север были предприняты в первой половине V в. Но южные войска встретили отпор со стороны хорошо организованной конницы тобийцев, завладевших к тому времени Северным Китаем.

Здесь начиная с IV в. господствовали «варвары»; исконное китайское население в массе занимало подчиненное положение.

Север Китая ко времени тобийского завоевания и образования Се-веровэйского государства являл собой картину упадка. Многие поля запустели и поросли сорняками, тутовые деревья засохли, ирригационная сеть разрушалась, деревни обезлюдели. Города превратились в развалины, их жители были истреблены, уведены в плен или бежали на юг. Ремесло сохранилось частично лишь в деревне. Обмен осуществлялся натуральным способом. Функции денег зачастую выполняли шелковые ткани и лошади.

С прекращением нашествий и войн народ возвращался к «очагам и колодцам». «Сильные дома» захватывали земли и подчиняли себе землепашцев. Сбор налогов был крайне затруднен, казна пустовала.

Все это заставило вэйский двор прибегнуть к мерам по закреплению власти государства в распоряжении землей. В 485 г. императорский указ устанавливал новый порядок, предусматривающий некоторое ограничение роста крупных землевладений. В советской историографии он известен как надельная система. Указ тобийцев стал дальнейшим развитием опыта аграрных преобразований, предпринятых еще в государстве Цзинь в III в.

В борьбе двух путей феодализации закон о надельной системе в какой-то мере символизировал победу принципа государственной собственности на землю над стремлением крупных феодальных родов закрепить свои владения. Закон фиксировал право крестьян на держание надела, свободного от власти отдельных феодалов. Устанавливал его размеры и обязанности их держателей. Мужчины и женщины от 15 до 70 лет имели право на владение пахотной землей: мужчины — в большем размере, женщины — в меньшем. На своем поле они обязаны были выращивать зерновые культуры. По достижении глубокой старости при потере трудоспособности или со смертью податного земля передавалась другому держателю. Купля-продажа и любой вид временной передачи пахотного участка воспрещались. Вторую часть надела составляла садово-огородная земля, предназначенная для выращивания тутовых деревьев, конопли и овощей. Садово-огородная земля, по существу, считалась вечной, наследственной собственностью и ее можно было в некоторых случаях продать или купить. Наследственной числилась и земля, занятая двором-усадьбой.

За держание надела казне ежегодно выплачивались налоги зерном, шелковой или конопляной тканью и ватой. Кроме того, податной отрабатывал определенное число дней в году на казенных работах. Основой налогообложения считалась чета податных.

В деревне вводилась детализированная система управления. Пять дворов составляли низшую общинную организацию линь, пять линь — среднюю общинную организацию ли, пять ли, куда входило 125 дворов, составляли наибольшую деревенскую организацию (дан). Эти объединения управлялись сельскими старостами. В качестве вознаграждения часть податных в семьях старост освобождалась от повинностей и налогов. Вся эта организация отражала стремление государства подчинить своей власти всех земледельцев, разрушить патронимические связи и большие родственные и соседские коллективы в деревне. Двор (ху) как податная единица не мог служить основой учета, потому что дворы включали обычно несколько родственных семей. Власти добивались учета и обложения каждой четы и разрушения замкнутых общин-дворов.

Указ оговаривал существование особых имущественных наделов, начисляемых в виде дополнительных пахотных полей владельцам рабов и рабочего скота, а также многосемейным. На неженатых членов семьи начислялась 1/4, на раба—1/8, а на вола —1/10 часть обычного надела. Такой порядок отвечал интересам феодализирующейся знати и мог обеспечить ей довольно крупные землевладения. Чиновникам, состоявшим на государственной службе, полагались наделы земли в качестве натурального жалованья. Не занимаясь хозяйством, они получали доход с этих наделов. На землях членов царского рода, тобийской знати, «сильных домов» и буддийских монастырей работали посаженные на землю буцюй — рабы и полурабы, исполнявшие обязанности слуг и домашней стражи, а также пришлые — кэху и другие категории зависимых.

Укреплению верховной собственности на землю способствовало усиление раннефеодальной централизованной империи. Система управления в ней складывалась по древнекитайскому образцу. Хотя бывшая кочевая знать продолжала держаться у власти, процесс китаизации шел сравнительно быстро. Вэйские государи широко восприняли знания и опыт китайцев. Большую роль в государственном аппарате играли китайские чиновники. Государственным языком стал китайский, а сяньбийский был запрещен. Тобийская аристократия принимала фамилии по китайскому образцу, носила местную одежду и подчинялась правилам китайского этикета. Тобийцы отказались от шаманизма. Идеологическое средство для укрепления своей власти они нашли в буддизме.

Первоначально тобийские правители вступили в резкое столкновение с буддийскими монахами, которые, проникнув в северо-западные районы, захватывали земли и подчиняли себе хлебопашцев, но со временем вражда прекратилась. К VI в. в государстве Северных Вэй насчитывалось до 50 тыс. монастырей.

Осуществление надельной системы способствовало подъему сельского хозяйства, расширению посевов, увеличению урожая зерна. Отстраивались некоторые города, ставшие культурными центрами, оживилась торговля. Постепенно тобийский двор терял контроль над, сильными феодальными домами. Северовэйская держава распадалась на Западное и Восточное государства. В середине VI в. к власти в. них окончательно пришли китайцы.



biofile.ru


Смотрите также