Древний китай природные условия. Древний Китай: природные условия, население, основные источники, периодизация истории.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Природные условия Древней Индии и Древнего Китая. Древний китай природные условия


Природные условия Древней Индии и Древнего Китая

Индия и Китай в древности

За Гималайским хребтом на юге Азии раскинула свои просторы Индия, история которой насчитывает более 8 тыс. лет. Свое название страна получила от наименования реки, протекавшей на северо-западе и территорию, расположенную в её бассейне уже в древности назвали Индией.

Размеры Индии Древней и современной отличаются – в пределах Древней Индии свободно могли разместиться Египет, Междуречье, Малая Азия, Иран, Сирия, Финикия, Палестина вместе взятые. Гористые пространства занимали всю центральную и южную часть территории. Здесь всегда было жарко и влажно. Заниматься земледелием мешала густая растительность и наличие болот. Это стало причиной того, что первые поселения появились на северо-западе страны, где было меньше леса.

Преимуществом было и то, что северо-запад ближе располагался к странам Передней Азии, а это значит, что облегчалась связь и торговля. Индийские берега изрезаны слабо, да и островов вблизи берегов не много, а океан значительную часть года остается в этом районе достаточно бурным. Подобная географическая изолированность препятствовала общению с внешним миром.

Разнообразие географических условий оказало влияние на развитие Древней Индии в одних районах, а в труднодоступных областях прогресс полностью отсутствовал.

Второе азиатское государство – Древний Китай на 80% горная страна. Так уж случилось, что высокие горы Тибета и мертвая пустыня Гоби отделили страну от цивилизации. Западный Китай труднодоступный с резко континентальным климатом.

Восточный Китай со стороны моря более доступный. Именно в этой его части возникла древнейшая земледельческая культура. Современный человек представляет Китай монолитным государством со своей столицей, границы которого строго очерчены. Но, оказывается, не всё так – и границы страны то расширялись, то снова сжимались, и столица была не одна, а как минимум две.

Замечание 1

По разным причинам столицы приходилось переносить, поэтому не существовало единого центра, к которому бы тяготело государство. Проследить «биографию» китайской столицы очень сложно. Это европейский Рим – «вечный город» на все времена, а китайский Пекин в разное время носил разные названия – был он и Цзи, Яньцзином, Чжунду, Даду, Бэйпином.

Количество «вспомогательных столиц» при разных династиях могло доходить и до пяти. Причина этого кроется в традиционном пристрастии к нумерологии. Даже в современном Китае, наряду с «главной столицей» – Пекином, есть:

  • «восточная столица» – Шанхай,
  • «южная столица» – Гуанчжоу,
  • «западная столица» – Чэнду,
  • «северная столица» – Шэньян.

Природные условия Древней Индии

Специалисты по Древней Индии считают, что её природные условия были достаточно разнообразны, и объясняют это разнообразие большими размерами государства.

В географическом плане территория делится на две части – северная материковая часть и южная полуостровная, между которыми находятся горы, в древности покрытые дремучими лесами.

Горы являлись своеобразным естественным препятствием и способствовали обособленности территорий друг от друга.

Материковая,т.е. Северная Индия делится пустыней Тар, на Западную и Восточную. Западная часть – Пятиречье - это долина Инда и его притоков. Все пять притоков сливаются в один и огромным потоком впадают в Инд. Климат здесь засушлив и земледелие требует увлажнения.

Восточная часть – это долина Ганга и его притоков. В древности территорию покрывали густые леса. В низовьях реки климат влажный. Долина Ганга была царством флоры. Склоны гор покрывали вечнозеленые леса, долину реки – бамбуковые заросли и манговые рощи. В нижнем течении Ганга росли тростник, папирус, лотос.

Сказочно богатым был и животный мир – королевские тигры и носороги, львы и слоны бродили в джунглях.

Недра бассейнов Инда и Ганга были богаты медной и железной рудой. Природа создала здесь всё необходимое для самостоятельного хозяйственного развития и, как бы, исключала проникновение других племен на эти земли.

Однако назвать эти условия идеальными тоже нельзя. Страшные засухи и губительные наводнения были неотъемлемой частью этой географической зоны.

Большую проблему доставляли индейцам джунгли, землю которых надо было постоянно отвоевывать. Данная проблема сплачивала крестьян в прочный трудовой коллектив.

Отношение древних индийцев к живой природе было бережное, а сам принцип стал основой религиозного закона. Следствием стала менее губительная для экологии хозяйственная деятельность человека, по сравнению с другими народами.

Полуостровную часть занимает Южная Индия. Сам полуостров похож на неправильный треугольник, вершина которого смотрит на юг. Как сегодня, так и в древнее время центральную часть полуострова занимало плоскогорье Декан, по его сторонам расположились Западные и Восточные Гаты.

Горы задерживают влагу, поэтому центральная часть Декана засушлива. Реки этого географического района имеют неустойчивый водный режим и порожистое течение. Почвы здесь не такие плодородные, но зато территория богата лесными ресурсами, драгоценными металлами, камнями.

Замечание 2

Для древней Индии характерны были чрезвычайно разнообразные природные условия – это высочайшие в мире горы и огромные по занимаемой площади равнины, мёртвые пустыни и непроходимые джунгли, районы с жарким климатом и места, где снег и лед никогда не тают.

Особенности природы наложили свой отпечаток и на развитие страны. Северная часть Индии развивалась более быстрыми темпами, начиная с древних времен, а Южная Индия, испытывавшая естественную изолированность от внешнего мира – развивалась медленнее.

Природные условия Древнего Китая

Территория Древнего Китая не всегда была такой, как сегодня. Она состояла из отдельных царств, имевших свои столицы.

Новые центры, в основном, возникали в тех местах, где было достаточно воды, плодородные поля и пастбища, где проходили сухопутные пути сообщения.

Города, обладавшие большой мощью, стремились установить власть над соседними городами, собирая, таким образом, вокруг себя большие территории.

Главным районом формирования китайской общности был бассейн реки Хуанхэ. Процесс расширения территории начался с середины I тысячелетия до н.э. Распространение шло в южном направлении.

Русло реки пересекало лессовидное плато, высота которого была от 400-1500 м, а в нижнем течении оно неоднократно перемещалось. Бохайский залив, куда река несла свои воды, изменял конфигурацию своих берегов под воздействием речных наносов.

Долина Хуанхэ в древности была покрыта лесами, к настоящему времени полностью уничтоженными. Изменился с древних пор климат и увлажнение – стало холоднее и суше.

В Восточном Китае сформировалось две природные зоны – северная и южная. Северная зона занимала бассейн Хуанхэ с лессовидными почвами, которые можно было рыхлить обычной дубиной-копалкой. Хорошее увлажнение делало эту почву плодородной.

В I тысячелетии до н.э. бассейн Хуанхэ был зоной влажных тропиков, и крестьяне осушали землю.

Южная зона Восточного Китая начинается от долины Янцзы и доходит до Южно-Китайского моря. Несколько тысячелетий тому назад здесь росла буйная тропическая и субтропическая растительность. Гористый рельеф с крутыми склонами позволял заниматься только террасным земледелием. Крестьяне упорно расчищали джунгли и боролись с катастрофическими наводнениями.

До появления железных орудий труда китайцы жили в согласии с природой. С применением железных орудий наступление человека на природную среду резко усилилось и, безусловно, имело отрицательные последствия – были массово уничтожены кустарники, истреблены леса, осушены болота, нарушен экологический баланс.

Как следствие климат стал суше и холоднее на 2 градуса. Благоприятные условия Восточного Китая способствовали тому, что в древности именно здесь возникла земледельческая культура, и появились древнейшие государства.

spravochnick.ru

природные условия, население, основные источники, периодизация истории.

Любые студенческие работы ДОРОГО, КАЧЕСТВЕННО

100 руб. бонус за первый заказ. Всего 3 вопроса:

Узнать стоимость работы

Рельеф Китая преимущественно горный, со значительными перепадами высот. Различаются две основные части территории - западная, или центрально-азиатская, преимущественно с высокогорным или плоскогорным рельефом, и восточная, в которой преобладают глубоко расчлененные средневысотные и низкие горы, чередующиеся с низинами и равнинами. Юг центрально-азиатской части занимает Тибетское нагорье.

1) XVIII-XII век до н.э. Эпоха Шан (Инь). Большое количество памятников материальной культуре, орудия сделаны не только из камня и кости, но меди и бронзы. Начало формирования культа Императора. В XVII веке образовалось государство Шан (соседи называли его Инь). Археологические данные свидетельствуют о расслоении общества.

2) XVII-V века до н.э. Эпоха Чжоу (речь идет о восточном и западном регионах).В эту эпоху на территории древнего Китая существовали десятки самостоятельных государств, воюющих друг с другом. Наблюдалось усиление родовой знати, формирование государственной власти. Первое лицо государства – Царь (или Ван) и его советники:

a. Титул первого советника – Великий Наставник(Он занимался делами религии).

b. Титул второго советника – Великий Учитель(Общественные работы, ирригация).

c. Титул третьего советника – Великий покровитель(Военное дело)

Формировались культы:

b. Культ предков

c. Культ императора

d. Культ природы

3) V-III века до н.э. Эпоха Чжаньго (эпоха воюющих царств).В эпоху Чжаньго насчитывается семь крупных царств, появились металлические деньги, состоялся подъем экономики:

a. Железное орудие труда

b. Ремесла

c. Шелк

Централизации страны способствовали:

a. Расширяющаяся торговля

b. Иррациональная система

c. Противостояние к кочевникам

4) 221-207 года до н.э. Эпоха государства Цинь.Государство Цинь располагалась в западных границах Китая. В IV веке до н.э. сановник Шан Ян провел очень важные реформы. В III веке государство Цинь побеждает Чжоуи окончательно объединяетсяв период 246-210 года до н.э. Правил один из могущественных императоров – Ин Чжен.

5) 2006 год до н.э. – 9 год н.э. Первая династия Хань.После смерти Цинь Ши Хуанди в древнем Китае вспыхнуло восстание, в результате которого один из его вождей Лю Бан становится императором новой династии Хань.

6) 25 -220 года н.э. Вторая династия Хань.

После 220 года н.э. Китай распадается на три царства – начало средневековья.

§2. Основные достижения китайской культуры

1) Культ предков и культ императора

2) Китайская мифология. Мифы повествуют о небе, перво-предках – культурных героев: император, сановники, вельможи. В эпоху Чжоу окончательно сформировался культ неба(Тянь) и практика гадания.

Инь и Ян –две первопатенции, отделившиеся от хаоса и создавшие весь мир. Инь – это теневой, северный, аЯн – освещенный южный. Инь– Женское начало, тьма, вода, смерть… В даосизме именно эти понятия помогут объяснить весь мир. Ян – мужское начало, солнце, свет, жизнь.

Традиционность и стабильность бытия – главные приоритеты китайской культуры. Боги в представлении китайцев воплощали природные и культурные объекты.

students-library.com

природные условия, население. Император и его подданные»

Пережогина И.Н., учитель истории и обществознания МОУ лицея № 102 г. Челябинска

Тема: «Древний Китай: природные условия, население. Император и его подданные». Цель: Подвести учащихся к пониманию значения образования единого Китая. Продолжить

формирование умений слушать учителя и друг друга, самостоятельно строить рассказ на

основе текста учебника, формулировать выводы.

Литература: Уколова В.И. История Древнего мира: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/

В.И. Уколова, Л.П. Маринович; под. Ред. А.О. Чубарьяна.- 3-е изд., - М.:

Просвещение, 2004.

Уколова В.И. Методические рекомендации к учебнику «История Древнего мира»:

5 кл.: Пособие для учителя/ В.И. Уколова. – М.: Просвещение, 2003.

История Древнего Востока: Учеб.для студ. вузов, обучающихся по спец. «История»/

А.А. Вигасин, М.А. Дандамаев, М.В. Крюков и др.: Под ред. В.И. Кузищина. – 2-е

изд., перераб. и доп. – М.: высш. шк., 1988.

Бахтина О.И. Задания для самостоятельной работы по истории древнего мира:

Пособие для учителя. – М.: Просвещение. 1988.

Биберина А.В. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по истории древнего

мира: 5 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 1988.

Оборудование: Современная политическая карта мира, карта «Древний Восток. Индия и Китай

3 тыс. до н.э. – III в. н.э.»

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение учащимся темы и цели урока.
  3. Изучение новой темы.
План.

1. Природа и люди Древнего Китая.

2. Объединение Китая. Цинь Шихуанди.

3. Завоевательные войны.

4. Великая Китайская стена.

(На доске тема урока, план, новые понятия: Цинь Шихуанди, Поднебесная, гунны, Великая Китайская стена.)

  1. Рассказ учителя, включая работу с картой и атласами по истории Древнего мира.
Китай находится в Восточной Азии. В первом тысячелетии до н.э. китайцы расселились по всей Великой Китайской равнине. Китай – большая, многонаселённая страна. Его природные условия необычайно разнообразны: в восточной части, примыкающей к морю, выпадает много осадков. Здесь протекают полноводные реки Хуанхэ и Янцзы. Прибрежная зона отличается плодородием почвы.

Чем дальше от моря в глубь материка, тем суше становится климат. В этих районах бывают сильные засухи.

Древние китайцы выращивали пшеницу, ячмень, рис. Разводить рис – дело хлопотливое, требующее неусыпных забот и присмотра. Сначала его проращивали, потом густо высевали на небольшом участке поля и затопляли участок водой. Затем рассаду осторожно выдёргивали и пересаживали на поле параллельными рядами. Рисовое поле должно быть покрыто слоем воды в 10-15 см. Вода подавалась на поля по каналам.

Рисовое поле.

  1. Рассказ учителя об объединении Китая.
В Древнем Китае, как и в Месопотамии и Древнем Египте, зарождение цивилизации было связано с возникновением первых городов – государств, воевавших между собой. В 221 году до н.э., после нескольких столетий непрекращающихся войн, китайские земли были объединены в государство с огромной территорией. Правила этим государством династия Цинь. В 3 веке до н.э. царь этой династии принял новый титул «хуанди» - император. Он вошёл в историю как Цинь Шихуанди – «первый император Цинь». Император назвал себя Сыном Неба, а империя получила название Поднебесной.

(Учащиеся записывают в тетрадь дату объединения Китая.)

Цинь Шихуаньди

Цинь Шихуанди В своём указе он объявил, что сын его будет именоваться «Второй властелин Цинь», потом будет править третий и так десятки тысяч его наследников и мир будет длиться вечно.

А теперь давайте пригласим Сына Неба, который расскажет нам как он правил государством.

(Один учащийся играет роль Цинь Шихуанди, рассказывает о методах правления и мероприятиях, проведённых им от первого лица.)

- Каким правителем был Цинь Шихуанди?

(Учащиеся отмечают жестокость правителя.)

- Почему император приказал сжечь книги китайских мудрецов, а их самих живыми закопать в землю?

(Он боялся, что чтение книг может заставить людей задуматься над тем, что происходит при его правлении.)

- Чего больше всего боялся Сын Неба?

(Цинь Шихуанди боялся заговоров и предательства.) - Дать оценку правлению Цинь Шихуанди. (Ответы учащихся.)

Когда Цинь Шихуанди умер, его похоронили в подземной гробнице, над которой был насыпан огромный холм. По своему великолепию гробница может соперничать с самыми богатыми захоронениями египетских фараонов.

(Сообщение 1 учащегося о гробнице Цинь Шихуанди).

Глиняный воин Армия Цинь Шихуанди

Статуэтки коней Цинь Шихуанди обещал, что мир будет длиться вечно, а сам постоянно затевал военные походы в другие страны. Для чего? Это вы объясните сами.

3.Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать п. 3, § 24 ,с. 117.

Беседа по прочитанному.

- С какой целью Цинь Шихуанди организовывал военные походы?

(Его интересовали новые земли, желание присоединить их и расширить свои территории.)

- С кем на севере страны воевали жители Древнего Китая?

(С племенами гуннов.)

- Для чего император повелел построить огромную стену?

( Для защиты от гуннов)

Сообщение учащегося о строительстве Великой Китайской стены.

Великая Китайская стена.

Великая Китайская стена.

  1. Закрепление изученного на уроке.
  1. Закончить предложения:
А) Китай расположен…

Б) В восточной части протекают…

В) Объединение Китая произошло …

Г) Первый император вошёл в историю как…

Д) На севере Китай воевал с…

Е) На севере была построена…

Ж) Строили гробницу…

2. Найдите лишнее слово:

А) Восточная Азия, Инд, Хуанхэ, Янцзы. (Инд)

Б) император, Хаммурапи, Цинь Шихуань, Поднебесная. (Хаммурапи)

В) города, гунны, шатры, стада. (города)

Г) Великая Китайская стена, юг Китая, север Китая, гунны. (юг Китая)

3. Тестовое задание. Выбрать правильный ответ.(Выполняется на листочках).

V. Итог урока.

Сообщение оценок.

VI. Домашнее задание: § 24.

flatik.ru

Древний Китай

2014-05-15

К востоку от Гималаев расположена крупнейшая страна Дальнего Востока — Китай. Через весь Китай до Тихого океана текут две реки — Хуанхэ и Янцзы. С китайского языка их названия переводятся как «желтая» и «голубая». Издавна в их долинах селились люди. Правда, природные условия Китая строгие, чем в Индии или Месопотамии. Зимой здесь бывают настоящие морозы и идет снег. К тому же Хуанхэ имеет «плохую привычку» часто менять свое русло, затопляя все вокруг. Однако земля в ее долине чрезвычайно плодородна. А еще китайцам повезло в другом: дожди на их родине идут преимущественно летом, тогда как осень, когда собирают урожай, преимущественно теплая и сухая. В древности китайцы не имели недостатка ни в лесу, ни в полезных ископаемых. В долине Хуанхэ хорошие пастбища для скота, а сама река, ее притоки и море богаты рыбой.

Древние китайцы выращивали просо, ячмень, пшеницу, сорго, а когда научились с помощью каналов и дамб удерживать на полях воду, начали сеять рис, который впоследствии превратился в их главную пищу. Употребляли также овощи и фрукты. Разводили коз, овец, свиней. Лошадей, быков и слонов использовали для перевозки грузов, на лошадях и слонах к тому же ездили, а с помощью быков — пахали. Для обработки земли применяли бронзовые, а затем — железные орудия.Научились китайцы разводить и особых червей — шелкопрядов — ради их коконов, сплетенных из прочных и одновременно тонких нитей. Коконы разматывали, а из нитей ткали изысканную легкую ткань — шелк. Шелк стоил очень дорого и ценился далеко за пределами Китая. Но секрет его изготовления держали в строгой тайне. Впоследствии иностранцы вынуждены были приносить на берега Хуанхэ настоящие «шелковые караваны», а торговый путь, который связывал Китай со странами бассейна Средиземного моря, получил даже название Великий шелковый путь.

категория: История

moykonspekt.ru