Древний китай игпзс кратко. Глава 29. Китай
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Глава 13. Китай. Древний китай игпзс кратко


Глава 29. Китай. История государства и права зарубежных стран

Глава 29. Китай

§ 1. Провозглашение республики

Революция 1911 г. В начале XX в. в Китае начался новый революционный подъем. В 1902–1904 гг. в ряде провинций произошли стихийные выступления крестьян и ремесленников. В 1905–1906 гг. по всему Китаю прокатилась волна бойкота американских товаров. Повсеместно возникали пока еще разрозненные революционные организации, усиливалась антиправительственная агитация. Создание новых революционных организаций осуществлялось под руководством Союза возрождения Китая. В 1905 г. разрозненные революционные общества объединились в революционную партию — Китайский революционный объединенный союз (Чжунго гэмин тунмэнхуэй). Президентом Тунмэнхуэя был избран Сунь Ятсен. Политическая программа Тунмэнхуэя предусматривала свержение маньчжурской династии, учреждение республики, уравнение прав на землю, что соответствовало содержанию «трех народных принципов» Сунь Ятсена — национализм, демократия, народное благоденствие.

Стремясь сдержать рост революционного движения, маньчжурское правительство пообещало провести реформы и установить со временем конституционную монархию. В сентябре 1906 г. был издан императорский Указ о проведении подготовительных мер к установлению в Китае конституционного правления. Летом 1908 г. правительство опубликовало программу предварительных мероприятий по созыву парламента, рассчитанную на девять лет. В октябре 1910 г. маньчжурский двор разрешил созыв общекитайской конституционной палаты для обсуждения проектов будущей конституции. Однако все это не могло остановить усиления недовольства в стране.

10 октября 1911 г. (год «синьхай» по китайскому лунному календарю) в Учане восстал саперный батальон. Все провинции страны были призваны присоединиться к восстанию. Так началась Синьхайская революция.

25 декабря 1911 г. Сунь Ятсен был избран президентом Китая. Он сформировал временное республиканское правительство, представлявшее собой блок буржуазных революционеров со старой бюрократией и либералами; большинство в правительстве принадлежало либералам.

Правительство Сунь Ятсена осуществило ряд реформ умеренного характера. Не было произведено коренных социально-экономических преобразований.

При участии Сунь Ятсена была разработана временная конституция. Впервые в истории Китая провозглашались равные права всех граждан, свобода слова и печати, организаций, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий, неприкосновенность личности и имущества, создание ответственного перед парламентом кабинета министров. Но эта конституция не была реализована.

В это время главнокомандующим контрреволюционными силами выдвигают Юань Шикая. Либеральные помещики и буржуазия, напуганные размахом революционного движения, склонялись к компромиссу с Юань Шикаем. Вследствие компромисса была ликвидирована монархия, Китай становился республикой, но Сунь Ятсену пришлось оставить свой пост. Президентом стал Юань Шикай.

10 марта 1912 г. Национальное собрание приняло временную Конституцию, в соответствии с которой Китай представлял собой республику во главе с президентом. Законодательную власть осуществлял парламент, состоявший из двух палат: сената и палаты представителей. Выборы в парламент были двухступенчатыми. Избирателями могли быть лица старше 21 года, проживающие в данном избирательном округе не менее двух лет, уплачивающие прямой налог или обладающие имуществом на определенную сумму.

Союз либеральной буржуазии с Юань Шикаем был вызван стремлением к скорейшему завершению революции. Либералы одержали верх вТунмынхуэе. Они потребовали роспуска партии и объединения с умеренными буржуазными партиями. В ответ на это Сунь Ятсен организовал новую политическую партию — Гоминьдан (национальная партия).

Руководители Гоминьдана в июле 1913 г. подняли восстание, направленное против реакционной политики Юань Шикая. Подавив это восстание, Юань Шикай запретил деятельность Гоминьдана. Затем он вносит изменения в Конституцию, значительно расширяющие полномочия президента в ущерб парламенту. Срок полномочий президента увеличивается до 10 лет. Эти нововведения явились частью плана, направленного на восстановление монархии, и было уже официально заявлено о провозглашении Юань Шикая богдыханом. Попытки осуществления этого плана вызвали общее возмущение в стране. Юань Шикаю пришлось заявить об отказе от восстановления монархии. В июне 1916 г. Юань Шикай скончался, и президентом республики стал вице-президент Ли Юаньхун, объявивший о сохранении республиканского строя.

Но не были осуществлены коренные преобразования, которые покончили бы с феодализмом и ослабили влияние иностранного капитала.

Однако следует отметить и положительный результат революции — свержение монархии. Революция способствовала усилению политической активности китайского народа, его подготовке к дальнейшей борьбе.

§ 2. Демократическое движение в Китае после первой мировой войны

Гражданская и национально-освободительная война. За годы первой мировой войны в Китае вырос национальный капитализм. Развитие национальной промышленности углубляло противоречия между национальной и иностранной буржуазией, укрепившейся в экономике Китая. Вместе с тем формировался китайский пролетариат и включался в политическую борьбу.

Непосредственным толчком к первому после окончания мировой войны выступлению китайских народных масс послужили внешнеполитические события. Общественность страны связывала с окончанием войны надежды на освобождение от чужеземного господства. Однако этого не произошло. Обманутые надежды стали причиной массовых волнений, прокатившихся по стране. Начались они с демонстрации студентов вПекине 4 мая 1919 г., к ним присоединились студенты других городов. В июне 1919 г. студенческие волнения переросли в широкое революционное движение, в котором объединились рабочие, городская беднота, многочисленные представители национальной буржуазии. «Движение 4 мая», которое можно характеризовать как переход к буржуазно-демократической революции, положило начало активной борьбе китайского рабочего класса. Участились стачки под экономическими и политическими лозунгами. В 1921 г. была создана коммунистическая партия Китая. В 1924 г. коммунисты вошли в Гоминьдан, что свидетельствовало об образовании единого национального фронта борьбы с иностранным капиталом, занимавшим еще достаточно прочные позиции в Китае. Эта борьба приняла форму гражданской революционной войны, в ходе которой решались задачи буржуазно-демократической революции.

Активизация народных масс вызывала тревогу национальной буржуазии. Правое крыло Гоминьдана стало на путь контрреволюции. Центральной фигурой контрреволюционных сил стал генерал Чан Кайши — председатель Центрального исполнительного комитета Гоминьдана, главнокомандующий Национально-революционной армии. В 1927 г. в одной провинции за другой происходят контрреволюционные перевороты. Первая гражданская революционная война (1924–1927 гг.) закончилась поражением революционных сил.

После этих событий Гоминьдан стал партией крупной буржуазии и помещиков, революционные и прогрессивные элементы были изгнаны из партии. Верховным органом власти объявлялся съезд Гоминьдана, а в перерывах между его созывами — Центральный исполнительный комитет, в непосредственном подчинении которого находилось назначаемое им правительство.

В августе 1927 г. началась вторая революционная гражданская война. Она осложнилась вторжением в Северо-Восточный Китай японских войск. Гоминьдан не сумел дать отпор агрессору, и Япония оккупировала значительную часть Восточного Китая.

В ходе гражданской войны под руководством коммунистической партии создавались революционные базы — отдельные территории, контролируемые революционными силами. К началу 30-х годов назрела необходимость политического объединения этих баз и создания центрального органа власти. 7 ноября 1930 г. открылся I съезд Советов рабочих и крестьянских депутатов — представителей всех революционных баз Китая. Съезд принял проект временной конституции, в котором указывалось, что на территории революционных баз «вся власть принадлежит советам рабочих, крестьян, красноармейцев и всех трудящихся». Съезд также утвердил законы о земле, о труде, об основах экономической политики и избрал первое центральное правительство революционных районов Китая во главе с Мао Цзэдуном (1893–1976 гг.) — руководителем коммунистической партии Китая (КПК).

Правительство революционных районов в апреле 1932 г. объявило войну Японии и предложило Гоминьдану прекратить гражданскую войну, объединив все силы для отпора агрессору. Но Гоминьдан отверг эти предложения. Гражданская война прекратилась только в 1937 г. Был создан единый национальный антияпонский фронт. Китайский народ вел героическую борьбу против японских захватчиков.

Антияпонские базы народного сопротивления создавались на освобождаемых территориях. Во всех освобожденных районах существовали выборные народно-политические советы, которые утверждали состав правительства каждого района. Органы власти строились по принципу «трех третей»: одну треть мест занимали члены коммунистической партии и по одной трети — представители мелкой буржуазии, национальной буржуазии и патриотически настроенных помещиков.

§ 3. Образование КНР

Вторая мировая война близилась к завершению, но политическая обстановка в Китае все более обострялась. Гоминьдановская верхушка отказывалась от создания коалиционного правительства, на чем настаивали демократические организации Китая. В ноябре 1944 г. Чан Кайщи произвел ряд изменений в составе правительства, которые свидетельствовали об усилении антикоммунизма в военно-политическом руководстве Гоминьдана и о его планах развертывания гражданской войны.

В 1945 г. после поражения Квантунской армии Японии и освобождения советскими войсками северо-востока страны соотношение сил изменилось в пользу Народной армии, которая развернула широкие наступательные операции по освобождению Китая. Под контролем коммунистической партии Китая оказались значительные территории. Гоминьдановское правительство пыталось препятствовать наступлению Народной армии и развязало новую гражданскую войну, продолжавшуюся три года (1946–1949 гг.). Общенародный революционный подъем ускорил развал гоминьдановского режима. В январе 1949 г. Чан Кайши обратился к руководству КПК с предложением начать мирные переговоры, что говорило о признании Гоминьданом своего поражения. В результате переговоров был выработан проект мирного соглашения.

21 сентября 1949 г. открылась первая сессия Народной политической консультативной конференции, в работе которой участвовали представители всех демократических партий и групп. Сессия приняла статус Конференции как организации единого фронта, Закон об организации Центрального народного правительства Китайской Народной Республики (КНР), а также Общую программу, которая до принятия конституции должна была выполнять роль Основного закона Китайской Народной Республики. Конференция избрала Центральное народное правительство КНР во главе с Мао Цзэдуном. 1 октября 1949 г. было торжественно провозглашено создание Китайской Народной Республики.

Общая программа объявляла КНР «государством новой демократии», которое «ведет борьбу против империализма, феодализма, бюрократического капитала, за независимость, демократию, мир, единство и создание процветающего и сильного Китая».

В Общей программе было определено, что новая государственная власть в Китае представляет собой «демократическую диктатуру народа», основанную на союзе рабочих и крестьян, в котором руководство принадлежит рабочему классу. При этом подразумевалось, что руководящая роль рабочего класса в народном государстве осуществляется через КПК, которая стала правящей партией.

Высшим органом государственной власти в КНР был Центральный народный правительственный совет (ЦНПС), который сформировал остальные центральные государственные органы: Государственный административный совет (высший исполнительный орган), Народно-революционный военный совет, Верховный народный суд и Верховную народную прокуратуру. Вместе с ЦНПС эти органы составили Центральное народное правительство КНР. Его председателем стал Мао Цзэдун, являвшийся одновременно главой Центрального народного правительственного совета и Народно-революционного военного совета, председателем ЦК КПК. Первоначально Центральное народное правительство КНР было правительством единого фронта. В состав высших государственных органов наряду с коммунистами входили представители численно небольших буржуазных и мелкобуржуазных партий, поддерживавших программу КПК и признававших ее руководящую роль.

В стране начался восстановительный период, в течение которого были решены основные задачи демократической революции. В 1953 г. в качестве своей генеральной линии коммунистическая партия Китая провозгласила социалистическое направление развития.

В 1953–1954 гг. состоялись первые в истории страны всеобщие выборы в демократические органы власти — собрания народных представителей. 15 сентября 1954 г. в Пекине на первой сессии Всекитайского собрания народных представителей была принята Конституция КНР В соответствии с Конституцией произошли существенные изменения в структуре государственных органов КНР: высшим органом власти стало Всекитайское собрание народных представителей, а в период между его сессиями — постоянный Комитет ВСНП.

Первая Конституция КНР юридически закрепила главные положения генеральной линии КПК в качестве основного закона государства. В Конституции провозглашались социально-экономические права граждан, их политические свободы, обязанности.

В области внешней политики Конституция предусматривала развитие и укрепление отношений дружбы с СССР и другими социалистическими странами, установление и развитие отношений со всеми странами на основе принципов равноправия, взаимной выгоды, уважения суверенитета и территориальной целостности.

Идеи социалистического развития реализовывались через пятилетние планы развития народного хозяйства, был взят курс на коллективизацию сельского хозяйства и индустриализацию.

В мае 1958 г. КПК выдвигает курс на досрочное построение социализма, получивший название «большой скачок». Политика «большого скачка» распространялась на все сферы.

Установка на форсированное преобразование производственных отношений, на «ускоренный переход к коммунизму» была принята на расширенном заседании Политбюро ЦК КПК в августе 1958 г. Политика «большого скачка» получила распространение в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере культуры, науки, образования; это обострило экономические и социальные проблемы развития страны. «Особый курс» был взят КНР и во внешней политике.

В начале 60-х годов были приняты чрезвычайные меры по ликвидации последствий «большого скачка». Мао Цзэдун, отмечая отдельные ошибки в ходе реализации взятого курса, признавал в целом его правильность. Однако часть китайских руководителей выступала против политики «большого скачка». Разногласия по вопросам внутренней и внешней политики привели к обострению идейно-политической борьбы в руководстве и КПК. Чтобы избавиться от своих противников, Мао Цзэдун и его сторонники под лозунгом «культурной революции» развернули кампанию тотальной «чистки» партии, органов народной власти, общественных организаций. В материалах и документах КПК конца 70-х — начала 80-х годов замысел «культурной революции» и решения, обосновавшие эту кампанию, были оценены как заслуживающие исправления.

Попытка законодательно закрепить политику «культурной революции» была сделана путем принятия Конституции 1975 г. В соответствии с идеей классовой борьбы, «сотрясающей общество в процессе построения социализма», были проведены изменения, касающиеся государственного строя, прав и свобод граждан.

Так были ограничены полномочия Всекитайского собрания народных представителей; учрежден принцип назначения депутатов вместо выборов; при организации органов власти в национальных районах не учитывались местные особенности.

В 1978 г. была принята Конституция, восстановившая ряд положений Конституции 1954 г. В стране активизировалась правотворческая деятельность, был издан ряд кодексов, приняты законы, направленные на совершенствование системы государственных органов.

В 1982 г. принимается новая Конституция КНР, определившая политическую сущность государства как демократическую диктатуру народа, подчеркнувшая при этом, что по существу диктатура народа является диктатурой пролетариата. Конституция закрепила многоукладность в экономике: наряду с государственной собственностью допускалось существование частной, а также смешанной, государственно-капиталистической собственности. Закреплялось право на деятельность иностранных частнокапиталистических предприятий. Значительные изменения произошли в государственном строе: восстанавливался пост председателя КНР; постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей получал равные права с самим собранием; создавался Центральный военный совет; ограничивался срок пребывания некоторых должностных лиц на своих постах. Были расширены права и обязанности граждан.

Конституция 1982 г. явилась основой для дальнейшего совершенствования законодательства.

В следующем десятилетии Китай значительно увеличил объем сельскохозяйственного и промышленного производства.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Глава 13. Китай. История государства и права зарубежных стран

Глава 13. Китай

§ 1. Государство

Во II в. н. э. в результате внутренних противоречий пала одна из величайших мировых держав древности — Ханьская империя. Народные восстания, в первую очередь восстание «Желтых повязок», разрушили старую систему органов власти. И, хотя восстания были подавлены, реставрировать прежний порядок управления было невозможно. Начальники правительственных войск, претендовавшие на верховную власть в государстве, развязали междоусобную войну. На территории бывшей Ханьской империи образовались три самостоятельных царства: Вэй, У, Шу. Длительные войны между этими царствами закончились победой северного царства Вэй. Во всех трех царствах утвердилась власть новой. императорской династии Цзинь.

Распад Ханьской империи нанес удар по устоям рабовладельческого общества. Начинается время утверждения феодальных отношений, в рамках которых продолжало существовать рабство, не уничтоженное до конца. В 280 г. император Сыма Янь издал указ, изменявший систему землепользования. В соответствии с ним каждый трудоспособный земледелец (мужчина или женщина в возрасте от 16 до 60 лет) имел право на полный надел земли, с которого 2/5 собранного урожая шло в пользу государства, остальное пользователь земли оставлял себе. Лица в возрасте от 13 до 15 лет и от 61 до 65 лет могли пользоваться лишь половиной надела. Дети и старики не имели земельных наделов и не платили податей. Податное население помимо указанного взноса платило налог в виде шелковой ткани и шелковой ваты и, кроме того, отрабатывало на казенных работах до 20 дней в году.

С целью привлечения на службу образованных людей чиновникам в качестве вознаграждения давались земельные наделы, размеры которых зависели от ранга и занимаемой должности. Государство стремилось увеличить площадь принадлежащей ему земли и количество зависимых от него земледельцев. Борьба между государством и крупными землевладельцами, а также народные волнения ослабляли государственную власть.

В конце III в. в Северный Китай вторглись гунны, а затем и другие племена, кочевавшие вдоль границ Китайской империи. Население покоренных северных районов перебиралось на юг. Пришельцы с севера теснили местных жителей, зачастую захватывая их земли. В то же время между представителями господствующих слоев разгорелась борьба за землю, за закрепощение крестьян, в результате которой образовались крупные землевладения. Государственная власть была слаба и не могла противостоять этому.

Поглощенный борьбой за землю двор не предпринимал попыток вернуть завоеванные северные земли. Попытки отдельных полководцев осуществить походы на север не получили поддержки. Между тем на территории Северного Китая установилось господство племени тоба и утвердилась власть тобийской династии Северных Вэй. С воцарением этой династии войны прекратились, и в Северном Китае стала налаживаться мирная жизнь. Здесь также началась борьба за землю, за крестьян. В 485 г. был издан императорский указ, установивший надельную систему землепользования. Утверждалась государственная собственность на землю, и крестьяне, свободные от власти отдельных феодалов, были держателями государственных наделов. Указ определял размер участка и обязанности держателей. Закрепляя верховенство государственной собственности на землю, указ не препятствовал образованию крупных землевладений феодальной знати.

Органы власти и управления формировались по древнекитайскому образцу. Китайские чиновники играли важную роль в управлении государством. Китайский язык стал государственным, тобийцы восприняли китайскую культуру и религию. В государстве Северных Вэй сложилась раннефеодальная централизованная монархия.

Во второй половине VI в. север и юг Китая были объединены под верховенством династии Суй. Первые представители этой династии стремились к установлению единодержавия. Усиление центральной власти сопровождалось дальнейшим закрепощением земледельцев и наступлением на древние деревенские организации. Разосланные на места чиновники провели учет населения и выявили крестьян, не внесенных ранее в податные списки. Был уменьшен размер надела, а налог, напротив, возрос, увеличилась трудовая повинность. Такая политика стала причиной повсеместных народных восстаний.

Крупные феодальные землевладельцы, получившие жалованные и служебные земли, были также недовольны политикой правительства. Кроме того, их пугала неспособность правительства подавить крестьянские восстания, прокатившиеся по стране. Воспользовавшись неудачным корейским походом, феодалы подняли мятеж. Смута и борьба за власть привела на престол новую правящую династию — Тан. Чтобы прекратить народные волнения, новый император издал ряд указов, направленных на улучшение положения крестьян: была ликвидирована податная задолженность за прошлые годы, ограничивались сроки государственной барщины, освобождались проданные в рабство крестьяне, феодалам запрещалось убивать крестьян.

Представители танской династии стремились ограничить крупное землевладение, увеличивая государственное землевладение и количество государственных податных крестьян. В 624 г. был издан декрет, устанавливающий льготные условия для крестьян: каждый взрослый мужчина имел право на садово-огородный надел, являющийся вечным владением семьи, и на пахотный надел, бывший держанием на время трудоспособности. Престарелые, женщины и подростки получали небольшие наделы. Землю могли получить также государственные рабы. Пахотные наделы подлежали перераспределению ежегодно на каждом 10-м месяце. Земли, находящиеся в вечном владении, могли быть предметом сделок, пахотные земли продавать и закладывать разрешалось в исключительных случаях. В пользу государства земледельцы были обязаны вносить продуктовую ренту-налог и отрабатывать на государственных землях 20 дней в году. Крестьяне, бывшие основной производительной силой в государстве, оказались прикрепленными к земле и зависимыми (не только экономически, но и лично).

В первые годы существования Танской империи крупных родовых земельных владений феодалов было не так много, их обрабатывали зависимые от хозяина крестьяне и иногда рабы. Служебные наделы чиновников, предоставляемые им только на время службы, обрабатывались, как правило, государственными надельными крестьянами.

Во время правления танской династии было создано довольно сильное централизованное государство с хорошо налаженным бюрократическим аппаратом управления.

Общественный строй Танской империи. С развитием феодальных отношений население Китая было организовано в сложную иерархическую систему. Все жители империи были вассалами единого сюзерена — императора, который олицетворял собой государство. Высшую группу господствующего класса составляла наследственная аристократия, обладавшая значительными экономическими и социальными привилегиями. Представители знати делились на группы в соответствии с категорией феодальных титулов. Каждому титулу соответствовал определенный размер земельного владения.

Многочисленные чиновники делились на девять рангов. Каждому рангу соответствовала оплата в виде определенного земельного владения или жалованья. Продвижение по бюрократической лестнице было возможно при условии сдачи государственных экзаменов.

Самый многочисленный слой населения — крестьянство — также не был единым. Большая часть крестьян принадлежала к «доброму народу», в обязанности которого входили обработка земли и своевременное исполнение всех повинностей. Большинство «доброго народа» составляли бедняки. Особое положение занимали сельские старосты, главы родов, богатые крестьяне. В самом низу социальной лестницы находился «дешевый народ» — держатели земли у частных лиц, слуги, рабы.

Каждая социальная группа вела образ жизни, присущий только ей, строго соблюдая правила поведения, используя определенный тип одежды, украшений, заселяя соответствующие жилища. Запрещалось, минуя близлежащую ступень, обращаться к людям, стоящим выше. Несмотря на препоны, существовавшие между многочисленными социальными группами, возможность передвижения по иерархической лестнице не исключалась.

Государственный строй. Верховная власть в государстве принадлежала императору, который обладал неограниченными правами и должен был править на основе традиций и законов. Императора называли Сыном неба. Его ближайшими помощниками являлись два цзайсяна. Эти должности занимали члены императорского дома или влиятельные сановники. Часто именно они фактически решали государственные дела. Управление страной осуществлялось через три ведомства — три палаты: одна ведала органами исполнительной власти, две другие готовили и обнародовали императорские указы, организовывали торжественные церемонии. Деятельностью каждой палаты руководили начальник и два его помощника — правый и левый. Первой палате подчинялись шесть ведомств, делившихся на две группы. К первой относились: ведомство чинов, занимавшееся назначением и увольнением чиновников; ведомство обрядов, наблюдавшее за соблюдением обрядов, этикета, нравственностью; ведомство финансов, осуществлявшее учет податных, занимавшееся обложением и сбором налогов. Вторую группу ведомств составляли военное ведомство, занимавшееся организацией военного дела в империи; ведомство наказаний, которому подчинялись суды и тюрьмы; ведомств работ, осуществлявшее организацию трудовой повинности податных.

При императорском дворце находились особые управления, обслуживающие императорскую особу, дворцовое имущество.

Важное место среди государственных учреждений занимала палата инспекторов, в задачу которой входило наблюдение за центральным и местным аппаратом. Деятельность этого органа способствовала централизации государственного аппарата.

Империя была поделена на провинции, округа, уезды. На каждом из этих уровней существовала своя организация чиновников, назначаемых и смещаемых центром. Более мелкой, чем уезды, единицей были деревни, возглавляемые старостами, а самой мелкой — объединение 4–5 дворов. Создание таких единиц способствовало разрушению родовых связей, еще сильных в деревне.

Замещение государственных должностей строилось по системе государственных экзаменов.

§ 2. Право

По приказу императора Ли Шимина началось создание свода законов уголовного права, завершившееся после его смерти. Список преступлений был огромен: хождение ночью по улице, разжигание ночью огня, быстрая езда по городу и т. д. Например, хозяин за убийство провинившегося раба наказывался 100 ударами палкой, а раб за неосторожное убийство господина подвергайся смертной казни. Под влиянием конфуцианства был запрещен древний обычай физически калечить преступника.

Правление императора Сюаньцзуана (713–765) явилось временем расцвета Танской империи. Но развитие феодальных отношений привело во второй половине VIII в. к кризису государств — традиция, согласно которой верховная собственность на землю принадлежала государству, существование социальной иерархии и системы надзора не смогли противостоять стремлениям феодалов создать крупные землевладения. Укрепив экономические позиции, феодалы стали претендовать на политическое господство в стране. На местах получили распространение сепаратистские настроения. Государство, ведя с ними борьбу, а также пытаясь пресечь стремления феодалов к политическому господству, передало военным часть функций и прав гражданских чинов. В результате этого в провинциях создалось по сути дела двоевластие, при этом более влиятельными оказались военные наместники.

Сокращение государственных земель и уменьшение численности податных крестьян опустошили казну. Все попытки императорской власти ограничить рост крупного землевладения не дали особых результатов. Захват земель и крестьян продолжался. Государственные средства сокращались, и следствием этого стали потери империей завоеванных ранее территорий.

Власть перешла к владельцам феодальных поместий. Вместо надельной системы был введен новый порядок налогообложения. Все владельцы земли были поделены на девять разрядов в зависимости от количества имеющейся земли. Все прежние повинности заменялись единым налогом с земли, взимаемым независимо от возраста и трудоспособности облагаемых лиц. Сбор налогов происходил дважды в год: летом и осенью. В результате реформы налогообложению подвергались не только государственные крестьяне, но и держатели земель от частных лиц. Данная реформа официально признала земельные владения феодалов.

Крушение надельной системы привело к ухудшению положения крестьян, разорению крестьянских хозяйств, что вызвало многочисленные народные волнения.

Политическая власть императора пошатнулась. В то же время военные наместники добились наследственного права на титулы и владения. Они, лишь номинально подчиняясь императору, проводили совершенно самостоятельную. политику. В Китае наступил период феодальной раздробленности. В начале X в. был низложен последний император династии Тан.

Даже в период феодальной раздробленности китайское государств во до некоторой степени сохраняло свое единство. Это объяснялось следующими обстоятельствами: существовали тесные экономические связи внутри государства, большое значение для поддержания жизнедеятельности имели общественные работы на значительных территориях, периодические народные волнения, постоянная угроза набегов со стороны кочевников требовали объединения усилий.

Во второй половине X в. была восстановлена общеимперская политическая власть. Новой правящей династией стала династия Сун. С целью централизации власти была упразднена прежняя административная система, которая обеспечивала господство военных наместников. Вновь образованные районы подчинялись императору. Чтобы ограничить власть местных чиновников, были созданы параллельные органы управления. Из центра в округа и уезды назначались начальники на постоянную работу. Кроме того, практиковалось временное направление чиновников из столицы в провинции. Идеологической опорой феодальной монархии служило конфуцианство.

В XIII в. Китай был завоеван монгольскими феодалами, чье господство сохранялось до середины XIV в. В 1351 г. весь Китай был охвачен народным движением, направленным против монгольского ига. Китай вновь стал свободным. На престол взошла династия Мин. Общественный и государственный строй Минской империи точно копировал старое феодальное государство: то же деление населения на ранги и классы, препятствующее образованию сословий, тот же бюрократический аппарат управления. Вся полнота власти была сосредоточена в руках императора. Политическое развитие Китая в XIV–XV вв. способствовало укреплению феодальных порядков.

В XVI–XVII вв. в Китае начинаются кризис феодальных отношений и переход к новому историческому периоду в истории государства.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Глава 8. Право Древнего Китая. История государства и права зарубежных стран. Часть 1 – ред. О.А. Жидкова, Н. А.Крашенинниковой.

  •   1C
  •   Аграрное право
  •   Адвокатура
  •   Административное право
  •   Анализ
  •   Английский язык
  •   Антикризисное управление
  •   Арбитражный процесс
  •   Аудит
  •   Банковское дело
  •   Банковское право
  •   Безопасность жизнедеятельности
  •   Бизнес
  •   Бухгалтерская отчетность
  •   Бухгалтерский учет
  •   Бухгалтерский учёт, аудит
  •   Бюджетная система
  •   Бюджетное право
  •   Бюджетный учет
  •   Внешнеэкономическая деятельность
  •   Высшая математика
  •   География
  •   Государственное и муниципальное управление
  •   Гражданское право
  •   Гражданское процессуальное право
  •   Гуманитарные дисциплины
  •   Деньги, кредит, банки
  •   Договорное право
  •   Естествознание
  •   Жилищное право
  •   Земельное право
  •   Инвестиции
  •   Инновации
  •   Информатика
  •   Информационное право
  •   История
  •   История государства и права зарубежных стран
  •   История государства и права России
  •   История политических и правовых учений
  •   История экономики
  •   История экономических учений
  •   Комментарии к нормативным актам
  •  

xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai