Древний китай хозяйственная деятельность. Хозяйственная и повседневная жизнь в Древнем Китае
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Экономические учения Древнего Китая. Древний китай хозяйственная деятельность


Хозяйственная и повседневная жизнь в Древнем Китае | История. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Тема:

Древний Китай

Китайские крестьяне

Со II в. н. э. начинается быстрое прикрепление крестьян к земле. Крестьянские хозяйства стали про­изводить всё необходимое для себя сами. Отпадает потребность в товарообмене между поселками. Это привело к почти полному прекращению торговли на всей территории государства Хань. Из обращения изы­мают деньги, в которых теперь не было надобности.

Фактически происходило зарождение феодаль­ных отношений. В Китае этот процесс начался на много веков раньше, чем в Европе.

Феодальные отношения — новые общественные отношения, которые предусматривали эксплуатацию не рабов, а зависимых крестьян.

В это время возникает обычай подписания мирных соглашений «о мире и родстве». В 162 г. н. э. был зак­лючён договор, который провозглашал Хань и Сюнну равноправными соседними государствами.

Есть два основных типа отношений между госу­дарствами, которые характеризуют древнекитайскую цивилизацию. Первый тип («диго») — равноправие государств, которое обеспечено «клятвенными дого­ворами» (мен), заключенными перед духами. Второй тип — наличие заложников. Это обычная форма от­ношений Ханьской империи с соседними странами. Заложники были своего рода гарантами того, что страна, где их захватили, полностью подчиняется им­ператору.

В конце II в. н. э. империю потрясло восстание «жёлтых повязок». Повстан­цы выступали против несправедливых порядков «Синего неба» (символ импе­рии Хань). Жёлтые повязки символизировали «Жёлтое небо» — государство всеобщего благоденствия. Стотысячное войско повстанцев несколько лет воева­ло с императорской армией. Восстание было подавлено, но силы империи Хань также были на исходе. Материал с сайта http://worldofschool.ru

В 220 г. Ханьская империя распалась на три новых царства, в которых стали развиваться феодальные порядки. Китай погряз в пучине междоусобиц. За власть боролись три государства: Вей — на севере; Шу — на юго-западе; У — в низовьях Янцзы. Поэтому этот период назван «Три царства» Победителем в этой борьбе вышла новая династия Цзинь — Западная Цзинь (265-316 гг.).

В ханьский период истории Китая существовал ритуал приёма послов, целью которо­го было подчинить человека императору. Ханьские же послы, как представители Сына Неба, не могли допустить унижения.

Так, посол Чжен Чжуна был послан в Сюнну в 165 г. для подписания союза. Их прави­тель «принуждал ханьского посла поклониться ему. В ответ Чжен Чжун выхватил меч и поклялся скорее себя убить, чем поклониться перед шаньюем».

На этой странице материал по темам:
  • Хозяйственная и повседневная жизнь в античных полисах на территории украины

  • Древний китай доклад

  • Повсякденне життя китаю тема для реферату

  • Хозяйственная и повседневная жизнь в древней греции презентация

  • Сочинение о древнем китае

worldofschool.ru

Экономические учения Древнего Китая

         

Реферат по истории экономических учений

 на  тему

Экономические учения Древнего Китая             

Подготовила

Финикова  Ольга

ЭК-13  

Преподаватель

Шушунова

Татьяна Николаевна            

2011 г

      Содержание 

                                                                                                           стр

  1. Введение         3
  2. Основная часть

      III.  Заключение        8

      IV. Приложения

                  Приложение 1       9

                  Приложение 2       10

      V.  Список литературы       11

 

       Введение 

      Древний Восток является местом зарождения первых государств. Наиболее значительными из них являются Египет, Китай, Междуречье и Индия. Именно здесь возникли первые системы письменности, появились первые памятники экономической мысли в истории человечества.

     Первоначально, в III-II тыс. до н.э., экономическая мысль  лишь отражала хозяйственную практику и носила некритический, в начальной  степени нормативный характер. Только в I тыс. до н.э., с развитием рабовладения, товарно-денежных отношений, появлением частной собственности на землю предпринимаются попытки осмысления хозяйственной деятельности. Однако, экономические идеи еще не были настолько самостоятельными, чтобы существовать отдельно, они включались в общую систему взглядов наряду с религиозными, философскими, политическими и другими представлениями.

     В древневосточных странах государство  оказывало большое влияние на все сферы человеческой жизни, сфера  экономики не была исключением. Хозяйственная жизнь контролировалась государственным бюрократическим аппаратом. В экономике преобладало натуральное хозяйство и, естественно, существовало рабство, при котором труд рабов использовался как вспомогательный, а основными производителями материальных благ являлись аграрии – члены территориальных общин. Кроме того, в большинстве стран Древнего Востока долгое время преобладала государственная собственность на землю, хотя существовала также собственность территориальных общин. Лишь с I тыс. до н.э. появляется частная собственность на землю.

Эти особенности  нашли отражение в экономической  мысли всех перечисленных выше стран, но в данной работе будет рассмотрена  экономическая мысль Древнего Китая.    

 

Даосизм 

      Даосизм – философско-религиозное учение. Его основателем считается Лао-цзы. Уже в раннем даосизме Лао-Цзы становится фигурой легендарной и начинается процесс его обожествления. Легенды повествуют о его чудесном рождении (мать носила его несколько десятков лет и родила стариком — откуда и имя его, «Старый ребенок», хотя иероглиф «цзы» означал одновременно и понятие «мудрец», так что его имя можно переводить как «Старый мудрец»). Многие современные исследователи ставят под сомнение сам факт существования Лао-Цзы. Некоторые предполагают, что он мог быть старшим современником Конфуция, о котором — в отличие от Конфуция — в источниках нет достоверных сведений ни исторического, ни биографического характера. Есть даже версия, что Лао-цзы и Конфуций — это одно лицо.

      Основы даосизма, философии Лао-цзы излагаются в трактате «Дао Дэ цзин» (IV—III вв. до н. э.). В центре доктрины — учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао многозначно, это бесконечное движение. Дао — своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно даёт начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао.

      Нравственный идеал даосизма — это отшельник, который с помощью религиозной медитации, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, позволяющего ему преодолеть все страсти и желания, погрузиться в общение с божественным Дао.

      Идеология раннего даосизма отражала воззрения мелковладетельной знати и общинной верхушки, их протест против чрезмерного обогащения правителей, усиления чиновничьего аппарата и расширения государственной деятельности. Утратившие свое былое влияние, эти слои добивались реставрации патриархальных порядков. В «Дао дэ цзин» нашли отражение широко распространенные среди общинного крестьянства представления об имущественных переделах в пользу бедных. «Небесное Дао», говорится в каноне, «отнимает лишнее и отдает отнятое тому, кто в нем нуждается. Небесное дао отнимает у богатых и отдает бедным то, что у них отнято».

      Мудрый государь, поучали даосы, правит страной при помощи метода недеяния, то есть воздерживаясь от активного вмешательства в дела членов общества. Лао-цзы порицал современных ему правителей за то, что они слишком деятельны, устанавливают много налогов и запретительных законов, ведут бесконечные воины. «Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует».   

      Моизм 

     Учение, религиозная форма которого на протяжении нескольких столетий соперничала по популярности с конфуцианством, пока принятие последнего в качестве государственной идеологии Ханьской империи не привело к вытеснению прочих философских доктрин. Его основатель Мо-цзы родился через пару лет после смерти Конфуция. Живя в период Чжаньго, отмеченный распадом векового социального порядка династии Чжоу, Мо-цзы пытался выработать новый общественно-политический порядок, основанный на идеалах любви и взаимного уважения.

     Принято считать, что Мо-цзы изучал конфуцианство, пока не пришёл к выводу о том, что  размеренные ритуалы и тягостные  церемониалы отнюдь не способствуют душевному развитию. В отличие от вельможного Конфуция Мо-цзы искал возврата к непосредственности в человеческих отношениях, отличающей жизнь простых людей.

      Уже после смерти Мо-цзы его ученики  и последователи создали трактат  «Мо-цзы», в котором нашли отражение взгляды философа. Согласно этому трактату, основными идеями моизма являются «всеобщая любовь» и «всеобщая польза», соответствующие воли Неба. Для Неба нет ни знатных, ни бедных, оно питает всеобщую любовь ко всем живущим, всех кормит.

     Моисты  отражали настроение простых людей – землевладельцев, ремесленников, требовали для них равноправия с аристократией, в том числе и для управления.

     Мо-цзы  подчёркивал значение физического  труда в обществе, считал, что  в нем должны принимать участие  все граждане государства. Важнейшим условием существования и благополучия людей он провозглашал разделение труда, которое совершенствует и производителя, и создаваемый им продукт.

     В государственном управлении главной  должна быть «всеобщая польза», стремление же к личному обогащению без учёта интересов других людей наносит обществу непоправимый вред.

 

      Легизм 

     Особый  вклад в развитие экономической  мысли Древнего Китая внесли представители  легизма (от лат. Lex – закон), или школы законников (фацзя).

     Все легисты занимали высокие государственные посты в разных царствах Китая, были сторонниками централизации, выступали за создание единого государственного законодательства, перед которым все равны. Они проводили и обосновывали реформы, направленные на укрепление царской власти, ослабление родовой аристократии и патриархально-общинных связей, на развитие товарно-денежных отношений и частной собственности на землю. Именно им принадлежат высказывания: «Не могут все в государстве быть знатными. Если бы все были знатными, некому было бы работать, и страна осталась бы без доходов» и «Династия – руководящее начало справедливости. Это значит, что социальные позиции установлены правильно и народ не ропщет. Если народ не ропщет, то нет смуты, и справедливость может стать принципом»

     Легисты печально прославились тем, что когда они приходили к власти (в Ци и в Цинь), то устанавливали крайне жестокие законы и наказания.

     Одним из основателей легизма считается  Гуань-цзы, или Гуань Чжун (умер в 645г. до н.э.). Он смог стать первым министром княжества Ци, несмотря на то, что происходил из небогатой семьи торговцев.

     Именно  Гуань-цзы первым в Китае выдвинул идею управления государством на основании  закона, считал, что закон должен распространяться на все категории  населения. На основании высказываний Гуань-цзы в VIв. до н.э. был составлен трактат «Гуань-цзы», в котором также нашли отражение взгляды представителей даосизма, конфуцианства и других школ.

     Гуань-цзы  не делил общество на высших и низших, не признавал социального неравенства  сословий. По его мнению, обязанности в государстве разделяются между четырьмя категориями населения: землевладельцами, служилыми людьми, ремесленниками и торговцами.

     Отвечая на вопрос, как закрепить осёдлость, организовать труд народа, Гуань-цзы говорил: «…учёным, крестьянам, ремесленникам и торговцам, четырём группам народа, представляющим основу страны нельзя жить вперемежку, возникнет путаница в речах и неустойчивость в делах». Представители этих категорий не должны менять занятия, должны младшим передавать свой опыт. Каждая социальная группа играет важную роль в обществе, но основной являются землевладельцы. В трактате намечаются меры для улучшения их положения, в частности посредством изменения системы налогообложения. Предлагается ввести количественные нормы повинностей, сделать их гибкими, зависящими, например, от качества земли. Вместо взимания налогов с общины, Гуань-цзы считал необходимым ввести систему обложения семей по имущественному принципу.

     Важным  направлением государственной политики считается защита населения, и, прежде всего, крестьян, от спекулянтов и ростовщиков. Исходя из того, что увеличение цен приводит к удешевлению денег, а значит, ослабляет позиции ростовщиков и спекулянтов, предлагается повышать цены на продовольствие. При этом отмечается, что цены должны регулироваться одинаково по всей стране.

     В трактате «Гуань-цзы» предусматриваются и другие меры для «уравновешивания хозяйства»: использование нормируемой денежной эмиссии, создание запасов продуктов в период снижения цен и реализация этих запасов в период роста цен.

     Наряду  с Гуань-цзы в разработке учения легизма активное участие принимали  Ли Куй, Шан Ян и Хань Фэй.

     Ли  Куй (424-386 до н.э.) считал необходимым наиболее полно использовать силы земли. Он предлагал государству регулировать хлебный рынок, выравнивая цены путём рациональной закупки и продажи зерна.

     Шан Ян (390-338 до н.э.) был первым советником царя могущественного царства Цинь, провел основанные на идеях легизма реформы, однако после смерти царя по настоянию родовой аристократии был казнён вместе с семьёй. Он считал, что главной сферой деятельности народа, основой процветания государства являются земледелие и война.

     Хань  Фэй (ок. 280-233 до н.э.) завершил систематизацию теоретических взглядов легистов, занимаясь в основном политическими, философскими, правовыми вопросами.

     Многие  легисты, в их числе Шан Ян  и Хань Фэй, считали, что развитое частное предпринимательство, особенно крупное, идёт вразрез с интересами государства, и поэтому предлагали ограничить активность торгово-ремесленной деятельности. Они разработали положение о праве государства на недра, лес, продукты рек, болот, требовали внедрения на эти ресурсы государственной монополии.

     В «Гуань-цзы» и древнем источнике, именуемом «Ши хо» (буквально: «Продовольствие и товары»), содержится описание государственного хозяйства, рассматриваются принципы управления хозяйственной деятельностью.

     Правила поведения, нормы хозяйственных работ детально регламентируются. «Каждая женщина для работы должна иметь одну иглу, один нож. Каждый пахарь для работы должен иметь одну соху, один плуг, один серп. Экипажный мастер для работы должен иметь один топор, одну пилу, одно шило, одну стамеску».

     В древних трактатах, хрониках Китая встречаются любопытные упоминания о торговле, рыночных отношениях. «Торгуя, обменивали то, что (у кого) было, на то, чего (у него) недоставало, в результате каждый получал то, что ему нужно» («Ши хо»).

stud24.ru

Древний Китай 2

ДРЕВНИЙ  КИТАЙ

Следующий период в истории Китая является временем крупных смут, уничтожения единого государства и существования отдельных       маленьких княжеств, которые в течение  длительного периода с VIII по III век до н. э. вели  упорную борьбу между собой.

Некоторые данные, сохранившиеся в книге Мэн-цзы характеризуют хозяйственный и общественный строй этого времени. Упорные войны, которые вели между собой в борьбе за преобладание и господство отдельные княжества, тяжёлым бременем ложились на трудовые массы народа.

“Многочисленные армии отправляются в путь вместе с правителем, (служа ему охраной) и поглощают все продукты. Голодающие не находят себе пищи; те, которые могут работать, не находят более покоя. Теперь одни лишь злобные взгляды, хор проклятий! И тогда в сердцах народа рождается лишь глубокая ненависть. Он сопротивляется приказам (царя), которые предписывают угнетать народ”.

В философских трудах VI в. до н. э. формулируются твёрдые принципы государственного деспотического управления, ко

торые должны были быть восстановлены после периода смуты и внутренней борьбы.

Развитие торговли требовало восстановления централизо

ванного государства и создания государственного аппарата. В книге философа Мэн-цзы даётся характеристика сильной деспотической власти. Он рекомендовал установить государ

ственный контроль над земледелием, а императорам в частности советовал осуществлять крупное ирригационное строитель

ство для поднятия сельского хозяйства.

В III в. до н. э. в Китае вновь образуется сильное госу

дарство — государство династии Цинь. Приблизительно к это

му времени относятся крупные работы по постройке ве

ликой Китайской стены, начатой несколько раньше. Наиболее видным политическим деятелем этой эпохи является китайский император Ши Хуанди, при котором особенно широко развернулась постройка великой Китайской стены, целой системы  оборонительных укреплений вокруг разросшегося Китайского государства. Очевидно, это крупное государство ещё не было достаточно прочным. Ему грозили постоянные набеги горцев и степняков, кочевых племён, постоянно вторгавшихся в бо

гатые равнины Китайского государства.

На обострённую классовую борьбу, происходившую внутри Китайского государства, указывает известный факт сожжения книг, в которых

содержались мысли, опасные для существо

вания государства. В легендах полуисторического характера описывается, как Ши Хуанди приказал заживо похоронить 460 учёных, утаивших книги и осуждавших царя. По совету одного министра Ши Хуанди приказал сжечь все историче

ские хроники и классические книги, за немногими исключе

ниями, а утаивших — заклеймить и послать на постройку великой стены. Так расправлялась правящая рабовладель

ческая аристократия со всякого рода попытками изменения существующего строя, которые возникали в ту эпоху.

Постепенное разложение сельских общин приводило к разорению широких слоев трудовых масс и к образованию крупного рабовладельческого землевладения. При царях 'из династий Хань богатые аристократы-зе

млевладельцы сосредоточивают в Твоих руках крупные земель

ные владения.

Так, в истории первой династии Хань говорится о том, что “министр Чжан Ю владел 40 тыс. (акров), а другие, собиравшие землю, обладали обширными земельными пространствами; вследствие этого народ жил в бедственных условиях... После того как империя прожила в мире несколько поколений, влиятельные... богатые люди и чиновники часто владеют огромным имуществом, тогда как бедняки и маломощные стра

дают всё больше и больше”.

Само собой разумеется, что это разорение широких слоев трудовых масс должно было приводить к росту рабовладения и к увеличению количества рабов в стране. Доведённые до нищеты, бедняки принуждены были часто продавать в рабство своих детей. Такие факты описываются в истории первой династии Хань:

“У населения удела Цинь семьи были бедны, а дети крепки и сильны;

поэтому и их отдавали в залог... когда несколько раз подряд бывал не

урожай, население вынуждалось продавать именитым людям своих детей, чтобы добыть одежду и пищу”.Так же как и в других древневосточных странах, в Китае существовали промежуточные формы долговой кабалы, при

водившие постепенно к рабству. В источниках периода Хань говорится о том, что “по обычаям продававшиеся в рабство дети и взрослые сначала считались заложниками; если по прошествии трёх лет они не выкупались, они делались окончательно рабами”. Главным источником рабства являлись войны, которые сопровождались захватом большого количества пленников. Наря

ду с этим тяжёлое бремя ложилось на плечи свободного трудового населения в годы войны, когда бедняки разоря

лись от налогов и многие из них погибали на полях сраже

ний. Всё это

приводило к нищете и к разорению широких слоев трудовых масс. В китайских источниках нередко ука

зывается на то, каким тяжёлым бичом для широчайших слоев населения были войны:

“в царствование У Ди правительство много занималось военными экспедициями и гражданскими сооружениями, поэтому требовалось такое количество рабочей силы для выполнения этих проектов, что многие вынуж

дены были бросить основное своё занятие — земледелие... Император У Ди из династии Хань послал военные силы против варваров в четырёх направлениях и наложил на народ тяжёлые налоги. Люди, имевшие трёх

летних сыновей, должны были платить за них подушные налоги. Это причиняло много страданий. Некоторые даже убивали своих сыновей, как только они рождались”.

В годы войны, когда нарушалась обычная хозяйственная жизнь страны, рабовладельческая аристократия, опираясь на аппарат государственной власти, облагала население различ

ными податями. Так, в эпоху Хань, помимо обычных налогов, были введены налоги на соль и железо. Работорговля достигла в эту эпоху чрезвычайно широких размеров, что также ука

зывает на большое число рабов в стране. Создаются специ

альные рынки рабов и появляются торговцы, которые спе

циализируются на продаже рабов и принимают всякие меры к тому, чтобы получить как можно больше барыша от этой тор

говли. В истории первой династии Хань указывается на то, что “занимающиеся ныне продажей рабов одевают последних в па

радные одежды... и выставляют их в стойлах (на* базарах)”.

Разорение трудовых масс, постепенный распад сельских общин, рост крупного землевладения, работорговли — всё это вызвало обострение классовых противоречий и усиление классовой борьбы. В источниках этого периода указывается на то, что некоторые государственные деятели пытались прини

мать меры к смягчению классовых противоречий. С этой целью делались попытки ограничить землевладение и рабовладение. В царствование императора Ай Ди был выдвинут довольно любо

пытный проект, согласно которому представители знати, чинов

ники могли иметь не более 5 тыс. единиц земли (му). Число рабов согласно этому проекту должно было быть также ограни

чено. В зависимости от своего социального положения тот или иной рабовладелец мог иметь от 30 до 200 рабов. Однако этот проект не был осуществлён.

Политическая история эпохи Хань известна значительно лучше, чем история предшествующих периодов. В источниках сохранилось много указаний на обострённые формы классовой борьбы, происходившей в

царствование различных императоров династии Хань. Традиция указывает на то, что некоторые импе

раторы, как, например, Лю Бан, происходили из среды общин

ников. Имеются указания и на то, что против власти императора нередко поднимались эксплуатируемые массы населения.

Чрезвычайно существенным фактом, характеризующим состояние Китая в эту эпоху,  является значительный рост внешней тор

говли и в связи с этим широкое развитие завоевательной поли

тики. В конце II в. до н. э. при императоре У Ди (140—87 гг. до н. э.) китайцы проникают довольно далеко на запад вплоть до Средней Азии. Китайские караваны направляются через Восточный Туркестан в район южных оазисов Таримского бассейна и в области между Оксом и Яксартом (Аму-Дарья и Сыр-Дарья). Особенно оживлённые торговые взаимоотношения китайцы устанавливают с Ферганой. Различные китайские товары привозятся в Бактрию, откуда персидские торговцы везут их дальше на запад, в Сирию. Китайцы вывозили шёлк, а ввозили различные ткани, пёстрые ковры, стекло, металлы, драгоценности, яшму и кораллы, лекарства, а в частности из Бактрии, лошадей и верблюдов. Через Персию и Сирию ки

тайские товары проникали в Римскую империю. Стремление захватить в свои руки важные торговые пути и рынки при

вело к развитию завоевательной политики. Китайские импе

раторы из династии Хань завоёвывают Восточный Туркестан (Синцзян), захватывают в свои руки Корею и даже некоторые области Индо-Китая, стремясь открыть дорогу в Индию. Ки

тайское правительство устанавливает дипломатические и тор

говые взаимоотношения с многочисленными государствами (их насчитывают до 36). В китайских текстах этого времени встречаются названия, в которых видят названия Парфии и Сирии. С этими странами китайцы устанавливают торговые связи. Эта широко развитая внешняя торговля и завоеватель

ная политика приводили к ещё большему обогащению рабовла

дельческой аристократии, что создавало внешний, кажущийся эффект благосостояния страны и государства.

Развитие могущества китайского государство нашло своё отражение и в росте культуры. В источниках указывается на то, что в это время основывались академии, библиотеки, что государство поддерживало писателей, заботилось о по

вышении квалификации чиновников, устраивая публичные экзамены. Однако всё это носило показной и внешний харак

тер. Широкие массы трудового населения находились в тя

жёлом положении. На это ясно указывают реформы узур

патора Ван Мана, выдвинутого, очевидно, довольно значитель

ными группами средних свободных слоев сельского  городского населения, стремившихся к смягчению классовых противо

речий. В это время всё

шире распространяются теории, целью которых было ослабить формы классовой эксплуатации. Произ

водятся попытки несколько смягчить острые социальные проти

воречия и тем самым заглушить классовую борьбу. В этом отно

шении характерны теории Дун Чжун-шу и Ван Чуна и реформы Ван Мана. Ван Ман пытался конфисковать крупные земельные владения, перераспределить земельный фонд, запретить куплю и продажу рабов и даже регулировать законами цены, одновремен

но рекомендуя активно вмешиваться в торговую жизнь страны. Так государственная власть используется для установления наиболее мощного контроля над хозяйственной жизнью страны. Однако эти реформы окончились неудачей (9 г. н. э.). Уже через три года Ван Ману пришлось снова разрешить покупку и продажу рабов.

Эти полумеры, которые проводились рабовладельческим государством в целях смягчения   классовой борьбы, не могли привести ни к ка

ким результатам. Голодные восстания, широкие социальные дви

жения продолжались и даже усиливались. Очень крупным вос

станием было известное восстание “краснобровых”, во главе кото

рых стоял Фан Чун, поднявший значительные массы населения в Шаньдуне в 18 г. н. э. К восставшим присоединились и реак

ционные аристократические группировки, которые были недо

вольны мероприятиями Ван Мана. В 23 г. войска Ван Мана были разбиты, и в 25 г. аристократы, примкнувшие к “краснобровым”, сумели одержать над ними верх, разбить восставших и снова восстановить прежние рабовладельческие порядки. Другое крупное восстание произошло в 184 г. Это было вос

стание “жёлтых тюрбанов”, организованное крупным поли

тическим деятелем того времени Чжан Цзяо. Группа восставших получила название: “дорога ко всеобщему миру”. Руково

дители восстания объявлены были народными героями. Они были популярны в массах и пользовались большим авторитетом. Один из них был даже объявлен “богом войны”. Руководите

лям восстания удалось собрать громадную 100-тысячную ар

мию. Несмотря на широкий размах этого массового народного движения, восстание было подавлено. Однако династия Хань не смогла удержать власть в своих руках. Многочисленные восстания подточили государство Хань, набеги кочевников довершили его разгром.

Китайская культура восходит к очень глубокой древности. Сохранившиеся литературные источники, по большей части про

изведения так называемой классической литературы древнего Китая, позволяют проследить процесс развития китайской религии, философии, права и возникновение очень древних социально-политических систем. Этот процесс мы можем наблюдать на протяжении целого тысяче

летия. Китайская религия, так же как и религиозные воззрения всех народов древности, восходит к древним

формам культа природы, культа предков и тотемизма, тесно связанного с магией. В исторических Источниках сохранилось воспомина

ние о том времени, когда ещё были широко распространены тотемистические представления, связанные с обоготворением природы. Так, Чжан Шоуцзе, комментатор Сыма Цяня, пишет:“Хуанди был царём государства Медведя. Его мать однажды была в поле и зачала от того, что увидела большую молнию, окружившую полярную звезду. После этого через 24 месяца она родила Хуанди”. Можно предполагать, что Хуанди счи

тался начальником одной из тотемных групп Медведя.

Широко был развит в древнем Китае культ природы, в осо

бенности культ земли и гор. Этот древний культ гор связан с рельефом самой местности и с хозяйственным бытом того вре

мени, когда древнейшие предки китайцев кочевали от гор к рекам, проводя лето на горах, а зиму в степи. В Китае долго существовала форма особых гаданий, связанных с землей (геомантия). Наряду с этим китайцы обоготворяли солнце, луну, планеты и звёзды, реки и деревья. Как и многие другие древние народы, они обоготворяли предков, и этот культ, тесно связанный с прочным патриархальным бытом, сохранился в своих закостеневших формах до очень позд

него времени.

www.coolreferat.com