Древний китай эпоха. 1. Становление цивилизации
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Эпоха Шан (Инь). Древний китай эпоха


Эпоха Шан (Инь). История Древнего Китая

Китайская традиция о Шан (Инь)

Чэн-тан

Чэн-тан — основатель первой исторической династии Шан

Название государства Шан (Инь; 1600— 1046 гг. до н. э.) состоит из двух отдельных терминов: само названия основавшей его народности (шанцы) и названия его последней столицы (город Инь).

Древнекитайские историки возводят родословную правящего дома шанцев к сыну совершенно мудрого государя Гао-синя по имени Се. Утверждают, что он появился на свет в результате чудесного вмешательства высших сил. Сыма Цянь рассказывает об этом так: «Мать иньского Се звали Цзянь-ди, она была второй женой императора Ку. Как-то три женщины отправились купаться и увидели, как пролетевшая ласточка уронила яйцо. Цзянь-ди взяла его и проглотила, вслед за чем понесла и родила Се». Когда Се вырос, он стал Добродетельным и умелым государственным деятелем и получил в награду за свои деяния владение в местности Шан (предположительно в восточной части провинции Хэнань).

Основателем государства Шан-Инь стал дальний потомок Се — Чэн-тан (У-тан). Ранее бывший вассалом Ся, он возглавил политическую и военную оппозицию последнему сяскому правителю — «тирану Цзе» и, разгромив его армии, вступил на трон. После благополучного царствования самого Чэн-тана и восьми поколений его потомков страна оказалась в кризисном положении из-за нравственной деградации царей (так переводится титул древнекитайских правителей ван). «Со времён Чжу-дина нарушили законное наследование и вместо этого возводили на престол младших братьев и их сыновей. Некоторые младшие братья и сыновья боролись друг с другом за власть. Дошло до того, что на протяжении девяти поколений продолжались смуты», — пишет об этом периоде истории Шан Сыма Цянь, перенося на него более позднюю систему престолонаследия и этические установки.

В середине XIV в. до н. э. к власти пришёл 19-й царь иньской династии — Пань-гэн (1300—1251 гг. до н. э.). Дабы вывести страну из кризиса, он решил не просто утвердить новую столицу — город Инь, но и построить её в совершенно новом месте. Все прежние города располагались в правобережной зоне Хуанхэ. Инь возвели в левобережной части и далеко к северу от реки. Этой акции в китайской историографии придавалось настолько принципиальное значение, что, исходя из неё, иньскую эпоху стало принято разделять на два самостоятельных периода — Ранняя Инь (Шан) и Поздняя Инь (собственно Инь).

Своего высшего расцвета иньское государство достигло при царе У-дине (1250—1192 гг. до н. э.; племянник Пань-гэна и 21 -й царь династии). А погибло оно вновь по вине царя-тирана — Чжоу-синя (Ди-синь; 1075—1046 гг. до н. э.).

Научные знания об истории Шан

Ритуальный бронзовый сосуд. Эпоха Шан

Ритуальный бронзовый сосуд. Эпоха Шан

Почти все письменные сведения о Шан так или иначе подтвердились археологическими материалами. Главный памятник раннеиньского периода — городище Эрлиган (на территории юго-восточной части города Чжэнчжоу). Время его постройки совпадает с возведением Чэн таном первой столицы основанного государства. Недалеко от Эрлигана находились ещё два укреплённых города. Такая концентрация городов-крепостей была обусловлена, скорее всего, страхом шанцев перед покорёнными ими народами. Одновременно раннеиньские города свидетельствуют о качественно новой вехе в истории китайского градостроения. Аналогичные изменения претерпело и бронзолитейное производство. Ассортимент изделий намного увеличился, качество их резко возросло. Будь шанцы недавними кочевниками или основанное ими государство некой примитивной политической структурой, вряд ли были бы достигнуты столь быстрые новации в строительстве и ремесленной деятельности. Ещё больший интерес представляют памятники, расположенные на значительном удалении (400 км и более) к югу и северо-востоку от Эрлигана. По всей вероятности, то были административные центры владений, подчинявшихся иньским царям.

Социально-политическое устройство

Позднеиньское государство управлялось централизованно и по социальной структуре было жёстко иерархическим. Вершину пирамиды занимало правящее семейство — «клан царей» (ван цзу). Из него только и мог происходить правящий государь. Царь совмещал функции политического, военного и духовного лидера страны. Самостоятельное жреческое сословие в Китае так и не появилось либо же осталось в зародышевом состоянии. Все типично жреческие для других регионов Древнего мира обязанности, прежде всего интеллектуальные занятия (ведение записей, разработка религиозно- идеологических систем) и проведение ритуальных акций, исполнялись лично государем. В них участвовали также лица из его окружения. Ядро знати составляли главы территориально-административных единиц — «владетельные особы» (чжухоу). Всего в позднеиньское государство входило 25 таких регионов. Как именно они образовались, были такие владения наследственными или «владетельные особы» назначались царём, неясно.

«Владетельные особы» имели советников и помощников из числа ближайших родственников и доверенных лиц. В руках этих правителей была сосредоточена административная, судебная и военная власть на подведомственных территориях; располагали они и собственными дружинами. Существует точка зрения, что независимо от того, как сложилась подобная административно-территориальная система, она отдалённо напоминает феодальную, принятую в средневековой Европе систему. А отношения между «владетельными особами» и царём близки по типу к модели «сюзерен (господин) — вассал».

Нефритовая статуэтка ритуального характера в виде коленопреклонённой женщины. Эпоха Шан

Нефритовая статуэтка ритуального характера в виде коленопреклонённой женщины. Эпоха Шан

Кроме чжухоу в высшие круги иньского общества входили люди, имевшие титулы или звания. Согласно рангу, члены элиты исполняли определённые военные (командный состав) и гражданские руководящие функции, а также занимали место в свите царя либо в управленческих структурах при его персоне. Низовое звено социальной элиты и одновременно административных органов составляли писцы (ши). Они непосредственно занимались административной деятельностью. Именно они подготавливали гадательные кости и, возможно, вели всю прочую казённую документацию. Таким образом, обозначилось формирование административно-бюрократического аппарата и обслуживающего его социального слоя — «служилых дворян» и чиновничества.

Вслед за элитой на социальной пирамиде располагались сословные группы ремесленников и воинов. Оба этих занятия превратились в профессии. При Поздней Инь существовала целая сеть государственных (казённых) мастерских. Отдельно выделяются гончарные, камнерезные промыслы, а также бронзолитейные производственные центры. Литьё из бронзы в Поздней Инь уже достигло такой степени технологической сложности, что оно разбивалось на несколько относительно самостоятельных операций. Каждая требовала координированного труда сотен хорошо обученных мастеров.

В казённых мастерских делались кухонная (для приготовления пищи), столовая (пиршественная) утварь, украшения, одежда — словом, все предметы, которые были необходимы для жизни царской семьи, а также оружие. Работу мастерских контролировало специальное государственное ведомство. Возможно, аналогичные ремесленные центры существовали и при дворах «владетельных особ».

Вооружённые силы страны состояли из правительственной армии и дружин «владетельных особ», в случае необходимости приходивших на помощь вану. Правительственную армию образовывали три воинских соединения — «три дивизии» (сань ши). О её численном составе можно судить по сообщениям: в одном походе принимали участие до 13 тыс. солдат. Есть также упоминания о том, что иньские воины проходили специальную подготовку.

Ритуальный бронзовый топор. Эпоха Шан

Ритуальный бронзовый топор. Эпоха Шан

Основание социальной пирамиды составлял «простой народ» (чжун), т. е. землепользователи. Сведения о жизни простолюдинов, равно как и о хозяйственно-экономическом укладе позднеиньского общества, крайне скудны. Вероятно, сельское население состояло из свободных общинников-земледельцев. Иньская сельская община — патронимия (от греч. «патер» — «отец» и «онима» — «имя») представляла собой объединение семей и кланов, происходивших от общего предка. Судя по сведениям, известным для чуть более поздних времён, такая община делилась на две возрастные категории. Это «отцы — старшие братья» (фу сюн) и «сыновья — младшие братья» (цзы ди). Представители первой категории, как правило, являлись главами больших семей, ко второй группе относилось всё молодое население. Женатые «сыновья — младшие братья» образовывали малые семьи, которые оставались в составе большой семьи. Все представители второй возрастной категории обязывались почитать «отцов — старших братьев». Кланы и семьи, входившие в одну патронимию, проживали вместе и могли занимать несколько селений. В иньскую эпоху патронимическое устройство было тесно связано с религиозными представлениями, восходившими к древнейшим верованиям. Предок сельской общины почитался и духом- покровителем местности, где она обитала.

Принципы такой патриархально- клановой организации сохранялись в китайском обществе и в дальнейшем, причём не только в деревнях. Частично черты уклада (сохранение семейных связей, признание авторитета старшего поколения) были перенесены и на все другие социальные сословия и группы: аристократию, чиновничество, купечество и ремесленников.

Руководство хозяйственной деятельностью и общественной жизнью патронимии осуществляли старейшины, которые, возможно, избирались из глав отдельных больших семей. Они же служили посредниками между общиной и «владетельными особами». Обрабатываемые земли принадлежали всей патронимии и подразделялись на надельные и общественные. Надельные земли находились в пользовании отдельных семей, использовавших полученный урожай в своих нуждах. Общественные земли обрабатывались сообща членами общины. Урожай с них шёл на её коллективные нужды. Так как собственником всех земельных угодий, скорее всего, считался сам царь, патронимические общины были своего рода арендаторами. Они расплачивались за пользование землёй продукцией в виде дани. Часть дани посылалась прямо ко двору, часть полагалась «владетельным особам». Помимо собственно сельскохозяйственной продукции в дань могли входить охотничьи трофеи и изделия ремесленников.

Производство шёлка

Производство шёлка. Книжная иллюстрация

Некоторые китайские ремёсла отличались сложным технологическим циклом. К таким промыслам относилось шёлкоткацкое производство. Основу его составляло шелководство, включавшее разведение тутовника и бабочек шелкопряда, выращивание гусениц, получение коконов и нитей, а также их первичную обработку. Всем этим (по опыту последующих эпох, который подробно описывается в текстах) занимались определённые крестьянские хозяйства. Готовые нити поступали в распоряжение других хозяйственных центров, где производилась дальнейшая обработка сырья (окраска, подготовка к ткачеству). Следовательно, и в позднеиньский период должны были существовать сельские общины, занимавшиеся преимущественно не аграрной, а ремесленно-сырьевой деятельностью и выплачивавшие соответствующую дань. Уже в иньскую эпоху аграрный сектор должен был выйти за рамки натурального хозяйствования. Крестьянские хозяйства производили не только продовольствие, но предметы повседневного использования, орудия труда. Между сельскими общинами, специализировавшимися в различных видах сельскохозяйственной и ремесленно-сырьевой деятельности, не мог не возникнуть товарообмен. Об этом, в частности, свидетельствует упоминание в «Книге документов» 0 том, что «шанцы отправлялись со своими повозками и быками в дальние земли и обменивали товары». Приведённая цитата косвенно указывает и на уровень зажиточности иньского сельского населения. Сельские общины располагали собственными транспортными средствами и тягловыми животными. После выплаты дани у крестьян оставалось для обмена весьма внушительное количество сельскохозяйственной продукции.

Низовое население страны исполняло и другие повинности. Сельские общины должны были посылать людей для проведения тех или иных работ, например по возведению дворцов и храмов, прокладыванию дорог. Распределением повинностей по отдельным семьям ведали старейшины. Общая ответственность за набор нужного числа людей, их доставку к месту работ возлагалась на «владетельных особ».

Помимо перераспределения материальных благ и контроля над вооружёнными силами и ремесленной деятельностью верховные власти руководили и сельским хозяйством. Возможно, сельскохозяйственные работы проводились по приказу свыше и в точно указанные сроки.

Таким образом, позднеиньское государство по характеру социально-политической организации (строгая иерархическая система) и степени централизации верховной власти приближалось к империи в том виде, в каком китайская имперская государственность утвердилась впоследствии.

Шан глазами последующих поколений

В последующих китайских историографических сочинениях и сочинениях на экономические темы неоднократно воссоздаются картины жизни иньского общества в пору расцвета государства. В них выражены представления китайцев об идеальном общественно-экономическом устройстве. «Правители полагались на пользу, приносимую Землёй и Небом, распоряжались богатствами гор и морей. Каждый имел пахотное поле в 100 му, платил налог в 1/10 часть урожая. Собственноручно сея хлеб в течение девяти лет, каждый получал запасы зерна на три года вперёд, что позволяло растить младенцев и кормить стариков. Правители, используя народ, получали средства для обеспечения государства. Дворцы и дома имели определённые размеры... Родовые владения знати были богаты, в стране царило изобилие. Пострадавших спасали от бедственных засух и наводнений, попавшим в беду оказывали помощь на суше и море...» («Записи о продовольствии и ценностях»).

Соседние народности

В пору высшего расцвета позднеиньское государство занимало огромную территорию. На севере оно простиралось почти до Внутренней Монголии, на северо-востоке — до района Пекина, на востоке — до восточной окраины Шаньдунского полуострова, на юге уходило далеко за Янцзы (примерно до середины провинции Хунань), на юго-западе приближалось к Сычуаньской котловине, а на западе — к Тибето-Цинхайскому нагорью.

На других землях, входящих ныне в географию современного Китая и находившихся в непосредственной близости от границ Инь, обитало множество других народностей, которые неизменно обозначаются в древнекитайских источниках как «варвары». В общей сложности перечисляется около 50 «варварских» соседей Инь.

Провинция Шэньси

Провинция Шэньси

Веским доказательством связей Инь с внешним миром служит колесничный транспорт. По основным параметрам эти повозки совпадают с колёсными экипажами ближневосточного и средиземноморского центров цивилизаций. Поэтому в современных исследованиях преобладает точка зрения, что колесничный транспорт проник в Китай извне. Таким образом, вопреки распространённому мнению о многовековой изоляции Китая, выясняется, что уже Иньское государство активно контактировало не только с ближайшими соседями, но и с удалёнными от него народностями, причём китайцы были способны усваивать чужеземные культурные влияния.

Военные конфликты позднеиньского государства с соседями, какими бы жестокими и кровопролитными они ни были, до определённого срока не подвергали серьёзным угрозам его бытие. Всё изменилось с появлением на китайской политической арене народности, именовавшей себя чжоусцами. В середине XI в. до н. э. (по новейшим хронологическим данным, в 1046 г. до н. э.) чжоусцы завоевали Инь и основали собственное государство — Чжоу.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Азия-Бизнес / История и культура Китая / Вехи истории Китая / 1. Становление цивилизации

  1. Древние люди на территории Китая
  2. Эпоха Шань-Инь
  3. От царства Чжоу к Разделенным Царствам
  4. Эпоха Борющихся Царств

Древние люди на территории Китая

Далекие предки современного человека появились на территории Китая около полумиллиона лет назад. Во всяком случае, таков приблизительный возраст черепов древнейшего человека, или архантропа, обнаруженных в 60-х годах, уезде Ланьтянь провинции Шэньси.

Но больше известен другой вид архантропа, именуемый синантропом. Его останки были найдены в конце 20-х годов неподалеку от Пекина.

Синантроп жил приблизительно 300 000 лет назад, и объем его чере­па составлял 1075 см3, что на 300 см3 превышает соответству­ющий показатель у ланьтяньского человека.

Вопрос о том, является ли синантроп предком современных монголоидов.

Но бесспорно Китай не был родиной этих древнейших людей, которые пришли в бассейн Хуанхэ из западной части Азии.

В разных местах Китая — в Гуандуне, Хубэе, Шаньси, Ордосе — об­наружены останки людей, относившихся к последующей ступени развития человеческого рода - так называемым палеоантропам, или древним людям. Люди этого типа обитали примерно 100-70 тысяч лет назад. Наконец, к эпохе позднего палеолита (40-16 тыс. лет назад) относятся так называемые новые люди, или неоантропы которые стали непосредственными предками современного человека.

В 20-х годах ХХ в. шведский археолог Андерсон открыл близ деревни Яншао в провинции Хэнань остатки культуры эпохи неолита — позднейшего этапа каменного века, когда древние люди уже умели изготовлять керамические изделия. Андерсон назвал культуру Яншао «культурой крашеной керамики» по типу обнаруженных в тех местах керамических сосудов с ярким геометрическим орнаментом.

Возраст культуры Яншао насчитывает до б тыс. лет, а территория ее в основном совпадает с районом Лёссового плато. Тогда же, недалеко от селения Цицзя провинции Ганьсу, Андерсон обнаружил остатки родственной неолитической культуры, которая, по мнению большинства современных ученых, существовал одновременно с культурой Яншао. Ее жители пользовались сосудами серого цвета без росписи.

Наиболее показательным для ранней культуры Яншао является крупное поселение раскопанное в 50-х годах ХХ в.

Близ деревни Баньпо в провинции Шэньси. Жители этого поселения обитали в полуземлянках круглой или прямоугольной формы, крыши которых поддерживались столбами; очаг в хижине располагался прямо на земле. Некоторые землянки служили гончарными мастерскими. Наряду с керамикой найдены орудии из шлифованного камня. Люди культуры Яншао занимались в основном земледелием, засевая свои поля просом. Их домашними животными были собаки и свиньи.

Одновременно с культурой Яншао, а точнее, к концу IV тысячелетия до н. э., в районе нижнего течения Янцзы возникли самостоятельные неолитические культуры неополитические культуры, связанные с областями Юго-Восточного Китая. В последующее тысячелетие наблюдается перемещение этих культур на север. Здесь, на территории провинций Шаньдун и Хэнань, складывается ареал неолитических культур, известный под названием культуры Луншань, или культуры черной керамики.

Отличительная черта культуры Луншань — изящные сосуды из прочной керамики черного цвета, изготовленные при помощи гончарного круга. Поселения этой культуры располагаются обычно на возвышенностях и окружены глинобитным валом. Их жители обрабатывали свои поля особым двузубым орудием с перекладиной, сохранившимся в китайских деревнях почти до наших дней. В качестве домашних животных они держали собак, свиней и быков. Следов письменности, впрочем, не обнаружено.

Слияние культур Луншань и Яншао — а точнее, наложение пер­вой на вторую — заложило основу для появления на территории Северо-Китайской равнины древнейших городов, с которых начинается история китайской цивилизации. Одновременно в верхнем течении Хуанхэ и в приморском районе существовали неолитические культуры, со временем породившие народности, которых древние китайцы называли «западными жунами» и «восточными и». На Юге в ту эпоху имелись свои неолитические культуры, связанные с предысторией Юго-Восточной Азии.

Эпоха Шань-Инь

Обитатели Срединной Империи вели отсчет своей истории от полубожественного существа Фу Си и его сестры, или жены, Нюй Ва. В представлении древних китайцев, у них были человеческие головы и змеиные тела. Фу Си считался изобретателем календаря, музыки, первых графических символов и даже супружества. Фу Си и Нюй Ва наследовал мифический правитель Шэньнун ( т.е. Божественный земледелец), научивший людей земледелию и торговле. После Шэньнуна миром правил Хуан-ди или Желтый Владыка, который слыл в Китае основоположником государственности и многих полезных ремесел.

С Желтого Владыки начинается эпоха так называемых Пяти императоров, из которых последние два, Яо и Шунь, уже фигурируют в древнейших письменных памятниках Китая. Яо почитался в китайской историографии как образцовый правитель, который был настолько бескорыстён, что решил передать трон не собствённому сыну, а некоему Шуню, человеку бедному, но, мудрому. Яо окончательно убедился в правильности своего выбора после то­го, как Шунь обнаружил способность жить в мире и согласии с двумя дочерьми Яо, данными ему в жены.

В свою очередь, Шунь передал трон достойнейшему из своих служащих Юю, который, по преданию трудился до изнеможения, чтобы обуздать потоп и наве­сти порядок на Земле. Когда же Юй умер, люди пожелали видеть на престоле его сына. Так возникла первая династия, которая называлась Ся. Ею открывается эпоха «Трех Династий» — древнейшая историческая эпоха в Китае.

Прямых свидетельств существования династии Ся не обнаружено, хотя. А вот о следующей из Трех Династий — династии Шан, или Инь, — китайские хроники содержат вполне достоверные сведения.

Об эпохё Инь мы узнаем главным образом из двух источников. Во-первых, из надписей на костях жертвенных животных, использовавшихся шанскими царями для гаданий. Эти кости были обнаружены в 1889 г.в одной из китайских аптек, где они продавались под видом «зубов дракона». Второй важнейший источник наших знаний о шанской династии — данные археологических раскопок. В1950 г, близ города Аньян в провинции Хэнань было раскопано городище, которое, как выяснилось, служило столицей царства Шан.

Во многих отношениях раннешанская цивилизация была прямой наследницей культуры Луншань: шанцы применяли те же земледельческие орудия и те же способы обжига керамики, что и по­селенцы из Луншаня, они окружали свои поселения такими же глинобитными стенами и гадали, прижи­гая кости жертвенных животных. Но шанская цивилизация имела одно революционное новшество: она знала способ литья 6ронзы, из бронзы отливались только сосуды, использовавшиеся в обрядах жертвоприношения умершим предкам, оружие, мелкие орудия ремесла, некоторые детали упряжи. Особенной красотой и изяществом отделки отличаются, конечно, ритуальные сосуды — главное средство общения шанцев с умершими предками.

В Аньянском городище были найдены усыпаль­ницы иньских царей, где имеется несколько погребальных камер и захоронено большое количество бронзового оружия и ритуальных сосудов, боевые колесницы, запряженные лошадьми (новое средст­во ведения войны, которому в течение нескольких последующих столетий было суждено играть гла­венствующую роль в военных конфликтах), десятки туш домашних животных, а также множество тел людей. Большинство погребенных, были военнопленными, принесенными в жертву для умершего царя. Война с целью захвата добычи пленников была главным занятием шанских правителей. А добыча была нужна для того, чтобы совершать пышные об­ряды жертвоприношения душам предков, ибо связь живых с умевшими родичами была стержнем всего общественного уклада шанцев. В надписях на гадательных костях — гигантский «царский архив» этих костей был найден в столице Инь — часто встречаются вопросы, касающиеся военных походов иньцев против соседних племен. Свое государство шанские цари мыслили по образу и подобию рода. Гадание по костям жертвенных животных в эпоху Шан было уже занятием профессиональных писцов и толкователей. Га­дали же они по форме трещин, которые появлялись на кости после того, как ее прижигали раскаленной палочкой. Тут же, на кости, записывали вопрос к предкам и полученный от них ответ.

Для людей эпохи Инь мир мертвых был устроен точно так же, как мир живых: положение в нем каждого усопшего предка определялось его местом на родовом древе. Существовал Верховный Предок, Шанди, который в силу своей отдаленности от мира живых почти не вмешивался в людские дела. Была еще категория «старших предков», уже лишившихся имени и в религии шанцев имевших, скорее, лишь символическое значение.

Таким образом для иньских культов характерны строгая иерархия и формализация, напоминающая бюрократический порядок. Вместе с тем иньская религия предполагала экстатическое общение живых с умершими, тесно связанное с оргиастическими празднествами и человеческими жертвоприношениями.

Противоречие между формалистической организацией и экстатическим содержанием шанской религии стало одной из при­чин кризиса и гибели иньского государства.

От царства Чжоу к Разделенным Царствам

Агрессивность государства Шан-Инь, нуждавшегося в постоянном притоке военной добычи и пленников, не могла не вызывать сопротивления соседних племен. Одним из таких племен, обитавших на запад­ных рубежах шанских владений, было племя чжоу.

Одно время иньцы совершили несколько удачных походов против чжоусцев и даже уби­ли их предводителя. Сын последнего задумал отомстить убийцам отца, собрал антииньскую коалицию племен, но умер, не успев перейти к решительным действиям. Это сделал его сын, который, воспользовавшись тем, что иньские войска были заняты военными действиями на юго-востоке, пошел походом на иньскую столицу и в битве у местечка Муе нанес поражение иньцам. Столица Инь пала, последний иньский правитель (в историю он вошел под именем «тирана Цзе») был убит или покончил с собой. Это произошло, вероятнее всего, в 1027 г. до" н. э. В последующее столетие чжоусцы раздвинули пределы своих владений на юге, севере, и западе. Они переняли культурные достижения иньцев, в том числе письменность и технику литья бронзы

Первые правители Чжоу раздали своим родственникам и предво­дителям дружёственных племен уделы в наследственное владение. Всего таких пожалований зарегистрировано около 200. Свой удел получили и потомки иньского дома. Владельцы уделов образовали сословие наследственной знати (чжу хоу), где титул отца, впрочем наследовал только старший сын. Самые знатные титулы — гун и хоу — носили ближайшие родственники правителя, который наименовался Сыном Неба (тянь цзы). В свою очередь, гунны и хоу жаловали своим близким родичам титулы дайфу. Низший слой чжоуской аристократии составляли ши, или «служилые люди»-потомки знатных людей по боковой линии. Наконец, ниже ши находились простолюдины-земледельцы, из которых набиралось пешее войско. Имелись в обществе и рабы.

Так в государстве Чжоу сложился иерархический строй, охватывавший все строны жизни общества. Чжоусцы отказались от человеческих жертвоприношений и оргиастических культов, провозгласив главной доблестью человека его добродетель. Вообще Чжоускую династию можно считать основоположницей китайской цивилизации: именно при ней сложились основные государственные институты и нравственные ценности, определившие лицо китайской империи и китайской культуры.

Со временем традиционные местообитания чжоусцев стали под­вергаться все более частым набегам западных племен, и в 771 г. правитель Чжоу Пин-ван был вынужден перенести свою столицу на восток на место нынешнего Лояна. Теперь чжоуский правитель жил на земле удельных правителей, и его власть над последними стала чисто номинальной. Им оставалось уповать лишь на силу нравственного авторитета.

Начался период Восточного Чжоу, или, как его еще называют, «Разделенных Царств» -период все более усугублявшейся раздробленности и постепенно усиливавшегося соперничества между отдельными уделами. На политической карте Китая того времени можно выделить две основные группы уделов, а фактически самостоятельных царств.

В центре тогдашнего ареала китайской цивилизации располагались относительно небольшие и слабые в военном отношении царства, которые в большинстве своем были основаны ближайши­ми родственниками первых чжоуских царей. К их числу относились царства Лу, Вэй, Чжэн, Цзинь, Хань, Сун и др. Именно правители этих центральных уделов впервые стали называть свои владения Срединными Государствами. На периферии же возникли более крупные и могущественные государства на востоке — приморское царство Ци, разбогатевшеё на торговле солью, железом и продуктами моря; на севере — царство Янь; на западе — царство Цинь, богатое боевыми лошадьми; в районе среднего течения Янцзы — царство Чу, самое крупное из всех древнекитайских царств; в низовьях Янцзы — царства У и Юэ. Эти окраинные государства, особенно южные, не включались жителями цен­тральных уделов в число Срединных Государств.

С VII в. до н. э. среди сильнейших царств разгорается борьба за первенство. В 544 г. до н. э. удельные правители на своем общем съезде заключили договор о мире, но и это соглашение соблюдалось не долго. Вскоре войны вспыхнули с новой силой.

Эпоха Борющихся Царств

481 г, до н. э..— год окончания древнейшей китайской летописи «Чунь цю» («Весна и Осень») - традиционно считается рубежом, отделяющим эпоху Разделенных Царств от следующей за ней эпохи Борющихся Царств. Распространение железных орудий, создание больших оросительных систем, применение новых удобрений и прочие достижения агротехники позволили заметно увеличить производительность земледелия, что вкупе с совершенствованием транспортных средств привело к быстрому росту населения, появлению крупных центров ремесленного производства и больших городов.

Новые условия хозяйствования и бурный pocт торговли сделали возможным появление частной собственности. В обществе обострялись противоречия между богатыми выходцами из низов — землевладельцами, купцами, владельцами мастерских и наследственной аристократией с ее привилегией занимать высшие государственные посты. В IV в. До н.э. а большинстве крупных царств были проведены политические реформы, которые упразднили многие традиционные привилегии родовитой знати и открыли доступ к власти богатым простолюдинам. При дворах правителей царств ведущая роль переходит к наемным стратегам и администраторам, которых ценили за их таланты и профессиональные знания. Во многих царствах были учреждены административные округа, которые управлялись назначенными правителем чиновниками. Так складываются начатки бюрократического управления, характерного для государственного строя китайской империи. Все эти перемены в политической жизни древнекитайских царств означали усиление единоличной власти правителя и имели целью добиться максимальной мобилизации всех сил государства в его борьбе за выживание. Войны превратились в способ завоевания чужой территории с целью присвоения ёё ресурсов.

Ожесточенные войны между царствами в IV—III вв., до н.э. при­вели в конце концов к возвышению наиболее сильного в военном от­ношении царства Цинь. В 314 г. циньский правитель одер­жал крупную победу над западными кочевыми племенами, а три года спустя покорил Сычуаньскую котловину. В 249 г. циньцы ликвидировали домен чжоуского царя, положив конец Чжоуской династии. В последующие годы правителю Цинь удалось поодиночке разгромить противостоявшие ему государства: Так весь древний Китай был объединен под властью Цинь.

asia-business.ru

Древний Китай — эпоха стратегии

Почти 5000-летняя история Китая — это периоды затишья и резкие взлеты за ними. За последние 30 лет Китай из бедной страны превратился в мирового лидера и 2-й экономику мира (рост ВВП почти в 24 раза за этот период). За счет чего стал возможен такой рост? Возможно, что причина в особом образе мышления китайцев.

жители Древнего Китая собирают рис

жители Древнего Китая собирают рис

Китай на протяжении тысячелетий оставался аграрной страной. Главная проблема земледельцев — силы природы. А в древности природа казалась абсолютно неуправляемой. Китайцы обращались к духам предков за ответами о будущем. Археологи нашли множество гадательных костей эпохи Шан (3-2 тысячелетие до н.э.). На костях записаны вопросы князей, будет ли дождь или засуха,или о войне и мире с соседним племенем. Жрецы и шаманы владели тайным знанием, как общаться с «представителями» мира — духами, и их магия была основой жизненного уклада.

Кость для гадания с вопросом предкам и предсказанием. Эпоха Шан, второе тысячелетие до н.э.

Кость для гадания с вопросом предкам и предсказанием. Эпоха Шан, второе тысячелетие до н.э.

Интеллектуальная революция в Китае началась на закате династии Шан. Вместо шамана главным становится стратег. Группа мыслителей при дворе основателя династии ЧжоуУ-вана  (12 век до н.э.) разработала оригинальную философию, которая должна была объяснить как устроен мир и почему в нем происходят те или иные явления. Это философия постоянных циклических изменений инь и ян. Пожалуй, это была первая в истории цивилизации удачная попытка свести все процессы и явления к бинарной матрице из нулей и единиц. Как-будто древние старались создать компьютер для вычислений и расчетов.  У-ван установил поклонение небу вместо культа предков. Небо — это законы вселенной, подчиняющиеся переменам инь-ян.   

Цикл перемен, описывающий все явления в мире в виде бинарной матрицы инь и ян.

Цикл перемен, описывающий все явления в мире в виде бинарной матрицы инь и ян.

Мир теперь не был хаотическим потоком, а рассматривался как гармоничное существование трех измерений: небесного (смена сезонов, знамения и предсказуемые изменения природы), земного (география, ландшафт, мир растений и животных) измерения человека. Взаимодействие неба, земли и людей между образуют три слоя бытия, которые постоянно меняются во времени, подчиняясь силам инь и ян. Всё многообразие изменений удалось описать в виде 64 знаков из шести черт, которые составляют цикл перемен. 

Основатель династии Чжоу (11 век до н.э.) У-ван

Основатель династии Чжоу (11 век до н.э.)

У-вану приписывают создание системы перемен Чжоу И, которую сейчас многие знают благодаря Книге Перемен. Перемены стали первой стратегической системой в мире, претендующей на универсальность. Тебе лишь нужно определить свою точку в цикле и получить знак из шести сплошных и прерывистых черт. Дальше книга  объясняет что тебе делать, когда и как. Можно представить, какое впечатление  оказала на умы современников У-вана Книга Перемен. Это был переворот в мышлении. Оказалось, что реальность удивительно проста и гармонична, а будущее можно предсказывать,  а не только гадать о нем. Так первый правитель династии Чжоу положил начало стратегическому планированию. Ведь если мир — это упорядоченная вселенная с предсказуемым будущим, то здесь возможна долгосрочная стратегия. 

Слева план идеальной столицы Чжоу с сетью дорог. Справа система искуственных каналов

Слева план идеальной столицы Чжоу с сетью дорог. Справа система искуственных каналов

Первой задачей стратегии в Китае было помочь людям наладить свои земные дела в гармонии с законами природы. Так, китайцы начали планировать города с точки зрения эффективной логистики и развернули дорожное строительство, которой намного превосходило по масштабом римские стройки. Ирригационные системы тех времен работают в Китае до сих пор. Китайцы открыли плавку стали и железа почти на 2 000 лет раньше европейцев. Удивительно, что при этом Китай оставался очень архаичным обществом практически до 20 века. Возможно, что это была обратная сторона мощной философской школы, одной из идей которой было поддержание стабильности и следование «путем древних».

Вот краткая формула концепции перемен. Перемены содержат три значения: Первое — простота изменения. Две силы инь и ян. Второе — перемены в изменениях. Инь всегда переходит в ян, а ян переходит в инь. Третье — неизменность изменений. Нет ничего постоянного, кроме постоянных перемен. «Перемены созданы для построения замыслов благородных людей. Они разделяют небо и землю, дают разумность человеческим связям проясняют путь правителя» — писал конфуцианский ученый Чжуан-цзы.

Мудрец древности считали, что так выглядит каждая вещь и явление в реальности.

Мудрецы древности считали, что так выглядит реальность.

Другой китайский ученый 3 века до н.э. пишет: «Мудрецы древности тревожились о будущих поколениях и можно сказать, что их тревога была предельна. Потому они составили цикл перемен, описав законы природы и судьбы и выразили состояние дел и вещей, чтобы мы могли понять изменения, источником которых являются небо, земля и человеческая природа. Эти правила действуют и поныне. Я родился на тысячу лет позже, и печалюсь, что мрак уже затмил смысл этих древних правил«.

реальность - это сумма вероятностей, а не что-то определенное

Что ты видишь? Реальность мультимодальна и всегда богаче наших представлений о ней

Изменчивость — одно из свойств живой природы. Стратеги Древнего Китая считали, что человеку нужно учиться гибкости планирования у муравьев, а стратегия должна быть текучей как вода и не иметь определенной формы. У воды нет плана, как ей течь, но она всегда выбирает самый быстрый путь движения, и сила ее потока бывает такова, что ничто не может его остановить. Образ потока, низвергающегося с высоты 1000 ли, стал примером стратегической мощи ши в «Искусстве войны» Сунь-цзы. Целью мудрого полководца должно стать управление потоками ши. Чужую стратегию нужно сковать, обездвижить и ослабить, как водные потоки останавливают дамбами, свою же сделать подобной цунами, тогда она сама принесет тебя на гребне волны к победе.

муравьиный agile в действии

муравьиный agile в действии

Наблюдение за муравьями натолкнуло китайцев на концепцию цюань, что переводится как гибкие планы.  Как муравьи тащат добычу в муравейник, если они взялись за дело командой? Каждый тянет в свою сторону! Сверху это выглядит так, что сразу хочется им помочь. Движение кажется хаотичным, но при этом все они движутся к муравейнику, просто каждый тянет остальных по своей траектории. У муравьев нет определенной стратегии движения к муравейнику. Их стратегия — добиться гибкости движения, чтобы всегда выбирать самый простой и удобный маршрут, изменяя его по обстоятельствам. Такая команда тяни-толкай допрет гусеницу до муравейника, так как каждый раз какой-то муравей будет упираться в травинку или камень и его движущая сила ослабеет. Другие муравьи, путь которых свободен, перетянут остальных на себя, и все вместе они продолжат движение к цели.

Перемещение команды муравьев похоже на современную концепцию гибкого управления agile, в которой четко определены правила на локальных уровнях, а глобальная стратегия сохраняет вариативность. Идея цюань не всем пришлась по нраву. Многие ученые-конфуцианцы считали ее вредной, так как она противоречила их философии неизменного пути цзин и следования ритуалам древности. Последние в итоге возобладали, и ставка на поддержание стабильности завело Китай в стратегический тупик. 

Стратегические перекрестки миаи в текучей стратегии.

Стратегические перекрестки миаи в текучей стратегии

Мультимодальность китайского мышления сформировалась благодаря философии циклов перемен. Но кроме того, огромное влияние на стратегическую школу Китая оказала игра Го. 

Окончание эпохи Чжоу — это столетия войн между удельными царствами. В древнем мире война была основным источником сверхдоходов, и элиты княжеств соревновались друг с другом в искусстве побеждать соседей. «Война — это путь обмана» — напишет Сунь-цзы в своей книге в 5 веке до н.э. Постоянные войны требовали инструмента для разработки стратегии. Им стала игра Го, с помощью которой правители и военачальники планировали свои завоевательные походы.

Великая китайская стена похожа на стенки из камней в игре Го

Великая китайская стена похожа на стенки из камней в игре Го

Простота  и философская глубина Го сделало игру зеркалом стратегического искусства. Нет знаменитых полководцев, которые не славились бы мастерством игры в Го. Силы инь-ян нашли свое выражение в противоборстве черно-белых камней на доске. Высшим искусством стратегии стала победа без обнажения оружия. Идея нетотальной победы была открыта китайскими военачальниками за доской Го, где камни мастеров сосуществуют в гармонии, а потери «живой силы» минимальны. В этом одно из главных отличий Го от шахмат (у китайцев они тоже были). Го — это игра с ненулевой суммой.

Игра Го постепенно стала стратегическим языком китайской элиты. Каждый чиновник обязан был уметь играть в Го, чтобы получить высокую должность. Иначе он просто не смог бы взаимодействовать с коллегами. Великая китайская стена, похоже, была придумана не без помощи Го. В Го длинные стенки камней обладают особо мощным влиянием на окружающее пространство. И надо сказать, что стена выполнила свое предназначение, защищая Китая от набегов с севера почти 1000 лет. Хотя и сейчас такой инфраструктурный проект вызывает удивление. Как доказать правителю состоятельность такой масштабной и дорогостоящей идеи?  Трудно представить себе лучшую демонстрацию, чем Го.

Благодаря этой игре китайские полководцы стали мастерами мультистратегии, работающей в разных плоскостях и на множество целей одновременно. Успешные примеры таких стратегий остались в памяти поколений в виде 36 стратагем. Стратагемное мышление — визитная карточка китайцев, которые рассматривают почти все значимые события через стратагемы. Этому они приучены с детства. Разберем стратагему № 2.

стратагема "Осадить Вэй, чтобы спасти Чжао"

стратагема «Осадить Вэй, чтобы спасти Чжао»

В эпоху сражающихся царств могучее царство Вэй (белые) напало на Чжао, осадив столицу (черные камни). Осажденные призвали на помощь царство Ци (справа на карте). Армия Ци насчитывала 80 000 воинов. Это была небольшая армия по тем временам. Силы Вэй намного превосходили ее. Куда же следовало двинуться этой армии? Правитель Ци собирался направиться в Чжао и там вступить в бой с вэйской армией.

У черных пять степеней свободы.

У черных пять степеней свободы

Камни в игре Го умирают от удушья. У черных есть пять дыханий. Если белые перекроют их, то окончательно их задушат, и Чжао падет. К чему приведет лобовая стратегия правителя Ци? К сожалению для союзников, она не поможет осажденным:

Черные теряют степени свободы

Черные теряют степени свободы

Допустим мы добавим черный камень 1, пытаясь разжать тиски белых снаружи. Белые последовательно отнимают дыхания у черных камней. Как только черный отряд лишится последних двух дыханий, его снимут с доски. Это будет означать поражение Чжао. Знаменитый стратег царства Ци Сунь Бинь показал этот исход правителю на доске Го. «Что же делать?» — спросил тот. Сунь Бинь ответил:

 «Если хочешь распутать узел, то, конечно, не будешь со всей силы тянуть и дергать веревку. Если хочешь покончить с осадой, то лучше не вводить свои войска в Чжао, и так полное войск, а отправить их в место, свободное от войск. Все отборные войска царства Вэй стоят в Чжао. Поэтому я предлагаю, чтобы мы осадили столицу Вэй Далян«.

Мультимодальное решение - ударить одним камнем по шести слабостям белых.

Мультимодальное решение — ударить одним камнем по шести слабостям белых

Это кажется невероятным, но только такое решение и работает! Теперь войска Вэй разбиты. Вы можете проверить это самостоятельно. Стратагема Ци привела к  провалу похода Вэй в Чжао без прямого вмешательства. Как только вэйцы узнали нападении Ци, они отступили из Чжао. Стратеги Ци применили еще одну стратагему («в покое ожидать утомленного врага»), поджидая спешно отступающие войска Вэй в засаде и полностью разгромили превосходящие силы вэйцев. Идея избегать занятых противником мест и двигаться в пустоту сейчас известна как стратегия голубого океана и активно применяется в бизнесе. 

автор: М. Емельянов.

Метки: 36 стратагем, agile, игра Го, История Китая, Книга Перемен, стратегия, Чжоу

clubgo.ru


Смотрите также