Древний китай деспотия. Специфические черты политической организации древневосточных обществ. (Древний Египет, Древний Вавилон, Древняя Индия, Древний Китай).
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Шпаргалка: Восточная деспотия как тип государственности. Древний китай деспотия


Тема 20 Деспотии Цинь и Хань в Древнем Китае

Количество просмотров публикации Тема 20 Деспотии Цинь и Хань в Древнем Китае - 206

И её развитие во 2 тыс. до н. э. – 3 в. до н. э.

Тема 19 Возникновение цивилизации в Древнем Китае

Возникновение цивилизации древних китайцев на рубеже 3 – 2 тыс. до н.э. Неолитические истоки древнекитайской цивилизации. Устная традиция о политической истории Китая во 2 тыс. до н.э.

Китай в эпоху Шан-Инь (16 – 11 вв. до н.э.). Экономика, общество и государство в эпоху Шан-Инь. Расцвет и территориальное расширение Иньского государства при У Динœе. Мировоззрение иньцев. Иньская иероглифическая письменность. Мифология и религия. ʼʼГадательные костиʼʼ. Упадок Иньского государства в конце 2 тыс. до н. э.

Китай в эпоху Чжоу (11 - 3 вв. до н. э.)Походы чжоусцев и поражение иньского государства. Заимствование чжоусцами культурных достижений иньцев. Социально-экономические отношения в 10-8 вв. до н. э. Система социальных рангов. Наследственные пожалования и права чжухоу. Проблема рабства.

Период Восточного Чжоу. Столкновения чжоусцев с другими племенами. Этнические процессы и их связь с политической историей. Ослабление царской власти и рост политической раздробленности в чжоуском государстве. Династическая борьба и вторжение кочевников.

Борьба за гегемонию между царствами Древнего Китая. Усиление политической раздробленности страны. Наступление периода Чжаньго. Экономический подъём. Применение желœеза. Успехи в ирригационном земледелии и ремесле. Развитие товарно-денежных отношений. Изменение системы земледелия и землепользования. Развитие частной собственности на землю. Реформы Шан Яна в царстве Цинь и их значение для развития Китая.

Идеологическая борьба в Китае в 6 - 3 вв. до н.э. Возникновение философских учений и школ. Учения Конфуция и Мо-цзы. Легизм и даосизм.

Империя Цинь. Предпосылки объединœения древнекитайских царств. Возвышение царства Цинь и создание империи. Цинь Шихуанди и его реформы. Военные успехи империи и завоевание новых земель. Борьба с сюнну. Строительство Великой китайской стены и императорской гробницы.

Социальный кризис в империи. Народная война. Свержение династии Цинь. Распад империи.

Ханьская империя. Новое объединœение Китая под властью династии Хань. Первый период Ханьской эпохи. Правление Старшей династии Хань. Внутренняя политика ханьских императоров. Попытки стабилизации и централизации государства.

Правление У-ди и его реформы. Внешняя политика Ханьской империи во 2-1 вв. до н. э. и её территориальное расширение. Социальная структура. Рост рабовладения. Разорение и обеднение свободных. Назревание социально-политического кризиса империи. Обострение социальных противоречий и народные восстания в начале 1 в.н.э. Правление и реформы Ван Мана. Движение “краснобровых”.

Вторая Ханьская империя. Возникновение Младшей династии Хань. Её внутренняя политика. Социально-экономические реформы и стабилизация положения в стране. Мероприятия против рабства. Внешняя политика в I-III вв. н. э. Борьба с племенами сюнну, сяньби, цян. Отношения с Парфией.

Процесс феодализации в древнем Китае. Политические и социальные движения в позднеханьской империи. Восстание "жёлтых повязок". Междоусобицы и падение Младшей Хань.

Культура Китая эпохи Хань. Проникновение буддизма.

referatwork.ru

Шпаргалка - Восточная деспотия как тип государственности

Оглавление

1. Восточная деспотия как тип государственности. Прерогативы верховного правителя в государствах Древнего Востока… 3

2. «Каролина» – общеимперский уголовно-процессуальный кодекс средневековой Германии… 5

3. Законодательство «нового курса» Ф.Д. Рузвельта… 7

Список использованной литературы… 14

Государства Древнего Востока располагались в южной части Азии и отчасти в Северной Африке. В Передней Азии, в долине рек Тигр и Евфрат, находились Вавилон и Ассирия. Здесь же по соседству с этими странами были расположены Хеттское государство, Финикия, еврейские царства, Иран, Урарту и многие другие. В Африке, в долине реки Нил, находился Древний Египет.

К числу государств Древнего Востока относятся также Древняя Индия и Древний Китай.

Одной из общих черт этих государств являлось преобладание в качестве политической надстройки деспотии, т.е. государственного строя, характеризующегося юридически неограниченной властью единоличного главы государства.

Причина образования этой формы государства заключается в том, что в странах, где она существует, длительно сохраняется поземельная община и не получает развития частная собственность на землю.[1] Сельские общины всегда были прочной основой восточного деспотизма. Возникновению деспотизма содействовали ограниченность сознания членов примитивных деревенских общин, в которых человеческий разум был порабощен цепями традиционных правил.

Необходимость создавать и поддерживать ирригационные сооружения, без которых не могло существовать земледелие в большинстве стран Востока, поднимало значение политической централизации и укрепляло деспотическую власть.

Так, вершиной Египетского государства являлся царь-фараон, которому приписывали божественное достоинство. Царю принадлежала вся полнота законодательной власти, он осуществлял законодательство единолично, ему помогали лишь высшие сановники страны. Все обязаны были слепо повиноваться его приказаниям. Фараон стоял также во главе всего административного аппарата. Ему принадлежала высшая судебная власть и высшая военная власть. Как потомок богов, как посредник между богами и людьми фараон был также и верховным жрецом.

Во главе древнешумерийских государств – патесиатов – стоял патеси, наместник бога на земле. Ему присваивался титул лугаля, когда его господство налинало простираться, помимо одного города, на значительную часть всей страны. Патеси – это преемник родоплеменных старейшин.[2] С расколом общества на классы и образованием государства эти старейшины превратились в органы политического господства, и так как сохранение общины и потребности ирригации обусловили возникновение сильной централизованной власти, то их власть приняла характер деспотии. Патеси вместе с тем выполнял жреческие обязанности. Патеси – главный жрец местного бога.

В Индии, кк и в других странах Древнего Востока, государство приняло форму деспотии, которая характеризовалась полным произволом монарха, бесправным положением подданных и наличие централизованного бюрократического аппарата. В индийском государстве также имелось три ведомства, выполнявших основные функции рабовладельческого государства. Как в небольших государствах Индии, так и в огромнейших империях, созданных на ее территории, существовала деспотическая власть царей.

По учению брахманов, в царской власти получает отражение внешне единство народа в противоположность внутреннему единству, проявляющемуся в религии. Цари в Индии сосредоточивали в своих руках законодательную, исполнительную и судебную власти, однако, царь не являлся верховным жрецом.

Царь стоял во главе огромного бюрократического аппарата. При царе существовал совет, состоявший из представителей рабовладельческой аристократии. Компетенция этого органа была крайне ограниченной: он выполнял лишь совещательные функции.

Иньское государство (древний Китай), особенно к конце своего существования, имело форму восточной деспотии.

Политическая власть была сосредоточена в руках вана-царя.

Обожествленный, признанный «сыном неба», царь был одновременно и верховным жрецом государства. Он же был командующим армией и высшей судебной инстанцией.

В государственном строе Чжоу (западное государство Китая) власть вана приобретает еще большее значение, и сам он окончательно причисляется к богам.

В 1582 г. появляется, имеющий большое значение в истории германского права.

В нем выражены черты, характерные для нарождающегося в Германии абсолютизма. Это кодекс уголовно-процессуального и уголовного права, составленный по поручению императора Карла V и получивший вследствие этого название Каролина.[3]

По своему содержанию Каролина является главным образом, памятником уголовного процесса, так как большая ее часть посвящена судопроизводству.

Хотя Каролина представляет собой памятник национального права, в ней все же обнаруживается влияние римского права в интерпретации итальянских юристов.

В построении Каролины нет особенно продуманной системы. Первая ее часть (103 статьи) посвящена регулированию уголовного процесса, вторая (76 статей) без всякой системы дает перечень преступлений и устанавливаемых для них наказаний. Принципом наказания является устрашение. Смертная казнь в самых мучительных формах расточается весьма щедро. Не менее жестоки были и телесные наказания.

Жестокость наказаний Каролины особенно отличает этот кодекс, хотя в нем имеется лицемерная вводная часть, излагающая мотивы законодателя, якобы руководившегося при составлении кодекса соображениями справедливости, законности, желанием предотвратить произвол и состраданием к бедным и несчастным.[4]

Характерной чертой Каролины являются довольно часто встречающиеся в ее уголовноправовых нормах абсолютно неопределенные санкции. Это было вызвано тем, что назначением наказания предоставлялось усмотрению судей, которым рекомендовалось обращаться за советом к юристам.

Классовый характер Каролины особенно откровенно обнаруживается в наказаниях, установленных за измену и религиозные преступления. Измена влечет за собой для мужчины четвертование, а для женщины утопление.

Лица, которые донесли на изменников, освобождались от наказания даже в тех случаях, когда эти доносы были ложны. Эта норма была прямо заимствована из римского уголовного права.

За богохульство и кощунство назначалась смертная казнь, а при смягчающих обстоятельствах – отрезание языка.

Совершение такого святотатства как кража дароносицы каралась сожжением, а других предметов религиозного культа – по усмотрению судей.

Каролина не была обязательным кодексом для всей «священной империи», а рекомендовалась только как образец.

Уголовно-процессуальные нормы Каролины имели все характерные черты инквизиционного судопроизводства.

Мировой экономический кризис 1929 – 1933 гг. с особой силой поразил США резко сократил объем производства, привел к расстройству финансы, вызвал повсеместное разорение и банкротство промышленных, торговых и финансовых фирм, массовую безработицу. Общий объем продукции американской промышленности составил в 1932 г. лишь около 54% по сравнению с докризисным 1929 г.[5] За годы кризиса прекратила существование пятая часть всех банков США, каждый третий рабочий был лишен работы, принудительно распроданы за неуплату долгов и налогов сотни тысяч фермерских хозяйств. При отсутствии государственной системы социальной защиты жертв обрушившихся на страну экономических бедствий кризис до предела обострил социально-классовые противоречия, привел к невиданным ранее в США выступлениям рабочих. Америка оказалась в предреволюционной ситуации, требующей коренной ломки всего старого уклада жизни.

Первые попытки остановить волну банкротств путем государственного кредитования были предприняты в США в 1932 г. правительством Гувера. С этой целью была создана Национальная, кредитная корпорация, преобразованная в начале 1932 г. в Реконструктивную финансовую корпорацию. Другая правительственная организация – Федеральное фермерское бюро – была призвана поддерживать уровень цен на сельскохозяйственную продукцию. Эти мероприятия потерпели полную неудачу.

Правительство Гувера не смогло остановить сползания страны к надвигающемуся финансово-экономическому краху. ФРС не справлялась со своими задачами. помощи банкам в условиях биржевых лихорадок, так как возглавляющий ее Совет управляющих не был в это время наделен необходимыми властными полномочиями. Он не мог ни устанавливать обязательных резервов депозитных банков, ни контролировать с полной ответственностью проведение операций на открытом рынке, ценных бумаг и пр.

Весной 1933 г., когда кризис достиг своего апогея, на пост президента вступил кандидат демократической партии Ф. Рузвельт, дальновидный политик, понимавший необходимость радикальных мер для создания в стране эффективно действующего антикризисного механизма, проведения социальных реформ, способных приостановить развитие массового движения протеста в Америке по революционному пути.

Разработанная правительством Рузвельта программа антикризисных мер получила в истории США название «нового курса», основные реформы которого были проведены в период первых «ста дней» его президентства, когда Конгресс принял большое число законов, охватывающих все сферы социально-экономической и политической жизни страны.[6]

Эта программа не носила спонтанного характера (как утверждало ранее большинство историков), еще в 1928 г. Ф. Рузвельт, став губернатором от демократической партии в штате Нью-Йорк, сформулировал доктрину «ответственности государства за судьбы своих граждан». Эта доктрина нашла воплощение в радикальной по тем временам программе реформ, предложенных им легислатуре штата, включающей в себя помощь фермерам и фермерским кооперативам, контроль за рынком сельскохозяйственных продуктов, решительное улучшение рабочего законодательства, поддержку школ, здравоохранения и пр. Там же Ф. Рузвельт получил и первый опыт социального реформаторства, когда законодательным собранием штата был принят беспрецедентный по тем временам Закон о чрезвычайной помощи безработным и была создана в целях проведения этого закона в жизнь Временная администрация помощи. Опыт создания соответствующих государственных органов, гарантирующих проведение чрезвычайных законов в жизнь, неукоснительно использовался Рузвельтом и в дальнейшем.

Одной из важнейших задач первого периода «нового курса» в 1933 г. была задача сохранения и по возможности укрепления финансово-экономической системы корпоративного капитала США, в сотрудничестве с которым Ф. Рузвельт видел единственный путь укрепления основ капиталистического строя. В целях сохранения политической стабильности требовалось и принятие незамедлительных мер социальной защиты населения.

Экономическая политика «нового курса» этого времени была направлена на восстановление полностью расстроенной банковско-финансовой системы. С этой целью на основании принятого Конгрессом Чрезвычайного Банковского закона, предоставившего президенту широкие полномочия в финансовой сфере, был наложен временный арест на счета всех банков страны с целью их полной ревизии. После соответствующей проверки их кредитоспособности Министерство финансов подтвердило разрешение деятельности главным образом крупных банков (4507 национальных и 4517 штатных), что само по себе привело к притоку в них вкладов, пополненных новыми кредитами Реконструктивной финансовой корпорации. Огромное число мелких банков вынуждено было прекратить свое существование.

Аграрная политика «нового курса» нашла воплощение прежде всего в Законе о регулировании сельского хозяйства, предусматривающем создание специального административного органа по регулированию сельского хозяйства, который был призван сбалансировать спрос и предложение на продукты сельского хозяйства, поднять на них цены. С этой целью вводился одинаковый процент сокращения посевных площадей всех фермеров – и крупных и мелких, с выплатой компенсации за необработанные земли, что больно ударило по мелкому фермерству. В то же время группа крупного коммерческого фермерства, получив большую часть премиальных платежей, смогли благодаря этому интенсифицировать свое хозяйство и получить немалую прибыль. Сокращение посевных площадей для поднятия цен в голодающей Америке сопровождалось уничтожением уже готовой продукции, миллионов голов скота и пр.

Вместе с ААА был принят Закон о рефинансировании фермерских долгов, сокративший проценты по ипотечной задолженности фермеров и продливший сроки погашения их долгов. Через федеральные земельные банки фермерам был предоставлен заем более чем в 2 млрд. долл., который пошел главным образом на погашение их долгов, в чем не посредственно были заинтересованы и банки.[7]

Вместе с политикой сокращения посевных площадей еще в 1936 г. стала проводиться политика восстановления плодородия почв. В 1936 г. эта политика была законодательно оформлена принятием Закона о сохранении плодородия почв и о квотах внутреннего рынка. Закон предусматривал выплату премиальных платежей собственникам земли, соглашавшимся изымать земли из-под посевов тех культур, которые ее истощали, что должно было, с одной стороны, повысить цены на продукцию сельского хозяйства, с другой – поднять плодородие почв.

Завершающим правовым актом аграрной политики «нового курса» стал Закон 1938 г., который усиливал государственный контроль за поступлением на рынок основных сельскохозяйственных продуктов, поддержание цен на которые отныне должно было достигаться не уничтожением «излишков», а их хранением с соответствующими государственными выплатами фермерам в счет еще не проданного урожая.

Во второй половине 30-х гг. меняется главное направление деятельности правительства Ф. Рузвельта, определяемое необходимостью проведения кардинальных социальных реформ. Так, провозглашенные ранее НИРА профсоюзные права не удовлетворяли требований рабочих. В результате непоследовательной социальной политики Ф. Рузвельта не было гарантировано законом право на стачку, не было закреплено традиционное требование американских рабочих «закрытого цеха», запрещающего предпринимателям путем «индивидуальных соглашений» принимать на работу нечленов профсоюза, что открывало путь к штрейкбрехерству, возможному срыву забастовки. Права профсоюзов нарушались и в силу необязательности их участия в определении условий труда рабочих путем заключения коллективных договоров и широкой возможности создания противостоящих профсоюзам. «компанейских союзов», которые финансировались предпринимателями и использовались ими для подрыва организованной борьбы рабочих.: Закон о трудовых отношениях (Закон Вагнера), принятый в 1935 г., не только впервые в истории США провозгласил официальное признание прав профсоюзов, но и предусмотрел законодательные гарантии этих прав. В ст. 7 Закона перечислялись права рабочих, нарушение которых входило в понятие «нечестная трудовая практика» предпринимателей, которым запрещалось вмешиваться в создание рабочих организаций, в том числе и путем их финансирования (запрещение «компанейских союзов»), дискриминировать членов профсоюза при приеме их на работу (санкционировалась практика «закрытого цеха»), отказываться от заключения коллективных договоров с должным образом избранными представителями рабочих. Закон закреплял при этом так называемое «правило большинства», согласно которому от имени рабочих в договорных отношениях с предпринимателем могла вступать лишь та организация, которая признавалась большинством рабочих, т. е. их профсоюз.

Закон закреплял и, право рабочих на забастовку. Но всем своим содержанием он был направлен на сужение оснований для массовых конфликтов. С этой целью был создан новый орган – Национальное управление по трудовым отношениям (НУТО), на который была возложена обязанность рассматривать жалобы рабочих на «нечестную трудовую практику» предпринимателя. Решения этого квазисудебного органа могли быть отменены только в судебном порядке.

Другим направлением деятельности правительства «нового курса» стало создание (впервые в истории Америки) разветвленной государственной системы социальной защиты населения.[8] В 1935 г. был принят первый Закон о социальном страховании и другие законы помощи бедным.

Закон о социальном страховании предусматривал социальную помощь престарелым, безработным и некоторым категориям нетрудоспособного населения. Он не распространялся, однако, на сельскохозяйственных рабочих, домашнюю прислугу, государственных служащих, затрагивая, таким образом,. интересы только половины всех: работающих по найму лиц. Кроме того, уровень страховых выплат, фонд которых создавался за счет налогов на предпринимателей и самих рабочих, был крайне низок. Пенсии по старости назначались с 65 лет, пособия по безработице выплачивались около 10 недель в году.

В 1935 году было начато проведение широкой программы помощи фермерам. Создана Администрация по переселению, которая в начале 1937 г. была преобразована в Администрацию по охране фермерских хозяйств, в обязанности которой входило строительство лагерей для сельскохозяйственных рабочих и мигрантов, оказание помощи беднейшим фермерам путем их переселения на более плодородные земли, создание сбытовых кооперативов мелких фермеров и пр.

Свидетельства переориентации политики Ф. Рузвельта, его отхода от сотрудничества с крупным корпоративным капиталом можно найти и в принятии ряда законов, ограничивающих засилие монополий. Так, например, Закон 1935 г. о регулировании держательских компаний в сфере предприятий общественного пользования ставил под жесткий государственный контроль все держательские фирмы, обеспечивающие потребности страны в газе и электроэнергии. Выл принят также новый налоговый закон, значительно увеличивший налоги со сверхприбыльных корпораций и лиц с наиболее высоким уровнем доходов.

Антирузвельтовская кампания протеста, носившая в это время особенно яростный характер (Рузвельта обвиняли в том, что он посягает на «священные устои частной собственности», развязывает в стране гражданскую войну и пр.), провалилась. Он был избран президентом на второй срок прежде всего благодаря провозглашенному им курсу на «повышение личного благосостояния и расширение возможностей для масс народа».

Успешное дальнейшее проведение в жизнь этого курса Ф. Рузвельт видел и в осуществлении его плана судебной и административной реформы, предусматривающего, в частности, увеличение возможного числа членов Верховного суда до 15 человек (если судьи, достигшие 70 лет, не уходили в отставку), создание специального Исполнительного управления президента (ИУП) и двух новых министерств: Министерства общественных работ и Министерства социальных услуг.

1. История государства и права зарубежных стран. Том 1. – М., 1966 г.

2. История государства и права зарубежных стран. Часть 2. – М., 2000 г.

3. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Древность и Средние века. – М., «ЗЕРЦАЛО», 1999 г.

[1] История государства и права зарубежных стран. Том 1. – М., «Юридическая литература», 1966. С. 52.

[2] История государства и права зарубежных стран. Том 1. – М., «Юридическая литература», 1966. С. 69.

[3] История государства и права зарубежных стран. Том 1. – М., «Юридическая литература», 1966. С. 429.

[4] История государства и права зарубежных стран. Том 1. – М., «Юридическая литература», 1966. С. 429.

[5] История государства и права зарубежных стран. Часть 2. – М., 2000. С. 210.

[6] История государства и права зарубежных стран. Часть 2. – М., 2000. С. 211.

[7] История государства и права зарубежных стран. Часть 2. – М., 2000. С. 216.

[8] История государства и права зарубежных стран. Часть 2. – М., 2000. С. 218.

www.ronl.ru

Специфические черты политической организации древневосточных обществ. (Древний Египет, Древний Вавилон, Древняя Индия, Древний Китай).

Как правило, на Древнем Востоке государства имели форму деспотий, то есть сильной, единоличной власти одного лица. «Деспот» - слово греческое и в переводе означает господин, хозяин. Это означает, что деспот относился к государству как к своей личной собственности. Деспот был не просто верховным законодателем, правителем и судьей, а самим воплощением государства! Этим и объясняется обожествление личности деспота. Он обладал не только высшей светской, но и духовной властью, то есть носил титул верховного жреца или живого Бога. Таким образом, по форме правления деспотия была теократической монархией.

Древней важнейшей чертой деспотии выступает наличие огромного бюрократического аппарата, в котором условно выделяется три ведомства:

- финансовое ведомство по сбору налогов;

- ведомство военное;

- ведомство общественных работ.

Существование этого ведомства объясняется тем, что государство в лице деспота выступало в качестве организатора этого орошаемого земледелия.

По форме государственно-территориального устройства деспотии представляли из себя территориальные державы. Это объясняется тем, что, как правило, деспотия охватывала долину той или иной реки. Прямая зависимость ФГ и географического положения подтверждается тем, что, к примеру, отсутствие у реки Нил крупных притоков во многом объясняет высокую степень централизации власти в Древнем Египте, тогда как длительные периоды политической раздробленности в Междуречье объясняются тем, что реки Тигр и Евфрат имеют множество больших притоков, что позволяло отдельным регионам создавать свои местные ирригационные системы. Социальной основой восточной деспотии выступала замкнутая азиатская община.

Каким образом самоуправляющаяся социальная ячейка может быть основой сильной деспотической власти? Это объясняется тем, что социально-экономическая причина древневосточных обществ была противоречивой. С одной стороны основная масса населения проживала в пределах общины, которые жили своей внутренней жизнью, а с другой стороны – все эти общины должны были принимать участие в одной совместной работе по ведению единого ирригационного земледелия.

Выходом из этого противоречия и было установление над общинами единой централизованной власти в лице деспота, указания которого строго обязательно для всех общин. В исторической науке существует проблема универсальности деспотии для всех древневосточных государств. В вышеуказанном смысле типичными деспотиями являлись Древний Египет и Древний Китай. В Вавилоне деспот не обладал высшей духовной властью. В Древней Индии общим правилом была раздробленность, а сильная централизованная власть – исключением.

Гос-во и право произошло из сельской общины. Происходили следующие процессы: общественное разделение труда, в результате которого земледелие отделилось от ремесла, следовательно: 1) необходим обмен 2) необходим обмен между общинами. В связи с совершенствованием трудовых навыков появляется прибавочный продукт. Эти процессы приводят к единству и силе общины. Черты характерные для восточных общин: 1)Определённая сложность социальной структуры общества. 2)Экономическая основа - общинная собственность над другими формами (государственной, храмовой). Появился новый источник дохода – налоги. Структура общества: Древний Египет: Несколько социальных групп, занимающих определённое положение в Древнем Египте. Основной производитель – земледелец-общинник; с прибавочным продуктом появляется родовая знать, а наряду с ней аристократия, всё пленные считаются рабами. Древний Вавилон: в законах Хаммурапи выделены две группы свободных членов общества: авилум и мушкенум. Основной производитель в гос-е – мушкенум. Авилумы – победители, мушкенум – покорённые. Вавилонские торговцы – царские слуги, организуют от имени государства торговлю. Основное место в обществе занимали жрецы – женщины. Существовало три категории: 1)верховные жрицы; 2)среднее звено, и те и другие, жили всё время в храме; 3)храмовая блудница (проститутка), таким образом, зарабатывали деньги для храма. Также существовали жрецы-мужчины, ораторы. Сформировалось особое сословие писцов – особая категория бюрократов. Обучение в школах велось жрецами. Древняя Индия: брахманы, шатри, шудры, вайшьи. По легенде брахманы были созданы из уст Брахмы, шатри их рук, вайшьи из бёдер, шудры из ступней. Каждая группа была полностью замкнутой, переход из одной в другую был невозможен. Общественный строй – варманный. Древний Китай: большая семья имела большое влияние в жизни китайцев. Опора родоплеменной знати было рангированное чиновничество. Рабство здесь не получило развития, оно носило семейный характер. Жизнью раба не могли распоряжаться, имел право на заработанное имущество, мог создавать семью. В Египте раньше, чем в других государствах сложилось классовое общество и впервые в мире возникло государство. Когда это произошло достоверно не известно, но уже к III тысячелетию до н.э. государство в Египте существовало. Государственный строй Древневавилонского царства напоминает государственный строй Древнего Египта. Та же форма правления- восточная деспотия. В руках царя сосредоточена судебная, исполнительная власть, законодательная и верховная религиозная власть. Управление государством осуществлялось через сложный бюрократический аппарат.

cyberpedia.su


Смотрите также