Древний готический шрифт. Результаты поиска: готический шрифт
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Готические - Современные шрифты. Древний готический шрифт


ИСТОРИЯ ГОТИЧЕСКОГО ШРИФТА

МегаПредмет 

Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса - ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека

Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Увлёкшись изучением возникновения и эволюции письменности, я узнал чрезвычайно много интересного и об истории появления, взаимозаимствования и пересечения различных алфавитов и сопутствующих им шрифтов. В том числе, как наиболее орнаментальный и узнаваемый, моё внимание привлёк готический шрифт. Сосредоточив свои изыскания именно на готическом письме, я узнал много интересных подробностей, с которыми и хочу поделиться с посетителями сайта.

История готического шрифта и готической письменности началась, конечно, не в средние века, а много раньше. Но позвольте начать ab ovo. Для получения полной картины надо всё же уделить пару строк истокам письменности.

К оседлой жизни человечество перешло около 4000 г. до н.э. (первые находки из Месопотамии свидетельствуют об этом). С 2000 – 1800 гг. до н.э. началось использование маркировок, глиняных печатей и меток - прообразов современных логотипов. Одновременно в Египте возникла иероглифическая письменность. А к 1000 гг. до н.э. произошла эволюция буквенных символов от египетских пиктограмм (иероглифов) до первого крито-финикийского алфавита. Другими словами, картинки, обозначающие слова или словосочетания были заменены буквами и слогами, в большинстве своём - первыми звуками названий объектов, ранее обозначавшихся иероглифами.

В 700 г. до н. э. уже появился первый стабильный алфавит – греческий. Именно соответствие между греческим и египетским письмом позволили Жану Шампольону (Jean Francois Champollion) расшифровать иероглифы на знаменитом Розеттском камне, поскольку на нём имелись параллельные записи иероглифами и греческим письмом. Греки в своём алфавите стали использовать ограниченное количество знаков, но в бесконечном количестве сочетаний. Тем самым, навсегда изменив направление развития письменности (и визуальных коммуникаций, в конечном счёте!) греки заложили основу достижений Западной цивилизации.

Дальше (300 г. до н.э.) были имперские амбиции Александра Великого (Македонского) и установление греческого языка в качестве единого на огромной территории. Следующая Великая Империя – Римская, переняла удобную греческую письменность (действительно, вплоть до V-го века н. э., греческий использовался римлянами для официальной и деловой переписки). Но основным средством общения у римлян стал латинский язык с его прямым антиквенным шрифтом (здесь впервые появились засечки на заглавных буквах (капителях) – serifs). Латынь была заимствована у этрусков, буквы которых, в свою очередь, основывались на греческом алфавите.

Всем знакомы римские цифры, основанные на тяжеловесном и основательном квадратном капительном письме, где использовались в основном прямые линии и горизонтальные штрихи.

В 395 г. н. э. в конце правления императора Константина, Римскую Империю наводнили германские варвары, уже имевшие к тому времени свой рунический алфавит, который называют также футарком (futhark). Образец рунического алфавита готских (германских) тевтонов вы видите на рисунке.

С этого же периода начинается медленное, но верное продвижение христианства на север Европы. Монахи-переписчики старательно переписывали Библию от руки на латинском и греческом языках. С появлением христианства в Ирландии совпадает уникальный вклад кельтской письменности в оформление религиозных рукописей. Это, во-первых, появление округлостей на значках-буквах и, во-вторых, появление верхних и нижних выносных элементов (ascenders – это, например, вертикальная палочка у буквы“h” или “q”) и художественное развитие засечек (serifs). Кельтское письмо названо унциальным (scriptura uncialis), потому, что литеры записывались на четырёх направляющих линиях, отстоящих друг от друга на расстоянии одной унции (24,5 мм).

 

На рисунке видно насколько древние кельты (VI в. н. э.) преобразили римское написание букв – сделали их мягче и выразительнее. Дальнейшее развитие унциального письма привело к появлению четырёх форм: ирландское письмо (Ирландия и Англия), меровингское (Франция), вестготское (Испания) и старо-италийское (Италия). Между 900 и 1000 г.г. наиболее развитое меровингское письмо преобразовалось в каролингское, ставшее нормой для переписывания церковных книг. Это письмо характерно появлением маленьких (то, что мы теперь называем “строчными”) букв. К концу 1000 г. н. э. из каролингского развилось романское письмо (Romanesque), которое к 1200 г. приобрело уже почти готический вид. Он и теперь известен под именем Black Letter, или, чаще, - старо-английское письмо (Old English).

Пример раннего английского романского алфавита, который можно называть первым готическим, показан на рисунке. В период от поздней готики до раннего ренессанса (1300 – 1500 гг. н. э.) Old English становится основным по всей Европе для переписывания как религиозных, так и светских книг.

Теперь более подробно собственно о готическом шрифте. Готическое письмо (как выше было упомянуто, называлось Black Letter или Old English) чаще всего было известно как “текстура” (texture или text), потому что на определённом расстоянии страница, заполненная таким шрифтом, напоминала текстуру ткани. В основном, в том виде, который дошёл до наших дней готический шрифт появился в XV веке, стараниями немецких каллиграфов-переписчиков. В разных странах, при общей узнаваемости, готический стиль приобретал специфические свойства, и шрифты получали свои собственные названия. На рисунке – готический шрифт под названием Bauble.

В Италии готический шрифт раннего периоды был довольно округлым и поэтому именовался “ротундой” (“rotondo” – круглый). Возможно, это наиболее красивый шрифт во всей истории европейской каллиграфии (к сожалению, мне не удалось найти хорошей картинки, иллюстрирующей этот вид шрифта). “Ротунда” явилась уже переходным шрифтом от готики к антикве, но об этом позднее. На севере Европы, особенно в Германии, шрифты “настоящей готики” постепенно переродились в более широкие и удобочитаемые литеры “поздней готики”.

Безмерный вклад в то, что готический шрифт до сих пор легко узнаваем и популярен, сделал Иоганн Гутенберг (Iogann Gutenberg). Прежний процесс переписи целой книги вручную был утомителен, трудоёмок, как следствие книги стоили баснословно дорого и были редки. Изобретение же Гутенберга – печатный станок и многократное использование отдельных свинцовых буквенных литер, позволило за 10 лет наводнить всю Европу печатными лавками и книжными ярмарками.

Каждая литера проектировалась Гутенбергом отдельно и гравировалась вручную в твёрдом металле. Эта основополагающая технология горячего металлического литья получила исключительное распространение, совершила переворот в системе коммуникаций Запада и применялась вплоть до 60-х годов XX-го века.

Для первых отливок литер Гутенберг выбрал готический шрифт, как господствующую форму рукописного шрифта того времени. Разработал этот шрифт Петер Шеффер (Peter Shoeffer) под наблюдением Гуттенберга. Шрифт был точной имитацией самого совершенного письма той эпохи. Он содержал около 300 знаков, лигатур, сокращений. Впервые шрифт Гуттенберга был использован для издания 42-х страничной Майнцкой Библии (Mainz Bible). Образец шрифта на рисунке:

Ещё один известный стиль готического письма, названный фрактурой (fracture), появился в конце XV столетия, а в 1513 г. был разработан специальный шрифт для Молитвенника Максимилиана (Maximilian Praybook), изданного в Аугсбурге по указанию императора Максимилиана, известного любителя книг. Эту книгу иллюстрировали выдающиеся для своего времени художники – Дюрер (Durer), Кранах (Cranach), Буркмайр (Burgkmair) и другие художники. Альбрехта Дюрера вместе с другим немецким художником шрифта Леонгардом Вагнером (Leongard Vagner) довольно часто и ошибочно называют создателями фрактуры. На самом деле это не так, но это лишь подчёркивает насколько востребован и популярен был готический шрифт в Европе средних веков, если легендарного Дюрера считают его автором, и если фрактура была господствующим стилем письма в Европе до XVIII-го века.

С самого начала периода Ренессанса на юге Европы предпочитали более простые, тонкие и более изысканные формы антиквы (Roman), которая заменила, в конце концов, витиеватые и тяжёлые готические шрифты. Это предпочтение, с развитием книгопечатания, основывалось прежде всего на принципах удобочитаемости.

Фактически, уже, начиная с 1750-х годов, типографы стали отказываться от готического шрифта в пользу антиквенного шрифта, получившего название Cloister Old Style, разработанного французом (?) Николасом Йенсоном (Nicholas Jenson). Каждый уважающий себя типограф стремился разработать свой собственный шрифт собственной гарнитуры.

Наиболее известен “каллиграф из каллиграфов” Джовамбатиста Палатино (Giovanbattista Palatino), который разработал 29 различных шрифтов. Среди прочих: латинский, немецкий, еврейский, халдейский, арабский, греческий, египетский, сирийский, индусский, кириллический (русский) шрифтовые комплекты. Но это уже были совершенно не готические шрифты, а шрифты, так называемой новой антиквы (New Roman). Именно эти шрифты и дошли до наших дней, как наиболее часто используемые в настоящем. Достаточно назвать общеизвестный Times New Roman. Пример одного из шрифтов Палатино – на рисунке. Видно, как далеко он ушёл в своём упрощении от классического готического письма.

В России развитие шрифтов шло абсолютно своей дорогой, имея с Европой лишь общую отправную точку – греческий алфавит. Македонец Кирилл вместе с братом Мефодием в IX веке решили довольно сложную задачу – скомбинировали буквенные формы из латинских и греческих алфавитов с “глаголицей” (алфавит до сих пор неизвестного происхождения). Результат – 43 литеры (24 византийские, 19 добавленные), на которых и составили первый текст христианского Евангелия на национальном языке. Удивителен тот факт (научно доказанный), что уже к XI-XII столетиям большая часть населения могла читать и писать. Кириллица оставалась неизменной вплоть до XIV века, когда преобразовалась в более тонкий и округлый полуустав. Заголовки же писались вязью (круглой и угловатой).

Пожалуй, в письме круглой вязью (на рисунке – 1497 г.), можно найти слабое влияние готических сочетаний и компоновок букв в словах. К тому же заголовки вязью всегда шли в сочетании с основным текстом, написанным скорописью, а это просто прямое калькирование с западноевропейской манеры письма того же периода. Тогда в Европе (XV-XVI вв.) заголовки составляли готическими литерами, основной же текст писали курсивом – уже не готикой, но ещё не антиквой.

Русско-украинский первопечатник Иван Фёдоров пошёл шаг в шаг по пути Гуттенберга. Первая русская печатная книга “Апостол” (1563 г.) имитировала шрифты и графическое оформление старинных рукописных манускриптов. В XVII веке шрифт ещё более упростился, когда перешёл из церковной литературы в светскую.

Окончательное сближение русского и европейского шрифтов произвёл Пётр Первый, когда в 1710 году реформировал алфавит кириллицы и ввёл единый шрифт. Пётр, будучи человеком дальновидным, взял за основу не декорированные готические шрифты, которые в Европе уже теряли популярность, а сразу антиквенные литеры. Царь собственноручно разработал простые антиквенные формы кириллических букв и, в свойственной ему безоговорочной манере, издал указ, по которому вся светская литература должна была печататься только этим шрифтом.

Таким образом, несмотря на достаточно тесное соседство с Европой, в том числе и с различными германскими народами, российская культура испытала довольно слабое влияние культуры готической. Так что предыдущие четыре абзаца можно было и не вставлять в эту статью. Однако, я преследовал цель параллельно проследить историю развития письменности и шрифтов в средневековой Европе и на Руси того же периода, а сравнения и контрасты всегда интересны и познавательны.

Несмотря на полный отказ от готических шрифтов в книгопечатании с конца XVIII века, они и сегодня очень часто используются для печатных материалов, связанных с такими традиционными событиями, как всевозможные торжества, окончание учебного заведения, религиозные ритуалы. Также часто готический шрифт или его стилизацию можно увидеть на многих современных официальных документах. Всему этому готический шрифт, конечно, обязан своей славной истории, великим мастерам средневековья, которые не жалели своего воображения для разработки всё новых и новых печатных форм.

Можно упомянуть, что в 30-е – 40-е годы XX века немецкие национал-социалисты в пропагандистских целях делали ставку на возрождение готического шрифта, небезосновательно и оправданно пытаясь связать готику с идеями патриотического традиционализма для своего народа.

По сути, готическое письмо в настоящий момент однозначно ассоциируется у наших современников со средневековьем. И очень приятно сознавать, что те компьютерные шрифты, которыми мы сейчас пользуемся – прямые потомки изделий средневековых мастеров, разработавших их, фактически, ещё до открытия Америки европейцами.

 

 

Литературные источники:

 

1. Файола Э. "Шрифты для печати и Web-дизайна".

2. Хейли А. "Азбука шрифтов".

3. Пушкин А.С. "История Петра I".

4. Большая Советская Энциклопедия.

5. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.

megapredmet.ru

Готический шрифт « Попаданцев.нет

Что такое готический шрифт, знает каждый.И каждый замечал, насколько этот шрифт отличается от того, чтобы было до и того что было после.Тут возникает вопрос — а почему так получилось?

Ну что же, давайте посмотрим.И начнем с того, что в реальности готический шрифт не один. То, что мы так называем, подразумевает пять шрифтов…

Итак, самый древний готический шрифт — текстура, появилась в 12 веке в скрипториях на севере Франции.

goth_textura

Это — именно тот классический готический шрифт, который совершенно нечитаем. И еще в нем понапридумывали кучу лигатур, когда частые пары букв (типа th) обозначаются одной заковыристой. И именно он показывает психологию средневековья.

Дело в том, что вообще в средневековье существовало негласное правило — поступать не по закону а «по правде».Именно поэтому количество подделок «древних» документов в средневековье зашкаливает, об этом уже говорилось. Средневековый человек всюду подходил с этими мерками. Он делал что-либо не с точки зрения чтобы это было удобно или экономично, а с точки зрения чтобы это было правильно, при этом правильно для каких-то высших мистических сфер.

Именно поэтому переписчику книг (а они были монахами и отношение к мистицизму имели самое прямое) хотелось, чтобы шрифт выглядел максимально ровно. Всякие кривые элементы поэтому были удалены, а вертикальные линии стали очень жирными, при этом старались, чтобы пробел между линиями соответствовал толщине линии. Как результат — «забор», когда читаемость принесена в жертву единообразию.Плюс еще и классические готические приемы — вытянутость кверху, как в соборах, мебели и даже в платьях.И эта вытянутость тоже была не просто так, она означала тягу к высшему, тягу к богу.

Текстура — это ода единообразию.Однако, очень быстро выяснилось, что вообще для использования как для письма текстура жутко неудобна.Ведь не каждый день нужно строить соборы, чаще всего нужен курятник. Поэтому всякие долговые расписки и письма к сюзерену писать текстурой можно… но ненужно. И поэтому ее слегка отредактировали — появилась бастарда.

bastard

Бастардное письмо отличается уже некоторой «рукописностью». И хотя появился он опять во Франции (но уже не на севере) и быстро расползся по всей Европе. В каждой стране он был другой, национальные темпераменты имеют место. Очень много было вариантов в Италии (гуглим то же «письмо Петрарки»).

Но на этом не остановились.Дальше — в 14-м веке итальянцы придумали ротунду.

rotunda

Шрифт без засечек, очень удобно было это писать и читать. И заметны древне-римские корни. Хотя остальные нации итальянцев, фактически, ротунду не поддержали, но в Италии она оказалась очень популярной. Видимо Рим имел очень большую потребность в светских документах и в Риме здравый смысл все-таки пробил брешь в высших материях. Ротунда во времена Возрождения дала жизнь минускулу, но это уже отдельная тема.

Немцы на этот счет имели свое мнение. Им была чужда итальянская легкость, но количество светских документов все возрастало. Пришлось тоже меняться. В 15 веке немцы придумали швабахер (швабский шрифт).

3Schwabacher

Если остальные за остальные шрифты нужно благодарить французов и итальянцев, то здесь немцы развернулись.По большому счету, швабахер нельзя считать отдельным шрифтом — это просто немецкая вариация бастарды. Но немцы оказались очень консервативными. Они настолько много им пользовались, что итальянская бастарда не удостоилась отдельного названия, а немецкая — пожалуйста.

Более того — когда в западный мир пришло Возрождение, люди осознали что многое не нужно (в шрифте в том числе) и дизайн шрифта поменялся принципиально, немцы не отказались от швабахера. Они взяли его, добавили кое-какие древние элементы из текстуры, еще улучшили читаемость и вывели в свет разновидность швабахера — фрактуру. И использовали ее много-много лет, да и сейчас используют. Так что фрактура родом не из средневековья, а как раз из Возрождения.

Если вы берете современны компьютерный «готический шрифт», то это в 90% случаях именно фрактура. Просто в одном шрифте элементы текстуры усилены, а в другом ослаблены. Я тут даже пример выкладывать не буду, несть им числа.

Можно долго разбирать мелкие элементы шрифта, но это вряд ли тут нужно, важен сам баланс — чем плотнее и менее читабелен шрифт, тем он древнее. И это касается только средневековья, потому что в Древнем Риме образцы письма были на удивление читабельными, тогда дизайн стоял лицом к человеку, а не к высшим силам.

Шрифт (и в целом типографика) это часть дизайна. Именно это для нас особенно ценно. Потому что дизайн — это не отражение реальности в картинах и рисунках (искаженное восприятием автора), это полностью выдуманная картина мира. То есть именно по дизайну можно понять что в головах людей. И поэтому вместе с революциями и мировыми войнами радикально менялся дизайн во всех своих применениях — от типографики до моды. Взяв в руки документ, написанный в древности можно много сказать о людях, которые его писали, даже если сам текст попаданец прочитать не сумеет.

www.popadancev.net

Готический шрифт Википедия

Латинская Библия (1407, Англия) Страница нидерландско-немецкого словаря (1759). Нидерландский текст набран антиквой, а немецкий — готическим шрифтом О письме готского языка см. готское письмо

Готи́ческое письмо́ — семейство почерков латинского письма эпохи Средневековья. Было распространено в ряде европейских стран с середины XII до XVII века.

С началом книгопечатания появились наборные готические шрифты — знаменитая Библия Гутенберга была набрана вариантом текстуры. В Италии первые печатные книги с готическим шрифтом появились в 1473 году (это были сочинения Хуана де Торквемады и Роберто Караччиоли)[1].

Само название (от «варварского» народа готов, в действительности не имевшего прямого отношения к этому шрифту) было предложено в XV веке деятелями итальянского Возрождения, считавшими такие шрифты «варварскими» и противопоставлявшими их древнеримской письменности, что послужило толчком к разработке новых шрифтов, напоминающих древнеримское начертание. Так появилась антиква, которая в романских и восточноевропейских западнохристианских странах на замену готическому письму была принята сразу, однако у германских народов (а также у народов, находившихся под культурным доминированием последних — финнов, эстонцев, латышей и т. д.) по тем же причинам стала применяться фрактура, представлявшая собой дальнейшее развитие готического письма, при этом фрактура чётко противопоставлялась антикве как иная система письменности. Встречающиеся в немецком тексте отдельные слова из латинского и романских языков долгое время (примерно до второй половины XIX века) набирались в антикве, тогда как слова из германских языков, как и основной текст — в гарнитуре фрактура или швабахер. (Ср. применение азбуки катакана в японском письме). Польские и венгерские имена, названия и неосвоенные заимствования оформлялись ломаным шрифтом со вставкой национальных букв (как правило, по техническим причинам — из антиквы). В дальнейшем отказ от фрактуры был связан отчасти с буржуазными революциями — голландцы отказались от фрактуры во время нидерландской революции, англичане и шотландцы окончательно в ходе английской революции, шведы во время «эры свобод» в середине XVIII века, в Норвегии и Дании фрактура частично применялась до конца XIX века, в Германии господствовала до середины XX века, хотя антиква активно использовалась с конца XIX века.

С XVI века готическое письмо постепенно вытеснялось шрифтами на основе антиквы, близкими к современным; дольше всего (до 1918 и отчасти до 1945) готический шрифт сохранялся в Германии и в Латвии (латышский язык официально был переведён с готического шрифта на антикву в 1926 году, а немецкие издания в Латвии и Эстонии продолжали печататься готическим шрифтом и после этого). Готические шрифты широко употреблялись в Германии до начала XX века, но некоторые из них были запрещены во времена Третьего рейха в 1941 году[2]. Сейчас шрифты на основе готического начертания используются в декоративных целях, а также для некоторых математических обозначений.

Готические шрифты

Общий вид готических символов определяется использованием в качестве пишущих приборов гусиных перьев, обрезанных по диагонали. Пишущая кромка в большинстве случаев располагается под углом 45° к базовой линии строки. Буквы расположены очень плотно, и ширина межштриховых промежутков близка к ширине штрихов — это объясняется необходимостью экономии дорогостоящего пергамента (отсюда английское название готического письма: англ. blackletter). Широко используются лигатуры и сокращения.

Надпись готическим шрифтом в немецкой военной базе

Основные разновидности готического письма:

  1. текстура (нем. Textur, лат. textualis) — острое письмо;
  2. фрактура (нем. Fraktur) — острое письмо с ломаными очертаниями;
  3. швабахер (нем. Schwabacher) или бастарда — ломаное письмо с округлёнными очертаниями некоторых букв;
  4. ротунда (итал. rotunda или круглоготическое нем. Rundgotisch) — переходный вид письма от готического к антикве;
  5. куррент — готический курсив; с начала XX в. в качестве стандартного готического курсива принят шрифт Зюттерлина.

Примечания

Ссылки

См. также

wikiredia.ru

Готика мистическая? Вычурная! Нужная…

10 - 2005

Владимир Чуфаровский

Нужная кому и почему?

Кому это было нужно и зачем?

Некоторые конструктивные кириллические примеры готических стилизаций

Мы тебя породили — мы тебя и прекратили…

Нужная кому и почему?

В современных условиях вряд ли кому­нибудь придет в голову мысль дискутировать о том, какие издательские проекты лучше всего базировать на наследии средневековых готических времен. Данный вопрос в прикладном плане был решен окончательно и бесповоротно еще к середине прошлого века. Именно тогда, в 1942 году, ведомство «партайгеноссе» Бормана запретило готику. Данный вердикт обосновывался тем, что были найдены шрифты­прообразы визитной карточки германской полиграфии, фрактуры, применявшиеся еще в конце XVI века швабскими типографами, большинство из которых были евреями. Следует отметить, что остальные европейские страны вывели готические шрифты из набора намного раньше. Тем не менее изысканным и прихотливым формам готической графики оказалось уготовано почетное и заслуженное место в ряду акцидентных типографических средств, хотя использование данного типа шрифтов и не относится к числу обиходных дизайнерских приемов даже в тех странах, где пишут и печатают на латинице.

Готические шрифты не были и не являются полузабытым реликтом давно минувших лет, устойчивый интерес к этой графике проявляют и практики­дизайнеры, и фирмы­поставщики, которые продолжают пополнять свои каталоги шрифтами подобного типа. Разумеется, никакой мистики в этом нет, тем более что готическая графика обкатана практикой, так или иначе завязанной на опыт нескольких столетий, но это не может снять всех вопросов… Так, невозможно лаконично обосновать, почему среди логотипов периодических изданий на Западе чуть ли не каждый второй связан с готикой, но, как говорится, замучишься искать среди них стилизации унциальные. Можно ответить, что готическая графика способна вызывать ассоциации с благородной стариной, хотя… этот и ответ вряд ли можно счесть исчерпывающе полным.

Сложившаяся сегодня реальная ситуация с ассортиментом кириллических стилизаций готики никоим образом не может быть названа благополучной. Так, например, в каталогах главного отечественного поставщика шрифтов — фирмы «Паратайп» — такие шрифты отсутствуют. При этом имеющие хождение в Интернете любительские стилизации буквально единичны, а их качество не способно удовлетворить профессионалов. Несмотря на то что потребность отечественного рекламно­издательского рынка в кириллических средствах данного типа абсолютно очевидна, винить кого­либо из отечественных типодизайнеров в создавшейся ситуации нет никаких оснований. Действительно, до сих пор в России не разработано ни одного оригинального шрифта, стилизующего готику, ни в формате Post Script, ни в формате TrueType. Более того, не делается попыток локализовать для кириллицы уже имеющиеся латинские образцы таких шрифтов. Главная причина такого положения дел заключается в высокой сложности данной задачи. Вряд ли способно вдохновить состоявшегося дизайнера и осознание того, что он практически ничего не получит за этот тяжелый труд при реально существующем и, увы, доминирующем контрафактном тиражировании шрифтов.

По­видимому, лишены оснований также надежды на то, что молодые, талантливые и честолюбивые дизайнеры — выпускники профильных вузов смогут хоть чем­то помочь в разрешении данной проблемы, и дело здесь даже не в отсутствии материальных стимулов. К сожалению, в существующих вузовских учебных планах сколь­нибудь основательного изучения готической каллиграфии не предусмотрено. В основном именно поэтому оказывается довольно трудной даже абсолютно конкретная задача, например создание оригинальных стилизованных под готику «брендовых» логотипов и слоганов.

Понятно, что найдутся (и находятся) самородки и самоучки, способные «на коленке» сотворить кириллический ряд для любого латинского шрифта, независимо от того, готика это или модерн. При этом слишком часто молодецкий лозунг «мы рождены, чтоб сказку сделать былью» оборачивается появлением шрифтов типа Skazka.

Несмотря на то что данная публикация носит сугубо практический характер, кое­какие опорные моменты из истории готической графики в ней все же изложить необходимо, тем более что часто встречающееся перечисление готической «обоймы» (текстура, фрактура, швабахер и ротунда) в общем контексте способно создать ощущение полного равноправия таких шрифтов, что не вполне справедливо, а возможно, и совсем несправедливо…

В начало В начало

Кому это было нужно и зачем?

Естественным желанием ученых­палеографов на протяжении последних нескольких столетий было выявить происхождение средневековых стилей письма. Так, исследования Ж.Мабильона позволили определить, что исходные письменные формы каролингского минускула были разработаны в скриптории бенедиктинского монастыря Корби. Столь однозначная локализация применительно к готическому письму оказалась невозможной, и палеографические исследования позволили выделить только исходный графический базис готического письма, которыми считаются каролингский минускул и инсулярное, или островное письмо (см. КомпьюАрт №7­8'2005). Необходимо уточнить, что, говоря про инсулярное письмо, следует иметь в виду не столько его оригинальные островные, сколько производные континентальные формы. Как известно, данная стилистика была принесена на континент с Британских островов ирландскими миссионерами, которые переселялись на континент начиная с VI века. Эти подвижники христианской веры в большинстве своем были искусными каллиграфами и охотно передавали другим свое мастерство. Они основывали монастыри со скрипториями не только в северной Франции. Самыми известными примерами их деятельности, которая продолжалась около четырех столетий, могут считаться французский монастырь Люксёй и монастырь Боббио в северной Италии. Своеобразными прописями для их учеников были привезенные с островов манускрипты, некоторые из которых дошли до наших дней.

Важным качеством угловатого островного письма являлась его компактность, что было весьма важно с точки зрения экономии дорогостоящего пергамента. Поэтому несмотря на то, что с IX века в Европе стало повсеместно распространяться каролингское минускульное письмо, островная стилистика не была им полностью вытеснена. Более того, в разных регионах Европы стали возникать местные гибридные формы, в которых было заметно влияние инсулярной каллиграфии. На рис. 1 приведены два фрагмента такого доготического письма.

Рис. 1

Рис. 2

Примечательно, что первый из приведенных фрагментов является фрагментом Псалтыри, созданной в самом начале XII века в Иерусалиме, а второй — в Западной Европе примерно в то же время. Надо обратить внимание еще на один — инструментальный — аспект проблемы, поскольку именно инсулярный минускул был связан с использованием гусиного пера с плоским косым срезом, в то время как в каролингском письме наряду с этим мог использоваться калам.

Следующий пример (рис. 2) содержит два исторических фрагмента, созданных на полстолетия позже. Левая часть рис. 2 содержит часть текста Библии, а правая — фрагмент богословского трактата. Несмотря на то что специалисты­палеографы относят эти тексты к начальным формам готического письма, нетрудно заметить, что графика рис. 1 и 2 не имеет кардинальных различий. Полезно уточнить, что базовый размер букв в обоих приведенных примерах не превышает двух миллиметров.

Следующий пример содержит фрагмент церковного Служебника­миссала, воспроизводимого здесь в натуральную величину (рис.3). Этот богато декорированный манускрипт был создан в Париже и датируется интервалом 1285­97 гг.

Рис. 3

Рис. 4

Графика приведенного на рис. 3 примера такова, что ее готическая принадлежность не подлежит сомнению. Отметим также, что, хотя католические миссалы создавались также для внецерковной сферы (например, для треб), данный Служебник был предназначен исключительно для церковного богослужебного применения, о чем в первую очередь свидетельствует большой размер тщательно выписанных букв.

Текст, приведенный на рисунке, имеет очевидные отличия от каролингского минускула, и даже непрофессионалу понятно, что прихотливая, вычурная готическая каллиграфия, фрагмент которой воспроизведен в данном примере, в написании значительно более трудоемка, чем текст, написанный каролингским письмом. Можно заметить, что во многих буквах прослеживаются двойные переломы как в верхних, так и в нижних сопряжениях, создающие характерный для готического письма стрельчатый рисунок. Созданию характерной для готики графической ритмики способствуют и такие приемы, как соединение штрихов, например в буквосочетаниях «da» «do», а также лигатуризированное написание «ra», «st», «cu» и т.п.

При всех своих очевидных декоративных достоинствах, приведенный на рис. 3 текст не может считаться удобочитаемым, и при его непредвзятом рассмотрении трудно удержаться от вопроса о том, что послужило причиной использования новых каллиграфических техник.

Многие палеографы считают, что главной причиной использования готического письма стала его компактность. Данный вывод не вполне очевиден, поскольку из чисто практических соображений вместо неудобочитаемой готики всегда можно использовать апробированные, легкие в чтении формы каролингского минускула с меньшими по высоте буквами, позволяющие легко «уложиться в листаж». Прояснить эту ситуацию поможет тот факт, что готический стиль реализовался не только в каллиграфии, но в первую очередь в архитектуре, а также в алтарной живописи, книжной миниатюре и в декоративно­прикладном искусстве. При этом данное направление не просто поддерживалось, но активно насаждалось папским престолом. Именно поэтому готическое искусство в основе своей имело прежде всего культовое назначение. Очевидно, что центральное место в готическом искусстве занимал собор — как центральный образец, в котором реализовался синтез собственно архитектуры, а также различных живописных форм (например, витражей) и пластических элементов. Причем сам готический, стрельчатый, устремленный в горние высоты собор оставался архитектурной доминантой в преимущественно одно­ и двухэтажной застройке средневекового города, и в этом заключался экстерьерный аспект реализации готических принципов.

Идея господства высших сил ничуть ни в меньшей степени реализовывалась и внутри этих зданий. Интерьеры готических соборов с их величавой торжественностью в сочетании с искусно организованными ритмизированными ярусами стрельчатых аркадных конструкций в хорах и на галереях дополнялись не только разноцветными потоками света, льющегося из витражей, но и сбалансированной игрой затененных и высвеченных в центральном нефе пространств. Разумеется, что и в лежащей на престоле Библии имели место готические тексты, написанные все в той же стрельчатой стилистике.

Готический стиль увердился в период с середины XI до конца XIII века —во времена максимального могущества папского престола. Кстати, именно в это время произошло и окончательное разделдение западной церкви и православия. Более того, именно в тех временах берут свое начало устремления Ватикана, которые при папе Иннокентии III завершились взятием и разграблением крестоносцами Константинополя, после чего римский понтификат утвердился и безраздельно восторжествовал на большей части Европы.

Особенно близкие отношения, как известно, были у римского престола с франко­германскими государями. В католической трактовке концепция «домус деи» в XI­XIV веках привела к тому, что в епископатах стали строиться готические соборы. Несмотря на то что в обыденном сознании готика прочно ассоциируется в первую очередь с Германией и Австрией, началось все это на французской земле, где первый истинно готический храм был возведен (1137­1144) в монастыре Сен­Дени, а в 1163 году началось строительство заменитого собора Парижской Богоматери, завершившееся через 94 года.

Для общей характеристики готического стиля приведем комбинированный пример (рис.4). Очевидно, что все его компоненты дают примеры готического стиля, и подобраны они таким образом, чтобы по возможности дать читателям представление о различных гранях этого явления. Центральное место на рисунке занимает изображение одной из страниц всемирно признанной классики готической миниатюры — Часослова герцога Беррийского (1415 год), на которой изображена битва Архангела Михаила с Сатаной на фоне монастыря с готическим собором, существующим и по сей день. С левой стороны дано изображение оформленного в готическом стиле фасада знаменитого памятника итальянской архитектуры  — Сиенского собора, а с правой — фасад французского готического собора в Реймсе. Хотя на рисунке присутствует также готический текст, для более наглядной демонстрации стилевого единства готического текста и готической архитектуры приведем еще один пример синтетического характера (рис. 5), где приведены образцы стрельчатых фрагментов, характерные для готической архитектуры, а также образец фасадного элемента, который называется вимпергом (вимперги представлены также на предыдущем рисунке). Для сопоставления этих архитектурных цитат помещены четыре распечатки текстов, для которых использованы шрифтовые готические стилизации. Нетрудно заметить, что в первых трех распечатках использованы начертания различной насыщенности гарнитуры, стиль которой близок к текстуре времен зрелой готики. В последней распечатке применен шрифт, созданный по подобию венецианской ротунды.

Рис. 5

Рис. 6

Отличия графики этого шрифта от предыдущих примеров совершенно очевидны. Именно поэтому о ротунде принято говорить не как о локальном письменном пошибе, а как о самостоятельном региональном стиле готической каллиграфии (rotondo — округлый), поскольку данная стилистика широко применялась и в Испании, и во всем том регионе, который составляет южную часть нынешней Франции. Также легко заметить, что определяющими отличиями шрифта, примененного в последней распечатке, являются не только измененные (расширенные) пропорции букв, но и полное отсутствие двойных переломов в сочленениях вертикальных штрихов. Это дает основание считать ротунду более близкой к округлой и пластичной каролингской графике, чем к островным формам минускульного письма. Проводя параллели с архитектурными формами (см. рис. 4), легко усмотреть большую мягкость в южной трактовке готической стилистики, которая выявляется также при сравнении фотографий соборов в Сиене и в Реймсе.

Необходимо отметить, что для рис. 5 намеренно были выбраны стилизации наиболее древних, первичных разновидностей готической каллиграфии. Абсолютно не удивительно, что каллиграфия этого типа столь популярна при создании современных шрифтовых стилизаций. Большинство исследователей считают, что тот тип готического письма, который принято называть текстурой, в основе своей сформировался в северных регионах Франции и Бельгии уже в начале XII века, и потому его рисунок ближе к инсулярным, чем к каролингским формам минускульного письма. Появление ротунды большинство палеографов относят к рубежу XII­XIII веков, считая одним из первичных ее образцов болонские юридические кодексы. Именно поэтому в Северной Европе для данного вида письма был принят местный терминологический синоним  — Litera boloniensis.

Хорошо известны две другие разновидности готических шрифтов: швабахер и фрактура, которые появились значительно позже, а потому их графика во многом вторична и носит производный характер. Дело в том, что исходные каллиграфические формы, на базе которых типографы впоследствии создали наборные версии данного вида готики, возникли на территории бывшего швабского герцогства уже в ренессансный период, то есть в XV веке. В то время это был один из самых благополучных регионов Европы, лежавший на пересечении важнейших торговых путей. Однако к началу XVI века экономическая ситуация там кардинально изменилась. Главными причинами такого поворота дел стал переход на морские перевозки товаров, а также жесточайшая опустошительная Тридцатилетняя война 1618­1648 гг. Следует отметить, что формный и наборный материал, накопленный швабскими типографами, уцелел и не одно десятилетие продолжал использоваться в других регионах Германии. Более того, прагматизированная, несколько расширенная, а потому более удобочитаемая, чем текстура, графика строчных и прописных букв швабахера была востребована уже к концу того же XVII века, будучи использована при разработке наборных версий фрактуры — самого распространенного шрифта во всех германоязычных регионах и странах, расположенных на севере центральной Европы. Современные стилизации этого вида готики немногочисленны — возможно, потому, что швабахер в конечном счете так и остался региональной, переходной разновидностью шрифтовой графики.

Шрифт фрактура по праву считается готическим шрифтом­долгожителем. Несмотря на то что с XVI столетия из Италии началось победоносное наступление наборной антиквы, вследствие чего уже в первой половине XVII века во Франции, Англии, Швеции и в нынешних странах Бенилюкса готика оказалась вытесненной из набора, это практически не коснулось Германии и Австрии. Еще в начале прошлого века в Германии фрактурой издавалось почти две трети книг. Так что, повторимся, фрактура может с полным основанием считаться шрифтом­долгожителем. Тем не менее генезис данного вида графики имеет некоторые существенные отличия от его готических собратьев, и еще с начала XIX века вокруг его истории у палеологов неоднократно возникали споры. Во многом это было связано и с неоднозначной трактовкой самого термина фрактура. Поскольку перевод латинского словосочетания litera fractura означает «ломаная буква», то в Германии фрактурой зачастую называли все готические шрифты. Одной из причин споров был также тот факт, что у наборных версий фрактуры, применявшихся в немецких типографиях со второй половины XIX века до ее запрещения, было трудно найти прямые каллиграфические прообразы. Более того, графика такого «первофрактурного» полиграфического эталона, как Молитвенник Максимилиана 1513 года, имела весьма значительные (особенно в рисунке прописных букв) отличия от рисунка шрифтов этого типа, использовавшихся даже в XVII веке (например, в столь почитаемом протестантами 5­м немецком издании его сочинений, осуществленном в 1740—50 гг.). Этот факт может быть признан достаточно значимым, особенно если учесть наличие таких реальных «текстурных» прообразов для шрифтов, использованных Гуттенбергом, например в его 42­строчной Библии. В контексте рассматриваемой проблемы следует отметить, что в ряде отечественных источников часто указывается на то, что в формировании графической основы фрактуры определяющую роль сыграл А. Дюрер. В действительности это не вполне верно, поскольку Дюрер участвовал наряду с другими художниками (Л.Кранахом и Х.Бургмайром) в создании этого молитвенника как художник­оформитель, но не как креативный пуансонист, а имеющиеся архивные материалы демонстрируют его шрифтовые рисунки, выполненные в несколько иной стилистике.

Образцы стилизаций швабахера и фрактуры приводиться здесь не будут, поскольку основной материал, демонстрирующий примеры кириллических стилизаций шрифтов готического типа, будет дан в разделе.

В заключение данного раздела необходимо упомянуть о так называемых бастардных разновидностях готического письма. В обстановке клерикального католического ригоризма, характерного для доренессансной Европы, образцами истинно правильного готического письма признавались тщательнейшим образом выписанные тексты церковных книг, тогда как бытовые скорописные формы считались второсортными, способными профанизировать высокую каллиграфию этих манускриптов. Именно отсюда и произошел этот уничижительный в семантическом плане термин, поскольку и в те годы, и сейчас корневая словоформа bastard переводится как незаконнорожденный либо, в более нейтральном контексте, как подделка. Тем не менее в разных европейских странах начиная с колыбели готики — Франции — с XIII века появилось множество разновидностей подобного письма. Очень часто такое письмо было менее контрастным, более близким по написанию к скорописному тексту. Отдельные варианты бастардного письма имели выраженный наклон. Уже в конце XIX века данный термин утратил свою семантическую жесткость. Многие дизайнеры стали видеть в образцах этого вида средневековой каллиграфии источник неординарных идей, а потому многие современные готические стилизации так или иначе связаны с бастардным письмом. Некоторые образцы таких стилизаций будут приведены далее.

В начало В начало

Некоторые конструктивные кириллические примеры готических стилизаций

Основная цель, которой руководствовался автор при компоновке данного раздела, — на конкретных примерах показать, что распространенное мнение о том, что кириллические тексты можно создать только на базе крайне ограниченного числа готических шрифтов, не вполне справедливо. Даже когда подобные взгляды высказываются в обстановке неформального «тусовочного» общения, они способны оказывать деморализующее воздействие, однако, к сожалению, такого рода сентенции можно найти и в печатных изданиях. Более того, подобные предубеждения даже вредны, поскольку для очень многих прикладных задач (например, при разработке текстовых фрагментов для этикеток, упаковки, логотипов и т.п.) вовсе не нужно создавать полнокомплектный набор знаков кириллицы. По указанным причинам этот раздел статьи представляет собой прокомментированные практические примеры, большинство которых — текстовые фрагменты, рекламирующие благородные напитки.

Согласно последовательности рассмотрения, принятой в предыдущем разделе, первый пример будет привязан к стилизациям, основанным на том стиле готического письма, который принято называть текстурой.

В приведенном примере (рис. 6) собраны стилизации, большинство из которых в своей первооснове имеет каллиграфические формы средневекового книжного готического письма, которое современные западные аналитики называют litera textualis formata. Данный термин означает, что это книжное письмо использовалось, как правило, в высокоуровневых рукописных источниках, например в таких, как большие католические храмовые Библии, где базовый размер строчных букв мог достигать 5 и даже 7 мм . Несмотря на то что модуль (соотношение ширины и высоты букв у всех приведенных стилизаций) неодинаков, не остается сомнений в принадлежности всего минускульного ряда к текстурному типу письма. Все приведенные шрифтовые стилизации, за исключением средней строки, в своей первооснове имеют французский каллиграфический материал XIII­XV веков. Графика текста, помещенного в третьей строке, связана с готическими эскизами А.Дюрера.

Следующий пример (рис. 7) содержит стилизации, также связанные с высокими формами средневековой книжной готической каллиграфии, однако первоисточники в данном случае более заключены в среднеевропейской и отчасти в «островной» каллиграфии.

Сходство стилистики шрифтов, с помощью которых набран текст в первых трех строках (см. рис. 7), достаточно очевидно. Подобные образцы каллиграфии были характерны для XIV­XV веков, а прообразом шрифта, выбранного для первой строки, является шрифт 42­строчной Библии Гуттенберга. Как известно, эталонная стилизация этого варианта текстуры была разработана одним из самых известных типодизайнеров первой трети прошлого века — Ф.Гауди. Следующие три строки рисунка близки к позднеготической стилистике.

Рис. 7

Рис. 8

Рис. 9

Готическая графика текстуры привлекала к себе внимание художников во все последующие века и использовалась в «медно­гравировальных техниках» даже тогда, когда доминировали ампир, барокко и связаные с ними стили. Примером таких «гравированых» шрифтов является рис. 8.

Значимость текстурной каллиграфии может быть проиллюстрирована примером (рис. 9), в котором регулярный ритм готического текста положен в основу современных стилизаций, непосредственно не имеющих средневековых прообразов.

Будучи по современным меркам несколько тяжеловесным, графический строй ротунды породил значительно меньшее количество стилизаций. Шрифты, представленные на рис. 10, являются еще одним подтверждением продуктивности и востребованности готического наследия. Сопоставление графики приведенных на рис. 10 стилизаций, первая из которых прочно укоренена в южноевропейском готическом письме, как и предыдущий пример, подтверждает значимость каллиграфического наследия Средневековья для практики современного типодизайна, каким бы экзотическим и вычурным это наследие ни казалось при поверхностном рассмотрении.

Как уже говорилось, такой переходный вариант готики, как швабахер, не является популярной темой для шрифтовых стилизаций, поэтому рассмотрение графики, связанной с каллиграфическими формами этого письма, здесь будет совмещено с рассмотрением бастардных форм (рис. 11).

Рис. 10

Рис. 11

На рис. 11 приведены различные варианты шрифтовых стилизаций бастардного письма. Шрифт, выбранный для первой строки, основан на тех немного угловатых формах швабахера, которые не только предшествовали появлений его наборных версии, но и в течение нескольких десятилетий использовались в школьной практике, главным образом в южно­немецких землях. Характерным примером подобных пошибов может служить так называемая верхняя форма «k» в слове Mark. Следующие две строки, а также текст последней строки тяготеют к обиходным, близким к курсивным техникам, к формам готического письма, которое могло применяться университетскими переписчиками, а также нотариусами и в канцелярской практике. Особого внимания заслуживает четвертая строка, поскольку прообразом для использованной в ней шрифтовой стилизации являются каллиграфические материалы, связанные с деятельностью герцога Жана Беррийского.

Бастардное письмо в практике нынешнего типодизайна давно утратило свою уничижительную семантику, более того — типологические рамки этого графического феномена расширились настолько, что теперь к этой категории часто относят шрифты, так или иначе связанные с готической стилистикой.

Приведем примеры подобных шрифтов (рис. 12). Кириллические шрифтовые конструкции, примененные в первой строке, созданы по мотивам шрифта, который его разработчик, Дж.Барнбок, так и назвал — bastardа. Жесткая современная геометризированная графика этой стилизации делает совершенно бесполезным поиск его каллиграфического прообраза. То же самое можно сказать и про шрифты, использованные в остальных строках данного примера.

Как указывалось в конце предыдущего раздела, в средневековом бастардном письме современные типодизайнеры находят и, по­видимому, долго еще будут находить графические идеи, которым можно придать современное звучание. Сами же стилизации такого рода оказываются при этом фактически лишь опосредованно связанными с готическим письмом (рис. 13).

Рис. 12

Рис. 13

Начало нынешнего века, в отличие от ситуации столетней давности, не отмечено на Западе всплеском интереса к графике зрелой немецкой фрактуры. По­видимому, это связано с тем, что еще в первой половине XIX века (то есть почти двести лет назад) графический строй немецкой фрактуры настолько стабилизировался, что это даже дало возможность говорить о стандартах немецкого письма. Безусловно, для практики чтения это было весьма полезно. Однако, учитывая прихотливые особенности фрактуры, это не могло ни привести к некоторой «графической обезличке». Данный феномен кардинально осложнил задачу локализации таких шрифтов, предполагающей разработку для них всего набора знаков кириллицы, поскольку для данного варианта фрактуры практически невозможно обеспечить полное стилевое единство основного латинского ряда и дополняющего его кириллического ряда символов. Отмеченное обстоятельство никоим образом не следует драматизировать, поскольку сходные проблемы возникают и при попытках адаптации к латинице, например, русского полууставного письма.

Поясним сказанное конкретным примером. На рис. 14 для наглядности символы фрактуры объединены в несколько групп. В первых четырех группах содержатся прописные буквы «AU» «BV» «MW» «YITO», а в последней — строчные «s­f­k». Приведенный пример достаточно показателен для того, чтобы понять, что во многих немецких гимназиях, где некогда учили готическому письму, теперь стараются научить читать готические надписи. Не удивительно, что магистраты большинства старых немецких городов готические названия улиц либо дополнили дубликатами на базе более простой и современной типографики, либо просто заменили их на новые удобочитаемые. Приведенный пример, разумеется, не отвергает локальных подходов, когда ставится задача разработки ограниченного набора фрактурных знаков кириллицы для конкретного текстового фрагмента. Отметим, что в более общей постановке вопроса ситуация с фрактурой не выглядит столь удручающе, поскольку при желании можно обратиться к ранним образцам этой готики, использовавшимся, например, в XVI­XVII веках, в которых можно найти образцы, где цитированные буквенные наборы «AU», «BV», «MW», «YITO», «s­f­k» существенно ближе к их нестилизованным минускульным прообразам.

Для пояснения сказанного приведем конкретный пример (рис. 15). Текст в первой строке — пример вышеупомянутого локального подхода, в то время как остальные две строки являют собой примеры стилизаций, созданных на графическом материале, близком к фрактуре.

Безусловно, все сказанное не отвергает и прямого подхода к задаче, когда вместо локализации какой­то уже имеющейся латинской стилизации фрактуры выполняется новая оригинальная шрифтовая разработка.

То, что это принципиально возможно, показывает сканограмма, приведенная на рис. 16. В приведенном примере сканирован оригинальный образец ручного письма, в котором стилизована разновидность фрактуры, похожая на ту, что была использована в таком известном старопечатном памятнике, как Молитвенник Максимилиана 1513 года (степень участия А. Дюрера в разработке шрифтов для этого издания мы договорились не обсуждать).

Рис. 14

Рис. 15

Подытоживая сказанное о кириллизации фрактуры, можно констатировать, что главным фактором в самом вопросе являются не дизайнерские трудности, а рынок, определяющий востребованность данного вида графики.

Еще раз подчеркнем, что теоретически кириллический знаковый ряд фрактуры может быть создан для любого ее шрифтового образца. Это может быть реализовано но при чисто формальном подходе к проблеме в случае, когда стилистика латинского знакового ряда практически игнорируется. о днако такой подход по многим причинам (начиная с проблем нарушения авторских прав) совершенно неприемлем.

Как уже говорилось, после того как готика стала использоваться главным образом в акцидентных целях, количество шрифтовых стилизаций этого вида графики стало расти, а потому в дальнейшем основное внимание мы уделим примерам декорированных шрифтовых стилизаций, связанных с готическими графическими традициями.

Рис. 16

Рис. 17

Рис. 18

Первый пример такого рода приведен на рис. 17. Шрифты, использованные для примера, стилистически неоднородны, поскольку здесь применены две разновидности растительного декора. Особого внимания заслуживает стилизация, связанная с графическим наследием Прованса альбигойских времен. Очевидна также и акцидентная значимость мистической стилизации, восходящей к раннеготическим временам.

Следующий пример (рис. 18) демонстрирует образцы каллиграфических стилизаций, которые основаны уже на графике постренессанса, причем сам вид этой графики указывает на ее укорениение в металлографических техниках.Комментируя приведенный рисунок, приходится с сожалением отметить, что в узких рамках статьи пришлось сократить знаковый ряд большинства шрифтовых образцов.

Последний пример раздела (рис. 19) демонстрирует современные трактовки готической графики, близкие к методологии так называемого грязного дизайна. Нетрудно видеть, что и в графическом, и в технологическом отношении самыми интересными в приведенном примере являются последние две строки, первая из которых — характерный образец так называемых камейных техник декорирования. Как видно из рисунка, буквы на эскизе вывески не зафиксированы на базовой линии, а в пробельных элементах использованы соответствующие политипажи. Фактически такие же камейные техники, хотя и в несколько более сложной реализации, применены и в последней строке, поскольку в эскизе вывески для пивного ресторана буквенные камейные элементы справа и слева обрамлены фигурными замыкателями, с помощью которых формируется изображение трубы.

Рис. 19

Рис. 20

Пытаясь подытожить вышесказанное, отметим, что более чем трехвековой готический пласт мировой графической культуры дал первооснову для разработки достаточно большого количества стилизаций на эти темы, и их число продолжает расти. Современный инструментарий компьютерной типографики оказал неоценимую услугу делу сохранения традиций европейского каллиграфического письма.

Конечно, сейчас нельзя говорить о повсеместном и широком развитии искусства письменной каллиграфии ни в странах с латинской системой письма, ни в странах, где используется кириллица. Тем не менее усилиями типодизайнеров ассортимент шрифтовых стилизаций, связанных с готической каллиграфией, постоянно увеличивается. Рассмотренный материал доказывает, что при декорировании этого по определению более сложного и трудоемкого вида шрифтовой графики оказалось возможным продуктивно использовать и подчас переосмысливать хорошо известные приемы и методики, а также выдвигать и реализовывать новые графические идеи.

В начало В начало

Мы тебя породили   — мы   тебя и прекратили…

В начале данной статьи достаточно подробно обсуждался вопрос о роли папского престола в развитии всех форм готики. Эпоха Возрождения — не как торжество забытых художественных идеалов, а как новое состояние общественного сознания — предопределила завершение готического периода. Вряд ли в этой статье следует сколько­нибудь подробно комментировать особенности перехода от готики к ренессансному искусству. Однако, поскольку был затронут вопрос об изменениях в общественном сознании, то для его, характеристики пусть и косвенной, небесполезным будет привести один конкретный пример (рис. 20).

На данном рисунке изображен фрагмент католического Часослова, созданного в Венгрии, в придворной, так называемой будайской скриптории. Весьма показательным может быть сопоставление миниатюр рассмотренного выше Часослова герцога Жана Беррийского с рисунком (палеографы называют такие рисунки дролери) из данного примера. Последовавшая за Возрождением р еформация и сопровождавшие ее жесточайшие религиозные войны принесли Европе неисчислимые бедствия. Примерно в это же время, в самом начале XVI столетия, волею папского престола в Риме началось строительство грандиозного комплекса собора Святого Петра неготической архитектуры. Естественно, что перестает насаждаться и готическое письмо.

Так вышло, что и готический период, и р еформация, а также к онтрреформация обошли Россию стороной. Быть может, не стоит сожалеть об этом? Как известно, Русь обошлась также и без строительства грандиозных готических соборов. Однако продолжают восхищать мир и константинопольская Святая София и соборы Московского Кремля, и византийское великолепие храмов православного Афона и смиренная церковь Покрова на Нерли…

В начало В начало

КомпьюАрт 10'2005

compuart.ru

Готический шрифт - это... Что такое Готический шрифт?

 Готический шрифт

Латинская Библия, 1407, Англия

Готи́ческое письмо́ — семейство почерков латинского письма эпохи средневековья. Возникло в XI веке, придя на смену каролингскому унциальному письму.

С начала книгопечатания появились наборные готические шрифты — знаменитая Библия Гутенберга была набрана вариантом текстуры.

Само название (от германского «варварского» народа готов, в действительности не имевшего никакого отношения к этому шрифту) было предложено в XV веке деятелями итальянского возрождения, считавшими такие шрифты «варварскими» и противопоставлявшими их древнеримской письменности.

С XVI века готическое письмо постепенно вытеснялось шрифтами на основе антиквы, близкими к современным; дольше всего (до 1918 и отчасти до 1945) готический шрифт сохранялся в Германии и в Латвии (латышский язык официально был переведён с готического шрифта на антикву в 1926 году, а немецкие издания в Латвии и Эстонии продолжали печататься готическим шрифтом и после этого).

Сейчас готические шрифты используются в декоративных целях, а также для некоторых математических обозначений.

Общий вид готических символов определяется использованием в качестве пишущих приборов гусиных перьев, обрезанных по диагонали. Пишущая кромка в большинстве случае располагается под углом 45° к базовой линии строки. Буквы расположены очень плотно, и ширина штрихов близка к ширине межштриховых промежутков — это объясняется необходимостью экономии дорогостоящего пергамента (отсюда английское название готического письма — Blackletter). Широко используются лигатуры и сокращения.

Готические шрифты

Основные разновидности готического письма:

  1. Текстура (нем. Textur, лат. Textualis) — острое письмо;
  2. Фрактура (нем. Fraktur) — острое письмо с ломаными очертаниями;
  3. Швабахер (нем. Schwabacher), или бастарда — ломаное письмо с округлёнными очертаниями некоторых букв;
  4. Ротунда или круглоготическое (итал. Rotunda, нем. Rundgotisch) — переходный вид письма от готического к антикве.

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Готический стиль
  • Готландский диалект

Смотреть что такое "Готический шрифт" в других словарях:

  • ГОТИЧЕСКИЙ ШРИФТ — буквы, похожие своим рисунком на вычурный почерк средних веков; немецкий остроконечный шрифт. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. готический шрифт типографский латинский угловатый шрифт, в… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Готический шрифт — (от фр. gothique название германского племени готтов) старинный шрифт с угловатыми остроконечными очертаниями, ранее применявшийся в странах Западной Европы, особенно широко распространенный в Германии и вытесненный впоследствии антиквой.… …   Реклама и полиграфия

  • Готический шрифт — один из шрифтов на латинской графической основе с угловатыми ломаными контурами. Его разновидностью является фрактура. Употребленные в мат. формулах и тексте в качестве символов буквы Г. ш. в изд. оригинале требуется либо вписать синими чернилами …   Издательский словарь-справочник

  • готический — I. шрифт немецкий угловатый шрифт, в отличие от антиквы – латинского округлого шрифта (см. также фрактура 2) II. стиль [Словарь иностранных слов русского языка

  • ГОТИЧЕСКИЙ — ГОТИЧЕСКИЙ, готическая, готическое (иск.). прил. к готика; в стиле готики. Готическое искусство. Готический храм. ❖ Готический шрифт особый шрифт, отличающийся угловатостью букв, применяемый в Германии и в некоторых других странах. Толковый… …   Толковый словарь Ушакова

  • Готический — собор в Кутансе, Франция Готика  период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области материальной культуры и развивавшийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика пришла на… …   Википедия

  • Готический стиль — Готический собор в Кутансе, Франция Готика  период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области материальной культуры и развивавшийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика… …   Википедия

  • Готический стиль (архитектура) — Готический собор в Кутансе, Франция Готика  период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области материальной культуры и развивавшийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика… …   Википедия

  • Готический стиль в архитектуре — Готический собор в Кутансе, Франция Готика  период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области материальной культуры и развивавшийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика… …   Википедия

  • ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ — (по им. древне германского народа готов). Своеобразный архитектурный стиль, отличием которого являются стрельчатые своды и остроконечные, легкие, резные, смело уходящие вверх башни; возник во Франции, но готическим презрительно назвали его… …   Словарь иностранных слов русского языка

dic.academic.ru

Готический шрифт | Фото большого размера и векторный клипарт

  • ID 5500968
Древний русский стиль шрифта алфавит, берестяная фон, векторная иллюстрация - © ikopylov
Древний русский стиль шрифта, берестяная | Векторный клипартДревний русский стиль шрифта, берестяная
  • ID 6191148
День Патрика шрифта. Традиционный ирландский национальный ABC. Кельтский алфавит для отдыха в Ирландии - © MaryValery
День Патрика шрифта. Традиционный ирландский национальный | Векторный клипартДень Патрика шрифта. Традиционный ирландский национальный
  • ID 4539748
Шрифт, вырезанные в камне. В файле EPS, каждый элемент сгруппированы отдельно. Обтравочные контуры включены в дополнительную формате JPG - © Войтенок Вячеслав
Шрифт, вырезанные в камне | Векторный клипартШрифт, вырезанные в камне
  • ID 4501436
Хэллоуин векторных шрифтов. Обтравочные контуры включены в дополнительную формате JPG - © Войтенок Вячеслав
Хэллоуин шрифта | Векторный клипартХэллоуин шрифта
  • ID 5779225
Внимание готические надписи шрифта вектор поп-арт ретро - © studiostoks
Внимание надписи готический шрифт | Векторный клипартВнимание надписи готический шрифт
  • ID 6196804
Варвар шрифта. скандинавской средневековый орнамент кельтский ABC. Традиционные древние рукописи алфавита - © MaryValery
Варвар шрифта. скандинавской средневековый орнамент кельтский | Векторный клипартВарвар шрифта. скандинавской средневековый орнамент кельтский
  • ID 6196824
Кельтский шрифт. скандинавской средневековый орнамент ABC. Традиционные древние рукописи алфавита - © MaryValery
Кельтский шрифт. скандинавской средневековый орнамент ABC. | Векторный клипартКельтский шрифт. скандинавской средневековый орнамент ABC.

xn--80apfevho.xn--p1ai

Готические - Современные шрифты - Fontzzz.com

Страницы: >> 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 +10 Конец Шрифт Abaddon Шрифт AbaddonАвтор:       Добавлен: 2013-01-11       Просмотров: 3404       Загрузок: 255 Шрифт Albert Text Шрифт Albert TextАвтор:       Добавлен: 2013-06-15       Просмотров: 2135       Загрузок: 82 Шрифт Ale and Wenches BB Шрифт Ale and Wenches BBАвтор:       Добавлен: 2012-09-15       Просмотров: 2078       Загрузок: 68 Шрифт Alte Caps Шрифт Alte CapsАвтор:       Добавлен: 2013-10-31       Просмотров: 1609       Загрузок: 50 Шрифт Amalasuntha Шрифт AmalasunthaАвтор:       Добавлен: 2013-08-19       Просмотров: 1838       Загрузок: 85 Шрифт AmazDooM Шрифт AmazDooMАвтор:       Добавлен: 2013-03-31       Просмотров: 3758       Загрузок: 633 Шрифт Amaz Obitaem Ostrov Шрифт Amaz Obitaem OstrovАвтор:       Добавлен: 2013-08-19       Просмотров: 3033       Загрузок: 248 Шрифт Aneirin Шрифт AneirinАвтор:       Добавлен: 2012-03-30       Просмотров: 1972       Загрузок: 64 Шрифт Anglo-Saxon Шрифт Anglo-SaxonАвтор:       Добавлен: 2012-12-05       Просмотров: 2052       Загрузок: 40 Шрифт Aniron Шрифт AnironАвтор:       Добавлен: 2013-01-05       Просмотров: 2427       Загрузок: 95 Шрифт Antioch Шрифт AntiochАвтор:       Добавлен: 2012-02-22       Просмотров: 1867       Загрузок: 43 Шрифт Anvil Шрифт AnvilАвтор:       Добавлен: 2013-02-16       Просмотров: 2382       Загрузок: 165 Шрифт Aon Cari Celtic Шрифт Aon Cari CelticАвтор:       Добавлен: 2012-04-02       Просмотров: 6235       Загрузок: 472 Шрифт Ardagh Шрифт ArdaghАвтор:       Добавлен: 2013-05-08       Просмотров: 1760       Загрузок: 60 Шрифт ArDeck Шрифт ArDeckАвтор:       Добавлен: 2012-12-29       Просмотров: 1746       Загрузок: 35 Шрифт Argor Cwar Scaqh Шрифт Argor Cwar ScaqhАвтор:       Добавлен: 2013-09-16       Просмотров: 1674       Загрузок: 37 Шрифт Iomanoid Шрифт IomanoidАвтор:       Добавлен: 2013-11-13       Просмотров: 1799       Загрузок: 76 Шрифт Bad Boys Шрифт Bad BoysАвтор:       Добавлен: 2012-09-15       Просмотров: 4096       Загрузок: 290 Шрифт Baltimore Goth Шрифт Baltimore GothАвтор:       Добавлен: 2013-04-29       Просмотров: 2497       Загрузок: 214 Шрифт Baphomet Шрифт BaphometАвтор:       Добавлен: 2012-05-29       Просмотров: 2221       Загрузок: 96 Страницы: >> 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 +10 Конец

ru.fontzzz.com


Смотрите также