Древний город тараз. Городище Тараз - древний город под толщей асфальта
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Костанайский центр туризма и паломничества. Древний город тараз


Городище Тараз - древний город под толщей асфальта

Городище Тараз - древний город под толщей асфальта

ТАРАЗ. КАЗИНФОРМ - Несколько веков под толщей асфальта городского базара находился древний город, часть которого сегодня можно увидеть после археологических раскопок. Городище Тараз, памятник І-ХІХ веков, вошло в перечень «Археологические памятники и средневековые городские центры» сакральных мест Жамбылской области, передает корреспондент МИА «Казинформ».

В 2011 году в Таразе закрыли Центральный рынок, простоявший на этом месте сотни лет, и начали археологические раскопки древнего городища, возраст которого ученые-историки датируют более двух тысяч лет. Первое упоминание о Таразе, как процветающем и укрепленном городе, относится к 36 году до нашей эры. Основал город, по предположению ученых, полководец шаньюй Тезек, который со своим войском и семьей перекочевал в местность, где находится Тараз, с берегов китайской реки Янцзы.

Все найденные в ходе раскопок артефакты хранятся в построенном здесь музее «Древний Тараз». «Это единственный в Казахстане и Центральной Азии такой музей, - отметил в беседе с корреспондентом МИА «Казинформ» директор государственного историко-культурного музея-заповедника «Памятники древнего Тараза» Такен Молдакынов. - Главная его особенность в том, что это первый в истории Казахстана музейный комплекс, состоящий из музея под открытым небом и стационарного музея».

Городище Тараз - древний город под толщей асфальта

В ходе раскопок городища археологи нашли 50 тыс. артефактов VI-XII веков, средневековую цитадель, мечеть VIII-IX веков, медресе, алтарь огнепоклонников-зороастрийцев, зиндан, набережную древнего русла реки Талас, фундаменты жилых строений. При этом 2 800 артефактов представляют огромную научную ценность, из них 1 350 выставлено в музейной экспозиции, остальные находятся в хранилище, в том числе уникальный золотой клад из почти ста ювелирных предметов. Найденные артефакты впечатляют - богато орнаментированная керамическая посуда, изделия из золота, стекла, металла, городская инфраструктура. Специалисты-востоковеды из петербургского Эрмитажа высоко оценили найденные за столь короткий срок в столь огромном количестве артефакты.

Собранные в музейной экспозиции артефакты представляют различные эпохи, формы, стили, с ярко выраженной индивидуальностью древних мастеров. Разнообразные узоры на поливной керамике говорят о взаимообогащении культур благодаря Великому Шелковому пути, на котором Тараз был важным звеном. Все религиозные конфессии присутствовали в древнем Таразе. На согдийской керамике можно увидеть философский знак бесконечности в виде свернувшейся змеи, много арабских надписей. Найдены экспонаты, обугленные после пожаров, что подтверждает сведения о захвате города и сожжении его, и это происходило не единожды.

В древнем Таразе существовало высокоразвитое производство гончарных изделий, что обусловлено наличием ценных глинистых почв. Здесь стоит копнуть - и можно наткнуться на древние черепки. На археологических раскопках, а зачастую и просто при рытье котлованов, во многих точках города находят большие объемы древней посуды - хумы, горшки, блюда, керамические светильники. Богата и разнообразна найденная коллекция керамики, выполненная из местной глины. Караханидские блюда (XI-XII веков) отличаются вихревой розеткой по центру, разнообразной палитрой красок, не выцветших за тысячу лет. Много огромных сосудов - хумов, которые закапывали в землю для хранения, как в холодильнике, продуктов. Примечательны в коллекции музея богато орнаментированные сфероконусы - маленькие сосудики, или флаконы, в которых хранили жидкости, масла, благовония, лекарства и яды. Интересны светильники «чераги», покрытые глазурью, орнаментом, тонкой ажурной вязью. Есть в коллекции большие фрагменты от массивных светильников, выполненные из меди, бронзы. Заметим, что это вещи, которыми люди пользовались в повседневности.

Городище Тараз - древний город под толщей асфальта

Имеется в коллекции музея «Древний Тараз» множество китайских монет, средневековое стекло, которое изготавливали здешние умельцы. Изделиями из стекла пользовалась только аристократия, так как это было дорого. Стеклянные экспонаты сильно разрушены, осколки стаканов, чаш собирали буквально по фрагментам. На имеющихся в коллекции казанах у многих даже сохранилась копоть, а форма их чем-то напоминает русские чугунки. На отдельном стенде, под стеклом на красном бархате - полуразбитый кувшин, в котором найден знаменитый таразский клад из драгоценных предметов. Реставраторы восстанавливают экспонаты по сохранившейся части, зная размер, высоту, ширину, диаметр. Созданы в музее городища Тараз диорамы, показывающие старинные ремесленные производства и функционирование древней инфраструктуры, работу ремесленников, гончаров, систему полива.

На территории самих раскопок под огромным навесом установлены деревянные мостки, по которым посетители могут пройтись по всему периметру вокруг территории раскопок и сверху посмотреть на древнее городище, в котором имеются жилые кварталы, общественные учреждения, бани, медресе. Знаменитая средневековая таразская восточная баня, найденная в 70-х годах при рытье котлована под фундамент мясного корпуса, частично реставрирована. Ее подпольная жаропроводящая отопительная система подобна римским термам античного времени, или же восточным баням, которые строили в Таразе вплоть до XIX-XX веков.

Археологи раскопали и водопровод, проложенный вдоль магистральных улиц древнего города. В экспозиции музея представлены найденные во время раскопок водопроводные магистральные трубы различного диаметра. Древний водопровод шел под наклоном, вода за счет давления самотеком направлялась в город, разводка была поквартальная. То есть, в Таразе тысячу лет назад был водопровод. Реконструирована стена по периметру сохранившихся валов от старых древних стен. Сохранились восточная и южная стены, также проходящие по валу. Караханидский период раскопок уходит на полтора метра глубины. Копнули чуть глубже - и дошли до IX века, до карлукского периода. Предстоит еще раскопать часть крепостной стены по восточному контуру городища, а также вокруг здания музея отдельные территории, поверх которых сейчас пока лежат асфальт и газоны. Процесс раскопок долгий, может занять и 50, и 100 лет.

Открытие археологического парка «Древний Тараз» состоялось в 2015 году, в дни празднования в Таразе 550-летия Казахского ханства. Президент РК Нурсултан Назарбаев осмотрел только что построенный музей и территорию раскопок, выслушал пояснения историков и археологов и заметил, что никакие письменные, книжные описания не могут стать весомым доказательством существования древней культуры. "Вот реальные доказательства, - сказал Н. Назарбаев, указывая на объекты раскопок, - доказательства того, что на территории нашей страны существовала высокоразвитая городская культура".

Городище Тараз - древний город под толщей асфальта

За свою более чем двухтысячелетнюю историю город Тараз испытал периоды расцвета и упадка, разрушительных войн и возрождения, пережил множество переименований. В средние века город собирал богатую дань с проходящих торговых караванов, развивал ремесла, культуру, искусства. Своих послов сюда отправляли из Византии, искавшей союзников среди тюрков Средней Азии. Однако после XIII века Тараз теряет былое могущество и на многие столетия погружается в запустение. И только в XIX веке возрождается под новым именем Аулие-Ата. В начале XIX века люди начали селиться близ могилы легендарного хана Карахана из династии Караханидов, прозванного «Аулие-Ата». Сегодня Тараз - областной центр Жамбылской области с почти полумиллионным населением, крупный индустриальный и культурный центр южного Казахстана. Благодаря богатым историческим достопримечательностям, город имеет огромный туристический потенциал. Исторический памятник республиканского значения - археологический парк «Древний Тараз» - общей стоимостью 2,5 млрд. тенге вошел в список «100 сакральных мест Казахстана».

www.inform.kz

Город Тараз

Одним из древнейших городов Казахстана является Тараз, остатки которого скрыты под застройками современного города Тараза. Упоминание об этом городе сохранилось в китайских источниках середины 1 в. до н.э. и связано оно с политической историей одного из первых государств на территории Казахстана, именуемом "Кангюйским объединением". Уже в это время город играл важную торговую роль на трассе Великого Шелкового пути. Таким образом, возраст города по письменным источникам определяется в 2000 лет. Как один из центров Западно-Тюркского каганата, Тараз был известен византийским историкам. Именно сюда, в город на берегах Таласа, было послано посольство императора Юстиниана во главе со стратегом/военным наместником/восточных территорий Земархом Киликийским, которое принимал каган тюрков Дизабул /Истеми/. Случилось это в 568 году, в разгар ирано-византийских войн, когда каждая из этих великих империй искала союзников в лице тюрков. Посетивший в 630 г. город Сюань Цзян сообщает, что Тараз - значительный торговый центр, в нем живут купцы разных стран. В то время город имел в окружности 8-9 ли.,(т.е. 2,5-2,7 км). В 751 году неподалеку от Тараза, в местности Атлах, объединенные силы тюрков и арабов разгромили китайскую армию, а 893 году Саманид Исмаил ибн Ахмед взял город Тараз. При Тюргешах, Карлуках, а затем при Караханидах Тараз был столицей, а также одним из крупнейших пунктов на Великом Шелковом пути. Отсюда дороги шли на Восток-в Китай, на запад-в Иран, и Византию, на север-к кимакам и кыпчакам, на юг-восток в Среднюю Азию. Вокруг Тараза находились такие известные города, как Атлах, Нижний Барсхан, Джикиль, Хамукат, Джувикат. Вот что сообщает о Таразе в Х веке знаменитый арабский путешественник и географ Аль-Макдиси: "Тараз-большой укрепленный город, с множеством садов, густо заселенный, у него ров, четверо ворот и населенный рабад. У второй медины большая река, за ней часть города, через нее есть переход. Соборная мечеть среди рынков". Средневековый Тараз был многолюдным городом с тенистыми садами и шумными базарами, где можно было услышать персидскую, согдийскую, тюркскую, китайскую и славянскую речи. До наших дней с тех времен сохранились такие жемчужины мусульманского зодчества, как мавзолеи Айша-Биби и Бабаджи-хатун, Карахан и Давудбека. Накануне монгольского нашествия город был разрушен войсками Хорезмшаха Мухаммеда. Пережил Тараз и монгольское нашествие. В конце XIII в город Тараз продолжал оставаться важным центром в монгольской империи, а затем в державе Тимура. Был он известен и позднее, вплоть до XVI в., когда земли Семиречья вошли в состав Казахского ханства. В 1856 г. город получил новое название Аулие-Ата "Святой старец", а в 1936 в январе был переименован в г.Мирзоян. В мае 1938 г. городу было дано название Джамбул, в честь народного акына Джамбула Джабаева. Важными этапами развития города Джамбула, явились 50 -70-е годы. В это время построен целый ряд новых зданий и промышленных объектов, получили развитие строительство, транспорт, просвещение, здравохранение, наука. 8 января 1997 года Президент Республики Казахстан принял исторический указ о переименовании г.Джамбула (Жамбыла) в город Тараз. Городу возвращено его историческое название

Общая информация о г. Тараз

Город Тараз, расположенный на юго-западе Жамбылской области, в центре Талас -Асинского оазиса, на левом берегу реки Талас. Численность населения города составляет более 348 900 человек при занимаемой площади в 110 квадратных километров (протяженность в длину - 23,5 км, в ширину -12,5 км.). Расстояние от г. Тараз до г. Астаны (столицы) составляет 1255 км. Кроме областного центра на территории Жамбылской области расположены 3 города районного значения: Каратау, Жанатас и Шу. Всего по г. Таразу включены 6 памятников археологии (городища Тараз и Торткуль 1-17 вв., усадьба Тонкерис 6-12 вв.), 13 памятников истории, 53 памятников архитектуры и градостроительства, отражающих периоды формирования планировочной структуры и застройки исторической части города, 7 - памятников монументального искусства. Управление туризма, физической культуры и спорта акимата Жамбылской области http://www.zhambylsport.kz/

visitkazakhstan.kz

Древний город Тараз, на реке стоит Талас. Ч. 3 (Тараз, Казахстан)

Есть города центральные, а мне милее тихие, милей провинциальные. Звучит у меня в голове переделанная строчка из всем известной песни, при воспоминании о Таразе.

Я не могу сама себе до конца ясно сформулировать свои ощущения об этом месте, тем более сложно передать словами. Но я попробую, посмотрим, что получится. И так....

Фирменный скоростной поезд Астана-Чимкент, мчится по рельсам, раскачивая вагоны, приближается к станции города Тараз. Утром первым проснулось мое обоняние, воздух в вагоне был уже не таким, в Астане и тем более, не таким как у меня на Родине. Это был воздух юга Казахстана, он особенный, Таразский, смешанный с воздухом пустынь, выжженных солнцем степей и снеговых гор. ( Город находится на стыке северных и южных типов пустынь, соседствует со снеговыми горами. К югу от города расположены отроги Западного Тянь-Шаня, а к западу горы Каратау.) Затем от яркого солнечного света, проникавшего, через закрытые шторы в окно нашего купе, проснулось мое зрение. И наконец, проснулась я сама. Попутчики спали, их не интересовали пейзажи за окном, наверняка они неоднократно проделывали этот путь. Дабы ни кого не будить пришлось отодвинуть край шторки и смотреть в небольшую щелку, затем я просто вышла в коридор, и стоя у окна наблюдала, как проносятся мимо полустанки, станции, разъезды, местные мусульманские кладбища, яркое голубое небо, выжженная желтая трава, и горы где-то вдалеке.

из окна вагона

Такой пейзаж практически все дорогу, дополняется лишь небольшими поселениями. Но я все равно не отрывала взгляд от окна. Остановок по пути не было, так как поезд был скоростной.

Выйдя на вокзале, осмотрелась, пока шла до гостиницы, думала где, я могла видеть нечто похожее. Лишь спустя время, гуляя по улицам, мне вспомнились старые добрые советские фильмы про среднюю Азию, и по моим ощущениям, я попала куда-то прошлое. Жизнь в городе вроде и развивается, но в то же время как будто остановилась в своем развитии. Да там строятся новые дома, отстроен новый микрорайон, ремонтируются дороги, но я больше была в старом городе, и мне повезло увидеть его душу, его колорит, его культуру, почувствовать его запах. Он живет своей размеренной, не торопливой жизнью. Сами жители, при всей своей азиатской горячности и темпераментности, то же показались мне спокойными, и ни куда не спешащими, словно у них все в жизни хорошо. На окраине повстречался мужик, едущий не то на осле, не то на ишаке, гуляющий сам по себе домашний скот. В самом городе, меня поразил мужик, едущий на велосипеде, к багажнику которого прикреплена коробка, в которую он складывал всякий хлам, причем это был не бомж, их я, к слову сказать, в Казахстане совсем не встречала. Его образ напомнил мне старьевщика из старых фильмов и книг. Я даже представила, что он кричит "Старье берем, кости, бумагу, тряпки".

Центральная площадь

В городе и в его окрестностях есть старые интересные памятники архитектуры.

Мавзолей Тектурмас

Мавзолей Тектурмас

Вид на город, с Тектурмас

Вид на город, с Тектурмас

Внизу бежит река Талас

Внизу бежит река Талас

За городом находится мавзолей Айша-би.

Мавзолей Айша-би

Мавзолей Айша-би

Мавзолей Айша-би

Мавзолей Айша-би

Тараз самый древний город Казахстана на его территории есть еще несколько мавзолеев. Мавзолей Карахан находится в центре города, где-то рядом располагается "Восточная баня Кали – Юнуса", конец ХІХ в. Но местные жители сказали, что она в плачевном состоянии, поэтому одна я туда идти побоялась. Имеется неплохой краеведческий музей.

В музейных залах.

В музейных залах.

В музейных залах.

В музейных залах.

В музейных залах.

Неподалеку от нового 13 микрорайона, открылся небольшой ботанический сад.

Территория ботанического сада.

Территория ботанического сада.

Территория ботанического сада.

Территория ботанического сада.

Территория ботанического сада.

Территория ботанического сада.

Территория ботанического сада.

Территория ботанического сада.

Территория ботанического сада.

Внутри сада, приятная прохлада. Город сам по себе буквально утопает в зелени, все посадки, кустарники, клумбы, аллеи, в парках, на площадях, на улицах поливаются, везде протянуты шланги с водой, в других городах я такого не наблюдала.

Местные жители то же какие-то особенные, они очень любят свой город. Все без исключения, с кем мне довелось беседовать, с какой-то теплотой в голосе рассказывают о Таразе, и это неподдельное чувство, не наигранное, любовь к родным местам чувствуется в каждом слове, в интонации, во взгляде. Таразцы считают свой город самым лучшим в Казахстане. Языкового барьера нет, между собой народ разговаривает и на Русском и на Казахском языке. Лица славянской внешности так же встречаются, но почему-то, меня за местную, ни кто не признавал, все спрашивали, откуда я. И сами себе определяли, что я либо из Астаны, либо из России. На мой вопрос, почему я не могу сойти за местную? Отвечали что, по многим факторам, например, по цвету кожи, по акценту, по манере поведения, общения, по внешнему виду. Зато узнавая, что я из Кузбасса, считали меня чуть ли не землячкой, так как у многих живут родственники, либо сами бывали в наших краях.

Отдельно хочется сказать, об общественном транспорте, в основном это старые пазики, не о какой униформе кондукторов и водителей, а тем более о кондиционерах, как в Астане речи не идет. Кондукторами зачастую работают дети (мне показалось лет с 10) и подростки, причем мне встречались только мальчики. Кондукторы и водители, всегда подскажут, где выйти, или на какой маршрут сесть, чтобы доехать до места назначения. Однажды, я не знала толком на какой остановке нужно выходить и проехала мимо, на что водитель мне сказал; " Что необходимо обязательно спрашивать, когда не знаешь остановку, ведь для того мы и работаем чтобы подсказывать дорогу. И все люди должны помогать друг другу". Как то с трудом могу себе представить у себя в городе водителя, отвечающего подобным образом. Стандартный ответ был бы, типа, думать надо, когда садишься в автобус. На автобусных остановках в отличие от Астаны не написаны маршруты движения, но вместо этого выходят кондукторы и прокрикивают на одном дыхании, громко основные остановки. Первый раз меня это настолько удивило, что я просто смотрела на кричащего кондуктора в упор, широко открытыми глазами, надеюсь, рот мой от удивления не был открыт. В других городах юга Казахстана, кондуктора так же кричали остановки, и я ни как не могла к этому привыкнуть и с интересом наблюдала за данным процессом. Дети и молодежь в автобусах, в обязательном порядке, уступают место не только старикам и маленьким детям, но и просто всем пассажирам старшего возраста, я очень удивлялась, когда место уступали мне, отказывалась поначалу садиться, потом поняла что для казахов это норма. И им за это большой плюс.Водители на дорогах это отдельная история. В Таразе пешеходов более менее пропускают на пешеходных переходах, и на светофорах, но если один из автомобилей остановился, то остальные следом начинают сигналить. И неважно, что они стоят на светофоре или просто кто-то замешкался или кто-то кого-то пропускает, сигналить начинают все и на улицах раздается еще та симфония (хотя в Таразе все равно сигналят в разы меньше, чем в Чимкенте).Очень жаль, что я не запечатлела на память весь местный колорит города, почему-то решила фотографировать только достопримечательности, либо понравившиеся объекты. Сейчас понимаю, что достопримечательности можно найти в интернете, а остальное, неординарное, и наоборот обыкновенное, просто дома, улочки, люди, остались только в моей памяти.

Въезд в новый 13 микрорайон

Попрощавшись с городом, в котором я провела два дня, села в поезд, чтобы на следующее утро оказаться в давно манящем меня городе, с красивым названием Туркестан.Астана день второй и последний. Ч.2.Мини макет Казахстана «Атамекен»Астана встретила меня теплой погодой. День первый. Ч.1 P.S. Вспомнилось что в детстве, у родителей не было желания путешествовать, поэтому мы ни куда не ездили. Но когда заходил разговор про родственников, живущих в том или ином городе, либо подружки рассказывали, про свои поездки, каждая клеточка моей маленькой души, каждая клеточка моего тела мечтала побывать именно в тех местах. И я мысленно путешествовала по городам, не имея ни малейшего представления о них. Еще один город с удивительным названием манил меня с фото на открытки. Я подрастала, и это желание сначала росло вместе со мной, потом затерялось во взрослой жизни. К чему я все это? Просто когда я была в Таразе, вспомнила, что тут жила папина тетка Шурка, а назывался он тогда очень красиво Джамбул, и казался мне таким загадочным и далеким, и я завидовала тетке Шурке, что она живет в нем. Потом я побывала еще в одном месте своей детской мечты. При написании заметки, я вспомнила про свое детское желание, маленькую часть которого, я не задумываясь, осуществила во взрослой жизни. Теперь задумалась, побываю ли в других местах моих детских фантазий?

turbina.ru

Джамбул (город) - это... Что такое Джамбул (город)?

Древний Тараз

Тара́з (каз. Тараз; до 1997 — Жамбы́л, до 1993 — Джамбу́л, до 1938 — Мирзоян, до 1936 — Аулие́-Ата) — город в Казахстане, административный центр Жамбылской области.

Расположен на юге Казахстана, около границы с Киргизией, на реке Талас (Тараз).

Население города — 342,5 тыс. человек (2008). Преимущественно казахи, также проживают русские, киргизы, узбеки, уйгуры, дунгане, корейцы, немцы, греки, украинцы, чеченцы, лезгины, ингуши и многие другие.

В городе имеются аэропорт, железнодорожная станция, автовокзал.

История

В VII—VIII веках до нашей эры в степях у реки Талас сложились племенные союзы саков и усуней, которые основали городище Тараз, следы которого найдены на месте Центрального колхозного рынка (зеленого базара) современного города Тараза.

Первое письменное упоминание города (в греческих источниках) относится к 568 г. Один из пунктов северной ветви Великого шелкового пути, который проходил из Алмалыка (район современного города Кульджа в Китае) в направлении города Ясы (современный город Туркестан) и далее вниз по течению Сыра (Сырдарья).

Китайский паломник — буддийский монах Сюань-Цзян, проезжавший через Тараз в 630 году, сообщает, что «прибыл в город Та-ло-се, имеющий 8 или 9 ли. Купцы из разных стран живут в этом городе вперемешку…».

В 751 году вблизи города состоялась битва на Таласе, в которой арабская конница Аббасидского халифата наголову разбила армию Танского Китая при помощи местных карлукских наёмников-тюрков. В результате арабы принесли мусульманство в кипчакские степи.

В VIII—X веках входит в состав Карлукского ханства.

Наибольшего расцвета древний Тараз достиг в XI—XII веках при Караханидах, с завоеванием края которыми (в 999 году) династия Саманидов прекращает свое существование.

Письменных сведений о завоевании Тараза монголами нет, но, по-видимому, в 1220 году город оказал монголам значительное сопротивление, почему и был разрушен ими до основания, о чем свидетельствует остатки пожарищ, обнаруженные при раскопках. Город, видимо, был переименован монголами в Яны (Новый), поскольку при дальнейшем упоминании его как европейские, так и арабские источники пишут: «…город Яны, называвшийся до завоевания Таразом».

В 13 — 15 веках входил в состав Чагатайского улуса Монгольской империи.

В период 1465 по 1718 гг. — один из городов Казахского ханства.

В 1723 году Таласская долина, как и большая часть южных областей Казахстана, была завоевана джунгарами, которые и владели ею почти до 1756 года.

В 18 — 19 веках входил в состав Кокандского ханства.

В 1856 году город был переименован в Аулие-ата — (Святой отец). Это название он получил в честь Карахана — основателя династии Караханидов.

В 1864 году был захвачен русскими войсками под командованием полковника Черняева в ходе завоевания Средней Азии Россией.

Довольно полное описание города в начале ХХ столетия дается в труде «Россия. Полное географическое описание нашего отечества». Отмечается, что в Аулие-Ате имелся большой базар, ярмарка и ряд транспортных контор. Город состоял из русской и азиатской частей. В нем были три церкви, 21 мечеть, почтово-телеграфная контора, городское училище, больница, военный госпиталь, 17 фабрик и заводов, 1791 году жилой дом, 19 052 жителя.

В 1917 году через город проложена Семиреченская железная дорога от Арыси до Верного, что ускорило развитие города, в советское время дорога стала уже частью Турксиба (1930).

В 1936-38 гг. город носил имя первого секретаря ЦК КП(б) Казахстана Левона Мирзояна, но потом тот был репрессирован.

В 1938 году город был переименован в Джамбул, по имени казахского поэта Джамбула Джабаева.

В 1997 году городу вернули старое имя Тараз, область осталась Жамбылской.

Тараз — многонациональный город. По этой причине в городе функционирует «Дом дружбы народов».

Промышленность

Наличие в близлежащих горах Каратау фосфоритных руд предопределило развитие в регионе фосфорной индустрии. В городе было построено сразу три завода: Джамбулский суперфосфатный завод, ДПО «Химпром» и Новоджамбулский фосфорный завод (НДФЗ). Все они подчинялись Минхимпрому в Москве. Развал СССР разрушил все производственные связи и привёл эти предприятия к глубокому кризису. В городе началась безработица.

Однако в последнее время все мощности практически восстановлены. Суперфосфатный завод, входящий в систему «Казфосфат», выпустил в 2007 году 80 000 тонн аммофоса, НДФЗ (тоже «Казфосфат») произвел по 40 000 тонн желтого фосфора, термической фосфорной кислоты и триполифосфата натрия (ТПФН). Бывший ДПО «Химпром» успешно переориентирован на выпуск ферромарганцевых окатышей. Занятость в регионе достигла своего пика.

Центральная площадь города

Интересные факты

  • По сценарию знаменитой комедии Джентльмены удачи один из героев Василий Алибабаевич — родом из Джамбула: «Хочу в Джамбул, там тепло, там моя мама». Эта фраза выбита на пьедестале памятника героям комедии, установленном возле центрального базара.
  • Древнее название «Тараз» происходит по названию реки. На казахском созвучно слову «весы».

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Реферат: Средневековый город Тараз

Евразийский национальный университет

им. Л.Н. Гумилёва

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на тему

 

«Средневековый город Тараз»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выполнил: Журкевич О.С. (ЖР-12)

проверила: Какенова Г.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

На том месте, где сейчас раскинулись кварталы современного Тараза важного промышленного и культурного центра республики, находятся остатки одного из крупнейших средневековых городов Казахстана. Он был основан во 2-3 вв. до н. э. Поэтому Тараз по праву считается одним из самых древнейших городов Казахстана. Здесь встречаются стоянки первобытного человека периода палеолита и неолита, памятники эпохи бронзы (многочисленные курганы так называемого андроновского типа, наскальные изображения), десятки развалин средневековых городов, укреплений, а также архитектурных сооружений.

      Начиная с 6 века нашей эры, появляются первые письменные сведения о городах, возникших на древнем караванном шелковом пути, соединявшем две великие державы того времени - Рим и Китай. Караваны шли из Шаша (Ташкент) на Тараз, Кулан, Мирки, Ашпару и Суяб и дальше - в оазисы Китайского Туркестана. Сохранились следы этих городов - крепостные валы, обнесенные глубокими рвами, развалины башен. Первое упоминание непосредственно о Таразе находится в Византийских источниках, и относятся к концу 6 в. Именно в это время Византия пытается заключить договор с западными тюрками, с этой целью император Юстин II отправляет посольство во главе с Земархом в ставку тюркского кагана Дизабула. А находящийся в составе посольства историк Менандра Протектор и описал, между прочим, о г. Таласе. Из его рассказов видно, что город ещё в то время имел торговое и политическое значение и был одной из резиденций западно-тюркских каганов.

Более подробные сведения о древнем Талазе дал китайский путешественник Сюань-Цзянь, побывавший здесь спустя 60 лет после Земарха, т. е. в 30-х годах 7 в. Он писал: «Талас имеет окружность от 8 до 9 ли. Здесь останавливаются и торгуют всевозможными товарами купцы, приезжающие из многих стран» и что город этот своими размерами и чертами планировки напоминает ему современные города Средней Азии.

 Спустя ещё три с лишним столетия ибн Хаукаль в своих записях указал, что Тараз - место торговли мусульман с тюрками. А арабский историк 10 в. Макдиси писал: «Тараз – большой укреплённый город, с множеством садов густо зелёных, у него ров, четверо ворот и населённый рабад. У ворот города течёт большая река, часть города находится по ту сторону реки. Через реку проходит дорога, соборная мечеть находится среди базаров».

Соединив воедино археологические материалы с данными древних письменных источников, становится ясно, что обширная территория древнего Семиречья, включая долины рек Чу и Таласа, ещё в 6-8 вв. была заселена оседлым и полуосёдлыми земледельческими племенами, хозяйство которых базировалось как на продуктах земледелия, так и на пастбищном скотоводстве. А в 7 в. г. Талас стал важнейшим пунктом на Великом Шелковом Пути.

В то время центром Тараза, а так же его самой древней частью является цитадель – наиболее укреплённая часть города, резиденция владетельной особы, здесь же хранились товары, казна, оружие. К цитадели примыкала окружённая стеной территория города, называемая – шахристаном. Здесь располагались жилища знати, богатых купцов, ремесленников, к тому же здесь были и торговые лавки. К стенам шахристана со всех сторон прилегали торгово-ремесленные предместья – рабады. В них помещались ремесленные мастерские, жилища мастеров, хижины бедного городского люда. Так же в самом городе размещались караван-сараи, лавки купцов. Видно, что разделение на «богатых и бедных» было очевидным и весьма жестким. Никто из бедной прослойки тогдашнего общества не мог жить в цитадели и наоборот, ни один уважающий себя богатый купец не остановился бы и не торговал где-нибудь иначе как в шахристане.

Тараз был центром большого социально-экономического комплекса, в который входили десятки крупных и мелких городков, селений, отдельных усадеб и замков. Тараз был центром важного и высокоразвитого в культурно-экономическом отношении района. Об этом может свидетельствовать и тот факт, что здесь же начиная с 8 века чеканилась местная монета.

Поэтому границы города усиленно охранялись от внезапного нападения врагов. По крайней мере, когда в конце 9 в. основатель могущественной среднеазиатской династии Саманидов Исмаил ибн Ахмед пошёл войной на Тараз, то перенёс много трудностей в процессе его захвата. Эмир Тараза лишь после долгого и упорного сопротивления, когда защита была уже невозможна, вынужден был сдаться и с многочисленными дехканами принял ислам. Свою положительную роль в развитии города сыграли присоединение к Средней Азии и усиление торгово-экономических связей с крупнейшими центрами – Бухарой и Самаркандом.

 Для этого времени характерно широкое распространение поливной керамики. Значительное распространение получил орнамент растительной тематики, принимающий всё более и более геометрические формы. Существенное место в украшении заняли стилизированные надписи, представляющие собой изречения религиозного типа. К этому же периоду относится одна из самых интересных находок – керамический светильник, сделанный в форме юрты. Подобная находка в городе, центре ремесла, торговли и земледелия позволяет археологам сделать крайне интересный вывод о проживание в Таразе населения, для которого кочевой быт составляет ещё недавнюю основу жизни, став лишь воспоминанием и отразившееся в прикладном искусстве.

Долгое время учёные не могли определить точное расположение города. Его отождествляли с разными поселениями. Одной из причин этого стало не совсем точное описание города в древних источниках. Но В.В. Бартольд более всего был склонен помещать средневековый Тараз на месте более позднего поселения г. Аули-Ата (конец 18 в.). Поразительная интуиция крупнейшего востоковеда, основанная на произведениях Макдиси, впоследствии была полностью подтверждена исследованиями археологов М.Е. Массона, А.Н. Бернштама и Г.И. Пацевича.

Наибольшего расцвета достиг Тараз в 10-12 веках, во время правления в Средней Азии династии караханидов. В это время он становится столицей одного из удельных владений. Политическая самостоятельность Тараза и автономного округа проявлялись прежде всего в местной чеканки монеты от лица городских владетелей. В нач. 11 в. таразскому правителю Туган-хану подчинились владетели Самарканда и Кашгара. Естественно, что данная политическая сила была следствием экономического могущества города, о чем свидетельствует археологические находки.

В восточной части Тараза археологи отрыли участок водопровода длиной около 15м, Глиняные трубы размером 0,7м и диаметром 0,25м соединялись глиняными муфтами. Лежали они на своеобразных глиняной «подушке». Водопровод был «подключён» к реке Талас, под напором её стремительного течения вода подавалась во все концы города. Данное сооружение конечно требовало определённых знаний и сравнительно высокий уровень инженерной мысли.

Подъём городской культуры в этот период связан с усилением феодальных отношений в Казахстане и с развитием торговли. Феодальная знать из династии караханидов, сделав себе ислам главной идеологической опорой, упрочивает своё господство на юге Казахстана и в Семиречье, при этом насаждая обычные формы феодальной эксплуатации, основанной на вассальной системе. Облик городов Южного Казахстана в этот период принимает уже черты, типичные для феодальной эпохи, - города с цитаделью, со сторожевыми башнями, мощными фортификационными сооружениями. Большое развитие получают архитектура и декоративное искусство. В этот период происходит не только количественный рост городских поселений и общественных зданий, но и качественный скачок, установление определённых форм в архитектуре и декоративном искусстве, выработанных сообразно с идеологическими потребностями верхушки феодалов.

В это же время в Южном Казахстане впервые создаётся ряд общественных и культовых зданий, минареты, кумбезы, сардобы, караван-сараи и турткули, которые отличались своим великолепным архитектурным нарядом и декоративном убранством. К сожалению, из такого рода памятников до нас дошли немногие.

Главное направление в архитектуре того времени – это появление новых черт строительной техники, идея конструктивного и декоративного перерождения общественных и культовых зданий. Период характерен освоением новых видов строительного материала – ганча, алебастра, терракотовых и изразцовых плит. Наряду с древней пасхой и сырцовым кирпичом широкое распространение получает жжёный кирпич и строительный камень для фундаментов зданий. При кладке стен большее применение получают деревянные связки из тальника, карагача, жиде и пр.

В строительной технике большим искусством становятся фигурные кладки кирпича в виде квадратов, треугольников, ромбов, ёлок. Этим приёмом украшались фасады и декоративная часть здания. В это время декоративность вообще довлеет над остальным.

Из приведённого видно, что в период 10-12 вв. в Средней Азии и Южном Казахстане уже завершены основные строительные приёмы, ставшие принципом строительного искусства и для последующих веков. 

Одним из видов архитектурных памятников того времени являются мавзолеи. В черте города сохранились два мавзолея, напоминающие о древнем Таразе.

Один из них – мавзолей Карахана - построен в 11 веке над могилой одного из правителей династии караханидов. Представляет собой портально-купольное сооружение. Внутри мавзолея стены сложены из кирпича караханидского времени. Его полуразрушенный стан дошёл ещё до второй половины 19 в. и в Казахстане успели запечатлеть его на бумаге. Мавзолей находился в самом центре Тараза, где ныне стоит его новый, совершенно заново отстроенный вариант, ничего общего не имеющий с прежним.

Второй небольшой мавзолей 13 века - Ша-Мансур - сооружен над могилой одного из наместников монгольских ханов, убитого в 1262 году. Об этом можно судить по надписи, сохранившейся на каменной плите внутри мавзолея.

Особый интерес для ученых-исследователей и туристов представляют два памятника, расположенные на небольшом расстоянии от Тараза.

Первый из них - мавзолей Айша-Биби относится к 12 веку. Он находится в 20 км от города, около деревни Головачевской. Это единственный в Казахстане уникальный памятник, целиком облицованный резной терракотой с богатейшей орнаментировкой в виде плиток с 60-ю разновидностями узоров, карнизов, изразцов и стильных надписей. Капители и колонны из терракотовых блоков покрыты, как и вся стена, тончайшими рисунками, представляющими богатейшее собрание мотивов народного орнамента. На одном из угловых башен мавзолея даже сохранились строки древнего двустишия: "Осень… тучи… Земля прекрасна". Мавзолей давно начал разрушаться, уже не видно западной стены, значительно разрушены остальные.

Второй – это мавзолей Бабаджи-Хатун - построен в XI веке, находящийся рядом с гробницей Айша-Биби. Он сохранился хорошо, на стенах до сих пор ясно видны символические изображения луны и солнца в виде эмблемы неба (Тенгри).

К тому же времени относится ещё один раскопанный объект – баня. Как известно восточные люди очень любят бани. Поражает пышная отделка, хотя до нас дошли лишь жалкие остатки фундаментов, стен, полок для сиденья, ванн, ниш и т.д. Стены в комнате с полками для сиденья были украшены богатой фресковой росписью. Орнамент росписи – геометрический. Баня состояла из пяти комнат, была построена в виде многокупольного здания. Стены были сложены из жжёного кирпича здания и хорошо отштукатурены. А найденная возле одной из ванн стопка монет (диргемов) позволили археологам точно датировать существование бани - 11 в.

В 12 в. и начале 13в. Семиречье стало ареной кровавых военных столкновений, многие города в это время были разграблены и разрушены. После разгрома Тараз уже не мог оправиться, хотя жизнь в нём возродилась. Позднее город в источниках описывающих события 14 в. известен под имением Талас, Яны, Яны-Талас, но чаще не как город,  а местность. Янги – это название относится к четырём городам: Йанги, Йанги-Балык, Кенджек, Тараз. Однако учёные до сих пор не могут с уверенностью сказать относились ли эти названия к древнему Таразу, или имелся в виду какой-то новый город, отстроенный неподалёку. На городище самого Тараза отмечалось лишь отдельные участки где продолжало ютиться население в 15-18 вв. При Улугбеке в этой местности были расквартированы тимуридские войска, и с населения собиралась тагар – подать на содержание войска. Археологи отмечают следы земледельческой жизни в Таразе. В Жетысу, судя по сообщения послов, путешественников, положение в первые годы послемонгольского нашествия было относительно благополучным. Города Янги-Балык, Янги-Талас остаются торгово-ремесленными и культурными центрами. Однако уже в середине 13 в. здесь начинаются упадок земледельческой и городской жизни. И многие города, в том числе и Тараз, стали гибнуть. Причины тому были различны и помешать не могли ни древние традиции оседлости, ни попытки сохранить городскую культуру, предпринимавшиеся центральной властью, ни проходившие через Жетысу торговые и дипломатические пути. Большую роль сыграло то, что территория Жетысу оказалась политически разорванной на три части. Кроме того, сюда переселились большие массы кочевого населения, которое при покровительстве верховной власти варварски относились к горожанам и осёдлому сельскому населению. В интересах кочевой знати под пастбища отдавались земли, использовавшиеся под посевы, огороды, сады. Такое отношение к осёдло-земледельческим традициям вообще было характерно для монголов. Таким образом упадок осёдлой культуры начинается сразу же вслед за монгольскими завоеваниями и если крупные города, будучи центрами транзитной торговли и ремесленного производства, в середине 13 в. ещё внешне выглядели благополучно, то питавшая их земледельческая округа интенсивно разрушается, что и приводит вскоре к гибели городов. А после великих географических открытий в 14 веке древний караванный путь утратил свое былое значение и привел торговые города, стоявшие на этом пути (в том числе и Тараз), к окончательному упадку.

Итак, в 1220 г. Тараз был завоеван войсками Чингиз-хана и до основания разрушен, а на его месте в конце 18 в. была построена крепость, вблизи которой стал развиваться город Аулие-Ата (святой старец). Первыми поселенцами его были узбеки - выходцы из Намангана. Население города занималось ремеслом и торговлей. В 1864 году Аулие-Ата вошел в состав России и был занят русскими войсками. Через него проходил тракт из Ташкента на Верный и Пишпек. Город стал заселяться русскими чиновниками и военными. В русской части города было около двух десятков небольших промышленных предприятий по первичной обработке сельскохозяйственного сырья, главным образом шерстомоечное и кожевенное производство. В городе было свыше 20 мечетей и 3 церкви. В 1936 г. он был переименован в Мирзоян, а в 1938 г. город был переименован в Джамбул по имени казахского поэта Джамбула Джабаева.

8 января 1997 года Указом Президента Казахстана Н.А. Назарбаева городу возвращено его исконное название - Тараз. Сегодня Тараз - крупный город, центр химической, пищевой, сахарной промышленности республики.

    Подводя итог, можно сказать, что средневековый Тараз имел большое значение в развитии всех сфер деятельности человека не только на территории Казахстана, но и Средней Азии. Ведь этот город был одним из крупнейших на Великом Шёлковом Пути – главной магистрали древности. Таким образом все «точки» этого торгового пути в равной степени влияли друг на друга, передавали новые достижения в ремесле, искусстве, архитектуре и пр. Таким же способом распространялась и религия. К тому же Тараз оказал влияние на развитие социально-политической организации человека. И не известно каких «вершин» достиг бы Тараз, если бы его «жизнь» не была прервана в 13 веке.

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Байпаков К.М. «По следам древних городов Казахстана»

2. Байпаков К.М., Ерзакович Л.Б. «Древние города Казахстана»

3. Маргулан А.Х. «Из истории городов и строительного искусства древнего Казахстана»

4. История Казахстана, 2 том

5. История Казахстана с древних времён до конца 18 в.

6. Сайты INTERNET.

 

 

 

www.referatmix.ru

Город ТАРАЗ - Казахстан - Каталог статей

Город ТАРАЗ

Древний город Тараз. Одним из древнейших городов Казахстана является Тараз, остатки которого скрыты под застройками современного города. Тараз - древний и самый крупный торгово-административный центр по трассе Шелкового пути VII - VIII века, сведения о котором в письменных источниках появляются уже в 568 году н.э.

В настоящее время считается, что древнему городу Таразу более 2000 лет. Город был основан на пути Великого Шелкового пути, благодаря которому получил большое торговое и политическое значение.

Интересны для туристов памятники в самом городе Тараз. Всего на территории города 6 памятников археологии (городища Тараз и Торткуль 1 - 17 вв., усадьба Тонкерис 6 - 12 вв.), 13 памятников истории, 53 памятника архитектуры и градостроительства, отражающих периоды формирования планировочной структуры и застройки исторической части города, 7 - памятников монументального искусства.

Мавзолей Айша-Биби. Уникальный памятник средневековой архитектуры ХІ - ХІІ вв., расположенный в Жамбылском районе на окраине с. Айша биби, в 20 км западнее г. Тараз. Мавзолей Айша-биби - единственный памятник не только на территории Казахстана, но и всей Средней Азии, целиком облицованной резной терракотой. Внесен ЮНЕСКО в список особо ценных историко-архитектурных памятников человечества.

Мавзолей Бабаджа Хатун. Распложен в Жамбылском районе вблизи мавзолея Айша биби, также является уникальным архитектурным памятником ХІ - ХІІ вв. Знаменит своим оригинальным 16-ти ребристым зонтичным куполом двойной кривизны. Зонтичное ребристое покрытие купола не имеет по существу прямых аналогов в современной ему среднеазиатской архитектуре.

Мавзолей Карахана (Аулие – Ата), ХІ в. расположенный в центральной части г. Тараз на пересечении улиц Толе би и Байзак батыра. Мавзолей входит в культово-мемориальный комплекс, сформированный на территории средневекового Тараза. Постройка была возведена в эпоху караханидов в ХІ в.

Мавзолей Дауытбека ХІІІ в. (Шомансура) входит в мемориально-культовый комплекс вместе с мавзолеем Карахана. Мавзолей традиционной портально-купольной формы построен над могилой крупного военачальника ХІІІ в.

Архитектурный комплекс Тектурмас Х – ХIV вв. - одно из древнейших культовых мест, построенное на правом берегу р. Талас в юго-восточной части г. Тараз, на холме, возвышающемся над окружающей местностью. Тектурмас считается местом погребения святого Султан-Махмуда-хана. Комплекс начал формироваться еще в VII – XІ вв., до проникновения ислама.

Дворцовый комплекс Акыртас VIII-IХ вв. (район Т. Рыскулова) - загадочное и интереснейшее сооружение на территории не только Жамбылской области, но и Казахстана. История изучения Акыртаса продолжается более 130 лет, но он продолжает удивлять. Расположен в 40 км, восточнее г. Тараза, 6 км южнее железно-дорожной станции Акшолак, у подножья Киргизского Алатау.

В настоящее время на территории комплекса ведутся археологические раскопки, возглавляемые институтом археологии и этнографии при Национальной академии наук РК. В дальнейшем планируется создание музейного комплекса в рамках республиканской программы «Культурное наследие».

Мечеть Каракожа нач. ХХ в. - многокупольный квадратный комплекс, выстроенный из жженого кирпича. Уникальность этого памятника в том, что арочна - купольная композиция мечети включает девять равновеликих куполов. Мечеть расположена в Таласском районе на окраине с. Сеилбек на открытой ровной местности.

Восточная баня Кали – Юнуса, конец ХІХ в. (г. Тараз). Здание бани построено в конце ХІХ в. жителем г. Аулие - Аты. При строительстве использовались принципы архитектурной композиции и отопительной системы восточных средневековых бань.

Мечеть Абдыкадыра нач. ХХ в., расположена в г. Тараз по ул. Абая, строение 5. Художественную ценность представляет входная часть комплекса, сохранившаяся от первоначальной постройки - единственный на территории области образец монументального сооружения типа «дарбаза».

kctp.ucoz.kz


Смотрите также