Древний город ереван. Академические и исторические источники о Ереване: Эребуни – один из древнейших городов мира, со времен Урарту
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Ереван – город, у которого отбирают прошлое. Древний город ереван


Ереван – город, у которого отбирают прошлое

Армен Халатян, специально для Sputnik Армения.

Старые здания, сохранившиеся в Ереване

Мое детство пришлось на празднование 2750-летия Еревана. Разбуди любого ереванца того поколения среди ночи, и он вам без запинки выдаст, что Ереван самый древний город на территории Советского Союза и даже на 30 лет старше Рима. Собеседникам из других республик и иностранцам эта информация подавалась со скромным достоинством, но в глазах читалось — "когда вы еще на ветках сидели…, мы уже строили дома и дворцы…".

Справедливости ради скажу, что если не считать развалин древней крепости Эребуни, — памятника истории Урартского царства, а также нескольких старинных церквей, разбросанных по территории современной столицы Армении, Ереван как настоящий город сформировался гораздо позже — на рубеже XIX и XX веков.

Первый генеральный план развития города был принят в 1856 году, после вхождения Восточной Армении в состав Российской империи (1825). Тогда была сформирована сетка улиц, определяющая планировку центра до сих пор. С той поры до нас дошло такое, например, неформальное название одной из площадей как "плани глух" ("голова плана" — то есть венчающая план круглая площадь).

В 1902 году через Ереван прошла железная дорога, а в 1906 году здесь открыли трамвайное сообщение. Одним словом Ереван развивался как типичный губернский город Российской империи, застроенный такими же двух-трехэтажными домами, какие можно встретить в Тбилиси, Одессе и других южных городах. С арками, ажурными решетками балконов и другими милыми приметами архитектурного стиля того времени.

После того, как Ереван стал столицей Советской Армении в 1920 году, начался стремительный рост города. Население Еревана выросло в 15 раз, с 65.000 в 1926 году до миллиона в 1979 году.

Но главный архитектор города Таманян в своем плане развития 1924 года решил не трогать сложившуюся историческую планировку улиц. В центре Еревана сохранились любимые ныне урбанистами да и просто обычными жителями небольшие кварталы с малоэтажной застройкой. Многие исторические дома, построенные на рубеже веков, были сохранены, а вновь построенные в 30-50-х годах также имели выразительные фасады и небольшую этажность – 3-5 этажей.

© Sputnik / Армен Халатян

Здания в центре Еревана.

Центр Еревана опоясали полукольцом бульваров с фонтанами, а также "пронизали" несколькими бульварными "осями" тоже с фонтанами, дающими необходимую свежесть в летнюю изнуряющую жару.

Одним словом к концу 80-х годов XX века, центр Еревана представлял собой довольно слаженный архитектурный ансамбль, малоэтажной застройки 30-50-х годов, с вкраплениями и целыми улицами исторической застройки конца XIX — начала XX века.

Уродливые советские девятиэтажки тоже "имели место быть", но в основном прятались внутрь кварталов — во дворы. На фасады улиц выносились дома с оригинальной и довольно привлекательной архитектурой.

© Sputnik / Asatur Yesayants

Улица Амиряна 28/6. Старый Ереван

Сталинские дома 30-х 50-х годов, а также более поздняя малоэтажная застройка смотрится вполне аутентично и отлично приспосабливается к современным туристическим временам.

Мы построим вам новый город — лучше прежнего!

После распада СССР, Ереван, как и всю Армению, потряс жуткий кризис. Многие годы на улицах не было уличного освещения, свет в жилые дома подавался на несколько часов в сутки. Не было отопления и отчаявшиеся жители рубили деревья в парках. На улицах вырубили все деревянные скамейки.

Весь этот кошмар закончился только ко второй половине 90-х годов.

Наконец, когда с середины нулевых годов XXI века экономика Армении стала оживать, в Ереване начался строительный бум. И что же? Первой знаковой стройкой стало строительство так называемого "Северного проспекта". Это гигантская "просека" которую стали прорубать прямо через исторический центр, уничтожая по пути всю историческую застройку на корню. Эта акция подавалась как "возвращение к истокам" — так как в плане развития города архитектора Таманяна (1924 г) этот проспект был предусмотрен. Почему тот же Таманян все же не стал его реализовывать, хотя успешно построил множество объектов в двадцатые и тридцатые годы, и почему к идее Северного проспекта не возвращались после этого шестьдесят лет, история умалчивает.

Было объявлено, что старые дома в центре города будут разобраны и перенесены в другое место — и там создадут нечто вроде этнографического музея. Камни стоящих под снос домов стояли промаркированные номерами, и это выглядело "успокаивающе".

© Sputnik / Asatur Yesayants

Северный проспект. Ереван

Интересно, что высотные дома на Северном проспекте строятся в подражание архитектуре пятидесятых годов. То ли из-за того, что это время засело в коллективной памяти, как "Золотой век "("когда масло можно было купить без талонов и оно лежало в магазинах"), или же это попытка смимикрировать под архитектурный стиль главных архитектурных памятников того времени, например, Площади Ленина (ныне площади Республики), — сделать вид что так все и было или могло быть.

Вместо снесенного двухэтажного исторического здания библиотеки и других похожих домов к комплексу зданий Площади Республики (справа) пристраивают новодел той же этажности (под стиль) — как будто все так и было…

Северный проспект — как девелоперский проект скорее всего потерпел неудачу, так как до сих пор, десять лет спустя многие дома стоят пустые, с темными окнами.

Как и во многих других странах пузырь недвижимости в Армении лопнул в 2009, но к сожалению это не остановило "великие стройки" в центре Еревана. Складывается впечатление, что нынешние власти строят абсолютно новый город на месте старого (и отметим в скобках неплохо сохранившегося), и ни одно здание будь оно начала XX века или более современное, не имеет "охранной грамоты".

Новые дома "втыкаются" на любой свободный пятачок земли, как то — школьный двор, просто двор, в котором и так уже "яблоку негде упасть". Неважно. Говорят в Ереване во многих школах не проводятся уроки физкультуры потому, что нет оборудованных залов и нет даже места во дворах.

© Sputnik / Армен Халатян

Здания в центре Еревана.

Там где были трех-пятиэтажные дома теперь такое…

"Думали "отсидеться",потому, что у вас и так тесный двор обставленный со всех сторон девятиэтажками? А вот вам новый "элитный" дом!

В чем причина бума строительства, на фоне бедности абсолютного большинства населения Армении?

Очевидно ставка делается на диаспору — за пределами Армении проживает больше армян, чем на исторической родине: только в США и Франции по миллиону.

Кроме того, возможно роль играет иранский фактор. Армения граничит с Ираном и имеет с ним хорошие отношения. Иранцы же боятся бомбардировок США и на всякий случай прикупают квартиры — "запасные аэродромы" в Армении.

На подступах к площади республики — здесь были 3-4 этажные дома. Теперь этот район изменился до неузнаваемости.

Новый Ереван побеждает старый. Сносим — строим…

Иногда старые фасады — стыдливо включаются в новодел. Мол сохраняем историческое наследие. Такие трупики — чучела прошлого.

© RIA Novosti. Армен Халатян

Здания в центре Еревана.

А еще сохранившиеся старые дома можно изуродовать всякого рода надстройками и кондиционерами.

Сохранность архитектурного ландшафта похоже никого не волнует. Когда- то архитекторы бурно дискутировали на тему допустимо ли строительство здания Картинной галереи на площади Ленина, так как оно становится новой доминантой площади, забирая ведущую роль у Дома правительства….

Теперь похоже такие споры — эстетский пережиток прошлого.

Белый дворец "утопии" на месте разрушенной прежней застройки. Попытка доказать архитекторам тридцатых годов, что мы можем лучше?

© Sputnik / Asatur Yesayants

Здание министерств

Каждый парк должен быть "обложен" элитными домами.

Есть старинный армейский анекдот: "если оно движется отдай ему честь, а если оно не движется — покрась его".

В применении к Еревану можно сказать, что если где-то на карте вы увидели зеленый пятачок — скверик, деревцо, фонтан надо его обложить кафешками, а затем элитными многоэтажными монстрами, что убьет это место на корню.

Здесь был парк — два километра до центральной площади тянулась зеленая зона с фонтанами. С двух сторон парк обрамляла двух-трехэтажная застройка, с редкими вкраплениями пяти-девятиэтажных домов.

Теперь как мы видим с двух сторон плотная стена "элитных многоэтажек" по 16-20 этажей, которые строят на протяжении последних десяти лет, да так и не могут остановиться. Пыль, шум стройки, строительный мусор и уродливые заборы — непременные атрибуты "элитной" жизни.

Фонтаны не работают последние 25 лет.

© Sputnik / Армен Халатян

Здания в центре Еревана.

Правда в последние годы начали реконструкцию парка. Для начала воздвигли уродливый кривой забор.

После реконструкции обещают "образцовую" площадь в стиле авторитарной архитектуры 30-х годов.

Минимум зелени, максимум широких дорожек облицованных каменными плитами. Будет где порезвиться детям и беспощадному ереванскому солнцу. Пока будет приведена в порядок территория вокруг пройдут многие многие годы, а пока жители центра (и тех же элитных домов) наслаждаются вечной стройкой.

Кстати руки новаторов тянутся не только к историческим домам начала двадцатого века. Но и к памятникам архитектуры советских времен. Например, полностью был разобран и собран заново Ереванский центральный рынок. Прежний облик его восстановили. Но перестроили в супермаркет и сводчатый потолок закрыли за ненадобностью.

© Sputnik / Армен Халатян

Здания в центре Еревана. Рынок

Многим ереванцам супермаркет нравится. В Ереване мало супермаркетов европейского класса и появились они совсем недавно. А таких домов как Центральный рынок пока много…

Исторический фасад — чеканку закрыли шифером и оргстеклом цветочных киосков… А какая разница?!

Вместо истории — фантик

Кстати власти Еревана пообещали жителям города вернуть исторический центр. На строительство торгово-общественного комплекса "Старый Ереван"(с подземной двухэтажной стоянкой) инвесторы планируют выделить аж 130 миллионов долларов.

© Sputnik / Армен Халатян

Здания в центре Еревана.

Проект "Старый Ереван", по сообщениям мэрии, предусматривает воссоздание архитектурного облика армянской столицы конца XIX – начала XX веков. На небольшом пятачке в центре города планируется восстановить несколько десятков зданий и архитектурных строений, воздвигнутых в этот период и представляющих историческую и культурную ценность.

Хотели Исторический облик города?— получите!

Характерно, что центр строится как раз на месте реальных исторических домов. Их сносят под предлогом аварийности, жутких коммунальных условий, чтобы затем на их месте построить чучело Старого Еревана.

Авторы проекта жалуются — "именно процесс отчуждения и расчистки территорий, завершение которого планировалось уже к концу текущего месяца, продолжает оставаться одним из наиболее важных и сложных проблем на данном этапе, существенно тормозящих осуществлению строительных работ. "

Потеря исторической памяти

Имеет ли смысл объяснять градостроителям в кавычках, которые считают строительство подобных "Диснейлендов" достойной компенсацией уничтожения исторического облика города, что улицы, дома имеют ценность не только как "мумии", камни, а как места где живут люди, места где жили различные исторические деятели и горожане, куда можно привести детей и показать — в этом доме жил известный поэт, писатель, эта улочка отображена в известном романе, была декорацией к художественному фильму, ее отобразил в своей картине известный художник.

Мы приезжаем в Европу и видим дома, кафе, магазинчики, которым по 300-400 лет. Мы посещаем первую аптеку города, и дом в котором останавливался Петр I. И это создает неповторимую уникальность места. Такое нельзя создать с нуля. Можно только хранить и культивировать.

"Культурное и историческое наследие – это не то, что имеет ценность изначально. Понимание его уникальности и возможных выгод приходит при определённом уровне развития общества и его культуры. В результате целенаправленной работы по их развитию. Ещё 300 лет назад даже Форум и Колизей не воспринимались жителями Рима, как какая-то ценность. Постройки использовались исключительно как источники строительных материалов, а не как основа для культурного развития и создания туристической экономики. Российское общество ещё непременно дорастёт до массового осознания ценности этого пласта культуры, но случиться это может слишком поздно." Это цитата от авторов российского движения по сохранению исторических зданий Том Сойер Фест.

Боюсь, что для Еревана уже слишком поздно.

© Sputnik / Армен Халатян

Здания в центре Еревана.

Переуплотнение центра приведет к бегству людей в пригороды

Кроме того, такая плотная застройка, без предусмотренных парковочных мест, в сочетании с узкими улицами неизбежно приведет к закупориванию дворов и улиц центра машинами. Это уже сейчас происходит, но проехать пока можно. Резкий приток в центр автомобилизированных граждан приведет к транспортному коллапсу.

Уже сейчас в центре очень шумно по ночам, а уплотнение населения и транспортного движения сделают жизнь здесь невыносимой. Логичный выход — бегство в пригороды. Уверен, что такой тренд наметится в ближайшие несколько лет. Благодаря хорошим дорогам из Еревана довольно быстро можно добраться в пригороды и более отдаленные уголки Армении, например к озеру Севан.

Как только девелоперы сообразят, что надо наращивать строительство частных домов и поселков, рассчитанных на средний класс в окрестностях Еревана, цены на новоделы в центре упадут, и многие из них так и останутся пустыми памятниками человеческой жадности. Но, к сожалению, их не получится так же легко снести — как это было с палатками в Москве, построенными в девяностые.

Разрушение городских сообществ

Другим важным последствием "большого слома" является нарушение живой ткани городских, дворовых сообществ, где люди живут бок о бок несколько поколений подряд, постепенно принимая, впитывая новых "поселенцев", формируя свою уникальную городскую культуру.

Эта культура в разные времена может быть консервативной, в чем-то даже агрессивно обороняющейся (в Ереване моего детства подросткам нельзя было просто так зайти в чужой двор, можно было и нарваться…), но это реальные городские сообщества, со своими неформальными лидерами, наблюдателями (жительницы первых этажей), сообщества где культивировалось уважительное отношение к соседям. Это несомненно актив, с которым Ереван мог войти в новую рыночную эпоху, где от каждого жителя требуется большая вовлеченность в решение вопросов собственного подъезда и двора.

Но власти города продемонстрировали жителям города недвусмысленное послание — вы здесь не при чем! Вы ничего не решаете. Завтра в вашем дворе появится элитный монстр, и вы с этим ничего не сделаете. Завтра на месте любимых улочек вашего детства появится новодельное нечто, и все туристические буклеты будут уверять, что "Северный проспект", или например "Старый Ереван" это именно то, самое интересное, что есть в современной столице Армении. Венец его двухтысячесемьсотлетней истории…

А туристы будут вежливо кивать, а сами сбегать в переулки — ловить остатки уходящей натуры…

  • Здания в центре Еревана.

    Здания в центре Еревана.

    © Sputnik / Арман Халатян

  • Здания в центре Еревана.

    Здания в центре Еревана.

    © Sputnik / Арман Халатян

  • Здания в центре Еревана.

    Здания в центре Еревана.

    © Sputnik / Армен Халатян

  • Здания в центре Еревана.

    Здания в центре Еревана.

    © Sputnik / Армен Халатян

1 / 4

© Sputnik / Арман Халатян

Здания в центре Еревана.

ru.armeniasputnik.am

Исторический Ереван - maximus101

В этот пост я попытался собрать основные исторические памятники города Еревана. Их осталось не так уж много. Также сюда я добавил старые фотографии уже не существующих строений.Специально описывать историю Еревана я не стал, чтобы не расстраивать некоторых из моих читателей. Решил ограничиться лишь описанием истории отдельных сооружений, а не города в целом. Пусть тайна истории Еревана останется неразгаданной)

Голубая мечеть - единственная уцелевшая мечеть города.

Эта главная соборная мечеть города была возведена в середине 18 века. Она построена в характерном иранском стиле с обилием поливных изразцов на фасадах.В советский период она становилась то музеем Еревана, то планетарием, а сейчас опять стала мечетью.  В в 90-ых годах Голубую мечеть реставрировали иранцы и превратили ее в какой-то новодел. Сейчас реставрация все продолжается, когда я там был, многие помещения были недоступны для осмотра.

Входной портал мечети.

Главный молельный зал.

Сейчас остался только один минарет, раньше их было четыре - в каждом углу.

Мечеть находится внутри жилого квартала, обнаружить ее не так просто. Когда-то она была местной высотной доминантой, а сейчас вокруг стоят многоэтажные дома - весь старый Ереван был снесен в 1925 году.

Так выглядел город в 1827 году, когда его взяла русская армия. К сожалению, от всего этого восточного колорита уже ничего не осталось.

Караван-сарай в Ереване. Картина Григория Гагарина.

На окраине Еревана уцелел еще один мусульманский памятник, намного более древний, чем Голубая мечеть.Это мавзолей эмиров кочевого туркменского союза Кара-Коюнлу. Построил его Пир-Хусейн, сын эмира Саада в 1413 году.Можно даже предположить, что где-то в районе современного Еревана была ставка Кара-Коюнлу, так как здесь наблюдается скопление их мавзолеев, мне известны руины еще двух подобных сооружений к западу от города,  возможно есть и еще.Найти этот мавзолей дело нетривиальное. Хотя он находится недалеко от шоссе Ереван-Эчмиадзин, в 7-8 км от города, здешняя местность не располагает к поискам, вокруг одни промзоны, заправки и прочий пейзаж без опознавательных ориентиров, но он находится недалеко от руин урартской крепости Тейшебаини, о которой я писал ранее.Мавзолей сейчас окружен металлическим забором и закрыт (во всяком случае, во время моего посещения это было так) - попасть внутрь огороженной территории нельзя. Видимо власти не без оснований опасаются вандализма.

Этот башенный мавзолей относится  к иранскому типу, подобные сооружение встречаются еще на территории Азербайджана. Более западные тюркские мавзолеи сельджуков не имели такой вытянутой формы (за редким исключением), к тому же здесь прослеживается купольное завершение, тоже более характерное для Ирана и Азербайджана.

Надпись, повествующая о своем создателе - эмире Пир Хусейне. Приставка Пир означает, что человек имел высокое положение среди суфиев, он мог быть одним из руководителей суфийского братства.

Рядом с мавзолеем стоит небольшое каменное изваяние барана, видимо, это надгробие туркмен кара-коюнлу, название их союза переводится как "черные бараны". Существовали еще "белые бараны" - ак-коюнлу, они длительно конкурировали в этих краях с кара-коюнлу. В связи с этим, подобных надгробий в виде баранов много в Восточной Турции, Азербайджане и Иране.

Но больше всего мусульманских памятников осталось в виде макетов, фотографий и прочих изображений, так как при модернизации страны в 20 веке, сопровождавшейся ростом армянского национализма, они всячески уничтожались.Вместе со Старым городом в Ереване была снесена старая персидско-турецкая крепость - Ереванская цитадель, с находившимся в ней дворцом сардара, правителя Эриванского ханства.На фото макет Эриванской цитадели из Музея истории Еревана.

Первая крепость была возведена здесь еще Сефевидами в 1510 году, но в 1582 году она была перестроена взявшими город турками-османами.

Сейчас на ее месте находится винно-водочный завод "Ной". Кстати, стоит признать здесь у армян определенное чувство юмора, ведь на месте дворца мусульманского правителя построили не лишь бы что, а завод, производящий алкогольную продукцию.От цитадели Еревана не осталось абсолютно ничего... Фото не мое, взято из сети.

А так  руины вместе с дворцом сардара выглядели в конце 19 века.

Зеркальный зал дворца сардара на рисунке Григория Гагарина.

Фото дворца конца 19 века (кликабельно).

Разрушению подверглись и многие церкви Еревана. В СССР религия была не в моде, поэтому христианские церкви сносились и в национальных республиках.

Например, была снесена старейшая церковь Еревана - Св.Павла и Петра. Она датировалась 5-6 вв., хотя речь здесь скорее может идти о храме, на месте которого была построена эта церковь, а ее возвели где-то в 17 веке. На фото видно, что это была достаточно простая базилика. Теперь ее датировку не проверишь, так как на месте церкви стоит ереванский кинотеатр "Москва".

Но не все церкви города были снесены. Недалеко от бывшей церкви Св.Павла и Петра, т.е. кинотеатра "Москва", находится небольшая церковь - Св. Катогике или Сурб Аствацацин, посвящена она Святой Богородице, и датируется  в википедии тоже непонятно почему аж 13 веком.Сейчас рядом с этой церковью возводят какой-то огромный современный собор, который, по моему мнению, полностью поглащает ее зрительно.

Выглядит Св. Катогике хорошо - весьма старым уважаемым сооружением. Правда, при ближайшем ее рассмотрении и выяснении на официальном сайте мэрии Еревана, можно догадаться, что церковь эта все же поздняя, примерно конца 17 - начала 18 вв.. Причем на сайте мэрии можно именно только"догадаться", так как несмотря на то, что небольшой текст написан на русском языке, понять его не так-то просто:)

Но я постарался осознать тайну происхождения Св. Катогике. Оказывается, что рядом с нынешней церковью-часовней стояла еще одна церковь, несколько больших размеров, и она тоже называлась Св. Катогике, и была она возведена после 1693 года. Эту церковь снесли в 1936 году, но во время ее сноса обнаружили, что она находится на месте более древней церкви, которая, соответственно, тоже была посвящена Богородице - Сурб Аствацацин. И от этого более древнего храма остались две стены, где были надписи, свидетельствующие, что их сделали в 13 веке. А нынешняя церковь Св. Катогике была возведена рядом, предположительно одновременно с той, которую снесли в 1936 году, т.е. после 1693 года.Естественно, написатели википедии не смогли справиться с официальным текстом про церковь Св. Катогике, а скорее всего не очень то и хотели, поэтому храбро датировали ее 13 веком)

Некоторые камни - хачкары, оставшиеся от прежних строений, находятся внутри этой небольшой церкви. Судя по всему, слева на фото, это они и есть.В Армении, как и в России сейчас, стало много верующих. Поэтому в церкви можно увидеть, как молодых девочек, так и старшего офицера армянской армии.

Не совсем понятны вот эти пулевые выбоины на главке Св. Катогике. Интересно при каких обстоятельствах они здесь появились...

Но на севере Еревана, в районе Аван, есть памятник, древность которого не подлежит никакому сомнению. Это руины кафедрального собора в Аване, возведенного в конце 6 века. Здесь находился центр провизантийского халкидонитского католикосата, созданного при поддержке императора Маврикия. Этот религиозный центр был создан на землях, принадлежащих в то время Византии, в противовес армянскому монофизитскому католикосату, который находился в городе Двине, на территориях подчиненных сасанидскому Ирану. Католикосат просуществовал здесь недолго, в начале 7 века персы захватили эту часть Армении, и провизантийский центр был упразднен.Возведен Аванский собор был стараниями единственного его католикоса - Иоанна Багаранского.Это был один из первых пятиглавых соборов в Армении. Правда сейчас от него остался только периметр стен, возможно купола и своды храма обвалились во время землетрясения 1679 года.Но даже то, что осталось от храма, выглядит внушительно, к тому же у руин собора есть какая-то притягательная аура, возможно это связано с зримым возрастом этих руин, ведь собор в Аване является почти ровесником Св.Софии в Константинополе.

Западный портал собора.

Вся земля вокруг наполнена обломками камней храма, старыми могильными плитами и чем-то еще, здесь чувствуется богатый культурный слой. Раскопки в Аване проводились, но видимо уже давно, сейчас уже все опять заросло. К северу от собора раскопали развалины дворца католикоса, но сейчас он опять слился с поверхностью.

Заросшие руины дворца.

Некоторые обломки камней весьма интересные, как вот это нечто, похожее на доисторический вишап.

Западная стена сохранилась лучше всего

Южная стена собора.

Собор в Аване до сих пор выполняет свои ритуальные функции. Сюда приходят верующие и создают самодельные алтари, очень характерные для Закавказья в целом. И в Армении, и в Грузии - в каждой, даже почти полностью разрушенной церкви, есть христианские алтари, созданные местными жителями. Подобное явление встречается и в России, но в русских церквях я не видел такого разнообразия религиозных изображений и прочих культовых предметов, порой я находил здесь очень неожиданные вещи. Все это свидетельства, так называемого, "народного христианства", которое кое-где переходит в явное язычество.Самодельные алтари в Аванском соборе не локализуются в каком-то одном месте, а распространены по всему периметру руин церкви.

Один из частично сохранившихся приделов собора.

В Аванской базилике самое большое количество изображений и предметов, из всех виденных мной в старых церквях Армении. Наверно здесь сказывается то, что руины расположены сейчас в густонаселенном городском районе.

Северный вход в собор.

В Аване есть руины еще пары небольших церквей, но они находятся на приличном расстоянии от кафедрального собора, поэтому искать их проблематично. Непосредственно на поиск самого Аванского собора у меня ушло минут 40 блужданий по частному сектору северных окраин Еревана. Вокруг стоят только одно и двухэтажные дома с собственными огороженными территориями, что существенно затрудняет поиск, так как из-за наличия заборов местность плохо просматривается.

Можно предположить, что раньше здесь было приличное поселение, не зря здесь организовали резиденцию католикоса.  От холма где стояла Эриванская цитадель, это место удалено примерно на 7 км.Как всегда при осмотре крупных армянских религиозных центров у меня возникал вопрос о фортификации оных, вернее о ее полном отсутствии. Эта тенденция прослеживается почти повсеместно - ранние княжеские и епископские резиденции практически никак не укреплены, во всяком случае следов фортификации сейчас нет.Укрепления в данном регионе у подобных объектов начинают появляться только начиная с позднего средневековья, как у монастыря Хор Вирап или поздние стены вокруг церквей в Эчмиадзине.

Возможно это могли быть стены из необожженного кирпича, и со временем они исчезли, хотя при этом известны многочисленные примеры подобных укреплений в Средней Азии и Китае, которые, пусть и в руинированном виде, но дошли до нашего времени. Поэтому этот вопрос остается.

Камни дворца католикоса.

Очень типичное для армян надгробие в виде схематичного силуэта человека. Территория Аванского католикосата в дальнейшем использовалась под кладбище, как и все подобные прицерковные земли в Армении.

Мои посты, посвященные Закавказью:Ереван. Крепость Тейшебаини - последний оплот УрартуЕреван. Урартская крепость и музей ЭребуниАрмяно-грузинские зарисовкиАрмения - страна камней

maximus101.livejournal.com

Ереван. Древнейший город на Земле

Ереван – город, пропитанный уникальной атмосферой и колоритом. Здесь на широких и просторных улицах встречаются история и современность, уживаются европейские ценности и восточные традиции. Солнечный, гостеприимный, утопающий в ароматах национальной кухни и движущийся в неспешном ритме – Ереван, привлекает туристов со всего мира.

Некоторые специалисты уверены, столица Армении – древнейший город на Земле. Старше Рима на целых 29 лет. Ереван окутан всевозможными легендами, историями. Самая главная связана с библейским Ноем, по преданию после Великого потопа ковчег причалил именно сюда -  остановился на горе Арарат.

Сейчас Ереван современный мегаполис, с метро, поющими фонтанами, интересными скульптурами и оригинальными цветочными композициями. Город музеев, студентов, а еще «розовый» город. Практически все здания в Ереване построены из розового туфа, отсюда и название.

 

Достопримечательности

Достопримечательностей много, причём на любой вкус. Исторические, современные, оригинальные, природные, гастрономические. Их можно встретить как в центральной части города, так и в окрестностях.

  • Национальный исторический музей Армении находится в самом сердце Еревана, на площади Республики. В его стенах собрано более 400-сот тысяч экспонатов, которые рассказывают о жизни в здешних местах, начиная с каменного века. Драгоценности, статуэтки, керамические изделия, книги, одежда, все эти вещи повествуют о богатой истории Армении.

  • Крепость Эребуни находится в окрестностях Еревана. Именно она считается предком столицы Армении. Дата появления – 782 год до нашей эры, основатель – царь Вавилонского царства Аргишти I. Сейчас на холме Арин-Берд остались каменные руины, некоторые из них выдают богатые, помпезные постройки, которые стояли здесь когда-то.
  • Матенадаран – институт древнейших рукописей, здесь их хранится около 120 тысяч. И не только на армянском языке, но и на латыни, персидском, греческом, грузинском и даже японском. Самая древняя рукопись фонда – «Евангелие девы Марии», датируемое 7 веком. Именно на этой книге, произносят клятву президенты Армении, во время инаугурации. Самая большая – «Сборник избранных речей и проповедей», один лист, это одна шкура теленка. Самый маленький экспонат – календарь 15 века, весом в 20 граммов.

В Ереване можно увидеть и интересный архитектурно-ландшафтный комплекс «Каскад», он тянется от центральной части города до парка Победы. Сооружение украшают многочисленные фонтаны, необычные клумбы и скульптуры. Рядом с Министерством обороны стоит величественный 54-метровый монумент «Мать-Армения», посвящённый победе в Великой Отечественной войне.  В мемориальном комплексе Цицернакаберд рассказывается о геноциде армян.

 

Город фонтанов, оригинальных памятников и гастрономических изысков

Сколько в Ереване фонтанов, точно не известно. Самый большой, музыкальный расположен на площади Республики. Каждый вечер струи воды начинают танцевать под международные хиты и национальные мотивы. Маленькие фонтанчики разбросаны по всему городу, и из них можно пить, вода как раз предназначена  для этого. Местные жители никогда не покупают бутылки с водой в магазине,  ее они наливают прямо здесь.

Скульптуры в Ереване на каждом шагу. В бронзе, граните, камне, увековечены известные актёры, исторические деятели и очень интересные персонажи. У подножья Каскада сидит гигантская птичка киви, ярко-голубого цвета. Там же недалеко разместилась внушительных размеров женщина, которая лежит и курит. Это композиция подарок одного колумбийского скульптора. Встречаются памятники кошкам, зайцам, чайникам, антилопам

Что касается пищи конкретной, а не духовной, то ее тоже больше, чем достаточно, голодным не останется никто. В кафе и ресторанах кормят вкусно и сытно, по очень приемлемым ценам. Фаст-фуд представлен местными сетями, никакого «Макдональдса».

Ереван – город безопасный. Здесь можно спокойно прогуливаться поздним вечером.

Интересные факты

  • Любимый коньяк Уинстона Черчилля – армянский;
  • В Ереване есть метро: одна ветка и 10 станций соединяют северо-запад и юго-восток города;
  • В столице Армении очень распространён стоматологический туризм. Лечить зубы сюда едут в буквальном смысле со всего мира. Цены на услуги невысокие, а доктора настоящие профессионалы своего дела.

 

Ереван – город безопасный. Здесь можно спокойно прогуливаться поздним вечером. Ереван-город очень дружелюбный, армяне всегда рады гостям. Ереван – город многосторонний, он интересен молодежи и более старшему поколению, много развлечений для детей.  Ереван – город, который дарит прекрасные виды, чего только стоит вид на величественный Арарат.

Столица Армении за свою историю переживала разные периоды, но умело сохранила свое обаяние и очарование. Его можно увидеть в архитектуре, природе, людях, оно витает в воздухе, проникает в музеи, оно царствует везде. Поэтому Ереван – город, который не оставляет равнодушным, он проникает в сердце, западет в душу и заставляет возвращаться вновь и вновь.

 

Билеты: Николаев – Ереван - 23:20 (ПН,ЧТ)

inbus.ua

Уникальный древний город Ереван - столица Армении

Перед тем как рассказать про Ереван , мне хотелось бы поделиться анекдотом, подслушанным в одном из ереванских ресторанов. Пожилой армянин рассказывал его своему собеседнику славянской внешности. «Когда Бог раздавал людям носы, грузины попросили такой, чтобы было похоже на Кавказский хребет; русский попросил небольшой нос, чтоб он помещался в рюмку. Когда очередь дошла до армянина, он попросил максимально большой. Потому что бесплатно».  Мораль я думаю такова, что армянам до всего есть дело. Потому они такие гостеприимные.

Ереван – один из древнейших сохранившихся городов мира, «перекресток» торговых путей, основанный в 782 г. до н.э. История города начинается с того периода, когда царь государства Урарту в первой четверти 8 века до н.э. построил крепость – город Эребуни, от которого берет свое современное название город Ереван. Историческим свидетельством основания крепости является древняя плита – наскальная клинописная хроника, найденная археологами.

Армянская легенда и народная этимология возводят основание Еревана к праотцу нашему Ною, который, увидев вершину горы Арарат, воскликнул: «ЕРЕВАЦ!». ЧТО В ПЕРЕВОДЕ ОЗНАЧАЕТ: «ОНА ПОЯВИЛАСЬ».

 

 

Находясь на перекрестке торговых путей, с давних времен называвшемся «Ереванской дорогой», город часто подвергался набегам, разграблениям и захватам монголами, тюрками, арабами, персами, а также пережил несколько разрушительных землетрясений. 14 раз город переходил из рук в руки, но его захват персидским Шахом Аббасом I в 1604 году считается самым разрушительным. Незадолго до этого Аббас решил переселить армян, славившихся своими способностями в торговле, из Араратской долины и Джульфы на участок близ города Исфагана, с расчетом перенести торговый путь через персидскую столицу.

Два века Эриванская крепость находилась под персидским игом, поэтому новейшую историю Еревана можно отсчитывать  с 13 октября 1827 года, когда русские войска под командованием легендарного генерала Ивана Паскевича после семидневного штурма взяли Ереванскую крепость, отбив город у персов. Освобождению города-крепости предшествовали несколько боев на территории Армении в районе Эчмиадзина, Сардарапата и других. Несмотря на десятикратное численное превосходство персов, русские воины, в рядах которых также находились армянские и грузинские добровольцы, одержали победу. В «Рапорте о Взятии Эривани» царю Николаю I Паскевич написал: «Знамя Вашего Императорского Величества развевается на стенах эриванских».

 

erevanskay_krepost

 

За взятие города генерал Паскевич получил графское достоинство с титулом Эриванский. Освобождение Ереванского ханства и его главного города было одной из основных целей русско-персидских войн 1804-1813 и 1827-1829 годов. Первая попытка не увенчалась успехом, зато вторая завершилась блестящим штурмом и полной победой.

Это была труднейшая задача, поскольку и Персия, и Турция не отказались от своих захватнических намерений в Закавказье. К тому же их поддерживала и подначивала Англия: она обучала их армии, щедро снабжая новейшим вооружением и боеприпасами.

Столицей Армении Ереван стал считаться в 1920 году. С 1930 года по проекту архитектора Александра Таманяна город начал активно застраиваться. Построен он в виде расходящихся лучей солнца с центром – оперным театром.

armeniya

 

Ереван называют розовым городом из-за использования такого распространенного в Армении материала как камень туф, из которого построены здания на главной площади.

Безусловно, здесь стоит побывать. Чтобы посмотреть бережно хранимые исторические памятники или прогуляться по небольшому, но симпатичному Старому городу. Чтобы насладиться вкусом армянского кофе в уютном кафе. Чтобы вдохнуть приятные ароматы цветов и зелени весеннего Еревана или проговорить с друзьями всю летнюю ночь, сидя на уличной веранде ресторана и радуясь опустившейся на город прохладе. Чтобы…таких «чтобы» может быть еще очень много. Поэтому советуем Вам обязательно посетить столицу Армении, прекрасную в любое время года.

autorodina.ru

Ереван

Ереван

В левобережной части Араратской долины расположился крупнейший армянский город, являющийся не только современной столицей Армении, но и одним из самых древних городов в мире. На данный момент это крупнейший экономический и политический центр, играющий важную роль в Закавказском регионе. История Еревана начинается с 782 года до н.э., когда в Урарту был основан город Эребуни. Легенды же армянского народа гласят о том, что Ереван – самое древнее в мире поселение, основанное еще Ноем, жившего здесь еще до потопа со своей семьей, а после него снова спустился сюда с Арарата, на котором оставил свой ковчег.

Если вы планируете поездку в Армению, обязательно закажите хотя бы обзорную экскурсию по Еревану.

Эребуни расположенный в южных окраинах столицы Армении — именно отсюда началась история Еревана.

Древний город Эребуни расположенный в южных окраинах столицы Армении — именно отсюда началась история Еревана.

Самым ранним армянским источником, упоминающим о Ереване, является «Книга писем», датируемая 607 годом. В средние века город являлся составной частью Анийского царства Багратидов, а 1387 году был практически уничтожен Тамерланом.  В 16-17 веках Ереван (в то время Эривань, персидская трактовка названия)  оказался в эпицентре разрушительных османо-сефивидских войн, которые продолжались вплоть до девятнадцатого столетия. К этому времени численность жителей Еревана сократилась до шести тысяч человек, но уже в начале двадцатого века, стала быстро восстанавливаться.

Иванович Таманян, и памятник ему, установленный в Ереване на площади спроектированного им Каскада.

Александр Иванович Таманян, и памятник ему, установленный в Ереване на площади спроектированного им Каскада.

В 1918 году Ереван (Эривань) становится столицей Первой Армянской Республики.  В 1924 году по проекту, разработанному  архитектором А.О.  Таманяном,  начинается глобальная реконструкция города.  Разработанный им стиль полностью соответствовал национальному армянскому колориту и сочетал в себе элементы церковного зодчества и использования традиционного материала –  розового туфа, из-за  чего Ереван получил красивое прозвище «розовый город». Большая часть существующих на тот момент зданий была снесена (крепость, дворец Сардара, мечети и церкви), а по городу были проложены новые улицы. Появились водопровод и  электричество.

Центральный вокзал Еревана

Центральный вокзал Еревана

К новым архитектурным ансамблям  города, построенным в тот период, относится площадь Ленина (Республики), на которой расположены два Дома Правительства.   В то же время были построены исторический музей Армении,  театр оперы и балета им. А.А.Спендиарова, хранилище древних рукописей Матенадаран, театр имени Сундукяна, музей «Эребуни» и многие другие архитектурные объекты современного Еревана.

На данный момент Ереван продолжает строиться и развиваться быстрыми темпами, превращаясь в современную европейскую столицу. В городе находится более пятнадцати высших учебных заведений,  академия наук Республики Армения, большое количество научно-исследовательских учреждений, одиннадцать театров и тринадцать музеев. Развиты медицина, образование, спорт (в Ереване  есть девять стадионов).

Матенадаран или институт древних рукописей Матенадаран имени Св. Месропа Маштоца — крупнейшее в мире хранилище армянских рукописей.

Матенадаран или институт древних рукописей Матенадаран имени Св. Месропа Маштоца — крупнейшее в мире хранилище армянских рукописей.

В марте 1981 года в Ереване был открыт метрополитен,  состоящий  из одной линии с десятью станциями, длина которой составляет почти 14 километров.  В городе существует канатная дорога, соединяющая центр с Норкским плато. Но из-за несчастного случая в 2004 она была закрыта.

Ереван -  очень красивый  город, неизменно привлекающий к себе туристов со всего мира. Помимо большого количества памятников, а городе существует большое количество других достопримечательностей: Государственная картинная галерея Армении, Музей современных искусств,  Звартноц – храм раннесредневековой армянской архитектуры, ботанический сад и зоопарк.

Видео. Мой Ереван — самый лучший город на земле!

Тяжелые испытания, выпавшие на долю Еревана, практически стерли его старинный облик. Но, несмотря на это, город был и продолжает оставаться одним из самых древних мест, стоявшим у истоков образования Армении. А его современный вид дополняет важное культурное, экономическое и политическое значение этого города  для всей Армении.

planetaarmenia.ru

Академические и исторические источники о Ереване: Эребуни – один из древнейших городов мира, со времен Урарту

Одной из форм пропагандистского воздействия на общество и манипулирования общественным сознанием является пропаганда, которая часто замаскирована не только под сообщения СМИ, политическую или PR-рекламу, но и под науку или исторические источники, с которыми знаком лишь узкий круг профессионалов. Вследствие того, что общество, как правило, не осведомлено и имеет лишь образное представление о предмете и полностью зависит от чистоплотности источника информации, пропагандисты активно пользуются этим, насаждая в обществе искаженные или сфальсифицированные сведения, преподносимые в качестве научных или исторических. Так, пропаганда может вырывать из контекста важные сведения или факты, отбрасывать их или искажать отраженную в первоисточнике мысль до буквально противоположного смысла и преподносить ее своей аудитории, преследуя цель наибольшего воздействия на сознание и поведение общества, выбранного в качестве мишени. В результате, аудитория вынуждена принимать на веру навязываемую информацию и преподносимую ей интерпретацию фактов, которые сложно подвергать критическому анализу.

В целях борьбы с активизировавшимися в последнее время в медиасфере спекуляциями вокруг истории Армении и Арцаха вообще и Еревана в частности, Panorama.am инициирует спецпроект и начинает серию публикаций «Академические и исторические источники о Ереване».

Подготовили проект специально для Panorama.am М. Гарегинян, С. Навасардян и М. Нерсисян.

Академические источники о Ереване. Часть 1.

Ясмин Дум-Трагут, известный арменовед, заведующий кафедрой арменоведческих исследований Зальцбургского университета (Австрия): «Армения: Культура между Западом и Востоком»: «Согласно обнаруженному в 50-х годах во время раскопок Аринберда клинописному протоколу, в 782 году до нашей эры царь Урарту основал мощную крепость и назвал ее Эребуни. Это основа сегодняшней столицы Армении. Таким образом, Ереван считается одним из старейших городов мира». Armenien: 3000 Jahre Kultur zwischen Ost und West Jasmine Dum Tragut (Salzburger Üniversität)

Сандра Хейнш, Вальтер Кунтер (Инсбрук): «Благодаря многочисленным экспедициям Аргишти I добился того, что влияние Урартской империи распространилось на территорию современной Армении, а созданием двух царских резиденций - Эребуни (Аринберд) и Аргиштихинили (Армавир), он на долгое время стабилизировал свое положение. На территории нынешнего Еревана, в Арамусе, с целью защиты Эребуни, а также с целью защиты от нападений с Севера был построен своеобразный и особенный по своим характеристикам и строению военный гарнизон, что свидетельствует о военном господстве и организационной результативности Урарту в 7-8 в. до н.э. на территории Закавказья». Sandra Heinsch, Walter Kuntner, Aramus excavations and fieldschool, 2006.

Роберт Х. Хьюсен. Армения: «Изучение урартской исторической географии, возможно, уже не в зачаточном состоянии, но все еще находится на ранней стадии. Хотя некоторые топонимы могут быть идентифицированы определенно точно (например, Tuspa = Van; Erebuni = Erevan), большинство из них, включая некоторые важные районы, не могут быть расшифрованы точно, так как неясно видны на многих картах». Robert H. Hewsen. Armenia: A Historical Atlas. — University of Chicago Press, 2001. — 341 p.

Энциклопедия «Britannica». Статья «Ереван»: «Хотя Ереван впервые исторически зафиксирован в 607 году, археологическими доказательствами поселения датируется здесь с VI-III тысячелетиях до н.э., а затем в крепости Ербуни в 783 г. до н.э. С 6-го века он стал частью армянского царства».

J.R. Russel: «Ереван, названный в честь древней урартской крепости Эребуни». Armeno-Iranica . // Документы в честь профессора Мэри Бойс / Ред.: Жак Дюшен-Гиймин: Постоянная энциклопедия иранских исследований. Брилл Архив, 1985 год. С. 454:

Павел Зиманский: «Все, кроме нескольких урартских территорий, были заброшены и редко упоминаются в названиях урартских текстов в более поздние эпохи. Только Ереван, произошедший из Эребуни является одним заметным исключением». Урартцы и урартский язык // Шарон Р. Стедман, Григорий МакМахон. Оксфордский справочник древней Анатолии, издательство Оксфордского университета, 2011. С. 557.

Ованнисян Р. Г.: «В восьмом веке до н. э.королем Аргишти II были построены крепостные города Тейшебайни (Армянский Кармир Блур) и Эребуни (Арин Берд), места, где сейчас стоит Ереван. Первоначально этот район, вероятно, включал Варажнуник, который впоследствии стал отдельным объектом под княжеским домом этого имени. Армянский народ от древности до современности. - Palgrave Macmillan, 1997. Династические периоды: от античности до четырнадцатого века. - С. 27. - 386 с:

Энциклопедия «Иранника» статья «Айрарат». Остан Хайо (Востан Хайоц): «Котайк (греч. Котая), левый берег долины нижнего течения реки Раздан. Здесь находилась крепость Ереван (Урартский Эребуни), ныне столица Советской Армении».

Западногерманский археолог и историк-востоковед Бурхард Брентьес ( Burchard Brentjes): «Он завоевал незабываемую славу, построив замок на холме Аринберд, получивший название Эребуни, который продолжает свое существование в Ереване». Drei Jahrtausende Armenien, 1974

Американо-армянский историк, автор статей в иранской энциклопедии, профессор Джордж Бурнутян: «Аргишти I основал две очень важные крепости. в 782 году до нашей эры, построил Эребуни / Арин Берд / Крепость в долине Арарат». Это древний город Ереван, что делает его одним из старейших городских центров в мире. А в 775 году до н.э. он построил Аргиштихинили (Армавир) на берегах реки Аракс в западной части Еревана».

Краткая история армянского народа / с древних времен до сегодняшнего дня

Ричард Дэвид Барнет, глава отдела антикварного искусства Британского музея, автор многочисленных работ, в том числе работа «Урарту», включенная в книгу британского археолога Джона Бардемана «Древняя история»: «Наконец, в Ганди Тепе (ныне Арин Берд /Эриван) Аргишти строит крепость под названием «Ирпуни» или «Эребуни», имя которой до сих пор сохранилось в Иреване, и здесь проживают 6600 заключенных из Хати и Цупани. Эребуни был построен как большой административный и религиозный центр, настоящая королевская столица. В этом месте с 1947 года проводились раскопки российскими и армянскими учеными». R. D. Barnett (1982). "Urartu". In John Boardman; I. E. S. Edwards; N. G. L. Hammond; E. Sollberger. The Cambridge Ancient History, Vol. 3, Part 1: The Prehistory of the Balkans, the Aegean World, Tenth to Eighth Centuries BC (2nd ed.). CambridgeUniversityPress. p. 346.

Б. Б. Пиотровский, советский археолог, востоковед, доктор исторических наук, профессор: «В пятый год правления Аргишти, согласно летописи, в Закавказье был построен город Эребуни (Иребуни) и в него были переселены пленные из стран Хати и Цупани, захваченные, по-видимому, в предшествующем году. Местоположение города удалось твердо установить при помощи строительной надписи. В 1950 г. на холме Арин-берд, на южной окраине Еревана, была обнаружена надпись следующего содержания: «Величием бога Халди Аргишти, сын Менуа. эту могущественную крепость (в тексте идеограмма tTTTT ~Т*~, означающая в ассирийских надписях «дворец».— Б. П.) построил; установил ее имя Эребуни (с детерминативом ►ГТТ«город».—Б. П.) для могущества страны Биайни и для устрашения вражеской страны. Аргишти говорит: земля была пустынной, могучие дела я там совершил. Величием бога Халди, Аргишти, сын Менуа, царь могущественный, царь страны Биайни, правитель города Тушпы».

«Город Эребуни я построил для возвеличения страны Байани и на устрашение вражеских стран... Могучие дела я совершил там, 6600 плен¬ных страны Хати и страны Цупани я поселил там». Таким образом, в крепость, по¬ строенную на побережье Севана, были поселены пленные, захваченные в северной Си¬рии (страна Хати) и в Цопке (район западной излучины Евфрата). Этим пленным пришлось совершить тяжелый и длинный путь (от 700 до 1000 километров) по гористой местности, через трудные перевалы; пленные навсегда были оторваны от своих родных мест, так как в одиночку беглецам вернуться на родину было невозможно. В надписях Русы II, найденных в Адильджевазе, рассказывается о захвате пленных в стране мушков, Хати и Халиту. По контексту можно заключить, что они также были переселены в город, построенный на северном берегу оз. Ван». Б.Б. Пиотровский. Ванское царство (Урарту) Mосква 1959; 260 с.

Panorama.am

Уважаемые читатели! Если Вы желаете видеть больше интересных и полезных материалов на сайте ИЦ «Еркрамас», то можете нас поддержать материально, любыми доступными на сайте способами, исходя из Ваших возможностей.

www.yerkramas.org

Древний город-крепость Эребуни- Ереван... - Наша Армения

История древнего Еревана начинается с Арин-Берд, что находится на холме в юго-восточной части города. Именно там археологи нашли руины Эребуни — древней крепости, с которой начинается история города. До первой половины 20-го века было известно о Эребуни не было известно ничего. Только в 1950 году во время геологоразведочных работ в Арин-Берд были найдены 100 гектаров древних городских структур, покрытых толстым слоем земли и песка. В самом центре города находились мощные башни цитадели. Кроме того, в середине 20-го века археологи нашли клинопись по Аргишти I, которая оказалась документом, свидетельствующим о закладе строительства города Эребуни в 782 году до нашей эры.

Историки выяснили, что крепость Эребуни в древнем Урарту была первым крупным военно-стратегическим объектом страны и во всей Араратской равнине. Крепость была окружена тремя мощных рядами стен и архитектурным комплексом с дворцом, религиозными и бытовыми сооружениями. В северо-западной стороне, обращено к Араратской долине, находился царский дворец и храм. Юго-восточные и юго-западные части цитадели были выделены для бытовых структур. Площадь была в самом центре. Дворец имел два двора, окруженных большими залами гала-помещений, царских комнат и комнат для прислуги. Первый большой двор с колоннадой и галереей служил местом для приемов. Большинство построек цитадели были сделаны из глиняных кирпичей. Сохранившиеся фрагменты стен свидетельствуют о том, что в той далекой эпохе они имели 12 м в высоту и были оштукатурены с обеих сторон.

Фасады были окрашены в синий цвет. Остатки красочных фресок доказывают, что люди в Урарту умели богато расписывать стены, создавая многофигурные композиции и цветочные орнаменты. Наряду с дворцом важное место в цитадели имел храм Халди — главного бога в триаде Урарту.

Из былого великолепия охранились удивительные фрески, изображающие различные темы: например, охоту, сельскохозяйственную деятельность. Стены храмов были украшены фресками с изображением сцены жертвоприношения и шествия богов. Эти фрески являются бесценными образцами искусства древнего государства Урарту.

nashaarmenia.info


Смотрите также