Древний флаг руси. Боевые знамена допетровской Руси
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Коловрат (флаг). Древний флаг руси


Коловрат (флаг) | Русская История Вики

Навигация по главным категориям в проекте

Награды (круглый)Русское оружие (круглый)

Личности (круглый)Хоровод (круглый)Хоровод (круглый)
Транспорт (круглый)Транспорт (круглый)
Алфавит (круглый)Алфавит (круглый)
Flot (круглый)Flot (круглый)Битвы (круглый)
Битвы (круглый)Летопись (круглый)
Летопись (круглый)

КоловратУтверждёнОтменён
Древние славянеСловенское государствоРусский каганатНовгородское государствоКиевская Русь

Flag 00134.800x600wFlag 00134.800x600w

Флаг с коловратом

VIII век

988 год

Коловрат - древнейший русский и славянский флаг и символ. Использовался ещё со времён древних славян вплоть до Крещения Руси в 988 году. На флаге изображён языческий символ, олицетворяющий бога Сварога, а позже олицетворяющий солнце.

rushist.wikia.com

Кириллица | Боевые знамена допетровской Руси

На Руси флаги и знамена называли стягами, поскольку к ним стягивалось войско. При Иване Грозном стяги могли достигать трех метров в длину. Вспоминаем знамена, под которыми ходили в бой в допетровские времена.

Традиционный для Руси стяг – красный. Многие века а дружины бились под полотнищами стягов клиновидной формы, с навершиями в виде копья с перекладиной, то есть в форме креста. Святослав Великий, Дмитрий Донской, Иван Грозный вели дружины под красными флагами .

Наивна версия о том, что до второй половины XVII века в России не было флагов, и придумали их голландцы. О первых флагах на Руси мы получаем сведения уже из летописи «Повесть временных лет».

Русский Стяг

Осада Корсуня (Херсонеса) войском князя Владимира. Миниатюра из Радзивилловской летописи

На Руси вместо слов «флаг» и «знамя» употреблялось слово «стяг», т.к. под него стягивалось войско. Флаг отмечал середину огромного войска. Его охраняли богатыри — стяговники. Издалека было видно – терпит ли дружина поражение (стяг упал) или бой идет успешно (стяг «простирашася яко облацы»). По форме стяг были не прямоугольный, а в виде трапеции. Полотнище стяга могло быть с тремя, двумя, но чаще с одним треугольным клином материи.

Как правило, княжеское войско имело несколько военных стягов, собираться под которыми нужно было по звуковому сигналу. Звуковые сигналы подавались при помощи труб и бубнов. В летописном рассказе о Липицкой битве 1216 года говорится, что князь Юрий Всеволодович имел «17 стягов, и труб 40, столько же и бубнов», его брат князь Ярослав Всеволодович имел «13 стягов, а труб и бубнов 60».

Русская Хоругвь

Борис идет на печенегов. Миниатюра из Сильвестровского сборника. XIV в.

В XII веке, в знаменитом «Слове о полку Игореве», упоминается еще одно обозначение воинского знамени – хоругвь. Хоругвь становится не средством управления войском, а символом государства, власти. Теперь победа знаменуется водружением хоругви на городских стенах и воротах противника.

Из описаний знамен, приведенных в «Сказании о Мамаевом побоище», следует, что на русских воинских стягах изображались святые, о чем в более ранний период практически не упоминается. Перед одним из таких знамен, начиная битву, упал на колени князь Дмитрий Иванович Донской, чтобы помолиться о победе над татарами.

В «Сказании» это описывается очень образно: «Князь же великий, увидав свои полки достойно устроенными, сошел с коня своего и пал на колени свои прямо перед большого полка черным знаменем, на котором вышит образ владыки Господа нашего Иисуса Христа, и из глубины души стал взывать громогласно»… После молитвы перед знаменем великий князь объехал полки, обратясь к русским воинам с прочувствованной речью, в которой призывал «без смятения» стоять крепко за Русскую землю.

Русское знамя

Битва на Куликовом поле. Миниатюра. XVI в.

Знамя происходит от слова «знамение», это стяги с изображением православных ликов – Георгия, Христа, Богородицы. С древних времен великие князья ходили в походы под такими знаменами. Феодалы Западной Европы несли на своих знаменах личные гербы, эмблемы правящих родов – вполне светские символические знаки. Русь обращалась к Богу, к Пресвятой Богородице, к святым заступникам – «помощникам во бранех», так как именно благодаря православию русским удалось противостоять многовековому иноземному игу. Подобные обращения к небесным покровителям, заступникам земли Русской, несли также знамена, сопровождающие русских князей в их военных походах. И образ Всемилостивейшего Спаса, например, на знамени Дмитрия Донского не случаен.

Иисус Навин на знамени

На белом знамени великого князя Московского Василия III, отца Иван Грозного, изображался библейский полководец Иисус Навин. Спустя сто лет Иисус Навин появился на малиновом полотнище знамени князя Дмитрия Пожарского, которое хранится в Оружейной палате. Оно прямоугольное, двустороннее: на одной стороне Вседержитель – Иисус Христос, правая рука которого в благословляющем жесте, левая держит Евангелие. Образ окаймлен текстами Священного Писания. На оборотной стороне знамени Иисус Навин преклонил колени перед Архангелом Михаилом, архистратигом небесного воинства, а идущая по краю знамени надпись объясняет смысл библейского сюжета.

Великий Стяг Ивана Грозного

При Иване Грозном отношение к флагам стало не просто уважительным, а священным. За каждым из них стояла история, победы, подвиги и жизни. Про них говорили «с тем знаменем царь и великий князь всея Руси покорил в русскую державу Казанское ханство и победил многочисленные басурманские народы». Флаги создавались из дорогих тканей, с искусной вышивкой золотом или серебром по шелку. Часто знамя обшивалось каймой или бахромой. Флаги Ивана Грозного достигали в длину по 3 метра, в высоту – 1,5. Для ношения знамени назначались два-три человека. Нижний конец древка такого знамени был острым, чтобы знамя могло втыкаться в землю.

Описание великого стяга Ивна IV: «Построено» оно из китайской тафты с одним откосом. Середина лазоревая (светло-синяя), откос сахарный (белый), кайма вокруг полотнища брусничного цвета, а вокруг откоса – макового. В лазоревую середину вшит круг из темно-голубой тафты, а в круге – изображение Спасителя в белой одежде, на белом коне. По окружности круга – золотые херувимы и серафимы, левее круга и под ним – небесное воинство в белых одеждах, на белых конях. В откосе вшит круг из белой тафты, а в круге – святой архангел Михаил на золотом крылатом коне, держащий в правой руке меч, а в левой крест. И середина, и откос усыпаны золотыми звездами и крестами.

Под этим стягом в 1552 русские полки шли под ним на победоносный штурм Казани. В летописной записи об осаде Казани Иваном Грозным (1552) говорится: «и велел государь херугви христианские развертити, сиречь знамя, на них образ Господа нашего Иисуса Христа Нерукотворенный». Это знамя полтора века сопровождало русскую армию. При царице Софье Алексеевне оно побывало в Крымских походах, а при Петре I — в Азовском походе и на войне со шведами.У стяга «Всемилостивейшего Спаса» после взятия Казани был отслужен молебен, затем царь приказал воздвигнуть церковь на том месте, где во время боя стояло знамя.

Стяги по чину святых икон

В ХVII веке. Отец Петра Великого, царь Алексей Михайлович, ходил на Смоленск, Вильно и Ригу под большим знаменем из тафты багряного цвета с ликом Иисуса Христа на нем. Знамя это – настоящее произведение искусства, исполненное тончайшей вышивкой, а образ Спасителя по выразительности близок к иконописи. Подобным знаменам воздавались большие почести. Они освящались патриархом по чину святых икон.

Первый государственный флаг

Россия до царя Алексея Михайловича не имела единого государственного знамени. Флаги были государевы, даже князья и военные предводители (как Ермак) имели свои знамена, но они тоже считались государевыми и выдавались только на время участия в походе. Первый государственный флаг был создан по подобию стрелецких знамен. Флаг царя Алексея Михайловича глубоко символичен. В его основе лежит Крест. Таким образом, этот флаг указывает на миссию России во вселенной, как на последнего носителя истинной веры — Православия.

Читайте также:

исправить оишбку

cyrillitsa.ru

Современный российский флаг и Древняя Русь.

Интересные ассоциации  цветов российского флага  и истории древней Ведической Руси  можно почерпнуть из гипотезы Г.Климова,  который утверждает,  что в далекой  древности существовали не привычные нам Великая, Малая и Белая  Русь,  а  Красная,  Синяя и Белая Русь.  Вот как эту интересную гипотезу  описывает Н.Павлищева  в своей книге "10 тысяч лет русской истории - от потопа до Рюрика":

"...возможно,  существовали три Руси - северная Белая,  срединная Синяя и южная Красная.

Тогда Белая Русь - это Беломорье, Беловодье,  где в топонимах  полным полно белого цвета.  Вполне понятно,  ведь снега и льда  в избытке круглый год.  Белый цвет недаром у нас ассоциируется с чистотой  и незамутненностью.  Если где и осталась  сейчас  настоящая Русь,  так это в Вологодской и Архангельской  областях,  в Заполярье.Синяя Русь  -  это огромная полоса  от Беловодья  до границы сплошных  лесов и степи.  И от Урала до середины  Европы,  включая не только территорию  Российской  Федерации,  но и Польшу,  и большую  территорию  нынешней Германии,  Дании,  Скандинавии.  Центр Синей Руси - место,  где рождаются великие реки Русской  равнины.И третья Русь - Красная.  Это Русь южная,  лесостепная и степная,  та, в которой  испокон века войны  и всегда реками лилась  кровь.  Она раскинулась от юга Урала до Карпат  вдоль Черного и Каспийского морей.  Русь  воинственная и жестокая.  И это большей частью  Русь  скифская..."

Не правда ли,  интересная гипотеза?  Во всяком случае задуматься  заставляет.  Только речь здесь идет о той  Руси,  которая существовала  не одно тысячелетие назад и о которой  полностью  сфальсифицированная  версия  официальной  истории  откровенно  замалчивает.  Но долго ли еще представителям демонической  цивилизации будет удаваться скрывать от нас правду  о подлинной  истории  Ведической  Руси?  Время покажет.

michael101063 ©

michael101063.livejournal.com