Древний фивы египет. Фивы (Египет)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Фивы (Египет). Древний фивы египет


Фивы (Египет) — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Фивы.

Фи́вы (др.-греч. Θῆβαι, Διὸς πόλις ἡ μεγάλη) — греческое название столицы Верхнего Египта. Город располагался в 700 км к югу от Средиземного моря, на восточном берегу Нила. Первоначально он назывался Но-Аммон, или просто Но (копт. Нэ).

Был столицей Уасета — IV нома Верхнего Египта. Столицей всего Египта этот город стал в эпоху XI династии (Среднее царство) и оставался таковой вплоть до прихода к власти ливийских династий (22-й и 23-й) в X в. до н. э.

Остатки Уасета в современном городе Луксор — Карнак и Луксорский храм — в числе первых объявлены памятниками Всемирного наследия человечества.

На западном берегу Нила находятся высеченные в скалах заупокойные храмы и некрополи фараонов и их приближённых (см. долина Царей и долина Цариц), а также колоссы Мемнона. Несколько в стороне расположен надземный поминальный храм царицы Хатшепсут (см. Дейр-эль-Бахри).

История

Древнейшее поселение на месте Фив датируется эпохой Среднего палеолита. Территория Фив была непрерывно заселена по крайней мере с ок. 3200 года до н. э. Считается, что сам город зародился ещё в эпоху Древнего царства (III тысячелетие до н. э.) — с этого времени тут сохранилась часть статуи фараона Ниусерра. Во время Первого переходного периода Фивы стали одним из двух политических центров страны, а их номархи (ставшие известными как XI династия фараонов) вели борьбу с правителями Гераклеополя за контроль над Египтом.

Среднее царство

В эпоху Среднего царства Фивы стали новой столицей вновь объединённого Египта, когда фараон Ментухотеп I, а затем его последователи Ментухотеп II и Ментухотеп III захватили земли вдоль верхнего течения Нила. Они открыли пути к Красному морю, оживили торговлю и сделали Фивы столицей Египта. Следующая XII династия избрала своей резиденцией Ит-Тауи, но Фивы сохраняли своё значение как религиозный и экономический центр.

Когда гиксосы захватили северную часть Египта во время Второго переходного периода, фиванские правители (XVI династия) сохранили свою независимость. Их преемники из XVII династии повели борьбу с гиксосами, закончившуюся изгнанием последних из Египта.

Новое царство

Расцвет Фив, как и самого Египта, начался благодаря военным успехам фараонов. Жители города верили, что победы им обеспечивала поддержка главного бога царства, покровителя власти фараонов Амонау, который, слившись ещё с одним древнеегипетским богом Ра, стал Амоном-Ра. Его священным животным был баран. Поэтому нередко бога Амона изображали с головой барана. Жрецы всячески распространяли его культ, устраивали в его честь различные празднества. Это позволило им сосредоточить в своих руках власть и богатство. Культ Амона распространился на весь Египет, когда Фивы вновь стали столицей всего государства. Это случилось уже в эпоху Нового царства начиная с 1580 года до н. э.

Именно жрецы способствовали возведению на фараонов престол женщины — царицы Хатшепсут, которая под накладными гримом и бородой скрывала свою женскую внешность. Она правила Египтом около 22-х лет. За это время по её приказам и при поддержке жрецов восстанавливались старые храмы, возводились новые, посвященные богу Амону.

Хатшепсут велела соорудить в Фивах «Красное святилище», в котором находилась церемониальная ладья бога Амона для его путешествий. По её приказу перед храмом ставились гигантские памятные гранитные обелиски. Её начинание подхватили следующие фараоны: Тутмос III, Аменхотеп III и Рамсес II.

На восточном берегу Нила в Фивах, который называли ещё «городом живых», они возводили величественные храмы для богов, в которые могли входить только фараоны и жрецы, а на западном берегу среди пустынных скальных нагромождений велели сооружать подземные храмы для загробной жизни фараонов — «город мёртвых». Это погребальное культовое место получило название Долины царей, где находятся в общей сложности 62 гробницы, среди них самая знаменитая — самого молодого фараона Тутанхамона.

Помимо храмов на восточном берегу, строились роскошные дворцы для знати, разбивались сады с плодовыми деревьями, делались искусственные озёра с плавающими в них экзотическими птицами. Из Сирии, Палестины в знаменитые Фивы привозили бесчисленные сосуды с вином, изделия из кожи, популярный у египтян камень лазурит. С юга Африки направлялись торговые караваны, груженные слоновой костью, чёрным деревом, золотом, благовониями.

Фивы были столицей Египта на протяжении всей XVIII династии Нового царства, за исключением Амарнской эпохи, во время которой фараон Аменхотеп IV (Эхнатон), стремясь ограничить влияние фиванского жречества, отказался от культа Амона и старых богов, а также построил новую столицу — Ахетатон. Последний, впрочем, был заброшен уже при преемниках Эхнатона.

Однако и XIX династия предпочитала Фивам новые резиденции — на этот раз в Дельте Нила, где была построена столица Рамсеса II — Пер-Рамсес. К концу правления Рамессидов из XX династии вся полнота власти на юге страны оказалась в руках верховных жрецов Амона в Фивах, один из которых — Херихор — провозгласил себя фараоном.

Поздний период

К середине VIII века до н. э происходившая из Нубии (Куша) XXV династия подчинила Фивы своему влиянию. Окончательный закат города начался в VII веке до н. э. Фараоны держали военные гарнизоны далеко от Фив, а солдат требовалась снабжать продовольствием, оружием, ими надо было управлять. Фараоны всё чаще уезжали на юг, и Фивы оставались беззащитными. В конце концов этим воспользовались враги Египта. Последний великий царь Ассирии Ашшурбанапал напал на безоружные Фивы и разграбил город. Это нападение стало началом его упадка. Фараоны уже не вернулись в Фивы.

В эпоху греческих царей Птолемеев, правивших Египтом, Фивы полностью разрушили, красивые храмы пришли в запустение. В дальнейшем бывший город разделили каналом на две части: на юге появился город Луксор, на севере — деревня Карнак. Единственным свидетельством былого могущества Фив и правивших в нём фараонов остались развалины величественного храма Амона-Ра, которые растянулись в длину на 260 метров.

В XIX веке в Египте активно развивалась столица Каир и канал Суэц, а далекий Луксор представлял собой сонное царство древних памятников, которыми мало кто интересовался. Но когда британский предприниматель Томас Кук в 1811 году организовал туристическое бюро, то одним из первых мест при посещении Египта выбрал Луксор. Это зародило интерес у европейцев к истории и обычаям Древнего Египта, его пирамидам и храмам. Луксор стал притягательным не только для туристов, но и для археологов, которые продолжают раскопки и по сей день.

Видео по теме

См. также

Литература

Малая аллея бараноголовых сфинксов перед храмом в Карнаке.
  • Фивы, город в Египте // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Gauthier, Henri. 1925—1931. Dictionnaire des noms géographiques contenus dans les textes hiéroglyphiques. Vol. 3 of 7 vols. Cairo: Imprimerie de l’Institut français d’archéologie orientale du Caire. (Reprinted Osnabrück: Otto Zeller Verlag, 1975). 75, 76.
  • Polz, Daniel C. 2001. «Thebes». In The Oxford Encyclopedia of ancient Egypt, edited by Donald Bruce Redford. Vol. 3 of 3 vols. Oxford, New York, and Cairo: Oxford University Press and The American University in Cairo Press. 384—388.
  • Redford, Donald Bruce. 1992. «Thebes». In The Anchor Bible Dictionary, edited by David Noel Freedman. Vol. 6 of 6 vols. New York: Doubleday. 442—443. ISBN 0-385-42583-X (6-volume set)
  • Strudwick, Nigel C., & Strudwick, Helen, Thebes in Egypt: A Guide to the Tombs and Temples of Ancient Luxor. London: British Museum Press, 1999, ISBN 0-8014-3693-1

Ссылки

⛭

Древнеегипетские названия

собственно Фивы   гробнично-храмовые   комплексы   территории храмов   

Современные названия

собственно Фивы   гробнично-храмовые   комплексы   территории храмов   прочие некрополи   и гробницы   дворец Аменхотепа III   искусственное озеро   

wikipedia.green

Фивы, Египет Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Фивы.

Фи́вы (др.-греч. Θῆβαι, Διὸς πόλις ἡ μεγάλη) — греческое название столицы Верхнего Египта. Город располагался в 700 км к югу от Средиземного моря, на восточном берегу Нила. Первоначально он назывался Но-Аммон, или просто Но (копт. Нэ).

Был столицей Уасета — IV нома Верхнего Египта. Столицей всего Египта этот город стал в эпоху XI династии (Среднее царство) и оставался таковой вплоть до прихода к власти ливийских династий (22-й и 23-й) в X в. до н. э.

Остатки Уасета в современном городе Луксор — Карнак и Луксорский храм — в числе первых объявлены памятниками Всемирного наследия человечества.

На западном берегу Нила находятся высеченные в скалах заупокойные храмы и некрополи фараонов и их приближённых (см. долина Царей и долина Цариц), а также колоссы Мемнона. Несколько в стороне расположен надземный поминальный храм царицы Хатшепсут (см. Дейр-эль-Бахри).

История

Древнейшее поселение на месте Фив датируется эпохой Среднего палеолита. Территория Фив была непрерывно заселена по крайней мере с ок. 3200 года до н. э. Считается, что сам город зародился ещё в эпоху Древнего царства (III тысячелетие до н. э.) — с этого времени тут сохранилась часть статуи фараона Ниусерра. Во время Первого переходного периода Фивы стали одним из двух политических центров страны, а их номархи (ставшие известными как XI династия фараонов) вели борьбу с правителями Гераклеополя за контроль над Египтом.

Среднее царство

В эпоху Среднего царства Фивы стали новой столицей вновь объединённого Египта, когда фараон Ментухотеп I, а затем его последователи Ментухотеп II и Ментухотеп III захватили земли вдоль верхнего течения Нила. Они открыли пути к Красному морю, оживили торговлю и сделали Фивы столицей Египта. Следующая XII династия избрала своей резиденцией Ит-Тауи, но Фивы сохраняли своё значение как религиозный и экономический центр.

Когда гиксосы захватили северную часть Египта во время Второго переходного периода, фиванские правители (XVI династия) сохранили свою независимость. Их преемники из XVII династии повели борьбу с гиксосами, закончившуюся изгнанием последних из Египта.

Новое царство

Расцвет Фив, как и самого Египта, начался благодаря военным успехам фараонов. Жители города верили, что победы им обеспечивала поддержка главного бога царства, покровителя власти фараонов Амона, который, слившись ещё с одним древнеегипетским богом Ра, стал Амоном-Ра. Его священным животным был баран. Поэтому нередко бога Амона изображали с головой барана. Жрецы всячески распространяли его культ, устраивали в его честь различные празднества. Это позволило им сосредоточить в своих руках власть и богатство. Культ Амона распространился на весь Египет, когда Фивы вновь стали столицей всего государства. Это случилось уже в эпоху Нового царства начиная с 1580 года до н. э.

Именно жрецы способствовали возведению на фараонов престол женщины — царицы Хатшепсут, которая под накладными гримом и бородой скрывала свою женскую внешность. Она правила Египтом около 22-х лет. За это время по её приказам и при поддержке жрецов восстанавливались старые храмы, возводились новые, посвященные богу Амону.

Хатшепсут велела соорудить в Фивах «Красное святилище», в котором находилась церемониальная ладья бога Амона для его путешествий. По её приказу перед храмом ставились гигантские памятные гранитные обелиски. Её начинание подхватили следующие фараоны: Тутмос III, Аменхотеп III и Рамсес II.

На восточном берегу Нила в Фивах, который называли ещё «городом живых», они возводили величественные храмы для богов, в которые могли входить только фараоны и жрецы, а на западном берегу среди пустынных скальных нагромождений велели сооружать подземные храмы для загробной жизни фараонов — «город мёртвых». Это погребальное культовое место получило название Долины царей, где находятся в общей сложности 62 гробницы, среди них самая знаменитая — самого молодого фараона Тутанхамона.

Помимо храмов на восточном берегу, строились роскошные дворцы для знати, разбивались сады с плодовыми деревьями, делались искусственные озёра с плавающими в них экзотическими птицами. Из Сирии, Палестины в знаменитые Фивы привозили бесчисленные сосуды с вином, изделия из кожи, популярный у египтян камень лазурит. С юга Африки направлялись торговые караваны, груженные слоновой костью, чёрным деревом, золотом, благовониями.

Фивы были столицей Египта на протяжении всей XVIII династии Нового царства, за исключением Амарнской эпохи, во время которой фараон Аменхотеп IV (Эхнатон), стремясь ограничить влияние фиванского жречества, отказался от культа Амона и старых богов, а также построил новую столицу — Ахетатон. Последний, впрочем, был заброшен уже при преемниках Эхнатона.

Однако и XIX династия предпочитала Фивам новые резиденции — на этот раз в Дельте Нила, где была построена столица Рамсеса II — Пер-Рамсес. К концу правления Рамессидов из XX династии вся полнота власти на юге страны оказалась в руках верховных жрецов Амона в Фивах, один из которых — Херихор — провозгласил себя фараоном.

Поздний период

К середине VIII века до н. э происходившая из Нубии (Куша) XXV династия подчинила Фивы своему влиянию. Окончательный закат города начался в VII веке до н. э. Фараоны держали военные гарнизоны далеко от Фив, а солдат требовалась снабжать продовольствием, оружием, ими надо было управлять. Фараоны всё чаще уезжали на юг, и Фивы оставались беззащитными. В конце концов этим воспользовались враги Египта. Последний великий царь Ассирии Ашшурбанапал напал на безоружные Фивы и разграбил город. Это нападение стало началом его упадка. Фараоны уже не вернулись в Фивы.

В эпоху греческих царей Птолемеев, правивших Египтом, Фивы полностью разрушили, красивые храмы пришли в запустение. В дальнейшем бывший город разделили каналом на две части: на юге появился город Луксор, на севере — деревня Карнак. Единственным свидетельством былого могущества Фив и правивших в нём фараонов остались развалины величественного храма Амона-Ра, которые растянулись в длину на 260 метров.

В XIX веке в Египте активно развивалась столица Каир и канал Суэц, а далекий Луксор представлял собой сонное царство древних памятников, которыми мало кто интересовался. Но когда британский предприниматель Томас Кук в 1811 году организовал туристическое бюро, то одним из первых мест при посещении Египта выбрал Луксор. Это зародило интерес у европейцев к истории и обычаям Древнего Египта, его пирамидам и храмам. Луксор стал притягательным не только для туристов, но и для археологов, которые продолжают раскопки и по сей день.

См. также

Литература

Малая аллея бараноголовых сфинксов перед храмом в Карнаке.
  • Фивы, город в Египте // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Gauthier, Henri. 1925—1931. Dictionnaire des noms géographiques contenus dans les textes hiéroglyphiques. Vol. 3 of 7 vols. Cairo: Imprimerie de l’Institut français d’archéologie orientale du Caire. (Reprinted Osnabrück: Otto Zeller Verlag, 1975). 75, 76.
  • Polz, Daniel C. 2001. «Thebes». In The Oxford Encyclopedia of ancient Egypt, edited by Donald Bruce Redford. Vol. 3 of 3 vols. Oxford, New York, and Cairo: Oxford University Press and The American University in Cairo Press. 384—388.
  • Redford, Donald Bruce. 1992. «Thebes». In The Anchor Bible Dictionary, edited by David Noel Freedman. Vol. 6 of 6 vols. New York: Doubleday. 442—443. ISBN 0-385-42583-X (6-volume set)
  • Strudwick, Nigel C., & Strudwick, Helen, Thebes in Egypt: A Guide to the Tombs and Temples of Ancient Luxor. London: British Museum Press, 1999, ISBN 0-8014-3693-1

Ссылки

⛭

Древнеегипетские названия

Современные названия

собственно Фивы   гробнично-храмовые   комплексы   территории храмов   прочие некрополи   и гробницы   дворец Аменхотепа III   искусственное озеро   

wikiredia.ru

культурный, религиозный, экономический центр Египта

Фивы — город в Верхнем Египте, находящийся рядом с современным Луксором. Древние египтяне дали название городу Уаст, что в переводе на русский язык означает «властвующий город», или просто «властвующий». Греки называли город Фивеи, или Фивы, у Гомера он упоминается как «Стовратые Фивы». Местные жители называли свою родину просто Ниут, или «город».

Самые ранние упоминания о Фивах датируются III тыс. до н.э., во время правления фараона Микерине (Менкаура). До своего расцвета, у Фив была богатая и насыщенная история. В XXI в. до н.э. город становится столицей нового объединённого царства, правда на непродолжительное время, а именно во время правления фараонов XI династии Среднего царства. В этот промежуток времени, в городе начинают возводить монументальные храмы в честь богов и умерших фараонов. Культ поклонения богу Фив Амону распространился на территории всего государства.

В эпоху правления XVIII династии Нового царства, город переживает период наивысшего расцвета. Фивы стали религиозным, экономическим и политическим центром великой империи. Фараоны одаривали крупными подарками город, после удачных военных походов.

В XIV в. до н.э. город Мемфис перехватил пальму первенства у Фив, но даже после этого Фивы продолжали оставаться крупным религиозным и экономическим центром египетского царства.

После распада Нового Царства, Фивы становятся столицей нового теократического государства, созданного фиванскими жрецами культа Амона.

К сожалению, многие здания старинного города были сожжены и разрушены римскими легионерами. Фивы были покинут жителями. И лишь в начале XIX века н.э., город был обнаружен учёным- историками, во время похода Наполеона I в Египет.

Храм Хатшепсут

Храм Хатшепсут, близ Фив.

Аллея в храме Амона

Аллея в храме Амона. Cтатуи посвящены богу Хершефу — бог с головой барана — покровитель воды и плодородия.

Храм в Фивах

Храм, который некогда находился в центре Фив.

Расскажи друзьям:

Оцени:

Загрузка...

civilka.ru

ФИВЫ (Египет) - это... Что такое ФИВЫ (Египет)?

ФИ́ВЫ [греч. Фивы или Фивеи; древнеегипетск. Уаст — «Властвующий (город)», или Ниут — «город», арабск. эль-Уксур — «дворцы»], древний город в Верхнем Египте (см. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ), вблизи современного г. Луксор (см. ЛУКСОР). Первые упоминания о Фивах сохранились в текстах, датируемых 3 тыс. до н. э. Впервые город упоминается при фараоне Микерине (см. МЕНКАУРА) (IV династия; ок. 26 в. до н. э.). В 21 в. до н. э. при фараонах XI династии Среднего царства Фивы становятся столицей Египта. Именно в эту эпоху в Фивах началось активное возведение монументальных святилищ богам и усопшим царям, а местный бог Амон (см. АМОН) приобрел статус «государственного» бога. С началом Нового царства в эпоху XVIII династии (16—14 вв. до н. э.) начинается период наивысшего расцвета города. Фивы становятся политическим и религиозным центром великой египетской державы, границы которой на юге глубоко вдавались на территорию современного Судана (см. СУДАН (государство)), а на западе доходили до Ливии (см. ЛИВИЯ (государство)). Большинство фараонов направляло сюда на строительство значительную часть ресурсов как Египта, так и его огромных внешних владений. Фивы стали центром культа бога Амона, здесь сооружались крупнейшие храмы в его честь. После возрождения Мемфиса (см. МЕМФИС (Египет)), ставшего в 14 в. до н. э. столицей Египта, Фивы сохраняли роль крупнейшего культурного и религиозного центра Египта вплоть до греко-римского времени. В начале 1 тыс. до н. э. Фивы — центр теократического государства, созданного жрецами Амона на юге Египта после распада Нового царства. Это район двух восстаний (205—199 и 199—186 гг. до н. э.) против эллинистической династии Птолемеев (см. ПТОЛЕМЕИ). С распространением в первые века н. э. христианства окрестности Фив становятся одним из первых зарождающихся центров монашеского движения. Позже многие постройки Фив были разграблены и разрушены римлянами. Город пришел в полное запустение, и только во время египетского похода (см. ЕГИПЕТСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ) Наполеона Бонапарта (см. НАПОЛЕОН I Бонапарт) археологами и учеными из его свиты были вновь явлены миру руины древних Фив. В древности Фивы располагались на обоих берегах Нила. На восточном берегу древняя столица Египта делилась каналом на две части: на юге впоследствии родился город Луксор (см. ЛУКСОР), на севере — деревня Карнак (см. КАРНАК (Египет)). Именно здесь, на восточном берегу Нила, возвышались два грандиозных храма — Карнакский и Луксорский, соединенные аллеями сфинксов. Эти величественные храмовые комплексы соседствовали с дворцами, домами знати, садами редкостных деревьев и искусственными озерами, обелисками и колоссальными статуями фараонов. На западном берегу находились царская резиденция и некрополь близ горы Дехенет («Западная вершина», совр. название— эль-Курн). Покой усопших охраняла мифическая богиня-змея Меритсегер (см. МЕРИТСЕГЕР) («любящая тишину»). Здесь же, на западном берегу, находился Дейр эль-Мединэ — поселение строительных рабочих и мастеровых, бальзамировщиков, храмовых писцов и крестьян. В Долине фараонов обнаружено около ста гробниц, почти все — фараонов. В отличие от фараонов Древнего царства, чья столица находилась в Мемфисе (см. МЕМФИС (Египет)), фиванские фараоны времен Нового царства не строили пирамид. Чтобы как можно тщательнее скрыть гробницы от постороннего взгляда, их вырубали в скалах. Входы в гробницы засыпали крупными камнями и замуровывали. В течение 500 лет такая форма захоронений оставалась неизменной. Все гробницы были построены однотипно: в известняковой скале проделывали наклонный тоннель длиной до 200 м, круто уходящий вниз на глубину до 100 м и оканчивающийся тремя или четырьмя комнатами. Стены и потолки тоннелей и комнат были покрыты цветными росписями, повествующими о жизни и подвигах усопших. К погребальной камере вели секретные т. н. «падающие» двери, главный вход маскировался земляными холмами и насыпями. И все же, несмотря на все ухищрения древних строителей, уберечь большинство гробниц от последующего разграбления не удалось. Из обнаруженных гробниц самыми примечательными считаются гробницы Тутмоса III (см. ТУТМОС III), Аменхотепа II, Тутанхамона (см. ТУТАНХАМОН), Хоремхеба (см. ХОРЕМХЕБ), Рамсеса I (см. РАМСЕС I), Сети I (см. СЕТИ I), Меренптаха, Рамсеса III, Рамсеса VI и Рамсеса IX. Все гробницы были разграблены еще в древности. Лишь гробница исторически незначительного фараона Тутанхамона была обнаружена английским археологом Говардом Картером (см. КАРТЕР Хауард) в 1922 в полной сохранности. В Долине цариц хоронили не только цариц — жен и матерей фараонов, но и безвременно усопших египетских принцев. В Долине цариц археологи обнаружили свыше 70 гробниц. По форме гробницы схожи с усыпальницами Долины фараонов, но немного меньше их размерами. Наибольший интерес для историков представляет гробница Нефертари, жены Рамсеса II (см. РАМСЕС II). Настенные росписи ее гробницы иллюстрируют египетскую «Книгу мертвых» (см. КНИГА МЕРТВЫХ), погребальную камеру осеняет свод в виде звездного купола. Сохранившиеся росписи также украшают стены гробниц сыновей Рамсеса III Аменхерхепешефа и Хаэмуаса. Гробницы египетской аристократии расположены вдоль восточного склона фиванских гор, образуя огромный некрополь — Долину знати (или Долину вельмож). Некрополь состоит из 5 кладбищ, сгруппированных вокруг скальных массивов Шейх Абд эль-Курна, Дра Абу эль-Нага, Асасиф, Курнет Мурей, эль-Хоха и эль-Тариф. Большая часть гробниц датируется временем правления фараонов XVIII и XIX династий. Первые захоронения Долины знати относятся еще к Древнему царству. В Среднем царстве здесь хоронили фиванских номархов (см. НОМАРХ) — наместников фараона, управлявших четвертым верхнеегипетским номом Уасет. Гробницы вельмож состоят из открытого двора, святилища и уходящей под землю погребальной камеры. Начиная с XIX династии вход во двор выполнялся в виде пилона — гигантских ворот, бывших неотъемлемой частью архитектуры египетских храмов. Во дворе устанавливались заупокойные стелы, в святилищах — статуи владельца гробницы. Верхняя часть фасада гробницы облицовывалась т. н. гробничными конусами — глиняными цилиндрами-«гвоздями», замурованными по «шляпки» в толщу стен. На внешней стороне конусов специальными печатями наносилось имя хозяина гробницы и его земные и посмертные титулы. Большинство частично сохранившихся гробниц находится в некрополе Шейх-Абд эль-Курна. Необычайно интересны росписи гробниц Рехмира (визиря Тутмоса III (см. ТУТМОС III) и Аменхотепа II), Сеннефера (управляющего южной частью Фив при Аменхотепе II), Нахта (придворного астронома Тутмоса IV), Рамосе (правителя Фив и визиря при Аменхотепе III (см. АМЕНХОТЕП III) и Эхнатоне (см. ЭХНАТОН)), Менна (землемера и кадастрового служащего при Тутмосе I (см. ТУТМОС I)). На стенах их усыпальниц изображены погребальные торжества, крестьяне за полевыми работами, сцены суда. Две сидящие статуи фараона Аменхотепа III высотой 18 м известны как Колоссы Мемнона. Некогда они охраняли вход в несохранишийся гигантский посмертный храм Аменхотепа III (см. АМЕНХОТЕП III). На статуях сохранились греко-римские граффити времен императора Адриана (см. АДРИАН (император)) и других видных деятелей античного мира. Рамсес II повелел построить этот гигантский храм в честь бога Амона. На барельефах изображены сцены войн Рамсеса II с хеттами (см. ХЕТТЫ). Рамсес II повелел построить этот гигантский заупокойный храм в честь бога Амона, ныне известный как Рамессеум. До нашего времени дошел в разрушенном состоянии. Этот комплекс, называвшийся в древности «Дом Миллионов лет Рамсеса Мериамона», воздвигнут зодчим Пенра на западном берегу Фив. Поверхность гигантского пилона (см. ПИЛОН) из песчаника покрыта раскрашенными рельефами, на которых изображены сцены войн Рамсеса II с хеттами (см. ХЕТТЫ). Рамсес III возвел свой некрополь на обширной территории, взяв в качестве образца Рамессеум. На пилонах у входа изображены сцены побед фараона над врагами. В пределах грандиозных стен справа от входных ворот виден храм, посвященный древним божествам. Слева высятся гробницы божественных жен Амона. Близ деревни Курна располагаются руины заупокойного храма Сети I, заложенного фараоном для себя и своего отца Рамсеса I.

dic.academic.ru

Фивы (Египет) — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Карнак (Ра-Хараклети и Аментет) Фи́вы [греч. Фивы или Фивеи; древнеегипетск. Уаст — «Властвующий (город)», или Ниут — «город», арабск. эль-Уксур — «дворцы»], древний город в Верхнем Египте, вблизи современного г. Луксор. Первые упоминания о Фивах сохранились в текстах, датируемых 3 тыс. до н. э. Впервые город упоминается при фараоне Микерине (IV династия; ок. 26 в. до н. э.). В 21 в. до н. э. при фараонах XI династии Среднего царства Фивы становятся столицей Египта. Именно в эту эпоху в Фивах началось активное возведение монументальных святилищ богам и усопшим царям, а местный бог Амон приобрел статус «государственного» бога. С началом Нового царства в эпоху XVIII династии (16-14 вв. до н. э.) начинается период наивысшего расцвета города. Фивы становятся политическим и религиозным центром великой египетской державы, границы которой на юге глубоко вдавались на территорию современного Судана, а на западе доходили до Ливии. Большинство фараонов направляло сюда на строительство значительную часть ресурсов как Египта, так и его огромных внешних владений. Фивы стали центром культа бога Амона, здесь сооружались крупнейшие храмы в его честь.После возрождения Мемфиса, ставшего в 14 в. до н. э. столицей Египта, Фивы сохраняли роль крупнейшего культурного и религиозного центра Египта вплоть до греко-римского времени. В начале 1 тыс. до н. э. Фивы — центр теократического государства, созданного жрецами Амона на юге Египта после распада Нового царства. Это район двух восстаний (205-199 и 199-186 гг. до н. э.) против эллинистической династии Птолемеев. С распространением в первые века н. э. христианства окрестности Фив становятся одним из первых зарождающихся центров монашеского движения. Позже многие постройки Фив были разграблены и разрушены римлянами. Город пришел в полное запустение, и только во время египетского похода Наполеона Бонапарта археологами и учеными из его свиты были вновь явлены миру руины древних Фив.В древности Фивы располагались на обоих берегах Нила. На восточном берегу древняя столица Египта делилась каналом на две части: на юге впоследствии родился город Луксор, на севере — деревня Карнак. Именно здесь, на восточном берегу Нила, возвышались два грандиозных храма — Карнакский и Луксорский, соединенные аллеями сфинксов. Эти величественные храмовые комплексы соседствовали с дворцами, домами знати, садами редкостных деревьев и искусственными озерами, обелисками и колоссальными статуями фараонов.На западном берегу находились царская резиденция и некрополь близ горы Дехенет («Западная вершина», совр. название— эль-Курн). Покой усопших охраняла мифическая богиня-змея Меритсегер («любящая тишину»). Здесь же, на западном берегу, находился Дейр эль-Мединэ — поселение строительных рабочих и мастеровых, бальзамировщиков, храмовых писцов и крестьян.В Долине фараонов обнаружено около ста гробниц, почти все — фараонов. В отличие от фараонов Древнего царства, чья столица находилась в Мемфисе, фиванские фараоны времен Нового царства не строили пирамид. Чтобы как можно тщательнее скрыть гробницы от постороннего взгляда, их вырубали в скалах. Входы в гробницы засыпали крупными камнями и замуровывали. В течение 500 лет такая форма захоронений оставалась неизменной. Все гробницы были построены однотипно: в известняковой скале проделывали наклонный тоннель длиной до 200 м, круто уходящий вниз на глубину до 100 м и оканчивающийся тремя или четырьмя комнатами. Стены и потолки тоннелей и комнат были покрыты цветными росписями, повествующими о жизни и подвигах усопших.К погребальной камере вели секретные т. н. «падающие» двери, главный вход маскировался земляными холмами и насыпями. И все же, несмотря на все ухищрения древних строителей, уберечь большинство гробниц от последующего разграбления не удалось. Из обнаруженных гробниц самыми примечательными считаются гробницы Тутмоса III, Аменхотепа II, Тутанхамона, Хоремхеба, Рамсеса I, Сети I, Меренптаха, Рамсеса III, Рамсеса VI и Рамсеса IX. Все гробницы были разграблены еще в древности. Лишь гробница исторически незначительного фараона Тутанхамона была обнаружена английским археологом Говардом Картером в 1922 в полной сохранности.В Долине цариц хоронили не только цариц — жен и матерей фараонов, но и безвременно усопших египетских принцев. В Долине цариц археологи обнаружили свыше 70 гробниц. По форме гробницы схожи с усыпальницами Долины фараонов, но немного меньше их размерами. Наибольший интерес для историков представляет гробница Нефертари, жены Рамсеса II. Настенные росписи ее гробницы иллюстрируют египетскую «Книгу мертвых», погребальную камеру осеняет свод в виде звездного купола. Сохранившиеся росписи также украшают стены гробниц сыновей Рамсеса III Аменхерхепешефа и Хаэмуаса.Гробницы египетской аристократии расположены вдоль восточного склона фиванских гор, образуя огромный некрополь — Долину знати (или Долину вельмож). Некрополь состоит из 5 кладбищ, сгруппированных вокруг скальных массивов Шейх Абд эль-Курна, Дра Абу эль-Нага, Асасиф, Курнет Мурей, эль-Хоха и эль-Тариф. Большая часть гробниц датируется временем правления фараонов XVIII и XIX династий. Первые захоронения Долины знати относятся еще к Древнему царству. В Среднем царстве здесь хоронили фиванских номархов — наместников фараона, управлявших четвертым верхнеегипетским номом Уасет.

Гробницы вельмож состоят из открытого двора, святилища и уходящей под землю погребальной камеры. Начиная с XIX династии вход во двор выполнялся в виде пилона — гигантских ворот, бывших неотъемлемой частью архитектуры египетских храмов. Во дворе устанавливались заупокойные стелы, в святилищах — статуи владельца гробницы. Верхняя часть фасада гробницы облицовывалась т. н. гробничными конусами — глиняными цилиндрами-«гвоздями», замурованными по «шляпки» в толщу стен. На внешней стороне конусов специальными печатями наносилось имя хозяина гробницы и его земные и посмертные титулы.

Большинство частично сохранившихся гробниц находится в некрополе Шейх-Абд эль-Курна. Необычайно интересны росписи гробниц Рехмира (визиря Тутмоса III и Аменхотепа II), Сеннефера (управляющего южной частью Фив при Аменхотепе II), Нахта (придворного астронома Тутмоса IV), Рамосе (правителя Фив и визиря при Аменхотепе III и Эхнатоне), Менна (землемера и кадастрового служащего при Тутмосе I). На стенах их усыпальниц изображены погребальные торжества, крестьяне за полевыми работами, сцены суда.Две сидящие статуи фараона Аменхотепа III высотой 18 м известны как Колоссы Мемнона. Некогда они охраняли вход в несохранишийся гигантский посмертный храм Аменхотепа III. На статуях сохранились греко-римские граффити времен императора Адриана и других видных деятелей античного мира. Рамсес II повелел построить этот гигантский храм в честь бога Амона. На барельефах изображены сцены войн Рамсеса II с хеттами. Рамсес II повелел построить этот гигантский заупокойный храм в честь бога Амона, ныне известный как Рамессеум. До нашего времени дошел в разрушенном состоянии. Этот комплекс, называвшийся в древности «Дом Миллионов лет Рамсеса Мериамона», воздвигнут зодчим Пенра на западном берегу Фив. Поверхность гигантского пилона из песчаника покрыта раскрашенными рельефами, на которых изображены сцены войн Рамсеса II с хеттами.

Рамсес III возвел свой некрополь на обширной территории, взяв в качестве образца Рамессеум. На пилонах у входа изображены сцены побед фараона над врагами. В пределах грандиозных стен справа от входных ворот виден храм, посвященный древним божествам. Слева высятся гробницы божественных жен Амона. Близ деревни Курна располагаются руины заупокойного храма Сети I, заложенного фараоном для себя и своего отца Рамсеса I.

  • Ливрага Хорхе Анхель. Фивы. - М.: Новый Акрополь, 2002.

megabook.ru

Фивы (Египет) — WiKi

Древнейшее поселение на месте Фив датируется эпохой Среднего палеолита. Территория Фив была непрерывно заселена по крайней мере с ок. 3200 года до н. э. Считается, что сам город зародился ещё в эпоху Древнего царства (III тысячелетие до н. э.) — с этого времени тут сохранилась часть статуи фараона Ниусерра. Во время Первого переходного периода Фивы стали одним из двух политических центров страны, а их номархи (ставшие известными как XI династия фараонов) вели борьбу с правителями Гераклеополя за контроль над Египтом.

Среднее царство

В эпоху Среднего царства Фивы стали новой столицей вновь объединённого Египта, когда фараон Ментухотеп I, а затем его последователи Ментухотеп II и Ментухотеп III захватили земли вдоль верхнего течения Нила. Они открыли пути к Красному морю, оживили торговлю и сделали Фивы столицей Египта. Следующая XII династия избрала своей резиденцией Ит-Тауи, но Фивы сохраняли своё значение как религиозный и экономический центр.

Когда гиксосы захватили северную часть Египта во время Второго переходного периода, фиванские правители (XVI династия) сохранили свою независимость. Их преемники из XVII династии повели борьбу с гиксосами, закончившуюся изгнанием последних из Египта.

Новое царство

Расцвет Фив, как и самого Египта, начался благодаря военным успехам фараонов. Жители города верили, что победы им обеспечивала поддержка главного бога царства, покровителя власти фараонов Амона, который, слившись ещё с одним древнеегипетским богом Ра, стал Амоном-Ра. Его священным животным был баран. Поэтому нередко бога Амона изображали с головой барана. Жрецы всячески распространяли его культ, устраивали в его честь различные празднества. Это позволило им сосредоточить в своих руках власть и богатство. Культ Амона распространился на весь Египет, когда Фивы вновь стали столицей всего государства. Это случилось уже в эпоху Нового царства начиная с 1580 года до н. э.

Именно жрецы способствовали возведению на фараонов престол женщины — царицы Хатшепсут, которая под накладными гримом и бородой скрывала свою женскую внешность. Она правила Египтом около 22-х лет. За это время по её приказам и при поддержке жрецов восстанавливались старые храмы, возводились новые, посвященные богу Амону.

Хатшепсут велела соорудить в Фивах «Красное святилище», в котором находилась церемониальная ладья бога Амона для его путешествий. По её приказу перед храмом ставились гигантские памятные гранитные обелиски. Её начинание подхватили следующие фараоны: Тутмос III, Аменхотеп III и Рамсес II.

На восточном берегу Нила в Фивах, который называли ещё «городом живых», они возводили величественные храмы для богов, в которые могли входить только фараоны и жрецы, а на западном берегу среди пустынных скальных нагромождений велели сооружать подземные храмы для загробной жизни фараонов — «город мёртвых». Это погребальное культовое место получило название Долины царей, где находятся в общей сложности 62 гробницы, среди них самая знаменитая — самого молодого фараона Тутанхамона.

Помимо храмов на восточном берегу, строились роскошные дворцы для знати, разбивались сады с плодовыми деревьями, делались искусственные озёра с плавающими в них экзотическими птицами. Из Сирии, Палестины в знаменитые Фивы привозили бесчисленные сосуды с вином, изделия из кожи, популярный у египтян камень лазурит. С юга Африки направлялись торговые караваны, груженные слоновой костью, чёрным деревом, золотом, благовониями.

Фивы были столицей Египта на протяжении всей XVIII династии Нового царства, за исключением Амарнской эпохи, во время которой фараон Аменхотеп IV (Эхнатон), стремясь ограничить влияние фиванского жречества, отказался от культа Амона и старых богов, а также построил новую столицу — Ахетатон. Последний, впрочем, был заброшен уже при преемниках Эхнатона.

Однако и XIX династия предпочитала Фивам новые резиденции — на этот раз в Дельте Нила, где была построена столица Рамсеса II — Пер-Рамсес. К концу правления Рамессидов из XX династии вся полнота власти на юге страны оказалась в руках верховных жрецов Амона в Фивах, один из которых — Херихор — провозгласил себя фараоном.

Поздний период

К середине VIII века до н. э происходившая из Нубии (Куша) XXV династия подчинила Фивы своему влиянию. Окончательный закат города начался в VII веке до н. э. Фараоны держали военные гарнизоны далеко от Фив, а солдат требовалась снабжать продовольствием, оружием, ими надо было управлять. Фараоны всё чаще уезжали на юг, и Фивы оставались беззащитными. В конце концов этим воспользовались враги Египта. Последний великий царь Ассирии Ашшурбанапал напал на безоружные Фивы и разграбил город. Это нападение стало началом его упадка. Фараоны уже не вернулись в Фивы.

В эпоху греческих царей Птолемеев, правивших Египтом, Фивы полностью разрушили, красивые храмы пришли в запустение. В дальнейшем бывший город разделили каналом на две части: на юге появился город Луксор, на севере — деревня Карнак. Единственным свидетельством былого могущества Фив и правивших в нём фараонов остались развалины величественного храма Амона-Ра, которые растянулись в длину на 260 метров.

В XIX веке в Египте активно развивалась столица Каир и канал Суэц, а далекий Луксор представлял собой сонное царство древних памятников, которыми мало кто интересовался. Но когда британский предприниматель Томас Кук в 1811 году организовал туристическое бюро, то одним из первых мест при посещении Египта выбрал Луксор. Это зародило интерес у европейцев к истории и обычаям Древнего Египта, его пирамидам и храмам. Луксор стал притягательным не только для туристов, но и для археологов, которые продолжают раскопки и по сей день.

ru-wiki.org

Фивы. Египет

Знаменитая столица фараонов «стовратные Фивы» — а именно под таким названием вошел в историю древнеегипетский город Уасет — располагалась по обеим сторонам великой реки Нил, правый, восточный, берег которой принадлежал фараонам, жрецам, а также не только именитым, но и ничем не выдающимся жителям — обычным торговцам и мастеровым, густо населявшим цветущий и живописный город, а левым — западным — безраздельно владели другие, не менее важные особы — именитые покойники. Именно в этой части города находился печальный город мертвых — знаменитая Долина царей, где в течение почти половины тысячелетия хоронили правителей Древнего Египта (всего на сегодняшний день обнаружены 62 древние гробницы).

Древнеегипетский город Уасет

Древнеегипетский город Уасет

Одна из богатейших, величественных и просто значительных по размерам (ее длина около 105 м) усыпальниц принадлежит фараону Сиптаху, который не только не отличился длительностью и качеством правления, но и в принципе — не оставил о себе никаких сведений.

«Начались» прекрасные Фивы — южный центр Египта — с небольшого древнего поселения, самым счастливым временем для которого стала эпоха Нового царства (1580-1085 гг. до н.э.), когда древний город взметнулся на пик своей роскоши и блеска: его правители, стремясь доказать всему государству свое могущество и величие, не жалели ни сил, ни средств на благоустройство и украшение своего города. Именно в это время были возведены все известные храмы и дворцы, достигло своего апогея фиванское искусство и архитектура.

«Стовратные» древнеегипетские Фивы (это название городу было дано греками) перекликаются с «семивратными» греческими Фивами, противопоставляя им свои грандиозные размеры, величие и количество горожан.

Благодаря тому, что город (часто Фивы так и называли — «город», опуская собственно название, т.к. и так было очевидно, какой именно город имеется в виду) занимал удивительно удобное и выгодное во многих смыслах положение — он располагался на своеобразном перекрестке торговых путей, соединяющих Египет с Нубией и побережьем Красного моря, — Фивы оказались участниками известного политического конфликта.

Суть конфликта заключалась в том, что царь Фив задумал претендовать на главную роль в деле объединения Египта. В то же время правитель Гераклеополя, также желая принять самое деятельное участие в борьбе за господство в государстве, в свою очередь, заявил собственные права на власть в Египте. В результате, между двумя могущественными номами разгорелось довольно жесткое политическое «сражение», победу в котором одержал фиванский царь Ментухотеп, ставший правителем объединенного египетского государства.

Как и многие древнеегипетские города, Фивы поклонялись богу солнца Амону-Ра, в честь которого горожане построили два прекраснейших храмовых ансамбля в святилищах Карнак и Луксор, главным из которых считался храм в Карнаке. Этот храм, призванный продемонстрировать не только мощь бога солнца, но и могущество новой династии фараонов, был настолько величествен и грандиозен, что мог бы считаться еще одним чудом света. Храмовые статуи, огромные колонны, высота которых приравнивалась к высоте трехэтажных домов, пышность убранства, а также огромный гипостильный зал (его площадь — 5000 кв.м.), начатый фараоном Сети I, а завершенный его сыном Рамсесом II, в прямом смысле слова затмили все известные архитектурные храмовые шедевры тех времен.

По гипотезе Г. Вильсона, именно украшенный уникальными барельефами с изображением воинских подвигов фараонов гипостильный зал вдохновил Гомера на написание знаменитых батальных сцен своей великой «Илиады».

Одним из самых известных фиванских памятников, дошедших до наших дней, является знаменитая статуя сидящего Рамсеса II, которая сейчас занимает достойнейшее место в Турине. Эта скульптура считается настоящим образцом того, как можно с помощью простых и, на первый взгляд, ничем не примечательных — бытовых — деталей (простая одежда и обувь, спокойная поза и т.д.) добиться ощущения мощи, величия и грандиозного владычества правителя.

Практически полное разрушение Фив в 663 г. до н.э. войсками ассирийского царя Ашшурбанипала положило конец этому прекрасному и огромному городу. Сейчас от блистательных Фив остались лишь величественные в своем великолепии руины знаменитых храмов Карнака и Луксора, ставших уникальными музеями под открытым небом.

sitekid.ru


Смотрите также