Древний египет женщина. Женщина в Древнем Египте
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Женщина в Древнем Египте. Древний египет женщина


Роль женщины в Древнем Египте

(Из статьи Е. Руденко)

Женщины Египта были более свободны и независимы, чем женщины других стран – не только Древнего Мира, но и Европы: со средневековья до конца XIX века. Однако так называемое "равенство полов" в Древнем Египте отсутствовало - ибо согласно миропорядку, установленному Маат жизненная сущность мужчин и женщин разная. Мужчины Египта преклонялись перед женщинами, восхищались ими, заботились о них. При этом, естественно, требуя от них внимания и уважения к себе. 

читать дальше

 

Женские образы в изобразительном искусстве

В традиционном изобразительном искусстве Египта женщин чаще всего представляли в образе любящей жены, держащей мужа за руку, или обнимающей его за плечо. Так как мужчины работали на свежем воздухе на полях или у реки, их кожа была тёмной, в то время как у женщин, занятых в закрытом отпалящего солнца помещении - светлой. Этот жизненный уклад создал правила раскраски изображений:женское тело красилось в желтоватый цвет, мужское – в кирпичный.Считалось, что если кожа жены светла, значит – её муж трудолюбив и заботлив.Согласно изобразительному искусству, египтянок обычно представляют хрупкими и изящными (только на изображениях эпохи Древнего Царства представлены женщины крепкого телосложения с округлыми лицами). Это относится не только к портретам знатных утонченных дам, широко известны изображения жриц, танцовщиц, музыкантш, акробаток, кухарок, служанок – женские образы египетской живописи поражаютсвоей грацией и стройностью. На стенах гробниц рядом с умершим мужем часто изображалась его жена. Предвзятые исследователи ссылаясь на подобные фрески, утверждали, что живую жену похоронили вместе с покойным мужем. Позднее этот миф был опровергнут. Подобные изображения символизируют любовь друг к другу, которую даже смерть не в силах разрушить, и надежду на встречу в загробном мире. На стенах гробниц иногда изображалась и мать умершего. В скульптуре, в отличие от живописи, в основном представлены знатные женщины. Женщина в скульптурном портрете обычно изображалась рядом с мужем или в кругу семейства.

Женские образы в литературе

В египетской поэзии женщины предстают в лёгких романтических образах. Египетская любовная лирика рисует множество красивых любовных историй и трогательных признаний в любви.

«Её точеный лоб меня пленил,Подобно западне из кипариса.Приманкой были кудри,И я, как дикий гусь, попал в ловушку»

В поэзии женщина выступает не только как объект признаний, она сама трогательная смелая влюблённая:

«Твоей любви отвергнуть я не в силах.Будь верен упоенью своему!Не отступлюсь от милого, хоть бейте!Хоть продержите целый день в болоте!Хоть в Сирию меня плетьми гоните,Хоть в Нубию — дубьем,Хоть пальмовыми розгами — в пустыню Иль тумаками — к устью Нила.На увещанья ваши не поддамся»

В отличие от поэзии, где доминируют образы романтических возлюбленных, в египетской прозе женщина обычно представлена как жена или мать. В прозаических произведениях воспевались образы заботливой любящей верной жены (например, «История Исиды и Осириса»), а сварливые и неверные жёны жёстко высмеивались и представлялись ярко выраженными отрицательными персонажами, которых ждало наказание за злодейства (например, «Сказка о двух братьях»). Предположительно, подобные образы несли цель воспитать из юных египтянок заботливых жён - показать со стороны: как отвратительна капризная сварливая женщина и как прекрасна любящая верная жена – подобная самой Исиде. Согласно «Поучениям» в Египте изначально воспитывалось уважение и бережное отношение к своей жене.

«Если ты склонен к добру, заведи себе дом. Как подобает, его госпожу возлюби. Чрево ее насыщай, одевай ее тело, Кожу ее умащай благовонным бальзамом, Сердце ее услаждай, поколе ты жив! Она - превосходная пашня для своего господина» (Поучения Птахотепа)

Женское образование и карьера

Женщины Древнего Египта могли при желании получить образование. Для царских дочерей это было обязательным. Сохранились дощечки для письма дочерей фараона Эхнатона. А Сен-Мут, фаворит царицы Хатшепсут был наставником её дочери Нефрура.

Может показаться удивительным, что не только дочери фараонов, но и простые домохозяйки умели читать и писать. О чем свидетельствуют бытовые записи, сделанные женщинами. Естественно, они были женами и дочерьми образованных людей. О распространённой женской грамотности свидетельствуют ироничные надписи Ступенчатой пирамиды, в которых говорится о литературных потугах женщины.Женщина Египта имела возможность реализовать себя не только как хозяйка дома. Она могла быть официальным представителем своего мужа на время его отсутствия и имела право взять на себя ответственность за ведение его дела. Женщины Египта работали не только музыкантами, танцовщицами и плакальщицами, при желании и старании они получали профессиональные положения и должности, например, наблюдателей или управляющих. Упоминания о женщинах-писцах встречаются во времена Среднего Царства и становятся более распространёнными в эпоху Нового Царства. Женщины-писцы служили при храмах, их нанимали в знатные дома для помощи хозяйке в управлении имуществом. Женщинам также удавалось получить профессию врача. Первая в истории женщина-врач - Песечет практиковала в Мемфисе в 3-м тысячелетии до н.э.

Женщина могла быть жрицей, что поощрялось обществом, а также занимать храмовые должности по учёту имущества. В жреческой карьере женщины нередко удостаивались высшего жреческого титула Ур-т («возвышенная»). Например, высшая жрица в Иуну - Ур-т Текхент. Самые распространенные женские административные должности – должность «наблюдателя»: «Наблюдатель ткани» в ткацкой мастерской, «Наблюдатель за танцовщицами», «Наблюдатель за прислугой», «Наблюдатель за имуществом». В данном случае женщины выступали в роли организаторов. Иногда египтянки достигали высокого административного статуса при дворе фараона. Например, женщина по имени Небет занимала положение «правой руки» фараона подобно визирю, но также известно, что свои должностные обязанности она выполняла при помощи мужа. При дворе женщины могли получить должности распорядителей и казначеев.

Женщины и закон

Перед законом женщины имели равные права с мужчинами. Египтянки могли унаследовать имущество, покупать и продавать недвижимость. Женщина могла заключать контракты, быть истцом в суде, брать взаймы. Ей позволяли жить как единоличной владелице имущества без мужчин-опекунов. В других странах древнего мира мужчины сильнее доминировали над женщинами.

Доходы, приобретенные в браке совместно, были формально разделены - жена имела право на свою долю от общих семейных доходов. Она могла передавать своё имущество по наследству кому пожелает.

«Я - свободная женщина Египта. Я вырастила восемь детей и обеспечила их всем необходимым для начала их взрослой жизни. Но теперь я постарела и созерцаю, что мои дети не заботятся обо мне больше. Поэтому я передаммою собственность тем, кто позаботились обо мне, и не дам ничто тем, кто пренебрегли мной»

(Завещание Наунахт)Египетский закон защищал жён от жестокого обращения. Если муж, избивая, причинил жене увечье, его ждало наказание. Виновный должен был поклясться перед судьями, что больше не тронет свою жену, а в случае нарушения клятвы он получал сто палочных ударов и лишался права на совместно приобретенное имущество. Этим иногда пользовались корыстные жены, обращаясь к судебным властям, они получали долю имущества, принадлежащую мужу. Египетские женщины вели довольно свободную жизнь. Они не были феминистками, но имели своё положение в обществе. Египтянка помогала своему мужу в управлении домашним хозяйством, могла работать и учится. Она жила подобно своей матери и бабушке согласно закону Маат, оставаясь слабой женщиной.

irina-seriel.livejournal.com

Женщина в Древнем Египте Википедия

Изображение придворной дамы в гробнице Менны (TT69), Луксор

Женщина в Древнем Египте занимала высокое положение в сравнении с большинством прочих развитых цивилизаций того периода — от Шумера и Аккада до Древней Греции и Римской империи. При этом и женщины, и мужчины должны были соблюдать свои обязанности в обществе.

Правовые основы[ | код]

Египтянки обладали равными с мужчинами юридическими правами наследования, завещания, свободно вне военного времени передвигались по стране, могли составлять договоры и присутствовать в качестве свидетеля, подавать в суд, записывать детей на своё имя. Проживающие в Египте эпохи Птолемеев гречанки, зависящие от мужчины-покровителя кириоса (др.-греч. κύριος), завидовали свободе и независимости египтянок[1][2].

Редко, но женщины достигали высоких позиций в административном управлении, властных структурах, становились писцами. Такая исключительность связана с основными возлагавшимися обществом на женщину обязанностями — материнство, управление хозяйством.

Женщина в Древнем Египте играла важную роль в системе наследования, так как земельная собственность переходила по женской линии. Это происходило из того, что факт материнства более очевиден, нежели отцовства. Муж мог пользоваться землёй, пока жива супруга, после же её смерти всё наследовала дочь[2]. Поэтому женитьба на любой наследнице престола давала фараону право управлять страной. Возраст жены в этом случае часто не имел значения — бывало, что женой становилась и пожилая старуха, и новорождённый младенец. Часто, чтобы убрать конкурентов, фараон брал в жёны всех наследниц престола. Например, Рамсес II женился на царице Иситнофрет, и впоследствии, чтобы не лишиться престола, женился на своей дочери Бент-Анат[3].

Семья[ | код]

Брак[ | код]

Любой свободный гражданин имел право на брак. В Египте женщина после замужества сохраняла своё имя, добавляя «жена такого-то», и получала статус «Хозяйки дома», оставаясь лично свободной. Многие девочки мечтали выйти скорее замуж, ибо тогда они освобождались из-под родительской опеки и могли позволить себе бо́льшую свободу[3].

Необязательно было молодой переходить в дом мужа, нередко супруг переезжал в родительский дом невесты. Это происходило либо в целях удобства и выгоды, либо по причине отсутствия сыновей и братьев в семье невесты.

Брак не освящался священнослужителями, египтяне свадебных торжеств не устраивали, ограничиваясь обменом подарками. Нередко, особенно в поздние периоды, заключались брачные договоры. Муж произносил сакраментальную фразу «Я беру тебя в жёны», а она отвечала «Ты берёшь меня в жёны»[4]. Родственники невесты преподносили подарок жениху и получали с его стороны «выкуп невинности» за невесту, что говорит о важности соблюдения девства перед замужеством (хотя это не считалось принципиально важным). При повторном замужестве женщина получала «подарок невесты». Нередко эти подарки были лишь формальностью, поскольку семьи объединялись и вели общее хозяйство, но при разводе эти подношения могли вернуть по решению суда.[1]

В Древнем Египте не существовало строгих запретов для холостяков и одиноких женщин или вдов — они могли не заводить семьи, если не хотели. Но желательным всё же считали одинокими не оставаться, продолжить род, обеспечить свою старость. Завести семью зачастую было попросту экономически выгодно, а также помогало в продвижении по карьерной лестнице.

Измена[ | код]

В Папирусе Весткар говорится о женщине, которую за измену мужу сожгли заживо. В сборнике Гастона Масперо «Contes populaires» (Популярные сказки) приводится древняя легенда о фермере Биту, которого соблазнила жена его брата Анопу. Коварная женщина обманом заставляет мужа расся с Биту. Лишь после убийства брата Анопу раскрывает обман неверной жены и бросает её на съедение собакам.

Развод[ | код]

Потребовать развода по той или иной причине могли и мужчина и женщина. Инициатор развода вынужден был отдать половину своего имущества супругу. Если на развод подавал мужчина, то ему приходилось выплачивать алименты бывшей супруге до её следующего замужества или до её решительного отказа от выплат. Дети оставались с матерью[5]. Решение принималось без вмешательства каких-либо административных или религиозных структур[4]. Одним из оснований для развода могло стать отсутствие в семье детей.

Дети[

ru-wiki.ru

Женщина в Древнем Египте — Википедия РУ

Изображение придворной дамы в гробнице Менны (TT69), Луксор

Женщина в Древнем Египте занимала высокое положение в сравнении с большинством прочих развитых цивилизаций того периода — от Шумера и Аккада до Древней Греции и Римской империи. При этом и женщины, и мужчины должны были соблюдать свои обязанности в обществе.

Правовые основы

Египтянки обладали равными с мужчинами юридическими правами наследования, завещания, свободно вне военного времени передвигались по стране, могли составлять договоры и присутствовать в качестве свидетеля, подавать в суд, записывать детей на своё имя. Проживающие в Египте эпохи Птолемеев гречанки, зависящие от мужчины-покровителя кириоса (др.-греч. κύριος), завидовали свободе и независимости египтянок[1][2].

Редко, но женщины достигали высоких позиций в административном управлении, властных структурах, становились писцами. Такая исключительность связана с основными возлагавшимися обществом на женщину обязанностями — материнство, управление хозяйством.

Женщина в Древнем Египте играла важную роль в системе наследования, так как земельная собственность переходила по женской линии. Это происходило из того, что факт материнства более очевиден, нежели отцовства. Муж мог пользоваться землёй, пока жива супруга, после же её смерти всё наследовала дочь[2]. Поэтому женитьба на любой наследнице престола давала фараону право управлять страной. Возраст жены в этом случае часто не имел значения — бывало, что женой становилась и пожилая старуха, и новорождённый младенец. Часто, чтобы убрать конкурентов, фараон брал в жёны всех наследниц престола. Например, Рамсес II женился на царице Иситнофрет, и впоследствии, чтобы не лишиться престола, женился на своей дочери Бент-Анат[3].

Семья

Брак

Любой свободный гражданин имел право на брак. В Египте женщина после замужества сохраняла своё имя, добавляя «жена такого-то», и получала статус «Хозяйки дома», оставаясь лично свободной. Многие девочки мечтали выйти скорее замуж, ибо тогда они освобождались из-под родительской опеки и могли позволить себе бо́льшую свободу[3].

Необязательно было молодой переходить в дом мужа, нередко супруг переезжал в родительский дом невесты. Это происходило либо в целях удобства и выгоды, либо по причине отсутствия сыновей и братьев в семье невесты.

Брак не освящался священнослужителями, египтяне свадебных торжеств не устраивали, ограничиваясь обменом подарками. Нередко, особенно в поздние периоды, заключались брачные договоры. Муж произносил сакраментальную фразу «Я беру тебя в жёны», а она отвечала «Ты берёшь меня в жёны»[4]. Родственники невесты преподносили подарок жениху и получали с его стороны «выкуп невинности» за невесту, что говорит о важности соблюдения девства перед замужеством (хотя это не считалось принципиально важным). При повторном замужестве женщина получала «подарок невесты». Нередко эти подарки были лишь формальностью, поскольку семьи объединялись и вели общее хозяйство, но при разводе эти подношения могли вернуть по решению суда.[1]

В Древнем Египте не существовало строгих запретов для холостяков и одиноких женщин или вдов — они могли не заводить семьи, если не хотели. Но желательным всё же считали одинокими не оставаться, продолжить род, обеспечить свою старость. Завести семью зачастую было попросту экономически выгодно, а также помогало в продвижении по карьерной лестнице.

Измена

В Папирусе Весткар говорится о женщине, которую за измену мужу сожгли заживо. В сборнике Гастона Масперо «Contes populaires» (Популярные сказки) приводится древняя легенда о фермере Биту, которого соблазнила жена его брата Анопу. Коварная женщина обманом заставляет мужа расправиться с Биту. Лишь после убийства брата Анопу раскрывает обман неверной жены и бросает её на съедение собакам.

Развод

Потребовать развода по той или иной причине могли и мужчина и женщина. Инициатор развода вынужден был отдать половину своего имущества супругу. Если на развод подавал мужчина, то ему приходилось выплачивать алименты бывшей супруге до её следующего замужества или до её решительного отказа от выплат. Дети оставались с матерью[5]. Решение принималось без вмешательства каких-либо административных или религиозных структур[4]. Одним из оснований для развода могло стать отсутствие в семье детей.

Дети

Беременные женщины обращались с молитвами к богине-лягушке Хекат, носили амулеты с изображением сидящей на лотосе лягушки. Роженицу мазали благовониями, клали на живот фигурку женщины, сажали на ковёр, по углам которого ставили четыре кирпича, олицетворявших богинь Нут, Тефнут, Исиду и Нефтиду. После родов чрево женщины находилось под защитой богини Таненет. Для определения пола будущего ребёнка существовала практика, распространившаяся позднее в Греции, Византии и Европе. Мешочки с ячменём и пшеницей помещались в мочу беременной женщины — проросший ячмень сулил мальчика, а пшеница — девочку[6].

Медицинские папирусы приводят рецепты контрацепции, которая не возбранялась. Ингредиенты сегодня определить трудно, но некоторые понятны: напиток из сельдерея и пива, ферментированная смола акации[6], помёт крокодила.

Профессии

Основная масса египтянок были простолюдинками. Они занимались домашним хозяйством, пока муж и сыновья обрабатывали поля; женщина могла замещать мужа или сына в лавке, руководить полевыми работами. Часто женщин изображали за приготовлением пива, хлеба, тканием полотна, плетением корзин. Обычно «Хозяйка дома» командовала прислугой, обучала детей. Знатные женщины, которые нанимали прислугу и няней, изготавливали духи, служили при храмах богам и богиням, разучивая песни, музыку и танцы[7]. Служителями культа богини Исиды могли быть и женщины и мужчины, а жрецами бога Амона были исключительно мужчины. Наивысшим титулом для женщины (первоначально из царской семьи, позже из любой знатной) был титул «Божественная супруга Амона», который позволял ей совершать с главным жрецом религиозные обряды у статуи бога. В Новом царстве самой могущественной «Супругой Амона» считалась царица Хатшепсут[5].

Женщины из любого сословия могли работать плакальщицами. На главный фестиваль Осириса две самые выдающиеся женщины выбирались для исполнения «Плача Исиды и Нефтиды». В текстах Дейр эль-Медины сказано о «мудрых женщинах» (преимущественно жрицы Хатхор), которые трактовали сны, предсказывали будущее[8].

Чтобы стать жрецом, следовало пройти долгий путь обучения писцом. Если женщина получала образование писца, она могла претендовать на позицию жрицы, учителя или врача. Женщины-врачи почитались в Древнем Египте, а медицинская школа в Александрии обучала желающих и из других стран. Гречанка Агнодика в IV в. до н. э. отправилась изучать медицину в Египет, поскольку ей как женщине отказали в обучении в Афинах[5]. Прославленными египтянками-врачами были «главный врач» Мерит Птах (XXVII в. до н. э.) и акушерка Песешет (IV династия). Известна Ненофер времён Нового Царства, которая руководила своим бизнесом. Визирем чати служила Небет при VI Династии.

Женщины у власти

За 3000-летнюю историю египетской цивилизации женщинам приходилось становиться во главе государства либо в качестве регента, либо единоличным правителем по причине отсутствия других наследников или из-за собственных амбиций. Науке известны несколько таких женщин-фараонов:

Династический период
  • Нейтхотеп (I Династия) записывала своё имя в орнаментальную виньетку серех, что разрешалось лишь фараонам. Вопрос о единоличном правлении остаётся открытым.
  • Мернейт (I Династия) также записывала своё имя в орнаментальную виньетку серех. Регентствовала при малолетнем сыне Дене.
Древнее царство
Среднее царство
  Клеопатра VII, статуя ок. 51 — 30 гг. до н. э.
Новое царство
  • Хатшепсут (XVIII Династия) не передала власть вступившему в права и возраст пасынку Тутмосу III, требовала обращения к себе «фараон».
  • Нефернефруатон (XVIII Династия) — тронное имя, предположительно, Нефертити, правившей около двух лет после смерти мужа фараона Эхнатона.
  • Анхесенамон (XVIII Династия) оставалась единственной представительницей царской семьи после смерти супруга Тутанхамона и правила непродолжительное время. Это следует из писем Дахамунцу.
  • Таусерт (XIX Династия) — последний правитель XIX Династии пришла к власти в качестве регента при сыне Сиптахе и вернулась на трон после его смерти. Следующий фараон Сетнахт уничтожал память о Таусерт, узурпировал её гробницу (KV14) в Долине царей.
Эллинистический период
  • Береника III (Птолемеи) вступила во власть в 81 году до н. э. и после 6 месяцев удачного правления была убита своим мужем Птолемеем XI. Разгневанный народ расправился с фараоном.
  • Береника IV (Птолемеи) узурпировала власть отца в 58 году до н. э. Первого мужа приказала задушить, со вторым правила 6 месяцев, пока вернувшийся из изгнания Птолемей XII не убил её.
  • Клеопатра VII (Птолемеи) боролась за власть со своим братом Птолемеем XIII, опираясь на поддержку Рима (особенно Юлия Цезаря). После гибели в бою одного брата Клеопатра вышла замуж за второго Птолемея XIV и правила практически единовластно. После убийства Цезаря она нашла союзника в лице Марка Антония, но потерпела поражение от Октавиана и покончила с собой. Считается последним египетским правителем, хотя по происхождению Птолемеи не были египтянами.

Идеал женской красоты

Примечания

  1. ↑ 1 2 Bob Brier, Hoyt Hobbs. Daily Life of the Ancient Egyptians. — Westport: Greenwood Press, 2008. — (Daily life through history). — ISBN 978-0-313-35306-2.
  2. ↑ 1 2 Barbara Watterson. The Egyptians. — Wiley-Blackwell, 1997.
  3. ↑ 1 2 Маргарет Мюррей. Величие Древнего египта. — Москва: ЗАО Центрполиграф, 2009. — С. 107-112. — 319 с. — ISBN 978-5-9524-44829.
  4. ↑ 1 2 Christiane Desroches Noblecourt. Женщина во времена фараонов = La femme au temps des pharaons. — Stock, 1988. — 344 с. — (Le Livre de Poche). — ISBN 2253046418.
  5. ↑ 1 2 3 Joshua J. Mark Women in Ancient Egypt (англ.) // Ancient History Encyclopedia : Статья. — 2016. — 4 ноября.
  6. ↑ 1 2 Кристиан Жак. Рамсес. Храм миллионов лет = Les Egyptiennes / пер. с фр. Е. Коваленко. — М.: Феникс, 2001. — 448 с. — (След в истории). — ISBN 5-222-00085-0.
  7. ↑ Hunt, Norman Bancroft. Living in Ancient Egypt. — New York: Thalamus Publishing, 2009. — ISBN 978-0-8160-6338-3.
  8. ↑ David, R. Religion and Magic in Ancient Egypt. — Penguin Books, 2003.

http-wikipediya.ru

Себекнеферу — первая женщина-фараон :: Частный Корреспондент

 

 

Мнения

Николай Подосокорский
Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Марат Гельман
Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin
Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev
Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Михаил Эпштейн
Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Лев Симкин
Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов
Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс
Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Александр Головков
Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.

www.chaskor.ru


Смотрите также