Древний египет вклад. Тема 1.4. Вклад древнейших цивилизаций в развитие мировой культуры
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Культура Древнего Египта. Древний египет вклад


Вопросы для повторения

Какое место элементы медицины и фармации занимали в составе древних культур и цивилизаций?

Почему первые цивилизации Земли возникли на Ближнем Востоке?

Как переход некоторых регионов Земли от первобытного строя к ранней цивилизации повлиял на искусство врачевания?

Какие из мирных и военных занятий древних обитателей Междуречья способствовали развитию их лечебных и аптечных знаний и навыков?

Откуда нам известно о медицине и врачах древней Месопотамии?

Какую роль в развитии древней медицины и фармации сыграло изобретение письменности?

По каким двум направлениям осуществлялась медицинская практика в Месопотамии?

Какую роль в зарождении медико-фармакологической практики на Ближнем Востоке сыграли его природные условия?

Проанализируйте приведенные выше тексты шумерских рецептов с точки зрения современной фармакогнозии и фармакологии.

Какие из зародившихся у древних шумеров форм врачевания могли повлиять на дальнейшее развитие медицинской культуры народов Востока и Запада?

Почему государственные законы шумеров и вавилонян регламентиро-вали в том числе и медицинскую практику?

Чем был обусловлен медленный темп развития медицинских познаний на Ближнем Востоке?

Почему магическое направление месопотамской медицины в конечном счете победило «научное»?

Каким народам какие медицинские открытия и фармацевтические знания передали древние обитатели Междуречья?

III. Древний Египет: от ритуала похорон к науке исцеления

1. Страна пирамид и ее вклад в мировую культуру.

2. Мифо-религиозные истоки древнеегипетской медицины. Боги — покровители врачевания.

3. Рациональное и иррациональное в медицине Древнего Египта.

4. Положение врачей в египетском обществе.

5. Теория и практика египетской медицины.

Литература

Ассман Я. Египет: теология и благочестие ранней цивилизации. М., 1999.

Васильев Л.С. История Востока. Т. 1. М., 1993 (Глава 6 «Древний Египет»).

Жак К. Египет великих фараонов. М., 1991.

История Древнего Востока (Передняя Азия и Египет). Ч. 2. М., 1988.

Картер Г. Гробница Тутанхамона. М., 1959.

Керам К. Боги, гробницы, ученые. М., 1960.

Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. М., 1976.

Культура древнего Египта. М., 1976.

Монтэ П. Египет Рамсесов. М., 1989.

Морэ А. Цари и боги Египта. М., 1998.

Рак И.В. Мифы Древнего Египта. М., 1993.

Страна пирамид и ее вклад в мировую культуру

Египет — сравнительно узкая полоса орошаемой земли, протянувшаяся среди необозримых песков в нижнем течении Нила, снабжающего ее водой и плодородным илом во время своих периодических разливов. Поэтому эту страну и называют нильским подарком людям. Здесь свыше шести тысячелетий назад расцвела одна из самых древних и удивительных цивилизаций мира.

Собственное имя страны, лежавшей в долине Нила, было Та-Кемет — «черная земля» (темная, потому что орошаемая, возделываемая — в противоположность бесплодной красной земле окрестной пустыни). Название «Египет» появилось после прихода сюда греков и происходит от их слова «Aigyptos» (видимо, от искаженного Хеку-Пта — название священного города Мемфиса, где располагались старейшие храмы и пирамиды).

К IV тыс. до н. э. в результате смешения протосемитских, берберских и кушитских племен, вперемешку населявших долину Нила с X тыс. до н. э., образовалась этнополитическая общность (древнеегипетская народность), составившая коренное население Древнего Египта (ныне, после арабского завоевания Египта в Средние века, прямыми потомками древних египтян считают коптов). К этому времени здесь завершился процесс расслоения общин, выделения родоплеменной знати и превращения вождей племен в царьков; возникли первые примитивные государственные образования (номы).

В течение длительного периода в долине Нила сосуществовали два протогосударства: Южный (Верхний) Египет (от последнего — пятого порога до первого рукава дельты Нила) и Северный (Нижний) Египет (разветвленная дельта Нила). В конце IV тыс. до н. э. они были объединены в двуединое царство. Список его правителей, согласно устной традиции, начинается с легендарного Менеса — основоположника I династии (Царского Дома). За следующие три тысячелетия тут сменилась 31 царственная династия. Они различались не столько по семейному родству своих представителей, сколько по району их происхождения.

Престол верховных правителей — фараонов передавался чаще всего по женской линии, так что законным царем считался тот, кто был женат на царевне. Поэтому нередкими были браки фараонов с родными (чаще всего сводными) или двоюродными сестрами.

Самобытная история Древнего Египта продолжалась и после утраты им политической независимости в связи с завоеванием Александром Македонским. Представители династии Птолемеев, воцарившейся там после его смерти (и до 30 г. до н. э.), изображали себя наследниками фараонов. Римляне превратили Египет в житницу Италии — из этой провинции они вывозили львиную долю хлеба. В 395 г. н. э., после распада Римской империи, эта страна превратилась в одну из провинций Византии. А в 640-х гг. Египет завоевали арабы, и он вошел в состав их Халифата, став с тех пор частью арабского мира и его культуры. С начале XVI в. Египет — часть Турецкой империи.

Слова «фараон» связано с этикетным и магическим запретом упоминать о царе прямо; о нем говорили «[тот, кто] в большом доме». В европейские языки этот термин проник через Библию, где описан египетский плен иудеев. Для медицинского обслуживания пышного двора фараонов требовались, среди множества чиновников прочих рангов, и врачи. Они же обычно сопровождали многочисленные походы фараонов — военные, торговые, инспекционные экспедиции по Нилу 18[18].

Весьма глубокие и разносторонние для Древнего мира знания египтян вырастали из практического опыта — деятельности трудолюбивых крестьян, ремесленников, путешествовавших по всем сторонам света торговцев. После объединения районов (номов) Египетской долины в одно государство его правящую элиту составляют многочисленные чиновники и, в особенности, жрецы.

В IV тыс. до н. э. здесь началась обработка меди, появилось гончарное, ткацкое и керамическое производства, открыт рецепт изготовления фаянса; с III тысячелетия до н. э. выделывается стекло; во II тысячелетии до н. э. входят в употребление сначала бронза, а затем железо. Экспортируемые отсюда украшения (бусины в виде скарабеев, сфинксов и т.п.) находят за тысячи километров от Африки, в том числе на территории Восточной Европы, вплоть до Прибалтики; даже в Сибири.

Своеобразным центром древнеегипетской политики и наиболее концентрированным выражением культуры этого народа стали монументальные сооружения в честь фараонов — их гигантские статуи и усыпальницы-пирамиды. Они представляют собой традиционные в Северной Африке, но многократно увеличенные надгробия прямоугольных очертаний (мастаба — скамья). Погребальные камеры и всевозможные хранилища заупокойного инвентаря располагались не в самих пирамидах, а глубоко под землей; к ним вели вертикальные шахты. Для обмана кладоискателей многие такие ходы делали тупиковыми. Пирамиды располагались в центре целых «городов мертвых» — вокруг каждой большой пирамиды сооружались меньшие — для родственников и приближенных фараона, а также многочисленные подземные тайники-хранилища разного рода запасов для комфортной жизни на том свете. Фараонов и их знатных приближенных после смерти мумифицировали, благодаря чему их тела в сухом климате Египта хорошо сохранились вплоть до наших дней.

Находки археологов, музейные коллекции из таких некрополей — важнейший источник изучения древнеегипетской культуры, включая медико-фармацевтическую.

Египтяне стремились сохранить тела своих покойников, в первую очередь знатных, чтобы обеспечить их жизнь на том свете. Из трупа удалялась часть внутренностей; затем он заворачивался в просмоленные и пропитанные гипсом ткани. Процедура изготовления мумий со временем усложнялась и в общей сложности занимала несколько месяцев. Внутренности либо помещались в особые сосуды (канопы) для сохранения в той же гробнице, либо вкладывались после консервации на свои места; либо заменялись на муляжи-амулеты. Многочисленные амулеты вкладывались также во все разрезы на теле. У некоторых мумий отчленена и вновь пришита голова; у других отсечены и вложены в грудную клетку стопы (наверное, для того, чтобы покойник не осквернил пол загробного судилища). Чтобы обмануть грабителей пирамид, в некоторые гробницы помещали мумии (или их части) посторонних лиц, а останки знатного покойника прятали более тщательно.

Подобная технология изготовления мумий обеспечила сохранность большинства из них на протяжении тысячелетий. Многие мумии до сих пор сохраняют эластичность и пригодны для различных медико-биологических исследований, которые показывают, чем на самом деле болели и как лечились древние египтяне.

В связи со столь масштабным отправлением культа предков сформировались основные черты древнеегипетской культуры, определенный художественный стиль. Необходимой составной частью такой ритуальной практики служили медицина и фармация. Процедура мумификации требовала некоторых представлений в области анатомии и физиологии; использования полезных свойств растений, минералов, смол; многих других технических приемов, которые имели отношение и к лечению живых людей.

Сооружение одной из первых больших пирамид — в честь фараона Джосера проводилось по проекту его главного советника — архитектора, врачевателя и вообще мудреца Имхотепа (XXVIII в. до н. э.). Греки потом отождествляли его с богом врачевания Асклепием.

К титаническому труду по возведению пирамид привлекались не только многочисленные рабы, но и крестьяне, покидавшие свои поля на время отлива Нила. Найдены папирусы с записями древнеегипетских чиновников о забастовках строителей пирамид, не получивших вовремя чеснок для питания. Заготовка огромных каменных блоков в окрестных горах, их перевозка по суше и по реке, методичная укладка с помощью блоков, шкивов и рычагов согласно чертежам проектировщиков — вовсе не чудо, не при чем тут и всякие фантастические версии, гуляющие по страницам развлекательной литературы.

Пирамиды — памятник первоначальному развитию инженерной, технологической мысли и титаническому труду тысяч рабочих и сотен организаторов этого гигантского производства, длившемуся десятки лет на каждом объекте.

По-видимому, не позднее IV тыс. до н. э. появились египетская письменность — иероглифическое письмо (от греч. слов hieros — жрец + glyphe — резьба). Наиболее ранние из дошедших до нашего времени памятников древнеегипетской литературы датируют XXXII в. до н. э.

Интересным подтверждением тому, что все упоминавшиеся источники являются компилятивными, служат высказывания древних египтян:

«Молодые, строптивые, без послушания и уважения к старшим. Истину отбросили, обычая не признают. Никто их не понимает, и они не хотят, что бы их понимали. Несут миру погибель и станут последним его пределом.»

Надпись на гробнице фараона (3500 лет до н. э.)

«Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не так далек.»

Древний Египет (2000 лет до н. э.)

Ряд сюжетов фольклора и эпоса разных народов мира впервые встречается в египетских текстах, что свидетельствует о древности и оригинальности древнеегипетских литературных традиций и о влиянии культуры Древнего Египта на развитие культуры многих других стран.

Изучение древнеегипетских текстов началось сравнительно недавно, после того как французский ученый Ж.Ф. Шампольон разгадал тайну этого иероглифического письма. 14 сентября 1822 г. он установил наличие среди иероглифов фонетических знаков, а первое сообщение о своем открытии сделал 27 сентября 1822 года в Академии наук Франции. Этот день принято считать днем рождения научной египтологии.

Открытие Шампольона было связано с изучением надписей на двуязычном Розеттском камне, найденном офицером наполеоновской армии в 1799 г. при рытье окопов у города Розетта в Египте. Получив от Шампольона «ключ» к многочисленным текстам на стенах пирамид, гробниц и папирусных свитках, неплохо сохранявшихся в сухом египетском климате, историки узнали о жизни страны пирамид гораздо больше, чем о любом другом регионе Древнего мира.

До расшифровки древнеегипетского письма единственными источниками по истории Древнего Египта и его медицины были сведения греческого историка Геродота, египетского жреца Манефона, изложенные на древнегреческом языке, а также произведения греческих писателей Диодора, Полибия, Страбона, Плутарха и других, побывавших в Стране пирамид и пересказавших ее предания.

studfiles.net

Культура Древнего Египта

Следует подчеркнуть, что фундаментальным принципом древнеегипетской культуры является вера в вечную жизнь, индивидуальное бессмертие. Поэтому весьма значительные успехи гения древних египтян в области мумификации, которые невозможны без соответствующих достижений в ряде наук, в том числе в физике, химии, медицине и хирургии. Такие операции требовали точного знания анатомии, о чем свидетельствуют хорошо сохранившиеся мумии.

Наиболее важным вкладом древних египтян в науку следует считать медицинские знания. Древнеегипетский врач был одновременно жрецом и магом, что характерно для Ближнего Востока, где не было резкой границы между медициной и религией. Несмотря на это именно в Древнем Египте впервые в мировой истории возникла реальная медицина в современном значении этого слова.

Древние египтяне занимались и такой важной отраслью науки, как математика, одним из крупных достижений в которой было некоторое развитие десятичной системы счисления. Любая административная и техническая деятельность (особенно строительная) требует вычислений. Древнеегипетская административная организация требовала знания арифметики и геометрии. На достаточно высоком уровне для того времени находилась геометрия. С высокой степенью точности построены пирамиды, дворцы и скульптурные монументы. В “Московском математическом папирусе” имеются решения трудных задач на вычисление объема усеченной пирамиды, полушария, цилиндра. Древние египтяне также обладали некоторыми элементарными знаниями в области алгебры — умели решать уравнения с одним и двумя неизвестными.

Важной и значимой в истории мировой культуры чертой, впервые проявившейся в Древнем Египте, является гуманизм. Уже от эпохи Древнего царства (III тысячелетие до н.э.) до нас дошли высказывания типа надписи жреца Шеши: “Я спасал несчастного от более сильного... Я давал хлеб голодному, одеяние нагому. Я перевозил на своей лодке не имеющего ее. Я хоронил не имеющего сына своего...” Древние египтяне сумели выработать замечательные принципы нравственного поведения индивида, гуманизма. Книги мудрости Аменемоне свидетельствуют о весьма высоком уровне морали. Верховный принцип древнеегипетской этики воплощался в “Маат”, особом качестве мира, созданном богами в момент творения (в нем содержатся такие идеи, как “порядок”, “истина”, “справедливость” и “добродетель”), оно репрезентировало волю богов. Войны, эпидемии и засухи считались временными нарушениями установленного космического порядка. Неизменность мира означала отсутствие хороших и плохих времен. Не случайно в древнеегипетской мифологии не было ни Эдема, ни прошедшего Золотого века, ни Армагеддона.

Многие достижения древнеегипетской культуры вошли в арсенал европейской культуры, в том числе и науки, посредством греко-римской культуры. В основе календаря, которым мы пользуемся сегодня, лежит, в конечном счете, египетский календарь: именно он был первым солнечным календарем, с “жестко закрепленными” датами (в отличие от лунного, месяцы которого свободно “гуляют” по сезонам года). В основе европейской медицины лежит древнеегипетская медицина, имеется предположение, что иероглифы оказали влияние на создание финикийского алфавита, выступившего в качестве прототипа латинского алфавита.

Ряд мотивов лирики Древнего Египта вошли в качестве извечных тем в мировую литературу. Утренняя песнь любовников, после ночи объятий и утех, взывающих к птицам с просьбой повременить с возвращением нового дня, обращение к двери, отделяющей юношу от любимой им девушки; описание и восхваление ее достоинств и красоты и т.п. Все это потом бессчетное количество раз будет перепеваться и повторяться в художественном творчестве почти всех народов и, прежде всего в “Песне песней”. Затем эти мотивы прозвучат у великих лириков Греции и Рима: Сапфо, Днакреона, Феокрита, Катулла, Вергилия, Горация, Пропорция, Овидия, будут восприняты трубадурами и миннезингерами и от них перейдут к поэтам Возрождения.

Большое влияние на древние народы имела религия древних египтян: известен культ египетских божеств у греков и римлян. Христианство, возникшее в Палестине и быстро распространившееся по всей Римской империи и за ее пределами, уже в самом начале своего развития впитало в себя ряд моментов египетской религии и сделало их своими органическими элементами.

Рекомендуем прочитать:

Конспект по культурологии

rgrtu-640.ru

Тема 1.4. Вклад древнейших цивилизаций в развитие мировой культуры

Общее и особенное в духовной культуре древневосточных обществ. Специфика религиозных культов и мифологических представлений. Письменность как фактор ускорения развития общества. Формирование научных знаний. Особенности складывания социально-психологических стереотипов.

Раздел II. История древнего египта

Тема 2.1. Архаика, Раннее и Древнее царство.

Периодизация истории Древнего Египта.

Характер письменных источников. Роль археологических и эпиграфических источников. Становление и основные этапы развития европейской египтологии.

Экологическая, технологическая и этническая ниши формирования древнеегипетской цивилизации. Бассейновая система ирригации, ее роль в создании и формировании «нома». Борьба за создание единого государства. Религиозная практика, ее связь с производственной деятельностью, формирование общегосударственных культов. Идеологическое обоснование царской власти. Заупокойный культ и отражение в нем социальной сущности религии. Пирамиды – символ упрочения древнеегипетского государства как единого централизованного хозяйственного и политического организма. Два сектора экономики (царско-храмовый и общинно-частный), проблема древнеегипетской общины. Структура хозяйства египетской знати. Государственный (царско-храмовый) сектор. Храмовое хозяйство как часть государственного сектора. Разновидности храмовых хозяйств, причины их возникновения. Поглощение государственным сектором общины с ее традициями коллективного землепользования. Социальная структура общества и ее специфика в условиях тотальной поглощенности общины государством. Политическая организация, центральный и местный аппарат управления, специфика формирования центрального аппарата власти. Внешняя и внутренняя политика фараонов III – IV династий. Изменения экологического и социального характера. Развитие политических противоречий и распад единого государства.

Тема 2.2. Египет Среднего царства

I Переходный период от Древнего к Среднему царству. Рост и значение землевладельческой знати. Преобладание Гераклеополя. Возвышение Фив. Объединение Египта под властью XI династии. Усиление центра при фараонах XII династии – Аменемхетах и Сенусертах. Хозяйственный и социальный строй. «Система смотров». «Царские люди» и их роль в экономике. Расширение ирригационной сети. Использование надельно-арендной системы. Развитие ремесла и регулярного рыночного обмена. Усиление роли городов как торгово-ремесленных центров. Процесс приватизации и формирование рынка. Усиление централизованного контроля при Сенусерте III. Торговые экспедиции и военные походы. Трансформация социальной структуры. Обострение социальных противоречий. Распад единого государства. II Переходный период. Завоевание Египта гиксосами.

Тема 2.3. Египет Нового царства

Изгнание гиксосов и объединение Египта Яхмосом I. Завоевательная политика фараонов XVIII династии. Тутмос III – создатель египетской «империи». Техника и организация военного дела. Управление завоеванными областями. Развитие рабовладения. Рост храмовых владений и возвышение жречества. Усиление служилой (военной) аристократии. Реформа системы управления. Включение в систему рыночных связей новых земельных наделов. Усиление роли рынка. Международные отношения Египта и стран Передней Азии. «Амарнский мировой порядок».

Политическая борьба в период правления Аменхотепа IV (Эхнатона) и его религиозная реформа. Социальная основа и политическое значение реформы. Неудача и ликвидация реформы Эхнатона.

Египет в период XIX – XX династий. Эпоха Рамессидов. Политическая борьба. Войны с хеттами. Нападение ливийцев и «народов моря». Развитие наемничества. Усиление жречества. Захват власти верховными жрецами Фив и территориально-политический распад Египта.

studfiles.net

Им все приходилось создавать самим. Это был процесс трудоемкий, длительный, и, естественно, его результатами могли быть лишь первые шаги человечества по пути культурного развития, тем более по пути развития науки.

Характеризуя умственную и духовную жизнь египетского общества, мы можем констатировать, что главенствующей в этой жизни была религия, точно так же как и в жизни Шумера и других древних обществ. Религия была первой и самой примитивной формой мышления. «Религия есть общая теория этого мира…его энтузиазм, его моральная санкция, его торжественное восполнение, его всеобщие основания для утешения и оправдания». Вполне понятно поэтому, что именно жрецы в древнейших обществах были умственными и духовными вождями. Все виды умственной и духовной жизни были в той или.иной степени зависимы (не административно, а именно умственно) от религии и связаны с ней. Фактические, конкретные познания накапливались очень медленно, из поколения в поколение, чисто эмпирическим путем. Научное мышление, как правило, не поднималось до настоящих теоретических обобщений, и все накопленные таким путем знания объяснялись откровением богов. Но и среди египетских жрецов были люди несомненно очень одаренные и умные, и именно такие лица с течением времени не могли не ощущать сначала и не понимать потом, что между накопленными эмпирическим путем знаниями и чисто религиозным мировоззрением имеются противоречия. Такое расхождение не могло не повести к зарождению скептицизма в отношении установившихся религиозных воззрений, а потом и к попыткам обобщений эмпирически накопленных знаний уже не на религиозной основе, а на базе их рационального рассмотрения. Академик Б. А, Тураев писал, что «теория и систематика родились не на востоке, опыта и наблюдения был чужд Египет, едва ли не в большей степени, чем другие области восточного мира...» В этих словах содержится часть истины, но именно только часть. Начала теории, и систематики, и опыта, и наблюдения мы находим и в древнем Египте. Мы должны констатировать, что египтяне за свою многовековую историю накопили много ценных знаний, которые позже использовали другие народы. В результате сложившегося в поздний период истории Египта греко-египетского двуязычия египетской элиты духовная жизнь египтян оказала несомненное и вполне ощутимое влияние на греков. Сами греки это не только не отрицали, но и неоднократно подчеркивали. К сожалению, греческая традиция в этом вопросе такова, что из нее нельзя извлечь достаточно конкретных исторических фактов.

Обратимся в первую очередь к проблеме заимствования греками и другими народами достижений египтян в математике, астрономии и медицине. Познания египтян в этих науках имели в основном утилитарный характер. Сочетание этого обстоятельства с тем, что регулярные сношения греков и египтян начали возникать лишь приблизительно в V в. до н. э., т. е. накануне эпохи эллинизма, когда названные науки достигли в античном мире сравнительно высокого уровня развития, позволяет усомниться в необходимости такого заимствования. Это, а также и непосредственность греческой традиции порождают скептицизм в этом вопросе. Геродот сообщает, что геометрия была изобретена в Египте и «затем из Египта была перенесена в Элладу». Но когда, кем и как? Об этом он не говорит ни слова. Известный историк математики в древности О. Нейгебауер, упоминая о греческом математике IV в. до н. э. Евдоксе Книдском, якобы почерпнувшем свои познания в Египте, указывает, что «при настоящем состоянии наших знаний ни одно из этих преданий существенно не способствует про- никновению в суть исторических событий».

К сожалению, предельная скудость египетских математических документов, с одной стороны, и недостаточные изыскания в области эллинистической и средневековой математической литературы — с другой, крайне сужают наши сведения о размерах вклада древних египтян в развитие мировой математики. Но сам по себе этот факт ни в коей мере не может заслонить перед нами другого, более важного факта — несомненного заимствования греками и другими народами египетских достижений в математике.

Несколько полнее мы можем проследить вклад египтян в астрономию.

«В одном пункте египетская традиция оказала весьма благотворное влияние, а именно в использовании эллинистическими астрономами египетского календаря. Этот календарь, по существу, является единственным разумным календарем во всей человеческой истории. Согласно ему год стоит из 12 месяцев по 30 дней и дополнительных дней в конце каждого года. Хотя этот календарь возник из чисто практических потребностей, без всякой связи с астрономическими проблемами, его значение для астрономических вычислений было по достоинству оценено эллинистическими астрономами... Не удивительно, что египетский календарь приобрел в астрономии характер стандартной системы измерений и сохранил эту роль на протяжении средних веков вплоть до использования его Коперником в лунной и планетной таблицах. Даже в гражданской жизни египетский календарь из 365 дней был возрожден в средние века. Незадолго до падения сасанидской монархии под ударами наступающего ислама последний сасанидский царь, Ездигерд, положил этот год в основу реформированного персидского календаря».

Наконец, принцип разделения суток па 24 часа, ставший достоянием всего человечества,— также египетское изобретение.

Высокой репутацией пользовалась в древнем мире и египетская медицина.

Изучение содержания египетских медицинских папирусов и сопоставлений их с греческими медицинскими текстами не оставляют сомнения в том, что греки заимствовали медицинские познания у египтян. Так, например, уже Д. Брэстед отметил поразительное сходство приемов египетского врача, описанных в хирургическом папирусе Эдвина Смита, с приемами греческого врача при исследовании страдающего смещением челюсти, описания которых содержатся в греческой рукописи Аполлония (I в. до н. э.). Еще более существенно «полное единство во взглядах египетской и гиппократовской медицины на ранения головы и природу этих paн».

В этнологических воззрениях египтян и книдской школы греческой медицины также проявляется большое сходство: и те и другие считают, что причиной болезней являются вредные физиологические выделения организма («нечистоты»).

Наконец, нельзя не упомянуть о ряде египетских заимствований в греческой фармакопее. Египетская рецептура проникла даже и в средневековую арабскую и европейскую народную медицину.

В общем можно сказать, что познания египтян в математике, астрономии и медицине были главным образом утилитарными, что не исключает в редких случаях взлета теоретической мысли. И среди всей этой массы эмпирически накопленных знаний, иногда тесно переплетавшихся с религиозными и магическими представлениями, было немало безусловно полезных сведений. Греческая наука восприняла их. Процесс этой преемственности исследован далеко не достаточно, главным образом из-за состояния источников. Но греческий и римский мир заимствовал у египтян не только элементы математики, астрономии и медицины, а также и ряд воззрений и приемов египтян в других сферах умственной и духовной жизни. Обратимся прежде всего к художественной литературе.

Египетская литература наравне с литературой Шумера — древнейшая в мире. Приоритет египетской литературы во времени, с одной стороны, и наличие в литературах других народов тех же жанров и сюжетов — с другой, как бы подводят к выводу о том, что египетская литература оказала серьезное влияние на другие литературы. Но это заключение априорно и не содержит никаких конкретных фактов. Один русский исследователь пришел даже к выводу, что именно древний Египет был родиной литературного творчества вообще и что процесс распространения литературных сюжетов и жанров из Египта в другие страны Азии и Европы не подлежит сомнению. Такая точка зрения является несомненно крайностью, ибо она в принципе отрицает способность других народов к литературному творчеству и по своим установкам адекватна панвавилонизму. С другой стороны, отрицать влияние египетской литературы на литературы народов по указанным выше причинам невозможно.

Некоторые приемы египетской лирики проникли в античную литературу. Так называемый параклауситирон, т. е. любовная песня у закрытых дверей любимой, считавшийся ранее созданием исключительно античной поэзии (Плавт, Катулл, Пропорций), оказывается литературным приемом египетской лирики (папирус Честер Битти I). Причем дверь в параклау-ситироне трактуется как самостоятельное живое существо. Здесь следует напомнить, что двери и ворота как одушевленные существа выступают и в египетской заупокойной литературе.

На египетское происхождение этого мотива указывает и наличие его в арабской любовной песне из Верхнего Египта. Песня эта могла быть

заимствована только из египетской древности через коптов, но никак не из римской литературы.

Через греческую литературу и Библию египетские сюжеты проникли даже в литературу средневековой Европы: египетские мотивы известной «Песни арфиста» обнаружены в средневековой поэзии так называемых голиардов (иначе вагантов), нередко воспевавших эпикурейский образ жизни. Конечно, в данном случае посредником была именно Библия.

В заключение следует подчеркнуть, что некоторые египетские мотивы просочились через античную литературу в фольклор и литературу европейских народов и до сих пор бытуют в них.

Большое влияние на древние народы имела религия древних египтян: общеизвестен культ египетских божеств у греков и римлян. В этом отношении очень интересен и поучителен греческий Оксиринхский папирус № 1381. Написан он египтянином, плохо знавшим греческий язык. Бросается в глаза пропагандистская направленность текста, написанного для того, чтобы греки из него узнали, о величии египетского бога медицины Имхотепа, сына бога Пта. Культ египетской богини Исиды отправлялся не только в столице Римской империи, но и в ряде ее провинций.

Христианство, возникшее в Палестине и быстро распространившееся по всей Римской империи и за ее пределами, уже в самом начале своего развития впитало в себя ряд моментов египетской религии и сделало их органическими своими элементами. Это факт, не подлежащий никакому сомнению. Однако мы в большинстве случаев не имеем возможности проследить конкретный путь заимствований из египетской религии в христианство. Но это не меняет существа дела. Связи между египетской религией и ранним христианством были очень сложны и осуществлялись через религиозно-литературную среду эллинизма. Египетских элементов в христианстве очень много, и невозможно их всех перечислить. Ограничимся лишь несколькими примерами. В образе архангела Михаила, например, мы находим явные черты египетского бога Тота.

Весьма интересно проникновение в христианство египетского представления о могуществе слова божества, особенно отчетливо выраженное в тексте, известном в науке под названием «Памятник мемфисской теологии». Этот текст дошел до нас в сделанной с древней рукописи копии времен XXV династии. Этот текст замечателен тем, что в нем отчетливо выражена мысль: слово божества, в данном случае бога Пта, является мощной творческой силой, создавшей мир. Не говоря уже о том, что мы находим полную аналогию этому представлению в главе первой библейской Книги Бытия, в которой описывается, как иудейский бог Яхве создал мир своими словами, учение о логосе как органе творения и откровения встречается у философа Филона Александрийского (I в. н. э.). Представление о нем как о творческой силе в мироздании настолько близко к египетскому, что трудно представить, чтобы Филон ничего не знал о последнем. Учение о логосе проникло и в христианскую литературу — достаточно привести хотя бы первые строки Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у бога, и Слово было бог. Оно было в начале у бога. Все чрез него начало быть, и без него ничто не начало быть, что начало быть».

В Евангелии от Луки рассказывается, как Христос в возрасте двенадцати лет пришел к родителям в Иерусалим на праздник Пасхи и потерялся в городе. Далее мы читаем: «Через три дня нашли его в храме сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их. Все слушавшие его дивились разуму и ответам его». В апокрифическом Евангелии от Фомы этот сюжет разработан гораздо подробнее. Образ малолетнего мудреца Христа имеет очень близкую параллель в египетской демотической литературе: в «Сказке о Сатни-Хемуасе» (I в. н. э.) именно таким выступает перед нами малолетний Са-Осирис. В сказке говорится: «Когда Са-Осирис подрос и окреп, его отдали в школу. Но прошло немного времени, и он стал знать больше, чем тот писец, который его учил. Маленький Са-Осирис начал тогда читать заклинания вместе с писцами „дома жизни" при храме Пта, и все, кто слышал его, бывали поражены».

В Евангелии от Луки в весьма лаконичной форме содержится предание о бедном Лазаре. В уже упомянутой египетской демотической «Сказке о Сатни-Хемуасе» мы находим аналогичный эпизод, но в гораздо более развернутом виде. Содержание его и идея одинаковы в обоих случаях: бедняк, несправедливо страдавший на земле, в потустороннем мире пользуется всеми его благами. Богач же, живший в изобилии и роскоши, подвергается после смерти жестоким наказаниям и унижениям из-за своих злодеяний на земле. В египетской сказке прямо говорится, что это результат беспристрастного суда богов, которые взвесили добрые и злые дела, совершенные на земле. Таким образом, евангельская притча о бедном Лазаре находит объяснение в представлениях египтян о загробном мире и в конечном итоге в главе 125 «Книги мертвых» с ее описанием загробного суда. Но особенно важно то, что и в египетской сказке, и в христианской легенде мы обнаруживаем явную идею о загробном воздаянии за дела на земле.

Интересно отметить, что известное изречение Христа (Евангелие от Матфея): «Взявший меч от меча и погибнет» — является перифразой слов фараона Петубаста: «Кто точит меч, в шею того он и вонзится».

Многие египетские религиозные представления восприняты христианством лишь в слегка измененном виде; таковы, например, представления о вечной жизни после смерти, о загробном суде, о мучениях и пытках и т. п.

В греко-египетском культурном синкретизме Египет был преимущественно стороной дающей, а не воспринимающей. Это несомненный и неопровержимый факт. Однако отсюда вовсе не следует, что египетская культура превосходила эллинскую. Египетская культура хронологически и стадиально предшествовала последней. Когда Египет навсегда потерял независимость, когда там прочно обосновались греки и государственным языком стал греческий, исчезли всякие перспективы дальнейшего развития и процветания древней культуры Египта. Все восстания против господства греков оканчивались неудачно. Более того, тем самым древняя культура долины Нила была обречена на медленное, но неизбежное угасание. И именно поэтому египтяне старались пропагандировать свое мировоззрение, свои убеждения и свои взгляды среди чужеземцев, захвативших власть в их стране. Эта пропаганда велась, естественно, на греческом языке. Египтяне отлично понимали силу и значение слова и высоко ценили его. В поучении неизвестного царя своему сыну Мерикаре мы находим следующие замечательные слова, сказанные за 2000 лет до н. э.: «...сильнее речь, чем любое оружие». Опираясь на это убеждение, они уже во времена эллинизма развернули широкую борьбу словом с чужеземцами за свою многовековую древнюю культуру. Но ничто не могло отвратить начинающийся процесс синкретизма и слияния обеих культур в культуру эллинистическую, так же как и возродить древнюю культуру. Египет отдавал грекам все, что те готовы были взять. Греки усвоили и использовали опыт, накопленный в течение тысячелетий древней цивилизацией Египта, и обогатили им эллинистическую и тем самым западноевропейскую культуру.

Вполне закономерно, что Александрия стала важнейшим центром эллинистического мира: здесь была создана и функционировала самая большая в древности библиотека; здесь подвизался знаменитый философ Филон Александрийский и многие другие ученые и мыслители; здесь же развернули свою деятельность деятели и теоретики раннего христианства, такие, как гностики Валентин и Василид, Клемент Александрийский и Ориген и другие и, наконец, Арий. Здесь же сталкивались и сплетались разнообразные направления и течения человеческой мысли и человеческих эмоций. И в этом кипящем котле наследие древнего Египта не могло не сыграть своей исторической роли.

  1. Сколько веков (примерно) папирус служил писчим материалом в Египте и изменился ли метод его изготовления за это время?
  2. Какова роль папируса в истории человеческой культуры?
  3. . Чей алфавит, по вашему мнению, был родоначальником большинства алфавитов в мире? Ответ обоснуйте.
  4. Кто были духовными и умственными вождями в древнем обществе и почему?
  5. Что вы можете сказать о вкладе египтян в математику, астрономию и медицину?
  6. Какое влияние оказала литература древнего Египта на литературы других стран?
  7. Какой отклик нашла древнеегипетская религия в других религиях мира?
  8. Источники: Академия наук СССР «Культура древнего Египта» 1975г Hosted by uCoz

cultura-egypta.narod.ru


Смотрите также