Древний египет портреты. ЕГИПЕТ. Древние жители, фаюмский портрет.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА. Древний египет портреты


Фаюмские портреты. - Сообщество любителей Древнего Египта

Египет навсегда останется богатой сокровищницей для всех веков и народов, для ученых многих отраслей наук, которых интересовали искусство, богатая культура, своеобразная природа этой страны. Так и Плиний Старший в своих трудах свидетельствует, что живопись получила свое название в Египте, где она была известна еще за 6000 лет до греков. Этим искусством занимался знаменитый Гермес Трисмегист, а ему его передал последний потомок Ноя. Древность живописи в Египте доказывается еще и тем, что Моисей в «Книге Бытия» запрещает народу израильскому подражать фигурам, рисованным египтянами.

Эти свидетельства убеждают, что живопись в Египте уже в те времена была доведена до того совершенства, которое было связано с предписаниями. Так, например, религия древних египтян запрещала всякое изучение анатомии, а для изображения человека предписывала несколько известных нормальных поз, отклониться от которых художник уже не мог.

К числу произведений древней египетской живописи относятся знаменитые фаюмские портреты

Свое название портреты получили по области Фаюм (от египетского слова, означавшего озеро), расположенной на восточных окраинах Ливийской пустыни, которая в древности была заселена египтянами. Фаюмские портреты были открыты в 1615 Пьетро делла Балле в одном из захоронений и как экзотические диковинки отправлены в Европу. Их выставляли в Кунсткамерах, и они поражали зрителей. Впоследствии такие портреты стали находить и в других местах (Мемфисе, Аквинуме и т.д.), но по месту первых больших находок они все получили название «фаюмских».Единичные фаюмские портреты в некоторых западных музеях, но внимание ученых они к себе почему-то не привлекали.

Гробницы в Фаюмском оазисе и других местах были полуразграблены еще в древнее время, но оказавшиеся на мумиях живописные портреты (их было 94) от египетских старьевщиков-перепродавцов попали в руки венскому антиквару Теодору Графту

К 1887 Теодор Граф составил большую коллекцию портретов. У него с ними познакомился известный немецкий египтолог и писатель Георг Эберс, который сразу же оценил историческую и художественную значимость фаюмских портретов. Потом к коллекции Т. Графта добавилось еще 40 портретов, найденных в 1887—1888 годы Флиндерсом Петри.

После публикации им данных о коллекции, в 1888 Фаюмский портрет вошел в мировую историю искусства.В некоторых городах Западной Европы (Вене, Берлине, Париже и др.) были устроены выставки фаюмских портретов, и тогда портретами заинтересовались ученые.

Фаюмский оазис, совершенно отделенный от долины Нила, не мог не создать в своей живописи чисто местных особенностей. После завоевания Египта сначала Грецией (IV век до н.э.), а потом Римом (30-е годы до н.э.) греки и римляне восприняли многие черты древнеегипетской культуры, между прочим, и культ мертвых со всеми его обрядами и непременным бальзамированием тел.Египтяне с древних времен покрывали лицо забинтованной мумии маской, в греко-римский период вместо маски они стали использовать портреты, написанные на доске или на холсте. Неизвестные художники Фаюма писали портреты с натуры восковыми красками, что придает необычный эффект объемного изображения.

Эти портреты они прикрепляли к лицу мумии так, что из бинтов, ее окружающих, была видна только голова изображенного на портрете человека. Другими словами, из небольшого отверстия среди бинтов, как из окошечка, выглядывало реалистически изображенное лицо покойного.

Помимо чисто научного способа датировки портретов, время их исполнения помогли установить... прически. Мода на мужские и женские прически представляла в Римской империи вполне определенную величину. Эпоха правления каждого императора отмечалась новой модой в этой области, более того императрица или отдельная представительница императорского дома изобретали каждая для себя только ей свойственную прическу. Формы женских причесок в Египет привозились в виде моделей-головок. Если моды на мужские прически никогда не запаздывали, то модели тех или иных женских причесок в провинциях существовали гораздо дольше, чем в самом Риме. Это предположение ученых оказалось справедливым и для тех городов Фаюмского оазиса, которые не были центром Египта.

446px-fayum-39.jpg

466px-fayum-01.jpg

fayum-11.jpg

С  итальянского  сайта  взято.

 

 http://subscribe.ru/group/krasota-i-dobrota-so-vsego-mira/1379728/fayum-46.jpg

ru-egypt.livejournal.com

Портреты Древнего Египта | Социальная сеть работников образования

Слайд 1

Портреты Древнего Египта Презентацию сделал Блохин Даниил Ростов-на-Дону , гимназия №118 8 класс учитель Е.В. Алексеева

Слайд 2

Первые значительные образцы портрета встречаются в древневосточной, главным образом древнеегипетской, скульптуре . Назначение портрета в египетском искусстве было обусловлено культовыми, религиозно-магическими задачами. Существовала необходимость «дублирования» модели (то есть портрет был двойником умершего в загробной жизни). Поэтому на канонический тип изображения (воплощающий нечто неизменное) проецировались собственно индивидуальные черты модели. Чем более портрет походил на модель, тем гарантированней была связь между каменным изображением и собственно усопшим: его жизненная сила (« ка »), и его душа («ба») оставляли человека при его смерти, но ка могла найти дорогу обратно в тело, для чего его необходимо было сохранять максимально целым и похожим — так возник принцип мумифицирования и портретирования .

Слайд 3

В скульптуре устанавливаются строгие каноны определенных типов композиции — тип идущей фигуры с выдвинутой вперед ногой (всегда левой), тип коленопреклоненной фигуры, фигуры, сидящей на корточках или на троне, с симметрично положенными на колени руками. Статуи раскрашивались (на некоторых памятниках остатки краски сохранились). Употреблялись инкрустированные вставные глаза в статуи из полудрагоценных камней. Портретная скульптура Древнего царства все еще находится в полном контакте с архитектурой и подчиняется геометризированным принципам. Для всех портретов Древнего царства характерны обобщенная моделировка формы лица, расширяющийся книзу нос, подчеркнуто большие губы. В эпоху V династии власть фараона постепенно ослабевает, и начинают появляться портреты земельной знати, частных лиц. Пропорции тела удлиняются, увеличивается красивая линия силуэта.

Слайд 4

Фаюмские портреты — созданные в технике энкаустики погребальные портреты в Римском Египте I—III веков. Своё название получили по месту первой крупной находки в Фаюмском оазисе в 1887 году британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри . Ранние фаюмские портреты выполнены в технике энкаустики , очень распространённой в то время. Это восковая живопись расплавленными красками, которую отличает объёмистость (пастозность) мазка. Направление мазков обычно следует формам лица — на носу, щеках, подбородке и в контурах глаз краски накладывались плотным слоем, а контуры лица и волос писались более жидкими красками. Важная особенность фаюмских портретов — использование тончайшего сусального золота. Основа портретов — древесина различных пород: местных и импортированных. Поздние портреты III—IV веков написаны исключительно темперой — техникой, при которой красочные пигменты смешиваются с растворимыми в воде связующими, часто для этого используется животный клей или желток куриного яйца. https://ru.wikipedia.org/wiki

nsportal.ru

Портретное искусство Египта.

Зарождение портретного искусства в Древнем Египте

Благодаря древнему погребальному культу родилось знаменитое портретное искусство Египта - посмертные маски, которые являлись копиями лица умершего человека. Египтяне верили в то, что существует жизненная сила Ба, которая после смерти человека ищет земную оболочку и стремится вселиться в нее. Поэтому кроме самих мумий в гробницу помещали портретные маски умерших. В них не было жизни, их лики освобождены от времени и обращены к вечности. Однако с течением времени маски претерпели изменение: в Древнем царстве они характеризовались большей бесстрастностью и спокойствием, а в Среднем и особенно Новом царстве они стали более индивидуальными, в них угадываются личностные особенности того, кто был изображен.

 

В результате археологических раскопок египетских захоронений в саркофагах вместе с посмертными масками было обнаружено множество небольших статуэток, по-видимому, заменявших умершему фараону слуг. На стенах гробниц были также найдены росписи и рельефы, изображающие сцены земной жизни: войны, захват пленных, пиры, охота, отдыхающего в кругу семьи властелина, а также труд рабов на полях, пастбищах и в мастерских. Примечательно, что интерес художника к потустороннему миру не перевешивал интереса к миру действительному. Нередки изображения домашних животных и птиц, которых увековечивал художник.

 

Художники, скульпторы и зодчие в Древнем Египте пользовались особым почетом и уважением, их творчество рассматривалось как выражение божественной воли. Само искусство являлось носителем вечной жизни и, согласно канонам, освобождалось от всего временного, преходящего и неустойчивого. Художественный язык должен был отвечать идее постоянства, отсюда - предельно четкий контур, ясная и строгая в своей простоте и лаконичная линия, обобщенные и плотные объемы, пропорциональность и соразмерность изображенных на рельефах фигур. Сложились строго определенные принципы изображения фигуры на плоскости: голова и ноги в профиль, торс развернут, а вся фигура обрисована единой линией. Конструктивной основой туловища являлся плечевой пояс - эта выразительная горизонталь станет одним из важнейших элементов канона в изображении фигур не только в скульптурном объеме, но и на плоскости.

Перед храмами и дворцами египтяне воздвигали тонкие обелиски, которые, покрывались иероглифами. Перед храмами ставили сфинксов. Среди них воздвигается неповторимый знаменитый большой сфинкс из Гизы. Каменный Лев с головой человека, имеющий портретное сходство с фараоном Хафрой. Высечен из целой скалы (длина 57 м. Высота 20 м.) Огромный сфинкс охранял покой мира мертвых, воплощая божественность царской власти.

Большое развитие в египетском искусстве получил скульптурный портрет. Египтяне верили, что портретные статуи, играя роль умерших, служат вместилищем их душ.

Были выработаны определенные типы портретных статуй: мужчины в 40–50 летнем возрасте; женщины 20015025 летним. Точно передавалось социальное положение человека.

Подтверждением высокой культуры Египта является скульптурный портрет жены Аменхотепа IV – Нефертити (XIV в. до н. э.). (Рассматриваем более подробно портрет фараона Хефрена, золотую маску Тутанхамона, царицу Нефертити и др.)

 

Изобразительное искусство отличалось яркими и чистыми красками Раскрашивались архитектурные сооружения, сфинксы, скульптура, статуэтки. Именно в живописи велико влияние канона. Это проявлялось:

– в плоском изображении фигур (на рельефах и в живописи). Лицо изображалось в строгом профиле, но при этом глаз был повернут enface

При изображении в профиль груди и коленей полностью давались очертания обоих плеч, хотя при подобном повороте одно их них должно быть скрыто:

– постоянство системы пропорций;

– строгой линейной композиции;

– условности раскраски (мужчина – красно-коричневый цвет, женщина – желто-розовый; волосы раскрашивались черным, а одежда – белым цветом).

 

Фаюмские портреты — созданные в технике энкаустики погребальные портреты в Римском Египте I—III веков н. э. Своё название получили по месту первой крупной находки в Фаюмском оазисе в 1887 году британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри. Являются элементом видоизмененной под греко-римским влиянием местной погребальной традиции: портрет заменяет традиционную погребальную маску на мумии. Находятся в коллекции многих музеев мира, в том числе Британского музея, Лувра и в Музее Метрополитен в Нью-Йорке.

На сегодняшний день известно около 900 погребальных портретов. Большинство из них были найдены в некрополе Фаюма. Благодаря сухому египетскому климату многие портреты очень хорошо сохранились, даже краски выглядят в большинстве случаев ещё свежими.

О портретах заговорили. В конце XIX в. портреты благодаря своей особой эстетике, пользовались большим успехом в качестве предметов коллекционирования и широко продавались по всей Европе.Найдени монеты с портретами правителей.

Научные исследования тоже не стояли на месте. В том же 1887 г. Флиндерс Питри начал раскопки в Хаваре, где помимо прочего обнаружил некрополь, из которого был извлечён 81 погребальный портрет.

Ранние фаюмские портреты выполнены в технике энкаустики (от греческого слова ἐγκαίω — выжигаю), очень распространённой в то время. Это восковая живопись расплавленными красками, которую отличает объёмистость (пастозность) мазка. Направление мазков обычно следует формам лица — на носу, щеках, подбородке и в контурах глаз краски накладывались плотным слоем, а контуры лица и волос писались более жидкими красками. Картины, выполненные этим способом, отличает редкая свежесть цвета и они удивительно долговечны. Надо отметить, что хорошей сохранности этих произведений способствовал и засушливый климат Египта.

Важная особенность фаюмских портретов — использование тончайшего сусального золота. На некоторых портретах был позолочен весь фон, на других золотом выполнены только венки или головные повязки, иногда подчеркнуты драгоценности и детали одежды.

Основа портретов — древесина различных пород: местных (платан, липа, смоква, тис) и импортированных (кедр, сосна, ель, кипарис, дуб).

Некоторые портреты выполнены на загрунтованном клеем полотне.

Примерно со второй половины II века в портретах начинает преобладает восковая темпера. А поздние портреты III—IV веков написаны исключительно темперой — техникой, при которой красочные пигменты смешиваются с растворимыми в воде связующими, часто для этого используется животный клей или желток куриного яйца. Темперные портреты выполнены на светлых или тёмных фонах смелыми ударами кисти и тончайшей штриховкой. Их поверхность матовая, в отличие от глянцевой поверхности картин, выполненных энкаустикой. Лица на темперных портретах обычно показаны фронтально и проработка светотени менее контрастна, чем в энкаустических панелях.

Кроме того, некоторые группы портретов были созданы в смешанной технике темперы и энкаустики.

Культурно-исторический контекст

Греки составляли значительную часть населения Фаюма. Они появились здесь после завоевания Египта Александром Македонским. В результате естественной ассимиляции они переняли многое из обычаев египтян, также, как и римляне, которые прибыли сюда после смерти Клеопатры и аннексии Египта Римом в 30 до н. э.

Хотя население города было смешанным — египтяне, греки, сирийцы и римляне, но египтяне были, главным образом, торговцами, ремесленниками, слугами и рабами. Богатую же и знатную часть жителей составляли иностранцы, некоторые из них были римскими должностными лицами, а другие — потомками Птолемеевских греков. Об этом свидетельствуют сохранившиеся могилы и мумии, покрытые позолоченными масками, — в основном на них написаны греческие и римские имена, такие как Artemidorus, Demetrius, Titus и т. п.

Причёски, одежда и украшения

На погребальных портретах можно увидеть различные причёски. Они оказывают неоценимую помощь при датировке. В большинстве своём все умершие были изображены с причёсками, отвечающими моде своего времени. Многочисленные аналогии существуют в причёсках скульптурных портретов.

Значение для искусства

Фаюмские портреты — лучшие сохранившиеся образцы античной живописи. Они изображают лица жителей древнего Египта в Эллинистический и Римский периоды в I—III веках нашей эры.

После завоевания Египта Александром Македонским время правления фараонов завершилось. В период правления династии Птолемеев — наследников империи Александра, произошли значительные изменения в искусстве и архитектуре. Погребальный портрет — уникальная художественная форма своего времени — процветал в эллинистическом Египте. Стилистически связанные с традициями греко-римской живописи, но созданные для типично египетских нужд, заменившие погребальные маски мумий, фаюмские портреты — это поразительно реалистические изображения мужчин и женщин всех возрастов.

stydopedia.ru

ЕГИПЕТ. Древние жители, фаюмский портрет.: vaduhan_08

Опять я буду писать про египет, вот казалось бы ну что еще можно узнать нового про Египет и его древних жителей. Но если вся история человечества завязана на древний Египет, то особенно интересны новые находки.Как то раз я был в Египетском зале "Русского музея" и меня поразили портреты людей на деревянных саркофагах, они были очень современные, стиль письма был близок в портретам 18 века, я тогда уже прочитал первую книгу Фоменко А.Т про Египет и с удовольствием нашел очередное подтверждение, хотя осадочек остался - ведь Фоменко А.Т. датировал древний Египет 13-14 веками.Когда я заинтересовался возможным потопом, который мог погубить Египет мне попалась информация про скелеты и мумии китов которых находят в пустыне, оказалось что это не просто пустыня, а чаще всего их находят около оазисов где были раньше или сохранились до наших дней соленые озера. Один из таких оазисов находится около Каира всего в 60 км. Оазис называется Фаюмский, там тоже есть свои пирамиды но сильно разрушенные и есть там лабиринт и прочие захоронения! Так вот на погребальных саркофагах, простых, деревянных, как матрешка, там где у матрешки лицо - изображали лицо покойника. Это и есть знаменитые фаюмские портреты, вот эти изображения, когда я их просмотрел в большом количестве меня поразили до глубины души...

fayum1.jpgскачанные файлы.jpg

Portraitdejeunefemme.jpg

64868120_1286211305_930594851.jpg

6.jpg

Официально считается что все фаюмские портреты выполнены в технике энкаустик, вот что пишет об этом специалист: Доктор искусствоведения Л. АКИМОВА.....Вы уж меня простите, но я буду вставлють редкие коментарии.... :-)))

Осенью 1887 года в местечке Эр-Рубайят оазиса Фаюм, в Среднем Египте, местные жители нашли древний некрополь с захоронениями мумий. Гробницы разграбили уже давно, вероятно еще в VI-VII веках (вот он туманный ветер историков загудел, слушайте...) Но в пелены мумий на месте лиц были вставлены исполненные на дощечках портреты, с поразительной достоверностью передававшие черты умерших. Под головой каждого лежала табличка с указанием имени, возраста и профессии. В жажде наживы открыватели стали поспешно выдергивать из пелен написанные на дощечках портреты, таблички же были рассыпаны и в большинстве своем погибли.--(ну конечно, погибли, там же даты смерти были написаны, не одной не сохранилось!!!)К счастью, египетские торговцы сразу же сбыли 94 портрета известному венскому антиквару Теодору Графу (ага, он там рядом проходил, а местные жители думают себе, а не сбыть ли нам портретики!!!). Тот показал их египтологу и писателю Георгу Эберсу. Эберс признал фаюмские находки подлинными античными портретами (ну да дощечки же с датами потерялись!!!), и вскоре в музеях Германии и других государств Европы прошли выставки, вызвавшие неподдельный и шумный восторг. Ведь портреты, помимо их изумительного сходства с живыми людьми, были написаны разогретыми восковыми красками - в технике энкаустики, известной до того лишь по сочинениям древних авторов. (слово не вставить....)В том же году в другом фаюмском местечке, Хаваре, начал раскопки некрополя известный британский археолог Флиндерс Питри ( ну вот наконец то и нашлись те самые грабители, которые разграбили могилки и дощечки старательно потеряли!!!). Ему тоже посчастливилось - он нашел 40 портретов, и в дальнейших раскопках, из которых самым удачным оказался сезон 1910-1911 годов, было найдено еще 30. Впоследствии фаюмские портреты были обнаружены и в других некрополях Египта - в Абурир-эль-Мелеке, Эль-Хибехе, Мемфисе, Антинополисе, Ахмиме, Фивах и Саккаре ( и не одной дощечки, кстати, кто не знает - это обычная манера захоронения - на деревянной домовине рисовался портрет и так весь египет захоронен включая фараонов, все несколько долгих тысячелетий). Кстати, два фаюмских портрета из Саккары поступили в Дрезденский музей еще в 1626 году от итальянского путешественника Пьетро делла Валлы. Сегодня в мире известно не менее 750 портретов, из которых в самом Фаюме было найдено около 300.

Господствовавшая в Египте на протяжении тысячелетий вера в вечную жизнь породила обычай мумифицировать покойников, а мумию снабжать портретом умершего, дабы душа, возвращаясь в свое прежнее обиталище, "не перепутала адрес". Фаюмские портреты заменили собой погребальные маски для мумий.....У нас до сих пор сохранился обычай фотографию на могилку и у них так же, а что то же люди.....

После завоевания Египта Александром Македонским в 332 году до н. э. к власти пришла македонская династия Птолемеев (304-30 годы до н.э.), государственным становится греческий язык, начинается взаимопроникновение культур, местная знать перенимает греческую моду. В I веке до н. э. Египет был вновь завоеван, теперь уже Римом.Фаюмский портрет - результат счастливого союза трех традиций: египетского канона, римского познания натуры и воспаренности эллинского духа. Ранние портреты - I-II веков н. э. - самые достоверные и реалистичные. Они всегда исполнены на дощечках из сикоморы или кедра, таких тонких (толщиной от 1 мм), что на них неизбежно образуются трещины и поломки. И именно эти портреты действительно написаны восковыми красками....---заметьте эту оговорку, значит не все фаюмские портреты написаны восковыми красками!!! То что видел я было по видуобычные масляные краски.

В 1900 году в Керчи нашли саркофаг, а внутри его обнаружили ряд расписных сцен. Одна из них - "Художник в мастерской". Рядом с сидящим мастером - подрамник и палитра с ящичками для красок. В руке художник держит какой-то инструмент, который греет на небольшой переносной жаровне. Вероятно, это упоминаемый древними металлический каутерий. Им разогревали восковые краски перед нанесением на холст или доску. На стене помещения висят два портрета в круглых орнаментальных рамах, а между ними находится небольшой прямоугольный портрет в скрещенных рамках типа фаюмского.....--- как кстати нашелся, а?Процесс работы портретиста восстанавливается в следующем виде. Он брал тонкую деревянную дощечку (иногда обтянутую холстом) и покрывал ее плотным ровным слоем воска. Затем прописывал поверхность краской, предназначенной для фона. На месте фигурной части изображения - головы и плеч - делал подмалевок и уже поверх него писал каутерием плотные части лица, как, например, волосы или щеки, лоб и подбородок. В местах, требующих большего размаха и легкости, применял темперу и кисти. Иногда форму лица художник моделировал пальцами (остались следы), как впоследствии будут делать Рембрандт или Ван Гог.(!!!) После этого мастер разогревал каутерий, вжигая им нанесенные краски в основу. И в завершение работы проходил новым слоем фон.

original.jpg

Вот если бы меня спросили кто автор этого портрета - я бы сказал ранний Ван Гог. Манера письма один в один и судя по всему это масло.Я уже становлюсь хитрым, я задал гуглу простой вопрос - срок хранения воска пчелиного?И получил чудесный ответ - срок годности не ограничен, а знаете почему так, а потому что нашли фаюмские портреты которые написаны воском! От так! Но если спросить про то сколько его можно есть то тут уже дела другие....Срок годностиКак же было отмечено, срок годности воска просто зашкаливает! Он может длительное время хранится в обычных условиях, и с ним ничего не случится. Рекомендуется использовать продукт в первые три года после получения.....но рекомендуется все таки не более трех летИсточник: Что такое пчелиный воск: его состав и полезные свойства http://ylik.ru/pcheliniy-vosk/vse-o-produkte-pchelovodstva/#ixzz3VKbcwzfG..... я однажды видел воск от сот где был мед пятилетней давности он был темно коричневый и сухой до ломкости.Давайте еще немного окунемся в прекрасное...

Имею скафандр - готов к путешествию :-))

roemermumie_detail.jpg

hqdefault.jpg

1365137780_img_490.jpeg

1355440167-0913999-www.nevsepic.com.ua.jpg

1355440140-0914122-www.nevsepic.com.ua.jpg

1341222565_pf-12.jpg

1341222089_pf-14.jpg

2697752_original.jpg

220px-Fayum-Man-Gold-Crown.jpg

220px-Fayum-42.jpg

100_1_11.jpg

16b8f072603277c61d3c43868f44fd7d.jpg

0_95ec5_7afb422b_XL.jpg

У некоторых дам в ушах помоему брилианту - то есть граненый алмаз, может я и ошибаюсь конечно. Я не буду говорить что пигменты которые применяются в красках этих художников, некоторые по крайней мере появились только в конце 18 века, а до этого это была сажа и разновидности охры - от желтой до темно коричневой! Вот такой была палитра первых художников, мало того, стойкие краски были и в 18 веке еще большой проблеммой и очень дорогими!Я задал гуглу еще один простой вопрос - когда появился карандаш цветной - это и есть восковой карандаш которым и сейчас рисуют в этой манере......Современный карандаш был изобретен в 1794 году талантливым французским изобретателем и учёным Никола Жаком Конте. В связи с этим в конце XVIII века английский парламент ввёл строгий запрет на вывоз графита из Камберленда. За нарушение этого запрета можно было лишиться головы! Но все же контрабандно графит попадал в континентальную Европу, что привело к резкому повышению его цены. По заданию французского конвента, Конте разработал рецепт смеси графита с глиной и создал производство высококачественных графитовых стержней. Обработка высокой температурой позволила достичь высокой прочности, а разные пропорции составляющих в смеси дали возможность изготавливать стержни разной твёрдости.А с момента изобретения двоюродными братьями Эдвином Бинни и Гарольдом Смиттом в 1903 году, цветные карандаши стали почти неотъемлемой частью детской жизни. вот такой древний Египет получается, а вместе с ним и вся история!Источник: http://zen-designer.ru/learn/632-voskovye-karandashi-svoimi-rukamiПодробнее про портреты см.: http://www.nkj.ru/archive/articles/5502/ (Наука и жизнь, ПОРТРЕТЫ ИЗ ФАЮМА)

vaduhan-08.livejournal.com

ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА: Портрет в Древнем Египте

Портрет в Древнем Египте

Портретное искусство как жанр возникло многие тысячелетия назад. Сначала являлось частью религиозно-магических верований и только впоследствии определилось как искусство. 

Портрет это изображение человека, сделанное руками скульптора, кистью живописца, описанное словами в устной или письменной форме. Само слово портрет происходит от французского portrait, что в переводе означает «изображать». Но откуда пошло искусство подлинного изображения человека?

Древнейший портрет обнаружил во Франции спелеолог-любитель. Изображение, чей возраст насчитывает 27 тысяч лет, сделано мелом на естественных выпуклостях стены, напоминающих по форме лицо. Прочерчены горизонтальные линии глаз и рта и вертикальная полоса, обозначающая нос.

Зародившись в глубокой древности, портрет достиг высокого уровня развития в древнеегипетской скульптуре, где он выполнял главным образом роль «двойника» портретируемого в загробной жизни.

 

Роспись стен гробницы Нефертари , супруги Рамсеса II 

Золотая маска фараона Тутанхамона.

Первые древние портреты, как правило, создавались в религиозных целях и были тесно связаны с верованиями египтян.  Скульптуры и прочие изображения создавались по строгим канонам. Богатый египтянин, умирая, требовал, чтобы скульпторы создали его точное подобие, чтобы душа умершего могла найти своё вместилище. Умирая, вельможа желал взять накопленное при жизни богатство с собой, а среди накопленного «имущества», как правило, имелись и рабы. Чтобы не потерять их, господин требовал, чтобы в могилу к нему складывали довольно точные скульптурные изображения рабов. Скульптуры изображали людей за их основным делом. Доярок за дойкой животных, надсмотрщика следящим за рабами, и т.д. Порой эти изображения были настолько точны, что их по праву можно отнести к скульптурным портретам. Скульптурные портреты были они простыми и отражали только внешний облик человека, без оглядки на его внутренний мир, да и то не очень приближенно – в общих чертах. Также портретный жанр существовали и в Древней Греции, там он воплотился в пластике. В отличие от египетских греческие портреты сильно идеализированы. Общественные деятели, поэты и философы на них уподоблялись богам, индивидуальные же характеристики в большинстве случаев оставались вне портрета. Мастерство скульпторов, конечно же, находилось в тесной зависимости от социального положения заказчика. Один из самых известных портретов древнеегипетского периода это портрет писца Каи. Этот скульптурный портрет, сделанный в 3-м тысячелетии до нашей эры, оказался сделан столь искусно, что при раскопках рабочие первоначально приняли его за живого человека. Глаза статуи были инкрустированы горным хрусталём и блестящим чёрным деревом. Когда гробницу вскрыли, то свет, попавший в неё впервые за четыре с половиной тысячи лет, отразился от глаз статуи и сверкнул в глаза рабочих. Особое место в портретном искусстве занимает так называемая «фаюмская живопись» - портреты, найденные в селении Фаюм (Египет) . Являясь частью религиозно-магических верований, эти портреты были написаны на небольших деревянных дощечках. В качестве инструмента для нанесения изображения использовались восковые краски. В фаюмских портретах впервые нашло отражение не только внешний облик человека, но и его душевное состояние. Эти портреты в меру строгие и одухотворенные.

Портретное искусство древности это огромное наследие гигантского масштаба. Развившиеся за тысячелетия технические и художественные принципы оказали громадное влияние на развитие этого жанра искусства в более поздние периоды истории человечества.

izoandmhknkz.blogspot.com

Фаюмские портреты · Путеводитель по Египту

Портрет молодой женщины. Лувр, Париж

Изображение: Public Domain

Фаюмские портреты — созданные в технике энкаустики погребальные портреты в Римском Египте I—III веков н. э. Своё название получили по месту первой крупной находки в Фаюмском оазисе в 1887 году британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри. Являются элементом видоизмененной под греко-римским влиянием местной погребальной традиции: портрет заменяет традиционную погребальную маску на мумии. Находятся в коллекции многих музеев мира, в том числе Британского музея, Лувра и в Музее Метрополитен в Нью-Йорке.

Портрет мужчины, музей Метрополитен

Изображение: Public Domain

Великолепное собрание из 23 погребальных фаюмских портретов в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, обнаруженных в Египте в 70-е годы XIX века, даёт возможность проследить развитие этого жанра на протяжении четырёх веков (с I по IV вв.).

История исследований

Портрет мужчины с растением в руках из Музея изобразительных искусств в Дижоне

Портрет мужчины с растением в руках из Музея изобразительных искусств в Дижоне

Изображение: Public Domain

На сегодняшний день известно около 900 погребальных портретов. Большинство из них были найдены в некрополе Фаюма. Благодаря сухому египетскому климату многие портреты очень хорошо сохранились, даже краски выглядят в большинстве случаев ещё свежими.

Портрет молодой девушки из Лувра

Изображение: Public Domain

Впервые погребальные портреты были описаны в 1615 г. итальянским исследователем Пьетро делла Валле во время его пребывания в оазисе Саккара-Мемфис. Он привёз два из них в Европу, сегодня они находятся в коллекции Государственного художественного собрания Дрездена. Несмотря на постоянный рост интереса к Древнему Египту, погребальные портреты вновь привлекли к себе внимание лишь в начале XIX в. До настоящего времени не сохранилось информации, откуда родом были первые находки: возможно, это были опять Саккара или Фивы. Благодаря Леону де Лаборде в 1827 г. в Европе появились два новых погребальных портрета, якобы найденных в Мемфисе, один из которых хранится сегодня в Лувре, а другой — в Британском музее.

Портрет бородатого человека. Королевский музей Шотландии

Изображение: Public Domain

Ещё в 1820 г. барон Минутоли по заказу германского правительства приобрёл несколько погребальных портретов, которые, однако, пропали вместе с другими египетскими артефактами при кораблекрушении в Северном море. Ипполито Розелини привёз во Флоренцию из экспедиции Жан-Франсуа Шампольоном в Мемфисе в 1828-29 гг. погребальный портрет неизвестного происхождения, похожий на оба портрета, привезенных Лаборде из Мемфиса. В 1820-е гг. через генерального консула Великобритании в Египте Генри Салте несколько портретов попали в Париж и Лондон. Ошибочно некоторые из изображённых на портретах людей считались членами семьи многократно упоминаемого в письменных источниках фивского архонта Поллиоса Зотера.

Портрет юноши. II век н. э. Золотой венок — типичный для Греции погребальный атрибут. При написании портрета мастер пользовался энкаустикой и темперой. Из собрания ГМИИ им. Пушкина в Москве

Портрет юноши. II век н. э. Золотой венок — типичный для Греции погребальный атрибут. При написании портрета мастер пользовался энкаустикой и темперой. Из собрания ГМИИ им. Пушкина в Москве

Изображение: Public Domain

Прошло достаточно много времени, прежде чем появились сведения о новых находках. Первое подобное сообщение появилось в 1887 г. и носило скорее прискорбный для науки характер. Даниель Мари Фуке узнал о находке портретов в одном из гротов. Спустя несколько дней он отправился в путь, чтобы проверить эту информацию, но прибыл слишком поздно. Почти все обнаруженные портреты были уже использованы для растопки костров в холодные ночи в пустыне. Ему достались лишь два из пятидесяти найденных портретов. О месте находки также ничего не известно. Вероятно речь может идти о ер-Рубайя, где венский торговец антиквариатом Теодор Граф некоторое время спустя нашёл несколько портретов и попытался привлечь к ним внимание общественности, чтобы поднять на них цену. Ему удалось заинтересовать известного лейпцигского египтолога Георга Эберса для опубликования научных статей о своих находках. Основываясь на материалах публикаций, он пытался продать свои находки по всей Европе. Хотя о месте и времени находки было известно немного, на основании других найденных предметов — в первую очередь монет с портретами — он приписывал найденные портреты известным правителям из династии Птолемеев и их родственникам. Хотя его утверждения и не подкреплялись никакими фактами, портреты привлекли к себе внимание благодаря поддержке некоторых учёных, как, например, Рудольф Вирхов. О портретах заговорили. В конце XIX в. портреты благодаря своей особой эстетике, пользовались большим успехом в качестве предметов коллекционирования и широко продавались по всей Европе.

Портрет мальчика из Национального музея в Варшаве

Изображение: Public Domain

Научные исследования тоже не стояли на месте. В том же 1887 г. Флиндерс Питри начал раскопки в Хаваре, где помимо прочего обнаружил некрополь, из которого был извлечён 81 погребальный портрет. Погребальные портреты находились в центре внимания лондонской выставки. Позднее Питри продолжил раскопки на том же месте, но столкнулся с конкуренцией со стороны немецких и египетских торговцев произведениями искусства. Зимой 1910—1911 гг. Петри во время раскопок обнаружил ещё 70 погребальных портретов, находившихся, однако, в плохом состоянии. Находки Петри являются, за немногим исключением, до сегодняшнего дня единственным примером систематического подхода в раскопках погребальных портретов и последующего опубликования результатов этих находок. Хотя эти публикации с сегодняшней точки зрения оставляют много открытых вопросов, они всё же являются самым важным источником изучения обстоятельств обнаружения погребальных портретов. В 1892 году немецкий археолог фон Кауфман открыл так называемую Гробницу Алины, в которой находились некоторые из самых известных на сегодняшний день погребальных портретов.

Портрет молодой девушки. Античное собрание, Берлин

Изображение: Public Domain

Хотя многие из этих изображений были найдены в оазисе Файюм (Hawara называемая также Арсиноя или Крокодилополь), однако портреты на мумиях были также обнаружены и в других некрополях, включая некрополи в Мемфисе (Саккара), Филадельфии (Er-Rubayat и 'Kerke'), Антиноополе, Панополе (Ахмим), Марина Эль-Аламейне, Фивах и Эль-Хибе (Анкиронополь). Однако все они сейчас известны под именем фаюмских портретов.

Материалы и способ изготовления

Портрет мальчика по имени Евтихий из собрания Музея Метрополитен

Изображение: Public Domain

Ранние фаюмские портреты выполнены в технике энкаустики (от греческого слова ehkaio — вжигаю), очень распространённой в то время. Это восковая живопись расплавленными красками, которую отличает объёмистость (пастозность) мазка. Направление мазков обычно следует формам лица — на носу, щеках, подбородке и в контурах глаз краски накладывались плотным слоем, а контуры лица и волос писались более жидкими красками. Картины, выполненные этим способом, отличает редкая свежесть цвета и они удивительно долговечны. Надо отметить, что хорошей сохранности этих произведений способствовал и засушливый климат Египта.

Портрет юноши. Берлин, Египетский музей

Изображение: Public Domain

Важная особенность фаюмских портретов — использование тончайшего сусального золота. На некоторых портретах был позолочен весь фон, на других золотом выполнены только венки или головные повязки, иногда подчеркнуты драгоценности и детали одежды.

Мужской портрет. Британский музей

Изображение: Public Domain

Основа портретов — древесина различных пород: местных (платан, липа, смоква, тис) и импортированных (кедр, сосна, ель, кипарис, дуб).

Портрет египтянина

Изображение: Public Domain

Некоторые портреты выполнены на загрунтованном клеем полотне.

Портрет женщины с вьющимися волосами. Британский музей

Изображение: Public Domain

Примерно со второй половины II века в портретах начинает преобладает восковая темпера. А поздние портреты III—IV вв. написаны исключительно темперой — техникой, при которой красочные пигменты смешиваются с растворимыми в воде связующими, часто для этого используется животный клей или желток куриного яйца. Темперные портреты выполнены на светлых или тёмных фонах смелыми ударами кисти и тончайшей штриховкой. Их поверхность матовая, в отличие от глянцевой поверхности картин, выполненых энкаустикой. Лица на темперных портретах обычно показаны фронтально и проработка светотени менее контрастна, чем в энкаустических панелях.

Портрет женщины. Королевский музей Шотландии

Изображение: Public Domain

Кроме того, некоторые группы портретов были созданы в смешанной технике темперы и энкаустики.

Культурно-исторический контекст

Греки составляли значительную часть населения Фаюма. Они появились здесь после завоевания Египта Александром Македонским. В результате естественной ассимиляции они переняли многое из обычаев египтян, также, как и римляне, которые прибыли сюда после смерти Клеопатры и аннексии Египта Римом в 30 до н. э.

Портрет юноши из собрания Музея Метрополитен

Изображение: Public Domain

Хотя население города было смешанным — египтяне, греки, сирийцы и римляне, но египтяне были, главным образом, торговцами, ремесленниками, слугами и рабами. Богатую же и знатную часть жителей составляли иностранцы, некоторые из них были римскими должностными лицами, а другие — потомками Птолемеевских греков. Об этом свидетельствуют сохранившиеся могилы и мумии, покрытые позолоченными масками, — в основном на них написаны греческие и римские имена, такие как Artemidorus, Demetrius, Titus и т. п.

Причёски, одежда и украшения

Портрет молодого человека из Государственного античного собрания в Мюнхене.

Изображение: Public Domain

На погребальных портретах можно увидеть различные причёски. Они оказывают неоценимую помощь при датировке. В большинстве своём все умершие были изображены с причёсками, отвечающими моде своего времени. Многочисленные аналогии существуют в причёсках скульптурных портретов.

Значение для искусства

Фаюмские портреты — лучшие сохранившиеся образцы античной живописи. Они изображают лица жителей древнего Египта в Эллинистический и Римский периоды в I—III веках нашей эры.

После завоевания Египта Александром Македонским время правления фараонов завершилось. В период правления династии Птоломеев — наследников империи Александра, произошли значительные изменения в искусстве и архитектуре. Погребальный портрет — уникальная художественная форма своего времени — процветал в эллинистическом Египте. Стилистически связанные с традициями греко-римской живописи, но созданные для типично египетских нужд, заменившие погребальные маски мумий, фаюмские портреты — это поразительно реалистические изображения мужчин и женщин всех возрастов.По материалам Википедии, Creative Commons - Share Alike

all-about-egypt.ru


Смотрите также