Древний египет писцы это. Писцы Древнего Египта
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Писцы Древнего Египта. Древний египет писцы это


Писцы Древнего Египта Википедия

Сидящий писец с развёрнутым папирусом на коленях (2500—2350 годы до н. э.; Лувр; инв. A 42) У этого термина существуют и другие значения, см. Писцы.

Писцы Древнего Египта (иерограмматеи, гарпедонапты) — привилегированный класс древнеегипетского общества, обладающий широкими познаниями в арифметике, грамоте иероглифического, иератического (со второй половины I в. до н. э.) и логографического (демотического) письма.

Образованные люди занимали позиции учителей, счетоводов, переводчиков, переписчиков, литераторов и административных служащих. Писцы имели свою иерархию: руководители, наставники, инспекторы, помощники. На нижних позициях писцы работали секретарями, а на верхних занимали высокие государственные посты, оказывая влияние на политику.

Согласно Клименту Александрийскому писцы были третьим классом египетской жреческой касты[1].

Греческие писатели обозначали писцов словом гарпедонапт («натягивающий верёвку»), что, видимо, продиктовано использованием верёвок для измерений земельных участков с равными прямоугольными сторонами треугольника — 3, 4, 5.

Божественными покровителями писцов, кому возносили молитвы, были бог «повелитель времени» Тот, богиня письменности Сешат.

Набор древнеегипетского писца

Атрибуты[ | код]

Рабочей униформой писца была простая льняная юбка. С собой писец носил:

  • пенал-палетку из дерева или слоновой кости, висящий на шее, для хранения красок и тростниковых палочек;
  • чёрную и красную краски в твёрдом виде. Растительный клей смешивали с древесным углём или охрой.
  • глиняную или черепаховую баночку для воды, чтобы растворять краски;
  • расщеплённую на конце в виде кисточки тростниковую палочку;
  • скребок для папируса, чтобы соскабливать неверно написанное;
  • небольшой свиток папируса;
  • иногда печать для запечатывания документов.

«Побратайся со свитком и с письменным прибором» — советует жрец Небмаатранахт.[2]

В религиозных процессиях писцы занимали третье место, имея перья на голове, а в руке свиток, линейку, чернила и палочку для письма (фр. calame‎).

Образование[ | код]

Система образования в Древнем Египте предполагала изучение многих дисциплин, профилирующими из которых для продолжавших своё обучение состоявшихся писцов становились узкие специальности архитектора, врача, юриста, жреца, или чиновника. Для особо одарённых образованных людей были открыты врата «Домов жизни» при храмах, где кроме обычных помещений школы, существовали библиотеки и комнаты переписчиков. Во времена правления XIX—XX династий «Дома жизни» стали отчасти и политическими центрами, в которых обсуждались важные государственные вопросы[3].

С конца Древнего Царства писцы составили некую отдельную касту, поскольку зачастую дети шли по стопам своих родителей. При дворе фараона имелись школы подготовки чиновников, куда стремились попасть представители среднего зажиточного класса. Примечателен текст «Поучение Хети, сына Дуафа, своему сыну Пепи», где отец наставляет сына по пути в школу при дворе и хвалит профессию писца, сравнивая её с другими, по его мнению, менее достойными ремёслами[4].

Женщины в Древнем Египте, пользуясь практически равными с мужчинами правами, также достигали высоких высоких позиций в административном управлении, властных структурах, становились писцами. Известно имя женщины-чати (визиря) Небет при VI Династии.

ru-wiki.ru

Писцы - Википедия

Это статья о роде занятий или профессии. О полярной лисице см. Песец. Писарь XV века за работой

Писе́ц[1][2], пи́сарь — человек, который профессионально занимается переписыванием книг и документов от руки. Профессия писца, которая раньше была распространена в том или ином виде во всех имеющих письменность культурах, утратила свою значимость с развитием книгопечатания. Изначально писцы вели дела крупных землевладельцев, царей; вели хронику при храмах и городах, переписывали различные тексты включая священные писания. Позже из профессии писца развились такие сферы деятельности как журналистика, бухгалтерия, юриспруденция.

Древний Египет[ | ]

Древнеегипетский писец — это человек, специально обученный искусству письма на языке иероглифов, а также иератическому и, начиная со второй половины первого тысячелетия, демотическому письму, а также арифметике. Писцами почти всегда были мужчины, принадлежащие той части общества, которую сейчас мы бы назвали зажиточным средним классом. Основой их деятельности была бюрократия при дворе фараонов, ведение дел в армии и храмах. Работа писцов передавалась по наследству, сыновья изначально воспитывались с расчетом на то, что после нескольких лет обучения в школах займут место отца.

Инструменты писца — кисточка и футляр для хранения красок

Собственно, большая часть информации про Древний Египет доступна нам только благодаря работе писцов: под их надзором происходило возведение различных монументов; ими тщательно записывались различные указы и экономические документы; многие истории, ходившие в устном виде среди низших классов египетского общества, рассказы иноземцев и странников дошли до нас только потому, что были записаны, зачастую случайно.

Профессия писца считалась престижной, они были частью двора фараонов и освобождались от уплаты налогов и службы в армии. Вместе с ремесленниками и художниками писцы принимали активное участие в украшении иероглифами усыпальниц, домов, реликвий, статуй, мебели.

Существовала даже отдельная богиня — Сешат, соответствующая профессии писцов.

Древняя Месопотамия[ | ]

Письменность в Древней Месопотамии возникла, судя по всему, из необходимости документировать различные торговые сделки. Фактически ранние образцы месопотамской письменности — это длинные клинописные списки и таблицы, нанесённые на глиняные таблички специально обученными арифметике и грамоте писцами. Чуть позже стали появляться записи различных астрономических наблюдений и даже литературные произведения. Например, одно из известнейших — Эпос о Гильгамеше. Кроме глиняных табличек, месопотамские писцы активно использовали папирус.

Древний и современный Израиль[ | ]

Древнейшим еврейским писцом считается сам пророк Моисей (XIV в. до н. э.), написавший 13 Свитков Торы. Заповеди пользоваться рукописными Свитками Торы, тефиллин и мезузами обеспечили непрерывное существование профессиональных переписчиков священных текстов иудаизма до наших дней. Во время Вавилонского пленения евреев, Иерусалимский Храм был разграблен и сожжён, вместе с ним погибли некоторые манускрипты. Приблизительно через 70 лет евреи, возглавляемые Ездрой — писцом, учёным человеком и первосвященником — вернулись в Иерусалим. Ездра канонизировал свод правил для писарей, благодаря которому до нас доходят точные, практически идентичные тексты.

После завоевания и разграбления Иерусалима Римской Империей еврейские писцы, жившие в Европе, продолжали переписывать Танах, пользуясь этими правилами. До 1947 года самой старой копией Танаха была версия приблизительно 895 года н. э. Но в 1947 году бедуинским пастухом была обнаружена пещера с довольно большим количеством рукописей, датируемых периодом от 250 г. до н. э. до 68 г до н. э. Поскольку манускрипты, содержащие имя Божье, не должны быть уничтожены, их всегда оставляли в различных «тайниках» либо могилах. Сравнение показывает, что копии с разрывом около тысячелетия хоть и не безошибочные, но на удивление точные.

Профессия писца во все времена пользуется у евреев особым почётом.

Средние века[ | ]

Рабочее место средневекового писца, Бельгия, музей Раверсейде

Профессия писарей бурно развивалась на протяжении Средневековья: с распространением христианства в Европе и ислама в Азии, с распространением ростовщичества, торгового и банковского дела спрос на писцов неизменно рос. В Европе писцами становились преимущественно монахи, первые скриптории появились в VI—VII веках на юге Италии, во Франции, в Ирландии, Испании. С развитием книгопечатания профессия писца постепенно сошла на нет.

Войсковой писарь[ | ]

В казачьем войске одной из выборных должностей была должность войскового писаря. Он избирался Войсковым кругом вместе с атаманом. Должность считалась очень почётной, на неё выбирали казака из самых грамотных и умных. Кроме войскового писаря, никто не имел права писать и посылать бумаги от войска с его подписью. Писарь также заведовал внутренними и внешними сношениями войска, был членом войскового правления и хранителем войсковой печати[источник не указан 875 дней].

Полковой писарь[ | ]

В полках русской армии была должность полкового писаря. Писари были и в подразделениях — ротный писарь. Должность сохранялась и в ВС РФ[3].

Волостной писарь[ | ]

В Российской империи волостной писарь являлся помощником волостного старшины, возглавлявшего волость. Волостной писарь назначался уездным Присутствием по крестьянским делам. Сначала он приобретал опыт на должности сельского писаря, затем в качестве помощника волостного писаря. Обладая определенной грамотностью и основами юридических знаний, волостной писарь зачастую являлся фактическим руководителем волостного правления.

Писарь обязан был составлять ведомости о видах на урожай, о движении народонаселения, о числе рогатого скота и лошадей, отчеты о взыскании податей и различных платежей, доклады о поставке лошадей в войска, о проведении рекрутского набора, о призыве запасных солдат на службу, ответы на запросы по розыску различных лиц, в том числе государственных преступников, сведения о нищенстве и т. д.

В обязанности писаря входила и подготовка дел для слушания в волостном суде. Поэтому нередко от него зависели судьбы крестьян, и часто коррумпированные волостные писари использовали эту должность как источник обогащения.

После хождения в народ в волостные писари запретили принимать лиц дворянского происхождения и с высшим образованием[4][5].

См. также[ | ]

Примечания[ | ]

Ссылки[ | ]

Литература[ | ]

  • Р. Ю. Виппер — «История древнего мира»
  • Киселёва Л. И. О чём рассказывают средневековые рукописи. Л., 1978.

encyclopaedia.bid

Писцы египетские - Википедия

Сидящий писец с развёрнутым папирусом на коленях (2500—2350 годы до н. э.; Лувр; инв. A 42) У этого термина существуют и другие значения, см. Писцы.

Писцы Древнего Египта (иерограмматеи, гарпедонапты) — привилегированный класс древнеегипетского общества, обладающий широкими познаниями в арифметике, грамоте иероглифического, иератического (со второй половины I в. до н. э.) и логографического (демотического) письма.

Образованные люди занимали позиции учителей, счетоводов, переводчиков, переписчиков, литераторов и административных служащих. Писцы имели свою иерархию: руководители, наставники, инспекторы, помощники. На нижних позициях писцы работали секретарями, а на верхних занимали высокие государственные посты, оказывая влияние на политику.

Согласно Клименту Александрийскому писцы были третьим классом египетской жреческой касты[1].

Греческие писатели обозначали писцов словом гарпедонапт («натягивающий верёвку»), что, видимо, продиктовано использованием верёвок для измерений земельных участков с равными прямоугольными сторонами треугольника — 3, 4, 5.

Божественными покровителями писцов, кому возносили молитвы, были бог «повелитель времени» Тот, богиня письменности Сешат.

Набор древнеегипетского писца

Атрибуты[ | ]

Рабочей униформой писца была простая льняная юбка. С собой писец носил:

  • пенал-палетку из дерева или слоновой кости, висящий на шее, для хранения красок и тростниковых палочек;
  • чёрную и красную краски в твёрдом виде. Растительный клей смешивали с древесным углём или охрой.
  • глиняную или черепаховую баночку для воды, чтобы растворять краски;
  • расщеплённую на конце в виде кисточки тростниковую палочку;
  • скребок для папируса, чтобы соскабливать неверно написанное;
  • небольшой свиток папируса;
  • иногда печать для запечатывания документов.

«Побратайся со свитком и с письменным прибором» — советует жрец Небмаатранахт.[2]

В религиозных процессиях писцы занимали третье место, имея перья на голове, а в руке свиток, линейку, чернила и (фр. calame‎).

Образование[ | ]

Система образования в Древнем Египте предполагала изучение многих дисциплин, профилирующими из которых для продолжавших своё обучение состоявшихся писцов становились узкие специальности архитектора, врача, юриста, жреца, или чиновника. Для особо одарённых образованных людей были открыты врата «Домов жизни» при храмах, где кроме обычных помещений школы, существовали библиотеки и комнаты переписчиков. Во времена правления XIX—XX династий «Дома жизни» стали отчасти и политическими центрами, в которых обсуждались важные государственные вопросы.[3]

С конца Древнего Царства писцы составили некую отдельную касту, поскольку зачастую дети шли по стопам своих родителей. При дворе фараона имелись школы подготовки чиновников, куда стремились попасть представители среднего зажиточного класса.

Женщины в Древнем Египте, пользуясь практически равными с мужчинами правами, также достигали высоких высоких позиций в административном управлении, властных структурах, становились писцами. Известно имя женщины-чати (визиря) Небет при VI Династии.

Обязанности[ | ]

Писцы составляли интеллектуальную элиту, управляющую административной и экономической деятельностью страны. Они вели учёт в храмах, армии, ведали министерствами при дворе фараона, руководили ремесленниками и художниками при возведении и декорировании памятников архитектуры, рассчитывали налоги и уровень урожая. К писцам обращались остальные неграмотные граждане для составления прошений, договоров и прочих документов.

Из дошедших до наших дней письменных документов известно о следующих должностях писцов:

  • главный писец казначейства;
  • писец-переписчик постановлений;
  • архивист;
  • писец при храме;
  • учётчик подношений;
  • хранитель царских свитков;
  • писец отдела кадров;
  • писец кадастра;
  • переписчик скота;
  • секретарь суда;
  • писец административного здания;
  • учётчик призывников;
  • сопровождающий писец;
  • и др.

Известен составитель папируса Ринда Агамезу или Ахмес, живший при царе из второй династии гиксосов Ра-а-усе, другое имя которого было Апепа (Апофис у греков), между 2000 и 1700 годами до н. э.

См. также[ | ]

Примечания[ | ]

Документальные фильмы[ | ]

  • 2013 — Писцы Древнего Египта / Scribes of Ancient Egypt / Le Scribe qui dessine (реж. Бернар Жорж / Bernard George)

Ссылки[ | ]

encyclopaedia.bid

Писцы Древнего Египта — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Писцы.

Писцы Древнего Египта (иерограмматеи, гарпедонапты) — третий класс египетской жреческой касты, согласно Клименту Александрийскому.

Главными их обязанностями были заведование зданиями храма (с технической стороны) и управление его земельною собственностью. Этому соответствовали и их специальная подготовка: знание иероглифов и наружных украшений храма, ориентирование частей последнего, черчение, астрономия, геометрия, география Египта, описание Вселенной. Все эти обязательные знания были изложены в десяти книгах, принадлежавших к числу герметических.

Употребляемое греческими писателями для их обозначения слово гарпедонапт («натягивающий верёвку»), произошло, по всей видимости, от употребления размеренных верёвок как при измерении земельных участков, так и при построении рационального прямоугольного треугольника со сторонами, пропорциональными числам 3, 4, 5.

Из них известен, как составитель папируса Ринда, Агамезу, или Ахмес, живший при царе из второй династии гиксосов Ра-а-усе, другое имя которого было Апепа (Апофис у греков), между 2000 и 1700 годами до н. э.

Известен культ богини писцов Сешат.

В религиозных процессиях писцы занимали третье место, имея перья на голове, а в руке свиток, линейку, чернила и палочку для письма (фр. calame‎).

См. также

Напишите отзыв о статье "Писцы Древнего Египта"

Ссылки

  • Статуи древнеегипетских писцов в Лувре: [www.louvre.fr/oeuvre-notices/le-scribe-accroupi ок. 3800 — 1710 до н. э.] и [cartelen.louvre.fr/cartelen/visite?srv=car_not_frame&idNotice=3275 2500 — 2350 годы до н. э.].

Отрывок, характеризующий Писцы Древнего Египта

– Слава богу, что могу ехать, – сказал князь Андрей, – очень жалею, что ты не можешь. – Зачем ты это говоришь! – сказала княжна Марья. – Зачем ты это говоришь теперь, когда ты едешь на эту страшную войну и он так стар! M lle Bourienne говорила, что он спрашивал про тебя… – Как только она начала говорить об этом, губы ее задрожали и слезы закапали. Князь Андрей отвернулся от нее и стал ходить по комнате. – Ах, боже мой! Боже мой! – сказал он. – И как подумаешь, что и кто – какое ничтожество может быть причиной несчастья людей! – сказал он со злобою, испугавшею княжну Марью. Она поняла, что, говоря про людей, которых он называл ничтожеством, он разумел не только m lle Bourienne, делавшую его несчастие, но и того человека, который погубил его счастие. – Andre, об одном я прошу, я умоляю тебя, – сказала она, дотрогиваясь до его локтя и сияющими сквозь слезы глазами глядя на него. – Я понимаю тебя (княжна Марья опустила глаза). Не думай, что горе сделали люди. Люди – орудие его. – Она взглянула немного повыше головы князя Андрея тем уверенным, привычным взглядом, с которым смотрят на знакомое место портрета. – Горе послано им, а не людьми. Люди – его орудия, они не виноваты. Ежели тебе кажется, что кто нибудь виноват перед тобой, забудь это и прости. Мы не имеем права наказывать. И ты поймешь счастье прощать. – Ежели бы я был женщина, я бы это делал, Marie. Это добродетель женщины. Но мужчина не должен и не может забывать и прощать, – сказал он, и, хотя он до этой минуты не думал о Курагине, вся невымещенная злоба вдруг поднялась в его сердце. «Ежели княжна Марья уже уговаривает меня простить, то, значит, давно мне надо было наказать», – подумал он. И, не отвечая более княжне Марье, он стал думать теперь о той радостной, злобной минуте, когда он встретит Курагина, который (он знал) находится в армии.

wiki-org.ru