Древний египет лотос. Египетский лотос
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Легенда о лотосе. Древний египет лотос


Легенда о лотосе — FloweryVale.ru

Лотос

Название лотоса — этого величественного водного цветка с заостренными лепестками в Древней Греции связали с легендой о прекрасной нимфе Лотис, которая укрылась в его венчике от преследований Приама. Растет теплолюбивый лотос в тропиках, а его чудо-цветки могут распускаться не только днем, но и ночью.

В Древнем Египте этот цветок играл необычайно важную роль. Лотос был посвящен богу Озирису — умирающему и воскресающему богу древнего Египта, олицетворению увядания и возрождения растительности, и богине плодородия Изиде; по народным приметам, обилие лотосов во время разлива Нила сулило богатый урожай.

В Древнем Египте лотос считался священным.  Из лотоса был рожден бог Ра,  цветок лотоса служил троном для богини Плодородия Исиды, бог Солнца Осирис всегда изображался сидящим на листе лотоса, а бог Света Гор — сидящем на цветке. С помощью этой символики была выражена связь цветка с солнцем, который, как и цветок кувшинки, раскрывается утром, а вечером опускается в воду. Однако еще в древности египтяне заметили, что лотос очень любит свет, он может раскрываться и при восходе солнца, и при восходе луны.

Древнегреческая легенда рассказывает о юной нимфе, безответно влюбленной в Геракла. Жила на свете юная нимфа. Все ночи красавица проводила на дне озера, а с восходом солнца всплывала и умывалась розовой зарей. Однажды ранним утром к озеру пришел Геракл, чтобы умыться. Желая покорить сердце красавца и увлечь его за собой на дно озера, нимфа подплыла к нему. Его красота так поразила нимфу, что она не смогла оторвать от него взора. Геракл ушел, не глядя на красавицу, а она так и осталась смотреть ему вслед и не смогла больше опуститься на дно, превратившись в прекрасный цветок. Девушки Древней Греции привозносили этот цветок как божественный, считая символом красноречия, украшали им волосы и одежду. Карл Линней, тронутый греческой легендой, в честь несчастной нимфы дал латинское название водяной лилии - нимфея.

На Востоке — в Китае и Индонезии — можно встретить лотос орехоносный с розовыми цветами, в Южной Америке — желтый лотос. На грани исчезновения оказался сейчас нильский лотос с белыми или голубыми лепестками. Не менее значимым был цветок лотоса и на Востоке. Красный лотос служил здесь олицетворением бесконечной божественной мудрости и плодоносящих сил природы.

См. также: Легенда о кувшинке, Легенда о маке

floweryvale.ru

Египетский лотос - Растения и Цветы

Египетский лотос

Вся жизнь в Древнем Египте зависела от разливов Нила. Река приносила на поля плодородный ил, без которого земля не давала урожая. Разливался Нил — зацветали лотосы, уходили воды Нила — обнажались корневища лотосов, сиротливо ожидая на берегу нового разлива. Обилие цветущих лотосов было верным знаком богатого урожая, и египтяне восторженно приветствовали появление этих прекрасных цветов.

Египетский лотос был символом плодородия и производительных сил. Его большие цветы, распускающиеся на закате и закрывающиеся на восходе, будто следили за солнцем, поэтому лотос также связывали с солнцем, как с источником жизни и воскресения. На лотосах, как на троне, восседали главные боги Египта: мифический первый фараон Египта Осирис, его жена, богиня плодородия Исида и их сын, бог солнца Гор. Связанный с богами, лотос стал символом власти. Его изображениями украшали стены, колонны в виде цветков лотоса подпирали своды храмов. Живыми лотосами убирали жилища, украшали статуи богов. Цветы лотоса раздавались всем гостям на пирах, в венках и ожерельях из лотосов выступали певцы и танцовщицы.

Лотос не только украшал жизнь египтян. Его употребляли в пищу, причём блюда из лотоса занимали значительное место в меню жителей. Предлагались следующие рецепты: высушенные корневища лотосов отваривали и ели, как мы едим картошку, семена лотоса мололи и из полученной муки пекли хлеб.

Египетский лотос — ближайшая родня нашим кувшинкам. Он относится к семейству нимфейных.

rasteniy.net

"The Witches' Wood" • Просмотр темы

Интересная статья известного русского египтолога Виктора Солкина. Привожу без купюр.

Лотос, которого... не было в искусстве Древнего Египта. ИзображениеУтверждение о том, что по египетскому поверью «из лотоса рождается Солнце», верно лишь отчасти. Настоящий розовый лотос (Nelumbo nucifera), был завезен в Египет из Персии уже в Позднее время и крайне редко появляется в искусстве эллинистической эпохи.

ИзображениеГолубая водяная лилия (Nymphaea cerulea). Озеро в парке Египетского музея в Каире. (с) фото мое, 2005 г.

ИзображениеУтка, плывущая по заводи. Фрагмент росписи пола царского дворца в Ахетатоне. Штук, роспись, лак. 14 в. до н.э. Мюнхен, Египетский музей (с) фото - Вернер Форман

В Древнем Египте были известны два вида растения сешен - водяной лилии, которая по старинке в египтологической литературе именуются «лотосом»: белая (Nymphaea lotus) и голубая (Nymphaea cerulea). Именно белая водяная лилия была с Нового царства геральдическим растением Верхнего Египта, в то время как голубой лотос имел более священное значение и был в значительной степени связан с заупокойным культом, поскольку голубой в Древнем Египте – цвет траура.

ИзображениеСветильник в форме цветка белой водяной лилии. Из гробницы Тутанхамона. Алебастр. 14 в. до н.э. Каир, Египетский музей. Автор фото неизвестен.

ИзображениеПодставы с "немсет" - сосудами для возлияний, украшенные букетом голубых лилий. Рельеф из храма Сети I в Абидосе. 13 в. до н.э. (с) фото мое, 2005 г.

По словам Геродота, цветки этой лилии, которую он также называет лотосом, были особенно ароматны и потому часто использовались на пирах; Геродот также указывает, что простые египтяне часто использовали в пищу сушеные семена лилии, которые были отнюдь не лакомством, а пищей в голодные годы.

ИзображениеРитуальное "блюдо Нуна", с изображением водяных лилий и масок богини Хатхор. Фаянс. 15 в. до н.э. Турин, Египетский музей. (с) фото мое, 2004 г.

ИзображениеКубок в форме цветка водяной лилии из гробницы Тутанхамона. Алебастр. 14 в. до н.э. Каир, Египетский музей. Автор фото неизвестен.

Благодаря тому, что цветок водяной лилии появляется над водой лишь с восходом солнца, он играл очень важное значение в гелиопольской космогонической традиции, в соответствии с которой именно в цветке лилии из вод Нуна, предвечного хаоса, появилось солнечное божество.

ИзображениеТутанхамон, рождающийся из цветка водяной лили, подобно божественному Солнечному младенцу. Дерево, штук, роспись. 14 в. до н.э. Каир, Египетский музей. (с) фото - Вернер Форман

Изображение"Косметическая" ложечка в форме девушки, несущей дары реки и букеты лилий. Дерево. 14 в. до н.э. Париж, Лувр. (с) фото - RMN

Лилия была символом возрождения, а потому связывалась с заупокойным культом. Так, венки, которыми украшали гроб и статуи умершего, довольно часто были выполнены из цветов водяной лилии, а четыре сына Хора, боги-покровители усопшего, связанные с северной частью неба, также изображались стоящими на цветке лилии, вырастающей из под престола Осириса, владыки иного мира.

ИзображениеРамсес II, держащий золотую лилию с четырьмя духами, сыновьями Хора, перед Осирисом. Рельеф из храма Рамсеса II в Абидосе. 13 в. до н.э. (с) фото мое, 2005 г.

ИзображениеВодяная лилия со стоящими на ней сыновьями Хора, растущая из "чистого" озера Кебеху, на котором покоится престол Осириса. Фрагмент виньетки из "Книги мертвых" Хунефера. Папирус. 13 в. до н.э. Лондон, Британский музей. (с) фото - egyptarchive.co.uk

Менат – противовес к ритуальному ожерелью богини Хатхор, владычицы любви, жизни предвечной матери, часто имел форму стилизованного тела богини, беременной солнцем или луной; в этом случае с одной стороны мената круглая «утроба» богини содержала изображение ее младенца, родившегося из цветка водяной лилии, а с другой стороны – сам цветок, распустившийся на рассвете.

ИзображениеМенат с изображением лунного младенца, сидящего на цветке лотоса в чреве богини-матери. Бронза. 7-6 вв. до н.э. Париж, Лувр. (с) фото мое, 2004 г.

ИзображениеЛунная ладья, плывущая по озеру с лилиями. Пектораль из гробницы Тутанхамона. Золото, электрум, стекло, полудрагоценные камни. 14 в. до н.э. Каир, Египетский музей. (с) фото - insecula.com

Голубая лилия считалась символом бога Нефертума, согласно изречению 266 «Текстов пирамид», - «ароматного цветка у носа Ра», изображавшегося с водяной лилией на голове. Изречение 81 из «Книги мертвых» говорит о трансформации духа умершего в цветок водяной лилии: «Я – этот чистый цветок лилии, который поднялся из рассвета, который у ноздрей Ра. Я появился, чтобы найти Хора, ибо я тот, кто чист, тот, кто явился из топи… О, цветок лилии, подобный Нефертуму…» Этот цветок часто помещали поверх приношений на жертвенном алтаре, поскольку его особенный аромат привлекал богов и души усопших предков.

ИзображениеНефертум. Расписанный рельеф из гробницы фараона Хоремхеба в Долине царей. 14 в. до н.э. (с) фото - kv5.com

ИзображениеСтатуэтка Нефертума. Серебряный сплав. 9-6 вв. до н.э. Берлин, Египетский музей. Автор фото неизвестен.

Нефертум, сын Птаха и Сехмет, почитавшийся в Мемфисе, считался покровителем ароматных масел и благовоний; известны названия семи священных масел, подвластные богу и использовавшиеся при бальзамировании. Кроме того, Нефертум связан с луной и белыми металлами, именно поэтому его статуи часто изготавливались из серебра. Судя по текстам на некоторых амулетах, Нефертум в гневной форме повелевает ядами, и может быть опасным для человека, подобно своей матери Сехмет.

ИзображениеСтатуэтка гмппопотама, расписанного цветами и листьями водяной лилии. Фаянс. 19-18 вв. до н.э. Вена, Музей истории искусств. (с) фото - Вернер Форман

ИзображениеКапитель колонны в форме букета голубых водяных лилий. Храм богини Исиды на острове Филе. I в. до н.э. (с) фото мое, 2002 г.

В отличие от распространенного мнения, в архитектуре Египте никогда не было «лотосовидной» капители. То, что зачастую выдают за лотос, на деле было стилизованным изображением распустившейся метелки папируса. Колонны с капителями в виде цветка водяной лилии или букета лилий встречаются со времени V династии, но крайне редки и, использовались, в основном, для декорировки жилых помещений дворцов и частных резиденций. Чуть большее распространение этот вид капители получил в Греко-римское время.

ИзображениеРеконструкция полихромной росписи капители из храма Исиды, сделанная на основе зарисовок Дэвида Робертса. Автор неизвестен.

(с) текст - Виктор Солкин Верхняя иллюстрация - царь Сети I, поливающий священной водой горшки с водяными лилиями и папирусом, посвященные богу Сокару. Рельеф из храма Сети I в Абидосе. 13 в. до н.э. (с) фото мое, 2007 г.

wicca.flybb.ru

Schambala

ЛОТОС

(Информация с сайта http://www.flowers.ru/misc/genealogy/24.shtml)

В Древнем Египте лотос чтили как священный цветок. Он был посвящен богине плодородия - Исиде и богу солнца Осирису. Осирис изображался сидящим на листе лотоса, а бог света Гор - на цветке. Этим была выражена связь цветка с солнцем, который, как и цветок кувшинки, раскрывается утром, а вечером опускается в воду.

В государственном гербе Египта с древнейших времен красуются пять лотосовых цветов, а скипетр - знак власти египетских фараонов - делался в виде цветка лотоса на длинном стебле. Цветок и бутоны лотоса выбивались на египетских монетах, изображением его украшали колонны египетских дворцов и храмов, в основании которых находились листья лотоса, а в верхней части - связка стеблей с цветами и бутонами.

Более пяти с половиной тысяч лет назад египтяне изображали лотосы на гробницах, а на алтарях жертвоприношений он символизировал воскресение из мертвых, хотя в иероглифах египтян означал радость и удовольствие.

В Древней Греции были распространены рассказы о людях, питающихся лотосом, - "лотофагах" ("поедатели лотоса"). По преданию, тот, кто отведает цветов лотоса, никогда не захочет расстаться с родиной этого цветка.

Кроме белого лотоса, в долине Нила встречается еще и голубой нильский лотос, который египтяне называют "небесной лилией", а в Тибете, Индии и Монголии растут даже ярко-красные лотосы.

В Индии любят лотос и почитают, до сих пор воспевая его в ритуальных танцах. Если танцовщица складывает руки на уровне лица пальцами вверх, это означает спящий лотос, если шевелит пальцами и раздвигает их - распускающееся растение.

В древнеиндийском эпосе "Махабхарате" описывается лотос, который имел тысячу лепестков, сиял как солнце и рассеивал вокруг восхитительный аромат. Этот лотос, по поверьям, удлинял жизнь, возвращал молодость и красоту.

Лотос в Индии является символом чистоты. Вырастая из грязи, он никогда не бывает испачкан, и потому его сравнивают с целомудренным человеком, к которому не пристает никакая скверна. Таким целомудрием индийская мифология наделила богиню Шри, или Лакшми, супругу Вишну, которая считалась покровительницей плодородия и процветания. Ее называли "рожденная лотосом", "стоящая на лотосе", "окрашенная лотосом". В одном из храмовых медальонов богиня Шри изображена стоящей на лотосе. В окружении листьев и цветов она переплывает океан.

Николай Константинович Рерих писал: "К черным озерам ночью сходятся индийские женщины. Звонят в тонкие колокольчики. Вызывают из воды священных черепах. Их кормят. В ореховую скорлупу вставляют свечи. Пускают по озеру. Ищут судьбу. Гадают. Живет в Индии красота". Женщины эти шли к озерам поклониться лотосу.

В Индии лотос считается священным растением. Древние индусы представляли землю в виде цветка лотоса, и культ лотосовой богини плодородия был широко распространен в земледельческих культурах страны. И, наверное, потому с наидревнейших времен по настоящее время многие пространства молитвенных стен буддийских храмов и монастырей украшаются изречением: " Ом-мани-падме-хум" - "Будь благословен, драгоценный лотос!"

В изобразительном искусстве известны композиции с богиней лотоса, обнимающей стопы Вишну, а властитель Вселенной порождает из тела гигантский лотос. По мере роста тысячелепесткового золотого лотоса растет Вселенная; лепестки дают начало горам, лесам, рекам и долинам. А красный лотос и поныне является эмблемой современной Индии. Существует даже поговорка: "Цветы лотоса - корабль, на котором утопающий среди океана жизни может найти свое спасение".

И в Китае лотос почитался как священное растение. В даосском фольклоре добродетельная дева Хэ Сяньгу изображалась держащей в руках "цветок открытой сердечности" - лотос или жезл с элементами этого цветка.

Там , лотос также олицетворяет чистоту, целомудрие, плодородие, производительную силу; он символ лета и является одной из восьми эмблем удачного предсказания.

Изображение лотоса играет важную роль в китайском, буддийском искусстве, в частности в живописи: -на западной части неба древние китайские художники обязательно рисовали лотосовое озеро. Лотос, растущий на этом озере, по их представлениям, общался с душой умершего человека. В зависимости от степени добродетельности человека в земной жизни цветы лотоса распускались или вяли.

В 1881 году при раскопках гробницы фараона Рамсеса II и принцессы Нси-Хонсу нашли несколько засушенных бутонов голубого лотоса, которые пролежали в земле 3000 лет и сохранили цвет. Среди ослепительных богатств гробницы наибольшее впечатление произвели эти цветы. Простой букетик затмил блеск, роскошь и изящество древнеегипетских изделий. Такова магическая сила и обаяние цветов.

В 1933 году в журналах промелькнуло сообщение о том, что в Ботаническом саду Кью близ Лондона зацвели растения индийского лотоса, возраст семян которых равнялся четырем столетиям. Когда ученые усомнились в подобном утверждении и решили проверить это на опыте, им удалось прорастить семена лотоса, возраст которых исчислялся 1040 годами!

Семейство лотосовых сегодня представлено всего 1 родом и 2 видами: лотосом орехоносным и лотосом желтым: голубой нильский лотос стал реликтом.

У лотоса орехоносного цветы розовые. Этот вид произрастает в северо-восточной и южной Австралии, на островах Малайского архипелага, филиппинских островах, на острове Шри-Ланка, на полуостровах Индостан и Индокитай, в Китае, на нашем Дальнем Востоке в Хабаровском и Приморском краях, а также по берегам Каспийского моря - в устье реки Куры и в дельте Волги.

Второй вид - лотос желтый - распространен в Центральной Америке и в южных районах Северной Америки, встречается также на Гавайских, Больших и Малых Антильских островах и на острове Ямайка.

Как правило, растет он в проточных водоемах и в заболоченных местах озер и рек с медленным течением. В дельте Волги поселяется в ильменях и в заливах на взморье, а также вдоль берегов многочисленных проток. С каждым годом, в связи с поднятием дельты и продвижением ее в глубь Каспийского моря, лотос переселяется все ниже и ниже в места с более благоприятной почвой и проточной водой, покидая прежние места обитания. Например, намного выше современных мест произрастания лотоса по течению Волги находится село Табала. Это слово означает калмыцкое название лотоса, росшего когда-то на этом месте. В годы пониженного уровня воды лотос нередко оказывается на суше, продолжая нормально развиваться.

До сих пор точно не известно, кто и когда завез индийский лотос в низовье Волги. Здесь под Астраханью он нашел вторую родину. В устье Волги возникло множество лиманов и озер, где вода прогревается как в тропиках, что и способствует его благодатному расселению.

В дельте Волги, в низовьях Куры и Аракса растет орехоносный каспийский лотос, а в бассейне рек Уссури, Амура и в озере Лебяжьем - дальневосточный лотос Комарова. Они представляют научную ценность как реликтовый тропический вид и как высокодекоративные, пищевые и кормовые растения.

schambala.narod.ru


Смотрите также