Древний египет краткий рассказ. Кратко о фараонах Древнего Египта
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Краткая история Египта. Древний египет краткий рассказ


Египет: Краткая история - Древний Египет

египет: краткая история

Каждый из нас с детства наслышан о далеком и загадочном Египте, о его грандиозных пирамидах и могущественных фараонах, о величавом Ниле и молчаливом Сфинксе. Египет - страна великолепной и гордой Клеопатры, могущественного фараона Рамзеса и красавицы Нефертити, ставшей эталоном женской красоты. Третья часть исторических памятников мира находится в этой колыбели цивилизации. Мало кто из нас не мечтал побывать в этой интереснейшей стране, узнать ее богатую пятитысячелетнюю историю и дошедшие до нашего времени традиции.

Можно сказать, что история Египта начинается с эры палеолита, хотя на этот счет имеются лишь теории и предположения. В те времена долина Нила вовсе не походила на нынешнюю: до самой Дельты это были сплошные болота, воды реки покрывали практически всю долину, а климат был более влажным, чем сегодня. В конце палеолита климат стал необратимо меняться, и русло Нила приняло современные очертания. Медленное, но постоянное наступление пустыни на пограничные районы способствовало концентрации населения вдоль плодородных берегов реки.

В эпоху неолита, начало которого относится к 10 тысячелетию до нашей эры, на территории Египта проживали два народа различного происхождения: один относился к африканской расе и пришел из центра Африки; другой - к средиземноморской расе и происходил из Центральной Азии. Предполагают, что была еще и третья группа населения - выходцы из легендарной Атлантиды, пришедшие в Египет через Ливию. Так сформировались две крупнейшие цивилизации: первая, Мермида, - на севере страны в Дельте Нила, основавшая первые города; вторая - на Юге с главным городом Тасом. Это выразилось в территориальном делении на «хесепы» (провинции), которые греки называли «номами». Всего существовало 42 нома: 22 нома в Верхнем Египте, 20 номов в Нижнем Египте. Это было на заре египетской цивилизации, в эпоху, которую египтяне назовут «временами Бога», когда египетский трон занимал царь Осирис. О земном царствовании египетского бога мы узнаем из документальных источников, дошедших до нас под названием Тексты Пирамид. По легенде, Осирис стал первым, кто объединил две этнические группы, но это было ненадолго.

3050 - 2715 г. до н.э. - Ранний период (I-II династии). История начинается с царя Нармера, которого многие ученые отождествляют с мифическим царем Менеcом, который объединил Верхний и Нижний Египет и основывает первую из тридцати одной династии, которые сменяли друг друга на египетском троне вплоть до 332 года, когда они были побеждены Александром Великим. Столицей государства становится Мемфис. Появляется иероглифическое письмо.

2192 - 2040 г. до н.э. - первое междуцарствие, промежуток времени от седьмой династии до начала одиннадцатой. Распад государства, сопровождающийся гражданскими войнами, вызывает к жизни социальное, духовное и культурное обновление.

2040 - 1650 г. до н.э. - Среднее царство (XI-XIV династии). Ментухотеп I объединяет Верхний и Нижний Египет, Фивы становятся культурно-политическим центром под покровительством бога Амона. Наместники в провинциях лишаются власти и влияния. Египет покоряет «золотую» страну Нубию. Яхмес предлагает способы определения площадей и исчисления дробей.

1650 - 1540 г. до н.э. - второе междуцарствие. Гиксосы - кочевники из Передней Азии - завоевывают Египет. Появляется новая военная техника, например, боевая колесница. Папирусы сообщают о первых хирургических операциях.

2715 - 2192 г. до н.э. - Древнее царство (III - VI династии). Многие ученые считают этот период самым великим в египетской истории. Самым великим фараоном этой эпохи был Джосер - основатель третьей династии. При нем был сооружен первый гигантский каменный монумент Египта - первая ступенчатая пирамида в Саккара. Он же учредил должность помощника царя - первого помощника (визиря) в своей администрации, которая со временем разрослась и иерархия которой усложнилась.

При основателе четвертой династии фараонe Снефу началось строительство гладкостенных пирамид. Но три других фараона этой династии превзошли своего предка: Хеопс, Хефрен и Микерин создали знаменитый заупокойный ансамбль в Гизе.

Пятая династия называлась «гелиопольской», так как она происходила из города Гелиополя, и ее первые три фараона были зачаты женой жреца бога Ра от самого бога. С этого времени все фараоны стали называться «Сыновьями Ра».

1540 - 1075 г. до н.э. - Новое царство (XVIII-XX династии). Основателем двенадцатой династии фараонов становится Аменемхет I. Он возвышает культ бога Амона и возводит его в ранг главного государственного божества. В стране царит политический мир. Расцвет государственной власти и богатства достигает своего апогея при Аменхотепе III. Аменхотеп IV переносит столицу государства в Ахетатон (современную Амарну) и вводит новый культ бога Атона вместо прежнего Амона, а сам принимает имя Эхнатон («угодный Атону»). После этого Тутанхамон в Фивах снова вводит культ Амона. К этому периоду относится строительство храмов в Карнаке, Луксоре, Абидосе, Абу-Симбеле и гробниц в Долине царей в Фивах.

1075 - 332 г. до н.э. - Поздний период (XXI-XXX династии). В страну вторгаются иноземные завоеватели - ливийцы и нубийцы, затем она попадает под власть персов.

332 - 30 г. до н.э. - Эллинистический период. Александр Македонский покоряет Египет, основывает новый город Александрию и объявляет себя фараоном. После его смерти всемирная империя распалась. А Египет, попавший под власть одного из его полководцев - Птолемея, родоначальника династии Птолемеев, превратился в центр эллинистической культуры. Клеопатра, поддерживаемая своими возлюбленными Цезарем и Марком Антонием, расширяет свои владения. Наконец, потерпев поражение от Октавиана, Антоний и Клеопатра VII кончают жизнь самоубийством. Греческое наследие окончательно переходит к римлянам.

30 г. до н.э. - 640 г. н.э. - Римский период. Став со времен Октавиана (императора Августа) римской провинцией, Египет впадает в нищету, он не в силах прокормить всю империю. Постепенно здесь распространяется христианство. Позднее начинаются гонения на христиан. После Вселенского Собора 451 г. в Халкидоне происходит раскол египетской (коптской) церкви и официальной христианской церкви.

642 г. н.э. - Исламизация Египта. Арабский военачальник Амр ибн эль-Ас в 642 г. завоевывает Египет, переносит его столицу в Фустат (вблизи старой части нынешнего Каира) и проводит насильственную исламизацию, вытесняя христиан. В дальнейшем Египет разоряют Омейяды, Аббасиды, Ихшидиды, Фа-тимиды, Айюбиды, а с 1250 г. мамлюки, потомки арабских наемников и телохранителей тюркского происхождения. При Фатимидах Египет впервые становится независимым государством. В 969 г. Гохар основывает Каир.

517 - 1798 гг. - Египет - провинция Османской империи. Султан Селим I подчиняет себе Египет, который утрачивает свое экономическое и культурное значение. В XVIII в. мамлюки, демонстрируя свою лояльность султану в Константинополе, снова приходят к власти в Египте.

1798 - 1799 гг. - Наполеон, пытаясь отнять у англичан главенство на Средиземном море, наносит поражение мамлюкам. В морском сражении при Абукире, к востоку от Александрии, английский адмирал Нельсон разбивает французский флот.

1805 - 1849 гг. - Новый Египет. Албанец Мухаммад Али становится пашой и турецким наместником в Египте, изгоняет из страны англичан и повелевает тайно убить своих мамлюкских соперников.

1869 - 1914 гг. - После открытия в 1869 г. Суэцкого канала, строительство которого стоило немалых денег, Англия в 1875 г. скупает его акции. На восстания египтян против иностранного засилья в 1882 г. Англия отвечает оккупацией страны.

1914 - 1953 гг. - Королевство Египет. Египет, с 1914 г. находившийся под британским протекторатом, в 1922 г. становится независимой конституционной монархией во главе с королем Фуадом I. Продолжающееся военное и политическое влияние Англии подливает масла в огонь борьбы за независимость под предводительством Саада Заглула.

1937 г. - На трон восходит Фарук I. С 1946 г. британские войска ограничивают оккупацию Египта зоной Суэцкого канала. В 1948 г. Египет терпит поражение в арабской войне против нового государства Израиль.

1952 - 1953 гг. - Борьба возглавляемой генералом Мухаммадом Нагибом организации «Свободные офицеры», куда входят Насер и Садат, приводит в 1952 г. к свержению непопулярного короля Фарука I. 18 июня 1953 г. Египет становится республикой.

1956 г. - Национализация Суэцкого канала, проведенная Насером после ухода англичан из Египта, становится причиной Суэцкого кризиса. Израиль оккупирует Синайский полуостров, Англия и Франция высаживают свои десанты. ООН добивается заключения перемирия и вывода всех войск из Египта.

1967 г. - В ходе шестидневной войны Израиль захватывает Синайский полуостров.

1970 г. После смерти Насера главой государства становится Анвар Садат, который ищет примирения с Западом и становится на путь создания исламского государства.

1973 г. - Египет начинает так называемую «октябрьскую войну», или войну Судного дня. За столом международных переговоров Садату удается получить согласие на вывод части израильских войск из Египта.

1979 г. - Садат и премьер-министр Израиля Бегин подписывают Кэмп-Дэвидское соглашение, что подрывает авторитет Садата в арабском мире и ведет к исключению Египта из Лиги арабских государств.

1981 г. - Во время октябрьского парада Садат застрелен фундаменталистами. На его должность назначен Хосни Мубарак.

1982 г. - Возвращение Израилем Египту Синайского полуострова (после 9 лет оккупации) способствует восстановлению Египта в Лиге арабских государств.

ismailia.ru

Краткая история Египта

 

Первый длительный период стабильной и эффективной централизованной власти в Египте приходится на годы правления III - VI династий(ХХ VIII - ХХ III вв. до н.э.). В это время окончательно сложилось и упрочилось древнеегипетское государство как единый хозяйственный организм, в рамках которого скотоводческий и садоводческий север удачно сочетался с земледельческим югом; была создана и повсеместно поддерживалась ирригационная система. Столицей страны был Мемфис. Начиная с правителей III династии, фараоны были уже не просто обожествленными царями — они считались равными богам. Существовал строгий ритуал поклонения им, была выработана практика их захоронений, так как, будучи «сыном Солнца», фараон не мог уходить на тот свет незамеченным, его похороны должны были быть великим событием и для людей, и для богов. Именно эти соображения стали причиной строительства тех гигантских пирамид, которые вплоть до нашего времени являются символом Египта. В течение 150 лет при III и IV династиях было сооружено около 16 пирамид, самыми известными из которых являются пирамиды Джосера, Хеопса, Хефрена и Микерина. Строительство пирамид и гробниц отнимало много сил и требовало немалых средств, но оно одновременно содействовало усилению темпов экономического развития, накоплению опыта и умения работников. На постройке пирамид наряду с квалифицированными мастерами использовались рабочие отряды из числа отбывающих трудовую повинность египтян. Вопреки сложившемуся мнению, рабы в этой сфере практически не использовались. Рабов-иноплеменников в период Древнего царства вообще было немного (уровень развития армии в то время не позволял охранять большое количество потенциально опасных людей). Военная добыча и торговые экспедиции в основном обеспечивали Египет золотом, серебром, благовонными смолами, слоновой костью, полудрагоценными камнями, строительным лесом и т.п. Начиная с V династии строительство крупных пирамид резко пошло на убыль — централизованная администрация стала ослабевать, а позиции местной власти (номархов), наоборот, укрепляться, о чем свидетельствует богатство гробниц вельмож. После правления VI династии наступило время политической раздробленности, именуемое иногда I Переходным периодом.

К XXI в. до н.э. вновь наметились два центра притяжения: Фивы (Верхний Египет) и Гераклеополь (Нижний Египет). Борьба между правителями этих городов привела к новым попыткам объединения Египта, сначала под главенством IX, а затем X династии. Впрочем, эти гераклеопольские династии были слабыми и недолговечными. А усиление Фив привело к выходу на первый план XI, фиванской династии, на сей раз крепко взявшей власть в стране. Большинство фараонов этой династии носили имя Ментухотеп.

Но еще больше власть центра усилилась при фараонах XII династии. В течение всего времени правления этой династии (около двух столетий) фараоны успешно подчиняли себе полунезависимых номархов, одновременно ведя войны вне Египта и продолжая работы по обустройству, начатые предшественниками (например, усовершенствование ирригационной системы Файюмского оазиса). Но постепенно XII династия ослабела. С ее закатом наступил II Переходный период. Незначительные XIII и XIV династии на рубеже ХVIII-ХVII вв. до н.э. были сменены вторгшимися в Египет азиатскими племенами гиксосов, которые познакомили египтян с боевыми колесницами, запряженными до того вовсе неизвестными в Египте лошадьми. Это, пожалуй, единственная услуга Египту со стороны гиксосов — полуторавековой период их правления не был отмечен ни политическими, ни экономическими успехами, скорее напротив. Владычество гиксосов было непрочным. В Фивах практически параллельно с гиксосами существовала XVII, египетская династия, контролировавшая почти весь Верхний Египет и ведшая успешные войны с гиксосами. Эти войны продолжались ряд десятилетий, пока Яхмос I не изгнал захватчиков и не стал основателем новой, XVIII династии.

С воцарением Яхмоса I начался блестящий период египетской истории, считающийся ее апогеем. Его преемники, особенно Тутмос I и Тутмос II, а затем вдова последнего, царица Хатшепсут, были сильными и властными правителями, при которых был дан старт активной внешней политике. При Тутмосе III, сменившем Хатшепсут, территория Египта на севере доходила до Северной Сирии, на юге и востоке — переходила за современные границы с Суданом (египетские войска продвинулись вплоть до четвертого нильского порога) и Ливией. Население покоренных территорий было обязано выплачивать тяжелые подати. Приток богатств способствовал строительству большого количества сооружений: каждый фараон считал своим долгом принять участие в расширении Карнакского храма, внеся свою лепту в возвеличение бога Амона в благодарность за победы на поле боя. На левом берегу Нила царица Хатшепсут построила себе поминальный храм. Его великолепные рельефы изображают экспедицию, организованную Хатшепсут в страну Пунт (Эфиопия). В храмовом некрополе стоят величественные царские усыпальницы, а также более скромные гробницы вельмож — все они выполнены в изящной манере и покрыты прекрасными росписями. В это время установились дипломатические связи с различными державами Передней Азии: Ассирией, Митанни, Хатти. Контакты между разными странами подкреплялись обменом подарками и браками между представителями правящих династий. Благодаря товарам, ввозившимся в Египет на верблюдах, рабам, доставлявшимся из-за рубежа, купцам и солдатам и, наконец, благодаря сыновьям иностранных царей и правителей, приезжавшим учиться ко двору фараона, столица Египта Фивы становилась космополитическим городом. Блестящий период политического могущества имперского Египта вызвал определенные сдвиги в соотношении социально-политических сил.

Центр тяжести стал смещаться на выходцев из чиновников, воинов и земледельцев. Результатом этого процесса было заметное ослабление позиций жреческой знати. Назревал конфликт. Его апогеем стал отказ фараона Аменхотепа IV, вступившего на трон в 1372 г. до н.э., от старой веры в пользу культа прежде малоизвестного бога солнечного диска Атона. Объявив себя верховным жрецом Атона, изменив имя на Эхнатон («приятный Атону»), он покинул Фивы и в 300 км к северу от них основал новую столицу Ахетатон.

Титул царя Верхнего и Нижнего Египта узурпировал наследный правитель Таниса по имени Смендес. Однако на практике он вынужден был разделить власть с «великим жрецом» храма Амона в Карнаке Херихором. Еще через столетие троном завладел ливийский вождь Шешонк I (950 г. до н.э.). Он перенес столицу из Таниса в Бубастис. Итогом этой непрерывной борьбы за власть стал распад государства на полунезависимые провинции. Отсутствие сильной центральной власти позволило кушитам, народу, обитавшему в Нубии, проникнуть в Верхний Египет, захватить Фивы и объединить страну под властью своего царя Шабаки (713 г. до н.э.). Считавшими себя в большей степени сторонниками древнеегипетской традиции, нежели захватчиками, кушитам на короткое время удалось вернуть царству некоторый блеск. Об этом, например, свидетельствуют странные пирамиды в Судане, напоминающие пирамиды Древнего Египта, но по сравнению с ними более остроконечные и менее пропорциональные. В 671 г. до н.э. кушитов из Египта выбил ассирийский царь Асархаддон. Ассирия, однако, не закрепила свою победу из-за внутренних распрей, что позволило правителю Саиса (Нижний Египет) Псамметиху I (663-610 гг. до н.э.) избавиться от ассирийского владычества. Его сын Нехо II (610-594 гг. до н.э.) отправил военную экспедицию на берега Евфрата, где египетские войска были наголову разгромлены вавилонским царем Навуходоносором. Нехо II также разработал честолюбивый проект соединения Средиземного моря с Красным: он стоил жизни 120000 рабам и был осуществлен лишь спустя 150 лет при персидском царе Дарий. Около 550 г. до н.э. в Навкратисе была основана греческая колония — первый греческий полис на египетской территории. Она должна была способствовать торговле между двумя странами, а также созданию нового союза против растущей угрозы со стороны персов. Но уже в 525 г. до н.э. персы захватили Египет и сделали его шестой сатрапией своей огромной империи. Освобождение от власти персов (404 г. до н.э.) привело к появлению кратковременных династий, пока завоевание Александра Македонского в 332 г. до н.э. вновь не привело к падению независимого Египта.

Появление Александра египтяне, утомленные властью персов и слабостью последующих династий, восприняли с радостью. Окруженный ореолом правителя божественного происхождения, македонец провозгласил себя египетским фараоном в древней столице Мемфисе, основал город Александрию, названный в его честь, и даже отправился в оазис Сива, где «великие жрецы» Амона признали его «сыном бога». После смерти Александра в Вавилоне (323 г. до н.э.) его империя распалась. В Египте власть захватил один из его полководцев (диадохов) Птолемей I Лаг (Сотер) и стал основателем новой династии (305 г. до н.э.). Преемники Птолемея поначалу проводили гибкую и мудрую политику. Они восстанавливали оскверненные храмы, строили новые. Уважение к религии египтян и благожелательное отношение к еврейским, сирийским и ливийским общинам положительно влияли на общественный климат. Александрия стала транзитным центром и единственным в своем роде оазисом культуры всего Средиземноморья. Здесь жили многие знаменитые философы, писатели и художники. Процветали торговля и искусства. Но с другой стороны, новые египетские правители, нося титул фараонов, возводя храмы в честь египетских божеств и проявляя уважение к традиционным обычаям, продолжали жить, как их греческие предки. Это привело к глубоким противоречиям между Александрией — центром греческой культуры и философии — и остальной страной, жившей еще по заповедям времен древних фараонов и подчинявшейся календарю разливов Нила. Уже через столетие после смерти Александра Македонского, с восшествием на престол Птолемея IV Филопатора (221-204 гг. до н.э.), не постеснявшегося для прихода к власти убить мать, сестру и брата, начинается медленная агония династии Птолемеев. Проявлениями упадка стали беспрерывные дворцовые интриги, убийства, конфликты с государством Селевкидов.

В 51 г. до н.э. на политической арене появилась Клеопатра VII. Первым соправителем Клеопатры был Птолемей XIII, ее брат и супруг, после его смерти — Птолемей XIV, как ни странно, тоже брат и супруг, лишивший ее трона. В борьбе, направленной на возвращение трона, Клеопатра использовала, в том числе свое женское обаяние, прибегнув к помощи Цезаря, чьей любовницей она стала. После убийства Цезаря и смерти Птолемея XIV Клеопатра вернулась в Египет и стала править самовластно. С 41 г. до н.э. была союзницей и любовницей Антония, поддерживая его в борьбе с Октавианом Августом. В 31 г. до н.э. флот Антония был разгромлен Октавианом у мыса Акций. Антоний покончил с собой, а несколькими неделями позже примеру Антония последовала его возлюбленная, Клеопатра (она погибла от укуса гадюки). Октавиан приказал умертвить Цезариона — сына Клеопатры и Цезаря, — последнего из Птолемеев, и таким образом положил конец XXX династии. С тех пор на протяжении четырех столетий Египет находился под властью римлян и был вместе с Римской империей и во времена ее расцвета, и во времена упадка. Александрия, ставшая одним из центров еврейской диаспоры, пережила из-за этого множество потрясений и жестоко подавлявшихся восстаний. В соответствии с традицией в 40 г. в Александрии впервые проповедовал христианство апостол Марк, и, несмотря на упорное сопротивление древних языческих культов, новая религия постепенно завоевывала признание. Во II в. в Александрии была основана Дидаскале — христианская богословская школа, которая помогала талантливым и ревностным проповедникам, таким, как Климент Александрийский (150-215) и Ориген (185-252), распространять христианскую веру в образованных кругах того времени. При римском императоре Деции (201-251), яром преследователе христианства, начали развиваться монашество и монастырская жизнь. Спасаясь от преследований, отшельники селились в глухих местах Синайского полуострова. Впоследствии они перешли к монастырской совместной жизни под влиянием примера св. Антония и его ученика Пахомия. По мере усиления преследований внутри христианской общины возникли религиозные разногласия. Инициатором одного из самых знаменитых споров был Арий Александрийский (280-336), основатель арианского учения, объявленного ересью Никейским вселенским собором (325 г.).

Правление императора Константина (306-337) явилось переломным моментом в истории христианства — тогда Миланским эдиктом императора была провозглашена свобода вероисповедания. Константин основал в 330 г. Константинополь для того, чтобы лучше защищать дунайскую границу Римской империи и отражать набеги персов. При Феодосии II (379-395) христианство стало государственной религией. Он приказал закрыть языческие храмы. Большая их часть была уничтожена, оставшиеся переделаны в христианские церкви. После смерти Феодосия Римская империя была разделена между двумя его сыновьями — Египет стал составной частью владений первого императора восточной половины (Византии) Аркадия. С самого начала Византийскую империю раздирали непрерывные богословские дискуссии о природе (божественной или человеческой) Иисуса Христа. Богословские расхождения часто служили поводом для политической борьбы. Так, воспользовавшись отлучением одного из константинопольских церковных деятелей Евтихия, александрийский патриарх Диоскор, сам отлученный вместе с Евтихием от церкви, при поддержке своей паствы образовал новое ответвление христианской церкви — позже оно стало называться коптской церковью. Когда византийским императором в 610 г. стал Ираклий, Египет уже так ненавидел византийцев, что его жители не желали больше оказывать серьезное сопротивление усилившемуся натиску сасанидских персов. Как только персы вторглись в Египет (619 г.), они получили горячую поддержку со стороны евреев и христиан-монофизитов (сторонников популярного в Египте учения о единой божественной сущности Иисуса Христа). Через десять лет удача изменила персам, и императору Ираклию удалось изгнать их из Египта, а потом даже занять Месопотамию. Но тут Ираклий уже не смог отразить войска арабского халифа Омара, которые, легко овладев крепостью Вавилона (639 г.), затем захватили и Египет. Лишь Александрия оказала настоящее сопротивление и пала только после 14 месяцев осады.

В 641 г., после падения Александрии и всего лишь через 9 лет после смерти пророка Мухаммеда (632 г., Медина), мусульмане под руководством 2-го арабского халифа Омара ибн аль-Хаттаба (634-644) отторгли от Византии Египет, захватили Ирак и Иран. Арабы не очень-то стремились обживать захваченные земли и обычно довольствовались взиманием дани. Поэтому местное население часто рассматривало их как временных оккупантов или даже как освободителей от византийского владычества. Более того, мусульмане демонстрировали уважение к храмам и обрядам евреев и христиан.Около двухсот лет Египет относительно спокойно жил сначала под Омейядами, позже под Аббасидами. Но с середины IX в. пестрая в этническом и религиозном отношении империя Аббасидов начала рассыпаться. Это было вызвано, в том числе привлечением в армию огромного числа воинов-рабов (гулямов), которые со временем начали по своему произволу сменять халифов и возводить на престол угодных им претендентов. Иранскую знать на высших государственных постах постепенно сменяют выходцы из гулямов. Один из них, Ахмад ибн Тулун, назначенный в 868 г. наместником Египта, добился присоединения к своему наместничеству Сирии и стал основателем династии Тулунидов. Свою столицу Аль-Катайя ибн Тулун украсил монументами, дворцами и садами; построил там величественную мечеть, получившую его имя. Вскоре после смерти Ахмада ибн Тулуна Египет утратил независимость, и в 905 г. Аббасиды на короткое время вернули себе господство над страной, но уже в 935 г. новые правители Египта опять прекратили подчиняться Багдаду. После кратковременного правления в стране мусульманской династии Ихшидидов (935-969 гг.), основанной Мухаммедом ибн Тугджем, тюрком по происхождению, получившим от Аббасидов титул «ихшидид» (древний титул иранских правителей Согдианы и Ферганы), в Египте удалось укрепиться выходцам из Северной Африки Фатимидам (они считали себя потомками Фатимы, дочери пророка Мухаммеда). Новая столица, основанная в 969 г. (к северу от прежней), получила название Эль-Кахира («Победительница» — современный Каир). Правление Фатимидов было отмечено определенным экономическим подъемом, причиной которого было выгодное расположение Египта на пересечении важных торговых путей между Африкой, Азией и Европой. Отстраивался и расширялся Каир, был создан мусульманский университет Аль-Азхар (988 г.). В то же время непрерывные конфликты с сирийцами ослабляли Египет. Такие неудачи Фатимидов, как захват крестоносцами Иерусалима (1099 г.) и разграбление Каира турками-сельджуками, которые к этому времени уже утвердились в Багдаде и стали «защитниками» аббасидского халифа, позволили сирийцам все более уверенно вмешиваться во внутренние дела Египта.

В 1171 г. знаменитый полководец Салах аддин Йусуф ибн Аййуб, по происхождению курд (на Западе его называли Саладином, в отечественной историографии он фигурирует как Салахаддин), уничтожил фатимидский халифат и, объединив Египет и Сирию, положил начало новой династии — Айюбидов. Он отобрал у крестоносцев Палестину, Иерусалим и Антиохию, что привело к 3-му Крестовому походу во главе с королем Англии Ричардом Львиное Сердце, королем Франции Филиппом II Августом и Фридрихом Барбароссой. После смерти Салахаддина (1193 г.) его империя была разделена между двумя его сыновьями. Египет достался Азизу Имад аддину. С целью обезопасить себя самого и для успешной борьбы с крестоносцами египетский халиф ас-Салих Айюб, отстранивший от власти своего родного брата, создал себе из мамлюков (воинов-рабов) личную гвардию. Расквартированные на острове Рода близ Каира, воины этой личной гвардии стали называться бахаритами (солдатами реки; от арабского бахр — река). Именно благодаря им поражением завершился 7-й Крестовый поход, руководимый французским королем Людовиком Святым. Сам король попал в плен вместе со своей армией и был освобожден лишь за огромный выкуп. Воспользовавшись победой, мамлюки в 1250 г. стали править сами (династия Бахаритов — тюркских мамлюков). Это было начало эпохи процветания. Каир стал прекрасной столицей огромной империи, включавшей Сирию и Палестину. Цезарея и Антиохия были отобраны у крестоносцев, Последний Крестовый поход закончился бесславно. Его руководитель, все тот же Людовик IX Святой, умер в 1270 г. от чумы. Мамлюкский султан Бейбарс I захватил последние крепости на Святой земле (Тир, Сидон, Триполи и др.). В 1291 г. пал последний оплот крестоносцев — крепость Сен-Жан-д'Акр в Ливане. Стремясь отвлечь население от недовольства постоянными поборами и жестокостью в управлении и продемонстрировать со всем возможным размахом свою власть и глубину своего благочестия, мамлюкские султаны Египта возводили в Каире великолепные здания (мечети, медресе, мавзолеи), считающиеся лучшими памятниками архитектуры всего мусульманского мира. По всему городу строились десятки общественных фонтанов, соседствовавших обычно с начальными школами (куттаб).

Арабский мыслитель Ибн Хальдун, умерший в Каире в 1406 г., так писал об этом городе: "Тот, кто не видел Каира, не знает величия ислама. Это столица вселенной, сад мира, человеческий муравейник, царский трон; это город, украшенный замками и дворцами, полный обителей, дервишей и училищ, освещенный светочами науки". В 1382 г. бывший раб-черкес Захир Сайф аддин Баркук, вожак одного из мамлюкских отрядов, захватил власть и основал новую династию Бурджитов (или, по-другому, черкесских мамлюков). Начавшиеся в это время военные неудачи, а также преследования коптов и постоянная борьба за власть привели к постепенному ухудшению ситуации. Неудержимое наступление турецкого Османского султаната уничтожило последние остатки Византийской империи. В 1453 г. турки заняли Константинополь. Открытие португальцами морского пути в Индию лишило Египет важного источника доходов и существенно ослабило могущество мамлюков. После двух побед, одержанных армиями османского султана Селима I, турки захватили Египет. В 1517 г. был казнен последний правитель из династии Бурджитов Ашраф Туманбей. Отныне Египет становился провинцией Османской империи, управлявшейся из Стамбула, представителем которого на месте был паша (губернатор). Задача паши состояла в выколачивании налогов, поступавших в Турцию, и в назначении беев (высших чиновников), ответственных за поддержание порядка в стране. Османская империя, несмотря на свой пышный фасад, была слишком большой для того, чтобы ею могли эффективно управлять из Стамбула. Это позволяло наместникам — пашам и беям — несколько обособляться от центральной власти. Поражения, которые терпели турки от европейских армий, вынуждали султанов для покрытия издержек и расходов драть три шкуры с населения завоеванных стран. Понятно, что это приводило к усилению лихоимства чиновников и росту народного недовольства. Весь XVIII в. в Египте правили паши, назначавшиеся из Стамбула. Этот пери­од египетской истории получил название «бейликат». В это время мамлюкам удалось вернуть свое былое влияние в войсках и вновь стать подлинными хозяевами Египта. Однако постоянная борьба разных группировок за власть привела страну в состояние полной анархии. В 1786 г. из Стамбула в Египет отправилась специальная эскадра: турки хотели навести маломальский порядок в стране, но попытка закончилась неудачей.

Всем на удивление 1 июля 1798 г. во главе 35-тысячной армии в Александрии высадился Наполеон Бонапарт. Целей у этого амбициозного предприятия было несколько. Французы стремились захватить в свои руки морской путь в Индию и противопоставить что-то влиянию Англии в этом регионе, превратить Египет в «цивилизованную» колонию, создав здесь эффективную систему управления, изучить и лучше узнать египетскую историю. На кораблях в Египет прибыли не только солдаты, но также и ученые, инженеры, архитекторы, естествоиспытатели, художники и граверы. Результатами их деятельности стало открытие восхищенными европейцами того, что сохранилось от Древне­го Египта, и последующее рождение новой науки — египтологии. Через месяц после высадки Наполеона мамлюкский Египет был завоеван, но французский флот, неожиданно атакованный англичанами на Абукирском рейде, почти полностью погиб. Таким образом, Бонапарт со своей армией был отрезан в Египте от остального мира. Он попытался провести в захваченной стране некоторые реформы, но население их не поняло и не приняло. 21 октября 1798 г. в Каире начался бунт, правда, он был быстро подавлен. Стремясь отразить наступление турок, которое они готовили в Сирии, французы выступили им навстречу. В апреле 1799 г. французы заняли Газу и Яффу и нанесли поражение османской армии при Монт-Таборе, не сумев, однако, овладеть крепостью Сен-Жан-д'Акр. Наконец, предотвратив попытку турок высадиться в Египте, Бонапарт передал командование войсками генералу Клеберу и возвратился во Францию. Тем временем Клебер разгромил турок под Гелиополем (март 1800 г.) и вернул французам полный контроль над страной. Через три месяца Клебер был убит, и его заменил генерал Мену. В сентябре 1801 г. англо-турецкие войска вынудили французов капитулировать.



biofile.ru

Фараоны Древнего Египта кратко - Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени

 

Фараоны Древнего Египта – это гигантский пласт человеческой истории, и кратко охватить его целиком невероятно сложно. Среди человеческих цивилизаций владычество фараонов Древнего Египта - это самый длинный срок династического правления. От начала существования Египта как самостоятельного единого государства, до завоевания великого африканского государства Александром Македонским прошло более 2700 лет, и сменилось ровно 30 династий.

На самом деле слово «фараон» никогда не было официальным титулом, это, можно сказать, современное обозначение древних египетских правителей, хотя и возникло оно более трех тысяч лет назад, в эпоху Нового Царства, когда начали править цари 17-ой династии.Изначально, во 2-ой половине четвертого тысячелетия до нашей эры, монархия в Египте носила ярко выраженный военизированный характер. Но как только страна была объединена, возникла потребность в обширном бюрократическом аппарате, и его создание фактически подчинило хозяйствование напрямую верховному правителю. Но существовало огромное отличие между властью египетского фараона и властью последующих монархий, особенно европейских. Фараон рассматривался египтянами не как божий наместник, или посланник, а как неотъемлемая часть существования миропорядка.

Ведь Египет – глубоко языческая страна, с многочисленным пантеоном богов, и хотя власть фараонов обожествлялась, но именно с языческой точки зрения. То есть фараон рассматривался своими подданными как человек-символ, мистическое и таинственно связующее звено между богами и миром людей. Недаром, при вхождении в «статус» фараона правителя короновали не просто особой церемонией, наделением прав и обязанностей, или атрибутами власти. Полный титул фараона состоял из пяти имен.  Самая древняя форма имени – хорово имя. Вторая форма, небти-имя, то есть освященный двумя богинями, покровительницами Египта. Третье имя, так называемое «золотое», символизировало бессмертие. Четвертое, тронное имя введенное в Третьей династии, скоро стало самым важным, практически официальным титулом. И пятое, Личное имя, дающееся младенцу - будущему фараону, было введено чтобы подчеркнуть близость к богу Ра, и всегда начиналось не иначе как «Сын Ра». Атрибуты власти тоже были необычны. Кроме привычной для всех монархов короны, у фараонов, правящих Древнем Египтом был вполне для любого египтянина головной убор, платок, но золотой с синими полосами. Цвет платка символизировал социальный статус носящего.  Опирался властитель Египта на скипетр Уас с головой шакала, символизирующий благополучие, здоровье и счастье.

Точно такой же скипетр могли положить в могилу любому умершему, чтобы тот воспользовался всеми загробными благами. Обязательными атрибутами фараона были обычная плеть, и крюк-хета, уменьшенная копия пастушьего посоха. Кроме того, у фараона обязательно должна была быть борода, и если ее не было – она изготавливалась искусственно и подвязывалась.  Таким образом, владыка Египта одевался и носил с собой практически все тоже самое, что и рядовой человек из его царства. Если говорить прямо, то фараон не был царем в обычном для нас понимании.Только гораздо позже египетских владык стали представлять как обычных властителей, капризных или важных, грозных или ленивых – как только потребовалось обосновать централизацию власти в руках одного человека или группы людей. Фараон, как воплощение божественного порядка – канул в историю. Упадок Древнего царства, обусловленный совокупностью многих факторов – климатическими, усилением внешних врагов, внутренними проблемами – подкосили власть египетских царей, а периодический распад Египта на отдельные области вернул все на круги своя. Власть того или иного правителя снова стала зависеть от военных успехов, и к середине первого тысячелетия до нашей эры фараонами уже считают и персидских царей, и греческие династии.

antiquehistory.ru