Древний египет и месопотамия. 2222))))Культура Древнего Египта и Древней Месопотамии. Мифология, космогония, представления о ценности человеческой жизни
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Книга Древний Египет и Месопотамия. Содержание - МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ НАРОДОВ МИРА Т. 3 ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ. МЕСОПОТАМИЯ Д... Древний египет и месопотамия


2222))))Культура Древнего Египта и Древней Месопотамии. Мифология, космогония, представления о ценности человеческой жизни

Культура Египта

Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце IV тысячелетия до н.э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним с самых великих центров мировой культуры. Почти 2000-летнюю историю Древнего Египта принято делить на три периода первый -

Древний 2800 - 2250 лет до н. э второй - Среднее Царство 2050 - 1700 лет до н. э третий - Новое Царство 1580 - 1070 лет до н. э Соответственно выделяют и три периода в развитии его культуры. Кстати, небезынтересно знать, что современные Египтяне, которые говорят по-арабски, свою страну называют Миср. Название Египет происходит от древнегреческого наименования

Айгуптос. В свою очередь это слово, скорее всего, восходит к одному из имен значительнейшего из древнеегипетских городов - Мемфиса. По-древнеегипетски же, согласно принятому в науке условному произношению, оно произносится как Хет-ка-Птах, хотя, судя по Вавилонским данным, это название в действительности произносилось как Хэ-ку-Птах. Что касается самих древних египтян, то они свою страну называли Кеме - Черная, по цвету е тмной почвы, в отличие от красной земли окрестной пустыни.

Уже в Древнем и Среднем царствах были созданы уникальные памятники культуры - гробницы фараонов Хеопса, Хефрена та Микерина, сфинксы фараона Хефрена в Гизе и фараона Аменемхета и множество художественных достижений скарбы из гробниц Хенеку и Хени. Для полноты изучения представления египтян о смерти и загробном мире необходимо осветить основные этапы развития культа Осириса как владыки мертвых и показать его особенности и на основе приведенного материала сделать выводы о влиянии этого культа на древних египтян. Осирис - сын бога Геба и богини Нут, который в представлениях египтян испытал ужасные страдания в своей земной жизни. Его жизнь освещена в мифе Озирис и Исида. Согласно мифу, Осирис сначала был царем людей и одновременно просветителем в области сельского хозяйства, законов, богослужений. Он много путешествовал по миру с просветительскими целями, причем убеждал отказаться от дикости словами и музыкой, а не оружием. Это позволило позже грекам отождествить его с Дионисом. Его брат Сет - бог пустыни, заманил его в ловушку и отправил в плавание в закрытом ящике. Исида - сестра и жена Осириса после долгих поисков привезла тело мужа в Египет и спрятала в Дельте. Сет случайно обнаружил тело и разрубил его на несколько частей. Он разбросал их по всему Египту. Но Исида и жена Сета Нефтида с сыном Анубисом разыскали все части. Исида собрала их в единое тело. По другой версии Исида специально создала несколько мест возможного захоронения, чтобы Сет не нашел настоящего. Затем появляется сын Осириса и Исиды - Хор. Осирис явился к сыну, чтобы вдохновить на битву с Сетом. После нескольких сражений Хор победил злого Сета. Осирис встал во главе мира мертвых, Хор - во главе мира живых. Хор стал отождествляться с божественной сущностью фараона, который убивает зло которое может повредить вечной жизни. Популярность культа Осириса обусловлена несколькими причинами во-первых, Осирис был сначала человеком во-вторых, с помощью богов он стал бессмертным - правителем мертвых в-третьих, любой мог повторить его судьбу, если после смерти выдержит проверку на честность и почитание богов в-четвертых, каждый хотел вечной и счастливой жизни. С течением времени Осирис из примера воскресения становится его причиной. Родиной культа Осириса при ранних династиях являлся Абидос. К XII династии Осирис стал всеобщим богом. Его стали приравнивать к космическим богам, а затем

Осирис поглотил некоторых из них, его человеческая сущность была забыта. При XVIII и XIX династиях он спорил за главенство с эннеадой богов, в некоторых гимнах его отождествляют с ними. В одном из гимнов его называют существом дающим рождение мужчинам и женщинам во второй раз, то есть тем кто делает так, чтобы смертные родились снова. Поскольку в том же разделе говорится об Осирисе обновляющем себя, потому что он делает себя молодым, подобно Ра, каждый день то под вторым рождением мужчин и женщин подразумевается именно воскрешение умерших, т.е. их рождение в новой жизни. Осирис стал не только богом мертвых, но и богом живых, и во времена последних династий его роль стала исключительной. На суде Осирис играл роль судьи - самого важного лица для умершего, поэтому в зал суда душу вводил Хор и просил за нее, что обеспечивало благосклонность Осириса. Культ Осириса существовал вплоть до прихода христианства, как и мумификация, но культ Осириса - это только часть представлений египтян о загробном мире, другая часть - Главы о восхождении к свету или Книга мертвых. Итак, культ Осириса с течением времени усиливал свое влияние, его роль в повседневной жизни египтян стала ведущей, ибо Осирис - это то, к чему стремился каждый, т.е. к божественной вечной жизни.

Для древних египтян Книга Мртвых была чем-то вроде Библии для современных христианских фундаменталистов е воспринимали слишком буквально особенно в период поздних династий, когда первоначальный смысл книги безусловно затерялся в глубине времени. Название Книга мертвых не отражает точного перевода надписи, звучащей как РЕУ НУ ПЕРТ ЭМ ХРУ, что означает Главы о восхождении к свету.

Но кроме этих глав обычно включают и некоторые другие, поэтому название Книга мертвых самое удачное название. Самое главное в Книге мертвых - сцена Суда, ибо Суд в Дуате был тем испытанием, за которым следовало либо наказание, либо награда за праведную жизнь, в виде вечной жизни рядом с Осирисом и родными. Глава с изображением процедуры Суда шла обычно после двух первых гимнов и предваряла Главы о Восхождении к Свету. Она обязательно сопровождалась виньеткой с изображением Осириса, наблюдающего за процедурой взвешивания сердца, и большого сборища богов, которых убеждал в своей праведной жизни умерший. Хотя виньетки с Судом из разных источников различаются в деталях, общее направление заметно во всех Только сердце решит все Египтяне считали, что зал Суда - это вся ширь Небес, и на Суде обязательно присутствовало три Совета богов. Ведущее положение в иерархии погребального совета занимал Осирис, как его глава, а в последствии он стал единоличным судьей усопших. Суд над каждым усопшим в отдельности проходил сразу же после его смерти. Вступив в зал, умерший заявлял, что не совершал грехи, отрицания которых он подробно перечислял.

Количество богов, как и признаний в праведности, было сорок два. Иногда усопший каждое из своих оправданий говорил определенному богу из совета, как бы ответственному за проверку этого вида оправданий. В конце главы успешно прошедшему испытание давали возможность помочь своим родственникам и сохранить в мире живых долгую память о себе, если он нарисует на плитке чистой земли сцену Суда. Тех, кто не прошел испытание, бросали в пасть Аммат - чудовищу с телом гиппопотама, львиными лапами, львиной гривой и пастью крокодила. Но даже успешно прошедшему испытание грозила опасность быть убитым, так как в Дуате периодически происходили чистки. На этот случай мертвого снабжали амулетами и заклинаниями. Следует, также отметить, что львиную долю текстов занимают многочисленные имена богов, предметов и животных с заклинаниями для их подчинения умершему и отождествления с ним.

Существовали даже заклинания, чтобы пищу на ладье доставляли умершему боги. Влияние Книги Мертвых на жизнь египтян оказалось огромным. Для знания текстов необходимо было умение читать, а тексты, хотя бы маленькую их часть, должен был знать каждый. Некоторые главы вместо текста содержат только потрясающие своей красотой виньетки, это указывает на то, с какой убежденностью общество верило в загробную жизнь, и для захоронения использовались самые прекрасные произведения искусства Древнего Египта. Одной из важнейших составных частей представлений о загробной жизни египтян является вера в бессмертие души и тела, о чем уже упоминалось ранее, эта вера многократно зафиксирована в текстах и рисунках. Согласно представлениям египтян человек имел несколько душ душа - не точное, но единственное определение. Причем каждая из этих душ выполняла определенную функцию на пути к бессмертию, поэтому о каждой душе заботились, что отражалось в погребальном обряде. Краткая характеристика каждой души 1 Ка - двойник. Ка представлял собой некую абстрактную индивидуальность или личность, обладающую внешностью и качествами человека, которому она принадлежала, и хотя обычно Ка жил в гробнице вместе с телом, он мог по своему желанию выходить из нее. Ка не зависел от человека, мог свободно передвигаться и жить в любой его оболочке.

Предполагалось, что Ка нуждается в еде и питье, поэтому египтяне следили, чтобы в гробнице было вдоволь подношений. Если еды и питья не было, то Ка мог бродить по поверхности и поедать отбросы, запивая их грязной водой, что было недопустимым грехом для семьи умершего. 2 Ба - душа сердца, связанная с Ка, с которым в котором она обитает в гробнице, деля с ним подношения. Правда, в некоторых текстах указывается, что она могла жить с Ра или Осирисом на небесах. Ба приписывали способность свободно переходить из материальной формы в духовную и обратно. 3 Аб - сердце, было тесно связано с душой и считалось источником как животной жизни, так и добра и зла в человеке. Сохранению сердца человека придавалось огромное значение, ведь во время Суда это единственная часть тела, которая подвергается специальной проверке. Здесь, однако, сердце рассматривается, как центр духовной жизни человека и его мышления, а также орган, в котором проявляются его пороки и добродетели, и оно олицетворяло все, что для нас сегодня слово совесть. 4 Кхаибит Шуит - тень, была тесно связана с Ба и считалась неотъемлемой частью человека. Подобно Ка, питалось подношениями и передвигалась, где ей вздумается. 5 Кху - душа духа, часто упоминается вместе с Ба. По-видимому, она считалась эфирным существом, т.е. по сути, той самой ДУШОЙ, которая не может умереть ни при каких обстоятельствах. Кху обитала в Саху, или духовном теле человека. 6 Секхем - сила, бестелесное воплощение жизненной энергии человека. Секхем обитала в раю среди Кху и духов, в текстах упоминается вместе с душой и духом. 7 Рен - имя, ради сохранения которого египтяне принимали чрезвычайные меры предосторожности, поскольку считали, что без имени человек и его душа исчезают. 8 Саху - духовное тело, которое служило обиталищем души. Оно развивалось из материального тела с помощью молитв или ритуалов, исполняемых у могилы или в каком-либо другом месте, должным образом назначенными и безукоризненно знающими свое дело жрецами, было вечным и не подвергалось разложению. Все ментальные и духовные атрибуты физического тела объединялись в нем в новые силы совершенно иного рода. Все верования относительно этих частей духовного и материального тел появились не одновременно, т.к. даже египтяне иногда не понимали назначений некоторых из душ судя по противоречиям в текстах, что говорит об их древнем происхождении. Из всего этого вытекает вывод о вере египтян в то, что умерший незримо находится с ними и в то же время общается с богами. Следовательно, живые могут благоприятно повлиять на мнение богов о себе через души своих родственников, вознося им жертвы. Это обуславливало столь трепетное отношение к душам и имени умершего. Древние египтяне обожествляли природу и земную власть. Звери считались священными, их держали при храмах, приносили им жертвы, а после смерти бальзамировали и хоронили в саркофагах. На тотемизме базируется и звероликость египетских богов, верховным среди которых считался бог Солнца Ра, которого часто изображали соколом или же тельцом.

Фараон считался сыном солнца с этим связанные и почести, которые ему отдавались, и соответственное отображение в культуре фараон изображался величавым, освобожденным от власти времени и земной реальности. В Новом Царстве расцвела архитектура храмов. В то же время широко проводилось сооружение святилищ храмов. Самыми известными есть храмы Амона-Ра в Луксоре и Карнаке недалеко от Фив. Характерная черта этих сооружений - масса разнообразных колон, что символизировали лес. Потолок покрывали темно-синей краской с золотыми звездами, и создавалось впечатление, как будто бы человек вечером в лесу наблюдает звездное небо. Очень интересны росписи гробниц в Фивах, которые впечатляют своей пластикой, художественной оригинальностью. Древние египтяне ввели традицию изображения фигур таким способом голова и ноги - в профиль, а торс - развернутым. Только в VII в до н. э. в египетском искусстве исчезает традиция такого изображения.

Значительны достижения египтян в физике, химии, медицине, хирургии. Они пользовались десятичной системой исчисления, им были известны арифметические и геометрические прогрессии. Древние египтяне умели предвидеть затмение солнца, другие явления природы, особенно периоды разлива Нила, от которых зависела система орошения полей. Собранный тысячелетиями опыт древнеегипетской культуры через Грецию и Рим обогатил Западноевропейскую и мировую цивилизацию.

Культура Месопотамии

Месопотамская цивилизация возникла на Ближнем Востоке на территории современного Ирака, между реками Тигр и Евфрат, в IV тыс. до н. э. Шумерская и вавилоно-ассирийская культуры во многом отличались от древнеегипетской. Достаточно взглянуть на египетские иероглифические или иератические тексты и сравнить их с любой клинописной системой, чтобы почувствовать всю глубину различия между двумя культурными мирами.

На юге Месопотамии, где широко проводилось сельское хозяйство, развились древние города-государства Ур, Урук, Киш, Эриду, Ларса, Ниппур и др. Расцвет этих городов называют золотым веком древнего государства шумеров. Это справедливо и в прямом и в переносном значении этого слова здесь изготавливались из золота предметы самого разнообразного бытового назначения и оружие. Культура шумеров произвела большое влияние на последующий прогресс не только в Месопотамии, но и прогресс всего человечества. Шумерам принадлежит важные открытия они первыми научились изготавливать цветное стекло и бронзу, изобрели колесо и клинописное письмо, сформировали первую профессиональную армию, составили первые правовые кодексы, изобрели арифметику, в основе которой была позиционная система исчисления счеты. Жрецы вычислили длину года 365 дней, 6 часов, 15 мин, 41 сек. Это открытие держалось жрецами в тайне и использовалось для укрепления власти над народом, составления религиозно- мистических ритуалов и организации руководства государством. Жрецы и маги использовали знания о движении звезд, Луны, Солнца, о поведении зверей для гадания, предвидение событий в государстве. Они были тонкими психологами, умелыми экстрасенсами, гипнотизерами. В духовной культуре шумеров осталось еще много неразгаданного.

Достаточно высока художественная культура шумеров. Отличаются красотой и художественным совершенством их архитектура и скульптура. В Уруке был построен комплекс священных сооружений-заккуратов, которые стали центром духовной культуры. В Шумере хорошо развилась скульптура, а также искусство пластики в металле впервые золото использовалось в комбинации с серебром, бронзой и костью. В словесном искусстве шумеры первыми применил способ беспрерывного рассказа о событиях. Это дало возможность создать первые эпические сочинения, самое известное из которых - эпическая легенда Гильгамеш. Мир духовной культуры шумеров основан на мифологии. При всем своем бесконечном разнообразии шумеро-вавилонские мифы и легенды, превращающиеся в дальнейшем в сказки и басни, представляют в итоге единую систему миросозерцания. В бесконечном и на первый взгляд хаотическом множестве фантастических событий из жизни богов и героев при более тщательном наблюдении выделяются звенья, складывающиеся в последовательную цепь образов и сюжетов. Так появляется связная хотя и далекая от истины картина развития природы и общества. Сравнивая шумерскую и вавилонскую версии мифа о сотворении мира можно подметить основную черту, показательную для обеих версий из первичного, нерасчлененного водного хаоса выделяется твердь, которая искусственно разделяется на две части - небо и землю. Выделяются также воздушная и огненная стихии.

Далее рождаются в шумерской версии или создаются в вавилонской версии небесные светила, растения, животные и люди. Бессилие первобытного человека перед природой заставляло его трепетать перед стихиями и представлять их себе в виде могущественных и сознательных существ, перед которыми надо преклоняться. Небо, земля, воздух и т.д. представляются в виде гигантских животных например, небо у шумеров - в виде быка, позднее - человекообразных существ. Лишь постепенно возникает представление о том или ином явлении природы, как об атрибуте божества например, луна считается тиарой Наннара, а не самим богом. Что касается взаимоотношений между богами, то они на разных этапах общества рисуются по-разному. В эпоху первобытнообщинного строя единоличие среди богов считалось немыслимым. Как на земле совет племени мог сместить неугодного вождя, так и пятьдесят великих богов, возглавленные семеркой величайших небожителей, решающих судьбы мира, имели право отправить в ссылку своего главу -Энлиля. На более позднем вавилонском этапе бог Мардук изображается уже типичным деспотом, которому другие боги обязуются беспрекословно повиноваться. Развитие человечества, отраженное в мифах шумеров имеет общие черты с древнегреческими и библейскими мифами. Существуют предания о райской жизни первых людей греческий золотой век или о безоблачном счастье обитателей отдаленного острова напоминающего библейский Эдем. По преданию, грехи людей повлекли за собой гнев и наказание богов в виде смешения языков и всемирного потопа также прослеживается явная аналогия. Однако надо помнить, что с точки зрения теологического миросозерцания, выработанного в древневосточных деспотиях, главным грехом людей является их сила и самостоятельность. Настойчивое стремление доказать ограниченность человеческих сил красной нитью проходит через шумеро-вавилонскую традицию. Людям предписывается смирение.

Они созданы для служения богам и не должны об этом забывать. В связи с этим подчеркивалось, что все то, чем обладает человечество, заранее уготовано богами и отнюдь не является результатом разума и воли людей. Здесь мы подходим к сюжету о дарах бога Энки. Сто человеческих свойств, изобретений и установлений положительных и отрицательных, регулирующих жизнь общества, овеществляются в этом своеобразном мифическом рассказе.

Они оказываются заключенными внутрь каких-то амулетов или фетишей, которые хранятся в сокровищнице Энки в Эриду, а затем хитростью захватываются богиней Инанной, погружаются в ладью и перевозятся в Урук. Эти вполне осязаемые предметы таят в себе трудовые навыки, творческие и разрушительные силы, добродетели и пороки, заключенные магическим путем в материальную оболочку. В греческой мифологии аналогичные волшебные силы дифференцируются. Ремесла, искусства и знания приносятся людям Прометеем, а пороки и преступления выпускаются из чудесного ларца Пандорой. В мифе о ме предопределениях, подаренных богом мудрости Энки богине плодородия и любви Инанне, провозглашается вечность и неизменность существующего в Шумере строя. Немало в шумерской мифологии сказаний о подземном царстве и путешествии в него богов, а также о различных умирающих и воскресающих божествах нисхождение в царство мертвых богини Инанны, изгнание Энлиля. Наконец, к числу божеств, спускающихся в царство мертвых, оказалось возможным отнести и свирепого Нергала. В отличие от других умирающих божеств, он остается под землей навсегда и не жалеет об этом. Женившись на владычице обширной страны Эрешкигаль, Нергал получает в приданное ее царство.

Обуздание водной стихии человеком нашло фантастическое отражение в мифе о боге Нинурте и драконе Куре. Мифология Двуречья богата легендами о подвигах героев. В отличие от богов, они смертны, и над ними тяготеет печальная необходимость рано или поздно покинуть землю. Тем не менее они в ряде случаев не желают быть безропотными исполнителями божественной воли. Они пытаются подчинить селе стихии и вырвать у природы ее тайны.

Смелый Адапа не останавливается перед борьбой с южным ветром, мешающим овладеть морскими путями. Мудрый Этана приручает орла и с его помощью хочет покорить воздушное пространство и проложить путь к небу аналогия в греческой мифологии - Беллерофонт на Пегасе и Икар на восковых крыльях. Наконец, самый могучий из героев, Гильгамеш, овладевает горными склонами и спускается на дно океана.

Он упорно стремится познать вселенную и найти пути во все ее сокровенные уголки. Создатели легенд о героях отлично понимают бессилие человека древности и с горечью описывают печальное завершение из подвигов. Ни один герой не доводит до конца своего дела. После первых успехов они или гибнут, или смиряются. Жреческая традиция объясняет эти поражения волей богов, предназначивших человеку скромный удел подчинения высшим силам и не желающих, чтобы он переступил заповедную черту, познал вселенную и покорил ее. В культуре шумеров впервые в истории человек сделал попытку морально преодолеть смерть, понять ее как момент перехода в вечность. В шумерской мифологии уже существуют мифы о золотом веке человечества и райской жизни, которые со временем вошли в религиозные представления народов Передней Азии, а позже - в библейские сюжеты. В конце тыс. до н. э. шумеры ассимилировались с вавилонянами.

Расцветает древнее рабовладельческое государство Вавилон, которое просуществовало до VI в до н э. Вавилонская, халдейская и ассирийская цивилизации очень много взяли от культуры шумеров. Вавилонская цивилизация была, в сущности, последней фазой шумерской цивилизации и культуры.

studfiles.net

Мифы и легенды народов мира. т.3. Древний Египет и Месопотамия

Древний Египет

12

египтян одновременно уживались четыре, пять, шесть

èбольше взаимоисключающих представлений об одном боге? Как они могли верить сразу десяткам противоре-

чивых легенд?

Попытаемся в этом разобраться.

Êсожалению, в наши дни большинство людей считает, что древние египтяне изображали, например, бога

солнца Ра в виде человека с головой сокола, а небо — в виде реки, коровы, крыльев птицы и богини-женщи-ны потому, что были наивны, не обладали достаточными знаниями о природе, об окружающем мире; и, чтобы хотьêàê-òîобъяснить непонятные для них явления — гром, ветер, закаты и восходы солнца, движение звезд, смену времен года, — они выдумали могущественного бога Ра, который и движет солнце по небу. На самом же деле такое простое, само собой напрашивающееся объяснение слишком поверхностно и содержит лишь

очень малую долю истины.

Прежде всего, никто из египтян не понимал изображение солнечного бога Ра буквально; никто не верил, что ãäå-òîна небесах действительно живет такое существо — человек с соколиной головой. Нет, изображения Ра, как и изображения других богов, служили толькосимволами божества. Это засвидетельствовал еще знаменитый древнегреческий историк Геродот, посетивший Египет около 450 года до н. э.: «Пишут… художники и высекают скульпторы изображения Пана2 подобно

эллинам — с козьей головой и козлиными ногами, хотя

èне считают, конечно, такое изображение правильным,

полагая, что этот бог имеет такой же вид, как и прочие боги. Но почему они âñå-òàêèизображают его таким, мне трудно сказать»3. Нам тоже трудно, а скорее всего,

èневозможно узнать, как в действительности представ-

ляли себе египтяне своих богов, в том числе бога солн-

ца, но зато мы можем с уверенностью заключить, что

в виде сокологолового человека они его не представляли, à ëèøüизображали. Это — символ; и это не покажется вам таким уж удивительным и непонятным, если

вы вспомните, что всякого рода символические изображения широко распространены и в наше время. Напри-

Что такое миф

13

мер, в городе Волгограде в честь победы Красной Ар-

мии над фашистскими захватчиками в Сталинградской

битве установлен памятник, изображающий нашу Роди-

ну, восставшую на борьбу с оккупантами, в виде женщины с мечом в руке. Никто ведь из нас не восприни-

мает это изображение буквально, никто не представля-

ет себе Родину — Россию — в виде женщины. Все мы прекрасно понимаем, что это символ, все мы знаем его

значение. И гербы государств, и гимны, и знамена —

это тоже символы.

Во-вторых,ни к какой мифологии, а к древнеегипет-

ской в особенности, нельзя подходить с точки зрения

нашей логики и нашего «здравого смысла». Задумывались ли вы когда-нибудьíàä òåì, â ÷åì ðàç-

ница между мифом и сказкой?

Сказка — это заведомый вымысел. Тот, кто расска-

зывает сказку, всегда знает, что он рассказывает нечто

такое, чего не было и не могло быть в действительнос-

ти, хотя и рассказчик и слушатель в какой-тостепени

в эту выдумку все же верят (точно так же и мы с вами знаем, что на земле нет ни страны лилипутов, ни стра-

ны великанов, и тем не менее, когда мы читаем сказку

Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера», эти страны начинают для нас как бы существовать в действи-

тельности). Но — не более того: с каким бы захватывающим интересом мы сказку ни слушали, мы все равно знаем, где кончается реальный мир и начинается мир вымысла.

Миф же — для того, кто в него верит — это всегда

правда, но выражена эта правда не реалистическими

средствами, а иносказательно. Это вполне определенная картина окружающего мира и система взглядов на

жизнь: попытка объяснить и явления природы, и смысл

человеческого существования на земле, и нравственные ценности, и принятые в обществе моральные нормы.

Разумеется, каждая эпоха объясняет это своими, доступными ей способами. В наше время в сознании лю-

дей, в их миросозерцании преобладает логика, строго

научный подход к жизненным явлениям; для египтян

же большее значение имели чувства, эмоции, красота

studfiles.net

Приложение К §§ 1 и 2 Религия Древнего Египта и Месопотамии

Приложение К §§ 1 и 2

Религия Древнего Египта и Месопотамии

Если хозяйственные документы в некоторой степени освещают экономическую структуру древнейших государств Египта и Месопотамии, то о духовной жизни и мировоззрении этих обществ составить представление гораздо труднее. По-видимому, единственные сведения, которыми мы располагаем, относятся к религии.

Для религий стран Древнего Востока характерна та особая роль, которую глава государства, царь, играл как в культе, так и во всех религиозных представлениях. Не только он был земным воплощением бога, но и бог оказывался второй, небесной сущностью царя, его душой. Благодаря этому религия в значительной степени превращалась в поклонение царю, в его обожествление. Хоккарт (75) собрал громадное количество фактов о культе обоготворения царя. Однако его наблюдения относятся к более примитивным обществам, где обожествляемый царь играл почти исключительную культовую роль. Для Месопотамии и Египта характерно слияние этой функции с ролью абсолютного властителя страны.

Большое количество фактов, подтверждающих эту точку зрения, собрано в книге Энгнеля (76), откуда мы приведем небольшие выдержки.

Египет. Царь считается божественным от рождения и даже до рождения, он зачат богом, воплотившимся в его земного отца. Боги формируют ребенка в утробе матери. Он не имеет земных родителей:

«у тебя нет среди людей отца, зачавшего тебя, у тебя нет среди людей матери, зачавшей тебя», —

(76, с. 4)

говорится в одном гимне.

Основная функция царя — быть верховным жрецом, все остальные жрецы — лишь его заместители. Смысл большей части культа — в отождествлении царя с богом. Царь тождественен с Pa — солнцем. Это тождество отражается в так называемом царском «имени Гора». То, что характерно для высшего бога, относится и к царю: мощью своих слов он создает мир, он опора порядка, он всевидящ и все слышит:

«Ты подобен отцу Ра, восходящему на небесном своде. Твои лучи проникают в пещеру, и нет места, не освещенного твоей красотой»

(76, с. 6).

Фараону приписывается и характерная для высшего бога двойственность — он характеризуется и как благой, и как гневный, карающий бог.

Царь отождествляется также с Гором, сыном Озириса, а через него и с Озирисом. Гор — это живой царь, Озирис — опочивший. Озирис олицетворял функцию плодородия высшего бога и в таком качестве воплощался в фараоне. В ритуальных празднествах представлялась смерть Озириса, его прохождение через подземное царство и воскресение, воплощение в Горе — земном царе. Одновременно это было празднество коронации фараона.

Отождествление фараона и Озириса породило даже теории (Сэ те, Блекман), согласно которым Озирис — это обожествленный образ реально существовавшего царя, преобразовательная деятельность и гибель которого легли в основу культа Озириса (76, с. 8).

Функция охраны государства от врагов, присущая фараону, отождествляется с мистической борьбой Ра и дракона. Победы фараона описываются в мистических образах: он нападает как буря, как пожирающий огонь, расчленяет тела врагов, их кровь течет как вода в наводнение, трупы возвышаются горами над пирамидами и т. д. Враги фараона называются: дети разрушения, осужденные, волки, псы. Они отождествляются с драконом Апопи, а фараон — с Ра.

В своей деятельности внутри государства фараон — добрый пастырь, кров, скала, крепость. Это те же эпитеты, которые применяются к высшему богу.

Вот несколько отрывков из гимнов, обращенных к фараону:

«Он пришел к нам, он дал жизнь людям Египта,

он уничтожил их несчастья,

Он пришел к нам, он дал жизнь народу, он отверз

гортани людей».

(76, с. 13)

«Возвеселись, вся земля, благие времена пришли,

Господин пришел в Две Страны».

(76, с. 13)

«Вода стоит и не уходит, Нил полноводен.

Дни длинны, ночи имеют часы, месяцы проходят в благоволеньи,

Боги довольны и счастливы от всего сердца

И время проходит в смехе, и чудесам нет конца».

(76, с. 14)

Месопотамия. Царь считался рожденным от богини, отцом его был Ану, Энлиль или какой-либо другой бог, который назывался «отец зачинатель». В утробе матери тело и душа царя наделяются божественными качествами (76, с. 16).

При ритуальном празднестве коронации царь символически умирает и возрождается как бог.

Интересно, что по поводу божественности царя наиболее древние тексты наиболее определенны. На изображениях царь часто не отличим от бога, он носит, например, такую же прическу. Имя царя имеет божественный характер и употребляется при клятве (76, с. 18).

В равенстве царь — бог имеются две стороны: царь есть высший — солнечный бог и в то же время — бог плодородия.

Так, царь Ура Пурсин называется «истинный бог», «солнце своей страны». Хаммураби говорит:

«Я бог — солнце Вавилона, освещающий страну Шумера и Аккада»

(76,с. 23).

Во время ритуальной церемонии царь выступал как бог солнца Мардук. Это равенство прокламировалось как догмат в отношении роли царя в культе, но в более ранний период, по-видимому, носило абсолютный характер.

С другой стороны, представление о царе как воплощении бога плодородия Таммуза носит столь основной характер, что, например, Фейгин считал Таммуза историческим царем, обожествление которого положило начало культу (76, с. 24).

В религии Месопотамии большую роль играл образ Древа Жизни, дающего воду жизни. Царь часто отождествлялся с ним. Так, о царе Шульги говорится:

«Пастырь Шульги, ты, имеющий воду, дай нам воду!»

«Бог Шульги — растение (злак) жизни»,

«Господин — ароматное растение жизни».

Как таковой, царь распоряжается жизнью людей:

«Царь дает жизнь людям»,

«С царем жизнь»

(76, с. 29).

В одном из гимнов царь говорит:

«Я царь. Мое правление бесконечно…я тот, кто правит (буквально: несет) над всеми вещами, господин звезд»

(76, с. 29).

Эпитеты, применяемые к царю и богу, обыкновенно тождественны: господин, правитель, пастырь, законный пастырь, правитель стран, правитель вселенной.

Вот отрывки из гимнов царю:

«Ты, обтекающий лик земли потоком вод…»

(76, с. 39).

«Великие боги взирают на него с радостным почтением»

(76, с. 42).

«Кто был много дней больным, возвратился к жизни»

(76, с. 44).

«Злаки выросли семи саженей в высоту»,

«Фруктовые деревья стали приносить роскошные плоды»

(76, с. 44).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Древний Египет и Месопотамия. Содержание - МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ НАРОДОВ МИРА Т. 3 ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ. МЕСОПОТАМИЯ Д...

МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ НАРОДОВ МИРА

Т. 3

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ. МЕСОПОТАМИЯ

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

И. В. Рак

ЧТО ТАКОЕ МИФ

Великие народы прошлого оставили нам бесценное наследие. Культура Древней Греции, или Эллады, зародилась и достигла своего расцвета гораздо позже, чем египетская культура, но и она удалена от нас в бездну времени более чем на двадцать пять веков. А культура Древнего Египта насчитывает почти пять тысячелетий! Но уже тогда, на заре цивилизации, обе эти культуры достигли поистине невиданного размаха, небывалого великолепия.

Древними мастерами созданы бессмертные шедевры архитектуры, скульптуры, живописи, которые и сегодня, спустя тысячелетия, восхищают нас своей красотой и совершенством. В сокровищницу творений человеческого гения вошли произведения греческих поэтов и драматургов. Минуло двадцать пять веков, но до сих пор в театрах нашей страны и за рубежом ставят трагедии Еврипида и Софокла, до сих пор мы от души смеемся над незадачливыми героями комедий Аристофана и Менандра, до сих пор читаем и перечитываем поэмы великого Гомера, наслаждаясь величественной музыкой древнего стиха.

Большинство греческих поэм, гимнов, драм написано на мифологические сюжеты. Это могли быть сказания о богах или о героях, совершивших легендарные подвиги: о «хитроумном Одиссее», который после десятилетнего, полного приключений и опасностей странствия по морям вернулся на родную Итаку, об отважном воине Ахиллесе, об аргонавтах, о Персее, одолевшем страшное чудовище — змееволосую Горгону Медузу от одного взгляда на которую человек превращался в камень… Кому-то из вас эти предания уже знакомы, хотя бы по книге Н. А. Куна «Легенды и мифы Древней Греции» или Л. и А. Успенских «Мифы Древней Греции». Может быть, кто-то уже читал поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Но и тем, кому знакомство с греческой мифологией еще предстоит, тоже не раз уже приходилось сталкиваться с персонажами античных легенд и мифов. На мифологические сюжеты написано множество картин; к мифологическим образам часто обращались в своих стихах А. С. Пушкин, Ф. И. Тютчев, Шиллер и другие поэты; а такие выражения, как «сизифов труд», «танталовы муки», «троянский конь», «яблоко раздора», «авгиевы конюшни», прочно вошли в лексикон всех европейских языков, в том числе и русского.

Иначе сложилось с древнеегипетской мифологией. В отличие от греческой, особой популярности она не приобрела и сделалась достоянием лишь узкого круга специалистов-востоковедов — историков и филологов.

Почему так произошло? По многим причинам. Но главных, пожалуй, можно выделить две. Во-первых, когда к началу нашей эры египетская культура пришла уже в совершенный упадок и традиции ее стали забываться, их не наследовал никакой другой народ, как наследовал эллинскую культуру Рим (а культуру Рима воскресила потом эпоха Возрождения, и через нее уже восприняли мы). К IV веку нашей эры никто уже не умел ни говорить, ни читать по-египетски, и все последующие четырнадцать веков египетская литература была для европейцев недоступна. Мифов страны Нила просто не знали. Когда же в 1822 году гениальный французский филолог Франсуа Шампольон (1790–1832) разгадал тайну египетских иероглифов и ученые смогли наконец прочитать древние письмена, оказалось, что — это уже во-вторых — египетская мифология не похожа ни на одну из мифологий других народов, и европейцу не под силу даже мало-мальски в ней разобраться самостоятельно: на две-три строки переведенного текста для рядового читателя надо писать страниц пять примечаний и комментариев — иначе он не поймет ничего.

Слева направо: Ра, Атум, Хепри — дневное («живое»), вечернее («умирающее») и утреннее («воскресшее») Солнце

Выяснилось, например, что у египтян не существовало даже правил, которые предписывали бы, как полагается изображать богов. Одного и того же бога изображали то в виде какого-нибудь животного, то в виде человека со звериной головой, а то просто в виде человека. Многих богов в разных городах называли по-разному, а у некоторых так даже в течение суток имена менялись несколько раз. Например, утреннее солнце воплощал бог Хепри[1], который, по представлениям египтян, принимал облик жука-скарабея и катил солнечный диск до зенита — подобно тому, как навозный жук катит перед собой свой шар; дневное солнце воплощал бог Ра — человек с головой сокола; а вечернее, «умирающее» солнце — бог Атум. Ра, Атум и Хепри были как бы тремя «разновидностями» одного и того же бога — бога солнца.

В отличие от олимпийских богов божества Древнего Египта зачастую не имели строго определенных функций. У греков, к примеру, была богиня любви Афродита, бог войны Арес, а у египтян хотя и были похожие божества — богиня любви Хатхор и богиня-воительница Нейт, но наряду с этим существовало очень много богов «абстрактных», каких в греческой мифологии нет. Например: Ху, Сиа, Сехем и Хех — «воля», «разум», «энергия» и «вечность». Были боги — воплощения мудрости и могущества какого-то другого бога или боги — олицетворения какого-либо закона природы… А разговор о характерах египетских богов попросту не имеет смысла. Про Зевса мы знаем, что он могуч и всесилен, про Гермеса — что он пройдоха и плут, а древнеегипетский бог в одном и том же мифе может быть то добрым, то злым, то справедливым, то беспощадным и коварным.

Египетские боги (слева направо): Амон-Ра, Тот, Хонсу, Хатор, Тум, Маат, Нейт, Анубис, Геб, Ра, Нейт, Сохмет

Одно и то же деяние — сотворение мира, например, или сотворение людей — в каждом крупном городе приписывалось разным богам. Весь Египет чтил и любил доброго бога Осириса — и одновременно почитался его убийца, бог зла Сет; имена в честь Сета носили фараоны; и — опять же одновременно — Сета проклинали. В одном религиозном тексте говорится, что бог-крокодил Себек — враг солнечного бога Ра, в другом — что друг и защитник. Совершенно по-разному описывается в разных текстах Загробный Мир… И вообще — о любом природном явлении одновременно существовало множество разных представлений, которые самым непостижимым образом друг другу противоречили. Так, небо изображалось и в виде коровы, и в виде крыльев коршуна, и в виде реки — небесного Нила, и в виде женщины — небесной богини Нут.

С нашей точки зрения, такое нагромождение противоречий, конечно, не укладывается ни в какие логические рамки и попросту идет здравому смыслу наперекор. Именно эти противоречия и делают египетскую мифологию столь трудной для понимания, именно из-за них она не получила такого широкого распространения, как мифология Древней Греции.

Объяснить, из-за чего эти противоречия возникли, сравнительно нетрудно. В разных областях и городах страны складывались разные варианты одних и тех же легенд, которые, естественно, во многом не совпадали. Сказания передавались из уст в уста, переписывались с папируса на папирус; раз от разу все больше искажался первоначальный смысл текста, добавлялось что-то новое, забывалось старое, все большим становилось несоответствие между разными представлениями об одном боге. Наконец, как в любом фольклоре, сказания смешались и переплелись.

Труднее понять, каким образом беспорядочное, казалось бы, нагромождение исключающих друг друга представлений могло сложиться в единую, цельную картину. Ведь если в наши дни человек из двух разных источников получит два противоречивых известия, он немедленно сделает вывод, что какое-то из двух известий (а может быть, и оба) не соответствует истине. Нельзя одновременно верить, что вчера в Москве был дождь и что его вчера в Москве не было: одно утверждение автоматически исключает другое. Как же в сознании египтян одновременно уживались четыре, пять, шесть и больше взаимоисключающих представлений об одном боге? Как они могли верить сразу десяткам противоречивых легенд?

www.booklot.ru