Древний человек палеолит. Происхождение человека. Люди эпохи палеолит.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Каменный век Ранний (нижний) палеолит. Древний человек палеолит


Люди верхнего палеолита — Славянская культура

Люди верхнего палеолита Первые люди Европы внешне не особенно отличались от ее современного населения. В большинстве случаев они были достаточно большого роста (около 175-180 см), обладали изрядной физической силой, но кости скелета у них были менее массивными, более тонкими, чем у неандертальцев.Объем мозга, как и у современных людей, составлял 1450-1560 см3. Впрочем, такой же объем мозга был и у неандертальца, однако строение мозга у верхнепалеолитического человека существенно изменилось: например, он имел развитые лобные доли. Свод черепа был достаточно высокий, затылок несколько плоский, лоб прямой и высокий. Надбровные дуги были довольно хорошо выражены, но не сливались над переносьем в сплошной надглазничный валик, характерный для неандертальцев. Кисти рук были такие же, как у современных людей.

Люди верхнего палеолита, конечно, не были все на одно лицо. Более того, именно в это время начинают формироваться три основные человеческие расы: европеоидная, негроидная и монголоидная. Собственно кроманьонцами принято называть верхнепалеолитических людей, имеющих признаки европеоидной расы. Для них характерны высокий рост, удлиненный череп, широкое лицо и массивная нижняя челюсть с сильно выступающим подбородком. Представители же будущей негроидной расы отличались меньшим ростом, несколько большей длиной голеней и предплечий, уплощенным переносьем, умеренно развитым подбородком и выступающими вперед зубами (это называется «прогнатизм»). Черепа с монголоидными признаками были обнаружены в :Китае, а также на одном из поселений на территории России — Афонтова Гора (под :Красноярском). Однако древнейшие расы различались между собой в гораздо меньшей степени, чем современные.

На заре своего существования верхнепалеолитические люди жили почти так же, как и неандертальцы: охотились, собирали съедобные растения, изготавливали каменные орудия.

Орудия труда

На протяжении примерно 30 тысяч лет (40-10 тыс. лет назад) основным сырьем для производства орудий труда по-прежнему служил кремень. Изучая формы орудий на различных территориях, археологи получают возможность, во-первых, понять их назначение, а значит, и реконструировать хозяйство древнего человека, а во-вторых, — выделить различные культурные общности, каждая из которых имела свой определенный набор орудий труда, характерные типы жилищ и другие общие черты. Такие общности называются археологическими культурами. По их распространению во времени и пространстве ученые могут судить о миграциях различных групп населения, о том, как изменялись культурные традиции в пределах одной общности, и о многом другом.

Итак, с приходом кроманьонца принципиально изменилась техника получения заготовок для производства орудий. Теперь основной заготовкой стала кремневая пластина. Пластина — это довольно плоский кусок кремня с относительно параллельными краями, длина которого значительно (более чем в 2 раза) превышает ширину. Такие пластины откалывались по кругу от нуклеуса при помощи отжимника и могли достигать длины 20 см и более, но обычно их длина не превышала 10 см. С одного нуклеуса можно было сделать несколько сколов и, соответственно, получить несколько почти одинаковых пластин.

Далее из этих пластин изготавливались разнообразные орудия: ножи, скребки, резцы, провертки и т. п. Ножи были в своем роде универсальным инструментом: ими можно было резать, строгать, ровнять. Делали их следующим образом: одну длинную сторону пластины обрабатывали сколами так, чтобы ею нельзя было порезаться, а другая оставалась острой. Рукоять ножа могла быть изготовлена из дерева, кости или даже бересты. Благодаря свойствам кремня нож, как и большинство других инструментов, получался достаточно острым — иногда такими инструментами можно было даже бриться.

Поселения и жилища

Серьезные изменения произошли и в «жилищном строительстве». Теперь почти повсеместно люди стали селиться на открытой местности, иногда создавая целые поселки. Но поскольку во времена кроманьонцев климат был очень холодным, и окружали их

не леса, в которых много строительного материала, а скорее тундра, то пришлось человеку строить жилища из того, что было под рукой. И самым подходящим строительным материалом в этой ситуации оказались кости мамонтов.

Жилища эти были полуземляночного типа и выглядели примерно так: по периметру окружности диаметром 3-4 метра стояли черепа мамонтов, в эти черепа были вставлены скрепленные между собой кости, образуя купольное перекрытие. Вся конструкция сверху покрывалась шкурами, которые были придавлены камнями. Для постройки одного такого жилища требовались кости более десяти мамонтов.

Да, но откуда люди могли раздобыть столько костей мамонтов? Ведь мамонт был одним из самых опасных животных, и охота на него могла закончиться трагически не только для мамонта, но и для человека.

К счастью, людям необязательно нужно было убивать мамонта, чтобы раздобыть его кости. Мамонты, как и некоторые другие животные, «предпочитают» умирать в каком-то определенном месте, так что со временем образуются целые их кладбища. Известно, что такие кладбища есть в Сибири, в зоне вечной мерзлоты — они-то и могли быть «строительным лесом» для кроманьонцев. Понятно, что «мамонтовые дома» преобладали там, где больше не из чего было строить; в тех местах, где росли деревья, жилища были деревянные, а люди, жившие в горах, селились в пещерах.

За последние 40-50 тысяч лет в облике человека принципиально ничего не изменилось. Видимо, не зря Природа бросила все свои силы на усовершенствование мозга и руки — голова придумывала, а руки делали: сначала все более совершенные орудия из камня, потом — из кости, потом — из металла; чуть ли не каждое тысячелетие (а это, по масштабам эволюции, совсем короткий срок) появлялось новое изобретение: глиняная посуда, лук и стрелы, гарпун, колесо и так далее, и тому подобное. Потом появились скотоводство, земледелие, а затем и города... колесо истории вертелось все быстрее и быстрее.

Однако мозг человека не только придумывал, как выжить в суровых условиях, но и просто размышлял о жизни. Об этих размышлениях (ученые говорят — о духовной культуре) мы можем кое-что узнать по сохранившимся до наших дней их плодам: погребениям и произведениям первобытного искусства.

Похожие статьи:

Древний мир → Мыслители античности о истоках человечества

Древний мир → Первые гоминоиды — человекообразные обезьяны

Древний мир → Австралопитеки

Философия → Как появился человек на Земле?

Философия → Русский провидец

slavyanskaya-kultura.ru

Происхождение человека. Люди эпохи палеолит.

ЛЕКЦИЯ № 2 § 1. Происхождение человека.

Люди эпохи палеолит.

Источники знаний о древнейшем человеке. Первое событие, которое изучает историческая наука, — это появление человека.

Наука исходит из того, что человек появился в результате эволюции из царства животных. Биологи со времен знамениого шведского ученого XVIII в. К.Линнея относят человека, включая его вымершие виды, к отряду высших млекопитающих - приматов. Вместе с человеком в отряд приматов входят все известные виды обезьян.

Отличить по анатомическим признакам останки первых видов «доисторического» человека от останков человекообразных обезьян почти невозможно. Вероятно, поиски следует вести в другом направлении. С помощью археологии ученые получили в свое распоряжение предметы, изготовленные древними жителями нашей планеты.

Именно способность к изготовлению разных предметов и следует считать главной особенностью, отличающей человека от других приматов.

Правда, от древнейших времен не могло сохраниться изделий из органических материалов, например дерева. Известно, что современные человекообразные обезьяны способны изготавливать и использовать простейшие приспособления из веток и палок. Однако ни одна обезьяна не может сделать орудие из камня. Поэтому следует уточнить, что отличие древнейшего человека от животного состоит в способности изготавливать орудия из камня и других твердых материалов.

Археологи делят историю на каменный, бронзовый и железный века. Каменный век по особенностям каменных изделий древнего человека подразделяется на древний (палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит). Помимо археологии большое значение при изучении эпохи первобытности имеет этнография.

Проблемы происхождения человека. По вопросу происхождения человека антропогенеза - существует несколько теорий. В нашей стране большой известностью пользовалась трудовая теория, сформулированная в XIX в. Ф.Энгельсом. Согласно этой теории труд, к которому вынуждены были обратиться предки человека, привел к изменению их внешнего облика, что было закреплено в ходе естественного отбора, а потребность общения в процессе труда способствовала зарождению языка и мышления. Трудовая теория опирается на учение Ч.Дарвина о естественном отборе.

Современная генетика придерживается несколько иного мнения о причинах эволюции живых существ. Она отрицает возможность закрепления в организме приобретенных в ходе жизнедеятельности качеств, если их появление не связано с мутациями.

В настоящее время существуют разные версии причин антропогенеза. Ученые обратили внимание, что регион, где в основном происходил антропогенез (Восточная Африка), является зоной повышенной радиоактивности. Кроме того, по данным археологов, новые виды человека появлялись в периоды геомагнитных инверсий (смен полюсов Земли). Инверсии, происходящие раз в сотни тысяч лет, сопровождаются временным исчезновением магнитного поля Земли и, следовательно, повышением уровня радиации из-за воздействия космических лучей. Радиация - это сильнейший мутагенный фактор. Возможно, именно радиация вызывала анатомические изменения, что и привело в итоге к появлению человека.

Останки общих предков обезьян и человека, найденные в Восточной Африке и на Аравийском полуострове, имеют возраст около 30 - 40 млн. лет. В Восточной и Южной Африке обнаружены останки наиболее вероятного предка человека - австралопитека (возраст 4 - 5,5 млн. лет). Австралопитеки, скорее всего, еще не умели изготовлять орудий из камня, но по внешнему облику они походили на первое существо, создававшее такие орудия.

Самые древние каменные орудия (возраст около 2,6 млн. лет), созданные рукой человека, найдены археологами в местности Када Гона в Эфиопии. Почти столь же древние изделия обнаружены в ряде районов Восточной Африки, в частности в ущелье Олдувай (Олдовай) в Танзании. В этих же местах раскопаны и фрагменты останков их создателей. Этот самый древний вид человека назван учеными Homo habilis - человек умелый. Наиболее характерными орудиями человека умелого являются каменные гальки, оббитые с одной или двух сторон.

Главным занятием человека с момента его появления была охота, в том числе и на довольно крупных живот­ных (слонов).1Обнаружены даже жилища древнейших людей в виде огра­ды из больших камней, сложенных кругом. Сверху их, воз­можно, покрывали ветками и шкурами.

Виды человека. Расселение древнейших людей. Среди ученых нет единого мнения по вопросу преемственности между человеком умелым и следующим видом человека Homo erectus - человеком прямоходящим, или, дословно, выпрямленным. Самая древняя находка останков человека прямо­ходящего в Восточной Африке датируется 1,7 млн. лет назад. Некоторое время Homo erectus сосуществовал с Homo habilis, но важно отметить, что человек прямоходящий был близок по росту современному человеку, объем его головного мозга был достаточно велик.

Наиболее распространенным орудием человека стало ручное рубило. Это был продолговатый инструмент, заостренный с одного конца и закругленный с другого: им удобно резать, копать, долбить, скоблить шкуру убитого животного. Другим величайшим достижением человека прямоходящего стало овладение огнем. Древнейшие следы костров датируются возрастом 1,5 млн. лет назад и найдены в Восточной Африке.

Человеку прямоходящему суждено было стать первым видом человека, вышедшим за пределы Африки. Возрастом около 1 млн. лет назад датированы древнейшие находки останков этого вида в Европе и Азии. Еще в конце XIX в. голландский антрополог Э.Дюбуа нашел на острове Ява череп существа, названного им питекантропов (обезьяночеловек). В начале XX в. в пещере Коцетанг недалеко от Пекина были обнаружены сходные черепа синантропов (китайских людей). Несколько фрагментов останков человека прямоходящего и множество его изделий, а также следы древних стоянок открыты в ряде мест Европы, в том числе на территории России.

Человек прямоходящий вымер примерно 300 тыс. лет назад. На смену ему пришел Homo sapiens — человек разумный.

Согласно современным представлениям первоначально существовали два подвида Homo Sapiens: развитие одного из них привело к появлению около 130 тыс. лет назад неандертальца. Неандертальцы заселили всю Европу и значительную часть Азии. Внешне неандерталец имел сходство с современным человеком. Однако у него были низкий лоб и крупный костный валик, нависавший над глазами, подбородочный выступ у неандертальца почти отсутствовал.

Главное отличие неандертальца от предшествующих видов состоит в появлении захоронений. Так, в пещере Шанидар в Ираке раскопано девять скелетов неандертальцев. Рядом со скелетами нашли различные изделия из камня, и даже остатки цветов. Это может свидетельствовать о существовании у неандертальцев религиозных верований, определенной системе мышления и речи и достаточно сложной социальной организации.

Одновременно существовал другой подвид. В своем развитии он привел к появлению человека современного типа.

Данная схема происхождения современного человека разделяется не всеми учеными. Некоторые исследователи не относят неандертальца к виду Homo sapiens. Есть и приверженцы теории, что современный человек все же произошел от неандертальца.

Примерно 40 - 35 тыс. лет назад неандертальцы полностью уступили место современному человеку. По местечку Кроманьон во Франции первых людей современного типа называют кроманьонцами.

С появлением кроманьонцев заканчивается процесс антропогенеза.

Некоторые исследователи полагают, что кроманьонцы появились значительно раньше, около 100 тыс. лет назад, в Африке или на Ближнем Востоке, а 40-35 тыс. лет назад на­чали заселять Европу и другие континенты.

Условия жизни первобытных людей. Процесс антропогенеза занял около 3 млн. лет. За это время в природе не раз происходили кардинальные перемены: четыре крупных оледенения, а внутри ледниковых и теплых эпох свои периоды потеплений и похолоданий.

В ледниковые эпохи на севере Евразии и Северной Америки слой льда толщиной до 2 км покрывал обширнейшие территории. От ледника на юг тянулась бескрайняя тундра. Летом здесь буйно разрастались травы и зеленели кусты. При- ледниковые земли были довольно густо населены людьми, поскольку там обитали животные, являвшиеся для человека главным объектом охоты. Речь в первую очередь идет о мамонтах, шерстистых носорогах и пещерных медведях (этих животных называют палеолитическая триада).

Необходимость противостоять тяжелым условиям способствовала поступательному развитию человечества. Охота на крупных животных была возможна только при участии в ней значительного числа людей. Предполагается, что охота была загонной: зверей гнали либо к обрывам, либо к вырытым ямам. Таким образом, человек мог выжить лишь в группе себе подобных.

Родовая община. Очень сложно судить о социальных отношениях в период палеолита. Даже самые отсталые племена, изученные этнографами (австралийские аборигены, бушмены, ряд племен Амазонии), по археологической периоди­зации находились на этапе мезолита.

Предполагается, что первые люди, подобно стаям современных обезьян, жили небольшими группами (термин «человеческое стадо» сейчас большинством исследователей не употребляется). В группах приматов (человекообразных обезьян) вожак и несколько близких ему самцов доминируют над всеми остальными самцами и самками. У ряда изученных этнографами отсталых народов также выявлена система доминирования вождей и их приближенных над остальными членами группы. Следует предположить, что такая же система существовала и у первых людей. Однако есть и другое мнение, подтвержденное этнографами. В большинстве отсталых племен зафиксированы отношения, которые ученые назвали «первобытный коммунизм». Черты «первобытного коммунизма» - равенство членов группы, взаимовыручка и взаимопомощь. Авторитетом в таких человеческих коллективах пользуются те, кого все члены признают самым опытным и умным. Очевидно, именно такие отношения и преобладали в первобытном обществе.

Данные археологии, этнографии, фольклористики позволили ученым прийти к выводу о том, что основой общественной организации кроманьонцев являлась родовая община (род) - коллектив кровных родственников, ведущих свое происхождение от общего предка.

Судя по раскопкам, древняя родовая община состояла из 100 - 150 человек. Все члены родовой общины совместно занимались охотой, собирательством, изготовлением орудий и обработкой добычи. Жилища, запасы пищи, шкур животных, орудия труда считались общей собственностью. Во главе рода стояли опытные люди, как правило, старшие по возрасту (вожди или старейшины). Все важнейшие вопросы жизни общины решались на сходке всех ее взрослых членов.

С проблемой общественного устройства первобытных народов тесно связана проблема половых отношений. У человекообразных обезьян существуют гаремные семьи: только вожак и его приближенные участвуют в размножении, используя всех самок своей группы. Ученые предполагают, что у древних людей после ликвидации системы доминирования вожака половые отношения приобрели форму промискуитета - каждый мужчина в группе считался мужем каждой женщины. Позже появилась экзогамия - запрет на вступление в брак внутри родовой общины. Сложился дуально-родовой групповой брак, при котором мужчины одного рода вступали в брак только с женщинами другого рода и наоборот. Данный обычай способствовал биологическому про­грессу человечества.

Родовые общины объединялись в племена. Первоначально в племени было два рода, которые участвовали в групповом браке, затем родов становилось все больше. Со временем появились ограничения и в групповом браке. Члены рода разделялись на группы по возрасту (браки разрешались только между соответствующими возрастными группами). Затем сложился парный брак, который первоначально был очень непрочным.

Долгое время господствовало представление, что в своем развитии родовая организация прошла два этапа - матриархата и патриархата. При матриархате счет родства велся по материнской линии, а мужья переходили жить в род жены. При патриархате основной ячейкой общества становится большая патриархальная семья во главе со старшим мужчиной. В настоящее время высказываются мнения, что эти два этапа не были универсальными для всех первобытных народов.

Достижения людей палеолита. В качестве материала для изготовления орудий труда и охоты кроманьонцы использовали, прежде всего, кремень, а также обсидиан, яшму и иные породы твердого, но легко раскалывающегося камня. Наряду с универсальным ручным рубилом появились специализированные орудия для разных целей. Шкуры обрабатывали каменным скреблом, прокалывали в них дырки проколкой или остроконечником, резали ножом, резцом и т.д. Изготавливали и составные орудия: к деревянной рукоятке привязывали обработанный камень, и получалось копье, топор. Режущие края орудий научились заострять с помощью нажатий и легких ударов (ретушь).

Холодный климат привел к появлению одежды и совершенствованию жилищ. В Западной Европе и ряде других мест для жилья широко использовались пещеры. Некогда считалось, что все первобытные люди жили в пещерах, их даже называли троглодиты (пещерные люди). Однако в Восточной Европе, в местах, где были пещеры (например, на Урале), человек селился в них далеко не всегда. Здесь обычно выкапывали круглую или овальную яму, по ее краям ставили загибавшиеся вовнутрь бивни мамонтов, которые сверху покрывали шкурами, ветками и засыпали землей. В таком «доме» обитало до пятидесяти человек.

В среднем палеолите происходит первое половозрастное разделение труда: мужчины ходили на охоту, женщины занимались собирательством, шили одежду. Дети помогали женщинам, подросшие мальчики охотились наравне с мужчинами.

Со временем человеческие племена заселили практически всю Евразию. Во времена потеплений они продвигались на север, при наступлении ледника отходили на юг.

Сорок тысяч лет назад (а может, и раньше) началось заселение Америки. Предполагается, что люди попали туда через перешеек, связывавший Чукотку и Аляску, либо по льду. В период позднего палеолита были заселены Австралия и острова Полинезии.

Для конца эпохи палеолита фиксируется сосуществование в разных частях земли различных археологических культур(археологическая культура охватывает группу стоянок со сходным инвентарем). Это свидетельствует о зарождении этнических отличий между группами населения нашей плане­ты. Еще раньше стали складываться три основные расы человечества: негроидная, европеоидная и монголоидная.

Первобытная религия и искусство. Первобытные люди много знали о мире. Они разбирались в повадках животных, в свойствах разных растений и камней, умели предсказывать погоду, лечить от ран и укусов ядовитых змей. С помощью каменных орудий делали даже хирургические операции: от­резали поврежденную руку или ногу, вскрывали череп, что­бы удалить опухоль.

Наблюдения за природными явлениями, размышления о жизни людей привели к зарождению представлений о существовании невидимых сил - духах и богах, которые влияют на природу и жизнь человека. Так зародилась религия.

Первобытная религия отличалась от религий, существующих в современном мире. Для древних людей боги и духи не были потусторонними силами, управляющими миром, они не воспринимались как нечто отличное от человека. Боги воплощались в конкретных объектах: камнях, деревьях, животных, горах. Богами считались и предки рода. Люди ощущали свою постоянную связь с такими богами. Они полагали, что могут воздействовать на них: задабривать, кормить (жертвоприношения), даже наказывать.

С религией связано первобытное искусство, проблема происхождения которого до сих пор является предметом научных дискуссий.

Предполагают, что искусство, как и религия, стало од­ним из способов осмысления окружающего мира.

Искусство зародилось еще у неандертальцев (насечки, орнаменты). При кроманьонцах наступило время его подлинного расцвета. Наиболее впечатляющим памятником времен палеолита является пещерная (наскальная) живопись. В пещерах обнаружены сотни великолепных красочных реалистичных изображений животных: мамонтов, бизонов, оленей, лошадей, медведей. Пещерные рисунки создавались от 30 до 12 тыс. лет назад. Некоторые изображения, очевидно, служили для колдовских охотничьих обрядов.

Не менее интересна скульптура палеолита. Часто это фигурки животных из камня или кости. Их также использовали в обрядовых целях (на них сохранились следы ударов, ко­торые наносились каменными наконечниками).

В отличие от изображений животных изображения людей, как правило, выполнялись абстрактно. На стенах пещер все человеческие фигуры имеют маски на лицах. Практически нет лиц и у палеолитических Венер - небольших (5 - 15 см) статуэток женщин, обычно обнаженных, изредка одетых. Немало таких статуэток найдено в Западной Европе, но больше всего в России, в районе Воронежа, а также в Прибайкалье. Историки предполагают, что это изображения прародительниц рода. Подобные скульптуры выражали также идеи материнства, плодородия.

Палеолит на территории России. Самые первые признаки пребывания человека на территории современной России некоторые археологи датируют возрастом около 1 млн. лет назад. Так, на стоянках Улалинка и У-Кан (в черте города Горно-Алтайска), Деринг-Юрях неподалеку от Якутска, Мысовая на Южном Урале обнаружены примитивные орудия труда из галек, похожие на древнейшие изделия из Восточной Африки.

Одним из самых известных мест, связанных с пребыванием древних людей, является Капова пещера в Башкирии. Там найдено более сорока выполненных красной охрой рисунков: мамонты, бизоны, дикие лошади, носороги. Возраст рисунков - 15 - 13 тыс. лет.

Уникальным является Костенко-Борщевский район около Воронежа. Здесь на небольшой территории раскопаны 24 сто­янки и 4 погребения, найдено колоссальное количество каменных и костяных орудий, статуэток, прежде всего палеолитических Венер.

На стоянке Сунгирь под Владимиром раскопаны два захоронения, сделанных 25 - 30 тыс. лет назад. В одном из них, возможно, лежал вождь племени. Вся его одежда и шапка были расшиты сотнями маленьких бусинок из бивней мамонта. Руки украшали более двадцати браслетов, изготовленных также из бивней. Еще интереснее вторая могила, где захоронены мальчик 12 - 13 лет и девочка 7- 8 лет. Их одежда также богато украшена изделиями из кости, всего собрано 7,5 тыс. бусинок. Остается загадкой, почему дети удостоились такого пышного захоронения.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Опишите основные источники наших знаний о древнейшей истории человечества.

2. Что такое антропогенез? Каковы современные взгляды на антропогенез?

3. Какие трудности пришлось преодолеть древним людям? Что позволило им преодолеть эти трудности?

4. Что такое родовая община? Могли бы люди выжить без этой организации?

5. Каковы достижения людей эпохи палеолита?

6. В чем особенности религиозных представлений первобытных людей по сравнению с современными религиями?

7. Опишите главные черты первобытного искусства.

8. Назовите известные вам памятники палеолита на территории России. Знаете ли вы о таких памятниках на территории ваше­го города, района, области, края, республики?

9. Используя дополнительную литературу, составьте сообщение о происхождении религии или искусства.

multiurok.ru

Палеолит Википедия

Палеолит
↑ До появления Homo (Плиоцен)

Нижний палеолит (ок. 2,5 млн лет назад — 100 тыс. лет назад)

Средний палеолит (300—30 тыс. лет назад)

Верхний палеолит (50—10 тыс. лет назад)

Финальный палеолит (14—10 тыс. лет назад)

↓ Мезолит и Эпипалеолит
  1. ↑ Cole S., The Prehistory of East Africa. London., 1954, p. 169.
См. такжеПортал:Доисторическая Европа

Палеоли́т (греч. παλαιός — древний + греч. λίθος — камень; = древнекаменный <век>) — первый исторический период каменного века с начала использования каменных орудий гоминидами (род homo) (около 2,5 млн лет назад)[1][2][3] до появления у человека земледелия приблизительно в 10 тысячелетии до н. э.[2][3][4] Выделен в 1865 г. Джоном Лаббоком. Палеолит — эра существования ископаемого человека, а также ископаемых ныне вымерших видов животных. Он занимает большую часть (около 99 %) времени существования человечества[3] и совпадает с двумя большими геологическими эпохами кайнозойской эры — плиоценом и плейстоценом.

В эпоху палеолита климат Земли, её растительный и животный мир значительно отличались от современных. Люди эпохи палеолита жили немногочисленными первобытными сообществами и пользовались лишь оббитыми каменными орудиями, не умея ещё шлифовать их и изготавливать глиняную посуду — керамику. Тем не менее, кроме каменных орудий изготавливали также орудия из кости, кожи, дерева и других материалов растительного происхождения. Они занимались охотой и собиранием растительной пищи[5]. Рыболовство только начинало возникать, а земледелие и скотоводство не были известны.

Начало палеолита (2,5 млн лет назад) совпадает с появлением на Земле древнейших обезьяноподобных людей, эректус (архантропов) типа олдувайского Homo habilis. В конце палеолита эволюция гоминид завершается появлением современного вида людей (Homo sapiens). В самом конце палеолита люди начали создавать древнейшие произведения искусства, и появились признаки существования религиозных культов, такие как ритуалы и погребения[6][7][8][9]. Климат палеолита несколько раз изменялся от ледниковых периодов до межледниковых, становясь то теплее, то холоднее.

Конец палеолита датируется примерно 12—10 тыс. лет назад. Это время перехода к мезолиту — промежуточной эпохе между палеолитом и неолитом[10].

Палеолит условно разделяется на нижний и верхний, хотя многие исследователи выделяют также из нижнего палеолита средний. Более дробные подразделения верхнего или позднего палеолита имеют только местный характер, так как разнообразные археологические культуры этого периода представлены не повсеместно. Временные границы между подразделениями в разных регионах также могут различаться, так как археологические культуры сменяли друг друга не одновременно.

В XIX веке Габриэль де Мортилье выделял эолит как эпоху, предшествующую палеолиту. В настоящее время термин не употребляется, критерии Мортилье признаны ошибочными. Кроме того, в русскоязычной археологической литературе верхний и средний палеолит иногда обозначаются термином «археолит»[11][12].

Нижний палеолит

Homo habilis, существовавшие в начале этого периода, мало отличались[источник не указан 147 дней] от дриопитеков и австралопитеков, они также жили за счёт природы, но Homo erectus умел, пусть и примитивно, мыслить и творить. Использовались каменные, костяные и деревянные орудия. Последние до нас, естественно, не дошли. Основными занятиями были охота и собирательство, появлялось рыболовство. Земледелия и скотоводства не существовало. Важнейшим достижением этого периода является начало использования огня: состав обработанной пищи отличается от состава сырой пищи изобилием димеров и олигомеров аминокислот и сахаров, это изменило характер деятельности организма, в том числе нервной и эндокринной систем. Обработка пищи увеличила защиту от паразитов, инфекций.

Палеогеография и климат

С начала плиоцена по сегодняшний день дрейф континентов составил местами несколько сотен километров. За эту эпоху Южная Америка соединилась с Северной, образовав Центральную Америку и Панамский перешеек[13], что позже сделало возможной миграцию человека из Северной Америки в Южную. Разделение Тихого и Атлантического океанов привело к изменению направления океанских течений и последующему глобальному изменению климата. Кроме того, Африка столкнулась с Евразией, окончательно закрыв древний океан Тетис, от которого осталось лишь Средиземное море, а на месте существовавшего когда-то пролива между ним и Индийским океаном образовался Персидский залив и современный Ближний Восток, что позволило человеку выйти из Африки и заселить Евразию.

В следующей эпохе, плейстоцене, континенты уже были почти на том же месте, что и сейчас, и их дальнейшее продвижение за этот период не превысило 100 км[14].

Климат, в течение плиоцена в целом гораздо более тёплый и влажный, чем сейчас, постепенно становился суше и холоднее, а разница температур лета и зимы увеличивалась, достигая приблизительно тех же параметров, что и сейчас. Антарктида, в то время ещё свободная ото льда, только начинала покрываться ледниками. Глобальное похолодание меняло внешний вид и других континентов, где леса постепенно сменялись саваннами и степями[13].

Дальнейшее похолодание в плейстоцене привело к нескольким циклам оледенения части Евразии и Северной Америки. Ледник в некоторых местах достигал сороковой параллели. Идентифицировано четыре наиболее мощных ледниковых периода, в течение которых накопление воды в материковых льдах, толщина которых достигала 1500-3000 м, приводило к значительному (до 100 м) понижению уровня мирового океана. В промежутках между ледниковыми периодами климат был похож на современный, а береговые линии материков затоплялись наступающими морями.

Северная Европа во время оледенения была закрыта ледником Фенно-Скандии, который достигал Британских островов на западе и среднего Поволжья на востоке. Ледники покрывали арктический шельф Сибири, омывающие её моря, все Альпы и многие горы Азии. Во время пика последнего оледенения, около 20 тыс. лет назад, существовавший в то время перешеек, соединяющий Азию и Америку, который носит название Берингия, также был покрыт ледником[14], что затрудняло проникновение человека в Северную Америку. Последняя, кроме того, была блокирована ледниками не только на севере Канады, но и на большей части Кордильер. В Южной Америке льды, наступающие из Антарктиды и спускающиеся с Анд, достигали равнин Патагонии. Льдами были покрыты Тасмания и Новая Зеландия. Даже в Африке ледники покрывали горы Кении, Эфиопии, Килиманджаро, Атлас и другие горные системы.

Антропогенез

На нижний палеолит приходится почти вся биологическая эволюция человека. Её изучение — предмет широкого научного исследования, целью которого является понимание причин происхождения и особенностей развития отдельных видов человека. В исследовании участвуют представители многих научных дисциплин: антропологии, палеоантропологии, палеонтологии, лингвистики, генетики. Термин человек в контексте эволюции означает принадлежность к роду Homo, однако исследования антропогенеза включают в себя и изучение других гоминид, таких как австралопитек.

За начало палеолита «отвечает» самый ранний член рода Homo — Homo habilis (человек умелый), который появился не позднее 2,6 млн лет назад. Именно он впервые начал обрабатывать камень и создал самые примитивные орудия Олдувайского периода. Большинство учёных полагает, что интеллект и социальная организация Homo habilis уже тогда были устроены сложнее, чем у его предшественника австралопитека или современных шимпанзе.

В раннем плейстоцене, 1,5-1 млн лет назад некоторые популяции человека эволюционировали в сторону увеличения объёма мозга. Одновременно наблюдается и улучшение техники обработки камня. Эти изменения дали антропологам основания заключить, что появился новый вид Homo erectus (человек прямоходящий). Хотя одновременно с Homo habilis существовали и другие ископаемые гоминиды, например, Paranthropus boisei, и некоторые из них, прежде чем вымереть, жили на планете миллионы лет, только Homo habilis стал предшественником всех новых видов человека, появившихся позднее его. Возможно, его эволюционным преимуществом было именно изготовление каменных орудий, пригодных для вскрытия и употребления в пищу животных, в то время как обезьяны питаются только растениями.

Сам Homo habilis жил только в Африке. Первым видом человека, который стал прямоходящим и около 2 млн лет назад расселился за пределы африканского континента, был Homo ergaster[15][16], которого считают предшественником или одним из ранних подвидов Homo erectus. Homo ergaster/Homo erectus — первый вид человека, который овладел огнём[17].

Последние этапы эволюции человека исследованы хуже. Неизвестно, кто был предком Homo rhodesiensis, наиболее вероятного предшественника современного человека. Многие палеоантропологи считают, что этот вид — тот же самый, что и Homo heidelbergensis, от которого произошли неандертальцы. Считают также, что обе последних разновидности человека являются лишь поздними подвидами Homo erectus.

Основные культуры нижнего палеолита

1) Олдувайская культура (2,6 млн — 900 тыс. лет назад). Основные памятники расположены на территории Восточной Африки. Обнаружены намеренно расчищенные площадки, очевидно, для строительства жилищ. Древнейшая из стоянок Олдувайской эпохи, где найдены останки Homo habilis - Вест-Гона в Эфиопии (2,8 — 2,4 млн лет назад), а также стоянка Кооби-Фора в Кении (2 млн лет назад). Несовершенство орудий того периода объясняется несовершенством техники обработки и несовершенством физического строения людей.

Для Олдувая характерны 3 вида орудий:

а) Многогранники (сфероиды) — грубо оббитые округлые камни с многими гранями, служившие главным образом в качестве ударного орудия для обработки растительной и животной пищи.

б) Изготавливаемые техникой ретуши. Предварительно изготавливали каменные отщепы, рабочий край которых подправляли мелкими ударами. Не имели устойчивых форм и среди них много мелких. Служили для разделки туш.

в) Чопперы — орудия режущих и рубящих функций, тогда это были наиболее распространённые орудия, которые изготавливались из гальки, у которой несколькими последовательными ударами стёсаны верхушка или край. Чоппинги — такие же орудия, но обрабатывались с двух сторон. Для производства орудий использовали нуклеусы.

2) Аббевиль (1,5 млн — 300 тыс. лет назад). Появление универсальных орудий, таких как ручное рубило (двусторонне обработанное орудие). Ручное рубило использовалось как для рубки, так и резки. Активно используются галечные орудия.

3) Ашёль (1,6 млн — 150 тыс. лет назад). Происходит изменение техники обработки камней. Появляются техники «клектон», «леваллуа». Появляются дополнительные инструменты для расщепления, изготовленные из кости и рога. Появление каменных ножей, скребков. Начало использования огня.

Образ жизни

Рисунок временного деревянного жилища, основанный на находке недалеко от Ниццы во Франции датирующейся примерно 400000 г. до н. э.

Из-за отсутствия письменных источников почти все наши знания о культуре людей палеолита дают археология и этнографические исследования сообществ современных охотников и собирателей, например африканских бушменов[18][19]. В каменном веке люди также охотились на диких животных и собирали растительную пищу, топливо и материалы для строительства или изготовления одежды и инструментов, как и современные народности, находящиеся на той же ступени развития[19][20]. Плотность населения в ту эпоху была очень низкой, не более одного человека на квадратный километр[21]. Низкая плотность населения, по-видимому, была обусловлена ограниченностью продуктов питания, высокой детской смертностью, тяжелым женским трудом и бродячим образом жизни[21]. В то же время, как у древних, так и у современных охотников-собирателей было значительно больше свободного времени, чем у земледельцев неолита или в современном индустриальном обществе[19][22]. Лишь к концу каменного века, особенно в среднем и верхнем палеолите, у людей появилось искусство, по меньшей мере в виде наскальных рисунков и украшений, а также религиозное поведение, в частности ритуалы погребений[23].

Технология

Инструменты изготавливали из камня, рога, кости, зубов, раковин, кожи, растительных волокон, древесины, стеблей, смол[19].

Самая древняя технология обработки камня, Олдувайская, появилась у Homo habilis около 2,6 млн лет назад[24] и окончательно исчезла около 250 тыс. лет назад. Ей на смену пришла более сложная Ашёльская культура, впервые отмеченная у Homo ergaster примерно 1,65 — 1,8 млн лет назад[25]. В ней, кроме гальки с заострённым краем, появилось ручное рубило, скребки и каменное шило, проколка. Возраст самых поздних ашёльских памятников — около 100 тыс. лет[26].

Кроме каменных орудий, изготавливались, несомненно, и деревянные: заострённая палка, жгуты, дубины, колья. Пригодная для выкапывания съедобных кореньев или добывания термитов ветка не являясь обработанным орудием (такой инструмент характерен также как индивидуальное орудие современных высших обезьян). Ранние же гоминиды, предположительно, использовали заострённые палки-пики ещё 5 млн лет назад, чтобы охотиться на мелких животных, как это делают иногда шимпанзе; разница состоит в предварительной намеренной обработке орудия орудием[27].

Из веток и камней строили жилища, используя также естественные укрытия. Homo erectus не позднее 300 тыс. лет назад мог использовать огонь, но освоение огня произошло существенно раньше, 1,5 млн лет назад, или даже у Homo habilis либо его предшественников, австралопитеков[28].

Некоторые исследователи считают, что гоминиды начали готовить пищу на костре в холодных широтах с целью её размораживания. Это может объяснять парадокс: в местах стоянки малочисленных популяций относительно слабых охотников встречается избыток костей крупных ледниковых животных. Тем не менее, считается, что специфичное постоянное использование огня для приготовления пищи началось только в среднем палеолите[3][29].

Предполагают, что уже Homo erectus 800—840 тыс. лет назад умел использовать плот[30][31][32]. Столь сложное конструирование предполагает и существование подобия языка у самых ранних видов человека[31]. Впрочем, системы сигнализации, не основанные на голосе, в действиях, включающих использование орудий, характерны для множества животных.

Социальная организация

Социальная организация у Homo habilis и Homo erectus остается для нас неизвестной, но предполагается, что она была более сложной, чем у современных шимпанзе[33]. Видимо, изобретение «главного лагеря» или общинного центра, где накапливались запасы продовольствия, в том числе дичь, произошло ещё в нижнем палеолите, не позднее 1,7 млн лет назад; однако, материальные остатки таких центров в виде построек и очагов датируются не ранее 500 тыс. лет назад[34].

Точно так же неизвестно, был ли человек нижнего палеолита моногамным или полигамным[33]; однако, считается, что виды с заметным половым диморфизмом (например, Homo erectus, у которого диморфизм был сильнее, чем у современного человека) более склонны к полигамии[35].[неавторитетный источник? 570 дней] Не исключено, что сообщества Homo erectus были малочисленны по сравнению со средним и нижним палеолитом, представляя собой одну большую семью, и в них была более развита иерархия[36].

Питание и рацион

Рацион охотников и собирателей включает продукты растительного и животного происхождения, грибы, лишайники. Наличием источников воды, соли, микроэлементов определяется каждая характерная стоянка в ареалах мигрирующих видов. Источники мяса, в том числе мяса птиц, рептилий, амфибий, рыбы, моллюсков, насекомых и червей могли оказываться у побережья рек, озёр, морей.

Часть рациона растительного происхождения определяла многообразие генома множества популяций. Природа растений определяла способность организмов гоминид вырабатывать или нуждаться в отыскании определённых веществ — витаминов. Лишь в верхнем неолите осуществлена такая культивация растений, которая определяет различие овощей, фруктов, масличных, прочие назначения использования видов.[37][38][39][40][41][42][43][44][45][46].

Считается, что в палеолите люди меньше страдали от голода и плохого питания, чем в неолите[18][47][48], поскольку зависимость от небольшого количества культивируемых растений в земледельческом сообществе приводила к голоданию в неурожайные годы[18][48]. Кроме того, во времена палеолита люди могли охотиться на крупных животных (например, мамонтов), которые вымерли в конце плейстоцена[47]. Маловероятно, чтобы люди палеолита страдали от заболеваний сердечно-сосудистой системы и диабета, так как они много двигались и употребляли нежирную пищу[49][50][51]. О том же можно сказать иначе, наличия генов патологий у гоминид невозможно обнаружить в связи с жёстким отсеиванием особей в популяциях на протяжении всего периода существования гоминид.

Антропологи считают, что человек палеолита был каннибалом, так как значительная часть человеческих костей, найденных в местах стоянок людей нижнего и среднего палеолита, носит следы употребления в пищу[52]. Причиной каннибализма мог быть недостаток белковой пищи[53]. Для всеядных приматов рацион никогда не был богат белком характерного аминокислотного состава, а доступное мясо особей одного вида — это уникальная составляющая. Позже поедание человеческого мяса стало частью религиозной традиции, не лишённой физиологических предпосылок: некоторые аминокислоты, категорически необходимые для деятельности головного мозга, можно найти в достаточном количестве лишь в тканях крупных млекопитающих[54][55].

Впрочем, наличие у людей нижнего палеолита религиозных ритуалов не доказано. С другой стороны, возможно, что съеденные люди были жертвами не себе подобных, а хищных животных и падальщиков, так как в нижнем палеолите мёртвых не хоронили в могилах, и трупы людей были для них доступны

wikiredia.ru

Каменный век Ранний (нижний) палеолит

КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

Человек начал отделяться от животного мира, по новейшим данным, около 3 млн. лет тому назад. Большую часть своего исторического пути человечество прошло в условиях первобытно-общинного строя; государственность начала возникать в древних культурных центрах ок. 5000 лет (а у других народов и 1000 лет тому назад, а кое где и в XX в.). Этот период истории известен нам много лучше, чем далекая от нас первобытность. Но изучение первобытного периода для нас очень важно, т.к. многие явления последующей истории получают объяснения только в результате глубокого анализа первобытности, с которой началось развитие человеческой культуры. Так, если мы приравняем всю историческую жизнь человечества к одним суткам, то на три социально-экономические формации – рабовладельческий строй, феодализм и капитализм по этому расчету придется всего четыре минуты.

Анализ развития человеческого общества показывает, что оно шло крайне неравномерно. Процесс обособления наших отдаленных предков от мира человекообразных обезьян был медленным и почти неприметным.

Темп развития человеческой культуры, бывший сотни тыс. лет крайне медленным, постепенно ускорялся, а с переходом к производящему хозяйству стал очень быстрым. Но здесь проявилась еще одна особенность – географическая неравномерность развития общества. Области с неблагоприятной, суровой географической средой развивались медленно, а области с мягким климатом, запасами руд быстро продвигались вперед по пути к цивилизации.

Одной из наиболее распространенных периодизаций первобытнообщинной формации является археологическая, т. е. деление ее на каменный век, меднокаменный (энеолит), бронзовый и ранний железный века. В основу этой периодизации положен принцип преобладания того или иного материала в производстве орудий труда. Каменный век, самый длинный в истории людей, делят еще на палеолит – древний каменный век, мезолит - средний каменный век и неолит – новый каменный век. В свою очередь палеолит подразделяют на ранний (нижний) и поздний (верхний).

Каменный век

Ранний (нижний) палеолит

В эпоху раннего палеолита идет процесс антропогенеза – возникновение и развитие Homo sapiens - «человека разумного». Согласно научному подходу, человек выделился из животного мира благодаря труду, систематическому изготовлению орудий труда. В процессе трудовой деятельности совершенствовалась человеческая рука, проявилась и стала развиваться человеческая речь. Наука за последние десятилетия все более удревняет явление очеловечивания наших звероподобных предков, что в свою очередь заставляет искать ответы на новые вопросы. Недостающие звенья антропогенеза заполняются новыми находками, но появляются и новые лакуны.

Первыми предками человека, которые вступили на долгий путь развития, были обезьяны – австралопитеки. Появление древнейших людей – архантропов относится ко времени, отстоящему от нас на 2 – 2,5 млн лет. В конце раннего палеолита, около 100 тыс. лет тому назад, появился неандертальский человек, названный так по первой находке в Германии. Неандертальцы – палеоантропы, они стоят гораздо ближе к современному человеку, чем предшествующие им архантропы. Неандертальцы распространились весьма широко. Большую роль в развитии человека начинает играть оледенение, менявшее состав животных и облик флоры. Неандертальцы научились добывать огонь, что было огромным завоеванием формирующегося человечества. У них, по всей видимости, появились уже первые зачатки идеологических представлений. Встречаются захоронения, в которых тела умерших ориентированные по линии восток – запад.

Поздний (верхний) палеолит

В позднем палеолите (40 – 35 тыс. лет назад) формируется человек современного физического типа (кроманьонский человек). Эти люди уже значительно усовершенствовали технику изготовления каменных орудий труда: они становятся более разнообразными, иногда миниатюрными. Появляется метательное копье, что значительно увеличило эффективность охоты.

В результате открытий археологов обнаружилось, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда (почти на миллион лет). Произведения искусства – дело рук людей, венчающих весь долгий путь человеческой истории. Искусство у первобытного человека зарождается в эпоху верхнего палеолита. Живопись служила магическим целям. Смесью природной охры с животным клеем на стены пещер наносились изображения носорогов, мамонтов, лошадей, бизонов.

Рассмотрим версию зарождения искусства, предложенную исследователем А. Столяром.

Основным занятием верхнепалеолитического человека была коллективная охота на крупного зверя (мамонта, пещерного медведя, оленя). Его добыча обеспечивала общество пропитанием, одеждой, строительным материалом. Именно на охоте были сконцентрированы усилия старейшего человеческого коллектива, представлявшие собой не только конкретные физические действия, но и их эмоциональное переживание. Возбуждение охотников («избыточные эмоции»), достигая апогея в момент уничтожения зверя, не обрывалось в ту же секунду, а длилось далее, вызывая целый комплекс новых действий первобытного человека у звериной туши. «Натуральная пантомима» – явление, в котором сфокусировались зачатки художественной деятельности – пластическое действо, разыгрываемое вокруг звериной туши. В результате первоначально натуралистическое «избыточное действо» постепенно превращалось в такую деятельность человека, которая создавала новую духовную субстанцию – искусство. Одним из элементов «натуральной пантомимы» является звериная туша, от которой ниточка тянется к истокам изобразительного искусства. Эта эволюция представляется следующей:

Звериная туша – композиция из звериных костей – натуральный макет – крупная глиняная скульптура – барельеф – контурный рисунок – детализированное полихромное изображение.

Схема фиксирует основные этапы изобразительной деятельности первобытного человека эпохи палеолита, постепенно приобретавшей эстетический характер.

  1. Натуральное творчество: композиции из туш, костей, натуральный макет
  2. Искусственная изобразительная форма: крупная глиняная скульптура, барельеф, профильный контур
  3. Верхнепалеолитическое изобразительное творчество: росписи пещер, гравировка на кости.
Развитие верхнепалеолитического творчества связано с художественным обогащением рисунка – скупой и схематичный профильный абрис зверя постепенно перерастал в выразительный художественный образ, использующий такие средства живописи, как цвет и объемное изображение.

Наиболее характерные образцы позднего палеолита связаны с пещерными росписями пещер Альтамира (Испания), Ляско, Нио, Фон-де-Гом, Пеш-Мерль (Франция).

Пещера Ляско – «доисторическая Сикстинская капелла». Возраст росписей – от 9 до 17 тыс. лет. Пещерный комплекс включает следующие помещения:

- Главный зал – зал быков, где красными, черными и желтыми красками нарисованы гигантские быки, лошади, олени;

- Осевой проход – где среди небольших фигур лошадей нарисованы краской группы коров, представляющих поразительное зрелище на светло-палевом фоне потолка;

- т. н. Апсида – (небольшое округлое помещение) – ее стены почти сплошь покрыты древними росписями (плохо сохранились) Здесь много изображений быков, бизонов, зубров и лошадей. В глубине Апсиды находится естественный колодец глубиной около 6 м. На его стенах заметны следы гравировок;

- т. н. Неф – высокое и узкое помещение. Среди множества изображений (длиннорогие козлы, лошади, коровы) выделяется фриз из голов оленей.

- Львиный зал – маленький зал с многочисленными гравировками, пробраться в который можно из Нефа только на четвереньках.

Несмотря на свою многочисленность, росписи Ляско в целом составляют удивительное единство. Их характерные черты – динамичность силуэтов, многоцветность живописи, плоскостность изображений.

Пещера Альтамира наряду с Ляско – самое величественное достижение палеолитического искусства. Но стилистически эти сокровища древней живописи резко различаются. Для изображений Ляско типичен плоскостно-живописный стиль, в то время как наиболее примечательную особенность бизонов плафона Альтамира составляет исключительное мастерство точной и жесткой моделировки.

Верхнепалеолитическое изобразительное искусство не исчерпывается монументальной пещерной живописью. Существовало и т. н. мобильное искусство. К нему относятся небольшие скульптуры зверей и женские статуэтки.

Изображения женщин (размер статуэток от 6 до 12 см) встречаются повсюду, где обнаружены жилища человека позднего палеолита. Археологи назвали из «палеолитическими Венерами», подчеркивая тем самым характерное выделение половых признаков, имеющих значимость натуралистически-условного воплощения образа женщины – матери, прародительницы рода.

Наиболее характерный пример – «Виллендорфская Венера» - небольшая статуэтка из известняка (11 см), обнаружена вблизи деревни Виллендорф, в Австрии. Основное средство художественной выразительности – округлые объемы, данные с известной долей симметричности. По сравнению с другими образцами (женские фигурки из Дольни-Вестоницы, Гагарино) Венера Виллендорфская отличается определенным совершенством своих форм и четким конструктивным построением. Характерное отсутствие черт лица в этих изображениях подчеркивает обобщенное начало в трактовке образа (но встречаются и удивительные по выразительности портреты)

Гравировки на кости возвращают нас к образу животного. Все они поражают нас жизненной достоверностью и мастерством рисунка. Помимо единичного традиционного изображения зверя, здесь встречаются попытки группировать фигуры животных, объединяя их в один сюжет.

Ведущей темой изобразительного искусства самого древнего этапа человеческой истории был зверь, хотя и женский образ занимал определенное месть в творчестве древнего человека.Палеолит (древнекаменный век) длится сотни тысяч лет. Несравненно меньшее количество времени занимает в истории человечества период, предшествующий появлению металлических орудий, который делится на 2 этапа:

  1. Мезолит (период от палеолита к неолиту)
  2. Неолит, т.е. время, когда широко распространялись шлифованные орудия из камня, а также возникает изготовление глиняной посуды.
Мезолит

Для эпохи мезолита (10-6 тыс. до н. э.) характерны следующие изменения первобытного общества: жизнь заметно динамизируется, ибо благодаря изобретению лодки начинают активно осваиваться весьма обширные пространства; появление лука и стрел делают охоту весьма эффективной. Производство орудий труда совершенствуется на основе микролитов, представляющих собою кремневые вкладыши малых размеров.

Изменения происходят в изобразительной искусстве: здесь появляется многофигурные сцены охоты и сражений. Эти красочные и гравированные изображения небольшого размера на открытых скалах Восточной Испании, Кавказа, Средней Азии.

Композиция «Сражающиеся лучники» - одна из самых ярких мезолитических композиций (Испания). Первое, на что следует обратить внимание – содержание изображения, связанное с человеком. Второй момент – средства изображения: один из эпизодов жизни (сражение лучников) воспроизведен с помощью восьми человеческих фигурок. Последние являются вариантами единого иконографического мотива: человек в стремительном движении изображен несколько зигзагообразно плотными линиями, слегка разбухающими в верхней части «линейного» туловища и округлым пятнышком головы. Основной закономерностью в расположении иконографически единых восьми фигурок становится их повторяемость на определенном расстоянии друг от друга.

Итак, перед нами пример отчетливо выраженного нового подхода к решению сюжетной сцены, обусловленного обращением к композиционному принципу организации изображенного материала, на основе которого создается выразительно-смысловое целое.

Подобное явление становится характерной чертой мезолитических наскальных росписей. Еще один пример – «Танцующие женщины» (Испания). Здесь господствует тот же самый принцип: повторение иконографического мотива (женская фигура в условно-схематической манере, изображена силуэтно с утрированной узкой талией, треугольной головой, колоколообразной юбкой; повторяется 9 раз).

Таким образом, рассмотренные произведения свидетельствуют о новом уровне художественного осмысления действительности, выразившемся в появлении композиционного «оформления» различных сюжетных сцен.

Неолит

Эпоху неолита (6 – 2 тыс. до н. э.) иногда называют «неолитической революцией» - настолько существенны изменения в жизни первобытного общества. И самым значительным был переход к производящему хозяйству – земледелию и скотоводству. Совершенствуется техника изготовления каменных орудий – используется шлифовка и полировка. Земледелие и скотоводство предполагают более оседлый образ жизни с постоянными поселениями.

Огромное значение – изобретение формовки и обжига глиняной посуды. Изобразительное искусство неолитической эпохи обогащается новым видом творчества – расписной керамикой. К наиболее ранним образцом относится керамика из поселений Карадепе и Геоксюр в Средней Азии. Керамические изделия отличает простейшая форма. Роспись использует геометрический орнамент, размещаемый на тулове сосуда. Все знаки имеют определенный смысл, связанный с зарождающимися анимистическим (одушевленным) восприятием природы. В частности крест – один из солярных знаков, обозначающих солнце и луну.

Трипольская керамика знаменует собою следующий этап развития, датируемый концом 3 тыс. до н. э. Земледельческо-скотоводческая культура получила свое название от с. Триполье на Украине, возле которого были обнаружены поселения неолитических племен. Они вели оседлый образ жизни, характеризуемый наличием крупных поселков, располагавшихся на высоких мысах и возвышенностях. Жилища представляли собой 1 или 2-х этажные дома различной величины с центральным элементом – печью; покрывались двускатными крышами.

Трипольская керамика богата и разнообразна. Но еще более существенные изменения происходят в содержании росписей. Если просто перечислить все, что изображено на Трипольской керамике, то получится внушительный перечень: это волнистые, зигзагообразные линии, бегущая спираль, ромбы, кресты, а также люди, животные (олени, косули, быки, козы, собаки, птицы). При этом все абстрактные изобразительные формы полны семантической значимости. Волнистая линия – река; бегущая спираль – непрерывный бег солнца, движение времени; ромбы - символ женского божества, посылающего на землю небесную влагу; крест – солнечный диск; зигзагообразная линия – змея, покровительница дома, посредница между небом и землей, символ дождя; «елочка» - растение или злаковый колос.

Напрашивается вывод: керамическая роспись представляет собой своеобразное повествование об окружающей действительности во всей ее многообразности. В центре внимания человеческого сознания уже не единично явление (зверь), не единичное действие людей, конкретное событие из жизни человеческого общества (сражение, охота, сбор меда, танец и т.п.), а многогранность действительности, многоликость окружающего мира – новая, более высокая и сложная ступень развития сознания первобытного человека, нашедшая свое художественное претворение в расписных композициях. И здесь следует подчеркнуть еще один момент: замечательное композиционное мастерство, сочетающее многоэлементность с единством целого. В этом смысле изобразительное искусство сделало еще один шаг вперед.

Обратим, однако, самое пристальное внимание на тот факт, что основой расписной керамики является абстрактная изобразительная форма. Другими словами, очевидно, что первобытному человеку, постепенно осознающему окружающую действительность в ее множественности доступно было выразить это не через конкретно-чувственные образы, наполненные реальным дыханием жизни (как это случалось в палеолитической живописи), а с помощью абстрактных элементов, ставших изобразительными посредниками между мыслью, чувством первобытного художника и окружающей реальности.

Бронзовый век

С III тыс. до н.э. в хозяйственном обиходе человека появляются орудия из бронзы (сплав олова и меди). Началась эпоха бронзы. За счет использования тягловой силы скота и изобретения плуга стали лучше обрабатываться и удобряться поля. Развившееся скотоводство позволило пастушеским племенам окончательно отделиться от земледелия.

Эпоха бронзы отмечена участившимися военными столкновениями между общинами, поскольку растет их имущественное неравенство. В родовой общине все большее значение приобретает мужской труд, что и приводит к установлению патриархата. Одним из ярчайших проявлений последнего становится культ вождя. После смерти ему возводили крупные заупокойные сооружения – курганы. Их размеры, количество вещей, оставленных там, говорили об особом положении погребенного.

Среди множества культур эпохи бронзы интересны памятники фатьяновской культуры (1-я пол II тыс. до н.э.) – название происходит от первого могильника, открытого в XIX в. у дер. Фатьянова в Ярославской обл. Позже были произведены раскопки в Московской и Тверской областях.

Наиболее характерным видом изобразительного искусства эпохи бронзы становится художественная обработка металла в самых различных видах – ковка, литье, чеканка, гравировка. В большом количестве начинают изготавливаться металлические украшения – серьги, кольца, браслеты, подвески, нашивные мелкие бляшки. Изготовление металлического оружия завершается его декоративной обработкой.

Наиболее яркие культуры эпохи бронзы находились на Кавказе. Грандиозный Майкопский курган (3 тыс. до н.э.) был раскопан в ХIХ в. на Северном Кавказе. Огромная земляная насыпь возвышалась над погребальной камерой, хранившей тело вождя. Особую пышность его захоронению придавало погребальное ложе (сооружение с балдахином). Полотнище балдахина было украшено множеством штампованных золотых бляшек в виде шагающих львов и бычков. Держался балдахин с помощью золотых и серебряных полых стержней. При раскопках кургана найдены художественные ценности: ожерелья из золотых, серебряных, лазуритовых и бирюзовых бус; круглодонные сосуды из серебра с гравировкой (фигуры животных и элементы пейзажа).

С точки зрения тематики изобразительного искусства наблюдается господство образа зверя. Но главная тенденция развития изобразительного искусства, сфокусированного в этот период в сфере украшения предметов практического назначения, это – напряженная работа мастеров над «изобразительной формой».

Но при всей значимости развития декоративно-прикладного искусства наиболее важным явлением, почти повсеместно характеризующим новую эпоху бронзы, была так называемая мегалитическая архитектура (от греч. «мега» - большой и «литос» – камень). Памятники мегалитической архитектуры были тесно связаны с религиозно-культовыми задачами и тем самым выходили за рамки непосредственной утилитарности. Именно поэтому огромное значение приобретал их художественный образ, зримо воплощавший важные для первобытного человека идеи.

Существует 3 типа мегалитических сооружений:

1.Менгир – вертикально поставленный камень разной величины. Размер колеблется от 1 до 20 м. Менгиры бывают как едва отесанными камнями, так и выполненными в виде монументальной скульптуры. Они редко были связаны с погребениями, выполняя, как правило, самостоятельную функцию (место, где происходили какие-либо ритуалы).

2. Дольмен – сооружение, в конструкции которого присутствуют ярко выраженные несомые и несущие части. Простейший дольмен – 2 вертикально поставленных необработанных камня, перекрытых третьим. Наиболее совершенный вид дольмена состоит из четырех хорошо отесанных вертикальных плит, образующих в плане четырехугольник. Сверху они перекрыты еще одной плитой в несколько тонн весом. Такого рода сооружения служит местом захоронения человеческого коллектива.

3. Кромлех – каменные плиты или столбы, расположенные по кругу. Иногда кромлех окружает курганную насыпь, иногда существует самостоятельно и состоит из нескольких концентрических окружностей. Самый известный и сложный кромлех находится в Англии, около Стоунхенджа.

Ранний железный век

Широкое использование железа стало возможным лишь в I тыс. до н.э., когда человек научился выплавлять железо из руды. Железо окончательно вытеснило каменные орудия и полностью заменило бронзовые, что повлекло за собой дальнейшее бурное развитие художественной деятельности человечества. Начался последний этап в истории первобытного общества – эпоха железа.

На территории России наиболее распространенной культурой железного века была т.н. скифская культура (Северное Причерноморье, I тыс. до н.э.). При раскопках обнаружены художественные изделия из бронзы и золота – украшения вождя, коней и оружие. Изобразительные приемы и сюжеты позволяют сделать вывод о господстве «звериного стиля». Оружие украшалось золотыми пластинами с вычеканенными изображениями (на ножнах, рукоятках мечей, секирах), выполнялись наверщия из бронзы, насаживавшиеся на древко.

Знаменитые Пазырские курганы (Алтай, 5-4 в до н.э.) – уникальный памятник, сохранивший деревянную колесницу, ковры, художественные изделия из дерева и войлока.Характерные черты развития изобразительного искусства первобытного общества: развитие от общности к локальности; ведущее значение образа зверя; появление разных полюсов в жанрах искусства – от грандиозных мегалитических сооружений до утонченного декоративно-прикладного искусства, украшавшего быт первобытного общества периодов бронзы и железа; постепенное усиление моментов стилизации художественной формы. Для развития культуры в целом характерен синкретизм – существование всех сторон духовной культуры в синтезе.Религия первобытного общества

Зачатки религиозных верований зарождаются в первобытном обществе в период палеолита. Большое значение охоты в жизни первобытного человека обусловило почитание сил природы и культ зверя. Звериный мир представлялся как бы в виде второй равноправной половины общины.

Тотемизм – комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (родами) и т.н. тотемами – видами животных и растений. Тотем (инд.) – его род. Каждый род носил имя своего тотема; его нельзя было убивать и употреблять в пищу.

По представлениям древних людей, животные представляли свое мясо и умирали, но если сберечь их кости, выполнить обряды – звери возрождаются к жизни. Охотничье колдовство использовалось, чтобы заворожить зверя и он стал легкой добычей.

У всех первобытных народов был распространен фетишизм. Это культ неодушевленных предметов – фетишей, наделенных сверхъестественными свойствами. Пережитки фетишизма дошли до наших дней, выражаясь в вере в сверхъестественные свойства амулетов, оберегов, талисманов.

Занятие земледелием способствовало расширению кругозора неолитического человека. Под пристальным вниманием первобытного земледельца оказалась природа. Наивная вера в родственность с животными и растениями уступают место более сложному представлению о существовании сверхъестественных невидимых сил (о духах солнца, луны, дождя, растений и т.п.), которые могут быть тронуты призывами к состраданию. Анимизм – вера в существование душ и духов. Духи (а позже боги) посылают хорошую погоду и обильный урожай в обмен на определенные действия человека.

Все это как бы продолжало уже знакомую по палеолиту производственную магию. Но если там, в центре магических усилий оказывался зверь, то теперь надо было слабыми человеческими силами как-то воздействовать на духов природы, существ капризных и необязательных. И только глубочайшая наивная вера в то, что связь между предметами и явлениями можно укрепить за счет конкретных действий, которые обязательно приведут к желаемому результату, заставляя неолитических людей без устали разыгрывать все более сложные ритуально-магические действия. В основе их лежал принцип – подобное производит подобное. Магия – обряды, связанные с верой в сверхъестественные способности человека (колдуна, мага) воздействовать на людей и явления природы.

Духи постепенно трансформировались в богов, которые приобретая антропоморфную сущность, объединялись в могущественные содружества (пантеоны), управляющие миром и людьми.

Словарь основных терминов и понятий по теме

«Культура первобытного общества

Анимизм (от латин. anima, animus – душа, дух) – вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии.

Антропогенез (от греч. anthropos – человек и genesis – происхождение, возникновение) – процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи.

Дольмен (от бретонского тol – стол и men – камень) – мегалитическое сооружение в виде большого каменного ящика, накрытого плоской плитой. Распространены в приморских районах Европы, Азии и Северной Африки, на Кавказе и в Крыму.

Кроманьонцы (от названия грота Gro-Magnon, Кро-Маньон во Франции) – обобщенное название ископаемых людей современного вида (неоантропов) эпохи позднего палеолита. Известны по костным останкам, открытым во всех частях света. Появились около 40 тыс. лет назад.

Кромлех (от бретонского crom – круг и lech – камень) – мегалитическое сооружение эпохи неолита и бронзового века в виде круговой ограды из огромных камней в Северной Франции, Великобритании и других странах.

Магия (от греч.mageia – колдовство, волшебство) – обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека (колдуна, мага) воздействовать на людей и явления природы. Магия возникла в первобытном обществе и стала элементом обрядов всех религий.

Менгир (от бретонского men – камень и hir – длинный) – мегалитическое сооружение, вертикально врытый в землю длинный камень (4 – 5 м. и более). Известны в Западной Европе, Северной Африки, Индии, Сибири и на Кавказе.

Неандертальцы (от названия долины Neandertal, Неандерталь в Германии) – ископаемые древние люди (палеоантропы), создавшие археологические культуры раннего палеолита. Скелетные остатки неандертальцев открыты в Европе, Азии и Африки. Время существования – 200-35 тыс. лет назад.

Тотемизм – комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и так называемыми тотемами (на языке оджибве ототем – его род) – видами животных и растений; каждый род носил имя своего тотема. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу.

Фетишизм (от франц. fetiche – идол, талисман) – культ неодушевленных предметов – фетишей, наделенных сверхъестественными свойствами. Был распространен у всех первобытных народов. Пережитки фетишизма – вера в амулеты, обереги, талисманы. Сохранился в современных религиях – почитание черного камня в Мекке (ислам), креста и мощей (христианство).

h.120-bal.ru


Смотрите также