Древний человек бунин. Краткая Биография Бунина. Рассказы. Стихи. Часть 1.. Бунин Иван Алексеевич
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Особенности творчества И. А. Бунина. Древний человек бунин


Краткая Биография Бунина. Рассказы. Стихи. Часть 1.. Бунин Иван Алексеевич

Талант Ивана Алексеевича Бунина (1870 — 1953) сформировался в обстановке провинциальной усадьбы, на Орловщине, под сильным воздействием дворянско-сословных традиций. Одновременно на него оказала огромное и благоприятное влияние близость к природе, к деревенской жизни. Покинув девятнадцатилетним юношей обнищавшее родовое гнездо, по словам матери, «с одним крестом на груди», он кочует по России, меняя одну жалкую должность на другую и считая себя «вольнодумцем», вполне равнодушным не только к своей голубой крови, но и к полной утрате того, что было связано с нею». (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Биография Бунина. Рассказы. Стихи. Часть 1.. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) Его самые ранние произведения — очерки и рассказы, художественно еще не совершенные («Нефедка», «Судоржный», «Помещик Воргаольский», «Мелкопоместные» и др.), проникнуты демократическими настроениями.

Демократические традиции русской литературы и общественной мысли были близки его индивидуальному, живому опыту. С юности он испытал, наряду с культом «чистых», «дворянских» лириков, сильнейшее тяготение к писателям из самой народной гущи. Характерен отбор имен в его ранних критических опытах 80 —90-х годов — поэт-самоучка Е. Назаров, Н. Успенский, Т. Шевченко, И. Никитин и т. д. «Все они, — писал Бунин,—люди, крепко связанные с своей почвой, с своею землею, получающие от нее свою мощь и крепость». И когда позднее Бунин не без гордости заявил: «Все предки мои всегда были связаны с народом и с землей...» — он почти дословно повторил слова своей юношеской статьи о Никитине.

В такой оценке отразилась живая, некнижная связь нищего «барчука» Бунина с деревенским бытом, трудом, досугом, с крестьянской эстетикой. По сути, он был ближе к крестьянству и лучше понимал его, чем иные народнические интеллигенты, один из которых, Скабичевский, так возмутил Бунина своим равнодушным признанием, что «за всю свою жизнь не видал, как растет рожь, и ни с одним мужиком не разговаривал». Сам Бунин не только «видел», как растет рожь,— его детство прошло «в глубочайшей полевой тишине», «среди хлебов, подступавших к самым нашим порогам». Близость к природе, сопричастность деревенской жизни не могли не отразиться и на формировании литературных вкусов и пристрастий Бунина, на его позднейшем «противостоянии» модным городским «измам».

Однако, восхищаясь в молодости писателями-самоучками, просвещенными «безнаук природою» (поразившая его безграмотная надпись на могиле А. В. Кольцова в Воронеже), сам Бунин не был похож на них, хотя и имел всего четыре неполные класса гимназии. На его душе оставила свой чекан высокая культура, органически, кровно усвоенные в юности Пушкин, Лермонтов, Жуковский, Гоголь, Тургенев, Толстой, Полонский, Фет. Он штудирует Шекспира, Гете, Байрона и так глубоко изучает английский язык, что в двадцать пять лет создает свой знаменитый перевод поэмы Лонгфелло «Песнь о Гайавате». Бунин основательно знакомится с украинской литературой и фольклором, интересуется польской поэзией, прежде всего творчеством Мицкевича. Под влиянием старшего брата Юлия он обращается к философии, социологии, истории, публицистике, хотя и читает бессистемно, все подряд: Куно Фишера, Л. Берне, Г. Спенсера, Н. К. Михайловского и т. д.

К концу 1890-х годов в основном завершается путь Бунина к самому себе, достигает зрелости его дарование, поражающее внешней изобразительностью, феноменальной наблюдательностью и цепкостью памяти писателя. А если добавить к этому, что всю свою долгую творческую жизнь Бунин был и оставался художником-подвижником, кропотливо работавшим над каждой фразой, станет ясно, что и качества его таланта соединились на редкость гармонично и счастливо.

Однако, как ни парадоксально, но именно это гармоничное, счастливое сочетание качеств бунинского таланта обусловило не только художественную чистоту и совершенство, но и известную ограниченность его творчества 1890-х и начала 1900-х годов, сосредоточенного на нравственно-эстетических, подчас — чисто эстетических задачах. Бунин, если можно так выразиться, был долгое время «слишком писателем», а его произведения — «слишком литературой», чтобы реагировать на все то, чем жила и болела в ту пору огромная Россия.

Действительность уже поставила перед искусством новые задачи, что было связано с нарастанием общественных противоречий, поисками выхода из круга отмирающей идеологии, наконец, близящейся революцией. Жизнь несла в себе новые черты, новые конфликты, выдвигала новых героев. «Настало время нужды в героическом», — заявлял молодой Горький в письме к Чехову (М. Горький. Собр. соч., т. 28, с. 113). Творческая практика самого Горького и была ответом на запросы эпохи.

Используя издательство «Знание» как трибуну для объединения демократических литературных сил, Горький привлекает и Бунина, но неоднократно говорит о его общественной индифферентности. Сам Бунин среди «знаньевцев» выглядит «попутчиком», хотя много и охотно печатается в этом издательстве. Фигура Бушща в эту пору, на грани нового века, выглядит достаточно одинокой. Редкие для него попытки откликнуться на «злобу дня» малоудачны, отдают холодноватой риторикой. Само призвание художника временами воспринимается им как служение «избранника» красоте:

На высоте, на снеговой вершине, Я вырезал стальным клинком сонет. Проходят дни. Быть может, и доныне Снега хранят мой одинокий след.

Сердцевину, стержень бунинской поэзии 1890-х и начала 1900-х годов составляло то, чего символисты почти не касались, не знали и не любили: русская природа. И хотя книга «Листопад» появилась в символистском «Скорпионе», кроме марки издательства ее ничто не связывало с декадентским лагерем. Посвященная Горькому поэма, по которой был назван сборник, воскрешала жизнь леса, таинственную и поэтичную:

Лес, точно терем расписной. Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной...

Отдавая порою должное бунинским стихам, поэты-символисты не раз подчеркивали их чужеродность «новому» искусству, их «контрсимволизм». Символистам, с их стремлением к формальной новизне и изощренности в поэзии, стих Бунина казался архаичным, старомодным, «ветхозаветным».

Мы не найдем в его стихах города, городской жизни, отзвуков общественной борьбы. Он спешит увести читателя в поле, в лес — или любуется морским прибоем, или размышляет о суете жизни. Однако было бы ошибкой рассматривать поэзию Бунина как нечто раз и навсегда сложившееся, неизменяющееся, пассивно-самоцельное и созерцательное. Появление в дальнейшем таких «тузовых» (выражение Горького) вещей, как «Деревня», «Суходол», «Господин из Сан-Франциско», доказывает, какая огромная невидимая работа должна была им предшествовать.

Особенности Бунина-художника, своеобразие его места среди современников и шире — в русском реализме XIX —XX веков, иными словами, то новое, что внес писатель в литературу, — все это наиболее явственно и глубоко раскрывается в произведениях 1910-х годов. В повестях «Деревня» и «Суходол», в рассказах «Древний человек», «Хорошая жизнь», «Ночной разговор», «Веселый двор», «Игнат», «Захар Воробьев», «Князь во князьях», «Последнее свидание», «Иоанн Рыдалец», «Я все молчу», «Худая трава», «Чаша жизни», «Аглая» и т. д. Бунин сознательно ставит обширную задачу — отобразить, в перекличке и полемике с крупнейшими писателями-современниками (и прежде всего — с Горьким), главные, по его мнению, слои русского народа: крестьянство и мещанство («Деревня»), мелкопоместное дворянство («Суходол») — и тем самым наметить общую историческую перспективу в жизни всей огромной страны, только что пережившей революционные потрясения 1905—1907 годов.

Выдвижение Бунина в первый ряд художников России, помимо значимости его творческих достижений этой поры, было связано и с серьезными изменениями, происшедшими в самой литературе на перепадах первой русской революции и последовавшей затем реакции. В этих испытаниях произошло — хотя бы и с серьезными, неизбежными потерями — своего рода отделение семян от плевел, истинно нового от преходящей и броской моды. В конечном счете, как всегда, новое только выиграло. Прежде всего, к 1910-м годам обмелел символизм как литературное течение, что только подчеркнуло, резче обозначило истинную величину дарования Блока, крупнейшего поэта XX века, в то время как другие поэты-символисты — Бальмонт, Сологуб, Гиппиус, Минский, недавние кумиры читающей публики, — переживали явный и неуклонный спад.

С другой стороны, не выдержали резкой перемены общественного климата и многие из прежних «знаньевцев» — Гусев-Оренбургский, Чириков, Айзман, Юшкевич, Найденов, Скиталец и прочие «разгребатели грязи», бичевавшие пороки старой России. Именно отсутствие чувства историзма, которым в такой степени было наделено творчество великого пролетарского художника Горького, поставило их перед опасностью в изменившихся общественно-политических условиях «захлебнуться» в сиюминутном, поддаться унынию и растерянности. По верному слову Горького, оказалось, что в литературе этой поры «только Бунин верен себе, все же остальные пришли в какой-то дикий раж и, видимо, не отдают себе отчета в делах своих» (М. Горький. Собр. соч., т. 29, с. 17). Даже такие писатели-реалисты начала века, как Куприн и Л. Андреев, испытывали в эти годы заметный кризис, воздействие упадочнических настроений и модных поветрий.

Если говорить о реалистической прозе, то «Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина», «По Руси» Горького и «Деревня», «Суходол», «крестьянские» рассказы Бунина не имеют ничего себе равного в литературе 1910-х годов, явно выделяются на общем фоне богатством проблематики, значительностью художественных открытий, попыткой исторического осознания русской действительности. Не случайно, что как раз на 1910-е годы падает период наибольшей близости Горького и Бунина. Задумав написать «Деревню» и «по-новому изобразить мужиков» еще в 1908 году, Бунин, несомненно, много и подробно говорил на эту тему с Горьким на Капри, куда он приехал 12 марта 1909 года. Оба художника стремятся в эти годы запечатлеть образ России, взятой обобщенно, крупным планом.

С произведениями «окуровского» цикла сближает «Деревню» жесточайшая критика «свинцовых мерзостей» русской жизни, подчас даже переходящая у Бунина в безотрадную и горькую «отходную» старой деревне — помещичьей и мужицкой. В «Деревне» можно уследить полемику с горьковским «Городком Окуровым», который появился как раз в разгар писания Буниным своей повести. В этом смысле некоторые страницы обоих произведений представляют собой как бы спор Бунина с Горьким о «Руси и ее истории». Предметом спора для Бунина служит вопрос: что за государство Россия и какое сословие определяет исторически ее лицо?

В «Окурове» Яков Тиунов, «первая голова Заречья», учит слободских: «Что ж — Россия? Государство она, бессомненно, уездное. Губернских-то городов — считай десятка четыре, а уездных — тысячи, поди-ка! Тут тебе и Россия». — «Да она вся — деревня, на носу заруби себе это!» — спорит с ним базарный вольнодумец Балашкин у Бунина. И долго занимавший Бунина замысел — написать продолжение «Деревни» — повесть «Город» с Кузьмой Красовым в качестве главного героя, имел, очевидно, подоплекой дальнейшую полемическую перекличку, художественную параллель «окуровскому» циклу Горького.

Разделяя мнение своего свирепо-добродушного «фарисея» Ба-лашкина о том, что не город, а деревня — помещичье-крестьянское большинство — составляет национальную основу страны и предопределяет ее развитие, Бунин оставался как будто бы во власти безысходного пессимизма. Его «Деревня», не говоря уже о многих «крестьянских» рассказах («Ночной разговор», «Веселый двор», «Будни», «Игнат» и др.), дает богатый материал для вывода, что косная крестьянская среда не может выдвинуть носителей передовой жизни, что неотвратимо идущая на смену старине буржуазная «новь» лишь разлагает, окончательно губит последние оазисы патриархальности.

Как же увязать тогда с такой явной односторонностью бунинско-го взгляда на русскую действительность возможность исторического подхода к деревне? А ведь именно об историзме Бунина говорилось во многих откликах на его «Деревню» и «Суходол», начиная с известного горьковского: «...так глубоко, так исторически деревню никто не брал» («Горьковские чтения 1958- 1959», с. 52). По-видимому, следует исходить не из того, что Бунин не увидел, не понял, просмотрел, а из того, что же он открыл для читателя, впервые ввел в литературу. Только тогда удастся разрешить несомненное противоречие, возникающее при попытке оценить его творчество 1910-х годов: Бунин якобы чуть не до искажения сгустил мрачные краски в изображении деревни и в то же время сумел отобразить ее глубоко исторически. Бунина либо хвалили, либо порицали, но за одно и то же: за «обличение» русской деревни, за обилие тяжелых и мрачных картин. В обоих случаях критика била мимо цели, мимо главного. Не потому ли, прочитав некоторые отзывы о «Деревне», Бунин признавался в письме к Горькому: «И хвалы и хулы показались так бездарны и плоски, что хоть плачь».

Главное же было в том, что бунинские произведения в отношении к деревне и крестьянству не были сплошь «обличительны». Справедливее будет сказать: в изображении самых темных сторон русской действительности писатель, во-первых, не делал различия между «мужиком» и мелкопоместным, а во-вторых, сам воспринимал эти темные стороны с болью и состраданием, с гневом и жалостью, потому что видел все это в родном, отчем, «своем»...

Казалось бы, что может быть мрачнее и беспросветнее крестьянской жизни, запечатленной писателем в рассказе «Веселый двор». Жутка насмешка соседей, окрестивших нищий, полузаброшенный двор Минаевых «веселым»; нелеп и уродлив печник Егор, закончивший свою жизнь под колесами поезда; никому не нужна, позабыта богом, людьми и собственным сыном его мать Анисья, прозванная за голодную худобу Ухватом. Но что это - обличение крестьянской косности и дикости? Враждебное и скептическое отношение к русской деревне? Нет, Анисья так же человечески близка и понятна Бунину, как близок ему мелкопоместный Хрущев из «Суходола», как близок и мещанин Кузьма Красов, как красавица Молодая, древний годами Иванушка, грамотей и книгочий Балашкин, братья Тихон и Кузьма Красовы («Деревня»), батрак Аверкий («Худая трава»), лютующий над собой исполин Захар Воробьев (одноименный рассказ), соединивший в себе трагическое и скоморошье начала нищий Шаша («Я все молчу») и другие.

Если кратко определить отношение писателя к деревенской России, крестьянской и дворянской, то это будет сложное чувство «любви-ненависти». Конечно, Бунину не под силу осмысление происходящего с точки зрения передовых идей своего времени. Но, поэтизируя старую Русь, он одновременно заявляет о своей ненависти к темному и дикому и о любви к родному, издревле идущему, прорывающемуся через все социальные невзгоды. Противоречивые чувства автора соединены в тугой и нерасплетаемый узел. За современными горькими картинами жизни крестьянской России Бунин все время видит ее глубинную, многовековую историю, за темными и искалеченными судьбами — огромные, неразбуженные и здоровые силы, таящиеся в русском человеке.

Что такое Захар Воробьев, добродушный русобородый гигант, как не пример национального характера с его удалью, размахом, великодушием, соединением исполинской силы и кротости? Да это какой-то добрый молодец, прямой потомок былинных богатырей! Беда, однако, в том, что жизнь не дала Захару Воробьеву ни малейшей возможности проявить себя, раскрыть хотя бы малую толику богатырской своей души. Ну, пронес на руках «верст пять» нищую, убогую старуху — эко диво! И он погибает, сваленный «не большой горой, а соломинкой», — выпив на спор с мелкими и корыстными людишками непомерное количество водки.

Как известно, по свидетельству Горького, об этом рассказе Иван Вольнов отозвался так: «Это — на сто лет! Революцию сделаем, республика будет, а рассказ этот не выдохнется, в школах будут читать, чтоб дети знали, до чего просто при царях хорошие мужики погибали» (М. Горький. Собр. соч., т. 17, с. 324). Именно в крестьянской, простонародной среде, посреди всей тьмы, социального убожества и лишений находит Бунин истинно положительные характеры. Под внешней «беспощадностью», «объективностью» скрыты его любовь, восхищение русским человеком. «Если бы я эту «икону», эту Русь не любил, не видал, — скажет он позднее, живя на чужбине, — из-за чего бы я так сходил с ума все эти годы, из-за чего страдал так непрерывно, так люто!»

Бунин не только не увидел и не изобразил рабочий класс — он воспринял пролетария всего лишь как вчерашнего крестьянина, «испорченного» городом. В этом сказалось социальное заблуждение большого писателя. На огромном бунинском полотне, так широко запечатлевшем предреволюционную Россию, рабочему не нашлось места ни в одном из произведений 1910-х годов. Однако, говоря в эти годы о России как о преимущественно «деревенской» стране, Бунин не заблуждался (напомним, что по переписи 1913 года в сельской местности проживало 82 % всего населения). От того, какую роль сыграет именно крестьянское большинство в историческом развитии страны, за кем оно пойдет, во многом зависел будущий путь России. Недаром вопрос о крестьянстве как о союзнике пролетариата В. И. Ленин считал основным в условиях предреволюционной и революционной России, решительно расходясь в этом с меньшевиками, а затем троцкистами, как известно, недооценивавшими роль крестьянства в социалистической революции.

www.testsoch.info

Бунин Иван Алексеевич


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА
Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Иван Алексеевич Бунин

Бунин Иван Алексеевич [10(22).10.1870, Воронеж — 8.11.1953, Париж] — прозаик, поэт.

Принадлежал к старинному дворянскому роду польского происхождения. Бунин отмечал, что его род дал России «немало видных деятелей как на поприще государственном, так и в области искусства, где особенно известны два поэта начала прошлого века: Анна Бунина и Василий Жуковский, один из корифеев русской литературы, сын Афанасия Бунина...». Дворянская родословная Бунин в известной мере предопределила в его творчестве художественную философию прошлого России, основанную на ощущении своей родовой причастности к судьбе родины.

Раннее детство провел в небольшом фамильном поместье (хутор Бутырки Елецкого у. Орловской губ.), в обстановке усадебной культуры. Десяти лет от роду был отдан в Елецкую гимназию, где проучился четыре с половиной года, был исключен (в связи с неуплатой денег за обучение) и вернулся в деревню. Получил домашнее образование, в основе которого лежало прежде всего страстное чтение. Уже в детстве проявились необычайная впечатлительность и восприимчивость Бунин, качества, которые легли в основу его художественной личности и вызвали дотоле невиданное в русской литературе по остроте и яркости, а также богатству оттенков изображение окружающего мира. Бунин вспоминал: «Зрение у меня было такое, что я видел все семь звезд в Плеядах, слухом за версту слышал свист сурка в вечернем поле, пьянел, обоняя запах ландыша или старой книги».

Бунин дебютировал как поэт в 1887.

В 1891 в Орле вышла первая книга стихов.

В 1893-94 Бунин пережил увлечение толстовством, занимался бондарным ремеслом, посещал толстовские колонии. Горячие симпатии к личности и творчеству Толстого Бунин сохранил на всю жизнь. В это же время Бунин стал печататься в столичных журналах, и его творчество вызвало сочувственное внимание литературных знаменитостей, в частности критика Н.К.Михайловского и поэта А.М.Жемчужникова, который помог Бунину опубликовать стихи в журнале «Вестник Европы».

В 1896 Бунин напечатал свой перевод «Песни о Гайавате» Г.Лонгфелло, ставший подлинным шедевром переводческого искусства.

С выходом в свет сборника «На край света» (1897), «Под открытым небом» (1898), «Стихи и рассказы» (1900), «Листопад» (1901) Бунин постепенно утверждает свое самобытное место в художественной жизни России. Поэтическое творчество Бунина оказало сильное влияние на его прозаические опыты. Лучшие ранние рассказы Бунина — «Перевал», «Новая дорога», «Святые Горы», «На край света», «Сосны», «Антоновские яблоки» — исполнены тончайшего лиризма, высокой поэзии. Настроение лирического героя передается и всей окружающей его действительности. Подлинной поэмой воспоминаний стали «Антоновские яблоки» (1900). Рассказ построен на ощущении резкого слома эпох, недавнее прошлое было все еще связано со стародавними временами, и вот они уходят безвозвратно. Чувственное восприятие повествователя исполнено настоящей виртуозности оттенков; воспоминания предопределены тоской по уходящей во тьму времен эпохе русской жизни, целому материку истории. На всем лежит легкий флер грусти, утонченности и той чувственной неги, которую сообщает впечатлениям вглядывающаяся в даль память. Ранние рассказы Бунина можно назвать своеобразными «стихотворениями в прозе», они бесфабульны и представляют собой ряд поэтических впечатлений. Раннее признание прозаического дара Бунина выразил Чехов, которого связывали с Буниным близкие товарищеские отношения.

С 1902 Бунин стал сотрудничать в горьковском издательстве «Знание», что, впрочем, не препятствовало его участию в издании символистской и модернистской ориентации («Скорпион», «Шиповник», «Земля»).

В 1903 РАН присудила Бунину Пушкинскую премию за «Листопад» и «Песнь о Гайавате».

В 1909 Бунин был избран почетным членом РАН, причем признание получила прежде всего его поэзия. Она продолжала собой классическую традицию (А.А.Фет, Я.П.Полонский, А.К.Толстой) и была чужда модернистскому обновлению стиха, характерному для русской поэзии начала века. В то же время сгущенность трагического опыта и его терпкое и горькое лирическое переживание делают поэтическое творчество Бунина органической принадлежностью общей экзистенциальной атмосферы русской и мировой поэзии XX в.

Первостепенное место в литературной жизни России Бунин занял в 1910-е, когда вышли в свет повести «Деревня» и «Суходол», «крестьянские» рассказы («Древний человек», «Хорошая жизнь», «Ночной разговор», «Веселый двор», «Игнат», «Захар Воробьев», «Князь во князьях», «Иоанн Рыдалец», «Я все молчу», «Худая трава» и др.), а также произведения, посвященные вечным темам любви и смерти, добра и зла, красоты жизни и ее жестокости: «Господин из Сан-Франциско», «Братья», «Легкое дыхание», «Сны Чанга», «Петлистые уши».

В 1909-11 писатель занялся осмыслением событий потрясшей страну революции 1905-07. Страницы произведений Бунина заполняют новые герои, отношение автора к истории исполнено горечи и сарказма, порой сгущающегося до особенно жесткого юмора, порой переходящего в резкое отчуждение. Эти новые герои, с одной стороны, пустоболты, бездельники и шатуны («Веселый двор»), с другой — мироеды и кулаки («Хорошая жизнь»), а кроме того, еще и заскорузлые во грехе, нераскаянные убийцы («Ночной разговор»), занимают место стихийных праведников и мудрецов, героев ранних рассказов Бунина.

Произведения, посвященные изображению крестьянской России, отличает глубокий сплав историзма и психологизма — тем более органичный, что для Бунина история России есть не что иное, как история славянской души с ее изломами, надрывами, прихотями и страстью к изменению жизни, утверждению в ней праздника и смысла. Социальная тема у Бунина дана в философско-историческом и психологическом плане. «Меня интересуют не мужики сами по себе,— писал Бунин,— а душа русских людей вообще. <...> Нигде в иной стране жизнь дворян и мужиков так тесно, близко не связана, как у нас. Душа у тех и у других, я считаю, одинаково русская».

Повесть «Деревня» (1910) (о ней Горький сказал, что «так глубоко, так исторически деревню никто не брал») на фоне широкой и многоцветной картины деревенской России рисует судьбу двух братьев Красовых — Тихона и Кузьмы. Тихон Красов — строгий и неутомимый в трудах и приобретениях хозяин, в глубине души которого зреет невыразимая тоска по осмысленности существования, стремление уйти от суетности животного материального бытия. Его брат — ни к чему не годный неудачник, стихийный бунтарь, жадно мыслящий самоучка, дошедший до отрицания души и истории России. Мрачна и беспросветна жизнь братьев, но сам размах их личностей, крупность и природная талантливость натуры свидетельствуют об огромных силах, которые таит в себе русская жизнь.

Важное значение имеет и лирико-символический подтекст произведения: история Молодой, ее нелепой, жестокой жизни, ее дикой свадьбы с Дениской есть скрытая проекция и в прошлое, и в будущее России. В бунинском повествовании царит поэзия, мистерия и легенда.

Повесть «Суходол» (1911) посвящена трагической судьбе русского уездного дворянства, его постепенному историческому вымиранию. За описанием старинной помещичьей жизни, с ее безудержностью, жестокостью и капризом, чувствуется дыхание современности. Особенностью колорита повести является ее терпкая поэзия, берущая начало в лирической сгущенности ранних прозаических опытов Бунина. Сарказм автора неотрывен от его огромной сердечной боли, что и создает неповторимую атмосферу произведения, в котором есть что-то от торжественности и неизбывной красоты заупокойной церковной службы по уходящему миру старинной русской жизни. Забвение для Б. страшнее памяти о жестоком прошлом.

В это же время, в 1908-11, Бунин обращается к созданию путевых очерков о поездках по странам Востока, в которых тема прошлого, глубочайшей древности имеет первостепенное значение. Испытывая в 1910-е глубокий скепсис по отношению к русской действительности; скепсис, который в какой-то мере отбросил негативный отсвет и на восприятие русской старины, Бунин в то же время нисколько не расстается с восторженно любовным чувством к древности как таковой. Он лишь обращается теперь к истории человечества, к исконным центрам мировой культуры — Греции, Малой Азии, Иудее. Более всего на Востоке Бунин восхищает осязаемое присутствие прошлого в настоящем, спасительное, по мысли Бунин, для культуры. Напротив, в России Бунин уже чувствует присутствие нового человека, вырванного из родной почвы с корнем, каков, например, Дениска («Деревня») с его «кляповинкой» «Роль пролетариата в России», торчащей из кармана. От этого нового героя русской истории Бунин не ждет решительно ничего хорошего, и конкретно-историческое будущее уже предчувствуется им как трагически тягостное.

Подлинных вершин художественного мастерства достигает Бунин в новеллистическом творчестве 1910-х. Шедевры его новеллистики этой поры, исполненные отточенного стилистического совершенства, отличает редкостный сплав острого трагизма бытия и восхищения чувственной прелестью жизни. «Боль, горе, радость, ненависть — и то последнее, всеобъемлющее, что называется любовь», связывает и объединяет всех живущих на свете в рассказе «Братья» (1914). Протест против несовершенства социального и мирового порядка тесно сплетается в произведении со щемящей мыслью о том, что перед грозной загадкой жизни, страсти и смерти все люди — братья.

Гигантский символ современной цивилизации, бессмысленного и внутренне подорванного существования создал Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» (1915). Это одно из самых мрачных произведений писателя, однако и в нем присутствует «радостный, прекрасный, солнечный» мир. С этим миром оказался трагически разлучен современный человек с его гордыней и бесстыдным стремлением нанять себе на потеху саму красоту и любовь.

Поразительна по огромному художественному смыслу история гибели пятнадцатилетней гимназистки из рассказа «Легкое дыхание» (1916). Сюжет рассказа прост и в его мелодраматическом содержании даже банален. Однако само художественное решение произведения и прежде всего его композиция и стиль поднимают тему рассказа на вершины поэзии, в которой все — очарование и тайна.

Размышлениями о смысле земного существования, признанием того, что высшей правдой жизни является любовь, проникнут рассказ «Сны Чанга» (1916). Жизнь предстает в этом произведении в единстве ее мрачных и пронзительно светлых сторон, что создает в результате тонкое, сложное и лирически интимное осмысление проблематики рассказа.

Тяжелые психологические коллизии рисует Бунин в рассказе «Петлистые уши» (1916). Это произведение внутренне полемизирует с традициями русской классической литературы, оно повествует о преступлении без всякого наказания, об огромной силе зла, охватившего собой и весь мир (рассказ написан во время Первой мировой войны), и душу человека, в котором нравственное вырождение и физическая мощь могут так чудовищно дополнять друг друга.

В рассказе «Старуха» (1916) Бунин рисует Россию расколотой страной, в которой посреди моря народного горя стоит остров «разливанного веселья» столичной жизни. О том же он пишет и в рассказе «Князь во князьях» (1912), где проводит резкую контрастную параллель между жизнью деревенского хозяина Лукьяна Степанова и московским бытом его земляков-помещиков, прожившихся, покуда он богател. Рассказ иллюстрирует мысль о глубоком беспорядке, царящем в обществе: прежние хозяева жизни теряют последнее в роскошных ресторанах, пока народившийся новый хозяин сидит в своей берлоге-землянке.

В рассказе «Святые» (1914) Бунин рисует свой поэтический ностальгический идеал в образе бывшего крепостного Арсенича, который раза два-три в год приходит повидать своих близких господ. Духовная связь с барскими детьми, которым Арсенич рассказывает апокрифы, для Бунина драгоценна: Арсенич сам становится легендой для детей — так связь времен становится живой, зримой и человечной.

Октябрьскую революцию Бунин встретил откровенно враждебно. Непримиримо относясь к происходящему в стране, Бунин считал, что в России «вдруг оборвалась громадная, веками налаженная жизнь и воцарилось какое-то недоуменное существование, беспричинная праздность и противоестественная свобода от всего, чем живо человеческое общество». Размышлениям над ходом революционных событий посвящен публицистически страстный дневник «Окаянные дни».

В 1920 Бунин эмигрировал и поселился во Франции. Творчество писателя периода эмиграции не только не утратило своей художественной силы, но и обогатилось новыми достижениями, среди которых — роман «Жизнь Арсеньева» (1930) и цикл рассказов «Темные аллеи» (1943).

«Жизнь Арсеньева» рисует историю души художника, щедро одаренного творчески и словно ошеломленного многоцветным и ликующим миром. Россия предстает на страницах произведения как великая и чудесная страна, полная пленительного очарования и влекущей тайны. Атмосферу романа создает прежде всего аромат юности героя и связанная с ней, равно как и с его художнической натурой, потрясающая острота впечатлительности. Путешествуя в прошлое своей жизни, к истокам воспоминаний, Арсеньев заново переживает мгновения бытия, и в зеркале его памяти встают удивительные по яркости картины, воскрешенные чудом его художественного дара. Из мозаики этих жизненных впечатлений складывается необычная индивидуальность героя — русского дворянина, художника тончайшей духовной организации, человека, влюбленного в жизнь, радость и боль которой он переживает так остро. Полагая, что старая Россия погибла и прошлое невозвратимо, Бунин всем строем своего повествования противостоит этой гибели. В самом акте художественного творчества он последовательно борется за то, чтобы воскресить прошлое к жизни, и как художник он одерживает здесь самую большую свою победу, поскольку русское прошлое, как оно описано в романе, становится вечностью и отныне уже бессмертно. На страницах романа не случайно возникает описание старого фотографического альбома, хранящего лица давно ушедших людей и возбуждающего странные чувства полной причастности к их жизни и судьбам и одновременно необыкновенной отчужденности от них. Роман стал вызовом, брошенным смерти, поединком с самой историей, торжеством бытийственного ощущения жизни как единства вечных начал. «Жизнь Арсеньева» принадлежит к высшим завоеваниям русской прозы XX в.

Вскоре после выхода произведения в свет, в 1933, Бунин был удостоен Нобелевской премии по литературе «за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типично русский характер».

«Темные аллеи» — уникальная в русской литературе книга, где все 38 новелл посвящены чувственной любви. Изображение любовной страсти исполнено у Бунин психологического, философского, символического значения. Острый накал чувств выявляет глубокий природный трагизм жизни. Катастрофические развязки рассказов на разный лад подтверждают скрытую общую мысль книги: продолжительное счастье влюбленных в этом дисгармоничном мире невозможно. Трагические любовные треугольники, то и дело возникающие в сюжетах бунинских новелл («Кавказ», «Муза», «Генрих» и др.), подтверждают глубоко русскую мысль о том, что свое счастье невозможно построить на несчастье другого человека. Суверенное право каждого человека на особый внутренний мир также оказывается в разладе с чувственным влечением любовников и стремлением обладать любимым существом («Чистый понедельник»). Наконец, единая цепь бытия связывает собою всех живущих на свете, и любовная страсть героев вторгается в отношения между родными и близкими влюбленных («Руся», «Красавица»), принося с собою беду и горе. Однако в целом сумрачные тона не преобладают в книге: автор ведет читателя не к едкой мрачности отчаяния, а к прочувствованному, выстраданному и одухотворенному трагизму бытия.

В последние годы жизни Бунин создал также выдающиеся книги воспоминаний — глубоко оригинальное философское сочинение «Освобождение Толстого» (1937) и книгу об А.П.Чехове (опубл. посмертно, 1955).

Бунин остался в истории русской литературы как писатель классической традиции, художник, отличавшийся огромной силой изобразительности, благородством и строгостью формы, мастер необыкновенно яркого и в то же время чистого и гармоничного стиля. Один из лучших русских стилистов, Бунин отличался даром истинно художественного, поэтического переживания и отображения действительности, тогда вся она в единстве вечного, случайного и мгновенного предстает как неповторимая драгоценность.

Художественная философия Бунин во многом основана на вере в незыблемость вечных устоев жизни, ее первоначал, которые невозможно изменить, а также на вере в то, что чудесный дар впечатлительности и памяти дан человеку для того, чтобы бороться со смертью, утверждать жизнь перед лицом смерти. После Октябрьской революции Бунин быстро понял неизбежность и неотвратимость новой действительности, но жить ею не захотел.

Характерной чертой творчества Бунина было то, что писатель ставил перед собой прежде всего эстетические задачи и лишь через них — в опосредованной форме — задачи нравственно-духовные. Что касается откровенной идеологической тенденции, творчества «с направлением», то Бунин рано стал противополагать свои художественные принципы такому искусству, а позднее стремился избежать малейших следов его влияния.

Характерны в этом отношении воспоминания зрелого Бунин о некоторых ранних произведениях: «Я написал и напечатал два рассказа, но в них все фальшиво и неприятно: один о голодающих мужиках, которых я не видел и, в сущности, не жалею, другой на пошлую тему о помещичьем разорении и тоже с выдумкой, между тем как мне хотелось написать только про громадный серебристый тополь, который растет перед домом бедного помещика Р., и еще про неподвижное чучело ястреба, которое стоит у него в кабинете на шкапе... Если писать о разорении, то я хотел бы выразить только его поэтичность».

Эта позиция Бунин во многом обусловила одинокое положение писателя в литературе начала века, поскольку ни общественно-демократическая проблематика в ее агитационном выражении, ни откровенный модернистский поиск не были свойственны ему. Он шел и к изображению социально-философского начала жизни, и к поиску новых форм в искусстве своим особым путем, в основе которого лежало глубоко преемственное отношение к традициям русского классического искусства и стремление к эстетизации действительности, пристальное вглядывание в чувственную красоту вечного мира.

С.Ю.Ясенский

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 307-311.

Вернуться на главную страницу И. Бунина

 

 

www.hrono.ru

Особенности творчества И. А. Бунина Разное Бунин И.А. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Бунин И.А. / Разное / Особенности творчества И. А. Бунина

    Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет...     М. Горький

    Иван Алексеевич Бунин — крупнейший мастер русской реалистической прозы и выдающийся поэт начала XX века, родился 10 (22) октября 1870 года.     Многое видел и пережил Бунин на своем долгом веку. Многое вместила его редкая память, на многое откликнулся его великий талант. Деревенская и провинциальная глушь Средней России, страны Западной Европы, жизнь русского крестьянина, цейлонского рикши и американского миллионера, древние сторожевые курганы Дикого поля, места, где бились полки Игоревы, Греция, Египет, Сирия, Палестина, окраины Сахары, пирамиды Хеопса, развалины Баальбека, тропики, океан... Словами любимого поэта Саади говорил Бунин о себе: “Я стремился обозреть лицо мира и оставить на нем чекан души своей”. Не было, пожалуй, другого писателя, который бы столь родственно воспринимал и вмещал в своем сознании далекую древность и современность, Россию, Запад и Восток.     Писатель-реалист видел и неминуемое разрушение, и запустение дворянских усадеб, наступление буржуазных отношений, проникавших в деревню. Он правдиво показал темноту и косность старой деревни, создал множество своеобразных, запоминающихся характеров русских крестьян. Проникновенно писал о чудесном даре любви, о неразрывной связи человека с природой, о тончайших движениях души.     Как чуткий художник, Бунин ощущал близость великих социальных потрясений. Наблюдавший вокруг социальное зло, невежество, жестокость, Бунин в то же время со скорбью и страхом ожидал скорого развала, падения “великой державы Российской”. Это определило его отношение к революции и братоубийственной гражданской войне, понудило покинуть родину.     Он написал одно из самых известных произведений о революции 1917 года — “Жизнь Арсеньева”,— которое потрясает своей правдивостью. Это один из немногих писателей старой России, который не принял революцию, до конца остался верен себе, своим убеждениям.     Литературная деятельность Бунина началась в конце 80-х годов XIX века. Молодой писатель в таких рассказах, как “Кастрюк”, “На чужой стороне”, “На хуторе” и других, рисует безысходную нищету крестьянства. В рассказе на “Краю света” автор описывает переселение безземельных крестьян Украины в далекий Уссурийский край, передает трагические переживания переселенцев в момент разлуки с родными местами, слезы детей и думы стариков.     Произведения 90-х годов отличаются демократизмом, знанием народной жизни. Происходит знакомство Бунина с писателями старшего поколения. В эти годы Бунин пытается сочетать реалистические традиции с новыми приемами и принципами композиции. Он становится близок к импрессионизму. В рассказах того времени господствует размытая фабула, создается музыкальный ритмический рисунок.     Например, рассказ “Антоновские яблоки”. В нем показаны внешне не связанные эпизоды жизни угасающего патриархально-дворянского быта, которые окрашены лирической грустью и сожалением. Однако в рассказе не только тоска по запустелым дворянским имениям. На страницах возникают перед нами чарующие пейзажи, овеянные чувством любви к родине, которые утверждают счастье того момента, когда человек может полностью слиться с природой.     И все-таки социальные моменты постоянно присутствуют в его произведениях. Вот бывший солдат Мелитон из рассказа “Мелитон”, которого прогнали сквозь строй и который потерял семью. Или картины голода в рассказах “Руда”, “Эпитафия”, “Новая дорога”. Эта социальная обличительная тема как бы оттесняется на второй план в рассказах “Туман”, “Тишина”. В них на первый план выступают вечные проблемы жизни и смерти, неувядающая красота природы.     В 1909 году Бунин возвращается к теме деревни. Он пишет прекрасное произведение “Деревня”. Деревенская жизнь дана в нем через восприятие братьев Тихона и Кузьмы Красновых.     Кузьма хочет учиться, Тихон закоренелый кулак, который безжалостен к крестьянам. В рассказе правдиво показана отрицательная сторона деревенского быта, угнетение крестьян, их разорение.     В 1911 —1913 годах Бунин все шире охватывает различные стороны русской действительности. В этот период он пишет “Суходол”, “Последнее свидание”, “Хорошая жизнь”, “Чаша жизни”, “Игнат” и другие повести. Например, в повести “Суходол” Бунин пересматривает традиции поэтизации усадебной жизни, преклонения перед красотой угасающих дворянских гнезд.     Накануне революционных событий Бунин пишет рассказы, особенно обличающие погоню за наживой. В них звучит осуждение буржуазного общества. В рассказе “Господин из Сан-Франциско” писатель особенно подчеркнул эфемерность власти денег над человеком. Стоило богатому господину умереть, его деньги, положение перестают играть малейшую роль в судьбе его семьи. В рассказе осуждается этот престарелый господин, который в погоне за своими миллионами погубил тысячи жизней других людей.     Классическими произведениями о любви стали рассказы “Легкое дыхание” и “Холодная осень”. В них с невероятной силой показаны характеры русских женщин. “Легкое дыхание” — поэтический взлет юной, восторженной души, которая сгорела в пламени своих невыраженных чувств, задохнулась необычайно легким дыханием. “Холодная осень” — позднее произведение писателя. В нем через рассказ о жизни женщины, которая пронесла через войну, смерть, лишения любовь к человеку и родине, чувствуется бунинская тоска по родине, его переживания, любовь к России.     Живя в эмиграции, Бунин жестоко страдал от разлуки с Россией, мрачно убеждал всех и себя самого в ее конце, писал в первые годы раскаленным пером полустатьи, полупамфлеты, полурассказы. Однако почерневшая от горя душа его не переставала украдкой возвращаться в родные места.     Среди тем намечалась одна — главная. Бунин искал человека всеобъемлющего, целого — уже готовилась “Жизнь Арсеньева” — этот монолог о России, о ее неповторимой природе, взращенной в ее недрах культуре, о ее национальной душе. Автобиографическая основа “Жизни Арсеньева” несомненна. Но перед нами, собственно, не воспоминания, а произведение, в котором давние события и факты преобразованы, переосмыслены. Первые детские впечатления и впечатления отрочества, жизнь в усадьбе и учение в гимназии, картины русской природы и быт нищающего дворянства служат лишь канвой для философской и этической концепции Бунина. Автобиографический материал преображен писателем столь сильно, что книга эта смыкается с рассказами зарубежного цикла, в которых художественно осмысливаются вечные проблемы — жизнь, любовь, смерть.     Главное в романе — расцвет личности человека. Перед нами исповедь большого художника, воссоздание им с величайшей подробностью той обстановки, в которой проявились самые ранние его творческие импульсы. “Жизнь Арсеньева” носит итоговый характер, обобщает события и явления почти полувековой давности. Выделяется роман в ряду поздних произведений Бунина чувством полного торжества любви над смертью.     “Жизнь Арсеньева” — главная книга Бунина, главная потому, что она. при своем небольшом объеме, как бы собрала все написанное им до нее.     В 1933 году “за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типично русский характер” Бунину была присуждена самая престижная премия — Нобелевская премия в области литературы.     Долгое время известность Бунина-прозаика несколько заслоняла для читателей его поэзию. Лирика писателя являет нам пример высокой национальной культуры.     Любовь к родной земле, ее природе, ее истории вдохновляет бунинскую музу. На рубеже двадцатого столетия, когда уже пробивались первые ростки пролетарской литературы и крепло символистское направление, стихи Бунина выделялись приверженностью к прочным классическим традициям.     Близость к природе, к деревенской жизни, ее трудовым интересам, ее эстетике не могли не отразиться и на формировании литературных вкусов и пристрастий молодого Бунина. Поэзия его становится глубоко национальной. Образ Родины, России складывается в стихах незаметно. Он подготовлен уже пейзажной лирикой, которая навеяна впечатлениями родной ему Орловщины, среднерусской природы. В стихотворении “Родине” (1891 г.) Бунин резко и мужественно говорит о родной стране:

    Они глумятся над тобою,     Они, о родина, корят     Тебя твоею простотою,     Убогий видом черных хат...     Так сын, спокойный и нахальный,     Стыдится матери своей —     Усталой, робкой и печальной     Средь городских его друзей...

    Излюбленной темой его стихов была природа. Ее образ проходит через все его поэтическое творчество.     Бесконечно чувствуя живую связь с природой, поэту удалось, следуя Фету и Полонскому, достичь истинной красоты и совершенства стиха. Лишь говоря с природой на ее языке, можно было войти в ее бесконечный и таинственный мир:

    Усадьба по-осеннему молчала.     Весь дом был мертв в полночной тишине,     И, как ребенок брошенный, кричала     Ушастая пустушка на гумне.

    В противовес беззаботному отношению к природе поэтов народнического толка, Бунин с сугубой дотошностью, точно воспроизводит ее мир:

    Шумели листья, облетая,     Лес заводил осенний вой...     Каких-то серых птичек стая     Кружилась по ветру с листвой.

    Хотелось вместе с вихрем шумным

    Кружиться по лесу, кричать —     И каждый медный лист встречать     Восторгом радостно-безумным!

    Буниным написано огромное количество прекрасных произведений, где он философствует, размышляет о смысле жизни, о предназначении человека в этом мире:

    Я человек: как Бог, я обречен     Познать тоску всех стран и всех времен.

    Философская лирика периода 1917 года все более теснит пейзажную. Бунин стремится заглянуть за пределы реальности. Поэзия его приобретает черты обреченности, обреченности кровного ему дворянского класса. Мистическое и смертное дыхание ощутимо в его стихах, которое особенно усилится в эмиграции. Где же выход? Бунин находит его в возвращении к природе и любви. Поэт появляется в облике лирического героя. Надо отметить, что любовная лирика Бунина невелика количественно. Но в ней раскрываются многие искания поздней поры.     За рубежом, в эмиграции, Бунин остается верен себе, своему таланту. Он изображает красоту мира, русской природы, размышляет о тайне жизни. Но в его стихах до самой смерти звучит боль и тоска по родине и невосполнимость этой утраты...     Бунин был превосходным переводчиком. Он переводил Байрона (“Каин”, “Манфред”), Мицкевича (“Крымские сонеты”).     Бунин-эмигрант не принял новое государство, но сегодня мы вернули как национальное достояние все лучшее, что было создано писателем. Певец русской природы, мастер интимной лирики, Бунин продолжает классические традиции, учит любить и ценить родное слово.     Для нас он является вечным символом любви к своему Отечеству и образцом культуры.     Дворянин по происхождению, разночинец по образу жизни, поэт по дарованию, аналитик по складу ума, неутомимый путешественник, Бунин совмещал, казалось бы, несовместимые грани мировосприятия: возвышенно-поэтический строй души и аналитически трезвое видение мира, напряженный интерес к современной России и к прошлому, к странам древних цивилизаций, неустанные поиски смысла жизни и религиозное смирение перед ее непознаваемой сутью.

65841 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Бунин И.А. / Разное / Особенности творчества И. А. Бунина

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

Бунин Иван Алексеевич


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА
ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог
Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Иван Алексеевич Бунин

Бунин Иван Алексеевич [10(22).10.1870, Воронеж — 8.11.1953, Париж] — прозаик, поэт.

Принадлежал к старинному дворянскому роду польского происхождения. Бунин отмечал, что его род дал России «немало видных деятелей как на поприще государственном, так и в области искусства, где особенно известны два поэта начала прошлого века: Анна Бунина и Василий Жуковский, один из корифеев русской литературы, сын Афанасия Бунина...». Дворянская родословная Бунин в известной мере предопределила в его творчестве художественную философию прошлого России, основанную на ощущении своей родовой причастности к судьбе родины.

Раннее детство провел в небольшом фамильном поместье (хутор Бутырки Елецкого у. Орловской губ.), в обстановке усадебной культуры. Десяти лет от роду был отдан в Елецкую гимназию, где проучился четыре с половиной года, был исключен (в связи с неуплатой денег за обучение) и вернулся в деревню. Получил домашнее образование, в основе которого лежало прежде всего страстное чтение. Уже в детстве проявились необычайная впечатлительность и восприимчивость Бунин, качества, которые легли в основу его художественной личности и вызвали дотоле невиданное в русской литературе по остроте и яркости, а также богатству оттенков изображение окружающего мира. Бунин вспоминал: «Зрение у меня было такое, что я видел все семь звезд в Плеядах, слухом за версту слышал свист сурка в вечернем поле, пьянел, обоняя запах ландыша или старой книги».

Бунин дебютировал как поэт в 1887.

В 1891 в Орле вышла первая книга стихов.

В 1893-94 Бунин пережил увлечение толстовством, занимался бондарным ремеслом, посещал толстовские колонии. Горячие симпатии к личности и творчеству Толстого Бунин сохранил на всю жизнь. В это же время Бунин стал печататься в столичных журналах, и его творчество вызвало сочувственное внимание литературных знаменитостей, в частности критика Н.К.Михайловского и поэта А.М.Жемчужникова, который помог Бунину опубликовать стихи в журнале «Вестник Европы».

В 1896 Бунин напечатал свой перевод «Песни о Гайавате» Г.Лонгфелло, ставший подлинным шедевром переводческого искусства.

С выходом в свет сборника «На край света» (1897), «Под открытым небом» (1898), «Стихи и рассказы» (1900), «Листопад» (1901) Бунин постепенно утверждает свое самобытное место в художественной жизни России. Поэтическое творчество Бунина оказало сильное влияние на его прозаические опыты. Лучшие ранние рассказы Бунина — «Перевал», «Новая дорога», «Святые Горы», «На край света», «Сосны», «Антоновские яблоки» — исполнены тончайшего лиризма, высокой поэзии. Настроение лирического героя передается и всей окружающей его действительности. Подлинной поэмой воспоминаний стали «Антоновские яблоки» (1900). Рассказ построен на ощущении резкого слома эпох, недавнее прошлое было все еще связано со стародавними временами, и вот они уходят безвозвратно. Чувственное восприятие повествователя исполнено настоящей виртуозности оттенков; воспоминания предопределены тоской по уходящей во тьму времен эпохе русской жизни, целому материку истории. На всем лежит легкий флер грусти, утонченности и той чувственной неги, которую сообщает впечатлениям вглядывающаяся в даль память. Ранние рассказы Бунина можно назвать своеобразными «стихотворениями в прозе», они бесфабульны и представляют собой ряд поэтических впечатлений. Раннее признание прозаического дара Бунина выразил Чехов, которого связывали с Буниным близкие товарищеские отношения.

С 1902 Бунин стал сотрудничать в горьковском издательстве «Знание», что, впрочем, не препятствовало его участию в издании символистской и модернистской ориентации («Скорпион», «Шиповник», «Земля»).

В 1903 РАН присудила Бунину Пушкинскую премию за «Листопад» и «Песнь о Гайавате».

В 1909 Бунин был избран почетным членом РАН, причем признание получила прежде всего его поэзия. Она продолжала собой классическую традицию (А.А.Фет, Я.П.Полонский, А.К.Толстой) и была чужда модернистскому обновлению стиха, характерному для русской поэзии начала века. В то же время сгущенность трагического опыта и его терпкое и горькое лирическое переживание делают поэтическое творчество Бунина органической принадлежностью общей экзистенциальной атмосферы русской и мировой поэзии XX в.

Первостепенное место в литературной жизни России Бунин занял в 1910-е, когда вышли в свет повести «Деревня» и «Суходол», «крестьянские» рассказы («Древний человек», «Хорошая жизнь», «Ночной разговор», «Веселый двор», «Игнат», «Захар Воробьев», «Князь во князьях», «Иоанн Рыдалец», «Я все молчу», «Худая трава» и др.), а также произведения, посвященные вечным темам любви и смерти, добра и зла, красоты жизни и ее жестокости: «Господин из Сан-Франциско», «Братья», «Легкое дыхание», «Сны Чанга», «Петлистые уши».

В 1909-11 писатель занялся осмыслением событий потрясшей страну революции 1905-07. Страницы произведений Бунина заполняют новые герои, отношение автора к истории исполнено горечи и сарказма, порой сгущающегося до особенно жесткого юмора, порой переходящего в резкое отчуждение. Эти новые герои, с одной стороны, пустоболты, бездельники и шатуны («Веселый двор»), с другой — мироеды и кулаки («Хорошая жизнь»), а кроме того, еще и заскорузлые во грехе, нераскаянные убийцы («Ночной разговор»), занимают место стихийных праведников и мудрецов, героев ранних рассказов Бунина.

Произведения, посвященные изображению крестьянской России, отличает глубокий сплав историзма и психологизма — тем более органичный, что для Бунина история России есть не что иное, как история славянской души с ее изломами, надрывами, прихотями и страстью к изменению жизни, утверждению в ней праздника и смысла. Социальная тема у Бунина дана в философско-историческом и психологическом плане. «Меня интересуют не мужики сами по себе,— писал Бунин,— а душа русских людей вообще. <...> Нигде в иной стране жизнь дворян и мужиков так тесно, близко не связана, как у нас. Душа у тех и у других, я считаю, одинаково русская».

Повесть «Деревня» (1910) (о ней Горький сказал, что «так глубоко, так исторически деревню никто не брал») на фоне широкой и многоцветной картины деревенской России рисует судьбу двух братьев Красовых — Тихона и Кузьмы. Тихон Красов — строгий и неутомимый в трудах и приобретениях хозяин, в глубине души которого зреет невыразимая тоска по осмысленности существования, стремление уйти от суетности животного материального бытия. Его брат — ни к чему не годный неудачник, стихийный бунтарь, жадно мыслящий самоучка, дошедший до отрицания души и истории России. Мрачна и беспросветна жизнь братьев, но сам размах их личностей, крупность и природная талантливость натуры свидетельствуют об огромных силах, которые таит в себе русская жизнь.

Важное значение имеет и лирико-символический подтекст произведения: история Молодой, ее нелепой, жестокой жизни, ее дикой свадьбы с Дениской есть скрытая проекция и в прошлое, и в будущее России. В бунинском повествовании царит поэзия, мистерия и легенда.

Повесть «Суходол» (1911) посвящена трагической судьбе русского уездного дворянства, его постепенному историческому вымиранию. За описанием старинной помещичьей жизни, с ее безудержностью, жестокостью и капризом, чувствуется дыхание современности. Особенностью колорита повести является ее терпкая поэзия, берущая начало в лирической сгущенности ранних прозаических опытов Бунина. Сарказм автора неотрывен от его огромной сердечной боли, что и создает неповторимую атмосферу произведения, в котором есть что-то от торжественности и неизбывной красоты заупокойной церковной службы по уходящему миру старинной русской жизни. Забвение для Б. страшнее памяти о жестоком прошлом.

В это же время, в 1908-11, Бунин обращается к созданию путевых очерков о поездках по странам Востока, в которых тема прошлого, глубочайшей древности имеет первостепенное значение. Испытывая в 1910-е глубокий скепсис по отношению к русской действительности; скепсис, который в какой-то мере отбросил негативный отсвет и на восприятие русской старины, Бунин в то же время нисколько не расстается с восторженно любовным чувством к древности как таковой. Он лишь обращается теперь к истории человечества, к исконным центрам мировой культуры — Греции, Малой Азии, Иудее. Более всего на Востоке Бунин восхищает осязаемое присутствие прошлого в настоящем, спасительное, по мысли Бунин, для культуры. Напротив, в России Бунин уже чувствует присутствие нового человека, вырванного из родной почвы с корнем, каков, например, Дениска («Деревня») с его «кляповинкой» «Роль пролетариата в России», торчащей из кармана. От этого нового героя русской истории Бунин не ждет решительно ничего хорошего, и конкретно-историческое будущее уже предчувствуется им как трагически тягостное.

Подлинных вершин художественного мастерства достигает Бунин в новеллистическом творчестве 1910-х. Шедевры его новеллистики этой поры, исполненные отточенного стилистического совершенства, отличает редкостный сплав острого трагизма бытия и восхищения чувственной прелестью жизни. «Боль, горе, радость, ненависть — и то последнее, всеобъемлющее, что называется любовь», связывает и объединяет всех живущих на свете в рассказе «Братья» (1914). Протест против несовершенства социального и мирового порядка тесно сплетается в произведении со щемящей мыслью о том, что перед грозной загадкой жизни, страсти и смерти все люди — братья.

Гигантский символ современной цивилизации, бессмысленного и внутренне подорванного существования создал Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» (1915). Это одно из самых мрачных произведений писателя, однако и в нем присутствует «радостный, прекрасный, солнечный» мир. С этим миром оказался трагически разлучен современный человек с его гордыней и бесстыдным стремлением нанять себе на потеху саму красоту и любовь.

Поразительна по огромному художественному смыслу история гибели пятнадцатилетней гимназистки из рассказа «Легкое дыхание» (1916). Сюжет рассказа прост и в его мелодраматическом содержании даже банален. Однако само художественное решение произведения и прежде всего его композиция и стиль поднимают тему рассказа на вершины поэзии, в которой все — очарование и тайна.

Размышлениями о смысле земного существования, признанием того, что высшей правдой жизни является любовь, проникнут рассказ «Сны Чанга» (1916). Жизнь предстает в этом произведении в единстве ее мрачных и пронзительно светлых сторон, что создает в результате тонкое, сложное и лирически интимное осмысление проблематики рассказа.

Тяжелые психологические коллизии рисует Бунин в рассказе «Петлистые уши» (1916). Это произведение внутренне полемизирует с традициями русской классической литературы, оно повествует о преступлении без всякого наказания, об огромной силе зла, охватившего собой и весь мир (рассказ написан во время Первой мировой войны), и душу человека, в котором нравственное вырождение и физическая мощь могут так чудовищно дополнять друг друга.

В рассказе «Старуха» (1916) Бунин рисует Россию расколотой страной, в которой посреди моря народного горя стоит остров «разливанного веселья» столичной жизни. О том же он пишет и в рассказе «Князь во князьях» (1912), где проводит резкую контрастную параллель между жизнью деревенского хозяина Лукьяна Степанова и московским бытом его земляков-помещиков, прожившихся, покуда он богател. Рассказ иллюстрирует мысль о глубоком беспорядке, царящем в обществе: прежние хозяева жизни теряют последнее в роскошных ресторанах, пока народившийся новый хозяин сидит в своей берлоге-землянке.

В рассказе «Святые» (1914) Бунин рисует свой поэтический ностальгический идеал в образе бывшего крепостного Арсенича, который раза два-три в год приходит повидать своих близких господ. Духовная связь с барскими детьми, которым Арсенич рассказывает апокрифы, для Бунина драгоценна: Арсенич сам становится легендой для детей — так связь времен становится живой, зримой и человечной.

Октябрьскую революцию Бунин встретил откровенно враждебно. Непримиримо относясь к происходящему в стране, Бунин считал, что в России «вдруг оборвалась громадная, веками налаженная жизнь и воцарилось какое-то недоуменное существование, беспричинная праздность и противоестественная свобода от всего, чем живо человеческое общество». Размышлениям над ходом революционных событий посвящен публицистически страстный дневник «Окаянные дни».

В 1920 Бунин эмигрировал и поселился во Франции. Творчество писателя периода эмиграции не только не утратило своей художественной силы, но и обогатилось новыми достижениями, среди которых — роман «Жизнь Арсеньева» (1930) и цикл рассказов «Темные аллеи» (1943).

«Жизнь Арсеньева» рисует историю души художника, щедро одаренного творчески и словно ошеломленного многоцветным и ликующим миром. Россия предстает на страницах произведения как великая и чудесная страна, полная пленительного очарования и влекущей тайны. Атмосферу романа создает прежде всего аромат юности героя и связанная с ней, равно как и с его художнической натурой, потрясающая острота впечатлительности. Путешествуя в прошлое своей жизни, к истокам воспоминаний, Арсеньев заново переживает мгновения бытия, и в зеркале его памяти встают удивительные по яркости картины, воскрешенные чудом его художественного дара. Из мозаики этих жизненных впечатлений складывается необычная индивидуальность героя — русского дворянина, художника тончайшей духовной организации, человека, влюбленного в жизнь, радость и боль которой он переживает так остро. Полагая, что старая Россия погибла и прошлое невозвратимо, Бунин всем строем своего повествования противостоит этой гибели. В самом акте художественного творчества он последовательно борется за то, чтобы воскресить прошлое к жизни, и как художник он одерживает здесь самую большую свою победу, поскольку русское прошлое, как оно описано в романе, становится вечностью и отныне уже бессмертно. На страницах романа не случайно возникает описание старого фотографического альбома, хранящего лица давно ушедших людей и возбуждающего странные чувства полной причастности к их жизни и судьбам и одновременно необыкновенной отчужденности от них. Роман стал вызовом, брошенным смерти, поединком с самой историей, торжеством бытийственного ощущения жизни как единства вечных начал. «Жизнь Арсеньева» принадлежит к высшим завоеваниям русской прозы XX в.

Вскоре после выхода произведения в свет, в 1933, Бунин был удостоен Нобелевской премии по литературе «за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типично русский характер».

«Темные аллеи» — уникальная в русской литературе книга, где все 38 новелл посвящены чувственной любви. Изображение любовной страсти исполнено у Бунин психологического, философского, символического значения. Острый накал чувств выявляет глубокий природный трагизм жизни. Катастрофические развязки рассказов на разный лад подтверждают скрытую общую мысль книги: продолжительное счастье влюбленных в этом дисгармоничном мире невозможно. Трагические любовные треугольники, то и дело возникающие в сюжетах бунинских новелл («Кавказ», «Муза», «Генрих» и др.), подтверждают глубоко русскую мысль о том, что свое счастье невозможно построить на несчастье другого человека. Суверенное право каждого человека на особый внутренний мир также оказывается в разладе с чувственным влечением любовников и стремлением обладать любимым существом («Чистый понедельник»). Наконец, единая цепь бытия связывает собою всех живущих на свете, и любовная страсть героев вторгается в отношения между родными и близкими влюбленных («Руся», «Красавица»), принося с собою беду и горе. Однако в целом сумрачные тона не преобладают в книге: автор ведет читателя не к едкой мрачности отчаяния, а к прочувствованному, выстраданному и одухотворенному трагизму бытия.

В последние годы жизни Бунин создал также выдающиеся книги воспоминаний — глубоко оригинальное философское сочинение «Освобождение Толстого» (1937) и книгу об А.П.Чехове (опубл. посмертно, 1955).

Бунин остался в истории русской литературы как писатель классической традиции, художник, отличавшийся огромной силой изобразительности, благородством и строгостью формы, мастер необыкновенно яркого и в то же время чистого и гармоничного стиля. Один из лучших русских стилистов, Бунин отличался даром истинно художественного, поэтического переживания и отображения действительности, тогда вся она в единстве вечного, случайного и мгновенного предстает как неповторимая драгоценность.

Художественная философия Бунин во многом основана на вере в незыблемость вечных устоев жизни, ее первоначал, которые невозможно изменить, а также на вере в то, что чудесный дар впечатлительности и памяти дан человеку для того, чтобы бороться со смертью, утверждать жизнь перед лицом смерти. После Октябрьской революции Бунин быстро понял неизбежность и неотвратимость новой действительности, но жить ею не захотел.

Характерной чертой творчества Бунина было то, что писатель ставил перед собой прежде всего эстетические задачи и лишь через них — в опосредованной форме — задачи нравственно-духовные. Что касается откровенной идеологической тенденции, творчества «с направлением», то Бунин рано стал противополагать свои художественные принципы такому искусству, а позднее стремился избежать малейших следов его влияния.

Характерны в этом отношении воспоминания зрелого Бунин о некоторых ранних произведениях: «Я написал и напечатал два рассказа, но в них все фальшиво и неприятно: один о голодающих мужиках, которых я не видел и, в сущности, не жалею, другой на пошлую тему о помещичьем разорении и тоже с выдумкой, между тем как мне хотелось написать только про громадный серебристый тополь, который растет перед домом бедного помещика Р., и еще про неподвижное чучело ястреба, которое стоит у него в кабинете на шкапе... Если писать о разорении, то я хотел бы выразить только его поэтичность».

Эта позиция Бунин во многом обусловила одинокое положение писателя в литературе начала века, поскольку ни общественно-демократическая проблематика в ее агитационном выражении, ни откровенный модернистский поиск не были свойственны ему. Он шел и к изображению социально-философского начала жизни, и к поиску новых форм в искусстве своим особым путем, в основе которого лежало глубоко преемственное отношение к традициям русского классического искусства и стремление к эстетизации действительности, пристальное вглядывание в чувственную красоту вечного мира.

С.Ю.Ясенский

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 307-311.

Вернуться на главную страницу И. Бунина

 

 

www.hrono.info


Смотрите также