Древний буддийский храм. Что скрывают стены самого большого в России и Европе буддийского храма
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древний памятник буддизма — храм Боробудур. Древний буддийский храм


история, описание, интересные факты (фото)

В прадавние времена остров Ява не был прикреплён к одному месту, а потому постоянно менял свою дислокацию, плавая по всему океану, что не могло не вызывать беспокойства у местных жителей. Ими было принято решение закрепить остров, прибив его гвоздём к центру земли.

А через какое-то время на месте крепления образовался холм, вокруг которого обитатели острова возвели храм, воплощающий буддистское учение о восьми, ведущих к просветлению, ступенях и символизирующий объединение высшего с низшим, Неба с Землёй, богов с людьми.

Первый этаж, цоколь здания, означал мир плотских страстей, следующие четыре этажа говорили о борьбе человека со своими желаниями, а три последних яруса символизировали приближение к абсолютному покою, нирване.

Храм тысячи Будд

Находится храм Боробудур в Индонезии, на острове Ява, в священной долине Кеду, недалеко от вулкана Мерапи, в сорока двух километрах от Джакарты. На географической карте его можно найти по следующим координатам: 7° 36′ 29″ с. ш., 110° 12′ 14″ в. д.

Что именно означает Боробудур, учёные установить не смогли. По одной из версий, «боро» переводится как «комплекс храм и монастырей», а вторая часть «будур» похожа на балийское слово «бедухур», означающее «наверху» (это даёт возможность говорить о том, что название означает «Комплекс храмов на холме»).

Храм богини АртемидыХрам богини АртемидыХрам богини АртемидыХрам богини Артемиды в Эфесе328453

Боробудур

Боробудур

Существует ещё одна гипотеза, согласно которой «боро» – наименование территории, а «будур» означает «древность» – таким образом, название можно трактовать как «Древняя Бора». Третья версия говорит о том, что Боробудур в переводе означает «Тысячи Будд».

Как выглядит храм

Когда смотреть на Боробудур снизу, нередко создаётся впечатление, будто находишься возле огромной каменной пирамиды: террасы, ступени, ниши под углом уходят высоко вверх. По размерам древний буддийский храм значительно уступает древним египетским сооружениям: высота его составляет лишь 34 метра.

Зато по внешнему оформлению и дизайну превосходит их во всём: многочисленными барельефами, статуями, композициями нельзя не восхищаться. Нет ничего удивительного в том, что этот храм многие называют не только восьмым чудом света, но и каменной летописью буддизма.

Чтобы возвести Боробудур в Индонезии, древним строителям понадобилось более ста лет. Результаты превзошли все ожидания: возведённый в конце VIII – начале IX ст. Боробудур оказался самым крупным буддистским храмом за пределами Индии и Камбоджи.

Внутри нет никакого внутреннего пространства, поскольку возведён он был вокруг природного холма, который древние мастера обложили огромными каменными блоками. Учёные подсчитали, что на постройку этой грандиозной конструкции ушло около 2 млн. кирпичей, несколько тысяч декорированных панелей, было создано более 500 статуй Будд (археологи до сих пор не смогли найти каменоломню, где добывали и обрабатывали камни).

После того как был построен корпус Боробудур, получилась огромная ступенчатая конструкция пирамидальной формы, высотой более тридцати метров и длиной основания около 123 м. Сооружению придали квадратную форму (120 х 120 м), сориентировав каждую сторону по четырём сторонам света и соорудив с каждой стороны наверх лестницу и вход.

Боробудур

Боробудур

С каждой стороны пирамиды установили в определённых позах статуи Будды (всего их на территории храма около пятисот): скульптуры, расположенные на востоке, призывают землю свидетельствовать об истинности своего учения, с южной – обещают паломникам выполнить все их желания, с западной – медитируют, а с северной напоминают верующим продолжать путь к спасению.

Центральный вход храма традиционно оказался с восточной стороны и, поскольку символизирует момент просвещения Будды, входить сюда имеют право лишь буддистские монахи. Именно от центрального входа выбитые в камнях рельефы начинают свой рассказ об истории развития буддизма (повествование это растянулось более чем на пять километров).

Барельефы примечательны тем, что в них можно без труда проследить сюжетную линию, поскольку их характеризует наличие уравновешенной и строгой композиции.

Во время ритуального обхода каждого этажа Боробудур (а каждый ярус они должны пройти около семи раз) паломники, глядя на барельефы и статуи, имеют возможность ознакомиться с жизнью Будды и его учением. Состоит храм из нескольких уровней.

Боробудур

Боробудур

Камадхату (мир страстей)

В настоящее время доступ к первому ярусу для туристов закрыт (сделано это было для того, чтобы не повредить стабильности храма). Известно, что в цоколе храма изначально находилось 160 панелей, на которых был изображён мир чувственных страстей и рассказывающие, к чему они способны привести согласно законам кармы.

Рупадхату (сфера форм или борьба с желаниями)

На панелях, расположенных на этом уровне, изображены истории из жизни Будды. Одни из них повествуют о его предыдущих воплощениях в виде бога, царя, человека и даже животного (льва, оленя, обезьяны). В каждой своей жизни учитель проявляет сострадание и благородство, раскрывая буддийские принципы. Другие рассказывают о странствиях Будды в поисках мудрости.

Арападхату (сфера без форм или приближение к нирване)

Поднявшись на пятый ярус, паломник оказывается на высшем уровне, символизирующий приближение к нирване и оформленный в виде трёх террас округлой формы. В отличие от предыдущих ярусов, здесь полностью отсутствуют барельефы или плиты, но установлены статуи Будды (всего здесь расположено 72 скульптуры).

Размещали их или в нишах в стене, или в середине ступ, по форме напоминающих перевёрнутые колокола с маленькими ажурными отверстиями, через которые можно рассмотреть скульптуры. Такое их местонахождение было выбрано неслучайно: спрятанные под ступами статуи отображают идею отрешённости от мира и пребывание Будды в нирване.

В середине арападхату – центральная ступа, в которой находится последняя, самая большая скульптура Будды. Колокол этот полностью закрыт, поэтому статую увидеть невозможно. Когда скульптуру нашли, у неё отсутствовала голова – почему так получилось, существует несколько версий.

ПарфенонПарфенонПарфенон
Храм Парфенон в Афинах32844.80

Согласно одной из них, она отвалилась во время землетрясения, другая говорит о том, что статуя почему-то с самого начала была не завершена. Версию о том, что кто-то увёз во время грабежа, ученые даже не рассматривают: огромные размеры скульптуры полностью исключают такую возможность.

Судьба храма

Сильнейшее извержение вулкана в 1006 году не только сильно разрушило Боробудур, но и на восемь столетий похоронило его под толстым слоем пепла, оставив в памяти народа о храме лишь предания. Лишь в начале XIX ст. английский губернатор Раффлз, услышав легенду, решил организовать научную экспедицию, которая довольно быстро нашла храм – и началось восстановление святилища.

Реконструкции эти проводились не один раз и после того, как храм восстановили, Боробудур и Прамбанан, находящийся рядом комплекс индуистских храмов, были признаны ЮНЕСКО памятниками Всемирного наследия.

awesomeworld.ru

Что скрывают стены самого большого в России и Европе буддийского храма - В стране

"Золотая обитель Будды Шакьямуни" открыта в 2005 году в Калмыкии, и за это время храм стал одним из самых притягательных мест для паломников и туристов. Бывали здесь даже известные личности, например, киноактер Стивен Сигал, отец голливудской звезды, буддолог Роберт Турман, музыкант Борис Гребенщиков и шахматист Владимир Крамник.

Главный семиуровневый храм Калмыкии видно практически из любой точки столицы республики — Элисты. Он расположен в центре города на рукотворной возвышенности и поднимается ввысь на 63 метра. Для калмыков — единственной буддийской нации в Европе — этот храм или, как его тут называют, "хурул", стал не только главной достопримечательностью, куда стремятся туристы и паломники, но и символом возрождения их народа и веры.

Самая большая статуя Будды в Европе

"Золотая обитель" обнесена ажурным забором, по четырем сторонам которого расположены ворота. Вблизи храм кажется еще более величественным — белоснежный, в форме ступенчатой пирамиды, с "парящей" золотой крышей в традиционном шатровом стиле. Увидеть вершину хурула практически невозможно — от солнца она сияет, отбрасывая золотые блики.

К "Золотой обители" непрерывно идут люди самых разных возрастов, многие — вместе с детьми.

Одна из прихожанок, Наталья Тимофеевна Шапшукова, всю жизнь прожила в Калмыкии и вспоминает, как раньше людям приходилось ездить в старый хурул на окраину Элисты. "Старикам и больным было очень сложно. Сейчас храм в шаговой доступности, поэтому здесь всегда много людей", — отмечает Шапшукова.

Женщина обращает внимание на статую Белого старца (Цаган Аав — прим. ТАСС) — покровителя калмыцкой земли, который встречает у подножия храма всех посетителей. Говорит, что верующие сначала обязательно должны подойти к нему — выразить почтение.

Прежде чем зайти в храм, многие прихожане обходят его по часовой стрелке — по большому и малому кругу, как бы очищая себя от грехов и негативных мыслей. С доброжелательными помыслами нужно прокрутить все молитвенные барабаны — кюрде, в которых заложены несколько миллионов мантр (молитв), и выразить почтение расположенным вокруг храма 17 пандитам — бронзовым скульптурам величайших ученых древнего буддийского университета Наланда, действовавшего в V–VII веках в Индии. Калмыкия — единственный буддийский регион, где все пандиты воссозданы в полный рост.

В храм пускают всех желающих, в фойе просят снять обувь. Внутри "Золотой обители" не менее роскошно, чем снаружи: просторный молитвенный зал на втором ярусе, огромные красные колонны, ковры на полу, а в центре самая высокая в Европе девятиметровая статуя Будды, покрытая сусальным золотом. На небольшой платформе в алтарной части возведен трон для далай-ламы XIV. Слева его портрет, а справа стеклянная пагода, внутри которой его одежда — одна из реликвий буддийского мира.

Обычно во время молебна в зале несколько монахов, сидя в два ряда друг против друга, на тибетском языке нараспев начитывают молитву. Прихожане располагаются на лавочках за их спинами, некоторые сидят прямо на коврах. Во время молитвы здесь могут находиться только верующие, поэтому нам предлагают спуститься в музей истории буддизма, расположенный на первом ярусе хурула.

Храм, построенный народом

"Идея создания музея в храме принадлежит также Его Святейшеству далай-ламе. Он, учитывая, что народ Калмыкии только встал на путь возрождения, сказал, что этот огромный храм должен стать крупным просветительским центром", — говорит заведующая музеем Елена Манджиева. 

Прежде чем занять руководящую должность, Елена несколько лет посещала храм в качестве волонтера, проводила экскурсии. "Чтобы понять, что значит этот храм для Калмыкии, необходимо хотя бы немного узнать об истории ее народа", — говорит Манджиева и шепотом, как в любом музее, начинает рассказывать легенду о калмыцком народе.

В истории калмыков, которые считаются потомками западных монголов, были трагические времена — гонения и войны. Даже само открытие "Золотой обители Будды Шакьямуни" было приурочено к годовщине депортации калмыков — 28 декабря 1943 года. Тогда Калмыцкая АССР была ликвидирована: всех калмыков объявили врагами советского народа и выслали в Сибирь.

В 1991 году Верховный совет РСФСР в законе "О реабилитации репрессированных народов" прямо назвал такие действия геноцидом. В результате тех репрессий погибло до половины всего калмыцкого народа. Также были уничтожены почти все хурулы, утеряны предметы культа, а главное — прекратилась подготовка монахов. В 1957 году статус республики был восстановлен, калмыки стали возвращаться домой. Начался долгий путь духовного возрождения народа.

"Храм "Золотая обитель Будды Шакьямуни" — это новый виток духовного возрождения для народа Калмыкии. Когда узнали о его строительстве, внести свою лепту старалось все население республики: приносили пожертвования, золото. Наша семья тоже отдала свои родовые золотые украшения (…). Когда храм построен всем народом, он приобретает огромную силу. Калмыкам такой храм был необходим", — вспоминает прихожанка Шапшукова.

Золото на стенах и роскошная резиденция

Сейчас в музее "Золотой обители" хранится около 700 экспонатов, в том числе одежда гелюнгов (жрецов), маски буддийских божеств, предметы искусства XII–XIII веков. Многие реликвии, как например, статуэтки Будды, храму дарили буддийские учителя из Индии. Некоторые вещи приносили жители Калмыкии. В музее, например, хранятся старинные буддийские иконы — тханки, которым более 300 лет, выполненные минеральными красками и золотом на ткани — это было удобнее, так как народ вел кочевой образ жизни.

"Тханки вместе с нашим народом пережили многое. Посмотрите, на этой реликвии, где изображен Будда и восемь разновидностей ступ (культовое буддийское сооружение — прим. ТАСС), есть даже капля крови. А эту старинную икону пришлось восстанавливать, на ней изображено очень сильное божество — защитник. Его нельзя лицезреть напрямую обычным людям, считается, что он может полностью очистить, опустошить человека, поэтому тханка находится под вуалью", — рассказывает Манджиева.

Впрочем, не менее удивительные изображения можно найти и на стенах храма. На них представлены образы всех 14 далай-лам, божеств, а также истории из жизни Будды. Создавали их мастера из тибетской школы, которая сохранила древний стиль буддийской живописи — менри.

"Этот стиль предполагает обязательное использование красок из натуральных минералов и золота. Золото символизирует просветленность создаваемых образов, придает божественность. Мастера три года расписывали стены, храм уже был открыт. Приходя на молебны, мы имели редкую возможность наблюдать за их работой. Так что на стенах роспись, сделанная по всем канонам", — заметила Манджиева.

Кроме музея, в хуруле находится библиотека, где хранится современная литература о буддизме, а также полное собрание переведенных на тибетский язык буддийских текстов ("Ганджур" — прим. ТАСС) и комментариев к ним ("Данджур" — прим. ТАСС). На четвертом ярусе — кабинет Верховного ламы Калмыкии, а также конференц-зал. Почти на каждом уровне — небольшие красивые пирамиды, сложенные из сотен маленьких статуй Будд.

На пятом ярусе в соответствии с буддийской традицией расположена резиденция далай-ламы XIV. На одном этаже — зал с роскошными диванами и картинами для приема гостей, кабинет, комната для медитации, спальня и даже небольшая кухня. Но увидеть эту роскошь своими глазами нам не удалось — для посещений резиденция открыта в определенные праздничные дни.

"Далай-лама XIV, несмотря на то, что лично освящал место под строительство нашего храма и проводил обряд выкупа земли, еще ни разу не был в своей резиденции. Мы надеемся, что он все-таки приедет к нам и остановится в ней. Но независимо от того, состоится этот визит или нет, пятый ярус так и останется резиденцией для далай-ламы", — уточняет администратор хурула гелюнг Санан Матвенов. 

"Изголодались по религии"

Золото на стенах, старинные предметы и даже самая большая в России и Европе золотая статуя Будды, конечно же, поражают. Но по-настоящему удивительным храм делает, скорее, его внутренняя особенная жизнь, подход к его деятельности, которого придерживаются почетный представитель далай-ламы ХIV, верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и монашеская община республики.

Например, в хуруле проводят курсы по основам буддизма и изучению калмыцкого языка. Также у "Золотой обители" есть благотворительный фонд, который помогает детям из многодетных и малообеспеченных семей, а также тяжелобольным малышам.

"При строительстве храма цели, чтобы он был самым большим, не было. После перестройки в России начали реставрацию храмов. И у нас в республике тоже был скачок: люди за 70 лет изголодались по религии. Одно дело — наружность, но грош цена этому огромному зданию, если составляющей внутри него не хватает", — подчеркивает Матвенов.

Санан-гелюнг занимает должность администратора "Золотой обители" с 2015 года. В еще старый хурул его, 13-летнего, привела мама с надеждой, что мальчик будет меньше болеть. В результате Матвенов принял решение стать монахом: 12 лет он обучался в монастырском университете в Индии. Сейчас, кроме администратора, он является еще и главным буддийским астрологом республики. Его кабинет находится на третьем этаже, где также расположены выставочный зал и другие комнаты монахов.

Всего служителей в монастыре — 27. Некоторые из них проводят индивидуальные приемы граждан. Кроме астрологов, в хуруле есть врачи, закончившие Институт тибетской медицины в Индии, и специалисты по проведению обрядов (священнослужители — прим. ТАСС).

"Любой человек может к нам обратиться, все бесплатно. Цель индивидуального приема — доносить буддийские ценности, помогать обрядами, поддерживать морально. Это психологическая работа с людьми. На Западе, например, распространено такое понятие как психотерапевт. У нас похожая практика, но от духовного лица. Эта работа очень востребована", — поясняет Санан-гелюнг.

Говорит, что также ведет индивидуальные приемы и составляет астрологические прогнозы. "Буддийская астрология вычисляет примерный потенциал года или всей жизни. Учитываются шесть факторов: угроза жизни, здоровье, везение, душевное состояние, материально-финансовый аспект и семейно-личностные отношения. В 60% случаев человек сам выбирает, как ему жить. Потенциал позволяет выбрать правильное время для достижения целей или наоборот, может предостеречь от негативных последствий", — добавляет главный астролог.

"А составляете ли вы прогноз для республики или страны в целом, скажем, на предстоящий год?" — не удержалась я.

"Таких прогнозов мы не делаем, обычно составляем рекомендации для представителей 12 годов, — отвечает главный калмыцкий астролог. — Люди ошибочно полагают, что свой год счастливый. Это не так. Самые сложные периоды, когда нужно особое внимание уделять безопасности, — это 24 года и 36 лет. Невезучим считается 48-й год жизни".

Даже когда ни праздника, ни молебна нет, дуган (молельный зал — прим. ТАСС) не пустует: здесь одна за одной проходят экскурсии, часто привозят школьников из соседних регионов. 

Сейчас в Калмыкии около 40 хурульных комплексов, небольшие храмы есть практически в каждом районе. Но главным и для жителей, и для гостей республики несомненно остается храм "Золотая обитель Будды Шакьямуни" — символ возрождения национальной самобытности Калмыкии, созданный руками многострадального народа.

Елена Поротикова

tass.ru

10 интересных буддийских монастырей

Возникший в VI веке до нашей эры буддизм является одной из древнейших религий мира. Его отличительная особенность — тесная связь не столько с традиционными верованиями, присутствующими в любой современной религии, сколько упор на философскую концепцию познания самого себя. Фактически буддизм – это учение о духовном пробуждении человека, которое становится возможным только при условии определённых действий со стороны самой личности.

10-buddijskih-monastyrej

За две с половиной тысячи лет буддизм широко распространился среди разных народов Юго-Восточной Азии, впитав в себя местные верования и культурные традиции. На сегодняшний день в буддизме насчитывается несколько крупных течений, каждое из которых ставит своей целью достижение личного освобождения от связующих пут мира – нирваны.

Буддийские монастыри мало похожи на религиозные общины других религий. Проживающие в них монахи хоть и живут постоянно в монастырях, но не сильно к ним привязаны. В древности буддийские монахи и вовсе бродили по бескрайним дорогам Азии, живя на пожертвования от населения. Сегодня сбор пожертвований также является неотъемлемой чертой быта современного буддийского монастыря. Помимо заботы о благосостоянии общины буддийские монахи находятся в постоянном процессе самосовершенствования, что, впрочем, не мешает им время от времени общаться с народом и даже заезжими туристами, которых в буддийских монастырях встречают довольно приветливо.

Буддийские монастыри — Фото.

1. Монастырь Юмбулаганг (Yumbulagang), Тибет

Монастырь Юмбулаганг – один из старейших архитектурных и религиозных памятников Тибета. В переводе на русский его название дословно означает – Священный дворец лани, но обычно монастырь называют Дворцом матери и сына. Построенный на восточном берегу реки Ярлунг более двух тысяч лет назад для первого короля Тибета, сегодня он является важной буддийской святыней. Четырёх ярусные постройки монастыря заканчиваются главным храмом, украшенным квадратными буддийскими куполами. Внутри восточная обитель расписана древними фресками, воспроизводящими раннюю историю Тибета. Сегодня в Юмбулаганге живут несколько буддийских монахов.

yumbulagang-01

yumbulagang-02

2. Монастырь Эрдэни-Дзу (Erdene Zuu Monastery), Монголия

Монгольский монастырь Эрдэни-Дзу относится к числу наиболее древних, дошедших до нас буддийских архитектурных строений. Его название, данное в конце XVI века при закладке первых построек Абтай-ханом, переводится на русский как «Храм драгоценного владыки», то есть Будды. Архитектурный ансамбль Эрдэни-Дзу представляет собой композицию из трёх храмов, сочетающих в себе древние зодческие традиции Монголии, Китая и Тибета. В былые времена на территории монастыря проживало более десяти тысяч лам и стояло около шестидесяти отдельных кумирен. Сегодня Эрдэни-Дзу – это действующий храм Лабран и музей древней культуры.

erdeni-dzu-01

erdeni-dzu-02

3. Монастырь Ганден (Ganden Monastery), Тибет

Тибетский монастырь Ганден, расположенный на горе Вангбур, на высоте в четыре с половиной тысячи метров над уровнем моря, считается одним из наиболее серьёзных буддийских организаций в мире. Здесь располагается университет буддийской школы Гэлуг, известной под названием «жёлтая вера». Настоятелем монастыря является глава учения, призывающего истинных буддистов придерживаться нравственности и строгого монастырского уклада. Ганден был основан в начале XV века. Монастырь сильно пострадал в 60-е годы во время «культурной революции» в Китае. Сегодня он ещё не до конца восстановлен, но уже принимает на своей территории посетителей.

ganden-01

ganden-02

4. Монастырь Ки Гомпа (Key Gompa), Тибет

Изумительной красоты монастырь Ки Гомпа, затерявшийся в суровых горах долины Спити, издалека напоминает своим внешним видом сказочную игрушку. Основанный в XI веке в качестве религиозного форта для наблюдений за близлежащей местностью, сегодня он представляет собой действующий буддийский монастырь, в котором в зимнее время года проживает не меньше 250 лам. Пополняющие монастырь монахи – вторые сыновья местных жителей. В стенах Ки Гомпа собрана богатая коллекция скульптур, музыкальных инструментов, книг и оружия. За свою историю монастырь несколько раз разрушался, что и обусловило его современную архитектурную форму – необычную, многоярусную.

ki-gompa-01

ki-gompa-02

5. Тибетский буддийский храм Юнхэгун (Yonghe Temple), Китай

Буддийский храм Юнхэгун, принадлежащий тибетской школе Гэлуг, располагается на Северо-Востоке Пекина. За ним закреплено несколько названий: например, «Дворец Мира и Гармонии», «Ламаистский храм» или «Лама храм». Возведённый в конце XVII-начале XVIII века, Юнхэгун в начале выполнял функцию резиденции дворцовых евнухов и только спустя десятилетия стал постепенно переходить под власть тибетских монахов. Архитектурно Юнхэгун представляет собой сочетание пяти залов – Небесных Царей, Гармонии и Мира, вечной защиты, Дхармачакры и Павильон десяти тысяч удач.

yunhegun-01

yunhegun-02

6. Тикси Гомпа (Thikse Monastery), Индия

Расположенный в Северной Индии, на вершине холма, стоящего на берегу реки Инд, буддийский монастырь Тикси Гомпа состоит из двенадцати уровней белоснежных построек с красными и жёлтыми вкраплениями отдельных зданий. Десять буддийских храмов, женский монастырь, зал для собраний и многочисленные хозяйственные строения были возведены в XV веке. Сегодня Тикси Гомпа – действующий монастырь, принадлежащий школе Гэлуг. Главной достопримечательностью буддийской общины является храм будущего Будды с огромной, в пятнадцать метров, статуей Майтрея, выполненной из глины, меди и золота.

tiksi-gompa-01

tiksi-gompa-02

7. Крепость-монастырь Пунакха-дзонг (Punakha Dzong), Бутан

Бутанский монастырь Пунакха-дзонг – само «Счастье» в архитектурной плоти, ведь именно так и переводится его название на русский язык. Приставка «дзонг» указывает на крепостную функцию строения, возведённого в XVII веке в качестве укреплённой крепости, в которой располагался не только буддийский монастырь, но и администрация города. В случае с Пунакха-дзонг – речь идёт об одноимённо городе Пунакха, бывшем долгое время столицей Бутана. Построенный на месте слияния двух рек Пунакха-дзонг представляет собой необычайно красивый архитектурный комплекс, состоящий из двух храмов и библиотеки.

punakkha-dzong-01

punakkha-dzong-02

8. Монастырь Таунг Калат (Taung Kalat), Мьянма

Буддийский монастырь Таунг Калат получил своё название по названию горы, на которой он расположен. Возвышающийся над городом, практически парящий в облаках, мьянмский архитектурный ансамбль отличается изящными архитектурными чертами и настоящим человеческим бесстрашием. Гора Таунг Калат – потухший более 24 веков назад вулкан, поросший в наше время зелёными деревьями – составляет идеальную природную основу для белоснежных храмовых построек, к которым с земли ведут 777 ступенек. Местные жители верят, что в глубинах горы Таунг Калат живут духи – наты, поэтому посещать монастырь нужно обязательно с их любимым свежим мясом.

taung-kalat-01

taung-kalat-02

9. Такцанг-лакханг (Paro Taktsang), Бутан

Такцанг-лакханг, что в переводе означает «Гнездо тигрицы», получил своё название в силу древней легенды о том, как буддийский учитель Падмасамбхава вознёсся на высокую гору, сидя верхом на своей жене, временно превратившейся в дикого зверя. Монастырь-крепость для наблюдения за окрестностями, располагается на высоте в три тысячи метров над уровне моря и в семьсот метров над местной долиной Паро. Основанный в 1692-м году Такцанг-лакханг практически полностью был уничтожен огнём в 1998-м году и восстановлен к 2005-му.

taktsang-lakhang-01

taktsang-lakhang-02

10. Сюанькун-сы (Hanging Monastery), Китай

Китайский монастырь Сюанькун-сы – уникальный храмовый комплекс, относящийся к «висячим» типам архитектурных конструкций. Основанный в 491-м году нашей эры в китайской провинции Шаньси, вблизи священной горы Хэншань, Сюанькун-сы объединяет в себе представителей трёх религий. Помимо буддистов здесь обосновались также конфуциане и даосисты. Здания монастыря крепятся к горе деревянными сваями. Их задней стенкой служат плотные горные породы. Сюанькун-сы состоит из сорока залов и павильонов и содержит в себе более восьмидесяти священных для восточных народов статуй.

syuankun-sy-01

syuankun-sy-02

phototravelguide.ru

Боробудур - храм в окружении кулканов, фото и видео

Будда, рожденный более двух с половиной тысяч лет назад, стал Просветленным, подарив возможность глубокого познания жизни своим многочисленным последователям. Несмотря на то, что определить точное количество буддистов в мире трудно, по приблизительным подсчетам их около 400 миллионов, включая монахов и монахинь. Прикоснуться к тайне буддизма помогает посещение храма Боробудур – одного из самых величественных культовых сооружений земного шара.

Место расположения храма

На острове Ява, принадлежащем Индонезии – крупнейшему островному государству в мире, в окружении 4-х вулканов, расположился холм, с которого открывается чудесный пейзаж. С его высоты можно увидеть равнины, пальмовые рощи, рисовые поля, конус голубого вулкана Мерпати. Утверждают, что этот холм – рукотворный, и чтобы его возвести, понадобилось почти 80 лет.

Трудно представить себе, труда скольких людей стоила храмовая гора, выложенная из камней, плотно прилегающих друг к другу. По утверждению специалистов, для сооружения использовано почти 55 тыс. кубометров материала, причем без цементирующего раствора. Но ее строители верили, что воссоздают мифологическую гору Меру – место, где покоится Мироздание.

Фото

borobudur11

borobudur12

borobudur

borobudur2

borobudur3

borobudur4

Существует интересная гипотеза, согласно которой Боробудур в Индонезии был изначально построен на озере и имел форму лотоса. В 1949 г. геологи даже нашли отложения, которые указывали на правомерность таких предположений. Но утверждать, образовалось ли озеро в результате извержения вулкана или существовало раньше, ученые достоверно так и не смогли.

История возведения храма

Буддийский храм Боробудур, как свидетельствуют историки, строился в период между 770 – 860 годами н. э. Это было время правления яванской династии Саилендара (Шайлендра). Будучи последователями буддизма махаяны, правители династии построили в Индонезии несколько культовых сооружений: храмы Мендут, Павон, Сари, Каласан и др. Но самым величественным и пережившим века стал Боробудур – «храм тысячи Будд».

borobudur5

Через двести лет ушли со сцены истории Саилендары, а вместе с ними и местные последователи учения Будды. Жители острова становились индуистами, а Боробудур в Индонезии утрачивал свое значение. В начале второго тысячелетия (1006 год), после крупнейшего извержения вулкана Мерпати, храм был полностью похоронен под вулканическим пеплом. Со временем вокруг него разрослись леса, которые скрыли от людских глаз весь культовый комплекс.

Второе рождение храма

Действительно, 1983 год принято называть датой второго рождения храма Боробудур. Хотя европейцы обнаружили полуразрушенный индонезийский комплекс в честь Будды еще в XVIII веке, только в начале ХХ были сделаны первые попытки его восстановления.

borobudur6

Полноценные реставрационные работы начались при поддержке всемирной организации ЮНЕСКО в 70-80-х годах прошлого столетия. Тогда были не только разобраны завалы и заменены каменные ступени, но и вытесано почти пять тысяч новых фрагментов сооружения.

Каменная энциклопедия буддизма

Комплекс расположен на территории площадью 132 квадратных метра и имеет очертания ступы или пирамиды, состоящей из 9-ти ярусов. Высота пирамиды – 34 метра. Нижние квадратные ярусы (их 5) символизируют Землю, а верхние круглые – мир Духов. Прохождение ступеней-ярусов должно, по замыслу создателей, приблизить смертного человека к достижению Просветления – нирваны.

Видео

Стены нижних ярусов украшены барельефами на религиозные сюжеты. Таких резных изображений 1460, и они воспроизводят как сцены из земной жизни самого Будды, так и путь святых-бодхисатв, которые искали Просветления. Есть также барельефы, изображающие мать божества – Майю.

Кроме того, сотни изображений иллюстрируют древнеиндийские сказания Рамаяна и Махабхарата, сцены из быта индонезийцев XI столетия. Можно увидеть здесь и фигуры животных фантастического происхождения: гибрид слона и рыбы Макара, льва Кала, отгоняющего демонов. Изображения парусников рассказывают современным посетителям храма об истории мореплавания и о торговых связях Индонезии.

Фото

borobudur7

borobudur8

borobudur9

borobudur10

На верхних террасах находятся святилища (72 ступы), каждое из которых построено в форме колокола, со статуей Будды внутри. Изображения божества не одинаковы: на востоке его руки касаются бренной земли, на западе они сложены на груди, на юге подняты вверх в молитве, а на севере только правая рука поднята, а левая лежит на колене. Венчает эти сравнительно небольшие ступы огромный колокол (высота — 8 м, диаметр – 15 м), являющийся символом Вечности.

Дорога процессий

Для миллионов верующих Боробудур в Индонезии является местом молитв и паломничества. Во время совершения ритуального обхода ярусов происходит не только знакомство с жизнью Будды и его учением, но и приобщение к познанию тайны мироздания. Одетые в одежду цвета шафрана, босые монахи несут зажженные свечи, поют и молятся. Сойдясь в центральном храме, они ждут луны, чтобы еще раз ознаменовать рождения великого Будды.

← Пляжные красоты и другие достопримечательности острова Палаван (Филиппины) Отдых на островах Таиланда. Пхукет →

poasii.ru

10 интересных буддийских монастырей. - tani_y

Возникший в VI веке до нашей эры буддизм является одной из древнейших религий мира. Его отличительная особенность — тесная связь не столько с традиционными верованиями, присутствующими в любой современной религии, сколько упор на философскую концепцию познания самого себя. Фактически буддизм – это учение о духовном пробуждении человека, которое становится возможным только при условии определённых действий со стороны самой личности.

10-buddijskih-monastyrej

За две с половиной тысячи лет буддизм широко распространился среди разных народов Юго-Восточной Азии, впитав в себя местные верования и культурные традиции. На сегодняшний день в буддизме насчитывается несколько крупных течений, каждое из которых ставит своей целью достижение личного освобождения от связующих пут мира – нирваны.

Буддийские монастыри мало похожи на религиозные общины других религий. Проживающие в них монахи хоть и живут постоянно в монастырях, но не сильно к ним привязаны. В древности буддийские монахи и вовсе бродили по бескрайним дорогам Азии, живя на пожертвования от населения. Сегодня сбор пожертвований также является неотъемлемой чертой быта современного буддийского монастыря. Помимо заботы о благосостоянии общины буддийские монахи находятся в постоянном процессе самосовершенствования, что, впрочем, не мешает им время от времени общаться с народом и даже заезжими туристами, которых в буддийских монастырях встречают довольно приветливо.

Буддийские монастыри — Фото.

1. Монастырь Юмбулаганг (Yumbulagang), Тибет

Монастырь Юмбулаганг – один из старейших архитектурных и религиозных памятников Тибета. В переводе на русский его название дословно означает – Священный дворец лани, но обычно монастырь называют Дворцом матери и сына. Построенный на восточном берегу реки Ярлунг более двух тысяч лет назад для первого короля Тибета, сегодня он является важной буддийской святыней. Четырёх ярусные постройки монастыря заканчиваются главным храмом, украшенным квадратными буддийскими куполами. Внутри восточная обитель расписана древними фресками, воспроизводящими раннюю историю Тибета. Сегодня в Юмбулаганге живут несколько буддийских монахов.

yumbulagang-01

yumbulagang-02

2. Монастырь Эрдэни-Дзу (Erdene Zuu Monastery), Монголия

Монгольский монастырь Эрдэни-Дзу относится к числу наиболее древних, дошедших до нас буддийских архитектурных строений. Его название, данное в конце XVI века при закладке первых построек Абтай-ханом, переводится на русский как «Храм драгоценного владыки», то есть Будды. Архитектурный ансамбль Эрдэни-Дзу представляет собой композицию из трёх храмов, сочетающих в себе древние зодческие традиции Монголии, Китая и Тибета. В былые времена на территории монастыря проживало более десяти тысяч лам и стояло около шестидесяти отдельных кумирен. Сегодня Эрдэни-Дзу – это действующий храм Лабран и музей древней культуры.

erdeni-dzu-01

erdeni-dzu-02

3. Монастырь Ганден (Ganden Monastery), Тибет

Тибетский монастырь Ганден, расположенный на горе Вангбур, на высоте в четыре с половиной тысячи метров над уровнем моря, считается одним из наиболее серьёзных буддийских организаций в мире. Здесь располагается университет буддийской школы Гэлуг, известной под названием «жёлтая вера». Настоятелем монастыря является глава учения, призывающего истинных буддистов придерживаться нравственности и строгого монастырского уклада. Ганден был основан в начале XV века. Монастырь сильно пострадал в 60-е годы во время «культурной революции» в Китае. Сегодня он ещё не до конца восстановлен, но уже принимает на своей территории посетителей.

ganden-01

ganden-02

4. Монастырь Ки Гомпа (Key Gompa), Тибет

Изумительной красоты монастырь Ки Гомпа, затерявшийся в суровых горах долины Спити, издалека напоминает своим внешним видом сказочную игрушку. Основанный в XI веке в качестве религиозного форта для наблюдений за близлежащей местностью, сегодня он представляет собой действующий буддийский монастырь, в котором в зимнее время года проживает не меньше 250 лам. Пополняющие монастырь монахи – вторые сыновья местных жителей. В стенах Ки Гомпа собрана богатая коллекция скульптур, музыкальных инструментов, книг и оружия. За свою историю монастырь несколько раз разрушался, что и обусловило его современную архитектурную форму – необычную, многоярусную.

ki-gompa-01

ki-gompa-02

5. Тибетский буддийский храм Юнхэгун (Yonghe Temple), Китай

Буддийский храм Юнхэгун, принадлежащий тибетской школе Гэлуг, располагается на Северо-Востоке Пекина. За ним закреплено несколько названий: например, «Дворец Мира и Гармонии», «Ламаистский храм» или «Лама храм». Возведённый в конце XVII-начале XVIII века, Юнхэгун в начале выполнял функцию резиденции дворцовых евнухов и только спустя десятилетия стал постепенно переходить под власть тибетских монахов. Архитектурно Юнхэгун представляет собой сочетание пяти залов – Небесных Царей, Гармонии и Мира, вечной защиты, Дхармачакры и Павильон десяти тысяч удач.

yunhegun-01

yunhegun-02

6. Тикси Гомпа (Thikse Monastery), Индия

Расположенный в Северной Индии, на вершине холма, стоящего на берегу реки Инд, буддийский монастырь Тикси Гомпа состоит из двенадцати уровней белоснежных построек с красными и жёлтыми вкраплениями отдельных зданий. Десять буддийских храмов, женский монастырь, зал для собраний и многочисленные хозяйственные строения были возведены в XV веке. Сегодня Тикси Гомпа – действующий монастырь, принадлежащий школе Гэлуг. Главной достопримечательностью буддийской общины является храм будущего Будды с огромной, в пятнадцать метров, статуей Майтрея, выполненной из глины, меди и золота.

tiksi-gompa-01

tiksi-gompa-02

7. Крепость-монастырь Пунакха-дзонг (Punakha Dzong), Бутан

Бутанский монастырь Пунакха-дзонг – само «Счастье» в архитектурной плоти, ведь именно так и переводится его название на русский язык. Приставка «дзонг» указывает на крепостную функцию строения, возведённого в XVII веке в качестве укреплённой крепости, в которой располагался не только буддийский монастырь, но и администрация города. В случае с Пунакха-дзонг – речь идёт об одноимённо городе Пунакха, бывшем долгое время столицей Бутана. Построенный на месте слияния двух рек Пунакха-дзонг представляет собой необычайно красивый архитектурный комплекс, состоящий из двух храмов и библиотеки.

punakkha-dzong-01

punakkha-dzong-02

8. Монастырь Таунг Калат (Taung Kalat), Мьянма

Буддийский монастырь Таунг Калат получил своё название по названию горы, на которой он расположен. Возвышающийся над городом, практически парящий в облаках, мьянмский архитектурный ансамбль отличается изящными архитектурными чертами и настоящим человеческим бесстрашием. Гора Таунг Калат – потухший более 24 веков назад вулкан, поросший в наше время зелёными деревьями – составляет идеальную природную основу для белоснежных храмовых построек, к которым с земли ведут 777 ступенек. Местные жители верят, что в глубинах горы Таунг Калат живут духи – наты, поэтому посещать монастырь нужно обязательно с их любимым свежим мясом.

taung-kalat-01

taung-kalat-02

9. Такцанг-лакханг (Paro Taktsang), Бутан

Такцанг-лакханг, что в переводе означает «Гнездо тигрицы», получил своё название в силу древней легенды о том, как буддийский учитель Падмасамбхава вознёсся на высокую гору, сидя верхом на своей жене, временно превратившейся в дикого зверя. Монастырь-крепость для наблюдения за окрестностями, располагается на высоте в три тысячи метров над уровне моря и в семьсот метров над местной долиной Паро. Основанный в 1692-м году Такцанг-лакханг практически полностью был уничтожен огнём в 1998-м году и восстановлен к 2005-му.

taktsang-lakhang-01

taktsang-lakhang-02

10. Сюанькун-сы (Hanging Monastery), Китай

Китайский монастырь Сюанькун-сы – уникальный храмовый комплекс, относящийся к «висячим» типам архитектурных конструкций. Основанный в 491-м году нашей эры в китайской провинции Шаньси, вблизи священной горы Хэншань, Сюанькун-сы объединяет в себе представителей трёх религий. Помимо буддистов здесь обосновались также конфуциане и даосисты. Здания монастыря крепятся к горе деревянными сваями. Их задней стенкой служат плотные горные породы. Сюанькун-сы состоит из сорока залов и павильонов и содержит в себе более восьмидесяти священных для восточных народов статуй.

syuankun-sy-01

syuankun-sy-02

Источник - http://phototravelguide.ru/cerkov-hram-sobor/10-buddijskih-monastyrej/

tani-y.livejournal.com

Древнейший буддийский храм Ки Гомпа в Индии — Потала

Древний буддийский монастырь Ки Гомпа, Индия

Древний буддийский монастырь Ки Гомпа, Индия

Самым большим тибетским храмом является буддийский монастырь Ки Гомпа (Key Gompa или еще также употребляют Ki, Kye, Kee), расположенный в долине Спити (Spiti Valley), в штате Химачал-Прадеш (Himachel Pradesh), в округе Лахул и Спити, в близи реки Спити, Индия. Он находится на холме, на высоте 4166 метров у скалистых гор и имеет тысячелетнюю историю.

Храм очень древний это бесспорно, но мнения ученых разнятся по поводу года его основания, по одной из версий, монастырь был основан Дромтоном , учеником известного педагога Атишы (Atisha), в 1008-1064 годах нашей эры, но в этой местности раньше был расположен другой монастырь Кадампа, который был разрушен в 14 веке. Монастырю Ки Гомпа начисляется не менее 1000 лет и в связи с таким событием, в 2000 году было празднование этой даты с участием Его Святейшества Далай-ламы.

Монастырь Кей Гомпа не единожды подвергался нападению варваров. Так, исследователи этого древнейшего архитектурного памятника, говоря о самых значительных разрушениях, вспоминают набеги татарских племен в XVII столетии, во времена, когда страной правил Далай-лама Пятый.

Не менее сложным был и 1840-й год, принесший с собой сильнейший пожар, уничтоживший многие настенные фрески, ценные картины, древнейшие рукописи, духовные инструменты.

Древний буддийский монастырь Ки Гомпа, Индия

Древний буддийский монастырь Ки Гомпа, Индия

Древний буддийский монастырь Ки Гомпа, Индия

Древний буддийский монастырь Ки Гомпа, Индия

В 1975 году на этой территории произошло сильнейшее землетрясение, которое нанесло значительный ущерб многовековому зданию, но Археологическое Управление Индии восстановило все в первозданном виде. Поверх разрушенных зданий монахи храма неоднократно строили новые, что и сказалось на внешнем виде монастыря Ки Гомпа, который мы сейчас и можем наблюдать. Он похож на оборонительный форпост, нежели на монастырь. В архитектуре отчетливо видно влияние китайской культуры. Стены монастыря покрыты картинами и фресками. Нагромождение небольших зданий, узкие коридоры и постоянно царящий полумрак – таковы условия жизни здешних монахов, принадлежащих к школе Гелугпа.

Монастырь Ки Гомпа располагается на высоте 4166 метров над уровнем моря и очень хорошо вписывается в здешний ландшафт, в нем проживает около 250 монахов, в зимний период они учатся, а в летний работают вне монастыря на полях. Обучение в монастыре проходят дети из семей окрестных деревень, еще 30 лет назад главный лама монастыря решил, что каждая семья, у которой рождается второй сын, должен был отправиться в храм на обучение, чтобы поток лам не иссяк. Они обучаются на протяжении пяти лет, а потом либо остаются в монастыре, либо выбирают иной путь.

К туристам монахи монастыря Ки Гомпа относятся благосклонно и с удовольствием покажут его тем, кто одолел такой долгий путь к храму. В монастыре содержится большое количество исторических и духовных ценностей: коллекция древних манускриптов, масок, оружия, священных танок (изображений) и музыкальных инструментов.

Александрhttp://www.mirkrasiv.ru

key-gompa-monastery-3 key-gompa-monastery-4 key-gompa-monastery-5 key-gompa-monastery-6 key-gompa-monastery-7 key-gompa-monastery-9

potala-elista.ru

Древний буддийский храм Исурумуния Шри-Ланка

alternate image
    • Древний буддийский храм Исурумуния
    • Древний буддийский храм Исурумуния

    • Древний буддийский храм Исурумуния
    • Древний буддийский храм Исурумуния

    • Древний буддийский храм Исурумуния
    • Древний буддийский храм Исурумуния

    • Древний буддийский храм Исурумуния
    • Древний буддийский храм Исурумуния

    • Древний буддийский храм Исурумуния
    • Древний буддийский храм Исурумуния

    • Древний буддийский храм Исурумуния
    • Древний буддийский храм Исурумуния

    • Древний буддийский храм Исурумуния
    • Древний буддийский храм Исурумуния

Поделиться с друзьями: Каждый, кому посчастливится побывать на Шри-Ланке, а точнее, в окрестностях Анурадхапуры, несомненно, должен посетить необычный и древний памятник архитектуры – буддийский храм Исурумуния. Зона Анурадхапуры считается археологической. На ее территории находится целый комплекс древних буддийских сооружений, потрясающих своей величественностью и красотой. Называется он Иссираман. Здесь вы найдете два храма, след Будды, который называется Шри-пала, дерево Бодхи, а также небольшой археологический музей.

Историческая справка

Город Анурадхапура, в котором находится знаменитый храм, является одним из самых древних и таинственных городов во всей Шри-Ланке. Его история потрясает своей глубиной и продолжительностью, ведь по расчетам археологов город Анурахапура существует с 10 века до нашей эры! Именно поэтому обязательно стоить посетить храм Исурумуния и заодно лично прикоснуться к истории древних развалин. Примерная дата основания города – 4 век до нашей эры, однако, как считают ученые, первые поселения на территории Анурадхапуры возникли еще в 5 веке до нашей эры. Буддийский храм Исурумуния является самым древним археологическим объектом из всего комплекса Иссирамана. Представить сложно, что этот храм был построен целых двадцать три века назад – в 3 веке до нашей эры! Храм был построен внутри огромной черной скалы. Внизу храма простирается невероятной красоты водоем, созданный рукотворно. Он сохранился и до наших дней.

Архитектура

Храм Исурумуния поражает крепостью и долговечностью. Только представьте, древние камнерезы построили храм внутри скалы, для чего им пришлось буквально выдалбливать каждый камешек для того, чтобы образовалось углубление нужной длины. Самое невероятное заключается в том, что скала состоит из очень твердой породы – гранита. Если сопоставить примерную дату основания храма и те орудия, которыми производились строительные работы, приходишь в недоумение и восторг, глядя на настоящее архитектурное чудо, которое дошло до нас через два десятка веков, не потеряв первоначального состояния. Вот у кого следует поучиться современным скульпторам и архитекторам! На перилах и ступенях храма имеются знаменитые барельефы, которые во многих источниках приведены как эталон истинного искусства резьбы по камню. На барельефах изображена девушка, которая опустилась на колени перед возлюбленным в костюме воина. На других высечены купающиеся слоны, сидящий мужчина, над плечом которого склонилась голова лошади.

Правила посещения

Чтобы посмотреть храм Исурумунию изнутри, следует приобрести билеты на вход. Стоимость билета – примерно 80 российских рублей или 200 местных (ланкийских) рупий.

Экскурсии

Заказать индивидуальную или групповую экскурсию можно через Интернет. Гид или экскурсовод расскажет множество интересных вещей о древнем городе Анурадхапуры, а также покажет руины старого города. Также можно самостоятельно погулять по развалинам и сделать драгоценные снимки на память. Затем экскурсия продолжится непосредственно посещением храма Исурумуния.

Легенды

Барельеф с изображенной на нем девушкой, вставшей на колени и преклонившей голову перед воином, имеет свою легенду. Считается, что воин являлся сыном короля Дутугемуну. Имя этого воина – Салия. Девушка, стоящая на коленях, – его возлюбленная, ради которой Салия отказался от престола и всех почестей отца. Девушка была из низшего круга, у нее не было денег, поэтому король Дутугемуну категорически запрещал сыну женить на ней. Тогда Салии пришлось сделать трудный выбор между родным отцом и возлюбленной.

Как добраться

Храм расположен на территории города Анурадхапура, недалеко от главной трассы Kurunegala Road. Чтобы доехать до Анарадхапуры, можно взять такси. Однако самое интересное и познавательное времяпрепровождение в храме – это экскурсия, которую можно заказать, не выходя из отеля. Экскурсионный автобус заберет вас из гостиницы, довезет до места назначения и привезет обратно.

Подобрать тур

www.ayurtour.ru


Смотрите также