Древние законы руси. Презентация - История Древней Руси - Часть 12 «Законы и порядки на Руси во время Ярослава Мудрого»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Аналитика культурологии. Древние законы руси


Первые законы на Руси

Расцвет Киевской Руси пришелся на период правления князя Ярослава Мудрого (1019-1054). К этому времени относится начало создания на Руси письменного законодательства. В 1016 г. появился Устав новгородцев (другое название Правда Ярослава). Этим уставом была начата кодификация (запись) нового права; сыновья Ярослава составили Правду Ярославичей (1072), которую дополнили Владимир Мономах и более поздние князья. Все эти законы составили Русскую Правду.

Крестьяне работали в поле, обрабатывая и общинные и боярские земли

Крестьяне работали в поле, обрабатывая и общинные и боярские земли

Большинство статей этого документа посвящено защите имущества жителей Руси, особенно собственности князей. Преступник, пойманный за кражу, должен был заплатить штраф и возвратить украденное. «Правда Ярослава» карала убийство кровной местью, но круг родичей, имевших право мстить, ограничивался отцом, сыном, братом, племянником. Если близких родственников у убитого не было, то убийца платил денежный штраф — виру. Более поздняя «Правда Ярославичей» запрещала кровную месть и признавала только виру.

Население Руси в основном состояло из свободных общинников. Община (вервь) отвечала за порядок на своей земле. Если на территории общины находили убитого, то вервь либо отыскивала убийцу, либо платила «дикую» (чужую) виру. Человек, не участвовавший в делах общины, не мог рассчитывать на ее помощь. Человек, покинувший общину или изгнанный из нее (изгой), сам должен был платить штрафы за преступления.

В конце XI—XII в. князья стали жаловать земли своим боярам. Эти земли переходили по наследству от отца к детям, потому и назывались вотчинами. Вотчинник использовал труд зависимых людей — холопов. Ими становились пленники, а также люди, проданные в рабство за долги. Холопы трудились на барщине — обрабатывали пашню боярина и выполняли другие работы в его хозяйстве. Никаких прав у холопов не было, господин мог распоряжаться ими по своему усмотрению, бить и даже убить. Кроме холопов в вотчинном хозяйстве работали лично свободные рядовичи и закупы. Первые заключали с господином договор (ряд). Закупы отрабатывали долг (купу). Были на Руси и зависимые крестьяне — смерды, в силу каких-то обстоятельств вынужденные жить на земле господина. Боярин выделял им в пользование надел, за что полагалось платить оброк натурой: отдавать часть урожая, приплода скота, продуктов, добытых промыслами (мед, воск, меха, рыбу).

На суде свидетели иногда давали разные показания, говорили сбивчиво. Тогда прибегали к «Божьему суду»: устраивали испытание для подсудимого, заставляя его рукой вытащить из огня кусок металла (тяжелые ожоги считались признаком виновности).

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Древние законы Руси кратко и понятно – все самое важное

Древние законы Руси кратко и понятно – все самое важное

Наличие законодательных актов – это признак государственности. И не важно, где эти акты будут увековечены – высечены на скалах, вытиснены на глиняных плитках или нацарапаны на бересте. Важен сам факт их существования. Поэтому любые исторические упоминания о наказаниях за совершенные преступления и проступки, очень важны для характеристики нации. Судебный поединок, поле Говоря о законах, существовавших на территории древнерусского государства, историки чаще всего опираются на свод законов и указов, древнейший памятник русского права, именуемый “Русская, Правда”. Это вполне закономерно и понятно. Но ведь и до этого правового документа, Древняя Русь жила не только по обрядам, но и по законам. Какими же были эти законы, и как выглядело правосудие на Руси в дохристианский период?

    Древнерусский судебный процесс представлял собой судебный поединок или поле. Если на Руси кто-то имел дело против другого, которого считал виновным в краже, членовредительстве или убийстве, то он вызывал его на суд к князю. Происходил судебный поединок, на протяжении которого обе стороны должны были доказать свою правоту. Князь решает дело своим приговором. Если этот приговор не устраивает обе стороны, то окончательное решение оставалось за оружием: берет верх, а значит и прав тот, у кого меч острее. Свидетелями судебного поединка на мечах помимо князя, были родичи с обеих сторон. Памятник древнерусского права "Русская Правда" даже не упоминает о судебном поединке. Происходит это, скорее всего, под влиянием духовенства, которое каленым железом выжигало из памяти и сознания общества любое упоминание языческих обрядов, применяемых в судебной практике. Но чуть ли не до конца XVI в народе стойко сохранялась память о поле, судебном поединке.

   “Русская Правда” Ярослава Мудрого

     “Русская, правда” – это официальный документ древнерусской законодательной власти, которую систематизировал и оформил документально русский князь Ярослав Владимирович, более известный по своему прозвищу Мудрый, великий князь киевский. За написание “Русской Правды” Ярослава называли так же Правосуд. Его дети и внуки, приходившие к власти дополняли этот свод своими законами и указами. “Русская правда” предусматривает как уголовное, так и гражданское наказание. Частное вознаграждение от совершившего правонарушение получает не только пострадавший, но и казна князя. Это подчеркивало гражданскую значимость наказания для всего общества. Основная тенденция всех законов “Русской Правды” – материальные ценности, имущество, движимое или недвижимое, гораздо важнее и ценнее человеческой жизни. Например, за отсеченную руку целиком наказывали строже, чем за отрубленный палец, но не потому, что это более тяжкое наказание, а потому, что без руки человек был менее трудоспособен, чем без одного или даже нескольких пальцев. Соответственно и преступления за воровство или порчу имущества были намного тяжелее и весомее, чем за членовредительство или убийство. В Русской правде, под влиянием христианства, ужесточается наказание. Если еще при Владимире за разбой, поджег или конокрадство преступника могли приговорить к денежному штрафу – пене, то по новому законодательству он терял не только все имущество, но и свободу. Невольное убийство по неосторожности наказывали менее строго, чем преступление являющееся оскорбительным для чести – удар палкой, жердью или ладонью, или если, например, в драке вырвали усы или бороду. Такая строгость при наказании преступившего против чести, носила уже нравственный аспект, а не только меркантильный имущественный.

worknet-info.ru

ПРАВОВЫЕ НОРМЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ IX-XIIIВВ..

Автор(ы) статьи: Рахманин А.И.Раздел: ИСТОРИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯКлючевые слова:

право, Древняя Русь, наказания, объект, субъект, «Русская Правда», нормативно-правовой акт, редакция.

Аннотация:

В статье рассмотрены особенности правовых норм Древней Руси, а именно – нормы, регулирующие правовые взаимоотношения между людьми, государством. На примерах нормативных документов изображена общая картина правовых взаимоотношений в древнерусском государстве.

Текст статьи:

Древнерусское право, как и государственность, возникли на территории Восточной Европы, которая находилась за пределами древней Римской империи. Формирование политических и юридических институтов на Руси происходило в результате разложения патриархального общинного строя у славянских племен, образования раннеклассовых межплеменных объединений предгосударственного характера и перерастания их в Древнерусское государство с центром в Киеве.

Общество не сразу приобретает формы государственности, ему предопределен свой путь развития.

В условиях первобытнообщинного строя у восточных славян существовали и регулировали их поведение обычаи.

Мы знаем, что славяне сначала жили небольшими патриархальными группами – родами. Затем пришел общинный быт, где родовая связь уже слабела, появлялся некий союз, державшийся на общих интересах, взаимной защите. Но, конечно, сознание целостности, какой-то начальной государственности, не было. Поэтому любое человеческое действие, несущее зло, вред, рассматривалось лишь с частной точки зрения: как вина частного человека перед частным, которая требует ответа. Это частное правонарушение породило идею наказания у славян в форме кровной мести за убийство. Мстить мог только один из близких убитого: отец за сына, сын за отца, брат за брата, племянник за дядьку. Если же убийца скрывался, его имущество поступало в пользу ближайшего родственника убитого. Когда родственников не находилось и мстить было некому, убийца наказывался штрафом в пользу князя.

Нормы, регулировавшие порядок осуществления кровной мести, проведения некоторых процессуальных действий, таких, например, как присяга, ордалии, соприсяжничество, порядок оценки показаний свидетелей и т.д. – все это относится к древнейшим нормам обычного права восточных славян. Но времена менялись. Славяне становились христианами, что, несомненно сказывалось на нравственной сути человека, княжеское законодательство набирало силу.

В древнейший период истории России право было представлено в основном нормами обычного права. Но если нынешние договоры не создают нового права и просто применяют существующие нормы, то у древних договоров иная роль. Они восполняли правотворческую функцию.

Источниками права, как известно, служат законодательная власть, создающая закон; суд, вырабатывающий своими решениями новые нормы права; частные лица и органы правительства, содействующие созданию новых юридических обычаев. Таким образом, источники права: закон, обычай, договор, судебные решения.

Источниками нормативно-правового акта являются обычное право, судебная практика, иностранное (часто византийское) и церковное право.[1;72]. Нормативно-правовые акты в раннефеодальном государстве рождаются, в основном, на базе обычного права. Большая часть обычаев не получила поддержки государства и осталась обычаями, а часть обычаев была санкционирована государством и превратилась в нормативно-правовые акты.

Наиболее крупным памятником древнерусского права является «Русская Правда ». Вопрос о времени ее появления является спорным. Некоторые авторы относят древнейшую часть этого документа к VII в., однако основная часть документа, бесспорно, связана с именем Ярослава Мудрого. Первоначальный текст «Русской Правды »  не дошел до нашего времени. Сыновья Ярослава во второй половине ХI в. существенно изменили и дополнили его и объединенные потом «Правда Ярослава» и «Правда Ярославичей» составили основу Краткой редакции «Русской Правды». Владимир Мономах еще существеннее переработал этот документ, а результате появилась Пространная редакция «Правды». В последующие века создавались новые редакции «Русской Правды». Все редакции дошли до нас в составе летописей, различных судебных сборниках. Именно «Русская Правда» наиболее наглядно дает представление о правовой системе Древнерусского государства. Согласно «Русской Правде», преступно то, что причиняет непосредственный ущерб конкретному человеку, его личности или имуществу. Соответственно этому строится и система преступлений. «Русская Правда» знает лишь два рода преступлений – против личности и имущественные, в ней нет ни государственных, ни должностных, ни иных видов преступлений. Таким образом, термин «преступление» хотя и известен был в эпоху «Русской Правды» — судебнику не известен, так как  ему чуждо понятие о нарушении закона, которое выражается этим термином. В «Русской Правде» употребляется термин «обида». Само преступление рассматривается как деяние, оцениваемое только по количеству вреда, нанесенного частному лицу. [6].

Субъектом преступления может быть только свободный человек. Любое противоправное действие, совершаемое холопами, не считалось преступлением и поэтому к ним не применялось наказание. Ответственным лицом являлся господин холопа, который или выкупал его, или отдавал потерпевшему. «Русская правда» еще не предусматривала возрастного ограничения уголовной ответственности и  не знала понятия вменяемости, но ей уже было известно понятие соучастия. []. 

«Русская Правда» различала также ответственность в зависимости от субъективных обстоятельств преступления. В ней нет различия между умыслом и неосторожностью, но выделяются два вида умысла – прямой и косвенный. Это отмечается при ответственности за убийство:

— убийство при совершении разбоя наказывается высшей мерой наказания;

— убийство в драке – только штрафом.

По субъективным обстоятельствам преступления различались и ответственность за банкротство: преступным считалось только умышленное банкротство. Не было известно также преступлений, совершаемых путем бездействия.

Преступным действием считается, начатое, но не достигшее цели покушение. За преступление оконченное – удар мечом — положено 3 гривны, таким образом, покушение наказывается в три раза слабее оконченного действия. При имущественных преступлениях, вор схваченный на месте кражи, наказывается как совершивший ее. [2;23].

Объектом преступления не может быть холоп или раб. Убийство раба сторонними лицами «без вины» считается не убийством, а уничтожением чужой вещи и направлено не против раба, а против хозяина. Штраф такой же, как за уничтожение коня или скота. Права лиц с ограниченной правоспособностью (закупы), иностранцев ограждаются законом наравне со свободными людьми. [2;24].

Наказание. Первичная форма наказания в Древней Руси – месть, осуществляемая потерпевшим или его ближними. Сначала месть определялась степенью разгневанного чувства и силами пострадавших, позднее подвергается различным ограничениям, благодаря которым приобретает публичный характер, потому что подлежит контролю общественной власти. Ограничения мести сводится:

— к сокращению числа преступлений, за которые допускается месть;

— установлению срока, в течении которого можно мстить или  сужению круга мстителей.

«Русская Правда» знает месть за убийство, увечья, кровавые и синие раны, даже за удар рукой, не воинским оружием, за кражу. За увечья мстят дети, за раны и побои может мстить лишь сам потерпевший и притом только вслед за нанесением удара. Все случаи правонарушений из мести могли подлежать судебной оценке. Суд проверял соблюдение правил мести и мог сам в зависимости от характера преступления присудить месть. [4;97].

Постепенно месть ограничивается и вытесняется системой выкупов. Выкуп – это денежное вознаграждение, уплачиваемое правонарушителем и его родственниками потерпевшему и его ближним при условии отказа их от мести. Отказ от мести сопровождался при этом обрядами, устранявшими всякое подозрение в трусости перед противником.

Упрочившись, выкупы слагаются в сложную систему правил. Размеры выкупа, определяемые сначала соглашением сторон, постепенно фиксируются соответственно причиненным ущербам. Вмешательство общественной власти в систему выкупов влечет за собой установление штрафов в пользу власти, и в пользу пострадавших. Так возникают:

а) вира – штраф за убийство, поступающий в пользу князя;

б)головничество — плата за голову, поступающая в пользу родственников убитого.

В пользу потерпевших от других преступлений, помимо убийств, уплачивался урок. За убийство в разбое, поджог и казнокрадство назначалось разграбление ( насильственное изъятие имущества ) и поток (изгнание, обращение в рабство и даже убийство). Смертная казнь как форма наказания в «Русской Правде» не упоминается. Первое место в общественных отношениях Киевской Руси занимали саморасправа или примирение потерпевших с нарушителями. [5;192].

Классификация преступлений дается в «Русской Правде» на основании их объектов:

— преступление против личных прав: убийство. Различаются умышленное и непредумышленное убийство в ссоре, на пиру. Увечье относится к преступлениям против жизни, за него полагается штраф. Увечьем называлось отнятие руки, ноги, глаз, носа, т.к. лишало человека правоспособности, для него наступала гражданская смерть. Ущерб другим частям тела входит в другой, низший разряд преступных действий, а именно — преступления против здоровья: легкие увечья – отнятие пальца, нанесение раны, побои и удары, не имеющие отношения к оскорблению чести. За все эти преступления взыскивалась обычно средняя продажа (3 гривны).

— преступления против чести. «Русская Правда» знает оскорбление чести только делом, а не словом. Оскорблением считается удар не обнаженным мечом и хотя он наносит гораздо меньше вреда, чем тяжкая рана, карается вчетверо большим штрафом (12 грив.) Такое же значение удар батогом, жердью, ладонью, чашей, сюда относится вырывание бороды и усов как символов мужества. В поздних редакциях появляется оскорбление словом в отношении к женщине.

— преступления против свободы известны «Русской Правде» в двух видах: продажа полусвободного человека и лишение свободы по лживому обвинению.

— преступление против имущественных прав. В Русской Правде они квалифицируются как разбой (убийство с корыстной целью), грабеж, кража. На первом месте стоит кража. Тяжесть кражи определяется ценностью украденного. Истребление чужих вещей наказывается в три раза строже кражи, а наиболее строго карается поджог (потоком и разграблением). Незаконное пользование чужими вещами карается наравне с кражей. [6].

В «Русской Правде» содержится достаточно развитая система гражданско-правовых норм, а  также  предусмотрена правовая защита как недвижимого, так и движимого имущества.

Обязательства в Древней Руси возникали из складывающихся норм возмещения за причиненный вред и из договоров. Например, человек, нанесший ранение другому кроме уголовного штрафа, должен был оплатить убытки потерпевшего, в том числе услуги врача. Для древнерусского обязательственного права характерно не только обращение к изъятию имущества провинившегося, но и наложение взыскания непосредственно на должника, а порой даже на его жену и детей. Злостного банкрота можно было продать в холопы.

Так же «Русская Правда» знает определенную систему договоров. В их числе наиболее полно регламентирован договор займа. Существовало три вида займа: обычный, бытовой займ; займ, совершаемый между купцами и займ с само закладом – закупничество. Предусматривались различные проценты в зависимости от срока займа. Порядок заключения договоров был простым. Обычно применялась устная форма с совершением некоторых символических действий: рукобития, связывания рук и т.п. В некоторых случаях требовались свидетели. При заключении договоров о недвижимости требовались ,как правило, письменные формы.

Таким образом, древнерусское право и суд возникли в период упорядоченного самоуправства, сменив самоуправство необузданное. Изначально задача правовой системы заключалась лишь в разрешении спора, в признании или непризнании прав, чем она давала или не давала правомочия добиваться своего права силой, и если давала, то указывала пределы ее применения. Когда принуждение перешло к государству, санкционирующий характер сохраняется уже за институтом суда.

При этом, основой древнерусской системы права (как, в принципе, и любой правовой системы, сознанной в рамках любой культурной традиции) было обычное право, трансформация которого, в конечном итоге, определила как сходство древнерусской правовой системы с аналогичными системами, действовавшими в культурах Европы, так и их различия.

Список литературы.

  1. Древнерусские княжеские уставы XI-XV вв. / Сост. Я.Н. Щапов. М., 1976. 514 с.
  2. Русская Правда // Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. М., 1997. С. 256.
  3. Ермолаев И.П., Кашафутдинов Р.Г. Свод законов Киевской Руси. Казань. 1988. 88 с.

4. Исаева Т.С. Основные памятники русского права. Владивосток, 1983. 92 с.

  1. Свердлов М.Б. Русская правда. СПб., 1992.312 с.
  2. Тихомиров М.И. Пособие для изучения Русской Правды. М., 1953. 192 с.

6. http://09403.khstu.ru/studentsbooks/otgphistory/otgplecture/kiev_rus.htm

 

analiculturolog.ru

Древние законы Руси - ДЕЛОВОЙ НАРОД

Наличие законодательных актов – это признак государственности. И не важно, где эти акты будут увековечены – высечены на скалах, вытиснены на глиняных плитках или нацарапаны на бересте. Важен сам факт их существования. Поэтому любые исторические упоминания о наказаниях за совершенные преступления и проступки, очень важны для характеристики нации. Судебный поединок, поле Говоря о законах, существовавших на территории древнерусского государства, историки чаще всего опираются на свод законов и указов, древнейший памятник русского права, именуемый “Русская, Правда”. Это вполне закономерно и понятно. Но ведь и до этого правового документа, Древняя Русь жила не только по обрядам, но и по законам. Какими же были эти законы, и как выглядело правосудие на Руси в дохристианский период?

    Древнерусский судебный процесс представлял собой судебный поединок или поле. Если на Руси кто-то имел дело против другого, которого считал виновным в краже, членовредительстве или убийстве, то он вызывал его на суд к князю. Происходил судебный поединок, на протяжении которого обе стороны должны были доказать свою правоту. Князь решает дело своим приговором. Если этот приговор не устраивает обе стороны, то окончательное решение оставалось за оружием: берет верх, а значит и прав тот, у кого меч острее. Свидетелями судебного поединка на мечах помимо князя, были родичи с обеих сторон. Памятник древнерусского права "Русская Правда" даже не упоминает о судебном поединке. Происходит это, скорее всего, под влиянием духовенства, которое каленым железом выжигало из памяти и сознания общества любое упоминание языческих обрядов, применяемых в судебной практике. Но чуть ли не до конца XVI в народе стойко сохранялась память о поле, судебном поединке.

   “Русская Правда” Ярослава Мудрого

     “Русская, правда” – это официальный документ древнерусской законодательной власти, которую систематизировал и оформил документально русский князь Ярослав Владимирович, более известный по своему прозвищу Мудрый, великий князь киевский. За написание “Русской Правды” Ярослава называли так же Правосуд. Его дети и внуки, приходившие к власти дополняли этот свод своими законами и указами. “Русская правда” предусматривает как уголовное, так и гражданское наказание. Частное вознаграждение от совершившего правонарушение получает не только пострадавший, но и казна князя. Это подчеркивало гражданскую значимость наказания для всего общества. Основная тенденция всех законов “Русской Правды” – материальные ценности, имущество, движимое или недвижимое, гораздо важнее и ценнее человеческой жизни. Например, за отсеченную руку целиком наказывали строже, чем за отрубленный палец, но не потому, что это более тяжкое наказание, а потому, что без руки человек был менее трудоспособен, чем без одного или даже нескольких пальцев. Соответственно и преступления за воровство или порчу имущества были намного тяжелее и весомее, чем за членовредительство или убийство. В Русской правде, под влиянием христианства, ужесточается наказание. Если еще при Владимире за разбой, поджег или конокрадство преступника могли приговорить к денежному штрафу – пене, то по новому законодательству он терял не только все имущество, но и свободу. Невольное убийство по неосторожности наказывали менее строго, чем преступление являющееся оскорбительным для чести – удар палкой, жердью или ладонью, или если, например, в драке вырвали усы или бороду. Такая строгость при наказании преступившего против чести, носила уже нравственный аспект, а не только меркантильный имущественный.

Заголовок

Описание * Наличие законодательных актов – это признак государственности. И не важно, где эти акты будут увековечены – высечены на скалах, вытиснены на глиняных плитках или нацарапаны на бересте. Важен сам факт их существования. Поэтому любые исторические упоминания о наказаниях за совершенные преступления и проступки, очень важны для характеристики нации. Судебный поединок, поле Говоря о законах, существовавших на территории древнерусского государства, историки чаще всего опираются на свод законов и указов, древнейший памятник русского права, именуемый “Русская, Правда”. Это вполне закономерно и понятно. Но ведь и до этого правового документа, Древняя Русь жила не только по обрядам, но и по законам. Какими же были эти законы, и как выглядело правосудие на Руси в дохристианский период?     Древнерусский судебный процесс представлял собой судебный поединок или поле. Если на Руси кто-то имел дело против другого, которого считал виновным в краже, членовредительстве или убийстве, то он вызывал его на суд к князю. Происходил судебный поединок, на протяжении которого обе стороны должны были доказать свою правоту. Князь решает дело своим приговором. Если этот приговор не устраивает обе стороны, то окончательное решение оставалось за оружием: берет верх, а значит и прав тот, у кого меч острее. Свидетелями судебного поединка на мечах помимо князя, были родичи с обеих сторон. Памятник древнерусского права "Русская Правда" даже не упоминает о судебном поединке. Происходит это, скорее всего, под влиянием духовенства, которое каленым железом выжигало из памяти и сознания общества любое упоминание языческих обрядов, применяемых в судебной практике. Но чуть ли не до конца XVI в народе стойко сохранялась память о поле, судебном поединке.    “Русская Правда” Ярослава Мудрого      “Русская, правда” – это официальный документ древнерусской законодательной власти, которую систематизировал и оформил документально русский князь Ярослав Владимирович, более известный по своему прозвищу Мудрый, великий князь киевский. За написание “Русской Правды” Ярослава называли так же Правосуд. Его дети и внуки, приходившие к власти дополняли этот свод своими законами и указами. “Русская правда” предусматривает как уголовное, так и гражданское наказание. Частное вознаграждение от совершившего правонарушение получает не только пострадавший, но и казна князя. Это подчеркивало гражданскую значимость наказания для всего общества. Основная тенденция всех законов “Русской Правды” – материальные ценности, имущество, движимое или недвижимое, гораздо важнее и ценнее человеческой жизни. Например, за отсеченную руку целиком наказывали строже, чем за отрубленный палец, но не потому, что это более тяжкое наказание, а потому, что без руки человек был менее трудоспособен, чем без одного или даже нескольких пальцев. Соответственно и преступления за воровство или порчу имущества были намного тяжелее и весомее, чем за членовредительство или убийство. В Русской правде, под влиянием христианства, ужесточается наказание. Если еще при Владимире за разбой, поджег или конокрадство преступника могли приговорить к денежному штрафу – пене, то по новому законодательству он терял не только все имущество, но и свободу. Невольное убийство по неосторожности наказывали менее строго, чем преступление являющееся оскорбительным для чести – удар палкой, жердью или ладонью, или если, например, в драке вырвали усы или бороду. Такая строгость при наказании преступившего против чести, носила уже нравственный аспект, а не только меркантильный имущественный.

Разрешить пользователям загружать файлы

rusregioninform.ru

Презентация - История Древней Руси

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

История Древней РусиЧасть 12Законы и порядки на Русиво время Ярослава Мудрого

Слайд 2

«Русская Правда» первый свод законов на Руси 2. Родовая месть в Древней Руси 3. Вира за убийство 4. Размер штрафа за различные проступки 5. Имущество и здоровьеПлан6. Испытание железом и водой 8. Деньги на Руси 9. Дружина князя 7. Кто такие смерды, наймиты, холопы? 10. Русские богатыри 11. Полевицы 12. Житие Ильи из Мурома

Слайд 3

При великом князе Ярославе Мудром Русь получила первый свод законов. Он известен под названием «Русская Правда».«Русская Правда» – первый свод законов на РусиСиноидальный список Русской Правды, 1282.

Слайд 4

Этот выдающийся памятник древнерусского права сохранился в трех видах или редакциях (краткая, пространная и сокращенная) и многочисленных списках, потому что с течением времени законодательство изменялось и дополнялось.Русская правда. XV век.

Слайд 5

Пространная редакция этого памятника называется: «Суд Ярославль. Правда Русская». Древнейшей редакцией является краткая «Правда», состоящая из «Правды Ярослава», «Правды Ярославичей» и некоторых других документов. Краткая редакция включена в состав «Новгородской первой летописи» — в записи под 1016 годом.Марка "Русская правда" (XI-XIII вв)

Слайд 6

Победив после кончины князя Владимира своего брата Святополка Окаянного, Ярослав щедро одарил участвовавших в походе новгородцев и, отпустив их по домам, «дал им Правду и Устав списав». При этом князь сказал им: «По сей грамоте ходите, якоже списав вам». И далее после слов «А се есть Правда Русская» начинаются статьи этого древнерусского свода законов.Ярослав Мудрый Н.Рерих,1941

Слайд 7

Из «Русской Правды» исследователи получили множество самых разнообразных сведений о жизни, нравах, судебных порядках Древней Руси.А. Кившенко. Чтение народу Русской правды в присктствии великого князя Ярослава, 19 век

Слайд 8

Изучая «Русскую Правду», историки узнают о том, какие группы людей, или сословия, существовали в Древней Руси, как они назывались и как относились друг к другу, а также чем занимались наши предки в их повседневной жизни.

Слайд 9

Из «Русской Правды» можно узнать о наказаниях преступившим законы, а по тому, какие проступки наказывались особенно строго, можно судить о нравах, существовавших тогда на Руси.М. Горелик

Слайд 10

«Русская Правда» показывает, что несмотря на принятие христианства родовая месть при Ярославе считалась еще законною: так сильны были древние языческие обычаи. «Русская Правда» делает лишь то ограничение, что разрешает мстить не всему роду обиженного, а только ближайшим родственникам: брату за брата, отцу за сына и племяннику за дядю.Родовая месть в Древней Руси

Слайд 11

За убийство или увечье с виновного взимались штрафы. Если штраф платился князю, он назывался вирой, если штраф платился родственникам убитого — головничеством.Вира за убийствоШамков А.А. Ярослав Мудрый.

Слайд 12

Вира была трех видов: двойная в 80 гривен за убийство члена старшей княжеской дружины, простая в 40 гривен за убийство свободного человека, половинная (или полувирье) в 20 гривен за убийство женщины и за тяжкие увечья. К тяжким увечьям относились: отсечение руки, ноги, носа, порча глаза.Литография Чорикова Б. А.

Слайд 13

Главным наказанием во времена Ярослава Мудрого был денежный штраф, или пеня. Если осужденный не мог заплатить, его продавали в холопы.Размер штрафа за различные проступкиГривны-слитки (достоинством 1 серебряная гривна)Гривны Южной Руси

Слайд 14

Одинаковая пеня в 12 гривен грозила за похищение бобра из ловища, за уничтожение полевой межи, разделяющей крестьянские хозяйства, за выбитый зуб, за вырванный клок бороды и за убийство чужого холопа.Одинаковый штраф в 3 гривны назначался за отсечение пальца и похищение охотничьего пса.Много это или мало, можно судить по тому, что конь стоил 2 гривны, вол — 1 гривну и на 1 гривну можно было купить 10 овец.Киевская серебряная гривнаГривна черниговского типа

Слайд 15

По «Русской Правде» особенно сильно наказывались поджигатели, грабители и конокрады. Виновные в этих преступлениях выдавались князю на «поток», то есть на изгнание, а дома их и имущество отбирались. Разбой наказывался чрезвычайно строго. Грабителя и всю его семью продавали в рабство за границу. Таким образом, увечье оценивалось дешевле, чем повреждение имущества. Имущественное право в Ярославово время охранялось очень строго.Имущество и здоровьеКнязь Ярослав Мудрый. А.Гергель

Слайд 16

Следствие по любому делу велось очень тщательно: вызывались свидетели, выслушивались стороны, и только тогда суд выносил решение. Если свидетелей не было и дело было неясным, обвиняемых подвергали испытанию железом или водой.Испытание железом и водойПодворье удельного князя. Васнецов А.М.

Слайд 17

Испытание железом состояло в том, что обвиняемый должен был произносить клятву о своей невиновности, стоя на раскаленном железе либо держа на нем пальцы.Суд во времена Русской правды И.Я.Билибин

Слайд 18

При испытании водой обвиняемый должен был сделать несколько шагов в глубину реки: если он при этом робел, то проигрывал дело.Ярослав Мудрый Восковая фигура, Киев

Слайд 19

Слово «деньги» на Руси появилось только в XIII веке. Это татарское слово, означающее звонкую монету. На Руси деньги имели очень любопытные названия: куны и гривны. Кунами назывались шкурки куницы.Деньги на Руси

Слайд 20

а гривнами (от «грива» — шея) первоначально назывались драгоценные металлические обручи — шейные украшения.

Слайд 21

Впоследствии гривнами стали называться кусочки рубленого драгоценного металла. Известны гривны золотые и серебряные.Гривна волжская ладьеобразная XIV век

Слайд 22

Ближайшим помощником князя во всех его делах была его дружина. Дружина разделялась по чину на старших мужей и на младших. Старшие назывались «княжи мужи» или «бояре». Младшие назывались отроками.Дружина князяДружинник Ярослава Мудрого

Слайд 23

Со старшими князь советовался о всех важных делах как военных, так и мирных. Князья посылали бояр посадниками в города, которые не имели своего князя, послами в другие государства, и назначали их тысяцкими (воеводами) над ратными людьми.Русский воевода

Слайд 24

Бояре были свободными людьми и всегда могли перейти на службу к другому князю. Но случаи такие упоминаются в летописях крайне редко. Князь очень дорожил дружиной и заботился о ней. А дружина была предана своему князю и всегда готова была за него на бой.Воины Киевской Руси (X-XI вв.) 1 - воевода; 2 - воин старшей дружины; 3 - городской ополченец.

Слайд 25

Дружины были не очень велики. 800 человек считалось уже очень большой дружиной. В княжескую дружину принимались люди всякого племени и всех возрастов. Храбрость и преданность князю ценились превыше других качеств. Содержал дружину сам князь. Для этого ему были нужны немалые денежные средства. И. Архипов. Княжеская дружина

Слайд 26

Свободные крестьяне, работавшие на своей земле, назывались смердами. А крестьяне, у которых не было своей земли и которые нанимались работать на чужой земле, назывались наймитами.Кто такие смерды, наймиты, холопы?

Слайд 27

Холопами называли несвободных людей. В холопы попадали люди, оказывавшиеся в плену, проданные за долги или за преступления, а также женившиеся на холопке. В «Русской Правде» несвободная женщина называется рабой, но мужчина рабом никогда не называется. Собирательное имя для несвободных мужчин и женщин — челядь.

Слайд 28

Со всех людей, ему подчиненных, князь собирал дань. Сбор дани назывался полюдьем.К. Лебедев. Полюдье

Слайд 29

Особенно ценили князья, когда в ряды их дружин поступали знаменитые богатыри. Богатырями в старину назывались добрые молодцы, знаменитые своей отвагой, исполинской силой и доброй душой, всегда готовые прийти на защиту обиженным.Русские богатыриВольга и Микула. К.Васильев

Слайд 30

Такое представление о богатырях сохранилось в многочисленных русских былинах, слагавшихся неизвестными нам по имени русскими поэтами-гуслярами. Былины — это предания о подвигах богатырей. Местами они переходят в сказку и наделяют своих любимцев невероятной силой и невероятными подвигами. Но в наших былинах о богатырях находится много и правдивых сведений.Б. Ольшанский. Из тёмной глубины веков. 2003

Слайд 31

Нам с раннего детства знакомы имена Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича.Богатыри. Виктор Васнецов. 1881—1898.

Слайд 32

Богатыри защищали свой народ от разных врагов. В степях рыскало Идолище поганое — таким именем называли разбойников-печенегов. В лесах сидели лютые люди — Соловьи-Разбойники, были еще и Змеи-Горынычи, Тугарины Змеиновичи и другие мудреные враги, которые грабили, убивали, жгли и уводили в плен беззащитных людей.Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем. В. Васнецов

Слайд 33

Заведется в каком-либо селении такой, мучит народ, вот князь и посылает своего любимого богатыря на защиту. Богатыри, совершавшие подвиги, делались народными любимцами и героями.Б. Ольшанский. Иван — вдовий сын. 2004

Слайд 34

Наряду с богатырями в те же времена известны и поленицы. Поленицами прозывали девиц, обычно дочерей или сестер богатырей, которые сами обладали богатырской силой и отвагой. Они также вступали в бои с разбойниками и прочими лихими («лихо» по-славянски значит «плохо») людьми.ПоленицыН.К.Рерих. Настасья Микулична. 1943.

Слайд 35

Носили поленицы обыкновенные женские платья, но ездили на конях и были вооружены копьями, щитами и булатными мечами. Таковы были Василиса Микулична и Настасья Микулична — дочери богатыря Микулы Селяниновича.Борис Ольшанский. Василиса Микулишна

Слайд 36

Летописи почти ничего не говорят о подвигах богатырей. Из летописных известий мы знаем только, что богатыри ходили по Руси вплоть до нашествия монголо-татар. Многие из них полегли в первой же битве за землю Русскую.Житие Ильи МуромцаИлья Муромец. Виктор Васнецов. 1914.

Слайд 37

Сохранилось житие инока Киево-Печерского монастыря Ильи из Мурома. Мощи его и поныне находятся в Киевских дальних пещерах. По описанию мощей Киевских пещер, составленному в XIX веке, известно, что мощи святого Ильи находятся нетленными и правая рука его сложена в крестном знамении, а на левой руке видна язва от раны, полученной в сражении.Мощи преп. Ильи Муромца

Слайд 38

Глава 1. Как изучают родную историю? Урок 1. Истоки и источники Урок 2. Свидетели и свидетельства Урок 3. Заговорившие следы прошлого Глава 2. На заре русской истории. Урок 4. Древние славяне Урок 5. Создатели славянской письменности Урок 6. Византия и Древняя Русь Урок 7. Начало Киевской Руси Урок 8. Святая равноапостольная княгиня Ольга Глава 3. Просвещение Руси. Урок 9. Святой равноапостольный князь Владимир Урок 10. Крещение Руси Урок 11. Ярослав Мудрый и его время Урок 12. Законы и порядки на Руси во время Ярослава Мудрого Урок 13. Расцвет культуры на Руси при Ярославе Мудром Урок 14. Киево-Печерская лавра Глава 4. Раздоры и междоусобицы на Руси. Урок 15. Раздоры на Руси при детях Ярослава Урок 16. Владимир Мономах Урок 17. Слово о полку Игореве Глава 5. Расширение Руси. Урок 18. Выбор князя Андрея Боголюбского Урок 19. Древнерусский город и его население Урок 20. Искусство Древней Руси Глава 6. Щит и слава Руси. Урок 21. Господин Великий Новгород Урок 22. София Новгородская Урок 23. Берестяные грамоты Урок 24. Псков Глава 7. Испытания земли Русской. Урок 25. Первая встреча с монголо-татарской ордой Урок 26. Батыево нашествие Урок 27. Монголо-татарское иго на Руси Урок 28. Святой князь Александр Невский Урок 29. Москва и Московское княжество Урок 30. Куликовская битва Урок 31. Преподобный Сергий Радонежский Глава 8. Возрожденная Русь — Россия. Урок 32. Свержение ордынского ига Урок 33. Объединение русских земель вокруг Москвы Урок 34. Единство России

lusana.ru


Смотрите также