Древние свадебные песни. История и особенности народных русских свадебных песен
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Свадебные обрядовые песни русского народа с текстами. Древние свадебные песни


Свадебные обрядовые песни

Свадебные обрядовые песни

старинные свадебные обрядовые песни

В составе свадебного обряда самое важное место занимают песни: они принадлежат обряду и вне обряда не исполняются. Их функция — обрядовая, они придают гласности начало, ход и завершение свадьбы как бытового юридического акта. Свое назначение эти песни сочетают с поэтизацией традиционного ритуала. Отличительной особенностью свадебных песен является эпический, повествовательный стиль.

Обрядовый фольклор - свадебные песни сложен по своему составу. Существует четыре основных жанра – свадебные, величальные, корильные песни и причитания. 

Свадебные обрядовые песни русского народа богаты изобразительно-выразительными сред­ствами. Характерными признаками традиционной поэтики обрядо­вых песен являются постоянные эпитеты («высокие хоромы», «тра­ва шелковая»), олицетворения («утушка крылышку любовалася»), сравнения («личенько, как брусничка»), слова с уменьшительно-ла­скательными суффиксами как в обозначении жениха и невесты, так и членов семей («Марьюшка», «Иванушка», «матушка», «батюш­ка», «подруженьки», «свашенъки» и др.).

Для величальных песен характерен прием идеализации в изо­бражении характеров и внешности жениха и невесты. Как отмечают исследователи, основной чертой, общей для величальных свадебных песен, является необычайная яркость изображаемых картин, красо­та рисуемых портретов, богатство и пышность всей обстановки дей­ствия, это достигается прежде всего путем отбора из народных песен поэтических средств тех образов, которые искони связываются с по­нятиями богатства, благополучия и счастья.

Лирические образы свадебных обрядных песен: селезень, со­кол - для изображения жениха, и уточка, кукушка — для изобра­жения невесты. Образ кукушки, связанный с похоронной символикой, появляется в свадебных песнях не случайно. По древнему обряду инициации, девушка должна была "умереть", похоронив прежнюю жизнь. Характерно, что символ кукушки звучит в песнях девичника, а также во время отъезда к венцу, то есть в пес­нях довенечной обрядности.

Для сопоставления образов из мира природы и мира человека в песнях широко используется прием психологического параллелизма («На море утица да й купалася»).

Некоторые свадебные песни сохранили древнюю связь с кален­дарно-обрядовой поэзией ( У ворот береза стояла)

Таким образом, свадебный обряд - это целый комплекс обрядовых действий, элементов устной поэзии, народной мифологии и народного, красноречия. Это своего рода энциклопедия крестьянской жизни.

Этапы свадебного обряда русского народа.

  • Сватовство
  • Сговор
  • Девичник
  • День свадьбы
  • Свадебный пир

На уроках литературного чтения или музыки школьникам в качестве домашнего задания предлагается привести примеры свадебных обрядовых песен. Далее приведем примеры, тексты, слова, названия песен свадебного обрядового фольклора русского народа.

Тексты песен:

Лирические свадебные песни

Кланялась береза лесу темному...

Кланялась береза лесу темному:- Спасибо, лес темный, за стояние.Я за тобою, лес темный, настоялася, Сучьями, ветьями намахалася,Яркого солнца навидалася.Леночка с батюшкой говорила:- Спасибо, батюшка, за гуляния,Я у тебя, батюшка, нагулялася,На танцы, на пиры находилася,В молодого Ванечку влюбилася.

***

На море утица да й купалася...

На море утица да й купалася,На берег вылезши отряхалася,Она своему крылышку любовалася:—Крыло мое, крылышко, крыло сизое,Ти будешь так сизо, как в море было?В море крылышко вымывалося,На ярком солнце высушивалося.А в тереме Леночка собиралася,Она своему личеньку любовалася:—Лицо мое, личенько, лицо белое,Ти будешь ты так бело, как у батьки было?А у батьки личенько вымывалося, А у свекра работой зануждалося.

***

Что ты, лучина березовая, не ярко горишь...

Что ты, лучина березовая, не ярко горишь, не ярко горишь?Или ты, лучина, в печи не была, в печи не была?В печке побудешь, жару увидишь, ярчей гореть будешь.Что ж ты, Танечка, не жалостно плачешь, не жалостно плачешь?Или ты, Танечка, давно в людях не была, давно в людях не была?В людях не была, горя не видала, горя не видала.В людях побудешь, горя увидишь,Танечка, больше плакать будешь.

Свадебные ритуальные  обрядовые народные песни

Песня оповещала об обряде поздравления жениха после положительного решения родителей новобрачных о свадьбе.

Как у свата на дворе,У Михаила Афанасьевича,В трое колокол ударили Молодца поздравлялиСо своей со будущей (женой) —С раздушой красной девицей!.

Рассказывает о свадебном обряде бани в доме невесты.

Заводилась мыленкаКак у наших у девушек.Затоплялась банюшка,Разгоралися дровечика:Первые дровечика-то —березовые,Другие-то дровечика —сосновые,Третьи-то дровечика —кедровые;Накалилася каменка,Камешочки троеразные,Троеразные, самоцветные,Самоцветные, лазоревые!

Песня исполнялась на девичнике, когда приезжал жених, или в день свадьбы.

Все-то бояре на двор въехали.Молодые-то на крыльцо взошли,Со крыльца-то в нову горенку!

И плавала утица...    Пелась на девичнике во время расплетания косы. Акт расплетания косы был типичен для восточно-славян­ской свадьбы и символизировал расставание невесты с деви­чеством.

И плавала утица по росе,И плавала серая по росе.И плакала девица по косеИ плакала красна по косе.- А кто ж мою косыньку расплетет,А кто ж мою русую расплетет?А кто ж мою головку почешет,А кто ж мою гладеньку почешет?Расплетет же косыньку сестричка,Почешет же головку матушка.Почешет же головку матушка,Заплетет же косыньку невестка.

Куковала кукуша в садочку.

ucthat-v-skole.ru

Русские народные свадебные песни: тексты, названия, список

Фото с сайта: i.svadba-inform.ru

Фото с сайта: i.svadba-inform.ru

Наверное, нет ничего в мире более сложного и монументального, чем обычаи настоящей русской свадьбы, уходящие корнями глубоко в славянские традиции и обряды. Причем вся церемония, которая тянулась достаточно долго, полностью, от самого начала и до конца, сопровождалась аутентичными песнями, которые как нельзя лучше отражали образ жизни, а также чувства народа. Причем невеста играет ключевую роль в славянском свадебном обряде, а жених довольно скромно топчется в стороне, но давайте все по порядку.

Сегодня многие пары желают обратиться к своим корням и заручиться помощью предков, потому предпочитают проводить торжества максимально приближенными к оригиналу, наполнять каждую секунду смыслом и глубокими чувствами. Русские народные песни на свадьбу, это действительно неисчерпаемый материал для изучения, в них скорбь и тоска, боль и любовь, а также немного иронии по отношению к самим себе. Давайте же разберемся, какие песни и когда уместны на русской свадьбе.

С чего начинается праздник: свадебные обрядовые песни русского народа

Фото с сайта: фольклорный-ансамбль.рф

Фото с сайта: фольклорный-ансамбль.рф

Как ни крути, а представить себе русскую свадебную церемонию без народных, таких разных, как по характеру, так и по настроению, песен и плясок не просто сложно, но и невозможно. Они бывают грустными и скорбными, трогательными и жалостливыми, а также веселыми и заводными, задорными и даже ироничными. Русские народные песни про свадьбу формировались в народной среде многие тысячелетия, потому в полной мере отражают уклад жизни, и даже, можно сказать, некую народную идеологию.

Важно

В русской традиции свадьбы начинается задолго до того, как жених с невестой вступают под церковный венец. Молодые считаются парой со сватовства, после чего ни одна сторона не может разорвать сговор и отказаться от брака. Понятно, что этот обряд также имел свое песенное сопровождение, которое и отражало его суть – разрыв с прежней жизнью, уход из отчего дома, и вступление в новую жизнь с надеждой на будущее.

Народная русская поэзия, а уж тем более свадебная, чрезвычайно разнообразна по своей тематической направленности, потому стоит разобраться в ней более подробно. Причем можно сделать условное разделение на те свадебные песни русского народа, что стали обрядовыми и на отдельные, что не имеют отношения к обрядам напрямую, однако косвенно, все равно, касающиеся свадьбы, как таковой. Можно сказать, что в древности русская свадьбы состояла из нескольких основных традиций и обрядов, которые можно условно обозначить:

Фото с сайта: slavkreml.ru

Фото с сайта: slavkreml.ru

  • В первую очередь, еще от древнейших предков, к нам пришла вера в магические обряды, которые помогут молодым защитить себя, а заодно и свое будущее потомство от воздействия злых сил, а порой, даже и заставить их приносить пользу.
  • Юридические и бытовые обряды заключались в венчании и регистрации брака, который ранее проводился в самой церкви, где и велся подобный учет в специальных книгах.
  • Третьим видом традиционного песнопения можно назвать ритуально-игровыми, они были призваны для ублажения эстетических запросов, а попросту, украшали церемонию, делали ее красивой, трогательной, нежной, а к тому же забавной и веселой.

Современные люди уже с трудом вспомнят названия русских народных свадебных песен, если вообще вспомнят, между тем они играли колоссальную роль в этой действительно таинственном и мистическом обряде, что облекал девушку на символическую смерть, для того, чтобы сразу же возродиться для своего избранника.

Сватовство – пора сговора и получения разрешения на брак: русские народные песни на свадьбу, текст

Фото с сайта: scenki-monologi.at.ua

Фото с сайта: scenki-monologi.at.ua

Так как вся свадьба начиналась всегда со сватовства, то и нам следует начать изучение свадебного фольклора именно с этого момента, хотя после сватанья до самой свадьбы порой проходило не один-два дня, а два, три, а то и четыре месяца. Изначально, в доме невесты должны были ждать сватов каждый день, как только девушка «вступала в возраст», так как заранее договариваться об этом было не принято. Тем не менее, в доме всегда должно был быть чисто, а на столе не пусто, так как гости могут нагрянуть когда угодно, и их нужно было накормить-напоить.

Чаще всего сватанье длилось несколько дней, а суть его, как уже и говорилось, в том, чтобы провести сговор, то есть, договориться о свадьбе. Причем девушку чаще всего никто и не спрашивал, желает ли она замуж за того или иного претендента. Потому в обрядовых песнях очень часто обыгрывалась несчастная женская доля, когда забирают девицу из отчего дома и отправляют жить к чужим людям. Кроме того, свадьба для невесты была символом того, что она умирала для своей девичьей жизни и возрождалась снова в доме мужа.

Фото с сайта: ytimg.com

Фото с сайта: ytimg.com

Потому многие обрядовые песни даже называли причетами, сродни похоронным. Русские народные свадебные песни, тексты которых разнообразны, все направлены на то, чтобы обмануть судьбу, ведь девушка-невеста должна была, как бы, умереть для рода отца, вступая в новую жизнь в новой семье, семье своего суженого.

Сватовство завершалось сговором, тогда назначался и день свадьбы, потому оставалось только основательно подготовиться. Однако еще до того, как свадебный поезд с женихом въезжал в ворота невестиного дома, она должна была основательно потрудиться, пройти обряд очищения в бане и провести девичник.

Для жениха в это же время, а порой и в день свадьбы с раннего утра, проводился молодечник, на современный манер его можно назвать мальчишником, когда парень также готовился к обряду. Сам свадебный жанр русской народной песни подразумевает некую театральность действа, ведь нужно было обмануть судьбу, отрывая невесту от отчего дома и вводя ее в род жениха, что зачастую и становилось основной нитью всех церемоний и песнопений. Все предсвадебные причеты заунывные и грустные, наполнены тревогой и переживаниями, но также и надеждой, что и с мужем она не пропадет.

Свадебный поезд и княжий стол: лучшие русские народные свадебные песни для застолья

Фото с сайта: svadbavrusskomstile.ru

Фото с сайта: svadbavrusskomstile.ru

После окончательной подготовки, жених и его дружки, во главе с главным, садились в свадебный поезд, который должен был состоять из нескольких повозок и отправлялись в доме невесты, откуда ее и нужно было доставить к церкви. Жених тут снова отодвигался на второй план, а главная роль принадлежала дружке, который и должен быть провести молодого беспрепятственно до пункта назначения. Сегодня все значительно упростилось, однако препятствия все же могут возникнуть, как и в старину, только решают свои проблемы сегодня женихи преимущественно сами.

5-vyun-nad-vodoj

В доме девушки всю процессию встречала тишина и покой, а главное, никаких признаков свадебных приготовлений. Не помешает обратить внимание на текст свадебных песни русского народа, которые полагалось петь в этот момент. Когда жених настоятельно стучал в ворота появлялись подружки невесты, во главе с ее сестрицами и братьями. После того, как выкуп за невесту всех удовлетворял, а он сам проходил все испытания, причем их могло быть вовсе немало, девушку, наконец-то выводили к жениху под красивые обрядовые напевы, символизирующие, насколько сильно парень любит девушку, что готов оставить все, радии нее.

Но отправляться в церковь невеста должна была сама, то есть в отдельной повозке. Первым ехал дружка верхом, вслед за ним жених, и только потом невеста. Ни в коем разе в церковь не должны были идти родители молодого, это считалось дурной приметой, они должны были готовить празднество, угощение, а также семейное ложе для молодоженов.

Свадебные обрядовые песни русского народа, текст

Фото с сайта: videooperatornasvadby.ru

Фото с сайта: videooperatornasvadby.ru

В церкви имеется свой собственный обряд, традиционный и устоявшийся, который сегодня снова становится актуальным, так как очень много людей действительно повышает духовность, возвращаясь к корням. Однако в русской народной традиции очень много сохранилось и от язычества, которое на протяжении многих веков, вплоть до введения христианства было главенствующим. Люди верили в многих богов и духов природы, потому до сей поры стараются отдать им должное, хотя бы в обрядовых свадебных русских народных песнях.

6-za-stolom

Новый этап свадьбы начинается, когда свадебный поезд, в котором невеста уже едет в одной повозке с женихом, въезжает во двор его дома. Традиционно, именно девушка отправлялась жить к мужу, становясь неотъемлемым членом его семейства и рода, полностью покидая отчий дом навсегда. В доме жениха накрывались столы, а молодым выделялось место во главе стола, причем на протяжении всего торжества их теперь называли князем и княгиней, а стол, за которым они сидели, соответственно, большим княжим.

7-batyushka

Всех по очереди, за свадебным столом начинали величать, то есть расхваливать, что-то при этом требуя взамен. Обязательным и почетным гостем на русской свадьбе всегда являлся священник, к которому также обращались, задевая его, он же должен был парировать смело и умело. Песен на свадьбе звучало немало, причем они были в основном развлекательного и шуточного характера. На свадьбах традиционно устраивались самые разнообразные игрища, ставились качели, а посреди двора могли вкопать столб, на который вешали разнообразные призы, за которыми молодые парни решительно взбирались на самый верх.

Фото с сайта: slav-museum.ru

Фото с сайта: slav-museum.ru

Под конец торжества молодым пели последние прощальные песни, а потом отправляли отдыхать, после длинного и трудного дня. Причем это вовсе не значит, что праздник на этом прекращался. На утро должен был быть организован и малый княжий стол, куда приглашались все гости, что были на основном торжестве. Нужно сказать, что список свадебных русских народных песен, которые можно использовать на подобном празднике просто колоссален, и не хватит жизни, чтобы все их изучить досконально, даже наполовину.

8-ukhodyat

Если уж настолько сильна тяга к корням, стоит обязательно выбрать для собственной свадьбы именно народный вариант, ведь он подразумевает невероятно красивое действо, наполненное легкой грустью и тоской по отчему дому, а также светлой надеждой на счастье рядом с любимой. Многие молодожены выбирают именно русский народный свадебный церемониал, даже если платье и костюм остается пышным и красивым, на западный манер. Не помешает также разобраться, как же правильно оформить дом или же зал ресторана, где будут проходить торжества. Такой выбор точно не принесет разочарования, потому что народ придумал миллионы способов повеселиться хорошенько, так почему бы ими не воспользоваться и не связать свои жизни с миллионами судеб далеких и близких предков, дающих силу, выдержку, задорный характер и веру в будущее.

9-spisok-pesen

pochti-zhena.ru

История и особенности народных русских свадебных песен

Народные свадебные песни по своему содержанию разнообразны и представляют собой богатый материал для изучения. В них вся жизнь, все переживания и чаяния. Они то скорбные и грустные, то радостные и призывные. В наше время заметно стремление к возрождению народных свадебных традиций, а вместе с ними и свадебных песен. Церемонию народной свадьбы невозможно представить без лирической составляющей, образцы которой будут представлены в тексте данной статьи.

Свадебный фольклор формировался на протяжении столетий и представляет собой широкую картину идеологии народа и его уклада. Свадебная поэзия различна по тематике и отражает моменты свадебного ритуала.

Условно свадебную лирику можно разделить на обрядовую и не относящуюся к конкретным обрядам, выражающую отношение участников действа к церемонии.

Основные обряды традиционной русской свадьбы

Смысл магических обрядов заключался в защите от сверхъестественных сил или призыве к ним служить человеку.

В старые времена русская свадьба состояла из нескольких обрядов:

  • магические;
  • юридически-бытовые;
  • ритуально-игровые.

Юридически-бытовые были призваны соблюсти экономические и юридические интересы сторон, оговорить брачный контракт. Ритуально-бытовые обряды удовлетворяли эстетические запросы, служили для украшения церемонии (оформление зала).

Свадебный обряд в песнях

Русские народные песни на свадьбеОбрядовые свадебные песни у русского народа очень лиричны

Свадьбе предшествовало сватовство, которое длилось несколько дней. Затем следовали приготовления к свадьбе, длившиеся около недели. Перед церемонией проводился девишник, на котором происходило символическое расплетание косы невесты. Пелись песни о прощании с волей, с молодостью, «Полетай-ка, моя молодость, во сыры бора да во темны леса!». После девишника для невесты топилась баня, последняя в отцовском доме.

Обрядовые свадебные песни для танца у русского народа были глубоко лиричны и походили на причитания.

Они носили глубоко эмоциональный отпечаток и посвящены были невесте и ее горькой доле в чужой семье.

Причет длился вплоть до отъезда к венцу и исполнялся единолично, носил интимный характер.

Русские народные свадебные песни как украшение торжества

Песенный репертуар не соотносящийся с обрядами был многообразен широк и ритмичен. Повествовалось о любви молодых, о праздничном настроении, о счастливой супружеской жизни. На первый план выступало веселое хоровое пение. Песня являлась своеобразным произведением искусства, лишенного импровизации. Исполнял ее коллектив, в котором каждому была отведена своя роль. Сюжет был логичен и закончен.

Рекомендуется к прочтению

Глубокий символический смысл свадебных обычаев и традиций русского народа

Народные свадебные песни в наши дни

Русское народное свадебное творчество богато, разнообразно и уникально, но практически забыто в наше время. На современной русской свадьбе уже не услышишь залихватских песен, обращенных к жениху и невесте и ко всем гостям.

В Закарпатье же и в наши дни на свадьбах исполняются народные свадебные песни.

Свадебные песниРусское народное свадебное творчество богато, разнообразно и уникально

Народные свадебные песни Закарпатья

Обычаи Закарпатских свадеб живы и по сей день и представляют собой сказочное завораживающее действие. Местные жители одевают национальные костюмы, украшают дома и устраивают традиционные свадьбы. Ни одно торжество не обходится без народных свадебных песен, многие из которых переработаны и широко популярны.

weddingadvice.ru

Свадебная поэзия

Как уже можно было заметить, древние культы присутствовали на свадьбе в своем материальном (предметном) выражении и в виде поэтических образов фольклора. В древности основная функция свадебного фольклора была утилитарно-магической: устные произведения способствовали счастливой судьбе, благополучию. Но постепенно они начали играть иную роль: церемониальную и эстетическую.

Поэзия свадьбы обладала глубоким психологизмом, изображала чувства жениха и невесты, их развитие на протяжении обряда. Особенно сложной в психологическом отношении была роль невесты, поэтому фольклор нарисовал богатую палитру ее эмоциональных состояний. Первая половина свадебного обряда, пока невеста еще находилась в родительском доме, была наполнена драматизмом, сопровождалась печальными, элегичес­кими произведениями. На пиру (в доме жениха) эмоциональная тональность резко менялась: в фольклоре преобладала идеализация участников застолья, искрилось веселье.

Для свадьбы севернорусского типа основным фольклорным жанром были причитания. Они выражали только одно чувство — печаль. Психологические возможности песен гораздо шире, поэтому в среднерусской свадьбе изображение переживаний невесты было более диалектичным, подвижным и многообразным. Свадебные песни — самый значительный, наиболее сохранив­шийся цикл семейной обрядовой поэзии.

Сватовство велось в условной поэтически-иносказательной манере. Сваты называли себя рыбаками, охотниками, невесту — белорыбицей, куницей. Во время сватовства подруги невесты уже могли исполнять песни: ритуальные ("Приехали да к Пашечке Трое сватов разом... ") и лирические, в которых начинала разра­батываться тема утраты девушкой ее воли ("Хвалилася калина...").

В сговорных песнях изображался переход девушки и молодца от свободного состояния "девичества" и "молодечества" к положению жениха и невесты. В песне "Вдоль Дунаю..." молодец верхом на коне гуляет у реки. Он демонстрирует перед девуш­кой свою красоту, удаль и просит сберечь его коня. Но девушка отвечает:

"Когда буду я твоя,

Сберегу твово коня...

А теперь я не твоя.

Не могу беречь коня".

В песнях появляются парные образы-символы из мира природы, например калинушка и соловей ("На горе-то калина Во кругу стояла..."). Разрабатывается мотив попранной девичьей воли (невеста изображается через символы расклеванной ягодки, выловленной рыбицы, подстреленной куны, вытоптанной травушки, сломанной веточки виноградной, растоптанной зеленой мяты, заломленной березонъки). Песню "Не в трубушку трубили рано по заре..." могли петь на сговоре, на девишнике и утром свадебного дня. Этой ритуальной песней отмечался предстоящий, совершающийся или уже совершившийся обряд расплетания косы. Сговорные песни начинали рисовать молодых в положении жениха и невесты, идеализируя их взаимоотношения: невеста лю­бовно расчесывает жениху его русые кудри, жених дарит ей подарки. В сговорных песнях монологические формы отсутствовали, песни представляли собой повествование или диалог.

В песнях девишника появлялись монологические формы от лица невесты. Она прощалась с вольной волюшкой и отчим домом, укоряла родителей за то, что отдают ее замуж. Размышляя о своей будущей жизни, невеста представляла себя белой лебедью, попавшей в стадо серых гусей, которые ее щиплют. Мать или замужняя сестра учила невесту, как вести себя в новой семье:

"Ты носи платье, не изнашивай,

Ты терпи горе, не сказывай".

Если невеста была сиротой, то исполнялось причитание: дочь приглашала родителей посмотреть на ее свадьбу сиротскую.

В песнях часто встречается сюжет перехода или перевоза невесты через водную преграду, связанный с древним осмыслением свадьбы как инициации ("Воскресный день рано Сине море играло... "). Жених вылавливает либо саму утопающую невесту, либо золоты ключи от ее воли ("Вы подруженьки, голубушки мои..."). Образ девушек-подруг рисовался как стайка малых пташечек, слетевшихся к канареечке, заключенной в клеточку. Подруги то сочувствовали невесте, то укоряли ее за нарушенное обещание не выходить замуж. Девишник был насыщен ритуальными и лирическими песнями.

Кульминацией всего свадебного ритуала был день свадьбы, в который происходило заключение брака и величание молодой семьи.

Утром невеста будила подруг песней, в которой сообщала о своем нехорошем сне: к ней подкралась проклята бабья жисть. Во время одевания невесты и ожидания свадебного поезда жениха пели лирические песни, выражавшие крайнюю степень ее горестных переживаний ("Как расшатало белу березонъку..."). Глубоким лиризмом были наполнены и ритуальные песни, в них замужество изображалось как неотвратимое событие ("Матушка, что не пыль-то во поле..."). В это же время в доме жениха исполняли песни иного содержания, например: с дружиной мо-лодцев он отправляется из своего чудесного терема за серой утицей-раскрасавицей', жених плывет по реченьке на суденышке, натягивает колену стрелу и пускает в серу утицу ("Ой, у Ивана-то хоромы хороши...").

Но вот свадебный поезд приехал. Гости в доме. Это изображается посредством гипербол: подломили залу новую, растопили пару золоту, выпустили соловья из саду, расслезили красну девицу. Невесту уте­шает жених ("Не было ветру, не было ветру — Вдруг навеяло...").

В это время разыгрывались сценки, в основе которых лежал выкуп невесты или ее двойника — девьей красоты. Их исполнению способствовали свадебные приговоры, имевшие ритуальный характер. У приговоров были и другие функции: они идеализировали всю обстановку и участников свадьбы, юмористически разряжали сложную психологическую ситуацию, связанную с отъездом невесты из родительского дома.

Приговоры — это рифмованные или ритмизованные поэтиче­ские произведения. Например, в Костромской области после приезда свадебного поезда разыгрывалась сцена выноса елочки — девьей красоты, что сопровождалось большим приговором. Елочку выносила одна из подруг невесты, она же произносила приговор. В построении приговора присутствовала импровизация (однако стержень был единый. Приговор начинался со вступительной части, в которой фантастически-возвышенно изображалась обстановка горницы. Использовались эпитеты, идеализирующие окружающие предметы:

...Ко столику подхожу, ко дубовому подхожу.

Ко скатертям ко браным.

Ко напиточкам медяным <медовым>,

Ко яствам сахарным.

Ко тарелочкам золоченым.

Ко вилочкам точеным,

К ножичкам булатным,

К вам, сватушкам приятным.

Затем произносилось приветствие поезжанам. Их идеализация могла получить эпическое развитие: они ехали за невестой чистыми полями, зелеными лугами, темными лесами... Трудный путь женихова поезда передавали гиперболы. Гиперболы использовались и в другой эпической части — в рассказе о том, как девушки добывали и украшали елочку:

...По башмачкам истоптали,

По чулочкам изорвали,

Зелёну ёлочку ломали.

По перчаткам изорвали,

По колечечку сломали...

Елочка была главной героиней. Ей произносили величание, в конце которого на ней зажигали свечки:

…Хороша наша девья краса

Разнорядно она нарядна

Алым ленточкам разувешана.

Разным бантикам разубантена,

Дорогим камням разукрашена,

Восковым свечам разоставлена.

Алы ленточки алели,

Разны банты голубели.

Дороги камни разливалися,

Бесковы свечи разжигалися.

Далее совершался обход присутствующих и требование пла­ты за елочку. Начинали с жениха, затем обращались к дружкам, свахам, сродничкам.

Вот вам последнее словечко:

Подарите мне на золотое колечко.

Скажу я словечек пяток —

Подарите мне на шёлковый платок.

Сватушка, у которого красная рубашка, —

Кладите пятирублёвую бумажку;

А в голубой — Кладите по другой...

Каждый одаривающий гасил свечку. Когда все свечи были погашены, девушка, произносившая приговор, обращалась к невесте. Она говорила о неизбежном расставании с красотой и об утрате невестой навеки ее девичества. Елочку выносили из избы, невеста плакала. Через всю игровую ситуацию красной нитью проходила психологическая параллель между елочкой-девьей красотой и невестой.

Приговоры композиционно состояли из монолога, однако обращения к участникам ритуала приводили к возникновению диалогических форм и придавали приговорам характер драма­тического представления.

Самым торжественным моментом свадьбы был пир (княжий стол). Здесь пели только веселые песни, плясали. Яркое художественное развитие имел ритуал величания. Величальные песни пели новобрачным, свадебным чинам и всем гостям, за это йгриц (певиц) одаривали конфетами, пряниками, деньгами. Скупым исполняли пародийное величание — песни корильные, ко­торые могли спеть и просто для смеха.

Величальные песни имели поздравительный характер. Ими чествовали, воспевали того, кому они были адресованы. Положительные качества этого человека песни изображали в высшей степени, часто с помощью гипербол и идеализации.

Образы жениха и невесты поэтически раскрывали разнооб­разные символы из мира природы. Жених — ясен сокол, вороний конь невеста — земляничка-ягодка, вишенье, калина-малина, ягода смородина. Символы могли быть парными: голубь и голубушка, виноград и ягодка.

Большую роль играл портрет. У жениха кудри столь прекрасные,

Что за эти-то за кудеречки

Государь его хочет жаловать

Первым городом — славным Питером,

Другим городом — каменной Москвой,

Третьим городом — Белым Озером.

Как во многих песнях любовного содержания, взаимная любовь молодоженов выражалась в том, что невеста расчесывала жениху его кудри русые ( "Как у месяца золоты рога... ").

По сравнению с песнями, которые пели в доме невесты, диаметрально менялось противопоставление своей и чужой семьи. Теперь "чужой" стала семья отца, поэтому невесте батюшкин хлеб есть не хочется: он горький, пахнет полынью; а Иванов хлеб — есть хочется: он сладкий, пахнет медом.

В величальных песнях просматривается общая схема создания образа: внешность человека, его одежда, богатство, хорошие душевные качества. Так, например, изображая тысяцкого, песня много внимания уделяет его роскошной шубе, в которой он во Божью церковь ходил, своего крестника женил. Холостой парень изображается на коне во всей своей красе, способной даже преобразить природу: луга зеленеют, сады расцветают. Сва­а — белая, потому что она умывалась белой пеной, доставленной из-за синего моря. Величание семьи напоминает колядки: хозяин с сыновьями — месяц со звездами, хозяйка с дочерями — ясно солнце со лучами ("У ворот сосенушка зеленая..."). Особым было величание вдовы — оно выражало сочувствие ее горю. Это достигалось с помощью символов: неогороженная нива, терем без верха, сени без подволоку, кунья шуба без поволоки, золотой перстень без подзолоты.

Величальные песни можно сравнить с гимнами, им свойствен­на торжественная интонация, высокая лексика. Конечно, все это достигалось фольклорными средствами. Ю. Г. Круглов отметил, что все художественные средства "употребляются в стро­гом соответствии с поэтическим содержанием величальных песен — они служат усилению, подчеркиванию самых красивых черт внешности величаемого, самых благородных черт его ха­рактера, самого великолепного со стороны поющих к нему отношения, то есть служат основному принципу поэтического содержания величальных песен — идеализации"3.

Цель корильных песен — создание карикатуры. Их основной художественный прием — гротеск. У жениха на горбу-то роща выросла, в голове-то мышь гнездо свила; у свахи спина-то — лавица, ж... —- хлебница, брюшина — болотина; дружка по лавкам ска­кал, пироги с полок таскал, по подлавочъю бродил да мышей наловил; тысяцкий сидит на коне, как ворона, а конь под ним — как корова. Портреты корильных песен сатиричны, в них утрируется безобразное. Этому служит сниженная лексика. Корильные песни достигали не только юмористической цели, но и высмеивали пьянство, жадность, глупость, лень, обман, хвастовство. Бестолковые сватушки поехали по невесту — заехали в огород, всю капусту полили пивом, молились верее (столбу), поклонялись тыну. Иногда в корильных песнях возникало ироническое цитирование стихов из песен величальных (например, копировали рефрен "Друженька хорошей, Друженька пригожий!").

Во всех произведениях свадебного фольклора использовалось обилие художественных средств: эпитеты, сравнения, символы, гиперболы, повторы, слова в ласковой форме (с уменьшительными суффиксами), синонимы, иносказания, обращения, восклицания и проч. Свадебный фольклор утверждал идеальный, возвышенный мир, живущий по законам добра и красоты.

studfiles.net

Свадебные песни - это... Что такое Свадебные песни?

СВАДЕБНЫЕ ПЕСНИ — песни, сопровождающие народный свадебный обряд. Происхождение свадебных обряда и песен очень сложное. В них заключаются пережитки глубочайшей старины и отпечатки позднейших эпох. Различные формы брака, последовательно сменявшие друг друга, до сих пор сохранили свои отражения в деревенской свадьбе и ее песнях. Так, те моменты свадебного ритуала, в которых жених представляется в виде какого-то наездника, разбойника, охотника, насильно добывающего себе невесту, отображают древнейшую форму брака, бытовавшую у славян — т. н. «умыкание», похищение невесты. В другие моменты свадебной «игры» (ср. распространенное в крестьянской среде выражение «играть свадьбу») жених представляется купцом, покупающим себе невесту, а самый брак — куплей — продажей. Приэтом невеста является лишь товаром, запродаваемым ее родителями жениху. Но не мог не отразиться в деревенском обряде и брак по обоюдному соглашению жениха и невесты, по их взаимной симпатии. Однако даже при преобладающем в последние десятилетия количестве браков по взаимному согласию брачущихся, в самом обряде и песнях господствуют мотивы брака по принуждению. Свадебная «игра» — это своеобразная драма, разыгрываемая по традиционно установленным ролям. Даже в тех случаях, когда девушка выходит замуж за любимого человека, она должна изображать «бедную горюшницу», отрываемую от родного отца — матери «злодеем», «чужим чужанином». Так велика с одной стороны сила традиции, с другой — своеобразная деревенская этика: не поплачет невеста вдоволь во время свадебной игры, ее родители будут кровно обижены. В соответствии с особым свадебным этикетом, свадебная игра разделяется на два диаметрально противоположных по настроению момента: до венца и после. В некоторых местностях России невеста, отъезжая к венцу, разрывает платок со словами: «Оставайся, горе, в чистом поле белым камешком», и после этого плач невесты будет так же позором для жениха и его родни, как и незаплаканное лицо невесты до этого — обида для ее родителей. Подобные условности свадебного обряда следует всегда иметь в виду при определении психологической правды как ритуала, так и песен. Однако то, что теперь является лишь обрядовой условностью, формальными пережитками старины, прежде имело значение вполне реального жизненного факта. Это должно относиться и к символике свадебных песен. Величание жениха князем, невесты — княгиней, почетных гостей — тысяцкими, боярами и т. д. в настоящее время имеют лишь психологическое значение: подобными титулами придается особенная торжественность игре и ее участникам. Но происхождение подобных величаний следует объяснять заимствованием в старое время многих подробностей свадебной обрядности и поэтики у господствовавших высших классов. Не даром сопоставление некоторых деревенских свадебных обрядов с церемониями древней царской свадьбы открывает поразительные факты сходства. Также проникали в крестьянский быт и свадебные обычаи боярства, купечества, наконец, городской интеллигенции. Наряду со всеми указанными заимствованиями крестьянская свадьба заключает в себе пережитки быта и поэтики общенародной старины. Помимо бытовой символики свадебные песни переполнены традиционными символами лирической песни, в известной мере уже поблекшими для современного сознания, в основе же своей б. ч. заключающие элементы первобытной эротики. Вариации свадебного обряда и песен крайне разнообразны. Материал собран огромный, но в настоящее время еще мало изучен. Свадебные песни по содержанию своему довольно разнообразны. В одних песнях, которые поются преимущественно на девичнике, обрисовывается обычно контраст между вольной жизнью девичьей и жизнью в замужестве, выражается горе девушки, расстающейся со своею роднёю ради чужого-чужанина, описывается прощание девушки со своею молодостью; в других (величальных — во время свадебного пира) воспевается родня жениха и невесты; задача третьих — усилить веселье, царящее по возвращении молодых от венца; в них не мало юмора и добродушной сатиры, направленной по адресу гостей — свата, свахи и др. От песен в собственном смысле следует отличить т. н. причеты или плачи, выполняемые самой невестой или б. ч. специально приглашенной плачеей, вопленницей, которая от имени невесты ведет жалобный причет, обрисовывающий ее горе (см. статью причитания). Библиография: Сборники материалов: 1) Песни, собранные П. В. Киреевским. Новая серия. Вып. I. Под редакцией В. Ф. Миллера и М. Н. Сперанского. М. 1911. 2) П. В. Шейн. Великорусс. Т. I, Вып. П. СПБ. 1900 г. Другие материалы см. в статье «Народная словесность».

dic.academic.ru

Древние свадебные песни текст

Самое ожидаемое и запоминающееся на всю жизнь торжество – это древние свадебные песни текст. Мероприятие имеет массу преимуществ. Оно красивое и романтичное. А тот момент, когда вам предлагают руку и сердце… Потом следуют воздушное белое платье невесты, фрак жениха, множество веселых гостей, поздравлений и полезных подарков. Вступив в законный брак, женщина может чувствовать себя более уверенно, ведь муж возьмет на себя обязанности по обеспечению семьи, будет заботиться о жене и детях. О назойливых ухажерах можно будет навсегда забыть.

А тамада на свадьбу в алматы на казахском языке увеличит количество ваших родственников, как минимум, вдвое. Сколько будет приятных минут в течение всей совместной жизни. Придется преодолевать трудности, но вместе переживать неприятности бывает легче, чем в одиночку. Даже домашние ссоры бывают полезны, потому что помогают приобрести опыт, умение отстаивать свои интересы и не пасовать перед начальством на работе.

Актобе, Алматы, Ангарск, Армавир, Архангельск, Астана, Астрахань, Атырау, Балаково, Балашиха, Барнаул, Белая Церковь, Белгород, Бийск, Бобруйск, Братск, Брест, Брянск, Великий Новгород, Винница, Витебск, Владивосток, Владикавказ, Владимир, Волгоград, Волжский, Вологда, Воронеж, Гомель, Горловка, Гродно, Грозный, Дзержинск, Днепродзержинск, Донецк, Екатеринбург, Житомир, Запорожье, Зеленоград, Иваново, Ивано-Франковск, Ижевск, Йошкар-Ола, Иркутск, Казань, Калининград, Калуга, Караганда, Кемерово, Киев, Киров, Кировоград, Комсомольск-на-Амуре, Костанай, Кострома, Краматорск, Краснодар, Красноярск, Кременчуг, Кривой Рог, Курган, Курск, Кызылорда, Липецк, Луганск, Луцк, Львов, Магнитогорск, Макеевка, Мариуполь, Махачкала, Минск, Могилёв, Москва, Мурманск, Набережные Челны, Нальчик, Нижневартовск, Нижнекамск, Нижний Новгород, Нижний Тагил, Николаев, Новокузнецк, Новороссийск, Новосибирск, Одесса, Омск, Орел, Оренбург, Орск, Павлодар, Пенза, Пермь, Петрозаводск, Петропавловск, Подольск, Полтава, Прокопьевск, Псков, Ровно, Ростов-на-Дону, Рыбинск, Рязань, Самара, Санкт-Петербург, Саранск, Саратов, Севастополь, Семей, Симферополь, Смоленск, Сочи, Ставрополь, Старый Оскол, Стерлитамак, Сумы, Сургут, Сыктывкар, Таганрог, Тамбов, Тараз, Тверь, Тернополь, Тольятти, Томск, Тула, Тюмень, Улан-Удэ, Ульяновск, Уральск, Усть-Каменогорск, Уфа, Хабаровск, Харьков, Херсон, Химки, Хмельницкий, Чебоксары, Челябинск, Череповец, Черкассы, Чернигов, Черновцы, Чита, Шахты, Шымкент, Энгельс, Южно-Сахалинск, Якутск, Ярославль

pepefe.tw1.ru