Древние символы птиц. Портал для тех, кому интересны символы, символика и символизм
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Занимательная орнитология или птицы – символ в искусстве. Древние символы птиц


Птица как символ

Из размышлений к семинару.

Расписание семинаров по "Сказке про можжевельник"

Нет запланированных мероприятий или точные даты пока не определены!

В "Сказке про можжевельник" мальчик, убитый мачехой и съеденный отцом, становится птичкой и поет песенку. Поэтому сегодняшний пост посвящен символу птицы.

Птица, как и положено символу, имеет много совершенно разных значений. Символы птиц присутствуют в мифологическом, библейском и сказочном сюжете, содержащем варианты о метаморфозе птиц и человека.

С образом птиц часто связываются мотивы созерцания, любования, добра, счастья, начала, надежды, положительного перехода, возрождения, утра, весны, солнечного восхода, прилежания, домашнего уюта, отцовского наследия, магического мира.

А еще огромному количеству людей известна страшная примета: птица постучала или влетела в окно как предвестник смерти... В народных сказках, похоронных причитаниях, легендах о богах смерть некоторых богов, героев, людей – это превращение их в птиц, полет на птицах, похищение птицами... Например, Иванушку уносили гуси-лебеди на съедение Бабе-Яге.

Поскольку этот текст посвящен символу, смерть мы тоже будем рассматривать тут символическую. Например, как часть процесса инициации, ритуала трансформации. Любой, кто проходит инициацию, "… должен желать участвовать в испытании, не надеясь на успех, фактически быть готовым к смерти. И хотя сама инициация может выглядеть достаточно мягкой (длительный пост, лишение зуба, нанесение татуировки) или мучительной (боль от обрезания, надрезания и других увечий), цель всегда одна: вызвать символическое переживание смерти, из которого может возникнуть символическое переживание нового рождения" – пишет Джозеф Льюис Хендерсон.

Безусловно речь прежде всего идет о трансформации души, символом которой и выступает очень часто образ той или иной птицы. Безусловно, будет большая разница в восприятии от того, какая именно птица появляется символически. И характером, и возможностями, и свойствами они сильно отличаются. Как правило, у каждого божества есть свои крылатые помощники.

Птицы сопровождают героя в его пути и в сражениях, тайком подавая ему совет ("маленькая птичка мне сказала"), часто именно герой понимает язык птиц.

Эта способность предполагает сообщение с Небом или помощь небесных сил, таких как ангелы. Птица на столбе – единение духа и материи, или символ бога солнца. Стаи птиц являются магическими или сверхъестественными силами, связанными с богами и героями.

Вообще птицы чаще всего рассматриваются как древний символ непреходящего, души, духа, божественного проявления, духов воздуха, духов мертвых, восхождения на Небо, возможности общаться с богами или входить в высшее состояние сознания, мысли, воображения.

В христианстве птицы – крылатые души, все духовное, души в Раю. Младенец Христос часто изображается держащим в руках птицу. На Мировом Древе или Древе Жизни место птиц на его вершине. В качестве птицы Мирового Древа в каждой конкретной традиции обычно выступает наиболее царственная птица – чаще всего орел, иногда обозначаемый как гром-птица, реже некий обобщенный образ большой ("главной") птицы, в отдельных случаях с фантастическими чертами. Птица как древний символ на Мировом Древе обозначает верх и в этом смысле противопоставлена животным классификаторам низа – хтоническим животным, прежде всего змее.

В разных источниках, как уже говорилось, встречается образ двух птиц, сидящих на вершине или верхних ветвях Мирового Древа справа и слева от вертикали ствола. Иногда это подчеркивает дуальность мира. Противоположности. Черное и Белое. Алконост и Сирин. В славянской традиции волшебных птиц больше.

Само Мировое древо, в различных описаниях, с птицами и змеями, может быть понято как род космологической модели. Птицы выступают часто как своего рода стражи богатства и гаранты правильности совершения ритуала. 

Трансформацией образа птицы на Мировом Древе является и сказочный мотив: в награду за спасение птенцов в гнезде на дереве (дубе) от Змея Орел, Ворон Воронович, Ноготь-птица и т.п. выносят героя из подземного царства, где он добыл живую воду, на землю.

Святая Хильдегарда Бингенская (1098–1179) написала в своем труде по естествознанию ("Liber de subtiltatum") о птице вообще следующие фразы: "Птицы холоднее животных, живущих на земле, т. к. размножаются не за счет сильного жара желания. Их мясо чище, чем мясо наземных животных, потому что они не выползают обнаженными из тела своей матери, а покрыты скорлупой. Некоторые живут за счет огненного воздуха и поэтому всегда стремятся, как огонь, вверх.

Те, кто охотно летает высоко, содержат в себе больше огненного воздуха, чем те, что летают низко над землей. […] Птицы символизируют силу, которая способствует разумной речи человека и заставляет его многое обдумывать заранее, прежде чем это воплощается в блестящем деянии. Как птицы поднимаются в воздух за счет своих перьев и держатся повсюду в воздухе, так и душа возвышается в теле за счет мышления и простирается надо всем".

С точки зрения символики птицы оцениваются в основном положительно.

Исключениями являются, среди прочего, в античной мифологии стимфалийские птицы, представляемые как персонификация жутких демонов в болотистой местности, а также гарпии в образе птиц, вылавливающие преступников и передающие их для наказания эриниям, т.е. они действуют в духе полиции нравов.

Но обычно существа, приближающиеся к небу с помощью своих крыльев, являются олицетворением человеческого желания избавиться от земной тяжести и, подобно ангелам, подняться в высшие сферы. Бестелесная душа человека часто изображается в образе птицы или в виде птицы с головой человека (часть души Ба древнеегипетской системы взглядов) или – это часто встречается в наскальных рисунках – в виде человека с головой птицы (что частично объясняется символическим изображением галлюцинаций полета при искаженных состояниях сознания).

Птицы как посредники в передаче выражения божественной воли играют значительную роль в предсказаниях древнеримских жрецов-авгуров, которые делали толкования на основе полета птиц. Птица, сражающаяся со змеей (например, Гаруда в Индии), считается воплощением преодоления низких инстинктов за счет духовности. В древнеиндийских "Упанишадах" речь идет о двух птицах, сидящих на дереве мира; одна ест фрукты (символ активной жизни), другая смотрит (символ стремления к познанию путем медитации).

В сказках часто рассказывается о том, что тому, кто понимает язык птиц, открываются важные знания, а также о способности людей превращаться в птиц и о том, что птицы хорошим (святым) людям приносят пищу.

Герой русских былин Вольга, охотясь на лебедей и уток, превращается в сокола. Сказочные девицы после купания обращаются в лебедиц, утиц или голубок (иногда это связано с утратой своей одежды и облачением в птичью). В птиц (сов, сорок и т.п.) могут обращаться и ведьмы, колдуны, злые духи.

Птице отведена значительная роль в ритуалах. В восточнославянской традиции характерна связь птиц со страной Ирий или Вырий, заморской райской страной; поэтому производилось выпускание птиц на волю, печенье ритуальных "птиц" из теста ("жаворонки") и т.п.

В диалектах многих языков птице придается второстепенное сексуальное значение (например, в китайском ниао – также пенис) или состояние безумия описывается как "иметь птицу" (в немецком), что является противопоставлением обычной символической оценке, которая выражается прежде всего в образе феникса или орла.

Птица – символ солнца (царя солнца), ветра, воздуха, тучи, грома с молнией, огня, времени, божества, создателя, творца, божественного посла, бессмертия, духа, души, женской основы, плодородия, родительской заботы, ребёнка, стремительного движения, приятности, чистоты, воздушности, вдохновения, пророчества, безумства, измены, ада, свободы, зрелища...

Расписание семинаров по "Сказке про можжевельник"

Нет запланированных мероприятий или точные даты пока не определены!

vlabirinteskazok.ru

Занимательная орнитология или птицы – символ в искусстве: vakin

Птицы всегда вызывали восторг способностями, которыми природа обделила человека. Ни тебе полететь к заоблачным высям навстречу солнцу, ни махнуть крылом в теплые края… Конечно, живописцы не обошли вниманием легкокрылых представителей фауны, где тем отведена особая роль: начать с того, что мировое яйцо — универсальный символ происхождения жизни.

Фредерик Лейтон. ОдалискаЛебедь, петух, павлин и щегол. Возлюбленные детища Творца?

Верующие в каждом живом создании искали знаки и уроки Господа. Так, на Алтаре апостола Петра из Грабова, выполненного Мастером Бертрамом из Миндена, изображены лебедь, петух, павлин и щегол, расположившиеся около своего Создателя. Быть может выбор художника субъективный и не самый убедительный с точки зрения важности этих пернатых в человеческой судьбе, но рассмотрим предложенный квартет болем внимательно.

Бертрам Мастер из Миндена. Алтарь апостола Петра из Грабова Предложить названиеXIV век

Щегол. Птичка невеличка, да коготок остер

Выше всех в изображенной сцене порхает щегол. Жизнерадостного и сообразительного щегла любят за пение и яркое оперение, за то, что птичка поддается дрессировке… Маленький храбрец еще и отличился перед Всевышним. В католической традиции бытовала легенда о том, что проворный малыш избавил Христа от засевшей в брови терновой колючки. Тогда-то капля крови случайно попала на оперение птички, и ее изображение в религиозных сюжетах — указание на будущие страдания сына Божьего ради искупления грехов человечества.

Бартоломе Эстебан Мурильо. Святая семья

Белые лебеди Бога посланники

Совершенство белоснежного оперения грациозных красавцев свидетельство гения Творца, и в христианской символике лебедь — один из атрибутов Девы Марии, символизирующий ее добродетели.

Превращение в прекрасную птицу было не редкостью для героев древнегреческих мифов, существовало и обобщающее понятие — «кикн», что означает «лебедь». Кикнами были и сын Аполлона, и сын Ареса, и сын Посейдона, и один из женихов Пенелопы, и друг Фаэтона… Неудивительно, что всемогущий и любвеобильный Зевс также прибегнул к трансформации, дабы сочетаться браком с Немесидой и Ледой. Леда снесла яйцо, из которого вылупились братья Диоскуры, олицетворяющие утреннюю и вечернюю зарю, и Прекрасная Елена — абсолют женской красоты. Человеческой, а не божественной. Как гласит латинская эпиграмма:"Трое в этом яйце, но несхожий им выпадет жребий: Звездами двое взрастут, третья — Троянской войной".

Сальвадор Дали. Атомная Леда1949, 61.1×45.3 см. Масло, Холст

Этот миф вдохновил многих живописцев, поскольку обессмертил союз земного и небесного, материального и духовного, воспел не ведающую преград страсть мужчины к избранной женщине, и магию женской красоты, заставляющую мужчину забыть обо всем на свете.

Николай Константинович Калмаков. Леда и лебедьXX век

Франсуа Буше. Леда и лебедь1742, 59.5×74 см. Масло, Холст

Питер Пауль Рубенс. Леда и Лебедь

Якопо Понтормо. Леда и лебедь

Поль Сезанн. Леда и лебедь

Антонио Корреджо. Леда и лебедь

Леонардо да Винчи. Леда (фрагмент)

Моногамные в природе, лебеди — эти благородные птицы, — стали для людей воплощением преданности, верной и чистой любви

Михаил Васильевич Нестеров. Два лада1905, 66×76 см

Кроме понятия «лебединая верность», не менее популярно устойчивое словосочетание «лебединая песня». Античные легенды гласят, что лебедь поет только перед смертью. На самом деле эта птица никогда не пела. И не споет. Но миф сохранился и воплотился в известный образ славянского фольклора: Царевна-Лебедь навечно покидает супруга, когда тому удается подсмотреть, как она сбрасывает перья. «Лебединую песнь» — последние мгновения жизни сказочной царевны, — изобразил Михаил Врубель. Его героиня смотрит с тревогой и страхом: она решается на фатальный шаг, оставляя бренный мир.

Михаил Александрович Врубель. Царевна-Лебедь1900, 93×142 см

И петух свои часы знает…

Этот представитель пернатых, прежде всего, известен тем, что будит по утрам пронзительным пением. Петух — символ не только бдительности, но и воскресения: его крик пробуждает ото сна, а пробуждение, по мнению христиан должно напоминать верующим о Страшном суде и всеобщем воскресении мёртвых.

Петух — эмблема отречения и раскаяния Петра. О причине такой символики единогласно сообщают все четыре евангелиста. Как следует из их записей, Христос открыл своему верному ученику, что в ночь после Тайной Вечери Петр успеет трижды отречься от него «прежде, нежели пропоет петух». Так и произошло. С тех пор петух стал неизменным атрибутом и постоянным укором отступника.

Жорж де Латур. Раскаяние св. Петра1645, 95×114 см

Несмотря на то, что благочестивый вестник зари принадлежал в качестве атрибута и другим святым — Галлунусу и Витту, — в христианском аллегорическом искусстве петух иногда персонифицировал один из семи смертных грехов — Похоть. Один кочет за всем курятником поспевает.

А вот на полотне Рембрандта ван Рейн «Ночной дозор» петух на поясе девочки — пародия на герб голландских ополченцев. Их называли кловенирами (klover — вид мушкета). Слово «кловенир» созвучно голландскому klauw — «птичий коготь». На гербах нидерландских гильдий самообороны изображались скрещенные лапы хищных птиц. У девочки же за поясом когтистые, четко выписанные лапки петуха. Ох уж эти доморощенные вояки!

Рембрандт Ван Рейн. Ночная стража437×363 см

Столь пышный символизм со временем начал сдавать свои позиции, но у некоторых художников была своя знаковая система и, например, в образный язык Марка Шагала органически вошли такие традиционно еврейские символы, как петух и рыба в значениях соответственно мужского и женского начала.

Марк Захарович Шагал. ПетухXX век

Знать паву по перьям

Экзотические птицы в качестве домашних любимцев были весьма популярны в Древнем Риме. Жители империи настолько любили своих питомцев, что не только увековечивали их в искусстве и поэзии, но даже хоронили питомцев со своими хозяевами. Павлин считался эмблемой императрицы и ее дочерей, тогда как орел был птицей императора.

Карло Кривелли. Благовещение со святым Эмидием в Асколи Пичено1486, 207×147 см

Роскошный хвост, на котором отразились все цвета радуги, воспринимался как универсальный знак единства Бытия. Свойство экзотической птицы сбрасывать дивные перья и вновь их отращивать вызвало появление мифа о нетленности его плоти. Скорее всего, павлин ассоциировался с феніксом — мифической птицей, возрождающейся из пепла. Эту идею восприняло христианское учение, и образ павлина вошел в иконографию как символ обновления и воскрешения Иисуса Христа — об этом свидетельствуют мозаики и настенная живопись в катакомбах Древнего Рима.

Довольно часто павлин представлялся на изображениях грота в Вифлееме, где родился Христос: два павлина, которые пьют из одной чаши, указывают на духовное возрождение.

Джироламо даи Либри (Girolamo dai Libri). Мадонна и дитя

Джироламо даи Либри (Girolamo dai Libri). Nativity

Раскрытый хвост павича похож на сотни глаз, которые наблюдают за нами. Из-за этого павлин ассоциируется и со всевидящим оком Бога. Перо павлина — эмблема святой Варвары.

В чередовании времени суток павлин соответствует сумеркам. Со змеей в клюве он обозначает победу света над тьмой.

Но нельзя забывать и о том, что церковь призывала к скромной смиренной жизни, и надменный, распустивший хвост павлин превратился в олицетворение греха гордыни, роскоши и тщеславия. В эпоху барокко на изображениях сцен крестного пути на Голгофу Иисус, лишенный своих одежд, искупает за людей грех тщеславия, которое представлено помещенным рядом павлином.

В России разводить этих экзотических птиц мог позволить себе только очень состоятельный человек и все качества, которые ненавидели в барине, переносились на «барскую птицу». Поэтому в России павлин — популярная аллегория надменности, самодовольства и спеси.

Для прерафаэлитов прекрасная птица — один из любимых символов — «красота ради красоты»

Сэр Фредерик Лейтон. Девушка кормит павлинов

Сэр Фредерик Лейтон. Павония

Очень любили использовать павлина в декоративных сюжетах представители арт-нуово. Интерьер ювелирного магазина Жоржа Фуке, разработанный Альфонсом Мухой, экспонируется в музее истории Парижа.

Альфонс Муха. Павлин

Особое место павлин занимал в творчестве Натальи Гончаровой. Он был ее символом, символом ее искусства, знаком единства Бытия, уходящим корнями в древние культуры. Художница рисовала одного и того же павлина в 5 стилях, но сохранилось только 2 варианта (на «египетский» манер, в виде «русской вышивки»).

Наталья Сергеевна Гончарова. Павлин под ярким солнцем (стиль египетский)

Наталья Сергеевна Гончарова. Павлин (стиль русской вышивки)

Известная в 20-х годах XX столетия светская львица, аристократка маркиза Луиза Казати часто использовала павлина и как аксессуар и к своим авангардистским нарядам, и к театральным костюмам, в которых она появлялась на пресловутых маскарадах. Переливающиеся всеми цветами радуги перья павлина идеально соответствовали экстравагантным выходкам маркизы. На один бал Луиза Казати одела головной убор из павлиньих перьев, на другом светская львица появилась как золотая богиня, с живым павлином на поводке.

Джованни Больдини. Портрет маркизы Луизы Казати1914

Попугай. Всякая птица безгрешна

Смешливые обитатели тропических лесов, еще в античные времена завезенные в Европу, тоже попали в иконографию. За экзотичность и способность имитировать человеческую речь к ним с уважением относились еще древние римляне. Об этом свидетельствует римская мозаика III века, на которой изображены друг над другом, головами в разные стороны: внизу — цесарка, вверху — попугай. Цесарка представляет земное, нижнее, стихийное женское начало. Эти птицы отличаются плотным «тельцем», а, услышав подозрительный шум, подхватываются с места, забывая и о яйцах, и о птенцах. Другое дело — попугай: он хорош собой, бесстрашно сражается и за детенышей, и за свою свободу, да и «говорит», почти как человек. В общем, птица более высокого полета, и для античных ценителей фауны попугай представлял доминирующее мужское, интеллектуальное начало в этом, казалось бы, нелогичном дуэте.

Ян ван Эйк. Мадонна каноника Георга ван дер Пале1436, 157×122 см

Пернатый гость из восточных краев в Средневековье не растерял перьев с «хвоста мифов» о себе. Бытовало поверье о том, что перья попугая не мокнут под дождем, поскольку он сам может вызывать дождь. За эту способность его почитали как один из символов Девы Марии, сохранившей свою девственность и чистоту.

Балтазар ван дер Аст. Натюрморт с фруктами

В христианской символике попугай истолковывается как человек, так как эта птица может в совершенстве подражать человеческой речи. Именно это значение было популярно в голландкой живописи. Если взглянуть на натюрморт с фруктами Балтазара ван дер Аста, то на первый взгляд все кажется просто: два попугая опрокинули корзину с фруктами, которые рассыпались по столу. Обычное дело: птицы использованы в сюжете ради того, чтобы показать достаток и изобилие.

Но голландцы и тут не преминули зашифровать назидательный месседж: маленький попугай не обращает внимания на пролетающую мушку — земной соблазн, — а, открыв клюв, пытается подражать слышимым звукам. А крупный попугай сосредоточенно смотрит вниз, где на столе виднеются две груши — «человеческие» символы: праматерью Евы считается грушёвое дерево.

Традиция символического прочтения голландской живописи стремительно угасала к рубежу XVIII—XIX векав, и в дальнейшем зрителю предоставили свободу в расшифровке морального девиза картин. А заморские птицы уже не представляли собой диковинку, став привычным атрибутом экстравагантных господ.

Джованни Баттиста Тьеполо. Молодая женщина с попугаем

Мельхиор де Хондекутер. Зверинец

Эдуар Мане. Женщина с попугаем

Птицы — весьма популярные действующие персонажи в живописи, и на протяжении столетий занимали свое место в иконографии.

Сова — не только символ мудрости, но и предвестница смерти, зла. Ворон из-за черного оперения и привычки питаться падалью — знак дьявола.

Ласточка, в греческой мифологии — птица, посвященная Афродите, а в христианской символике — символ жажды духовной пищи и считается одним из воплощений Иисуса Христа.

Пеликан — аллегория самопожертвования.

Сорока стала символом болтливости и продажности.

Голубь — это чистая и безгрешная душа. Существует даже легенда, что дьявол и ведьмы могут превратиться в любое существо, кроме голубя и овцы.

Перепелка олицетворяет весну и обновление, куропатка — сладострастие.

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Левая створка. Фрагмент

Андреа дель Верроккьо. Крещение Христа

Корнелис ван Харлем. Грехопадение

Питер Брейгель Старший. Черный ворон

Питер Брейгель Старший. Сорока на виселице

Пристальное внимание к животному миру привлекла художников-натуралистов эпоха научных открытий.

Мельхиор де Хондекутер. Пернатые

Мельхиор де Хондекутер. Птицы в парке

На иных картинах — полным-полно экзотики. Льюис Кэрррол сочинил историю для Алисы Линделл, и не только Джон Тенниел запечатлел птицу додо и сцену игры в крикет.

Родни Мэтьюз. Закрытые гонки

Впрочем, внимание публики может быть приковано и к самым «простым» представителям мира пернатых. Благодаря роману «Щегол» Донны Тартт, картина и птица образуют совершенно иной символический ряд.

Карел Фабрициус. Щегол1654, 23×34 см

«…Я смущенно наклонился и взглянул на картину. Она была маленькой, самой маленькой на всей выставке и самой простой: желтый щегол на незатейливом бледном фоне прикован к насесту за веточку-ножку.

— Он был учеником Рембрандта и учителем Вермеера, — сказала мама. — И это крошечное полотно — то самое недостающее звено между ними. Ясный чистый дневной свет — сразу видно, откуда взялся у Вермеера свет такого качества. Конечно, в детстве я ни о чем таком и не подозревала, ни о какой исторической важности. Но она тут.

Я отступил назад, чтобы получше разглядеть картину. Птичка была серьезной, деловитой — никакой сентиментальности, — и то, как ловко, ладно вся она подобралась на жердочке, ее яркость и тревожный, настороженный взгляд напомнили мне детские фотографии моей матери — темноголового щегла с внимательными глазами.

— Знаменитая трагедия в истории Голландии, — говорила мама. — Была разрушена большая часть города.

— Что?

— Взрыв в Дельфте. При котором погиб Фабрициус… Учительница вон там рассказывала про это детям, не слышал?

…В семнадцатом веке в Дельфте взорвались пороховые склады… Фабрициус погиб, и его мастерская была разрушена. Почти все картины были уничтожены, кроме вот этой… Он был одним из величайших художников своего времени, в одну из великих эпох живописи. Он был очень очень знаменит. Печально, потому что сохранилось всего-то пять или шесть его картин. Остальное сгинуло — все-все его работы…» — впрочем, это уже другая история.

Автор Елена НастюкИсточник - Артхив

А также статьи о символах в искусстве в моих постах - "На лепестках Цветов написано посланье", "Пятое чувство: обоняние и его символы в живописи" и "Неразлучны, как рука и.... перчатка - символ в искусстве"

vakin.livejournal.com

Символика птиц у восточных славян - История искусства

На ранних стадиях своего развития человек не выделял себя из материального мира, неразрывно связывал себя с окружающей природой. Поэтому древнее мифотворчество было ни чем иным, как выражением особой формы общественного сознания, способом осмысления окружающего мира.

Оформление слова-символа проходит три этапа: 1) возникновение в сознании реального (предметного) символа (кукушка-птица), 2) возникновение типичного словесного контекстуального окружения с таким символом (кукушка себе гнезда не мостит, кукушка свое гнездо не вьет), 3) обретение словом-символом относительной свободы употребления в разных контекстах, позволяющих реализовывать символическое значение (кукушка - символ бездомной матери, чьих детей воспитывают другие). Вместе с тем каждая культурная модель, отображенная в соответствующем языке, включает в себя также те или иные приобретенные в процессе исторического развития универсальные черты в сфере мировоззрения, обычаев, традиций.

Художественная символика птиц славян формировалась сначала в силу языческих представлений, а затем под влиянием христианства. Языческий период символотворчества тесно связан с магическим мышлением, обрядами. Христианство принесло иное понимание роли пернатых в устройстве мира. Главным источником информации стала Библия. Притчи послужили основой классификации птиц на святых (аист, голубь, дрозд, жаворонок, клест, ласточка, лебедь, чайка) и дьявольских (воробей, ворона, гагара, коршун, кулик, сорока, удод, утка, ястреб, сова, сыч, филин).

Символ лебедя у восточных славянСлева: Михаил Врубель. Царевна Лебедь. Справа: А.Куркин. Иллюстрация к сказке о царе Салтане.

Славянские народности принимали птиц за общепринятый художественно-поэтический образ, под которым представлялись ветры, облака, молнии и свет. Стихиям приписывались свойства птиц, олицетворяющих небесные грозы и бури. Любимыми и главнейшими воплощениями бога-громовика были орел и сокол.

Орел в славянской народной традиции является символом небесной (солнечной) энергии, огня и бессмертия, а потому в языковых картинах россиян и украинцев орел содержит характеристику "быстрого, смелого, отважного человека". Древние славянские мифологемы несли такой сильный заряд положительной коннотации, который не исчез на протяжении тысячелетий. У восточных славян орел, летающий над войском, предвещал ему победу. Хотя украинцы воспринимают орла как вестника и радости и горя. Христианская символика орла противоречива. С одной стороны он символизирует гордость, надменность, с другой олицетворяет Божью любовь, юность и бодрость духа. Сегодня орел - традиционный символ государственной власти. Его изображения украшают гербы и монеты.

Образ вороны, ворона и орла восточных славянВверху и по центру: Иван Билибин. Образы ворона и вороны. Заставки к русским народным сказкам "Василиса Прекрасная" и "Марья Моревна". Внизу: Виктор Васнецов. Декоративное меню обеда и Святый Георгий Победоносец. Детали композиций.

Сокол - птица, быстрая как свет, как молния. В народных русских песнях и сказках сокола величают: свет ясен сокол. Слово "ясный" совмещает в себе понятия светоносности и скорости. Мужская символика сокола связана с культом этой птицы-тотема, в которого перевоплощался бог Род. Сравните сокол, соколик - ласковый, милый, любезный друг, молодчик. В народных песнях сокол - постоянный эпитет молодца. В "Слове о полку Игореве" певец сравнивает с 10-ю соколами и стадом лебедей Бояновы персты и струны, называет соколом воина. Народный язык изображает в соколе идеального героя. В сказках красивого молодца, тайно посещавшего возлюбленную называли Финист ясный Сокол. У восточных славян сокол также является символом человеческой красоты, разума, силы.

Славянские племена считали всех хищных птицы олицетворением ветров, предвестниками не только атмосферных явлений, но и грядущий войн, победы или поражения, смерти и пожаров. Коршун и ястреб, образуя единый образ крупной хищной птицы, наделялся символикой нечистоты и смерти, демоническими и отвращающими свойствами. Эту символику наиболее полно отражает украинский обряд изгнания и похорон этой птицы в первый понедельник Петровского поста. В украинском обряде изгнания коршуна прослеживается функциональная общность коршуна с вороном, поэтическим воплощением которых в текстах песен является образ "черной птицы", несущей смерть. Такое же сходство демонстрирует детская игра в коршуна или ворона, в которой эти птицы наделяются общей символикой смерти. В украинских вариантах этой игры «ворон» роет ямку, чтобы варить кипяток и заливать ими очи детям за то, что они поели его пищу. У украинцев и русских подобная игра называется "В коршуна» (у чехов и боснийцев - "В ястреба"). У белорусов коршун копает ямку, чтобы собирать камешки и выбивать ими детям зубы.

Мифологические представления славян о вороне были связаны с его окрасом и свойством питаются падалью. Эта птица связана с миром мертвых. В северорусских похоронных причитаниях смерть залетает в окно черным вороном. Он предчувствует и предсказывает скорую смерть.

Ворон часто упоминается в народных легендах и сказках, где надо воскресить убитого с помощью мертвой или живой воды. Последнюю и приносит ворон. Постоянный эпитет ворона - вещий; песни и сказки наделяют его даром слова и предвещаний. В христианской символике черный ворон - символ греха.

Хищным и черным птицам противопоставяется голубь. Подобно ласточке, жаворонку и аисту голубь - святая птица. Это представление восходит к христианской традиции. Облик голубей, особенно белых, принимают добрые души, а облик черных воронов и ворон - злые. Свадебные обряды славян изображениями голубя отражают брачную символику. Поныне пара воркующих голубей является символом влюбленных. У украинцев фигурки голубя из теста встречаются на свадебном хлебе. Если голуби и ласточки летают около дома, где происходит свадьба, это предвещает молодым счастье в браке. Закарпатские украинцы считают, что если дать девушке и парню по половине сердца голубя, они будут вечно любить друг друга.

Образы аиста и филина у восточных славянСлева: Ф. Вендиш. Товарищество А.И. Абрикосова и сыновей. Плакат. Справа: Константин Васильев. Человек с филином.

Другой не менее почитаемой птицей славян является аист. Нам до сих пор известно поверье, что аист приносит счастье и детей. Для восточных славян характерны также приметы, связанные с первым аистом. Так, встреча весной с парой аистов сулит девушке замужество. При первой встрече с аистом нужно иметь при себе деньги; деньги в кармане в этом случае предвещают "богатства ключи" - изобилие, если же ничего нет - убытки. Происхождение аиста связывают с человеком. Согласно легенде, Бог дал человеку мешок с гадами, чтобы тот бросил его в море, строго запретив развязывать его и заглядывать туда. Любопытный человек нарушил запрет и вся нечисть расползлась по земле. В наказание Бог превратил его в аиста, чтобы он собирал и уничтожал гадов, очищая от них землю. Белорусы и украинцы аисту приписываю некоторые человеческие особенности: человеческие пальцы, понимание языка, наличие души, плач слезами и др.

Ласточка - славянский символ счастья и добра. Индоевропейцы считали ласточку символом опасности, ненадежности, недолговечности жизни и счастья. Они верили, что ласточка - предвестник восхода солнца и прихода весны. Восточные славяня с этой птицей связывали много погодных примет. Так, если ласточки летают низко над водой - будет дождь, если летают высоко - к хорошей погоде. Благовещение без ласточек - холодная весна. В христианской символике ласточка олицетворяет жажду духовной жизни, воскрешение. Считалось грехом разрушить гнездо ласточки или украсть ее яйца. А у того, кто разорит ее гнездо, появятся веснушки. Говорят, что за убийство ласточки или разорения ее гнезда Бог карает злодея смертью, дом его - пожаром, а скотину - мором.

В народном представлении существует ряд птичьих художественных образов-символов, наиболее характерных для восточного славянства. У каждого народа имеются общие образы-символы, появление которых уходит в далекое прошлое их долгого совместного сосуществования. Однако у каждого из них находим и такие дифференцирующие символы, которые появились, судя по всему, уже в период их выделения из общевосточнолавянского этно- и глоттоединства.

Тэг:

zen-designer.ru

Птица образ и символ

Птица Голубь Птица Голубь

Каждое крылатое существо имеет символический смысл. Согласно Юнгу, птицы всегда доброжелательны, ибо благодаря связи с воздушной стихией считаются посланцами высшего мира. В «Наскальных рисунках Европы» Кюн приводит картину с изображением охоты на бизона. Важно, что рядом с бизоном изображен раненый охотник, около которого на шесте сидит птица. Вероятно, она символизирует душу, которая готова улететь от тела. Использование птицы как символа души встречается в фольклоре всех народов мира. Обычно птицы выступают в функции волшебного помощника или вестника, а также представляют духов или ангелов, сверхъестественную помощь мысли и полеты фантазии. Вместе с тем они являются воплощением человеческой души (в причитаниях).

Вдова сравнивалась с кукушкой, осиротевший после смерти хозяина дом — с опустевшим гнездом. Считалось, что именно птица приносит родным весть с того света:

  Вот придет-то лето теплое,   Закукует в бору кукушечка,   А я выйду, горька горюшечка,   На прекрасное крылечко.   Загорюю я, сироточка,   Заболит мое сердечушко.

В индийской сказке великан объясняет своей дочери, где он хранит свою душу: «На горе растет дерево, его охраняют тигры, медведи, скорпионы и змеи, наверху дерева находится большая толстая змея, на ее голове — маленькая клетка, в клетке — птица. Эта птица и есть моя душа». Данный сюжет перекликается с русской сказкой, где в утке спрятана смерть Кощея Бессмертного («На дубу сундук (ларец), в сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо, а в яйце смерть»).

В христианской традиции птица (голубь) является олицетворением Святого Духа. Однако в данном случае символика связана не столько с семантикой птицы как таковой, сколько с ее белым цветом. Символика же птицы в Библии гораздо шире, о чем свидетельствует отрывок из Апокалипсиса: «И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы» (Апок., 18: 2).

Птицы, как и рыба, первоначально были фаллическим символом, наделенным созидательной силой. В фольклоре это качество привело к появлению большого числа сюжетов о говорящих птицах, которые могут открывать тайны, околдовывать героев, погружая их в волшебный сон, и, напротив, снимать колдовские чары. Иногда птицу рассматривают как метафору возлюбленного. Лефлер добавляет, что в мифах и фольклоре птицы воспринимаются как умные помощники героев. Они происходят от огромных птиц-демиургов древних народов, носителей небесных посланий и создателей нижнего мира. Отсюда и последующее значение птиц как посланцев.

Особенный цвет птиц является фактором, который определяет их второе значение. Голубая птица рассматривается Башляром как «результат воздушного движения», иначе говоря, четко ассоциируется с идеями. Но с нашей точки зрения, хотя это и может быть их источником, конечной целью идей является совсем иное. Они обозначают символ невозможного (как, например, голубая роза).

В алхимии птица обозначает силы, находящиеся в активном движении, здесь точный смысл можно установить по нахождению птицы: набирая высоту, она выражает испарение или сублимацию, пикируя к земле, птица выражает выпадение осадков и конденсацию. Соединившись вместе, эти два символических движения образуют единую фигуру, которая выражает дистилляцию.

Как крылатые существа, птицы противопоставляются бескрылым, они образуют символ воздуха, непостоянство противопоставляется устойчивости. Однако, как указывает Диль, птицы и особенно стаи птиц (поскольку множество всегда является знаком отрицания) могут выражать и тяжелые последствия. Так, например, рой насекомых символизирует силы, находящиеся в процессе разложения, а также силы, которые плодородны, беспокойны, неопределенны и рассыпаются.

В легенде о Геракле стимфалийские птицы обозначают стагнацию души и паралич духа, отрицают застойные злые желания. «Гигантская птица» всегда символизирует созидательное божество. В индуистской ведической традиции солнце изображается в образе огромной птицы, орла или лебедя. Эту солнечную птицу зовут Гарудой, «истребителем нагов или змей». Аналогичная птица (Рух) представлена в арабских сказках. В древнеегипетских иероглифах знак птицы с человеческой головой обозначает душу, которая отлетает от тела после смерти. В германской традиции встречаются и другие примеры солнечной птицы. Она также является символом штормов. В скандинавской мифологии упоминается о гигантской птице, называемой Хресвельг, от взмахов крыльев которой поднимается ветер.

У индейцев Северной Америки высшее существо часто приравнивалось к мифологическому воплощению молнии и грома в виде огромной птицы. Ей противостоит герой нижнего мира в виде змеи или змея. Иногда, как в греческой иконографии, их изображают с человеческими головами. В Коране рассказывается, что во время своего вознесения на небеса пророк Мухаммед обнаружил, что стоит в центре огромной площади, где находится Дерево жизни, чьи плоды возвращают молодость всем тем, кто их отведает. Дерево жизни окружено рощами и аллеями лиственных деревьев, на которых сидит множество птиц с ярким оперением, они сладкозвучно поют, это души правоверных. Души грешников, напротив, превращаются в хищных птиц.

Другими словами, птицы, как и ангелы, являются символами мысли, воображения и быстроты духовных процессов и отношений. Они относятся к элементу воздуха и, как обозначено в случае с орлом, указывают на «возвышенность» и, соответственно, на «низменность» духа. Данное общее символическое значение иногда сужается исключительно до особенного смысла, как часто бывает в традиционном символизме. Так, один священник описывает в своей проповеди различные типы духовности в людях как соответствующие различным видам птиц. Как он говорит, некоторые птицы, например голуби, простодушны; другие пронырливы, как куропатки. Одни могут подлететь на руку, как сокол, другие отлетают прочь, как курица. Некоторым нравится общество людей, среди них ласточки, другие предпочитают одиночество и уединение, среди них горлицы. Низко летающие птицы символизируют связь с землей, высоко летающие — духовное стремление.

«Энциклопедия Символы и Знаки»

sigils.ru

Что означает символ птицы у славян?

Птицы - древний символ непреходящего, души, духа, божественного проявления, духов воздуха, духов мертвых, восхождения на Небо, возможности общаться с богами или входить в высшее состояние сознания, мысли, воображения. Древние символы: Птицы Большие птицы как древний символ часто идентифицируются с солярными божествами, богами грома и ветра, а их языки рассматриваются как молнии. Птицы являются частью символизма дерева: сила божества нисходит в дерево или на его символ - ствол. Две птицы на дереве (иногда одна из них темная, а другая светлая) олицетворяют дуализм, тьму и свет, проявленное и неявленное, два полушария. Птицы часто появляются на ветвях Древа Жизни со змеей у его основания; это сочетание символизирует союз воздуха и огня. Птица и змея в конфликте олицетворяют солярные и хтонические силы, находящиеся в состоянии войны. Легендарные птицы как древний символ часто олицетворяют небесные области и силы, противостоящие хтонической змее. Часто птицы сопровождают героя в его подвигах или в поражении дракона, тайком подавая ему совет («маленькая птичка мне сказала»), и герой понимает язык птиц. Эта способность предполагает сообщение с Небом или помощь небесных сил, таких как ангелы. Птица на столбе - единение духа и материи, или символ бога солнца. Стаи птиц являются магическими или сверхъестественными силами, связанными с богами и героями. В христианстве птицы - крылатые души, все духовное, души в Раю. Младенец Христос часто изображается держащим в руках птицу. На Мировом Древе или Древе Жизни место птиц на его вершине. В качестве птицы Мирового Древа в каждой конкретной традиции обычно выступает наиболее царственная птица - чаще всего орел, иногда обозначаемый как гром-птица, реже некий обобщенный образ большой («главной») птицы, в отдельных случаях с фантастическими чертами. Птица как древний символ на Мировом Древе обозначает верх и в этом смысле противопоставлена животным классификаторам низа - хтоническим животным, прежде всего змее. Многие мифологические и сказочные тексты, а также произведения изобразительного искусства изображают поединок птицы (орла) и змеи, в котором птица выступает как пернатый помощник бога (чаще бога грома) либо непосредственно противостоит змее. Мотив подобного поединка нередко сохраняет еледы поединка бога и его противника, тем более, что птица вершины Мирового Древа в разных традициях соотносится с громовержцем: Зевсом, Юпитером, Индрой, Перкунасом и др., но в реконструкции также увязывается с образом Мирового Древа. Древние символы: Значение Птиц В разных источниках, как уже говорилось, встречается образ двух птиц, сидящих на вершине или верхних ветвях Мирового Древа справа и слева от вертикали ствола. В этих случаях вся схема (то есть Мировое Древо) может быть понята как род космологической модели. Вместе с тем в ритуальном плане эта пара птиц как древний символ воплощает собой идею плодородия, благополучия, богатства. Птицы выступают здесь как своего рода стражи богатства и гаранты правильности совершения ритуала. Трансформацией образа птицы на Мировом Древе является и сказочный мотив: в награду за спасение птенцов в гнезде на дереве (дубе) от Змея Орел, Ворон Воронович, Ноготь-птица и т. п. выносят героя из подземного царства, где он добыл живую воду, на землю. Герой русских былин Вольга, охотясь на лебедей и уток, превращается в сокола. Сказочные девицы после купания обращаются в лебедиц, утиц или голубок (иногда это связано с утратой своей одежды и облачением в птичью). В птиц (сов, сорок и т. п.) могут обращаться и ведьмы, колдуны, злые духи. Понимание птичьего языка в мифологии и фольклоре приписывается обычно персонажам, которые особенно близки к природе, часто обладают магической властью над нею. Птице отведена значительная роль в ритуалах. В восточнославянской традиции характерна связь птиц с вырием, заморской райской страной; поэтому производилось выпускание птиц на волю, печенье ритуальных «птиц» из теста («жаворонки») и т. п.

otvetof.org

Животные как символы картины Мира

19718 html_m4db01fec

В человеческом сознании животные (звери, птицы, рыбы, насекомые и др.) выступают как символы, на основе которых составляются образные картины тех или иных аспектов бытия. Символика животных распространяется и на высшие основы самого человека (так, представления о душе находят выражение в облике птицы).

Древние египтяне полагали, что определенные животные могут воплощать космические и божественные энергии. Двенадцать животных зодиака представляют собой архетипические символы и олицетворяют замкнутый цикл энергий.

Аист

«Обретший бессмертие улетает на аисте в небо» (аист и журавль – символы бессмертия) 

Аист символизирует новую жизнь, приход весны, удачу, дочернюю или сыновью привязанность. В христианстве аист олицетворяет чистоту, целомудрие, благочестие, бдительность. На Востоке аист – символ бессмертия. У славян аист – древняя птица-тотем, символ родины, семейного благополучия, домашнего уюта, любви к родному дому. Наказание за разорение гнезда или убийство аиста – огонь, испепеляющий дом убийцы или его самого. Существует поверье, что новорожденных детей приносит аист. Аист, несущий младенца, – символ крестин.

Бабочка

^  

В настоящее время в символике бабочки преобладает значение ветреницы, беззаботного существа, но также и чистой радости. В древности же она представлялась символом трансформации и бессмертия благодаря своему жизненному циклу: жизнь (яркая гусеница) – смерть (темная куколка) – возрождение (свободный полет души). Бабочка – символ души во многих регионах мира. В Китае это символ легких развлечений и знак влюбленных. В Японии бабочка – символ непостоянного и ветреного любовника, а также женской суетливости и ремесла гейши; две бабочки – супружеское счастье.

^

Баран (овен)

Голова барана 

Один из важнейших символов и одна из самых распространенных в мире эмблем (в вариантах: агнец, золотое руно, голова барана, рога барана). Баран символизирует огонь, солнечную энергию, пылкую страсть, мужество, импульсивность, упрямство. Во многих культурах с древнейших времен означает мужскую силу и сексуальную потенцию. Символ стихии – как созидательной, так и разрушительной, требующей жертв.

В современном бытовом понимании слово «баран» часто служит синонимом тупости или тупого упрямства.

Бык

^  

Символ плодородия земли. Самый распространенный символ сексуальной силы, а также насилия и ярости. Это воплощенная мощь, власть, мужская плодовитость. Символ божественности, царственности, стихийных сил природы, изменявший значения в различные эпохи и в разных культурах. Рога быка – знак полной Луны, его огромное тело – опора мира в исламской и ведической традициях; его обильное семя подпитывается Луной в иранской мифологии; его мычание, топанье копытами и трясение рогами повсеместно связывается с громом и землетрясением.

Волк

^  

Символика волка двойственна.

Негативная символика: свирепость, коварство, жадность, жестокость, зло, прожорливость и сексуальность. Истории о ведьмах, превратившихся в волков, и о мужчинах, ставших оборотнями, олицетворяют страх перед одержимостью демонами и мужским насилием.

^  храбрость, победа, забота о пропитании семьи. Волк – распространенный символ познания через опыт, эмблема воинов.

В геральдике волк – символ злости, прожорливости, жадности.

^

Ворон, ворона

Ворон на щите – символ очищения 

«Дщери иерусалимские! Черна я, но красива» (алхимический символ) 

Ворон и ворона имеют схожую символику. С одной стороны, во́роны связаны с войной, смертью, запустением, злом и несчастьями. Из-за своей черноты они считаются символами хаоса и тьмы, предшествовавшей свету творения. С другой стороны, ворон – символ мудрости и справедливости. У ворона есть связь с миром мертвых, ему под силу достать живую и мертвую воду. Бытует мнение, что ворон – помощник в путешествии и предсказатель. Существует поверье, что, когда воро́ны начинают покидать свои гнезда, это предвещает голод или другие несчастья.

Голубь

^  

Мир, чистота, любовь, безмятежность, надежда. Традиционный христианский символ Святого Духа и крещения. Существует легенда, что дьявол и ведьмы могут превратиться в любое существо, кроме голубя и овцы. Голубиное воркование связывают как с сексом, так и с рождением детей. Пара голубей – символ сексуальной гармонии; поэтому голубка стала персонификацией нежной жены. Голубь с лавровой ветвью – символ мира, голубь с рогом изобилия – счастливая случайность. На Востоке голубь – один из многих символов долголетия.

Дельфин

«Мальчик с дельфином» (Андреа дель Вероккио, 1475 год. Скульптура для фонтана) 

Дельфин символизирует любовь, мощь моря, скорость, спасение, превращение. Это друг человека в морской стихии и ее символ. Дельфин также – символ безграничной радости, игривости, непредсказуемости и даже духовного просветления. В Древней Греции повелитель вод Посейдон, (римский аналог – Нептун), часто изображался в повозке, которую тянули дельфины. Как символ жертвы христовой дельфин часто изображается пронзенным трезубцем или якорем (тайным символом креста). В переплетении с якорем дельфин является символом осторожности, ограничения скорости: «Спеши медленно».

^

Жаба, лягушка

Стилизованное изображение лягушки 

Жаба – один из атрибутов колдовства. Согласно европейским суевериям, это спутница ведьм, напоминающая о смерти и мучениях грешников. В то же время жабу, олицетворяющую в Средние века тьму и зло, жадность и похоть, связывают с рождением и возрождением. Символ уродства, за которым может таиться прекрасная душа. Также символизирует долголетие и богатство: считается, что жаба, подобно змее, несет во лбу драгоценный камень, притягивающий удачу.

Лягушка – широко распространенный символ плодовитости, предвестница весенних дождей и пробуждения природы.

Журавль

^  

В Китае и Японии журавль символизирует бдительность, долголетие, мудрость, преданность, честь. Изображение журавля, летящего к Солнцу, – символ общественных устремлений, его белоснежное тело – символ чистоты, красная голова – огонь жизни. В Индии и в некоторых кельтских регионах журавль – символ предательства, предвестник несчастий. На Руси журавли наравне с аистами и соловьями считаются «божьими птицами», их символика связана с Солнцем.

Во всем мире журавль является символом общения с богами.

^

Змея: общая символика

Питон (Греция) 

Змея – универсальный и наиболее сложный из всех символов, воплощенных в животных, а также самый распространенный и, возможно, самый древний из них. Змея означает смерть и уничтожение, но также жизнь и воскресение. Это и солнечное начало, и лунное, свет и тьма, добро и зло, мудрость и слепая страсть, исцеление и яд, хранитель и разрушитель. Такая двойственность символики заставляет балансировать между страхом и поклонением, змея предстает то героем, то монстром.

^

Змея: положительная символика

«Змеиная сила» 

Пример положительной символики змеи – понятие кундалини: символ внутренней силы, психической энергии, змееподобный клубок жизненной энергии, дремлющей в основании позвоночника. Энергию кундалини называют «змеиной силой». Иногда ее изображают в виде свернувшейся змеи с головами на обоих концах. В Индии и других регионах змеи часто считаются хранителями святынь, источников воды и сокровищ. Эта традиция связана с символикой плодородия, присущей змее, и с поверьем, что драгоценные камни – это застывшая слюна змей.

^

Змея: негативная символика

Иллюстрация к «Поэме о Гильгамеше» (печать Шумеро-Аккадского царства) 

Если рассматривать пугающую часть символики змеи, то она – явный прообраз драконов и морских змей или змееподобных гибридов, символизирующих множество опасностей, подстерегающих человека в жизни. Змея – одно из самых дурных предзнаменований, символ тьмы, зла, ненависти, греха, искушения, обмана. Змею обвиняют в том, что из-за нее люди потеряли Божий дар вечной жизни.

Змеи были непременным атрибутом колдуний, ведьмовские зелья включали в себя некоторые части змей.

^

Змея: космогоническая символика

Змея и яйцо (образ змеи, поддерживающей мир) 

Змея является в первую очередь магическим символом сил, породивших жизнь. Змея, кусающая себя за хвост, – символ не только вечности, но и божественной самодостаточности. Образ змеи, охраняющей отложенные ею яйца, ассоциируется с огромной змеей, обвившей весь мир и поддерживающей его или помогающей земному диску плавать в окружающем его Океане. Змея находится в постоянном контакте с силами земли, вод, тьмы и загробного мира – одинокая, хладнокровная, скрытная, способная омолаживаться, сбрасывая кожу.

^

Змея как символ мудрости

Змея, обвившаяся вокруг жезла 

Тотемный символизм в сочетании с верой, что змеи знают тайны земли и способны видеть в темноте, наделяют змей мудростью или даром прорицания. «Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби», – сказал Христос своим ученикам (Евангелие от Матфея, 10:16). Греческое слово «дракон» (которым не только называется монстр, но которое означает также и «змея с пронзительным взглядом») этимологически связано со зрением. В искусстве змея – атрибут богини мудрости Афины (Минервы) и аллегорической фигуры Благоразумия, означающий дар предвидения.

^

Змея: алхимия и целительство

Жезл Меркурия (кадуцей) 

^  

Змея, обвившаяся вокруг жезла, – алхимический символ Философского Меркурия в его первичном состоянии.

Согласно мифологии, Гермес (Меркурий), посланник богов, получил кадуцей – крылатый посох, обладающий силой примирять противников. Когда он поместил его между двумя борющимися змеями, те мирно обвили посох и успокоились. Змеи, обвившие кадуцей, символизируют взаимодействие противоположных сил. Змея, обвивающаяся вокруг сучковатого посоха, – эмблема греческого бога врачевания Асклепия (Эскулапа), который, как считается, мог даже воскрешать мертвых.

Ибис

^  

Ибис – священная птица египтян. Символ мудрости. В Древнем Египте ибис считался воплощением лунного божества Тота, величайшего бога Египта, покровителя оккультных знаний, давшего человечеству письменность. Тот изображается человеком с головой Ибиса. Эту птицу называют также хранителем урожая. Убить ибиса, даже случайно, считалось ужасным преступлением.

Считается, что ибис может жить только в Египте и, перевезенный в другие страны, умирает там от тоски.

Козел

Козел 

Козел – символ потенции, жизненной силы, мужественности, но также хитрости, похоти и глупости; он олицетворяет разрушительные тенденции в мужчине. В Западной традиции козлом часто называют старого похотливого мужчину. В Китае и в Индии козел – позитивный мужской символ. В христианстве козел – персонификация нечистоты и низменного вожделения.

Козла часто используют для жертвоприношения («козел отпущения»). Козел тесно связан с Дионисом (Бахусом).

Корова

^  

У многих народов это животное символизирует плодородие, благосостояние, а также терпение и пассивную выносливость. Корова – древний символ материнского молока и (как и бык) космических сил, сотворивших мир. Во многих культах, от Древнего Египта до Китая, корова персонифицирует Мать-Землю. Она также символизирует Луну и небо, поскольку ее рога напоминают полумесяц, ее молоко ассоциируется с Млечным Путем. Головы богинь Луны в различных культурах украшены коровьими рогами. Исключительным почетом пользуется корова в Индии.

Лев

^  

Лев, повсеместно называемый царем зверей, – один из самых часто встречающихся символов силы и величия на протяжении тысяч лет. Общая символика: божественная, солнечная энергия (символ огня и Солнца), царственная власть, сила, храбрость, мудрость, справедливость, покровительство, защита, но также и жестокость, всепожирающая свирепость и смерть. Лев – образ всех великих и ужасающих сил природы. Он считается как разрушителем, так и спасителем, он способен представлять как зло, так и борьбу со злом. Лев – одна из ипостасей Сфинкса.

^

Львы геральдические

Геральдические львы 

В геральдике – самое распространенное и любимое изображение животного. Атрибуты геральдического льва: лук и стрелы, сабля, меч, секира, топор, алебарды и т. п. Основная геральдическая форма – лев на задних лапах и в профиль. При этом на голове обозначаются один глаз и одно ухо. Окровавленный язык высунут из пасти. Этот лев – символ силы, мужества, великодушия. Есть и другие варианты изображения. В государственных гербах коронованный лев – эмблема власти над подданными.

Медведь

^  

Медведь – символ добродушия и ярости, богатырской силы и неуклюжести, лени и нежных материнских чувств, обжорства и аскетизма (хотя и невольного: всю зиму спит без всякой пищи, «сосет лапу»). Медведь олицетворяет непредсказуемость, дурной нрав, зло, грубость, жадность, греховность, дьявола, а также жестокую примитивную силу. Знак воинов в Северной Европе и Азии.

Кроме того, медведь – символ Луны и воскресения. К. Юнг считает, что медведь символизирует темные стороны подсознания.

^

Мышь, крыса

Мышиная свадьба 

В России мышь часто называют «серым воришкой». Мышь также – символ робости, незаметности. Мышь помогает найти потерю в доме: «Мышка, мышка, поиграй да назад отдай». Мышь дает прирост. В Китае мышь – одно из популярных божеств богатства.

Общая символика крысы: это разрушение, агрессивность, жадность; крысу связывают с бедствиями (мором) и смертью, но также она – воплощение упорства, ловкости, хитрости и плодовитости, к тому же обладает даром предвидения (легендарная способность предвидеть гибель кораблей).

Обезьяна

^  

Символика обезьяны противоречива. Чаще всего обезьяна олицетворяет грех, в частности физический. Она также – символ хитрости, коварства, стремления к роскоши, злобности, лени (из-за своих угловатых движений), пьянства, иногда – символ обучения. Обезьяна (наряду с белым слоном и коровой) – третье священное животное в Индии. Даже сейчас оскорбление обезьяны действием вызывает сильное недовольство религиозных людей. В Японии обезьяний крик – символ глубокой тоски. Резные фигурки трех обезьян считаются на Востоке талисманом, охраняющим от клеветы.

Олень

^  

Универсальный символ, ассоциирующийся с Востоком, восходом, светом, чистотой, обновлением, созиданием и духовностью, но также и с одиночеством. Характерные качества оленя: стремительность, грация и красота. Олени – чудесные вестники и проводники. Им приписывают целебные силы, особенно умение разыскивать лечебные травы. Олень, кроме того, – символ осторожности и острого слуха. В Китае олень связан с богатством (изобилием) и удачей. Олень – сильный магический заступник, один из духов-покровителей сибирских народов.

Орел

^  

Орел – властелин воздуха, воплощение мощи, скорости. Солярный символ богов Солнца, правителей, воинов. Ассоциируется с величием, властью, господством, отвагой, вдохновением. Олицетворяет полуденное Солнце, освобождение от уз, победу, гордость, созерцание, царственное происхождение, высоту. Считают, что орел способен долететь до Солнца, поэтому его называют посланцем небес. Двуглавые орлы могут означать всезнание и двойную власть. Орел со змеей в когтях символизирует победу духа. В этой схватке орел – олицетворение силы добра, а змея – силы зла.

^

Орлы геральдические

Двуглавый орел (российская вышивка) 

^  

В геральдике орел – символ власти, господства, великодушия и прозорливости. На гербах орел чаще всего изображается летящим грудью вперед, с поднятыми вверх крыльями или парящим. Бывает одно– или двуглавым. Еще со времен основателей Рима Ромула и Рема его изображали на штандартах как «птицу Юпитера». После завоевания христианами Палестины двуглавый орел стал гербом Священной Римской империи, а позже Австрийской (Австро-Венгерской) и Российской империй. Белоголовый американский орел с распростертыми крыльями стал эмблемой США.

Павлин

^  

Это сияющая слава, бессмертие, величие, неподкупность. Великолепный хвост павлина – символ всевидящего Солнца и вечных космических циклов, а также звездного небесного свода и, как следствие, всеединства и взаимосвязанности. В Древнем Риме павлин считался эмблемой императрицы и ее дочерей, тогда как орел был птицей императора. В исламском декоративном искусстве единство противоположностей (Солнце в зените рядом с полной Луной) изображается в виде двух павлинов под Мировым Древом. В христианстве павлин, с одной стороны, – символ вечной жизни, а с другой – символ гордыни, роскоши и тщеславия.

Паук

^  

Женское начало. Великая Мать в ужасной ипостаси ткачихи судьбы иногда изображается в виде паука. Все лунные богини – прядильщицы и ткачихи судьбы. Паутина, которую плетет паук, плетется из центра по спирали, – символ созидательных сил Вселенной, символ мироздания. Паук в центре паутины символизирует центр мира; Солнце в окружении лучей; Луну, олицетворяющую циклы жизни и смерти, прядущую паутину времени. Паук часто ассоциируется с удачей, богатством или дождем. Убить паука – плохая примета.

Пеликан

^  

Пеликан символизирует самопожертвование и родительскую любовь, а также милосердие. В геральдике эту птицу, как правило, изображают похожей на орла или журавля, стоящей в гнезде и пытающейся накормить птенцов своей кровью. Раннехристианские писатели сравнивали пеликана, питающего своей плотью потомство, с Иисусом Христом, пожертвовавшим свою кровь во имя спасения человечества. Пеликан также – символ европейского оккультизма (в первую очередь, алхимиков и розенкрейцеров), выражающий подвиг самопожертвования и вечное возрождение жизни.

Петух

^  

Петух – это бдительность, храбрость, мужество, предвидение, надежность. Вестник зари, символ Солнца и духовного возрождения. Эти его качества превалируют над гордыней, высокомерием, похотью, также ему присущими. У римлян означает «третью стражу времени»: между полуночью и утренней зарей. Петух – защитник от всякого рода зла. Считается, что ночные призраки и нечисть исчезают с первым криком петуха. Красный петух отводит пожар от дома, а белый – привидений. Восточные славяне перед вселением в новый дом запускали туда петуха. Если он благополучно проводил ночь, то можно было вселяться.

Пчела

^  

Пчела олицетворяет трудолюбие, усердие, организаторские и творческие способности, чистоплотность, общительность, скромность, одухотворенность, храбрость, мудрость, самоотверженность, красноречие («медовые речи»). В греческой, ближневосточной, исламской традициях пчела – аллегория души. Китайцы ассоциируют пчелу с непостоянством «разборчивых невест». У древних славян пчела была символом любви, так как соединяла в себе «сладость меда и горечь жала». Пчелиная матка, богиня-мать, символ верховной власти, плодородия.

Скорпион

^  

Скорпион – символ зла, саморазрушения, смерти, наказания, возмездия, мстительности, предательства, но также глубокого понимания мира. Иногда скорпион служит талисманом и амулетом – Парацельс советовал носить его людям, страдающим заболеваниями половой системы. В Африке считалось, что скорпион сам выделяет средства против своего яда, поэтому он был символом не только убийства, но и врачевания. Красная звезда Антарес на «спине» небесного созвездия Скорпиона считалась в Европе самым плохим огнем на небе.

Слон

^  

В настоящее время стали метафорическими огромная масса и неповоротливость слона. Однако слон, прежде всего, – символ силы: как нежной, любящей, так и яростной, разрушительной. Слонов считают злопамятными, поскольку они никогда не забывают нанесенных им обид и жестокого обращения. Толстая кожа слона символизирует душевную неуязвимость. Слон также символ власти, проницательности, процветания, счастья, олицетворяет элемент Земли, память, мудрость, долголетие, верность, терпение, сострадание. Слон часто изображается на амулетах удачи.

Собака

^  

В одних странах собака – священное животное, в других она считается нечистым, жадным, даже подлым созданием и олицетворяет зло. По исламским представлениям, ангелы никогда не посетят дом, в котором живет собака. Но чаще всего собака – символ защиты и самопожертвования. А также охоты (иногда этот символ несет негативный оттенок – травли).

В древнеегипетской мифологии собаки, как хорошие проводники и стражи в загробном мире, считались спутниками Анубиса, изображаемого с головой шакала или собаки.

Сова

^  

Сова – традиционный символ мудрости, аллегорическая фигура Ночи и Сна. В некоторых древних культурах, особенно в Китае, сова имеет зловещий символизм, знаменуя собой тьму, олицетворяет принцип ян с негативной, разрушительной окраской. Из-за бесшумности ночного полета, светящихся глаз и жутких криков сову связывают со смертью и оккультными силами. Ей также приписывают дар пророчества. В настоящее время сова в основном – символ проницательности и книжной эрудиции. «Учеными совами» называют людей умственного труда.

Сокол

^  

Сокол, как и орел, – солнечный символ победы. Олицетворение превосходства, сильного духа, света, свободы. В Древнем Египте сокол был священным символом Солнца, ему посвящались храмы, убийство сокола считалось тяжким грехом. В западной традиции сокол – символ охоты. Сокол с колпачком, надетым на голову, – символ надежды на свет и свободу. Сокол как символ агрессии встречается редко. У славян эта птица – символ силы, мужества, доброго молодца. Сокол противопоставляется вороне (как воплощению злых сил): «Где соколы летают, там ворону не пускают».

Страус

^  

В Древнем Египте перо страуса – атрибут богини истины и правосудия Маат. Это перо, согласно легенде, клали на чашу весов при взвешивании душ умерших, чтобы определить тяжесть их грехов. Поскольку страусовые перья имеют одинаковую длину, их использовали как символ справедливости. Поверье, что страус при появлении опасности прячет голову в песок (символ ухода от проблем), вероятно, произошло от угрожающей позы страуса, когда он нагибает голову к самой земле.

В австралийском гербе страус эму является щитодержателем вместе с кенгуру.

Тигры

«Тигриный источник содержит тигра. Овладев содержимым тигриной пещеры, совершенным человеком, подчинившим себе инь и ян» 

Тигр – символ энергии, силы, скорости и таланта. Образ этот одновременно и лунный, и солнечный. Он и творец, и разрушитель. Тигр, борющийся со змеей, – символ солнечной силы. В битве со львом или драконом он становится символом лунным, жестоким и свирепым. В Европе тигр – символ мощи и кровожадности. На Дальнем Востоке это символ благородства и счастья. В культурах Азии и Индии может быть символом агрессии и защиты, жизни и смерти, зла и добра.

Черепаха

^  

Черепаха символизирует силу, терпение, выносливость, постоянство, медлительность, плодородие, долголетие, старческую крепость, мудрость. Во многих культурах черепаха – древнейший, окруженный особым почтением символ космического порядка. Согласно древним представлениям, черепаха, обвитая змеей, – символ сотворения мира. В Индии символизм стабильности выражается в представлении, что Земля покоится на четырех слонах, которые стоят на огромной черепахе, медленно пробирающейся через хаос. Черепаха также – символ защиты от огня и воды.

Ящерица

^  

Это юркое, быстрое животное – символ проворности, неуловимости, а также возрождения (последнее) связано со способностью ящерицы оставлять поймавшему ее свой хвост, который затем вновь отрастает. Ящерицы, поскольку они прячутся в тень во время дневной жары, считаются хранителями теней, а также хранителями сна и сновидений. Ящерица, кроме того, может символизировать подсознание и тени нашего внутреннего мира.

Ящерица считалась добрым знаком в Египте и в античном мире, где иногда ее связывали с мудростью. Она стала атрибутом аллегорических изображений Логики. Символ Меркурия, посланца богов.

Н. П. Рудникова

Источник

 

april-journal.com

Символ Птица. Расправить крылья - Символизм древних культур

Этот символ - один из 24-х, представленных на выставке «Лабиринт. Дракон. Единорог. О чем говорят символы». Вернуться к статье обо всех символах >>

 

Символ Птица. Расправить крылья

В Древнем Египте душа — Ба — изображалась в виде ласточки с головой человека. Ба — искра божества в человеке, не принадлежащая миру земных забот.

 

Человек и душа Ба

Она живет на земле лишь временно, ее истинная жизнь — в небе. Ба может путешествовать между мирами и уносит с собой в Вечность все самое чистое и прекрасное, что есть в сердце человека.

 

Ника Самофракийская

Платон говорит, что о своей истинной природе душа вспоминает, созерцая прекрасное, и тогда у нее прорезаются крылья.

Восприняв глазами истечение красоты, душа согревается… благодаря притоку питания, стержень перьев набухает, и они начинают быстро расти от корня по всей душе — ведь она вся была искони пернатой. Пока это происходит, душа вся кипит и рвется наружу.

(Платон, «Федр»)

В христианской традиции птицы — символ Святого Духа, символ чистоты и благой вести.

Франциск Асизский

Мои сестры птицы, вы принадлежите Господу, вашему Создателю, и вы должны воспевать Ему хвалу, ибо Он дал вам свободу летать повсюду. Ибо ваш Создатель очень любит вас, одаряя столь щедро. Опасайтесь, сестры мои, неблагодарности и всегда стремитесь воздавать хвалу Богу. «Цветочки» святого Франциска Ассизского

 

Чайка

Чем выше летает чайка, тем дальше она видит.Р. Бах «Чайка Джонатан Ливингстон»

 

Стая птиц

Глазами души мы можем подняться до высот, недоступных даже самым мощным самолетам. В нас тоже есть огненная птица, способная взлететь и показать ничтожность наших забот и тревог. В своей душе мы несем и небо, и солнце, и луну, и звезды, и тихую ночь, озаренную обещанием рассвета, который наступит, едва мы научимся расправлять крылья.Лети вместе с ней, смотри на мир сверху!

Д. С. Гусман «Сегодня я увидела…»   

 

М.А. Врубель. «Царевна-лебедь». 1900 г.

М.А. Врубель. «Царевна-лебедь». 1900 г.

Понравился материал? Поделитесь, пожалуйста, ссылкой в социальных сетях:

  • < Назад
  • Вперёд >

www.symbolizm.ru