Древние шумеры образование. 2. Представления об образовании в древних цивилизациях Шумера и Египта.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Образование у шумеров. Древние шумеры образование


Образование у шумеров

Образование у шумеров

Сегодня можно по праву сказать, что цивилизация шумеров заложила основы современной системы образования. Первые глиняные таблички со школьными текстами были найдены археологами во время раскопок на месте древнего шумерского города Шуруппака. Их относят к 2500 г. до н.э.В настоящее время большая часть из них расшифрована. Информация, содержащаяся в них свидетельствует о том, что система обучения у шумеров была весьма сходна с современной.

Высокий уровень развития Древнего Шумера требовал большого количества грамотных людей. Профессиональных писцов готовили в школах при храмах, которые существовали во всех крупных городах. В Мари, Ниппуре, Сиппаре и Уре археологи при раскопках обнаружили учебные классы таких заведений.Программа обучения в храмовых школах была весьма обширной. Обучение длилось несколько лет, и ученики получали как базовые основы письма и арифметики, так и более фундаментальные знания из области математики, лингвистики, литературы, географии, минералогии, астрономии. То есть прилежный и способный ученик получал, как начальное, так и высшее образование. Правда, уже тогда образование стало привилегией обеспеченного класса и жрецов.

Образование у шумеров

О распорядке дня шумерского школьника рассказывает одна из первых расшифрованных учеными глиняная табличка. В школьных классах - "эдубба" - ученики проводили весь день. Возглавлявший школу "уммиа" и несколько преподавателей следили за посещаемостью и успеваемостью. Авторитет их был непререкаем. В школе строго поддерживалась дисциплина и распорядок дня. За нарушения практиковались телесные наказания палками. Многие студенты обучались вдали от дома, и для них был создан своеобразный «пансион». Но и остальным учение давалось нелегко. Ранний подъем, быстрый завтрак, две булочки на обед и ученик торопится в школу, за опоздание так же наказывали палками.Программа обучения состояла из двух направлений – литературно-гуманитарного и научно-технического. Весь процесс обучения делился на несколько ступеней. Сначала школьников обучали «грамматике»- копированию значков. Изучалась фонетика и значения идеограмм.

Требовалось заучивать силлабарии – словари, содержащие списки шумерских знаков. Число знаков было более трехсот, к каждому знаку следовало объяснение его значения. Параллельно шло изучение основ арифметики.

Следующая ступень – развитие письменных и литературных навыков. Студенты должны были копировать взятые за образец классические тексты – поэмы, оды, эпос. Обучение проводилось очень тщательно. Об этом свидетельствует большое количество школьных табличек, найденных при раскопках древних шумерских городов. Некоторые тексты на них достигают 1000 строк. Изучение своеобразного хрестоматийного материала должно было выработать у студентов и собственное мастерство. Затем студенты переходили к изучению математики и астрономии, развитие которых достигло у шумеров очень высокого уровня.В каждой школе создавались «учебники» – сборники задач, где рассматривались примеры решений с ответами, грамматические таблицы и словари. В ассирийском архиве в Боказгёе был найден шумерский силлабарий, который можно назвать словарем «иностранных» слов. Он содержит клинописный значок и его шумерский, хеттский и аккадский эквиваленты.

«Проблема отцов и детей» тоже возникла, видимо в Древнем Шумере. Сложная программа обучения и строгий распорядок были не по зубам многим избалованным сыновьям. В одной из найденной в Двуречье табличке, которой уже почти четыре тысячелетия, рассказывается о гневе отца на своего сына-лентяя. Отец освобождал его от всех хозяйственных дел, а он не хотел изучать науки и ходить в школу. Отец переживал, что сын не сможет пойти по его стопам и стать писцом.

melma.ru

2. Представления об образовании в древних цивилизациях Шумера и Египта.

1.Возникновение примитивного образования и пед.мышления Изучение воспитания в первобытном обществе сопряжено со специфическими сложностями в силу отсутствия серьезных письменных свидетельств. Картину детства человеческой цивилизации, зарождения воспитания помогает восстановить изучение памятников материальной и духовной культуры, языка, фольклора. Огромное значение для реконструкции воспитания в первобытную эпоху имеют этнографические данные о жизни немногих племен, сохранивших черты первобытности. Речь идет, во-первых, о сведениях, касающихся редкостных сообществ, не тронутых современной цивилизацией, и, во-вторых, о трудах ученых и путешественников XIII - начала XIX в., содержащих описание жизни аборигенов Австралии, Африки, Полинезии, Дальнего Востока, Сибири, Южной и Северной Америки, которых застали на стадии первобытного развития. К числу предметов и знаков воспитания эпохи первобытности можно отнести находки археологов: орудия труда и быта, примитивные детские игрушки, наскальные изображения и пр. Красноречивые свидетельства о воспитании, принятом у древних людей, донесли народные игры, обряды, развлечения, фольклор, корни которых уходят в тьму веков. Плодотворным средством познания является изучение метафорического уровня того или иного языка (поговорки, пословицы, эпос и пр.). Например, древнее латинское выражение "собирать виноград в ежевике" означает совет учиться быть терпимым к сородичам.

Зарождение воспитания как особого вида деятельности

Тысячелетия отделяют нас от того времени, когда на Земле появился человек современного физического типа. К этому периоду (40-35 тысяч лет назад) относится и зарождение воспитания как особого вида человеческой деятельности.

Жизнь и воспитание первобытного человека выглядели весьма примитивно. Смысл существования предков человека был предопределен его миросозерцанием. Окружающий мир воспринимался как нечто живое, наделенное сознанием. Стихийно возникшие цели воспитания заключались в подготовке к простейшему существованию и осознанию мира как анимистического феномена. Зачатки педагогической мысли развивались только на уровне обыденного сознания. Они сводились к практическому воспитанию и проявлялись в традициях и фольклоре.

Воспитание зародилось как одновременно физическое, умственное и нравственно-эмоциональное взросление. Воспитание предков человека и первобытных людей выглядело бессистемно, стихийно. Его содержание и приемы усложнялись по мере обогащения общественного опыта и сознания. Поначалу воспитание не являлось особым видом деятельности и сводилось к передаче жизненного опыта. В таком виде воспитание возникло в эпоху выделения человека из животного мира, т.е. 2-3 млн. лет назад.

Выделение человека из животного царства сопровождалось постепенным переходом к сознательной передаче опыта собирательства и охоты. Предкам современных людей следовало хорошо знать съедобные растения, рельеф местности, повадки животных, быть сильными и выносливыми. Мощным средством передачи опыта собирательства и охоты стала возникшая у них речь. Мало-помалу воспитание как передача опыта из поколения в поколение начало приобретать черты особого вида деятельности. Прежде всего оно являлось частью повседневной борьбы за выживание.

Существенной предпосылкой и фактором становления воспитания как особого вида деятельности оказалась эволюция материальных связей между людьми первобытной эпохи. Потребность поддерживать и совершенствовать такие связи путем передачи опыта от человека к человеку, от поколения к поколению побуждала развивать воспитание как специфический род деятельности. Воспитание возникло из потребности людей в общении и оказалось тесно связанным с эволюцией форм примитивного труда.

Изготовление и использование орудий труда являлись непременными условиями существования древних. Для этого была необходима передача соответствующего опыта. Без помощи старших дети таким опытом овладеть не могли. Поэтому роль взрослых в организации обучения детей по мере усложнения орудий труда и самого труда неизбежно возрастала.

На заре истории специфической особенностью человечества являлось групповое, коллективное начало в воспитании. Первобытное воспитание готовило всех одинаково к повседневной жизни. Единственными и почти абсолютными ориентирами дифференциации воспитания оказывались пол и возраст детей. Воспитание проистекало из общинного образа жизни, питая и цементируя подобный способ существования.

С появлением человека современного физического типа в генезисе воспитания начался новый этап. В нем все более усиливалась социальная заданность.

Возникновение семьи. Воспитание детей в семье

В 9-8-ом тысячелетиях до н. э. в ряде регионов мира, в частности, Малой, Передней и Средней Азии, происходит социальное и имущественное расслоение первобытного общества. Основной социальной ячейкой становится семья. Эти процессы качественно изменили смысл и содержание воспитания.

Из всеобщего, равного, контролируемого общиной воспитание превращается в сословно-семейное. Дети воспитывались прежде всего на примере родителей. Воспитание представителей различных страт - вождей, жрецов, воинов, остальных членов общины - приобретает заметные различия. В семьях элиты увеличивается срок детства и соответственно усиливается воспитательное воздействие на подрастающие поколения.

Дети со слов родителей, путем подражания воспринимали опыт и информацию предшественников. Этот опыт оценивался как тайна и волшебство. Вот почему действиям, связанным с воспитанием, придавали магический смысл. У африканских готтентотов, например, матери произносили над ребенком колдовские заклинания, чтобы он рос сильным и ловким охотником. Нравственным назиданиям родителей также придавался магический смысл. Так, у австралийских туземцев ребенка слегка били жареной многоножкой по ноге и приговаривали: " Будь добрым, не бери чужого".

Появление организованных форм воспитания

Люди первобытной эпохи при передаче опыта пользовались определенными дидактическими приемами. Приемы вырабатывались под влиянием условий жизни, и поэтому первоначальные формы и методы воспитания носили примитивный, неосознанный характер. Детям показывали, что и как делать: как действовать палкой, выделывать шкуру убитого животного, находить и собирать съедобные растения и пр. Основным приемом эмоционально-психологического воздействия взрослых было механическое повторение.

Шло время, и человек от приспособления к природе все чаще переходил к воздействию на окружающий мир. По мере усложнения жизнедеятельности менялись задачи и приемы передачи социального опыта. Появляются зачатки организованных форм воспитания. Постепенно оно сосредоточивается в руках специально назначаемых для этого лиц.

В первобытных общинах охотников и собирателей срок детства и воспитания был весьма непродолжительным и ограничивался возрастом от 9 до 11 лет. Самых младших мальчиков и девочек отдавали под присмотр женщин, которые обучали их первым навыкам трудовой деятельности. В этот период дети много времени проводили в играх, имитируя жизнь взрослых. Старейшины и священнослужители следили, чтобы дети не нарушали установленных общиной запретов.

Взрослея, мальчики все больше времени проводили с мужчинами, приобщаясь к охоте, рыболовству и пр. Женщины обучали девочек-подростков ведению домашнего хозяйства.

В раннюю первобытную эпоху воздействие воспитания было минимальным. Маленьким членам общины предоставлялась значительная свобода в поведении. Наказания не были жестокими. В худшем случае это могли быть шлепки или угрозы физического наказания (удар палкой по следу ребенка в его присутствии). Но первобытное воспитание не было и не могло быть идиллическим, поскольку люди жили в сложных, тяжелых условиях борьбы за выживание.

В дальнейшем положение меняется. Расслоение общины и рост социальных антагонизмов ужесточили воспитание. Часто стали применяться физические наказания.

Коллективная традиция воспитания на исходе первобытно-общинного периода привела к появлению своеобразных домов молодежи для детей и подростков. По сути, это были предшественники школ, организованные для воспитания общественного человека, обучения его определенным трудовым навыкам, умениям, обрядам. Основной формой воспитания оставались совместные игры и занятия.

Характер деятельности, состав воспитанников и наставников в домах молодежи постепенно менялись. В условиях матриархата до 7–8 лет мальчики и девочки воспитывались совместно под руководством женщин; в более старшем возрасте - раздельно. При патриархально-родовом строе дома молодежи становятся раздельными. Воспитание мальчиков полностью переходит к старейшинам и жрецам. По мере имущественного расслоения появляются отдельные дома молодежи для бедных и для состоятельных членов общины. Они существовали, например, у племен ацтеков и майя (Америка), племени майори (Новая Зеландия) на стадии разложения патриархальной общины.

Все подростки обоего пола, достигшие 10-15 лет, проходили инициацию - процедуру посвящения во взрослые. У мальчиков она была более длительной и сложной. Инициация проводилась в виде религиозного обряда, и сопровождалась традиционными песнопениями, ритуальными танцами, магическими заклинаниями. Ей приписывалась таинственная сила. Программа подготовки к инициации для мальчиков включала усвоение знаний и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу, воину и т.д., программа для девочек - приобретение навыков ведения домашнего хозяйства. Запоминание наставления, закрепление определенных навыков сопровождались болевым ощущением от удара, щипка, укола, нанесенных наставником

Приблизительно в IV тыс. до н.э. в Междуречье Тигра и Ефрата возникли города – государства Шумер и Аккад. Все они обладали развитой культурой. В них получили развитие астрономия, математика, сельское хозяйство, была создана оригинальная письменность, возникли различные искусства.

Условия жизни, сложившиеся в древних городах, развивающиеся хозяйственные отношения требовали все большего и большего количества грамотных людей. Писцы были нужны и для заключения сделок, и для государственной службы, и в храмах. Их значимость постоянно повышалась. Стать писцом означало добиться успеха, получить высокооплачиваемую работу и уважение. Именно поэтому шумерские школы – эддубы стали столь популярны в городах.

Дословно эддуба – дом табличек. Это связано с тем, что шумерские письмена наносились на пластинки из сырой, мягкой глины специальными деревянными резцами. Потом плитки обжигали в специальных печах, твердели и могли хранится фактически вечно.

Известно, что эддубы создавались при храмах и дворцах. В них обучались дети соответствующих сословий. Для детей из незнатных семей тоже были школы. Писцы нередко зарабатывали школьным делом, организуя эддубы при своих домах, обучали детей письменности для хозяйственных нужд, получая приработок. Многие школы в последствии становились культурными центрами, перерастая в хранилища табличек – своего рода древние библиотеки.

Воспитание соответствовало патриархально – семейному укладу жизни, в котором почиталась власть отца в семье. Школьные учителя должны были поддерживать авторитет отца, а отец – авторитет учителей и мудрых правителей.

Древние методики обучения строились на принципах передачи ремесла: ученик воспроизводит образец до тех пор, пока его работа не сравняется по качеству с изделием мастера. Для будущего писца это означало бесконечное переписывание табличек – образцов и заучивание их текстов наизусть.

Помимо усидчивости, благонравия и грамотности, окончивший эддубу писец получал знание двух языков – аккадского и шумерского, арифметики, овладевал навыками пения, обретал некоторую юридическую подготовку, знание культовых ритуалов.

Первые сведения о школьном обучении древних египтян восходят к 3-му тысячелетию до н. э. Школа и воспитание в Древнем Египте были призваны перевести ребенка, подростка, юношу в мир взрослых.

На протяжении тысячелетий в долине Нила сложился определенный психологический тип личности. Идеалом древнего египтянина считался немногословный, стойкий к лишениям и ударам судьбы человек. В логике такого идеала шло обучение и воспитание.

Семейное воспитание и обучение в Древнем Египте отражало характер взаимоотношений между женщиной и мужчиной. Эти взаимоотношения строились на равноправной основе. Поэтому обучению мальчиков и девочек уделялось одинаковое внимание.

Принятые в Древнем Египте педагогические методы и приемы соответствовали целям и идеалам воспитания и обучения. Ученику надлежало прежде всего научиться слушать и слушаться. В ходу был следующий афоризм: "Послушание - это наилучшее у человека". Наиболее эффективным способом достижения повиновения считались физические наказания. На ученика постоянно сыпались удары. Физические наказания рассматривались как естественные и необходимые.

Нравственное воспитание в Древнем Египте осуществлялось по преимуществу через заучивание морализаторских наставлений типа: "Лучше уповать на человеколюбие, нежели на золото в сундуке", "Лучше есть сухой хлеб и радоваться сердцем, нежели быть богатым, но познать печаль". Запись, чтение и запоминание подобных наставлений были отнюдь не простым делом, поскольку они изображались иероглифами на языке, все более отличавшемся от живой речи.

Целью обучения была подготовка к профессии, которой традиционно занимались члены семьи. Таким образом семья являлась первичным звеном обучения. Владение грамотой и профессия писца рассматривались как залог социального благополучия.

Приобретение образования требовало немалого труда. Занятия в школе шли с раннего утра до позднего вечера . Нерадивых сурово наказывали. Попытки нарушить аскетический режим беспощадно пресекались. Чтобы достичь успеха, школьники должны были жертвовать мирскими радостями. По-видимому, школы возникали при храмах, дворцах царей и вельмож. Обучали в них с 5 лет. Поначалу ученик должен был научиться правильно и красиво писать и читать; затем - составлять деловые бумаги, соблюдая соответствующий стиль.

Для овладения грамотой ученику следовало запомнить не менее 700 иероглифов, различать беглое, упрощенное и классическое письмо. В итоге ученик должен был

текстов.

В эпоху Древнего царства (3-е тысячелетие до н. э.) еще писали на глиняных черепках, коже и костях животных. Но уже в эту эпоху появилась бумага - папирус - из болотного растения того же названия.

Позже папирус становится основным писчим материалом. Почти весь текст писали черной краской. Красную краску применяли для обозначения пунктуации и выделения главных по смыслу фраз.

Школьные папирусы использовали многократно. Перед очередным употреблением с них смывали ранее написанное. Писцы ставили в папирусе число, месяц, день, год данного урока. Существовали свитки-пособия, которые переписывали и заучивали.

На первоначальной стадии обучения прежде всего заботились об отработке техники изображения иероглифов. Затем большее внимание уделялось содержанию текстов. На последующем этапе обучали красноречию, что считалось наиважнейшим для писца качеством.

В ряде школ обучали математике, географии, астрономии, медицине, языкам других народов. Преподавались знания, которые могли понадобиться для расчетов при строительстве каналов, храмов, пирамид, для определения количества урожая, для астрономических вычислений, использовавшихся, в частности, при прогнозах разлива Нила. Географии часто обучали в сочетании с геометрией, чтобы ученик мог научиться рисовать план местности.

studfiles.net

Шумеры - История образования.

История образования.

Первые школы.Шумерийская школа возникла и развилась до появления письменности, той самой клинописи, изобретение и усовершенствование которой явилось самым значительным вкладом Шумера в историю цивилизации.

Первые письменные памятники были обнаружены среди развалин древнего шумерского города Урука (библейский Эрех). Здесь нашли более тысячи маленьких глиняных табличек, покрытых пиктографическим письмом. В основном это были хозяйственные и административные записи, однако среди них оказалось несколько учебных текстов: списки слов для заучивания наизусть. Это свидетельствует о том, что по меньшей мере за 3000 лет до и. э. шумерские писцы уже занимались вопросами обучения. В течение последующих веков Эрех дело развивалось медленно, однако к середине III тысячелетия до и. с), на территории Шумера). ПО-ВИДИМОМУ, существовала сеть школ для систематического Обучения чтению и письму. В древнем Шуруппаке-па родине шумерского … во время раскопок 1902--1903 гг. было найдено значительное количество табличек со школьными текстами.

Из них же мы узнаём, что количество профессиональных писцов в тот период достигало нескольких тысяч. Писцы делились на младших и старших: были писцы царские и храмовые, писцы с узкой специализацией в какой-либо одной области и писцы высокой квалификации, которые занимали важные государственные должности. Все это дает основания предполагать, что по всему Шумеру было разбросано множество довольно крупных школ для писцов и что этим школам придавалось Немалое значение. Однако ни одна из табличек той эпохи еще не дает нам ясного представления о шумерских школах, о системе и методах обучения в них. Чтобы получить такого рода сведения, необходимо обратиться к табличкам первой половины II тысячелетия до н. э. Из археологического слоя, соответствующего этой эпохе, были извлечены сотни учебных табличек со всевозможными заданиями, выполненными самими учениками во время уроков. Здесь представлены все стадии обучения. Такие глиняные "тетрадки" позволяют сделать немало интересных выводов о системе обучения, принятой в шумерских школах, и о программе, которая там изучалась. К счастью, и сами преподаватели любили писать о школьной жизни. Многие из этих записей также сохранились, хотя и в отрывках. Эти записи и учебные таблички дают достаточно полное представление о шумерской школе, о ее задачах и целях, об учениках и учителях, о программе и методах обучения. В истории человечества это единственный случай, когда мы можем узнать так много о школах столь отдаленном эпохи.

Первоначально цели обучения в шумерской школе были, так сказать, чисто профессиональными, то есть школа должна была готовить писцов, необходимых в хозяйственной и административной жизни страны, главным образом для дворцов и храмов. Эта задача оставалась центральной на протяжении всего существования Шумера. По мере развития сети школ. а также по мере расширения учебных программ школы постепенно становятся очагами шумерской культуры и знания. Формально тип универсального "ученого" - специалиста по всем существовавшим в ту эпоху разделам знания: по ботанике, зоологии, минералогии, географии, математике, грамматике и лингвистике редко учет. поог^шахи знания своей этике. причем не эпохи.

Наконец, в отличие от современных учебных заведений шумерские школы были своеобразными литературными центрами. Здесь не только изучали и переписывали литературные памятники прошлого, но и создавали новые произведения.

Большинство учеников, оканчивавших эти школы, как правило, становились писцами при дворцах и храмах или в хозяйствах богатых и знатных людей, однако определенная их часть посвящала свою жизнь науке и преподаванию.

Подобно университетским профессорам наших дней, многие из этих древних ученых зарабатывали себе на жизнь преподавательской деятельностью, посвящая свое свободное время исследованиям и литературному труду.

Шумерская школа, первоначально возникшая, по-видимому, как придаток храма, со временем отделилась от него, и ее программа приобрела в основном чисто светский характер. Поэтому труд учителя вероятнее всего оплачивался за счет взносов учеников.

Разумеется, в Шумере не было ни всеобщего, ни обязательного обучения. Большинство учеников происходили из богатых или зажиточных семей - ведь беднякам было нелегко найти время и деньги для продолжительной учебы. Хотя ассириологи уже давно пришли к такому выводу, это была только гипотеза, и лишь в 1946 г. немецкий ассириолог Николаус Шнейдер сумел подкрепить ее остроумными доказательствами, основанными на документах той эпохи. На тысячах опубликованных хозяйственных и административных табличек, относящихся примерно к 2000 г. до н. э.. упоминается примерно пятьсот имен писцов. Многие из них. Во избежание ошибки, рядом со своим именем ставили имя своего отца и указывали его профессию. Тщательно рассортировав все таблички, Н. Шнейдер установил, что отцами этих писцов, -а все они, разумеется, обучались в школах,- были правители, "отцы города", посланники, управляющие храмами, военачальники, капитаны судов, высшие налоговые чиновники, жрецы различных рангов, подрядчики, надсмотрщики, писцы, хранители архивов, счетоводы.

Иными словами, отцами писцов были наиболее зажиточные горожане. Интересно. что ни в одном из фрагментов не встречается имени писца- женщины; по-видимому. и шумерских школах обучались только мальчики.

Во главе школы стоял уммиа (знающий человек. учитель), который именовался также отец школы. Ученики назывались "сыновьями школы", а помощник учителя --«старшим братом». В его обязанности, в частности, входило изготовление каллиграфических табличек-образцов, которые потом переписывали ученики. Он же проверял письменные задания и заставлял учеников рассказывать выученные ими уроки.

В числе преподавателей были также учитель рисования и учитель шумерского языка, наставник, следивший за посещаемостью, и так называемый ^владеют ни \лыстом"> (очевидно, надзиратель, отвечавший за дисциплину в школе). Трудно сказать, кто из них считался выше по рангу; мы знаем только, что "отец школы" был ее фактическим директором. Нам ничего не известно и об источниках существования школьного персонала. Вероятно, "отец школы" выплачивал каждому его долю из обшей суммы, поступавшей в уплату за обучение.

Что касается школьных программ, то здесь к нашим услугам богатейшие сведения, почерпнутые из самих школьных табличек - факт поистине уникальный в истории древности. Поэтому нам нет нужды прибегать к косвенным свидетельствам или к сочинениям древних авторов: мы располагаем первоисточниками-табличками учеников, начиная от каракулей "первоклассников" и кончая работами "выпускников", настолько совершенными, что их с трудом можно отличить от табличек, написанных преподавателями.

Эти работы позволяют установить, что курс обучения шел по двум основным программам. Первая тяготела к науке и технике, вторая была литературной, развивала творческие особенности.

Говоря о первой программе, необходимо подчеркнуть, что она отнюдь не была подсказана жаждой знания, стремлением разыскать истину. Эта программа постепенно сложилась в процессе преподавания, основная цель которого заключалась в обучении шумерскому письму. Исходя из этой Основной задачи шумерские учителя создали систему обучения. основанную на принципе лингвистической классификации. Лексика шумерского языка разделялась ими на группы, в опоры слова и выражения были связаны общим. Эти грунте слов заучивались и иеренисыровались до тех пор, пока ученики не привыкали воспроизводить самостоятельно. Но к III тысячелетию до н, э. школьные учебные тексты начали заметно расширяться и постепенно превратились в более или менее стабильные учебные пособия, принятые во всех школах Шумера.

В одних текстах приводятся длинные списки названий деревьев и тростников; в других -названия всевозможных пкивых существ (животных, насекомых и птиц): в третьих- названия стран, городов и селений; в четвертых -названия камней и минералов. Подобные списки свидетельствуют о значительной осведомленности шумеров в области "ботаники", "зоологии", "географии" и "минералогии" - весьма любопытный и малоизвестный факт. который лишь недавно привлек внимание ученых, занимающихся историей науки.

Шумерские педагоги также создавали всевозможные математические таблицы и составляли сборники задач, сопровождая каждую соответствующим решением и ответом.

Говоря о лингвистике, следует прежде всего отметить, что особое внимание, судя по многочисленным школьным табличкам, уделялось грамматике. Большинство таких табличек представляет собой длинные списки сложных существительных, глагольных форм н т. п. Это говорит о том, что грамматика шумеров была хорошо разработана. Позднее, в последней четверти III тысячелетия до н. э., когда семиты Аккада постепенно завоевали Шумер, шумерские педагоги создали первые известные нам "словари". Дело в том, что завоеватели-семиты переняли не только шумерскую письменность: они также высоко ценили литературу древнего Шумера, сохраняли и изучали ее памятники и подражали им даже тогда, когда шумерский стал мертвым языком. Этим и была вызвана необходимость в "словарях". где давался перевод шумерских слов и выражений на язык Аккада.

Обратимся теперь ко второй учебной программе, которая имела литературный уклон. Обучение по этой программе заключалось в основном в заучивании и переписывании литературных произведений второй половши Ш тысячелетия до н. э.. когда литература была особенно богата, а также в подражании им. Таких текстов были сотни и почти все они представляли собой стихотворные произведения размером от 30 (или менее) до 1000 строк. Судя по тем из них. которые удалось составить и расшифровать. эти произведения припадали к различным канонам: мифы и эпические сказания в стихах, прославляющие песни; Шумерских богов и героев; хвалебные гимны богам ;царям. плач; разрушенных, библейских городах.

Среди Литературных табличек и их ииломкоп. извлеченных из развалин Шумера, многие представляют собой школьные копии, переписанные руками учеников.

О методах и технике преподавания в школах Шумера мы пока знаем совсем немного. С утра, придя в школу, ученики разбирали табличку, которую написали накануне.

Затем - старший брат, то есть помощник учителя, подготавливал НОВУЮ табличку, которую ученики начинали разбирать и переписывать. Старший брат. а также отец школы, видимо, еле/шли за работой учеников, проверяя, правильно ли они переписывают текст. несомненно, что успехи шумерских учеников в значительной мере зависели от их памяти, учителя и их помошники должны были сопровождать подробными объяснениями слишком сухие списки слов. таблицы и литературные тексты, переписываемые учениками. Но эти лекции, которые могли бы оказать нам неоценимую помощь при изучении шумерской научной и религиозной мысли и литературы, по-видимому, никогда не записывались, а потому навсегда утрачены.

Несомненно одно: преподавание в школах Шумера не имело ничего общего с современной системой обучения, при которой усвоение знаний в значительной степени зависит от инициативы и самостоятельной работы; самого ученика.

Что касается дисциплины. то без палки дело не обходилось. Вполне возможно, что. не отказываясь от поощрения учеников за успехи, шумерские педагоги все же больше полагались на Устрашающее действие палки, мгновенно каравшей отнюдь не райской. Он ходил в школу каждый день и просто там с утра до вечера. Наверное, в течение года устраивались какие-то каникулы, то мы об этом не имеем никаких сведений. Обучение длилось годами, ребенок успевал превратиться в юношу. интересно было бы посмотреть. имели ли шумерские ученики возможность выбирать работу или ИНУЮ специализацию. и если да. то в какой мере и на каком этапе обучения. Однако об этом, как и о многих других подробностях. источники умалчивают.

Одно в Сиппаре. а другое - в Уре. Но кроме того. что в каждом из этих зданий найдено большое количество табличек, они почти ничем не отличаются от обыкновенных жилых домов, а потому наша догадка может быть и ошибочной. Только зимой 1934.35 г. французские археологи обнаружили в городе Мари на Евфрате (на северо-запад от Ниппура) две комнаты, которые по своему расположению и особенностям явно представляют собой школьные классы. В них сохранились ряды скамеек из обожженного кирпича, рассчитанные на одного, двух или четырех учеников.

Но что думали сами ученики о тогдашней школе? Что бы дать на этот вопрос хотя бы неполный ответ. Обратимся к следующей главе, в которой приводится весьма любопытный текст о школьной жизни в Шумере, написанный почти четыре тысячи лет назад, но лишь недавно собранный из многочисленных отрывков и наконец-то переведенный. Этот текст дает, в частности, ясное представление об отношениях между учениками и учителями и является уникальным первым документом в истории педагогики.

shumer.ucoz.com

Появление Шумеров — Наука и образование

Надо сказать, что южная Месопотамия не самое лучшее место в мире. Полное отсутствие леса и полезных ископаемых. Заболоченность, частые наводнения сопровождаемые изменением русла Евфрата из-за низких берегов и, как следствие, полное отсутствие дорог. Единственное чего там было в достатке это тростника, глины и воды. Однако , в сочетании с плодородной почвой, удобренной наводнениями, этого оказалось достаточно чтобы в самом конце III-го тысячелетия до нашей эры там расцвели первые города-государства древнего Шумера.

Мы не знаем откуда пришли Шумеры, но когда они появились в Месопотамии там уже жили люди. Племена, населявшие в глубочайшей древности Месопотамию, жили на островах, возвышавшихся среди болот. Свои поселения они строили на искусственных земляных насыпях. Осушая окружающие болота, они создали древнейшую систему искусственного орошения. Как указывают находки в Кише, они пользовались микролитическими орудиями.

Наиболее раннее поселение, открытое в Южной Месопотамии, находилось около Эль-Обеида (близ Ура), на речном острове, который возвышался над болотистой равниной. Население, жившее здесь, занималось охотой и рыболовством, но уже переходило к более прогрессивным видам хозяйства: к скотоводству и земледелию

Культура Эль-Обеида существовала очень долго. Своими корнями она уходит в древние местные культуры Верхней Месопотамии. Однако уже появляются и первые элементы шумерийской культуры.

По черепам из погребений определили, что шумеры не были однорасовым этносом: встречаются и брахицефалы («круглоголовые») и долихоцефалы ( «длинноголовые» ). Впрочем это могло стать и результатом смешения с местным населением. Так что мы даже не можем с полной уверенностью отнести их к определённой этнической группе. В настоящее время с некоторой уверенностью можно утверждать лишь то, что семиты Аккада и шумерийцы Южной Месопотамии резко отличались друг от друга как по своему внешнему облику, так и по языку.

В древнейших общинах южной части Месопотамии в третьем тысячелетии до н. э. почти все производившиеся здесь продукты потреблялись на месте и царило натуральное хозяйство. Широко использовалась глина и тростник. В древнейшие времена из глины лепили сосуды — сначала от руки, а впоследствии на специальном гончарном круге. Наконец, из глины делали в большом количестве важнейший строительный материал — кирпич, который приготовлялся с примесью камыша и соломы.

Этот кирпич иногда просушивался на солнце, а иногда обжигался в специальной печи. К началу третьего тысячелетия до н. э., относятся древнейшие здания, построенные из своеобразных крупных кирпичей, одна сторона которых образует плоскую поверхность, а другая — выпуклую. Крупный переворот в технике произвело открытие металлов. Одним из первых металлов, известных народам южной части Месопотамии, была медь, название которой встречается как в шумерийском, так и в аккадском языках. Несколько позднее появилась бронза, которая делалась из сплава меди со свинцом, а впоследствии — с оловом. Последние археологические открытия указывают на то, что уже и середине третьего тысячелетия до н. э. в Месопотамии было известно железо, очевидно, метеоритное.

Следующий период шумерийской архаики носит название периода Урука по месту наиболее важных раскопок. Для этой эпохи характерен новый вид керамики. Глиняные сосуды, снабжённые высокими ручками и длинным носиком, возможно, воспроизводят древний металлический прототип. Сосуды сделаны на гончарном круге; однако по своей орнаментации они гораздо скромнее, чем раскрашенная керамика времени Эль-Обеида. Однако, хозяйственная жизнь и культура получают в эту эпоху своё дальнейшее развитие. Появляется необходимость в составлении документов. В связи с этим возникает ещё примитивная картинная (пиктографическая) письменность, следы которой сохранились на цилиндрических печатях того времени. Надписи насчитывают в общей сложности до 1500 картинных знаков, из которых постепенно выросла древнешумерийская письменность

После шумеров осталось огромное количество глиняных клинописных табличек. Возможно это была первая бюрократия в мире. Самые ранние надписи относятся к 2900 году до Р.Х. и содержат хозяйственные записи. Исследователи жалуются, что Шумеры оставили после себя огромное количество «хозяйственных» записей и «списков богов» но так и не удосужились записать «философскую основу» своей системы верований. Поэтому наши знания лишь интерпретация «клинописных» источников, в большинстве своём переведённых и переписанных жрецами более поздних культур, например Эпоса о Гильгамеше или поэмы «Энума элиш» датируемых началом II-го тысячелетия до нашей эры. Так что, возможно, мы читаем своеобразный дайджест, подобный адаптивному варианту библии для современных детей. Особенно учитывая, что большинство текстов скомпилированы из нескольких отдельных источников ( из-за плохой сохранности).

Имущественное расслоение, происходившее внутри сельских общин, приводило к постепенному распаду общинного строя. Рост производительных сил, развитие торговли и рабства, наконец, грабительские войны способствовали выделению из всей массы общинников небольшой группы рабовладельческой аристократии. Аристократы, владевшие рабами и отчасти землёй, называются “большими людьми” (лугаль), которым противостоят “маленькие люди”, т. е. свободные малоимущие члены сельских общин.

Древнейшие указания на существование рабовладельческих государств на территории Месопотамии относятся к началу третьего тысячелетия до н. э. Судя по документам этой эпохи, это были очень маленькие государства, вернее, первичные государственные образования, во главе которых стояли цари. В княжествах, потерявших свою независимость, правили высшие представители рабовладельческой аристократии, носившие древний полужреческий титул “цатэси” (эпси). Экономической основой этих древнейших рабовладельческих государств был централизованный в руках государства земельный фонд страны. Общинные земли, обрабатывавшиеся свободными крестьянами, считались собственностью государства, и население их было обязано нести в пользу последнего всякого рода повинности

Разобщённость городов-государств создало проблему с точной датировка событий в Древнем Шумере. Дело в том, что каждый город-государство имел свои летописи. А дошедшие до нас списки царей, в основном, написаны не ранее аккадского периода и представляют собой смесь обрывков различных «храмовых списков» что привело к путанице и ошибкам.

Но в общем всё выглядит так:

  • 2900 — 2316 г. до Р.Х. — период расцвета шумерских городов-государств
  • 2316 — 2200 г. до Р.Х — объединение шумера под властью аккадской династии (семитских племен северной части Южного Междуречья перенявших шумерскую культуру)
  • 2200 — 2112 г. до Р.Х — Междуцарствие. Период раздробленности и нашествий кочевников -кутиев
  • 2112 — 2003 г. до Р.Х — Шумерский Ренессанс, период расцвета культуры
  • 2003 г. до Р.Х — падение Шумера и Аккада под натиском амореев (эламитов). Анархия
  • 1792 — возвышение Вавилона при Хаммурапи (Старовавилонское царство)

После своего падения шумеры оставило то, что подхватило множество других народов, пришедших на эту землю — Религию.

education.uaset.com