Древние русские игрушки. Какие они, русские народные игрушки?
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Народная деревянная игрушка. Древние русские игрушки


Древние русские игрушки | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов

Муниципальное общеобразовательное учреждение«Крайчиковская средняя общеобразовательная школа»Научно-практическая конференция учащихся «Поиск»Колосовского муниципального районаОмской области

Древние русские игрушкиобрядовая кукла берегиня

Выполнила: ученица 11 классаИльиных Алёна.Руководитель: Ильиных Светлана Николаевнапедагог дополнительного образования.

2009 г.

Содержание

Введение ------------------------------------------- 3.Глава 1. История возникновения куклы ---- 4.1.1 Что такое кукла? ----------------------------- 4.1.2. История российской куклы --------------- 5.1.3. Кукла берегиня ------------------------------ 5.1.4. И боги играли в куклы --------------------- 7.1.5. Обрядовые куклы в годовом цикленародных праздников. ------------------------- 9.Глава 2. Изготовление обрядовой куклы берегини ----------------------------------------- 12.2.1. Материалы --------------------------------- 12.2.2. Инструменты ------------------------------ 12.Глава 3. Практическая работа -------------- 12.3.1. Изготовление куклы --------------------- 12.3.2. Создание костюма ------------------------ 13.4. Заключение ----------------------------------- 14.Литература --------------------------------------- 15.Приложение -------------------------------------- 16.

Введение.

Древние русские игрушки (“потешки”), как правило, выполнялись в двух самых распространенных на Руси материалах: глине и дереве. Деревянные «потешки» были в обиходе восточнославянских племен еще в IX веке. Об этом говорят находки археологов на территории древнего Новгорода. Новгородская ярмарка, этот крупнейший средневековый меновой двор Европы и Азии, собиравший до 50 племен, показал, что купцы многих стран, кроме сундуков и деревянных ложек, интересовались так же русскими игрушками.Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Всюду, где селится и живёт человек – кукла неизменный его спутник. Она проста, но в этой простате таится великая загадка. Кукла не рождается сама. Её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы. Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защищать человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Сегодня интерес к народному творчеству необычайно велик. Знакомство с традиционными куклами позволит нам познакомиться с некоторыми сторонами культуры русского народа.Приобщившись к миру древнего искусства, мне захотелось, чт

educontest.net

Реферат: Русская деревянная игрушка

Министерство образования и науки РФ

ФБОУ ВПО

Псковский Государственный Университет

Факультет Психологии

Реферат

по дисциплине «Методика преподавания изобразительной деятельности»

«Русская деревянная игрушка»

Выполнила: Алибекова Линда Башировна

Студентка 1 курса

Факультет психологии

Направление: «Специальное дефектологическое образование»

Содержание

Введение

. Особенности русской деревянной игрушки

.1 История возникновения русской деревянной игрушки

.2 Символика и образ деревянной игрушки

.3 Деревянная игрушка в современном мире

. Художественные элементы русской традиционной деревянной игрушки на примере производства «Богородской игрушки»

.1 Легенды и традиции села Богородское

.2 Техника производства "Богородской игрушки" на примере фабрики «Богородский резчик»

Заключение

Приложение

Введение

На протяжении многих веков развитие человечества было немыслимо без игр и игрушек - именно они помогали должным образом формировать психику детей. Игрушки чрезвычайно важны для развития мимики ребенка, с их помощью можно развить определенные психологические качества, а можно и улучшить его физическое развитие. Взаимодействуя со своим собственным миром, который представлен игрушками, ребенок постепенно учится правильно общаться со сверстниками и взрослыми.

Деревянные игрушки известны еще со времен Древнего Египта, Греции и Рима.

В России игрушку делали повсеместно, изначально между делом, чтобы детей потешить, со временем это стало особым ремеслом. Работали целыми семьями с утра до вечера, детей приучали к работе с трех лет, к восьми годам они уже были мастерами.

Основными центрами деревянной игрушки были: Архангельская, Новгородская, Вологодская, Владимирская, Нижегородская, Московская губернии.

Игрушка - неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить малыша к вхождению в общественные отношения.

Древние русские игрушки ("потешки"), как правило, выполнялись в двух самых распространенных на Руси материалах: глине и дереве. Деревянные "потешки" были в обиходе восточнославянских племен еще в IХ веке. Об этом говорят находки археологов на территории древнего Новгорода. Новгородская ярмарка, этот крупнейший средневековый "меновой двор Европы и Азии, собиравший до 50 племен", показала, что купцы многих стран, кроме сундуков и деревянных ложек, интересовались также русскими игрушками.

Однако, первое упоминание о деревянной игрушке в письменных источниках встречается лишь в ХVII веке. Из этой записи мы узнаем, что к "цареву двору" деревянную игрушку покупали в Троице-Сергиевском монастыре, который был в то время местом богомолья русских царей. Во время "Троицких " походов царским детям помимо сладостей покупали также потешные возки, деревянных коней и птичек. Столетие спустя, в 1721 году, в подробных записях дворцовых расходов мы узнаем, что детям Петра I "куплено в Москве на торгу разных игрушек живства числом осьмнадцать - кони, коровы, олени, бараны, лебеди, петухи, утки, а также трое детей и город с солдатами." Интересно, что до определенного времени игрушки, которыми играли крестьянские и царские дети, были из одних и тех же мастерских.

1. Особенности русской деревянной игрушки

.1 История возникновения русской деревянной игрушки

Русские народные деревянные игрушки известны с глубокой древности. Они неразрывно связаны с культурными, бытовыми и фольклорными особенностями соответствующей исторической эпохи и региона, где находилось их производство. Археологи обнаружили свидетельства того, что деревянные игрушки были у восточнославянских племен еще в IX веке н.э. Основным материалом для изготовления игрушек были глина и дерево, а начиная с первой половины 19 века - папье-маше. Мастерили также игрушки и из соломы, мха, еловых шишек, льна. Как глиняные, так и деревянные игрушки изготавливались во многих местах России. Однако подтверждение этого можно обнаружить только в исторических документах, образцов таких игрушек практически не сохранилось в связи с особенностями дерева как материала. Даже произведения мастеров игрушечного дела XVIII века дошли до современности в очень малых количествах. В музеях и коллекциях в основном представлены игрушки с XIX века. Можно указать наиболее важные центры: деревянную игрушку больше всего делали в Московской и Нижегородской губерниях, глиняную - в вятке, Туле, Каргополе.

Но главнейший центр игрушечного производства связан с Подмосковьем. Это Сергиевский посад (город Загорск), и деревня Богородское, что в двадцати семи километрах от Загорска.

Искусство этих мест так тесно переплетается, что иной раз трудно определить, чье изделие держишь в руках. В Богородской деревне резали в «белье», то есть оставляли без окраски игрушку, а в Сергиевском посаде резали и окрашивали ее. И там нередко изделия богородцев также окрашивали. В XIX веке Сергиевский посад стал ведущим в России по производству кустарной игрушки.

Делали деревянные игрушки в местах, богатых лесами, где дерево с давних пор прочно вошло в хозяйственный обиход населения.

Очаги игрушечного производства существовали в XIX веке на Онежском полуострове, по берегам Белого моря, в Архангельской и Вологодской губерниях, в Кирилловском уезде Новгородской губернии, в некоторых местах Владимирской губернии.

Целый куст игрушечных промыслов возник в Нижегородской губернии. Знамениты деревообрабатывающие и художественные промыслы этой губернии - корабельная и домовая резьба, роспись хохломской точеной утвари, семеновское ложкарство, точение веретен, городецкая резьба и роспись. Они определяли в целом высокий уровень народного искусства края. Из среды волжских потомственных мастеров выходили и талантливые игрушечники. Самобытные центры народной игрушки появились в Пурехе, Лыскове, Городце, Семенове, в Федосееве, в Полховском Майдане и в других местах.

Самые простые экземпляры представляют собой сучки дерева, лишь немного подправленные с помощью ножа. В некоторых регионах в создании игрушек использовались еловые шишки, служившие руками или ногами для деревянных фигурок. Поскольку деревянная игрушка неразрывно связана с лесом, то фигурки представлены в основном в виде обитателей леса. Это птицы, животные или вымышленные фольклорные персонажи - «моховики», изображавшие дровосеков или старушек с вязанками хвороста на спине. Известен факт, что на Парижской выставке 1890 года «моховики» были с восторгом встречены зарубежной публикой.

.2Символика и образ деревянной игрушки

Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе.

Примером ритуального предмета детской игры являются традиционные русские куклы из дерева и соломы, которые не имеют прорисовки лица (Приложение 4). Детскими эти куклы стали при упрощении символического смысла древнейших верований, когда Великую богиню, стоящую за гранью добра и зла, опасались изображать с чертами лица, могущими вызвать вред при использовании ее изображения. Практически все дошедшие до нас древнейшие изображения (Богини Матери - "неолитической Венеры") не имеют лица.

Погремушки, шаркунки, трещетки до начала XX века, кроме развлекательной цели, также служили для призывания к ребенку добрых духов или ангелов-защитников. Используя основной принцип магии, связанный повсеместно с принципом подобия, выражающийся в том, что модель или изображение в определенном смысле заменяют оригинал, погремушка или мяч, изображающие Небесный мир, в руках ребенка должны были защитить ребенка от темных сил. Они как бы соединяли его с силами добра. Отметим, что в русской традиционной игрушке не встречается изображений отрицательных персонажей, так как считалось, что такие изображения могут принести ребенку зло, иными словами связать ребенка с оригиналами изображений.

Следует отметить, что практически каждая народная игрушка, а за ними и фабричная, несет в себе определенную символику. Эта символика вполне конкретным образом воздействует на психику ребенка. Хорошо известно, что находит подтверждение в ряде психологических исследований, что человек различным образом психически реагирует на различные геометрические фигуры (работы Шабельникова В.К.), цвета (Люшер), формы и их сочетания. Иными словами, давая ребенку ту или иную игрушку, необходимо знать, соответствует ли заложенный в ней психофункциональный код возрасту и эмоциональному состоянию ребенка, а также другим его психофизическим характеристикам. Например, использование игрушки, раскрашенной в черные и красные цвета (в определенной пропорции) может нанести наиболее возбудимым детям психологическую травму. Данный цвет традиционно использовался для обозначения мертвого и загробного мира. Другим примером воздействия цвета является голубой цвет. Он традиционно связывается с небесной символикой, благостью и спокойствием. Отметим, что в ряде психологических тренингов для внутреннего успокоения рекомендуется представить себе голубое небо.

Кроме того, ряд геометрических символов, на что указывается в работах В.К.Шабельникова и его школы, по принципу своего воздействия на психику человека имеет ярко выраженный половой характер. Например, волнообразная линия является атрибутом игрушки для девочки: традиционно подобный узор использовался исключительно в женской одежде и являлся своеобразным оберегом. Громовой знак - "шестилепестковый цветок" - чисто мужская атрибутика, на что также указывают данные этнологии. Использование игрушек с разнополовой символикой может привести к нарушению психического равновесия ребенка, а в результате к нарушению развития его личности.

.3Деревянная игрушка в современно мире

С развитием промышленности и изобретением пластика деревянные игрушки постепенно отошли на второй план. Их место заняли яркие и легкие пластмассовые куклы, кубики и пирамидки. На долгое время игрушки из дерева оставались всего лишь сувенирами, но никак не предназначались непосредственно для игры. В последнее время, в связи с усилением внимания к экологичности продукции для детей, деревянные игрушки снова завоевывают прежнюю популярность. К тому же, по мнению психологов, простые и даже примитивные по форме деревянные игрушки оказывают лучшее влияние на ребенка, чем пластиковые игрушки с множеством мелких деталей. Ребенок, построив из простых кубиков домик, может бесконечно фантазировать на тему его внешнего и внутреннего убранства. А взяв в руки пластиковый домик, заранее до мелочей проработанный дизайнером фабрики игрушек, ребенок вскоре начинает скучать, поскольку ему уже нечего додумать и прибавить к игрушке.

2. Художественные элементы русской традиционной деревянной игрушки на примере производства «Богородской игрушки»

.1 Легенды и традиции села Богородское

История богородской игрушки начинается с легенды. Говорят, в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию.

С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись игрушечным ремеслом.

А если серьезно, народный промысел зародился под влиянием Троице-Сергиева монастыря - одного из крупнейших центров художественных ремесел Московской Руси еще 350 лет назад. Традиционная богородская игрушка - это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина. Символом промысла до сих пор считаются мужик и медведь в различных сюжетных постановках, первой из которых стала подвижная игрушка Кузнецы.

.2 Техника производства "Богородской игрушки" на примере фабрики «Богородский резчик»

В начале прошлого столетия в селе Богородское появилось первое производство - кустарно-игрушечная артель Андрея Чушкина. Позже артель получила название Богородский резчик. В советское время промысел процветал, в артели, ставшей в 1960 году фабрикой художественной резьбы, работали 300 человек, были крупные государственные и зарубежные заказы.

Перед тем как попасть на прилавок магазина, игрушка проходит долгий путь. Начинается он с хорошо просушенного бревна липы, дерева мягкого, податливого в обработке. Изделия бывают токарной и ручной обработки. С первой все проще - детали будущих игрушек вытачивают на станке, сборщики их соединяют, а живописцы делают роспись, если необходимо, и покрывают лаком. А вот ручная работа гораздо сложней. Резчики обрабатывают липовые чураки самостоятельно. Пусть дерево мягкое, но большинство мастеров на фабрике - женщины. Заготовку изделия сначала вырубают топором или выпиливают ножовкой по шаблону. Потом начинается обработка инструментами - стамесками и богородскими ножами с очень острыми лезвиями. Так что порезы для мастеров - дело привычное.

деревянный игрушка символика психика

Заключение

На основе психолого-педагогических исследований мы пришли к выводу, что игрушка является важным фактором в психическом развитии ребенка. Мы установили, что игрушки должны быть свободными от всех свойств, которые каким-нибудь образом могут нанести вред здоровью. Они должны удовлетворять и развивать эстетический вкус, зачатки которого так рано проявляются у ребенка. И потому, они должны возбуждать и поощрять стремление ребенка к коллективным усилиям.

Самые разнообразные задатки ребенка ищут своего проявления и упражнения и находят их в играх, если в распоряжение ребенка дан материал, который может служить в одно время и стимулом, возбуждающим ту или иную деятельность, и орудием, при помощи которого эта деятельность осуществляется и совершенствуется.

Народная игрушка стала узаконенным явлением, ею заинтересовались художники и ученые. В коллекциях она стала занимать почетное и не малое место. Обращалось внимание на поразительное с одной стороны разнообразие форм игрушки, с другой - на устойчивость ее сюжетов. Мастера, делавшие игрушку из дерева, превосходно чувствовали и "понимали" качества и свойства, красоту материала и в то же время техника изготовления игрушек, как правило, была удивительно простой и незамысловатой. Игрушка представляла и весьма необычный род творчества в мире крестьянского искусства, оно было, как хорошо известно, органично соединено с бытом, с украшением нужных, необходимых в крестьянстве вещей: таким образом, красота проникла во все стороны жизни: она была и в ковше и скобкаре, и в деревянной резной избяной доске, и на прялке, и на вальке, и в одежде, и на санях и возке; даже ткацкий станок украшался сильным и действенным по своей образности орнаментом. Одна только игрушка выделялась из этого бесконечно разнообразного мира тем, что только она не была связана непосредственно с вещами.

Приложение

Рис. 1 Кукла «панка». Конец XIX в. Онежский полуостров. Архангельская губерния

Рис. 2 Конь. XIX в. Русский Север

Рис. 3 Каталка «каретка». Конец XIX в. Кирилловский уезд. Новгородская губерния

Рис. 4 Тройка. 1930-е гг. Чкаловский район. Горьковская область

Рис. 5 Богородские игрушки

Теги: Русская деревянная игрушка  Реферат  Культурология

dodiplom.ru

Какие они, русские народные игрушки?

Сегодня товары из Китая заполонили практически весь рынок, и дети уже не знают, существуют ли какие-то иные игрушки, кроме заграничных. Существуют! И об этом обязательно нужно им рассказать.

русские народные игрушки

Об игрушках

Стоит отметить, что игрушки – важный элемент в жизни каждого малыша. Ведь благодаря им ребенок понимает мир, изучает человеческие отношения и способы общения. Поэтому очень важно обеспечить своего карапуза правильными игрушками, которые воспитают в нем достойного гражданина своего государства.

Куклы

Русские народные игрушки никогда не были особо разнообразными, но они всегда были качественными и сделанными с душой. Первой и, наверное, самой важной игрушкой в жизни каждого ребенка была кукла. Делали ее чаще всего из подручных материалов, а по своей природе она была безликая и без половых признаков. Это нужно было для того, чтобы ребенок мог развиваться, включая фантазию и используя одну и ту же игрушку в разных забавах. Сама кукла делалась из тряпок, наполнялась соломой, поленом (столбушка) или крупой (крупеничка). Куклы могли быть и более простыми (кувадки), созданными из одной только материи, при правильном сплетении которой можно было различить голову, руки и платье куколки. Для самых маленьких, новорожденных детей также существовали русские народные игрушки. Однако они были, скорее, оберегами, нежели материалом для игр. В колыбель к малышу обязательно клали пеленашку – маленькую куколку, которая должна была оберегать грудничка от злых сил и нечистых взглядов. Исконно русской куклой также считается московка – мама с шестью детьми, привязанными к поясу, которая символизирует семейный очаг.

русские народные игрушки картинки

Дерево

Русские народные игрушки делали умельцы только из натуральных материалов. Поэтому, помимо тряпичных кукол с разными наполнениями, были широко распространены и деревянные игрушки. Из дерева делалось практически все, что только можно. Это различные погремушки и зверята для самых маленьких; инструмент, оружие и солдатики для мальчиков; домашняя утварь и все, что только нужно, для девочек. Деревянные игрушки были крепкими, долго служили и часто передавались от одного ребенка к другому, ведь семьи в русских деревнях всегда были большими и многодетными.

Глина

Русские народные игрушки также изготавливали из глины. Чаще всего это были различного рода свистульки, которые не только развлекали детей, но также имели некое магическое свойство. Считалось, что звуки, которые издает такая вот игрушка, отгоняют зло и привлекают добрых духов, призванных охранять детей от несчастий и всего плохого. Обычно такие игрушки хранились у окна, попутно оберегая весь дом от злых сил.

русская народная игрушка матрешка

Матрешка

Еще одна всем известная русская народная игрушка – матрешка. Стоит отметить, что о времени и способе ее происхождения до сих пор ходит много мифов и легенд, и, несмотря на то что, скорее всего, прототип матрешки был завезен из Японии, она все же считается русской народной игрушкой, и об этом знает практически весь мир. В чем ее особенность? Она состоит из дерева, а внутри имеет полость, в которую одна в одну ставятся игрушки все меньше и меньше по размеру. Вот и вся хитрость! Стоит отметить, что у ребенка такие игрушки отлично развивают мелкую моторику пальцев рук. А также это наша история. Поэтому у каждого малыша должны быть в коллекции русские народные игрушки, картинки с их изображением или хотя бы понятие о том, что это такое.

fb.ru

Народная деревянная игрушка | «Мастерам и мастерицам»

Деревянные игрушки делали на Руси еще в глубокой древности, и были времена, когда они считались вовсе не детской забавой — куклами играли боги. К сожалению, о том, какие были игрушки в то далекое время, мы можем лишь догадываться, ведь дерево, хоть и прочный материал, все-таки не вечный. Лишь начиная с XVII в. письменные источники рассказывают нам, насколько в те времена была распространена деревянная игрушка. Упоминаются, например, в них "человек деревянный с колесы стоячего", "город с солдатами" "одна утка, при ней трое детей"… Лучше всего сохранились игрушки XIX-ХХ вв.

Где же изготавливались деревянные игрушки? Конечно, в местах, богатых лесами. Русский Север – одно из таких мест. Здесь каждый крестьянин, охотник и рыболов владеет топором. Он мог сам себе и дом срубить, и убрать его деревянными украшениями, и наполнить деревянной утварью, необходимой в хозяйстве. А игрушки он мастерил как забаву, между делом.

Фигурки коней и птиц, женщина-кукла – эти образы северорусской игрушки дошли до нас из тех времен, когда им приписывали магическое значение. Они и выглядят так, словно еще несут в себе древнюю магическую силу: кукла не просто баба, скорее, она напоминает деревянного идола; птица выглядит как воплощенный символ весны и жизни; деревянный конь – не заморенная крестьянская коняга, а посланник солнца.

деревянная игрушка

Кукла-панка

Панка. Так называется северная кукла. Она представляет собой обрубок дерева, округлый или граненый, на котором топором намечена голова в форме шара или конуса и туловище в форме конуса или даже куба. Перемычка означает талию, от нее вниз идет широкая юбка. Фигурка не имеет рук вовсе, либо они плотно прижаты к телу. Лица у таких кукол плоские и напоминают лики идолов. Глаза и рот передаются впадинами, а нос рельефно выделяется. Бывает, что глаза, рот и нос выжигаются раскаленным гвоздем либо наносятся ножом в виде бороздок и ямок. Одежда и кокошник передаются выступом на макушке и несколькими порезками, т.е. вырезанными штрихами, едва намечающими горловину платья или полы одежды. Но часто мастер не передает и этих деталей – общая выразительность образа его интересует больше, чем отделка и украшения. Единственное, что может украшать панку, это выжженный орнамент из кругов, косых крестов, резных квадратов и ромбов. Даже небольшие фигурки выглядят внушительно и торжественно. Ученые видят в панке отголоски древнего культа предков: на Севере, например, существовал обычай ставить перед избой деревянные столбы с резными головами, одетые в настоящую одежду, – памятные изображения хозяина и хозяйки. Такие игрушки выполняются в технике обрубовки топором и называются плотницкими.

Северные коники. У северных коников массивная короткая шея и легкая маленькая головка. Кони грузные, порой даже слишком преувеличенно. Могучее тело опирается на короткие ноги, которые подпирают туловище подобно колоннам. Были еще коники-каталки, их делали вплоть до начала ХХ в. Разновидность каталок – каретки. Такая фигурка похожа на двухголовое фантастическое существо. Роспись условная: на красно-оранжевом фоне косые кресты, клетки, черные штрихи. На задней стенке каретки рисовали колесо – круг со вписанными в него крестами. Ученые объясняют, что это не что иное, как небесные огненные кони, влекущие солнечный диск. Образы эти пришли в народное искусство из мифологии. Постепенно их смысл забывался, но народная игрушка из дерева продолжала соблюдать традиции, поэтому устойчивые сочетания коня и солнца, коня и красного цвета еще долго сохранялись в ее оформлении. Со временем они превратились в декоративные детали.

деревянная игрушка

Северные коники

Волжская игрушка. В тех местах, через которые проходили большие торговые пути – дороги и реки, а значит, развивалась торговля, производство игрушек превратилось в самостоятельный художественный промысел. Так, например, было в Поволжье. Здешние мастера по-иному относились к дереву. Они не вырезали игрушки из целого массивного куска. Кукол, например, делали из краешков полена, и они выходили сзади округлыми и плоскими с лицевой стороны. Кареты и экипажи делали из тонких дощечек, сколоченных мелкими гвоздиками. Такие игрушки назывались "щепной товар". В готовом, но не обработанном виде такие фигурки не слишком красивы, поэтому игрушки принято было окрашивать. Целые деревни занимались только росписью игрушек.

Кукла-женщина. Широкая юбка придает кукле устойчивость. Туловище выполнялось в форме трапеции. Венчала фигуру круглая маленькая головка с высоким кокошником. Тонкая талия придает изящество. Одежда передается в деталях: кофта и цветастая юбка. Узор на ней повторяет простой рисунок крестьянской ткани-набойки. Перед нами не истукан, а довольно точный образ русской крестьянки.

Игрушки Подмосковья

Богородская игрушка. Самая, пожалуй, знаменитая из богородских игрушек – "Кузнецы". Она прославилась во всем мире и стала своеобразным русским символом. Неизвестно, сколько лет этой игрушке. Подвигаешь планки, и мужичок с медведем начинают стучать молоточками по наковальне. Богородские мастера делали различные движущиеся игрушки, используя нехитрые, но всегда остроумные приспособления: колеса, спиральные проволочки, планки, разводы, баланс – деревянный шарик, подвешенный под кругом. Так, например, баланс использован в очень известной игрушке "Куры на кругу". Стоит раскачать шарик круговым движением, и куры примутся торопливо клевать нарисованные зерна, причем двигаться они будут в строгой последовательности, по очереди. В игрушке "Дергун" использована обычная веревка. Чаще такие игрушки изображали сову или медведя. Дернешь за веревочку – и сова взмахивает крыльями, а медведь забавно разводит лапами.

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Троице-Сергиевская игрушка. Самым крупным центром производства деревянной игрушки был Троице-Сергиев посад в Подмосковье. Так расположен большой монастырь – Троице-Сергиева лавра. В XVII в. и монастырь, и окружающий его посад стали крупнейшим центром по производству игрушки. Чаще всего это раскрашенные куклы, иногда довольно большие: дамы и гусары, няни в кокошниках, пляшущие крестьяне, задумчивые пастушки и великое множество солдатиков всех цветов и размеров. У игрушки-миниатюры, высотой 5-10 см, интересное название – "китайская мелочь". Среди этих крохотулек можно встретить и горожан, и разносчиков с товаром, господ и слуг, турок, амурчиков, клоунов. Игрушки раскрашивались эмалевыми красками. Резьба передает фактуру тканей, их легкость или плотность, складки и оборки платьев, пышность меха, банты, цветы и перья на дамских шляпках, эполеты офицеров.

Северная игрушка изначально делалась не на продажу, а для домашнего пользования. Игрушка же Поволжья и центральных районов России была кустарной, т. е. производилась на продажу отдельными мастерами и целыми артелями. Магическое значение игрушки уже давно забылось. Теперь игрушка должна была заинтересовать, нравиться людям с самыми разными вкусами. "Южные" игрушки были рассчитаны скорей на детей городских, чем деревенских. Крестьянский ребенок с раннего возраста был полноправным участником трудовой жизни семьи. И игрушки были призваны в первую очередь как можно раньше приобщить его к этой жизни. Городские же дети гораздо позже включались в трудовую жизнь, дольше опекались взрослыми. Поэтому появился спрос на развлекательные игрушки, зрелищные, яркие и разнообразные.

матрешка

Сергиево-Посадская матрешка

Матрешка. Эта расписная деревянная игрушка имеет почти столетнюю историю. Пришла из Японии. Она стала одним из самых распространенных изделий русского народного творчества, своеобразным символом России. Существует несколько центров по изготовлению матрешек. Несмотря на общие черты, изделия каждого производства имеют свои особенности.

Первых матрешек стали выпускать в Троице-Сергиевой лавре.

Сергиево-Посадская матрешка. Формы и роспись первых матрешек отражали разнообразную жизнь русского народа. Девушка в сарафане или полушубке, пастушок со свирелью, бородатый старик, целое семейство, бояре, богатыри, исторические персонажи.

Семеновская матрешка. Платье матрешки убрано травным орнаментом. На фартуке матрешки нарисован пышный букет.

Полховско-Майдановская матрешка. Полховский Майдан Нижегородской области. Яркие краски: зеленая, желтая, синяя, малиновая. Главный элемент росписи – цветок шиповника – символ любви, материнства.

Крутецкая матрешка. Крутецкие матрешки то длинненькие, как шахматные фигурки, а то почти круглые. Платья самых разных фасонов и расцветок, прически – от традиционной косы современных стрижек.

 Автор: Екатерина Маракова

podelki-shop.ru