Древние православные кресты. Крест старообрядческий (фото). Чем отличается старообрядческий крест от православного?
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин
Молитва Архангелу Михаилу – очень сильная защитаВсякий раз мы встречаем на своем пути самых разных людей: соседей, родных, друзей, коллег. И не всегда такие встречи могут оказаться приятными, ведь в жизни всегда есть ссоры, обиды и обман. Часто друзья стают злейшими врагами, желая один другому неприятностей, болезней. Быва... Читайте далееСильная молитва от неприятностей на работе и не толькоВ жизни каждого человека всегда присутствуют неприятные моменты. Одно дело если неприятность мелкая, и происходит редко – вроде потерянных ключей или сломанного каблука. А другое дело, когда Ваша жизнь – это чреда непрекращающихся неудач. Чтобы неприятности обходили сто... Читайте далее

Мира Вам! Благодарим, что дочитали до этого места. Хотим Вам рассказать, что у нас есть благотворительный кошелек, собираем денежные средства на нужды болящих и детей с домов интернатов. Являемся кураторами школы интерната для детей с недостатком речи. Уже помогли/помогаем разным людям и они очень благодарны за помощь. Если есть возможность внести вклад( хотя бы 100-200 рублей) будем благодарны! Ангела Хранителя Вам!

  • Просфорный – Константиновский крест. Данный вид креста напоминает «мальтийский». Он имеет по четырем сторонам надписи на греческом.
  • Крест круглый «нахлебный». Еще в древние времена до того как было пришествие Христа, на Востоке был обычай резать хлеб крестообразно. Такой метод символизировал то, что крест, который разделен на части символически объединяет тех, кто употреблял этот хлеб. Стоит отметить, что прямой связи с Таинством Причащения изображается хлеб как символ Тела Христова, преломляемого за наши грехи.
  • Накупольный крест.  На этом православном кресте изображен полумесяц. Он является четырехконечным, полумесяц расположен внизу, его концы смотрят вверх. Это православный старообрядческий крест.  Сегодня чаще всего такие кресты устанавливаются на куполах церквей и храмов. Такой образ несет в себе символику, которая означает якорь спасения, надежды и упокоения в Царстве Небесном.
  • Трилистник. Концы такого креста выполнены в форме трилистника. Это употребляется для изготовления напрестольных крестов.

Виды древних православных крестов

  • Антониевский Т-образный крест. Его еще называют египетским крестом. В южных и восточных частях Римской империи такой крест использовали для казни преступников.
  • Седьмиконечный. Он имеет одну верхнюю перекладину и косое подножье, которое имеет очень глубокий мистический смысл. Дело в том, что до пришествия Христа на таком подножье, изготовленном из золота, священники приносили жертву. Крестное подножье – это часть новозаветного жертвенника, которая указывает на священническое служение Спасителя мира, который добровольно заплатил за чужие людские грехи.

Кроме вышеперечисленных видов также стоит выделить такие как: шестигранный, андреевский, доконстантиновский, якореобразные и другие. Все они несут в себе определенную историю и тайное значение.

Чем отличается православный крест от католического

Многие люди, несмотря на свою православную веру, не знают чем отличается православный крест от католического. И так отличие православного креста:

  • На православном кресте имеется наличие больше одной перекладины. Классический вариант — это восьмиконечный православный крест, в верхней части которого имеется перекладина, которая символизирует табличку с надписью. При этом нижняя косая  перекладина символизирует доску, к которой были прибиты ноги Христа. В католической вере также присутствует восьмиконечный крест, но на них изображаются перекладины не косые, а строго параллельные двух верхним.
  • На кресте изображено тело Спасателя. Оно как будто свободно парит рядом с крестом. При этом на лице не изображают мучительную мимику. Печать мучительного страдания больше относится к католическим канонам.
  • На православном кресте — ноги Христа изображаются сомкнутыми, а на католическом они изображаются одна поверх другой.

Это основные отличия, зная которые без труда можно отличить православный крестик от католического.

Суеверия и мифы, связанные с нательным крестиком

Говоря о крестике, многие считают, что если человек исповедует православную веру, то ни коем образом ему нельзя надевать католический крестик. Многие священники считают этот вопрос спорным и однозначного ответа не дают.

Но все — таки большинство людей убежденны,  что крест несет в себе символ, а католический крест не имеет никакой символики. Но утверждать, что надеть на себя крестик другой веры это грех – также никто не берется.

Но вопреки всем убеждениям и спорам, все священники без исключения твердят, что крестик должен быть на верующем человеке всегда. Даже, несмотря на некоторые суеверия. Такие, например как, его потемнение.  Также есть и другие вопросы, которые могут возникать насчет крестика. А именно:

  • Крестик нужно носить только на веревочке или ленточке, но не на цепочке. На самом деле это далеко не так. В святых писаниях нигде не сказано, на чем должен быть крестик. Поэтому это скорее вопрос  комфорта и привычек.
  • Носить крестик нужно только под одеждой на голое тело. Это утверждение является верным. Дело в том, что крестик считается символом веры и защиты. Скрывая крестик человек, показывает всю чистоту и искренность своей веры. В случае, когда его носят поверх одежды – он выполняет роль украшения. В таких случаях он не несет в себе силу защиты.
  • Запрещено дарить крестик. Это все предрассудки. Крестик является прекрасным подарком для родных и близких. Тем более если он будет освященным в церкви.
  • Нельзя дарить свой крестик. Если крестик вам достался от родителя или от близкого человека, то почему бы и не носить его.  Тем более если у вас его нет. Многие люди утверждают, что отдавая крестик, вы отдаете частичку своей судьбы. На самом деле такого поверья в православной вере нет.

Так что дарите крестики родным и близким, деткам и взрослым и будьте счастливы.

Господь всегда с Вами!

Смотрите так же видео о значении православного креста:

  • Интересное в православии
  • Это необходимо знать каждому

ikona-i-molitva.info

Крест старообрядческий (фото). Чем отличается старообрядческий крест от православного? :: SYL.ru

Крест — символ искупительной жертвы Христа - не только знаменует нашу принадлежность к христианству, но через него нам ниспосылается спасительная Благодать Божья. Поэтому он является важнейшим элементом веры. Будь то старообрядческий крест или один из тех, что приняты в официальной церкви — они в равной степени благодатны. Их отличие чисто внешнее, и обусловлено лишь сложившейся традицией. Постараемся разобраться, в чём оно выражено.

Крест старообрядческий

Отход старообрядцев от официальной церкви

В середине XVII века Русская Православная Церковь пережила сильнейшее потрясение, вызванное реформой, проводимой её предстоятелем Патриархом Никоном. Несмотря на то что реформа затрагивала лишь внешнюю обрядовую сторону богослужения, не касаясь главного — религиозной догматики, она привела к расколу, последствия которого не заглажены по сей день.

Известно, что, войдя в непримиримые противоречия с официальной церковью и отделившись от неё, старообрядчество недолго оставалось единым движением. Разногласия, возникшие между его религиозными лидерами, стали причиной того, что вскоре оно распалось на десятки группировок, именуемых «толками» и «согласиями». Для каждого из них был характерен свой старообрядческий крест.

Особенности старообрядческих крестов

Чем же крест старообрядческий отличается от обычного, того, что принят у большинства верующих? Здесь нужно отметить, что само понятие весьма условно, и речь может идти лишь о тех или иных его внешних особенностях, принятых в религиозной традиции. Старообрядческий крест, фото которого представлено в начале статьи, является наиболее распространённым.

Старообрядческий крест

Это восьмиконечный крест внутри четырехконечного. Такая форма была широко распространена в русской Православной Церкви в середине XVII столетия к моменту начала раскола и находилась в полном соответствии с каноническими требованиями. Именно её раскольники сочли наиболее соответствующей понятиям древнего благочестия.

Восьмиконечный крест

Саму же восьмиконечную форму креста нельзя считать исключительной принадлежностью старообрядчества. Подобные кресты распространены, например, в Русской и Сербской Православных Церквях. Наличие в них, кроме основной горизонтальной перекладины, ещё двух объясняется следующим образом. Верхняя — небольшая перекладина - должна изображать табличку, прибитую вверху креста, на котором был распят Спаситель. На ней, согласно Евангелию, имелась аббревиатура надписи: «Иисус назарянин, царь иудейский».

Нижней же, наклонной перекладине, изображающей подставку для ног распятого Христа, часто придаётся вполне определённый смысл. По установившейся традиции её принято считать неким «мерилом праведности», взвешивающим людские грехи. Её наклон, при котором правая сторона поднята вверх и указывает в сторону покаявшегося разбойника, символизирует прощение грехов и обретение Царства Божия. Левая же, опущенная вниз, указывает на глубины ада, уготованные не раскаявшемуся и хулившему Господа разбойнику.

Старообрядческий нательный крест

Дореформенные кресты

Отколовшаяся от официальной церкви часть верующих не изобрела в религиозной символике ничего нового. Раскольники лишь сохранили те её элементы, которые бытовали до реформы, отказавшись при этом от каких-либо новшеств. Например, крест. Старообрядческий он или нет, это, прежде всего, символ, существовавший с начала христианства, и те внешние изменения, которые он претерпевал на продолжении веков, не меняли его сущности.

Наиболее же древние кресты характерны отсутствием изображения фигуры Спасителя. Для их создателей важна была лишь сама форма, несущая в себе символ христианства. Это нетрудно заметить и в крестах старообрядцев. Например, старообрядческий нательный крест часто выполняется именно в такой древней традиции. Однако это не является его отличием от обычных крестов, которые также часто имеют строгий лаконичный вид.

Меднолитые кресты

Более существенны различия между старообрядческими меднолитыми крестами, принадлежащими различным религиозным согласиям.

Старообрядческий крест отличие

В них главной отличительной чертой является навершие — верхняя часть креста. В одних случаях оно изображает Святого Духа в виде голубя, а в других — нерукотворный образ Спасителя или Бога Саваофа. Это не просто различные художественные решения, это их принципиальные канонические установки. Глядя на такой крест, специалист может без труда определить его принадлежность той или иной группе старообрядцев.

Так, например, крест старообрядческий Поморского согласия или близкого им Федосеевского толка, никогда не несёт на себе изображения Святого Духа, но его всегда можно узнать по образу Спаса Нерукотворного, помещённого в навершии. Если подобные отличия ещё можно отнести к установившейся традиции, то есть между согласиями и сугубо принципиальные, канонические разногласия в оформлении крестов.

Старообрядческий крест фото

Пилатова надпись

Часто причиной для споров служит текст надписи на верхней, малой перекладине. Из Евангелия известно, что надпись на дощечке, прикреплённой к кресту Спасителя, была сделана Понтием Пилатом, по приказу которого Христос был распят. В связи с этим у старообрядцев возникает вопрос: достойно ли, чтобы крест православный старообрядческий нёс на себе надпись, составленную тем, кто навеки проклят церковью? Наиболее ярыми её противниками всегда являлись упомянутые выше поморцы и федосеевцы.

Любопытно, что споры по поводу «пилатовой надписи» (так именуют её старообрядцы) начались ещё в первые годы раскола. Один из видных идеологов старообрядчества — архидиакон Соловецкого монастыря Игнатий - известен тем, что составил несколько весьма объёмистых трактатов в осуждение этого титла, и даже подал об этом челобитную самому государю Алексею Михайловичу. В своих трудах он доказывал недопустимость подобной надписи и настоятельно требовал заменить её аббревиатурой надписи "Иисус Христос Царь Славы". Казалось бы, незначительное изменение, но за ним стояла целая идеология.

Крест православный старообрядческий

Крест — общий символ для всех христиан

В наши дни, когда официальная церковь признала законность и равноправие старообрядческой церкви, в православных храмах можно часто увидеть те самые кресты, которые прежде бытовали лишь в раскольничьих скитах. Это неудивительно, так как вера у нас одна, Господь един, и задавать вопрос, чем отличается старообрядческий крест от православного, представляется некорректным. Они по своей сути едины и достойны всеобщего поклонения, так как при незначительных внешних отличиях имеют общие исторические корни и равную благодатную силу.

Старообрядческий крест, отличие которого от обычного, как мы выяснили, чисто внешнее и незначительное, редко представляет собой дорогостоящее ювелирное украшение. Чаще всего для него характерен определённый аскетизм. Даже старообрядческий золотой крест встречается не часто. В большинстве своём для их изготовления используется медь или серебро. И причина этому отнюдь не в экономии — среди старообрядцев было немало богатых купцов и промышленников, - а скорее в приоритете внутреннего содержания над внешней формой.

Старообрядческий крест на могилу

Общность религиозных устремлений

Старообрядческий крест на могилу также редко отличается какой-либо вычурностью. Обычно он восьмиконечный, с установленной сверху двускатной крышей. Никаких излишеств. В традиции старообрядчества придавать большее значение не внешнему виду могил, а заботе об упокоении душ усопших. Это в полной мере согласуется с тем, чему учит нас и официальная церковь. Мы все одинаково молим Бога за наших родных, близких и просто братьев по вере, закончивших свой земной путь.

Давно ушли в прошлое времена гонений на тех, кто по своим религиозным воззрениям или в силу сложившихся обстоятельств оказался в рядах движения, вышедшего из-под контроля верховной церковной администрации, но тем не менее остававшегося в лоне Христовой церкви. Официально признав старообрядчество, Русская Православная Церковь постоянно ищет пути ещё большего сближения с нашими братьями во Христе. И потому крест старообрядческий или икона, написанная по установленным в старой вере канонам, стали в полной мере предметами нашего религиозного почитания и поклонения.

www.syl.ru

Православные крестики — Володя — Дневник — Православные знакомства «Азбука верности»

Источник статьи: ссылкаРазновидности креста

«Крест всякой формы есть истинный крест», — учил преподобный Феодор Студит еще в IX веке. А в наше время бывает так, что в храмах отказываются принимать записки с четырехконечными «греческими» крестами, заставляя исправлять их на восьмиконечные «православные». Существует ли какой-то один, «правильный» крест? Помочь разобраться в этом мы попросили заведующего иконописной школой МДА, доцента, игумена ЛУКУ (Головкова) и ведущего специалиста по ставрографии, кандидата искусствоведения Светлану ГНУТОВУ.

Каким был крест, на котором распяли Христа?

«Крест — это символ Страданий Христовых, и не только символ, а орудие, через которое Господь нас спас, — говорит игумен Лука (Головков). — Поэтому Крест — величайшая святыня, через которую совершается Божия помощь».

История этого христианского символа началась с того, что святая царица Елена в 326 году нашла Крест, на котором был распят Христос. Однако как точно он выглядел, сейчас неизвестно. Были найдены лишь две отдельные перекладины, а рядом табличка и подножие. Пазов или отверстий на перекладинах не было, поэтому возможности определить, каким образом они крепились друг к другу, нет. «Есть такое мнение, что этот крест мог быть и в виде буквы “Т”, то есть трехконечным, — рассказывает ведущий специалист по ставрографии, кандидат искусствоведения Светлана Гнутова. — У римлян была в то время практика распинать на таких крестах, но это не значит, что Христов Крест был именно таким. Он мог быть и четырехконечным, и восьмиконечным».

Дискуссия о «правильном» кресте возникла не сегодня. Спор о том, какой крест правильный, восьмиконечный или четырехконечный, вели православные и старообрядцы, причем последние называли простой четырехконечный крест «печатью антихриста». В защиту четырехконечного креста выступил святой Иоанн Кронштадтский, посвятивший этой теме кандидатскую диссертацию (он защитил ее в 1855 году в СПбДА) «О Кресте Христовом, в обличение мнимых старообрядцев»: «Кто не знает и не чтит Святого Креста о четырех концах от старца и до отрока? И эту-то общеизвестную форму креста, эту древнейшую святыню веры, печать всех таинств, как что-то новое, неизвестное нашим предкам, появившееся вчера, наши мнимые старообрядцы заподозрили, уничижили, попрали среди белого дня, изрыгая хулы на то, что с самого начала христианства и доселе служило и служит источником освящения и спасения для всех. Почитая только крест восьмиконечный, или трисоставный, то есть прямое древко и на нем три поперечника, расположенные известным способом, они называют печатью антихриста и мерзостью запустения крест так называемый четвероконечный, представляющий собою истинную и употребительнейшую форму креста!»

Св. Иоанн Кронштадтский объясняет: «”Византийский” четырехконечный крест на самом деле есть крест “русский”, так как, согласно церковному Преданию, святой равноапостольный князь Владимир вывез из Корсуни, где крестился, именно такой крест и первым установил его на берегу Днепра в Киеве. Подобный четырехконечный крест сохранился в Киевском Софийском соборе, высеченный на мраморной доске гробницы князя Ярослава Мудрого, сына святого Владимира». Но, защищая четырехконечный крест, св. Иоанн делает вывод, что почитать надо равно и тот и другой, так как принципиальной разницы сама форма креста для верующих не имеет. Игумен Лука: «В Православной Церкви от формы креста его святость никак не зависит, при условии, что крест сделан и освящен именно как христианский символ, а не изначально выполнен как знак, например, солнца или часть бытового орнамента или украшения. Чин освящения крестов для того и стал обязательным в Русской Церкви, так же как и икон. Интересно, что, например, в Греции освящение икон и крестов необязательно, потому что христианские традиции в обществе более устойчивы».

Почему мы не носим знак рыбы?

До IV века, пока продолжались гонения на христиан, открыто делать изображения креста было нельзя (в том числе и для того, чтобы гонители над ним не надругались), поэтому первые христиане придумывали способы зашифровать крест. Именно поэтому самым первым христианским символом стала рыба. По-гречески «рыба» — Ίχθύς — акроним греческой фразы «Iησοvς Χριστoς Θεov Υιoς Σωτήρ» — «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Изображение двух рыб по сторонам от вертикального якоря с верхушкой в виде креста использовалось как секретный «пропуск-пароль» на христианские встречи. «Но рыба не стала таким же символом христианства, как крест, — объясняет игумен Лука, — потому что рыба — это аллегория, иносказание. Святые отцы на Пято-Шестом Трулльском Вселенском соборе 691-692 года прямо осудили и запретили аллегории, поскольку это некое “детоводительное” изображение, которое только ведет ко Христу, в отличие от прямого изображения самого Христа — нашего Спасителя и Креста Христова — символа Его Страданий. Аллегории надолго ушли из практики Православной Церкви и лишь через десять столетий начали вновь проникать на Восток под влиянием католического Запада».

Первые зашифрованные изображения самого креста были найдены в римских катакомбах II и III веков. Исследователи обнаружили, что на гробницах христиан, пострадавших за веру, часто рисовали пальмовую ветвь как символ вечности, жаровню — как символ мученичества (именно такой способ казни был распространен в первые века) и христограмму — буквенное сокращение имени Христос — или монограмму, состоящую из первой и последней букв греческого алфавита Α и Ω — по слову Господа в Откровении Иоанну Богослову: «Аз, есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Откр. 1, 8). Иногда эти символы рисовали вместе и располагали таким образом, что в них угадывалось изображение креста.

Когда появился первый «легальный» крест

Святому равноапостольному царю Константину ( IV ) «во сне явился Христос, Сын Божий, с виденным на небе знамением и повелел, сделав знамя, подобное этому виденному на небе, употреблять его для защиты от нападения врагов, — пишет церковный историк Евсевий Памфил. — Это знамя случилось видеть и нам собственными очами. Оно имело следующий вид: на длинном, покрытом золотом копье была поперечная рея, образовавшая с копьем знак креста, а на нем две первые буквы имени Христос, совмещенные вместе».

Эти буквы, названные впоследствии монограммой Константина, царь носил на своем шлеме. После чудесного явления св. Константин распорядился сделать изображения креста на щитах своих воинов и установил в Константинополе три памятных креста с золотой надписью по-гречески «IC.XP.NIKA», что означает «Иисус Христос — Победитель». Первый крест с надписью «Иисус» он установил на триумфальных воротах городской площади, второй с надписью «Христос» — на римской колонне, а третий с надписью «Победитель» — на высоком мраморном столбе на хлебной площади города. С этого началось всеобщее почитание Креста Христова.

«Святые образы были везде для того, чтобы, чаще видимые, они побуждали нас любить Первообраз, — объясняет игумен Лука. — Ведь все, что нас окружает, так или иначе воздействует на нас, злое и доброе. Святое напоминание о Господе помогает душе устремляться мыслью и сердцем к Богу».

В от как писал об этих временах свт. Иоанн Златоуст: «Крест находится везде в славе: на домах, на площади, в уединении, на дорогах, на горах, на холмах, на равнинах, на море, на корабельных мачтах, на островах, на ложах, на одеждах, на оружии, на пиршествах, на сосудах серебряных и золотых, на драгоценных камнях, на стенной живописи… так наперерыв все восхищают этот удивительный дар».

Интересно, что с тех пор, как в христианском мире появилась возможность легально делать изображения креста, зашифрованные надписи и христограммы не исчезли, а перекочевали, как дополнение, на сами кресты. Эта традиция пришла и в Россию. С XI века под нижней косой перекладиной восьмиконечного креста-распятия, который устанавливался в храмах, появляется символическое изображение головы Адама, погребенного, по преданию, на Голгофе. Надписи являются кратким комментарием обстоятельств распятия Господа, смысла Его крестной смерти и расшифровываются так: «М.Л.Р.Б.» — «место лобное распят бысть», «Г.Г.» — «гора Голгофа», Буквы «К» и «Т» означают копие воина и трость с губкой, изображаемые вдоль креста. Над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС», а под ней: «НИКА» — «Победитель»; на табличке или около надпись: «СНЪ БЖIЙ» — «Сын Божий», «I.Н.Ц.И» — «Иисус Назорей Царь Иудейский»; над табличкой надпись: «ЦРЪ СЛВЫ» — «Царь Славы». «Г.А.» — «глава Адамова»; причем кости рук, лежащие перед головой, изображаются: правая на левой, как при погребении или причащении.

Католическое или православное Распятие?

«Католическое Распятие часто пишут более натуралистично, — рассказывает Светлана Гнутова. — Спаситель изображается провисшим на руках, образ передает мученические страдания и смерть Христа. В древнерусских же образах Христос изображается Воскресшим и Царствующим. Христос изображен в силе — как победитель, держащий и призывающий в Свои объятия всю Вселенную».

В XVI веке московский дьяк Иван Михайлович Висковатый даже выступал против крестов, где Христос изображен на кресте со сжатыми в кулак, а не раскрытыми ладонями. «Христос на кресте распростер руки, чтобы нас собрать, — объясняет игумен Лука, — чтобы мы устремились к небу, чтобы наше устремление всегда было к горнему. Поэтому крест — это и символ собирания нас воедино, чтобы мы были едины с Господом!»

Еще одно отличие католического Распятия — Христос Распят тремя гвоздями, то есть гвозди вбиты в обе руки, а ступни ног сложены вместе и прибиты одним гвоздем. В православном же Распятии каждая нога Спасителя пригвождена отдельно своим гвоздем. Игумен Лука: « Это достаточно древняя традиция. В XIII веке на Синае писались заказные иконы для латинян, где Христос уже был пригвожден тремя гвоздями, а в XV веке такие Распятия становятся общепринятой латинской нормой. Однако это только дань традиции, которую мы должны уважать и сохранять, но не выискивать здесь никакой богословской нагрузки . В Синайском монастыре иконы Распятого тремя гвоздями Господа находятся в храме и почитаются наравне с православными распятиями».

Крест — Любовь распятая

«Иконография креста развивается, как любая другая иконография. Крест может быть украшен орнаментом или камнями, но он ни в коей мере не может стать 12-конечным или 16-конечным», — говорит Светлана Гнутова. «Многообразие форм креста в христианской традиции — это многообразие прославления Креста, а не изменения его смысла, — объясняет игумен Лука. — Гимнографы прославили Крест многими молитвами, так же и иконописцы по-разному прославляют Крест Господень. Например, в иконописи появилось изображение цаты — царственной или княжеской подвески в форме полумесяца, у нас она обычно употребляется на иконах Богородицы и Христа, — скоро она появилась и на кресте, чтобы подчеркнуть его царственное значение.

Безусловно, нам нужно использовать кресты, которые написаны в православной традиции. Ведь крест на груди не только помощь, к которой мы прибегаем в молитвах, но и свидетельство нашей веры. Хотя, я думаю, мы можем принимать изображения крестов древнехристианских конфессий (например, коптов или армян). Католические кресты, которые после эпохи Возрождения стали слишком натуралистичны по формам, не совпадают с православным пониманием Христа Распятого как Победителя, но поскольку это изображение именно Христа — мы должны с благоговением к ним относиться».

Как писал св. Иоанн Кронштадтский: «Главное, что должно оставаться в Кресте, — это Любовь: «Крест без любви нельзя мыслить и представлять: где крест, там и любовь; в церкви вы везде и на всем видите кресты для того, чтобы все напоминало вам, что вы во храме Любви, распятой за нас».

azbyka.ru

Форма креста в истории Русской Православной Церкви

8 Февраль 2016      Katyaru      Главная страница » Статьи      Просмотров:   1200 Русские кресты 17-18 вв

Русские кресты 17-18 вв

Продолжаем наши ставрографические изыскания, вовсе не претендующие на научность. Начало их можно почитать здесь. А сегодня хочу поделиться с вами размышлениями о связи форм и вариантов крестов с историей Православной Церкви в России! А для начала, по традиции, неожиданная аналогия…

Однажды мы с Машей смотрели передачу про современных физиков. И эти милейшие люди, сидя где-то в кафе, пытались на «простом языке» объяснить некую теорию. Названия ее я не помню, увы. Но суть такова: всё сущее можно свести к форме… бублика!

Вы поняли, о чем речь? — Да я и сама совершенно ничего не поняла! Но все-таки хочу немного оторвать нас от привычного зримого и переместить в мир образов и символов, где всё можно свести… ко всему. В нашем случае — к кресту.

Понятно, что крест — не изобретение христианства. Это древнейший и очевиднейший символ. Каждый ребенок может и должен «придумать» такой знак, чтобы зашифровать в нем: дружбу, дерево, окно, встречу… Действительно, в перекрестье двух линий можно «угадать», что угодно.

Это и происходило на протяжении тысячелетий человеческой истории.

Дохристианские кресты

дохристианские кресты

1. Древний Крит (Минойская цивилизация ?) 2. Древняя Армения I тыс до н.э. 3. Центральная Европа

Вот лишь некоторые значения и виды креста, как дохристианского символа:

  1. Крест обозначает землю, а круг — небо. Крестик в круге — самое элементарное описание человеческого мира;
  2. Четыре «лопасти креста» — это четыре пары бараньих рогов, которые символизируют растительность. Все они располагаются вокруг знака, который можно прочитать, как «Солнце на небе». Не углубляясь в местное толкование символов, просто заметим, из каких разных (любых!) элементов может сложится крест;
  3. «Четыре стороны света и центр» — здесь крест обозначает не просто «всю землю», а взгляд на нее из определенной точки. Есть центр, окруженный и охраняемый. А из него ведут четыре дороги…

Этот экскурс можно было бы продолжать бесконечно. И странно бывает услышать такой «аргумент» со стороны христианоборцев:

— Крест — это не ваш символ!

— А чей? Ваш?!

Как только мозг Homo Sapiens дозрел до самых простых абстракций — он сразу же соотнес с крестом (как и с кругом или точкой) самые разные вещи и понятия. И уже позже тонкие, трудно осознаваемые, горние явления — тоже воплотились в этом символе. Крест, как знак — невозможно узурпировать!

Обратившись к столь далекому прошлому, мы усвоили широту взгляда. А теперь двинемся на несколько тысяч лет вперед, чтобы посмотреть и на, собственно, русские православные кресты.

Высшая простота

Казалось бы, когда наши предки только усваивали новую веру, ее символы должны были быть максимально подробными и ясными. То есть, было бы логично, если бы первые кресты несли на себе и Распятие, и орудия Страстей Христовых, и Голгофу, и голову Адама под ней… Чтобы неофиты могли всегда припомнить, что к чему — «прочитать» по кресту самые важные моменты Откровения о Спасении.

А на самом деле, самые древние кресты вовсе не таковы. Они просты и безупречны:

кресты XI-XIII вв

Русские кресты-тельники XI-XIII вв 

И на некоторых из них можно увидеть все те же, древнейшие, знаки: круги, квадраты, ромбы, точки, «расцветание» и так далее.

крест с распятием и богородицей

Двусторонний тельник с изображениями, как на византийском энколпионе

Конечно, были и варианты с изображениями. Например, этот двусторонний крестик со Спасителем на одной стороне и Богородицей — на другой. Так, обычно, украшали энколпионы (кресты-мощевики, внутрь которых вкладывались святые реликвии). А образцом для них служили складни, привезенные из Византии.

Глядя на эту ясность и лаконичность формы, вспоминаешь историю христианства — в ее внешнем, мiрском, и внутреннем, духовном, течении. Апостолы и их ученики получали Крещение Духом, которое давало им силы пророчествовать, обращая целые народы, исцелять больных и даже воскрешать умерших. Они сами и их последователи были способны на беспримерные подвиги мученичества. А каких высот духовного делания достигало монашество! — «Богатыри — не мы!»

Почему так? — Физики с «бубликами» объяснят это энтропией. А мы скажем: мiр ветшает. Увы, мы продолжаем удаляться от Творца и делаемся хуже с каждым поколением. Портим и все вокруг себя. Сила веры апостольских времен невместима современным человеком. И только считанные единицы по Промыслу Божию еще способны прорваться выше…

Наши предки восприняли веру через 1000 лет, после Евангельских событий. Но, глядя на их крестики, мы не видим схоластического перечисления внешних атрибутов. Вероятно, они еще могли впитать святое знание цельно и глубоко. Их вере не требовались «костыли» многочисленных и обязательных внешних знаков.

Но постепенно началось…

Веке в XV-XVI Православие уже было верой дедов и пра-прадедов. Русский народ пополнил сонм святых и преподобных. Каждая местность украшалась своими, местно чтимыми, подвижниками. И эти «пристрастия» не могли не отразиться на крестах-тельниках.

кресты XV-XVI вв

кресты XV-XVI вв Справа излюбленный сюжет того времени «Никита Бесогон»

Усложняются форма и содержание. Рассматривая такой крест, можно вспомнить множество сюжетов. Но, честно говоря, я сомневаюсь, что его обладатель точно опознавал изображения на каждой лопасти, на каждой стороне. Безусловно узнаваемо основное:

  • Спаситель;
  • Богородица;
  • Крест и Орудия Страстей;
  • Святой Никита, лупящий беса;
  • Херувимы.

А еще здесь есть «святые и святители», надписи. Мне кажется, что при выборе крестика было важно обилие «персон»: ведь каждый «дополнительный» святой обеспечивает «дополнительную защиту».

Исторически, обрядность начала давлеть над внутренним содержанием. И в XVII веке эта тенденция привела к трагедии раскола. Люди шли на лютую смерть из-за неприятия знаков (например, изображая Спасителя на Кресте, «никониане» распинают его второй раз — разве можно с этим смириться?!). Знак превратился в аксиому, у которой не может быть причин для изменения…

Украшательство в преддверии катастрофы

Нательные кресты XVIII-XIX вв — очень красивые. Даже в массовом производстве ценится богатство и изящество форм:

тельные кресты XVIII-XIX вв

тельные кресты XVIII-XIX вв. В центре — очень популярная форма — «листик»

Можно заметить, как мощно здесь абстрактная символика вытесняет конкретные образы. Уходит в прошлое наивное желание «населить» крест как можно большим количеством заступников. Как минимум половину площади занимают «красоты» — стебли, цветы, орнаменты…

крест с масонскими символами

крест с масонскими символами

А кому-то вера отцов уже казалось «пережитком». И вот на самом личном ее знаке появляются символы другой идеологии — масонства. Сегодня мы расцениваем их, как прямо чуждые и даже враждебные православным. А в XVIII-XIX вв они свободно проникали в святая святых, запечатлеваясь в росписях храмов, могильных памятниках…

Масонский крест "древо жизни" на плите в виде сфинкса (старый некрополь Донского монастыря)

Масонский крест «древо жизни» на плите в виде сфинкса (старый некрополь Донского монастыря)

И никого ничего не смущало. Да, Православие имело статус государственной религии. Люди числились в приходах и были обязаны (!) раз в год (!) исповедаться и причаститься Великим постом…

Большинство авторов, пишущих о духовности того времени, говорят о ее упадке. Народная вера, удаляясь от понимания сути, костенела в обрядовых формах, подчас, странных и даже несовместимых с истинной церковной жизнью. Образованная часть общества пыталась отмежеваться от этой «дикости» и занималась исканиями на стороне.

Ну и доискались! Что тут скажешь…

Посмотреть и подумать

Недаром я начала статью пространным разговором о «бубликах» и широте взгляда. Конечно, наше очередное погружение в ставрографию — более чем популярное. Но мне кажется, оно может стать отправной точкой для многих размышлений.

Ну, например, самое простое: посмотреть на свой собственный крестик (или те их виды, что больше всего нравятся) и попробовать осмыслить, что он «рассказывает» о вас.

византийские кресты

Мои любимые — кресты из Византии

А может быть, кому-то захочется освежить в памяти историю Церкви. Она полна вдохновляющими образами. Причем, конечно, не только в первые века. Древние святые могут восприниматься, как неосуществимые идеалы. Но ведь сколько потрясающих душ осветило XX век! — Это, буквально, наши современники. И они доказывают, что нам все возможно и сегодня.

И еще мне хотелось объяснить свою любовь к нательным крестам, в которых красота прикладного искусства сплавлена с летописью исторических событий и внутренней жизнью Церкви. Это очень интересно и может быть очень глубоко.Так можно изучать архитектуру храмов или иконопись. Но в раскопе нам попадались, в основном, деревянные избы и редкие фрагменты образков. А крестики все-таки встречались чаще. Оттого и ставрография 🙂

Поделитесь прочитанным в соцсетях
    Метки: 2016, статьи     

katyaru.ru


Какими бывают православные кресты, значение и отличия. Древние православные кресты


Христианский крест - каким он бывает?

Христианство за две с лишним тысячи лет своего существования распространилось по всем материкам Земли, среди множества народов со своими культурными […]

Христианство за две с лишним тысячи лет своего существования распространилось по всем материкам Земли, среди множества народов со своими культурными традициями и особенностями. Поэтому неудивительно, что один из самых узнаваемых символов в мире, христианский крест, имеет такое многообразие форм, размеров и применений.

В сегодняшнем материале мы попытаемся рассказать о том, какие бывают кресты. В частности вы узнаете: существуют ли «православный» и «католический» кресты, может ли христианин относиться ко кресту презрительно, бывают ли кресты в форме якоря, почему мы почитаем также крест в форме буквы «Х» и ещё много интересного.

Крест в церкви

Для начала вспомним о том, почему крест важен для нас. Почитание креста Господня, связано с Искупительной жертвой Богочеловека Иисуса Христа. Почитая крест, православный христианин воздает почитание Самому Богу, воплотившемуся и пострадавшему на этом древнем римском орудии казни за наши грехи. Без креста и смерти не было бы искупления, воскресения и вознесения, не было бы устроения Церкви в мире и возможности идти по пути спасения для каждого человека.

Поскольку крест столь почитаем верующими, они стараются возможно чаще видеть его в своей жизни. Чаще всего крест можно увидеть в храме: на его куполах, на священной утвари и облачениях священнослужителей, на груди священников в виде особых наперсных крестов, в архитектуре храма, нередко строящегося в форме креста.

Крест за церковной оградой

Кроме того верующему человеку свойственно расширять своё духовное пространство на всю окружающую жизнь. Христианин освящает все её элементы, прежде всего, крестным знамением.

Поэтому на кладбищах над могилами кресты, как напоминание о будущем воскресении, на дорогах — поклонные кресты, освящающие путь, на телах самих христиан — кресты нательные, напоминающие человеку о его высоком призвании следовать путём Господа.

Также форму креста у христиан можно нередко увидеть в домашних иконостасах, на кольцах и других предметах домашнего обихода.

Нательный крест

Нательный крест — особая история. Он может изготавливаться из самых разнообразных материалов и иметь всевозможные размеры и украшения, сохраняя только свою форму.

В России нательный крест привыкли видеть в виде отдельного предмета, висящего на цепочке или верёвочке на груди верующего, однако в других культурах встречались и иные традиции. Крест мог вообще не изготавливаться из чего либо, а наноситься на тело в виде татуировки, чтобы христианин не мог его случайно потерять и чтобы его нельзя было отобрать. Именно так носили нательный крест христиане-кельты.

Интересно и то, что иногда на кресте не изображают Спасителя, а помещают на поле креста икону Богородицы или кого-то из святых или даже превращают крестик в подобие миниатюрного иконостаса.

О «православном» и «католическом» крестах и презрении к последнему

В некоторых современных научно-популярных статьях можно встретить утверждение, что «православным» считается крест восьмиконечной формы с короткой верхней и косой короткой нижней дополнительными перекладинами, а удлинённый книзу четвероконечный крест является «католическим» и православные, якобы, относятся или в прошлом относились к нему с презрением.

Это утверждение, не выдерживающее никакой критики. Как известно, Господа распяли именно на четвероконечном кресте, который по вышеприведённым причинам почитался Церковью святыней задолго до отпадения католиков от христианского единства, произошедшего в XI веке. Разве могли христиане презирать символ своего спасения?

Кроме того во все времена в храмах широко использовались кресты четвероконечной формы и даже сейчас на груди православных священнослужителей можно встретить несколько возможных форм креста — восьмиконечный, четвероконечный и фигурный с украшениями. Неужели бы они стали носить какой-то «неправославный крест»? Конечно нет.

Восьмиконечный крест

Восьмиконечный крест чаще всего используется в Русской и Сербской Православных Церквях. Такая форма напоминает о некоторых дополнительных подробностях смерти Спасителя.

Дополнительная короткая верхняя перекладина обозначает титло — дощечку, на которой Пилатом была прописана вина Христа: «Иисус Назарянин — царь Иудейский». На некоторых изображениях распятия слова сокращаются и получается «ИНЦИ» — по-русски или «INRI» — по-латыни.

Короткая косая нижняя перекладина, обычно изображаемая с поднятым вверх правым краем и опущенным вниз левым (относительно изображения распятого Господа) обозначает так называемое «мерило праведное» и напоминает нам о распятых по бокам Христа двух разбойниках и их посмертной участи. Правый раскаялся перед смертью и наследовал Царство Небесное, а левый хулил Спасителя и попал в ад.

Андреевский крест

Христианами почитается не только прямой, но и косой четвероконечный крест, изображаемый в виде буквы «Х». Предание повествует, что именно на кресте подобной формы был распят один из двенадцати учеников Спасителя — апостол Андрей Первозванный.

Особенно популярен «андреевский крест» в России и странах Причерноморья, так как именно вокруг Чёрного моря проходил миссионерский путь апостола Андрея. В России андреевский крест изображается на флаге военно-морского флота. Кроме того, андреевский крест особо почитается шотландцами, которые также изобразили его на своём государственном флаге и считают, что апостол Андрей проповедовал и в их стране.

Т-образный крест

Такой крест был наиболее распространён в Египте и других провинциях Римской империи в Северной Африке. Кресты с горизонтальной балкой, наложенной на вертикальный столб, или с поперечиной прибитой лишь немного ниже верхнего края столба, использовали для распятия преступников в этих местах.

Также «Т-образный крест» называют «крестом святого Антония» в честь жившего в IV веке преподобного Антония Великого — одного из основателей монашества в Египте, который путешествовал с крестом такой формы.

Арихиепископский и Папский кресты

В Католической церкви, помимо традиционного четвероконечного креста, используются кресты со второй и третьей перекладинами над основной, отражающие иерархическое положение носителя.

Крест с двумя перекладинами означает чин кардинала или архиепископа. Такой крест иногда также называют «патриаршим» или «лотарингским». Крест с тремя перекладинами соответствует папскому достоинству и подчёркивает высокое положение римского понтифика в Католической церкви.

Крест Лалибелы

В Эфиопии в церковной символике используется четвероконечный крест, окружённый сложным узором, который именуют «крестом Лалибелы» в честь святого негуса (царя) Эфиопии Гебре Мескель Лалибелы, правившего в XI веке. Негус Лалибела был известен глубокой и искренней верой, помощью Церкви и щедрым творением милостыни.

Крест-якорь

На куполах некоторых храмов в России можно встретить крест, который стоит на серповидном основании. Некоторые ошибочно объясняют подобную символику войнами, в которых Россия побеждала Османскую империю. Якобы, «христианский крест попирает мусульманский полумесяц».

На самом деле эта форма называется Крестом-якорем. Дело в том, что уже в самые первые века существования христианства, когда ислам ещё даже не возник, Церковь именовали «кораблём спасения», который доставляет человека в безопасное пристанище Небесного Царства. Крест при этом изображали в виде надёжного якоря, на котором этот корабль может переждать бурю страстей человеческих. Изображение креста в виде якоря можно встретить ещё в древних римских катакомбах где скрывались первые христиане.

Кельтский крест

До обращения в христианство кельты поклонялись различным стихиям, в том числе и вечному светилу — солнцу. По легенде, когда святой равноапостольный Патрик просвещал Ирландию, он объединил символ креста с более ранним языческим символом солнца, чтобы показать вечность и важность для каждого новообращённого жертвы Спасителя.

Хризма — намёк на крест

В течение первых трех веков крест, а тем более Распятие, не изображались открыто. Правители Римской империи открыли охоту на христиан и им приходилось опознавать друг друга с помощью не слишком явных тайных знаков.

Одним из самых близких к кресту по значению скрытых символов христианства была «хризма» — монограмма имени Спасителя, обыкновенно складывавшаяся из первых двух букв слова «Христос» «Х» и «Р».

Иногда к «хризме» добавлялись символы вечности — буквы «альфа» и «омега» или, в качестве варианта, он выполнялся в виде андреевского креста, перечёркнутого поперечной чертой, то есть в виде букв «I» и «X» и мог быть прочитан, как «Иисус Христос».

Существует и множество других разновидностей христианского креста, которые широко используются, например, в международной наградной системе или в геральдике — на гербах и флагах городов и стран.

Андрей Сегеда

Facebook

Вконтакте

Одноклассники

LiveJournal

Google+

Похожие статьи

pravoslavie.fm

значение символа в христианстве, разновидности крестиков

 значение и отличия православных кристовВ христианстве почитание креста принадлежит католикам и православным. Символическая фигура украшает купола церквей, дома, иконы и прочую церковную атрибутику. Православный крест имеет огромное значение для верующих людей, подчёркивая их бесконечную приверженность религии. Не менее интересна история появления символа, где разнообразие форм позволяет отразить глубину православной культуры.

История возникновения и значение православного креста

Многие люди воспринимают крест как символ христианства. Изначально фигура символизировала орудие убийства в казнях евреев во времена Древнего Рима. Таким способом казнили преступников и христиан, подвергшихся гонениям с момента правления Нерона. Подобный вид умерщвления практиковался в древности у финикийцев и перекочевал через колонистов — карфагенян в Римскую Империю.

Когда Иисус Христос был распят на столбе, отношение к знаку изменилось в положительную сторону. Смерть Господа явилась искуплением грехов человеческого рода и признанием всех народов. Его страданиями были покрыты людские долги перед Отцом Богом.

Иисус нёс на гору простое перекрестье, затем воинами было прикреплено подножье, когда выяснилось, до какого уровня дотягиваются ноги Христа. В верхней части находилась табличка с надписью: «Сей есть Иисус, Царь Иудейский», прибитая по распоряжению Понтия Пилата. С того момента зародилась восьмиконечная форма православного креста.

В чём проявляется значимость распятия

Духовная нагрузка православного крестаЛюбой верующий человек, увидев святое распятие, невольно задумывается о мученической смерти Спасителя, принятой в избавление от вечной смерти человечества после грехопадения Адама и Евы. Эмоциональную и духовную нагрузку несёт православный крест, изображение которого предстаёт внутреннему взору верующего. Как утверждал святой Иустин: «Крест — великий символ силы и власти Христовой». По-гречески «символ» означает «соединение» или проявление невидимой реальности через натуральность.

Привитие символических изображений затруднялось во времена иудеев с возникновением новозаветной церкви в Палестине. Тогда почиталась приверженность преданиям и запрещались изображения, рассматриваемые как идолобесие. С увеличением числа христиан влияние иудейского мировоззрения снижалось. В первые века после казни Господа последователи христианства подвергались гонениям и совершали обряды тайно. Угнетённое положение, отсутствие защиты государства и церкви напрямую отразилось на символике и богослужении.

Символы отражали догматы и формулы Таинств, способствовали выражению слова и являлись священным языком передачи веры и защиты церковного учения. Вот почему крест имел огромное значение для христиан, символизируя победу добра и над злом и даруя вечный свет жизни над мраком ада.

Как изображается крест: особенности внешнего проявления

Существуют различные варианты начертаний распятий, где можно увидеть простые формы с прямыми линиями или сложные геометрические фигуры, дополненные разнообразным символизмом. Религиозная нагрузка у всех конструкций одинаковая, отличается лишь внешнее оформление.

В Средиземноморских восточных странах, России, на востоке Европы придерживаются восьмиконечной формы распятия — православной. Другое его название — «Крест святого Лазаря».

Варианты православных крестовПерекрестье состоит из верхней перекладины малого размера, нижней — большой и наклонного подножья. Вертикальная поперечина, размещённая в нижней части столба, предназначалась для опоры ног Христа. Направление наклона перекладины не меняется: правый конец выше левого. Такое положение означает, что в день Страшного суда праведники встанут по правую руку, а грешники — по левую. Царство небесное даруется праведникам, о чём свидетельствует правый угол, воздетый кверху. Грешники же низвергаются в низины ада — указывает левый конец.

Для православной символики характерно начертание монограммы в основном на концах среднего перекрестья — IC и XC, обозначают имя Иисуса Христа. Более того, надписи располагаются под средней поперечиной — «Сын Божий», далее по-гречески НИКА — переводится как «победитель».

Малая перекладина содержит надпись с табличкой, сделанной по приказу Понтия Пилата, и содержит аббревиатуру Инци (ІНЦІ — в православии), и Инри (INRI — в католичестве), — так обозначаются слова «Иисус Назарей Царь Иудейский». Восьмиконечное отображение с большой достоверностью передаёт орудие смерти Иисуса.

Правила построения: пропорции и размеры

Классический вариант восьмиконечного перекрестья строится в правильной гармоничной пропорции, заключающейся в том, что все воплощённое Творцом — совершенно. Построение основано на законе золотого сечения, которое опирается на совершенстве человеческого тела и звучит так: результат деления величины роста человека на расстояние от пупка до стоп равен 1,618, и совпадает с полученным результатом от деления величины роста на промежуток от пупка до макушки. Подобное соотношение пропорций заключено во многих вещах, в том числе в христианском кресте, фото которого является примером построения по закону золотого сечения.

Нарисованное распятие вписывается в прямоугольник, стороны его приведены в соотношение правилам золотого сечения — высота, разделённая на ширину, равняется 1,618. Другая особенность заключается в том, что величина размаха рук человека равна его росту, поэтому фигура с распростёртыми руками гармонично заключается в квадрате. Таким образом, размер среднего пересечения соответствует размаху рук Спасителя и равняется расстоянию от перекладины до скошенного подножья и характерно росту Христа. Подобные правила должен учитывать каждый, кто собирается написать крест или применить векторный образец.

Каким должен быть нательный крестик православной веры

Нательные крестики в православии считаются теми, что носятся под одеждой, ближе к телу. Не рекомендуется выставлять символ веры напоказ, надевая поверх одежды. Церковные изделия имеют восьмиконечную форму. Но существуют крестики без верхних и нижних перекладин — четырехконечные, такие тоже допускаются к ношению.

 нательный крестик православной верыКанонический вариант выглядит как восьмиконечные изделия с изображением в центре Спасителя или без такового. Обычай носить на груди церковные крестики, выполненные из различного материала, возник в первой половине IV века. Изначально у последователей христианской веры было принято носить не кресты, а медальоны с образом Господа.

В периоды гонений с середины I и до начала IV века существовали мученики, выражавшие желание пострадать за Христа и наносившие перекрестье в область лба. По отличительному знаку добровольцев быстро вычисляли и предавали мученической смерти. Становление христианской религии ввело в обычай ношение распятий, тогда же их ввели в установление на крышах церквей.

Разновидности и значение крестов в православии и христианстве

Многообразие форм и видов креста не противоречит христианской религии. Считается, что всяческое проявление символа есть истинный крест, несущий животворящую силу и небесную красоту. Чтобы понять, какими бывают православные кресты, виды и значение, рассмотрим основные типы оформления:

  • Значение крестов в православии Прямые.
  • Криновидные.
  • С расширением балок.
  • Процветшие. Этот вид символизирует Древо жизни, представлен красивым орнаментом, обрамленным растительностью — виноградная лоза, лилии, прочие растения.
  • Центральный квадрат, ромб.
  • Треугольная форма концов.
  • Окружные концы.

В православии наибольшее значение уделяется не столько форме, сколько изображению на изделии. Более распространены шестиконечные и восьмиконечные фигуры.

Шестиконечный русский православный крест

На распятии наклонная нижняя перекладина выступает в роли измерительных весов, оценивающих жизнь каждого человека и его внутреннее состояние. Фигура на Руси применялась издревле. К 1161 году относится шестиконечный поклонный крест, введённый княжной Ефросинией Полоцкой. Знак использовался в русской геральдике в составе герба Херсонской губернии. В количестве его концов заключалась чудотворная сила распятого Христа.

Восьмиконечный крест

Византийский крестСамый распространённый вид, является символом православной русской Церкви. По-другому называется — Византийский. Восьмиконечье образовалось после акта распятия Господа, до этого форма была равносторонней. Особенностью является нижнее подножие, помимо двух верхних горизонтальных поперечен.

Вместе с Творцом были казнены ещё двое преступников, один из которых стал издеваться над Господом, намекая на то, что если Христос является истинным, то обязан спасти их. Другой осуждённый возразил ему тем, что они настоящие преступники, а Иисус осуждён ложно. Защитник находился по правую руку, поэтому левый конец подножия воздет кверху, символизируя возвышенность над другими преступниками. Правая сторона перекладины опущена, как знак унижения остальных перед справедливостью слов защитника.

Греческий крест

Называется также «корсунчик» древнерусский. Традиционно использовался в Византии, считается одним из древнейших русских распятий. Предание гласит, что князь Владимир крестился в Корсуни, откуда вывез распятие и установил на берегах Днепра Киевской Руси. Четвероконечный образ сохранился и поныне в Софийском соборе Киева, где высечен на мраморной плите погребения князя Ярослава, являвшего сыном святого Владимира.

Мальтийский крест

Относится к официально принятому символическому распятию ордена святого Иоанна Иерусалимского на острове Мальта. Движение открыто противостояла масонству, и, по некоторым сведениям, участвовало в организации убийства Павла Петровича — императора Российского, покровительствующего мальтийцам. Фигурально крест представлен равносторонними лучами, расширяющимися у концов. Выдаётся за воинские заслуги и мужество.

Гамматический крест

Гамматический крестФигура содержит греческую букву «Гамма» и напоминает по виду древнеиндийский знак свастики, означающей высшее бытие, блаженство. Впервые изображался христианами в римских катакомбах. Часто использовался для украшений церковной утвари, евангелий, вышивался на одежде византийских служителей церкви.

Символ был широко распространён в культуре древних иранцев, ариев, часто встречался в Китае и Египте в эпоху палеолита. Свастика почиталась во многих областях Римской Империи и древнеславянских язычников. Изображался знак на перстнях, украшениях, кольцах, знаменуя огонь или солнце. Свастика была воцерковлена христианством и многие древние языческие традиции переосмыслены. На Руси изображение свастики использовалось в украшении церковных предметов, орнаменте и мозаики.

Что означает крест на куполах церквей

Накупольными крестами с полумесяцем украшали соборы с древних времён. Одним из таких был собор святой Софии Вологодской, построенный в 1570 году. В домонгольский период часто встречалась восьмиконечная форма накупольника, под перекладиной которого размещался полумесяц, повёрнутый рогами вверх.

Существуют различные пояснения подобной символики. Наиболее известное понятие сопоставляется корабельному якорю, считающемуся символом спасения. В другом варианте луна знаменуется купелью, в которую облекается храм.

Значение месяца интерпретируется по-разному:

  • Вифлеемская купель, принявшая младенца Христа.
  • Евхаристическая чаша, содержащая тело Христово.
  • Церковный корабль, ведомый Христом.
  • Змий, попранный крестом и возложенный к ступням Господа.

Чем отличается православный крест от католического

Многих людей волнует вопрос — в чём отличие католического креста от православного. На самом деле, отличить их весьма просто. В католичестве предусмотрен четырехконечный крест, на котором руки и ноги Спасителя распяты тремя гвоздями. Подобное отображение появилось в III веке в Римских катакомбах, но до сих пор остаётся популярным.

Отличительные признаки:

  • Отличия православный крест от католическогоВ православии присутствуют четырёхконечные, шести — семи — восьмиконечные кресты с четырьмя гвоздями для рук и ног. В католичестве только четырехконечные распятия.
  • Монограмма на табличках одинакова, лишь написана на разных языках: в католицизме — INRI на латыни, в православии — IHЦI — по-славянски.
  • Принципиально отличается расположение ног на распятии: в католичестве ступни Иисуса сложены и пригвождены вместе, в православии ноги прибиты двумя гвоздями, по отдельности.
  • Отличается изображение Христа. Крест православный: рисунок содержит образ Бога, дарующего путь к вечной жизни, торжествующего победу над смертью. В католическом варианте — изображение Спасителя преисполнено муками и страданиями за грехи человечества. Иисус отображён мёртвым, нередко с потоками крови на челе, ранами на руках, ногах и рёбрах.

За минувшие тысячелетия православный крест неизменно охраняет верующего человека, являясь оберегом от злых видимых и невидимых сил. Символ является напоминанием о принесённой жертве Господа во спасение и проявлении любви к человечеству.

Какими бывают православные кресты

molitva.guru

Какой крест считается более правильным – православный или католический четырехконечный? / Православие.Ru

Вопрос:

Крест – символ очень древний. Что он символизировал до крестной смерти Спасителя? Какой крест считается более правильным – православный или католический четырехконечный («крыж»). С чем связано изображение Иисуса Христа на кресте с перекрещенными ступнями у католиков и отдельно стоящими ступнями в православной традиции.

В разных религиозных традициях крест символизировал разные понятия. Одно из самых часто встречающихся – встреча мира нашего с миром духовным. Для еврейского же народа с момента римского владычества крест, распятие было методом позорной, жестокой казни и вызывал непреодолимый страх и ужас, но, благодаря Христу Победителю, он стал желанным трофеем, вызывающим радостные чувства. Поэтому и святой Ипполит Римский, муж Апостольский, восклицал: «и у Церкви есть свой трофей над смертью – это Крест Христов, который она носит на себе», и святой Павел, апостол языков, писал в своем Послании: «желаю хвалиться... только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 6, 14).

Рис. 1. Четырехконечный крестРис. 1. Четырехконечный крест На Западе наиболее употребительным ныне является четырехконечный крест (рис. 1), который старообрядцы называют (почему-то по-польски) «крыж латынски» или «рымски», что значит – римский крест. Согласно Евангелию, казнь крестная была распространяема по Империи именно римлянами и, конечно же, считалась римскою. «И не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по Самому Христу, пресвятой кровью Которого обагрился, – говорит святитель Дмитрий Ростовский. – И проявляя чудесную силу, какой-либо крест не сам собою действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием пресвятого имени Его».

Начиная с III века, когда впервые и появились подобные кресты в Римских катакомбах, весь Православный Восток и поныне употребляет эту форму креста как равночестную всем другим.

Рис. 2. Восьмиконечный православный крестРис. 2. Восьмиконечный православный крест Восьмиконечный православный крест (рис. 2) наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос, как свидетельствуют Тертуллиан, святой Ириней Лионский, святой Иустин Философ и другие. «А когда Христос Господь на плечах Своих носил крест тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. Не было подножия, потому что еще не поднят Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе» (святитель Димитрий Ростовский). Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала «распяли Его» (Ин. 19, 18), а потом только «Пилат написал надпись и поставил на кресте» (Ин. 19, 19). Именно сначала по жребию поделили «одежды Его» воины «распявшие же Его» (Мф. 27, 35), а уж только потом «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27, 37). Рис. 3. Православное распятиеРис. 3. Православное распятие Издревле известны и изображения распятия Спасителя. До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим (рис. 3), и только в X веке появились изображения мертвого Христа (рис. 4).

С древнейших времен кресты-распятия, как на Востоке, так и на Западе, имели перекладину для упора ступней Распятого, и ноги Его изображались пригвожденными каждая отдельно своим гвоздем (рис. 3). Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем (рис. 4), впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине XIII века.

Из православного догмата Креста (или Искупления) несомненно вытекает мысль о том, что смерть Господа – это выкуп всех, призвание всех народов. Только крест, в отличие от других казней, давал возможность Иисусу Христу умереть с распростертыми руками, призывающими «все концы земли» (Ис. 45, 22).

Поэтому в традиции Православия – изображать Спасителя Вседержителя именно как уже Воскресшего Крестоносителя, держащего и призывающего в Свои объятия всю вселенную и несущего на Себе новозаветный жертвенник – Крест.

Рис. 4. Католическое распятиеРис. 4. Католическое распятие А традиционно католическое изображение распятия, с провисающим на руках Христом, напротив, имеет задачу показать то, как это все происходило, изобразить предсмертные страдания и смерть, а вовсе не то, что по существу есть вечный Плод Креста – Его торжество.

Православие неизменно учит, что всем грешникам страдания необходимы для смиренного усвоения ими Плода искупления – Духа Святого, посылаемого безгрешным Искупителем, чего по гордости не понимают католики, своими греховными страданиями ищущие участия в безгрешных, а посему искупительных Страстях Христовых и тем самым впадающие в крестоборческую ересь «самоспасания».

26 сентября 2012 г.

www.pravoslavie.ru

Значение православного креста, отличия от католического, полумесяц на кресте

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день, нас уже больше 63 000 человек. Еще одно, что бы не происходило в вашей жизни: беда, болезнь, унынье, злоба, гнев, неблагоприятные обстоятельства, ПОМНИТЕ, вы не одиноки, с вами Бог и он вас любит такими, какие вы есть! Молитесь Богу. Господь все устроит. Ангела Хранителя Вам!

Так уж сложилось исторически, что православными верующими принято носить православные нательные кресты. Так же кресты ставят на кладбище при захоронениях. Не редко в жизни каждый человек встречается с крестом. Но вот что означает православный крест, и какие формы для него считаются правильными, мало кто знает. В данной статье попробуем разобраться со всеми этими вопросами.P4t1V_croper_ru

Православные кресты: виды и значения

Значение православного креста  несет в себе много тайного. Он служит «амулетом», который способен защитить своего владельца от злых духов, «плохого глаза» и даже от некоторых неприятностей. В старину, когда дети или близкие уходили из дома как защиту от всего плохого вешали нательный крест.

Также в православной вере после ритуала крещения на ребенка также надевают нательный крестик. Считается, что его нельзя снимать. Только тогда он будет служить для малыша мощной защитой от всех невзгод.  Заходя в церковь, каждый человек накладывает на себя крест как истинный знак в силу веры перед Всевышним.

На самом деле на сегодня существует огромное количество крестов. К основным можно выделить:

  • Восьмиконечный православный крест. Он является самым распространенным на широтах бывшего СССР.  Над перекладиной этого креста находится прямая, короткая перекладина, а под средней перекладиной – коротенькая косая.  Верхний конец косой перекладины обращен на север, нижний – на юг.  Стоит отметить, что верхняя малая перекладина несет в себе символ доски с надписью, которая в свое время была сделана по приказу Пилата на трех языках. Нижняя перекладина символизирует подножие, на которое опирались ноги Спасителя. Такая форма креста более точно повторяет формы креста, на котором был распят Иисус Христос.  На православном кресте есть надпись. «Иисус Назорей Царь Иудейский».

Есть очень интересное догматическое значение восьмиконечного креста, где восемь концов означает восемь периодов жизни человечества. Последнее число 8 означает  будущую жизнь человечества.  Один из концов креста направлен вверх в Царствие Небесное. Это означает, что путь в Небесное Царство открыт Христом через Его Искупительный Подвиг.

Перекладина к которой были прибиты ноги говорит о том, что в земной жизни людей с пришествием Христа, который ходил с проповедью было нарушено равновесие нахождение человеческого населения на планете под властью греха.

Стоит отметить, что не на всех восьмиконечных крестах изображен Христос. Но если на кресте имеется его изображения, то символ считается полным и несет в себе максимальную защиту для своего владельца.

Полезные статьи:


Смотрите также