Древние православные храмы


Древние православные храмы Киева - Реалии нашей жизни

Я в церковь не иду искать Христа -Христос живет во мне, я это знаю.Его любовь я в сердце возгреваю,Ведь без Него вся жизнь моя пуста.

Софийский собор был заложен в 1037 году князем Ярославом Мудрым. По преданию храм был возведен именно на том месте, где князь одержал победу над язычниками печенегами. Во XI-XIII веках собор неоднократно разорялся — половцами, печенегами, а особенно сокрушительному разрушению собор подвергся при захвате Киева в 1240 году татаро-монголами под предводительством хана Батыя. Храм был разрушен, но все же не уничтожен. В 1385 — 90 гг. митрополит Киприан воссоздал его из руин, после чего более трех с половиной веков храм находился в запустении. В 1630-е годы киевский митрополит Петр Могила отреставрировал собор и основал при нём мужской монастырь. Работы по обновлению храма продолжались до 1740 года, когда он окончательно приобрёл нынешний облик.

Колокольня Софийского собора была построена по заказу гетмана Мазепы. До сегодняшнего дня сохранился колокол, отлитый также по его заказу, который находится на втором этаже колокольни и носит название «Мазепа».

Угроза разрушения нависла над древним храмовым комплексом в XX столетии. В начале 1930-х годов советская власть приняла решение об уничтожении Софии, лишь вмешательство Франции, которая помнила о том, что королева Анна (жена Генриха I) была дочерью основателя храма Ярослава Мудрого, не позволило уничтожить эту реликвию.

http://content.foto.mail.ru/mail/xsena1907/_answers/i-229.jpg

Владимирский собор был построен в честь великого князя Владимира, который в 998 году ввел христианство на Руси. Идея строительства собора принадлежит митрополиту Филарету Амфитеатрову. В 1852 году после официального утверждения проекта царем Николаем I и Синодом начался сбор средств. Первый камень Владимирского собора был заложен в день святого Владимира 15 июля 1862 г, но строительство растянулось почти на тридцать лет — до 1896 года.

http://st0.iknow.travel.s3-eu-west-1.amazonaws.com/img/large/5133b6f487b62f7b580002c8.jpg

Впервые Михайловский Златоверхий собор упоминается документально в летописи, где рассказывается о том, что князем Святополком Изяславичем, внуком Ярослава Мудрого, 11 июля 1108 года неподалеку от Дмитриевского монастыря и церкви святого Петра был заложен новый храм в честь Св. Архистратига Михаила. Михайловский собор получил название Златоверхий потому, что тогда в Киеве это была единственная церковь, имеющая золоченый купол. Внутри Михайловский Златоверхий был отделан мозаикой, мрамором, здесь были драгоценные образа. В 1103 г. из Константинополя в Михайловский монастырь были отданы мощи Св. великомученицы Варвары, ставшие впоследствии главной святыней Михайловского собора. После смерти, Святополка похоронили в храме, построенном им. В 1240 г. во время татаро-монгольского нашествия Михайловский собор был разграблен и отчасти разрушен.

На протяжении столетий территория монастыря расширялась. Большую лепту в развитие и усовершенствование Михайловского монастыря в разные периоды привнесли украинские гетманы. В 1718 году Б. Хмельницкий на личные средства обновил на центральном куполе церкви позолоту, гетман Скоропадский провел обустройство нового иконостаса, а И. Мазепа принес пожертвование монастырю в виде паникадила и серебряного ларца для мощей Св. Варвары.

http://mykyiv.com.ua/images/1/7/62f185c0ed70.jpg?v=8

Андреевская церковь расположена на крутом правом берегу Днепра, над исторической частью города - Подолом. Она видна издалека и является благодаря своему нарядному и красочному облику одним из наиболее заметных архитектурных произведений Киева. От Андреевской церкви идёт вниз живописный Андреевский спуск, где родился и жил Михаил Булгаков.

По легенде, некогда на месте Днепра было море, но когда в Киев пришел святой Андрей и поставил на горе, где сейчас стоит Андреевская церковь, крест, то море ушло вниз и спряталось под горой. В Андреевской церкви нет колоколов, так как, по легенде, при первом же ударе колоколов вода проснется и зальет весь Киев.

Проект Андреевской церкви создал знаменитый архитектор Растрелли, а первый камень постройки заложила сама императрица всея Руси Елизавета Петровна в 1744 году. Строительство храма под руководством московского архитектора И.Ф. Мичурина шло очень медленно в связи с тем, что не были отведены источники, находившиеся в горе под церковью, и долгие годы вода просачивалась сквозь стены фундамента и разрушала его.

http://img-fotki.yandex.ru/get/5821/103978054.83/0_a0302_8f5ed8_L

Ильинская церковь - имеет долгую историю. Этот храм является наследником, пожалуй, самой древней церкви на территории всей Киевской Руси. По крайней мере, в летописях утверждается, что именно так назывался храм, который построили легендарные князья Аскольд и Дир, во всяком случае, совпадает не только название, но и место расположения, указанное в “Повести временных лет”. Также существует вполне логичная версия о том, что именно возле Ильинской церкви происходило крещение киевлян в 988 году.

Теперешний свой вид церковь святого Ильи получила благодаря стараниям мещанина Петра Гудимы, который на свои средства построил каменное здание храма.

http://relax.com.ua/wp-content/media/kiew/2012/03/kirilovskaya.jpg

Кирилловскую церковь построили в середине XII века на окраине древнего Киева - Дорогожичах. Церковь была названа в честь святого Кирилла, одного из славянских просветителей. Начал строительство черниговский князь Всеволод Ольгович, а после его смерти завершила постройку его вдова, Мария Мстиславовна. Для представителей династии Ольговичей храм стал фамильной усыпальницей. В 1194 г. здесь был погребен киевский князь Святослав — герой древнерусской поэмы "Слово о полку Игореве".

http://uklon.com.ua/MapImages/19941/images/14316.jpg

Покровская церковь имеет насыщенную историю и не менее бурную судьбу. На месте, где расположилась эта церковь, ранее уже располагалось несколько храмов. Так, один из них был возведён в 1685 году возле остатков сгоревшей в 1651 году армянской церкви Рождества Богородицы. В XVIII веке деревянную церковь разобрали и на её месте построили новую, из камня. Проект храма был разработан архитектором И.Григоровичем-Барским. Точная дата строительства неизвестна – одни исследователи отдают предпочтение 1772 году, другие – 1766, причём обе даты, как это ни удивительно, обоснованы документально. Храм сильно пострадал от большого пожара 1811 года, поэтому при реставрации его купол, выполненный в стиле украинского барокко, был заменён куполом в стиле классицизма. Также храм перестал делиться на верхний и нижний, были убраны лестницы у крылец. Декор храма удалось восстановить лишь частично. В 1824 была проведена очередная реконструкция, в рамках которой была возведена с западного фасада новая тёплая церковь/

http://wood.do.am/_ph/3/982571457.jpg

Успенская церковь Богородицы Пирогощей является православным каменным храмом, построенным в ХІІ веке сыновьями Владимира Мономаха Мстиславом Великим и Ярополком. Этот храм даже был упомянут в летописи “Повесть временных лет”. Невзирая на такую древность, церковь разрушили большевики в 1935 году, и только в 1998 году тут возвели новую церковь.

Специалисты до сих пор не сходятся во мнении, откуда у храма такое название. Одни склоняются к тому, что оно происходит от византийского слова, которым обозначали иконы, размещаемые в башнях крепостей и монастырей, другие считают, что слово “Пирогоща” происходит от двух славянских слов, связанных с купцами, торговавших хлебом (возможно, они вложили немалые средства в постройку храма).

Церковь, являвшая собой увенчанный куполом небольшой трёхнефный храм, сильно пострадала во времена монгольского нашествия, однако его восстановили и освятили в XV веке. Позднее храм приходилось неоднократно реставрировать, поскольку он часто страдал от походов крымских татар и пожаров. При этом в реставрации церкви брали участие не только местные жители, но и зарубежные архитекторы (например, реконструкция 1611 года проводилось под руководством итальянца Себастьяно Брачи).

Трудно переоценить значение храма в жизни киевлян, для них он являлся главным центром города/

http://foretime.ru/wp-content/uploads/2012/07/pamyatniki-arxitektury-novgoroda.jpg

Церковь Спаса на Берестове является одним из древнейших памятников Украины, возведённом ещё в домонгольские времена. Благодаря таким сооружениям становятся понятнее те приёмы и технологии, которые применялись для строительства храмов в древней Руси. Кроме того, проведённая позднее реконструкция позволяет проследить, каким образом формировался стиль украинского барокко.

Собор был сооружён на рубеже ХІ-ХІІ веков как центральный храм Спасо-Преображенского монастыря, располагавшегося в селе Берестово, являвшегося резиденцией князя Владимира Мономаха и его потомков. Своё название храм получил благодаря тому, что главный престол собора строители посвятили одному из главнейших символов христианства – Преображению Господню. На протяжении всего ХІІ века храм, помимо выполнения своих основных функций был ещё и родовой усыпальницей княжеского рода Мономаховичей, включая и Юрия Долгорукого.

http://stezhkamu.com/img/places/235/945.jpg

Храм Рождества Христова построен в 1809-1814 годах в стиле классицизма. Церковь возвели на месте разобранного старого деревянного храма, только на этот раз её сориентировали в юго-восточном направлении. Размещён храм был на главной улице Подола, ведущей к Лавре. Однако, из-за пожара 1811 года и вызванной им перепланировки Подола, расположение храма коренным образом изменилось, поэтому он на сегодняшний день выглядит несколько необычно, особенно при сравнении с другими постройками подобного типа.

Возведённый по проекту архитектора Меленского храм представлял собой восьмигранное сооружение, с восточной стороны к которому примыкала апсида, и колокольня – с западной. С северной и южной стороны строение было украшено четырёхколонными портиками с колоннами, выполненными в ионическом стиле. Главное помещение храма перекрывалось восьмиугольным перекрытием, в центре абсиды также было восьмиугольное пространство с возвышающимся над ним четырёхугольным куполом с окнами. Колокольня храма была двухъярусной, причём второй ярус был ротондой, составленной восемью колоннами ионического ордера, прикрытой сверху куполом и высоким шпилем.

Особой популярности храму Рождества Христова придал тот факт, что именно тут стоял гроб с телом Тараса Шевченко, когда его перевозили из Санкт-Петербурга к месту окончательного захоронения в Каневе. Тут же настоятелем храма Ж.Желтоножским и архиепископом П.Лебединцевым был отслужен молебен по поэту. По этой причине церковь Рождества Христова среди киевлян нередко именуется шевченковской.

http://intourkiev.com.ua/wp-content/uploads/2013/02/kiev-nik-naberezh.jpg

Церковь Николая Набережного - одна из церквей киевского Подола, посвящённых Николаю Чудотворцу. 

Храм известен ещё с ХІ века, однако первые точные упоминания о нём датируются 1543 годом. В XVII веке храм сгорел и на его месте возвели новую церковь, тоже деревянную. В современном виде церковь Николая Набережного появилась в 1775 году. Как раз возле того места, где некогда стояла её предшественница. Образцом для новостройки стала церковь Трёх святителей из селя Лемеши, кроме того, храм был расписан оригинальными росписями. Однако, во время киевского пожара 1811 года храм сильно пострадал от огня, и живопись XVIII века была уничтожена.  Главным шедевром церкви Николая Набережного считается икона Святого Николая Мирликийского, написанная в первой половине XVII века.  До 60-х годов ХХ века этот храм был единственным действующим на Подоле, однако во время очередных гонений закрыли и его. В 1992 году его снова передали верующим. На сегодняшний день церковь принадлежит Украинской автокефальной православной церкви.

http://www.luca.ru/gallery/eeyore/ukraine/kiev12.jpg

Церковь Николая Притиска является одной из многих, возведённых на Подоле в честь этого святого. Происхождение названия храма на сегодняшний день вызывает различные толки. Так, одна из версий гласит, что название происходит от причала (притыка), ранее существовавшего здесь. Другая ссылается на древнюю легенду, согласно которой пробравшийся в храм вор был придавлен (притиснут) иконой Николая Чудотворца большого размера.

Современный храм Николая Притиска являет собой синтез украинского барокко и более ранних традиций. Строился храм в 1695-1707 годах на том же месте, где ранее стояла деревянная церковь 1631 года.

http://ukrainaincognita.com/sites/default/files/dz_ts_mykdobr1.jpg

Храм Николы Доброго стоял на Подоле ещё в домонгольские времена, однако больше упоминаний о нём встречается уже в XVI веке. Именно тогда на средства легендарного казака Самийла Кошки был восстановлен храм Николая Чудотворца вместо старого, ранее сгоревшего.

Точных ведомостей о том, почему храм носит такое название – Николы Доброго, не осталось. Возможно это из-за того, что при храме работала богадельня для бедных и больных, а возможно потому, что немало средств на одну из её предшественников потратил купец Добрик, получивший выкуп от пленного половца.

Именно здесь, после проведённой в начале ХХ века реставрации, венчался известный писатель Михаил Булгаков, там же позже отпевали его мать.

http://img.mobiterra.tut.ua/places/4/fotocompany-1669.jpg

Покровская церковь на Соломенке (его ещё нередко называют Свято-Покровским храмом) является одной из наиболее ценных святынь Киева и архитектурным памятником. Здание храма было возведено в 1897 году по проекту известного архитектора того времени И.Николаева. Заказчиком постройки храма выступил киевский городской совет, желающий таким образом почтить память митрополита Киевского и Галицкого Платона (Городецкого). Сами киевляне данный храм привыкли называть "Платоновской церковью на Стадионной". Также этот храм вошёл в историю тем, что в 1905-1919 годах его настоятелем был Василий Липковский, позднее создавший и возглавивший Украинскую Автокефальную Православную церковь. При храме, с самого момента его основания, была устроена церковно-приходская школа, славившаяся уровнем образования, которое она давала. Именно благодаря этой церковно-приходской школе многие прихожане, не имевшие возможности учиться в гимназиях (в которых обучение было платным), смогли получить элементарные основы грамоты и арифметики.

http://gyrno.net/info/sites/default/files/nikolaya_chudotvorca_gyrno.jpg

Этот храм, известный как Николаевская церковь на воде (хотя его официальным названием является "храм Николая Чудотворца"), является первым и единственным храмом на территории Украины, расположенным в акватории. Общая высота храма составляет приблизительно 23 метра. Количество людей, которых может вместить Церковь на воде- 50, ещё столько же может разместиться на площадке возле храма. С берегом храм соединяется пятнадцатиметровым мостиком.

Невзирая на чрезвычайно молодой возраст храма, у Церкви на воде есть своя предыстория. Ещё в начале ХХ века на речной пристани Киева располагалась часовня святого Николая, выполненная в псевдорусском стиле. Часовня была построена на средства, выделенные городским обществом спасения на водах, и простояла там до 30-х годов, то есть, до расцвета борьбы с религией.

Современный храм Николая Чудотворца как бы продолжил историю часовни. Возводиться он начал в декабре 2003 года.

Наш милый город всё же рядом с нами,Я за него сегодня помолюсь,Очищена его колоколамиНесчастная,но всё ж Святая Русь.

( Оксана Небесная Гамза)

filaretuos.livejournal.com

Из истории православных храмов

Символ веры и традиции

Храм - символ православной культуры. Прообразом первых православных храмов принято считать горницу в Иерусалиме, где на 33 году своей жизни Иисус Христос провёл первое христианское богослужение – Тайную Вечерю.

На Руси первые православные храмы начали появляться ещё до официального признания христианства государственной религией. По преданию первый христианский храм на территории нашего Отечества был основан в Корсуни (Херсонесе) за много веков до крещения Руси святым апостолом Андреем Первозванным, посетившем в I веке по Рождестве Христовом Причерноморье для проповеди Слова Божия сарматам и тавро-скифам. По свидетельству древнерусских летописей, апостол Андрей, поднявшись по Днепру, у подножия Киевских гор сказал своим ученикам: «На этих горах воссияет благодать Божия, будет град великий, и воздвижет Бог много церквей». История строительства православных храмов в древнерусском государстве начинается в IX веке, когда в 867 году состоялось первое массовое крещение Киевской Руси.

Обилие на Руси лесов повлияло на преобладание деревянного строительства. История Древней Руси описывает, что деревянными были практически все постройки: терема, дворцы, дома крестьян, а также церкви. Именно из-за недолговечности строительного материала многое из древнерусской архитектуры оказалось утраченным.

 С Крещением Руси связано начало каменного строительства по традициям византийской и болгарской архитектуры. Отношение верующих к храмам всегда было особым. Зачастую возведение нового храма происходило на пожертвования. Основоположником благородного дела стал князь Владимир. Первый каменный храм древней Руси получил свое название от десятины, пожертвованной князем на строительство. Так и закрепилось в истории его определение - церковь Святой Богородицы или Десятинная церковь.

 С древних времён храмы были особым местом, носившим не только религиозное, но и социальное значение. В период Древней Руси храмы были местом объединения. Новое поселение начиналось со строительства храма – центра жизни каждого человека. Богослужения того времени собирали практически всех жителей населенного пункта. Важными мероприятиями каждой семьи было проведение обрядов: венчания, крещения, отпевания, благословения. Для верующего человека церковь была первостепенным фактором в жизни. Именно поэтому некоторые важные события, не имеющие отношения к церковной жизни, проходили под куполом святыни. К ним относятся: помазание царей на престол, соборование, оглашение царского указа. Все объекты, которые связывались со святым местом, быстро перенимали на себя наименование храма, церкви: имена православных храмов давали названия улицам, площадям, городам и даже фамилиям: и по сей день можно встретить представителей духовных династий, носящих фамилии Вознесенские, Благовещенские, Преображенские, Успенские и др.

 Монастыри и храмы Русской православной церкви несли на себе и функции образовательных  центров – здесь устраивались типографии, архивы и библиотеки, озвучивались царские указы, помазывали на царство, избирали митрополитов и патриархов. Храмы Древней Руси несли на себе функцию музеев, куда передавались мощи святых, иконы, реликвии с исторической ценностью. Сюда же на сохранность передавались древние рукописи и важные документы.

 Немаловажное значение играли храмы и в обучении людей грамотности. Выступая в роли общественного явления в жизни людей Древней Руси, монастыри и храмы были местом, где организовывалось обучение, чуть позже, с XIX века, стали утверждаться первые на то время училища, церковно-приходские школы. Благодаря православным храмам развивалось не только искусство архитектуры, но и всего, что связано с храмовым строительством и внутренним убранством церквей: литейное и ювелирное дело, художественные школы, иконопись, мастерство мозаики и фрески. На весь мир знамениты образцы русского зодчества – деревянные храмы русского севера, являющиеся настоящим произведением искусства, даже купола их выполнены из дерева.

 В список всемирного наследия ЮНЕСКО внесены такие храмы Русской Православной Церкви, как Исаакиевский  собор в Санкт-Петербурге, Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры, Новгородский Успенский и Софийский собор во Владимире.

 Благословляя на защиту русской земли, Церковь провожала воинов на службу или сражения. Иногда поводом для строительства храма становилось почтение памяти погибших в сражениях. Такие церкви возводились на полях сражений, в знак признательности воинам за победу. В мирное время церкви и храмы возводились в честь великих праздников, святых. Например, Вознесение, Христос Спаситель.

 Для верующего человека церковь всегда играла важную роль в жизни. Поэтому к строительству допускались только высококлассные мастера, архитекторы. Базарные территории, сходы и собрания граждан проводились вблизи церквей. Не обходилось строительство без вложения больших средств. На создание жертвовалось только самое хорошее: материалы, земельный участок. Учитывая то, что церковь строилась на возвышенности или, как говорили предки, "на красном месте", она служила точкой ориентира, по которой составлялась карты, план местности. 

Для православного человека храм — особое, святое место. Во все времена они отражали духовно-нравственное состояние общества, являлись хранителями православной культуры. «В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним», — говорится в одной церковной молитве (т.е., находясь в храме, мы находимся как на небе). И действительно, купола православных храмов всегда устремлены к небу. Все это свидетельствует о непреходящем значении храма в православной культуре России.

 

Источники: 

  Кеслер, М. Развитие храмостроительства на Руси с IXпо XX век:  Международные образовательные Рождественские чтения. Раздел «Церковь и культура». Секция «Традиции русского храмового зодчества». – Режим доступа: http://chtenia.pavlovskayasloboda.ru/clauses/80-kesler-istoriya.html. – Дата обращения: 19.09.2016. 

              Храмы на Руси [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pkr.orthgymn.ru/textbook/p13.html

              История возникновения православных храмов в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sudba.info/istoriya-vozniknoveniya-pravoslavnyx-xramov-v-rossii/ 

 

 

hram.igralib.ru

Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах -

Русская Православная Церковь

Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах
  • 06 Июль 2018

    8 июля, Воскресенье, после Литургии, в трапезной храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах пройдут лекции в Воскресной школе для взрослых.  В 11.30 лекция по предмету "Священное Писание":  " Послушание Авраама ".  В 12.30 лекция по предмету "Христианская философия":  Триадологические споры (богословско-философские дискуссии о Божественной Троице).  Ведущий - Аркадий Малер, преподаватель философии философского факультета ГАУГН и Школы православного миссионера при Синодальном миссионерском отделе, член Синодальной Библейско-богословской комиссии. Вход свободный.

  • 29 Июнь 2018

    1 июля, Воскресенье, после Литургии, в трапезной храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах пройдут лекции в Воскресной школе для взрослых.  В 11.30 лекция по предмету "Священное Писание":  " Призвание Авраама ".  В 12.30 лекция по предмету "Христианская философия":  Понятие Откровения и теория "авраамических религий".  Ведущий - Аркадий Малер, преподаватель философии философского факультета ГАУГН и Школы православного миссионера при Синодальном миссионерском отделе, член Синодальной Библейско-богословской комиссии. Вход свободный.

  • Все новости

hram-troicy.prihod.ru


Смотрите также