Древние охотники и собиратели. Древнейшие охотники и собиратели степной зоны Юга России. Комплексные исследования эоплейстоценовых стоянок Родники и Кермек на Таманском полуострове (Южное Приазовье)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Урок "Древнейшие охотники и собиратели" история Казахстана. Древние охотники и собиратели


Охотники, рыболовы и собиратели

Самая древняя эпоха — выделение человека из животного царства — это эпоха совершенствования его физического облика: изменения головного мозга, развития рук и появления речи. В процессе трудовой деятельности формировалась материальная и духовная культура людей. Каменные орудия и огонь — первые признаки человеческой культуры. Древние люди эпохи палеолита, расселяясь по поверхности земной суши и попадая в различные экологические условия, постепенно приобретали разные навыки охоты и собирательства и создавали разные формы материальной культуры. В Северной Евразии в этих процессах немалую роль сыграло оледенение.

Общий ход геологического развития Земли в тот период характеризовался многократным чередованием холодных и теплых эпох, обусловливающих развитие материковых оледенений, миграцию ландшафтных зон и изменение растительного и животного мира.

Динамика изменений окружающей природной среды оказывала определенное влияние на хозяйственно-культурную дифференциацию человечества. Однако было бы ошибкой преувеличивать значение природных факторов. С завершением на рубеже среднего и позднего палеолита биологических и социологических процессов формирования человека современного вида открывается своеобразная эпоха «великих географических открытий», когда в поисках новых пищевых ресурсов были постепенно заселены и освоены обширные территории в Старом и Новом Свете. Если в нижнем палеолите общая численность древнейших людей вряд ли превышала одну сотню тысяч, то 30-20 тыс. лет назад человечество уже, вероятно, насчитываю около 3 млн., а площадь «первобытной ойкумены» была равна 30 млн. км2, т. е. средняя плотность населения составляла около 0,1 человека на 1 км2 земной суши. На всей этой территории тогда преобладал древнейший, устойчиво сохранявшийся на протяжении нескольких десятков тысяч лет один хозяйственно-культурный тип, или, вернее, группа близкородственных типов, — бродячих и полуоседлых охотников и собирателей. В немецком историческом атласе археолог Г. Квитта выделил для этого периода (12-11 тыс. лет назад) следующие типы:

  1. арктических охотников;
  2. тундровых и таежных охотников;
  3. горных охотников;
  4. степных охотников;
  5. охотников степей, саванн и лесов;
  6. охотников степей нагорий;
  7. охотников и собирателей пустынных степей;
  8. охотников и собирателей, тропических и субтропических лесов и влажных саванн.

Это были немногочисленные разрозненные группы охотников, которые вели преимущественно бродячий образ жизни в рамках определенных охотничьих угодий, а в других — полуоседлый и даже оседлый.

Между средой и человеком устанавливаются в это время довольно определенные, строго лимитированные отношения, когда пищевые ресурсы обитаемой территории выступают в роли своеобразных регуляторов численности населения.

Совершенно ясно, что на этой стадии охотничьего хозяйства огромную роль во взаимодействии человека и природы имело распределение охотничьего богатства ойкумены. Биогеографические данные свидетельствуют о большой неравномерности их размещения на земной суше. Следуя от экватора на север или юг через пустыни и горные области, можно наблюдать постепенное уменьшение видового состава фауны и в то же время увеличение массы стадных животных, что, вероятно, и способствовало возрастанию роли охоты в высоких широтах. В силу климатических особенностей здесь потребность в мясной пище была значительно выше, чем в жарком поясе.

Еще 200-300 лет назад огромные пространства северных и хвойных лесов и тундры Америки и Сибири, богатых растительностью и животным миром, были заселены охотниками и рыболовами (алгонкинские и атапаскские племена, юкагиры, коряки и др.). Они передвигались небольшими группами на обширных охотничьих территориях. Изучение ясачных книг и архивных документов XVII в. позволило определить плотность северных охотников Сибири. Так, например, у юкагиров на 1 человека приходилось в среднем до 200-300 км2.

Хозяйственно-культурный тип пешего охотника на мясного зверя восходит к древнейшим этапам заселения человеком Сибири. Он развивался в неолитическое время и сохранялся у отдельных народов до недавнего времени. Сохраняются до сих пор и многие особенности их материальной культуры, приспособленной к суровым условиям, в частности глухая меховая одежда, средства передвижения, формы жилища. Прекрасные археологические аналоги этнографическим материалам — верхнепалеолитическое погребение на Сунгире с остатками древнейшей глухой меховой одежды и украшений, а также уникальные находки круглых позднепалеолитических жилищ из костей и черепов мамонта на Украине.

Дольше всего палеолитические традиции охотников на крупного зверя сохранялись в экстремальных природных условиях, там, где экосистемы отличались особенно большой устойчивостью, на краю древней ойкумены, в большой изоляции от ее центральных областей. К этим окраинным областям следует отнести суровые ландшафты Севера и влажно-тропические леса жаркого пояса. Как на Крайнем Севере, так и под экватором вплоть до XIX в. сохранялись древние хозяйственно-культурные традиции и соответствующие им социальные структуры.

Закат культур верхнего палеолита и переход к мезолиту, по мнению многих исследователей, совпал с кризисом охотничьего хозяйства. Главная причина кризисной экологической ситуации — противоречие между созданной человеком техникой массовой охоты на крупных животных и довольно быстрым сокращением их ресурсов или даже полным уничтожением.

В мезолите наиболее быстрыми темпами начинают развиваться племена, населяющие берега морей и крупных рек, где создаются условия для относительной оседлости на основе собирательства «даров моря» и рыбной ловли. Самые древние представители этого хозяйственно-культурного типа чуть ли не 10 тыс. лет назад на Японских островах изобрели керамику. Мезолитический образ жизни «морских собирателей» еще совсем недавно существовал на Огненной земле, где огнеземельцы жили сбором моллюсков, рыбной ловлей и отчасти охотой на птиц.

Процесс «великого расселения» человечества в верхнем палеолите и мезолите привел к образованию многих вариантов культуры, обусловленных как традициями мигрирующих групп населения, так и различием экологических сред. Этот процесс сопровождался формированием хозяйственно-культурных типов: охотников и собирателей экваториальных дождевых лесов и лесов умеренной зоны, бродячих охотников и собирателей гор и равнин тропической зоны, полуоседлых рыболовов и собирателей морских побережий и дельт, охотников за крупными степными травоядными животными и т. д.

В южных засушливых степных и отчасти приморских областях умеренного и теплого поясов преобладали типы, представители которых охотились на мелких животных, занимались собирательством и отчасти рыболовством. Для влажно-тропических лесов и саванн жаркого пояса было характерно постоянство хозяйственно-культурных традиций.

В экваториальных дождевых лесах Африки, Южной Азии и Америки еще и сегодня можно встретить редкие бродячие группы собирателей и охотников, сохраняющих традиции каменного века, не знакомых с земледелием и скотоводством, занимающихся сбором плодов, корней, меда, насекомых, мелкой дичи, сооружающих примитивные ветровые заслоны или хижины и почти не имеющих одежды. Это — низкорослые племена Центральной Африки (эфе, басуа, батва и др.), ведды Цейлона, отчасти семанги и сенои Малакки, кубу Суматры, аэта Филиппинских островов, различные племена индейцев бассейна Амазонки. В печати встречались сообщения о «затерянных в джунглях» племенах. Так, на острове Минданао (Филиппинский архипелаг) было обнаружено племя тасадай численностью 100 человек. Они ведут оседлый образ жизни, занимаясь охотой на мелкую дичь и сбором диких плодов, не знают железа и земледелия.

В далеком прошлом — в эпоху верхнего палеолита и мезолита — подобные хозяйственно-культурные типы были очень широко распространены в степях и пустынях Старого и Нового Света.

Охотники и собиратели даже при наиболее благоприятных природных условиях были жестко ограничены в своих производственных возможностях низким уровнем технической вооруженности. Это обусловливало зависимость человека от стихийных сил природы, медленные темпы технического и культурного развития, замкнутость социальных структур.

Иные взаимоотношения между обществом и средой стали складываться при переходе от присваивающих форм хозяйства к производящим, когда охота на диких животных сменяется их приручением, а сбор дикорастущих злаков — искусственным культивированием. Эти великие достижения человеческой культуры были названы «неолитической революцией».

Какие же причины подвергли людей в неолите поменять бродячий образ жизни охотников и собирателей на оседлость земледельцев? Где и когда это произошло быстрее? Какую в этом роль сыграли природные условия и хозяйственно-культурные различия народов?

informvest.ru

Охотники, собиратели и рыболовы

Хозяйственно-культурные типы первой группы (охотничьи, собирательские и рыболовческие) начали складываться еще в периоды позднего палеолита и мезолита, когда люди современного вида постепенно осваивали новые, до того времени не заселенные пространства суши в различных климатических поясах Евразии, Африки, Америки и Австралии.

Одним из древнейших среди ныне сохранившихся типов этой группы является тип собирателей и охотников лесов жаркого пояса. Его представителями можно было недавно считать в Южной и Югс-Восточной Азии веддов Шри Ланки, ченчу, мудугаров, бирхоров и некоторые другие мунда- и дравидоязычные мелкие этнические группы Индии, мрабри (юмбри) Таиланда, семангов и отчасти сеноев Малакки, кубу Суматры, пунанов Калимантана, тоала Сулавеси, аэта Филиппинских островов. В Африке к тому же типу относились до последнего времени так называемые пигмеи бассейна Конго, в Южной Америке — сирионо, бороро, гуаяки и другие племена тропической и отчасти субтропической зоны, незнакомые с земледелием. Для всех этих групп охотников и собирателей, постоянно меняющих в поисках пищи места своего обитания, характерны примитивные формы построек в виде ветровых заслонов, жилищ на деревьях или временных хижин из ветвей, коры и листьев, а также почти полное отсутствие одежды. Основным орудием охоты у большинства перечисленных племен служили простой лук и стрелы (часто отравленные), местами, на Юго-Востоке Азии и в Южной Америке, духовое ружье (сумпитан или сарбакап). Из домашних животных была известна только собака. При сборе съедобных клубней, корней, семян и т. п. женщины употребляли обычно палку-копалку.

Можно предполагать, что тип лесных собирателей и охотников жаркого пояса был распространен в прошлом значительно шире: к нему, вероятно, принадлежало все древнейшее население влажных тропиков и субтропиков. Возникновение и распространение мотыжного земледелия привело к постепенному сокращению ареала рассматриваемого типа. Процесс этот, начавшийся в период неолита, прослеживается до настоящего времени: семанги, сенои, аэта и многие другие охотничье-собирательские группы Юго-Восточной Азии переходят к мотыжному земледелию буквально на наших глазах. У многих пародов, давно уже ведущих земледельческое хозяйство, и в наши дни сохраняются пережиточно-отдельные хозяйственные навыки и культурные особенности типа охотников и собирателей жаркого пояса. Это относится, например, к ряду народов Индокитая и Южного Китая (свданг, банар, ли, кава и др.), а также почти ко всем мотыжно-земледельческим народам Южной Индии, тропической Африки и Южной Америки.

Своеобразный хозяйственно-культурный тип до недавнего времени был характерен для обитателей Андаманских островов, по общему социально-экономическому и культурному уровню близких к перечисленным народам, но занимавшихся главным образом приморским собирательством и рыболовством (в частности, при помощи стрел и лука оригинальной s-образной формы). Близкие аналогии этому типу береговых собирателей и рыболовов жаркого пояса прослеживаются по этнографическим данным у маукен, или селунов («морских кочевников»), архипелага Мергуи, оранг-лаут Индонезии и Филиппин, отчасти у рюкюсцев на юге Японии. Археологические материалы дают возможность установить, что в прошлом, начиная по крайней мере с периода мезолита, этот тип был широко распространен среди населения берегов морей, озер и крупных рек на юго-востоке и юге Азии, на островах Карибского моря и в некоторых районах Тихоокеанского побережья Перу и Эквадора. Более или менее устойчивая оседлость, характерная для многих групп- прибрежных собирателей и рыболовов, создавала, вероятно, благоприятные условия для сравнительно раннего перехода их к мотыжному земледелию,

Охотники, сооиратели, рыболовы:

а — австралийка с палкой-копалкой за сбором кореньев; б — андаманец, стреляющий из лука;

в — семанг, стреляющий из духового ружья; г—загонная охота ирокезов на оленей (с гравюры XVII в.)

По степени развития производительных сил с типами охотников, собирателей и рыболовов жаркого и влажного пояса сходен другой хозяйственно-культурный тип первой группы, распространенный как к югу, так и к северу от вышеописанных,— тип охотников и собирателей степей и полупустынь. По этнографическим данным он выступает наиболее ясно у австралийцев, а также у бушменов Южной Африки и ботокудов Бразильского плоскогорья в Южной Америке. Данные археологии позволяют предполагать, что в далеком прошлом — в периоды позднего палеолита и мезолита — он был

распространен в степях и полупустынях всех частей земного шара. Можно думать, например, что он был характерен для древнейшего населения Центральной, Средней и Передней Азии, а также Северной Африки и Южной Европы, где племена охотников и собирателей несомненно предшествовали скотоводам и земледельцам. Различные группы степных охотников кочевали также в травянистой пампе Патагонии (племена охотников на гуанако) и в прериях Северной Америки (некоторые племена алгонкинрв, атапасков и сиу-дакота, промышлявшие охотой па бизонов) .

Несмотря на значительные культурные различия между перечисленными народами, всем им были свойственны и общие черты: большая подвижность, применение разных приемов коллективной загонной охоты, широкое использование метательного оружия (пращей у древних племен Средиземноморья, дротиков и бумерангов у австралийцев, отравленных стрел у бушменов, лассо и бола у патагонцев), сооружение легких временных жилищ с остовом из гибких ветвей, ношение плащеобразной

одежды, а иногда и обуви из шкур животных. После того как европейцы в XVI в. завезли в Америку лошадей, индейцы прерий и патагонцы быстро стали прекрасными наездниками и из пеших охотников превратились в конных.

В качестве особой хозяйственно-культурной группы жителей травянистых степей и парковых лесов выделяют иногда еще индейцев внутренней Калифорнии и некоторых других районов Северной Америки, в хозяйстве которых играло большую роль собирание различных съедобных клубней, корней, плодов и семян (в частности, водяного риса).

К охотникам и собирателям степей и полупустынь во многом близки горные собиратели, охотники и рыболовы возвышенных районов Южной и Юго-Восточной Азии, отличающихся, естественно, более суровым климатом по сравнению с соседними равнинными районами, лежащими на тех же широтах. Примерами этого своеобразного хозяйственно-культурного подтипа в недалеком прошлом были ну и отчасти дулун Юго-Западного Китая. В отличие от собирателей тропических и субтропических лесов для этих народов была характерна большая роль охоты и особенно рыболовства в горных реках и в связи с этим большая степень оседлости, находившая свое выражение в регулярных сезонных передвижениях с возвращением на места постоянного зимнего жительства. У дулун, например, существовали даже два места поселений — приречные и горные, соответствующие двум основным хозяйственным сезонам: рыболовному (зимнему) и охотничье-собирательскому (летнему). Хижины строились из бамбука или из бревен хвойных деревьев, часто на свайных платформах; известна была срубная техника. В питании заметное место принадлежало рыбе и мясу. Состав одежды был более разнообразен, чем у собирателей тропических и субтропических лесов: в холодное время использовались накидки из шкур и меха животных. Очень вероятно, что рассматриваемый подтип в прошлом преобладал у предков многих (если не всех) тибетских народов, а также у цзинпо (качинов), народов группы «и», мяо и яо, переселившихся, вероятно, в места их современного расселения из более северных районов. Многие черты этого подтипа и в настоящее время наблюдаются у различных народов Гималайской горной области в пределах Китая, Индии и Непала. Аналогии горным охотникам, собирателям и рыболовам Юго-Восточной Азии можно найти — большей частью в виде пережитков — в других высокогорных зонах ойкумены (Средняя и Передняя Азия, Кавказ, Карпаты, Альпы и Пиренеи, Андское нагорье и др.).

К хозяйственно-культурным типам первой группы должен быть отнесен также тип береговых собирателей и рыболовов умеренно теплого пояса, аналогичный описанному выше типу тропиков и субтропиков, но отличающийся от последнего специфическими особенностями, развившимися в условиях более прохладного климата. Тип этот был очень характерен для многих мезолитических и неолитических племен приморских районов зоны средних широт как Северного, так и Южного полушарий. В Европе к нему относилось, вероятно, население, оставившее раковинные кучи «культуры Мугем» в Португалии, кьеккенмеддинги (буквально «кухонные остатки») в Дании и на севере Германии, может быть, также памятники культур Кунда в Эстонии и Суомусъярви в южной Финляндии. На востоке Азии близкий тип господствовал среди неолитических племен береговых районов Восточного Китая, Советского Приморья и особенно Японских островов, где он сохранился в виде пережитков до настоящего времени у айнов и частично у японцев. Развитие данного типа в Японии тесно связано со своеобразными физико-географическими условиями этой страны, в особенности с крайней изрезанностью ее береговой линии, обилием озер и рек с неисчерпаемыми водными ресурсами — рыбой, съедобными моллюсками, ракообразными, иглокожиыи, водорослями и т. п.

Главным занятием айнов до заимствования земледе лия у японцев было рыболовство, преимущественно речное. Рыбу ловили сетями, а также острогами оригинального устройства, имеющими поворотные крючки для захвата рыбы. Лов осуществлялся и с берегов и с лодок, которые в старину представляли собой простые долбленые однодеревки. Айнские женщины собирали также съедобных моллюсков и ракообразных. Известную хозяйственную роль играла охота. Интересно, что айны — единственный народ, который так далеко на севере пользовался луком с отравленными стрелами, что было характерно для южных стран. Применялись, кроме того, различные ловушки с настороженным луком. Жилищами служили главным образом каркасные деревянные дома с камышовыми обшивкой и кровлей. Отдельно устраивались свайные амбары для хранения пищевых запасов. В большом ходу была резная деревянная и плетеная утварь — корыта, плошки и т. п. В пищевом рационе видное место занимали рыбные кушанья — супы, студни, паштеты и др. Летней одеждой служили набедренные повязки у мужчин и распашные халаты, украшенные орнаментальной каймой, у обоих полов. Ткань для этого костюма изготовлялась на станке индонезийского типа из различных материалов.

Конечно, айны не единственный народ, у которого до наших дней сохранились характерные черты типа береговых собирателей и рыболовов умеренно теплого пояса. Определенные аналогии этому типу можно проследить в самых различных странах. В Южной Америке, например, приморское собирательство и рыболовство играли основную роль в хозяйственной жизни огнеземельцев, которые широко использовали для питания моллюсков, находимых женщинами на прибрежных отмелях. Огнеземельцы собирали также съедобные грибы, охотились на птицу и различных морских животных, особенно на тюленей. Орудия приготовлялись из кости, кремня и раковин. При промысле морского зверя использовался костяной гарпун с длинным ремнем. В большом ходу были лодки, сшитые из кусков коры. Жилищем многих племен огнеземельцев служил конусообразный шалаш с жердяным остовом, покрытым шкурами тюленей или гуанако. Единственной одеждой были накинутые на плечи шкуры животных. В прошлом племена, по хозяйственно-культурному облику сходные с огнеземельцами, были гораздо шире распространены в Южной Америке; свидетельствами их былого пребывания здесь являются раковинные кучи береговых районов Чили и южной Аргентины, чрезвычайно сходные с аналогичными памятниками Европы и Восточной Азии. Значительные хозяйственно-культурные аналогии с огнеземельцами прослеживаются по этнографическим данным у некоторых племен литторальных районов Калифорнии и у прибрежных маори Южного острова Новой Зеландии.

Тип приморских собирателей и рыболовов умеренно-теплого пояса связан в Северном полушарии рядом географических и этнографических переходов с типом рыболовов бассейнов больших рек и морских берегов более холодных районов той же климатической зоны. В Сибири тип этот возник еще в конце неолитического периода и с течением времени стал преобладающим у многих народов берегов Оби и Амура. Основной пищей здесь в течение круглого года и. теперь еще служит: рыба, которая со времени рыболовного сезона заготовляется впрок главным образом в вяленом виде (юкола). Для рассматриваемого типа характерен также оседлый образ жизни, наличие постоянного жилища, часто глубокой и обширной землянки с двумя выходами — верхним и боковым. С этим же типом, по-видимому, связано возникновение и развитие упряжного собаководства. В качестве материала для изготовления одежды широко используется рыбья кожа, обработка которой достигает высокой степени совершенства.

Наиболее характерными представителями рассматриваемого типа в Северной Азии были некоторые группы хантов и манси на Оби и ее притоках, а также нивхи (гиляки) и соседние с ними тунгусо-маньчжурские народы в низовьях Амура (пегидальцы, ульчи, нанайцы). В прошлом тот же тип преобладал у ительменов Камчатки, этнографическое описание которых в середине XVIII в. дал русский ученый и путешественник С. П. Крашенинников. По многим особенностям хозяйства и культуры к сибирским оседлым рыболовам бассейнов больших рек были очень близки некоторые племена индейцев Северной Америки, в особенности жившие на северо-западном (тихоокеанском) побережье тлинниты, хайда и др. У этих племен па основе развитого рыболовства (главным образом лов различных тихоокеанских лососей) возникли прочная оседлость, постоянные деревянные жилища и многие другие черты рассматриваемого хозяйственно-культурного типа (за исключением, впрочем, упряжного собаководства). Интересно, что среди всех типов первой группы именно у оседлых рыболовов — как в Северной Азии, так и в Америке — создались наиболее благоприятные условия для накопления прибавочного продукта и, следовательно, для имущественного неравенства. И у нивхов, и у тлинкитов существовало, как известно, домашнее рабство.

В таежной полосе Северного полушария отчетливо выделяется еще один древний хозяйственно-культурный тип первой группы, по некоторым особенностям близкий к предыдущему,—тип охотников и рыболовов лесов умеренного пояса. До европейской колонизации народы, принадлежавшие к этому типу, заселяли огромные пространства всей лесной зоны на территории современной Канады и севера Соединенных Штатов Америки между Атлантическим и Тихим океанами; представителями рассматриваемого типа являлись, например, многие алгонкинские племена

Охотники, собиратели, рыболовы:

д — охота на дикого северного оленя под прикрытием щита у долган;

б—ловля рыбы неводом у нивхов; о — охота на морского зверя у чукчей (резьба по кости)

и атапасские племена. В прошлом тот же тип был широко распространен в Сибири между Тихим океаном и Уралом, а также на севере Восточной Европы, где к нему относились вероятные предки финно-угорских народов — охотничье-рыболовческие племена III—II тыс. до н. э., оставившие памятники различных неолитических культур ямочно-гребенчатой керамики. Почти до наших дней характерные особенности типа таежных охотников и рыболовов сохранились у юкагиров, занимавших раньше обширные пространства Восточной, а может быть, и Западной Сибири, отчасти также у удэгейцев и орочей Приморья и отдельных групп кетов, манси и хантов, не имевших оленей.

В целом рассматриваемый тип характеризуется отсутствием выраженной специализации в хозяйстве. Охота на лесных животных совмещается с рыболовством, роль которого в некоторых случаях бывает очень велика; большое значение имеет подледный лов рыбы в зимнее время. Жилищем лесных охотников и рыболовов зимой служат землянки и полуземлянки, а летом — легкие шалаши, большей частью типа конического чума, одинаково характерного как для населения Сибири (а в прошлом и севера Восточной Европы), так и для индейцев лесной полосы Северной Америки. В качестве сухопутного транспортного средства наряду со ступательными лыжами, по форме напоминающими теннисную ракетку, широко используется охотничья ручная нарта; для передвижения по воде служат лодки-берестянки и однодеревки. Широко употребляется распашная легкая одежда из шкур животных, очень удобная при частых и быстрых передвижениях в тайге.

Севернее, в суровых климатических условиях субарктики в прошлом был широко распространен еще один хозяйственно-культурный тип — охотники лесотундры и тундры. Наиболее ярко его особенности выражены в тундровой зоне Северной Америки у материковых эскимосов, главное занятие которых — охота на диких северных оленей (карибу) и мускусных быков. В Евразии, где народы тундровой полосы заняты оленеводством, рассматриваемый тип сохранялся до недавнего времени (XVIII— XIX вв.) главным образом пережиточно у некоторых групп юкагиров, долган, нганасанов и саамов (лопарей).

Основными объектами охоты наряду с дикими северными оленями, и в настоящие дни еще живущими кое-где в тундре Восточной Сибири, были

Типы лодок охотников

1 — однодеревка; а — лодка-берестянка; 3—индейская пирога; 4—эскимосский каяк

песцы, мелкие мышевидные грызуны, в особенности лемминги, а также различные птицы. На дикого северного оленя до проникновения огнестрельного оружия охотились с луком и стрелами при помощи оленя-«маныцика» или из-за специального заслона. Хорошо известны были и различные способы загонной охоты. Для ловли более мелких животных и птиц применялись разнообразные силки, петли и капканы. На птиц эскимосы охотились с дротиками с двумя и тремя зубцами. Дротики бросали при помощи метательной дощечки; сбивали птиц и посредством бола, который представлял собой несколько просверленных костяных шариков, связанных сухожильной нитью.

Материальная культура тундровых охотников была близка к культуре охотников тайги (ручная нарта, ступательные лыжи, конические шалаши, крытые обычно шкурами животных, и др.). Только легкая распашная одежда, характерная для охотников тайги, заменялась более теплой глухой меховой одеждой и обувью.

В процессе продвижения на север береговых рыболовов и таежных охотников в специфических условиях арктических приморских районов, богатых морским зверем, выработался своеобразный тип арктических охотников, представленный в Сибири главным образом береговыми чукчами и коряками, а в Северной Америке — эскимосами, расселенными в Арктике от Аляски на западе до Гренландии на востоке. Обилие основных объектов охоты — моржей, тюленей, китов и других морских животных — обеспечивало для этих народов длительное пребывание на одном месте, оседлый образ жизни. В свя­зи с этим сложился и характерный тип жилища — землянка или снежный дом «иглу» у эскимосов.

Отсутствие дерева в безлесных пространствах Арктики привело к возникновению своеобразного способа отопления и освещения при помощи каменной жировой лампы. Вместо дерева и бересты основным материалом служила кожа морского зверя, идущая на изготовление лодок (каяк, байдара), домашней утвари и т. д. Возможность прокормить мясом и рыбой значительное количество собак позволило развить упряжное собаководство как основной вид сухопутного транспорта. Для арктических охотников характерна также глухая (не распашная, надеваемая через голову) тяжелая одежда, хорошо сохраняющая тепло, но несколько стесняющая свободу движений. Археологические, топонимические и историко-фольклорные материалы позволяют предполагать, что рассматриваемый тип в прошлом, начиная с периода неолита, а может быть, и мезолита, был распространен также у берегов Ледовитого океана в Западной Сибири и Восточной Европе вплоть до Белого моря и Скандинавии на западе. Племена арктических морских зверобоев принимали, вероятно, участие в этнической истории не только эскимосов, алеутов, коряков и чукчей, но и таких народов, как ненцы и лопари (саамы).

studfiles.net

Урок "Жизнь древнейших людей". "Охотники и собиратели".

Краткосрочное планирование учителя истории А.Побиденного

Тема урока

Обобщение. «Жизнь древнейших людей. Древнейшие собиратели и охотники.

Дата: 12.10.2015г

Время 45 мин

Предмет

История Казахстана

Класс – 6(б)

Цель урока:

Обобщение. Жизнь древнейших людей. Древнейшие собиратели и охотники. Стоянками эпохи мезолита в казахстане. Какие изменения происходили 12-5 тысяч лет до нашей эры. Перемещение людей за дикими животными.

Задачи: 1. На основе самостоятельной работы учащиеся должны ответить на вопросы и тесты. В ходе работы анализировать, развивать логику мышление.

2. Развивать навыки самостоятельной работы, аналитической деятельности, систематизации и обобщения изучаемого материала.

3. Воспитывать интерес к изучению истории казахского народа, любовь к Родине,  гордость за героическое прошлое.

Смарт цель:

1. Умение логически мыслить, анализировать, сопоставлять, находить нужную информацию.

Приобретение навыков ораторского искусства. Отстаивать свою точку зрения.

Ключевые понятия: Охотники, собиратели, мезолит, стоянки, жилища.

Приемы и методы: стратегии технология критического мышления, тонкие и толстые вопросы.

Ресурсы: Раздаточный материал.

Время

Вид работы

Роль учителей

Действия учеников

2 мин

  1. Настрой урока

  2. Просмотр видео ролика (позитив)

  3. Разминка.

  1. Приветствие учащихся

  2. Спрашивает у учащихся – как ваше настроение?

  3. Объясняет критерии оценивания.

Учащиеся приветствуют учителя и учащихся.

5 мин

Проверка домашнего задания с помощью игры «в кругу друзей».

По кругу задаем вопросы и отвечаем.

Задают вопросы, отвечают, анализируют.

25 мин

Тестирование по пройденному материалу

Раздать листы с заданиями, вопросами.

Учащиеся работают самостоятельно, отвечают на вопросы, тесты.

5 мин

Стадия вызова

Видеоурок.

Показать видеоурок «Изменения в жизни людей в эпоху мезолита»

Внимательно смотрят и слушают.

Запоминают, зарисовывают.

5 мин

Исследовательская беседа (Учащиеся задают вопросы друг-другу)

Обратная связь

Обсуждение, диалог

3 мин

Рефлексия

Подведение итогов урока. Оценивание

Взаимооценивание две звезды, одно пожелание.

1. Как ученные называли первобытного человека из Танзании (Восточная Африка)?

А) «Человек разумный», Б) «человек умелый», В) «человек пещерный» Г) «человек прямоходящий».

2. Где впервые был обнаружен скелет питекантропа?

А) в Англии, Б) в Танзании, В) на острове Ява, Г) в Америке

3. Когда появились первые люди на территории Казахстана?

А) 5 миллионов лет назад. Б) 4 миллиона лет назад В) 3 миллиона лет назад Г) 1 миллионов лет назад.

4. Местонахождение древнейших орудий труда?

А) ущелье Олдавай, Б) Прииртышье, В) Германия, Г) Алтай

5. Занятия первобытных людей?

А) рыболовство, Б)ювелирное дело, В) собирательство, Г) плавка метала

6. Кто занимался только охотой?

А) женщины, Б) дети, В) старейшины, Г) мужчины

7. Первым жилищем человека были?

А) хижины, Б) пещеры) В)дупла деревьев, Г) шалаши

8. Ручное рубило и скребло были изобретены?

А) 1 миллион лет назад, Б) 800-120 тысяч лет назад, 100-90 тысяч лет назад, 60-30 тысяч лет назад.

9. Метод, применяемый для заострения каменного орудия?

А) отесывание, Б) метод ретуши, В) обстругивание, Г) резка

10. Когда проходило всеобщее похолодания на земле?

А) в ледниковом периоде, Б) когда установился жаркий климат, В) в эпоху всемирного потопа, Г) в эпоху бронзы.

11. Сколько было волн переселения древнейшего человека из Африки в Азию?

А) 10, Б) 8, В) 2, Г) 1

12. Период позднего палеолита охватывает время?

А) 40-12 тысяч лет до найшей эры, Б) 2.6 млн – 140 тыс. лет до нэ В) 10 тыс. – 6 тыс.лет до нэ Г) 6 тыс. -3 тыс лет до н.э Д) 3 тыс – 1 тыс.лет до н.э

13. Человек, сформировался в позднем палеолите?

А) «человек умелый», Б) «человек китайский», В) «человек разумный», Г) «человек пещерный», Д) «человек прямоходящий».

14. Место нахождения кроманьонского человека?

А) Англия, Б) Германия, В) Франция, Г) Африка

15. Название общности близких родственников?

А) человеческое стадо, Б) родовая община, В) семья, Г) материнский род

16. Как решались проблемы рода?

А) голосованием, Б)на общем собрании, В) выборами, Г) военной силой

17. Кто был правителем рода?

А) воин, Б) земледелец, В) вождь, Г) охотник

18. Как называется запрет на брак между членами одного рода?

А) экзогамия, Б) эндогамия, В) смешанный брак, Г) аменгерство

19. В какую эпоху появились лук и стрелы?

А) в раннем палеолите, Б) в мезолите, В) в неолите, Г) в энеолите

20. Тонкие каменные пластины длиной 1-2 см называются?

А) скребок, Б)микролит, В) зернотерка, Г) наконечник стрелы.

21. Одной из главных особенностей эпохи мезолита является изобретение?

А) Бифаса, Б) микролитов, В) скребков, Г)рубила

22. Оружие повысившее роль охоты?

А) кирка, б)шило, В)лук, Г) мотыга

23. Когда начались таяния ледников?

А) около 15 тыс. лет назад Б) около 14 тыс. лет назад В) около 13 тыс. лет назад Г) около 10 тыс. лет назад

24. Современный животный мир сформировался в ?

А) палеолите Б) мезолите, В) энеолите, Г) эпоху бронзы

25. Где в Казахстане было обнаружено жилище эпохи мезолита, площадь которого достигала 40-60 кв. метров?

А) в Прииртышье, Б) в Приишимье, В) в Приуралье, Д) в отрогах хребта Каратау.

Выполнил Ф.И _________________________ класс _______число.месяц.год_____________

В чем вы испытывали затруднения, при ответах на вопросы? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Знаете ли вы весь материал, если не весь что мешает для его изучения? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какую оценку вы бы хотели получить за свою работу? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

infourok.ru

Охотники-собиратели прекрасно уживались с первыми земледельцами Европы

Даже через две тысячи лет после появления на континенте сельского хозяйства некоторые всё ещё цеплялись за устаревший образ жизни — охоту и собирательство.

Сельское хозяйство возникло на Ближнем Востоке около 10 500 лет назад и быстро распространилось по свету. Три тысячелетия спустя оно достигло Европы и продолжало победоносно шагать на запад — видимо, в связи с тем что пришлые фермеры процветали и вытесняли аборигенов. Примерно в это время из археологической летописи Европы пропадают следы охотников и собирателей, как будто этот образ жизни просто исчез.

Но генетические данные рассказывают совсем другую историю. Анализ современных и древних ДНК показал, что нынешние европейцы — потомки не только ранних земледельцев, но и охотников-собирателей. Видимо, европейские охотники-собиратели скорее не вымерли, а смешались с иммигрантами.

 

Пещера Блеттерёле очень узкая, поэтому вести раскопки там чрезвычайно непросто. (Фото Wippermann / Historisches Centrum Hagen.)

Рут Боллонгино из Майнцского университета Иоганна Гутенберга (ФРГ) и её коллеги попытались выяснить, когда происходили эти контакты, добыв ДНК из костей и зубов 29 человек, чьи останки были найдены в немецкой пещере Блеттерёле, которая, по-видимому, служила кладбищем.

Учёным удалось секвенировать митохондриальную ДНК 25 индивидов, а радиоуглеродный метод помог определить возраст останков. Самым старым образцам 10,3–11,2 тыс. лет, то есть эти люди жили задолго до появления в Европе сельского хозяйства. Не удивительно, что их генетические сигнатуры типичны для охотников-собирателей. Возраст других останков — приблизительно 6–5 тыс. лет, и, на первый взгляд, они несут генетические подписи, типичные для пришлых фермеров.

Затем исследователи изучили изотопный состав образцов и выяснили, что древние охотники-собиратели, как и следовало ожидать, по большей части питались дикими животными. Но более поздние люди, которые, судя по генетическим данным, были фермерами, распались на две группы, державшиеся разных диет.

Одна из этих групп, по-видимому, возделывала землю и питалась в основном домашними животными. А другая популяция, жившая бок о бок с ними (судя по расположению останков) ела в основном пресноводных рыб. Типичная для охотников-собирателей диета указывает на то, что этот образ жизни сохранялся в данном регионе через 2 000 лет после того, как туда пришли фермеры. По оценкам специалистов, фермеры и охотники-собиратели хоронили своих мёртвых в одной усыпальнице на протяжении 400–800 лет.

Две культуры, возможно, даже торговали друг с другом или обменивались информацией. «По примерам из Африки и Индонезии мы знаем, что они могут жить бок о бок веками, — замечает г-жа Боллонгино. — Им это выгодно». Они даже скрещивались: учёные нашли три участка ДНК, характерных для охотников-собирателей, в генах фермеров.

Очевидно, что земледелие не вытеснило охоту и собирательство немедленно. «Быть охотником-собирателем не такой уж тяжёлый труд, — поясняет г-жа Боллонгино. — А фермерство — это уже полный рабочий день». Но в долгосрочной перспективе сельское хозяйство приводит к более активному росту численности населения, чем у охотников-собирателей, потому что у фермеров больше продуктов питания.

Пока не ясно, почему охотники-собиратели того времени оставили мало следов в археологической летописи. Не исключено, что летопись сама по себе очень бедна. «Мы и хуторов находим очень мало», — говорит г-жа Боллонгино. Есть сведения, что европейские популяции неоднократно переживали спад 5–7,5 тыс. лет назад. Возможно, находок мало из-за того, что и людей было не слишком много.

Миграция ранних земледельцев была далеко не единственным крупным переселением народов, определившим современное генетическое разнообразие Европы, подчёркивает автор параллельного исследования Гвидо Брандт из того же университета.

Он и его коллеги составили хронику изменений генетического состава европейцев 1,55–5,5 тыс. лет назад на основе образцов из междуречья Средней Эльбы и Зале. Группа г-на Брандта смогла выделить три важных сдвига в составе народонаселения в этот период.

Вскоре после появления земледелия группы охотников-собирателей из Скандинавии двинулись на юг, в Германию. Эта миграция, возможно, и породила ту культуру охотников-собирателей, которую нашла г-жа Боллонгино. Далее последовали две другие волны миграции земледельцев и скотоводов в Центральную Европу — сначала с востока, затем с юго-запада. Примерно 4 500 лет назад генетическое разнообразие Европы в значительной степени стало напоминать современное.

Результаты исследований опубликованы в журнале Science.

 

 

compulenta.computerra.ru

apxeo.info

Древние собиратели и охотники | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов

Урок кубановедения в 5 классе по теме: «Древние собиратели и охотники» Цель урока: создавая условия для становления личностных компетенций учащихся, способствовать формированию знаний об основных этапах эволюции человека и расселении людей по территории Кубани в эпоху палеолита. Задачи: воспитательная – воспитание у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной, ответственности, воспитание любви к родному краю. развивающая – развитие творческого мышления, активизация мыслительной деятельности; развитие познавательного интереса к предмету кубановедения образовательная – способствовать освоению знаний об основных этапах эволюции человека и расселения людей по территории Кубани, в эпоху палеолита; систематизации знаний учащихся. Ядро содержания обучения: основные понятия по теме: палеолит, культурный слой, питекантроп, присваивающее хозяйство, родовое устройство, ритуал, религия. предварительная подготовка учащихся: материал, изученный на предыдущих уроках, подготовка сообщений; предварительная подготовка учителя: подготовка материала урока, разработка презентации. Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная. Методы обучения: словесный, практический, наглядный. Используемые технологии: групповые технологии, игровые технологии, ИКТ. Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, атлас с контурными картами. История Кубани; карточки, камешки, рабочие листы. Учебник: Кубановедение: археология, мифология, культура. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – Краснодар: ОИПЦ “Перспективы образования”, 2008. Тип урока: Комбинированный. План урока Организационно-психологический момент – 1 мин. Актуализация опорных знаний учащихся по ранее изученному материалу – 7 мин. Изучение нового материала – 20 мин. Физкультминутка – 2 мин. Закрепление и систематизация знаний и навыков – 5 мин. Подведение итогов урока. 2 мин. Домашнее задание – 1 мин. Рефлексия – 2 мин. Ход урока I. Организационный момент Приветствие учеников. Ребята сегодня

educontest.net

Древнейшие охотники и собиратели степной зоны Юга России. Комплексные исследования эоплейстоценовых стоянок Родники и Кермек на Таманском полуострове (Южное Приазовье)

 

 

Полевые археологические исследования, проводимые экспериментально-трасологической Лабораторией с участием сотрудников других подразделений ИИМК РАН, ГИН РАН и ИАЗ ЮНЦ РАН на Таманском полуострове, показывают, что обширная территория Приазовья, располагающаяся на стыке Кавказа и Русской равнины, была заселена первобытными охотниками и собирателями уже около 2 млн. лет назад.

При этом, как выясняется, материальная культура этих охотников и собирателей была отнюдь не примитивной, несмотря на столь глубокую древность этой культуры. Такие заключения ещё 5-10 лет назад могли восприниматься как фантастичные. Однако сейчас это во многом доказанный научный факт.

Наши выводы основываются на комплексных исследованиях древнейших раннепалеолитических местонахождений, находящихся в Южном Приазовье на северном (азовском) берегу Таманского полуострова в 25 км к западу от г. Темрюка у пос. За Родину Темрюкского района Краснодарского края. Особую научную значимость имеют две раннепалеолитические стоянки – Родники и Кермек, залегающие в ненарушенном состоянии и в ясных геологических условиях. Чёткая геохронологическая позиция этих памятников открывает хорошие перспективы для проведения на них археологических, геологических и палеоэкологических исследований.

Установлено, что обе стоянки имеют эоплейстоценовый возраст, но при этом они разновременные. Это очень важное обстоятельство, так как позволяет исследовать динамику развития культуры и природной среды на начальном этапе развития человеческого общества в конкретном географическом регионе на Юге России.

Стоянка Родники залегает под отложениями апшерона и датируется, по биостратиграфическим данным, в хронологическом интервале 1,6-1,2 млн. лет назад. Стоянка Кермек имеет более ранний возраст. Она связана с отложениями позднего куяльника стратиграфической шкалы Чёрного моря (поздний палеоплейстоцен). Возраст её, по совокупности геологических, биостратиграфических и палеомагнитных данных, устанавливается в интервале 2,1-1,8 млн. лет назад. Таким образом, стоянка Кермек является самой древней стоянкой первобытных охотников и собирателей на территории Западной Евразии за пределами Кавказа. При этом интересно, что она находится в степной умеренной зоне, где наличие столь древних памятников до недавнего времени трудно было себе представить, поскольку считалось, что древнейшие люди могли обитать только в природных условиях, близких к тропикам и субтропикам.

Результаты анализа отложений, вмещающих культурные остатки, а также распределения археологического материала в культуросодержащих слоях стоянок Родники и Кермек указывают на расположение этих стоянок в пляжевой зоне на берегу опреснённого морского залива или эстуария и кратковременное и, возможно, неоднократное обитание людей на этих стоянках. Устанавливается, таким образом, специфическая «пляжевая адаптация» древнейших раннепалеолитических охотников и собирателей.

Археологические материалы обеих стоянок характеризуются широким спектром каменных изделий, имеющих хорошую сохранность, и в этом отношении они весьма информативны. Важно, что вместе с ними выявлены костные кухонные остатки различных ископаемых млекопитающих, относящихся, по предварительным определениям, к таманскому (стоянка Родники) и псекупскому (стоянка Кермек) фаунистическим комплексам, имеющим в настоящее время вполне определённую геохронологическую позицию.

Исследования археологических коллекций стоянок Родники и Кермек в настоящее время направлены на изучение материальной культуры (техники, технологии, хозяйственно-производственной деятельности, традиций) древнейших людей на территории России.

Первые результаты исследований каменных индустрий стоянок указывают на довольно сложную технологию обработки камня, включающую в себя ряд последовательных операций. В индустриях чётко разграничиваются первичная обработка сырья и последующее оформление изделий. Характерны дифференциация и значительное количество категорий орудий (чопперы, скрёбла, пики, ножи и др.), сочетающиеся с наличием типологически выраженных форм изделий в особенности среди чопперов, пик и некоторых других орудий.

Складывается впечатление, что индустрии обеих стоянок родственны и образуют одну развивавшуюся во времени индустрию. Культурно-хронологическая атрибуция этой индустрии пока не вполне ясна. В предварительном плане речь может идти о своеобразной таманской неашельской раннепалеолитической индустрии, сходной с развитым олдованом Восточной Африки.

Своеобразие этой индустрии определялось, надо полагать, в основном двумя факторами, с одной стороны, использованием местного каменного сырья, обладавшего специфическими свойствами и требовавшего специальной технологии обработки, а с другой, продолжительным (около 500 тыс. лет) обитанием древнейших людей, создателей этой индустрии, в особых природно-климатических и экологических условиях, существовавших Приазовья в эоплейстоцене.

Продолжающиеся исследования раннепалеолитических стоянок Родники и Кермек позволят дополнить и уточнить информацию о материальной культуре, адаптивных возможностях и образе жизни древнейших человеческих коллективов на территории нашей страны.

Руководитель проекта:Щелинский Вячеслав Евгеньевич

www.archeo.ru

Урок "Древнейшие охотники и собиратели" история Казахстана

Урок 3. ИК-6 Модуль 1. Тема: Древнейшие собиратели и охотники Цель: закрепить зун учащихся по теме 1.Обучить алгоритму работы с разноуровневыми заданиями, закреплять тему в ходе работы в парах сменного состава 2.Развивать умение работать по опорным схемам, с разноуровневыми заданиями 3.К концу урока учащиеся должны уметь: • Рассказывать: о происхождении человека, • Называть: способы изготовления орудий труда, места стоянок древних людей, причины зарождения религиозных верований и искусства • Описывать: орудия труда, жилище, внешний вид древних людей • Объяснять: влияние климатических и природных условий на развитие человека и его деятельности, значение использования огня для древних людей • Выделять: особенности изменения, произошедшие в период и после ледника • Сравнивать: особенности жизни и орудий труда древних людей разных периодов, земледелие и собирательство, охоту и скотоводство • Показывать объекты на карте • Работать в паре 3.Содействовать воспитанию интереса к модульной технологии обучения Цель эколого-валеологическая: обучение здоровьесберегающим приемам учения Диалогическая часть 45 мин Тип: закрепление и применение зун Форма: работа в парах Наглядность: карта, опорная схема Метод интерактивный Ход. 1.Настрой/1 мин 2.Актуализация: 1) Об/и «Слова»/5 мин 2 группы учащихся по очереди должны называть понятия, названия, другая группа – дает объяснение. 2) Об/и «Эстафета»/ 5 мин по занятиям древних людей: учащиеся по очереди называют занятия древних людей, объясняют особенности 3) «Древо знаний»/5 мин Где впервые был обнаружен скелет питекантропа? На каких зверей охотились древние люди? Когда появились первые люди на территории Казахстана? В чем состоит метод ретуши? Как ученые назвали первобытного человека из Восточной Африки? Когда был ледниковый период? 3.Работа с разноуровневыми заданиями/20 мин. - Инструктаж по составлению уровневых заданий и работы с ними/5 мин - работа с разноуровневыми заданиями в парах - смена пар - анализ работы №1 III.Когда на Земле началось похолодание? II. Назвать первое общественное объединение людей I. Согласны ли вы с утверждением «Труд создал человека»? Почему? №6 III. «Человеком разумным» являлся … II. Почему наступило на Земле похолодание? I.Как вы думаете, в чем причина объединения древних людей в первоначальный коллектив? №2 III. Синантроп II. Расскажи о происхождении человека на Земле. I. Какое значение имело использование огня для человека? №7 III. Австралопитек II. Какими орудиями труда пользовались первые люди? I.Чем «человек разумный» отличается от «человека умелого»? №3 III. Питекантроп II. Рассказать о первых занятиях древних людей. I.Приведи доказательства того, что на территории Казахстана 1 млн.лет назад жили древние люди. №8 III. Homo sapiens II. Как первые древние люди изготавливали орудия труда? I.Чем «человек разумный» отличался от древнейших предков? №4 III. Где впервые был обнаружен скелет питекантропа? II. В чем состоит метод ретуши? I.Какая теория о происхождении человека тебе ближе всего? Обоснуй свой ответ. №9 III. На каких зверей охотились древние люди? II. Чему научило людей похолодание? I.Построй хронологическую цепочку периодов палеолита (устно) №5 III. Чоппинг II.Что выделило человека из мира животных? Обоснуй ответ. I.Сравни человеческое стадо и первобытную общину древних людей №10 III. Стадо II.Рассказать о собирательстве I.Объясни роль большого пальца руки в деятельности древнего человека 4. Итоги: д/з § 1-4, ответить на тесты в конце параграфов, готовиться к тесту и зачету/ 1 мин 5.Рф/ 5 мин Я знаю, я умею, я понимаю

ПЕРЕД СКАЧИВАНИЕМподелитесь материалом:

znanio.ru