Древние обычаи славян. Языческие верования и обычаи древних славян
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Этногенез славян, обычаи, нравы, традиции. Древние обычаи славян


Этногенез славян, обычаи, нравы, традиции

Valgucream - лечение вальгусной деформации за 1 курс

Быт и нравы древних славян, обычаи и верования восточных славян, этногенез славян

Нравы древних славян очень отличались от других народов, живших и развивавшихся одновременно. Славяне не были жестокими и кровожадными. Даже на войне они оставались человечными по отношению к другим. И это подтверждено многочисленными письменными источниками.

В быту главным условием для древних славян всегда была чистота. Наверное, многие из вас помнят описания из учебников по истории, как в Европе весь мусор и помои выбрасывали из окна прямо на улицу. Кроме того, тех, кто мылся и следил за чистотой тела и одежды, считали связанными с дьяволом и нечистой силой. А у славян были бани. Они устраивали специальные банные дни. Возможно, поэтому среди славянского населения никогда не было крупных вспышек инфекционных заболеваний, как, например, чума в Европе.

Нравы древних славян были очень своеобразными:

  • Во-первых, они находились в прямой связи от их верований (язычества), которые предполагали поклонение природе, ее обожествление.
  • Во-вторых, древние славяне были необычайно трудолюбивыми. Никто не оставался без дела.
  • В-третьих, характерной чертой их была сострадательность, помощь друг другу в сложных ситуациях. Возможно, именно эти качества сделали славян таким сильным и сплоченным народом, который смог пережить столько войн и страданий.

Быт и нравы древних славян, обычаи и верования восточных славян, этногенез славян

Обычаи, нравы, традиции славян выражались в их образе жизни. Это касается абсолютно каждой стороны их жизни. И праздники, и приготовление пищи, и уход за ребенком, и шитье одежды, и ремесло… Продолжать можно бесконечно. Особенно заботились наши предки о защите себя и своей семьи, своего дома от нечисти и дурного глаза. Для этого свою одежду, свое жилище, предметы обихода они украшали оберегами, различными защитными знаками.

Также большое внимание уделяли хорошем урожаю, здоровью скота, плодородию земель. Для этого почти на каждом празднике устраивались обряды, читались заговоры. И еще древние славяне никогда не забывали о своем роде, о своих предках (щурах и пращурах). Они верили, что предки всегда помогают в трудные времена, а также направляют человека на истинный путь. Поэтому для них организовывали специальные поминальные дни.

Содержание статьи

Этногенез славян, обычаи, нравы, традиции

Первые славяне возникли еще в до нашей эры, отделившись от индоевропейской общности. У них появился свой язык, своя культура. После обособления славяне начали мигрировать по территории современной Европы и России. Так произошло их деление на три ветви: восточную, западную и южную.

Обычаи и традиции славян, в основном, тесно были связаны с их языческой религией. Обычаев существовало очень много. Ими буквально был окутан каждый праздник, каждый сбор урожая, каждое наступление нового времени года. Все славянские обряды были направлены на благополучие, удачу, счастливую жизнь. И передавались они из поколения в поколение.

Быт и нравы древних славян, обычаи и верования восточных славян, этногенез славян

Быт и нравы, верования восточных славян

Восточные славяне, как и многие народы в начале новой эры, были приверженцами язычества. Они поклонялись природе, славили богов. Нам известен пантеон славянских языческих богов. В нем имеется определенная иерархия. Наиболее известными божествами являются Сварог, Велес, Перун, Макошь, Лада, Ярило. У каждого из них были свои «функции». Для своих богов славяне сооружали специальные храмы – капища и святилища. Богам приносили жертвы (требы), чтобы задобрит их или отблагодарить.

Обычаи и нравы восточных славян в целом не отличались от таковых у всех славян. Да, были свои особенности в земледелии, хозяйстве. Но обычно это было так или иначе связанно с природно-климатическими условиями.

Быт и нравы восточных славян имеют для нас наибольший интерес, потому что именно эта ветвь стала наиболее многочисленной. Она дала миру такие народы, как русские, украинцы, белорусы.

Нравы восточных славян легко проследить по чертам характера этих народов. Их отличали доброта, искренность, милосердие, великодушие. Даже вражеские народы хорошо отзывались о восточных славянах, что нашло отражение в некоторых летописях зарубежных авторов.

Восточные славяне, их быт и нравы очень сильно повлияли на их потомков. Точнее сказать, они передались им. Многие традиции и обычаи, а также праздники мы используем до сих пор. Возможно, мы даже не знаем и не задумываемся об этом. Но, если углубиться в историю, то можно обнаружить необычайное сходство современных обрядов с древнеславянскими.

Народный календарь. Обряды, здоровье.

Источник

slavicnews.ru

Обычаи древних славян

Каждый народ в течение многих столетий обрастал собственными традициями или обычаями. Традиции неизменно слагались на основании тех условий, в которых проходила жизнь, а также с учетом особенностей менталитета народа. Для древних славян традиционно было жить одним, большим семейством. Под одной крышей проживали глава семьи со своей женой и со всеми домочадцами. Условия их жизни были таковы, что чем больше детей, тем лучше, поскольку каждый ребенок потенциально рассматривался в качестве работника, который будет в будущем работать во благо своей семьи. 

Обычаи древних славян Обычаи древних славян

Славяне больше радовались появлению на свет мальчиков или девочек?

Особенно радовались появлению на свет мальчиков. Становясь взрослым мужчиной, он мог не только в полную силу работать, но также приводил в дом жену.

Древние славяне и дети
Древние славяне и дети Совет

Нужно понимать, что девочек рассматривали как «отрезанный ломоть». После того, как они выходили замуж, неизменно вливалась в семью их мужей.

Традиции, связанные с детьми

Семейные традиции славянами свято чтились. Каждый, появившийся на свет, ребенок тут же крестился, ему давали имя в соответствии со святцами. У каждого рода была своя репутация, потому при знакомстве всегда называлось имя отца, а также деда, по ним, собственно, и определяли, к какому роду и племени относится тот или иной человек.

Обычаи, связанные с детьми Обычаи, связанные с детьми

Мальчики на коне

Далее мальчика в возрасте 3 лет обязательно сажали на коня. Данный обряд имел название «подстяги». Мальчикам подпоясывали меч, после чего трижды обводили его на коне вокруг дома. После такого события мальчишек начинали обучать всем мужским обязанностям и работе по дому. Девочкам в 3 года давали веретено, сажая за прялку. Первую свою нить, которую испряла маленькая пряха, мать хранила, а на свадьбу дочки опоясывала ее этой самой нитью.

Мальчики на коне Мальчики на коне

Старший

В случае, если глава семейства решал выделить своего старшего сына, давая ему отдельное хозяйство, обязательно соблюдались определенные традиции. Обычно такое происходило после того, как сын женился. Место, чтобы строить дом, выбиралось с особенной важностью. От того правильным ли будет место для сруба, станет зависеть то, поселится ли в доме удача и достаток.

Старший ребенок в семье Старший ребенок в семье

Ритуалы новоселья

Переезд в новую хату также совершался в соответствии с ритуалами. Перевозились вещи в новый дом исключительно ночью, также люди несли с собой петуха, либо кошку. В обязательном порядке из старого дома забирали мусор, его потом сжигали на новом месте, окуривая его дымом. Славяне считали, что таким образом будет можно уберечь дом или домочадцев от болезней и сглаза. Главной на новом месте считалась печь. Старославянские обычаи тердили, что печь – это главный оберег всей семьи. В нее прятали молочные зубы деток, там же сжигались пуповины у новорожденных.

Как жили древние славяне Как жили древние славяне

Удача

Удачей считалось, если за печкой селился домовой, ему рачительная хозяйка была обязана каждый вечер выставлять какое-нибудь угощенье. Если домовой был сыт и весел, то это значило, что и в доме воцарится покой.

Задобрить домового Задобрить домового

Стол

Другим, но никак не менее почитаемым предметом в доме являлся стол, его ставили строго в определенное место, а сдвигали лишь в исключительных случаях, как свадьба или похороны. Окна в избе также наделялись мистическим значением, поскольку через них в дом вносили новорожденного, если случалось так, что перед тем в доме умирал новорожденный. Так поступали, чтобы суметь перехитрить злых духов. Считалось, будто за окном находится Ангел Господень, потому туда нельзя выбрасывать мусор или выливать помои. 

Стол Стол

Забор и ворота

Граница двора или участка, где стоял дом, всегда огораживалась изгородью, также устанавливались ворота. Славяне верили, что за воротами обреталась нечистая сила. На воротах очень часто вывешивались образа, они помогали оттолкнуть нечисть, чтобы та не смогла пробраться во двор или дом. Выходя за ворота, люди молились, поворачиваясь сначала в сторону церкви, потом к солнцу и, наконец, к воротам. Ранней весной перед воротами разжигался костер, чтобы с помощью огня очистить вход в дом, а также все пространство внутреннего двора от нечистой силы.

Забор и ворота очень важны Забор и ворота очень важны Вывод:

Традиции в жизни древних славян играли очень важную роль, они были связаны со всеми, более или менее значительными событиями и важными аспектами жизни. Считалось, что, соблюдая их, можно привлечь в дом удачу, а также достаток, огородив себя от болезней и другого горя.

Древнеславянские ритуалы

www.xn-----6kccbwybdaa5d6a1a8df1e.xn--p1ai

Обычаи древних славян

· Религия

· Боги

· Духи

· Традиции и обычаи

· Род и человек

· Дружина

· Особые люди

· Правда

· Месть

· Поединок

· Социальная иерархия

· Основные обряды

· Инициация

· Свадьба

· Похороны

· Праздники

· Что почитать

Религия славян

Языческая религия славян не является цельным, гармоничным образованием. Она распадается на пласты различной степени древности, которые причудливо переплетаются между собой. Древнейший пласт - культ Рожаниц, Матери и Дочери, родивших все живое на Земле. Кое-где их изображали в виде лосих (архаичные изображения такого рода до сих пор можно видеть в мотивах русской вышивки). Позднее к ним присоединился Род, олицетворявший населенную Вселенную. Род не является верховным божеством. Верховное божество правит миром, а Род есть мир.

Близ Киева стоит город Родень, крупнейший религиозный центр славян. Вплоть до крещения Руси туда не пускали иноземцев. Там совершается поклонение Роду, Триглаву и другим богам, приносятся жертвы, и Верховный волхв Роденя имеет в некотором смысле больше власти, чем любой из славянских князей.

Третий пласт - верховное божество. Оно у славян (как и у прочих индоевропейцев) было триединым. Верховное божество так и звалось - Триглав, и олицетворяло древнейшую триаду: Сотворение - Жизнь - Разрушение. Каждое из трех ликов Триглава было самостоятельным богом. Во избежание путаницы мы будем именовать лики Триглава так, как их звали восточные славяне, так как западные звали их несколько иначе.

· Сварог - Творец. Бог небесного огня, так же, как Сварожич - бог огня земного. Изображался в виде седого старика с посохом и чашей с неугасимым огнем. Одно из его воплощений - Стрибог, повелитель ветра. По преданию, небесный свод он выковал в кузне вместе со звездами. Покровитель кузнецов и ремесленников вообще.

· Даждьбог - Бог жизни и света. Изображался в виде человека средних лет, с круглой чашей-щитом, символизировавшей солнце и дождь. Ликом Даждьбога славяне называли солнце, ему молились о ниспослании урожая. Покровитель земледельцев.

· Перун - Бог грозы, Разрушитель. Изображался в виде мужчины с черными волосами, густой бородой и усами огненного или серебряного цвета, с пучком молний в руке. Оружием Перуна считались меч и топор. Покровитель воинов.

Несколько наособицу от Триглава стоит Велес. Он - земной бог, если можно так выразиться, и не всегда в ладах с небесной троицей. Бог мертвых, повелитель зверей, покровитель мудрости, волшебства, искусств и торговли. Наименее "определенное" существо. Часто представлял собой крылатого змея с человеческим лицом, либо помесь человека с медведем.

Женские божества в иерархию не укладывались. Наиболее почитаемыми богинями были Макошь, богиня судьбы и достатка ("кошта"). Изображалась зрелой женщиной с прялкой и коробом. Покровительствовала ткачихам и вышивальщицам.

Лада - богиня любви. Изображалась прекрасной юной женщиной.

Духи

· Семаргл - крылатая собака, хранитель посевов, вестник богов.

· Вилы, русалки - обнаженные девушки, живущие на ветвях деревьев или же вблизи рек. Хранители природы, подательницы теплых дождей.

· Берегини - то же самое, но в одетом виде, жили в реках, иногда следовали за людьми. Занятие в комментариях не нуждается.

· Домовой, банник, овинник, полевик и т.д. - в комментариях не нуждаются.

· Кикимора - жена домового.

· Леший, лисунка (лешачиха), водяной - в комментариях не нуждаются. Весь вышеописанный народ носил ту же одежду, что и люди, но наизнанку, левая пола поверх правой. Часто не имели бровей.

· Баба Яга - хранитель границы в мир мертвых.

Кстати, о границе. В древности человек в течение жизни умирал и рождался несколько раз. Любой рубеж в судьбе мыслился как смерть в старом качестве и рождение в новом. К примеру, инициация была смертью ребенка и рождением взрослого. Так что к Яге имеет смысл относиться, как к существу, способному провести вас туда и обратно. Или только туда.

Ко всем божествам и духам помельче славянин относился примерно так же, как и к людям. Триглав воспринимался чуть выше князя по человеческой иерархии, а к домовому и вовсе отношение было, как к члену семьи. Но это говорило не о неуважении к богам и духам, а скорее, о большом уважении к самому себе. Славянин был частью мира, ни больше, ни меньше.

Традиции и обычаи

Род и человек

Скажи мне, какого ты рода, и я скажу, кто ты.

У нас семья - это отец, мать, один-два ребёнка. Самое большее, есть ещё дедушка с бабушкой и дядя с тётей, да и те живут, как правило, где-нибудь в другом месте. Если же в семье трое детей, она считается многодетной. В древности, во-первых, все поколения семьи жили обыкновенно под одной крышей, да ещё где-нибудь неподалёку находилось семейное кладбище, так что в жизни семьи незримо принимали участие и давно умершие предки. Во-вторых, детей рождалось гораздо больше, чем теперь. Ещё в XIX веке, в условиях единобрачия, десять и более детей было обычным явлением. А у язычников, не забудем, богатому и состоятельному мужчине не считалось зазорным приводить в свой дом столько жён, сколько он мог прокормить... Представьте себе такой дом. в котором живут четверо-пятеро братьев с жёнами, детьми, родителями, бабушками, дедушками, дядями, тётями, двоюродными, троюродными... Целое общежитие, и все - родственники! Учёные-этнографы, изучающие жизнь самых разных народов, так и называют подобный родственный коллектив: БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ.

Каждый человек, живший в большой семье, ощущал себя в первую очередь не ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬЮ со своими собственными запросами и возможностями, как мы теперь. Он рассматривал себя главным образом как ЧЛЕНА РОДА. Он казался себе частичкой единого тела, единой души. Любой славянин мог назвать своих предков на несколько столетий назад и подробно рассказать о каждом из них, включая двоюродного племянника троюродного брата шурина своего прапрадеда. С предками были связаны многочисленные праздники, многие из которых уцелели до наших дней (Радуница, родительский день). Предки - чуры, щуры - хранили своих потомков, предостерегали их, являясь им в образе птиц (помните знаменитое "чур меня?").

Знакомясь и называя себя, всегда добавляли: сын такого-то, внук и правнук такого-то. Без этого имя было не имя: люди сочли бы, что человек, не назвавший отца и деда, что-то скрывает. Зато уж, услышав, какого ты рода, люди сразу понимали, как себя с тобой вести. Каждый род имел вполне определенную РЕПУТАЦИЮ. В одном люди исстари славились честностью и благородством, в другом встречались мошенники и задиры: значит, повстречав представителя подобного рода, следовало держать ухо востро. Человек знал, что при первом знакомстве его будут оценивать так, как того заслуживает его род. С другой стороны, он и сам чувствовал ответственность за всю большую семью. За одного набедокурившего отвечал весь род.

В ту эпоху повседневная одежда каждого человека представляла собой его полный "паспорт". Точно так, как по мундиру военного видно: какое звание имеет, каких наград удостоен, где воевал и так далее. В древности одежда каждого человека содержала огромное количество деталей, очень много говоривших о её обладателе: из какого он племени, какого рода, и массу других деталей. Глядя на одежду, сразу можно было определить, кто это такой и откуда, а значит, и как себя с ним вести. В древности точно такие же порядки существовали и у нас на Руси. До сих пор в русском языке сохранилась пословица: "По одежке встречают, провожают по уму". Только не все теперь знают, из каких отдалённых времён явилась эта народная мудрость. Обычно считается, что "по одёжке" видно, богат ли человек и со вкусом ли одевается. На самом деле всё гораздо серьёзней: впервые повстречав человека, "по одёжке" определяли его род и решали, как себя с ним вести.

В таком роду никогда не бывало ни всеми позабытых детей, ни брошенных стариков. Когда у кого-то случалась беда, родня - даже самая дальняя, которую мы назвали бы "седьмая вода на киселе" - готова была прийти на выручку. Отстроить сгоревший дом, поделиться имуществом и богатством, помочь отбиться от врагов, заступиться за обиженного. В древней Скандинавии случалось даже так, что суд решал спорное дело в пользу того, кто приводил с собой больше родни. И даже не потому, что родня эта являлась на суд с оружием... Мой род - моя крепость!

Зато любой ситуации человек должен был действовать так, как будет лучше для его рода. А свои личные интересы соблюдать только потом. Такое общество, в котором безраздельно властвует РОД, учёные называют ТРАДИЦИОННЫМ. Если познакомиться с основами древней традиции, окажется, что она совершенно четко нацелена на выживание рода. Никакого "индивидуализма" традиционное общество не признаёт. И, поскольку человечество не вымерло, значит, подобное положение большую часть людей худо-бедно устраивало.

Традиционное общество с некоторой натяжкой можно уподобить муравейнику. Природе всё равно, погибнет или будет жить данный конкретный муравей: лишь бы уцелел муравейник. Вот и человеческое общество на определённых этапах своего развития заботится не столько об индивидуальной судьбе отдельного человека, сколько о выживании общества в целом. То есть - рода.

Что из этого получалось?

Род, полностью определявший жизнь каждого из своих членов, временами диктовал им свою непреклонную волю в самых деликатных вопросах. Например, если два рода, жившие по соседству, решали объединить свои усилия, вместе отправляться на охоту или в море за рыбой, или отбиваться от врагов, - самым естественным казалось скрепить союз родственными отношениями. Если в одном роду был взрослый парень, а в другом - девушка, родственники могли попросту приказать им жениться. И всё! Никакие отговорки не принимались. Подумаешь там, "любит - не любит". Какие мелочи, если речь идет о благополучии рода! Стерпится - слюбится...

mirznanii.com

Языческие верования и обычаи древних славян

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа

Цель урока: развитие у учащихся первичных представлений о верованиях и обычаях восточных славян.

Задачи урока:

  • знакомство с верованиями древних славян;
  • освоение понятий язычество, капище, идол, религиозный обряд, волхвы;
  • совершенствование умений в области чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания;
  • обогащение лексического запаса и формирование эрудиции;
  • развитие образного мышления;
  • развитие интереса к изучению предмета.

План урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Оборудование, источники и т.п.
Актуализация знаний Консультирование по домашнему заданию; постановка вопросов для обсуждения; организация деятельности учащихся Ответы на вопросы, анализ предоставленного дидактического материала Раздаточный иллюстративный материал или компьютерная презентация
Постановка и формулировка проблемы Постановка вопросов для обсуждения, организация деятельности учащихся Формулировка проблемных вопросов Классная или интерактивная доска, тетради
Планирование деятельности Организация деятельности учащихся Планирование алгоритма решения проблемы, запись проблемных вопросов Классная или интерактивная доска, тетради
Решение проблемы и применение полученных знаний Комментированное чтение текста учебника; организация деятельности учащихся; сообщение дополнительной информации Комментированное чтение текста учебника; индивидуальная работа с материалом рубрики; словарная работа; работа с иллюстрированным материалом; ответы на вопросы учебника и проблемные вопросы Учебник, иллюстрированный материал к уроку
Рефлексия и оценивание Организация деятельности учащихся Ответы на вопросы учебника; ответы на вопросы рефлексивного характера; оценка урока Интернет, учебник, материал для оценивания урока
Домашнее задание Инструктирование, консультирование Индивидуальные задания 2-3, с.52. Общее задание на повторение материала раздела 2. Завершение индивидуальных проектов Учебник, русские народные сказки, Интернет

Ход урока

Актуализация знаний

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Расскажите о каком континенте мы говорили на прошлом уроке?

2. Как зовут девочку, которая рассказывала об этом континенте?

3. Что вам больше запомнилось из ее рассказа?

Постановка и формулировка проблемы

Чтение и обсуждение названия урока 8. Возможные задания и вопросы для обсуждения:

1. Как вы думаете, о чем нам предстоит узнать на этом уроке?

2. Какие слова мы можем назвать ключевыми для этого урока?

Примерные проблемные вопросы:

1. Каковы были верования древних славян?

2. Каким предстает мир в верованиях древних славян?

Проблемные вопросы могут быть записаны на доске или оформлены каким-либо другим способом.

Планирование деятельности

  • Чтение текста учебника.
  • Работа с иллюстративным материалом.
  • Ответы на вопросы учебника.
  • Поиск ответов на поставленные вопросы.

Решение проблемы и применение полученных знаний

Чтение текста урока 8.

По мере чтения на доске (или в тетрадях) выписываются основные понятия урока:

язычество, капище, идол, религиозный обряд, волхвы.

  • Чтение текста урока.
  • В процессе чтения текста урока учащимся предлагается проанализировать иллюстрации, на которых изображены леший и водяной (с. 47, 50):
  • Работа с текстом рубрики Р (с. 51) о славянских идолах.
  • Словарная работа со словом “идол”, “капище” (с.51)

В заключение работы с текстом урока можно организовать коллективное обсуждение репродукции картины Н. Рериха на с. 52, предложив для этого задание:

Рассмотрите репродукцию картины Н. Рериха “Идолы”, опишите, что вы видите. Составьте рассказ по картине.

  • Работа с понятиями, выписанными на доске в процессе чтения. Учащиеся должны объяснить смысл понятий.
  • Ответы на поставленные учащимися проблемные вопросы с опорой на прочитанный текст, текст рубрики и информацию, полученную от учителя (фронтальная или групповая работа).

Рефлексия и оценивание

Выполнение заданий и ответы учащихся на вопросы:

1. Расскажите, в каких богов и почему верили древние славяне.

2. Расскажите, с верованиями каких народов мира вы познакомились на предыдущих уроках.

Учитель может попросить детей оценить урок по системе, принятой в классе (смайлики, цветные карточки).

Домашнее задание

1. Найдите и прочитайте вместе со взрослыми сказку, где представлены персонажи верований древних славян. Подготовьте ее пересказ.

2. Общее задание на повторение: повторить новые понятия, изученные в разделе 2.

Приложение 1

Дополнительный материал для учителя

Происхождение славян

Славяне верили в свое происхождение от некоего прародителя. Например, некоторые племена считали своим прародителем Волка. Он считался могущественным защитником племени, пожирателем злых духов. Во время зимнего солнцестояния все мужчины этих племен во главе с языческими жрецами надевали волчьи шкуры (длаки), что символизировало превращение в волков. У звериного предка просили силы и мудрости. Позднее, с приходом христианства, словом "волкодлак", то есть облаченный в звериную шкуру, стали называть злого оборотня.

Боги и богини

Славяне населили мир разнообразными богами и богинями. Были среди них главные и второстепенные, могучие, всесильные и слабые, шаловливые, злые и добрые.

Во главе славянских божеств, стоял великий Сварог - верховный владыка Вселенной, бог неба и небесного огня, сын Рода. По поверьям древних славян, он разбивал лучами-стрелами небесный покров. Когда-то Сварог бросил на землю с неба кузнечные клещи, и с тех пор люди научились ковать железо. Он покровитель кузнецов. Его и самого представляли как молодого сильного кузнеца

Даждьбог - бог солнца, сын Сварога, весьма почитался славянами. Каждое утро он выезжает на колеснице, запряженной белыми огнедышащими конями. Его сестры - Утренняя Заря и Вечерняя Заря - поочередно выводят и заводят в конюшню коней Даждьбога. У него были две прислужницы, разгонявшие тучи и с помощью дождей очищавшие его лицо.

Молились славяне Роду и рожаницам - богу и богиням плодородия. Этот культ был связан с земледельческими занятиями населения и был, поэтому особенно популярен. Род - творец всего сущего, он “вдувал” в людей жизнь. Когда в семье хотели иметь детей, для Рода готовили особое жертвоприношение - кашу, сыр, хлеб и сладкий, сваренный на меду напиток. Вкусив это угощение, Род будто бы посылал в помощь людям верно служивших ему дев - рожаниц, которые и должны были позаботиться о приплоде. Лада - старшая из рожаниц, богиня красоты, любви, счастья, брака, плодородия и ее дочь Леля, богиня весны и первой зелени.

Бог Велес почитался у славян в качестве покровителя скотоводства, это был своеобразный "скотный бог". Считалось, что он способствует обогащению. В X веке именем Велеса клялись князья и их дружинники при заключении договоров с византийскими монархами. Праздник Велеса отмечался в начале января. К Велесу дня выпекалось особое печенье в виде домашних животных. Люди рядились в звериные маски, надевали на себя вывороченные тулупы.

Стрибог - бог-повелитель ветров. Стрибог может вызвать и укротить бурю. Мореплаватели молили Стрибога, чтобы он дал “ветра в парус”.

Стрибога обычно представляли в образе седовласого старика, обитающего на краю света, в глухом лесу или на острове посредине моря-океана.

Ярило - бог солнца, весенних гроз. Олицетворял собой весну, пробуждающуюся от зимней спячки природу. Ярило славянам представлялся в виде молодого юноши, ездившего по полям на белом коне: где Ярило проедет, там вырастет богатый урожай.

Единственным крупным женским божеством у славян была Макошь - богиня урожая, меры и судьбы. Её почитали, в основном, женщины. Она покровительствовала всем женским занятиям, в особенности прядению.

Со временем, уже по мере выдвижения в общественной жизни славян князей, воевод, дружин, начала великих военных походов, в которых играла молодая удаль зарождающегося государства, на первый план у восточных славян все больше выдвигается бог молнии и грома Перун, который к IX в становится главным небесным божеством.

Для поклонения своим богам славяне не строили храмов. Они совершали свои обряды в священных рощах, у священных дубов, где стояли деревянные, а иногда и каменные статуи языческих богов - идолы. Чтобы задобрить разгневанного бога или заручиться его милостью, ему в жертву приносили животных, а в особо важных случаях - даже людей.

Большую роль в жизни славянских племен играли языческие жрецы - волхвы, которые, по мнению славян, могут общаться с богами, творить заклинания и предсказывать будущее.

Злые и добрые духи

Но языческие представления не исчерпывались лишь главными богами. Мир был населен и другими сверхъестественными существами. Многие из них были связаны с представлением о существовании загробного царства. Именно оттуда к людям приходили злые духи - упыри.

А добрыми духами, оберегающими человека, являлись берегини. Славяне стремились защищаться от злых духов заговорами, амулетами, так называемыми "оберегами".

В лесу обитал леший и баба-яга, в глубине каждого озера или реки, по представлениям славян, жил водяной, у воды жили русалки. Славяне верили, что это души умерших выходящие весной насладиться природой.

Леший - дух леса, который живет в дупле старого дерева и наводит на людей ужас своими протяжными завываниям, жутким хохотом, стонами и плачем. Леший - хозяин леса и повелитель зверей. Выглядит он наполовину как человек, наполовину как зверь. На нем звериная шкура, на голове рога, а ноги кончаются не пальцами, а копытами. Глаза у лешего зеленые и светятся в темноте. По своему желанию он может быть то не больше гриба-мухомора, и тогда его не сыскать среди травы и палой листвы, а может стать вровень с самыми высокими и могучими лесными великанами-дубами, елями и соснами. Люди побаивались лешего... Если кто-то заблудился в лесу, потерял тропинку, которая вела назад, к дому, значит, в том виноват лесовик. Это он сбивает человека с пути, заставляет его кружить и плутать в глухой чаще на одном и том же месте.

Водяной - дух рек и озер. Славяне считали, что он для запугивания людей громко хохотал, хлопал в ладоши. Мог подражать речи человека или животных (ухал, крякал, стонал, выл, блеял и пр.). Любил заманивать путников в свой подводный дворец. Выглядел он так: на пухлом лице горящие красные глаза-уголья, хвост рыбий, тело покрыто черной чешуей и тиной, вместо рук - лапы с перепонками. Думали, что водяной обладает способностью к превращениям и оборачивается то бревном, то рыбой, то свиньей, коровой или собакой. Любил ездить верхом на соме, которого за это прозвал “чертов конь”. Место жительства выбирал глубокое, любил селиться под мельницами, и друживший с ним мельник ежегодно приносил водяному в жертву свинью.

Славяне считали, что каждый дом находится под покровительством домового, которого отождествляли с духом своего родоначальника, пращура, или щура, чура. Когда человек считал, что ему грозят злые духи, он призывал своего покровителя - домового, чура, защитить его и говорил: "Чур меня, чур меня!"

Презентация.

Список литературы

1. Данилова, Г. И. Мировая художественная культура. 5-6 кл. [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. И. Данилова. - М.: Дрофа, 2007. – С. 103-114,116-131.

2. Емельянова, Т. В. Основы мировых религиозных культур. 4 класс. Методическое пособие к учебнику Р.Б. Амирова, О. В. Воскресенского, Т. М. Горбачёвой и др. “Основы мировых религиозных культур” [Текст] / Т. В. Емельянова, К. В. Савченко, Т. Д. Шапошникова. – М.: Дрофа, 2013. – С. 112-117.

3. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики: Основы мировых религиозных культур. 4 кл. (4-5 кл.) [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений / Р. Б. Амиров, О. В. Воскресенский, Т. М. Горбачева, Б. У. Китинов, Б. А. Малышев, Н. Г. Пропирный, К. В. Савченко, К. Т. Сергазина, Т. Д. Шапошникова; под ред. Т. Д. Шапошниковой. – М.: Дрофа, 2012. – С. 46-52.

4. Преображенский, А. А. История Отечества. 6 класс. [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Преображенский, Б. А. Рыбаков - М.: Просвещение, 2002. – С. 12-13.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также